1 структура функции экономической теории. Шпаргалка: Предмет, функции и структура экономической науки


Предмет, функции и структура экономической науки.

Экономическая теория занимает особое место в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Жизнь любого цивилизованного человека пронизана экономикой. Она требует понимания экономических закономерностей и владения экономическим мышлением, что позволяет самостоятельно принимать экономически взвешенные хозяйственные решения.

Слово экономика является производным от греческого - искусство ведения домашнего хозяйства. В современном мире это понятие представляет собой, по меньшей мере, три основных значения:

1) совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей (народонаселения, труда, управления);

2) хозяйственная деятельность людей или хозяйство отдельного района, страны, группы стран (экономика г. Томска, экономика России, мировая экономика и т. д.);

3) научные дисциплины, изучающие области хозяйственной жизни общества. В последнее время понятие «экономическая наука» употребляют для классификации дисциплин и предметов, связанных с экономикой: экономика промышленности, экономика труда, экономика туризма, а также бухгалтерский учет, аудит, математическая экономия и т. д.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Выдающийся экономист П. А. Самуэльсон в своей Нобелевской лекции (1972) сформулировал значение экономики следующими словами: "…Экономика как наука длительное время развивалась в отрыве от проблем экономики как объекта исследования. Действительно, только в последней трети нашего века, уже в период моей научной деятельности, экономическая теория начала активно претендовать на то, чтобы приносить пользу бизнесмену-практику и государственному чиновнику".

Экономическая наука представляет единую систему, в которой выделяют два основных направления:

Экономическую теорию – политическую экономию с охватом финансовых наук;

Конкретные экономические науки (учение об организации и экономике производства), например, экономику целой отрасли национального хозяйства или сферу финансов; или экономику на стыке с другими дисциплинами (экономическую географию, экономическую психологию и т. д.).

Экономическая теория – наука общественная, она исследует связи.и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Но в отличие от социологии и философии, рассматривается не общество в целом, а лишь сфера его экономической жизни, хозяйственные связи и экономическое поведение людей (например, денежные доходы, ценообразование, безработица и инфляция, бедность, неравенство и т. д.).

Объектом исследования экономической науки являются экономические явления, субъектом – человек, группа людей, государство, предметом – жизнедеятельность людей и проблемы эффективного хозяйствования.

Основная задача экономической теории дать не просто описание, а показать их взаимообусловленность и взаимосвязь экономических явлений и событий.

Функции экономической науки : познавательная, методологическая, образовательная, практическая.

Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности. На основе наблюдаемых.в прошлом явлений и взаимосвязей формируется и реализуется политика. Каждое общество выстраивает свои правила, законы и правовые нормы хозяйствования. По странам они резко различаются и проявляются в разных формах налогов, постановлений государственных учреждений, монетарной.и фискальной политики.

Экономическая наука условно подразделяется на

– микроэкономику – за основу берется наименьшая хозяйствующая единица (отдельный потребитель, фирма), а также взаимовлияние между субъектами хозяйственной деятельности, которое проявляется в ценах на товары и услуги;

– макроэкономику – исследование экономики страны в целом, ее экономических закономерностей для принятия политических решений. Главное внимание уделяется национальному доходу общества, проблемам занятости, темпам инфляции, направлениям правительственных доходов и расходов. Макроэкономический анализ нацелен на достижение полной занятости, стабильности цен, эффективный экономический рост.

В последнее время экономисты выделяют еще два раздела экономики:

– мезоэкономику – рассмотрение подсистем национальной экономики или целого комплекса отраслей, регионов, и т. д.;

– мегаэкономику – изучение законов и поведения мировой экономики.в целом.

Макроэкономические и микроэкономические процессы так тесно взаимосвязаны, что зачастую их трудно разделить. От того, насколько полно они учитываются при анализе экономики, во многом зависит результативность предложений и рекомендаций экономистов.

Экономика тесно связана, а иногда и взаимодействует с правовыми, науками, социологией, экономической психологией, физиологией труда и т. д. Экономическая наука является ядром экономической политики, если эта политика стремится быть научно обоснованной.

1.2. Методы исследования экономических явлений

Изучение экономической теории приводит к пониманию между различными, на первый взгляд не связанными явлениями. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод в самом широком смысле можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, которая включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования. Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика. Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики. Простейшей категорией формальной логики является понятие. Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия. Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи суждений выступает умозаключение. Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания выводится конечное знание. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм. Формальная логика характеризуется обширным набором методов и приемов познания. Важнейшие из них: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

Чтобы пройти путь от разрозненных фактов к выработке стратегически правильного решения, необходимо провести методологически верный экономический анализ.

Методология экономической теории – это общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единая философская основа. Методологию необходимо отличать от методов – совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Основные методы исследования в экономике приложимы и к ее отраслевой направленности. Среди них выделяют общенаучные и частные.

Общенаучные методы:

– Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов. Это означало, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

– Материалистический подход к изучению экономических процессов означал не только объективное признание существования реального мира. В соответствии с материалистическим подходом главным действующим субъектом исторического процесса выступает занятый производственной деятельностью общественный человек. Структурообразующим элементом был провозглашен способ производства материальных и духовных благ, определяющий юридическую и политическую надстройку, формы общественного сознания.

– Метод абстракции предполагает отвлечение исследователя от всего второстепенного в исследуемом явлении, чтобы полнее сосредоточиться на сущностных характеристиках. Таким образом, возникают абстрактные понятия: производство вообще, товар, потребности и т. д. При помощи абстрактного мышления происходит раскрытие сущностных экономических явлений, что влечет за собой появление логических понятий. Логические понятия, отражающие наиболее существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями .

– Сочетание исторического и логического. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование не всегда зеркально отражает историческое развитие процесса. Историческое описание всегда перегружено несущественными подробностями, которые не влияют на логику развития процесса. Поэтому из всей совокупности явлений и процессов необходимо выделить наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для возникновения более сложных. Например, логической основой для зарождения рыночных отношений является простой обмен.

Частные методы:

– Наблюдение и сбор фактов. Прежде чем теория может стать основой для принятия решений в экономической политике, необходимо собрать данные, касающиеся экономической проблемы.

– Анализ – это мысленное разложение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое.

– Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются с помощью синтеза (сложения). Анализ и синтез – взаимодополняющие друг друга методы. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта.

– Дополнительно можно выделить нормативный и позитивный анализ. Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование экономических явлений, а нормативный предлагает ответы на вопрос, как должно быть. Например: позитивный анализ – США богаче, чем Россия, а нормативный анализ – необходимо сократить денежную массу в стране, чтобы снизить инфляцию.

– Метод индукции и дедукции. Путем индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция дает возможность из общих выводов сделать частные заключения. Оба метода применяются в логическом единстве.

– Важную роль в формальной логике играет сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Оно широко используется при систематизации и классификации понятий, т. к. позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.

– Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

– Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и при его завершении. Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называются явными, если нет – то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. Научная теория состоит из ядра и защитного пояса. Ядро включает наиболее фундаментальные положения теории; защитный пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизируют теорию, расширяя область ее применения. Доказанные гипотезы сливаются с ядром, недоказанные служат объектом полемики с оппонентами, защищая ядро теории. Например, ядром марксизма являются трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, а их защитным поясом – закон тенденции нормы прибыли к понижению.

– Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства. Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа доказательства (демонстрации). Существуют различные виды доказательств. В зависимости от целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства – прямые и косвенные, теоретические и эмпирические.

– Математические методы позволяют выявить количественную сторону явлений.

– В экономических исследованиях часто используются статистические методы, отражающие экономические явления в цифровых значениях.

Особую роль играет метод экономико-математического моделирования. Этот метод получил широкое распространение в XX в. Модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи.

При этом в моделях используются определенные допущения . Допустим, что цена на мебель выросла, а на все остальные товары, сырье и ресурсы осталась прежней… В таком случае данная ситуация приведет к росту прибылей производителей только мебельной отрасли. Однако в реальном мире такая «чистота» эксперимента недостижима. Поэтому экономисты, изучающие рынок мебели принимают за возможность наличия «прочих равных условий ».

В качестве примера одной из экономических моделей можно привести модель рационального потребителя . Рациональный потребитель стремится купить товары с максимальной пользой для себя. Он будет абсолютно уверен в необходимости любой покупки, т. к. неоднократно оценит свою потребность в этой покупке.

Другим простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков . Большая опасность данного метода кроется в возможном отрыве модели от жизни. Необходимо помнить что модель – это упрощение того «что есть», а не того, как «должно быть».

– Большинство моделей выражаются графически и математически.с помощью математических уравнений и формул. Поэтому графический метод также может быть отнесен к экономической методологии.

– Иногда экономисты используют метод проведения эксперимента. Эксперимент – постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Например, в рамках группы работников отрабатывается новая система оплаты труда и т. д. Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее. Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов. Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

Однако необходимо помнить, что экономическая наука социальна по своей природе, связана с общественным поведением людей, что ограничивает возможность проведения широкомасштабных экспериментов и возможность бездумного перенесения результатов одного эксперимента на другие области экономической жизнедеятельности людей.

– Системный подход. Благодаря сочетанию различных методов обеспечивается комплексный подход к изучению сложных (многоэлементных) объектов в экономике. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение разрозненных элементов. Важность системного подхода заключается в том, что вся экономика состоит из множества больших и малых систем

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни.

Предмет, структура, методология и функции экономической теории

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Структура экономической теории.

1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).

Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.

Методология.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

Функции экономической теории:

1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.

Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.

Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

Главным богатством общества являются деньги.

Источником богатства служит сфера обращения

Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

Марксистская экономическая теория.

Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 -) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

Линия экономикс.

Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

Кейнсианское направление. Основатель Джон Кейнс. Основная идея рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

Раздел 2. Общие проблемы экономической теории.

Потребности общества и их виды? Ресурсы и факторы производства.

1. Потребность – это недостаток или нужда в чём-то необходимым для жизнедеятельности людей. Человеческие запросы развиваются вместе с изменением экономики и культуры общества. Создание полезных вещей способствует удовлетворению разнообразных нужд людей. НТП (научно технический прогресс) на предприятиях обновляет предметный мир и уклад жизни членов общества, вызывает у них качественно новые потребности. Всю историю экономики мы можем рассматривать как историю формирование потребностей. Современная цивилизация знает несколько уровней потребностей.

1. Физиологические нужды. Пища, вода, одежда, жильё.

2. Защита от внешних врагов, преступников, помощь при болезни, защита от нищеты.

3. Общение с людьми, имеющие те же интересы, в дружбе, любви.

4. Уважение со стороны других людей, самоуважение.

5. принцип саморазвитии (совершенствование возможностей, способностей человека).

Пирамида потребностей в какой-то мере отражает ступени становления и развития отдельной личности. Одно дело появившийся на свет младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды и совершенно другое например студент у которого формируется весь комплекс нормальных человеческих запросов.

Социально экономический прогресс общества проявляется в возвышении потребностей. Этот процесс идёт по двум направлениям. По горизонтали. Сложившиеся запросы распространяются среди всей массы населения. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Потребности изменяются по вертикали в этом случае происходит переход от нисшего их уровня к качественно более высокому. Запросы высшего порядка – интеллектуальные, социальные. Они безграничны. Уровень потребностей заметно возрастает при смене поколений. Поэтому вся совокупность общественных потребностей является конкретным ориентиром созидательной хозяйственной деятельности. При этом приходиться учитывать как традиционные, так и вновь возникающие вопросы людей.

Ресурсы, факторы производства – потребности и ресурсы образуют основы любой экономики.

Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных, духовных, сил которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг, других ценностей. В экономической теории ресурсы делятся на четыре группы.

1. Природные – это потенциально пригодные для применения в производстве естественной силы и в-ва среди которых различают исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и не возобновляемые.

2. Материальные – это ресурсы созданные человеком, средства производства, которые сами являются результатом производства.

3. Трудовые – это население в трудоспособном возрасте с 14 – до 50 лет которое обычно оценивается по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-кваликафиционному, культурно-образовательному.

4. Финансовые – денежные средства которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от до индустриальной к индустриальной и от неё к постиндустриальной технологии. В до индустриальном обществе приоритет принадлежит природным ресурсам и трудовым ресурсам, в индустриальном к ним добавляются ещё и материальные, постиндустриальном интеллектуальные и информационные ресурсы.

Природные материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название базовых, возникшие на рыночной ступени финансовые ресурсы стали называться производными. Наряду с понятием ресурсы производства экономическая теория оперирует такими понятиями как факторы производства.

Факторы производства – это экономическая категория обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Факторы производства – это производящие ресурсы. В экономической теории существует три основных фактора производства. 1. Земля: означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Б. В ряде отраслей в рыбной добывающей, аграрной земля есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и предметом труда и средством труда. В пределах всей экономики земля может выступать и как объект собственности. 2. Капитал – это материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства. 3. Труд – это та часть общества как экономическое население, которое охватывает только трудоспособное население, занятое в производстве. Фактор труд включает и предпринимательство – это уважаемая во всём мире деятельность требующая способности к организации производства, умение ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Каждый фактор производства способен принести владельцу доход. Капитал приносит процент – труд зарплату, а земля ренту.

Сущность производства. Производство – это деятельность человека посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Потребности человека безграничны, постоянно растут, т.е. в экономической теории тенденция роста представляет собой закон возвышения потребностей. Рост потребностей постоянно подстёгивает производство. Назначение производства – это удовлетворение потребностей человека и общества, достигается это в ходе взаимодействия человека и природы, а поскольку активной стороной в таком взаимодействии выступает человек, то ещё один вывод сам собой напрашивается: производство это процесс преобразования природы человеком, т, е. Животные приспосабливаются к природе, а человек приспосабливает её к себе. Совокупность всех сил используемых человеком в процессе производства в экономической теории обозначается понятием производственные силы.

Различают два уровня производства индустриальный, общественный. Индивидуальное производство – деятельность в масштабах основной производственной единицы, фирмы, предприятия. Общественное производство означает всю систему производственных связей между предприятиями т.е. отраслями и предприятиями.

Различают два типа развития производства. Интенсивный и экстенсивный. Экстенсивный путь происходит за счёт количественного прироста уже используемых средств производства. Интенсивный за счет качественного обновления средств производства. В ходе производства предприятие испытывает воздействие двух противоположных тенденций укрупнение и разрушения.

Концентрация производства – это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, она осуществляет производство и прирост к выпуску продукции массовый масштаб.

Кризис производства – это временное падение объёма производства в результате перепроизводства товаров, несоответствующим натуральным потребностям или платёжеспособным возможностям общества. Производство всегда имеет вид воспроизводства под которым понимают непрерывно возобновляемый процесс производства. Воспроизводство придает производству циклический характер.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru

Рассмотрение истории экономической мысли показало нам процесс выбора объекта и предмета исследования. Сотни проблем волновали экономистов. Но постепенно выкристаллизовался и объект, и предмет экономического анализа.

Объектом внимания и заботы экономистов выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах. Концентрируясь на решении экономических проблем, нельзя отвлечься от уровня технологии и организации дела, нельзя забывать о правовых рамках и системах управления о состоянии общественной морали и правопорядка. Таков широкий объект интересов экономической теории.

Конкретный предмет изучения экономической теории сложился в виде специфического круга общих экономических проблем и закономерностей: благосостояние народа и источники доходов нации; воспроизводство материальных благ и услуг; кругооборот капитала и доходов; роль формы собственности в присвоении труда и его результатов; оценка полезности и ценности продуктов труда; земля, труд, капитал, предпринимательские способности как факторы воспроизводства богатства и основы его распределения. Эти и другие проблемы не рассматривает никакая другая наука кроме экономической теории. Предмет экономической теории можно выразить в следующей схеме на рис. 1.2.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Распределение Обмен
Производство Потребление
Материальный капитал Человеческий капитал
Природные ресурсы в т.ч. редкие
Естественная среда

Рис.1.2. Предмет экономической теории

Структура экономической теории и, соответственно, программа учебного курса включает четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями. Учебный курс завершается кратким изложением целей и хода экономических реформ в России как практического воплощения новых экономических позиций и взглядов руководства страны.

Изучение экономической теории имеет смысл и значение для будущих специалистов, если они осознают три главные функции теории.

Первая функция - познавательная. Усвоив основные понятия и категории экономической науки, вы можете понимать и объяснять происходящие экономические процессы. В чем причины инфляции и как ее победить? Как не стать безработным? Как образуется и накапливается капитал? Что такое заработная плата и как ее увеличить? Эти вопросы изучает и проясняет экономическая теория.

Вторая функция - практическая . Знание экономической теории облегчает организацию бизнеса и помогает в решении сотен практических проблем. Как повысить полезность и конкурентоспособность Ваших товаров? Как сохранить капитал и куда вкладывать свободные средства? Как повысить прибыльность производства и сбыта? Как уменьшить дефицит местного и государственного бюджета? Как говорится, нет ничего практичнее хорошей теории.

Третья функция - прогностическая . Зрелая наука способна не просто объяснить прошлое и настоящее, но и предвидеть будущие следствия проводимой политики или принимаемых важных решений. Зная закономерности экономических процессов, можно уменьшить риск будущих потерь или увеличить выигрыш.

Экономическая теория отражает жизненные интересы миллионов людей, их проблемы и устремления. Главные жизненные проблемы конкретных людей выступают и главными проблемами экономической теории.

Во-первых, как поддержать и увеличить материальный достаток, благосостояние народа? Чтобы не было нищеты и голода! Чтобы была достойная работа и достойный заработок! Чтобы укреплялись общественный порядок и безопасность! Чтобы расширялись возможности для обогащения качества жизни всех социальных слоев общества!

Во-вторых, как повысить эффективность работы предприятий любого типа, семейных и коллективных, частных и государственных? Какова величина и структура издержек, по каким ценам реализовать товары, как получить прибыль, как распределить ограниченные ресурсы - все это проблемы эффективного предпринимательства.

В-третьих, важно обеспечить возможности для полной и продуктивной занятости. Безработица унижает и деквалифицирует человека, а иного толкает на путь преступлений или на дно социального нищенства. У общества достаточно ресурсов и возможностей для решения проблемы безработицы.

В-четвертых, обществу нужна экономическая стабильность и рост. Россия и россияне сполна хлебнули горя из чаши глубочайшего экономического кризиса 1992-1998 годов. Надежды на экономическую стабилизацию и рост должны подкрепляться соответствующей экономической политикой и возрастанием предпринимательской активности народа. Иначе из кризиса не выбраться. А значит, невозможно решить и все предыдущие проблемы.

Экономическая теория раскрывается через ряд взаимосвязанных терминов, понятий и категорий. Каждый экономический термин отражает какое-то экономическое явление или его свойства и связи. Например, термины стоимость, цена, деньги, капитал, прибыль, рента присущи только экономической науке и в ней получают определенное значение и смысл.

Общие свойства или связи экономических явлений выражаются в понятиях обобщенных логических суждениях, объединяющих группу связанных терминов. Так, понятие полезность раскрывает такое общее свойство товаров как их способность удовлетворять потребности человека, как эффект удовлетворения потребностей.

Узловые экономические понятия получают в теории статус категории . Так, капитал как экономическая категория выражает способность запаса ценностей увеличивать доход в любой форме, будь то торговый, промышленный или банковский капитал. Но в категории капитал переплетены взаимосвязи таких экономических понятий как основной и оборотный капитал, амортизация капитала, накопление капитала и т.д.

Каждая наука получает завершенный вид лишь тогда, когда формулирует закономерности развития и функционирования своего объекта. Экономистами выявлены такие общие экономические законы, как закон возвышения потребностей или закон повышающейся производительности труда. В исследованиях рыночных механизмов определены функции и действие закона стоимости, законов спроса и предложения. В каждой сфере экономической деятельности - в производстве, в распределении, в обмене и потреблении выявляются устойчивые причинно-следственные и функциональные взаимозависимости как закономерности.


Похожая информация.


Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики : это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

  • — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
  • — раздел экономической теории, который изучает функционирование в целом.

В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.

В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.

Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.

Основные макроэкономические цели:
  • Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
  • Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.
  • Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.
  • Достижение равновесного внешнеторгового баланса.

Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

Её основными видами являются:
  • Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
  • Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
  • Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
  • Социальная политика
  • Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

Нормативный и позитивный подход в экономике

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

И сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:
  • к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;
  • при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;
  • какова будет цена ее достижения
Кроме того позитивный подход предполагает:
  • объяснение и прогнозирование экономических явлений;
  • изучение общеэкономических закономерностей;
  • выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

Экономические показатели: поток и запас

Экономисты различают показатели, измеряемые за определенный период времени, то есть имеющие размерность потока , и показатели, измеряемые на момент времени, то есть имеющие размерность запаса .

Фактор времени играет большую роль в экономике. Так ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования.

Дисконтирование — это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.

В экономической теории различают номинальные и реальные величины . Номинальные характеризуют стоимостные экономические показателив действующих, текущих ценах . Поскольку цены подвержены изменениям, то часто перед началом анализа у показателей устраняют влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен , называют реальными . Так в экономической теории различают реальную и номинальную заработную плату. Номинальная зарплата это зарплата в денежном выражении, а реальная — это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.

В экономической теории выделяют три периода времени:
  • Мгновенный — когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными
  • Краткосрочный — когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие — как переменные
  • Долгосрочный — когда все факторы рассматриваются как переменные

Экономика — это общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества — поэтому тесто связана с другими общественными науками: социологией, юриспруденцией, психологией.

Основные методы исследования экономической теории

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

— это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

  • Метод научной абстракции
    Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
  • Метод функционального анализа
    Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
  • Метод графических изображений
    Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
  • Метод сравнительного анализа
    Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
  • Метод Экономико-математического моделирования
    Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
  • Индуктивный и дедуктивный методы
    Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
  • Метод позитивного и нормативного анализа
    Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
  • Практические мероприятия
    Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

Ошибки научного анализа

При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
  • Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".

Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же в целом по стране приведет к росту цен, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.

  • Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".

Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .

Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий , поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания и рост доходов населения.

Функции экономики

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины происходило в XVIII в., хотя ее предыстория уходит вглубь веков. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.

Согласно современному пониманию - это наука о законах и закономерностях отношений людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных благ и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. Такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития этой науки.

Как и всякая наука экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть , формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию : на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

См.Также

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1.1 Предмет, структура, функции и методы
экономической теории

Предмет экономической теории как общественной науки
о производственных отношениях между людьми
в условиях ограниченных ресурсов

Экономическая теория состоит из двух больших блоков: микроэкономики и макроэкономики.
Микроэкономика - экономика на уровне человека, семьи, предприятия (фирмы), отрасли. Она изучает поведение субъектов на рынке, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, исследует также отношения между производителями и государством. Ядром микроэкономического анализа выступает фирма (предприятие).
Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйственных субъектов экономики - домохозяйств и фирм, анализируя которые, она стремится объяснить причины и факторы, обусловливающие принятие тех или иных решений, а также указать последствия принятия этих решений на рынке.
Данный блок тесно связан с макроэкономикой. Если использовать образное выражение, то можно сказать: макроэкономика - это лес с высоты птичьего полета, а микроэкономика - деревья этого леса.
Целью экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества.
С одной стороны, макроэкономика (от греч. makros - большой) - это совокупность таких форм хозяйствования, которые охватывают национальную экономику в целом. При этом под понятие «национальная экономика» принято подводить хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования разных наций в пределах определенного государства .
В отличие от микроэкономики, которая изучает главным образом поведение отдельного хозяйствующего субъекта, макроэкономика исследует систему как целое и ее важнейшие составные элементы, такие как совокупное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, внешней торговли, функционирования государственного сектора и др.
Макроэкономика анализирует не только структурные компоненты национальной экономики. Ее главная цель - исследование взаимосвязей между общеэкономическими явлениями и процессами (в масштабах национальной экономики).
Всю макроэкономическую систему хозяйствования объединяют следующие конструирующие элементы:
1) тип общей совместной собственности. Общее совместное присвоение представляется в виде государственной собственности;
2) народнохозяйственная целостность, базирующаяся на общем(национальном) разделении труда, которое делает взаимосвязанными все крупные сферы, отрасли производства и экономические регионы (относительно самостоятельные территориальные подразделения) страны;
3) макроэкономика образует единое экономическое пространство, которое скрепляется общей денежной системой.
С другой стороны, макроэкономика - это теория рационального использования ограниченных ресурсов, исследующая и изучающая экономику в целом. В центре внимания макроэкономики такие проблемы, как: обеспечение устойчивого роста экономики, полной занятости ресурсов, минимизация инфляции и уровня безработицы, оптимизация внешнеэкономических связей и отношений в стране.
Взаимосвязь экономической теории и экономики представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязь экономической теории и экономики

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра-ботки и эмпирической адаптации.
Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений общества.
До 90-х годов ХХ века в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по-литэкономия. И поэтому мировая экономическая мысль концаХIХ- начала ХХ века изучалась многими недостаточно, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи-сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Предметом исследования политэкономии в соответствии c классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.
В настоящее время представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория вы-ступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.
Предмет экономической теории представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Предмет экономической теории

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег.
Итак, общепризнанного определения предмета экономической теории нет, но, большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, предприятия (фирмы).
Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.

Мировоззренческие, общие научные, частные методы исследования

Экономическая теория, как и любая другая наука, не может ограничиваться лишь созерцанием окружающей нас действительности. Метод экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений, людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.Совокупность методов, использующихся в экономической теории, представляет собой методологию .Сущность мировоззренческих методов исследований состоит в простом созерцании и изучении текущих процессов и явлений.Экономические процессы и явления рассматриваются как в динамике, так и в статике.Экономическая теория в большей своей части пользуется общенаучными методами познания. Существуют следующие методы экономической теории: метод познания, изложения, анализ, синтез, индукция, дедукция, графический метод.
Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Это достигается путем движения мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.
При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга.
При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое.
Индукция представляет собой способ исследования, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения .
Дедукция - способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям.
Графический метод основан на создании графиков. Графики представляют собой изобразительное средство наглядной иллюстрации функциональной зависимости и связей между различными экономическими факторами.
Частные методы исследования применяются в зависимости от конкретной сложившейся ситуации.

Структура и функции экономической теории

В рамках экономической теории изучаются вопросы, касаемые микроэкономических и макроэкономических процессов общественной жизни, проблем мировой экономики.
На рисунке 3 представим основные функции экономической теории.

Рис. 3. Функции экономической теории

Существует ряд функций, выполняемых экономической теорией:
1) познавательная;
2) методологическая;
3) практическая;
4) мировоззренческая;
5) прогностическая.
Познавательная функция заключается в познании явлений социально-экономической жизни общества, методологическая - в определении методов исследования, практическая - в определении способов практического применения тех или иных методов исследования для реально существующей ситуации в экономической жизни общества и государства.
Мировоззренческая функция заключается в формировании определенного экономического мировоззрения, взгляда на окружающую действительность.
Прогностическая функция заключается в разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов той или иной ситуации.

Место экономической теории в системе экономических наук

Обратим внимание на традиционно сложившийся подход к определению экономической науки. Суть его сводится к тому, что экономическая теория призвана заниматься изучением причин материального благосостояния. При этом слова «матери-альный» и «экономический» используются как синонимы. Можно сказать: все, что связано c развитием материального производства и обменом продуктами, должно быть отнесено к предмету эконо-мической теории, остальное же должно остаться за ее рамками. Но так ли это? Возьмем заработную плату столяра и музыканта. Труд первого вызывает рост материального благосостояния, труд второ-го - нет. Но труд и того, и другого получает оценку в виде заработ-ной платы и вступает в кругооборот обмена. Теория заработной платы применима к обоим случаям. Концепция заработной платы, игнорирующая суммы, которые выплачиваются за нематериаль-ные услуги, не позволяет создать общую теорию процесса форми-рования богатства. Она разорвала бы единство процесса обмена. Труд и плотника, и музыканта является объектом спроса, потому что он обладает ценностью для экономических субъектов.
В современном мире экономическая теория занимает особое место среди экономических наук, являясь первоисточником экономических знаний.