Социально-экономическая характеристика республики бурятия. Отсутствие ярко выраженной экономической специализации региона

12:52 — REGNUM По итогам прошлого года и первого квартала года текущего Бурятия заняла первое место в стране по темпам падения промышленности, заявила на заседании в Народном хурале республики депутат Екатерина Цыренова . По ее словам, падение составило 26,5%. При этом, добавила депутат, в еще одном сибирском регионе — Республике Алтай — объемы промышленного производства увеличились почти в полтора раза.

«Сегодня суммарная доля производства составляет только 25% нашего валового продукта, а сфера слуг в экономике более 30%, — сказала парламентарий на заседании совета Народного хурала в рамках рассмотрения реализации республиканского закона о промышленной политике. — Это означает, что мы давно превратились в республику, в экономике которой главное место занимают торговля и менеджмент, то есть управление. Промышленные предприятия не имеют собственных ресурсов для модернизации и расширения производства. Налоговые отчисления в консолидированный бюджет уменьшились на 2,6 млрд рублей, число работников сократилось на 3670 человек».

Первый заместитель министра промышленности и торговли Бурятии Алексей Унгаев уточнил, что в 2016 году доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте составила 17,4%, а индекс промышленного производства — 88%.

«В прошлом году в обрабатывающее производство региона удалось привлечь свыше 1,5 млрд рублей инвестиций, — сказал Унгаев. — На крупных предприятиях продолжается техническое перевооружение и модернизация производства. Сегодня насчитывается более 10 585 высокопроизводительных рабочих мест. Как результат модернизации и технического оснащения производства отмечается высокая производительность труда на предприятиях машиностроения и лесопромышленного комплекса».

В настоящее время действуют инвестиционные соглашения с тремя промышленными предприятиями, которым была оказана господдержка на сумму 196,4 млн рублей. Импортозамещающую продукцию в республике выпускают пять предприятий, они выпустили продукции на 4 млрд рублей.

Председатель Союза промышленников и предпринимателей Бурятии, депутат Народного Хурала Леонид Белых обозначил направления, на которые следует ориентироваться. По его мнению, добывать бериллий, цинк и свинец пока нецелесообразно, поскольку нет развитой инфраструктуры. Заводы, обслуживающие военно-промышленный комплекс России, постепенно будут переходить на частичное производство гражданской продукции: к 2025 году ее объем должен составлять треть продукции заводов. Развитие крупных предприятий, по его словам, «требует серьезного лоббирования их интересов во властных структурах Министерства обороны Российской Федерации». Другая точка развития — формирование кластера биофармтехнологий. Также депутат обратил внимание на необходимость проводить маркетинговые исследования рынка для бизнеса.

В ходе заседания члены совета пришли к выводу, что в Бурятии в следующем году необходимо создать координационный орган по вопросам промышленной политики республики.

Комментируя для ИА REGNUM статистические позиции бурятской промышленности, экономист Станислав Савельев отметил, что «в общественном сознании существует штамп и даже предрассудок о том, что надо обязательно развивать промышленное производство, что без этого немыслима региональная экономика».

«Обыватели нередко оценивают губернаторов по количеству работающих или запущенных заводов. При этом надо понимать, что структура экономики меняется, и в ряде случаев вовсе не обязательно иметь промышленные предприятия для гармоничного развития местного сообщества. Если опираться на данные, которые приводит в своем выступлении Екатерина Цыренова, то получается, что Бурятия вообще-то развивается в глобальном тренде, то есть здесь возникли предпосылки для постиндустриального, или, как его еще называют, информационного общества, когда доля сферы услуг, сферы, работающей с информацией, начинает превалировать над долей занятых в промышленном производстве», — отметил эксперт.

Однако, добавляет Савельев, развитие постиндустриального общества вовсе не означает, что в экономике не будет проблем.

«Просто искать корень этих проблем следует, видимо, по-новому, и понять, что экономические трудности возникают не из-за сокращения промышленного производства, а, например, из-за кадров, логистики, развитости инфраструктуры, информационного неравенства», — говорит он.

Отметим, что, по данным службы статистики, индекс промышленного производства по Сибирскому федеральному округу в январе-июне 2017 года по сравнению с соответствующим периодом 2016 года составил 103,2%. Рост промышленного производства наблюдался во всех регионах, кроме Бурятии (индекс производства составил 73,6%) и Забайкальского края (98,7%). Наибольший рост промышленного производства отмечен в Республике Алтай (147,8%).

В регионе продолжается начавшийся в 2012 году инвестиционный спад — в прошлом году объем инвестиций в основной капитал составил 30,8 млрд рублей, что меньше почти на 22% показателей предыдущего года. За последние пять лет инвестиции сократились практически вдвое. Некоторый рост инвестиций в ряде отраслей обеспечивается за счет бюджета, а вот сельское хозяйство, строительство, операции с недвижимостью серьезно «проседают». Также заметно, что бизнес избегает кредитоваться.

Прочие отрасли составляют 20,9 % в структуре ВРП региона.

Согласно оценке правительства Бурятии социально-экономического развития республики на плановый период до 2015 года, к 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) увеличится по сравнению с 2011 годом на 16,2 - 20,6 процентов. По более оптимистичному сценарию ВРП может достичь 236,3 миллиардов рублей, что составит 120,6 процентов к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. В производстве и распределение электроэнергии, газа и воды темп роста прогнозируется на уровне 121,9 - 128,7 процентов. Темп роста инвестиций в основной капитал в 2015 году к уровню 2011 года прогнозируется на уровне 120,9 - 136,9 процентов. Среднедушевые денежные доходы увеличатся к уровню 2011 года в 1,2 - 1,3 раза и составят порядка 18,6 - 19,9 тысяч рублей. Ежегодный рост реальных располагаемых денежных доходов до 2015г составит 1,7 - 4,2 процента .

Топливно-энергетический комплекс играет особую роль в обеспечении устойчивого и эффективного развития народного хозяйства республики. Топливно-энергетический комплекс является одной из приоритетных отраслей экономики региона. Её состояние и тенденции развития тесно связаны с развитием других отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и населения. Значение ТЭК особенно возрастает в период реформирования народного хозяйства Республики Бурятия. В настоящее время топливно-энергетический комплекс занимает наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности. Это связано с существенной трансформацией народного хозяйства республики, произошедшей за годы реформ. Если ранее в республике отраслями специализации являлись машиностроение и легкая промышленность, то в настоящее время наибольший удельный вес приходится на предприятия электроэнергетики и топливной промышленности 39,1 %, 11,6 % соответственно.

Энергосистема республики работает в составе Единой энергетической системы России . В 2013 году потребление электроэнергии в Бурятской энергосистеме составило 5 484 млн кВт⋅ч , выработка электростанций - 5391,8 млн кВт⋅ч , максимум потребления мощности - 969 МВт, установленная мощность электростанций на конец года - 1333,77 МВт . Исторический максимум потребления мощности равен 1255 МВт и достигнут в 1992 году .

На территории республики функционируют две электростанции оптового рынка :

На розничный рынок электрическую энергию поставляют ТЭЦ ОАО «Селенгинский ЦКК» (36 МВт, станция промышленного предприятия, являющаяся собственностью ООО «Баил», г. Улан-Удэ) и дизельные электростанции, используемые в аварийных и ремонтных режимах. Суммарная мощность дизельных электростанций на конец 2013 года составила 18,4 МВт .

Электростанции республики используют бурый и каменный уголь в качестве основного топлива, мазут - в качестве резервного и растопочного.

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года предполагала строительство Мокской и Ивановской ГЭС проектной мощностью 1410 МВт.

Услуги по передаче электрической энергии на территории республики оказывают ОАО «ФСК ЕЭС» (электрические сети и подстанции напряжением 220 кВ и выше), филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго », ОАО «Улан-Удэ Энерго», ООО «ЭНКОМ» и 24 другие территориальные сетевые компании .

Функции оперативно-диспетчерского управления на территории Республики Бурятия осуществляет Филиал ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Бурятия», который входит в зону операционной деятельности Филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири .

На конец 2013 года суммарная установленная мощность тепловых источников систем централизованного теплоснабжения составляет 2798,1 Гкал/час, из которых 1030,5 Гкал/ч - котельные, 688 Гкал/ч - Улан-Удэнская ТЭЦ-1, 419 Гкал/час - ТЭЦ ОАО «Селенгинский ЦКК», 221 Гкал/ч - Гусиноозерская ГРЭС, 380 Гкал/ч - Улан-Удэнская ТЭЦ-2, 59,6 Гкал/час - Тимлюйская ТЭЦ. При этом две последние ТЭЦ имеют нулевую установленную электрическую мощность и фактически функционируют как котельные .

Согласно заключенному в марте 2014 г. соглашению между республиканским правительством Бурятии и компаниями «Хевел» и «Авелар Солар Технолджи», в восьми районах Бурятии появятся современные гелиостанции. Первоначальная мощность их - 30МВт, однако уже к 2020 г. её планируют довести до 150МВт. Начальная стоимость реализации оценивается в 3 млрд.руб. Причем основным инвестором выступит «Авелар Солар». Компания «Хевел» будет отвечать за поставку необходимых фотомодулей. Организационными вопросами и рабочей поддержкой займется правительство республики.

Данный проект представляет особый интерес для отдаленных районов, в которых сложно провести полноценные распределительные электросети. А поскольку инсоляция в этих регионах довольно большая, гелиостанции являются лучшим решением проблемы. Кроме того, в ходе реализации соглашения планируется создание порядка 150 рабочих мест и повышение загрузки местных предприятий. На бурятских заводах изготовят необходимые опоры и несущие конструкции, а их специалисты будут выполнять монтажно-строительные работы. Ожидается, что новые солнечные станции подключат к распределительным сетям бурятской энергосистемы. Так же планируется продажа гелиоэнергии на оптовых рынках. Тарифы для населения при этом останутся на прежнем уровне.

В 2013 г. в Бурятии начаты работы по внедрению системы энергообеспечения на основе ветровой энергетики на станции «Мысовая» Восточно-Сибирской железной дороги (г. Бабушкин, Кабанского р-на). Стоимость проекта оценивается в 6,4 млн рублей, ветрогенератор даст дополнительно 50 кВт энергии. Экономия ресурса на альтернативном питании составит более 40 %. Ветрогенератор и система солнечных модулей, объединенные в единую систему, при наращивании мощности установленных аккумуляторных батарей позволят станции «Мысовая» работать в условиях полной независимости от внешних источников электроснабжения.

Ученые Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) предлагают построить для теплоснабжения курорта «Горячинск» (Бурятия) экологически чистую геотермальную станцию. Авторы проекта сообщают, что санитарно-курортное управление «Байкал-курорт» заинтересовалось иркутским проектом, в настоящее время ведутся переговоры с ООО «Энергия» (г. Новосибирск). Сооружение геотермальной станции обойдется в 13,5 - 14 млн рублей. Согласно расчетам, приносить прибыль она начнет через три-четыре года. Для обслуживания автоматизированной станции достаточно одного инженера. В настоящее время теплоснабжение курорта «Горячинск» обеспечивает угольная котельная, которая производит до 1,8 - 1,9 тыс. тонн золошлаковых отходов и распространяет в атмосферу Байкальской территории 50-60 тонн газопылевых выбросов в год .

Бо́льшая часть территории Бурятии характеризуется крайне слаборазвитой внутренней коммуникационной инфраструктурой, отсутствием железнодорожного сообщения, автомобильных дорог с покрытием.

В Республике Бурятия весьма развит автомобильный транспорт общего пользования, которым в 2009 году перевезено более 59010 тыс. человек и 933 тыс. тонн грузов. Общая протяженность автодорог в Бурятии более 14 тыс. км. Через республику проходят автодороги федерального значения М-55 «Байкал» Москва-Владивосток и А-165 Улан-Удэ-Кяхта-Монголия (КПП «Кяхта - Алтанбулаг»), а также автодорога А-164 Слюдянка-Орлик проходит через Монды, оттуда к границе Монголии к озеру Хубсугул (КПП «Монды - Ханх») . На федеральных дорогах достаточно автозаправок и придорожного сервиса. Общая протяжённость автодорог федерального значения составляет 827 км, 3327 км - регионального значения, и 4132 км - местного значения. Дороги федерального значения все асфальтобетонные. Из дорог регионального значения: асфальтобетонные дороги - 1997,5 км, гравийные и щебеночные дороги - 1257,7 км, грунтовые дороги-- 280,2 км. На автомобильных дорогах Бурятии находится 4 паромные переправы и 461 мост общей длиной 15428 метров. 24 % этих мостов находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительного проведения капитального ремонта, реконструкции и перестройки. Доля дорог Бурятии общего пользования местного значения, не отвечающая нормативным требованиям, по данным замминистра транспорта и дорожного хозяйства РБ, составляет 72,3 %, при этом по некоторым муниципальным образованиям, таким как Баунтовский, Тункинский районы, этот показатель составляет 100 %, а в Тарбагатайском районе - 90,8 %.

Из аэропорта выполняются прямые ежедневные рейсы в Москву, а также регулярные рейсы в города Восточной Сибири .

Из аэропорта «Байкал» совершаются международные рейсы в Пекин, Маньчжурию (КНР), Камрань (Вьетнам), Анталью (Турция), Бангкок (Таиланд).

В аэропорту «Байкал» базируются две авиакомпании-- ПАНХ и Бурятские авиалинии .

В районных центрах находятся малые аэропорты для республиканского авиасообщения. Воздушное сообщение затруднено вследствие износа парка региональных самолетов и инфраструктуры местных аэропортов.

21 ноября 1924 года Савнарком РСФСР принял решение о выделении из Амурского госпароходства Селенгинского государственного пароходства. Правление Селенгинского госпароходства находилось в Верхнеудинске (Улан-Удэ). При образовании Селенгинское пароходство имело в своём распоряжении: на Селенге пароходы «Бурлак», «Спартак», «Ульянов» и «Кооператор», 6 барж. На Байкале пароходы «Ангара », «Лейтенант Шмидт» и «Кругобайкалец», 4 баржи. На Ангаре пароходы «Владимир Ленин», «Бурят» и «Тарзан». 10 барж . В 1930-е годы речники пароходства осуществляли большую программу по созданию мощной материально-технической базы пароходства. В это же время строятся пристани: Иркутск, Зарянск, Макарьево, Улан-Удэ и порт Байкал . В эти же годы начались перевозки для Монгольской Народной Республики по рекам: Селенга, Орхон , озеру Косоюл. Был построен специальный флот для загранперевозок. С началом строительства Байкало-Амурской магистрали судами порта Байкал для БАМа было перевезено свыше 840 тысяч тонн грузов, большая группа работников пароходства была награждена медалями. В 1960-е - 1970-е годы был полностью заменён паровой флот на Байкале на металлический несамоходный флот, появились суда с комплексной автоматизацией.

Основу промышленного комплекса Республики Бурятия на сегодняшний день составляют машиностроение и металлообработка , электроэнергетика , цветная металлургия , пищевая и топливная промышленность , лесная , деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность , на долю которых приходится 95,1 % валового объёма производимой в Бурятии промышленной продукции.

Промышленное развитие Бурятии до Октябрьской революции 1917 года шло медленно. Например, в 1880-м в городе Верхнеудинске (Улан-Удэ) насчитывалось всего пять мелких предприятий: мыловаренный , кожевенный и три салотопенных завода, которые обеспечивали работой всего 19 горожан. Толчок к промышленному развитию региона дала постройка в 1899 году через территорию Забайкалья Транссибирской магистрали . К началу следующего года в Верхнеудинске было построено крупное паровозное депо. В 1908 году была построена электропаровая станция, обеспечившая энергией городскую систему освещения. В 1906 году был возведен деревянный мост через Уду. В 1910 введен в эксплуатацию стеклоделательный завод купца Кобылкина. В 1912 году на городских улицах появились первые автомобили , начался процесс телефонизации .

Годы первых пятилеток стали периодом ускоренного промышленного роста Бурятии. Среди крупных промышленных объектов, введенных в строй в это время в Улан-Удэ, надо отметить судостроительный завод, мелькомбинат, мясокомбинат и мехстеклозавод, «Механлит» (позднее «Электромашина»), теплоэлектроцентраль, два кирпичных завода, лесозавод, сапоговаляльную фабрику и другие предприятия. Во второй половине 1930-х началось строительство авиаремонтного завода. Так-же ускоренными темпами развивалась промышленность районов республики - горнодобывающая , лесная, обрабатывающая, транспорт и энергетика. Промышленное развитие республики продолжилось и в послевоенные десятилетия. В эти годы в строй вошли тонкосуконная фабрика, приборостроительный завод, выпускавший оборудование для авиационной промышленности, многие предприятия в районах Бурятии. В конце 1980-х - 1990-х годов значительное количество предприятий промышленности было закрыто. .

Доля отрасли в объёме промышленного производства Бурятии максимальна и составляет 36,2 %. Объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса Республики Бурятия по итогам 2007 года составил 13179 млн руб. или 34,2 % от объёма отгруженной продукции по промышленности республики в целом. Решающую роль в выполнении программного задания 2007 г. и в дальнейшем росте объёмов производства в машиностроении сыграла реализация стратегических планов развития крупнейших организаций отрасли ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» , Улан-Удэнский ЛВРЗ-филиал ОАО «РЖД» , ЗАО «Улан-Удэстальмост», . В результате реформирования ОАО "Улан-Удэнский завод «Теплоприбор» и ОАО «Улан-Удэнский судостроительный завод» созданы ЗАО «Завод Теплоприбор Комплект» и ЗАО «Байкальская судостроительная компания» с сохранением профильных производств. В структуре машиностроения региона всегда была высока доля оборонных производств. К сегодняшнему дню число предприятий оборонного машиностроения значительно сократилось (в их числе предприятия авиационного и энергетического приборостроения, производство ЭВМ , телевизоров и некоторые другие).Казанским вертолетным заводом - филиал ОАО «Желдорреммаш» , завод ремонтирующий для нужд железных дорог тепловозы, электровозы , вагоны, железнодорожные краны, а также узлы и агрегаты тягового подвижного состава. ЛВРЗ - одно из крупнейших и социально значимых предприятий в регионе, единственное производство такого рода в азиатской части России. Регион обслуживания - от Северной до Дальневосточной железных дорог . Выпускаемые запчасти поставляются в страны Ближнего зарубежья и Монголию. По состоянию на лето 2011-го года Улан-Удэнским ЛВРЗ производится модернизация электровозов ВЛ80Т и ВЛ80С до ВЛ80ВЛ80ТК и ВЛ80ВЛ80СК, также на заводе модернизированы два локомотива серии ВЛ80ВЛ80ССВ, оба работают в депо Саратов ПРИВ ЖД. Годовой объём производства: ремонт локомотивов - 320 единиц, дизелей - 250 единиц, пассажирских вагонов - 380 единиц, производство стального, чугунного и цветного литья - 12 000 тонн. Численность персонала - около 6 тыс. человек . От осуществления всех видов деятельности в 2012 г. предприятие получило прибыль в размере 186 т.р. (годом ранее убытки составляли 16 640 т.р.)

Является одним из крупнейших машиностроительных предприятий Улан-Удэ и Бурятии и единственным в России производителем блоков и элементов авиационной автоматики, при этом большинство продукции производится по заказу от оборонных предприятий . За годы существования предприятие освоило и выпускает более двухсот наименований элементов и блоков авиационной автоматики, изделия для нужд ВМФ Минобороны РФ. До 70 % продукции объединения входит в состав систем и комплексов, поставляемых на экспорт в 45 стран мира . Доходы предприятия за 2012г составили 450 тыс. руб.

Республика имеет развитую добывающую промышленность. Она является одной из важнейших отраслей промышленности Бурятии. Основные отрасли горнодобывающей промышленности Бурятии - золотодобыча , угледобыча , добыча цветных металлов.

На территории Бурятии на государственном балансе стоят 10 месторождений бурого и 4 месторождения каменного угля . Это 1,1 % балансовых запасов угля России, но добыча составляет лишь 0,1 % общероссийской. При достаточно крупной топливно-энергетической базе Бурятия вынуждена завозить, в основном для энергопроизводителей, около 3 млн т. каменного угля и 1,5 млн т. бурого угля ежегодно. Добыча каменного угля в Бурятии в 2009 г. составила ок. 16,5 миллионов тонн. Добыча бурого угля в 2012 г. достигла 1,5 млн тонн.

Основные месторождения цветных металлов в Бурятии - Озёрное, Холоднинское, Джидинское. Озёрное колчеданно-полиметаллическое месторожде́ние находится в Еравнинском районе , в 450 км от г. Улан-Удэ. Уникально по запасам свинца (1,6 млн т) и цинка (8,3 млн т) при их ср. содержаниях в руде 1,2 и 6,2 %. Холоднинское месторождение колчеданно-полиметаллических руд содержит промышленные концентрации свинца, цинка, серы и других ценных компонентов. Отношение Pb:Zn составляет 1:7. В 2006 г. распоряжением правительства РФ были утверждены границы Центральной экологической зоны (ЦЭЗ) озера Байкал, в которых находится и Холоднинское месторождение, и где была запрещена любая хозяйственная деятельность. В Кижингинском районе , около п. Новокижингинск , находится крупнейшее в России Ермаковское месторождение бериллия . Отличается уникально высокими содержаниями бериллия (более 1 %) и большим количеством бериллиевых минералов.

Этот год для Бурятии был достаточно противоречивым: «лопнул» единственный региональный банк, «Байкальскую гавань» лишили статуса «особой экономической», но вместе с тем крупные бизнесмены вернули свои налоги в Бурятию, а поток туристов со всего мира всё растёт. «Информ Полис» приводит мнения экспертов относительно взлетов и падений экономики республики.

Минусы

Потеря «БайкалБанка»

К минусам экономики Бурятии можно в первую очередь отнести потерю «БайкалБанка», который позиционировался как региональный. Это событие значительно подорвало доверие населения и бизнеса к финансовым институтам, - говорит доктор экономических наук, профессор Виктор Беломестнов.

Напомним, ситуация усугублялась полным отсутствием официальной информации от руководства «БайкалБанка», а позже стало известно, что учреждения проводилось . Возбуждено уголовное дело, по результатам которого бывшие топ-менеджеры могут получить до 6 лет лишения свободы.

Ликвидация предприятий

По данным IV рейтинга эффективности управления в регионах страны, подготовленного Агентством политических и экономических коммуникаций и Лабораторией региональных политических исследований Высшей школы экономики, о котором писала «Новая Бурятия», в 2016 году в республике по ликвидации прекратили свою деятельность 2 109 юридических лиц. По этому показателю Бурятия лидирует среди других регионов Сибирского федерального округа.

В этом году такая судьба постигла ряд предприятий строительной, пищевой и других отраслей. Все это усугубляет общую экономическую ситуацию в республике, снижает потенциальную наполняемость бюджета, что, в свою очередь, ведет к росту напряженности в социальной сфере, - отмечает экономист Алдар Бадмаев.

«Байкальская гавань»

Значительным минусом является крах амбициозного проекта строительства особой туристско-экономической зоны «Байкальская гавань», неопределенный статус которой несет за собой значительные последствия для экономики нашего региона, - отмечает Виктор Беломестнов.

Напомним, в начале ноября «Байкальская гавань» потеряла статус «особой экономической зоны». Федеральные власти признали ее работу , в данное время решается вопрос по передаче земель и имущества зоны на уровень региона.

Спасите Байкал!

Об экологической проблеме озера говорят на всех уровнях: ученые ищут способы борьбы со , власти планируют запретить использование , певцы снимают клипы, а общественность проводит флешмобы. По мнению экономиста Алдара Бадмаева, обмеление озера - это и огромный удар по экономике.

Загрязнение Байкала резко снижает капитализацию всей нашей экономики, включая перспективы развития туризма, экономики всех прибрежных районов и не только. Падает репутация нашей республики и России в целом, - говорит Бадмаев.

Запрет на вылов омуля

Одной из противоречивых мер по сохранению экологии озера явился , который продлится с 2017 по 2019 год. Мера вызвана резким сокращением популяции байкальского эндемика. При этом многие эксперты высказывали мнение, что подобный запрет усилит социальную напряженность.

Запрет несет за собой далеко идущие проблемы занятости населения прибрежной зоны озера Байкал, изменения привычной структуры потребления продуктов питания для населения, временную потерю одного из товарных брендов республики, - говорит Виктор Беломестнов.

Страсти вокруг стратегии

Среди проблем Бурятии, которые отрицательно влияют на экономику республики, эксперты также называют «разборки» между разными ветвями и уровнями власти.

К относительному минусу можно отнести также продолжающуюся эпопею с формированием стратегии социально-экономического развития Бурятии до 2030 года, перенос принятия которой хоть и обусловлен объективными причинами, все же показывает неспособность экономического сообщества республики к консолидации своего видения на стратегическое развитие. К административной возне можно отнести и попытки корректорской правки исполнения за 2011 - 2015 годы, в которой Народный Хурал и правительство не могут разобраться в вопросе о том, что же все-таки они сделали для экономики республики, - комментирует Виктор Беломестнов.

Плюсы

Вернулись домой

Одним из главных положительных моментов 2016 года эксперты называют возвращение в Бурятию крупных налогоплательщиков, чьи доходы пополнят казну республики в следующем году. Напомним, в конце 2015 года ряд крупных бизнесменов республики перерегистрировали бизнес в других регионах страны. Однако весной этого года владелец торговой сети «СМИТ» Геннадий Доржиев вновь зарегистрировал свой бизнес в Улан-Удэ, а в середине декабря «домой» вернулась и владелица сети супермаркетов «Абсолют» Индира Шагдарова.

Наверное, предприниматели поняли свою социальную и экономическую ответственность за развитие республики, ну и, собственно, осознали правильность народной поговорки «От добра добра не ищут», - комментирует ситуацию Виктор Беломестнов.

Поддержка федералов

Буквально в конце года в Бурятию из федерального бюджета было направлено 5 млрд рублей.

Благодаря такому щедрому трансферту нам удалось избежать резкого сокращения социальных расходов. Кроме того, это дало нам очередной шанс на активизацию усилий по изменению ситуации в республике, - комментирует ситуацию Алдар Бадмаев.

Туристы едут

В 2016 году Бурятии удалось перешагнуть планку в : по предварительным данным, нашу республику посетило 1 060 000 отдыхающих. Объем платных услуг, оказанных туристам, превысил 2,5 млрд рублей. Еще один плюс в том, что Бурятия начинает привлекать не только Байкалом, но и другими видами отдыха.

Несмотря на дороговизну авиабилетов, к нам по-прежнему едут туристы. На горе Мамай в Кабанском районе даже провели общероссийский турнир по фристайлу, создав тем самым хороший задел на будущее для развития горнолыжного туризма в Бурятии, - отмечает Алдар Бадмаев.

Крупные социальные проекты

В 2016 году Бурятия успешно реализовала ряд социальных проектов, самые крупные из которых - празднование , которое прошло не только в республике, но и за ее пределами - в и . И международный фестиваль , собравший более 10 тысяч гостей и участников.

Скептикам, которые говорят, что в условиях кризиса финансовые ресурсы нужно тратить только на первоочередные нужды, хотелось бы ответить, что такие событийные мероприятия консолидируют нацию, и не настоль же плохо мы живем, чтобы отказаться от важных шагов развития, - отмечает Виктор Беломестнов.

Рассчитываемся с долгами

Среди плюсов экономисты Бурятии называют и повышение финансовой грамотности населения.

Нужно отметить постепенное снижение кредитной нагрузки на население республики. Наши граждане все меньше берут кредиты, более рационально рассчитывая свои бюджеты, а это является одним из признаков стабилизации экономики на уровне семейных хозяйств, - отмечает Алдар Бадмаев.

Итог

При относительно равном количестве плюсов и минусов эксперты все же отмечают, что экономически республика прожила год неплохо.

При всех негативных прогнозах на него реализовался средний прогноз развития, где спад экономики оказался в пределах 2% валового продукта, годовая инфляция удержалась на уровне 6%, монетарная и модернизационная политика способствовала удержанию экономики, - резюмирует Виктор Беломестнов.

Итоги года подвели в министерстве экономики Бурятии. Объем валового регионального продукта оценивается в этом году в 215,2 миллиардов рублей. В сопоставимых ценах ВРП останется примерно на уровне прошлого года (99,1% к уровню 2016 года). «Главная задача, которую мы решали в 2017 году - создать макроэкономические и, главное, институциональные условия для экономического роста и повышения уровня благосостояния населения республики», сообщили в ведомстве корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ».

По большинству отраслей обрабатывающей промышленности наблюдается позитивная динамика. Высокие темпы роста показывают предприятия текстильной промышленности (+64%) и по производству готовых металлических изделий (+84,1%). В то же время отрицательный вклад дает отрасль транспортного машиностроения (индекс производства по итогам 2017 года ожидается на уровне 73,5 процентов), что связано с неподтверждением в полном объеме предварительного портфеля заказов по экспортным поставкам продукции Улан-Удэнского авиазавода. В рамках федеральной программы развития санитарной авиации завод приступил в производству машин, поставка которых будет уже в 2018 году, также на следующий год есть контракт с индийской компанией Vectra Grou.

В текущем году неплохих результатов добились угледобывающие предприятия. Рост по отрасли по итогам года оценивается в 125,7 процентов к уровню 2016 года. Наращивает объемы производства Разрез Тугнуйский, на Никольском месторождении, в настоящее время добыто уже более 800 тысяч тонн, по году планируется выйти на миллион тонн.

Одним из факторов, оказывающих сдерживающее влияние на экономику, является сельское хозяйство. Объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2017 года составит более 17 миллиардов рублей. Темп производства оценивается в пределах 99 процентов к уровню 2016 года, - отметили в ведомстве.

Общий объем отгруженных товаров собственного производства, в Бурятии по итогам 11 месяцев составил 9,54 миллиарда рублей, что выше аналогичного уровня прошлого года на 9%. Индекс производства пищевых продуктов составил 104,9 %, индекс производства напитков-112,3 %. За год увеличилось производство сливочного масла (119,9 %), жидкого обработанного молока (118,6 %), сыров и сырных продуктов (111,1 %), колбасных изделий (103,4 %), мясных полуфабрикатов (124,3 %), кондитерских изделий (120,5 %), безалкогольных напитков (121 %), минеральной воды (117,1 %), пива (103,8 %).

Ежегодные инвестиции в основной капитал в пищевой промышленности составляют свыше 300 миллионов рублей. За 9 месяцев текущего года предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности выделили 287,4 млн. руб. инвестиций (что на 4,4 % выше соответствующего уровня 2016 г.), при этом большая часть их направлена на модернизацию существующих и ввод в эксплуатацию новых производств, внедрение современных технологий, обеспечивающих энергосберегающее производство.

С начала 2017 года были открыты новые и расширены действующие производства: ИП Дубшанов С.Б. (новое хлебопекарное производство в Кижингинском районе), ИП Молокова И.М. (расширение хлебопекарного производства, Кижингинский район), ООО «МПК «Эко-Фуд» (новый кондитерский цех в Улан-Удэ), ООО «Хлебушек» (цех по производству слоеных кондитерских изделий в Улан-Удэ), ООО «Хлебные традиции»(цех по производству мяса и колбасных изделий в Мухоршибирском районе), ИП Мункуев Ч.Б. (цех мясных полуфабрикатов, Джидинский район) и другие.

Строительство: темпы растут, ввод жилья падает

Высокие темпы роста отмечены и в строительном секторе. Объем строительных работ по итогам года может составить порядка 20 миллиардов рублей, индекс производства 127,0%. Значительный вклад внесла активизация дорожного строительства в рамках Президентского приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Введены в эксплуатацию после капремонта и реконструкции три моста, к концу года будет введено еще три мостовых перехода. Также в республике завершается реализации федеральной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Как ожидается, в 2018 году уже будет принята новая аналогичная программа.

Вместе с тем, в целом объемы жилищного строительства снижаются. Так, на текущий момент построено и введено 190,6 тысяч квадратных метров жилья, что на 20,9 процентов меньше чем в 2016 году. На долю индивидуального жилищного строительства приходится 57% от введенной общей площади жилья. Снижение обусловлено, в том числе, отсутствием достаточных оборотных средств у строительных организаций и низкой покупательской способностью на рынке жилья.

Так, в Улан-Удэ в этом году ввод жилья сократился на 66%. Показатели со 166 тысяч квадратных метров в 2016 году упали до 110 тысяч квадратных метров в 2017 году, сообщил в ходе интернет-конференции на сайте Восток-Телеинформ мэр столицы Бурятии Александр Голков.

Это связано с рядом объективных причин: не введен в эксплуатацию ряд «проблемных» жилых домов, высокие процентные ставки по кредитованию застройщиков, высокая стоимость подключения к тепловым сетям и т.д. Да и платежеспособность населения, к сожалению, снизилась, не каждый может позволить себе купить новое жилье или взять ипотеку. Больше всего нового жилья строится в Октябрьском районе, особенно в интенсивно развивающихся сотых кварталах, - отметил мэр.

Что касается расселения аварийных домов в центре города, то оно проводится за счет инвесторов в рамках муниципальной программы по развитию застроенных территорий, подчеркнул он. В этом году заключен договор о развитии застроенной территории по ул. Смолина и Партизанская площадью 9 тысяч квадратных метров с ООО «Бургражданстрой». В рамках этого договора планируется расселить жилые дома по ул. Смолина, 67 Б, Партизанской, 21 и 23. Этот же инвестор уже расселил два жилых дома на Смолина, на их месте построен новый жилой комплекс. Также расселены аварийные дома в границах улиц Смолина, Свердлова и Банзарова, на их месте сейчас также построен жилой комплекс. Кроме того, другим инвестором - ООО «Бестплюс» - ведется расселение трёх жилых домов по ул. Модогоева. Там также планируется строительство многоквартирного дома.

Вертолеты и Монголия

Объем внешнеторгового оборота Республики Бурятия в 2017 году составит, по оценке, 785,4 миллионов долларов США. По сравнению с 2016 годом ожидается сокращение показателей на 22,9 процента, сообщили корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ» в министерстве экономики Бурятии.

В республике ожидается сокращение объемов экспорта на 25,3 процентов - до 716,7 миллионов долларов США. Основное влияние на результаты внешней торговли республики в 2017 году оказало снижение мирового спроса на вертолетную технику, в результате чего доля не сырьевого экспорта в общем объеме экспорта республики в 2017 году по оценке составит 21,9 процентов против 47,7 процентов в 2016 году.

Вместе с тем, в 2017 году к уровню 2016 года ожидается рост по следующим позициям: «древесина и изделия из нее» на 22,5%, «минеральная продукция» на 12,9%, «продовольствие» на 0,7 процента.

Следует отметить, что показатели внешнеторговой деятельности республики за 2017 год будут скорректированы на основании официальных статистических данных в феврале 2018 года, - отметили в министерстве.

В течение ряда лет республика экспортирует вертолеты, запасные части и комплектующие изделия к ним, уголь, круглый лес, пиломатериалы, картон, продукты питания. Ввозятся в республику двигатели авиационные, технологическое оборудование, транспортные средства (дорожно-строительная техника, тракторы), сезонные фрукты и овощи. Всего, по предварительным данным, количество стран – партнеров республики насчитывается свыше 50. Традиционными торговыми партнерами республики являются Китай и Монголия, доля которых в объеме внешнеторгового оборота на протяжении ряда лет составляла от 30 до 50%.

Так, по итогам 10 месяцев текущего года внешнеторговый оборот Бурятии с Монголией составил 32,4 миллиона долларов США, с ростом к уровню прошлого года на 15,1 процентов, экспорт увеличился на 16,4 процента.

Как пояснили специалисты министерства экономики Бурятии, увеличение внешнеторгового оборота Бурятии с Монголией связано с ростом объемов поставок товаров, как в физическом, так и в стоимостном выражении, в том числе с открытием в 2017 году в году Улан-Батор сети гипермаркетов «Абсолют». В торговле с Монголией преобладают продукты питания. Так, в Бурятию традиционно ввозятся из Монголии мясо (говядина, конина) и трикотажные изделия из шерсти. Поставляется в Монголию широкая линейка продуктов питания, как местных производителей, так и российского производства, а также производственное технологическое оборудование, двигатели, запасные части к ним.

Турзона: кто станет главным?

На рынке туризма Бурятии отмечается устойчивая положительная динамика. В этом году по оценке число туристских прибытий составит 1,1 миллион человек, а количество оказанных им платных услуг – 2,5 млрд. рублей. Продолжаются мероприятия по созданию четырех туристских кластеров «Кяхта», «Байкальский», «Тункинская долина», «Подлеморье», которые включены в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)».

Сдвинулся в этом году с мертвой точки и вопрос об особой экономической зоне «Байкальская гавань». Напомним, в апреле этого года стало известно, что проект больше не получит федеральных денег: об этом решении стало известно на совещании глав регионов с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Козаком. Федеральный бюджет, отметили российские чиновники, не справится с дальнейшим развитием федеральных ОЭЗ различного типа, и потому решено передать ОЭЗ регионам в том виде, в котором они сегодня находятся. По результатам проверки деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления ОЭЗ в Бурятии и Иркутской области в 2014 и 2015 годах ОЭЗ Счетная палата России отметила, что за десять лет существования ОЭЗ они так и не стали «действенным инструментом поддержки национальной экономики».

3 сентября на своей пресс-конференции ситуацию с особой экономической зоной «Байкальская гавань» прокомментировал господин Цыденов. Он подчеркнул, что Бурятия сохранила ОЭЗ и взяла на себя ее содержание и эксплуатацию и теперь ведет переговоры даже об увеличении ее территории. Позднее в республике в целях создания акционерного общества ОЭЗ «Байкальская гавань» выделили бюджетные средства на внесение в уставной капитал в сумме 5 миллионов рублей в 2017 году и по 60 миллионов в 2018 и 2019 году.

Перспективность турзоны и эффективность подобного расходования бюджетных денег вызвала у депутатов местного парламента. По их словам, несмотря на то, что в проект турзоны уже вложено 4,86 миллиарда рублей, в том числе 1,77 миллиарда из республиканского бюджета, пока «Байкальская гавань» далека от самоокупаемости. С тем, что плановых показателей достигнуть пока не удалось, руководитель особой экономической зоны «Байкальская гавань» Игорь Оленников согласился. «На сегодняшний день зарегистрировано 12 резидентов. Еще три компании прошли стадию экспертного совета и скоро тоже получат статус резидента. Заявлено 12 миллиардов рублей инвестиций, по факту вложено лишь 164 миллиона рублей», - отметил он.

Акционерное общество, тем не менее, создали, а в октябре объявили конкурс на должность генерального общества «Особая экономическая зона «Байкальская гавань». На нее претендует 17 человек.

Марина Денисова, Восток-Телеинформ.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

В последние два года выходило несколько крепких аналитических статей и интервью по экономическому положению нашей республики - например, Юрия Кравцова, Леонида Потапова , Арнольда Тулохонова. Большинство специалистов справедливо критикуют региональную власть за необоснованные победные реляции. Во многом я с ними согласна, потому что номинальный экономический рост не отражает реальности. Кризисные явления 2008-2009 гг. никуда не делись, а только оказались немного "приглушены ".
ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ .
По данным Бурятстата, у нас не первый год идет рост индекса производства в промышленности. В нынешнем году - аж до 11 1,8%. Ура, первое место в Сибирском Федеральном округе и восьмое - в России.
Однако интересно - откуда у нас рост промышленности, если в конце 2013 г. на некоторых крупных предприятиях положение было критическим? В три раза сократил выпуск продукции "Байкалфарм", на 15% - Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат и Улан-Удэстальмост , приостановила выпуск продукции крупнейший производитель кондитерских изделий "Амта ", малопонятная ситуация с Бурятмяспромом . За неделю до нового года отправились в отпуска работники ЛВРЗ.. .
На чем же основан оптимизм статистики? Я не склонна повторять внедренную в сознание некоторых людей (считающих себя образованными) формулу "Есть ложь, большая ложь, а есть статистика". Статистика не может врать глобально, ошибка в доли процента , или даже в единицу , если она и наблюдается, не меняет сущности экономической картинки .
Наш Бурятстат не лукавит. В регионе действительно наблюдается рост в промышленном производстве. Стабильно, например, растет добыча угля, производство электроэнергии . Но самый главный "паровоз" в региональной промышленной ситуации - Улан-Удэнский авиазавод .
Это отмечают все эксперты.
На одном из заседаний республиканского правительства Михаил Матханов предлагал для более объективной оценки экономики региона ориентироваться на показатели предприятий местной промышленности, как это было в советское время. Это справедливо - региональное руководство никак не причастно к позитивной динамике ОАО "УУАЗ". Завод входит в холдинг "Вертолеты России", имеет зарубежные контракты и хороший госзаказ от Минобороны РФ до 2015 года .
Так, в 2013 г вертолетов выпущено в 1,5 раза больше, чем в 2012 г. И вуаля - имеем общую цифру сносного положения во всем производственном секторе . Д оля выпуска транспортного машиностроения в структуре региональной промышленности в 2013 г. составляла 43,8%. В 2012 г. эта цифра была меньше на 18 %. Такой перекос в реальном секторе Бурятии произошел не только из-за роста выпуска летательных аппаратов. Сказалось снижение производства продуктов питания, стойматериалов, металлоконструкций, целлюлозы и др.
Казалось бы, можно не особо тревожиться по поводу ЛВРЗ. Есть железная дорога, а значит, всегда будут заказы на ремонт вагонов и локомотивов. Все так. Однако данное предприятие работает в основном, на чудовищно устаревшем оборудовании. Если авиазавод давно и системно меняет станки на новые, то на ЛВРЗ процент обновленного оборудования пока невысок. Хотелось бы надеяться, что РЖД и его ремонтный холдинг, объединивший все подобные компании в одну систему, понимают серьезность данного недостатка и имеют планы по его устранению. А местная власть мало чем может помочь предприятию.
Снижение выпуска продукции на Селенгинском целлюлозно-бумажном комбинате или на Улан-Удэстальмост также не подвластно влиянию регионального руководства. Правительство Бурятии тревожные тенденции на СЦКК наблюдало и понимало. Но повлиять не могло - хозяин-барин, и он решал свои финансовые проблемы за счет предприятия . И только когда встала угроза народного бунта в монопоселке, какие-то телодвижения пошли. Мы не знаем, на каких условиях Пруидзе согласился забрать СЦКК, какие административные механизмы включились. Спасли, вроде , комбинат, и слава Богу. Но по большому счету мы видим, что у региональной администрации "руки коротки" для обуздания самоуправства олигархов, захотевших, например, закрыть предприятие, переведя его активы в нал.
ДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ
Как известно, наша республика - это великая кладовая, из которой можно черпать драгоценности , и только на этом жить - не тужить. С другой стороны, пока наши ископаемые вывозят за рубеж - ни о какой стабильности не может быть и речи. Ситуация последнего года показала, насколько хрупко положение при ориентации на внешние рынки. Падение цен на золото и уран уже негативно повлияло на нашу региональную экономику - владельцы сразу сократили инвестиции, притормозив дальнейшее расширение приисков и геологоразведку. Сокращаются рабочие места для местного населения, уменьшаются налоговые выплаты в муниципальные бюджеты, и по принципу домино "валится" торговля, услуги.
И это уже вопрос всероссийского масштаба - необходимо собственное высокоразвитое производство. Руда должна перерабатываться у нас, готовые изделия также должны быть востребованы у нас. И тогда меняющаяся конъюнктура международного рынка нас почти не коснется. Таким образом, вопрос новой индустриализации России - вопрос жизни и смерти. А пока этого нет - что будет завтра с нашими северными районами, в той же Романовке или Багдарине? Куда пойдут безработные мужики с закрывающихся приисков и буровых?
АГРАРНЫЙ СЕКТОР И ПИЩЕВАЯ ОТРАСЛЬ
Несколько лет подряд локомотивом для нашей обрабатывающей отрасли была пищевая промышленность. Выпуск продуктов питания увеличивался резвыми темпами, перерабатывающие предприятия плодились и крепли. Однако уже более года пищевики снижают показатели: в 2013 г - на 13%. Да, основную роль в этом сыграл "Байкалфарм", внезапно превратившись из главного алкогольного производителя в банкрота. Но эта уже другая история.

Реальный рост идет только в рыбообработке - завод "Байкал" спас нас от совсем уж печальных цифр. А по остальному - мясопереработка, хлебопечение, кондитерское производство - уступили местный рынок пришлым производителям. Правда, несколько выросли продажи местных молочных продуктов. Минэкономики констатирует рост доли местных мясных продуктов в общем объеме потребления граждан региона.
Между тем пищевая промышленность - это тот сектор, который вполне во власти наших региональных управленцев . Сделано, вроде бы, немало: открыты новые молокоперерабатывающие цеха в районах, обновлено оборудование на ОАО "Молоко", радует глаз рост молочного ассортимента. Заводы увеличили закуп молока у населения. Увеличилась переработка мяса. Но, во-первых, рост идет на фоне "убитых" показателей прошлых лет. Во-вторых, и тут у нас есть серьезные проблемы.
В мясопереработке главная проблема - отсутствие качественного мясного сырья в регионе. Советский "Бурятмясопром" выпускал свою знаменитую тушенку из бурятского и монгольского мяса. Сейчас у нас на полях республики овец, например, пасется в 10 раз меньше, чем в 1990 году. Поголовье крупного рогатого скота с советских времен сократилось в 2 раза. Поэтому мясное сырье для производителей полуфабрикатов и колбас завозится даже из Аргентины.
Сейчас вот прочла в одной из новостей, что ряд сельских производителей забили скот. В том числе и часть молочного стада, чтобы расплатиться с кредиторами. То есть , положение и дальше ухудшается.
Уничтожение крупных хозяйств в 90-е годы выдавило народ в сектор личных подворий. Бравые песни про фермеров, которые завалят продуктами нашу страну, оказались ложными. Люди в селе элементарно скатились в архаику, сменив механизированный общественный труд в колхозах с зарплатой и социальными гарантиями на ручной - без выходных и отпусков - в собственных подворьях. И это самая большая проблема нашего села. Частное подворье проигрывает крупному производителю не только в количестве и себестоимости мяса , молока и яиц, но и в качестве. Мифы о чистой экологической продукции, которой мы будем кормить туристов и продавать чуть ли не в Москве - нереалистичны. Сколько к нам приезжает туристов и сколько есть в Москве семей, готовых платить за наше закаменское или боргойское мясо по 1,5 тыс. руб. за килограмм?
В реальности требуется выпуск пищевой продукции средними и крупными предприятиями, чтобы накормить свое население и часть еще отправлять на продажу за пределы региона. Средние перерабатывающие заводики могли бы существовать внутри сельских хозяйств в окраинных районах республики. Ведь это ненормально, когда в Усть-Баргузин или Курумкан везут красноярское и мордовское молоко в тетрапаках , мясные полуфабрикаты подмосковных производителей и красноярских кур! Вокруг Улан-Удэ следует воссоздавать заново "пищевое кольцо" предприятий - крупных хозяйств с собственной переработкой. И инициативы главы региона по созданию крупных агрохолдингов я поддерживаю однозначно - это стратегически верные решения. Но вы посмотрите, сколько препонов ему утраивают наши местные депутаты и чиновники!
В других более развитых регионах крупные сельхозпроизводители, обеспечивают до 90% всего агропроизводства. Накормить, например, такой мегаполис, как Москва, никакие фермеры не смогут, потому возле Москвы и прилегающих областей работают только крупные сельскохозяйственные холдинги. У нас же сельхозорганизации поставляют на рынок Бурятии всего 10% молока и 20% мяса! Остальное дает частник. Архаика, 19 век !
На этом фоне поддержка кредитами и субсидиями домашние подворья со стороны Минсельхоза региона - это практика, ведущая в никуда. В лучшем случае - решение сиюминутных проблем. Реально нужно либо вкладываться в строительство предприятий типа Восточно-Сибирского свинокомплекса, либо начинать все, как в период коллективизации - пропагандировать объединение частников в одно укрупненное хозяйство, и помогать такой кооперации субсидиями, скидками, кредитами. Но без создания крупных хозяйств Бурятия НИКОГДА не выберется из той экономической ямы, в которой оказалась. Сельская молодежь от такой жизни так и будет убегать в города, деревня продолжит стареть и спиваться, потому что крестьянский ручной труд от рассвета до заката- тяжел, бесперспективен и непривлекателен.
Свой республиканский опыт показывает, что именно в хозяйствах есть будущее. Пример Боргойского колхоза - люди там работают, живут, получают прибыль, строят. Поэтому сохранившиеся на плаву колхозы надо поддерживать, помогать их расширению, помогать вхождению в них зачахнувших соседей.
ТОРГОВЛЯ - ДВИГАТЕЛЬ К РЕГРЕССУ
Торговля у нас в регионе гипертрофировано переразвита. Рост числа - каждый новый круче предыдущего - ничего хорошего не несет. Число торговых площадей растет, но при этом у нас в городе не прибавляется общего количества денег .
Существующая денежная масса "размазывается тонким слоем" на все большее количество торговых площадей. Доходы владельцев бутиков падают, часть уже закрывается, и выживут, скорее всего, только всероссийские крупные торговые сети.
Да, пока с помощью новых красивых витрин идет соблазнение обывателя , в результате которого население впадает в кредитную лихорадку. Банковские займы пока не дают упасть торговле, и она показывает рост показателей. Все эти дворцы потребления выполняют функцию насосов , выкачивающих из региона деньги, в том числе те, которые будут заработаны в будущем. Но рано или поздно кредитный бум закончится . Население начнет не брать кредиты, а отдавать. Доходы упадут, т.к. денег на руках после выплаты кредитов останется мало. И что тогда будет с этими дворцами и массой уволенных продавцов и разоренных мелких торговцев?
Руководству города пора прекращать порочную практику раздачи земли под строительство торговых и офисных точек. В чем город реально нуждается - в детских садах, школах и учреждениях дополнительного школьного образования. При нынешнем росте рождаемости и закрытия аварийных старых школ у нас через 4-5 лет несколько учебных заведений, того и гляди, перейдут в трехсменный режим работы. В отличие от строительства торговых дворцов, вложения в нынешних детишек так же стратегически важны, как и создание новых производств. И то, и другое - наше будущее. А то, что сейчас творится в экономике - это усугубление существующего положения депрессивного сырьевого третьеразрядного региона.