Прогнозы экспертов: Что ждет белорусов после выборов? Что Беларуси до всех этих изменений у соседей? Иосуб: Выборы не повлияют на экономику и финансы.

Главным событием 2017 г. в Беларуси стало преодоление негативных тенденций в экономике, заявил в начале нового года президент республики Александр Лукашенко. Это ставит перед Беларусью выбор: куда двигаться дальше для более успешного развития экономики? Своими предложениями с «Евразия.Эксперт» поделились белорусские экономисты.

«Мы прожили очень сложный год. Я не буду вдаваться в подробности, уже много говорил и в конце года, и в своем новогоднем обращении. Но главное всеобщее событие этого года – что нам, как мы и мечтали год назад (я в том числе, стоя здесь, говорил об этом), удалось преодолеть негативные тенденции в нашей экономике, и это немедленно повлияло на все наше общество», – заявил президент Беларуси.

В конце 2017 г. Лукашенко подписал указ «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год». Указ устанавливает ряд важнейших параметров, являющихся ключевыми показателями эффективности работы правительства и Национального банка. Согласно прогнозам, валовой внутренний продукт в 2018 г. вырастет на 3,5%, экспорт товаров и услуг – на 5,7%.

Как отметил президент республики, в 2018 г. белорусские граждане «должны сделать шаг вперед, подняться на ступеньку выше». «И тогда у нас через год будет о чем говорить, и у нас совершенно иное будет настроение», – заключил Лукашенко.

«Евразия.Эксперт» спросил экономистов из Беларуси о том, что является факторами риска для экономики страны в 2018 г., какие внешнеэкономические направления для Беларуси станут ключевыми, а также в каких сферах и регионах будут сосредоточены основные усилия «экономической дипломатии» Беларуси.

Комментирует к.э.н., доцент кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета Вера Ожигина:

Несмотря на восстановление белорусской экономики и наметившийся рост, двумя основными и взаимосвязанными внешними факторами риска в 2018 г. остаются высокая зависимость от цен на нефть и динамики российской экономики. Антироссийские санкции и неблагоприятные условия на мировых рынках способствовали частичному замещению западной продукции белорусскими товарами на российском рынке. В результате, эта зависимость вновь выросла – за 2015-2017 гг. доля России во внешнеторговом обороте Беларуси увеличилась с 48,5 до 51,3%. Но при благоприятном стечении обстоятельств эти факторы могут и не проявить себя в 2018 г.

Негативный внутренний фактор – характер денежно-кредитной политики и инфляция, способная свести на нет недавнее повышение зарплаты бюджетников. Ситуация осложняется проблемами в отраслевой и институциональной структуре экономики, старением населения. Неблагоприятны и фискально-налоговые риски предприятий – налоговая нагрузка, невозврат бюджетных займов, финансовые санкции.

Фактором риска является рост внешнего государственного долга. По данным Министерства финансов на 01 января 2017 г. он составил $13,6 млрд или 14% ВВП, на 01 декабря 2017 г. – уже $16,6 млрд или 17% ВВП. В 2018 г. ожидается получение очередных траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития.

Зависимость белорусской экономики от рынка СНГ, в первую очередь России, сохраняет в 2018 г. актуальность многовекторной внешнеэкономической политики. Помимо углубления экономического сотрудничества с традиционными партнерами в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, как и прежде, для Беларуси важна диверсификация внешнеэкономических связей.

Для этого Программой социально-экономического развития и Программой поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы определена цель обеспечения равного распределения экспорта белорусских товаров на рынках ЕАЭС – ЕС – стран «дальней дуги». Однако пока, несмотря на усилия экономической дипломатии и рост объемов экспорта, Беларусь удаляется от цели: в 2015 г. это соотношение составляло 41 – 32 – 27%, в январе-октябре 2017 г. – 56 – 22 – 22%.

Таким образом, в ближайшее время приоритетными направлениями, помимо СНГ и ЕС, являются страны и интеграционные объединения Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Америки. Это не противоречит и Общим направлениям международной деятельности ЕАЭС на 2018 г.

Экономические отношения с Россией в 2018 г. будут сосредоточены на реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы, обеспечения взаимного признания виз и равных прав граждан. В ЕАЭС ближайшие интересы Беларуси сосредоточены в устранении барьеров на общем рынке товаров (включая нефть и газ), услуг, капитала и труда, продвижении цифровой повестки и координации транспортной политики для реализации своих конкурентных преимуществ, улучшении не только количественной, но и качественной составляющей внешнеэкономической деятельности.

В СНГ усилия экономической дипломатии в 2018 г. будут направлены на совершенствование зоны свободной торговли, либерализацию рынка госзакупок и торговли услугами, расширение межрегионального сотрудничества. Важными сферами остаются диверсификация торговли товарами, рост экспорта услуг и прямых инвестиций в эти страны, создание совместных предприятий и реализация проектов. Помимо традиционных партнеров (Туркменистан, Молдова, Украина), в 2018 г. можно ожидать расширение сотрудничества с Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном.

Нормализация отношений с ЕС стала благоприятным фактором расширения возможностей «экономической дипломатии» в этих регионах. Активизация в 2017 г. парламентских и мидовских контактов с Германией, Бельгией, Великобританией, Португалией, Францией, открытие посольств со Швецией и Нидерландами вселяет надежду на углубление экономического сотрудничества с ними в 2018 г. Продвижение белорусских экономических интересов в ЕС сосредоточится в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества, привлечения инвестиций и технологий, развития транспорта и энергетики, миграции и связей с диаспорой, расширения финансирования со стороны Европейского инвестиционного банка и Европейского фонда устойчивого развития.

На «дальней дуге» ключевыми направлениями остаются Китай, Индия, Иордания, Иран, Вьетнам, Бразилия, Венесуэла, Куба, Турция, ОАЭ, ЮАР, Нигерия, Кения, Ангола, Зимбабве. Благодаря недавним усилиям дипломатов в 2018 г. ожидается активизация экономических отношений со странами АСЕАН, США, Канадой, Австралией, Южной Кореей, Египтом, Суданом, Пакистаном, Афганистаном, Бангладеш, Парагваем. Сферами продвижения экономических интересов здесь являются: освоение новых рынков, диверсификация торговли товарами и услугами, рост технологичности экспорта, участие в закупках, производственная кооперация и встраивание в цепочки, участие в выставках и деловых форумах, привлечение иностранных инвестиций, в перспективе – либерализация взаимной торговли и инвестиций на основе соглашений. Это будет способствовать достижению цели сбалансированности платежного баланса, поставленной указом О задачах социально-экономического развития в 2018 г. и Программой социально-экономического развития страны.

И, наконец, важнейшим задачей максимум для экономической дипломатии Беларуси 2018 г. остается приближение к цели вступления Беларуси в ВТО, что увеличит в перспективе шанс ЕАЭС как организации в получении статуса наблюдателя ВТО и развитии партнерства интеграций.


Комментирует к.э.н., доцент, заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Садовская:

На протяжении 2015-2016 гг. в Беларуси наблюдалась отрицательная динамика экономического роста. Экономическая ситуация улучшилась в первом полугодии 2017 г. Одним из главных факторов роста ВВП стало улучшение ситуации во внешней торговле: наращивание экспорта калийных удобрений, рост цен на товарно-сырьевом рынке и стабилизация экономик ближайших торговых партнеров.

Внешние условия определяются особенностями функционирования мировой экономики и темпами роста экономик стран – торговых партнеров Беларуси. Среди основных внешних рисков для развития экономики можно отметить ограничение экспортных возможностей на внешних рынках и снижение доступности к внешним капиталам. Такие ограничения могут стать следствием медленного восстановления экономик стран – основных торговых партнеров (в первую очередь, Российской Федерации), сохранения (появления новых) барьеров для экспорта белорусской продукции на рынках государств-членов ЕАЭС, усиления конкуренции на традиционных рынках со стороны иностранных производителей, неблагоприятной ценовой динамики на мировых товарных рынках, которая снижает эффективность белорусского экспорта.

Наряду с внешнеэкономическими условиями, развитие национальной экономики во многом будет зависеть от складывающихся внутренних условий. К внутренним рискам и угрозам развития белорусской экономики можно отнести вероятность ее конкурентного отставания в результате недостаточно эффективной модернизации, технологической отсталости национального производства и низкой производительности труда и угрозу сжатия внутреннего спроса вследствие необходимости осуществления значительных выплат по внешнему долгу за счет внутренних ресурсов при отсутствии внешних источников финансирования, а также вследствие излишне жесткой денежно-кредитной политики. Кроме того, угрозами являются нарастание макроэкономических дисбалансов в результате возможного превышения темпов роста заработной платы над производительностью труда и риск несвоевременности структурных и институциональных преобразований.

Ключевыми направлениями развития внешнеэкономической деятельности в 2018 г. для Беларуси будут обеспечение улучшения качественной структуры экспорта за счет наращивания экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, поиск новых партнеров и расширение взаимодействия с ведущими странами дальней дуги на всех континентах, а также снижение количества изъятий и ограничений во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС.

Наращивание высокотехнологичного экспорта – приоритет 2018 г. Реализация этого направления будет основана на дальнейшей модернизации действующих организаций с целью производства конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, имеющей выраженную экспортную ориентацию. Для завоевания регионального лидерства в сфере экспорта IT-услуг принят Декрет №8 «О развитии цифровой экономики», направленный на содействие развитию IT-сектора, что будет способствовать дальнейшему ускорению темпов роста экспорта компьютерных услуг.

Основной задачей в сфере экономической интеграции по-прежнему будет углубление многостороннего экономического сотрудничества с государствами-членами ЕАЭС и расширение экономических связей с третьими странами за счет использования потенциала Союза для продвижения интересов белорусских субъектов хозяйствования на внешнем рынке. Приоритеты развития экономической интеграции сохранятся за созданием равных условий для субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства и ЕАЭС, проведением согласованной политики в промышленной и аграрной сферах, исключением как прямых барьеров по доступу на рынок, так и других дискриминирующих мер.

Развитие промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС будет реализовываться путем углубления производственной кооперации, разработки общих мер поддержки совместно произведенной продукции, в том числе в целях допуска к государственным закупкам и программам субсидирования, а также использования потенциала общего рынка и стимулирования экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны.

Достижение указанных целей станет возможным за счет реализации ряда мероприятий. Заключение преференциальных соглашений с Израилем, Сербией и подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР будут способствовать диверсификации экспортных рынков в рамках ЕАЭС. Приоритетом в сфере научно-технического сотрудничества будет внедрение механизмов, содействующих повышению инновационного развития экономики страны: создание Евразийской сети трансфера технологий, Евразийского инжинирингового центра и его элементов (центров компетенций). Сотрудничество белорусских и российских регионов останется приоритетным направлением взаимодействия. Векторы интеграционного развития регионов Беларуси и России будут располагаться в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества.

Беседовала Юлия Рулёва

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Беларусь будет пытаться балансировать между двумя центрами: Западом и Россией. Хотя это балансирование и несимметричное. Связей по различным направлениям с Россией гораздо больше, чем с Западом. Однако я считаю, что Беларусь будет продолжать дистанцироваться от России и искать точки опоры на Западе.

Попытка усидеть на двух стульях продолжается уже два года и будет продолжаться дальше.

Неизвестно, какой стул окажется крепче. Но по итогам прошлого года доля России по влиянию на экономику Беларуси возросла еще больше, а доля Запада, наоборот, уменьшилась. Сейчас страна развивается по социально-экономической модели, которая не позволяет пока ничего резко менять.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– «Поворачиваться» Беларусь в 2017 году будет в ту сторону, где больше всего «пахнет» деньгами. До сих пор самый сильный запах денег шел с Востока, из России. Но теперь РФ сама переживает кризис, поэтому получать деньги оттуда станет труднее.

Ситуация сейчас крайне сложная. Белорусские власти будут искать все возможные источники финансирования. А Запад – это еще один потенциальный источник, который, возможно, и не принесет той прибыли, на какую рассчитывают власти.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

– Паварот на Усход, які працягваецца ўжо 20 гадоў, зараз дае негатыўны эфект. Таму што ў Расіі цяпер таксама не самы лепшы час. І адносіны з Еўрасаюзам, мабыць, атрымаюць нейкае паляпшэнне. Развівацца гэтыя адносіны будуць і далей. ЕС аказвае эканамічную дапамогу Беларусі, спрабуе неяк падтрымаць дзяржаўную самастойнасць.

Але не трэба спадзявацца на тое, што еўрапейскія палітыкі, са сваі мі шматлікімі праблемамі, будуць моцна займацца праблемамі Беларусі. Цяпер наог ул трэба спадзявацца толькі на самога сябе.

Об отмене виз для западных стран и активной белорусизации

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Отмена визового режима для США и стран ЕС - это попытка найти новые механизмы экономического развития, потому что приток туристов в любую страну - это важный экономический фактор. В Беларуси эта сфера пока развита слабо. П оэтому отмена визового режима - это попытка властей привлечь туристов в страну, чтобы они здесь оставляли свои деньги. Можно еще назвать это попыткой найти новую отдушину для бюджета, для развития экономики.

Что касается активной беларусизации, то это попытка сформировать хоть какую национальную идентичность. Эта тема стала очень важной после того, что произошло с Крымом.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– Безвизовый режим - это попытка властей привлечь туристов. Тут мы, конечно, лет на 15 опоздали. Но опыт украинцев в этом вопросе показывает, что безвизовый режим оправдывает себя. Туристы приезжают и оставляют деньги. Да и дорогостоящие отели, построенные к чемпионату мира по хоккею, нужно кем-то заполнять. Сейчас они заполняются процентов на 15. А разве этого достаточно? И власти понимают, что западные туристы едут в Беларусь с деньгами, что они будут оставлять деньги здесь. Важно только создать более удобные условия для этого. И безвизовый режим - это, надо сказать, достаточно удобно. Также я считаю, что здесь есть некий политический аспект. Ведь чем больше европейцев будет в Беларуси, тем больше возможностей для нашей оппозиции продвигать свои идеи.

А вот насчет белорусизации, то я бы не назвал ее активной. Она, скорее, мягкая такая, фрагментарная. Лукашенко понимает, что он теряет часть электората, и пытается хоть как-то его вернуть или найти новых людей, которые к нему относятся хотя бы нейтрально.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

Адмяніць візавы рэжым трэба было ўжо даўно. Дастаткова толькі глянуць на Львоў – і ўсё становіцца зразумела. Вялікая колькасць турыстаў дазваляе сцвярджаць, што адмена платных віз мае свае вынікі .

Але ш мат чаго залежыць ад таго, колькі турысту трэба заплаціць за побыт у якой-небудзь краіне. К алі раней віза каштавала вялікія грошы, ніхто асабліва не жадаў ехаць у Беларусь.

Калі гаварыць аб беларусізацыі, то ніякай актыўнасці я ў гэтым плане не бачу. Калі па краіне будзе хаця б 50% беларускамоўных школ, тады можна будзе сказаць, што вось цяпер беларусізацыя сапраўды актывізавалася .

Что ждет Беларусь в 2017 году

Валерий Карбалевич, политический эксперт:
– Один из главных вопросов, которые будут решаться в этом году, - как отдать государственный долг, который с каждым годом увеличивается. Экономика - это главный фактор, который влияет на жизнь белорусов.

Но на мой взгляд, в 2017 году кризис будет продолжаться. И лучше в ближайшее время не станет. Потому что модель поведения Беларуси в экономике не эффективна и зашла в тупик. Ее надо менять, но власти не хотят этого делать. Потому что такая модель - это оптимальная форма, позволяющая эту самую власть удержать.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– То, что будет в 2017 году, предсказать трудно. Есть два сценария: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты считают, что власти будут разворачиваться в сторону Европы, и пойдут на какие-то серьезные уступки.

Пессимисты указывают на внутренние и внешние риски. Внешние риски - это угроза со стороны России, ее присутствие в Беларуси в экономическом и военном плане. Можно также утверждать, что «молочные», «газовые» и «нефтяные» войны между нашими странами будут продолжаться и дальше.

А внутренняя ситуация может усложниться до такой степени, что я не исключаю полной остановки работы многих крупных заводов. Мне кажется, не за горами бунты озлобленных людей, которым просто не за что жить.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:
– Мы не можам прагназаваць нешта канкрэтнае. Рашэнні ў нашай краіне прымаюцца даволі закрыта, таму сказаць дакладна аб тым, што будзе, нельга. Аднак крызіс, які цягнуўся весь 2016 год, будзе працягвацца і далей.

Нішто не гаворыць аб тым, што нас чакае нейкае паляпшэнне ў бліжайшы час – мы бачым, што эканамічныя канфлікты памі ж Беларуссю і Расі яй працягваюць разгарацца . Усе гэта накладаецца на ўнутраны эканамічны крызіс. П ростым людзям будзе цяжка. Таму простыя людзі павінны больш часу і ўвагі аддаваць абароне сваіх правоў.

Коммуналка: 100-процентная оплата всего, кроме отопления и горячей воды

С 1 января услуги ЖКХ вновь подорожают. Причем за все коммунальные услуги, кроме отопления и горячего водоснабжения, мы будем платить по полной стоимости. То есть субсидируемые тарифы останутся лишь в двух строчках. И государство нас будет меньше упрекать за то, что мы платим только за часть услуг. Что это будут за тарифы? На момент сдачи номера в печать (25 декабря) они пока не были известны. Напомним, что предельные тарифы на коммуналку утверждаются Совмином. К слову, по 550-му указу президента раз в год, 1 января, тарифы на услуги ЖКХ повышаются на $5. Но не все одинаково! На 5 долларов должна вырасти жировка типичной семьи из трех человека, которые живут в двушке площадью 48 квадратных метров.

Пенсии будут повышать только один раз в год

По закону пенсии в Беларуси должны повышать не менее одного раза в год. Но в середине этого года депутаты заговорили о том, что в бюджет на следующий год уже заложены два повышения пенсий. Правда, в окончательной версии бюджета на 2018 год слова депутатов не подтвердились. Итак, в следующем году пенсии повысят один раз, но сразу на 12%. Правда, как пояснили те же депутаты, если экономика страны будет развиваться быстрее и лучше, то возможны еще повышения. Но минимум - повысить их один раз - точно будет соблюден.

В 2018-й шагнем с новой базовой величиной

Депутаты обещали, что с 1 января в Беларуси поменяется базовая величина - с 23 до 25 рублей. По крайней мере, об этом не раз говорила депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Ольга Политико. Однако 26 декабря стало известно, что базовая повысится до 24 рублей 50 копеек.

Собственно, базовая величина повышается традиционно раз в год и именно 1 января. Она влияет на президентские премии и стипендии, на единовременные пособия в связи с рождением ребенка, стипендии студентам, матпомощь безработным и т. д. То есть с увеличением базовой все эти выплаты тоже увеличатся.

От базовой величины также зависят штрафы. Соответственно, вырастут и они. Например, за переход в неположенном месте с 1 января 2017 года надо будет заплатить 24 рубля 50 копеек, а не 23 рубля. За проезд без билета в общественном транспорте штраф составит уже 12 руб. 25 коп., а не 11 руб. 50 коп.

Увеличатся также пошлины за женитьбу и развод. Так, чтобы пожениться, надо будет заплатить 24 руб. 50 коп. (вместо 23). Чтобы развестись в первый раз - 98 рублей, а во второй и последующие разы - 196 рублей.

Существенно подорожает и плата за допуск автомобилей к движению. Так, для авто массой от 1,5 до 2 тонн, надо будет заплатить 147 рублей вместо прежних 115. Напомним, депутаты предложили платить за допуск к движению автомобилей частями, то есть помесячно - правда, это пока предложение, а не закон. Возможно, он появится в следующем году.

Развиваем IT -технологии

Декрет о развитии цифровой экономики Александр Лукашенко подписал 22 декабря, и большая часть пунктов вступит в силу через три месяца. Президент, а также члены правительства не раз называли его революционным. Что же в нем такого революционного?

Во-первых, айтишникам продлевают льготы. Например, они будут платить подоходный налог в 9% (у всех остальных он 13%), а взносы в ФСЗН работодатель будет делать не с фактической зарплаты, а со средней по стране. Во-вторых, увеличивается количество видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты Парка высоких технологий, - туда вошло развитие киберспорта, обучение по программам, которые одобрены администрацией ПВТ, а также оборот криптовалют (это виртуальные деньги, которые можно добыть - читай, заработать - а также купить и обменять. Самая известная криптовалюта - биткоин, которая еще в начале года стоила $1000, а на 22 декабря уже $14 тысяч. - Ред.). Обычные граждане также могут добывать криптовалюту, менять ее, покупать и даже дарить и завещать, причем это не считается коммерческой деятельностью - со всеми вытекающими льготами по налогам.

Беларусь не будет больше покупать электричество в России

По словам министра энергетики Владимира Потупчика, с 2018 года Беларусь перестанет покупать электроэнергию в России . Причем политики тут нет никакой. Просто нам стало невыгодно закупать электричество у соседей. Ведь мы провели модернизацию белорусской энергосистемы и сократили себестоимость выработки электроэнергии в Беларуси. Соответственно, импортная нам просто не нужна. Напомним, что ранее чиновники говорили о том, что отказаться от импорта энергии мы сможем только с 2020 года. Но это не значит, что за электричество население будет меньше платить. Но бюджет точно сэкономит $300 миллионов в год.

На днях посол Российской Федерации в Беларуси Михаил Бабич заявил, что Это высказывание якобы было привязано к информации о размещении военной базы США в Польше. Не так давно белорусский президент Александр Лукашенко высказывался по этому же поводу, что в случае нападения . Также Лукашенко заявил об укреплении границы с Украиной, откуда в Беларусь, по его словам, «идет много беды».

Бывший сотрудник КГБ и ФСБ Михаил Бабич — один из тех, кто готовил аннексию Крыма. По мнению многих экспертов, послом в Беларуси он назначен неспроста. Сейчас то и дело появляются сообщения о планах России присоединить к себе Беларусь то политическим, то вооруженным путем. Лукашенко хоть и говорит о дружбе и взаимопонимании с РФ и лично Путиным, но намекает, что иногда это взаимопонимание пропадает. Кроме того, в новой концепции пограничной безопасности Беларуси «между строк» читаются опасения угрозы как со стороны Украины, так и со стороны России.

«Мы поняли, что фронт на фронт нигде воевать не будут, нужны специально подготовленные силы, чтобы защитить страну и нанести противнику неприемлемый ущерб. Мы видим, что происходит недалеко от нас, что происходит в Сирии. Изучая ситуацию, мы уже абсолютно понимаем, какая будет, не дай бог, война. Нам надо защитить Беларусь. Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Даже на Россию мы не можем на 100 процентов положиться. Хорошо, сегодня Путин и прочие, он понимает нас, я понимаю его. Сегодня мы вместе как-то действуем, и то не всегда. А что будет завтра? И если кто-то посмеет, диверсионные группы нанесут удар и на той территории, с которой последует нападение на Беларусь», — заявил Александр Лукашенко вскоре после недавних учений, по легенде которых белорусские силовики ликвидировали неких боевиков, захватывающих админздания и атакующих военные части.

— Мы привыкли, что россияне — братья. Из России нам рассказывают, что мы с русскими — один народ и должны воссоединиться. И многие в это верят. Три четверти населения говорят по-русски и на работе, и в быту, и лишь четверть общается на белорусском, да и то, в основном, на трасянке (белорусско-русский суржик.— Авт.). Но вряд ли у России получится здесь бескровный «аншлюс». Своим поведением она отвернула от себя украинцев, прозрели болгары, начали прозревать сербы… А теперь страна сдувшихся «Искандеров» и петухов из говна делает все, чтобы уже и последний народ в мире перестал считать ее братской, — рассказал «ФАКТАМ» житель Минска Алесь (фамилию он попросил не называть). — Причем сам Лукашенко, рассказывая о дружбе с Россией, в то же время играет на стороне белорусских националистов. Уже разрешены Пагоня (Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995), происходит от герба Великого княжества Литовского, Руського и Жемайтийского. - Авт .) и наши бело-красно-белые флаги. Российскую георгиевскую ленту настоятельно рекомендуют заменять белорусской красно-зеленой. Нет массовых «посадок» оппозиционеров, какие были в прошлые годы. Русские символы вытесняются белорусскими, но в то же время остается советская символика. Идет мягкая белоруссизация, белорусский язык еще не стал превалировать над русским, но уже и не считается «деревенским». Власть, ранее проводившая политику русификации, теперь сама же постепенно рассказывает нам, что мы отличаемся от русских, что мы и сами — нация.

*Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995)

«ФАКТЫ» провели заочный «круглый стол», попросив известных белорусов (политиков и экспертов, знающих о ситуации в стране не понаслышке) прокомментировать то, что сейчас происходит в Беларуси и как следует понимать заявления российских и белорусских властей. Наши собеседники — Николай Статкевич (один из лидеров белорусской оппозиции, кандидат в президенты на выборах 2010 года, бывший политзаключенный), Вадим Довнар (белорусский журналист, переехавший жить и работать в Украину) и Павел Севярынец (политик, политзаключенный, в среде оппозиции рассматривается как возможный кандидат на ближайших президентских выборах в Беларуси).

*Николай Статкевич

— Как следует расценивать заявление посла РФ о том, что в случае нападения на Беларусь Россия будет отвечать? Кому был направлен этот сигнал? Минску или западным «партнерам»?

Николай Статкевич: Это сигнал Западу, что Россия считает Беларусь «своей» и не позволит изменить эту ситуацию. Кроме того, это подготовка почвы к размещению здесь российских войск под предлогом усиления «общей региональной группировки войск» в ответ на размещение американской базы в Польше.

Вадим Довнар : — Это стоит расценивать как «красивую» игру словами. На Беларусь некому нападать. Кроме самой России. В новейшей истории (минимум с момента распада «совка») никто, кроме России, не предъявлял ей территориальных претензий. Ни фактически, ни даже в полемическом задоре. Снова — кроме РФ. Адресаты этих посылов и Минск, и Запад. Первому — да успокойся, ничего сильно не поменяется. Второму — не лезьте сюда, чтобы ни происходило, это наша зона влияния. Впрочем, всего этого можно было и не говорить. Лукашенко отлично знает свое место, а Запад за Лукашенко (ведь Беларусь сегодня — это именно Лукашенко) «вписываться» не будет. Да и с какой стати ему бы это делать? Официальный союзник России, член всех интеграционных объединений с РФ, диктатура, идеологически и «духовно» — вассал.

Павел Севярынец: Высказывание Бабича последовало в ответ на недавнее заявление американского Госдепартамента, который заявил о решимости США поддерживать независимость и суверенитет Украины, Грузии «и даже Беларуси» как бастионов против имперской политики России. Сторонники независимости в Беларуси приободрились (о, если что, американцы готовы за нас «вписаться»!) — и, чтобы они не очень радовались, Бабич озвучил ответ со стороны России. Мол, попробуйте только защитить независимость Беларуси от России, мы будем расценивать это как нападение на Россию. Поразительный по цинизму ответ, адресованный и Западу, и Лукашенко — особенно если учесть, что в Будапештском меморандуме 1994 года как США, так и Россия гарантировали независимость Беларуси. В ответе Бабича все предельно ясно: попытка защитить независимость Беларуси со стороны (гипотетически) Лукашенко, белорусского народа либо Запада будет расцениваться Россией как нападение на ее территорию. Медведь в очередной раз показал зубы, причем всем. Он считает, что Беларусь его добыча, и он ни с кем не будет делиться или считаться. Кремль понимает, что реально независимая Беларусь окончательно убьет проект реставрации Советского Союза. Не случайно именно в Беларуси за последние сто лет пульсировала «красная кнопка» империи — от царской ставки в Первой мировой войне, Беловежской пущи и столицы СНГ до «Минских соглашений».


*Павел Севярынец

— Есть ли в настоящее время опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси? От кого она исходит?

Николай Статкевич: Такая опасность исходит только от России, так как в Европе после Второй мировой войны только Россия аннексировала чужие территории.

Вадим Довнар : — Опасность для Беларуси как исторически, так и в новейшей истории всегда исходила от России. В древности, конечно, не только от нее, но сейчас — исключительно от РФ. Все почему-то заметили эту угрозу только «после Крыма», но работа по «возвращению в лоно» велась Кремлем с момента распада «совка». Стандартно — экономическая привязка, информационное, культурное, «духовное» удержание, военная интеграция. «Независимая Беларусь» существует исключительно формально. По сути — это российский регион со своими особенностями. Моя страна оккупирована с 1918 года, когда большевики, наплевав на волю белорусского народа, военным способом захватили Белорусскую Народную Республику. Может ли РФ сейчас формализовать единство, вывесив триколоры, что-то там подписав? Может, но не думаю. Знаю все аргументы за эту версию, но не верю. По большому счету — незачем. «Крымнашистского» угара не получится. Для русских, не знающих нашей истории, мы — это часть их, и нас «не удалось разорвать», а с «проблемой нового срока» для Путина они как-то и без Беларуси разберутся. Чай, плебс не сильно бунтующий, и пока Росгвардия справляется со своими карательными функциями. Целостности РБ тоже ничего не угрожает. У нас нет этнического, религиозного, языкового и т. д. расслоения. Нечего колоть. Страна полностью под Россией.

Павел Севярынец : — Реальная опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси, понятное дело, исходит от Кремля, для любого здравомыслящего человека это очевидный факт. Львиная доля суверенитета уже подмята Россией, и остается только оценивать, насколько формальна независимость Беларуси при Лукашенко. Это все еще государство — либо это уже кадыровская модель? Проект «Союзного государства», отсутствие полноценной границы, совместные группировки войск под командованием российских генералов, военные учения, экономическая зависимость более чем на 50% от российских кредитов и рынков сбыта, Таможенный союз, доминирование российских СМИ и куда больше пропутинские, чем пролукашенковские настроения в массе обывателей — тут на самом деле все очень печально. Все дело в том, решится ли Путин на открытый захват Беларуси, на триколор над Минском под угрозой очередных санкций и ответных мер или сочтет риски неприемлемыми. Госдеп и Бабич обмениваются, скажем так, мнениями как раз в этом ключе.

*Вадим Довнар

— Сколько на территории Беларуси российских войск? Насколько вероятно появление военной базы РФ в РБ?

Николай Статкевич: - В Беларуси есть два российских военных объекта — станция раннего предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичском районе и узел связи с подводными лодками в Вилейском районе. Кроме того, судя по высказываниям официальных лиц, на территории нашей страны после учений «Запад-2017» на базах хранения могли остаться крупные запасы российских вооружений. Переброска личного состава к ним может быть осуществлена очень оперативно. Москва будет максимально использовать тотальную зависимость от нее белорусского режима, чтобы разместить на нашей территории свои воинские контингенты на постоянной основе.

Вадим Довнар: Эксперты говорят, что эти базы не особо полноценные, но есть факт — присутствие иностранных военных с оружием на территории якобы суверенного государства. Военных государства — извечного врага, военных государства — оккупанта и агрессора. Сильно понадобится Кремлю третья, уже «полноценная» база — она там будет. И это даже не вопрос цены, хотя Лукашенко и покочевряжится, а вопрос настойчивости России.

Павел Севярынец: Срок аренды этих баз истекает в 2025 году. Но в реальности разношерстные российские военные отсюда не вылазят — совместная группировка ПВО, регулярные учения, коллеги «Боширова и Петрова» обеспечивают тут постоянное присутствие на случай развертывания. Наблюдатели оценивают число российских военных в Беларуси в тысячах, а если учесть, что большая часть армии Лукашенко смотрит голодным взглядом на заработки россиян и не видит причин, чтобы препятствовать захвату Беларуси Москвой, дело для Кремля как будто в шляпе. Но есть еще белорусы, как известно — народ партизанский. Есть Украина. Есть, в конце концов, Запад. Эти три причины и удерживают Путина от открытой аннексии.

— В последние годы появились сообщения о развитии в Беларуси казачьего движения, православных военно-патриотических клубов, которые курирует Русская православная церковь. Может ли Россия заявить о вынужденной защите русскоязычного населения и повторить сценарии Крыма и Донбасса?

Николай Статкевич: Это один из реальных сценариев, если планы по медленному поглощению нашей страны будут сорваны.

Вадим Довнар: Поймите, часть «белорусской армии», «белорусских спецслужб» — это и есть условная или не условная «Лубянка». В этом смысле Беларусь — Крым. Но в РБ — большинство все-таки белорусы. Иное дело, что белорусы — непомнящие корней и любящие Россию. И у них нет противоречий в голове между «независимая Беларусь» и «вместе с Россией». И то и то для них естественно. Не придется отрывать их. Скажут: теперь вы часть РФ, воспримут спокойно. Без восторга, но и без отторжения. Они и так чувствуют себя провинциальными жителями России, но наклейкой «независимые» и со своим губернатором. Повторюсь, оккупировать Беларусь не придется пока у власти Лукашенко. Беларусь давно оккупирована, но большинство населения считает этот факт естественным.

Павел Севярынец: Гибридная стратегия России в отношении Беларуси повторяет и сценарии Крыма, и подготовку к Донбассу, и вообще всю эту многовековую арию насчет «воссоединений» и «освобождений от гнета». Действительно, мы фиксируем сотни информационных, аналитических и просто парамилитарных проектов, поддерживаемых Россией — после 2014 года они растут как грибы на деньгах «Россотрудничества», «Фонда Горчакова» и российских спецслужб. Но есть нюансы. Православная церковь не так монолитна, как в России (более 60% приходов это действительно «русский мир», но около 30% не имеют ничего общего с черносотенным духом). Концентрация этнических русских, которая в некоторых районах Крыма и Донбасса превышала 50%, нигде в Беларуси не образовывает таких заметных анклавов. В Беларуси есть мощный белорусскоязычный, частью польскоязычный Костел, а это более миллиона верующих. Плюс фактор Лукашенко, который ведёт изощренную игру на противоречиях соседей, чтобы остаться у власти. Россия, безусловно, готова запустить свой излюбленный сценарий, но Беларусь может стать тем самым куском, слишком большим, слишком сложным, который застрянет у нее в горле.

— Несмотря на то, что заявления Лукашенко о борьбе с агрессорами вроде бы приурочены к заявлениям о размещении в Польше американской базы, не несут ли они упреждающую информацию и для Москвы?

Николай Статкевич: Лукашенко может делать сколь угодно много заявлений, но Москва знает о реальных настроениях командного состава белорусской армии. Борьба Лукашенко против белорусского национального самосознания, соответствующие кадровая политика и идеологическая работа привели к тому, что среди офицеров его армии популярность Путина в разы выше, чем их собственного главнокомандующего.

Вадим Довнар : — Заявления Лукашенко — просто поза. Возможность с металлом в голосе поиграть в защитника страны. Может немного успокоить национально ориентированных белорусов. Но тоже вряд ли. За 25 лет нахождения АГЛ при власти все научились все понимать. Лукашенко — вассал Москвы. И, конечно, никакое оружие он раздавать не стал бы.

Павел Севярынец: Лукашенко хорошо понимает опасность, исходящую от России — но не может открыто её формулировать. Да, это сигнал, который можно интерпретировать и как промосковский, и как антимосковский (подобная двусмысленность — это и есть стиль позднего Лукашенко). Проблема в том, что белорусские военные, люди по определению прямые, как слышат, так и дышат, и им нужна ясность насчет вероятного противника. И тут Лукашенко попадает в свою собственную ловушку: четверть века добровольно погружался в пасть России, топтал белорусский язык, культуру и патриотическую оппозицию, получал за это кремлевские кредиты, а теперь хочет вырваться. Без резких движений тут никак. К сожалению, правитель продолжает уповать на свою тактику бесконечного «развода» соседей — и рассчитанный внезапный удар Москвы может застать его, а вместе с ним и страну, врасплох.

— Может ли Лукашенко в обозримом будущем лишиться власти? Если да, то кто его сменит и как это отразится на Беларуси и ее отношениях с соседями — как Россией, так и остальными? Также ходят слухи, что Кремль готовится к объединению РФ и РБ уже в ближайшие годы. Куда денут Лукашенко? Каким образом?

Николай Статкевич: — Судьбы бывших диктаторов не оказывают большого влияния на дальнейшие судьбы их стран. Любой президент может лишиться власти. Особенно нелегитимный и так ненавидимый большинством, как Лукашенко. Обычно, кто убирает незаконного правителя, тот и ставит нового руководителя. Но в любом случае патриотические силы должны быть готовы вмешаться в ситуацию. Москва хотела бы инкорпорации Беларуси. Это помогло бы поднять авторитет власти на фоне народной эйфории и дало бы Путину «легитимные» основания оставаться у власти после 2024 года в качестве руководителя «объединенного государства».

Вадим Довнар: В смену Лукашенко я не верю. Он будет сидеть ровно столько, сколько существует РФ и сколько ему позволяет здоровье. Со вторым вроде все нормально (обратная информация — сознательная московская деза для лучшей управляемости). А вот с первым… Когда неизбежно распадется РФ — не будет и ее вассала. Голодный народ сметет.

Павел Севярынец: Лукашенко не вечен. Есть Кремль, который поддерживал его два десятилетия, но теперь не прочь и сменить, есть здоровье, как у каждого человека, никто не отменял дворцовые перевороты, и, наконец, есть народ Беларуси — «вечнозеленый президент» его уже, поверьте, достал. Если Лукашенко заболеет, умрет, сбежит — сменить могут Москва (с поглощением, на того же Бабича как генерал-губернатора), кое-кто из соратников (формально, по конституции — премьер Румас, более вероятно — старший сын Виктор) и, если будет сценарий Площади, — тот или иной (как вариант — уцелевший во время событий) лидер оппозиции.

— Лет 20−25 назад ходили разговоры о Полесской республике, которая могла выделиться из Беларуси, как это произошло с Приднестровьем в Молдове или Абхазией в Грузии. Существуют ли вообще в Беларуси сепаратистские настроения у какой-то части населения? Если да — то «в какую сторону», кто их поддерживает?

Николай Статкевич : — В Беларуси нет выраженных сепаратистских регионов. Но есть достаточно много людей, которые готовы пожертвовать независимостью, только чтобы избавиться от ненавистного им Лукашенко и заодно улучшить свое благосостояние. Обычно это его бывший электорат. На первом месте — не слишком образованные жители небольших городов и деревень, которые сейчас переживают наибольшие материальные трудности. Вот так 20 лет антинациональной политики обернулись против ее автора. Но и против нашей государсвенности, к сожалению, тоже.

Вадим Довнар: Нет и никогда не было у нас сепаратизма. Все эти «полеские республики» — сознательная работа спецслужб РФ на практически нищенской почве фактажа.

Павел Севярынец : — «Сепаратизм» — маловероятный сценарий для Беларуси. Если Кремль решит «брать» Беларусь — то целиком. Во время последних российско-белорусских военных учений отрабатывали сценарий подавления «сепаратизма» в северо-западной, преимущественно католической части Беларуси, на границах с Польшей и Прибалтикой (так называемой «Вейшнории», термин придуман каким-то оригиналом в российском Генштабе) — но это, скорее, отвлекающий маневр. Идеи подобного рода регулярно вбрасываются в белорусское медиапространство из околокремлевских СМИ с целью, надо понимать, разделять и властвовать, но реальных последствий таких провокаций до сих пор нет. Беларусь — орешек цельный. И еще большой вопрос, по зубам ли он Москве.

В ближайшие дни читайте в «ФАКТАХ» интервью с аналитиком Игаром Тышкевичем о том, как Лукашенко защищает свою власть от посягательств Кремля, планирует ли Путин захват Беларуси и что вообще будет в будущем с этой страной.

Фото из Facebook

С недавних пор в СМИ стала просачиваться отрывочная информация о планах властей по развитию экономики в будущем году.

Список предсказаний и должности штатных ванг внушают трепет и уважение. banki24.by собрались с духом и проанализировали перлы чиновничьей мысли.

16 августа состоялось заседание президиума Совмина. На заседании ответственные лица обсуждали, в какой реальности будет жить страна в 2018 году. Премьер-министр Андрей Кобяков сообщил, что правительство и Нацбанк собираются передать на утверждение главе государства 7 важнейших параметров прогноза.

В целевом варианте прогноза ВВП Беларуси вырастет на 3,4%, производительность труда - на 2,8%. И это удивительная вещь. Объясняем, почему так.

Согласно прогнозу на 2017 год ВВП должен увеличиться на 1,7%, производительность труда - на 1,8%. Это логично: прогноз предусматривает уменьшение числа занятых в экономике.

В прогнозе на 2018 год все поставлено с ног на голову. При росте ВВП на 3,4% и производительности на 2,8% занятость в экономике должна увеличиться на 0,6%.

Но дело в том, что в белорусских условиях это что-то невообразимое. Занятость в экономике Беларуси непрерывно падает с июля 2011 года. С июня-2011 по июнь-2017 количество занятых обвалилось на 351,5 тыс. человек!

Откуда вдруг при нынешней демографии у нас возьмутся «лишние» занятые? Вариантов может быть несколько.

Во-первых, власти могут начать массированное привлечение иностранной рабочей силы (например, из Китая).

Во-вторых, есть вероятность, что самыми жесткими методами будет претворяться в жизнь новая версия декрета о «тунеядцах». Возможно, власти серьезно рассчитывают принудить к труду сотни тысяч людей. Ну и в-третьих вероятен некий микс из названных выше методов.

Другие толкования, откуда появятся новые занятые (кроме поименованных), пока выглядят слишком уж фантастично.

Внушает опасения упоминание о прогнозе по инвестициям в основной капитал. По задумке властей, инвестиции в основной капитал превысят ожидаемые инвестиции 2017 года на 6,8%.

Прогнозный показатель по инвестициям не включался в указы президента уже несколько лет. И это отнюдь не случайно. Именно инвестиционная накачка со стороны государства до кризиса приводила к вытеснению частных инвестиций и стимулировала рост импорта со стороны предприятий. Мало для кого является секретом, что продукция белорусских производителей по большей части крайне импортоёмка.

В свою очередь, перекосы в экспортно-импортном балансе приводили к образованию дыр во внешней торговле. Раньше эти дыры власти закрывали через новые долги.

Но к текущему моменту размер долга угрожает выйти за максимально допустимые пределы. Значит из радикальных средств решения проблемы с чрезмерными инвестициями остается лишь девальвация белорусского рубля. Не исключено, что именно таким путем будут достигнуты рост экспорта на 6% и «практическая сбалансированность» внешней торговли.

В 2018 году Беларусь останется инвестиционной пустыней. По официальному прогнозу прямые иностранные инвестиции на чистой основе составят лишь 1,45 млрд USD. Для сравнения: прогноз на 2017 год составляет 1,4 млрд USD, на 2016 год был равен 1,35 млрд USD, на 2015 год - 1,875 млрд USD, на 2014 год - 2,5 млрд USD.

Ни одна из оценок властей за последние годы не оправдалась: инвестиций было еще меньше, чем думали привлечь в правительстве. Под угрозой срыва находится и прогноз на 2017 год. Это немудрено: поступления от продажи госимущества не первый год почти нулевые, а брать на себя заводы-банкроты зарубежные инвесторы не спешат.

Интересна оценка инфляции. Почему-то власти не собираются снижать ее темпы по сравнению с 2017 годом. В правительстве и Нацбанке считают, что до конца года инфляция не выползет за границу в 7%. Однако тот же ориентир они ставят себе и на 2018-ый.

По какой причине может прекратиться замедление инфляционных процессов? Например, из-за смягчения денежно-кредитной политики НБРБ или за счет наращивания бюджетных расходов Минфином.

К слову, Минфин отчего-то не раскрыл оценку прироста расходов бюджета в 2018 году по отношению к ожидаемому исполнению за 2017-ый. Есть только процент по доходам. Доходы республиканского бюджета в будущем году вырастут на 6,2%.

Этот процент весьма примечателен. При сохранении инфляции на уровне 7% по сути власти нацелены лишь на сохранение реальных доходов бюджета на уровне 2017 года. И это в лучшем случае. Сейчас дефлятор ВВП, с помощью которого номинальные доходы бюджета переводятся в реальные, больше потребительской инфляции. Поэтому, если все так и останется, нас ждет сокращение реальных доходов бюджета.

Конечно, есть оговорка, что проект бюджета спланирован исходя из консервативной оценки роста экономики - на 1,1–1,2%. Поэтому рост реальных доходов бюджета возможен, но при условии 3%-ой прибавки к ВВП.

Изрядно привносят беспокойства и недавние заявления по «удержанию» размера зарплаты на уровне декабрьской сразу после Нового года. Падение январской зарплаты по отношению к декабрьской на 10–12% - естественный процесс в нашей экономике. Если предприятия принудят выплачивать сверхвысокую зарплату еще и в «мертвый» зимний сезон, ни к чему хорошему это не приведет. Уж на внутреннем валютном рынке так точно.

Впрочем, может так статься, что планов громадье окажется имитацией бурной деятельности, а чиновники просто следуют заветам времен Петра I. Ведь с подачи императора известно, что подчиненный перед начальством должен иметь вид лихой и придурковатый, чтобы разумением своим не смущать его.