Экономическая система и ее функции.

Централизованная экономика характеризуется следующими чертами:

1.Это «приказная» экономика, так как все действия подчиняются приказам с цифровыми выкладками. Они адресованы экономическим агентам государством, которое является единственным центром принятия решений.

Государственный план является обязательным для всех экономических агентов. Вмешательство государства – прямое и детальное. Роль государства в управлении экономикой состоит в следующем: 1) оно определяет задачи экономики; 2) оно определяет средства выполнения этих задач; 3) оно определяет сроки выполнения этих задач.

2.Централизованно управляемая экономика – это экономика технических производственных единиц. Предприятие не принимает решений о направлениях и способах удовлетворения потребностей с расчётом получения максимальной прибыли. Прибыль «планируется» государством, так как в ценах устанавливается плановый уровень рентабельности. Государство устанавливает для каждой единицы объём производства и предоставляет ей определённое количество факторов, необходимых для получения этого объёма через государственную систему материальнотехнического снабжения.

Между производственными единицами устанавливается структурная связь: все они являются частями огромной машины, работа которой регулируется государством. Главной фигурой, осуществляющей планирование является технический специалист..

3.Центрально управляемая экономика – это экономика технических и объективных расчётов. Это проявляется в том, что вместо рыночных цен и расчётов в деньгах делаются чисто условные административные оценки; планы и приказы центральных властей основываются на расчёте физических качеств, которые выражаются в общих учётных ценностях. Понятие экономических издержек постепенно утрачивает своё значение.

Из всего перечисленного образуется количественное и статистическое равновесие между пропорциями экономической деятельности и количествами предложения и спроса. В этих условиях искусство планирования заключается в быстром распознавании во времени узкого места.

Особую трудность при централизованном планировании вызывает определение потребностей потенциальных потребителей той или иной продукции. Глобальные расчёты, опирающиеся на нормативные коэффициенты затрат тех или иных факторов производства, часто приводят к возникновению диспропорций между ними. Это экономика дефицита.

Практика государственного планирования в экономике СССР свидетельствует о возникновении постоянных диспропорций, ликвидация которых становится основной функцией плановых органов, как в масштабе отдельных отраслей, так и всей страны.

Вместе с тем, централизированная экономика является эффективной в периоды экстремальных ситуаций. Практика СССР показала, что в период Великой Отечественной войны концентрация усилий государства на достижение глобальной цели – обеспечение материальнотехнической базы военных действий – оказалась весьма плодотворной.

Для централизированно управляемой экономики характерным является то, что планы отдельных предприятий и домашних хозяйств не разрабатываются самостоятельно и не взаимоувязываются между собой с помощью цен.

Планы центральных органов определяют что, где, сколько и как должно быть произведено и как будет осуществляться распределение социального продукта.

Существует два типа центрально управляемой экономики:

с частичной собственностью и –с коллективной собственностью на средства производства.

Первый тип – Германия, второй тип – Россия.

В том и другом случае централизованное планирование осуществляется в четыре этапа:

1.Сбор плановостатистических данных и разработка натуральных балансов.

2.Планирование потребностей, ресурсов и балансирование потребностей и ресурсов.

3.Издание производственных директив, направляемых каждому предприятию.

4.Контроль за выполнением плана.

Этот процесс включает многочисленные взаимоувязки, согласования на различных уровнях управленческой иерархии. Каковы основные особенности централизованного управления экономикой?

Центральное управление предполагает существование нормирования, унификации и стандартизации, поскольку учитывать многообразные потребности индивидуального характера в едином планирующем центре практически невозможно.

Вовторых, центральное планирование приводит к значительной концентрации производства и увеличению размеров предприятий.

В третьих, в условиях централизованного планирования в самих управляющих системах (министерствах, ведомствах) возникает тенденция к «групповой анархии», то есть тенденция борьбы отраслевых отделов за обладание ресурсами.

В четвёртых, в руководящем слое на всех уровнях управления приоритет получают инженеры. Это приводит к вытеснению экономистов из сферы управления.

В пятых, централизованное управление экономикой не смогло обеспечить равновесия, пропорциональности спроса и предложения, что влекло наличие «дефицита» практически всех видов товаров народного потребления и большей части производственного назначения.

В шестых, наличие постоянных диспропорций вынуждало предприятия постоянно завышать заявки на необходимые ресурсы, что приводило к созданию излишних запасов сырья и материалов, омертвлению капитала, способствовало снижению эффективности производства.

В седьмых, в централизованной экономике потребители практически исключены из процесса регулирования производства.

В восьмых, в централизованной экономике сильно выражена склонность к осуществлению капитальных вложений при одновременно небрежном отношении к обеспечению потребителей товарами.

В девятых, склонность к осуществлению капитальных вложений является абсолютно надёжным средством обеспечения полной занятости людей.

Еще по теме 10.1. Централизованная экономика и государство.:

  1. Вопрос 3: Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство

В этой экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Все работники здесь подчинены государственному чиновнику, он - более важному чиновнику и так далее вплоть до императора или Генерального секретаря правящей партии. Командная экономика, существовала в нашей стране до самого последнего времени.

Согласование деятельности различных производителей в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Это делается примерно так.

На самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (у нас это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих ресурсов.

Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Потом подсчитывается, сколько всего каждого продукта должно быть произведено. Эти цифры доводятся до министерств, отвечающих за каждую отрасль. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство в свою очередь расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько продукции какого вида каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет план по цехам, цех -по участкам и т.д. вплоть до самого работника-сталевара.

Для работы этого сложного механизма требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников. Для того, чтобы побуждать подчиненных выполнять планы-приказы, начальник должен иметь над ними реальную власть, обеспеченную силой всего государства. Все это очень дорого стоит. Но главная трудность



централизованного планирования производства заключается в определении, сколько же единиц каждого продукта нужно обществу. В современной экономике количество выпускаемых видов изделий измеряется сотнями тысяч. Рассчитать их производство с какой-то степенью точности не сможет даже самый мощный суперкомпьютер. Ведь для этого нужно знать вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчет плана происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают "наверх", сколько они могли бы произвести в будущем году (для этого к прошлогоднему объему производства добавляется еще немного, предположим 5%). Эти количества с небольшими поправками кладутся в основу плана, который затем возвращается "вниз", на те же предприятия.

Понятно, что в централизованной экономической системе менять сложившуюся структуру производства, т. е. соотношения между выпуском различных изделий, почти так же трудно, как и в традиционной. Но в отличие от традиционной в централизованной экономике не распространено натуральное хозяйство и достаточно развито разделение труда, а значит, все предприятия взаимозависимы. Поэтому приблизительный характер планов может создать перед ними немалые сложности. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину их менять, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Технология производства также определяется государством, потому что ему в централизованной системе принадлежат все здания, сооружения, станки и прочие ресурсы. Поскольку управляющий экономикой чиновник лично не заинтересован в результатах ее работы, он вряд ли будет прилагать большие усилия к тому, чтобы способ производства был самым эффективным.

Все произведенные в централизованной экономической системе продукты поступают в собственность государства и распределяются им. Размер получаемых человеком благ зависит от места, которое он занимает в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего - высшему начальнику. Обмен продуктами происходит в рамках ограниченного участка экономической системы - розничной торговли потребительскими товарами (т. е. в продовольственных и промтоварных магазинах и на базарах). При этом цены товаров тоже назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

Рыночная система

В рыночной экономической системе действуют производители, свободные от власти традиций и не подчиненные государственным органам. Каждый из них сам решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной-единственной цели - личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния.

В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготовляет продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменивая свой товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Взаимозависимость людей в рыночной экономике очень велика. Но в отличие от ремесленника, работающего по заказу, товаропроизводитель часто производит свой товар для неизвестного ему заранее покупателя. В отличие же от централизованной

рыночная экономика не гарантирует производителю, что он сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Но произвести обмен товара на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Вполне вероятно, что, скажем, сапожник готов обменять сапоги на пироги, но пирожник хотел бы получить за свой товар что-нибудь другое. Для того, чтобы удовлетворить всех, пришлось бы затевать длинную цепочку обменов вроде той, которую у нас часто можно встретить при обмене квартир.

Выход может быть только такой: условиться, что какой-нибудь один товар будут принимать все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами.

В истории человечества деньгами перебывали разные товары: скот, меха, ракушки. Затем в большинстве стран решили сделать деньгами драгоценные металлы: золото и серебро. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые

центральным банком каждого государства. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве эти деньги в отличие от скота, мехов и т.д., а также монет из драгоценных металлов, которые можно переплавить на украшения, не имеют. Ценность придает им авторитет выпускающего их государства.

Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.

Экономическая система, состоящая из свободных товаропроизводителей, которые связаны между собой отношениями купли и продажи, называется рыночной. Слово "рынок" на всех языках первоначально означало то место, где торгуют. Такие рынки стали возникать

с незапамятных времен, потому что даже во времена, когда господствовало натуральное хозяйство, некоторые товары: соль, железо, пряности, драгоценности - привозили из других мест и продавали на рынках купцы. Однако в те времена жизнь большинства жителей не была связана с рынком

В конце XVIII - середине XIX вв. в западноевропейских странах произошла промышленная революция, в результате которой большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Количество товаров резко увеличилось и они стали продаваться на рынках. Более того, купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше принадлежали феодалам и могли

только передаваться по наследству. Продаваться и покупаться стал и труд работников, которые теперь могли свободно им распоряжаться в отличие от крепостных и цеховых ремесленников и их подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и труда. Общество, в котором в экономике господствует рыночная система, получило название капитализм. В рыночной, или капиталистической, экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно получить больше всего денег. Технология также выбирается по возможности самая эффективная, потому что все произведенные блага принадлежат изготовителю, и чем их больше, тем он богаче.

Более сложный вопрос о распределении продуктов в рыночной экономике. Как рыночная экономическая система умудряется навести порядок в этой компании эгоистов, делающих, что кому заблагорассудится? Ведь здесь справедливость распределения и обмена не обеспечивается ни обычаем, ни властью государства. На этот вопрос ответил знаменитый английский экономист Адам Смит в своей книге "Богатство народов" (1776 г.).

Адам Смит родился в шотландском городке Киркалди. Обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы назвали бы ее кафедрой общественных наук).

Первая книга Смита "Теория нравственных чувств" посвящена проблемам этики - науки о морали, о правилах человеческого поведения. Казалось, что после ее выхода жизнь автора ограничится университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 г. все меняется: Смит оставляет кафедру и уезжает во Францию в качестве гувернера молодого английского герцога. В Европе он много путешествует и встречается с самыми известными учеными своего времени - Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение - "Исследование о природе и причинах богатства народов", которое увидело свет в 1776 г. Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий; он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, вел активную исследовательскую и публицистическую деятельность

С "Богатства народов" Смита начинается самостоятельная экономическая наука, ранее экономические знания относились к предмету нравственной философии.

АДАМ СМИТ (1723-1790)

Главный вывод книги Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. Вмешательство государство ей скорее вредит, чем помогает. Смит утверждал, что" в рыночной системе каждый человек, преследуя собственный интерес, иначе говоря, личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому все люди (а

значит, и все общество) достигают наилучшего для себя результата, ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает соревнование (конкуренция) и цена товара в конце концов снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Смит, "невидимая рука" подталкивает эгоистов к общественному благу.

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.

В последующих главах мы более подробно рассмотрим, как работает система рыночной экономики.

Смешанная экономика

Как правило, реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. В развитых странах мы сталкиваемся с I сочетанием рыночной и централизованной экономики при господстве первой из них, а в развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки - всех трех типов экономических систем. Такое сочетание называется смешанной экономикой. Например, в самой рыночной экономике мира - в США государство тоже вмешивается в процесс распределения продукта и выдает бедным талоны на покупку продуктов. В то же время в такой централизованной экономике, как советская, даже в годы сталинизма существовали продовольственные и вещевые рынки, на которых граждане могли попытаться купить то, что не получали от государства.

3. Проблема координации в различных экономических системах

Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

1) согласовать между собой решения производителей;

2) согласовать решения потребителей;

3) согласовать решения о производстве и потреблении в целом. Эта необходимость порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определенных видах экономической деятельности.

Типы экономических систем
Традиционная Командная
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
Рыночная Смешанная
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ
Достоинства и недостатки экономических систем
Тип экономиче­ской системы Достоинства Недостатки
Командная (плановая) Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне» Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления- Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления
Рыночная Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка») Свобода выбора и деятель­ности предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адап-тированность к изменяю­щимся условиям Стимулирование научно-технического прогресса Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам
Смешанная (развитая смешанная экономика) Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности Социальные гарантии Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями Обеспечение политиче­ской стабильности Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки Отсутствие стандартных схем Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики

PAGE_BREAK--Рисунок 1.1. Общие моменты любой экономической системы

Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - централизованная и традиционная. И все же обобщенно можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную. Остановимся на этих типах экономических систем и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.
§ 1.2 Централизованная экономическая система
Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой1. Характеризуя ее выделим следующие главные черты (рис. 1.2).

Основные черты

Q Господство государственной собственности

Q Диктатура государственного плана в экономике

Q Административные методы управления экономикой

Q Финансовая диктатура государства

Основные плюсы

V Более стабильная экономика

V Больше уверенности людей в будущем

V Меньше неравенства в обществе

V Гарантия минимального жизнеобеспечения всем

V Нет проблемы трудоустройства

V Удобный для многих государственный патернализм

Основные минусы

Ø Неудовлетворительная работа госсобственности

Ø Нет стимулов к усердному труду

Ø Безынициативность и безответственность работников

Ø Неэффективность экономики и всеобщие дефициты

Ø Диктат производителей над потребителями

Ø Низкий уровень жизни людей
Рисунок 1.2. Характеристика централизованной экономики

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах1.
§ 1.3 Рыночная экономика и ее преимущества
Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров2. Такой естественный взаимообмен «дает людям то, чего они хотят, - подчеркивает Фридмен, - а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы». Важнейшие черты свободной экономики можно свести к следующим шести пунктам (рис. 1.3).

Так, социально-экономическую основу рыночного хозяйства составляет частная собственность на землю и другие средства производства. Именно на ее базе главными действующими лицами в экономики являются индивидуальные, партнерские, акционерные и смешанные предприятия.

Та же частная собственность служит материальной основой свободного предпринимательства, при котором каждый человек может заняться любой законной предпринимательской деятельностью, сам решает, что, как, и для кого и сколько производить, и сам «кует свое счастье». Вместе с тем каждый предприниматель не только свободен, но и лично материально ответственен за результаты своей хозяйственной деятельности: нет сбыта продукции – терпит убытки, а то разоряется; причинен ущерб партнерам, потребителям, обществу или природной среде – платит штрафы, неустойки, компенсации.

Вспомним, к примеру, недавние многомиллионные выплаты американских табачных компаний жертвам курения. Фирмы поплатились за то, что недостаточно предупреждали потребителей о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков такими заболеваниями, как рак легких, желудка, закупорка сосудов ног, гангрена и пр.

Главные черты

Ø Основа экономики – частная собственность на ресурсы

Ø Свобода и материальная ответственность предпринимателей

Ø Свобода выбора экономических партнеров

Ø Личная выгода участников экономических связей

Ø Саморегулирование экономики рыночными факторами

Ø Минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства

Q Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность

Q Отторгает неэффективное и ненужное производство

Q Справедливо распределяет доходы по результатам труда

Q Дает больше прав и возможностей потребителям

Q Не требует большого аппарата управления

Основные недостатки

¨ Усиливает неравенство в общество

¨ Вызывает большую нестабильность в экономике

¨ Не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благах

¨ Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе
продолжение
--PAGE_BREAK--Рисунок 1.3. Характеристика рыночной экономики

Свобода выбора потребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг. Причем благодаря большому разнообразию продуктов решающее слово принадлежит потребителю. Именно его вольный выбор в конечном счете определяет, что и сколько должна производить экономика. По образному выражению Фридмена «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»: достаточно вынуть кошелек и оплатить понравившуюся покупку.

Личная выгода каждого из участников экономических отношений. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, изобретательности, активности. К тому же, преследуя личную выгоду, человек зачастую невольно «работает» на интересы других. Так, производители в погоне за прибылью лучше удовлетворяют запросы потребителей. От стремления рабочих к высокой зарплате выигрывают и фабриканты: растет производительность труда.

Саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен, свободной игры спроса и предложения, конкуренции. Этот механизм – чуткая «нервная система» самонастраивающейся экономики. Потому то и «нет ничего выше и умнее рынка», как любят повторять на Уолл-стрит.

И в самом деле, если, скажем, спрос на товар повысится, то его цена возрастет. Это сделает производство товара более выгодным, и его изготовители увеличат выпуск. И тот же рынок непременно накажет за неоправданное вмешательство в его регулировочный механизм. К примеру, если государство, заботясь о бедняках, в приказном порядке занизит цену на какой-то товар, последний тут же исчезнет с прилавков и его продажу придется нормировать.

Минимум дирижизма, то есть контроля и управления экономикой со стороны государства. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятной убыточностью, меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников, коррупции и увиливания от налогов, меньше патернализма, а значит, меньше пассивности и иждивенчества людей, больше стимулов к творческому поиску, новаторству и энергичному труду.

В связи с этим интересны размышления Егора Гайдара, полагающего, что от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе. «Фокус» в том, что ослабление государственных позиций делает главной фигурой в стране бизнесмена, а усиление государственности ставит в центр всего чиновника. Последний же «всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен». Почему? «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»1.

Основными достоинствами рыночной системы является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные и/или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства – по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностей выбора потребителям; наконец, рыночная система не требует большого управленческого аппарата2.

Эффективность рынка подтверждает исторический опыт многих стран, но наиболее нагляден пример Литвы и Финляндии, испытавших на себе разные хозяйственные системы. В конце 1920-х годов первая даже опережала вторую по ряду позиций. После насильственного присоединения Литвы к СССР ей пришлось принять советскую модель с туго завинченной централизацией. Свободная же Финляндия продолжила свой рыночный путь. И вот результат: к моменту краха советской империи (1991) Литва оказалась просто нищенкой на ярком фоне финского процветания.

Еще более убедителен опыт тех стран, где разные экономические системы разделили один и тот же народ: германский, китайский, корейский. Там, где господствовали приказная система и социализм – в ГДР, КНР и Северной Корее, - там царили неэффективность экономики, низкий престиж усердного и творческого труда, недемократичность, несвобода. И наоборот, ФРГ, Гонконг и Тайвань, Южная Корея все более экономически и демократически прогрессировали. Таким образом, граница между достатком и бедностью стран проходит по линии, разделяющей свободный рынок и централизацию, капитализм и социализм1.


§ 1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов
В нашем многоликом мире ни в чем нет совершенств, не без недостатков и рыночная модель (рис. 1.3). Во-первых, она усиливает неравенство в обществе: частная собственность на землю и капитал позволяет преуспевающим бизнесменам накапливать огромные богатства. Кроме того, такие богатства могут быть получены не своим трудом, а по наследству.

Во-вторых, рыночная экономика отличается нестабильностью, ей свойственны подъемы и спады, а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей. В-третьих, рыночную систему не интересует бесприбыльное производство таких нужных обществу благ, как жизнеобеспечение нетрудоспособных и безработных, всеобщее здравоохранение и образование, публичные библиотеки, охрана общественного порядка и безопасность страны, освещение улиц и пр.

Наконец, в-четвертых, рынок «глух» к тем неблагоприятным экологическим и социальным последствиям, которые возможны в результате предпринимательской деятельности (вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица). Эти последствия порождают проблему так называемых внешних эффектов, на которой здесь уместно хотя бы кратко остановиться.

Внешние эффекты – это побочные следствия хозяйственной деятельности, выпадающие на долю не связанных с нею людей. Скажем, автозаводы производят и охотно продают свою продукцию довольным автолюбителям, а окружающим достаются ядовитые выхлопы, шум, грязь, опасности на дорогах.

Подобных отрицательных внешних эффектов (издержек) множество – промышленные стоки, дым, вибрация, одуряющие запахи, пищевые отравления. Однако случаются и положительные эффекты (выгоды) – к примеру, образовательные услуги конкретным лицам одновременно повышают духовный уровень всего общества, уменьшая в нем алкоголизм, наркоманию, преступность пчелы из хозяйства фермера – пасечника опыляют соседние сады; телебашня служит хорошим ориентиром для окрестных жителей и т.п.

Проблема внешних эффектов в том, как устранять или компенсировать их отрицательные проявления? Предложения сводятся к двум основным путям: государственному (запреты, проверки, штрафы, дополнительные налоги с виновных и выплаты пострадавшим, введение жестких стандартов) и частному – через прямое соглашение между самими заинтересованными сторонами.

Так, англо–американский экономист Рональд Коуз отдает предпочтение последнему. По его выводам, известным как теорема Коуза, в случаях, когда четко определены права собственности, число заинтересованных лиц невелико и стоимость сделки незначительна, проблема внешних эффектов лучше решается через частные соглашения. А задача государства здесь – благоприятствовать таким соглашениям.

И в самом деле, возьмем конкретный пример большого жилого дома с привычно загроможденным машинами двором. Удовольствия автовладельцев здесь больно бьют по интересам немоторизованной части жителей (приватизация куска общей земли; отравление воздуха, почвы, растительности; шум, вытеснение площадок для отдыха). Как смягчить эту проблему?

Государственный путь возмещения побочных эффектов сводится к налогам и «размазыванию» собранных сумм по общим программам благоустройства района (в лучшем случае), а в худшем – по карманам чиновников (доплаты, премии). Жители же данного дома от этого мало что получают.

Частный путь обеспечивает компенсацию более адресно и полно. Здесь все обитатели двора и дома (их собственники) образуют так называемый кондоминиум с равными правами на общие площади и неотравленную окружающую среду. Автовладельцы же выкупают у товарищества право на дополнительные площади и невольный вред внешней среде. Собранные деньги используются на благоустройство данного двора (вплоть до разведения сада), на уплотнение окон квартир, установку в них кондиционеров, на оплату витаминов, смягчающих вред от яда машин, и т.п.

На частном пути возникает еще один плюс: домовладельцы могут сами сдавать в аренду помещения первого этажа и подвала, зарабатывая средства для кондиминиума, а не отдавая их чиновникам жилищных контор1.
§ 1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик
В заключение попробуем представить краткую сравнительную характеристику командной и рыночной экономик (табл. 1.1). Первые четыре строки в таблице уже обсуждались выше и потому не требуют дополнительных пояснений. Последняя же, пятая строка проявляет еще одно весьма существенное различие между системами: если централизованная, командная экономика предстает главным образом как распределительная, то рыночная – как производящая.

Для наглядности тут уместно вспомнить притчу о рыбе и удочке: можно регулярно давать на прокорм человеку рыбу, а можно раз и навсегда дать ему удочку, чтобы он кормил себя сам. Первый вариант напоминает централизованную систему, второй – рыночную (где «удочка» – это государственные гарантии частной собственности и свободы предпринимательства, «легкие налоги» (Смит) и определенные правила бизнеса).

Сопоставляя централизованную (социализм) и рыночную (капитализм) системы, австро-англо-американский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) подчеркивает, что они функционируют на разных принципах. А именно. В основе «командной экономики» лежат «сознательные порядки» – организации и институты типа фабрики, армии, жестких уставов, создаваемых с заранее определенной целью и действующих по плану, в заданном «сверху» режиме.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Возникла на первобытнообщинной стадии развития общества. Управляли старейшины (управляли процессами распределения). Рабовладельческое хозяйство, управлялось либо рабовладельцем, либо управляющим.

В развитой рыночной экономике, где существуют крупные корпорации, управление тоже осуществляется централизовано. Вместе с тем 20в. дал пример высшей ступени централизовано управляемой экономики - модели государственного управления.

В большинстве случаев централизовано управляемые хозяйства выступают в виде небольших обособленных хозяйств, которые охватывают либо одну семью, либо небольшие коллективы, состоящие из нескольких десятков или сотен людей.

Другая форма централизованного управления встречается реже, одна из важнейших предпосылок: ситуация чрезвычайных обстоятельств. Государственная централизованная экономика формируется и функционирует, как правило, в ситуации стихийных, национальных бедствий. Разного рода бедствия порождают необходимость мобилизации всех экономических ресурсов для преодоления бедствий, для сохранения существования общества в целом. И опыт показывает: временная мобилизация сил и средств позволяет обществу выйти из бедственного положения, вместе с тем, централизовано управляемая система несёт в себе ряд очевидных недостатков (государственная централизованная система):

состоит в том, что национальная экономика даже относительно небольших стран - не способна соответствовать изменяющейся структуре потребностей всего населения, не способна обеспечить производство именно тех продуктов и в таком их объёме, которые действительно необходимы всем слоям населения, т.е. такого рода экономика не эффективна в распределении экономических ресурсов.

собственником ресурсов такого рода систем выступает только Центр. Именно он распределяет экономические ресурсы среди всех участников экономической деятельности, даёт задания по объёму и срокам изготовления продуктов, а также распределяет по установленным нормам предметы потребления среди всех участников экономического процесса. В этих условиях в значительной мере ограничивается, а порой и полностью исключается возможность индивидуальной инициативы людей.

Всё это приводит в конечном счёте к неизбежному (но не окончательному) устранению централизованно управляемой экономической системы с заменой её системой рыночной экономики:

Вальтер Ойкен:

тотально-управляемая экономика.

централизованно-управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления.

централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором.

Во всёх трёх формах упор делается на распределение. Государство распределяет ресурсы.

В первой форме (полностью мобилизационной экономике) - производство, распределение и потребление по решению центрального руководства.

Сохраняется доминирование центральной инстанции в распределении ресурсов, на второй стадии обмена предметами потребления. Тем самым стихийно исправляются ошибки в распределении предметов потребления, но возникает обмен, возникают рынки, возникают места для обмена.

При сохранении приоритетного значения Центра, государство отказывается от распределения предметов потребления и переходит к использованию денег, начинает выплачивать з/п. Переход к денежной з/п формирует свободу выбора потребительских благ, т.е. покупатель ищет где что купить, но свобода выбора ограничена:

размером з/п

иллюзорна, ограничивается структурой общественного производства, которое устанавливается государством.

Начинает формироваться потребительский спрос, государственные органы вынуждены менять структуру директив, образуется одна из предпосылок: добавление рынка в качестве ориентира - структура спроса на те или иные товары.

Возможность преодолеть кризис

подавление инициативы.

Централизованная экономика - это распределительная экономика.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.