Государственные гарантии по концессионному соглашению. Правовые аспекты концессии

Можете ли вы предоставить список площадок, с которыми работаете?

Мы работаем с шестью основными площадками: Сбербанк АСТ, РТС-Тендер, РосЭлторг, ММВБ, ЗаказРФ, ЭТП РФ.

Опишите процесс получения денежных средств при оформлении заявки?

У разных площадок свои особенности предоставления кредита. У Сбербанка-АСТ после создания отложенной заявки, подтверждения возвращения денежных средств, компания ТК-Тендер в личном кабинете Сбербанк-АСТ получает уведомление, после чего транш отправляется на ваш лицевой счет. При поступлении обеспечения заявка блокируется.
Росэлторг осуществляет перевод денежных средств после получения клиентом договора-оферты. ТК-Тендер перечисляет кредит в необходимом размере на лицевой счет клиента. Внимательно указывайте номер лицевого счета в заявке.

Легитимна ли гарантия?

Безусловно, все гарантии, выданные банками, легитимны. У Вас всегда есть возможность это проверить.

На что обращают внимание банки при выдаче гарантии?

Правильно собранный комплект документов, срок существования компании, отсутствие ее в списке недобросовестных поставщиков и финансовое состояние принципиала. Выручка компании должна превышать сумму гарантии, должны отсутствовать кредиты и убытки за отчетный период, важна корректность отчетности (корреляция строк 1370 и 2400 из периода в период). Играет роль факт уже выполненных подобных контрактов. Каждый банк выдвигает свои требования, именно поэтому мы направляем документы клиента в тот банк, требованиям которого он соответствует.

Подготовили большое количество документов, но один из них просрочен. Можно ли обойтись без него?

В общем случае нет и банки требуют предоставить весь пакет документов. Однако часто нам удается договорится с банком о предоставлении клиентом гарантийного письма, таким образом рассмотрение заявки продолжается.

Можно ли получить банковскую гарантию, а заплатим мы за нее позже?

Всю оплату Вы производите банку, поэтому, к сожалению нет. Сначала нужно оплатить оформление банковской гарантии. Когда средства будут зачислены на счет, банк приступит к оформлению.

Может ли банк отозвать ранее выданную юридическому лицу гарантию?

Для ответа на этот вопрос нужно ознакомиться с условиями конкретной банковской гарантии. Согласно статьи 371 ГК РФ банк не может отозвать ранее выданную лицензию, если иное не предусмотрено в договоре. Таким образом, отозвать лицензию банк может только в предусмотренном договором порядке.

Есть ли законы, прописывающие сроки вступления банковской гарантии в силу? Или же следует руководствоваться только банковским документом?

Согласно статье 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу с дня ее выдачи, если гарантия не предусматривает иное. Поэтому сначала нужно ознакомиться с договором. Если в нем прописаны условия вступления в силу банковских гарантий, следует руководствоваться договором. Если же условия не прописаны, необходимо следовать положениям Гражданского кодекса, где прописано, что гарантия вступает в силу с момента ее выдачи.

В каких случаях прекращается действие банковской гарантии?

Полный список причин для отзыва банковском гарантии прописан в ГК РФ, в статье №378. Банковская гарантия прекращается, в случаях:

  1. Полной компенсации кредитованных средств бенефициару
  2. Истечение срока действия гарантии
  3. В случае, если бенефициар отказался от своих прав по банковской гарантии и возврата ее выдавшему банку
  4. В случае, если бенефициар в письменном виде отказался от прав по гарантии и освобождает гаранта от выданных обязательств.
Если гарантия прекращена по пунктам 1,2 и 4 не имеет значения, возвращена ли она банку. Также статья №378 ГК прописывает обязанности гаранту, узнавшему о прекращении гарантии, немедленно проинформировать об этом принципиала.

Нам часто предлагают сделать гарантию за один день с выдачей на руки, почему у вас процесс длится дольше?

Мы предлагаем получить настоящие банковские гарантии, а не фальсифицированные. Банку для рассмотрения заявки нужен, как минимум, один рабочий день, а их еще необходимо предоставить в том виде, который требует банк. Документов много. Оплата самой гарантии займет день и пока деньги не поступят, банк не выдаст гарантию не выдаст. В связи с этим, выдача банковской гарантии занимает не менее 3 дней.

В чем заключается разница между гарантиями, выдаваемыми по 44 ФЗ, 94 ФЗ и 223 ФЗ?

44 ФЗ с 1 января 2014 года заменил 94 ФЗ. Это более доработанная версия, с учетом сложившихся практик. С точки зрения гарантий, основные отличия заключаются в ограничении числа банков-гарантов для тех, кто входит в Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, Минфина РФ, более строгие требования к гарантиям и взятым на себя обязательствам банков, уточнен срок действия гарантии и ее сумма по условиям государственного контракта.

223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" регламентирует коммерческие закупки компании с государственным участием (ими пользуются и другие коммерческие компании). Несмотря на то, что закон не обязывает поставщика предоставить гарантию контракта, в Положении о закупке есть пункт, обязывающий победителя тендера предоставить безотзывную гарантию или депозит на сумму, необходимую для обеспечения контракта, по документации на аукционе.

Как проверить подлинность банковской гарантии?

При работе с контрактами, заключенными по 44 ФЗ, гарантия проверяется легко. Банк, выдавший гарантию должен разместить ее на сайте zakupki.gov.ru в течение суток, в реестре гарантий. А если гарантия выпущена по 94 ФЗ или 223 ФЗ - процесс проходит сложнее.

Мы работаем менее года и налогообложение у нас по упрощенной схеме, можем ли мы рассчитывать на получение банковской гарантии?

Минимальный срок работы компании для предоставления кредита составляет 6 месяцев, должна присутствовать хотя бы одна отчетность, сданная в ФНС. Банки обращают внимание не столько на систему обложения, сколько на достигнутые финансовые результаты.

Как быстро удастся получить гарантию?

Время рассмотрения экспресс-гарантии 3-5 дней. Если ее размер превосходит 20 млн. рублей, срок рассмотрения займет от 5 дней до 2 недель, в зависимости от требований кредитного банка. Поэтому заранее планируйте получение гарантии.

Нужно ли для получения гарантии банка открывать депозит или счет?

Если Вы оформляете кредит до 20 млн. рублей на срок до года, можно не открывать счет, но в некоторых банках у Вас могут попросить поручительство владельцев бизнеса. А в случае контрактов с авансом, депозит нужен всегда (5-10%).
Если же речь идет о банковских гарантиях на крупные суммы, банки могут потребовать и депозит, и счет с переводом на него оборотов по сделке. Мы в свою очередь стараемся подобрать банк с наиболее комфортными условиями для нашего клиента.

Сколько времени у нас на получение гарантии банка после победы на аукционе?

Согласно ст. 70 44 ФЗ, по окончании аукциона, Заказчик должен вывесить проект контракта на сайте Госзакупок. Это может занять от одного до пяти рабочий дней, в зависимости от возможностей Заказчика. После публикации, Поставщик имеет в распоряжении 5 календарных дней (в том числе праздники и выходные) для предоставления банковской гарантии согласно Госконтракту. Если по каким-то причинам Вам не удается уложиться в срок, можно подать протокол разногласий к контракту. В течение 3 дней Заказчик должен рассмотреть протокол и принять решение об удовлетворении. После этого он вывешивает результат на площадку. У Вас остается три дня на предоставление гарантии. Максимальный срок, имеющийся в Вашем распоряжении – 2 недели, но лучше рассчитывать на 10 дней.

Возможно ли получение банковской гарантии в Москве, если компания зарегистрирована во Владивостоке?

28.06.2016 18:06, Кировская область, сайт:

24.06.2016 года с 14.00 часов до 15.00 часов состоялась «горячая линия» по вопросам контроля органов власти.

Заинтересованные лица могли получить разъяснения по порядку управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, в том числе:

По обеспечению равного доступа к государственному и муниципальному имуществу, земельным участкам и бюджетным средствам;

По порядку заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества и концессионных соглашений;

По порядку предоставления государственных и муниципальных льгот и преференций;

По другим вопросам, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства органами власти.

В ходе «горячей линии» поступило два вопроса, на которые были даны ответы

1. Вопрос: Какой минимальный размер банковской гарантии должен быть установлен при заключении концессионного соглашения?

Ответ: Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение должно включать в себя такое существенное условие как способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется.

Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 настоящей статьи, безотзывная банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем» банковская гарантия должна содержать, среди прочего, обязательства концессионера, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией (в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и конкурсным предложением концессионера).

Иных требований в законодательстве, в том числе о минимальном размере банковской гарантии, не предусмотрено.

Следовательно, размер банковской гарантии определяется организатором конкурса самостоятельно.

Отметим, что нередко организаторами торгов устанавливается в качестве требования к участнику конкурса предоставление банковской гарантии на длительный срок - несколько лет или на период действия концессионного соглашения. На практике зачастую данное требование является неисполнимым: банки просто не предоставляют банковские гарантии хозяйствующим субъектам на срок более чем два года.

В связи с отсутствием в законодательстве ограничений, рекомендуем собственникам не создавать дополнительные препятствия потенциальным участникам конкурса, устанавливая требования, которые заведомо не могут быть реализованы.

2. Вопрос: Является ли обязательной передача иных объектов, кроме ЖКХ, по концессионному соглашению?

Ответ: Статья 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» устанавливает перечень имущества, которое является объектом концессионного соглашения. Между тем, действующее законодательство не исключает возможность передачи прав владения и пользования указанным имуществом по иным видам гражданско-правовых договоров. Объекты тепло- и водоснабжения в данном случае выступают, скорее, как исключение, поскольку обязанность передачи указанных объектов по концессионному соглашению в случае, если срок эксплуатации превышает 5 лет, предусмотрена ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ст. 41.1 Закона о водоснабжении.

Таким образом, в иных случаях ст. 4 Закона о концессионных соглашениях для собственника устанавливает право, а не обязанность на заключение концессионного соглашения в отношении перечисленного имущества, в случае, если отраслевым законодательством не предусмотрено иное.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 10. Условия концессионного соглашения. 1. Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;
2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) срок действия концессионного соглашения;
4) состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);

2. Концессионное соглашение помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и условиям конкурса условия, в том числе:
1) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
2) порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и надбавок к ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;


7) обязательства концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в том числе льгот по оплате товаров, работ, услуг;
8) способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта концессионного соглашения;
3. В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено финансирование предоставления товаров, работ, услуг гражданам и другим потребителям за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме, концессионным соглашением не должна предусматриваться оплата таких товаров, работ, услуг за счет средств граждан и других потребителей.
4. Правительство Российской Федерации утверждает типовые концессионные соглашения в отношении указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона отдельных объектов концессионных соглашений.
Комментарий к статье 10
В статье определены существенные условия концессионного соглашения и дополнительные условия концессионного соглашения.
1. Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия (существенные условия концессионного соглашения):
1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;
2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) срок действия концессионного соглашения;
4) состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);
6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
7) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.
2. Концессионное соглашение помимо предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству РФ и условиям конкурса на право заключения концессионного соглашения условия, в том числе:
1) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
2) порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и надбавок к ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
4) срок сдачи в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения с установленными концессионным соглашением технико-экономическими показателями;
5) обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг на внутреннем рынке в течение срока, установленного концессионным соглашением;
6) обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам);
7) обязательства концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в том числе льгот по оплате товаров, работ, услуг;
8) способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта концессионного соглашения;
9) обязательства концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться (способы обеспечения исполнения обязательств):
- неустойкой,
- залогом,
- удержанием имущества должника,
- поручительством,
- банковской гарантией,
- задатком,
- другими способами, предусмотренными законом или договором.
Недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности этого обязательства (основного обязательства). Недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законом (см. п. п. 2, 3 ст. 329 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 330 ГК РФ).
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ). В комментируемой статье речь идет, однако, о законной неустойке.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (п. 1 ст. 332 ГК РФ). При этом размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (п. 2 ст. 332 ГК РФ).
Уменьшение неустойки может быть осуществлено на основании ст. 333 ГК РФ, которая гласит:
"Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Правила настоящей статьи не затрагивают права должника на уменьшение размера его ответственности на основании статьи 404 настоящего Кодекса и права кредитора на возмещение убытков в случаях, предусмотренных статьей 394 настоящего Кодекса".
В п. 1 ст. 404 определено, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Важно подчеркнуть, что правила пункта 1 ст. 404 ГК РФ соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины (п. 2 ст. 404 ГК РФ).
Поручительство - одна из форм обеспечения исполнения обязательств.
По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (ст. 361 ГК РФ). Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства (ст. 362 ГК РФ).
При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства. Лица, совместно давшие поручительство, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства (ст. 363 ГК РФ).
Поручитель вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства. Поручитель не теряет право на эти возражения даже в том случае, если должник от них отказался или признал свой долг (ст. 364 ГК РФ). В ГК РФ определены:
1) права поручителя, исполнившего обязательство (ст. 365);
2) порядок извещения поручителя об исполнении обязательства должником (ст. 366);
3) основания прекращения поручительства (ст. 367).
Поручительство - один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов). В соответствии со ст. 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем.
При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченного поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Поручителем вправе выступать юридическое лицо или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.
Указанные правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.
В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение (ст. 369 ГК РФ). Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство (ст. 370 ГК РФ).
Если в банковской гарантии не предусмотрено иное, применяются следующие правила ГК РФ:
1) банковская гарантия не может быть отозвана гарантом (ст. 371 ГК РФ);
2) принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу (ст. 372 ГК РФ);
3) банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи (ст. 373 ГК РФ).
Требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (ст. 374 ГК РФ).
По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (ст. 375 ГК РФ).
Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
Гарант должен немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование. Если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу. Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом (ст. 376 ГК РФ).
Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное (см. ст. 377 ГК РФ).
3. В случае если законодательством РФ предусмотрено финансирование предоставления товаров, работ, услуг гражданам и другим потребителям за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме, концессионным соглашением не должна предусматриваться оплата таких товаров, работ, услуг за счет средств граждан и других потребителей.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность (см. ст. 6 БК РФ):
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов РФ;
- местных бюджетов;
- бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (структура бюджетной системы РФ) (см. ст. 10 БК РФ):
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации (см. ст. 16 БК РФ в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями (см. ст. 14 БК РФ в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ).
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.
В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ (см. ст. 15 БК РФ в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ).
Таким образом, суммы, подлежащие перечислению залогодателю в порядке и очередности, которые определены статьей 61 Федерального закона об ипотеке, зачисляются в:
федеральный бюджет, если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является федеральное имущество;
региональный бюджет, если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является имуществом субъекта РФ;
местный бюджет, если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является имущество муниципального образования.
Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих указанные правоотношения (см. п. 1 ст. 2 БК РФ).
4. Правительство РФ утверждает типовые концессионные соглашения в отношении указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" отдельных объектов концессионных соглашений.

Сама же банковская гарантия подразумевает участие в сделке сразу трех сторон:

  • г аранта;
  • п ринципала;
  • б енефициара.

БГ – это письменное обязательство, которое берет на себя гарант (банк, кредитная организация другого уровня или страховая компания), по которому он гарантирует выплатить бенефициару определенную сумму денег, в случае если принципал (клиент гаранта) не сможет выполнить свои обязательства перед бенефициаром (заказчиком в контракте) в полном объеме. При этом бенефициар и принципал являются заказчиком и исполнителем по основному договору поставки товаров работ или услуг, который и страхует банковская гарантия.

Добавим, что в роли принципала может выступать не только исполнитель по контракту, в том числе государственному или муниципальному. Обратиться в банк за получением БГ может даже физическое лицо, чтобы заручиться поддержкой гаранта при получении крупного кредита в другом банке. А потому банковскую гарантия нередко сравнивают с поручительством.

В настоящее время БГ используется в таких сферах экономики как госзаказ, кредитование, таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность. Вообще, данный финансовый инструмент может понадобиться везде, где требуется гарантировать свои обязательства и подстраховаться на случай непредвиденных ситуации или при работе с новым и непроверенным контрагентом.

Кто может выдать банковскую гарантию – только организация, которая находится в специальном перечне на официальном сайте Министерства финансов. Связано это с тем, что банк, который занимается выдачей банковских гарантий, берет на себя определенные риски, а потому должен соответствовать правилам Центрального Банк РФ к финансовой устойчивости и иметь крупный собственный капитал.

Банковская гарантия – концессионное соглашение

Используется банковская гарантия и в качестве обеспечения исполнения концессионных соглашений в рамках Федерального закона 115-ФЗ между частными предприятиями и государством. Концессионное соглашение представляет собой сделку между частной компанией (концессионером) и государственной или муниципальной организацией (концедент), по которой первая сторона обязуется создать либо реконструировать имущество для второй.

Как правило, чтобы стать концессионером любой компании требуется выиграть тендер, при проведении которого заказчик и устанавливает требование о наличии банковской гарантии как финансового обеспечения обязательств концессионера. Такое условие вполне объяснимо, поскольку для исполнителя выгодно получить подобный контракт, однако во время его исполнения он может столкнуться с различными проблемами.

Ведь концессионное соглашение заключается, в том числе, и на реконструкцию, модернизацию и строительство систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Это очень важные объекты инфраструктуры, нарушение работы которых приведет к пагубным последствиям для многих жителей города.

Именно поэтому, если победитель тендера (конкурса) не сможет своевременно предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения своих обязательств, заказчик имеет полное право отказаться от заключения с ним концессионного соглашения и выбрать другого исполнителя.

Кому может понадобиться банковская гарантия в рамках Федерального закона 115-ФЗ? Концессионером может стать любая частная компания, которая занимается ремонтом, строительством, реконструкцией, а также другими видами работ, связанными с созданием или восстановлением объектом недвижимого или движимого имущества. Однако если такая компания примет решение об участии в тендере на определение концессионера, то среди прочих условий ей придется заручиться поддержкой надежной кредитной организации и получить банковскую гарантию.

Мировое соглашение по банковской гарантии

Банковская гарантия – это своего рода страховка обязательств исполнителя по контракту. БГудобна тем, что исполнителю не приходится изымать крупные суммы денег из оборота и переводить их на длительное время заказчику. Последнему эти денежные средства, по сути, не нужны, ему нужно своевременное и полное исполнение обязательств поставщика. Однако случается и так, что заказчику приходится требовать у бенефициара исполнения своих обязательств.

Чаще всего БГ бывает безусловной и безотзывной, а потому банк поспорить с заказчиком не может. Но после исполнения своих обязательств он имеет полное право потребовать у своего клиента полностью возместить убытки. Для этого он может обратиться в суд или заключить с принципалом мировое соглашение на выгодных обеим сторонам условиях.

Кстати, существует и такое понятие как судебная банковская гарантия. Ее ответчик может использовать в качестве обеспечения иска, для того, чтобы не допустить ареста своих активов или имущества и продолжить деятельность. Однако банку придется выплатить банковскую гарантия, если ответчик заключит мировое соглашение, либо суд вынесет решение, по которому ему придется удовлетворить иск.

Закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве одной из форм обеспечения исполнения соглашений с муниципальными или государственными структурами допускает использование безотзывных банковских гарантий (ББГ). Концессия - один из видов партнерства государства и частного бизнеса.

По соглашениям о концессии частные инвесторы (концессионеры) на свои средства возводят, ремонтируют, реконструируют, или иным образом создают какие-либо виды недвижимого или движимого имущества госзаказчиков (концедентов). Компенсация затраченных средств и получение прибыли производится при использовании концессионером имущества в течение согласованного срока.

По окончании срока соглашения о концессии частный инвестор обязан вернуть концеденту (государству или муниципалитету) имущество. Выбор концессионеров производится путем проведения тендера или конкурса.

Требования к ББГ

В соответствии со ст. 10 п. 6.1 №115-ФЗ гарантия надежного банка - один из видов обеспечения и защиты госзаказчиков от недобросовестных исполнителей. В конкурсных документах обязательно указываются требования к банкам, гарантии которых будут приняты в качестве обеспечений по концессионным соглашениям.

Конкурсная документация содержит требования:

  • к виду обеспечения соглашения;
  • к содержанию документов, которыми подтверждается обеспечение контракта;
  • к гарантиям, их содержанию, размеру, периоду действия.

В случаях, если соглашение о частных инвестициях в форме концессии заключается на объекты централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, к виду обеспечения обязательств концессионеров и, соответственно, к банковским гарантиям предъявляют более строгие требования. В этом случае гарантии должны быть непередаваемыми безотзывными. В полном объеме требования к таким гарантиям приведены в №1188-ПП от 19.12.3013 г.

Банки

Требования к банкам-гарантам также изложены в №115-ФЗ и №495-ПП от 15.06.2009 г.

У банка должна быть действующая лицензия Центробанка РФ, он должен работать на рынке финансовых услуг не менее трех лет, иметь по итогам предшествующего года деятельности положительное заключение аудитора.

Наши предложения

Оформление банковских гарантий по №115-ФЗ для заключения концессионных соглашений имеет много нюансов и тонкостей. Несвоевременное предоставление гарантии освобождает госзаказчика от обязанности заключить соглашение. Чтобы быть уверенным в своевременности и легитимности банковской гарантии, ее соответствии условиям муниципальных и государственных структур обратитесь в «Гарант-Директ». Наши специалисты не только помогут вам быстро оформить гарантию для участия в конкурсе на заключение соглашения о концессии, но и дадут бесплатные консультации на всех этапах ее оформления.

Позвоните нашим специалистам или оформите заявку на сайте.

Читайте также

Банковская гарантия обеспечения контракта по 223-ФЗ

В настоящее время заказчики все чаще указывают наличие банковского поручительства по 223-ФЗ у поставщика в числе обязательных требований к участникам госзакупок.

Банковская гарантия для застройщика

Чтобы защитить права дольщиков при долевом строительстве жилья и иных объектов закон №214-ФЗ внесены поправки, предписывающие застройщикам предоставлять участникам строительства гарантии обеспечения обязательств по своевременной сдаче объекта в эксплуатацию. Одной из форм обеспечения обязательств застройщиков по 214-ФЗ является поручительство банка (гарантия).