Теоретические основы функционирования рыночной экономики. Смотреть страницы где упоминается термин совокупность институтов

Она включает не только анализ моральных норм и моральных ценностей , но и пытается применять результаты такого анализа к совокупности институтов, технологий, сделок, действий и помогает осуществлять то, что мы называем бизнесом.  

Кредитный механизм- это совокупность, институтов, способов и методов кре-  

Совокупность институтов образует институциональную  

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура . В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи , банки, государственные бюджетные учреждения.  

РЫНОК, совокупность институтов, обеспечивающих взаимодействие между покупателями и продавцами и способствующих обмену.  

ГОСУДАРСТВО - совокупность институтов власти, обслуживающих интересы общества. Вплоть до XX в., пока главной движущей силой развития были  

Во-вторых, в рассматриваемую совокупность институтов входят органы государственного контроля и регулирования. Здесь имеются в виду учреждения по санитарному, эпидемиологическому и экологическому контролю налоговая система органы финансово-кредитной политики государства.  

Используя понятие "института", функциональные экономические системы можно определить как совокупность институтов и институциональных организаций, формирующих механизмы саморегуляции рыночной экономики.  

Собственно, уже структуризация социальной системы , ее представление в виде определенным образом построенной совокупности институтов, учреждений, предприятий и организаций объективно выдвигают их в качестве непосредственного объекта исследования . Вся система официальных, политических, юридических, трудовых, хозяйственных, административных и других отношений ориентирована и реализуется, прежде всего, в соответствии с формой, содержанием, статусом выделенных организаций. Их разграничение и классификация стали необходимой основой построения системы государственного управления , формирования и осуществления процедур корреспонденции и взаимодействия с ними самостоятельных юридических и физических лиц.  

Нужна более энергичная и ясная позиция государства. Я говорю о государстве, как о совокупности институтов. К сожалению, по определению, это монополист. Но монополист, в который могут встраиваться механизмы конкуренции.  

Самый важный вывод из этой главы состоит в том, что институциональная система играет важную роль в функционировании экономики. Об этом свидетельствует приведенный выше пример с продажей жилья. Большая совокупность институтов создает основу для работы массового рынка жилья и рынка капитала . Институты, обеспечивающие права собственности , и многочисленные добровольные организации, облегчающие обмен, имеют очень важное значение для существования сравнительно эффективного рынка жилья в США - более эффективного, чем в странах "третьего мира" и даже когда-то в Соединенных Штатах. Однако я настойчиво подчеркиваю, что некоторые институциональные ограничения повышают трансакционные издержки . Поэтому рынок в целом представляет собой смешение институтов некоторые из них увеличивают эффективность, а некоторые - снижают. Тем не менее, если сравнить институциональную систему в США, Великобритании, Франции, Германии и Японии с институциональной системой в странах "третьего мира" или же в развитых странах, но в прошлом, то мы увидим, что существующая институциональная система имеет критически важное значение для экономического успеха - ив сравнении между развитыми странами и государствами "третьего мира", и в историческом разрезе. Пути и способы развития институциональных ограничений во времени и их влияние на параметры функционирования экономики - это тема последующих частей и глав данной книги.  

Однако было бы ошибкой думать, что успешные траектории развития могут быть повернуты вспять (или наоборот) в результате незначительных событий или ошибок. Вспомните, что возрастающая отдача заложена в природе институциональной матрицы, составленной из комплекса взаимозависимых правил и неформальных ограничений , совокупность которых определяет экономическую деятельность отдельные конкретные изменения формальных и неформальных ограничений могут, конечно, изменить содержание экономической деятельности, но не способны полностью изменить направление траектории экономического развития . Изложенная выше история аграрного вопроса в США ясно показывает, что, хотя некоторые законодательные акты были неэффективными, действующая совокупность институтов ослабляла неэффективные последствия этих актов (институциональная система включала не только Статут северо-западных территорий, но также два предшествующих статута, допол-  

Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой , и общественной жизнью. Это организации и учреждения законода- i тельной, судебной и исполнительной власти , обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.  

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение по каждому показателю функционирования с эталонным аналогом, имеющим лучшие результаты по интегральному показателю . Таким образом, базой получения рейтинговой оценки служат не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из совокупности объектов в соответствующих сферах бизнеса.  

Проводимая в стране радикальная экономическая реформа предполагает значительные изменения совокупности социально-экономических условий функционирования высших учебных заведений. Общепризнанно, что эффективность экономического развития страны по рыночному пути во многом зависит от состояния кадрового потенциала , профессиональной, технической, экономической и научной подготовки специалистов и в меньшей степени - от накопления материальных ценностей . Это обязывает рассматривать высшую школу как институт государства и одновременно как институт рыночной экономики , обеспечивающий непрерывное предоставление широкого спектра образовательных услуг отдельным лицам и хозяйствующим субъектам, побуждая их к совершенствованию предпринимательской деятельности . Имеется взаимосвязь между рынком образовательных услуг (разновидность рынка вообще) и рынками квалифицированной (специалистов) и неквалифицированной рабочей силы .  

Институциональная особенность. С институциональной точки зрения мировой кредитный и финансовый рынок - это совокупность кредитно-финансовых учреждений , через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений . К этим учреждениям относятся частные фирмы и банки, прежде всего ТНК и ТНБ, фондовые биржи (примерно 40% всех операций), государственные предприятия , правительственные и муниципальные органы (более 40%), (около 20%). Институциональная структура мирового рынка ссудных капиталов относительно устойчива в отличие от мировой валютной системы , которая периодически подвергается реорганизации в результате ее структурного кризиса . Операциями на этом рынке занимается примерно 500 крупнейших банков из общего числа банков в мире, достигающего 50 тыс. Они расположены в мировых финансовых центрах разных континентов.  

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства , представляющую собой - совокупность бюджетно-налоговых , иных финансовых инструментов и финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики [Финансы, денежное обращение и кредит, с. 4].  

В рассмотренной выше классификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховых полисов и пенсионных счетов, а также ипотечные рынки . Это особые рынки со своими финансовыми инструментами и институтами - сберегательными учреждениями , действующими на договорной основе. Их значимость неуклонно повышается в частности, в США по объему совокупных финансовых активов они более чем в полтора раза превышают совокупные активы коммерческих банков , сберегательных институтов и кредитных союзов.  

Макроэкономика (ma roe onomi s) - наряду с микроэкономикой один из двух основных разделов экономической теории , изучающий национальную экономику на агрегированном уровне как единое целое, состоящее из совокупности институтов, рынков и участников рынка . Макроэкономика опирается на обобщенные показатели, полученные путем суммирования показателей отдельных отраслей и секторов экономики , а также на макроэкономические модели , характеризующие закономерности взаимодействия агрегированных показателей . Макроэкономика служит для анализа влияния государственной экономической политики на такие переменные, как экономичес-  

Одним из важнейших направлений конструкторской унификации является сокращение номенклатуры изделий , имеющих одинаковое или сходное эксплуатационное назначение. Оно реализуется в первую очередь путем создания параметрических рядов (гамм) изделий. Каждый ряд представляет собой совокупность изделий , аналогичных по кинематике, рабочему процессу , но различных по габаритным, мощностным или другим основным эксплуатационным параметрам (грузоподъемность грузового автомобиля или крана, рабочий объем двигателя, производительность компрессора и т. д.). Параметрический ряд, как правило, создается в соответствии с ГОСТ 8032-84 Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел. Обычно пользуются четырьмя десятичными рядами R5 RIO , R20 R40 с соответствующими знаменателями геометрической прогрессии 1,6 1,25 1,12 1,06. Расчет параметрических рядов для выбора экономически рационального разрежения ряда производится по Типовым методикам оптимизации параметрического (типоразмерного) ряда и соответствующей типовой методике для многомерных рядов. Имеются экономико-математические модели их оптимизации, основанные как на классических методах в условиях непрерывности и дифференцируемости функции затрат и функции спроса и наличии экстремума общих затрат , так и неклассических

Почему именно этот ВУЗ?

Среди абитуриентов достаточно распространена ситуация, когда они не знают, какое высшее учебное заведение им лучше всего выбрать и, более того, по каким критериям нужно выбирать данное заведение, в котором ему дадут профессию на всю жизнь.

Институт Рыночной Экономики, Социальной Политики и Права – один из наилучших ВУЗов города Москвы по заочному и дистанционному обучению среди более востребованных специальностей. ВУЗ был основан в 1995 году, и с тех пор имеет индивидуальный подход ко всем студентам и продолжает следовать традициям высочайшего качества образования. Высокие стандарты образования постоянно подтверждаются аккредитацией и государственными лицензиями. Выпускники получают дипломы государственного образца о высшем образовании.

Институт рыночной экономики, социальной политики и права выпускает специалистов в области менеджмента, следуя программам магистратуры и бакалавриата. Приём документов данное образовательное учреждение производит круглогодично. Стоимость учебы составляет от 12 000 рублей в семестр, что является достаточно доступным для многих студентов.

Институт рыночной экономики, социальной политики и права

Получение высшего профессионального образования – основная цель выпускников школ, техникумов и колледжей. Однако, к глубокому унынию, далеко не каждый может позволить себе 5-летнюю программу учебы на очном отделении. Совмещать работу с посещением ВУЗа просто невозможно. Для совмещения обучения и построения карьеры существует заочное отделение. Такую возможность даёт Институт рыночной экономики, социальной политики и права. Студент может пройти полный курс обучения, не отклоняясь от государственных стандартов, и при всём при этом, не отвлекаясь от основной работы. Заочная форма, которая существует в нашем образовательном учреждении, помогает получить востребованную и достойную профессию, и необходимый диплом о высшем образовании не только москвичам, но и студентам, находящимся и работающим в других городах.

Набираются абитуриенты круглогодично, как по экономическому направлению, так и по направлению менеджмента. Данная заочная форма является достаточно востребованной среди наших студентов, которые проживают в других городах, но имеют желание получить хорошее качественное образование и диплом престижного ВУЗа города Москвы.

Факультеты Института рыночной экономики

Экономика – выпускает специалистов широкого профиля, как в экономической области, так и в области коммерции.

При сочетании профессиональной и фундаментальной подготовок выпускники этого факультета становятся достаточно востребованными специалистами на трудовом рынке.

По окончанию обучения в дипломе указывается степень «Бакалавр».

Менеджмент – выпускает специалистов среды управления организациями. Основной упор делается на качественную подготовку практики и современной теории менеджмента.

Востребованность специалистов данной сферы очень высока: она обусловлена нуждами всех производственных сфер.

По окончанию обучения в дипломе указывается степень «Бакалавр менеджмента».

Магистратура – Институт рыночной экономики, социальной политики и права сотрудничает в плане образования и науки с большим количеством ВУЗов, на основании чего идёт подготовка магистров по «экономической» специальности. Обучение сроком в 2 года на заочной форме.

Институт рыночной экономики: новые возможности для преодоления расстояний.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:
  • Неограниченное число участников конкуренции.
  • Признак, свободный доступ и выход с рынка.
  • Абсолютная мобильность всех ресурсов.
  • Наличие поной информации (через цены).
  • Абсолютная однородность продукции.
  • Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.
Функции свободного рынка:
  • Является регулятором экономики.
  • Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
  • Является орудием информации (через цены)
  • Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
  • Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Конъюнктура рынка

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

— это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
  • биржи
    • торговые
    • валютные;
  • аукционы, ярмарки;
  • предприятия оптовой и розничной торговли;
  • , страховые компании, фонды;
  • биржи труда;
  • информационные центры;
  • юридические конторы;
  • рекламные агентства;
  • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в . И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
  • Структра рынка по объектам рыночных отношений
    • рынок потребительских товаров и услуг
    • рынок сырья
  • Структура рынка по субъектам рынка
    • рынок покупателей
    • рынок продавцов
  • Структура рынка по географическому положению
    • местный
    • национальный
    • мировой
  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции
  • Структура рынка по отраслям
    • автомобильный
    • нефтяной
  • Структура рынка по характеру продаж
    • оптовый
    • розничный
  • Структура рынка по соответствию действующему законодательств
    • легальный
    • нелегальный
    • "черный" рынок

Функции рынка

Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
  • кол-во произведенной продукции
  • ассортимент
  • качество

Посредническая фукнция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за , освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества рыночного механизма

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
  • Эффективное распределение ресурсов, смягчающее .
  • Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
  • Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
  • Оптимальное использование достижений (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
  • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
  • Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
  • Не обеспечивает , не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.
  • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
  • Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Рынки в национальной экономике

Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации

Общенациональный рынок — это экономическая структура, которая обеспечивает эффективное взаимодействие потребителей и производителей.

Общенациональный рынок отличается следующими характерными свойствами:
  • процедура обмена основывается на основных экономических закономерностях;
  • процесс взаимодействия потребителей и производителей находит свое выражение в спросе и предложении;
  • является средством эффективного взаимодействия потребителей и производителей.

Для нормального функционирования рынка процесс движения благ регламентируется нормативно-правовыми актами, что создает его правовое поле.

В структуру общенационального рынка входят следующие рынки:

  • , включающий в себя процесс обращения ресурсов, необходимых для производства благ. Товаром здесь выступают ресурсы производства, а ценообразование на них происходит в результате взаимодействия спроса и предложения;
  • , включающий в себя обращение специфического товара — капитала, цена за который определяется процентом за использование денег;
  • . Его основу составляют свободные взаимоотношения между работником и нанимателем, а предметом купли-продажи становится труд. Цена на него устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения на него. Предложение — это предложение людей, которые желают трудиться. А спрос — это потребность в сотрудниках определенной квалификации и профессии;
  • Рынок потребительских благ , представляющий собой процесс взаимодействия между производителем и потребителем по поводу блага — результата хозяйственной деятельности.

Они представляют четыре основных элемента национального рынка — экономические ресурсы, капитал, труд и потребление, функциональное взаимодействие которых и определяет специфику национального рынка.

Объектом рынка является благо — товары и услуги, которые входят в предмет обращения на рынке.

Сущность национального рынка связана с его конкретными качественными и количественными характеристиками.

Основными количественными характеристиками рынка являются:

  • количество производителей на рынке;
  • количество потребителей на рынке;
  • распределение позиций между производителями;
  • степень концентрации рынка, т. е. объем осуществляемых на нем сделок по покупке и продаже благ.

Основными качественными характеристиками рынка являются:

  • возможность выхода на рынок новых производителей;
  • количество препятствий для выхода на рынок новых производителей;
  • уровень конкуренции на рынке;
  • степень подверженности внешним факторам;
  • наличие и степень взаимодействия с другими рынками, например международными.

Взаимодействие совокупности качественных и количественных характеристик определяет вид рынка.

В зависимости от конкретных условий каждый из национальных рынков может существовать как:

Полиполия - это рынок совершенной конкуренции. Большое количество производителей и потребителей одного вида блага позволяет оперативно реагировать на изменение цены.

Для функционирования этого вида рынка обязательным условием является свобода поведения всех производителей и потребителей, которые обладают всей информацией о состоянии рынка. Он не подвержен внешнему регулированию и действует свободно, основываясь только на взаимодействии большого количества независимых производителей и потребителей. Существование подобного рынка на практике невозможно, так как на рынке не может быть абсолютно свободных производителей и потребителей, а информация практически никогда не является доступной всем;

— это рынок, на котором действует только один производитель определенного блага и множество потребителей. Производитель, занимающий монопольное положение на рынке, предлагает уникальное благо, которое не может быть заменено другим, и устанавливает цену на него самостоятельно;

Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором действует несколько крупных производителей однородного блага. Это благо по своей сути однородно, но каждый монополист представляет его с отличительными, уникальными для него особенностями — сегмент продукции. Каждый монополист обладает необходимой экономической властью, чтобы самостоятельно устанавливать ценовую политику на производимое им благо, но она ограничена до той степени, когда потребитель вынужден будет перейти на использование товара-заменителя. В этих условиях деятельность монополиста направлена на усиление степени индивидуальности предлагаемого им блага (например, с помощью, определенной торговой марки, бренда, знака);

— это рынок, на котором несколько производителей однородного по своему составу блага принимают соглашение о выработке единой ценовой политики и объемов предложения. На нем существует тенденция к стабильности ценовой политики, а выход на него новым производителям либо затруднен, либо невозможен.

Структура общенационального рынка неоднородна, в нее входит большое количество более мелких рынков. Обычно они специализируются на обращении определенного экономического ресурса или блага. Взаимодействие этих рынков национальной экономики и составляет суть общенационального рынка, определяет его динамику и темп развития.

Провалы рынка

К провалам рынка относятся:

  • естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;
  • информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;
  • — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. В то же время бывают и позитивные внешние эффекты, например, расположение пасеки рядом с плодовым садом (пчелы опыляют цветы, увеличивая урожайность и количество меда). Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;
  • — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая , в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.
Институты Сфера действия
1. Преобладание частной собственности Собственность, её субъекты и объекты, способы перехода собственности
2. Взаимодействие субъектов экономики через систему рынков
3. Свобода предпринимательства и свобода потребительского рынка Механизмы
4. Приоритет личного (корыстного) интереса, индивидуализм саморегуляции
5. Конкуренция рынка
6. Рынок и цены как механизм саморегуляции
7. Денежное хозяйство Механизмы обмена
8. Социальное неравенство Социальные проблемы,
9. Социально-рыночная направленность деятельности государства регулирование стихийных рыночных процессов

12. Институт собственности и основные типы собственников

В рыночной экономике безусловно преобладает частная собственность. При всей значимости прочих институтов все они в большей или меньшей степени являются производными от частной собственности.

Понятие собственности. В наиболее обобщённой форме собственность можно определить как отношения людей по поводу присвоения материальных благ.

Другими словами, в ней присутствуют два слоя отношений:

1) субъект-объектные отношения человека с вещью (что оно с ней может сделать, а что нет);

2) субъект-субъектные отношения, возникающие между собственником и другими людьми (какие права и обязанности собственник имеет по отношению к окружающим).

Пучок прав собственности. Наиболее принятым в настоящее время и наиболее плодотворным для экономического анализа направлением является теория прав собственности Рональда Коуза, удостоенного за свои работы Нобелевской премии. Коуз предложил рассматривать не собственность как таковую, а отдельные элементы прав собственности.

С этой точки зрения собственность является не монолитом, а представляет собой некий набор, или пучок, прав.

Чаще всего пучок прав собственности включают 11 элементов:

1) право владения;

2) право использования;

3) право управления;

4) право на доход;

5) право на продажу, изменение, уничтожение;

6) право на безопасность собственности (защиту от экспроприации);

7) право на завещание и наследование;

8) право на бессрочное обладание благом;

9) право на запрещение использования, наносящего вред окружающим;

10) право на взыскание (в уплату долга);

11) право на возврат полномочий собственности (по истечении срока договора об их передаче или при восстановлении нарушенных полномочий.

Составные части пучка прав собственности раскрывают конкретное содержание понятие собственности, определяя характер отношений между людьми по поводу материальных благ.

Формы собственности. В зависимости от принадлежности тому или иному кругу лиц собственность бывает:

· общей – в этом случае она доступна всем без исключения (право «открытого доступа»), как это бывает, например, с правом на ловлю рыбы в океане;

· государственной – тогда она в принципе принадлежит всем гражданам страны, но реально используется так, как это считают правильным государственные органы. Муниципальная собственность по своему содержанию однотипна с государственной, но существует не в масштабах всей страны, а в отдельном муниципальном образовании.

· частной – в этом случае пучок прав (или его часть) собственности принадлежит конкретному лицу или группе лиц.

Частная собственность. В любой экономической системе сосуществуют все три формы собственности, но их значение в разных системах неодинаково. Так, большая часть потребительских благ всегда находится в частной (точнее, её разновидности – личной) собственности.

Рыночная же экономика отличается тем, что в ней преобладает частная собственность на экономические ресурсы , необходимые для осуществления производства.

Именно бесспорное преобладание частной собственности на ресурсы отличает рыночную экономику от других экономических систем.

Спецификация прав собственности. Для реализации права собственности необходимо:

1) определение права каждого собственника;

2) разграничение элементов пучка между владельцами;

3) их законодательное закрепления и защита.

Подобная конкретизация прав собственности, их чёткое разделение между собственниками получили в экономической теории название спецификации .

Это понятие может быть определено и от противного. Спецификация означает исключение свободного доступа к экономическим ресурсам для всех, кроме собственника. Если есть свободный доступ для всех, то ресурсы общие. Только при наличии спецификации начинают работать рыночные отношения

13. Типы рынков.

Рынок как институт. Типы рынков. Хозяйственная деятельность субъектов экономики протекает на рынке. Рынок – это общественный институт, сводящий вместе покупателей и продавцов для совершения ими сделки купли-продажи определённого товара и/или услуги.

При этом рынок неверно представлять себе как некий монолит. В реальности он имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного типа, которые представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Основные типы рынков

Ранее уже говорилось почти обо всех элементах данной схемы. Однако необходимы некоторые дополнения, когда речь идёт не о самих факторах или товарах как таковых, а о соответствующих рынках.

На рынке потребительских товаров выступают товары повседневного спроса (продукты питания, одежда и т.п.), предметы длительного пользования (автомобили и т.д.), предметы роскоши. Покупателями здесь являются домохозяйства, а продавцами – фирмы.

На рынке труда продавцы предлагают свою рабочую силу, а покупатели – рабочие места.

На рынке земли происходит торговля земельными участками (свободными или застроенными), жилыми и офисными зданиями, реже – месторождениями полезных ископаемых. По сути дела это есть рынок земельных участков и недвижимости.

Как уже отмечалось, капитал существует одновременно в различных формах: денежной и вещественной (так называемый реальный капитал, или инвестиционные товары).

Когда мы говорим о рынке капитала , то имеем ввиду спрос на инвестиционные средства в денежной форме, которые впоследствии будут использованы для покупки инвестиционных товаров.

Спрос на капитал и его предложение проявляются и на рынке инвестиционных товаров, и на финансово – кредитных рынках, и на рынке земли.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

Рынок потребительских товаров и услуг:

рынок продовольственных товаров;

рынок непродовольственных товаров;

рынок услуг.

Рынок факторов производства:

рынок рабочей силы;

рынок средств производства;

рынок сырья.

Финансовый рынок:

фондовый рынок (ценных бумаг);

денежный рынок (депозитов, валюты);

Рынок недвижимости:

рынок земли;

рынок недвижимости;

Информационный рынок:

рынок духовно-интеллектуального продукта.

По пространственному признаку различают:

локальный или местный рынок;

региональный рынок;

межрегиональный рынок;

национальный рынок;

международный рынок;

мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Рынок выполняет важнейшие функции, которые упорядочивают экономическую жизнь общества.

Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами; причем, общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям, расам, полу, религиозным убеждениям - на рынке действуют только продавцы и покупатели.

Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.

В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.

В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя (Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г.).

В пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.

И, наконец, объясняя сущность рынка, необходимо остановиться на инфраструктуре рынка. Инфраструктура рынка это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг. К рыночной инфраструктуре относятся: биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлторские конторы. Развитая рыночная инфраструктура значительно облегчает совершение операций обмена, и, наоборот, неудовлетворительное состояние рыночной инфраструктуры делает рыночную систему не гибкой, сложной и неэффективной.

14.Механизм рыночной саморегуляции. Спрос и предложение

Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Спрос на рынке труда зависит от:

Деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;

Технического уровня производства;

Ситуации в инвестиционной сфере;

Сложившегося уровня заработной платы;

Налоговой политики.

Предложение на рынке труда зависит от:

Демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения);

Внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;

Уровня заработной платы;

Альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию.

Повышение общего уровня труда реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наёмных работников.

Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищённости населения.

Колебания цены труда в сторону её снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наёмного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей.

Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже.

Доход фирмы является экономической основой её инвестиционной активности. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается её банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики даёт немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулирую его количественно-качественный состав.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников даёт ему прирост доходов после продажи произведённой продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервирую одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает пари сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъёме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наёмных работников за счёт быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечно итоге ведут к росту безработицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причём под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путём в течение какого либо периода.

15. Роль государства в рыночной экономике.

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов

во-вторых, это - монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур

в-третьих, это - монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства

в-четвертых, государство является регулирующим субъектом

Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

правовая

воспроизводственно-технологическая

защита конкуренции

стабилизационная

прогностическая

регулирующая

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, - и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:

минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики

создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка

обеспечение социальной защиты населения

Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

16. Происхождение и сущность денег.

Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.

Важным открытием в исследовании природы денег стало доказательство их природного происхождения. Деньги возникли при определенных условиях осуществления производства и уровне развития экономических отношений в обществе. Непосредственными предпосылками появления денег являются:

– переход от натурального хозяйства к производству товаров и товарному обмену;

– имущественное обособление производителей товаров, которые становятся собственниками изготовляемой ими продукции.

Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости:

1) простой и случайной формы стоимости, соответствующей ранней ступени развития обмена. Обмен носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему, товаре;

2) полной или развернутой формы стоимости, связанной с развитием обмена, что вызвано первым крупным разделением труда, в связи с чем в процесс обмена включается множество предметов общественного труда;

3) всеобщей формы стоимости, связанной с тем фактом, что дальнейшее развитие обмена привело к выделению из множества товаров отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена;

4) денежной формы стоимости, связанной с выделением в результате дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента. Такая роль с развитием обмена закрепилась за благородными металлами (золотом и серебром). Это связано с тем, что данные металлы в наибольшей степени соответствовали тем требованиям, которые рынок предъявлял к товару – деньгам. Таким образом, драгоценные металлы обладают рядом естественных свойств, которые делают их наиболее пригодными для выполнения общественных функций всеобщего эквивалента. К этим свойствам относятся:

– однородность;

– делимость;

– безотходность;

– портативность;

– удобство транспортировки;

– сохраняемость (износостойкость);

– универсальное средство накопления. Как экономическая категория деньги выражают определенную форму экономических отношений между людьми в процессе товарного обмена. В отличие от всех прочих товаров деньги обладают:

а) всеобщей потребительской стоимостью;

б) всеобщим эквивалентом стоимости. Сущность денег как всеобщего эквивалента стоимости проявляется в единстве трех их свойств.

1. Свойство всеобщей непосредственной обмениваемости, что означает обмениваемость денег на любые товары: и товар непосредственно обменивается на деньги, и деньги обмениваются на товар.

2. Деньги выступают внешней мерой труда.

3. Деньги являются самостоятельной формой меновой стоимости (движение денег может отрываться от движения товаров, и тогда происходит одностороннее движение денег).

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это историческая категория, разрешающая противоречия товарного производства между потребительской стоимостью и стоимостью в связи с тем, что они являются специфическим товаром, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.

17. Функции денег

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости . Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения . Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность ). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа . Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления . Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
  • Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Деньги- это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

  • обменивается на любой другой товар;
  • измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

  • Меры стоимости
  • Средства обращения
  • Средства платежа
  • Средства сбережения и накопления
  • Мировые деньги

18. Денежное обращение, его основные типы. Закон денежного обращения.

Денежное обращение – процесс непрерывного движения денежных средств в наличной и безналичной форме между хозяйствующими субъектами.

Денежное обращение- это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслу­живающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Денежный оборот страны, отражая движение денег, пред­ставляет собой сумму всех платежей, совершенных предпри­ятиями, организациями и населением в наличной и безналич­ной формах за определенный период времени.

Правовые основы денежного обращения в стране закреплены в Конституции Укр и в ЗУ»О НБУ» и ЗУ «О платежных системах и переводе ДС вУкр».

Основными задачами правового регулирования денежного обращения являются :

Обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности м/д органами гос-ва в сфере денежного обращения.

Обеспечение органам гос власти помощи по средствам норм регулирования денежного обращения.

Поддержка необходимых темпов роста денежной массы в обращении; поддержание правильного соотношения м/д наличным и безналичным ДС

Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное обращение.

Наличное денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими (на сегодняшний день) двух основных функций: средства обращения и средства платежа. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг.

Рынок денег характеризуется спросом на деньги и предложением денег. Спрос на деньги предъявляется в том случае если отдается предпочтение наличным деньгам по сравнению с другими видами активов (ценными бумагами, недвижимостью и т.п.). Когда хозяйствующие субъекты выбирают, куда вложить денежные средства, они руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента. Деньги обладают универсальной ликвидностью, но степень ликвидности высока и у ценных бумаг, к тому же ценные бумаги приносят доход. Но у ценных бумаг велик риск. Хозяйствующие субъекты руководствуются нормой ссудного процента: если процент высок, то выгодно отдавать деньги в кредит, менее выгодно покупать ценные бумаги или недвижимость. Если ссудный процент низок, то нет смысла отдавать деньги в кредит, лучше купить ценные бумаги или другие активы.

Спрос на деньги подвержен влиянию многих факторов. Представители классической количественной теории денег считали, что такими факторами являются уровень цен, объем производства, скорость обращения денег (М = PQ /V).

Безналичное денежное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, т.е. - это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и проявление денежных средств клиентов на счетах в банках и привели к возникновению безналичного обращения.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения:

1) Правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

2)Осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций . Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

3) Наличие двойной записи . Если у одного контрагента произошло списание средства – то у другого наоборот начисление. Полученные средства записываются в кредит одних счётов, потраченные - в дебет других. Таким образом, при ведении учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив).

4) Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж ; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Тест 4.6
Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;
б) неспособность фирмы данной отрасли к расширению производства;
в) невозможность другим фирмам “войти” в данную отрасль;
г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в целом по стране.
*** Правильные ответы: в).
Одним из основных признаков конкуренции является отсутствие барьеров как для вхождения в отрасль, так и для выхода из нее. Чем сильнее такие барьеры, тем менее конкурентной является данная отрасль. Все остальные характеристики не нарушают принципа конкурентного поведения.
Тест 4.7
Решение проблемы “что производить” в рыночной экономике связано с:
а) определением уровня специализации экономики;
б) выбором между производством средств производства и производством предметов потребления;
в) формированием такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства;
г) развитием совершенной конкуренции.
*** Правильные ответы: г).
Поскольку речь идет о рыночной экономики, то при решении всех задач экономического развития используется рыночный механизм. А этот механизм основан на конкуренции. В частности, задача “что производить” решается на основе ценовых сигналов со стороны рынка. Цены на рынке, с одной стороны, являются результатом конкуренции, а, с другой стороны, являются важным критерием потребительского выбора.
Тест 4.8
Рыночная экономика ориентирована на:
а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;
б) удовлетворение социальных потребностей;
в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;
г) удовлетворение платежеспособного спроса;
д) выполнение указаний властных структур
*** Правильные ответы: г).
Функцией рыночного механизма является обеспечение равновесия между спросом и предложением. Таким образом, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса. Решение всех остальных задач призвано решить государство.
Тест 4.9
В рыночнойэкономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
*** Правильные ответы: а).
Данную задачу решают потребители, так как именно они формируют спрос в определенном количестве товаров и услуг. В соответствии с потребительскими предпочтениями осуществляется производство тех или иных товаров и услуг.
Тест 4.11
Товаропроизводитель, расширение или сохранение деятельности которого ведет к уменьшению рыночной доли другого товаропроизводителя, являющегося субъектом рынка этого или же другого товара является по отношению к нему … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: конкурентом. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности – конкуренции междуучастниками рыночного обмена. Одним из главных объектов конкуренции является объем рыночных продаж.
Тест 4.13
Совокупность институтов, систем, служб, обслуживающих рынок и позволяющих рынку выполнять свои функции наиболее эффективно, представляют собой рыночную … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: инфраструктуру.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой экономической системы. С одной стороны, это совокупность организационно-правовых форм, а с другой – совокупность определенных институтов, которые обеспечивают нормальное функционирование системы. Применительно к рынку, это такие институты как биржи, аукционы и ярмарки, банковская система, таможенная система и др.