Налоги и трансферты их виды. Влияние и налогов, и трансфертов на совокупный выпуск

Совокупный спрос и совокупное предложение.

Лекция 5.

Основной (базовой) макроэкономической моделью является модель “совокупного спроса- совокупного предложения” (AD-AS). Она позволяет:

1) выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен;

2) объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике;

3) показать причины и последствия этих изменений;

4) описать различные варианты экономической политики государства

Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают:

1) спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С (consumption demand);

2) спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I (investment demand);

3) спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G (government spending);

4) спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn (demand for net export).

AD = C + I + G + Xn.

Эта формула похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты.

Отличие от формулы ВВП по расходам – AD – сумма намерений расходов, в то время как ВВП – сумма фактических расходов.

Величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен.

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно,

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 3-1).

Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

По оси абсцисс - реальный ВВП (Y) (в долларах, марках, рублях и т.п.)

По оси ординат – общий уровень цен – дефлятор ВВП (P), измеряемый в относительных величинах.

Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это связано с тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые - остаются без изменения.


Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1. эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов – real money balances effect) или эффектом Пигу

(в честь известного английского экономиста, коллеги Дж.М.Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя Альфреда Маршалла профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие «реальных денежных запасов»).

Под реальным богатством понимают отношение номинального богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):

Таким образом, это реальная покупательная способность номинального богатства человека, которое может быть представлено как наличными деньгами (денежными финансовыми активами), так и ценными бумагами (неденежными финансовыми активами, т.е. акциями и облигациями) с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, т.е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Этот эффект может быть записан в виде следующей логической цепочки:

2. эффектом процентной ставки (interest rate effect) или эффектом Кейнса.

Он состоит в следующем: если уровень цен повышается, возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента. А так как кредиты, в первую очередь, берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается.

Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:

Растут цены – растет спрос на деньги – растет цена (процентная ставка) кредита – падает спрос на кредит (инвестиционные товары).

Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы. С однойстороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса.

С другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.

3. эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта – net export effect).

Он заключается в следующем: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Запишем эту логическую цепочку:

Во всех трех случаях зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся:

1. Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

уровень благосостояния (W- wealth). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево

Уровень текущего дохода (Yd – disposal income).

Ожидания (expectations). При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий:

Ожидания изменения дохода в будущем. Если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).

Ожидания изменения уровня цен. Если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса

Налоги (Tx – taxes). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево.

Трансферты (Tr - transfers). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается

Уровень задолженности домохозяйств (D – debt). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево).

ставка процента по потребительскому кредиту (R – interest rate). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы.

Количество потребителей (N – number of consumers). Очевидно, что этот фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом.

2. Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

Ожидания (E - expectations). Ожидания инвесторов (фирм) связаны, прежде всего, с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т.е. с тем, что Дж.М.Кейнса называл «предельной эффективностью капитала». Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор - «природное чутье» (animal spirit), настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, и инвестиционные расходы сокращаются.

Ставка процента (R – interest rate). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений. Чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы, и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево. И наоборот.

Влияние ставки процента, как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, который является ценовым фактором

, обусловливающим величину совокупного спроса и движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или изменение спроса на деньги, но не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора).

Величина дохода (Y - yield). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment).

Налоги (Tx – taxes). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиции. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево.

Трансферты (Tr – transfers). Трансферты фирмам, выступающие в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита, стимулируют инвестиционный спрос.

Технологии (t - technological progress). Появление новых более производительных технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо.

Избыточные производственные мощности (N excess). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно.

Величина запаса капитала фирм (К 0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос.

3. Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг:

Величина государственных закупок товаров и услуг является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами (Государственной думой, Парламентом, Конгрессом и т.п.) при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, т.е. выступает параметром управления.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение– сокращает.

4. Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

Величина валового национального продукта и национального дохода в других странах (Y world). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос.

величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране (Y domestic). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево.

обменный курс национальной денежной единицы (e – exchange rate). Обменный курс – это цена национальной денежной единицы в денежных единицах другой (или других) страны, т.е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 марки). Рост обменного курса (в нашем случае, 1 фунт стерлингов = 3 марки) означает, что немцам необходимо теперь поменять большее количество марок, чтобы получить то же количество фунтов и купить то же количество английских товаров, как раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для Германии, и величина экспорта Великобритании сократится. При этом немецкие товары станут для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньшее количество фунтов для покупки того же, как прежде, количества немецких товаров. Импорт Великобритании возрастет, и, следовательно, ее чистый экспорт сократится, что обусловит сокращение совокупного спроса. Таким образом, рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса.

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, являются денежные факторы . Дело в том, что кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера – в честь известного американского экономиста Ирвинга Фишера

где M – масса (количество) денег в обращении, V – скорость обращения денег (величина, которая показывает то количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица или то количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица), P – уровень цен в экономике (дефлятор ВВП), Y – реальный ВВП.

Из этого уравнения мы получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен:

Y= (MV)/Р

Из этого уравнения мы получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос и сдвигает кривую AD:

величина массы денег в обращении. Если в экономике увеличивается предложение денег,

то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кривую AD вправо. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, т.е. цену кредита), а чем ниже ставка процента, тем, как мы уже отметили, больше и потребительские, и инвестиционные расходы, поэтому тем больше совокупный спрос. И наоборот, сокращение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево. Регулирование денежной массы осуществляет Центральный банк страны. Именно это лежит в основе монетарной политики, с помощью которой государство может проводить стабилизационную политику, воздействуя на совокупный спрос.

скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.

Так же, как изменения государственных закупок, на величину национального дохода действуют изменения трансфертных выплат как составляющей государственных расходов. Однако их влияние на совокупный спрос и на объем национального производства меньше. Это объясняется тем, что только часть трансфертных выплат население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупный спрос. Трансферты, являясь экзогенной величиной, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты:

а) домохозяйствам и

б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты: пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии. Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления. Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Рассмотрим воздействие изменения трансфертных расходов в кейнсианской модели.

Изменение трансфертов (tr ) означает изменение располагаемого дохода (Y d) :

Dtr = DY d .

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

DС = b × DY d = b × Dtr,

а изменение потребления мультипликативно изменяет доход:

Мультипликатор трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен

.

Алгебраически величина мультипликатора трансфертов может быть найдена в результате решения системы уравнений:

где располагаемый доход Y d =Y – T;

T – налоги; tr – трансферты.

Подставим функцию потребления в основное макроэкономическое тождество и перегруппируем:

Таким образом, мультипликатор трансфертов .

Эффект мультипликатора предполагает, что следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода. Однако экономическая политика может сопровождаться другим эффектом, действующим в противоположном направлении. Увеличение государственных расходов стимулирует спрос на товары и услуги, что приводит к повышению спроса на деньги. При заданном их предложении ставка процента повышается. Следствием этого становится сокращение совокупного спроса, поскольку снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Таким образом, рост государственных расходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций. Уменьшение совокупного спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения .

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии .

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: DТr = DРД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

.

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс /(1– mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

C = C + mpc (Y – T + T r)

Y = C + I + G

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

Влияние подоходного налога

Кроме аккордных налогов в экономике существуют подоходные (т.е. зависящие от уровня дохода) налоги. С их учетом потребительская функция будет иметь вид: C = C + mpc(Y – T – tY), где t - предельная налоговая ставка, которая показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) налоговые поступления при росте совокупного дохода на единицу, т.е.

А поскольку Y= C + I + G , то, подставив в это равенство уравнение функции потребления, получим:

.

Следовательно, мультипликатор автономных расходов с учетом ставки подоходного налога t равен:

.

Величина мультипликатора при наличии ставки подоходного налога меньше, чем при его отсутствии (очевидно, что ((1 – mрc (1 – t) > (1 – mрc), а, как известно, чем больше знаменатель дроби, тем дробь меньше, т.е. 1 / (1 – mрc (1 – t) < 1 / (1 – mрc). Покажем это на числовом примере. Предположим, что mрc = 0.8, t = 0.1 (т.е. 10%). При отсутствии подоходного налога мультипликатор расходов равен 5 (1 / (1 – 0.8) = 5), а при появлении подоходного налога мультипликатор равен 3.57 (1 / (1 – 0.8 (1 – 0.1)) = 3.57).

Изменение предельной налоговой ставки меняет наклон кривой совокупных планируемых расходов, который теперь будет равен . Если t увеличивается, кривая Ep становится более пологой.

На рис.9.8. (а) представлена кривая совокупных планируемых расходов при отсутствии ставки подоходного налога, а на рис.9.8(б) – при ее наличии.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов: .Следует заметить, что когда появляется подоходный налог, мультипликатор сбалансированного бюджета (когда DG = DТ ) не равен 1.

Докажем это: . Поскольку бюджет сбалансированный, то заменив DТ на DG и перегруппировав, получим: . Очевидно, что величина > 1, поскольку mрс < 1 и t < 1.

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 дол.:

а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:

то совокупный доход увеличится на 400 дол.:

Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а только 400 дол.

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Следовательно, величина мультипликатора трансфертов равна

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домохозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Виды фискальной политики

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.2,а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска (от Y 1 до Y *), но и снижение уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) (рис.2,в), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 2,б).

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.

Рис. 2. Воздействие фискальной политики на экономику

Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги».

Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.)

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается совокупный доход при увеличении трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домашним хозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Виды фискальной политики

Стимулирующая и сдержива­ющая фискальная политика

Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме экономики, направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.

Дискреционная и автомати­ческая фискальная политика

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:

Подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

Косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

Пособия по безработице;

Пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = t × Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это утечки из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде утечки минимальны, а при «перегреве» максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при «перегреве» и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов - утечки из экономики - сокращаются. При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, - и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть - за счет действия встроенных стабилизаторов.