Методические рекомендации по проведению проверок в области законности нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти. III

Утверждены решением Правления
государственной корпорации
«Агентство по страхованию вкладов»
от «10» марта 2005г.
(протокол № 17)

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению проверок банков по вопросам страхования вкладов с участием работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), нормативными актами Банка России, Порядком участия работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в проверках банков по вопросам страхования вкладов, утвержденным Правлением Агентства (далее – Порядок), а также иными внутренними регулятивными документами Агентства.

1.2. Проверки банков с участием работников Агентства (далее - проверки) проводятся по вопросам, указанным в п. 1.4. Порядка.

2. Подготовка к проведению проверки банка

2.1. Подготовка к проведению проверки банка (предпроверочная подготовка) осуществляется в соответствии с разделом 3 Порядка.

2.2. Предпроверочная подготовка заключается в обобщении имеющейся в Агентстве информации о банке, уточнении проверяемого периода, в определении объемов выборки информации (документов), необходимых для проверки (далее - выборки), а также проведении необходимых организационных мероприятий.

2.3. Проверяемый период определяется с учетом:

    даты постановки банка на учет в системе страхования вкладов;

    предыдущего проверяемого периода;

    результатов предыдущих проверок.

Проверкой могут быть охвачены не более пяти календарных лет деятельности банка, предшествующие году проведения проверки.

Не может проводиться более одной проверки банка по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период его деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.9 Инструкции Банка России № 105-И.

2.4. Объем выборки определяется с учетом объема вкладов, количества счетов физических лиц и наличия информации о банке, требующей проверки. Ориентировочные объемы выборки приведены в приложении 1

Объем выборки должен обеспечить возможность оценки состояния учета, своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов.

2.5. В ходе предпроверочной подготовки используются материалы учетного дела банка, которое ведется в ДОСВ, в том числе:

    отчетность банка по форме 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады» (далее - отчетность по форме 0409345);

    выписки из контрольной карточки учета страховых платежей;

    акты предыдущих проверок банка (филиала);

    жалобы вкладчиков, поступающие в Агентство.

Кроме того, используется информация о банке из прессы, сети Интернет, сайта банка и других источников.

2.6. В ходе предпроверочной подготовки внимание обращается на выявленные ранее нарушения требований Федерального закона, нормативных актов Банка России и факты, свидетельствующие об их устранении.

2.7. В ходе предпроверочной подготовки определяется дата, на которую банк должен сформировать реестр обязательств перед вкладчиками (далее – дата реестра) в соответствии с Указанием Банка России от 01.04.2004 № 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками» (далее – Указание Банка России №1417-У).

Дата реестра определяется исходя из того, что она должна быть в пределах проверяемого периода. При этом должно учитываться следующее:

    дата реестра, как правило, должна относиться к последнему отчетному периоду, за который Агентством получена отчетность по форме 0409345;

    дата реестра, как правило, не должна приходиться на первый и последний день месяца;

    в случае значительных изменений остатков денежных средств на счетах по учету вкладов (анализ отчетности по форме 0409345) выбирается дата, на которую приходится одно из значительных изменений.

2.8. По итогам предпроверочной подготовки составляется справка в соответствии c п. 3.2 Порядка.

Информация, содержащаяся в справке, используется при проведении проверки и составлении акта по итогам проверки.

3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками

3.1. Задачей проверки объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками является определение правомерности отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию.

3.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    отчетность по форме 0409345;

    ежедневный сводный баланс;

    договоры банковского вклада и банковского счета;

    документы, определяющие порядок учета средств вкладчиков на лицевых счетах;

    иные необходимые для проведения проверки документы.

3.3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками проводится в следующем порядке:

  1. на основе данных ежедневного сводного баланса банка и ежедневной оборотной ведомости устанавливается общий объем вкладов физических лиц, учитываемых на балансовых счетах 40803, 40806, 40809, 40812, 40813, 40814, 40815,40817, 40820, 423, 426, 47603, 47605, 522, 52404 (как правило, отдельно по каждому филиалу);
  2. устанавливается принцип разделения банком балансовых счетов на счета, на которых учитываются вклады, подлежащие страхованию и не подлежащие страхованию;
  3. проверяется правомерность отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию. Основанием для отнесения вкладов к не подлежащим страхованию, являются договоры, содержащие положения пункта 2 статьи 5 Федерального закона.

3.4. При проверке внимание обращается на:

    наличие в договорах с вкладчиками положений, позволяющих однозначно отнести вклады к подлежащим или не подлежащим страхованию;

    отнесение одного вида вклада только к одной из категорий: либо к категории вкладов, подлежащих страхованию, либо к категории вкладов, не подлежащих страхованию;

    процедуру принятия банком решений об отнесении вкладов к подлежащим или не подлежащим страхованию, в том числе филиалами;

    особенности привлечения вкладов филиалами банка, наличие в филиалах иных, чем в головном офисе, видов договоров вклада.

3.5. Данные об объемах и структуре вкладов заносятся в таблицу по форме, приведенной в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

4. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов

4.1. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов заключается в установлении правильности определения банками расчетной базы для исчисления страховых взносов и своевременности их перечисления.

В ходе проверки используются итоги контроля поступления страховых платежей и отчета по форме 0409345, проводимого Агентством в соответствии с регламентом, утвержденным Правлением Агентства.

4.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    отчетность по форме 0409345;

    ежедневный сводный баланс;

    ежедневная оборотная ведомость;

    ведомости начисления процентов (при их наличии);

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

    лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);

    книга регистрации открытых счетов;

    журнал регистрации выпущенных банком ценных бумаг;

    приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления, положения и другие внутренние документы, определяющие процедуры по привлечению вкладов и исполнению требований Федерального закона;

    другие документы аналитического учета и первичные документы и материалы.

4.3. Проверка полноты отражения в отчетности по форме 0409345 остатков по счетам вкладов, подлежащих страхованию, осуществляется с учетом положений раздела 3 настоящих Методических рекомендаций в следующем порядке:

    при анализе остатков по ведомости остатков по лицевым счетам балансовых счетов 40806, 40809, 40812, 40814, 40815 определяется сумма, подлежащая страхованию, не включающая остатки на лицевых счетах по учету денежных средств юридических лиц – нерезидентов, и сверяется с данными, указанными в отчетности по форме 0409345;

    по балансовым счетам 40803, 40813, 40817, 423, 426, 47603, 47605 производится сверка данных учета (сводного баланса банка, оборотной ведомости, ведомости остатков по лицевым счетам) и данных отчетности по форме 0409345, из остатков по балансовым счетам исключаются остатки по лицевым счетам, на которых учитываются вклады на предъявителя;

    при проверке остатков по балансовым счетам 522 и 52404 определяется сумма, подлежащая страхованию, не включающая остатки на лицевых счетах по учету сберегательных сертификатов на предъявителя, и сверяется с данными, указанными в отчетности по форме 0409345;

    при возникновении вопросов о правомерности отнесения вклада к подлежащему или не подлежащему страхованию проверяются договоры, послужившие основанием для привлечения этого вклада;

    проверяется правильность пересчета остатков денежных средств в иностранной валюте в рублевый эквивалент по курсу, установленному Банком России, не менее чем на 3 даты проверяемого периода, отражение в отчетности по форме 0409345 остатков по счетам в иностранной валюте в нерабочие дни;

    проверяется своевременность и полнота причисления процентов по подлежащим страхованию вкладам физических лиц в соответствии с Положением Банка России от 26.06.1998 № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета». При проверке используются данные по балансовым счетам, на которых учитываются проценты по вкладам: 47411, 47608, 47609, 52405, 52501.

4.4. В случае, если имели место факты несвоевременного поступления от банка в Агентство сумм страховых взносов, то проверяется своевременность их перечисления банком.

Дата перечисления банком страховых взносов (дата проведения платежного документа по корреспондентскому счету банка, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России) устанавливается на основании выписки из корреспондентского счета и реестра платежных документов, заверенного расчетно-кассовым центром Банка России.

5. Проверка ведения учета обязательств перед вкладчиками

5.1. Задачей проверки ведения учета обязательств перед вкладчиками является оценка обеспечения банком учета обязательств перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, позволяющего сформировать реестр на любой день.

5.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    регистры учета, которые ведутся в соответствии с Положением Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее - Положение Банка России № 205-П) и в которых содержится информация, необходимая для формирования реестра и выписок из реестра;

    лицевые счета по учету вкладов и требований банка;

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

  1. выписки из реестра;

    другие необходимые материалы учета.

5.3. При проверке внимание обращается на:

    порядок нумерации лицевых счетов по учету вкладов, в том числе ведущихся по отдельным программам (приложение 1 к Положению Банка России № 205-П);

    порядок учета банком данных, необходимых для формирования реестра и выписок из реестра по каждому вкладчику в соответствии с приложениями 1-3 к Указанию Банка России № 1417-У;

    порядок ведения учета данных о клиентах банка (физических лицах) и заключенных с ними договорах в автоматизированной банковской системе, используемой банком для целей учета и автоматизации банковской деятельности.

6. Проверка представления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам

6.1. Целью проверки предоставления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам является оценка полноты и качества указанной информации и способов ее предоставления.

6.2. Банки вправе самостоятельно выбирать формы и способы информирования вкладчиков по вопросам страхования вкладов с учетом требований законодательства.

6.3. При проверке необходимо обратить внимание на:

    наличие в банке информационных материалов (буклетов, листовок, иных информационных материалов), содержащих информацию о системе страхования вкладов, в том числе о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

    информированность (уровень квалификации, степень знаний) работников банка, в том числе консультантов и исполнителей, осуществляющих обслуживание физических лиц, по вопросам страхования вкладов (проведение интервью с работниками банка);

    способы предоставления вкладчикам соответствующей информации (устное уведомление вкладчиков, включение соответствующих положений в договоры вклада и счета, размещение информации в прессе, размещение информации в помещениях банка и т.д.);

    использование банком в информационных материалах знаков «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов» и «АСВ».

7. Проверка размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков

7.1. Проверка размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, заключается в проведении обследований указанных помещений с целью оценки полноты и качества предоставляемой информации о системе страхования вкладов.

7.2. При проверке необходимо обратить внимание на:

    способ доведения информации о страховании вкладов до посетителей банка (путем размещения информации на стендах, раздачи буклетов, информационных листков или других печатных материалов, размещения знаков «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов», демонстрации видеоматериалов и т.п.);

7.3. Информация, полученная в ходе проверки размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, заносится в таблицу по форме приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

8. Проверка способности банка подготовить реестр

8.1. Задачей проверки способности банка подготовить реестр является оценка готовности банка сформировать реестр на указанную дату по установленной форме и оценка соответствия данных, приведенных в реестре, данным первичных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности.

8.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

  1. ежедневный сводный баланс на дату реестра и предыдущий рабочий день;

    ежедневная оборотная ведомость на дату реестра;

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

    лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);

    договоры банковского вклада, договоры банковского счета, корешки сберегательных сертификатов;

    кредитные договоры, другие документы аналитического учета и первичные документы, на основании которых возникают требования банка к вкладчику по денежным обязательствам;

    другие документы аналитического учета, первичные документы и материалы.

8.3. Проверка способности банка подготовить реестр проводится по следующим направлениям:

    описание организационных и технологических процедур банка по подготовке реестра и оценка их эффективности;

    технический контроль правильности составления реестра (правильность заполнения необходимых реквизитов и внесения сведений);

    проверка полноты и правильности отражения в реестре обязательств банка перед вкладчиками, их соответствие данным учета;

    проверка полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчику, их соответствие данным учета.

8.4. При описании процедур банка по подготовке реестра и оценке их эффективности внимание обращается на:

    порядок принятия банком решений по вопросам формирования реестра, наличие внутренних документов (приказов, распоряжений, положений и др.), определяющих порядок формирования реестра и ответственных лиц;

    порядок составления реестра филиалами банка, формирование сводного реестра;

    соблюдение банком срока составления реестра, возможность формирования реестра на любую дату в установленные сроки;

    использование банком программ контроля для самостоятельной проверки правильности формирования реестра, соответствие результатов проверки результатам, полученным работниками Агентства (с использованием программных средств автоматизации контроля реестра (далее - модуль контроля)).

8.5. Технический контроль реестра проводится с целью выявления ошибок, описанных в техническом задании (руководстве пользователя) к модулю контроля. В случае отсутствия возможности использовать при проверке модуль контроля, реестр (в электронном виде или на бумажном носителе) проверяется выборочно на наличие ошибок, приведенных в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

При проведении технического контроля внимание обращается на:

    наличие в реестре полных и точных сведений о банке, филиалах банка и вкладчиках в соответствии с Указанием № 1417-У, соответствие данных реестра данным справочников и классификатора адресов (КЛАДР);

    однозначность идентификации вкладчиков при консолидации обязательств и встречных требований банка;

    корректность указанных в реестре порядковых номеров вкладчиков, номеров лицевых счетов, реквизитов первичных документов, сумм обязательств банка и встречных требований;

    правильность определения сумм, подлежащих страховому возмещению (по вкладчикам);

    соответствие данных реестра данным отчета по форме 0409345 на соответствующую дату. Идентичность отчета по форме 0409345 отчету, сформированному модулем контроля в ходе проверки реестра.

8.6. В ходе проверки полноты и правильности отражения в реестре обязательств банка перед вкладчиками внимание обращается на:

    отражение в реестре сумм остатков денежных средств по вкладам на конец даты реестра путем сверки данных с данными сводного баланса, ведомости остатков по счетам;

8.7. Проверка полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчикам.

В целях формирования реестра под встречными требованиями банка к вкладчикам понимаются любые подтвержденные документально требования по денежным обязательствам, возникшие до даты реестра из договоров и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

8.8. В ходе поверки используются следующие документы:

    ведомость остатков по счетам банка на дату реестра;

    договоры, на основании которых возникли требования банка к вкладчику;

    расходные кассовые документы, платежные поручения банка;

    иные документы, подтверждающие наличие требований по денежным обязательствам.

8.9. При проверке полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчикам внимание обращается на:

    отражение в реестре сумм встречных требований банка к вкладчикам, возникших до даты реестра, соответствие данных реестра данным сводного баланса и ведомости остатков по счетам;

    включение в реестр причитающихся банку процентов по размещенным денежным средствам в соответствии с условиями заключенных договоров. Указанные проценты включаются на дату реестра независимо от их отражения в учете;

    анализ остатков по балансовым счетам 455, 457, 45914, 45915,45917, 47501 и требований, отраженных на внебалансовых счетах с целью выявления требований банка, подлежащих отражению в реестре.

9. Оформление результатов проверки

9.1. Результаты проверки банка (филиала) оформляются актом проверки в соответствии с Порядком.

Приложение 1 - Таблица объемов выборки информации (документов), необходимых для проверки.

Приложение 2 - Объем и структура обязательств перед вкладчиками.

Приложение 3 - Сводная таблица результатов проверки размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

Приложение 4 - Таблица данных об ошибках, выявляемых в ходе технического контроля.

Документ по состоянию на август 2014 г.


Утверждены
Приказом Федеральной
службы по надзору
в сфере здравоохранения
и социального развития
от 13 июля 2009 г. N 5530-Пр/09

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Главными задачами настоящих Методических рекомендаций являются: улучшение качества и стандартизация проверок по применению медицинских технологий в медицинских организациях Российской Федерации.

1.3. Настоящие Методические рекомендации могут применяться при осуществлении территориальными органами Росздравнадзора плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (далее - "проверок") по вопросу использования медицинских технологий медицинскими организациями.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. При организации проверок для издания соответствующего распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора рекомендуется руководствоваться типовой формой , утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 (приложение 1).

2.2. При оформлении результатов проверок рекомендуется руководствоваться типовой формой акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной упомянутым Приказом (приложение 3).

Список всех используемых медицинских технологий;

Соответствующие документы по постдипломной подготовке специалиста по выполняемым технологиям.

2.4. В состав комиссии по проверке использования медицинской технологии рекомендуется включать специалистов (экспертов), которые во время работы в медучреждении определяют правильность применения технологии.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1.1. Соответствие оказанных работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, оказании медицинской помощи гражданам работам (услугам), разрешенным предоставленной(ыми) лицензией(ями), и применяемым медицинским технологиям;

3.1.2. Наличие разрешений на применение медицинских технологий, выданных Росздравнадзором;

3.1.3. Наличие (отсутствие) в штате или привлеченных на ином законном основании специалистов, оказывающих медицинскую помощь в соответствии с разрешенными медицинскими технологиями;

3.1.4. При проверке применения медицинских технологий при оказании высокотехнологичной медицинской помощи уточняется:

Наличие разрешений, выданных Росздравнадзором, на медицинские технологии, соответствующие оказываемым видам высокотехнологичной медицинской помощи;

Наличие у проверяемого лица списка применяемых медицинских технологий;

3.1.5. Соответствие оказания медицинской помощи требованиям правильного применения медицинской технологии:

Соблюдение показаний и противопоказаний применения медицинской технологии;

Последовательность выполнения лечебно-диагностических этапов технологии;

Перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз;

Перечень используемых дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т.д.);

Перечень примененных компонентов крови и препаратов, диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества и частоты их использования.

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 "Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития", пункт 5.3.2.1.

4. Приказ Минздравсоцразвития от 20.07.2007 N 488 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий".

5. Приказ от 30.04.2009 N 141 Минэкономразвития РФ "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2009 N 13915).

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК

В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФССП РОССИИ

Настоящие Методические рекомендации разработаны для реализации задач Федеральной службы судебных приставов по профилактике правонарушений, в том числе коррупционной направленности, и недопущению их совершения гражданскими служащими ФССП России в последующем.

Действенным механизмом по профилактике указанных правонарушений является квалифицированное проведение служебных проверок.

Целью Методических рекомендаций является формулирование основных правил и процедур, требований и практических рекомендаций по организации и проведению служебных проверок, выполнение которых поможет должностным лицам ФССП России более профессионально и качественно организовывать проведение служебных проверок, повысит их эффективность и снизит количество служебных проверок, проведение которых является нецелесообразным.

1. Правовая основа

1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Инструкция об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденная приказом ФССП России от 20.09.2010 N (далее - Инструкция), Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

2. Инициирование служебной проверки

2.1. С целью определения целесообразности проведения служебной проверки в отношении гражданского служащего перед ее инициированием необходимо предварительно устанавливать следующее:

сроки, прошедшие с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, предусмотренные пунктами 4, 5 ст. 58 Федерального закона;

документальное подтверждение факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

наличие должностного регламента гражданского служащего и факт ознакомления с ним гражданского служащего;

наличие функций в должностном регламенте гражданского служащего, невыполнение (ненадлежащее выполнение) которых послужило поводом для принятия решения о проведении служебной проверки;

нахождение гражданского служащего на рабочем месте, поскольку могут истечь сроки, установленные п. 5 ст. 58 Федерального закона (например, отпуск по уходу за ребенком, болезнь и т.д.);

устранение нарушений, а также срок нахождения гражданского служащего в замещаемой должности.

По актам прокурорского реагирования в отношении должностных лиц Службы предлагаем инициировать служебные проверки только в случае наличия оснований для их проведения, а также с учетом изложенного выше.

Таким образом, полагаем нецелесообразным инициировать служебные проверки в отношении гражданских служащих в следующих случаях:

истекли сроки, установленные пунктами 4, 5 ст. 58 Федерального закона;

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка документально не подтверждается;

отсутствует должностной регламент, функции, о которых упоминается выше;

гражданский служащий будет отсутствовать на рабочем месте по уважительной причине более 6 месяцев;

гражданский служащий находится в замещаемой должности менее 6 месяцев;

выявленные нарушения на момент инициирования служебной проверки устранены и не повлекли вреда (ущерба).

2.2. Другими эффективными направлениями профилактической работы, не связанными с проведением служебной проверки, могут являться:

заслушивание на совещаниях ответственных должностных лиц;

депремирование по итогам работы.

3. Проведение служебной проверки

3.1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

3.2. В состав комиссии по служебной проверке в обязательном порядке включаются представители подразделения государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа.

3.3. В данный состав не может быть включен гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

3.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Целью служебной проверки является не выявление дисциплинарного проступка, а установление тяжести совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, послуживший поводом для проведения служебной проверки.

Включать в материалы служебной проверки информацию, не относящуюся к данному дисциплинарному проступку, незаконно.

При этом факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка необходимо подтвердить документально, что требует суд при рассмотрении исков.

3.5. После ознакомления гражданского служащего с приказом о проведении служебной проверки у него запрашивается объяснение в письменной форме.

Данное объяснение у гражданского служащего запрашивается письменно, с приложением вопросов, на которые ему необходимо ответить в рамках проводимой служебной проверки.

Согласно ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

3.6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня ее назначения. Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.

4. Подготовка заключения по результатам служебной проверки

4.1. Результаты служебной проверки оформляются заключением, подготовку которого организует председатель комиссии.

4.2. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть содержит:

основания проведения служебной проверки;

состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств председателя и членов комиссии);

фамилию, имя и отчество, должность, стаж государственной службы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и время его службы в ФССП России, в том числе в замещаемой должности.

В описательной части указываются факты и обстоятельства дисциплинарного проступка.

Резолютивная часть содержит:

вывод о виновности (невиновности) гражданского служащего, в отношении которого проведена служебная проверка, либо информацию, подтверждающую (опровергающую) сведения, содержавшиеся в письменном заявлении гражданского служащего;

предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания;

предложения о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению проступка, рекомендации предупредительно-профилактического характера.

4.3. Обстоятельства (выводы, предложения), изложенные в заключении, должны соответствовать действительности, быть объективными и не противоречащими нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам Минюста России или ФССП России.

4.4. В соответствии с требованиями п. 2 ч. 9 ст. 59 Федерального закона в письменном заключении по результатам служебной проверки указывается предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении дисциплинарного взыскания. Вид дисциплинарного взыскания, указанный в ст. 58 Федерального закона, избирается лично представителем нанимателя по результатам изучения материалов служебной проверки.

5. Порядок применения дисциплинарного взыскания

5.1. До применения дисциплинарного взыскания у гражданского служащего запрашивается объяснение в письменной форме.

5.2. Согласно ст. 58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Управление противодействия коррупции,

обеспечения работы с кадрами

и вопросов безопасности

Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол N 04/05)

По ведению наследственных дел и выдаче свидетельства о праве на наследство проверяются наследственные дела и имеющиеся в них документы на предмет:

Состояния учета наследственных дел и правильности их формирования;

Соблюдения сроков принятия наследства, наличия документов, свидетельствующих о фактическом принятии наследства;

Извещений наследников, о наличии которых нотариусу известно, об открытии наследства;

Соблюдения прав пережившего супруга на совместно нажитое в период брака имущество, а также прав лиц на обязательную долю;

Наличия сведений об имуществе наследодателя, в т.ч. наличия копий запросов для получения таких сведений;

Принятия нотариусом мер по охране наследства и управлению им и соблюдения срока с учетом времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством (п. 4 ст. 1171 ГК РФ). В частности, проверяются своевременность и правильность производства и оформления описи наследственного имущества и наличие в деле такой описи, наличие документа об оценке наследственного имущества, произведенной в соответствии со ст. 1172 ГК РФ, передача наследственного имущества на хранение и в доверительное управление, соблюдение требований законодательства при заключении договора доверительного управления наследственным имуществом и пр.;

Законности оформления и выдачи свидетельства о праве на наследство наследникам, а также на выморочное имущество и пр.

До начала ревизии необходимо изучить отчетные данные, ознакомиться с материалами ранее проведенных ревизий и информацией об устранении выявленных нарушений.

На основе изучения этих материалов составляется программа проведения ревизии или проверки, которая утверждается руководителем назначившим ревизию.

Если ревизия проводится группой, то руководитель ревизионной группы, ознакомившись на месте с объемом работы, составляет рабочий план проведения ревизии с указанием конкретных участков и сроков завершения проверки каждому члену ревизионной группы.

До начала ревизии проводится инструктаж, на котором уточняются задачи и особенности ревизии.

Проверка документов проводится за истекшее после предыдущей ревизии время, а при выявлении злоупотреблений за весь период работы лиц, допустивших растраты и хищения средств.

Проверка правильности планирования расходов

Задача проверки - установить, не предусмотрены ли в сметах излишние ассигнования на содержание учреждений.

В ходе ревизии следует тщательно проверить правильность планирования производственных показателей по сети, штатам и контингентам. Проверка производится путем сопоставления плановых показателей с нормативными, а также с фактическим выполнением за предыдущие 2-3 года, чтобы установить, нет ли в расчетных необоснованного завышения этих показателей.

Если по смете предусмотрено расширение сети учреждения, то необходимо проверить учтены ли при этом реальные сроки ввода в эксплуатацию строящихся корпусов.

При проверке правильности планирования производственных показателей следует иметь в виду, что данные о числе классов и учащихся приводятся в смете на две даты: на 1 января и 1 сентября планируемого года.

В состав фонда заработной платы школ включаются заработная плата учителей, оплата за проверку тетрадей, заработная плата учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, дополнительные виды оплаты и прочие виды заработной платы.

Расходы на заработную плату учителей определяются исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя в месяц.

Фонд заработной платы учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется исходя из типовых штатов, утвержденных в установленном порядке, и должностных окладов.

К видам дополнительной оплаты относятся: оплаты за руководство школой, за классное руководство, за заведование кабинетами, ведение библиотечной работы и т.д.

При проверке правильности планирования расходов на заработную плату необходимо проверить раздельно расходы по персоналу, который подлежит тарификации, и по персоналу, не подлежащему тарификации, оплачиваемому в соответствии со штатными расписаниями.

Необходимо также проверить, не предусмотрены ли в сметах расходы

по заработной плате на содержание административно-хозяйственного и другого персонала, высвобождаемого на продолжительное время в связи с проведением планового капитального ремонта учебных корпусов, помещений детских дошкольных учреждений, общежитий и других зданий. Кроме того, следует установить учтена ли в смете экономия по заработной плате в связи с оплатой листков нетрудоспособности за счет средств социального страхования.

Расходы на наем транспорта по доставке продуктов питания для лечебно - профилактических, детских и других социально - культурных учреждений относятся по смете доходов и расходов учреждения на прочие транспортные расходы.

Полная материальная ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания и тары возлагается на заведующего складом (кладовщика), с которым руководитель учреждения заключает типовой договор о полной материальной ответственности. За продукты питания, находящиеся в пищеблоке, полную материальную ответственность несет заведующий производством или шеф-повар, а при их отсутствии в штате - повар.

При обнаружении по одному из видов продуктов питания недостачи или излишков материально ответственное лицо обязано приостановить дальнейшую приемку. В этом случае должен быть составлен акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта служит для учета претензионного письма поставщику.

Материально ответственные лица, принимающие продукты питания, обязаны одновременно принимать и тару. Тара, поступающая на склад (кладовую), приходуется на основании тех же документов, что и продукты питания. В сопроводительных документах поставщиков отдельной строкой должно указываться наименование тары, ее количество, цена и сумма.

Учет тары на складе ведется материально ответственным лицом в книге складского учета материалов только по наименованиям и количеству.

Бухгалтерский учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по приходу продуктов питания. Ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно.

Записи в ведомости производятся на основании первичных учетных документов в количественном и суммовом выражении. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги. Основанием для составления мемориального ордера является накопительная ведомость или свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания.

Продукты питания, как и прочие материальные запасы, при отпуске в производство и другом выбытии оцениваются одним из следующих методов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости.

Под себестоимостью материально-производственных запасов в данном случае подразумевается та стоимость, по которой ТМЗ приняты к учету. То есть, для организаций, в случае включения ими в стоимость товаров торговой наценки, себестоимостью товаров будет являться стоимость с учетом наценки.

Получение продуктов питания со склада (из кладовой) производится по "Меню-требованию на выдачу продуктов питания". В больницах, детских дошкольных учреждениях, домах инвалидов и престарелых и других учреждениях, где обеспечение продуктами питания входит в основной вид деятельности, меню-требование составляется ежедневно на основании норм раскладки продуктов питания и данных о количестве довольствующихся. В учреждениях, где имеется несколько норм суточного рациона питания, отличающихся друг от друга набором, количеством продуктов и стоимостью, меню-требование, меню-раскладка и требование составляются по каждой денежной норме отдельно.

Меню-требование с расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания передаются в бухгалтерию в сроки, установленные графиком, но не реже трех раз в месяц.

В случае изменения количества довольствующихся по сравнению с данными на начало дня (указанными в меню-раскладке), свыше 3-х должен составляться расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах питания выписывается накладная (требование) на склад (кладовую), а при уменьшении потребности в продуктах питания излишки сдаются на склад (кладовую) и оформляются той же накладной (требованием) с указанием на ней "Возврат". Продукты питания, заложенные в котел, возврату не подлежат.

Учет движения продуктов питания на складе отражается в книге складского учета. Учет расходования продуктов питания на пищеблоке ведется в меню-раскладке. Списание израсходованных продуктов питания производится после их отпуска из пищеблока.

Продажные цены готовых изделий (блюд) определяются на основе калькуляции. При учете сырья по продажным ценам в калькуляционной карточке производится расчет продажной цены готового изделия, а при учете сырья по покупным ценам необходимо, кроме того, рассчитать цену блюда по покупной стоимости.

При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на фактические расходы. Такой же проводкой оформляется списание боя и лома тары.

Учет движения продуктов питания и готовых блюд в буфетах ведется по покупным или продажным ценам в разрезе материально ответственных лиц. При учете движения по учетным ценам бухгалтерия проставляет продажные цены на каждое наименование товаров и готовых изделий и подсчитывает стоимость каждого наименования и общую стоимость остатка.

Реализация товаров и готовой продукции может осуществляться за наличный расчет и в безналичном порядке. Выручка от реализации товаров за наличный расчет поступает в кассу.

Учет расходов продуктов питания ведется в накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Эта ведомость составляется по материально ответственным лицам. Записи в ней производятся на основании меню - требования на выдачу продуктов питания и других документов. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые служат для определения стоимости израсходованных продуктов питания. Основанием для составления мемориального ордера является накопительная ведомость или свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания.

В ходе проверки следует установить, правильно ли определены в смете расходы, исходя из плановых производственных показателей (число дето-дней в детских дошкольных учреждениях, детских домах в школах-интернатах и интернатах при школах) и утвержденных денежных норм расхода на питание в день.

При проверке наличия учебно-методической литературы необходимо обращать внимание на наличие неиспользованной литературы, хранящейся на складах и не используемой в учебном процессе. Это является неэффективным использованием бюджетных средств.

При проверке правильности планирования расходов на приобретение оборудования и инвентаря должна учитываться фактическое наличие инвентаря и оборудования, а также плановый контингент детей в детских дошкольных учреждениях, учащихся в школах, студентов и другие производственные показатели. К смете прилагается перечень предметов инвентаря и оборудования, подлежащих приобретению в планируемом году, с указанием их стоимости. Проверкой установить, не включались ли в перечень на приобретение предметы излишнего, ненужного инвентаря и оборудования, а также, не завышены ли цены на отдельные предметы инвентаря и оборудования.

Определение расходов на приобретение мягкого инвентаря и обмундирование производится исходя из установленных расчетных норм расхода на одного воспитанника детского дома или школы-интерната, ребенка в дошкольных учреждениях.

Проверкой следует установить соблюдались ли установленные нормы в расчетах ассигнований и не завышены ли в них цены на приобретаемый мягкий инвентарь и обмундирование. Расчет средств на приобретение мягкого инвентаря производится в пределах ассигнований по смете.

При проверке правильности планирования ассигнований на капитальный ремонт зданий и сооружений необходимо установить подкреплены ли расходы, предусмотренные в смете на эти цели по каждому учреждению, перечнем работ, подлежащих выполнению, дефектными актами, технической документацией и установленными нормами и расценками.

Особенности проведения ревизий проводимых в городских (районных) отделах образования и культуры

При ревизии учреждений образования и культуры следует иметь в виду, что основную долю расходов при исполнении сметы на образование составляют расходы на выплату заработной платы педагогическому и обслуживающему персоналу. Поэтому надо внимательно проверить все вопросы, связанные с заработной платой: правильность планирования фонда заработной платы, установления ставок и окладов, начисления, выплаты и др.

Следует внимательно проверить правильно ли заложены в смету расходы по заработной плате. Для этого сопоставить утвержденный план часов на учебный год и сетку часов по каждой школе. Общее количество часов по каждой школе, в зависимости от количества класс-комплектов, предусмотренное к оплате, не должно превышать утвержденного количества

При проверке сетки часов по школам необходимо установить правильность деления классов на группы на занятиях иностранного, родного языков, а также на уроках труда и физкультуры, так как при делении классов на подгруппы предусматриваются дополнительно оплачиваемые часы. Для этого следует по классным журналам, а также другим документам проверить фактическое наличие учащихся на начало учебного года.

Следует проверить также разделены ли фактически на занятиях группы или нет. Возможно, занятия проводятся совместно, а за дополнительные часы получают заработную плату незаконно.

Особенности проведения ревизий в средних специальных учебных заведениях

Цель ревизии: установить, как обеспечивается в учебном заведении сохранность и правильность использования денежных средств и материальных ценностей, принимаются ли меры к устранению причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

Вопросы ревизии:

Проанализировать за предыдущий год отчет об исполнении сметы расходов в целом и по статьям. В случае установления перерасхода или недорасхода средств по отдельным статьям выяснить причины их образования.

Проверить правильность составления сметы расходов. Своевременно ли утверждена и доведена смета до учебного заведения. Соответствуют ли утвержденные по сметам суммы ассигнований своду расходов. Не имеет ли место наличие нераспределенных ассигнований.

Обоснованность предусмотренных ассигнований по сметам расходов учреждения соответствующими расчетами. Правильность планирования ассигнований на заработную плату. Правильность определения расходов на материальное обеспечение учащихся (выплату стипендий).

Соблюдение штатной дисциплины: соответствуют ли наличный состав работников и размеры должностных окладов утвержденному штатному расписанию.

Проверить казначейские документы. Тщательно проверить все взаиморасчеты со сторонними организациями.

Проверить правильность начисления и выплаты заработной платы, обратив внимание на оплату административно-обслуживающему персоналу.

Проверить сохранность основных средств. Полноту оприходования материальных ценностей, полученных от торгующих организаций, законность их списания. Не имеются ли случаи оплаты бестоварных счетов при приобретении инвентаря и оборудования. В необходимых случаях произвести встречные проверки в торгующих и других организациях. Нет ли случаев приобретения дорогостоящего и излишнего инвентаря.

Осуществляется ли раздельный учет инвентаря, находящего на складе и в эксплуатации. Закреплен ли инвентарь за материально-ответственными лицами. Произвести выборочную инвентаризацию отдельных групп инвентаря. При обнаружении недостач материальных ценностей провести полную инвентаризацию.

Правильно ли ведется учет основных средств и других материальных ценностей по каждому материально-ответственному лицу. Своевременно и правильно ли отражаются в учетных регистрах поступления основных средств и других материальных ценностей. Своевременно и правильно ли проводятся инвентаризации и отражаются в отчетах их результаты, проведены ли соответствующие переоценки материальных ценностей. Проверить правильность распределения основных средств по учетным группам и отражение их на счетах. Как отражаются в учете недостачи и хищения, выявленные при инвентаризациях. Соответствие остатков и оборотов в учетных регистрах записям в отчетах материально-ответственных лиц.

Законность продажи основных фондов различным организациям.

Проверить правильно ли учитывается работа автотранспорта и списывается горючее.

Проверка расходования средств на капитальный ремонт. Соответствуют ли оплаченные подрядчику счета по капитальному ремонту объему фактически выполненных работ. При производстве работ хозяйственным способом проверить полноту оприходования, сохранность и законность списания строительных материалов, израсходованных на ремонтные работы, соответствие списанных материалов объему выполненных работ и нормам расхода. Контрольный замер фактически выполненных работ производится с участием специалистов.

В материалах ревизии необходимо отразить состояние бухгалтерского учета, а также принятые меры по устранению нарушений, выявленных предыдущей ревизией.

Ревизия средств от предпринимательской деятельности

Платные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

При ревизии средств от предпринимательской деятельности ревизор должен установить: правильность образования и расходования внебюджетных средств; не допускается ли нарушение порядка образования внебюджетных средств, предусмотренного Положением о внебюджетных средствах; наличие утвержденных смет по внебюджетным средствам; правильность расходования внебюджетных средств.

При ревизии необходимо проверить полноту уплаты средств за обучение и поступления средств на соответствующий счет. Правильно ли производится оплата труда педагогическому и обслуживающему персоналу. Законность производимых выплат за аренду и коммунальные услуги, приобретение инвентаря и оборудования.

Ревизия прочих хозяйств

При ревизии производственных мастерских особое внимание следует обращать на проверку правильности приобретения сырья и материалов, а также их расходования и списания. Правильность утверждения норм расхода сырья и материалов и как они соблюдаются. В случае значительных отклонений расходов от утвержденных норм следует произвести контрольный запуск сырья и материалов в производство. Необходимо проверить, нет ли излишеств в оплате труда рабочих, а также случаев, когда труд воспитанников или учащихся школ, затраченный на изготовление изделий, включался в заработок рабочих. Проверить реализацию готовой продукции и поступление выручки.

При ревизии подсобного предприятия необходимо проверить соответствие его деятельности нуждам учреждения, при котором оно организовано, а также выполнение предприятием показателей производственно-финансового плана.

В подсобных предприятиях следует проверять выполнение плана реализации продукции для нужд обслуживаемого учреждения и на сторону, а также правильность применяемых цен на реализуемую продукцию.

По всем подсобным предприятиям следует проверить правильность составления отчетных калькуляций на изделия и услуги производственных (учебных) мастерских и продукцию земледелия: выполнение плана прибыли и причины, вызвавшие отклонения, а также правильность использования прибыли предприятия. Нет ли фактов перечисления бюджетных средств на покрытие расходов подсобных предприятий.