Государственная система ценообразования в строительстве. Гис «ценообразование в строительстве» захлебнулась от некомпетентности, а «айтишники» фау «фццс» потихоньку «осваивают» бюджет

Н адежды и ожидания, которые не так давно давал проект федерального закона о ценообразовании, похоже не сбудутся. В законопроекте центральное место занимает государственная информационная система (ГИС «Ценообразование»), эффективная и профессиональная работа которой = достоверное справедливое ценообразование в строительстве РФ.
П осле ознакомления с , разработанной по госконтракту компанией «КСК-Технологии», очевидно, что о профессиональном подходе и работе профессионалов в данном направлении говорить не приходится. Концепция от «КСК-Технологий» - поток воды более чем на 500 страниц, больше похожий на реферат студента.
Почему же с Концепцией ГИС «Ценообразование» получился такой провал? Куда смотрел заказчик в лице айтишников ФАУ «ФЦЦС»?
С конца 2015 года вопросы АйТи в ФЦЦС и вопросы закупок курирует Голоулина Е.В., прибывшая в столицу из г Санкт-Петербурга. Оттуда же в штат ФЦЦС прибыли руководитель АйТи Полуновский Сергей Борисович и финансист заместитель председателя закупочной комиссии Пейпин Сергей . С этого момента победы в конкурсах стабильно одерживают компании из Санкт-Петербурга , например:
> Передача неисключительных прав и внедрения корпоративного портала . Сумма 3 000 000 рублей. Победитель: ООО «АУДИТ-ЦЕНТР ГРУПП» г. Санкт-Петербург. По данному договору в ФЦЦС за 3 миллиона бюджетных рублей был поставлен продукт 1С:Битрикс:Корпоративный портал, который на сайте разработчика стоит в 10 раз дешевле ! По информации от сотрудников ФЦЦС закупленный портал не работает до сих пор, хотя договор был закрыт и оплачен еще в декабре . За этот проект с "наваром" в 2,7 млн рублей от контракта за счет бюджета, разумеется.
> Поставка серверного оборудования . Сумма 1 000 000 рублей. Победитель: ООО «ЛВКОМ Проект» г. Санкт-Петербург.
> Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности . Сумма 498 500 рублей. Победитель: ООО «Ассистент» г. Санкт-Петербург.
> Поставка и пуско-наладка телефонного оборудования . Сумма 1 160 000 рублей. Победитель: ООО «ЛВКОМ Проект» г. Санкт-Петербург.
> Обеспечение автоматизированного планирования и управления государственными закупками и контрактами . Сумма 3 860 000 рублей. Объем государственных закупок и контрактов ФЦЦС: 147 закупок за 2 года то есть в среднем 6 закупок в месяц, ОЧЕВИДНО, что автоматизировать тут нечего. 6 закупок в месяц может без всяких средств автоматизации обрабатывать один человек, уделяя этому процессу от силы 1 час в день.
> Внедрение автоматизированной системы планово-финансового управления (бюджетирование) . Сумма 6 730 000 рублей. Из технического задания мы узнаем, что система на платформе 1С: Предприятие 8 и видим описание вполне стандартного функционала для программ 1С по управлению финансами. То есть за 6 730 000 бюджетных рублей ФЦЦС планирует установить один из продуктов 1С, цена которых около 150 000 рублей. Например, БИТ:Финанс .
Итого по скромным подсчетам общее завышение объема государственных закупок (или просто бесхозяйственная трата бюджетных денег) по линии АйТи составляет около 10 миллионов рублей.
10 миллионов для ФАУ «ФЦЦС» в рамках реформы системы ценообразования и реализации Концепции 400 дней, сумма ничтожная. По другим направлениях осваиваются сотни миллионов. Пусть может быть даже и утащили бы АйТи-шники эти миллионы – лишь бы полезное дело сделали: но Концепция ГИС «Ценообразования» провалена, вот в чем удар по государству !
На текущий момент очередное новое руководство в лице Ирины Лищенко ничего для исправления ситуации с провалом Концепции ГИС не предпринимает.

Разъяснения о реформе ценообразования, ТЕРах, ФЕР-2017 и ФГИС

Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.

К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.

1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.

2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.

Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.

На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.

3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:

"Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;

3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)."

Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.

4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.

5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.

Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).

По материалам информирования компании НТЦ "Гектор".

О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте

Комиссия Общественного совета Минстроя России по вопросам индустрии строительных материалов и технологий на заседании 22 июля обсудила итоги Госсовета по вопросам строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности. Заседание прошло под председательством замглавы Минстроя России Хамита Мавлиярова.

Как отметил замминистра, Госсовет явился «флагманом» законотворческой деятельности Минстроя России. «В поручениях по итогам заседания учтены интересы строительной отрасли, и теперь всем необходимо работать над их исполнением», - подчеркнул он.

Хамит Мавлияров напомнил, что по результатам Госсовета были приняты решения по совершенствованию системы саморегулирования в строительстве, в частности, контролю деятельности коммерческих саморегулируемых организаций. Принятые изменения в законодательство коснулись также ценообразования в строительстве и направлены на переход на ресурсную модель проектирования. «В этой связи Минстроем России совместно с Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов разрабатывается информационная система, содержащая данные по существующим поставщикам ресурсов, средневзвешенным ценам продаж ресурсов в различных ценовых зонах с учетом транспортных затрат», - рассказал замминистра. По его словам, система полноценно заработает в 2018 году. Запуск системы позволит оптимизировать работу отрасли, исключая ошибки в нормировании и урегулирует деятельность поставщиков ресурсов.

Хамит Мавлияров призвал участников профессионального сообщества принять активное участие в формировании данной информационной системы.

Также замминистра отметил необходимость повышения мотивации участников строительной отрасли на развитие эффективного проектирования, подготовку типовых контрактов для госзаказа и использование положительного опыта регионов.

Члены комиссии на заседании также обсудили вопросы, связанные с введением обязательной сертификации цемента. По их мнению, необходимо стимулировать импортных производителей цемента разворачивать локальные производства в России. Кроме того, как сообщил директор ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» Дмитрий Михеев, с целью устранения проблем, связанных с взаимодополняемостью нескольких ГОСТов на цементы, к концу года будет подготовлен проект актуализированного объединенного ГОСТа.

30 сентября 2017 года - одни сметчики боятся этой даты, а другие, напротив, ждут ее и готовятся к грядущим переменам. Так что же такого произойдет осенью 2017 года?

В феврале 2017 мы уже рассказывали о глобальных реформах в области ценообразования, запланированных на 2017 год (подробнее в нашей статье « »). Мы рассказывали о новых методиках применения сметных норм и о новой , однако на тот момент отсутствовала информация еще об одном важном элементе - ФГИСе.

В настоящее время известна дата запуска системы и дата публикации результатов мониторинга, а сама система запущена в тестовом режиме, поэтому пора разобраться подробнее, что же такое ФГИС и зачем она нужна.

Что такое ФГИС ЦС

ФГИС ЦС - федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве , основной задачей которой является мониторинг стоимости строительных ресурсов в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации. Государственная система мониторинга позволит увеличить точность сметных расчетов благодаря переходу на ресурсный метод составления сметной документации. Напомним, сейчас используется базисно-индексный метод составления смет, использующий устаревшую сметно-нормативную базу 2001 года.

ФГИС использует новый классификатор строительных ресурсов, который состоит почти из 69 тысяч позиций (материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов) со своим уникальным кодом, гармонизированным с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Состав и содержание ФГИС

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве состоит из трех подсистем:

  1. Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов, включающая:
    • средневзвешенную по объемам и цене за отчетный период отпускную цену строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных в России, либо ввезенных в Россию;
    • цену услуг по перевозке строительных ресурсов;
    • среднемесячную номинальную оплату труда плату работников по субъектам РФ.
  2. Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов» (ФРСН), содержащая:
    • методики определения сметных цен строительных ресурсов;
    • сметные цены строительных ресурсов;
    • классификатор строительных ресурсов;
    • методические документы и другие нормативно-правовые акты в сфере ценообразования в строительстве;
    • нормативы цены строительства (НЦС)
  3. Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР).

Комментарии Минстроя

Вот, что говорит Михаил Александрович Мень - Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1. «Сегодня мы продолжаем работать по принципам индексно-базисного метода, который хорош в момент стабильной экономики и малой инфляции. Ресурсный же метод предполагает создание государственно-информационной системы, оценку и ежеквартальный мониторинг стоимости всех строительных ресурсов (это и строительные материалы, и заработная плата в отрасли, и услуги машиномеханизмов, и логистика). Это действительно полезная вещь для всех, она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное. Не надо забывать, что это стартовая цифра для проведения аукциона. После аукциона там уже будущие подрядчики, они уже будут принимать решение - идти на снижение или нет. Но рынок уже будет корректировать не от «палец-пол-потолок», а от нормальной более или менее стартовой стоимости
2. «Создание ФГИС ЦС – серьезнейшее решение. Сегодня у нас действует базисно-индексный метод расчета смет, основанный на использовании устаревшей сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода цен 2001 года в текущие цены, который не отвечает вызовам времени. Поэтому мы двигаемся в сторону ресурсного метода, который невозможен без фиксации и постоянного мониторинга стоимости строительства ресурсов. Для этого и необходимо создание ФГИС ЦС - государственной информационной системы ценообразования в строительстве »
3. «В систему будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда рабочих строителей и механизаторов с учетом территориальной специфики. Это, безусловно, поможет нам сэкономить серьезные средства для бюджетных строек всех уровней »
4. «Мы разработали и запускаем систему, чтобы обеспечить прозрачность ценообразования в строительстве и исключить риски завышения сметной стоимости строительства. Потому особенно важно, что наша работа в этом направлении ведется в полном соответствии с законом и дорожной картой »

Как считать сметы по ФГИС ЦС

Несмотря на то, что до запуска Системы осталось всего несколько недель, информации о ней не так уж и много. На момент написания этой статьи точно известно только одно: сметы будут составляться ресурсным способом, а все цены будут браться из ФГИС ЦС. Исходя из этого можно выделить 2 основных этапа подготовки к работе с новой Системой:

1) Подготовка сметчиков . Прежде всего сметчику необходимо освоить ресурсный метод составления смет. У опытных специалистов проблем не будет, а вот у "молодых" сметчиков могут возникнуть трудности, т.к. многие полагаются на работу сметных программ и не вникают в особенности расчета сметной стоимости. Разобраться с вопросами ценообразования помогут курсы для сметчиков, которые регулярно проводятся в нашем учебном центре. Обратите внимание, что после обучения мы не только выдаем удостоверение о повышении квалификации, но и оказываем по сметному делу.

2) Выбор сметной программы . Современные сметные программы значительно упрощают работу сметчика и автоматизируют большинство необходимых действий. К сожалению, не каждая программа позволит сметчику управлять всеми статьями затрат, входящими в состав расценок, поэтому при выборе "электронного помощника" важно уделить внимание функциональным возможностям по работе с ресурсами и статьями затрат. Мы рекомендуем обратить внимание на . Она обладает практически безграничными возможностям по работе с расценками и их ресурсами. Ресурсный режим расчета включается "одной кнопкой", а стоимость ресурсов можно заносить в том числе и из ФГИС в автоматическом режиме.

В ближайшее время будет появляться огромное количество новых данных и о методике практического применения федеральной системы ценообразования, и о системе в целом. Подпишитесь на наши новости, чтобы не пропустить важную информацию.

В прошлом году Минстрой РФ запустил реформу системы ценообразования в строительной отрасли и анонсировал переход на ресурсную модель проектирования. Создание федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) обойдется государственному бюджету в 180 млн рублей. Ответственным ведомством за реализацию выступает «Главгосэкспертиза». До запуска ФГИС ЦС осталось несколько месяцев - система должна заработать в конце сентября 2017 года. сайт опросил участников отрасли и экспертное сообщество, как они относятся к введению данной системы ценообразования в строительстве, действительно ли ее внедрение позволит оптимизировать работу, исключив ошибки в нормировании, а также урегулирует деятельность поставщиков строительных ресурсов.

В рамках реформирования системы ценообразования в строительной отрасли в марте уже были введены в действие утвержденные Минстроем специальные методики, которые устанавливают порядок разработки единичных расценок, сметных норм на строительные, ремонтно-строительные, пусконаладочные работы, монтаж оборудования и порядок определения сметной стоимости строительства с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр. Уже к 30 сентября Главгосэкспертиза РФ должна сформировать некий перечень юридических лиц, которые впоследствии будут предоставлять информацию о ценах на ресурсы в ФГИС ЦС. И, наконец, до 15 декабря 2017 года в ФГИС ЦС должны быть представлены практически все цены на строительные ресурсы.

В Минстрое РФ обещают, что в ФГИС ЦС будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов по всей стране с учетом территориальной специфики. На все элементы выполняемой при строительстве работы, в разрезе трудозатрат рабочих, применяемых стройматериалов и техники, будут сформированы ценовые нормы. Далее на их основе будут рассчитываться показатели стартовой сметной стоимости строительства того или иного объекта. Те поставщики строительных материалов, которые не предоставляют информацию о своем продукте в ФГИС ЦС, лишают себя возможности участвовать в госзаказе, поскольку ее нельзя будет заложить в будущую проектную документацию объекта строительства.

Таким образом ключевым моментом в применении ФГИС ЦС становится тот факт, что сметные нормативы, включенные в нее для определения сметной стоимости строительства, будут являться обязательными для субъектов, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств. В остальных же случаях утвержденные сметные нормативы могут применяться только на добровольной основе любыми участниками строительства. «Проводимая реформа ценообразования в строительстве, в первую очередь, направлена, на регулирование сектора госзакупок и не повлияет существенным образом на порядок формирования цен при реализации исключительно коммерческих проектов», - подчеркивает Ирина Афанасьева, юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы VEGAS LEX.

По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, которого цитирует «РГ», «сегодня мы продолжаем работать по принципам индексно-базисного метода, который хорош в момент стабильной экономики и малой инфляции. Ресурсный же метод предполагает создание государственно-информационной системы, оценку и ежеквартальный мониторинг стоимости всех строительных ресурсов (это и строительные материалы, и заработная плата в отрасли, и услуги машиномеханизмов, и логистика)». Министр заверил, что данной схемой смогут воспользоваться не только участники бюджетного процесса, но и все люди, которые хотят что-либо построить. Система будет выложена в открытом доступе в интернете.

«Это действительно полезная вещь для всех, она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное. Не надо забывать, что это стартовая цифра для проведения аукциона. После аукциона там уже будущие подрядчики, они уже будут принимать решение - идти на снижение или нет. Но рынок уже будет корректировать не от «палец-пол-потолок», а от нормальной более или менее стартовой стоимости», - отметил Михаил Мень в интервью изданию.

Также в Минстрое РФ уверены, что создание регулируемой системы ценообразования не вызовет вопросов в ФАС. По словам Михаила Меня, антимонопольное ведомство само «приветствует и поддерживает» создание ФГИС ЦС, поскольку последняя ничего «не монополизирует, а позволяет собирать информацию о производителях в единую базу, из которой будет всем понятно и очевидно, сколько стоит тот или иной ресурс в конкретном регионе».

Что о новой системе ценообразования думают опрошенные эксперты – читайте далее.


Александр Лелин


Павел Горячкин


Маргарита Пантелеева


Евгений Новак


Александр Лелин
Генеральный директор «Главстрой-СПб»

Сделать выводы об эффективности работы единой электронной государственной системы ценообразования в строительстве можно будет после ее запуска и завершения периода апробации.

В целом, я положительно оцениваю появление ФГИС ЦС. Несмотря на то, что новый механизм, прежде всего, направлен на повышение эффективности расходования средств при реализации объектов с участием государственных средств, он может стать практическим инструментом и для девелоперов. В настоящий момент застройщики самостоятельно анализируют информацию и проводят расчеты себестоимости строительства.

К примеру, наша компания работает по нормативным ценам при возведении социальных и транспортных объектов. Для расчета себестоимости строительства других объектов мы анализируем объекты-аналоги для определения ориентировочных объемов и единичные расценки, в т.ч. основанные на опыте заключенных договоров. Создание единой базы существенно облегчит этот процесс и сделает его более понятным и прозрачным для конечных покупателей.


Павел Горячкин
Президент Союза инженеров-сметчиков

В последнее время наше правительство слишком увлеклось внедрением различных государственных информационных систем. Между тем, установление цен на рынке – задача бизнеса, а не государства. Тем более, если речь идет о рынке стройматериалов, который напрямую никак не регулируется. У нас уже есть одна система ГИС ЖКХ, которая работает не без изъянов. Но мы снова ставим вопрос о ценообразовании в строительстве, где присутствует несколько сотен тысяч различных наименований и цен.

К слову, в каждом российском регионе есть органы, которые занимаются мониторингом цен на строительные материалы. Возьмем те же региональные центры по ценообразованию в строительстве, у которых с 1992 года накоплен колоссальный опыт. Зачем нам понадобилось придумывать что-то новое и дублировать их функции на федеральном уровне, возлагая эту работу на Главгосэкспертизу РФ – непонятно. Выглядит все это довольно странно: Главгосэкспертиза сама разрабатывает нормативы, сама мониторит и определяет цены, а дальше эти цены еще и проверяет на достоверность.

Есть еще ряд обстоятельств, связанных с введение ФГИС ценообразования в строительстве, которые вызывают оправданные опасения. О них – ниже. Кто бы там что не говорил, якобы государство не собирается напрямую регулировать цены и выступать против принципов рыночной экономики и цены всего лишь «пройдут через горнило» экспертизы, а потом благополучно будут предъявлены на торги, в ходе которых все еще может поменяться, - все это очевидное лукавство. По результатам проверки достоверности проектной документации, цена на конкретный стройматериал может измениться только в меньшую стоимость. На всех этапах конкурсов и торгов цена срезается, никак не иначе, - это очевидный факт.

Кстати, в прошлом году с подачи Минстроя РФ в Градостроительный кодекс была внесена глава о ценообразовании и сметном нормировании в области градостроительной деятельности, где четко прописано, что для всех бюджетный строек, а также для системы ЖКХ и госкорпораций, обязательным становится применение государственно-сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС. Это значит, что при разработке сметной документации на объекты с участием средств государственного бюджета сметчик будет обязан использовать только ту цену на бетон, кирпич, арматуру, рабочую силу, перевозку грузов, эксплуатацию машинного оборудования, которую укажет Главгосэкспертиза в разработанной ФГИС ЦС. И никакую другую цену сметчику поставить просто не дадут. Если специалист внесет цену на арматуру, которую он фактически может приобрести в своем регионе, но которая отличается от размещенной в ФГИС ЦС, ему эту цену вычеркнут. При этом нет никакой гарантии, что цены в мониторинге будут действительно адекватны сегодняшней рыночной ситуации.

Есть еще одна проблема. До 15 декабря 2017 года в ФГИС ЦС должны быть представлены практически все цены на строительные ресурсы. Речь идет по меньшей мере о 70-80 тыс. различных наименований и цен. Всего же материалов на строительном рынке несколько сотен тысяч. Строительство – одна из самых материалоемких отраслей промышленности. Здесь только один объект может включать несколько десятков тысяч ресурсов. С трудом себе представляю, что кто-либо в состоянии отмониторить такое количество цен на столь колоссальном рынке, причем не только в конкретном регионе или 89 Субъекте федерации, но также и границах отдельных районов, которых около 200.

Уже к 30 сентября Главгосэкспертиза РФ должна сформировать некий перечень юридических лиц, которые впоследствии будут предоставлять информацию о ценах на ресурсы в ФГИС ЦС. Однако проблема в том, что нет ни одного документа, в котором была бы прописана обязанность предоставления этих цен, нет санкций и рычагов воздействия за непредоставление этой информации. Кроме этого, Минстрой РФ сегодня откровенно говорит производителю и поставщику строительных материалов: дайте нам не только цены на вашу продукцию, но также покажите объемы производства и выручку от реализации за год. Причем никто не задумывается о том, что все эти показатели могут являться предметом коммерческой тайны.

Я уже не говорю о том, что цена – вообще понятие довольно растяжимое. Возьмем ту же арматуру. У одного и того же производителя цена для каждого конкретного покупателя может отличаться на несколько десятков процентов. Времена сейчас непростые, переговорные процессы в бизнесе никто не отменял. Цена будет складываться в том числе и от объемов закупаемого материала, а также транспортных расходов. В ФГИС ЦС же критерий объема поставки даже не предусмотрен. В системе будет указываться только конкретная марка и цена. В то же время разброс цены на сегодняшней день на арматуру может составлять до 80% (от 25 до 38 тыс. рублей за тонну).

Ну и потом, если государство в лице Минстроя РФ начинает декларировать единые цены, оно должно нести за них ответственность. В Советском Союзе государство регулировало ценообразование на строительные материалы через Госмонцен, Госплан, одновременно с этим правительство гарантировало приобретение этой продукции по утвержденным ценам. А что сегодня? Минстрой РФ, фактически навязывая свои средневзвешенные цены рынку, не может гарантировать приобретение данных материалов. К чему это может привести? Очевидно, что цены не будут отражать реальной ситуации на рынке, их «нарисуют» методом интерполяции и математического сравнения, достоверности в них никакой не будет. А пострадают в первую очередь производители и поставщики продукции.

Возьмем еще один аспект. С введением данной системы мы получим ситуацию с ограничением конкуренции на рынке, а также появлением коррупционных элементов (хотя Минстрой РФ это отрицает). Нужно учитывать тот факт, что в последние годы стали весьма характерны неплатежи по госзаказам, становится все больше судебных споров по вопросам стоимости строительства. Дорожники вот постоянно жалуются, что не всегда стоимость строительства их объектов устанавливается правильно. В результате хромает качество и удобряется почва для коррупции. Желание диктовать цены на рынке - это всегда очень большая ответственность, экономическая и политическая. Готово ли к этому наше государство? Сомневаюсь.

Еще хочется обратить внимание на то, что некоторые принятые решения по введению ФГИС ЦС даже в части своих формулировок просто безграмотны. Например, в методике расчета часто упоминается некая «сметная цена». Что имеется в виду? Давайте разберемся. Минстрой РФ предлагает в качестве сметной цены брать цену производителя на месте отгрузки у поставщика, то есть не учитывать стоимость транспортировки. В данном случае речь идет об оптовой цене или отпускной, если хотите, но никак не о сметной. Последняя же цена является той, которая фиксируется уже непосредственно на объекте строительства, с учетом доставки.

Транспортные затраты, к слову, - очень серьёзная строка расходов в любой смете на строительство. Так, цена цемента марки 500 у поставщика может быть 2,9 тыс рублей за тонну. При плече перевозки в 600 км цена может вырасти до 3,8 тыс. рублей за тонну. А на строительной площадке тонна цемента может и вовсе стоить уже 4,5 тыс рублей.

Какой смысл во всей этой системе ценообразования, если из нее попросту выкидываются транспортные расходы? Тем более, что тарифы на автомобильные и ж/д перевозки сметчик опять-таки вынужден брать из федеральной государственной информационной системы.

И последнее, о чем хотелось бы сказать, ФГИС ЦС и мониторинга цен декларируется сегодня Минстроем РФ как ключевой элемент новой ресурсной системы ценообразования в строительстве, так называемого ресурсный метод. Я сам являюсь сторонником данного метода, поскольку полагаю, что он позволяет точно определить стоимость любого строительства. Это, кстати, не изобретение сегодняшнего дня, метод существует еще 90-х годов, им уже давно пользуются крупные корпорации, типа Росатома, многие регионы работают только по этому методу. Однако мы не должны здесь подменять понятия. Ведь на чем основывается ресурсный метод? При определении стоимости строительства все ресурсы, которые используются в процессе производства, идут по фактической стоимости, причем исполнитель работ должен подтвердить эту стоимость расчетно-платежными документами, договорами, товарно-транспортными накладными. Другими словами, речь идет о цене, по которой материал был объективно приобретен у поставщика. И в этом случае нам, безусловно, нужен ориентир в виде некого ценового мониторинга.

К примеру, заказчик говорит: «У меня по мониторингу арматура стоит 33 тыс рублей, а вы мне предлагаете на 30% дороже. У меня есть сомнения, докажите, что цена рыночная». А дальше уже начинается нормальный договорной процесс. Мы же сегодня эту составляющую пытаемся убрать. Если все цены на ресурсы сметчик обязан брать из ФГИС ЦС, теряется весь смысл ресурсного метода.


Маргарита Пантелеева
Доцент Московского государственного строительного университета

Правительством РФ 23 сентября 2016 года было утверждено «Положение о создании Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве». Это положение определило порядок формирования новой системы определения стоимости строительно-монтажных работ в соответствии с законом, направленным на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

Напомню, существует два основных метода определения сметной стоимости строительной продукции: базисно - индексный и ресурсный. На данный момент при финансировании объекта из государственного бюджета наиболее часто применяется базисно – индексный метод, использующий сметно-нормативную базу 2001 года (СНБ-2001) в современных редакциях.

При оценке стоимости строительства данный метод позволяет определить будущие затраты при осуществлении проекта путем умножения цен из базовых федеральных или территориальных единичных расценок на индексы удорожания, приводящих цены 2001 года к современным реалиям. Преимущество данного метода - простота и вытекающая из нее возможность оперативно производить расчеты, не тратя время на поиск информации о ценах на составляющие затрат в различных источниках информации. Сторонники этого метода утверждают, что неточности, возникающие при использовании индексов удорожания в общей массе набора работ, компенсируют друг друга и выведенная общая стоимость прямых затрат соответствует рыночной. В действительности, нередко возникают ситуации, при которых подрядчики не выполняют весь комплекс работ, и тогда одной из сторон приходится терпеть убытки в связи с завышенной или заниженной стоимостью произведенных работ. Кроме того, усредненные цены могут являться причиной неверной оценки затрат, неточного анализа эффективности деятельности организации и создают трудности при распределении авансовых поступлений.

Стоит также учитывать, что при использовании базисно - индексного метода оценки стоимости строительно-монтажных работ крайне необходимо иметь соответствующие программное обеспечение, которое автоматически умножает базовую стоимость материалов на соответствующие индивидуальные индексы. К сметному расчету, составленному таким образом, для выделения на фоне других конкурсантов по параметру «цена» подрядчик во время проведения тендера на государственный заказ может применить понижающий коэффициент.

Суть ресурсного метода заключается в объединении рыночных цен на материалы и услуги с утвержденными нормами расхода. Этот метод, на сегодняшний день, является наиболее точным методом определения стоимости СМР, так как представляет собой суммирование всех затрат в реальном текущем уровне цен. При использовании данного метода управленец и его команда могут точно рассчитывать, что их затраты по проектным видам работ будут соответствовать выведенным ценам в смете. Но данный метод является крайне трудоемким, и ни заказчик, ни подрядчик зачастую не могут себе позволить потратить необходимое количество времени на составление, корректировку и проверку всех позиций по смете. В этом и кроется причина непопулярности данного принципа составления смет на крупные объекты.

ФГИС ЦС призвана решить существующие проблемы актуализации СНБ 2001 года и упростить использование ресурсного метода оценки стоимости СМР. Основным принципом данной системы является безвозмездное обеспечение заинтересованных лиц полной, достоверной, актуальной и общедоступной информацией о ценах на строительные ресурсы. Предполагается, что использование такого рода базы данных, сформированной специальными уполномоченными структурами, производящими мониторинг цен на строительном рынке, позволит участникам строительства воспользоваться всеми преимуществами ресурсного метода, снизив его трудоемкость. Для использования этой системы не предполагается наличие специального программного обеспечения (хотя для автоматизации расчетов, им, безусловно, стоит пользоваться), достаточно будет выхода в интернет. ФГИС ЦС будет оснащена специальной системой информационной и технической защиты, которая обеспечит достоверность информации и стабильность работы ресурса, а пользователи системы будут обязаны ссылаться на источник информации при ее использовании.

Данный подход привлекателен для многих. Менеджеры с обеих сторон будут иметь возможность планировать свои будущие расходы с минимальной погрешностью и эффективно распределить имеющиеся на счетах активы. Исполнители без труда смогут составить точные сметы в рыночном уровне цен. Существенную роль играет прозрачность в отношениях между подрядчиком и заказчиком, которая препятствует возникновению конфликтов по поводу эффективности использования средств и позволяет сосредоточиться на более важных вопросах. Возникает дополнительный ориентир при выборе поставщиков: если цены сильно отличаются от представленных в системе, возникает повод задуматься о качестве предоставляемого продукта. При проведении конкурса на осуществление строительства подрядчики больше не смогут занижать цены своего предложения, не имея на то объективных причин.

Кроме того, реформация системы нормирования, которая также заложена в идее создания ФГИС ЦС, должна сделать информацию, содержащуюся в сметах, наиболее объективной. За время, прошедшее с момента создания СНБ-2001, в строительном производстве прижилось множество новых технологий и инновационных материалов, аналоги которым сложно найти в существующей базе. Какие-то работы, напротив, уже потеряли свою актуальность. Новая классификация по-новому отразит многообразие видов работ и уменьшит вероятность ошибки при выборе расценки.

Проект «Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве» может в корне поменять подход к осуществлению сметных расчетов на объекты, строительство которых финансируется из государственного или муниципального бюджета. Также это может сделать использование утвержденных нормативов более привлекательным для коммерческих структур. Но, как показывает опыт последних десятилетий, существует высокая доля вероятности того, что данная инициатива не приведет к существенным изменениям. Скорее всего, новые нормативы будут представлять собой очередную модернизированную версию нормативов 1984 года, новая классификация повторит структуру старой. Но, что самое удручающие, цены на ресурсы не будут отражать рыночные реалии ввиду недостаточной проработки системы информационного обеспечения. Тогда все нововведения лишь усложнят работу предприятий строительной отрасли, так как, заставят их пересмотреть принципы работы со сметной стоимостью и вынудят их находить новые обходные пути, которые позволят эффективно и в то же время в рамках требований государственного заказчика осуществлять строительство и вести соответствующую документацию.


Евгений Новак
Председатель Совета директоров ГК «ИМПУЛЬС-ИВЦ»

23 декабря 2016 года было утверждено постановление № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Производители строительных материалов с годовой выручкой свыше 10 млн рублей будут иметь право предоставлять данные о стоимости своей продукции и другие данные во ФГИС ЦС. Первичные данные будут поданы до 15 декабря 2017 года, далее - ежеквартально.

ФГИС ЦС создается, прежде всего, в целях повышения прозрачности сметного ценообразования в строительстве и более обоснованного расходования бюджетных средств всех уровней. Пользователи ФГИС ЦС смогут получать статистические данные по большинству строительных материалов, что поможет развитию конкуренции и самих предприятий отрасли.

Посредники не создающие дополнительной ценности - реальной добавленной стоимости и так находятся в незавидном положении независимо от ввода ФГИС ЦС, а вследствие постепенного действия рыночных механизмов. Если дилеры обеспечивают транспортировку, хранение, комплектацию, им не о чем беспокоиться и ФГИС ЦС сама по себе не поможет снизить цены на материалы, ведь крупные заводы не работают напрямую с большинством малых и средних подрядчиков. Другое дело, что ФГИС ЦС поможет заказчикам более точно определять начальные сметные цены на строительство. Осложнится необоснованное завышение стоимости работ.

Для ГК «ИМПУЛЬС-ИВЦ», как для подрядчика по проектам и монтажным работам в области инженерных систем, а также соразработчика программы «1С:Смета» и прочего строительного софта, введение и аккуратная поддержка подобной системы, безусловно, представляется прогрессивным явлением, которого давно не хватало инвестиционно-строительной отрасли. Однако создателям и контролерам ФГИС ЦС стоит учесть интересы всех участников рынка.

Среди участников экспертного и бизнес-сообщества пока не сложилось единого мнения по поводу внедрения новой системы ценообразования в строительной отрасли. Ряд из них уверены, что данные нормативы будут иметь огромное значение для всей стройиндустрии, поскольку позволят установить определенные ориентиры среднерыночных цен на рынке. Некоторые эксперты, напротив, полагают, что цены на ресурсы не будут отражать рыночные реалии ввиду недостаточной проработки системы информационного обеспечении. Часть экспертов и вовсе отмечают, что подобный инструмент регулирования рынка строительных материалов может стать источником для реализации коррупционных схем. Однако многие эксперты все-таки сходятся во мнении, что система, при грамотной своей реализации, все-таки позволит запустить механизм прозрачности и контроля. В любом случае, сделать выводы об эффективности работы ФГИС ЦС можно будет только после ее запуска и тестирования в течение определенного периода времени.