Бюджет муниципальных образований. Доходы бюджета: понятие и классификация


Доходы бюджета выражают денежно-экономические отношения, возникающие в связи с формированием бюджетного фонда между государством и юридическими, физическими лицами, позволяющие обеспечить реализацию государственных функций.
Доходы государственных бюджетов многообразны, поэтому в бюджетном процессе используется их различные классификации и группировки. Прежде всего, доходы бюджета зависят от формы их мобилизации, которая определяется социально-политической системой государства в соответствии с системой государственного устройства доходы бюджета делятся на 3 группы:
- федеральные;
- региональные;
- муниципальные.
По форме взимания доходы делятся на налоговые и неналоговые доходы. Состав налоговых доходов определяется государством в основном по 2-м направлениям:
- прямые;
- косвенные.
Прямой налог – подоходный, поимущественный, на землю. Косвенный налог – включается в цену товара (акцизы). Налоговые и неналоговые доходы также разделены по уровню:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Это распределение заключено в бюджетном кодексе. Расходы бюджета выражают денежно-экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованного бюджетного фонда.
Для упорядочивания многообразных расходов в бюджетном кодексе используются специальные бюджетные классификации.
3. Расходы бюджета и их классификация
Классификации расходов:
1) по общественному назначению расходов или функциональная классификация, т.е. классификация по функциям государства:
- расходы на содержание органов государственной власти;
- расходы на обеспечение обороноспособности;
- расходы на социальную сферу;
- расходы на поддержку и развитие сфер народного хозяйства.
2) экономическому содержанию расходов:
- текущие (единовременные);
- капитальные (связаны с конкретными инвестиционными программами).
3) предметная (отраслевая) – разбивает по отдельным отраслям и сферам экономики:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- транспорт;
- строительство;
- финансы и т.д.
4) ведомственный характер получателей: по органам государственного управления и другим ведомствам.
5) по уровням государственного устройства:
- федеральные (обороноспособность);
- региональные;
- местные.
6) целевая классификация – расходы распределяются по конкретным целям использования, это конкретизация ведомственных классификации.

Основные формы расходов бюджета.

Виды расходов Форма расходов Условия предоставления средств из бюджета
Расходы на содержание бюджетных учреждений ассигнования на содержание бюджетных учреждение в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов в пределах лимитов бюджетных обязательств по мере выполнения плана по штатам, контингентам, нормативным потребностям с учетом использования ранее предоставленных средств.
Расходы на государственную муниципальную поддержку коммерческим организациям субвенция на безвозмездной, безвозвратной основе для осуществления целевых мероприятий. Выделяется только юр.лицам
субсидия Выделяется на безвозмездной, безвозвратной основе долевого участия в финансировании целевых расходов. (юр. и физ.лица)
дотация на безвозмездной, безвозвратной основе, на покрытие убытков, в т.ч. в связи с реализацией товаров, в основном реализуемых в ценообразовании местными и региональными властями
бюджетный гарант срочность, возвратность, платность (может быть безвозмездность)
Расходы на гос-ную муниципальную поддержку населения трансферты населению выделяется на безвозмездной, безвозвратной основе на обеспечение совокупных потребностей отдельных категорий населенпия
субсидии населению на безвозмездной, безвозвратной основе на покрытие определенных потребностей отдельных групп населения или возникающих в силу определенных обстоятельств
Бюджетный кредит срочность, возвратность. Право отдельных категорий граждан (военнослужащих)

Таким образом, распределяются основные виды расходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета Федеральный бюджет, % Региональный бюджет, % Местный бюджет
Государственное и местное самоуправление 40 27 33
Расходы судебной власти 92 8 0
Национальная оборона 100 0 0
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 83 13 4
Фундаментальные исследования и содействие НТП 95 5 0
Исследование и использование космического пространства 100 0 0
Промышленность, энергетика и строительство 29 41 30
Сельское хозяйство и рыболовство 47 40 13
ЖКХ 0 6 94
Образование 21 12 67
Здравоохранение и физическая культура 14 32 54
Искусство, культура, кинематограф 23 24 53
Социальная политика 58 19 23
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 92 8 0
4. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных,находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Виды и состав бюджетов, формы их взаимосвязи зависят от типа государственного устройства и определяются направленностью бюджетной политики.
Вид бюджета представляет собой форму образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета соответствующих определенному уровню государственной власти или органов местного самоуправления, представляет уровень или звено бюджетной системы.
Современная бюджетная система России начала формироваться в 1990-м году и ее основы были заложены в законе РСФСР от 10,10,91г. №1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР”. В этом законе были впервые сформулированы принципы единства и самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему России. Были выделены 3 уровня. Дальнейший процесс совершенствования бюджетной системы в Росси был связан с принятием Конституции (в 1993 г.) РФ и федеральным законом от 15.04.93 г. №4807-1 “ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представленных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных кругов, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга” и органов местного самоуправления.
Современная бюджетная система была заложена в бюджетном кодексе РФ, который был введен в действие 1 января 2000 года, а принят в 1999 г.
Бюджетный кодекс определяет систему экономических и правовых взаимоотношений, возникающих на всех уровнях бюджетной системы:
1-й уровень бюджетной системы представлен федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов.
2-й уровень представлен бюджетами субъектов федерации и бюджетными фондами. Третий уровень представлен местными бюджетами и их внебюджетными муниципальными фондами. В соответствии с федеральным законом от 20 августа 2004 г. №120 – фз в бюджетный кодекс внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2005 года. Они касаются разделения местных бюджетов на бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджетов городских и сельских поселений.
Бюджетная система РФ основывается в своем функционировании на принципах, закрепленных бюджетным кодексом (ст.28 в редакции федерального закона №120 – ФЗ). Здесь выделяются следующие принципы:
- единство;
- разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы;
- принцип самостоятельности бюджетов;
- равенство бюджетов каждого уровня в области бюджетного права;
- принцип полноты отражения доходов и расходов в бюджетах всех уровней.
- принцип сбалансированности бюджетов;
- принцип эффективного и экономического использования бюджетных средств;
- принцип общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
- принцип гласности;
- принцип достоверности бюджетов;
- принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Важнейшим элементом любой бюджетной системы выступает консолидированный бюджет. Рассмотрение бюджетной системы через консолидированный бюджет с одной стороны раскрывает принцип самостоятельности, а с другой стороны отражает наличие системы межбюджетных отношений, возникающих м/у бюджетами всех уровней.
Консолидированный бюджет отражает свободный финансовый баланс. Любо в целом по стране или по федерации, либо по отдельному субъекту федерации. Консолидированный бюджет РФ представляет собой совокупность, состоящую из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации или региональный бюджет. Консолидированный бюджет субъекта федерации – это совокупность регионального бюджета и муниципальных бюджетов. Консолидированный бюджет законодательно не устанавливается, он является инструментом анализа, планирования и прогнозирования. Законодательное утверждение консолидированного бюджета возможно в исключительных случаях (военные действия).

Еще по теме 2. Доходы бюджета и их классификация:

  1. Доходы бюджетов. Структура доходов федерального бюджета и её динамика.
  2. § 4.2. Понятие бюджета, структура его доходов и расходов. Бюджетный дефицит. Бюджетная классификация
  3. Доходы и расходы государственного бюджета. Методы сбалансирования бюджета на современном этапе.
  4. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета До перехода на рыночные отношения доходы государственного
  5. Глава 11. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА.
  6. 22. Федеральный (республиканский)бюджет. Доходы и расходы федерального бюджета.
  7. 1. Государственный бюджет, его доходы и расходы. Государственные расходы и налоги и их влияние на равновесный уровень выпуска (доходов)
  8. Тема 6. Основы планирования доходов бюджета. Планирование налоговых и неналоговых доходов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право -

Законодательством РФ определено, что государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей . Исключая выше сказанное, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды , имеющие ϲʙᴏи источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Стоит заметить, что они могут быть использованы на определенные цели ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно ϲʙᴏему предназначению. При этом их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами разных уровней и видов.

Распределение доходов и расходов бюджетов – ϶ᴛᴏ определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

В РФ установлена единая для бюджетов всех уровней классификация доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Подобная классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюджетная классификация – ϶ᴛᴏ группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с приϲʙᴏением объектам классификации группировочных кодов.

Доходы бюджетов . Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:

  • доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;
  • доходы от государственного и муниципального имущества;
  • доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
  • поступления от личных доходов граждан.

Указанная классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Отметим, что каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Не стоит забывать, что важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и БК РФ делят доходы бюджета на:

  • налоговые с выделением их видов;
  • неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.)

Именно такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования. Исходя из ϶ᴛᴏго, БК РФ определяет виды доходов бюджетов всех уровней.

Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.

Учитывая зависимость от порядка зачисления в бюджет различают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.

Закрепленные доходы бюджетов – ϶ᴛᴏ доходы, кᴏᴛᴏᴩые в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной основе закреплены ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим бюджетом. БК РФ отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно)

Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен НК РФ; общий перечень разных видов и доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержится в БК РФ. ФЗ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также содержит указания о закреплении доходов от ϶ᴛᴏго процесса за бюджета разных уровней.

Законодательство субъектов РФ закрепляет доходные источники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (государственная пошлина)

Доходы государственного (муниципального) бюджета -- это часть финансовых ресурсов государства (муниципального образования) в виде строго определенных нормами бюджетного права экономических отношений по поводу поступления денежных средств в бюджет (федеральный, субъекта РФ или муниципального образования) с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Формой проявления отношений, возникающих в процессе формирования бюджетного фонда определенного уровня, служат различные виды платежей предприятий, организаций, учреждений и населения в соответствующий бюджет, а их материально-вещественным воплощением -- денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Доходы бюджета законодательно определены как «денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления» (ст. 6 БК РФ).

Правовая база, закрепляющая виды доходов бюджетов, довольно обширна и постоянно развивается. Так, перечисление видов доходных источников бюджетов содержится в БК РФ; перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами всех уровней, установлен НК РФ; неналоговые доходы закрепляются за бюджетами и на основании отраслевого законодательства (например, доходы от приватизации имущества, от лицензионной деятельности).

Многообразие видов и групп доходов бюджетов предполагает их классификацию по различным критериям:

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на: доходы от юридических лиц различных форм собственности; доходы от государственных угодий и имущества; доходы от государственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; поступления от личных доходов граждан. Такая классификация имеет особенное значение для характеристики материального содержания бюджета.

В зависимости от права собственности доходы бюджетов классифицируются на собственные и заемные.

Собственными доходами бюджетов являются: закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов; отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно законодательными (представительными) органами государственной власти или представительными органами местного самоуправления.

Заемные доходы используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; государственные или местные займы, выпущенные на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты. Долговые обязательства государства или муниципального образования могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

В зависимости от степени обязательности бюджетные доходы подразделяются на: налоговые -- предусмотренные законодательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушения налогового законодательства; неналоговые -- доходы от использования государственного и муниципального имущества, платных услуг, оказываемых государственными, муниципальными органами и бюджетными учреждениями; средства, полученные вследствие применения мер финансовой, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и компенсации; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней, и иные неналоговые доходы.

В зависимости от способов (порядка) распределения доходов между звеньями бюджетной системы выделяют: закрепленные -- доходы, которые в соответствии с законодательством закреплены за бюджетами определенного уровня на постоянной или долговременной основе (не менее трех лет) полностью или в твердо фиксированной доле; регулирующие -- доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год или сроком не менее чем на три года.

В практике российской бюджетной деятельности закрепление доходов осуществляется различными методами.

Доходы за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами могут закрепляться в полном объеме или в части. Так, все виды неналоговых доходов без каких-либо изъятий зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а, например, единый налог на вмененный доход только в размере 50 процентов остается в региональном бюджете. Частичное закрепление доходов бюджета осуществляется методом квотирования ставок или методом присоединения ставок. Суть метода квотирования в том, что доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ или муниципального образования, на территории которого он получен. Метод присоединения ставок заключается в наличии у субъектов РФ бюджетной компетенции относительно введения надбавок, размеры которых ограничены законодательством, к федеральным налогам. Так, например, распределение налога на прибыль организаций осуществляется методом присоединения ставок: федеральным законодательством устанавливается максимальная ставка взимания и фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет. В оставшихся пределах налог закрепляется за бюджетами субъектов РФ.

Принципиальное значение в определении правового статуса закрепленных доходов имеет то обстоятельство, что их объем (полный или частичный) устанавливается, во-первых, законом по каждому конкретному виду дохода, во-вторых, -- на более длительный срок (не менее пяти лет). Таким образом, между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями складываются отношения, строго регламентированные нормами бюджетного права, по поводу закрепления доходных источников за бюджетами всех уровней. Данные правоотношения носят публичный характер, поскольку выражают интересы всего государства (или государственно-территориального образования) в разграничении бюджетных доходов для финансового обеспечения своих целей и задач. В правоотношения относительно закрепления доходных источников Российская Федерация вступает со всеми субъектами РФ, причем юридическим фактом, на основе которого возникают эти правоотношения, является федеральный закон по каждому доходному источнику.

Распределение доходов между бюджетами - распределение доходов между звеньями бюджетной системы, между центральными (федеральными) бюджетами и бюджетами территорий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.

Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и горизонтальный. В первом случае -- сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором -- за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки. Сочетание обоих принципов обеспечивает оптимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обеспеченность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных социальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).

В каждой стране формируется своя система доходов центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ.

В РФ сохраняется практика прошлых лет, состоящая в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные неналоговые доходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов через займы и др., через отчисления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных налогов). В перспективе ставится задача значительного увеличения доли собственных доходов территорий (вплоть до 70%) при снижении доли регулирующих (до 30%).

В распределении налоговых доходов принимает участие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, он формируется за счет отчислений от налоговых доходов (всех или определенной части), Законом о бюджете ежегодно утверждается доля (в %) каждого субъекта в этом фонде.

Сложившаяся в РФ к концу 1990-х гг. система межбюджетных отношений в значительной мере не соответствует принципам федерализма, поскольку уровень бюджетной обеспеченности регионов обозначается как резко дифференцированный. Среди намечаемых мер по обновлению системы межбюджетных отношений такие, как более полный учет специфики регионов при определении нормативных сумм трансфертов, расширение использования целевых (связанных) трансфертов и ассигнований, учет таких факторов, как: открытость бюджетного процесса. усилия регионов по мобилизации доходов в бюджет, в т.ч. и в федеральный; активизация участия регионов в реализации федеральных программ на своей территории и др.

Формирование проектов бюджетов трудно себе представить без наличия такого важного документа, как бюджетная классификация. Именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация составляет также основу организации бюджетного учета.

До 1996 г. в России не существовало бюджетной классификации, поэтому и работа по составлению проектов бюджетов разных уровней носила не скоординированный характер. Вплоть до 1997 г. не существовало и федерального бюджета в его современном представлении. И только после того, как 15 августа 1996 г. был принят Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (№ 115-ФЗ), работа по составлению бюджетов принципиально изменилась.

В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней. После принятия Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» в 1996 г. в нее постоянно вносились изменения. Такие изменения вносились одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете. На протяжении длительного времени в бюджетной практике использовалась бюджетная классификация в редакции Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ.

В конце 2004 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации». На основании этого закона 10 декабря 2004 г. Приказом Минфина России № 114н были утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Федеральные бюджеты РФ на 2005 и 2006 гг. разрабатывались уже в соответствии с новой бюджетной классификацией.

Принятие новой бюджетной классификации было обусловлено необходимостью проведения реформы в бюджетной сфере. Эта реформа началась в России после принятия Правительством РФ «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах» (постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).

В соответствии с данной Концепцией реформа бюджетного учета и изменение бюджетной классификации в РФ были обусловлены несколькими причинами, в том числе:

Необходимостью приведения в соответствие и согласования бюджетной классификации РФ с международными стандартами финансовой отчетности;

Переходом на Единый план счетов бюджетного учета, основанный на методе начислений;

Переориентацией бюджетных средств на достижение конечных результатов путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса;

Необходимостью приведения в соответствие структуры расходов с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Необходимостью согласования структуры бюджетной классификации и экономического содержания операций в секторе государственного управления;

Введением признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджетов). Переход на новую бюджетную классификацию РФ с 1 января 2005 г. был обусловлен также реформой системы федеральных органов исполнительной власти, уточнением предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменениями в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора.

В целом, осуществляемые сегодня изменения бюджетной классификации и бюджетного учета в России направлены на усиление прозрачности деятельности всех участников бюджетного процесса путем предоставления необходимого объема финансовой информации на всех стадиях бюджетного процесса.

Сегодня в России все чаще звучат предложения отказаться от практики утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом, поскольку такая практика не позволяет оперативно реагировать на текущие изменения в процессе исполнения бюджетов. Предлагается перейти на систему, которая используется в большинстве развитых стран, когда законом закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы, позиции экономической и функциональной (раздел, подраздел) классификации расходов бюджетов, а также классификация доходов и источников финансирования дефицита бюджетов. При этом дальнейшая структура классификации должна определяться органами власти соответствующего уровня при принятии закона о бюджете. Представляется, что именно такой подход обеспечит органам исполнительной власти большую гибкость при составлении проекта бюджета в рамках законодательно установленных единых принципов бюджетной классификации.

В настоящее время бюджетная классификация РФ включает:

Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

Классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

Классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Особо значимыми изменениями новой бюджетной классификации можно считать введение единого 20-значного кода для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, а также понятие «администратор бюджетных средств».

Основу первой части (с 1 – го по 3-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) 20-значного кода составляет кодификация администраторов бюджетных средств, соответствующая перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного показателя по доходам бюджета, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Третьей составной частью 20-значного кода всех видов классификации является классификация операций сектора государственного управления, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, и представляющая собой экономическую классификацию доходов, расходов и источников погашения дефицита бюджетов Российской Федерации.

4.2. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы (включая государственные внебюджетные фонды) по источникам их формирования и способам получения.

До 1 января 2005 г. классификация доходов бюджетов включала группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Основными группами доходов были:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

С принятием новой бюджетной классификации с 1 января 2005 г. структура классификации доходов бюджетов РФ представлена 20-значным кодом (табл. 1). Этот код включает четыре части:

1. Администратор.

2. Вид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).

3. Программа (подпрограмма).

4. Экономическая классификация доходов.

Таблица 1

Классификация доходов бюджетов РФ


Первую часть (1-3-й разряды) составляет кодификация администраторов поступлений в бюджеты РФ. Она состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и законодательством муниципальных образований. Например, для Федеральной налоговой службы это код 182; для Федеральной таможенной службы – 153; для Федерального агентства по управлению федеральным имуществом – 166.

Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Закрепление доходов бюджетов РФ за администраторами поступлений в бюджет осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджета субъекта РФ за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников не предусмотрено законодательством РФ. Соответственно, органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При распределении между бюджетами регулирующих доходов должна быть обязательно соблюдена преемственность кода администратора.

Вторая часть в классификации доходов бюджетов РФ (4-13-й разряды) в соответствии с 20-значным кодом представляет собой вид дохода. Она состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд), подгруппу (5-6-й разряды), статью (7-8-й разряды), подстатью (9-11-й разряды) и элемент (12-13-й разряды).

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

1 00 00000 00 – доходы;

2 00 00000 00 – безвозмездные поступления;

3 00 00000 00 – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В группу «Доходы» включаются следующие 18 подгрупп:

1 01 00000 00 – налоги на прибыль и доходы;

1 02 00000 00 – налоги и взносы на социальные нужды;

1 03 00000 00 – налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

1 04 00000 00 – налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

1 05 00000 00 – налоги на совокупный доход;

1 06 00000 00 – налоги на имущество;

1 07 00000 00 – налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

1 08 00000 00 – государственная пошлина;

1 09 00000 00 – задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

1 10 00000 00 – доходы от внешнеэкономической деятельности;

1 11 00000 00 – доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

1 12 00000 00 – платежи за пользование природными ресурсами;

1 13 00000 00 – доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

1 14 00000 00 – доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

1 15 00000 00 – административные платежи и сборы;

1 16 00000 00 – штрафы, санкции, возмещение ущерба;

1 17 00000 00 – прочие неналоговые доходы;

1 18 00000 00 – доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет.

В группу «Безвозмездные поступления» включаются 6 подгрупп:

2 01 00000 00 – безвозмездные поступления от нерезидентов;

2 02 00000 00 – безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2 03 00000 00 – безвозмездные поступления от государственных организаций;

2 04 00000 00 – безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

2 05 00000 00 – безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

2 07 00000 00 – прочие безвозмездные поступления.

В группу «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» включаются 4 подгруппы:

3 01 00000 00 – доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 02 00000 00 – рыночные продажи товаров и услуг;

3 03 00000 00 – безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 04 00000 00 – целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе статей и подстатей. Например, группа – «Доходы»; подгруппа – «Налоги на прибыль, доходы»; статья – «Налог на прибыль организаций» или «Налог на доходы физических лиц»; подстатья – «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями» или «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам».

Код элемента доходов показывает, за каким уровнем бюджетной системы закреплен данный вид дохода. Так, для налоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансфертов его получателю. Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

01 – федеральный бюджет;

02 – бюджет субъекта Российской Федерации;

03 – местный бюджет;

06 – Пенсионный фонд Российской Федерации;

07 – Фонд социального страхования Российской Федерации;

В рамках кода классификации доходов выделяется также третья часть код программ доходов. Программы доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14-17-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Эти коды определяются федеральными органами власти и включают:

1000 – сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2000 – пени и проценты по соответствующему платежу;

3000 – суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Дальнейшая классификация программ производится в соответствии с законодательным актом бюджета субъекта РФ и/или решением муниципалитетов при исполнении соответствующих бюджетов.

И, наконец, последняя, четвертая часть классификации доходов бюджетов – это экономическая классификация доходов, которая определяется трехзначным кодом (18-20-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) классификации операций сектора государственного управления. Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию. Данная классификация была разработана и принята еще в 2004 г. (приложение № 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»). Она включает:

110 – налоговые доходы;

120 – доходы от собственности;

130 – доходы от оказания платных услуг;

140 – суммы принудительного изъятия;

150 – безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;

151 – поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

152 – перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 – перечисления международных финансовых организаций; 160 – взносы, отчисления на социальные нужды;

170 – доходы от операций с активами;

171 – доходы от переоценки активов;

172 – доходы от реализации активов; 180 – прочие доходы;

410 – уменьшение стоимости основных средств;

420 – уменьшение стоимости непроизводственных активов;

440 – уменьшение стоимости материальных запасов.

4.3. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Бюджетная классификация РФ включает также классификацию расходов, которая охватывает:

Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

Ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ.

4.3.1. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Функциональная классификация состоит из четырех уровней и занимает 14 знаков.

Первый уровень – разделы (2 знака), которые отражают направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Таких разделов предусмотрено 11. Среди них:

01 – Общегосударственные вопросы.

02 – Национальная оборона.

03 – Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

04 – Национальная экономика.

05 – Жилищно-коммунальное хозяйство.

06 – Охрана окружающей среды.

07 – Образование.

08 – Культура, кинематография и средства массовой информации.

09 – Здравоохранение и спорт.

10 – Социальная политика.

11 – Межбюджетные трансферты.

Второй уровень подразделы (2 знака). Они построены по принципу выделения подфункций, которые конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Всего в функциональной классификации расходов содержится 84 подраздела. Например, раздел «Общегосударственные вопросы» включает следующие подразделы:

0101 – Функционирование главы государства – Президента Российской Федерации.

0105 – Судебная система.

0111 – Фундаментальные исследования.

0112 – Обслуживание государственного долга. И другие.

/(елевые статьи (7 знаков) – образуют третий уровень функциональной классификации расходов, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации. Например, раздел «Общегосударственные вопросы», подраздел «Международные отношения и международное сотрудничество». Целевые статьи: «Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых государств» или «Обеспечение международной экономической и гуманитарной помощи».

Виды расходов (3 знака) – образуют четвертый уровень, который детализирует направления финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Например, раздел «Общегосударственные вопросы»; подраздел «Функционирование главы государства – Президента Российской Федерации»; целевая статья «Общее руководство и управление общими службами и услугами Управления делами Президента Российской Федерации»; виды расходов – «Центральный аппарат» или «Руководители Администрации Президента Российской Федерации и его заместители».

Следует заметить, что в рамках целевых статей и видов расходов отражаются также расходы на реализацию целевых программ. Например:

100 01 00 – Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)».

100 01 01 – Подпрограмма «Железнодорожный транспорт».

100 01 02 – Подпрограмма «Автомобильные дороги».

Функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Что касается целевых статей и видов расходов бюджетов РФ в части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, то они утверждаются законами о бюджете субъекта РФ на соответствующий год и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.

Следует также иметь в виду, что органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов имеют право вводить дополнительные целевые статьи и виды расходов, используя для этого самостоятельные коды, но не нарушая при этом единого 20-значного кода классификации расходов (4-10-й знаки – для целевых статей и 11-13-й – для видов расходов).

4.3.2. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ

представляет собой группировку расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Экономическая классификация расходов состоит из групп, статей и подстатей. Выделяют следующие основные четыре группы:

200 – Расходы;

300 – Поступление нефинансовых активов; 500 – Поступление финансовых активов; 600 – Выбытие финансовых активов.

Каждая из групп включает следующие статьи и подстатьи (табл. 2).

Таблица 2

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ



4.3.3. Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ

Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов, которая отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов. Выделяют ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, а также распорядители средств местного бюджета утверждаются законами соответствующего уровня. Так, перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а распорядители местных бюджетов утверждаются решениями представительных органов местного самоуправления.

Ведомственная классификация необходима для адресного выделения средств и реализации принципа целевого использования бюджетных средств. В рамках главных получателей бюджетных средств выделяют разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов. В этом смысле ведомственная классификация повторяет функциональную классификацию с той лишь разницей, что распределение всех расходов осуществляется в рамках главных распорядителей бюджетных средств.

Например, получатели средств из федерального бюджета:

021 – Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;

023 – Федеральное агентство по энергетике;

052 – Федеральное агентство водных ресурсов;

055 – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В рамках каждого из перечисленных получателей средств из федерального бюджета выделяют: разделы – «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика», «Социальная политика» и другие разделы, которые имеют к выделенным получателям бюджетных средств непосредственное отношение. Деление на подразделы, целевые статьи и виды расходов происходит в соответствии с функциональной классификацией.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицитов бюджетов.

Для классификации источников финансирования дефицитов бюджетов также используется 20-значный код (табл. 3).


Таблица 3

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ



Как видно из табл. 3, структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представлена в виде трех составляющих частей:

1. Администратор.

2. Вид источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

3. Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Код администратора включает три знака и заполняется в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом должна быть обязательна обеспечена идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов РФ включает 14 знаков и подразделяется на группу (2 знака), подгруппу (2 знака), статью (2 знака), подстатью (2 знака), элемент (2 знака) и программу (4 знака). В рамках данного кода предусмотрены следующие группы и подгруппы (табл. 4).


Таблица 4

Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов РФ



Статьи и подстатьи видов источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляют собой дальнейшую детализацию подгрупп.

Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов РФ отражает принадлежность источника финансирования бюджета соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ.

Выделяют следующие коды элементов источника финансирования дефицитов бюджетов:

01 – федеральные бюджет;

02 – бюджет субъекта РФ;

03 – местный бюджет;

06 – Пенсионный фонд РФ;

07 – Фонд социального страхования РФ;

08 – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

09 – территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В рамках классификации программ (подпрограмм) источников финансирования дефицитов бюджетов законодательным актом РФ, законодательными актами субъектов РФ или решением муниципальных образований производится дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения ответствующих бюджетов.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой классификацию источников финансирования дефицитов, которая определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления.

Общая характеристика источников финансирования дефицитов бюджетов РФ конкретизируется в классификации источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Администратор источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с табл. 4, классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает соответствующие группы и подгруппы. Так, по группе «Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов» отражаются поступления средств от реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, а также погашение долговых обязательств, выраженных в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ.

По группе «Кредитные соглашения и договоры, заключаемые от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов» отражаются поступления средств, полученных по кредитным соглашениям и договорам, а также операции по погашению кредитов по кредитным соглашениям и договорам, указанным в валюте РФ.

В подгруппе «Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» отражается привлечение РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, государственными социальными внебюджетными фондами прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, а также погашение обязательств за счет указанных источников. В частности, предусматривается компенсация гражданам по вкладам в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г., вкладам (взносам) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г. и др.

В группе «Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности» отражаются поступления от продажи или приобретение акций, долей, паев находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности государственных социальных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т. п.).

Группа «Остатки средств бюджетов» отражает изменение остатков средств в течение соответствующего финансового года. Уменьшение – со знаком «+» или увеличение – со знаком «-» остатков средств бюджетов, а также остатков средств государственных социальных внебюджетных фондов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджета и бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Источниками внешнего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов являются:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм (в иностранной валюте), привлеченные Российской Федерацией;

Кредиты международных финансовых организаций. Администратор источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов – это орган государственной власти, имеющий право в соответствии с законодательством РФ осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии, указанные в иностранной валюте.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отражает:

1. Поступление средств от реализации внешних облигационных займов Российской Федерации, а также выпуск еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 гг. в ходе обмена коммерческой задолженности бывшего СССР и задолженности бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества и перед Международным инвестиционным банком, а также выпуск облигаций государственного валютного займа 1999 г. в ходе новации облигаций внутреннего государственного валютного займа III серии, поступление средств от реализации внешних облигационных займов субъектов РФ.

2. Погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам Российской Федерации (в том числе по еврооблигациям с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 гг.), по облигациям внутреннего государственного валютного займа и облигаций государственного валютного займа 1999 г., по внешним облигационным займам субъектов РФ.

3. Получение Российской Федерацией финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам международных финансовых организаций.

4. Получение Российской Федерацией финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также погашение основной суммы долга по связанным (нефинансовым) и несвязанным (финансовым) кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, по двусторонним межправительственным соглашениям о реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР перед официальными иностранными кредиторами, являющимися членами Парижского клуба.

5. Получение Российской Федерацией кредитов и займов, предоставленных иностранными банками и фирмами, получение субъектами РФ кредитов иностранных коммерческих банков, а также погашение основной суммы долга по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, полученным Российской Федерацией, по задолженностям бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, коммерческой задолженности, задолженности перед Международным банком экономического сотрудничества и перед Международным инвестиционным банком, обмениваемым на еврооблигации с окончательными сроками погашения в 2030 г. по решениям Правительства РФ.

6. Привлечение прочих источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, а также погашение основной суммы долга по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным в 1998–1999 гг. Минфин России за счет средств Центрального банка РФ, а также по кредитам в иностранной валюте, полученным РФ из прочих источников.

7. Погашение основной суммы долга по кредитам, полученным от правительств иностранных государств под гарантию Правительства РФ и предоставленным российским заемщикам на безвозвратной основе.

4.5. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга

Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляемых в валюте РФ.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, субъекта РФ, муниципальным ценным бумагам;

Объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием;

Объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, от бюджетов других уровней;

Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным гарантиям.

В целом, классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга включает конкретные виды внутренних займов и составляет структуру государственного внутреннего долга. Например, «Целевой заем 1990 года», «Казначейские обязательства», «Государственный сберегательный заем» и др. (см. подробнее главу VIII).

4.6. Классификация видов государственных внешних долгов

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов РФ.

Классификация видов государственных внешних долгов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией, осуществляемых в иностранной валюте.

Она включает:

1. Задолженность по кредитам иностранных государств, в том числе:

Задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;

Задолженность кредиторам – не членам Парижского клуба;

Задолженность бывшим странам СЭВ.

2. Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе:

Задолженность кредиторам Лондонского клуба;

Коммерческая задолженность.

3. Задолженность перед международными финансовыми организациями.

4. Государственные ценные бумаги Российской Федерации, указанные в иностранной валюте, в том числе:

Еврооблигационные займы;

Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа 1999 года;

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России за счет средств Центрального банка РФ.

5. Государственные гарантии в иностранной валюте.

6. Внешний долг субъекта РФ, в том числе:

По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

По кредитам международных финансовых организаций;

Государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.

7. Внешний долг перед Российской Федерацией, в том числе:

Правительств иностранных государств;

Иностранных коммерческих банков и фирм.

Внешние долги иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией по государственным экспортным и коммерческим кредитам, предоставленным или гарантированным Российской Федерацией, отражается в классификации как государственные внешние активы РФ .

Вопросы для самопроверки

1. Что такое бюджетная классификация?

2. По каким причинам возникла необходимость перехода с 1 января 2005 г. в России на новую бюджетную классификацию?

3. Что означает 20-значный код классификации доходов бюджетов?

4. Какие виды классификации расходов бюджетов вы знаете?

5. Какие группы включает экономическая классификация расходов бюджетов РФ?

6. Назовите виды источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Приведите примеры групп, подгрупп, статей и подстатей классификации доходов бюджетов РФ

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы (включая государственные внебюджетные фонды) по источникам их формирования и способам получения.

До 1 января 2005 г. классификация доходов бюджетов включала группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Основными группами доходов были:

* налоговые доходы;

* неналоговые доходы;

* безвозмездные перечисления;

* доходы целевых бюджетных фондов.

С принятием новой бюджетной классификации с 1 января 2005 г. структура классификации доходов бюджетов РФ представлена 20-значным кодом (табл. 1). Этот код включает четыре части:

1. Администратор.

2. Вид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).

3. Программа (подпрограмма).

4. Экономическая классификация доходов.

Таблица 1. Классификация доходов бюджетов РФ

Первую часть (1--3-й разряды) составляет кодификация администраторов поступлений в бюджеты РФ. Она состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и законодательством муниципальных образований. Например, для Федеральной налоговой службы это код 182; для Федеральной таможенной службы - 153; для Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - 166.

Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Закрепление доходов бюджетов РФ за администраторами поступлений в бюджет осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджета субъекта РФ за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников не предусмотрено законодательством РФ. Соответственно, органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При распределении между бюджетами регулирующих доходов должна быть обязательно соблюдена преемственность кода администратора.

Вторая часть в классификации доходов бюджетов РФ (4--13-й разряды) в соответствии с 20-значным кодом представляет собой вид дохода. Она состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд), подгруппу (5--6-й разряды), статью (7--8-й разряды), подстатью (9--11-й разряды) и элемент (12--13-й разряды).

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

1 00 00000 00 - доходы;

2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;

3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В группу «Доходы» включаются следующие 18 подгрупп:

1 01 00000 00 - налоги на прибыль и доходы;

1 02 00000 00 - налоги и взносы на социальные нужды;

1 03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

1 04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

1 05 00000 00 - налоги на совокупный доход;

1 06 00000 00 - налоги на имущество;

1 07 00000 00 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

1 08 00000 00 - государственная пошлина;

1 09 00000 00 - задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

1 10 00000 00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;

1 11 00000 00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

1 12 00000 00 - платежи за пользование природными ресурсами;

1 13 00000 00 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

1 14 00000 00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

1 15 00000 00 - административные платежи и сборы;

1 16 00000 00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;

1 17 00000 00 - прочие неналоговые доходы;

1 18 00000 00 - доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет.

В группу «Безвозмездные поступления» включаются 6 подгрупп:

2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;

2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;

2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

2 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления.

В группу «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» включаются 4 подгруппы:

3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;

3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе статей и подстатей. Например, группа - «Доходы»; подгруппа - «Налоги на прибыль, доходы»; статья - «Налог на прибыль организаций» или «Налог на доходы физических лиц»; подстатья - «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями» или «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам».

Код элемента доходов показывает, за каким уровнем бюджетной системы закреплен данный вид дохода. Так, для налоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансфертов его получателю. Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

01 - федеральный бюджет;

02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

03 - местный бюджет;

06 - Пенсионный фонд Российской Федерации;

07 - Фонд социального страхования Российской Федерации;

08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В рамках кода классификации доходов выделяется также третья часть - код программ доходов. Программы доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14--17-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Эти коды определяются федеральными органами власти и включают:

1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Дальнейшая классификация программ производится в соответствии с законодательным актом бюджета субъекта РФ и/или решением муниципалитетов при исполнении соответствующих бюджетов.

И, наконец, последняя, четвертая часть классификации доходов бюджетов - это экономическая классификация доходов, которая определяется трехзначным кодом (18--20-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) классификации операций сектора государственного управления. Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию. Данная классификация была разработана и принята еще в 2004 г. (приложение № 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»). Она включает:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;

151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 - перечисления международных финансовых организаций; 160 - взносы, отчисления на социальные нужды;

170 - доходы от операций с активами;

171 - доходы от переоценки активов;

172 - доходы от реализации активов; 180 - прочие доходы;

410 - уменьшение стоимости основных средств;

420 - уменьшение стоимости непроизводственных активов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

2. Ситуационная (практическая) задача

бюджет муниципальный долг доход

Рассчитайте предельный объем муниципального долга городского поселения, если:

Доходы местного бюджета запланированы в размере 215 млн. рублей, в том числе:

Налоговые доходы - 112 млн. рублей;

Неналоговые доходы - 53 млн. рублей;

Безвозмездные поступления - 50 млн. рублей,

в том числе субвенций из Регионального фонда компенсаций - 12 млн. рублей

Предельный объем муниципального долга городского поселения (местный бюджет) не может быть более 15% доходов без учета помощи из бюджета других уровней и привлеченных средств:

Доходы = 112+53+12 = 177 млн. руб.

Предельный объем муниципального долга городского поселения =

177 млн. руб. * 15% = 26.55 млн. руб.

Ответ: Предельный объем муниципального долга городского поселения составляет 26.55 млн. руб.

3. Тестовая часть

Необходимо из предложенных вариантов ответа на вопрос теста выбрать единственно верный, по Вашему мнению.

1. Бюджетное устройство определяется:

А. типом государственного устройства

Б. моделью финансовой системы

В. бюджетной политикой государства

Г. особенностью организации бюджетной системы

2. Принципом организации бюджетной системы не является:

А. принцип единства кассы

Б. принцип единства бюджетной системы

В. принцип единства бюджетной политики

Г. принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов

3. Определение основ составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов относится к ведению:

А. федеральных органов власти

Б. региональных органов власти

В. Президента РФ

Г. местных органов власти

4. Основным требованием группировки в бюджетной классификации является:

А. возможность объединения ряда отдельных доходов и расходов

Б. возможность планирования доходов и расходов

В. возможность разграничения доходов и расходов

Г. возможность использования бюджетных доходов и расходов по определенным направлениям

5. Под вертикальным бюджетным выравниванием понимается:

А. оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам

Б. закрепление доходных источников за разными уровнями бюджетной системы

В. разграничение расходных обязательств между уровнями власти

Г. взаимная финансовая помощь бюджетов разных уровней

6. Доля налога на доходы физических лиц, закрепленная Бюджетным Кодексом за бюджетами городских округов составляет:

7. Федеральная налоговая служба является администратором поступлений:

А. таможенных пошлин

Б. доходов от использования государственного имущества

В. доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

Г. штрафов за несоблюдение налогового законодательства РФ

Д. акцизов

8. Финансовый план учреждения, отражающий объемы бюджетного финансирования называется:

А. баланс доходов и расходов

Б. смета доходов и расходов

В. сводный финансовый баланс

Г. бюджет

9. Дефицит, рассчитанный как разница между доходами и расходами бюджета без учета процентных выплат по долгу:

А. вторичный

Б. случайный

В. первичный

Г. временный

10. Орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств:

А. распорядитель

Б. главный распорядитель

В. администратор доходов

Г. казначейство

Библиографический список

а) учебники

1. Герасименко, Владислав Павлович, Финансы и кредит учебник В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская: 2011 (гриф УМО)

2. Годин, А.М., Бюджетная система Российской Федерации учеб. для вузов по экон. специальностям и направлениям А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина: 2009 (гриф МОРФ)

3. Ермасова, Наталья Борисовна, Бюджетная система РФ учебник Н.Б. Ермасова: 2009 (гриф УМО)

4. Финансы. учеб. Для высших учеб. заведений по эконом. специальностям [Г.Б. Поляк и др.]; под ред. Г.Б. Поляка: 2009 (гриф УМО)

б) учебные пособия

1. Кадомцева, С.В., Государственные финансы учеб. пособие С.В. Кадомцева; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Экон. фак. : 2010 (гриф УМО)

2. Чернецов, Сергей Александрович, Финансы, денежное обращение и кредит учеб. пособие С.А. Чернецов: 2008 (гриф МОРФ)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Система доходов местных бюджетов. Обеспечение финансовой устойчивости бюджетов и самостоятельности муниципальных образований. Доля межбюджетных трансфертов в структуре доходов местного бюджета. Средства самообложения граждан и добровольных пожертвований.

    статья , добавлен 14.08.2013

    Понятие финансов, основные доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения. Характеристика доходов бюджета города Нижнекамска. Проблемы, связанные с формированием доходов, исполнением расходных обязательств, межбюджетными отношениями.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2010

    Экономическая сущность и классификация неналоговых доходов. Анализ поступлений доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Оценка роли межбюджетных трансфертов в формировании доходов территориальных бюджетов.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2017

    Функционирование муниципального бюджета, определение его сущности, выполняемых функций, формирование доходов. Анализ современного состояния бюджетов муниципальных образований на примере МО г. Пыть-Ях, структура и источники формирования доходной части.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2011

    Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Анализ структуры доходов и расходов бюджеты муниципальных образований на примере МАУК КТК "Дом искусств". Основные проблемы финансирования в сфере культуры.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2015

    Бюджетная классификация и сбалансированность бюджета. Доходы региональных и местных бюджетов. Анализ динамики налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет. Основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Формирование доходного потенциала федерального бюджета за счёт налоговых доходов. Изучение общих понятий неналоговых поступлений. Состав и структура неналоговых поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов и их анализ.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2009

    Понятие местного бюджета, его структура, доходы и расходы. Основные принципы и проблемы формирования доходной базы местных бюджетов муниципальных образований. Основные направления оптимизации доходов. Принцип самостоятельности бюджетов поселений.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Местные бюджеты и их роль в экономике. Налоги как основа доходов местных бюджетов. Характеристика муниципального района и сельского поселения. Динамика налоговых поступлений в бюджет сельского поселения. Прозрачность финансовой поддержки субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2013

    Понятие бюджетной классификации как группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам группировочных кодов. Специфические признаки и этапы классификации доходов и расходов бюджета.