Налоги и налоговая система кратко. Специальные налоговые режимы

Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

С 1 января 1992 г. в стране начала действовать налоговая система, общие принципы построения которой определяет НК РФ. НК РФ устанавливает перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Сущность налоговой системы РФ сформулирована в ст. 6 НК РФ: "Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства".

Налоги в России, в соответствии с НК РФ, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

  • 1) федеральные;
  • 2) региональные;
  • 3) местные.

Подобная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

Федеральные налоги

Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются па всей территории страны.

К федеральным налогам относятся:

  • o налог на прибыль;
  • o акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • o налог на добавленную стоимость;
  • o государственная пошлина;
  • o налог на доходы физических лиц;
  • o налог на добычу полезных ископаемых;
  • o водный налог;
  • o сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не установлено законодательными актами РФ

К региональным налогам относятся:

  • o налог на имущество организаций;
  • o транспортный налог;
  • o налог на игорный бизнес.

Местные налоги

Конкретный механизм взимания местных налогов устанавливается органами представительной власти муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

  • o земельный налог;
  • o налог на имущество физических лиц.

По итогам 2010 г. среди налоговых доходов федерального бюджета (100%) первое место по доходам занимает налог на добычу полезных ископаемых - 43%, второе место принадлежит НДС - 41%, третье место у налога па прибыль - 8%, четвертое место занимают акцизы - 4%, а на долю остальных налогов приходятся оставшиеся 4%.

В налоговых доходах консолидированного бюджета в 2010 г. лидерами являются налог на прибыль (23%) и НДФЛ (23%), на втором месте налоги за пользование природными ресурсами (19%), на третьем месте НДС (18%), па четвертом - имущественные налоги (8%), па пятом - акцизы (6%), а на долю остальных налогов приходится 3%.

К организационным принципам действующей российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляются ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления

Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции РФ и НК РФ.

В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:

  • 1) единства;
  • 2) подвижности (пластичности); 3)стабильности;
  • 4) множественности налогов;
  • 5) исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Принцип подвижности (пластичности) гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

Принцип множественности налогов включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает следующее положение: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Существующая налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки, некоторые из которых мы рассмотрим подробнее.

Форма обложения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Субъект-налогоплательщик. По данному признаку определяются:

  • - налоги с физических лиц (налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц);
  • - налоги с организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы);
  • - смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (государственная пошлина, земельный налог, транспортный налог).

Порядок введения налога. По данному признаку можно выделить общеобязательные налоги (все федеральные налоги), а также налог па имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Уровень бюджета. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить:

  • - на закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, которые поступают в федеральный, региональный и местный бюджет, а также во внебюджетные фонды;
  • - регулирующие налоги, поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действует несколько таких налогов, например налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в бюджет субъекта РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов РФ.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога, или налогоплательщик, - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из названия объекта, например: земельный налог, транспортный налог.

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налог)" - это денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

Способы взимания налога. В налоговой практике существует три способа взимания налогов:

  • 1) кадастровый;
  • 2) изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);
  • 3) изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации).

Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.

Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налогообложения. Таким путем взимается, например, подоходный налог с заработной платы.

Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

  • 10. Понятие и виды стоимости в бухгалтерском учете.
  • 11. Наличные и безналичные денежные расчеты: понятие, виды, условия осуществления.
  • 12. Учет кассовых операций.
  • 15. Износ основных средств и его виды.
  • 16. Амортизация основных средств и методы ее начисления.
  • 17. Учет основных средств организации.
  • 18. Определение стоимости основных средств при их постановке на бухгалтерский учет. Понятие переоценки основных средств.
  • 19. Понятие и виды нематериальных активов.
  • 20. Определение стоимости нематериальных активов при их постановке на бухгалтерский учет в зависимости от способа их приобретения.
  • 21. Учет нма - пбу 14/2007
  • 22. Понятие, классификация и оценка мпз – пбу 5/01
  • 23. Методы оценки мпз, списанных в производство
  • 24. Учет материальных запасов
  • 25. Классификация затрат на производство
  • 31.Синтетический и аналитический учет оплаты труда работников
  • 1. Синтетический учет
  • 2. Аналитический учет
  • 32. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
  • Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
  • Кто платит взносы
  • На что не начисляются взносы
  • Как рассчитать облагаемую базу
  • Когда и как перечислять взносы
  • 35. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
  • 36. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
  • 41. Бухгалтерский баланс и его структура.
  • 42. Понятие и сущность налогов и сборов.
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.
  • 44. Принципы налогообложения Российской Федерации.
  • 45. Функции налогов.
  • 47. Элементы налогообложения.
  • 48. Правовое регулирование системы налогообложения в Российской Федерации.
  • 49. Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
  • 50. Ндс и характеристика его элементов.
  • 53. Налог на прибыль организаций и характеристика его элементов.
  • 54. Налог на имущество юридических лиц и характеристика его элементов.
  • 1) Жилой дом;
  • 1) 0,1 Процента в отношении:
  • 2) Инвалиды I и II групп инвалидности;
  • 3) Инвалиды с детства;
  • 56. Виды специальных налоговых режимов
  • 58. Енвд
  • 59. Единый сельскохозяйственный налог (есхн)
  • 60. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.

    Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

    Структура налоговой системы. ВРоссии действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы . Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

    Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

    Водный налог;

    Налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

    Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

    Государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

    Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

    Налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

    Транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

    Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

    Налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

    Земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

    Торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

    44. Принципы налогообложения Российской Федерации.

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

    Принципы налогообложения:

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения :

      принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

      принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

      принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

      принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

    45. Функции налогов.

    Налог -обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Функции налогов:

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

      Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

      Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

      Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

      Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    46. Классификация налогов.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

      федеральные:

      региональные;

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    • косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

      налог на доходы физических лиц;

      налог на прибыль организаций;

      налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

    Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

      налог на добавленную стоимость;

    • таможенные пошлины и др.

    Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования :

    • специальные.

    К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

    Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

    Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

    Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

    Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги , региональные налоги , местные налоги

    Федеральные налоги и сборы

    Налог на добавленную стоимость . Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.

    Акцизы . Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

    Налог на доходы физических лиц . Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

    Налог на прибыль организаций . Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

    Сборы за пользование объектами животного мира . Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

    Водный налог . Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

    Государственная пошлина . Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.

    Налог на добычу полезных ископаемых . Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.

    Региональные налоги и сборы.

    Транспортный налог . Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

    Налог на игорный бизнес . Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

    Налог на имущество организаций . Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.

    Местные налоги и сборы.

    Земельный налог . Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

    Налог на имущество физических лиц . Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

    Торговый сбор . Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

    Специальные налоговые режимы.

    В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

    Единый сельскохозяйственный налог . Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

    Упрощенная система налогообложения . Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

    Единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики - организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона. Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

    Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции , заключенных на основании ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.

    Патентная система . Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

    Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

    В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

    Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как "аграрно ориентированное", то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

    Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

    Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

    Их взимания.

    Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины - но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин , в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, - то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права .

    Основой налоговой системы являются налоги и сборы . С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

    Функции налоговой системы

    Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

    1. Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
    2. Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями .
    3. Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
    4. Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

    Принципы построения налоговой системы

    Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов » в г. сформулировал четыре правила («максимы»):

    • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
    • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
    • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика ;
    • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

    В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

    1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
    2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
    3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
    4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика . Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
    5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
    6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
    7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
    8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
    9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
    10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
    11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
    12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

    Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

    Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

    Примечания

    Литература

    • Финансы: Учебник Под ред В. В. Ковалёва М: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004

    См. также

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Налоговая система" в других словарях:

      налоговая система - — налоговая система Система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор… … Справочник технического переводчика

      Налоговая система - (tax system) – система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор денежных средств для наполнения государственных (федерального и… … Экономико-математический словарь

      По законодательству РФ совокупность налогов, сбо ров, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровня или во… … Финансовый словарь

      Налоговая система РФ - совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и… … Банковская энциклопедия

      Система налогообложения Taxation system совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. См. также Налог, Таможенные пошлиныЮридический словарь

      Совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… … Экономический словарь

      Налоговая система - (англ. tax system) совокупность налогов, сборов и др. платежей, взимаемых с налогоплательщиков в порядке, установленном национальным законодательством, в доход бюджета соответствующего уровня. Н.с. РФ включает … Энциклопедия права

      НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а тж. налоговых органов. тж. НАЛОГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ … Юридическая энциклопедия

      Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2006 года): Федеральные налоги и сборы Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Налог на… … Википедия

    Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    4922. Налоговая система РФ 63.6 KB
    В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.
    9293. Налоговая система государства 24.3 KB
    Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны – совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и...
    5282. Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 30.26 KB
    В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков...
    19711. Налоговая система Республики Казахстан: и ее развитие на современном этапе 94.84 KB
    Налоговые отношения всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства.
    19753. Налоговая система Республики Казахстан, становление и перспективы ее развития 142.59 KB
    Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы
    6118. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 18.25 KB
    Ознакомить сущность внебюджетных фондов и особенности их применения в Казахстане Задачи: изучить сущность внебюджетных фондов особенности применения внебюджетных фондов в Казахстане роль и значение Национального фонда в РК
    19684. Государственные реформы Петра I 32.32 KB
    Данная тема носит актуальный характер в современных условиях т.к. действительно, сегодня перед нашей страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в организацию исполнительной власти, нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже имевшим место в истории страны.
    15781. Государственные расходы Беларуси 544.95 KB
    Выступая базовым средством мобилизации и расходования ресурсов государства дает возможность политической власти регулировать экономику финансировать ее структурную перестройку стимулировать развитие приоритетных секторов экономики обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Для...
    7470. Государственные финансы и фискальная политика 45.86 KB
    Три состояния государственного бюджета. Для обозначения тех отношений которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральными региональными местными – употребляется понятие бюджетного федерализма межбюджетных отношений. Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета например через закрепление за ними собственных налогов. Одна часть налогов региональные и местные целиком поступает в территориальные бюджеты другая – целиком в федеральный бюджет а НДС налоги на прибыль предприятий и акцизы распределяются...
    8318. Доходы и расходы предприятия 47.45 KB
    Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категорий и ее виды Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие вкладывает денежные средства в производственные ресурсы. Понятие расход используют и применительно к количественному натуральному выражению того или иного ресурса необходимого для производства продукции: расход nго количества т кг сырья для выпуска единицы продукции и т. По экономическому содержанию затраты предприятия подразделяются на три группы: 1 затраты на производство и реализацию продукции;...