Экономика как наука занимается изучением вопросов. Определение экономики и ее история

Экономика - слово, имеющее древнегреческое происхождение. Оно возникло благодаря соединению слов «хозяйство» и «закон». И если раньше она в значительной мере опиралась на философию, то теперь является полноценной наукой, которая имеет теоретическую и прикладную части. Со времен возникновения самого понятия оно смогло существенно обогатиться и измениться. Поэтому давайте выясним, что же представляет собой экономика как хозяйство и наука.

Современная трактовка

Экономику как хозяйство характеризует прежде всего предметность. В широком смысле это совокупность всех категорий, материальных и нематериальных, которые используются людьми, чтобы удовлетворять имеющиеся потребности. Экономика как хозяйство - это созданная и эксплуатируемая человеком для поддержания собственного существования и повышения его уровня.

Теперь давайте рассмотрим экономику в качестве науки. В данном случае она является совокупностью имеющихся знаний о производственной деятельности людей. Она изучает использование ресурсов для обеспечения жизненных потребностей с точки зрения их ограниченности, а также отношения, которые возникают во время процесса хозяйствования. В качестве последних интерес представляют процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров.

Подводя итог вышесказанному

Итак, экономика является и хозяйством, и наукой про него, а также про отношения, которые возникают между людьми во время производственных процессов. Утверждать, что есть одно определение, и оно безусловно верное, нельзя. Экономика как наука и хозяйство рассматривается разными людьми в различных условиях и при неодинаковом багаже опыта и знаний. Поэтому можно встретить много толкований определения. Некоторые государства закрепляют терминологическую базу в стандартизирующей документации, другие ничего такого не делают.

Теория

Экономика занимается изучением определённой стороны жизни общества. Благодаря этому она тесно связана с рядом общественных наук: историей, социологией, психологией, юриспруденцией, политологией и другими. Также экономикой широко используются математические расчеты, количественные методы исследования, для улучшения результатов применяется анализ. В качестве примера комплексности можно привести её связь с юриспруденцией. Важными для общественных отношений является их регуляция со стороны закона, а также определение порядка различных действий (например, регистрации компании). В данном случае работа идёт с абстрактными понятиями.

Переход от теории к практике

Важным аспектом является выделение в рамках экономики как науки целого ряда дисциплин: экономика сельского хозяйства, труда, промышленности и так далее. Поэтому перед нею стоят такие цели (категории исследований):

  1. Основной задачей является поиск возможностей эффективного ведения хозяйства. Также вырабатываются оптимальные механизмы использования ресурсов с учетом того, что они являются ограниченными (а вот потребности безграничны).
  2. Предмет исследований - экономические отношения, связи, взаимозависимости, которые возникают как элемент экономики в процессе её развития.
  3. Существенной особенностью является то, что ставка делается на функциональные связи, а не на причинно-следственные.

Экономика как наука выполняет ряд функций:

  1. Познавательную.
  2. Методологическую.
  3. Образовательную.
  4. Идеологическую.
  5. Практическую.

Также существует два уровня анализа, которые применяются в данной сфере:

  1. Макроэкономика. Является наукой, которая изучает хозяйство целиком. В сферу её интересов входит экономическое здоровье всего мира и отдельных стран. Она интересуется вопросами занятости, безработицы, экономического роста, инфляции и так далее. Основными субъектами являются государство, фирма, домохозяйство.
  2. Микроэкономика. которая занимается изучением фирм и отдельных отраслей. Она рассматривает такие проблемы, как ограниченность ресурсов, выбор, изменение предложения и спроса отдельных товаров на конкретных рынках и так далее. Основными субъектами здесь являются фирмы и домохозяйства.

Давайте теперь обратимся к практической составляющей и узнаем, что собой представляет экономика как хозяйство. Это понятие какого порядка?

Система общественного производства

Она занимается обеспечением людей материальными условиями для существования - жильем, продуктами питания, одеждой, медицинскими препаратами и так далее. Здесь выделяется несколько важных аспектов:

  1. Производство. Это процесс, во время которого создаются экономические блага и услуги.
  2. Распределение. Продукт или доход распределяется между людьми, которые участвуют в его производстве или получении.
  3. Обмен. Это процесс, где вместо продукта человек получает деньги или другой товар/услугу.
  4. Потребление. Это стадия использования или уничтожения продукта.

Экономику как хозяйство иллюстрирует тот факт, что в ней создаются товары или услуги, которые в последующем с помощью различных механизмов распределяются между всеми участниками общества и используются.

Проблемы

Когда рассматривается экономика как наука и хозяйство, то сложно обойти вниманием нерешенные вопросы. Так, самой главной проблемой является удовлетворение постоянно растущих (неограниченных) потребностей людей, притом что существует определённый запас ресурсов, который не увеличивается. И при этом человек имеет потребности. Так называют необходимость в чем-то, что нужно для поддержки и жизнедеятельности общества и личности и их развития. Потребности человека нельзя проигнорировать, поскольку такие действия влекут за собой негативные последствия. Необходимость наличия у человека жилья, продуктов питания, различных материальных благ очевидна. Поэтому большую важность и имеют различные Они являются средствами, которые удовлетворяют потребности человека. Правда, они существуют в весьма ограниченном количестве. Это обусловлено тем, что они создаются благодаря ресурсам, которые тоже не безграничны. Последние в экономике также называются факторами производства.

Заключение

Вот нами и было рассмотрено это понятие. Экономика как хозяйство и как наука - это два взаимосвязанных понятия, объединенных общим содержанием. Эта дисциплина является весьма сложной и заслуживающей уважения. Она необходима для построения стабильно развивающегося общества. Для этого нужно, чтобы каждый, кто её изучает, делал своё дело на совесть как в процессе обучения, так и на рабочем месте. Причем необходимо не просто зазубривать, а обдумывать, размышлять и даже спорить (если есть аргументация).

В понятии «экономика» необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравним два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой сочетание двух греческих слов (λόγος (ойкос)» - дом, хозяйство и «νόμος (номос)» - правило, закон), так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство.

Экономическая наука зародилась много позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики Адама Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающего английского экономиста А. Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиции современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности, исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг.



Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на следующие вопросы:

  1. Что следует производить и в каком количестве?
  2. Где и как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
  3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями, как продавать произведенный продукт?
  4. Как увязать производство и потребление.

Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки.

В экономической науке принято деление экономической деятельности на микро-, макроэкономический уровни производства и мировую экономику (интерэкономику).

· Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие.

· Макроэкономика предстаёт как национальная экономика или экономика государства.

Выделяют четыре основные формы экономики:

· рыночную,

· административно-командную,

· традиционную,

· смешанную.

1. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. распределении, обмене и потреблении экономических благ. Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить.

2.Административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Кубы, Вьетнама, Северной Кореи.

3.Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства. (Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин.)

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:
1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

3) решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы;

б) обеспечение полной занятости;

в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;

г) регулирование платежного баланса;

д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

(России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.)

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как лее работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможноети - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика. Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика . Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

Микроэкономика имеет дело с клиентами, доходами, ценами, рентабельностью и т.д. Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, Валовым Внутренним Продуктом (ВВП) и др. понятиями, которые освещаются в газетах под рубрикой «экономика». Микроэкономика более полезна для руководителей, а за макроэкономикой следят, в основном, инвесторы.

2. Закон предложения и спроса — фундамент экономики

Всякий раз, когда наблюдается рост поставок какого-либо товара, его цена снижается, и всякий раз, когда спрос на товар растет, цена увеличивается. Таким образом, когда у вас есть избыточное производство пшеницы, цены на продукты питания должны снижаться, и наоборот. Например, в России, во время неурожая гречки, цена на этот продукт выросла на 400- 500%, пока рынок не насытился новым урожаем.

3. Предел полезности

Всякий раз, когда у вас растёт количество чего-либо, то возможности его использования уменьшаются. Например, прибавка в 10 000 рублей к вашей месячной зарплате 30 000 рублей вас больше обрадует, чем тогда, когда вы зарабатываете 1 млн. в месяц. Это широко используется в ценообразовании товара.

4. Валовой Внутренний Продукт (ВВП)

Является основной мерой размера экономики. Он равен сумме доходов всех людей или сумме рыночной стоимости всех товаров и услуг, производимых в этой стране. Например, крупнейшая экономика мира – США, имеет ВВП на уровне около 14 трлн. долларов. Это означает, что каждый год в США производится товаров и услуг на 14 трлн. долларов.

5. Темпы роста экономики

Рост экономики обычно измеряется в темпах роста объёма ВВП, темпах роста на душу населения, темпах роста производства основных отраслей экономики. Темпы роста экономики рассчитываются на основе данных за предыдущий и последующий год, в процентах.

6. Инфляция

Вы наверное заметили, что цены на большинство продуктов питания сейчас выше, чем в прошлые годы. (измеряется в процентах) — это «экономические весы» показывающие, насколько товары и услуги в совокупности выросли в цене по сравнению с прошлым годом. В странах с развитой экономикой годовая инфляция составляет около 2%, что означает, что в среднем цена на товары и услуги поднимается на 2% каждый год. В России, по официальным данным, инфляция в этом году составила 6%. Основополагающая роль Центральных Банков состоит в том, чтобы корректировать инфляцию и удерживать её на низком уровне (но не в отрицательных значениях).

7. Процентные ставки

Когда вы кредитуете кого-то, вы вправе ожидать возврата денег и дополнительного дохода. Этот доход и называется процентом. Процентная ставка является именно той мерой, которая определит, какой доход вы получите. Краткосрочная процентная ставка обычно устанавливается Центральным Банком. В США в настоящее время он близок к нулю, в России – 8,25%. Долгосрочная процентная ставка устанавливается рынком и зависит от уровня инфляции и долгосрочных перспектив экономики. Механизмы, применяемые центральными банками для управления краткосрочными процентными ставками называется . Высокие процентные ставки выгодны для инвесторов, а низкие процентные ставки выгодны для конечного потребителя. Так например ипотечный кредит в развитых странах ЕС вам обойдется не более чем в 3% годовых, т.к средняя процентная ставка в развитых странах европы не более 2%.

8. Как связаны между собой процентные ставки, инфляция и рост экономики

Существует обратная зависимость между процентными ставками и ростом экономики, и прямая зависимость между процентной ставкой и уровнем инфляции. Таким образом, когда вы увеличиваете процентную ставку, инфляция, как правило, растёт. Одна хорошая новость, а другая плохая. Поэтому существует определённая напряженность в обществе во время объявления процентной ставки. В США краткосрочные процентные ставки устанавливает , и это является главной экономической новостью в стране.

9. Налогово-бюджетная политика

Правительство в большей или меньшей степени может влиять на экономику, регулируя расходы бюджета страны. Одной из форм регулирования расходов бюджета является налоговая политика. Если правительство тратит больше, то это может привести к повышению спроса, а значит, к росту цен. Рост цен приводит к разгону инфляции. Инфляция, в свою очередь, вынуждает правительство увеличивать расходы. Таким образом, правительства стараются тратить больше в периоды низких темпов роста и низкой инфляции и сокращать расходы в периоды высоких темпов роста и высокой инфляции.

10. Цикличность экономики

Рыночные экономики имеют тенденцию подъема и спада с периодичностью около 7 лет. В начале цикла происходит бурный рост, затем попадание в топ, потом следует сокращение, ведущее к (период отрицательного роста и/или рост безработицы) и наконец, снова подъём.

Когда вы занимаетесь каким-либо видом деятельности, вы, как правило, сравниваете ее с лучшими альтернативными вариантами. Например, когда вы в пятницу вечером мучаетесь над проектом, то наверняка не раз думаете: «А не пора ли мне заняться, чем либо другим.» Альтернативный вариант (в данном случае вечеринка с друзьями) имеет больший вес, и таким образом этот вариант намного привлекательнее вашего проекта. Переход на альтернативную деятельность выражается в «альтернативной стоимости » — стоимость того, чем вы пожертвовали.

Например, поход в ночной клуб имеет альтернативную стоимость, равную сумме средств, потраченных на данное мероприятие и количеству средств, которые человек мог получить, если бы вместо клуба пошёл на работу. Если стоимость входа в клуб равна 500 руб., еда в клубе (ужин) стоит 1500 руб., напитки стоят 1000 руб., то поход в клуб обойдётся в 3000 руб. Если не идти в клуб, то экономия составляет 3000 руб. Но кушать надо в любом случае, поэтому средства тратятся на ужин дома (пусть это будет 500 руб.). Общая экономия 2500 руб. Если человек провел в клубе 5 часов, а час его работы стоит 250 руб., то потенциальный дополнительный заработок составляет 1250 руб. Общая альтернативная стоимость равна 3750 руб.

12. Сравнение преимуществ

Допустим, вы работаете в области интернет-технологий и в один прекрасный день клиент спрашивает, можете ли вы сделать для них веб-сайт. Следует ли вам заняться этим веб-сайтом или вам выгоднее передать эту работу вашему другу? Какое будет ваше решение? Разумный человек должен рассчитать, сколько времени потребуется на создание сайта и определить, может ли он за этот период времени заработать больше на запуске более выгодного проекта. Затем, подсчитав все «за» и «против», он может оставить заказ у себя или передать другу, который, возможно, сделает сайт более эффективно.

Если ваш друг согласился сделать сайт более эффективно, то вы, в этом случае, упустили эту возможность в виду различных обстоятельств. Это называется теорией сравнения преимуществ . Ваш друг имеет здесь преимущество, а вам не имеет смысла заниматься этим делом. Народы, предприятия и люди должны делать только те вещи, которые у них получаются лучше, а остальное отдавать другим.

Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound & Vision House, Francis Rachel Str. Victoria Victoria, Mahe, Seychelles +7 10 248 2640568