Экономико-географическая характеристика России. Влияние ЭГП на современное социально-экономическое положение страны

Является одним из факторов ее развития и отражается на многих сторонах ее деятельности, в 1 очередь хозяйственную. Эту зависимость можно проследить на 3 уровнях: макро-, микро- мезоположении.

1. Макроположение России — по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 17.075 млн. кв км. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части- 2/3, — 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата ) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политикииндивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени),субсидии на развитие, поддержание социально- бытовой и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% , тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.

Морские границы России имеют большую значимость в виду их протяженности – 2/3. Ширина =24 км. На эти воды, воздушное пространство, поверхность и недра океана распространяется суверенитет, т. е. иностранным судам разрешен мирный проход и устанавливаются экономические зоны, где государство осуществляет разведку, разработку, охрану природных ресурсов. Такое же право имеет и на континентальном шельфе. В нынешних границах, по сравнению с границами СССР, выход к морю значительно сузился, особенно на южных и западных, где от России отошел ряд портов. Порты Прибалтики – 13% грузооборота морского флота, по этим показателям многие порты не уступают Лондону, на приходится большая часть внешнеторговых перевозок морем. На одну Одессу более 30%. Оставшиеся порты у РФ не являются крупными, поэтому решается проблема создания компенсирующих портов и Дальнем Востоке – Приморский край. Для перевозок угля, леса, контейнеров с декабря 2001 года заработал порт Усть- , который через автомобильно-транзитный конвейер связывает Россию с Калининградской областью и . В Приморске заработал порт специализирующийся на перевозке нефтепродуктов. В то время когда порты были отделены и суда, которые были в портах объявили своими. Был потерян флот. Все это сказалось на изменении экономико-географическом положении. Современное мезоположение все таки по прежнему остается уникальным в виду положения России между 3 ведущими центрами современного — , . Между ними представляет собой своеобразный евразийский мост и по мнению отечественных создались предпосылки для формирования конкуренции между их капиталами. Об этом преимуществе впервые написал в своих трудах в 1915 г. Семенов-Тяньшанский. Работа его называется «О могущественном территориальном владении применительно к России».

Значимые проекты России . В настоящее время работает конвейерный мост Гамбург — — Москва, грузопассажирская паромная линия Санкт-Петербург – Стокгольм, строительство автострады Германия – – Калининград, в стадии обсуждения — проект сооружения скоростной дороги Берлин – – – Москва (300 км/ч), которая будет соединена с сетью таких же дорог Европы. Также создается транспортный коридор между Россией и и . Укрепляются уже существующие коммуникации через Россию. Транссиб закладывался и используется как самый короткий путь между юго-восточной и Европой как контейнерный путь. За эксплуатацию наших путей иностранные компании будут платить. По этому пути груз из Бангкока достигнет через 20 дней. А через – – Суэцкий канал – доходит через 2-2,5 месяца. С Японской стороны выдвигается предложение о соединении Транссиба с 20 км пролетами. Следующий проект – применение опыта сооружения тоннеля под и достройка Северо — Сибирской магистрали будут применены к сооружению тоннеля под проливом для соединения Транссиба с железнодорожной сетью США и .

Воздушные пути России . Россия собирается задействовать 22 коридора сообщений. За эксплуатацию наших аэропортов, за проход через наше воздушное пространство иностранные компании будут платить около 500 млн. долларов. Особое место в организации воздушного коридора отводится северному воздушному коридору, где главный узел – . При этом отечественная авиапромышленность и другие, связанные с ней предприятия получат устойчивые заказы и новые высокооплачиваемые места, потому что в наших условиях могут хорошо себя чувствовать ИЛ-76. Расширится сеть метеорологических станций. Будет использоваться для международного судоходства северный морской путь. Он в 2раза короче, в 1,5 раза дешевле по отношению к Южному. Дополнительный доход: метеосводки, эксплуатация ледоколов, всех портов северного побережья. За проход торгового порта Россия может получить не менее 100 тыс. долларов. В этом проекте заинтересованы страны , США, Япония. Препятствием является радиоактивность , а также нужно еще помнить, что 3 года назад вошла в ЕС – есть тесная граница с ЕС.

2. Мезоположение России – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10(Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов потоки, формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в , большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы ( , китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным и расположенные на транзитных путях в Европу – , Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и ; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций — , республика Коми, Магаданская обл.

3. Микроположение России – положение по отношению к пограничным соседям. На юго-востоке участка границы (Северная Карелия, ) замыслились начинания под эгидой о создании международной зоны свободной торговли по типу современного , будет называться Восточный Роттердам. Будет с крупным портовым комплексом, мощной инфраструктурой, есть заинтересованные инвесторы. Правительство России занимает участие с июня 1995 года. В этом плане не плохая перспектива для Калининградской области (зона – Янтарь).

К вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам

  • транспортно-географическое
  • промышленно-географическое
  • агрогеографическое
  • рыночное
  • демографическое
  • рекреационно-географическое

Выделяют следующие типы ЭГП:

  • центральное;
  • периферийное;
  • пограничное;
  • транзитное;
  • приморское;
  • глубинное.

План характеристики ЭГП страны (региона)

В школьном курсе географии описание ЭГП обычно идёт по плану следующего типа:

  1. Положение по отношению к соседним странам.
  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
  3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.
  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Lamb
  • Ликург Афинский

Смотреть что такое "Экономико-географическое положение" в других словарях:

    ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Экономико-географическое положение - положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Географическое положение - положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… …

    транспортно-географическое положение - положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия

    Чили. Экономико-географический очерк - Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ЭГП - Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия

    Экономическая география - экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

    Луганская область - Луганська область Герб (описание) … Википедия

Книги

  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…

На этом уроке вы познакомитесь с темой «Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России». В начале занятия вспомните, что собой представляет понятие «экономико-географическое положение», повторите, кто первый ввел это определение, на каких уровнях оно изучается. После этого приступите к изучению экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения России.

Тема: Географическое положение России

Урок: Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России

Понятие « экономико-географическое положение ввел географическую науку теоретик и популяризатор географии автор школьных учебников Николай Николаевич Баранский. (см. рис 1)

Рис. 1. Н.Н.Баранский (1881 - 1963)

Чтобы оценить экономико-географическое положение России на разных уровнях, следует обратить внимание на наших соседей. Россия граничит по суше с 14 государствами. Пограничные государства - это соседи первого порядка. Большая часть соседей первого порядка - это страны СНГ [Л1] .

Главная задача СНГ- объединить образовавшие его государства для экономического, культурного и военного сотрудничества.

Страны СНГ - важны для хозяйства России ведь на них приходится 16% экспорта и 24% импорта России. Главные торговые партнеры - Украина, Казахстан, Беларусь. В свою очередь страны СНГ заинтересованы в сохранении экономического сотрудничества с Россией, поскольку на нее приходится более 70% их хозяйственных связей.

ЭГП России на глобальном уровне (макроуровне) характеризует положение страны по отношению к главным центрам мировой экономики и торговли. Это положение исключительно выгодное. Россия имеет потенциальные возможности для развития и углубления своих экономических связей со странами всех материков. На сегодняшний день это отражено в том, что Россия является членом более 200 международных организаций. И все же основными внешнеэкономическими партнерам, кроме СНГ, для России являются страны ЕС [Л2] и в последнее время - странАТР [Л3] . Например, на долю европейских стран приходится 59% торгового оборота России, а из них -51% на долю стран ЕС. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона

(кроме стран американского региона) -18%.

(см. рис. 2).

Рис. 2. Факторы ЭГП России на макроуровне

На особенности географического положения влияет транспортно-географическое положение России. После распада СССР многие железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, газопроводные остались в пределах независимых государств. Использование их потребует дополнительных затрат на перевозку транзитных грузов. Поэтому в настоящий момент в стране разрабатывается строительство новых дорог и реконструкция старых. Российская империя и СССР имели четыре основных выхода в мировой океан: во-первых, на Балтику, прорубленную Петром в 18 веке, во-вторых, Черноморский, в-третьих, в Северный и в-четвёртых, в Тихоокеанский. В связи с распадом СССР и образованием новых независимых государств у России ухудшилось транспортно-географическое положение. Резко сократилось количество портов в Балтийском и Черном морях. У России на Балтике остались Калининградский, Санкт-Петербургский и Выборгский порты, а Сталинский, Вентспилский, Рижский стали портами суверенных государств. (см. рис.3)

Рис. 3. Балтийские порты (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)

В Азовско-Черноморском бассейне ситуация почти такая же, России принадлежат два порта: Туапсе и Новороссийск, а Одесса и Херсон стали портами независимой Украины. (см. рис.4)

Рис. 4. Порты Азовско-Черноморского бассейна (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)

Порты Балтии и Украины редко используются этими странами, поскольку были построены для обеспечения всего СССР. России необходимо заключать новые торговые соглашения по об эксплуатации данных транспортных путей.

Транспортно-географическое положение на Дальнем Востоке характеризуется как достаточно благоприятное для нашей страны. Так как Россия может выступить трансконтинентальным «коридором» между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, то для этого необходимо новое строительство мостов.

До распада СССР Россия жила в «двухполярном мире»: с одной стороны - это Советский Союз, а с другой стороны - США; с одной стороны - это страны НАТО, а с другой - страны Варшавского договора.

После распада СССР мир постепенно стал многополярным (см. рис.5) и поэтому для определения своего геополитического положения России нужно ориентироваться на следующие моменты:

· Россия крупнейшая страна на постсоветском пространстве и поэтому ей надо выстраивать новое отношение со странами СНГ;

· Россия является крупнейшей страной мира, которая простирается на евразийском пространстве от Атлантики на западе, до Тихого океана на востоке;

· Россия является северной страной, потому что 64% территории относится к планетарной зоне Севера.

Рис. 5. Современное геополитическое положение России

Новая Россия в своей геополитике должна ориентироваться на следующие группы стран:

· Страны СНГ и другие новые независимые государства не только приграничные государства, но и соседи второго порядка (Молдова, Армения, государства средней Азии) и третьего порядка (Таджикистан) ;

· Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское Экономическое сообщество (ЕС), среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса; (см. рис. 6)

Рис. 6. Германия - новый мировой геополитический полюс

· Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;

· Страны бассейнов Балтийского и Черного моря - с ними Россия уже заключила многосторонние соглашения: культурно-экономические, по проблемам охранной природы, по правам человека;

· Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно, новые полюса мировой экономики и политики: Япония, Китай, Южная Азия, Индия;

· Особая роль принадлежит укреплению и развитию разносторонних связей России и США. Наша страна уже заключила соглашение о коренном разоружении и освоении космоса, наряду, с развитием экономических и научно-технических связей;

· Большое значение приобретают связи России с Канадой и Северной Европой в обмене опытом по освоению северных территорий.

Домашнее задание

  1. Назовите соседей России 1-го и 2-го порядка России?
  2. Как можно оценить геополитическое положение на севере России?
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром Атлас.
  3. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Другие уроки на эту тему

  • Географическое положение и границы России. Геополитическое положение ().

Узнай больше

  1. Официальный сайт СНГ ().
  2. На этом сайте можно узнать все о портах России ().

[Л1] В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, большая часть возникших в его бывших границах новых независимых государств приняли решение о создании СНГ(Содружества Независимых государств)

[Л2] Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию (объединение).

[Л3] Азиа́тско-Тихоокеа́нский регио́н (АТР) — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - положение экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

Оценка ЭГП объекта зависит от его положения относительно источников сырья и энергии, населенных пунктов, рынков сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.

Благоприятное ЭГП - возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо и микроположение.

Макроположение страны - положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам.

Мезоположение - положение на материке или внутри части света.

Микроположение страны - это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней - интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

1) транспортно-географическое положение - положение по отношению к путям сообщения;

2) промышленно-географическое положение - относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;

3) агро-географическое положение - относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;

4) рыночно-географическое положение - относительно рынковсбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;

5) демо-географическое положение - относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

6) рекреационно-географическое положение - относительно районов рекреации;

7) природно-географическое положение - относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;

8) политико-географическое (геополитическое) положение - относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.

Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны:

Центральное (континентальное),

Периферийное (окраинное),

Глубинное (внутреннее),

Пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.


Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию - наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, не государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположеиию с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микро положение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами - соседями второго порядка. Всего государств - соседей первого и второго порядков у России почти 40.

Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше).

Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой.

Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь - кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло.

Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва - Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе - и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском морс (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе - в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург - Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.

При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера.

Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

Выгодное ЭГП:

1) Россия .

Макроположение России – по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 17.075 млн. кв.км. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части- 2/3, Дальний Восток – 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата полезными ископаемыми ) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политики – индивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени),субсидии на развитие, поддержание социально- бытовой инфраструктуры и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% населения России, тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.

Мезоположение России – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10(Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов миграционные потоки, перераспределение трудовых ресурсов , формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в Поволжье , Урале , большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы (монголы, китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Екатеринбург, Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным границам России и расположенные на транзитных путях в Европу – Карелия, Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и Западная Сибирь ; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций – Северный Кавказ , республика Коми, Магаданская обл.

2) США .


По размерам территории Соединенные Штаты Америки занимают среди стран мира четвертое место (9,4 млн. км 2 ). В состав США входят три части. Первая - основная территория, на которой расположены 48 штатов, занимает 4/5 площади всей страны. Она имеет форму массивного четырехугольника, протягивающегося с востока на запад почти на 4,7, а с севера на юг на 3 тыс. км. Остальные - далеко отстоящие от нее штаты Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.

ЭГП страны весьма выгодное. Оно во многом определяется тем, что с востока ее омывают воды Атлантического, а с запада - Тихого океана. Морские границы протягиваются на 12 тыс. км. Это издавна облегчало торговые связи с заокеанскими странами и одновременно гарантировало стране безопасность.

Благоприятно повлияло на ЭГП и соседство с Канадой и Мексикой, странами, которые экономически менее развиты. За счет этого монополии США с большой прибылью для себя эксплуатируют их природные и трудовые ресурсы. Близко расположенные к США страны Латинской Америки также способствуют развитию экономики страны.

3)Сербия .

  1. Наличие крупной судоходной реки — Дуная
  2. Наличие выхода к морю (однако, доступ из отдалённых районов страны к морю затруднён из-за гор)
  3. Большое число соседних государств с разными экономическими моделями:
    • государства социалистического блока (Албания , Болгария , Венгрия , Румыния )
    • капиталистические государства (Греция и Италия , Австрия )

Всё это позволяло быть Югославии своеобразным посредником между социалистическими странами и капиталистическим западом. Так, на западные страны приходилось около 55 % торгового оборота страны.

Невыгодное ЭГП:

1) Республика Чад

площадь: 1 284 000 км²
население: 10,3 млн (оценка на июль 2009)
Географические особенности : территории республики находятся Национальные парки Закума , Манда . Большую часть территории страны занимают равнины и плато , чередующиеся с плоскими впадинами, в одной из которых находится одноименное озеро Чад . На севере расположено массивное древнее нагорьеТибести с вулканом Эми Кусси (3415 м) — самой высокой точкой страны. На востоке находятся плато Эрди, Эннеди и Вадаи. На севере, входящем в пределы пустыни Сахара , распространены песчаные дюны и останцовые холмы (кагас). Юг занимает полупустыни и саванны , встечаются болота, занимающие довольно большие площади.
Границы : Республика Чад граничит
на севере - Ливия
на востоке - Судан
на юге - Центральноафриканская Республика, Камерун
на запеде - Нигерия, Нигер
Экономика : Преобладает сельскохозяйственный сектор — 80 % населения занято натуральным хозяйством, в основном разведением скота. Этот сектор даёт 20 % ВВП.
С конца 2003 началась существенная добыча нефти, с 2004 нефть экспортируется. В развитии нефтедобывающей отрасли активно участвуют американские компании и Китай.
Основные покупатели экспорта Чада (4,5 млрд долл) в 2008 — США 91 %, Китай 3,3 %, Япония 2,2 %.
Импортируется промышленная продукция, продовольствие, текстиль.
Вывод : Республика Чад не имеет выхода к морю, сильных и экономически развитых соседей, транспортные связи малообеспечены. Учитывая также приближённость к Сахаре и климатические особенности можно сказать, что страна имеет не выгодгое ЭГП.




1. Общестатистические данные
Столица - Дакка
Официальный язык - бенгальский
Государственная религия - ислам (суннитского толка)
Валюта - така
Крупнейшие города - Дакка, Читтагонг
Площадь - 144 000 км²
Численность населения - 153 546 896 чел.(2008)
Плотность населения - 1055 чел./км²
2. Географическое положение
Бангладеш находится в южной части Азии и занимает восточную часть древнего региона Бенгалия. На западе, севере и востоке на протяжении 4 тыс. км она граничит с Индией, на юго-востоке (193 км) — с Мьянмой; на юге омывается Бенгальским заливом Индийского океана.
3. Бангладеш — член ООН (с 1974г.), является также членом Содружества, возглавляемого Великобританией, Движения неприсоединения, Организации Исламская конференция, Плана Коломбо, Группы 77, организации «Исламская восьмёрка», южноазиатского «четырёхугольника роста», группы экономического сотрудничества БИМСТЭК (Бангладеш, Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд, Непал, Бутан) и Диалога по сотрудничеству в Азии. Была инициатором создания в 1985г. Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК).
4. Итог : ЭГП - невыгодное, т.к.:
1) граничит с неразвитыми странами;
2) перенаселённость;
3) бедность;
4) периодически повторяющиеся военные и государственные перевороты, приводящие к полному подрыву экономики страны.