Методы калькулирования себестоимости продукции. Кто рассчитывает нормативные затраты при формировании задания? Как применяются методы учета затрат

Себестоимость определяется одним из методов учета затрат, где в зависимости от объекта учета можно применять позаказный, попередельный или попроцессный методы учета. При этом любой из указанных методов можно комбинировать с учетом по фактическим или нормативным затратам, по неполной или полной себестоимости.

Как применяются методы учета затрат

В зависимости от объектов учета применяются:

  • позаказный;
  • попередельный;
  • попроцессный;
  • обезличенный (котловой).

На выбор метода учета влияют масштаб предприятия, ассортимент товара, технология, длительность производства. Позаказный метод учета затрат и калькулирования применяется на предприятиях, где производятся товары маленькими партиями или производство строится на индивидуальных заказах. Например, ремонтные мастерские, ателье. При этом все прямые затраты относятся на каждый заказ и не списываются до приемки клиентом заказа, а косвенные затраты делятся пропорционально.

Если предприятие выпускает однородную продукцию, при этом производство строится как последовательность нескольких циклов производства, то применяется попередельный метод учета. Характерно для непрерывного технологического процесса превращения сырья в готовую продукцию, где каждый процесс составляет один передел и учет ведётся обособленно по каждым цеху, переделу, стадии.

В организациях с массовым производством также используется попроцессный способ учета. В этом случае калькулирование производится целиком по всему процессу, затраты накапливаются на каждой стадии производства.

На небольших предприятиях, где не ставится задача ведения управления учета, выпускается ограниченный ассортимент продукции, может применяться котловой метод учета затрат. Учет ведется в целом по предприятию без детализации. При этом себестоимость можно определять только обезличенно, разделив фактические затраты на количество произведенной продукции.

Кроме того, могут применяться дополнительные методы, например по видам деятельности или функциям, Activity-based costing (abc) — метод учета затрат, при котором все затраты распределяются по видам деятельности. Фактически объект калькулирования в данном случае - функция предприятия.

Другие методы учета затрат

Необходимость учета затрат для разных целей обуславливает и необходимость применения различных методов учета. При использовании разных способов распределения косвенных расходов и включения затрат выделяют методы по полноте учета затрат - учет по полной и неполной (усечённой) себестоимости. Особенно актуально в управленческом учете, при формировании ценообразования, когда такой подход даёт возможность контролировать цены и определять доходность каждого вида продукции. В этом случае себестоимость формируется, как правило, только с учетом прямых затрат, то есть связанных непосредственно с производством продукции. В отличие от метода учета полных затрат, где все косвенные затраты учитываются в себестоимости и распределяются на каждый объект и калькуляционную единицу.

При этом любой из принятых методов учета можно вести по нормативной калькуляции, когда затраты учитываются по текущим нормам и ведётся оперативный учет отклонений от норм с дальнейшим выявлением причин отклонений, их анализом и регулированием в дальнейшем. Отклонения при этом делятся на отклонения затрат сырья и материалов, оплаты труда, общепроизводственных расходов, причиной каждого из них может быть отклонение цены или объема ресурсов. Нормативный метод учета затрат на производство может применяться в сочетании с любым методом учета.

" № 11/2017

Как известно, значения нормативов затрат должны утверждать органы власти. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)?

Кто рассчитывает нормативные затраты при формировании задания?

Бюджетное законодательство отводит органам-учредителям ключевую роль в процессе формирования государственных (муниципальных) заданий и установления нормативов затрат на оказание услуг и выполнение работ. Именно органы власти должны утверждать конкретные значения нормативов. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)? Давайте разбираться.

Нормативный принцип финансирования сегодня распространился на всю деятельность учреждений. Согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ нормативные затраты должны рассчитываться в отношении государственных и муниципальных услуг. Правила применения таких нормативов устанавливаются в порядках формирования и финансового обеспечения выполнения задания, утверждаемых Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией, при этом должны соблюдаться общие требования, определенные федеральными министерствами в своих сферах регулирования. Но использовать нормативы можно и в отношении работ – если такое решение принял орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Во многих случаях (в отношении как федеральных учреждений, так и учреждений регионального и муниципального уровня) данное решение принимается.

Между тем в правовых актах зачастую оговаривается лишь момент утверждения нормативов. В частности, в п. 22 Положения , принятого Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640), сказано: значение базового норматива затрат на услугу утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в установленной сфере деятельности. А, например, в п. 17 Порядка , принятого Постановлением правительства Красноярского края от 09.09.2015 № 539-п, прописано, что для краевых бюджетных и автономных учреждений значения базового норматива затрат на услугу утверждают соответствующие органы-учредители.

И все-таки учредитель или учреждение?

Но «на местах» встречаются примеры, где точно определен круг исполнителей, задействованных в расчете нормативов. Так, в Кусинском муниципальном районе Челябинской области для подведомственных учреждений культуры и дополнительного образования детей нормативные затраты должно рассчитывать управление культуры. А в г. Полярные Зори (Мурманская область) для муниципальных образовательных учреждений нормативные затраты на услуги определяет отдел бухгалтерского учета и отчетности местной администрации. Правда, во втором документе отмечается, что для этого требуются предварительные расчеты и информация, подготовленные подведомственными муниципальными учреждениями.

Но иногда учреждения становятся главными участниками процесса – им полностью передается обязанность по расчетам. Так произошло, к примеру, в Любимском муниципальном районе Ярославской области . Здесь, правда, регулировался порядок определения норматива на работы: исходя из опыта прошлых лет, автономное учреждение должно было использовать для определения норматива структурный метод.

Федеральное законодательство оставляет возможность передавать (в той или иной части) подведомственному учреждению функцию по расчету нормативов и без указания в правовых актах конкретных исполнителей.

В данном случае передача подведомственному АУ обязанности по расчету вполне понятна: нормативы «создаются» лишь в отношении одного учреждения и оно лучше, чем учредитель, знает структуру своих затрат. А вот схема, когда функцией по расчету нормативов наделяются подведомственные учреждения и их у органа-учредителя много, выглядит сложнее. Рассмотрим, как она устроена, на примере Красногорска Московской области.

В порядке, утвержденном в городском поселении , сказано, что базовый норматив затрат муниципальное учреждение рассчитывает, исходя из затрат, необходимых для оказания единицы услуги с соблюдением заданного качества ее оказания. Руководитель учреждения должен направить в городскую администрацию письменное обращение о рассмотрении базового норматива затрат на оказание услуги на очередной финансовый год и приложением расчета и другой сопутствующей информации. Рассматривает присланные документы и проверяет расчеты отдел ценообразования и социально-экономического прогноза финансово-экономического управления администрации. Если расчет прошел проверку, уполномоченный орган подготавливает проект соответствующего постановления администрации, который сначала согласовывается по отраслевой линии, а потом подписывается главой городского поселения.

По данным официального сайта bus.gov.ru на конец октября 2017 года, в Красногорске действует 90 муниципальных учреждений. И согласно рассматриваемому правовому акту большинство из них (те, которые получают муниципальные задания) должны присылать органу-учредителю свои расчеты. Если на основе каждого расчета утверждаются свои значения нормативов, последние имеют индивидуальный характер (в документе говорится о проверке полученных данных, а не обобщении и выведении итогового норматива, единого для всех подведомственных учреждений).

Как бы то ни было, из анализа документов можно сделать следующий вывод. Конкретные исполнители, на плечи которых ложатся расчеты нормативных затрат, могут быть определены в нормативном акте, изданном в регионе или муниципальном образовании (например, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания или порядке расчета нормативных затрат). Если в нем указано учреждение – выполнять это требование необходимо.

Как еще учреждение может участвовать в расчетах?

Впрочем, федеральное законодательство оставляет возможность передавать (в той или иной части) подведомственному учреждению функцию по расчету нормативов и без указания конкретных исполнителей. Общие требования к определению нормативных затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг, утвержденные федеральными министерствами в своих сферах регулирования , предполагают использование органами власти нескольких методов расчета. Некоторые из них предусматривают вовлечение подведомственных учреждений в данный процесс.

В частности, если ведется на основе стандартов оказания услуг (а это приоритетный метод), потребуются значения натуральных норм, установленные правовыми актами, ГОСТ, СНиП, СанПиН, порядками и регламентами предоставления услуги. Всю эту информацию можно получить от учреждений (тем более что в настоящее время она должна быть включена в план финансово-хозяйственной деятельности в составе обоснований плановых показателей по выплатам). Если же используется метод наиболее эффективного учреждения, орган-учредитель, выбрав такое учреждение, может передать ему работу по проведению предварительных расчетов, на основе которых в дальнейшем и будет утверждено значение базового норматива затрат.

В любом случае в процесс расчета нормативных затрат вовлекаются и соответствующие подразделения органа-учредителя, и подведомственные учреждения. В какой форме будут задействованы последние – зависит от правовой базы, сформированной «на местах», и видения данного процесса учредителем.

«Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания».

«Порядок формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

См. Постановление администрации Кусинского муниципального района от 22.11.2016 № 258 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальными бюджетными учреждениями культуры Кусинского муниципального района и муниципальными бюджетными образовательными учреждениями дополнительного образования детей Кусинского муниципального района муниципальных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества».

См. Постановление администрации г. Полярные Зори от 20.10.2015 № 1155 «О порядке расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования муниципальными учреждениями».

См. Постановление администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 18.01.2016 № 09-0154/16 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение работ и общехозяйственные нужды муниципального автономного учреждения Редакция газеты «Наш край» на 2016 год».

См. Постановление администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 14.12.2015 № 1545 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями городского поселения Красногорск».

См., например, приказы Минобрнауки РФ от 22.09.2015 № 1040, Минтруда РФ от 13.07.2015 № 445н, Минкультуры РФ от 09.06.2015 № 1762.

Пункт 11 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

Себестоимость продукции – один из главных показателей деятельности фирмы, а ее расчет называют калькуляцией. Каждая компания вправе выбрать для себя метод учета затрат и калькулирования. Отметим, что выбор этот во многом зависит от специфики производства и отраслевой принадлежности. Правила учета расходов, общие для всех отраслей, определены в ПБУ 10/99 и инструкции к Плану счетов , но множество существующих ведомственных регламентов учитывают все тонкости и особенности отрасли, дополняя законодательные акты. Попробуем разобраться в используемых способах.

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Под методом учета затрат предполагают принятые компанией и закрепленные в УП используемые приемы учета и документирования произведенных расходов, определяющих себестоимость выпускаемых продуктов и контролирующих ее формирование.

Разграничивают методы учета затрат по определенным признакам: объектам, полноте, оперативности учета. Выбирая способ учета, экономисту следует учесть особенности производственного процесса и установить:

  • объект учета (продукт, техпроцесс, заказ);
  • затраты, которые будут включены в себестоимость;
  • информация, на базе которой себестоимость будет определяться (нормативные или фактические расходы);
  • алгоритм распределения косвенных расходов.

К примеру, по объектам учета расходов могут использоваться такие методы определения себестоимости продукции:

  • Позаказный;
  • Попроцессный;
  • Попередельный;
  • АВС-костинг.

Позаказный метод калькулирования

Позаказный метод учета затрат и калькулирования применяется в создании мелких партий или единиц изделий. Чаще это сложные в технике выполнения продукты или же изделия с длительным периодом производства. Например, возведение здания или выполнение уникальных, технологически сложных деталей в машиностроительной и авиационной отраслях, кораблестроении и т.п.

При данном способе весь объем затрат учитывают по единичному заказу или ряду сходных заказов, открывая на каждый специальную карточку (смету). В ней фиксируют № заказа, перечисление работ, сроки их выполнения и количество единиц продукта, которое будет произведено. Затраты в бланке регистрируют по каждой стадии производства.

Для этого метода характерно:

  • фиксирование расходов в учете производится по заказу или партии;
  • создание заказа не всегда совпадает во времени с окончанием отчетного периода.

Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости

Применяют этот способ чаще в отраслях с немногочисленной номенклатурой продуктов, а также в производствах без незавершенки (например, в горнодобывающей промышленности, на ГЭС и др.). Суть его в том, что издержки учитываются на весь выпуск продукции по процессам.

Для обобщения затрат по процессам характерны такие особенности:

  • группируют расходы по каждому процессу по цехам, производственным участкам и подразделениям, либо в целом по фирме;
  • затраты списывают по окончании отчетного периода, а не за время, требуемое для завершения заказа.

Попередельный метод учета затрат

Объектом учета затрат при попередельном методе является производственный этап. Этот способ предполагает учет расходов по переделам, являющимся некой совокупностью операций по созданию промежуточного продукта – полуфабриката. Например, в текстильной отрасли этапами – переделами считают изготовление волокна, ткани, последующее крашение и т.п.

Этот способ приемлем в производствах крупных партий продуктов, где перерабатываемое сырье постепенно проходит несколько ступеней – переделов. При этом различают два варианта: бесполуфабрикатный и полуфабрикатный. При первом ограничиваются лишь ведущимся в подразделении оперативным учетом затрат по переделам. В бухучете же оформляют уже себестоимость изготовленного продукта, а не промежуточного. Полуфабрикатный вариант предполагает отражение в учете себестоимости промежуточных продуктов после каждого последовательного передела, что дает возможность отследить сумму издержек на разных стадиях обработки.

ABC-метод учета затрат

Недавно появившийся на Западе и считающийся перспективным, метод Activity-Based Costing основан на управлении операциями, составляющими производственный процесс, и представляет собой пооперационное калькулирование.

Он используется для радикального перепроектирования бизнес-процессов и управленческих решений, для которых необходима точная информация о себестоимости продукции. Метод ABC позволяет более точно установить стоимость продукта, особенно в условиях превышения косвенных затрат над прямыми. Этот метод применяется на производствах с внушительной номенклатурой выпускаемых продуктов и высоким удельным весом косвенных расходов.

Процесс исчисления себестоимости по методу АВС предполагает калькуляцию затрат в 3 этапа:

  • распределение расходов на задействованные ресурсы;
  • перенос стоимости ресурсов на операции;
  • разверстание стоимости операций на объекты расходов.

Другие методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Одним из способов расчета себестоимости, перекликающихся с методом АВС-костинга и позволяющих принимать экономически обоснованные решения, является маржинальный метод учета затрат. В основе его лежит разделение затрат производственных и расходов на реализацию продукта на постоянную и переменную части.

При выборе метода учета затрат имеют значение все факторы, к примеру, принятые на предприятии способы учета материалов. Например, метод средней себестоимости применяется, если стоимость запасов, используемых в производстве, рассчитана из средней стоимости ТМЦ, поступивших на предприятие.

Для малых предприятий и производств с выпуском однородной продукции наиболее приемлем котловой метод учета затрат. В монопродуктовых производствах отсутствует необходимость аналитического учета, да и информативность бухучета может быть минимальной – от него требуются лишь сведения о затратах на производство всего объема продукции. Поэтому все издержки (прямые со сч. 20 и косвенные со счетов 25, 26) переносятся в дебет сч. 90/2, где формируется себестоимость продукта. Себестоимость единицы при котловом учете рассчитывается делением суммы всех затрат на количество изделий.

Исходной базой исчисления, контроля и анализа фактической себестоимости продукции в условиях нормативного метода являются нормативные калькуляции. Они составляются на весь развернутый ассортимент выпускаемой продукции. Нормативные калькуляции используются для текущего контроля за выполнением плана организационно-технических мероприятий, для выявлений отклонений от норм расхода, оценки незавершенного производства, брака, исчисления фактической себестоимости изделий. Нормативные калькуляции составляются по нормам, действующим на начало месяца. В качестве таких норм по материалам выступают нормы их отпуска в производство, по основной сдельной заработной плате производственных рабочих - используемые при ее начислении расценки, по повременной заработной плате основных производственных рабочих условные расценки, рассчитываемые отделом труда и заработной платы. При наличии нескольких норм для различных условий выбираются наиболее экономичные.

Нормативные калькуляции используются для определения нормативной себестоимости продукции и нормативных затрат по отдельным калькуляционным статьям расходов, для контроля за динамикой снижения уровня норм в целом по предприятию и по цехам, оценки незавершенного производства и брака, составления плана по себестоимости продукции на предприятии, а также калькулирования ее фактической себестоимости. В целях облегчения составления и сокращения отчетных калькуляций фактической себестоимости деталей их можно составлять не по типоразмерам, а усредненно - на одну наружную стеновую панель, на одну внутреннюю стеновую панель и т.д. Нормативные калькуляции, составленные по каждому типоразмеру, впоследствии тоже усредняются, и так как крупнопанельный дом состоит из определенного количества деталей и типоразмеров, изменить или заменить которые невозможно, этим обеспечивается сопоставимость усредненных отчетных и нормативных калькуляций.

С целью облегчения учета отклонений от норм и калькулирования себестоимости продукции изменения в нормы целесообразно приурочивать к началу месяца. Нормативная калькуляция при этом будет оставаться неизменной на протяжении всего месяца. Изменения норм оформляются специальными извещениями, которые выписываются отделами, контролирующими соответствующие нормы: об изменении норм расхода материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, технологии изготовления и применяемости деталей и узлов - отделом главного технолога; об изменении пооперационных норм времени, норм выработки и расценок отделом труда и заработной платы; об изменении нормативных ставок списания расходов на подготовку и освоение производства, на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов и т.п. - планово-экономическим отделом. Извещения или другие документы об изменениях норм поступают в нормативное бюро, где регистрируются в специальной ведомости учета изменений норм и контроля выполнения плана организационно-технических мероприятий. По мере поступления извещений нормативное бюро вносит изменения в техническую документацию, а к началу месяца - и в нормативные калькуляции. По окончании месяца здесь же подсчитывается и анализируется информация об экономической эффективности внедрения организационно-технических мероприятий.

Изменения норм группируются по цехам, видам продукции, заказам, узлам, деталям, причинам и инициаторам изменений. Для такой группировки предприятия на основе типовых номенклатур причин и инициаторов изменений норм разрабатываются конкретные рабочие классификаторы изменений норм с присвоением каждому виду изменений определенного кода.

Выявленные отклонения за месяц суммируются в сводной ведомости учета отклонений по причинам и виновникам, которая служит основанием для издания приказа, где анализируются причины возникновения отклонений и устанавливаются мероприятия по предотвращению их появления в будущем. При этом на виновных лиц накладываются административные взыскания (удержания из заработной платы в соответствии с действующим законодательством, лишение премий, выговоры и т.д.), а к поставщикам и контрагентам предъявляются иски. Ни один акт ревизии не может вскрыть столько недочетов в работе предприятия за год, сколько одна сводка отклонений за неделю. Однако прежде чем подписать такой приказ, устанавливающий причины отклонений и их виновников, перед его составлением директором снова с участием начальников цехов, у которых возникли эти отклонения, заслушиваются объяснения предполагаемого виновника. В окончательном рассмотрении отклонений принимают участие главный инженер, главный экономист, начальник планового отдела, начальник отдела труда, заработной платы и нормативов. Это необходимо для того, чтобы работники материально не пострадали из-за того, что не было времени или желания установить действительные причины отклонений. Такой приказ, анализирующий причины отклонений за месяц, издается через несколько дней после окончания отчетного периода, чтобы бухгалтерия могла своевременно в своих отчетах отразить решения, объявленные этим приказом.

Учет изменений норм на нашем предприятии отсутствует. Не оформляется должным образом необходимая документация (извещения и ведомость учета изменений норм). В результате невозможно произвести группировку изменений норм. Не проводится анализ отклонений изменений норм по причинам и виновникам, необходимый для разработки мероприятий для предотвращения их появления в будущем. Для того, чтобы навести порядок в нормативном хозяйстве нашего предприятия требуется организовать: ведение сигнальной документации изменений норм, сводной ведомости учета отклонений, а на ее основе проводить анализ отклонений норм по причинам и виновникам с помощью которого можно принимать своевременные управленческие решения.

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

Задачей нормативного учета является предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.к. в его основе лежат технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени и материальных ресурсов на единицу продукции (нормы производственных затрат). В основе своей он содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности. Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.

Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости (вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, не дожидаясь конца месяца, иметь фактическую себестоимость изделий (Фс/с = Зн + О +И), а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) анализировать причины отклонений и выявлять их виновников. Системное документирование отклонений от норм позволяет устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при других методах, в частности при «историческом» подходе к калькулированию, причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости.

Нормативная калькуляция, кроме учета изменений норм должны рассчитывать так же отклонения от норм, которые показывают как соблюдается технология производства и дисциплина труда.

Отрицательные отклонения характеризуют увеличение отходов, потеря от брака, простоя, порчи.

Положительные отклонения характеризуют экономию, достигнутую при использовании материальных ресурсов, и могут быть приравнены к изменениям.

Основные принципы нормативного метода учета сводятся к следующему:

Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет.

Данный принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия нормативной базы, содержащей нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления: определения нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие процессы, лимитирования отпуска в производство и на хозяйственные цели материальных и топливно-энергетических ресурсов, расчетов фондов оплаты труда, численности персонала, смет расходов на содержание аппарата управления, проектов отпускных цен и т.п. Вместе с тем в отечественной практике действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы.

Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определения влияния этих изменений на себестоимость продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменения норм.

Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.

Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения.

Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

В зависимости от времени расчета различают текущие и плановые нормы.

Текущие лежат в основе ежемесячно составляющихся нормативных калькуляций, а так же в основе составления планов работы по отдельным участкам и отпуска материалов на рабочие места.

Плановые используются при составлении квартальных и годовых смет и рассчитываются с учетом эффективности от внедрения различных организационно-технических мероприятий.

При сопоставлении фактических затрат утвержденными текущими нормами возникает необходимость учета изменений этих норм. Причинами изменений могут быть:

  • -- внедрение новой технологии;
  • -- приобретение нового высокопроизводственного оборудования;
  • -- замена дорогостоящих материалов в улучшении организации производства и др.

Учет изменений оформляется в специальных документах -- извещениях, с указанием причин и инициаторов таких изменений, а так же с указанием цехов, деталей, статей затрат.

Возможны модификации нормативного метода: полный и неполный учет нормативных затрат.

Выше речь шла об организации полного учета. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним.

Другие упрощенные варианты нормативного метода учета могут основываться на следующих положениях:

  • - остатки незавершенного производства при изменении норм не пересчитывают, а все изменения норм и отклонения от них относят на себестоимость готовой продукции;
  • - при незначительности изменений норм в течение отчетного периода их отдельный учет не организуют, а рассматривают вместе с отклонениями от норм.

Подобные упрощения существенно снижают эффективность нормативного метода, качество полученной информации.

На практике встречаются и другие недостатки в использовании нормативного метода учета. Чаще всего они состоят в неверном учете отклонений фактических затрат от норм: отклонения выявляются расчетами за длительный период, не всегда документируются, ведется их укрупненный учет без определения причин и виновников, существенны суммы неучтенных отклонений от норм и т.д.

Требуют серьезной доработки и применяемые предприятиями нормативные базы. Как показывает практика, применяемые базы оказываются неполными не только для оценки качества работы вспомогательных подразделений, но и для основных цехов предприятия Нормативные базы для транспортных, энергетических, ремонтно-строительных и экспериментальных подразделений чаще всего отсутствует вовсе.

Норма -- это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов. Они в свою очередь устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро) и образуют взаимосвязанную систему, которая регламентирует все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Согласно сложившимся в нашей стране еще в 30--40-х годах представлениям, под нормой расхода, например материальных и топливно-энергетических ресурсов понимают максимально допустимое плановое количество сырья, материалов на производство единицы продукции (работ, услуг). Так норма стала своеобразным стимулятором максимальной материалоемкости продукции.

Реально работающий нормативный метод как один из инструментов выживания в условиях рыночной экономики в ближайшем будущем будет востребован отечественными предприятиями, что обусловливается потребностью в решении проблем управления их финансовыми результатами.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 18.11.2011

    Сущность и основные принципы нормативного метода учета затрат на производстве. Состав нормативного хозяйства на предприятии. Учет производственных затрат по нормативному методу на примере ЗАО "Орский Хлеб", оценка его практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Основные понятия в Нормативном методе учета затрат и его сущность. Понятие нормы, виды норм, порядок разработки нормативов. Выявление отклонений от норм, определение фактической себестоимости продукции. Практическое применение Нормативного метода учета.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2009

    Понятие, классификация и учет затрат на производство. Система нормативного учета затрат и нормативная калькуляция. Определение порядка учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, система учета затрат "стандарт-кост".

    курсовая работа , добавлен 07.09.2011

    Сущность нормативного метода учета затрат, этапы и принципы его реализации. Понятие и содержание калькулирования себестоимости. Оценка основных преимуществ и недостатков использования нормативного метода в процессе учета затрат и калькулирования.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Калькулирование себестоимости продукции. Учет производственных затрат, исчисление себестоимости. Задачи учета затрат на производство. Классификация затрат. Определение общей суммы затрат. Списание общехозяйственных расходов. Журнал хозяйственных операций.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2009

    Цели и задачи управленческого учета. Классификация методов контроля затрат на производство продукции. Особенности и принципы нормативного способа. База распределения накладных расходов. Определение нормативной и фактической себестоимости продукции.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011