Правовой статус биржи. Правовой статус фондовой биржи

Фондовая биржа представляет собой организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами, которые могут свободно продаваться и покупаться. Именно фондовая биржа сосредоточивает спрос и предложение ценных бумаг, способствует формированию их биржевого курса и выполняет другие функции, связанные с обращением ценных бумаг.

Правовую основу деятельности фондовой биржи составляет Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18.06.91 г., другие акты законодательства Украины, устав и правила фондовой биржи. Фондовая биржа создается в форме акционерного общества (закрытого или открытого) не менее 20 учредителями - торговцами ценными бумагами (банками, акционерными обществами, уставный фонд которых сформирован за счет исключительно именных акций, и другими обществами, для которых операции с ценными бумагами является исключительным видом их деятельности). Учредители должны иметь разрешение на осуществление коммерческой и комиссионной деятельности с ценными бумагами. Доля уставного фонда, принадлежащего одному акционеру - торговцу ценными бумагами, не может превышать 5 %.

Регистрируются фондовые биржи в соответствии с Положением о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем и регулирования их деятельности, утвержденного приказом Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 15.01.97 г. Перечень документов, подаваемых на регистрацию в Государственной комиссии, содержится в п. 28 указанного Положения. Решение о выдаче Свидетельства о регистрации фондовой биржи (или об отказе в выдаче при наличии оснований) принимается не позднее 30 календарных дней со дня получения предусмотренных Положением документов. Фондовая биржа приобретает права юридического лица с момента ее регистрации. Основанием осуществление деятельности фондовой биржей является Свидетельство о регистрации фондовой биржи, которое выдается сроком на 2 года и действует на всей территории Украины. Продление срока действия Свидетельства осуществляется в порядке, установленном для его получения. Устав и правила фондовой биржи утверждаются ее высшим органом - собранием акционеров.

В уставе фондовой биржи определяются:

  • 1) его наименование и местонахождение;
  • 2) наименование и местонахождение учредителей;
  • 3) размер уставного фонда;
  • 4) условия и порядок приема в члены и исключения из членов фондовой биржи;
  • 5) права и обязанности членов фондовой биржи;
  • 6) организационная структура;
  • 7) компетенция и порядок образования руководящих органов;
  • 8) порядок и условия посещения фондовой биржи;
  • 9) порядок и условия применения санкций, установленных фондовой биржей;
  • 10) порядок прекращения деятельности.

В уставе могут предусматриваться и другие положения, касающиеся создания и деятельности фондовой биржи. Правила фондовой биржи является локальным нормативным актом, регламентирующим его деятельность, связанную с торговлей ценными бумагами. В связи с этим правила должны предусматривать:

  • 1) виды сделок, заключаемых на фондовой бирже;
  • 2) порядок торговли на фондовой бирже;
  • 3) условия допуска ценных бумаг на фондовую биржу;
  • 4) условия и порядок подписки на ценные бумаги, котирующиеся на фондовой бирже;
  • 5) порядок формирования цен биржевого курса и их публикации;
  • 6) обязанности членов биржи относительно ведения учета и информации, внутренний распорядок работы комиссий фондовой биржи, порядок их деятельности;
  • 7) систему информационного обеспечения фондовой биржи;
  • 8) виды услуг, оказываемые фондовой биржей, и размер платы за них;
  • 9) правила ведения расчетов на фондовой бирже;
  • 10) другие положения, касающиеся деятельности фондовой биржи.

Законодательство предусматривает особые условия прекращения деятельности фондовой биржи, ее деятельность прекращается когда число членов биржи становится меньше 10. Если в фондовой бирже осталось 10 членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Поскольку фондовая биржа является акционерным обществом, ее деятельность прекращается в соответствии с законодательством Украины о хозяйственных обществах.

Поскольку биржевым товаром считается и коносамент на товар, то предметом биржевой сделки может быть "товар в пути". Нет препятствий к тому, чтобы считать предметом биржевой сделки и "товар на складе". Поэтому биржевым товаром, помимо коносаментов, выступают складские свидетельства, удостоверяющие права владельца на получение товара со склада. Складские свидетельства, как и коносаменты, имеют двойственную правовую природу, поскольку являются одновременно и товарораспорядительными документами, и ценными бумагами (ст. 912-917 ГК РФ). Например, в Правилах Московской центральной фондовой биржи, где функционируют товарные секции, предусмотрена возможность торговли варрантами (залоговой частью двойного складского свидетельства) на товары.

Законодательство выделяет четыре разновидности биржевых сделок: простые, форвардные, фьючерсные и опционные. Предметом простой биржевой сделки является товар, имеющийся в наличии (реальный товар). Он может находиться на биржевом складе или быть у продавца (поставщика), т.е. речь идет о товаре, который не нужно после заключения сделки добывать, производить или закупать у третьих лиц, чтобы исполнить заключенную биржевую сделку. Простые биржевые сделки именуются также кассовыми или сделками СПОТ и предполагают немедленное исполнение обязательств . "Немедленное" исполнение по таким сделкам не следует понимать буквально, обычно оно означает небольшой промежуток времени между заключением и исполнением сделки, как правило, не более 14 календарных дней. Простые биржевые сделки довольно распространены на российских биржах, хотя за рубежом, по некоторым данным, доля таких сделок с реальным товаром составляет от 3 до 5% общего количества биржевых сделок.

Форвардные, фьючерсные и опционные сделки образуют группу срочных сделок, именуемых также деривативами или производными инструментами. Форвардная сделка похожа на простую биржевую тем, что она также заключается на реальный товар. Отличие состоит в том, что форвардная сделка предполагает отсрочку исполнения обязательств . Предметом фьючерсной сделки является стандартный фьючерсный контракт, т.е. документ, определяющий права и обязанности на получение или передачу товара либо денег с указанием порядка его получения или передачи. По опционной сделке происходит продажа прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении реального товара или стандартного фьючерсного контракта.

Биржевая торговля осуществляется по внутренним правилам биржевой торговли, которые представляют собой локальный нормативный акт , утверждаемый каждой товарной биржей. Все споры на бирже разрешаются Биржевой арбитражной комиссией, выполняющей функции третейского суда .

По сравнению с обычными гражданско-правовыми соглашениями биржевые сделки имеют определенную специфику. Гражданско-правовые сделки могут быть как односторонними, так и двух- или многосторонними - договорами, а биржевая сделка может быть только договором. Действующим законодательством предусмотрены разнообразные виды договоров ; более того, стороны вправе заключить договор, который законом не предусмотрен, но не противоречит ему. Биржевая сделка, в свою очередь, может быть только оптовой куплей-продажей и выступает в четырех формах: простая, форвардная, фьючерсная и опционная. Для некоторых гражданско-правовых сделок предусмотрена государственная регистрация, которая имеет правоустанавливающее значение. Биржевые сделки подлежат только учетной регистрации. Сторонами гражданско-правовой сделки могут быть любые дееспособные лица, а биржевые сделки заключаются только между участниками биржевых торгов. Предметом гражданско-правовой сделки выступают вещи , работы, услуги, имущественные права , объекты исключительных прав , а биржевая сделка заключается в отношении товаров определенного рода и качества или документов, удостоверяющих права на получение таких товаров. Место заключения гражданско-правовой сделки ее стороны определяют самостоятельно, а биржевая сделка может быть заключена только на бирже. Наконец, третейское разрешение споров по гражданско-правовой сделке возможно только по специальному соглашению сторон (так называемая "третейская оговорка"). Споры по биржевым сделкам изначально предполагают третейское рассмотрение в Биржевой арбитражной комиссии.

Правовой статус фондовой биржи

В отличие от товарной, фондовая биржа может быть создана в форме акционерного общества любого типа или некоммерческого партнерства, причем правовое положение фондовой биржи во многом определяется той организационно-правовой формой, в которой она создана.

Акционерами фондовой биржи вправе быть любые лица; при этом в собственности одного акционера и его аффилированных лиц не может находиться более 20% акций одной категории. Членами фондовой биржи - некоммерческого партнерства могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг; при этом один член партнерства не вправе обладать более чем 20% голосов на общем собрании.

Фондовая биржа, созданная в форме акционерного общества , организует торговлю ценными бумагами между доверительными управляющими, брокерами и дилерами. Фондовая биржа - некоммерческое партнерство проводит торги только с участием членов биржи. Можно сказать, биржа - акционерное общество организует торговлю между "своими" и "чужими" профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а биржа - некоммерческое партнерство проводит торги только с участием "своих" членов. В любом случае, независимо от того, в какой форме создана фондовая биржа, она организует торговлю между профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа, зарегистрированная в форме некоммерческого партнерства, вправе преобразоваться в акционерное общество по решению своих членов, принятому на общем собрании квалифицированным большинством в 3/4 голосов. Преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот является нетрадиционной формой реорганизации, предусмотренной действующим законодательством РФ. Возможность преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество санкционирована законодательством, а условия подобного преобразования установлены на сегодняшний день только применительно к фондовым биржам. Но здесь наблюдается противоречие между Законом о рынке ценных бумаг и Законом о некоммерческих организациях , так как последний требует единогласного решения членов партнерства о преобразовании его в хозяйственное общество.

Необходимо отметить, что законодательство позволяет также провести преобразование фондовой биржи - акционерного общества в некоммерческое партнерство. Однако для этого акционерам потребуется принять подобное решение единогласно.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Законодательством предусмотрены семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг , или, как принято говорить, "семь участников инфраструктуры рынка ". Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат лицензированию в Федеральной службе по финансовым рынкам. Сама фондовая биржа , будучи организатором торговли, также является профессиональным участником рынка, и она должна иметь соответствующую лицензию. Кроме того, фондовыми биржами признаются фондовые отделы товарных и валютных бирж; они подлежат отдельному лицензированию.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в первую очередь, являются брокеры, которые совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором , и только другим брокерам.

Следует обратить внимание на принципиальное отличие между фондовыми и товарными брокерами. Для товарной биржи характерна своеобразная брокерская монополия на совершение биржевых сделок, поскольку практически все сделки здесь заключаются исключительно через биржевого брокера. В процессе фондовой торговли сделки с ценными бумагами могут совершаться не только брокерами, но и другими профессиональными участниками рынка.

Статус фондовых дилеров аналогичен положению дилеров на товарной бирже. В процессе фондовой торговли дилеры совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи ценных бумаг с обязательством их покупки и (или) продажи по ценам, объявленным дилером. Причем дилером может быть только коммерческая организация . Брокеры и дилеры вправе также выступать финансовыми консультантами по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг клиента.

Доверительные управляющие осуществляют управление ценными бумагами и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока . В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления . Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и полученных в процессе управления ценными бумагами.

Согласно ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг управляющими могут быть юридические лица ; их деятельность, права и обязанности регулируются законодательством РФ. Управление ценными бумагами является одним из видов доверительного управления имуществом, следовательно, на него распространяются нормы гл. 53 ГК РФ. Поэтому нужно иметь в виду требования ст. 1015 ГК РФ, согласно которой доверительным управляющим может быть не просто юридическое лицо, а коммерческая организация, кроме унитарного предприятия . Договор доверительного управления заключается на срок не более 5 лет (ст. 1016 ГК РФ).

Клиринговые организации определяют взаимные обязательства участников сделок с ценными бумагами (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам, подготовка бухгалтерских документов), проводят зачеты по поставкам ценных бумаг и расчеты по ним. Формируют специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок. Чаще всего клирингом занимается сама фондовая биржа, чтобы упростить расчеты между участниками торгов, для чего создает отдельное структурное подразделение, часто именуемое расчетной палатой или расчетным центром.

Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Сертификаты предназначены только для документарных (бумажных) ценных бумаг; они подтверждают права своего владельца на определенное количество ценных бумаг. Действительно, эмитенту удобно выпускать, к примеру, не тысячу отдельных облигаций, а один сертификат на эти облигации. Учитывая, что по нашему законодательству документарные эмиссионные ценные бумаги выпускаются только "на предъявителя", существует вероятность кражи сертификатов. Ведь законным владельцем предъявительской бумаги считается ее фактический обладатель. Именно для того чтобы исключить возможную кражу сертификатов на предъявительские бумаги, они передаются на хранение в депозитарий.

Депозитарием вправе быть только юридическое лицо, которое действует на основании депозитарного договора с клиентом. Депозитарий может выступать как номинальный держатель ценных бумаг клиента при размещении их в другом депозитарии или у другого регистратора.

Регистраторы собирают, фиксируют, обрабатывают, хранят и предоставляют данные, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Регистратором может быть только юридическое лицо. Система ведения реестра предназначена для учета именных ценных бумаг. Деятельность по ведению реестра является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В каком случае эмитент может вести реестр владельцев ценных бумаг самостоятельно, а когда он обязан обратиться к услугам специализированного регистратора? Согласно п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах реестр акционеров должен быть передан на ведение регистратору, если число акционеров превышает 50. В то же время в ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено, что регистратор должен вести реестр в тех случаях, когда число владельцев ценных бумаг эмитента превышает 500. В случае противоречия, как известно, приоритет имеет закон специальный перед законом общим. Специальным является Закон об акционерных обществах , устанавливающий особенности правового режима такого вида ценных бумаг, как акции. Поэтому требования ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг должны распространяться только на порядок ведения реестра владельцев именных облигаций.

Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле

На фондовой бирже могут обращаться только ценные бумаги , обладающие так называемой биржевой оборотоспособностью, поэтому далеко не все бумаги, перечисленные в ст. 143 ГК РФ, считаются "фондовыми ценностями". Во-первых, по своей юридической природе не могут обращаться на бирже товарораспорядительные ценные бумаги (коносаменты, варранты), а также ценные бумаги, выполняющие расчетные и платежные функции (чеки , векселя , банковские сберегательные книжки на предъявителя, сберегательные и депозитные сертификаты).

На фондовой бирже совершаются сделки только с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями), которые:

закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав владельца;

размещаются выпусками или сериями;

имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения.

Новый вид эмиссионной ценной бумаги, которая может обращаться на фондовой бирже, - опцион эмитента. Опцион является именной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) по наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента по цене, определенной в опционе. Опционы размещаются только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества . Количество акций, которые можно приобрести по опциону, не должно превышать 5% акций данной категории, размещенных к моменту государственной регистрации опциона.

Торговаться на фондовой бирже могут ценные бумаги, полностью оплаченные эмитентом, поскольку совершение любых сделок с ценными бумагами запрещается до их полной оплаты. Эмиссионные ценные бумаги должны также проходить процедуру государственной регистрации. Регистрация эмиссии ценных бумаг может состоять из двух этапов - это регистрация проспекта эмиссии, если происходит размещение ценных бумаг среди неопределенного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500 (например, осуществляется открытая подписка), и регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, является административным правонарушением (ст. 15.18 КоАП РФ).

Помимо полной оплаты и государственной регистрации эмиссии ценных бумаг важным условием их допуска к фондовой торговле является прохождение процедуры листинга. Листинг (от англ. "list" - список) - это внутренняя процедура биржи, в соответствии с которой ценные бумаги допускаются к котировке, т.е. включаются в котировальный лист. Обратная процедура именуется "делистинг" - исключение из котировального листа.

Условиями включения ценных бумаг в котировальные листы фондовой биржи могут быть: предоставление эмитентами информации о том, что они следуют положениям Кодекса корпоративного поведения; рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента; срок его деятельности; количество акционеров; стоимость чистых активов и проч..

Фондовая торговля происходит либо в помещении биржи (зале биржевых торгов), либо в единой торговой сессии (электронной сессии). По общему правилу, сделки заключаются путем удовлетворения встречных заявок аукционным способом или через снятие котировок и отражение отчета по сделкам в компьютерных торговых системах.

Котировка - это процесс определения рыночной стоимости (курса) ценных бумаг. Котировку проводят специальные органы фондовых бирж - котировальные комиссии или комитеты. Данная процедура применяется только по отношению к ценным бумагам, прошедшим листинг. Котировальная комиссия собирает сведения о спросе и предложении от биржевых посредников (брокеров и дилеров). Та цена, по которой состоятся сделки с наибольшим числом ценным бумаг, будет считаться их курсом.

Правовые основы деятельности валютной биржи

Валютные биржи формируют централизованный валютный рынок . В России валютные биржи играют довольно активную роль, поскольку на них осуществляются операции по купле-продаже свободно конвертируемой валюты и валютным котировкам. В зарубежных странах, в частности во Франции и Германии, на валютных биржах происходят только расчетные операции.

На сегодняшний день в России функционируют несколько валютных бирж и все они являются межбанковскими (например, Московская межбанковская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа, Санкт-Петербургская межбанковская валютная биржа). На их долю приходится основной валютный оборот. На утренней единой торговой сессии (ETC) всех отечественных валютных бирж происходит котировка в основном рубль/доллар. Дневные торги проводятся на валютных биржах раздельно. И на утренней, и на дневной сессиях все операции с валютой производятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В основу определения официального курса рубля Центральный банк РФ кладет прямую биржевую котировку рубль/доллар.

Валюта в биржевом обороте представляет собой средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в денежных единицах РФ, иностранных государств , групп государств и в международных денежных и расчетных единицах. Выделять валютные ценности как отдельную категорию объектов биржевой торговли не принято, поскольку общие принципы совершения биржевых сделок с валютой или ценными бумагами не зависят от их государственной принадлежности. Одной из целей создания собственно валютных бирж является институциализация определенной части межбанковской торговли валютными средствами на счетах. Существуют биржевые ценности, для которых процедура допуска со стороны биржи не устанавливается, - это иностранная валюта.

Статус валютных бирж определяется, в первую очередь, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле " и Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".

Валютные биржи - это созданные в соответствии с законодательством РФ юридические лица , одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Помимо этого, иностранной валютой следует считать средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Центральный банк РФ устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или напрямую Центральному банку РФ.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность биржи………………………………..…..………..5

2. Функции биржи………………………………………………...……..…9

3. Значение биржи………………………………………….…………..…13

Заключение…………………………………………………………..……15

Список использованной литературы………………………….…………16

Введение

Переход Российской Федерации к рыночным формам хозяйствования потребовал в рамках трансформации экономической системы государства создания новых институтов, не присущих плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и базовых инструментов этой торговли – товарных, фондовых и валютных бирж.

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере. При этом становится совершенно очевидным, что без эффективной частноправовой и публично-правовой регламентации правового статуса бирж, рыночные отношения России не смогут дальше нормально развиваться, а, следовательно, процесс интеграции национального (государственного) рынка России в мировой рынок может затянуться на очень долгие-долгие годы.

Поэтому в этом смысле наиболее актуальным является укрепление нормативной правовой базы, регламентирующей правовой статус, деятельность и правовое обеспечение функционирования бирж. В свою очередь, в основе такого правового нормирования лежит развитой частноправовой элемент – закрепление соответствующего нынешним экономическим реалиям устойчивого гражданско-правового положения биржи. В соответствии с вышесказанным, в представленной работе рассмотрена актуальная тема – «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)».

Цель работы – исследовать общую характеристику правового статуса биржи с точки зрения современного коммерческого права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ исследовать понятие биржи в современном аспекте;

▬ изучить функции и деятельность, осуществляемую биржей;

▬ выяснить значение биржи в современной экономической жизни;

Объектом исследования данной работы является биржа, как юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Предметом исследования работы выступает правовой статус биржи.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: метод всестороннего познания предмета и объекта исследования работы, метод анализа полученных знаний и материалов, сравнительно-правовой метод, системный метод, структурно-функциональный метод, а также метод обобщения полученных материалов по изученной теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и работы российских правоведов, рассматривающих основные аспекты правового статуса и деятельности бирж в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Б.И. Пугинский, С.И. Винченко, А.Г. Грязнова, Р.В. Корнева, В.А. Галанов, Л.В. Андреева, П.В. Петров, А.П. Соломатин, Ф.П. Половцева и др. Также в работе использовались материалы Интернет-ресурсов – .

Законодательной основой представленной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральные законы РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и иные нормативно правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 16 страницах, для написания использовано 10 научных источников, из них четыре – это нормативно-правовые материалы.

1. Понятие и сущность биржи

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона биржа - это место или здание, где собираются в определенные часы торговые люди и посредники, биржевые маклера для заключения сделок о ценных бумагах или товарах. До эпохи компьютеризации это было действительно так, и о сделках стороны договаривались устно. Но сейчас торги большей частью проходят в электронном виде. Упрощенно - на бирже стоит торговый сервер, к которому подключены аккредитованные брокерские компании через специальные глобальные линии связи. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажи ценной бумаги, валюты, товара. Таким образом, биржа предоставляет возможность встретиться покупателям и продавцам, но уже не в своем здании, а на одном сервере, и заключать сделки купли-продажи.

Первая официальная Российская биржа была открыта в Петербурге в 1703 году, в период правления Петра I Великого. В последующем биржи возникают в Кременчуге (1834 год); в Москве (1839 год), Рыбинске (1842 год); Нижнем Новгороде (1848 год). Быстрый толчок к появлению бирж в Казане, Риге, Самаре и Киеве дал переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года. В 90-е и последующие годы ХХ века биржевое дело получает дальнейшее развитие в России в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, т.д. и появлением коммерческих банков. В целом к началу войны общее количество российских бирж достигало ста пятнадцати.

16 июля 1914 года биржи России были закрыты. В январе 1917 года их вновь открыли, а в феврале - закрыли опять. Полностью разрушенная в 1917-1920 годы рыночная инфраструктура российского государства на короткое время возродилась в период НЭПа. Это было связано, прежде всего, с расширением свободных товаропроизводителей, оживлением спроса, а также возрастанием деловой активности в стране. В этот период времени возникает более сотни бирж, в том числе такие крупные, как Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и Московская центральная товарная биржа.

В это же время происходит обширная правовая регламентация биржевой деятельности. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭП было разрешено ВСНХ и его местным органам учредить товарные биржи. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета Труда и Обороны “О товарных биржах”, а затем постановление СНК РСФСР “О фондовых биржевых операциях”. Данные акты вошли в первый ГК РСФСР 1922 года и действовали до 1925 года. Их заменило положение о фондовых и товарных биржах и фондовых отделах при товарных биржах 1925 года, новая редакция которого была утверждена в 1928 году. Данный документ, рассчитанный на все формы биржевой торговли, дополнялся актами Наркомторга и Наркомфина РСФСР среди которых были Нормальный устав товарной биржи, а также правила биржевой торговли, которые устанавливались своими биржами и были обязательными для их членов и посетителей. Перечисленные акты биржевой деятельности были отменены в 1930 году вместе с другими законодательными документами НЭПа, что послужило началом той директивной экономики, которая просуществовала в нашей стране ≈ 70 лет

Создание биржевых институтов выступает необходимым условием функционирования рыночного механизма государства. Биржевой институт России пережил возрождение в начале 90-х годов ХХ века и сейчас находится в периоде своего развития. По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговле”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И, несмотря на то, что все они так и остались проектами, тем не менее, их разработки определили основные подходы к проблеме. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления страной к рыночной экономике.

Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных средств. Биржи создавались, как акционерные общества, к 1992 году биржа перестала быть единственным символом рынка, и становится истинно оптовой торговлей. В это же время идет процесс становления фьючерсной торговли. Отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции и товарные, и фондовые. Формирование российских бирж осуществлялось в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства, и было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Одним из условий формирования бирж в Российской Федерации было отсутствие форм товарного обращения.

Биржа - это классический институт рыночной экономики, который формирует оптовый рынок товаров. При этом биржа имеет организационную основу; экономическую основу; и юридическую основу. Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, то есть профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающем обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном государственном суде (третейском суде).

Основным документом биржевой торговли на территории Российской Федерации является Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20 февраля 1992 года № 2383-I, который создает правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности; учитывает реальные процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно, данному закону биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она не может также осуществлять торговую, торгово-посредническую и иные виды деятельности непосредственно не связанные с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие указанным положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов “товарная биржа” или “биржа” и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. Предметом биржевых сделок не может быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также произведения искусства.

Порядок валютного регулирования и общие условия, необходимые для совершения сделок с валютой на валютной бирже на территории России определены Федеральным Законом Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным Законом РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”. Фондовая биржа – организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иной деятельностью, исключение - депозитарная деятельность и деятельность по определению взаимных обязательств. Фондовая биржа – некоммерческая организация, но доходы, могут быть получены ею от осуществления депозитарной или клиринговой деятельности.

2. Функции биржи

Согласно Закону РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. При этом, биржа не может осуществлять торговую, торгово- посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Также биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, если организации не ставят целью осуществление деятельности, связанной с организацией биржевой торговли.

Таким образом, при осуществлении своей непосредственной деятельности, биржа осуществляет следующие функции:

1. Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов (организация биржевых торгов, разработка правил биржевой торговли, материально-техническое обеспечение биржевых торгов, материально-техническое обеспечение квалификационного аппарата биржи).

2. Разработка биржевых контрактов - включает стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых товаров, стандартизацию размеров партии товаров, выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам. Ускорению оформления заключенных сделок способствуют типовые биржевые контракты, которые разрабатываются биржами.

3. Разрешение споров по биржевым сделкам – в спорах биржа обычно выступает в третейском (государственном арбитражном) суде.

4. Выяснение и регулирование биржевых цен – подразумевает под собой то, что биржа участвует в формировании цен на все виды биржевых товаров. Сама биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается, как наиболее важная функция биржи. Котировка цены – это фиксирование цен на бирже в течение каждого дня ее работы, а также регистрация курс валют или ценных бумаг. Котировка цен – это, прежде всего, регистрация биржевых цен по биржевым правилам с их последующей публикацией, а публикации цен на биржевые товары служат ориентиром для продавцов и покупателей выбора стратегии поведения на очередных торгах.

5. Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен – для этого используются специальные виды биржевых сделок и механизмы их заключения.

6. Гарантирование выполнения сделок, достигаемое посредством биржевых систем клиринга и расчетов – для этого биржа использует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований (взаимозачет) и обязательств участников торгов, а также организует их использование.

7. Информационная деятельность – подразумевает сбор и регистрацию цен с последующим их обобщением и публикацией, предоставление этого материала клиентам, а также на международный рынок информации.

Еще одна важная функция биржи - организация и гарантирование расчетов по сделкам, обеспечение механизма «поставка против платежа» (Delivery against payment). Российские биржи (ММВБ, РТС, МБЦМ) получают комиссионный сбор с каждой заключенной сделки, и это является основным источником их доходов. Другим источником доходов могут быть членские взносы, плата за доступ к торгам, продажа биржевой информации.

При реализации всех вышеуказанных функций, осуществляется биржевая торговля. В настоящее время биржевая торговля осуществляется:

Ø путем совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за счет клиента, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (так называемой брокерской деятельности);

Ø путем совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (так называемой дилерской деятельности).

Биржевая торговля организуется торговцами для облегчения процесса торговли, для выработки более эффективного механизма и впоследствии, хеджирования (защита, страховка от неблагоприятного изменения цен). В соответствии с этим, биржевая торговля имеет специфические особенности:

▬ биржевая деятельность концентрируется в местах производства и потребления товаров;

▬ ведется по специфическим видам товаров (так называемым, биржевым товарам) крупными партиями;

▬ ведется в отсутствии товара по образцам, описаниям;

▬ ведется контрактами и договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем;

▬ проводится регулярно, учитывается концентрация спроса и предложения, а также покупателей и продавцов;

▬ отличается гласностью торгов, все желающие могут получить информацию об объеме заключенных сделок и ценах;

▬ свободное ценообразование, цены чувствительны и очень реагируют на конъюнктуру рынка;

▬ ведется биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени производителей и потребителей товара;

▬ отсутствие влияния прямого воздействия государства на процесс биржевого торга;

▬ вырабатывает два стандарта: по качеству и по ценам товаров.

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Биржа вправе подать заявление о предоставлении ей лицензии, если к моменту обращения сумма вкладов в уставный капитал составляет не менее 50 процентов его объявленной суммы. Лицензия на организацию биржевой торговли выдается бирже после установления соответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям законодательства Российской Федерации, а также при условии соответствующего оформления документов и представления их в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления.

В случае отказа в выдаче лицензии биржа имеет право обратиться повторно в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков с заявлением о предоставлении ей лицензии, которое рассматривается в течение одного месяца со дня получения повторного заявления на выдачу лицензии. Следует отметить, что биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков об отказе в выдаче лицензии. Порядок выдачи, аннулирования и приостановки действия лицензии определяется Положением о лицензировании товарных бирж, которое утверждается Правительством РФ.

При организации биржевой торговли, на бирже совершаются биржевые сделки - зарегистрированные биржей договоры, заключаемые участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления сделок устанавливается самой биржей, при этом биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Участниками биржевой торговли могут совершаться сделки, связанные с:

▬ взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

▬ взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

▬ взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

▬ уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку товара (опционные сделки);

▬ другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Биржа может иметь филиалы и обособленные подразделения. Ликвидация биржи осуществляется по решению высшего органа управления биржи, судом, арбитражным судом в порядке, предусмотренном законами РФ

3. Значение биржи

Биржи представляют собой элемент рыночного хозяйствования и весьма распространены в развитых капиталистических странах, и, поскольку Россия входит в мировой рынок, то она объективно нуждается в их существовании. В основу проведения в нашей стране экономической реформы положены принципы свободного товарного производства и товарного рынка. Биржа, как торговый посредник, является одним из непременных элементов рыночной инфраструктуры, без которой не может существовать рыночное хозяйство. Роль биржи в экономике находится в прямо пропорциональной зависимости от развитости рыночных отношений - чем больше преобладают рыночные начала, тем большее значение приобретает биржа. Биржи фактически заменили систему государственного распределения, они являются посредническим звеном характерным для развитого товарного производства.

Создание биржевых институтов в России в начале 90-х гг. было одним из необходимых условий развития рыночных отношений. Так, современным российским биржам присущи многие основные черты классических биржевых институтов. Вместе с тем, отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, когда одновременно на территории одной биржи совершаются операции и товарные, и фондовые. Причем это характерно как для бирж дооктябрьского периода, так и для советских бирж периода НЭПа. Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные черты, присущие только биржевой системе России. Они связаны с необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня.

Несмотря на то, что российский биржевой институт находится в стадии становления, на сегодняшний день уже можно говорить о полученных позитивных результатах. Прежде всего, возникнув из государственной собственности, российские биржи сами превратились в катализатор ее преобразования в частную собственность. Следует отметить, что на сегодняшний день развитие биржевой деятельности на территории Российской Федерации создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, которые обогащают российский рынок пользующимися спросом товарами и услугами.

Также развитие биржевого дела предусматривает массовый приток квалифицированных кадров, стимулирует развитие теории биржевого дела.

В настоящее время практически создана соответствующая законодательная база, которая определяет порядок организации бирж, их функционирование, использование капитала. С помощью Федеральных законов РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле» – установлен порядок государственного регулирования деятельности товарных, валютных и фондовых бирж в России, созданы специальные органы государственного контроля.

В общем, можно сделать вывод, что развитие биржевой деятельности в Российской Федерации в настоящее время стимулирует развитие биржевого законодательства, при этом важно, чтобы принятие соответствующих законов не отставало от быстро меняющихся условий рыночной экономики.

Подводя итоги, можно выделить следующие позиции биржевого движения в нашей стране: это, прежде всего, нарастание экономической мощи крупных специализированных бирж; стандартизация и типизация правил биржевой торговли, биржевых контрактов и брокерской документации; рост числа фондовых и валютных бирж; нарастание форвардных и фьючерсных сделок; постепенный отказ от бартерных сделок и аукционных принципов торгов; страхование биржевых сделок, превращение биржевых структур в некоммерческие организации; формирование единого биржевого пространства в стране; детализация биржевого законодательства. Таким образом, биржевой институт затрагивает многие основные сферы рыночной экономики, оказывая существенное влияние на развитие законодательства в сфере предпринимательства. Поэтому его становление и развитие может и должно рассматриваться в контексте проводимых демократических преобразований.

Заключение

В представленной контрольной работе была исследована тема – «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)». В процессе изучения были решены следующие задачи: исследовано понятие биржи; изучены функции и деятельность биржи; выяснено значение биржи.

Следует отметить, что правовой статус биржи – это совокупность прав, обязанностей и законных интересов, гарантируемых бирже государством. Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере страны.

В настоящее время создана соответствующая законодательная база, которая определяет правовой статус бирж: с помощью Федеральных законов РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле» – установлен порядок государственного регулирования деятельности товарных, валютных и фондовых бирж в России, созданы специальные органы государственного контроля.

Как показывает опыт, становление и развитие современных биржевых институтов возможно при наличии адекватных экономических предпосылок, а также при условии надлежащего правового обеспечения. Подобное правовое обеспечение возможно лишь тогда, когда у законодателя вслед за юридической наукой будет выработано адекватное представление о правовой сущности биржи. Естественно, что обозначенная сущность тесным образом связана с гражданским правом и проявляется именно в этой области. Такое положение вызвано к жизни тем, что любая биржа на сегодняшний день представляет собой специальным образом организованное и по-особому функционирующее юридическое лицо, субъект гражданского права, действующий в области организованной оптовой торговли тем или иным товаром.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

2. О товарных биржах и биржевой торговле: Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-I. (с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 года, 30 апреля 1993 года, 19 июня 1995 года, 21 марта 2002 года, 29 июня 2004 года, 26 декабря 2005 года, 15 апреля 2006 года). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

3. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. – Версия от 01.12.2007 г. – CD–ROM.

4. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

5. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. / Л.В. Андреева. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 280 с.

6. Белых С., Винченко С.И. Биржевое право: Учебник / С. Белых. – М.: Специальная литература, 2005. – 365 с.

7. Грязнова А.Г., Корнева Р.В., Галанов В.А. Биржевая деятельность. / А.Г. Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 435 с.

8. Петров П.В., Соломатин А.П. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. / П.В. Петров. - М., 2006. – 311 с.

9. Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. / Б.И. Пугинский. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 430 с.

10. Энциклопедия российского права. [Электронный ресурс]. – Правовая система на CD-ROM. Версия от 01.12.2007 г. – CD–ROM.

Энциклопедия российского права. [Электронный ресурс]. – Правовая система на CD-ROM. Версия от 01.12.07

Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. – М.:, 2006. – с.63

Грязнова А.Г. и др. Биржевая деятельность. / А.Г. Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с.19-20

О товарных биржах и биржевой торговле: Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-I.


17
БИРЖИ И БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ
Введение
1. Понятие биржи
2. Правовой статус товарной биржи
3. Организация биржевой торговли
4. Правовой статус фондовой биржи
5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
6. Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
Заключение
Литература


Введение
Термин "биржа" (лат., нем.) буквально означает "кошелек". Первая биржа была создана в Нидерландах в г. Брюгге в XV в., но свой след в истории она не оставила, т.к. позднее появилась более известная Антверпенская биржа.
Если говорить о современной истории, то в нашей стране прообразом бирж были аукционные торги промышленной продукции Госснаба СССР. После перестройки первые российские биржи были ориентированы на бартерный обмен в связи с дефицитом денег. Интересно, что в 1992 г. общее число бирж, зарегистрированных в России, превысило общее число бирж в мире. Наиболее известными были в то время Российская товарно-сырьевая биржа, биржа "Гермес", Приволжская товарная биржа, Дальневосточная товарно-фондовая биржа, биржа "Урал" и др.
Биржа - это регулярно действующая организация, в помещении которой совершаются сделки по покупке и продаже:
Биржевые сделки могут совершаться не только на территории или в помещении биржи. Местом заключения таких сделок могут быть и компьютерные сети. Например, существуют международные секции электронной торговли между биржами. В России электронные торговые сессии распространены на валютно-фондовых (ММВБ) и фондовых биржах (РТС).
1) массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными показателями (товарная биржа);
2) ценных бумаг (фондовая биржа);
3) иностранной валюты (валютная биржа).
Статус товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" .
Статус валютных бирж определяется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".
1. Понятие биржи
Для всех видов бирж установлено требование публичной бухгалтерской отчетности (ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Бухгалтерская отчетность публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. До публикации должны быть соблюдены две обязательные процедуры:
Существует противоречие между Федеральными законами "О бухгалтерском учете" и "Об акционерных обществах". Утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков АО отнесено к компетенции годового общего собрания акционеров, которое проводится в срок не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Судебно-арбитражная практика признает приоритетное действие акционерного законодательства. Поэтому, если биржа создана в форме АО, она подчиняется специальным требованиям Закона "Об акционерных обществах". См. об этом: Постановление ФАС Московского округа от 6 ноября 2001 г. N КА-А40/6358-01.
- проверка независимым аудитором;
- утверждение общим собранием участников с определением СМИ, где будет размещена публикация.
2. Правовой статус товарной биржи
Товарные биржи формируют организованные рынки, обеспечивающие концентрацию спроса и предложения, формирование объективных цен на основные сырьевые и продовольственные товары, способствуют развитию торговой инфраструктуры.
Товарная биржа - это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Законодательство не определяет, в какой организационно-правовой форме должны создаваться товарные биржи. Большинство товарных бирж создавались в России в форме акционерных обществ, т.е. коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, хотя это не совсем соответствует основным задачам биржевой торговли. Биржи можно считать специальными субъектами предпринимательской деятельности. Они лишь содействуют торговым операциям, обеспечивают встречу продавца и покупателя в определенном месте. Сами по себе биржи участия в торговле не принимают. Поэтому за рубежом биржи, как правило, являются некоммерческими организациями.
Российские биржи на сегодняшний день чаще всего существуют в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческих партнерств.
Биржевая деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, поэтому биржа не вправе заниматься торговой и иной деятельностью, не связанной с биржевой торговлей. Биржа не вправе участвовать в создании организаций, не связанных с биржевой торговлей. Деятельность биржи подлежит лицензированию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам после оплаты 50% уставного капитала биржи.
Учредителями биржи могут быть юридические и физические лица, за исключением:
органов государственной власти;
банков и кредитных организаций;
страховых и инвестиционных компаний и фондов;
общественных, религиозных, благотворительных организаций и фондов;
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Максимальный размер доли одного учредителя составляет 10% уставного капитала биржи. Исходя из, этого товарная биржа должна иметь как минимум 10 учредителей. Максимальное число учредителей Законом не устанавливается, оно должно быть предусмотрено в уставе самой биржи. За нарушение этого установленного уставом биржи предела возможно наступление административной ответственности в виде штрафа в размере 200 - 400 МРОТ (ст. 14.24 КоАП РФ).
Товарная биржа имеет единственный учредительный документ - устав. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи.
Члены товарной биржи - это учредители биржи или лица, которые вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Учредители вправе пользоваться особыми правами и обязанностями в биржевой торговле по сравнению с другими членами биржи. Срок действия особых прав учредителей составляет не более трех лет с момента государственной регистрации биржи.
Члены биржи могут сдавать в аренду свое право участия в биржевой торговле с регистрацией такого договора на бирже. Субаренда права на участие в биржевой торговле не допускается. Довольно странный термин "передача в аренду права" объясняется, видимо, тем, что биржевое законодательство сформировалось еще до принятия Гражданского кодекса РФ, определившего основные понятия и категории гражданского и торгового оборота. В свете действующего законодательства правильнее говорить не об аренде, а об уступке права участия в биржевых торгах.
Не могут быть членами биржи те лица, которые не имеют права быть ее учредителями, а также служащие данной или любой другой биржи и организации, если их руководители (заместители руководителей, руководители филиалов) являются служащими данной биржи.
Банки и кредитные организации могут быть членами фондовых и валютных отделов товарных бирж. Следует подчеркнуть, что биржа может иметь некую "смешанную" форму, например, она может быть товарно-фондовой или даже универсальной биржей. Если, скажем, биржа организует торговлю и товарами, и ценными бумагами, то ей необходимо иметь в наличии сразу две лицензии: лицензию товарной биржи и лицензию организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Таким образом, фондовый отдел товарной биржи по своему правовому статусу является не просто ее структурным подразделением, а функционирующей фондовой биржей. В нашей стране наибольшее распространение получили такие разновидности бирж, как универсальные и валютно-фондовые.
Товарная биржа разделяется на секции (отделы) в зависимости от вида торгуемого товара (пшеница, сахар, мясо, черные или цветные металлы и т.п.). В связи с этим Законом установлено две категории членов товарной биржи.
1. Полные члены - с правом участия в биржевых торгах во всех секциях (отделах) биржи.
2. Неполные члены - с правом участия в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе) биржи.
3. Организация биржевой торговли
Участники биржевой торговли:
1) члены биржи;
2) посетители биржевых торгов.
Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. Они вносят плату за участие в биржевых торгах. Право на участие в торгах предоставляется на срок не более трех лет. Их число не должно превышать 30% общего числа членов биржи.
Разовые посетители совершают сделки только с реальным товаром, от своего имени и за свой счет.
1) брокеры - действуют:
от имени клиента и за его счет;
от имени клиента и за свой счет;
от своего имени и за счет клиента;
2) дилеры - действуют от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара на биржи.
Виды биржевых брокеров:
1) брокерская фирма (самостоятельное юридическое лицо);
2) брокерская контора (филиал брокерской фирмы);
3) независимый брокер (индивидуальный предприниматель).
Биржевые сделки заключаются только через биржевых брокеров, которые ведут учет заключенных сделок и хранят информацию о них в течение пяти лет. Единственное исключение - это сделки с реальным товаром (имеющимся в наличии на бирже), которые участники биржевых торгов могут заключать от своего имени. Но иностранные юридические и физические лица участвуют в торговле только через биржевых посредников, включая заключение сделок с реальным товаром.
Брокеров следует отличать от биржевых маклеров, которые являются служащими биржи, их деятельность определяется должностными инструкциями и они не вправе совершать сделки для себя или для клиентов.
В свою очередь, дилеров можно охарактеризовать в определенном смысле как биржевых "спекулянтов", т.к. в биржевой торговле они представляют только свои собственные интересы. В дилерской деятельности преобладает не посредничество, а самостоятельная торговля с целью перепродажи товаров.
Биржевая сделка - это зарегистрированный биржей договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевые сделки никогда не совершаются от имени и за счет биржи, поэтому ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение биржевой сделки несет сторона по сделке, а не биржа или биржевой посредник.
Биржевой товар - это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт или коносамент на товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимость и объекты интеллектуальной собственности.
Поскольку биржевым товаром считается и коносамент на товар, то предметом биржевой сделки может быть "товар в пути". Нет препятствий к тому, чтобы считать предметом биржевой сделки и "товар на складе". Поэтому биржевым товаром могут быть помимо коносамента складские свидетельства, удостоверяющие права владельца на получение товара со склада. Складские свидетельства, как и коносаменты, имеют двойственную правовую природу, поскольку являются одновременно и товарораспорядительными документами, и ценными бумагами (ст. ст. 912 - 917 ГК РФ) .
Так, например, в Правилах Московской центральной фондовой биржи, где существуют товарные секции, предусмотрена возможность торговли варрантами (залоговой частью двойного складского свидетельства) на товары.
Простые биржевые сделки именуются также сделками СПОТ. "Немедленное" исполнение по ним означает небольшой промежуток времени между заключением и исполнением сделки, как правило, не более 14 календарных дней.
Форвардные, фьючерсные и опционные сделки образуют группу срочных сделок, именуемых также деривативами или производными инструментами.
4. Правовой статус фо и т.д.................

Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, т.е. юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает ряд требований к порядку создания фондовой биржи. Так, фондовая биржа может быть создана в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20% и более акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов такой биржи. Указанные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами.

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов (ст. 11 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закрепляет также ряд требований к деятельности фондовой биржи.

1. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и (или) товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли) и (или) клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение. Таким образом, фондовая биржа является субъектом исключительной компетенции.

2. Фондовая биржа действует на основе лицензии, выдаваемой Федеральной службой по финансовым рынкам РФ (далее - ФСФР России).

3. Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Не допускаются неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам (ст. 12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

4. Фондовая биржа обязана утвердить:

Правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже;

Правила проведения торгов на фондовой бирже, которые должны содержать правила совершения и регистрации сделок, меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами и использования служебной информации.

Фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, обязана также утвердить правила листинга (делистинга) ценных бумаг и (или) правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга, а фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделок, предусматривающих исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов, обязана также утвердить соответствующие требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг спецификации таких сделок.

Фондовая биржа обязана регистрировать указанные документы в ФСФР России.

5. Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже.

6. Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий, а также предоставлять другую информацию в соответствии с законодательством.

7. Фондовая биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил.

8. Фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.

9. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Решение о таком преобразовании принимается членами такой фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России по финансовым рынкам от 9 октября 2007 г. № 07-102/пз-н, установлены требования к порядку управления фондовой биржей.

1. Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров. Не менее одной трети членов совета директоров фондовой биржи должны отвечать следующим требованиям:

а) не являться на момент избрания и в течение одного года, предшествующего избранию, должностными лицами или работниками фондовой биржи;

б) не являться должностными лицами другого общества, в котором любое из должностных лиц фондовой биржи является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям;

в) не являться супругами, родителями, детьми, братьями и сестрами должностных лиц фондовой биржи;

г) не являться аффилированными лицами фондовой биржи, за исключением члена совета директоров фондовой биржи;

д) не являться сторонами по обязательствам с фондовой биржей, в соответствии с условиями которых они могут приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, кроме получения вознаграждения за участие в деятельности совета директоров фондовой биржи;

е) не являться представителями государства.

2. Фондовая биржа должна иметь коллегиальный исполнительный орган управления.

3. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию.

4. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководителя контрольного подразделения (контролера) фондовой биржи, и другие работники фондовой биржи не могут быть работниками и (или) участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся участниками торгов на данной и (или) иных фондовых биржах.

5. Фондовая биржа должна иметь биржевой совет. При наличии на фондовой бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений, отделов и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции (далее - совет секции).

Биржевой совет (совет секции) осуществляет предварительное обсуждение проектов документов, принимаемых биржей, заключения отдела по листингу о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров фондовой биржи (или иному уполномоченному органу, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством).

Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов в данной секции), эмитентов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) определяется советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти членов.

Персональный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством).

Должностные лица (работники) фондовой биржи и участники торгов на фондовой бирже (участники торгов в данной секции) могут составлять не более одной трети состава биржевого совета (совета секции). В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить две и более лиц, являющихся должностными лицами или работниками одного юридического лица либо разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами.

На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом ФСФР России.

6. На фондовой бирже должен быть создан отдел по листингу в качестве отдельного структурного подразделения фондовой биржи.

Отдел по листингу осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) требованиям, установленным законодательством и фондовой биржей, при включении ценных бумаг в котировальные списки и в течение всего срока нахождения данных бумаг в них, а также дает заключения о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка, о приостановлении торгов по ценным бумагам в случае несоответствия ценных бумаг или их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) вышеуказанным требованиям.

Споры между участниками торгов на фондовой бирже, участниками торгов на фондовой бирже и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.

Предыдущая