Проблемы и перспективы развития лизинга в коммерческом банке. Риски лизинговой компании

ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

, студента 5 курса Института права

Тамбовский государственный университет им.

Научный руководитель - , к. ю.н., доцент

Список источников:

1. Абдульмянов природа договора лизинга. // Право и политика 2007, №7

2. Игонина Н. Жизнь по графику // Инвестиции от 01.01.2001.

4. Рубченко и теория лизинга в России // Эксперт. 20.11.2002

5. Сидорова В., Байкова Т.. Экономико-правовые проблемы российского лизинга.// «Юрист» 2004, №11

6. Слесаренко характеристика договора лизинга по праву России и США.// «Право и политика» 2007, №7

7. Факторы, препятствующие развитию лизинга в России. Образование 10.12.2006.// www. edu-news. org-Статьи.

8. Философонова: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности экономика и управление / . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 191 с.

9. Ярмольчук состояния и перспективы развития лизингового рынка России // Право и политика 2007, №6

Лизинг является одним из наиболее прогрессивных методов обеспечения производства материально-техническими средствами, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и технологии, в том числе информационные.

Лизинг на сегодняшний день является одним из немногих способов долго - и среднесрочного финансирования, доступных российским предприятиям. Механизм лизинга привлекателен для лизингополучателей благодаря его экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием.

Интерес к лизингу начал расти после кризиса 1998 г. В 2003г. объем рынка лизинговых услуг составил 35,2 миллиардов рублей (1,2 миллиардов долларов), в 2004г. - 49,7 миллиардов рублей (1,7 миллиардов долларов), в 2005г. - порядка 72,5 миллиардов рублей (2,3 миллиардов долларов), в 2006 г. - порядка 3,3 млрд. долларов (см. рис.15). Наибольшими темпами растет автолизинг, а также авиализинг.

Рис.15.

Тем не менее, можно говорить о том, что объем лизинговой индустрии России незначителен, а темпы роста очень медленные. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии - 18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США равен почти 200 миллиардам долларов. Россия находится в конце третьего десятка из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга.

Самый распространенный предмет лизинга в РФ - сельскохозяйственная техника. Это связано с тем, что на ее приобретение, как правило, выделяется бюджетное финансирование. Далее следует лизинг медицинской техники, автолизинг и лизинг компьютерной техники. Большинство российских лизинговых компаний предлагает грузовой и пассажирский автотранспорт, производственное и телекоммуникационное оборудование.

Сейчас все большее количество лизинговых компаний в своей деятельности ориентируется на малые и средние предприятия (порядка 38%; на средние и крупные - 15%; только на крупные - 7%; на предприятия любых размеров - 40%). Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера традиционно обходила стороной.

Самым распространенным источником финансирования российских лизинговых компаний являются кредиты российских банков. Также в первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банков-учредителей. Собственные средства как источник финансирования находятся лишь на девятом месте.

Темпы развития лизинга не соответствуют сегодняшним потребностям экономики, и спрос на эти услуги полностью не удовлетворяется. Тем не менее, перспективы рынка лизинговых услуг можно оценить положительно. Скорее всего, вопрос развития лизинга - это всего лишь вопрос времени.

Развитие лизинга положительно скажется на состоянии российской экономики. Один из факторов, препятствующих ускорению экономического роста, - это изношенность основных фондов российских предприятий. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается отсутствием доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, - в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера - такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики - то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно “юностью” российского рынка лизинга.

Среди “технических” препятствий можно выделить следующие.

1) Остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе “О финансовой аренде (лизинге) ” в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии объекта лизинга у неисправного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем, на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые взаимные противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухучета, таможенной службы и др.

Однако, на мой взгляд, законодательство в целом достаточно эффективно, и его стабильность и неизменность будут даже в большей степени способствовать развитию лизинга, чем дальнейшее совершенствование.

2) Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного “рассеивания” бренда.

3) Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов. Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, включает в себя как важнейшую составную часть программное обеспечение (по соответствующему законодательству применяется термин “программы для ЭВМ и баз данных”). Зачастую стоимость ПО даже превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Но это же оборудование, которое без программного продукта является просто “грудой железа”, необходимо предоставлять в лизинг. Более того, часто возникает необходимость комплексного участия в лизинговом проекте правообладателей отдельных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования. При этом из-за специфики отношений собственности возникают почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и необходимость самостоятельного поиска путей обхода законодательных тупиков.

На мой взгляд, следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение.

Среди “системных” препятствий развитию лизинга можно выделить следующие.

1) Фактически отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока экспериментальный характер, причем формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма расплывчатые, а ставки высокие.

2) Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. К счастью, пока это скорее потенциальная, чем насущная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений с неисправным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний.

Следует четко закрепить за лизингодателем бесспорное право изымать объект лизинга у лизингополучателя в случае существенного нарушения последним условий договора лизинга, поскольку лизингодатель в любом случае заинтересован в благоприятном исходе ввиду имеющихся обязательств по сделке.

3) Вторичные рынки оборудования все еще слабо развиты, что не позволяет в полной мере рассматривать объект лизинга в качестве обеспечения.

4) Для большинства лизинговых компаний “длинное и дешевое" финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. На мой взгляд, по крайней мере в Удмуртской республике банки неправильно подходят к кредитованию лизинговых проектов - лизинговая компания, как правило, бывает полностью изучена банком, однако главное направление анализа банка концентрируется на лизингополучателе. Что приводит к тому, что по объему бумажной работы нет разницы - брать кредит клиенту на себя напрямую, либо брать оборудование в лизинг. Лизинговая компания может и должна восприниматься банком как неоспоримый фактор, способствующий положительному решению по инвестиционному проекту по приобретению имущества клиентом в лизинг. Еще одна причина заключается в неразвитости в России источников долгосрочной ликвидности: банковского, пенсионного рынков и рынка страхования.

5) Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие таковых позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более широкодоступным инструментом.

Препятствия, обусловленные “юностью” российского рынка лизинга, выглядят следующим образом.

1) Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании. Несколько лизинговых компаний самостоятельно разработали необходимое программное обеспечение.

2) Лизинговые компании испытывают трудности с подбором кадров. Квалифицированных лизинговых специалистов пока немного, а опыт специалистов в области кредитования довольно сильно отличается от опыта в области лизингового финансирования. Однако уже сейчас заметна активность в области подготовки лизинговых специалистов: в ВУЗах появились соответствующие специальности, Северо-Западная лизинговая ассоциация реализует специальную программу по сертификации лизинговых специалистов.

3) Российскому рынку лизинга необходимо развитие информационной инфраструктуры. Для этого необходимы усилия всех участников лизингового рынка. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хотя и существуют, но крайне разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе - во многих странах такие ассоциации имеют мощные лоббистские возможности.

Таблица 14 - Проблемы, препятствующие развитию лизинга в России, и пути их решения

Проблемы лизинга

Пути их решения

Пробелы в законодательстве:

Создание всероссийской ассоциации лизинговых компаний для внесения законодательных инициатив в Государственную Думу, для лоббирования интересов рынка лизинга России

порядок завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю

Право собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга при погашении лизинговых платежей в полном объеме

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

в части дефолтов лизингополучателей

Необходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находится у лизингодателя

Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме

Увеличить норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, либо устанавливать его на конечных лизингополучателей, минуя лизинговые компании

Запрет на лизинг программного обеспечения

Следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования

Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках

Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя

Необходимо законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур

Неразвитость вторичных рынков оборудования

Развитие вторичных рынков оборудования

Ограниченный доступ лизинговых компаний к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам

Переход к кредитованию в западных банках, снижение в России ставки рефинансирования, развитие банковской системы

Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов

Создание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро

Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании

Разработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга

Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга

Введение министерством образования специальности "Лизинг", либо предмета "Лизинг" в учебный план

Сущность лизинга

Лизинг на сегодня является одним из способов привлечения средств в компанию, который стал удобной альтернативой привычному всем кредитованию. В общем виде классическая схема лизинга выглядит так:

  • Поиск заинтересованной в лизинге компанией (лизингополучатель) поставщика (продавца) необходимого имущества
  • Обращение заинтересованной фирмы в лизинговую компанию (лизингодатель)
  • Приобретение лизинговой компанией выбранного имущества
  • Передача во временное пользование предмета лизинга заинтересованной компании

Лизингополучатель при заключении сделки обычно вносит около 10-30% стоимости имущества, а затем он обязан уплачивать с определенной периодичностью лизинговые платежи лизингодателю.

По большому счету процедура лизинга наиболее выгодна для предприятия уже работающего, но желающего расширить деятельность или обновить производственные фонды. Но лизинг может помочь и в становлении бизнеса с нуля, в особенности представителям малого и среднего бизнеса. Его преимущество прежде всего в том, что договор лизинга заключается на довольно длительный срок, и к тому же нет необходимости искать соответствующий сделке предмет залога в отличие от ситуации с банковским кредитом.

Замечание 1

Большим плюсом лизинга является и то, что при заключении сделки лизингополучатель имеет право на налоговые льготы: платежи по лизингу в полной мере уменьшают налогооблагаемую прибыль, к тому же НДС по лизинговым платежам снижает суммы налога, подлежащие уплате. Кроме того, процедура заключения договора лизинга занимает гораздо меньше времени, нежели оформление банковского кредита, а также нет необходимости собирать большой пакет документов.

Проблемные аспекты лизинга в России

Процесс внедрения и развития лизинга в России обусловлен в первую очередь плохим состоянием парка оборудования и устаревшим техническим оснащением производств, низкой инвестиционной активностью на рынке.

Кроме того, на сегодняшний день рост барьеров для доступа на финансовые рынки, общее снижение платежеспособности клиентов, падение уровня деловой активности - особенно актуальные проблемы на фоне снижения государственного финансирования компаний-лизингополучателей и сложной экономико-политической обстановки в стране. Это в конечном итоге может негативно сказаться как на действующих лизинговых проектах, так и на будущем всей сферы лизинга. Конечно, по мнению многих экспертов, проблемы не несут фатального исхода, но все же требуют большого внимания.

Замечание 2

Так, например, в 2015 году резко сократились показатели рынка лизинга и ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. С одной стороны, это говорит о высокой конкуренции среди лизинговых компаний, с другой – о высоких требованиях к качеству и профессионализму действующих лизинговых компаний, умению подстраиваться под резко меняющиеся условия рыночные условия.

Существующие на сегодня проблемы в общем можно условно разделить на три группы:

  • Проблемы технического характера (несовершенство законодательства, проблемы правоприменительного характера)
  • Проблемы системного характера (т.е. проблемы касаются не только лизинга, но и всех сфер предпринимательства)
  • Проблемы, связанные с «незрелостью и молодостью» рынка лизинга в России (стремление к привлечению средств, минимизации потоков платежей по каждой сделке)

Кроме того, можно отнести к проблемам лизингового рынка и то, что уровень его методической проработки низок, в том числе и касательно расчетов лизинговых платежей, что снижает эффективность применения лизинга.

Итак, на сегодняшний день на рынке лизинга не все организовано и эффективно работает. В ближайшем будущем рынку лизинга безусловно необходим активный поиск новых современных вариантов развития.

Проблемы лизинга составляет низкая капитализация компаний по лизингу, они представляются банкам простыми посредниками между ними и лизингополучателями.

Собственные средства у этих компаний незначительны, поэтому риски банка велики. Кроме изучения лизингополучателя, банку приходится заниматься еще и изучением лизинговой компании. А это отражается на затратах и времени. Серьезные и имеющие большой стаж работы в области лизинга, компании, в последнее время начали увеличивать свои капиталы, что стало благоприятно отзываться на количестве заключенных контрактов.

Проблемы лизинга заключаются еще и в невыполнении лизингополучателем условий сделки до конца. В договоре, обычно указывается, что в случае двух невыплат подряд, компания имеет право заблокировать счет своего лизингополучателя и перечислить сумму платежей. На практике эти счета в банке прекращают существование, а лизингополучатель открывает новый счет в другом банке. Продажа же на рынке вторичном оборудования, которое принимает участие в лизинге, представляется весьма хлопотным делом.

В проблемах лизинга имеет место и тот факт, что очень часто, в лизинге участвует оборудование, которое заказывает сам лизингополучатель, и оно бывает уникальным, чинить и поддерживать его в рабочем состоянии очень сложно без специальных инструментов, покупка которых приносит компании дополнительные затраты. Банки же все эти риски учитывают заранее, поэтому лизингодателям необходимо обслуживать узкий сегмент рынка, чтобы хорошо ориентироваться в стоимости оборудования в зависимости от его назначения и срока эксплуатации. В этом случае выгодно применение лизинга мокрого, когда у компании будет своя база оборудования для проведения ремонта.

Проблемы лизинга заключаются и в законодательстве. Первый вариант закона о лизинге настолько нефункционален, что Рослизинг, его разработавшая, требует подгонки под этот закон всех существующих на сегодняшний день законодательных актов в таких областях, как Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы. Но более опытные лизинговые компании рекомендуют доработать один закон о лизинге, чем переделывать под него все остальные. Если же привести все акты этих различных законодательств в соответствие к Европейским аналогам, то система заработает очень эффективно.

Главной проблемой компаний лизинга остается НДС, который не возмещен. Придирчивость налоговых организаций является причиной того, что ежегодно происходят потери этими компаниями 15% всего бизнеса. При неправильном заполнении поставщиками документов, невозможно зачесть даже НДС уплаченный. За год потери, связанные с недоработками в законе составляют около десяти миллиардов рублей.

Лизинг недвижимости возник недавно, но не может начать полноценно развиваться, поскольку право собственности на землю не предусматривает передачу в лизинг. Хотя при продаже или иных действий со строениями и зданиями происходит отторжение участка вместе со строением. Сделки запутываются, происходит их подорожание, хотя нужны они, в первую очередь, предприятиям среднего и малого бизнеса. Продавцы не желают указывать стоимость зданий рыночную, и это тоже приводит к срыву сделок. Отсутствие регламента по лизинговым сделкам негативно сказывается на этом виде финансовой аренды.

В условиях нехватки собственных финансовых ресурсов лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в модернизацию производства.

Темпы роста рынка лизинга в России в 2006 г. замедлились и составили 36% по сравнению с 47% в 2005 г. Основных успехов в области лизинга, по мнению экспертов, тогда удалось добиться в тех отраслях, которые активно дотировались государством (авиастроение и агропромышленный комплекс).

Объем лизинговых операций в 2005 г. (более 650 млн. дол.) выполнили в основном 40 крупнейших лизинговых компаний России. Суммарный объем лизинга в 2005 г. оценивается примерно в 2,5 млрд. дол. (около 4,5% от всех инвестиций в основные фонды).

Наибольшие изменения были заметны в авиастроительной отрасли, авиационных грузопассажирских перевозках и в АПК - в основном благодаря программам государственной поддержки. Развитие лизинга в стране свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии отечественной наукоемкой отрасли. Если бы не правительственная поддержка, то в 2005 г., например, компания «Дальавиа» не смогла бы купить Ту-214. Правда, компаний, работающих по схемам федерального лизинга либо реально пользующихся господдержкой, совсем немного в АПК. По прогнозам специалистов, в ближайшее время ожидается появление таких компаний на железнодорожном транспорте в сфере управления и эксплуатации природных ресурсов

Стимулировать темпы роста «негосударственных» лизинговых операций можно, лишь устранив целый ряд тормозящих факторов, содержащихся в российском законодательстве.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются сейчас лизинговые компании в России, является неотработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга по закону находится в собственности лизинговой компании. Однако Гражданский кодекс и иные нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у недобросовестного лизингополучателя. Вернуть свою собственность лизинговая компания может только в судебном порядке. Известно, что судебное разбирательство в нашей стране может длиться 3-4 месяца и больше, кроме того, довольно сложно добиться реального возврата имущества. Лизинговой компании приходится ждать своего имущества до полугода, за это время объект лизинга нередко теряет свою ликвидность.

Еще одна сложность, которая тормозит развитие лизинга в России, это - проблемы с возвратом НДС. Для того чтобы сдать некий объект в лизинг, компания должна сначала его купить и заплатить НДС государству. Вернуть НДС из бюджета - большая проблема. Это приводит к нехватке свободных денежных средств и к приостановке других проектов компании.

Недостатком существующего законодательства в области лизинга считается также невозможность повторной сдачи объекта в лизинг. В российском законодательстве не предусмотрено системы повторной сдачи имущества в лизинг. В случае расторжения договора по каким-либо причинам лизинговая компания не имеет право повторно сдать объект в лизинг. Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы (возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество) лишь в том случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае разрыва контракта ей остается либо снова его купить и тогда уже сдавать, либо кому-то продать.

Из-за того, что в законодательстве нет четко установленного срока лизинговых сделок, активно развиваются так называемые «серые схемы», когда компании «под прикрытием» налоговых льгот, предоставляемых в случае лизинга, просто покупают в рассрочку оборудование, машины и т.п. Подобная же проблема возникает из-за того, что в законодательстве не ограничена предоплата для покупки объекта лизинга со стороны лизингополучателя. Проблемы недобросовестности, правда, уже со стороны лизинговых компаний, возникли после отмены лицензирования этого вида деятельности. Поставщики не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая на самом деле, может, и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям.

Помимо законодательных проблем, развитию российского лизинга мешает недостаточная заинтересованность как банков, кредитующих лизинговые компании, так и производителей. Среди производителей и дилеров не все понимают значение лизинга для роста объемов продаж настолько, чтобы предоставлять лизинговым компаниям преференции при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг. Большинство из них не предоставляют лизинговым компаниям скидки при приобретении, рассрочку оплаты. Большинство лизинговых компаний испытывают трудности с финансированием. Банки пока не кредитуют независимые от них лизинговые компании. Изменения отношения банков и производителей к лизинговым схемам зависит, в первую очередь, от возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату.

От государственных средств зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровней. Более того, стимулируя развитие рынка лизинговых услуг, государство предоставляет субсидию по страховке сделок в размере 50%, то есть лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховой суммы, а остальное напрямую идет из госбюджета прямо к страховой компании. На этом фоне замедление темпов роста лизингового рынка (53% - в 2007 г., 21% - в 2008 г.) заставляет задуматься о его зависимости от роста бюджета РФ и размера средств на поддержку лизинга - по некоторым оценкам, сегодня до 30-35% этих средств на лизинговом рынке имеют бюджетное происхождение.