Начало реформ в китае год. Экономические реформы в кнр

Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. Китай, в отличие от России, пошел по другому пути к рыночной экономике. Россия использовала подход «шоковой терапии» в 1992 г., пытаясь добиться «необратимости» реформ посредством быстрого и радикального перехода к частной собственности и свободному рынку. Рыночные реформы в Китае начались раньше - в 1978 г. - и имели постепенный и экспериментальный характер.

«Суть “китайской модели” достаточно проста. Коротко говоря, она сводится к попытке внедрения элементов рыночной экономики в условиях неизменной социалистической политической системы. Но эта простота кажущаяся. При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что программа осуществления реформ базировалась не на абстракте “необходимости перехода к рынку в одно прекрасное утро”, а, предлагая поэтапное их осуществление, учитывала реалии Китая, его традиционную культуру, формы организации труда и особенности привлечения к планируемым преобразованиям всех составляющих элементов китайского социума» .

Россия в 1992 г. пришла к выводу, что ее политический аппарат, в частности коммунистическая партия, является помехой на пути экономических реформ; экономическим реформам предшествовали политическая реформа и демократизация. Напротив, Китай стремился к экономическим реформам под активным руководством со стороны коммунистической партии. Позиция Китая состоит в том, что разрушение политической системы приведет к нескончаемым политическим дебатам, борьбе за власть и в конечном итоге к стагнации и провалу экономических реформ.

В отличие от России в Китае считают, что план и рынок совместимы. Другими словами, в Китае поступили так, как поступают рачительные хозяева: не стали ломать старый дом, пока не построили новый. Китай идет, сверяя каждый следующий шаг в углублении реформ с практикой их осуществления и социальными ожиданиями народа.

Эта логика предопределила как основные приоритеты, так и степень радикализма предполагавшихся социально-экономических и политических реформ. В Китае, в отличие от Советского Союза, начали с экономики, причем с экономики деревни, где проживало более 80% населения. В 1984 г. эксперимент был распространен на города, и только совсем недавно он начал охватывать финансово-банковскую и частично политическую сферы. Постепенность и поэтапность в проведении реформ как раз и послужила одним из основных условий, обеспечивших их успех.

Китай защищал существование и развитие своих государственных предприятий и одновременно поощрял создание конкурирующих частных предприятий.

Важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административного воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры.

Смысл мероприятий, которые планировалось осуществить на начальном этапе реформ, диктовался самой жизнью: отказ от чрезмерной централизации управления со стороны государства и расширение хозяйственных прав предприятий; сочетание плановых начал с механизмом рыночного регулирования, усиление дееспособности рыночных рычагов (цены, налоги, кредиты); переход от управления главным образом через административные органы и с помощью административных мер к управлению через хозяйственные органы с помощью экономических рычагов с установлением четкой юридической ответственности должностных лиц.

Главное в этих преобразованиях заключалось в развитии многоукладности, предоставлении предприятиям статуса юридического лица и расширении их оперативной самостоятельности, введении системы хозяйственных договоров, повышении инициативы и ответственности производственных и хозяйственных единиц и занятых непосредственно в производственной сфере трудящихся с предоставлением им соответствующих льгот со стороны государства.

Успех Китая на пути рыночных преобразований связан с тем, что сначала там создавали товарную экономику, единственным “институтом” которой является национальное предприятие, способное наращивать выпуск продукции и повышать ее качество. Лишь спустя длительное время - после нахождения способов балансирования между спросом, ценами и предложением, интересами предприятия и общества - в Китае заговорили о рыночном хозяйстве.

Именно ориентация на отечественного производителя и отечественное производство при попутном решении задач привлечения иностранных капиталов, товаров и инвесторов заложили основу не только экономического роста, но и, что наиболее важно, привели к одобрению политики реформ большинством населения. Не приняло китайское руководство и так называемую “шоковую терапию”.

Логика его действий была иной - то, что надлежит сделать прежде всего, должно отвечать интересам развития отечественного производства и повышения уровня благосостояния народа, базироваться на созданных в предшествующий период социально-экономических и материально-психологических условиях и наличии соответствующей законодательной базы.

В Китае с самого начала осуществления преобразований поняли главное: стратегическая цель реформирования любого общества - не реформы ради самих реформ, а реформы, преследующие целью повышение уровня благосостояния населения. Причем не какой-то одной малочисленной его части, а большинства населения. Поняли и другое: в том случае, когда во главу угла ставится принцип “цель оправдывает средства” и не учитывается количество летящих при рубке леса щепок, за спиной реформатора остаются моря крови и слез, общество поляризуется. Чтобы избежать такого результата, необходимо заранее договориться о границах допускаемой цены, превышение которой является абсолютным и беспрекословным требованием смены курса.

И такая практика дала свои положительные результаты. Во всяком случае, данные социально-экономического развития КНР за период реформ показывают, что имеющийся потенциал использовался достаточно эффективно и прирастал за счет как внутренних, так и зарубежных инвестиций. При этом Китай, являясь одним из крупнейших потребителей иностранных инвестиций в Азии, не угодил в долговую яму. Напротив, с учетом Гонконга его золотовалютные резервы достигли гигантской суммы, уступая в Азиатско-Тихоокеанском регионе лишь Японии. Социальные показатели улучшились, а уровень жизни народа значительно повысился.

Государство должно нести свою долю ответственности. Одна из особенностей того “реального социализма”, который пережили мы в Советском Союзе и опыт которого в значительной мере был заимствован и КНР, заключается в высокой степени участия государства во всех экономических и общественно-политических процессах.

Отсюда - не только высокий уровень социальных ожиданий от деятельности государства и доминирование идеи так называемой “социальной защищенности”, но и весьма специфическое место чиновного аппарата во всей системе экономических и общественных отношений. Таким образом, важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентированность. Разумеется, не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый китаец, что и делает его активным сторонником реформ.

«Менталитет членов социалистического общества предусматривает наличие “гарантированной государственной поддержки” и “социальной справедливости”, которые изначально находятся в противоречии с основными принципами рынка - экономической эффективностью и экономической целесообразностью» .

Поэтому степень радикализма осуществляемых социально-экономических реформ имеет свой предел, за порогом которого возникают социальные конфликты, атрофия социальных чувств и, как следствие, экономический и, возможно, политический крах.

Другими словами, на переходном этапе остро встает вопрос о продуманности социальной политики, призванной обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку и создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, а также обеспечения стабильности всей общественной системы. Если государство “сбрасывает” с себя ответственность за социальную сферу, то оно очень скоро лишается социальной поддержки, что в конечном итоге ведет его к гибели.

При попытке осуществления реформ, предполагающих внедрение новых элементов управления, чиновный аппарат либо накладывает на них жесточайшие ограничения, сводящие на нет все благие начинания, либо присваивает себе “право первой ночи” на рынке, быстрее других наживаясь спекуляцией и использованием общественных средств в личных целях.

В результате идея развития рынка дискредитируется и недовольство народа усиливается, а идеологическое и политическое господство бюрократии подкрепляется ее экономическим господством; степень участия масс в социально и экономически значимых мероприятиях снижается, и развитие общества происходит не на рыночной основе, а на коммунистической редакции принципов государственного монополизма.

Все эти явления - неизбежная плата за “прекрасное” социалистическое вчера, и сегодня их можно наблюдать практически во всех постсоветских странах. Следовательно, главной задачей реформатора является решение вопроса о “включенности” чиновного аппарата в реформы. Причем на условиях, обеспечивающих, с одной стороны, его заинтересованность в ходе реформ, а с другой - невозможность использования служебного положения для их дискредитации. Задача весьма сложная, но, как показывает опыт Китая, вполне разрешимая.

Решение проблем рынка за счет урезания прав бюрократии, лишения ее возможности вмешательства в хозяйственную деятельность, ужесточения наказания за экономические преступления и коррупцию, как показывает практика, малоэффективны. Как же их решать? Тут надо учесть два обстоятельства.

Во-первых, реформа требует не только большого числа квалифицированных специалистов, но и - что самое существенное - перестройки мышления кадров. Старый же аппарат, воспитанный в духе чинопочитания, обязательного наличия привилегий и постоянно склонный к использованию своего положения в корыстных целях, в своем большинстве не готов к этому и требует замены, несмотря на его заслуги. На практике это осуществить трудно, но стремиться к этому необходимо.

Во-вторых, необходимо снизить степень политизации аппарата, четко определив функции органов власти и управления, прекратить практику, при которой главенствующее положение занимает не управление на основе закона, а управление, основанное на воле отдельных лиц.

Наконец, требуется повышение уровня правосознания народа и на этой основе развивать демократические традиции в обществе. Последнее же возможно только при радикальном изменении экономических отношений, четком определении отношений собственности.

Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев - поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая.

В любом переходном обществе, для которого характерен определенный идеологический вакуум, возникает вопрос: каким образом пробудить на уровне социальной системы энергию самоорганизации? При этом мы можем сколько угодно долго спорить о ненужности или нецелесообразности государственной идеологии, но заполнить этот вакуум чем-то все равно необходимо. Его можно заполнить абстрактными идеями и мифами, цена которым в скором времени становится очевидной.

А можно - целостным пониманием того этапа развития, на котором находится общество, выявив ту стержневую идею, которая способна пробудить энергию самоорганизации, и те активные социальные силы, которые получили шанс реализовать свои возможности в новых условиях и готовы идти дальше при понимании и поддержке предлагаемых “правил игры”.

Решение этого вопроса должно включать в себя прежде всего задачу создания принципа обратной связи между национальным лидером, государством и обществом. При этом союз национального лидера и активной части общества в интересах всего государства должен развиваться в условиях доминанты Закона и Порядка во имя перспективы прогресса и взаимного процветания.

«Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что цементирующая общество ключевая идея дает национальному лидеру карт-бланш в его действиях и способствует мобилизации политической и экономической активности населения. Нельзя допускать ситуации, в которой в обществе начинает формироваться “дефицит определенности”. Нельзя, отобрав у большей части народа веру, ничего не дать ей взамен» .

В Китае к этому пониманию пришли еще до начала радикальных экономических и политических реформ. Идея “возрождения Великого Китая” объединила не только все населяющие Китай народы, но и соотечественников за рубежом. Идеология начала работать на пользу экономике, социальной и политической стабильности. И в этом - один из главных уроков китайских реформ.

(1 Голос)

Третий пленум ЦК КПК XI созыва, состоявшийся 18 декабря 1978 г, имел эпохальное значение в истории Китая.

Состоявшееся перед этим 36-дневное рабочее совещание ЦК сформировало предварительную точку зрения по некоторым важным партийным и государственным вопросам, а, по сути, по вопросам коренной реформы, которая позднее получила название «второй революции». Чтобы лучше понять эволюцию китайской реформы, кратко сформулируем основные идеи, звучавшие на историческом совещании (выступление Чень Юня) и пленуме ЦК КПК.

Реализация руководящей линии партии, надлежащее решение вопросов, оставленных историей. Для того чтобы переместить центр партийной работы с классовой борьбы на модернизацию, была необходима поддержка партии народом, наличие достаточного количества работников, занимающихся модернизацией сознательно. На протяжении долгого времени из-за левацких ошибок по многим руководителям партии и государства наносились жестокие удары, огромное число представителей интеллигенции подвергалось преследованиям, широкие народные массы испытывали духовные страдания; как у партии, так и у народа не все складывалось благополучно. Проблемы связаны как с серьезными политическими событиями периода «культурной революции», так и с важными историческими вопросами, оставшимися неразрешенными еще со времен до начала «культурной революции». Нужно исправлять левацкие ошибки компартии совершенные за долгое время.

Выступление Чень Юня вызвало активный отклик большинства участников совещания, стали выдвигаться идеи об исправлении левацких ошибок, осуществлении руководящей линии партии и решении вопросов, поставленных историей.

25 ноября 1978 г. Политбюро ЦК КПК на основе анализа идей, внесенных участниками совещания, объявило о принятии решения об исправлении ошибок и восстановлении справедливости в связи с политическими событиями периода «культурной революции» и до ее начала. Решение Политбюро ЦК КПК получило горячую поддержку участников совещания, в обществе стала культивироваться мысль, что долгое время подавляемая партийная демократия начинает возрождаться, а кадровая политика и руководящая линия партии начинают исправляться.

«Реальное утверждение верной идеологической линии». Во

время совещания при обсуждении вопросов политической и идеологической линии партии многие подтвердили важность обсуждения критериев истины, критиковали некоторых руководителей и даже центральных руководителей, препятствовавших данному обсуждению, а также журнал «Красное знамя», хранивший молчание.

Дэн Сяопин, подытоживая дискуссию, высоко оценил важность обсуждения критериев истины. Он отметил: «все считают необходимым и весьма значительным ведение таких споров. Если все: партия, страна, нация - опирается на книги1, то происходит идейный застой, распространяются суеверия и становится невозможным движение вперед, наступает конец для партии и для страны. С этой точки зрения споры по вопросу критериев истины - это действительно вопрос идеологической линии и политики, вопрос, касающийся будущего и судьбы партии и страны».

Перенос центра тяжести работы партии на экономическое строительство. Во время совещания обсуждался вопрос: «основная работа партии - классовая борьба или экономическое строительство». Большинство участников совещания полагало, что необходимо покончить с ситуацией, когда главной целью является классовая борьба. Если не начнется война, отныне главной должна быть борьба за производство и техническую революцию, а не что- либо иное. В противном случае четыре задачи модернизации не смогут быть завершены до конца XX века. Выступающие считали, что перенос центра тяжести работы компартии - это мудрая и дальновидная политика, политика не временная, а носящая стратегический характер и нацеленная на достижение основной цели на данном историческом этапе.

Немедленно начавшийся третий пленум ЦК КПК XI созыва принял решение о том, что условия для переноса центра партийной работы уже созданы. Поэтому на данном этапе необходимо приспособиться к требованиям развития внутри страны и за ее пределами, завершить крупномасштабное массовое движение разоблачения «банды четверых», а центр тяжести работы всей партии и внимание народа всей страны переключить на модернизацию экономики.

Стимулирование процесса модернизации путем осуществления реформ и открытости. Уже во время совещания формулировался вопрос реформы хозяйственно-управленческой системы и осуществления открытости. Участники совещания указали на то, что, с одной стороны, в управлении экономикой Китая, проявляется сепаратизм, а с другой - на всех уровнях, от ЦК до провинций, городов, районов и уездов методы управления слишком косные. Было выдвинуто предложение о том, что Китай должен прибегать ко всем способам использования зарубежных передовых технологий: по возможности осуществлять партнерство и совместное производство, покупать патенты и приглашать зарубежных специалистов. Было заявлено, что, если на данном этапе не осуществить реформу, то можно погубить дело модернизации и социализма.

Главный вывод третьего пленума ЦК XI созыва - партия, начиная с 1979 г., должна уделять основное внимание социалистической модернизации. Решения пленума по данному вопросу заключались в следующем:

1) недостатком современной хозяйственно-управленческой системы является чрезмерная централизация власти, поэтому необходимо часть власти передать низовым организациям, с тем, чтобы местные органы, сельскохозяйственные и промышленные организации в пределах единого плана получили большую независимость в управлении и ведении хозяйства;

2) необходимо сократить административные аппараты управления экономикой всех уровней и передать большую часть их прав предприятиям;

3) необходимо придавать большее значение закону стоимости, объединять идеологическую и политическую работу с экономическими средствами, полностью мобилизовать производственную активность кадровиков и рабочих;

4) необходимо при централизованном руководстве партии разобраться с разделением властей, т. е. неразграниченности полномочий партии, правительства и предприятий, когда партия заменяет правительство, а правительство - руководство предприятий, разделить обязанности по уровням, расширить компетенцию и обязанности управленческих организаций и управленцев, уменьшить количество собраний и официальных бумаг, повысить производительность труда, добросовестно осуществлять систему проверок, награждений и наказаний, повышения и понижения по службе и т. д. Полнее использовать инициативу, активность и творческие способности центральных и местных органов управления, руководства предприятий и трудящихся.

Пленум указал, что для осуществления модернизации необходимо значительное повышение производительности и соответственно всестороннее изменение производственных отношений, а также всех методов руководства, деятельности и способов мышления, не отвечающих требованиям повышения производительности.

Независимо от того, как оценивать историческое значение третьего пленума КПК XI созыва, вывод будет один: пленум реально отразил долгое время подавляемую историческую потребность общественной, политической и экономической жизни Китая в переменах; решения пленума соответствовали тенденциям исторического развития и символизировали реальное вступление китайского общества на путь исторических перемен; они открыли возможности для начала модернизации Китая. Речь шла о действительно широких и глубоких преобразованиях, которые впоследствии в Китае назвали «второй революцией».

Передача прав низовым организациям. Основная идея - упорядочение структуры интересов посредством передачи прав низовым организациям с целью повышения активности. С этой целью в июле 1979 г. Госсовет принял ряд важных документов, включая «Некоторые положения о расширении прав государственных предприятий на самоуправление». В отношениях ЦК и местных властей в 1980 г. система централизованного бюджета и его распределения была заменена на систему «разделения доходов и расходов и распределения обязательств по уровням». Это в какой- то мере подтолкнуло активность на местах и на предприятиях, однако реформа традиционной системы с самого начала показала, что она будет трудной.

Прорыв на слабых звеньях экономической системы.

На начальном этапе (1978-1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций.

На начальном этапе реформы китайских реформаторов очень волновала проблема, откуда начать прорыв. Любая косная экономическая система, поддерживая интересы одной группы людей, одновременно ограничивает интересы других. Как правило, эта вторая группа составляет слабое звено традиционной системы и мало получает помощи от нее. Обнаружив какие-либо перемены, когда за невысокую цену можно получить большую выгоду, которую невозможно было бы получить в условиях прежней системы, эти люди охотно идут на риск и добровольно подключаются к процессу. Таким образом, в 1978-1983 гг. со слабых звеньев традиционной системы начался первый этап реформы, заключавшийся в создании опорных точек строительства новой системы.

Слабыми звеньями плановой системы были сельское хозяйство (об этом уже сказано) и юго-восточный прибрежный район, находящийся на передовой линии морской обороны. В

исторически довольно развитом юго-восточном прибрежном районе Китая, из-за того, что он был расположен на передовой линии морской обороны, долгое время не производилось экономическое строительство и он постепенно деградировал. В апреле 1979 г. на рабочем совещании ЦК КПК представитель комитета партии провинции Гуандун заявил о желании, чтобы ЦК дал провинции Гуандун достаточно большие права на самоуправление и свободу действий, позволив городам Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу, соседствующим с Гонконгом и Макао, создать районы обработки товаров на экспорт, что оживит экономику прибрежного района. Выслушав доклад, Дэн Сяопин отметил, что можно выделить часть земли, назвав ее специальной экономической зоной (СЭЗ), однако нет денег, поэтому можно дать только политическую установку, а остальное нужно делать самостоятельно. В итоге ЦК обязал провинции Гуандун и Фуцзянь представить проект создания СЭЗ на рассмотрение ЦК. После этого провинции Гуандун и Фуцзянь представили в ЦК примерно следующие условия создания СЭЗ:

Обе провинции берут на себя обязательства по финансам;

Будет использоваться рыночное регулирование распределения ресурсов при наличии руководящей роли государственного планирования;

Должны быть расширены полномочия местных властей по планированию, установлению цен и заработной платы, управлению предприятиями, а также ведению внешнеэкономической деятельности;

Сначала должны быть созданы СЭЗ, занимающиеся экспортом в городах Шэньчжэнь и Чжухай, а когда будет приобретен опыт, можно будет решать вопрос о создании таких зон в городах Шань- тоу и Сямэнь.

ЦК КПК и Госсовет 15 июля 1979 г. одобрили докладные обеих провинций и приняли решение об осуществлении особой политики внешнеэкономической деятельности данных двух провинций и создании особых экспортных районов. В марте 1980 г. ЦК КПК созвал в Гуанчжоу совещание и предложил реконструировать «особые экспортные районы» в «специальные экономические зоны». С тех пор в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь существуют СЭЗ.

Последующая практика показало, что СЭЗ не только являлись окном, через которое осуществлялась внешняя открытость, но, что еще важнее, такие зоны стали опытным полигоном новой экономической системы. Отличия СЭЗ от внутренних районов заключались в следующем: во-первых, была создана микроэкономическая основа условий рыночной экономики; во-вторых, механизмы экономической деятельности под руководством государства дополнялись регулированием международного рынка (оборудование и сырье для СЭЗ поступали с международных рынков, продукция участвовала в конкуренции на международном рынке, цены на продукцию изменялись в соответствии с международным рынком); в-третьих, органы местного самоуправления обладали достаточно большой властью. Кроме объектов стоимостью более 100 млн юаней, на которые Госсовет налагал резолюции, а также объектов легкой промышленности стоимостью более 30 млн юаней и тяжелой промышленности - более 50 млн юаней, о которых налагала резолюцию Государственная плановая комиссия, по всем другим объектам СЭЗ сама могла принимать решения; разрешалось брать валютные обязательства; вести самостоятельное управление экспортом; предприятия имели право на самоуправление. В-четвертых, создавались благоприятные условия для капиталовложений иностранных предприятий, льготы в отношении налогообложения, пересечения границ, прав на использование земли и т. д. Очевидно, что вся система, от уровня микроэкономики вплоть до макроэкономического регулирования рынка, была создана заново. Под влиянием новой системы началась практическая реформа экономической системы юго-восточных прибрежных провинций, которые в дальнейшем стали районом со сравнительно развитой рыночной системой. Новая система подтолкнула быстрый рост экономики данного региона.

Эта статья из раздела-начало китайских экономических реформ , которая посвящена теме-историческое начало и исходные идеи экономических реформ в китае . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» - Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму , однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма . В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика - главный критерий истины.

История

Первые реформы конца 1970-х, начала 1980-х включали в себя открытие торговли с внешним миром, учреждение системы семейного подряда в сельском хозяйстве, в результате чего фермеры могли продавать излишки зерновых на открытом рынке, а так же основание Поселково-сельских предприятий (ПСП).

Процесс экономической реформы начался в раннем 1979 после того как китайские лидеры заключили, что действующая с 1950-х Советская система мало прогрессивна в улучшении уровня жизни китайского народа и провальная в закрытии экономической бреши между Китаем и индустриально-развитыми странами.

Реформы конца 1980-х и начала 1990-х фокусировались на создании системы калькуляции цен и уменьшении роли государства в распределении ресурсов. Реформы поздних 1990-х фокусировались на закрытии невыгодных предприятий и борьбе с банкротствами в банковской системе. После начала 21-го века, повышенное внимание было направлено на сужение бреши между богатыми и бедными в Китае.

Китайская экономическая реформа в отличие от Перестройки имела экономический успех, породив стремительный экономический рост на протяжении более двух десятилетий. Уровень жизни большинства китайцев с 1978 года заметно улучшился. Цель модернизации так же видится продвигающейся вперёд. На всём протяжении Китая можно засвидетельствовать ускоренную модернизацию инфраструктуры, включая новые автострады высшего класса, аэропорты и здания телесвязи.

Первая часть Китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, при помощи которых фермеры могли удерживать излишки посредством личных участков земли охотнее, чем работая на коллективном хозяйстве. Это сопровождалось основанием ПСП, которыми являлись принадлежащие посёлкам и сёлам различные отрасли промышленности. Была внедрена политика открытых дверей, согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Вторая фаза реформы совершилась в 1980-х и была направлена на создание рыночных введений и преобразования экономической системы из административно-управляемой командной экономики к управляемой ценами рыночной экономике. Эта трудная задача ценовой реформы была доведена до конца путём использования двухдорожной ценовой системы, в которой одни товары и услуги размещались по рыночным ценам, а другие – по ценам, контролируемым государством. Со временем количество товаров, размещённых по рыночным ценам, увеличивалось и к началу 1990-х они включали в себя почти все товары.

В конце 1980-х китайская экономика развивалась спокойно и стабильно по мере того, как она постепенно отдалялась от центрального планирования и мало-помалу заимствовала всё больше нововведений и механизмов рыночной экономики.

Первым значительным успехом экономической реформы было введение системы семейной ответственности за продукцию в сельском хозяйстве – нововведение, которое позволяло фермерским семьям работать на куске земли по договору и удерживать любую заработанную прибыль. К 1984 система семейного подряда заметно увеличила производство продовольствия, и правительство отменило народные коммуны – критерий китайского социализма на протяжении более чем 20 лет. В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская народная республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция – высочайший страх китайских потребителей – стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а так же западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Ей нельзя было охарактеризовать ни плановую экономику, ни рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60%) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30% стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков – групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте – больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «ниже-среднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий – на 11% выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 – намного ниже, чем в среднем по «выше-среднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет – выше, чем среднее по «выше-среднедоходным» странам.

Не смотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли – всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики чаще публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Китайские реформы" в других словарях:

    Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

    История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

    Слово «Китай» (кит. трад. 中國, упр. 中国) в упрощённой и традиционной записи Упрощение иероглифов (кит. 简化字, пиньинь jiǎnhuà zì) процесс разработки и внедрения новых норм письма в Китайской Народной Республике, а затем и в других странах,… … Википедия

    Традиционные (полные) китайские иероглифы наряду с упрощёнными, один из двух видов китайской иероглифики. Традиционные китайские иероглифы в современном начертании появилась во времена династии Хань, и более или менее стабилизировалось с V… … Википедия

    Традиционные (полные) китайские иероглифы наряду с упрощёнными, один из двух видов китайской иероглифики. Традиционные китайские иероглифы в современном начертании появилась во времена династии Хань, и более или менее стабилизировалось с V века… … Википедия

    И все-таки она вертится - И все таки она вертится! (На смерть Егора Тимуровича Гайдара) Я доволен своей судьбой. Я доволен тем, что довелось на практике сделать что то, что, мне кажется, было хотя и тяжелым, но важным и полезным для моей Родины. Е.Гайдар Для… … Экономико-математический словарь

В марте 1970 г. был составлен план экономического развития на год, который предусматривал стабилизацию аграрной политики. Принимались меры против увеличения коммун и производственных бригад и против односторонней зерновой специализации сельского хозяйства.

По всей стране начали засыпать озера и пруды для увеличения производства зерна. Ликвидировались последние приусадебные участки.

Основные инвестиции были направлены в центральные и западные регионы страны (до 55%) для создания так называемой третьей линии обороны.

Несмотря на провал 3-й пятилетки, в 1971 г. были объявлены основные направления четвертого пятилетнего плана (1971-1975 гг.).

В январе 1974 г. началась очередная политическая кампания по критике Линь Бяо и Конфуция. По всей стране вновь прокатилась волна чисток и репрессий.

В результате и 4-я пятилетка была полностью провалена.

В январе 1975 г. Дэн Сяопин взял в свои руки управление экономическим развитием. В марте 1975 г. начал составляться план развития народного хозяйства на 10 лет (1976-1985 гг.). Сначала Мао Цзэдун поддерживал Дэна, но вскоре поддержал кампанию «левых» под лозунгом: «Критиковать Дэна, бороться с правыми».

1976 г. был особенно тяжелым для Китая. В этот год скончались такие ведущие деятели страны, как Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай. Дэн Сяопин был арестован.

3. Современный этап социально-экономического развития Китая

Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца и современной экономической реформой.

Первоначально реформа не имела какого-либо четкого теоретического обоснования.

Тем не менее, уже в 1978 г. КНР занимала 1-е место в мире по производству тканей; 2-е - по зерновым, чаю и ряду масличных культур; 3-е - по хлопку, бобовым, мясу, углю, химическим удобрениям; 5-е - по стали, 7-е - по электроэнергии, 8-е - по нефти.

Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда.



Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью.

Сравнительно низким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры. В этих важнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня самое скромное на 30 лет.

Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в 1984 г.

Главной особенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.

Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное».

В 1983 г. экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и частично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющему планированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительно рынком.

За первый период реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд. (1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.

В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап.

Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.

1985 и 1986 гг. были объявлены «периодом урегулирования» диспропорций.

XIII съезд КПК (октябрь-ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: «Построение социализма с китайской спецификой». На нем была провозглашена задача доведения к 2050 г. среднедушевого ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира. Лозунг 1981 г. («Плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное») был заменен в 1987 г. на новый: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие».

К концу второго этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжала оставаться весьма отсталой.

Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на «развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» при главенстве общественной собственности на средства производства. На селе наблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения». Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С 1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более.

С началом реформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной Неоклассической школы - это полная катастрофа.

Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать - вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай - не исключение.

СЭЗ в КНР

Когда в 1980 г. в Китае были созданы первые свободные зоны («специальные экономические зоны» Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь), то перед ними были поставлены задачи выступать в качестве «окна» во внешний мир для привлечения зарубежных капиталов и технологий, а также в качестве «передового отряда» и «полигона» экономических реформ. Немаловажной была и политико–экономическая функция зон как инструментов реинтеграции в основной китайский массив отторгнутых территорий Гонконга, Макао и Тайваня. Сам характер тех проблем, которые призваны были решать зоны, делал необходимым осуществление в них политики специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и др.) для стимулирования инвестиций, происходивших из-за рубежа или из внешних китайских анклавов. Специальные преференции должны были хотя бы отчасти компенсировать зарубежным компаниям очевидные несовершенства инвестиционного климата в китайском хозяйстве, только вступавшем в полосу преобразований. Но следует отметить, что большинство льгот уже изначально предоставлялось не на безусловной основе, а в обмен на выполнение определенных требований принимающего государства. Более активное, чем на остальной территории страны, экспериментирование с рыночными методами хозяйствования создавало условия для привлечения иностранного капитала в те области, которые за пределами зон жестко контролировались государством. В частности, еще в 1984 г. в «специальных экономических зонах» было разрешено создание кредитных организаций с иностранными инвестициями.

Важно и то, что практика создания свободных зон соответствовала выдвинутой в 1980-е годы руководством КНР политической установке, согласно которой части общества разрешалось повысить свое благосостояние быстрее, чем остальным. Применительно к региональной политике этот курс выразился в ставке на ускоренный экономический рост в и без того наиболее развитых восточных, приморских провинциях Китая, обладавших преимуществом более легкого доступа к внешним рынкам. Развитие свободных зон вполне укладывалось и в рамки проводившейся в 1980–е - начале 1990-х годов политики фискальной децентрализации, усиления бюджетных полномочий провинциальных и местных властей путем внедрения так называемого «территориального финансового подряда».

Как следствие, с середины 1980-х годов процесс «территориальной открытости» резко ускорился. После «открытия» в 1984 г. четырнадцати морских портов от северного Даляня до южного Бэйхая в этих городах стали создаваться преференциальные «зоны экономического и технического развития», в отличие от «специальных экономических зон» ориентированные не на создание, а на структурную перестройку уже имеющейся индустриальной базы. В 1988 г. пятой, крупнейшей в Китае, «специальной экономической зоной» был объявлен о. Хайнань территорией в 34 тыс. кв. км. В 1990 г. создается «новая зона» Пудун в восточной части Шанхая. В 1991-1992 гг. возникают специализированные преференциальные формирования новых типов, такие как «зоны высоких технологий» по образцу западных технополисов; «зоны свободной торговли», ориентированные на развитие внешнеторговой деятельности; «зоны приграничного сотрудничества» и др. В итоге в начале 1990-х годов в Китае, преимущественно в восточных провинциях, складывается целый пояс свободных экономических зон, различающихся между собой по функциям и отраслевой специализации (см. ).

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов

рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип

декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е

гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех

инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а

также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%,

внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.

3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до

1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение

импортного сырья.

5. Включение обширных национальных регионов.

6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям

СЭЗ. ,

Основные цели создания СЭЗ:

Привлечение иностранного капитала, передовой техники и

технологии, овладение опытом управления, подготовка

национальных кадров;

Увеличение экспортной валютной выручки;

Стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее

мероприятий;

Эффективное использование природных ресурсов;

Стимулирование развития экономики страны в целом, передача

передовой зарубежной технологии и опыта управления во

внутренние районы страны;

Создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997

г.) и Макао (1999 г.);

Мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

Обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где

находятся спецзоны всех типов

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как

объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное

географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга,

Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для

развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные:

курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для

иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны

для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более

30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых

портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства,

районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ

являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ

расположены на юго-восточном побережье.

Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи

ЧЖОУ СИНЬЧЭН
директор Института Восточной Европы и Средней Азии
Народного университета Китая
(Пекин)

Цель реформы - создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой
Перенеся центр тяжести на косвенные рычаги, государство не должно ослаблять макроэкономическое регулирование
При многоукладности хозяйства общественная форма собственности остается господствующей
Механизм рыночной экономики в КНР будет в основном создан к концу XX в.

Начало экономической реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики “реформы и открытости”. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.

Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю немало исторически ценного и полезного, но многое в ней было порочным. Главный недостаток коренился в отношениях между государством и предприятием . При жесткой плановой системе предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования . Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.

Пороки старого механизма наиболее отчетливо проявились в условиях изменения общей ситуации в стране. Коренная перестройка экономики стала объективной необходимостью.

Суть реформы

Чтобы понять суть китайской реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социалистическая экономическая система - разные вещи. Реформа требует коренного изменения не социалистического строя, а старой экономической системы . Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования, т.е. осуществить определенный переход от плановой экономики к рыночной.

Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.

При социалистической рыночной системе рынок призван играть главную роль в распределении ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон стоимости и изменения соотношения спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в более эффективные предприятия и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву удастся лишь наиболее жизнеспособным.

Рыночное регулирование носит двойственный характер: с одной стороны, рынок реагирует на экономические сигналы быстрее, чем план, что полезно для своевременной ориентации производства, с другой - рыночное регулирование отличается стихийностью и может принести негативный эффект. Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его всемерно совершенствовать . Государству следует создавать все условия для укрепления единого рынка внутри страны и его здорового развития.

Социалистическая рыночная экономическая система неотделима от социалистического строя. В структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе с иностранным участием, должна иметь дополнительный статус. Государственным предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию и защищать свое доминирующее положение в экономике.

Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении прежде всего следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.

При макроэкономическом контроле следует своевременно учитывать интересы текущие и перспективные, локальные и общенародные. Нужно одновременно использовать различные экономические и административные методы регулирования. Проводить реформу необходимо постепенно, поэтапно, планомерно и комплексно. Нельзя надеяться на быстрый результат и опережать исторический ход развития. Прежде чем воплотить какую-то идею в жизнь, нужно разработать комплексный план, внедрить его на небольшой территории и проверить на практике. Только при положительных результатах возможно его широкое распространение.

Этапы реформы

Начавшись в конце 1978 г., реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).

Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное толкование теории начального этапа социализма , и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой .

Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики , отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.

Основные результаты

За годы реформы экономическая система Китая претерпела глубокие изменения.

n Образовалась многоукладная экономика . Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, однако мы считаем, что общественная собственность должна оставаться господствующей.

n В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий ”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

n В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.

Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн крестьян.

Быстро развивается и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию.

n Глубокие изменения произошли в системе ценообразования . Цены на большинство видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.

n Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы . Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений.

Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.

Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.

Постепенно создается система “ответственности за риск” на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного потребления (консервы, одежда), или имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).

Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции между ними.

n Формируется рыночный механизм , который играет все большую роль в экономической жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок будет играть основную роль в распределении экономических ресурсов.

Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства.

n Образуется структура распределения, соединившая принцип распределения по труду с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения населения.

Для оценки реформы необходимо определить основные критерии . По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.

После начала преобразований темпы роста заметно ускорились . В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

С каждым годом повышается качество жизни населения. Доход крестьянина увеличился с 134 юаней в 1978 г. до 1 578 юаней в 1995 г., заработная плата рабочего возросла с 615 до 3 893 юаней. Реальные (с учетом повышения цен) среднегодовые темпы роста доходов крестьян в этот период составили 7%, рабочих - 5%. Остаточная сумма вкладов на счетах населения повысилась с 21 млрд юаней в 1978 г. до 3000 млрд юаней в 1995 г., т.е. в 142 раза.

Таким образом, социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма

Создание и совершенствование социалистического рыночного экономического механизма - задача реформы на текущий период и перспективу. Она включает пять основных звеньев.

n Реформа госпредприятий . Хотя они составляют лишь 19% общего количества промышленных предприятий страны, на их долю приходится около 50% выпуска продукции, 66% налогов и прибыли, переданных государству, 75% остаточной стоимости основных фондов. Кроме того, госпредприятия принадлежат в основном к ключевым отраслям народного хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.

Реформа госпредприятий ставит своей целью не аннулировать государственную собственность и осуществить приватизацию, а изменить механизм хозяйствования . Мы считаем, что государственная собственность совместима с рынком по следующим причинам:

во-первых, для создания рыночной экономики нужно лишь, чтобы участники рынка имели право на хозяйствование и самостоятельные экономические интересы;

во-вторых, это условие можно выполнить путем отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу “государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость”.

Ядром реформы госпредприятий является создание “современной системы предприятий”. Функции и ответственность должны быть четко распределены между правительством и предприятием. Правительство как собственник и макроэкономический регулятор имеет право контролировать его деятельность. Предприятие, получив статус юридического лица, должно нести ограниченную материальную ответственность за результат хозяйствования за счет и в рамках своего имущества. Поощряется соединение предприятий, создание консорциумов и групп. Для преобразования мелких предприятий разрешается использовать подряд, аренду и акционирование.

n Создание комплексной системы рынков . Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка потребительских товаров) рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Надо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.

Важное значение для равноправной конкуренции предприятий и оптимизации распределения экономических ресурсов имеет изменение системы ценообразования . За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции.

n Углубление реформы систем распределения и социального обеспечения . При распределении доходов народного хозяйства следует принимать во внимание интересы государства, коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций. Нужно устранять имеющие место перекосы в получении доходов гражданами на местах и местными администрациями.

Большое значение придается преобразованию системы заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных органах исходя из их специфики. Личные доходы должны быть дифференцированными и соответствовать принципу “главное - эффективность, но с учетом справедливости”. Человеку нужно предоставить возможность получать доход от своего капитала и имущества, но эта форма дохода останется лишь дополнительной. Правительство намерено через политику распределения и налоговые рычаги регулировать личные доходы для предотвращения социального расслоения общества.

Намечается установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения.

Важной задачей является совершенствование системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях и здравоохранении. Городские рабочие и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование.

Следует различать административную работу учреждений социального обеспечения и предпринимательскую деятельность фондов социального обеспечения. Учреждения должны контролировать доходы и расходы фондов, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, главным образом покупкой государственных облигаций с целью сохранения и увеличения основного капитала при обеспечении нормальных выплат и ликвидности.

n Создание механизма косвенного регулирования макроэкономики . Главная задача макроэкономического регулирования в условиях рынка - обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма регулирования необходимо провести реформы плановой, банковской и налоговой систем.

Плановая система должна перейти от прямого к косвенному управлению, от преобладания натуральных показателей к доминированию стоимостных, от контроля предприятий общественной собственности к контролю предприятий всех форм собственности.

Банковская реформа включает в себя дальнейшее разделение функций банков разных категорий и развитие кредитно-банковских институтов, связанных с разными формами собственности.

Ядром налоговой реформы является система распределения налогов. Центральное правительство получает таможенные пошлины, часть налогов на потребление и добавленную стоимость, подлежащую таможенному обложению, налоги на потребление и доход госпредприятий, находящихся в ведении центрального правительства.

Центральное правительство и местные администрации совместно получают НДС, налоги на биржевые сделки и использование природных ресурсов.

В местные администрации поступают налоги на доходы предприятий, находящихся в их ведении, на индивидуальные доходы граждан, на пользование землей, сельскохозяйственными угодьями и пастбищами, на муниципальное строительство, с владельцев строений и транспортных средств. Намечается создание органов, несущих ответственность за сбор государственных и местных налогов (центральный орган - за государственные и общие налоги, местный - за местные).

n Изменение функций правительства . Для создания рыночной экономики требуется разделить функции правительства и предприятий. Функции правительства включают планирование, разработку экономической политики, предоставление информации, согласование спорных вопросов, оказание разного рода государственных услуг, контроль за исполнением. Местные администрации не должны вмешиваться в работу предприятий, разрешенную законом и входящую в их полномочия. Необходимо правильно распределить полномочия в управлении экономикой между центром и местными администрациями с целью поощрения инициативы обеих структур.

Все звенья радикальных преобразований взаимосвязаны. Китайская реформа в отличие от шоковой терапии проводится постепенно и комплексно, каждое ее звено тщательно обдумывается. Практика показала, что с помощью шоковой терапии можно лишь разрушить старый механизм, но нельзя создать новый. В результате страна вообще лишается экономического механизма, что приводит к хаосу. Не может увенчаться успехом и реформа в отдельных сферах экономики при отсутствии радикальных преобразований в других областях.

К концу XX в. в Китае в основном будет создан механизм рыночной экономики. В течение 20-30 лет мы усовершенствуем его, узаконив правила, выработанные в ходе реформы. Тогда преимущества социализма станут очевидными и общество достигнет еще больших успехов в экономическом и социальном развитии.