Территориальная структура европы. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Большая административная карта Европы.

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.
1) ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу;
- приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей.
2) География природных ресурсов:

Карта промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные;

Гидроэнергетические ресурсы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

3) География и характеристики населения:

Зарубежная Европа является главным мировым очагомтрудовой иммиграции;

Подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье;

Уровень урбанизации один из самых высоких в мире.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Европа - один из наиболее густо населенных регионов мира м населением свыше 100 человек на 1 кв.км. Размещение населения, прежде всего определяется географическим положением городов. В Зарубежной Европе преобладает западноевропейский тип города. Экономическую мощь региона составляют в первую очередь четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Зпада - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Ориентировано машиностроение прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Но например, в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение рассредоточено.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства и его типы.

Главные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животрноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложилось три типа с/х:

Североевропейский (преобладание молочного животноводства) распространен в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании;

Среднеевропейский (преобладание молочного и молочно-мясного животноводства);

Южноевропейский (преобладание растениеводства) распространен в Южной Европе.

5. Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. Очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Конфигурация сухопутной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.
Основной чертой расселения населения и хозяйства является их близкое расположение по отношению к "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европпы" - линия Рейн - Рона. В границах это "оси" живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 кв. км и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные регионы.
7. Субрегионы зарубежной Европы.
Существует два подхода к выделению субрегионов зарубежной Европы:
1) При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу;
2) Принято подразделять зарубежную Европу на 4 субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу.
8. ФРГ как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия.

ФРГ- самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ - это ее центральность. По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно-территориального устройства - федеративное гос-во, состоящее из 16 исторических земель. Это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы, но это и страна с очень сложной демографической ситуацией. ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированых стран мира. Эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций.

Слайд 1

Тема: Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
План урока:
1.Три типа структуры мирового хозяйства
2. Воздействие НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства
3. Основные модели мирового хозяйства
4. Территориальная структура мирового хозяйства
5.Региональная политика: сглаживание диспропорций

Слайд 2

Три стадии развития мировой экономики.
Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии: - доидустриальную (аграрную); - индустриальную; - постиндустриальную. Каждый из них соответствует свой вид отраслевой структуры хозяйства

Слайд 3

При аграрной структуре хозяйства основным источником материальных благ является сельское хозяйство и смежные с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство). Такая структура хозяйства преобладает в наименее развитых странах Африки и Юго - Восточной Азии. На пример: в структуре ВВП Сомали, Эфиопии, Афганистана, Камбоджи, Непала на долю с/х приходится более 50%.
Аграрная структура хозяйства
СТРАНЫ, ГДЕ ДОЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕ- ЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ БОЛЕЕ 50%, НАЗЫВАЮТСЯ АГРАРНЫЕ.

Слайд 4

Индустриальная структура хозяйства
Индустриальная структура хозяйства сложилась после промышленных переворотов второй половины 18 – первой половины 19 веков. Основной источник ВВП промышленность. На пример: некоторые страны СНГ, Восточной Европы, Балтии, Азии и Латинской Америки.
СТРАНЫ, ГДЕ ДОЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕ- ЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ БОЛЕЕ 30%, НАЗЫВАЮТ ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ

Слайд 5

Постиндустриальная структура хозяйства
Наиболее характерной чертой является преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной. Главные признаки:
в экономике – переход от производства товаров к производству услуг;
2. в сфере науки – развитие наукоемких производств;
3. в сфере управления – принятие решений на основе новейшей информационной техники и технологии;
4. в сфере занятости – преобладание работников умственного труда
5. в сфере экологии – установление надежного контроля за состоянием окружающей среды.
СТРАНЫ, ГДЕ ДОЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕ- ЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ БОЛЕЕ 60%, НА- ЗЫВАЮТСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ.

Слайд 6

Слайд 7

Влияние НТР на мировое хозяйство
НТР
Изменение техники производства
Формирование эпохи «информационного общества» - быстрое развитие непроизводственной сферы
Автоматизация производства, широкое использование ЭВМ
Внедрение принципиально новых технологий
Изменение структуры производства
Создание новых материалов
Изменение географии размещения отраслей хозяйства

Слайд 8

Структура мирового хозяйства
Мировое хозяйство
Производственная сфера 1/3 ВВП
Непроизводственная сфера 2/3 ВВП
Промышленность
Транспорт, связь
Сельское хозяйство
Строительство
Наука, культура, образование, здравоохранение
Услуги: 1.потребительские 2. деловые

Слайд 9

Промышленность
Обрабатывающая промышленность -9/10
Добывающая промышленность – 1/10
«Авангардная тройка»-электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность
Снижение объясняется: 1.уменьшением энерго- материалоемкости производства; 2. заменой натурального сырья синтетическим.

Слайд 10

Транспорт
Железнодорожный
Автомобильный
Морской
Авиационный
Массовые промышленные и сельскохозяйственные грузы, пассажиры на средние расстояния
Внутригородские пассажироперевозки, доставка груза «от двери до двери».
Международная торговля, перевозка туристов.
Перевозка пассажиров на средние и дальние расстояния

Слайд 11

Основные модели мирового хозяйства
Двучленная модель
Экономически развитый Север
Развивающийся Юг

Слайд 12

Трехчленная модель мирового хозяйства
Центр
полупериферия
периферия
25 -30 развитых стран Севера
НИС Азии, страны-члены ОПЕК, «продвинутые страны» Латинской Америки, Азии и Африки, некоторые страны с переходный экономикой.
100 развивающихся стран Юга.

Слайд 13

Десятичная модель мирового хозяйства.

Слайд 14

Территориальная структура мирового хозяйства (ТСХ)
ТСХ- это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

Слайд 15

ТСХ высокой степени зрелости- в экономически развитых странах:
Высокоразвитые районы. (Большой Лондон, Калифорния)
Старопромышленные районы (Рур в ФРГ, Йоркшир в Великобритании)
Аграрные районы (Юг Италии, Греция, западная часть Франции)
Районы нового освоения (Северное море, Север Канады).

Слайд 16

ТСХ высокой степени зрелости- в экономически развитых странах: насыщена транспортными узлами, районами интенсивного сельского хозяйства,центрами рекреации и туризма

Слайд 17

4 типа районов по типу территориальной структуры хозяйства: 1.Высокоразвитые: районы, в которых сосредоточено наукоемкое производство, штаб-квартиры фирм(штат Калифорния в США, Лондонский район Великобритании, Московский район в России)

Слайд 18

2.Старопромышленные районы районы, в которых сосредоточены старые отрасли –каменно-угольная промышленность, железнодорожная отрасль, судостроение(Рурский р-он в ФРГ, Уральский район в России)

Слайд 19

3.Аграрные-слабозатронутые индустриализацией, с сельскохозяйственной специализацией районы: юг Италии, центральные районы Франции

Слайд 20

4.Районы нового освоения необжитые, но богатые природными ресурсами районы: север Канады, Аляска; центральная, северная,западная часть Австралии; Сибирь и Дальний восток России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие территориальной структуры хозяйства

2. Территориальная структура хозяйства Европы

3. Транспортные связи Европы

Заключение

Введение

Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки.

Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.

Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры.

1. Понятие терр иториальной структуры хозяйства

территориальное хозяйство Европа

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно, по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства.

2. Территориальная структура хозяйства Европы

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

3. Транспортные связи Европы

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Благодаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского континента и в своих связях с хинтерландом опираются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание морского и речного транспорта создает единую воднотранспортную систему, вытянутую в основном в меридиональном направлении (кроме Дуная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопотоки проникают далеко в глубь континента. Более половины грузов порта Роттердам транспортируется по внутренним водным путям.

Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий -- двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2--3 раза ниже, чем в США.

Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения

(кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100-- 300 км/100 км2, т. е. в 2--3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США невелики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот -- с 1,0 до 3,2 тыс. пасс. - км. Можно отметить динамизм развития перевозок -- объем работы вырос более чем в 7 раз и продолжает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажирообороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего времени продолжала возрастать: в грузообороте -- морской транспорт, в пассажирообороте -- легковой автомобильный индивидуального пользования.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом -- автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля трубопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутреннего водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.

Северная Европа. Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах.

Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург -- Финляндия -- Швеция -- Дания -- Германия;

Мурманск -- Норвегия -- Дания -- Германия. Имеются несколько широтных направлений, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео -- Нарвик; Умео --

Му -- и -- Рана; Сундевамь -- Тронхейм; Карлетад -- Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Центральная Европа. За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику.

Южная Европа. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

Заключение

Несложно предугадать, что роль региональной составляющей в жизни национальных государств Европы и в Европейских сообществах будет и далее возрастать.

И прежде всего, это проявляется в следующем:

1. Региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в сравнимом с Европой и ЕС. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем, у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края).

2. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

3. Неравномерность развития регионов не может быть преодолена одной лишь "свободной игрой рыночных сил"; результат такой игры оказывается чаще всего обратным. Поэтому на определенный исторический период преодоление отсталости требует целевого вмешательства и содействия государства через перераспределение части национальных ресурсов в пользу отставших территорий. Опыт Европы показывает, что делать это надежнее всего через перераспределение доходной базы, а также обусловленность трансфертов

(субсидий) сопряженным местным финансированием при целевой адресовке содействия в целом.

4. Регионы Европы при всей своей специфике равны перед законом своих стран и действуют в едином правовом поле ЕС при минимуме исключений из этих правил, которые могут лишь противопоставлять их друг другу. Соответственно, более надежной базой региональной политики России может быть лишь единая для всех федеральная конституция, а не совокупность разнонаполненных двусторонних соглашений "регион - центр". Свою региональную составляющую пора вводить и в процессы хозяйственной реинтеграции СНГ. В частности, мощным ускорителем развития регионов здесь, по аналогии с Европой, может стать их трансграничное сотрудничество.

Очевидно, необходимо систематизированное ознакомление наших регионов и компетентных федеральных ведомств с опытом региональной политики Европы и ЕС, возможностями использования программ ЕС в этой области.

Список использованной литературы:

1. Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина -- М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

5.Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Приватизация в России. Первый, второй, третий этап. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы. Чековые инвестиционные фон

    курсовая работа , добавлен 28.04.2005

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка. Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса в России, странах Западной Европы, США, Канаде и Японии.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Функционирование энергетических систем Украины. Механизмы и проблематика государственного регулирования естественных монополий. Реформирование деятельности энергопоставляющих предприятий Украины в условиях вступления в Энергетическое сообщество Европы.

«Города Европы» - Выделена в самостоятельную административную единицу. Население 1,7 млн. человек (1992). Прага. Площадь Лондона 1579 кв. км Население ок. 7 млн. жителей (1999). Население ок. 3 млн. жителей (1997). ПРАГА, столица Чехии. Рим. Лондон. БЕРЛИН, столица Федеративной Республики Германия на правах земли. Население ок. 1, 6 млн. жителей (1997).

«Зарубежная Европа» - Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Зарубежная Европа: характеристика хозяйства. Хозяйство зарубежной Европы. Проверь себя. Дайте характеристику отраслям «авангардной тройки». Вспомните, какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Задание 4. С какими товарами потребления из стран зарубежной Европы вы знакомы в большей степени?

«Тема Зарубежная Европа» - Ватикан – микрогосударство – центр католической религии. Химическая промышленность. Лидер химической про-мышенности Европы и мира – ФРГ. Наука. Европейский тип города новый город. Переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупным высокотоварным фермам практически завершён. КРС (мяс.-мол. мол.),св., пт., зерновое хоз., овощеводство.

«Страны Зарубежной Европы» - Страны Западной Европы. Промышленные регионы. Обеспеченность водными ресурсами недостаточная, за исключением Скандинавии, Альпийских и Балканских территорий. Страны Восточной Европы. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Общая характеристика. Отдых и туризм. Цели: ФРГ характеризуется прежде всего очень высокой средней плотностью.

«Путешествия по Европе» - Сейчас: На какие группы по целям подразделяется международный туризм? Ответьте на вопросы: К. Паустовский. Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и спортивный туризм. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей.

«Урок Европа» - Современный деловой квартал Франкфурта-на-Майне. Берлин. Улица Марии Терезии в Инсбруке считается одной из красивейших в Европе. Бранденбургские ворота. Большой Алечский ледник в Альпах. Германия. Восточная часть города. Кельнский собор. Вид на Вену с Дуная. С какими государствами мы сегодня познакомились?