Перераспределение доходов. Государственный бюджет, его роль в распределении и перераспределении национального дохода

С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы, инфляцию.

Рыночная система приводит к существенному неравенству в распределении денежного дохода, а значит, и в распределении национального продукта между индивидуальными производителями. Даже в развитых странах с рыночной экономикой проблема богатых и бедных остается достаточно острой. Поэтому государство должно создавать механизмы уменьшения неравенства доходов. К таким механизмам относятся система налогообложения доходов предпринимателей и наемных работников, трансфертные платежи, ценообразование.

Так, в ряде стран перераспределение доходов между слоями населения обеспечивает система прогрессивного налогообложения. За счет трансфертных платежей выплачивается помощь бедным, инвалидам. а также по безработице. Программы социальной помощи предусматривают финансовую помощь больным, пенсионерам, людям пожилого возраста. Государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. модификации цен, которые устанавливаются рыночными силами. пример такого вмешательства - гарантированные цены на сельскохозяйственные товары фермерам и минимальные тарифные ставки.

Объектом финансово-кредитного регулирования экономики является соотношение между товарной и денежной массой, которое должно быть сбалансированным, иначе говоря, в обороте должна находиться определенная сумма денег. Для обеспечения нормального финансово-кредитного регулирования государство должно содействовать формированию двухуровневой банковской системы, которая состоит из центрального эмиссионного банка (верхний уровень) и сети коммерческих банков и других коммерческих институтов, а именно: сберегательных банков, инвестиционных и страховых компаний (нижний уровень). Кроме того, правительство должно содействовать созданию рынка ценных бумаг и механизма их действия.

Деятельность правительства может дать два противоположных результата в зависимости от того, как она осуществляется. В целом государственная политика может быть и фискальной, связанной с использованием государственных налогов и расходованием бюджетных средств, или монетарной, направленной на регулирование денежного оборота и количества кредитных средств в экономике.

Государственный бюджет как экономическая категория отображает реальные экономические отношения между государством и другими экономическими субъектами по поводу создания и использование централизованного фонда денежных ресурсов страны, предназначенных для использования функций государства путем распределения и перераспределения ВВП.

Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости НД.

На стадии первичного распределения НД в Государственном бюджете концентрируются денежные ресурсы в виде:

На стадии вторичного перераспределения НД часть доходов предприятий и населения концентрируются в Государственном бюджете для дальнейшего перераспределения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное хозяйственное воздействие. Для покрытия государственных расходов используется такой важный инструмент мобилизации финансовых средств, как налоги. Кроме того, последние используются для влияния на деятельность субъектов хозяйствования. При этом государственное регулирование с помощью налогов в решающей степени зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налогов.

В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это прежде всего государственные кредиты, субсидии и гарантии (поручительства), а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе. В целом государственные расходы можно представить как сумму выплат трансфертов (трансфертные платежи) и государственных закупок товаров и услуг.

Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо экономической услуги. К таким платежам относятся выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам, пособий ветеранам и т.д. Эти выплаты просто перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения.

Произвольное установление государственных цен, вызывающие перекосы в величине и структуре спроса может привести к инфляции - обесцениванию денег, снижению их покупательской способности. как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике.

Таким образом, повышение цен и обесценивание денег - это признаки инфляции. Причинами ее могут быть:

  • - несоответствие спроса на товары и услуги. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом государственного бюджета, который возникает тогда, когда доходы бюджета меньше затрат; чрезмерным инвестированием, когда объем инвестиций превышает возможности экономики и способствует сдерживанию роста потребления; опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда.
  • - монополизм предприятий в условиях свободного ценообразования, позволяющий монополистам существенно повышать цены на свою продукцию.
  • - деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии;
  • - диспропорции в самом производстве, углубление материально-финансового равновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования. Особенно показательными эти причины инфляции оказались в Украине.
  • - неверие населения в государственную экономическую политику. вследствие чего люди при первой возможности освобождаются от денег и превращают их в материальные ценности. Если бы экономика была стабильной и население доверяло правительству, стремление материализовать деньги было бы намного меньше и значительная часть их накапливалась бы в банках. Это уравнивало бы спрос и предложение, а деньги, которые сохранялись бы на личных счетах граждан, государство и банки могли бы направлять на расширение производства.
  • - Увеличение или уменьшение кредитов против нормальных потребностей, что ведет к нарушению денежного обращения. Расширение кредита, например, в Украине на капитальные вложения обусловили уменьшение текущего спроса.
  • - Сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов относятся к внешним причинам инфляции.

Сложность проблемы инфляции в том, что приспособить количество денег к количеству товаров необычайно трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом размере не столь сложно и, главное, практически ничего не стоит. Это огромное искушение для тех, кто обладает правом создавать деньги.

Таким образом, как порождение товарного производства и обмена, деньги играют особенную роль общего эквивалента, выступают воплощением общественного богатства. Особенно усиливается роль денег в условиях усовершенствования и большего расширения современной рыночной организации общественного производства как формы товарного хозяйства.

ВОПРОС: Государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита..3

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...29

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………….30

ВОПРОС: Государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются: 1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды); 2) организация налогов; 3) финансирование отраслей народного хозяйства; 4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Функции бюджета. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.


Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86% от общей суммы общественных фондов потребления).

Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

4. И, наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения имя, своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование медицины, социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства сплательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т. е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами доводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры,
здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами‚ решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося
рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный
бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для
расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства.

В целях планирования, учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, и оценки воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов и платежный баланс эти операции нуждаются в объединении в однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящих из них.

Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Исходя из изложенного основные категории государственных
финансов могут быть представлены в виде следующей схемы:
1. Доходы и полученные официальные трансферты

1.1.Доходы

1.1.1.Текущие доходы

1.1.1.1.Налоговые поступления

1.1.1.2. Неналоговые поступления

1.1.2. Доходы от операций с капиталом

1.2. Полученные официальные трансферты

1.2.1.Текущие

1.2.2. Капитальные

2. Расходы и кредитование минус погашение

2.1.Расходы

2.1.1.Текущие

2.1.2.Капитальные

2.2.Кредитование минус погашение

2.2.1.Валовое кредитование других секторов

2.2.2.Погашение кредитов, предоставленных другим секторам

3. Дефицит или превышение доходов над расходами (п. 1 - п. 2)
4. Финансирование дефицита (п. 4.2 - п. 4.1 + п. 4.4 - п. 4.3 + п. 4.5)

4.1. Финансовые активы, приобретенные государством в целях управления ликвидностью
4.2. Поступления от продажи финансовых активов, приобретенных государством в целях управления ликвидностью

4.3. Платежи по обязательствам сектора государственного управления (погашение долгов государством)

4.4. Принятие обязательств сектором государственного управления (государственное заимствование)

4.5. Изменение остатков наличных денежных средств (денежной массы
и депозитов)

5. Государственный долг

Обсуждая последние новости, мы одобряем или не одобряем действия правительства нашей страны и правительств других стран. Иногда мы да­же представляем себя в роли государственного деятеля и говорим: если бы президентом был я... Кстати, что бы вы сделали в этом случае? На что вы стали бы тратить государственные деньги? Какие бы выбрали приоритеты? Чем должно заниматься правительство, а в какие вопросы оно не должно вмешиваться?

Экономисты по-разному оценивают роль государства в экономике: од­ни считают, что государство должно как можно меньше вмешиваться в эко­номику и устанавливать только общие правила поведения экономических агентов, поскольку рынок сам достигнет оптимального состояния экономи­ки. Другие считают, что рынок, имеющий «провалы», нуждается в актив­ном вмешательстве государства.

1. Экономические функции государства

Государство - это экономический агент, власть которого распростра­няется на остальных экономических агентов - домохозяйства и фирмы на всей территории страны. Государство представляют все органы государст­венного управления, обладающие законодательной, исполнительной или судебной властью. В России - это Президент, Государственная Дума, Пра­вительство, министерства и ведомства, Верховный Суд и судебная система, мэрии, управы и пр.

В рыночной экономике государство обеспечивает выполнение законов, предоставляет товары и услуги общественного пользования, проводит со­циальную политику, обеспечивает стабильность и экономический рост.

Законодательное регулирование. Законодательные органы государст­венной власти принимают законы, регулирующие отдельные сферы эконо­мики. Государство защищает права собственности, поддерживает конку­ренцию, проводит экологическую политику, поддерживает малое предпри­нимательство и др.

Предоставление общественных товаров и услуг. Государство должно производить товары и услуги, в которых нуждаются граждане и фирмы, но производством которых в условиях рыночной экономики никто, кроме госу-

дарства, заниматься не будет: содержание армии и милиции, органов уп­равления законодательной, исполнительной и судебной власти, часть услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и пр.

Проведение социальной политики. Государство выплачивает пенсии, пособия по безработице, дотации малоимущим семьям, дотации многодет­ным семьям и пр.

Обеспечение экономического роста. Важной экономической функцией государства является инвестирование в проекты государственной важно­сти, фундаментальную науку, энергетику, промышленность, строительст­во, сельское хозяйство, инфраструктуру.

Стабилизация экономики. Государство должно предотвращать резкие спады производства и не допускать «перегрева экономики», высокой ин­фляции; обеспечивать высокую занятость, баланс экспорта и импорта; кор­ректировать случаи несостоятельности рынка, внешних эффектов и др.

Экономические функции государства можно представить в виде схемы.

В начале курса в теме «Смешанная экономическая система» мы гово­рили о свойствах общественных благ и о том, почему государство берёт на себя производство общественных товаров и услуг, а также решение проблем внешних эффектов. Вспомните, какие примеры и аргументы были приведены.

Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою ар­мию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

2. Государственный бюджет

Государственный бюджет - это финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за год. Он составляется правительством и принима­ется парламентом (Государственной Думой).

Сальдо бюджета - это разность между доходами и расходами бюд­жета.

Бюджет сбалансирован, если доходы равны расходам. Сальдо сбалан­сированного бюджета равно нулю.

Бюджет дефицитный, если расходы выше доходов. Дефицитный бюд­жет имеет отрицательное сальдо.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Про­фицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на эко­номических отношениях и государственном устройстве Российской Феде­рации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Главный источник доходов государства - налоги: индивидуальные налоги, которые выплачивают физические лица, корпоративные налоги, поступающие от фирм, косвенные налоги (подробнее о них пойдёт речь ни­же) и взносы на социальное страхование. Кроме того, в государственную казну поступают неналоговые доходы: прибыль государственных пред­приятий, доходы от приватизации предприятий, доходы от государствен­ных облигаций.


Если расходы госбюджета превышают доходы, государство вынуждено изыскивать источники финансирования дефицита бюджета.

Различают внутренние и внешние источники финансирования дефи­цита государственного бюджета.

Внешние источники финансирования: займы у правительств других стран или у международных финансовых организаций на коммерческих или льготных условиях.

Внутренние источники финансирования: эмиссия денег или внутрен­ние займы (выпуск государственных облигаций).

Источники финансирования дефицита бюджета представлены в виде схемы.



Использование любого из указанных источников финансирования де­фицита бюджета имеет свои недостатки. Так, если государство использует внешние источники финансирования, то образуется государственный долг перед правительствами других стран или международными финансовыми организациями, бремя бюджетного дефицита переносится на будущие по­коления.

Если государство использует для финансирования дефицита бюджета эмиссию денег, то увеличение денежной массы в обращении ведёт к повы­шению уровня инфляции.

В случае выпуска государственных облигаций образуется государст­венный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны, бремя бюджетного дефицита тоже переносится на будущие поколения.

О Как вы понимаете выражение «бремя бюджетного дефицита перено­сится на будущие поколения»?

3. Бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это деятельность го­сударства в области регулирования государственных расходов и налогооб­
ложения. Цели фискальной политики государства совпадают с целями мо­нетарной политики. Такими целями являются:

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность цен.

Для проведения фискальной политики государство может использо­вать два инструмента".

Изменение государственных расходов;

Изменение ставок налогообложения.

Аналогично монетарной, фискальная политика должна быть стимули­рующей во время спада экономической активности и сдерживающей во время экономического бума и высокой инфляции.

Пример. Рассмотрим, как проводится стимулирующая политика, на­правленная на оживление экономики, т. е. увеличение ВВП страны.

Напомним, в состав ВВП входят расходы потребителей (С), инвестиции фирм (I), расходы государства на товары и услуги (О) и чистый экс­порт (Хп).

1. Государство может снизить налоги на граждан и на фирмы. Так, со­кращение налога на физические лица ведёт к увеличению той части дохо­дов, которая остаётся в распоряжении людей. Тогда потребление домохо­зяйств растёт. Аналогично, снижение налога на прибыль фирм увеличива­ет чистую прибыль фирм, остающуюся в их распоряжении; эту прибыль они могут инвестировать, например, в покупку нового оборудования.

2. Государство может увеличить расходы на товары и услуги. Напри­мер, государство может повысить зарплату бюджетникам, пенсии, соци­альные пособия; может-увеличить расходы на государственное строитель­ство жилья, школ, больниц, дорог; может финансировать национальные проекты по развитию здравоохранения, образования, сельского хозяйства, наукоёмких производств и др. Инструменты фискальной политики - из­менение налогов и государственных расходов - могут применяться одно­временно.

Таким образом, принятые меры будут содействовать увеличению ВВП страны, спад будет приостановлен, экономика не будет подвержена кризису.

Пример. Когда в стране наблюдается экономический бум, инфляция слишком высока, требуется применение сдерживающей политики прави­тельства.

1. Государство увеличивает налоги. При этом доход, остающийся в рас­поряжении людей, и чистая прибыль фирм сократятся. Соответственно, расходы потребителей и инвестиции фирм будут ниже.

2. Государство сокращает расходы. Правительство замораживает зар­плату госслужащих, сокращает количество госслужащих и т. д. В условиях роста цен реальные доходы населения понизятся, соответственно потреби­тельские расходы станут ниже. Правительство может также сократить ар­мию или отказаться от ряда проектов. В результате таких мер резкий рост ВВП будет приостановлен, а вместе с ним будет остановлен и рост цен.

Применение фискальной политики может оказаться в порочном круге взаимоисключающих способов стабилизации. Борясь с инфляцией, прави­тельство может вызвать падение производства и увеличение безработицы, а попытки государства стимулировать развитие производства могут при­вести к росту инфляции. Во всяком случае, необходимым условием реше­ния этих проблем является дееспособность государственной власти, её ав­торитет, управляемость всех звеньев экономики.

Экономическая роль государства: законодательное регулирование, обеспе­чение общественных благ, проведение социальной политики, обеспечениие стабильности и экономического роста.

Госбюджет - план государственных расходов и доходов.

Цель государственной экономической политики - решение проблем инфля­ции, спада,безработицы.

Инструментами стабилизации являются изменение государственных расхо­дов и изменение ставок налогообложения.

Основные понятия

Государственный бюджет Сальдо госбюджета

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Вопросы и задания

1. Назовите экономические функции государства.

2. Какие признаки отличают общественные товары и услуги?

3. Что является главным источником доходов государства?

4. Перечислите основные статьи расходов государства.

5. Используя интернет-ресурсы, найдите данные о расходах и доходах бюджета вашего региона за прошлый год. Сделайте вывод о его сбалансированности.

6. Заполните таблицу. Сделайте выводы о сбалансированности госбюджета России в разные годы. В рабочей тетради заполните таблицу динамики дохо­дов и расходов госбюджета РФ в 1995-2006 гг.

Федеральный бюджет Российской Федерации, млрд р.
Бюджет 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Доходы 232,1 281,9 343,4 325,9 615,5 1132,1
Расходы 275,2 356,2 436,6 472,2 666,9 1029,2
Дефицит (-), профицит


Бюджет 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2002 г. 2006 г.
Доходы 1594,0 2204,7 2586,2 3428,9 5127,2 6170,5
Расходы 1321,9 2054,2 2358,6 2698,9 3514,3 4431,1
Дефицит (-), профицит

Доходы государственного бюджета

1.2 Роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохода

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующего рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, применяются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.

Следовательно, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Подводя итог первой главы необходимо обозначить, что доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств, и формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. Средства органов государственного управления, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов, в свою очередь общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом, текущие же доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений. Так же в данной главе мы показали роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохода, так с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Глава 2. Сущность, виды и значение налогов

Анализ финансового состояния на примере ООО "Фолиант"

Финансово-денежный сектор как самостоятельный элемент денежного хозяйства формами Денежный сектор, в состав которого входят финансовый и кредитный, представляет собой специфический рынок с его оборотами и доходами...

Анализ формирования государственного бюджета в Республике Беларусь

Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

Главное звено финансовой системы любого государства - его бюджет - самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности...

Государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита

1.1 Понятие и функции государственного бюджета Бюджет (от старонормандского bougette -- кошель, сумка) -- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени...

Основные функции финансов. Государственные и муниципальные займы

Расходы бюджета непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, именно через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов...

Особенности налогообложения физических лиц

Работник может получить от организации доходы в денежной форме, в натуральной форме и в виде материальной выгоды. К доходам, полученным в денежной форме относятся: заработная плата; надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы...

Роль бюджета в национальной экономической системе

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода...

Финансовая система

С помощью федерального бюджета РФ перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль...

Финансовая система

С помощью федерального (гос.) бюджета РФ перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль...

Финансовый рынок Украины

В условиях отказа от административно-командной системы управления экономикой бесперебойное формирование финансовых ресурсов...

Фискальная политика

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов...

Формирование бюджета г. Улан-Удэ за счет использования городских земель

Формирование государственного бюджета Республики Беларусь

В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т. е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую - от физических лиц...

Формирование и использование государственного бюджета

Главное звено финансовой системы любого государства - его бюджет - самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности...

Формирование и использование местного бюджета

Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределенных отношений - бюджетной. Она включает финансовое отношения...

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов , решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).



Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).