Павловская денежная реформа 1991 кратко. Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 % от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ" подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза . При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства . Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Денежная реформа 1991 года в отечественной истории известна под названием Ее так называют по имени премьер-министра который инициировал ее проведение. Это был Валентин Павлов. С января по апрель проводился обмен денежных купюр крупного номинала.

Предпосылки для проведения реформы

Инициатором денежной реформы 1991 года был непосредственно министр финансов, которого звали Предполагалось, что удастся использовать эффект неожиданности, чтобы максимально эффективно осуществить рублевую реформу и наладить стабильное обращение денежных средств в Советском Союзе. Это была одна из главных предпосылок денежной реформы 1991 года.

При этом удивительно, что накануне этого распоряжения сам Павлов неоднократно публично заявлял о том, что не будет проводить никакой денежной реформы. На тот момент он занимал пост министра финансов.

Однако 14 января Павлова повысили, он стал премьер-министром Советского Союза. Так руководство страны планировало закрепить проведение политических и финансовых реформ, которые должны были стабилизировать обстановку в стране.

Цели проводимой реформы

Данная денежная реформа в СССР преследовала несколько целей. Одной из первоочередных задач, которую ставило перед собой правительство, было обеспечить избавление от избыточной денежной массы, которая находилась в стране в свободном обращении. Это была одна из главных целей денежной реформы 1991 года. Предполагалось, что за счет этого удастся расправиться с дефицитом, образовавшемся в стране на товарном рынке.

При этом формальным поводом для проведения денежной реформы в 1991 году была заявлена борьба с фальшивыми денежными купюрами, которые якобы массово ввозили из-за рубежа.

Большинство исследователей и историков уверяют, что никаких достоверных подтверждений этому найдено не было.

Условия проведения реформы

Указ о фактическом начале денежной реформы в СССР подписал президент Михаил Горбачев. Это произошло 22 января. Советские рубли, выпущенные в 1961 году, номиналом в 50 и 100 рублей изымались из обращения. В 21.00 о подписании этого указа официально объявили по Центральному телевидению. На тот момент практически все магазины и банки были закрыты. Самые находчивые в первые часы после этого начали обменивать имевшиеся у них купюры номиналом по 50 и в кассах метров, в железнодорожных вокзалах и у таксистов. Они воспользовались тем, что большинство водителей и кассиров, которые были на работе, о начале реформы ничего не знали.

Еще часть граждан смогла сбыть советские рубли, отправив их денежными переводами в отделениях почты при вокзалах, которые, как правило, работали до полуночи. Самые находчивые и изворотливые покупали билеты на поезда и самолеты по высокой цене, на самые дальние расстояния, а после приходили сдать эти билеты обратно и получить на руки уже ликвидные деньги.

Правила обмена

При этом во время денежной реформы 1991 года были оглашены официальные правил обмена наличных. За них можно было получить мелкие купюры того же года выпуска либо аналогичные купюры современного образца.

Однако для проведения этого обмена были установлены строгие ограничения. Во многом из-за них подвергалась такой сильной критике денежная реформа 1991 года.

Во-первых, на обмен отводилось всего 3 дня - с 23 по 25 января. Последний был пятницей. К тому же поменять можно было не более тысячи рублей на одного человека. После окончания этих сроков обменивать старые купюры разрешалось только в специально организованных для этого комиссиях. Срок был установлен до конца марта.

Ограничения в Сберегательном банке

Параллельно была резко ограничены сумма, которые имели права снимать в советском Сберегательном банке граждане. В течение месяца каждый вкладчик мог снять не более 500 рублей. В условиях денежной реформы 1991 году жители Советского Союза имели право хранить свои сбережения в нескольких кассах одновременно. В том числе они могли находиться в разных городах. Для того чтобы вкладчики не снимать деньги выше установленной суммы, на последних страницах советского паспорта сотрудники сберегательных касс начали делать особые пометки о движениях по вкладам - сколько денег сумел снять его владелец.

2 апреля произошло еще одно важное событие, ставшее следствием Павловской реформы 1991 года. Заранее о ней никого не предупредили, поэтому удалось резко снизить валютный курс рубля, существовавший на тот момент.

Итоги реформы

Основным итогом денежной реформы 1991 года стало то, что планы правительства удалось реализовать только частично. В результате проведения конфискационной процедуры удалось вывести 14 миллиардов рублей наличными.

Предполагалось, что эффект полной неожиданности поможет справиться со спекулянтами, а также "левыми" доходами, контрабандой, фальшивомонетничеством, фактами коррупции. На деле основным итогом реформы стало практически полное разочарование большинства людей в своем правительстве.

К тому же, реформы Павлова продолжались и после этого. Уже 2 апреля СССР установил новые цены, которые оказались в три раза выше предыдущих. Советское правительство сделало это также неожиданно.

Купюры нового образца

Одними из первых денежных знаков образца 1991 года стали купюры номиналом 50 и 100 рублей. Они пришли на смену старым, которые активно изымались из оборота. После этого в обращении остались купюры 1961 года начиная от 1 до 25 рублей. При этом сохранялись металлические монеты.

Со временем появились новые купюры 1991 года достоинством в 1, 3, 5, 50 и 100 рублей, которые отличались от старых весьма незначительно, преимущественно только оттенком. На них отсутствовали надписи на языках народов союзных республик, как это было ранее, появились и некоторые другие нюансы.

Также появились купюры, которые до этого не ходили в обращении в Советском Союзе с 1920-х годов - в 200, 500 и 1 000 рублей. Новую купюру номиналом в 25 рублей решили больше не выпускать.

Государственный банк начал выпуск и монет нового образцы с 1991 года. Они также отличались от прежних, в первую очередь номиналом. 10 копеек делались из железа и покрывались латунью. 50 копеек, один и пять рублей были из никелевого сплава, а 10 рублей - из биметалла.

Творец реформы

В сознании большинства советских граждан эта денежная реформа прочно ассоциируется с именем премьер-министра Советского Союза Валентина Павлова. Он вошел в истории, как единственный человек, который был премьер-министром СССР. До него такой должности просто не существовало, а вскоре после 1991 года Советский Союз попросту развалился.

Биография Павлова показательна для советского чиновника. Он родился в семье медсестры и шофера в 1937 году. Получил образование в Московском финансовом институте, окончив финансово-экономический факультет.

После вуза занимал должность инспектора государственных доходов в одном из столичных райисполкомов, отсюда и начал строить свою карьеру. В начале 60-х годов перешел в министерство финансов РСФСР. В 1986 году занял пост первого заместителя министра финансов СССР. В 1989 году он стал министром финансов, в 1990 году - членом ЦК КПСС.

Реформы Павлова

Павлов проводил немало реформ. Он многое сделал для формирования большого количества институтов советского государства. В частности, участвовал в формировании налоговой инспекции, коммерческих банков, Пенсионного фонда, а также активно занимался привлечением инвестиций, участвовал в создании и регулировании кооперативов и первый совместных предприятий.

Но, конечно, денежная реформа больше всего запомнилась большинству горожан. Примечательно, что в ночь после объявления этого указа в Москве отключили телефонную связь. Решения Павлова вызвали огромный ажиотаж, привели к росту недовольства во всей стране.

Еще одна акция, которая вызвала серьезные недовольства политикой Павлова в стране, это повышение в два-три раза цен на основные услуги и потребительские товары. Из-за этого Павлова можно считать крайне непопулярным политиком в стране в то время.

Участие в ГКЧП

Павлов был одним из участников ГКЧП. В отличие от многих других членов Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, Павлов не полетел к Горбачеву в Форос. Более того, он заболел и возложил в тот день свои обязанности на Виталия Догужиева, который на тот момент занимал пост первого вице-премьера.

22 августа по указу Горбачева Павлов был освобожден от должности премьер-министра. После этого у его больничной палаты дежурили силовики. 23 августа стало официально известно о его аресте, Павлова перевезли в тюрьму "Матросская тишина", где к тому времени находились и другие участники ГКЧП.

Верховный Совет утвердил отставку Павлова 28 августа, это автоматически привело к отстранению от работы всего правительства. На допросе Павлов отказался признать свою вину, заявив, что никакого заговора попросту не было.

В 1993 году после ознакомления с делом Павлова освободили из следственного изолятора, в феврале 1994 года его амнистировали решение Государственной думы первого созыва.

Работа на других должностях

После освобождения Павлов занял пост президента "Часпромбанка", покинув его после того, как у банка отозвали лицензию. В середине 90-х годов он занимал пост советника "Промстройбанка", позже был сотрудником различных экономических институтов, был заместителем председателя Вольного экономического общества.

В 2002 году у него случился инфаркт, но уже в январе следующего года он сумел вернуться к работе, активно обсуждал участие в предстоящих выборах в Государственную думу, но в марте у него случился обширный инсульт. Три недели врачи боролись за его жизнь, но безуспешно, 30 марта он скончался. Павлова похоронили в Москве на Пятницком кладбище. Ему было 65 лет.

Те, кто лично знал и работал с Павловым, вспоминали, что это был профессионал, который знал толк в экономике и финансах. Например, российский банкир и экономист Виктор Геращенко, который четырежды за свою карьеру становился руководителем Государственного банка (сначала дважды Госбанка СССР, а затем еще два раза Госбанка России), в своих мемуарах писал, что у Павлова был весьма своеобразный характер. При этом он часто принимал решения, основываясь исключительно на своих личных убеждениях, не советуясь ни с помощниками, ни с другими специалистами, разбиравшимися в этой области.

Так случилось и во время замены купюр номиналом в сто и пятьдесят рублей. Примечательно, что Геращенко подчеркивал, что знал Павлова еще с института, где они вместе играли в баскетбол. Несмотря на то что это командный вид спорта, в работе Павлов был исключительно индивидуалистом, редко к кому-то прислушивался, даже если была возможность получить дельный и полезный совет. За это его неоднократно критиковали, возможно, индивидуализм сыграл с ним злую шутку, ведь многих ошибок можно было бы избежать, если бы он более тщательно просчитывал возможные последствия своих решений.

Экономические реформы в стране

Денежная реформа, которой посвящена эта статья, стала одним из первых знаковых преобразований в России в начале 90-х. Среди других важных экономических реформ необходимо отметить переход к рынку, который Ельцин объявил в 1992 году. Затем, уже после формирования нового правительства, активно проводить новые экономические реформы начал

С 1992 года россияне узнали о таких понятиях, как ваучерная приватизация, либерализация цен, гиперинфляция. В январе вступил в силу указ о свободной торговле. Чуть позже была официально утверждена государственная программа приватизации предприятий.

Экономическая политика, которую проводили демократы в России, многими не одобрялась, часто подвергалась острой критики. В этом плане денежная реформа, устроенная премьер-министром Павловым в 1991 году, стала первой в списке непопулярных методов власти.

Многие помнят, в каком году павловская реформа привела к окончательному обнищанию советского народа. Ее принято именовать по фамилии первого и, собственно, последнего премьер-министра Советского Союза. Рассмотрим далее, что собой представляла павловская реформа 1991: причины, этапы, последствия преобразований.

Ситуация в стране

Начало 1991 г. ничего хорошего разваливавшемуся не предвещало. На окраинах страны участились межэтнические столкновения, в магазинах был глобальный дефицит, люди выстраивались в огромные очереди. Экономические преобразования Горбачева ни к чему не привели, перестройка не состоялась. Правительство пыталось перейти с плановой на рыночную систему хозяйствования. Однако институционально государство оказалось к этому не готово - в стране отсутствовали нужные люди и органы. Подавляющая часть населения не могла обеспечить себя достаточным количеством продовольственных и промышленных товаров. Люди привыкли к пустым полкам. Единственное положительное явление в то время - стабильная выплата скромной зарплаты. Безусловно, руководство страны понимало, что, если начать задерживать и оплату труда, то это выльется в массовые протесты. А этого правительство никак не могло допустить. Люди между тем не требовали большого количества материальных благ. Население СССР привыкло к ограничениям, дефициту, изоляции. Все жили от получки до получки, стремясь обеспечить свои семьи в первую очередь продуктами, во вторую - жильем. По мнению проф. Вольчика, природа существовавшего избытка денежной массы обуславливалась нарастающими дисфункциями институтов планового режима хозяйствования. Непоследовательные и хаотические преобразования разрушали централизованную систему, однако при этом не способствовали формированию рыночных регулятивных механизмов и институтов.

Почему началась павловская реформа 1991 года?

Денег в стране было много. Однако в сложившихся кризисных условиях они постоянно обесценивались и превращались в бессмысленную макулатуру. В качестве официальной причины называлась борьба с поддельными банкнотами, "вбрасываемыми из-за рубежа". Кроме этого, правительство решило изъять нетрудовые доходы граждан. Такая постановка причин была наиболее привычной для советской идеологии. Неофициально всем было ясно, что ключевая цель - ликвидация банкнот, напечатанных в конце 80-х гг. для выполнения соцгарантий, накопившихся у населения и усиливавших дефицит продуктов народного потребления.

Организатор преобразований

Автором реформы стал Валентин Павлов, 53-летний "сторонник министр финансов. С 1986 г. он руководил Госкомитетом СССР по ценам. Соответственно, он знал не идеологическое, а реальное положение дел. Павлов уже давно искал разные способы изъятия денежных средств у населения, необеспеченных товарами. Заняв министерский пост в июле 1989-го, он постоянно обдумывал идею преобразования. По его плану, реформа включала не только изъятие избыточных денег, но и способствовать повышению цен, принимая в расчет себестоимость услуг и товаров.

Варианты преобразований

Павловская г. предполагала несколько концепций. Среди них были и те, которые ранее использовались в других странах. Разрабатывались и достаточно парадоксальные концепции. К примеру, в качестве одного из вариантов было введение "параллельных денег" по примеру 20-х гг., но в безналичном обращении. Другая концепция предполагала просто конфискационное аннулирование прежних банкнот без обмена и механизма эмиссионного кредитного регулирования. Такие преобразования проводились в 1948 г. в ФРГ канцлером Аденауэром. В результате фактически был ликвидирован Был еще один, компромиссный вариант, по которому могла идти павловская реформа 1991 года. Денег, компенсация которых предполагалась в рамках строго установленной суммы, особо у людей не было. Однако руководство предполагало провести обмен с изменением масштаба нацвалюты. При этом предусматривалось изъятие сбережений сверх строго определенной суммы. Министр настаивал на скорейшем проведении преобразований, чтобы средства, хранящиеся не в банках, а "в кубышках", люди или не успели бы, или не сумели бы сдать полностью. Минфин не сомневался, что у большей части населения из мизерных зарплат копить нечего, а держать в крупных купюрах заначки могут только "бесчестные люди".

Обоснование преобразований

Павловская реформа 1991 должна была утверждаться Горбачевым. Для этого ее необходимо было обосновать. Павлов использовал давно известный способ. Летом 1990-го он подал на имя Горбачева и Рыжкова секретную записку. В ней министр объясняет необходимость обмена исключительно 50-ти и 100-рублевых купюр 1961 г. в. тем, что именно они в огромном объеме вывозятся за рубеж. Рыжков, будучи в то время председателем Совмина, запросил подтверждение таможенных органов. Оттуда сообщили, что границу, как правило, пересекают десятирублевые банкноты, а не сотенные. Началась дискуссия, в результате которой Рыжков был отправлен в отставку. Горбачеву, стремительно теряющему популярность в массах, необходим был человек, который взял бы на себя ответственность за предстоящие шаги. Павлов превосходно подходил на эту роль. 14 января 1991 г. его кандидатура была утверждена на пост премьер-министра.

Руководство кабмином

Павлов начал деятельность на посту премьер-министра с дезинформации. С высокой трибуны он уверял, что никакой подготовки к будущим реформам не проводится. Он говорил о том, что финансовые преобразования - только часть всего комплекса мероприятий, которые ориентированы на оздоровление экономики. Изолированное проведение реформы денег без решения прочих задач бессмысленно, так как не приведет ни к каким результатам. Кроме этого, премьер говорил о том, что преобразования обойдутся экономике в 5 млрд руб. И в завершение своей речи он указывал на то, что существовавшие в то время мощности по выпуску банкнот позволят накопить нужный объем новых дензнаков в течение трех лет.

Волнение в народе

Советские граждане, уже давно привыкшие к идеологическим выпадам руководства, плохо понимающие суть рыночной экономики, все же чувствовала какой-то подвох со стороны партии. Первые лица государства уже перестали пользоваться каким бы то ни было доверием. Сведения о предстоящей реформе просачивались через знакомых, поэтому некоторые граждане успели поменять свои "сотки" и "полтинники" заранее. Накануне объявления об обмене часть населения успела "разменять" наличность в кассах вокзалов и метро, в магазинах, у таксистов. Однако таких "счастливчиков" были единицы. Все подозревали о реформе, но никто не знал ни когда, ни как ее будут проводить. Грядущие перемены обсуждали везде: на транспорте, в вузах, в колхозах, на производстве, в армии. Большая часть населения приходила с одной стороны к выводу, что "копить, собственно, нечего", а с другой - "обманут все равно".

Павловская реформа денег: ход "акции"

22 января Горбачев подписывает указ, в соответствии с которым из оборота изымаются 50-ти и 100-рублевые банкноты 1961 г. в. и обмениваются на более мелкие новые купюры. С этого момента началась павловская реформа 1991. Денег у населения оказалось меньше, чем предполагали. Обмен наличности в сумме до 1 тыс. руб. производился только три дня - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). При этом снятие денег со счетов в Сбербанке было ограничено 500 руб. Обмен был разрешен до конца марта, но в специальных комиссиях. Они рассматривали каждый случай пропуска установленного срока в отдельности. Вместе с этим гражданину необходимо было рассказать, откуда он взял сумму более 1 тысячи. Президентский указ зачитали в 9 вечера, когда практически все организации уже не работали. Самые сообразительные граждане в панике начали спасать свои деньги. Кто-то срочно отправил перевод, кто-то купил несколько билетов на самолет или поезд на разные рейсы, чтобы впоследствии их сдать. Однако все это успели сделать только единицы.

Процесс обмена

Павловская реформа создала огромные очереди уже на утро 23 января. В кассы Сбербанка стояли "делегаты" трудовых коллективов, которые меняли купюры целых бригад. Расчет руководства на рабочие дни частично оправдался. Многие граждане просто не успевали добраться от производства до касс. Однако в некоторых районах местная администрация шла навстречу населению. Обменные пункты были открыты на производстве, в почтовых отделениях. В самих очередях возникали конфликты, кому-то становилось плохо. В итоге павловская денежная реформа позволила изъять у населения около 14 млрд руб. По замыслу организаторов, конечно, предполагалось конфисковать больше 51.5 млрд из 133 млрд (порядка 39 %). Павловская реформа, кроме этого, включала в себя заморозку банковских накоплений. На эти средства начислялось 40 % годовых. Однако получить их можно было не ранее следующего года.

Результаты

Павловская реформа резко сократила национальный доход. В сравнении с 1990 г. он уменьшился на 20 %. Вместе с этим значительно увеличился бюджетный дефицит. По различным оценкам, на 1991 г. он составил 20-30 % ВВП. Когда павловская реформа завершилась, ее организатор выступил с обвинениями в адрес зарубежных банков, упрекая их в скоординированной деятельности, направленной на дезорганизацию обращения наличности в СССР. В рамках второй стадии преобразований без какого-либо предварительного объявления со 2 апреля в стране резко подскочили цены на продукты народного потребления при том, что в течение десятилетий они оставались на стабильном уровне. Все это привело к абсолютной потере всякого доверия к руководству партии. Население считало себя ограбленным дважды.

Заключение

Как показывают результаты общественного мнения, павловская реформа стала одной из ключевых причин неудачи государственного переворота. Он, как известно, был предпринят консерваторами из правительства и Политбюро ЦК КПСС в 1991 г. Примечательно, что среди членов ГКЧП присутствовал и реформатор Валентин Павлов. Впоследствии он говорил, что в то время мало кто осознавал и верил в то, что решался не идеологический вопрос. В конце января 91-го население страны прощалось не только с пропавшими дензнаками, но и с частью своего прошлого. Люди, живущие во Владикавказе, ставшие свидетелями этих событий, и сейчас часто вспоминают, как 26 января, спустя день после всеобщего ажиотажа, у здания Госбанка появился хорошо одетый человек с чемоданом. Он открыл его и высыпал на снег кипу 50-рублевых банкнот и поджег их. С точки зрения современности, как считает Вольчик, такая форма проведения реформ абсолютно неприемлема. Однако если оценивать ситуацию так, как это делало прежнее руководство, то иного способа финансовых преобразований просто не было. Почти все реформы СССР отличались конфискационным характером. И эта "акция" начала 90-х не стала исключением.

Перевод экономики на рыночные принципы и дальнейшее осуществление программы реформ требовали стабилизации денежного обращения. Падения курса рубля и рост избыточной денежной массы становились тем узким местом, которое затрудняло решение экономических задач.

И хозяйствующие субъекты, и население все меньше доверяли рублю и старались от него избавиться, приобретая материальные ценности.

В качестве меры, способной привести к стабилизации финансовой системы, виделась реформа денежного обращения. Первые предложения о проведении такой реформы стали появляться во второй половине 1980-х годов. Эти предложения звучали в средствах массовой информации, в выступлениях народных депутатов СССР, на некоторых общественных форумах. В то время общее мнение сходилось на том, что основу реформы должен составить регрессивный обмен денег.

Денежные реформы в виде замены одних денежных знаков на другие, как правило, преследуют либо конфискационные цели, либо носят технический характер. Денежные реформы с регрессивным обменом денег осуществляются в случаях, когда масштабы расстройства денежного обращения носят чрезвычайный характер и достижение стабилизации положения в экономике не представляется возможным обеспечить иначе, как путем конфискации основной или значительной части денежных средств, принадлежащих населению.

Состояние денежного обращения в СССР было достаточно сложным, особенно оно обострилось в 1988 - 1989 годах. Но в то же время, по мнению Госбанка СССР, было преждевременным говорить о его полном расстройстве. За 1986 - 1989 годы количество денег в обращении увеличилось на 56 %, в том числе у населения - на 53 %, при росте денежных доходов граждан на 33 % и расходов на покупку товаров и оплату услуг - на 24 %.

В принципе, пять лет перестройки экономики можно сопоставить с периодом экономической реформы 1965 - 1969 годов, когда также имело место резкое возрастание денежных доходов населения. В те годы сложился более серьезный разрыв между ростом количества денег и денежных доходов, однако предложений о де- нежной реформе не возникало. Так, за 1966 - 1969 годы количество денег в обращении увеличилось на 88 %, денежные доходы населения - на 40 %, расходы населения на покупку товаров и оплату услуг-на 38 %.

В конце 80-х годов многие экономисты в подтверждение необходимости реформы денег говорили о так называемом «бегстве населения от денег». Такое действительно наблюдалось, но в значительной степени это было вызвано как раз самими заявлениями о скорой денежной реформе. В этой связи, боясь потерять свои накопления, население стало покупать впрок различные товары, в том числе повседневного спроса - мыло, моющие средства, чай, соль, спички и тем самым создавать дома излишние запасы. При этом сберегательные кассы сохраняли доверие у населения. За 1986 - 1989 годы остаток вкладов в Сберегательном банке СССР вырос на 53 %.

Некоторые экономисты вносили предложения о введении в стране параллельной валюты - «новых рублей», сертификатов и т.п. - и продаже за новые платежные средства дефицитных товаров. Таким образом, введение в обращение «привилегированной» по сравнению с рублем валюты означало бы постепенное проведение денежной реформы путем последовательного вытеснения «старых» денег новыми.

Госбанк СССР высказывал опасения, что продажа дефицитных товаров за «новые» рубли приведет к сокращению и без того скудного предложения в магазинах, торгующих на обычные рубли. Поэтому параллельное хождение валют неизбежно будет сопровождаться инфляционным взрывом в секторе экономики, обслуживаемом «старыми» рублями. Деньги худшего качества станут «жечь руки», цены в рублях повысятся, произойдут резкое обесценение средств населения и предприятий и массовое изъятие денег из Сберегательного банка. Наиболее болезненный удар мог быть нанесен малообеспеченным слоям населения. При этом развернулась бы спекуляция новой валютой.

По сути, что введение параллельной валюты означало несколько замаскированный и растянутый во времени способ проведения денежной реформы за счет населения. В этой связи, рассматривая вопрос введения параллельной валюты, руководство Госбанка СССР докладывало М.С. Горбачеву, что эта мера могла привести лишь «к кратковременному балансированию рынка в узком секторе экономики, где будут обращаться новые деньги».

В целом, позиция Государственного банка СССР по вопросу проведения денежной реформы была следующей: «... надежды на укрепление денежного обращения через реформу являются совершенно несостоятельными, так как стабилизация денежного обращения возможна только на пути укрепления экономики, обеспечения пропорционального, сбалансированного развития всех отраслей хозяйства, оздоровления финансов, перекрытия каналов поступления в оборот «избыточных» денег. Денежная реформа нанесет материальный ущерб всем слоям и группам общества и, прежде всего, миллионам честных тружеников, приведет к усилению социальной напряженности в обществе, снизит заинтересованность граждан в повышении производительности труда, подорвет доверие населения к государству»391.

Несмотря на достаточно широкий круг участников дискуссии о путях осуществления денежной реформы, проведение обмена денег связано в первую очередь с именем Валентина Сергеевича Павлова.

Часто идея денежного обмена представляется как скоропалительное решение B.C. Павлова, только что ставшего премьер- министром. Однако, как пишет сам Павлов, «во-первых сам по себе обмен купюр был лишь малой частью задуманной денежной реформы, а во-вторых... «эмбриональная» подготовка реформы началась еще в 1986 году»392. Таким образом, Павловым готовилась комплексная реформа ценообразования, предусматривавшая нормализацию денежного обращения и постепенную, поэтапную либерализацию цен, но из всего этого стабилизационного пакета удалось осуществить только обмен денежных знаков. Уже в 1989 году Павлов показывал М.С. Горбачеву эскизы новых денег393.

Летом 1990 года министр финансов B.C. Павлов в секретной записке довел до сведения президента СССР М.С. Горбачева и председателя Совета министров СССР Н.И. Рыжкова свои соображения в пользу обмена 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. По его сведениям, крупнокупюрные советские денежные знаки в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала394. По мнению Павлова, за рубежом находилось более 10 млрд. рублей. Правда, в ответ на запрос Рыжкова главное таможенное управление сообщило, что за рубеж нелегально уходят в основном десятирублевые купюры395.

Согласно официальной позиции, денежная реформа преследовала цель уменьшения давления денежной массы на потреби- тельский рынок, а также изъятия денег, приобретенных, с точки зрения властей, незаконным путем и сосредоточившихся, главным образом, за границей396.

Чуть позднее, B.C. Павлов в интервью газете «Труд» озвучил дополнительное обоснование необходимости обмена денежных знаков. По его сведениям, западные банки организовали финансовую диверсию против Советского Союза с целью дезорганизации денежного обращения в стране. В частности, иностранные банки осуществили контрабандный ввоз наличных денег из-за рубежа397.

Попробуем разобраться, насколько провозглашенные цели реформы соответствовали истинному положению в социально- экономической сфере.

В то время действительно бытовало мнение о сосредоточении основной массы денег у спекулянтов и дельцов теневой экономики, которых грядущая реформа как раз и должна была «наказать».

Подавляющая часть денежных средств населения была сосредоточена в организованных формах сбережений - во вкладах, облигациях внутреннего выигрышного займа, в полисах страхования жизни, в сертификатах Сбербанка СССР. На эту часть денежных средств населения приходилось по состоянию на начало 1990 года 384 млрд. рублей из 489 млрд. рублей, которыми распо-

лагало население, или 79 % всех средств.

Основная масса денежных средств населения - 338 млрд. рублей была помещена во вклады в Сберегательном банке СССР. При этом деньги, хранившиеся во вкладах, принадлежали большому числу граждан страны. Из обследований, проведенных Госкомстатом СССР, вытекало, что более 80 % населения для хранения сбережений пользовались услугами Сбербанка399.

По состоянию на 1 января 1990 года количество счетов по вкладам составило 20 миллионов, средний размер вклада - 1616 рублей, срок хранения рубля на вкладе в 1988 году составил

2,1 года, в том числе на срочном вкладе - около 7 лет.

Из общей суммы вкладов 12 % приходилось на вклады до одной тысячи рублей на счете, 78 % - от 1 до 10 тыс. рублей. По количеству счетов на первую группу приходилось 56 %, на вторую - 43 %401.

На счетах свыше 10 тыс. рублей хранилось 10 % общего остатка вкладов, таких счетов на 1 января 1990 года было 2,3 млн., средний размер вклада этой категории счетов составлял около 15 тыс. рублей402. Следует заметить, что при существовавших це- нах на легковые автомобили, кооперативные квартиры, дачи, затраты на строительство и обустройство садовых участков размер вкладов даже у этой категории вкладчиков не представлялся чрезмерным.

При оценке состояния сбережений необходимо учитывать, что около 67 % семей, имевших сбережения на вкладах, предназначали их для помощи детям и поддержания сложившегося уровня жизни после ухода на пенсию, а около 27 % - для предстоящих крупных расходов403.

Кроме того, как показывали обследования, около половины семей при создании сбережений ограничивали свои текущие обычные расходы. Период накопления денег для крупных расходов был весьма длительным. Так, свыше трети семей рабочих и служащих копили деньги для вступления в жилищно-строительные кооперативы и для покупки автомобиля от 5 до 10 лет, а 32 - 49 % - 10 и более лет404.

Это означало, что основная, подавляющая часть сбережений носила трудовой характер.

Об этом же свидетельствует и то, что денежные средства, находившиеся на вкладах, постоянно работали - обновление вкладов за год на протяжении многих лет составляло 29-31 %.

Наличных денег у населения к концу 1990 года было около 105 млрд. рублей. Из них на оборотную кассу (т.е. сумму, необходимую, чтобы прожить «от получки до получки»), учитывая частоту выплат заработной платы и других расходов, приходилось около 21 млрд. рублей. Часть населения страны (особенно в регионах Средней Азии, Казахстана, Закавказья) предпочитало иметь сбережения в наличных деньгах, не прибегая к услугам сберегательного банка. Такие сбережения в наличных деньгах оценивались в сумме около 37 млрд. рублей405.

Значительная часть остальной суммы наличных денег у населения - по оценке до 30 млрд. рублей - представляли собой неудовлетворенный спрос из-за недостатка предложения товаров406. За ними стояла острая потребность во многих товарах обычного и повседневного спроса, как изделиях легкой промышленности, хозяйственных, культурно-бытовых, так и продовольственных.

Население было вынуждено постоянно носить при себе крупные суммы денег на случай, если нужные вещи появятся в продаже. Многие граждане выезжали для покупки товаров в областные и республиканские центры или в столицу. Например, по данным Мо- сковского ГУМа, удельный вес приезжих покупателей в товарообороте магазина составлял 63 - 65 %.

В 1989 - 1990 годах Госбанк СССР полагал, что если и проводить денежную реформу (что в условиях сложной социально- политической обстановки в обществе крайне рискованно), то ее целью должна была, в первую очередь, быть конфискация денег у всего населения407. Таким образом можно было бы существенно снизить неудовлетворенный платежный спрос населения. В наличие большого числа нетрудовых доходов Госбанк не верил.

«Павловская» реформа денежного обращения, будучи нацеленной на подрыв финансовой системы теневой экономики, исходила как раз из обратных посылов.

В.В. Геращенко, которому было поручено объявить населению о проведении денежной реформы, считает, что мотивы организации обмена денег основывались на данных КГБ и некоторых независимых экономистов, полагавших, что за границей оказалось слишком много наличных советских денег (невзирая на то, что эти данные никак не подтверждались Госбанком)408.

Итак, 22 января 1991 года президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100- рублёвых купюр образца 1961 года. В соответствии с Указом был произведен обмен 50-ти и 100-рублевых денежных знаков образца 1961 года на купюры адекватного номинала образца 1991 года. Гражданам отводился трехдневный срок для обмена наличных денег - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). Сразу же в Госбанк СССР стали поступать многочисленные жалобы и просьбы о продлении срока обмена старых банкнот для находившихся в длительных рейсах и командировках отдельных категорий граждан, в частности, моряков, рыбаков, железнодорожников, нефтяников, военнослужащих Минобороны СССР, лиц, находившихся за границей и

т.д. В итоге, для некоторых групп населения этот срок был немного продлен.

Старые купюры номиналом 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года.

Свободный обмен денег производился только в пределах 1000 рублей. При обмене свыше этой суммы, решение должны были принимать специально созданные комиссии при местных органах власти, которые работали до конца марта 1991 года.

Обмен денег не достиг заявленных целей. По мнению A.

Н. Илларионова, объем наличных денег был сокращен всего на 6,1 млрд. руб., или на 7,8%410. Этой же оценки придерживается B.

В. Геращенко411. Отечественный экономист JI.M. Григорьев, входивший тогда в состав Комиссии по экономической реформе Правительства СССР, считает, что в результате денежного обмена удалось изъять 8-10 млрд. рублей, но это мало повлияло на избыток денег в обращении, поскольку текущая эмиссия намного превышала объем изъятых денег412.

Таким образом, ликвидировать якобы имевшуюся крупнорублевую массу за границей, которая, по оценке B.C. Павлова, измерялась десятками миллиардов рублей, не удалось. Результаты обмена говорят о ложности этой цели.

Не получилось и «наказать» граждан, связанных с нелегальной экономикой. Под влиянием различных слухов о скором обмене денег дельцы теневой экономики успели разместить свои денежные накопления в сберегательных кассах либо разбили их на мелкие суммы и успешно обменяли на новые деньги. Кроме того, существует точка зрения, что эта группа населения в принципе не имела крупных рублевых накоплений, предпочитая держать деньги в валюте или материальных ценностях413.

К неуспехам денежной реформы следует также прибавить потери на производстве, произошедшие за те несколько дней, когда все население страны было занято обменом наличных денег. Можно сказать, что страна в эти дни не работала. В первые два дня в обществе царила паника, люди фактически штурмом брали сберегательные кассы. Оказалось, что накануне павловской реформы зарплаты выдавались 50- и 100-рублевыми купюрами, которые как раз и подлежали замене414. Особенно волнительными эти дни оказались для людей пожилого возраста, которые боялись не успеть сдать старые деньги.

Кроме того, в скором времени отсутствие запасов денежных знаков затруднило своевременное обеспечение резко возросших потребностей в наличных деньгах. Например, в III - IV кварталах 1991 года потребности союзных республик в выпуске банкнот удовлетворялись менее чем на 50 %, что приводило к массовым случаям задержек выплаты заработной платы и других платежей населению во многих регионах практически всех союзных респуб- лик415.

Однако, в целом, как показали результаты проведенных в тот период опросов, половина респондентов из различных городов поддерживали идею обмена денег как средство борьбы с «теневи-

Если проведение денежного обмена доставило людям лишь кратковременные неудобства, то «замораживание» вкладов физических лиц в сберегательных кассах вызвало продолжительную и бурную негативную реакцию.

С конца января 1991 года было запрещено снимать со вкладов более 500 рублей в месяц417. Причем получить эти деньги можно было только в отделении Сберегательного банка по месту жительства или работы. Это решение союзного правительства откликнулось большим недовольством населения. Под воздействием всевозможных домыслов и слухов вкладчики Сберегательного банка стали всерьез опасаться за сохранность своих сбережений. Однако, в отличие от денежного обмена, приостановка выдачи вкладов являлась более эффективной мерой в части нормализации денежного обращения, поскольку отсекала большую часть ничем не обеспеченных денег и тем самым сокращала платежеспособный спрос населения.

В непосредственной связи с денежной реформой было проведение компенсации сберегательных вкладов населения в связи с разовым повышением цен. В соответствии с указом президента СССР М.С. Горбачева от 22 марта 1991 года «О компенсации потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» учреждения Сбербанка СССР приступили к начислению компенсации по всем видам имеющихся вкладов, исходя из их остатка на 1 марта 1991 года.

В начале апреля того же года было проведено повышение в 2-3 раза розничных цен. Такое повышение преследовало цель снять проблему дефицита, фактически сведя на нет сбережения граждан. Идея «погасить» платежеспособный спрос населения, искусственно снизив его покупательные возможности, была популярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-процентной компенсацией остатков вкладов и нарицательной стоимости государственных ценных бумаг, размещенных среди населения. В денежном выражении это составляло более 160 млрд. .рублей и по ценным бумагам - 11 млрд. рублей. Сразу выплатить такие суммы в условиях крайне напряженного состояния денежного обращения и разбалансиро- ванности спроса и предложения товаров и услуг не представлялось возможным. В этой связи было решено, что воспользоваться этой компенсацией можно будет по истечении трех лет.

Сам инициатор денежного обмена, B.C. Павлов, остался удовлетворен проведенной денежной реформой. В своих воспоминаниях Павлов отмечает, что, к примеру, в марте 1991 года правительству удалось вывести из оборота 34 млрд. рублей, что, по его мнению, спасло потребительский рынок: полки магазинов не опустели, в апрель страна вошла практически с прежними товарными запасами418.

А вот, что докладывал в Госсовет СССР в конце октября 1991 года председатель союзного Госбанка В.В. Геращенко: физический объем розничного товарооборота в январе - сентябре 1991 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 1990 года на 12 %419. Полки магазинов не опустели полностью, но неудовлетворенный спрос на товары и услуги существенно возрос, усилилась спекуляция. Потребительский рынок, несмотря на то что розничные цены повысились за этот период в 1,7 раза, характеризовался дефицитностью практически по всем видам товаров. В целом за 1991 год денежные доходы населения оценивались с ростом против 1990

года на 90 %420.

Да и сам B.C. Павлов в своей же книге признает, что летом 1991

года проблема обеспечения продовольствием еще более обострилась, в связи с чем правительству пришлось начать активные переговоры о поставке кукурузы из ЮАР и риса из Южной Ко- реи421.

Десять лет назад, в декабре 1993 года, официально и окончательно была завершена последняя советская денежная реформа - прекращено хождение купюр образца 1961 года достоинством один, три, пять и десять рублей.

Обмен денег - дело для нас привычное. За последнее двадцатилетие мы меняли купюры и терялись в нулях не раз, но денежная реформа 1991-1993 года произвела эффект практически революционный - почти все население страны стало одинаково бедным.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен.

Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет. В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было. Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

10 января 1991 года Валентин Павлов официально заявил, что никакой денежной реформы не будет. Потому что она не поможет - нужны комплексные методы оздоровления экономики. Большинство населения даже вспомнит, что министр был готов лишиться руки, дабы доказать справедливость своих слов.

Поздним вечером 22 января, после закрытия сберкасс, Валентин Павлов в программе "Время" объявил, что банкноты 50 и 100 рублей выпуска 1961 года меняются на купюры нового образца. На обмен купюр населению давалось три дня. Менять можно было по месту работы. Кто не работал - в сберкассе по месту жительства (при этом в паспорт ставился специальный штамп).

В первые три дня можно было обменять 350 рублей. В последующие полгода можно было постепенно обменять до 1,5 тысячи рублей, сославшись на то, что это не превышает годовую зарплату обычного советского человека.

23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль--форинт--доллар и рубль--злотый--доллар приносила, куда больший доход, чем рубль--доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось, таким образом, за границей; во всяком случае, Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте -- 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб.

Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр.

В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет.

В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безынфляционным 1971-1973 гг.

Вошедшая в историю под именем «Павловская» реформа ударила по кошелькам тысяч людей, державших рубли и «под матрацем», и в Сбербанке. Были "помножены на ноль" состояния в десять-пятнадцать, а то и в сотни тысяч, копившиеся десятилетиями. В один день миллионы россиян стали нищими, на несколько лет полностью утратив доверие к государству.

Валентин Павлов был последним и, наверное, самым непопулярным министром финансов и председателем Совмина СССР. Во-первых, потому что провел конфискационную денежную реформу. А во-вторых, провел ее в то время, когда режим уже можно было безопасно ругать.

Последняя советская реформа была поворотным моментом в российской экономической истории - началась эпоха конфискаций. Либерализация цен 1992 года, ваучерная приватизация, август 1998 года раз за разом лишали граждан накоплений.

Причем устрашающий характер реформа приняла еще и в силу своей неожиданности.