Применение повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент на отопление

Если в квартире нет прибора учета, то действуют повышающие коэффициенты к тарифам на полученные коммунальные услуги, а с 2017 года эти суммы вырастут на 50-60 процентов. Об этом постоянно предупреждали правительственные органы, подобное повышение произошло согласно постановлению №306 . Руководящие органы обязывают население устанавливать приборы учета, таким способом экономятся ресурсы. Пока это дело добровольное, за не установку предусмотрен только повышающий коэффициент.

Как применяется коэффициент

Подобный показатель применяется в следующих ситуациях:

  • отсутствуют счетчики воды и электроэнергии;
  • закончен срок их действия, для того, чтобы их заменить дают срок 3 месяца;
  • невозможность проверки счетчиков на достоверность сведений , ТСЖ или поставщиками энергии.

Во всех платежках по ЖКХ, которые приходят собственникам жилья, должны выделяться отдельной строкой повышающие показатели, поэтому владельцы квартир могут рассмотреть, сколько они переплачивают, не ставя приборы учета. Таким образом правительство поощряет экономить природные ресурсы. За установку приборов учета в квартире отвечает владелец помещения, а на расходование общедомовых нужд должен устанавливаться соответствующий счетчик, например, на освещение и воду.

Какие существуют исключения

Все деньги, которые получают за использование ресурсов управляющие компании и поставляющие организации, расходуются на обслуживание систем коммуникации. Но существуют исключения, когда применение повышающих коэффициентов не используются:

  • горячее водоснабжение применяется для обогрева горячей водой;
  • использование ресурсов в коммунальных квартирах, где не установлены приборы учета;
  • если водоотведение осуществляется из дома или квартиры коэффициентом не пользуются.

Бывают случаи, когда установить счетчики просто нельзя, тогда никакой повышающий коэффициент не находит применения из-за невозможности снятия показаний, например, в аварийных домах, если они признаны непригодными для проживания. Также не ставятся счетчики в помещения, где электричества употребляется меньше чем 5 кВт и отопления 0,2 Гкал/час. В таких ситуациях никакие сотрудники организаций, которые занимаются снабжением ресурсами и работники жилищно-коммунального хозяйства, не могут проверять и проводить экспертизу по возможности установки приборов учета.

Новейшие изменения

Ранее было введено положение о том, что повышающие коэффициенты применяются и для тех, кто поставил общие приборы в доме. Но в начале 2017 года это положение изменили, были введены поправки, которые регламентируют употребление повышенных тарифов к нормативу потребления при внесении платежей за отопление. Исходя из применяемых поправок к собственникам всех помещений, в том числе и нежилых в многоквартирном доме, не употребляют повышенный показатель.

Кроме этого его величина к нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению, которые учитываются при выплатах в управляющих компаниях и организациях, поставляющих воду или тепло, несколько понижена по отношению к нормативу. Взамен коэффициента 1,5 утвердили значение 1,1, что существенно ниже.

Поэтому для всех, кто платил в начале года за квитанции ЖКХ по размеру 1,5, выполнили . Деньги на руки никому не вернули, а перечислили в счет дальнейших выплат, которые будут пересчитаны.

Если нет приборов учета воды

Всем, у кого отсутствуют приборы учета на воду, горячую и холодную, придется платить за поставляемые ресурсы по повышенному тарифу. В течение года рассчитали с учетом повышенного коэффициента без счетчиков, поэтому оплата выросла на целых 30 процентов. В дальнейшем правительство обещает повысить в три раза этот показатель на потребление, для того чтобы собственники помещений поставили приборы учета. Но действий и санкций, кроме увеличения тарифов нет.

Помимо этого, все повышенные коэффициенты по коммунальным услугам работают с 2015 года для собственников квартир в многоэтажных домах, если у них не стоят счетчики. За электроэнергию, горячую и холодную воду оплата с 2015 года выросла на 10 процентов стоимости нормативов ЖКХ, через шесть месяцев – на 20 процентов, а в 2016 году на 40 процентов. При этом размер повышающего показателя был 1,4. В 2017 году такой коэффициент составил 1,5, соответственно вода и отопление без счетчика подорожали на 50 процентов.

Сегодня счетчики установлены у 70 процентов населения, большинство хотят экономить свои деньги и поставляемые ресурсы на коэффициентах. Но пока полностью перейти на расчеты и тарифы в соответствии со счётчиками невозможно. Многие не монтируют приборы из личных соображений, другие просто не могут этого сделать из-за аварийности жилых помещений.

Зачем повышен коэффициент

Некоторые собственники не устанавливают приборы учета из-за нехватки денег, поскольку за монтирование нужно заплатить немалую сумму, а перед этим счетчик необходимо купить за свои деньги. В других случаях гражданам, которые сдают жилье, невыгодно устанавливать эти устройства, поскольку они не желают оплачивать действующие нормативы и начисления за них. Отдельно стоит сказать о владельцах домов с садовыми участками. Освещение и водоснабжение такого хозяйства обходится дорого, а показатели могут повышаться, если установить счетчики. Поэтому они идут простым путем, и не ставят эти устройства, чтобы сумма за услуги ЖКХ не была увеличена.

Для того чтобы предупредить случаи расхищения коммунальных ресурсов, и был создан повышающий коэффициент. Таким способом пресекается воровство электроэнергии и воды, когда некоторые собственники тратят на оплату меньше, чем используют.

Но, хоть по закону и требуется монтировать счетчики, если есть техническая возможность, за невыполнение этих требований никакого наказания не предусмотрено, кроме повышающих коэффициентов при отсутствии приборов учета.

С января 2015 плата за водопотребление должна производится по показаниям специальных измерительных устройств. Несмотря на обязательность их установки, некоторые потребители до сих пор обходятся без таких приборов. Для всех лиц, не поставивших в своих квартирах счетчики, введен повышающий коэффициент. Что это такое и как он применяется при плате за жилищно-коммунальные услуги, расскажем далее.

Что такое повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета

В связи с последними изменениями статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.

Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2019-м году он остается тем же самым.

Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.

Порядок применения повышающего коэффициента

По жилищному законодательству коэффициент применяется для исчисления платежей за воду и электроэнергию лицами, не установившими счетчики. Он используется и тогда, когда приборы для учета потребления ресурсов есть, но находятся в неисправном состоянии.

Применять указанные повышенные ставки придется и тем, кто не поменял счетчик вовремя. По закону, к примеру, приборы учета холодной воды рекомендуется менять через 6 лет, а горячей – через 4 года. Устройство может прослужить и дольше (плюс/минус несколько лет), но максимальный срок службы не превышает 12 лет.

Плата за воду без счетчика в 2019 году: постановление правительства

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ расчет оплаты за коммунальные услуги производится исходя из объема потребленных ресурсов . Этот объем определяется по показаниям счетчиков самим потребителем. При их отсутствии платежи рассчитываются исходя из установленных норм.

Нормы утверждаются региональными властями в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок устанавливается Постановлением Прав-ва РФ 23.05.2006 N 306. согласно его положениям власти субъектов устанавливают нормативы для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.

Для каждой из указанных услуг ЖКХ устанавливаются свои показатели. При их расчете учитываются технические характеристики жилых помещений.

Для воды, к примеру, средняя норма потребления в месяц составляет:

  • для ХВС - 6,935 кубометров на человека;
  • для ГВС - 4,75 кубометров на человека.

Помимо указанных норм для расчетов оплаты за ЖКУ нужно знать тариф. Ставки для внесения платежей в каждом регионе устанавливаются свои. К примеру, в столице нашей страны, Москве, действуют следующие цены:

  • за питьевую воду - 35,40 руб. за куб.;
  • за электричество - 5,38 руб./кВтч.;
  • за горячую воду - 180,55 руб. за куб.

Помимо тарифа и норматива при исчислении платежа в квартирах без прибора учета используется повышенный коэффициент.

Таким образом, потребителям, не использующим счетчики, придется вносить платежи по формуле:

Сумма оплаты = кол-во жильцов * норматив * тариф * коэффициент.

Как рассчитать повышающий коэффициент

Рассчитывать повышенный коэффициент потребителям самостоятельно не нужно! Он является фиксированным и утверждается Правительством РФ. С 2017 года и по состоянию на 2019-й, начисление платежей осуществляется с превышением в полтора раза (1,5).

Платить за потребленные ресурсы без учета коэффициента можно только в строго оговоренных законом случаях. Его размер указывается организацией ЖКХ в платежке. При этом он прописывается отдельно от нормативного объема потребленных услуг.

На холодную и горячую воду

Размер коэффициентов при расчете платежей на холодную, горячую воду составляет также 1.5. Данный показатель не меняется в зависимости от вида коммунальной услуги или региона ее предоставления. Это значит, что он единый по всей стране.

На электроэнергию

При расчетах за электроэнергию ситуация такая же, как и с водопотреблением. Если счетчики установлены, то коэффициент не применяется. А при отсутствии устройства для учета объема ЖКУ счета оплачиваются с его учетом.

Как не платить повышающий коэффициент

Обязанность начисления повышающих коэффициентов предусмотрена законодательно. Поэтому правомерно не использовать его в расчетах можно только в определенных случаях. Избежать применения коэффициента можно тогда, когда счетчик по техническим причинам установлен быть не может.

Правда, основанием для его неприменения не могут служить просто слова потребителя. Для его отмены требуется проведение проверки и составление специального акта о невозможности установки приборов, производящих измерение учет потребленных ресурсов. ⇐

Когда отсутствие счетчиков выгодно

Многие потребители благодаря счетчикам снизили свои расходы на ЖКУ. Экономные семьи фактически используют воды или электричества меньше, чем положено по норме. Поэтому применение приборов учета дли них, действительно, выгодно.

Но далеко не во всех случаях счетчики помогают экономить. Представим ситуацию, когда на жилплощади прописано два человека, а реально проживает пять. Тогда при наличии счетчиков объем потребленных ресурсов будет выше, чем предусмотрено нормативом. Вносить квартплату без показаний счетчика в такой ситуации выгоднее.

Будет ли отменен повышающий коэффициент на воду

Потребители постоянно выражают недовольство размером платы за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому многие ждут, когда же понизят тарифы, отменят повышенные коэффициенты или введут понижающие.

Следует отметить, что первоначально эти коэффициенты предусматривались не только для воды и электроэнергии, но и отопления. Позднее внесенными изменениями повышенные платежи за отопление были отменены.

Что касается коэффициентов на воду и электричество, то разговоры об их отмене постоянно ведутся. Неоднократно возникали законодательные инициативы по внесению таких изменений. Но закон, отменяющий повышенные коэффициенты до настоящего времени не принят.

ИА SakhaNews . С 1 января 2017 года при расчетах за электроэнергию по нормативам потребления применяют повышающий коэффициент. Что это за коэффициент, в каких случаях его используют? На эти и другие вопросы отвечает директор Энергосбыта ПАО «Якутскэнерго » Наталья Корягина , текст интервью которой ИА SakhaNews предоставила пресс-служба энергокомпании.

– Наталья Юрьевна, в каком случае применяют повышающий коэффициент?

– 26 декабря 2016 года принято постановление Правительства РФ №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». В этом документе есть конкретное указание на применение повышающего коэффициента (ПК). Применение ПК – одна из мер в реализации федерального законодательства.

С 1 января этого года повышающий коэффициент равен 1,5. Во-первых, этот коэффициент применяется для расчетов с собственниками помещений, не установившими индивидуальные приборы учета при наличии технической возможности их установки. Во-вторых, к тем, кто не обеспечил своевременную замену вышедшего из строя прибора учета.

Таким образом, государство стимулирует собственников жилья к установке приборов учета и расчетам за коммунальные услуги по их показаниям, поскольку оплата по нормативу, как я уже говорила, становится экономически невыгодной.

Кроме этого, применение повышающего коэффициента возможно, если в течение трех месяцев не восстановлен вышедший из строя прибор учета, а срок его эксплуатации истек более трех месяцев назад.

Также повышающий коэффициент будет применен, если исполнителя коммунальной услуги не допустят для проверки приборов учета два и более раз. Все это оговорено в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Применение повышающего коэффициента при расчетах платы – это мера стимулирования потребителей, предназначенная для энергосбережения и рационального потребления коммунальных ресурсов.

– В каких случаях повышающий коэффициент не применяют?

– Предусмотрены они для абонентов, которые не могут установить счетчик по техническим причинам. Это должно быть подтверждено соответствующим актом. В данном случае жильцы платят как и раньше – по нормативу без повышающего коэффициента.

– 1,5 – коэффициент максимальный?

– Это не предельная величина. В случае несанкционированного подключения оборудования потребителя к инженерным системам для расчета объема потребления коммунального ресурса, при невозможности определения мощности подключенного оборудования, может применяться повышающий коэффициент равный 10.

Иными словами абонент, допустивший потребление электроэнергии в обход прибора учета, обязывается оплатить объем похищенного ресурса. Его размер может исчисляться либо из круглосуточной работы всех безучетно подключенных электроприборов, либо исходя из норматива потребления электроэнергии, умноженного на 10. Также ПК применяется в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. В этом в случае при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников. В результате суммы, предъявленные в этом году к оплате нарушителям, значительно вырастут.

Именно об этом сказано в изменениях, внесенных Постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг гражданам». Эти изменения вступили в силу в январе этого года.

Более того, в новой редакции постановления дано подробное разъяснение понятия «несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта». Теперь нарушением является не только отсутствие контрольных пломб на электросчётчике и явные повреждения прибора учёта, позволяющие осуществлять вмешательство в его работу, но и наличие других механических повреждений. Это не предусмотренные изготовителем отверстия и трещины, а также не полное прилегание стекла индикатора. Все эти нарушения будут свидетельствовать о неучтённом потреблении электроэнергии.

– Точнее с 23 по 28 число каждого месяца. И это тоже в интересах потребителя. Напомню, что по законодательству абонент обязан рассчитаться за коммунальные услуги с 1 по 10 число месяца, следующего за расчетным.

В связи с этим Энергосбыт рекомендует потребителям скорректировать свой «календарь плательщика коммунальных услуг». На самом деле просто нужно запомнить, что в конце текущего месяца потребитель передает показания в Энергосбыт. А с 1 по 10 число следующего месяца вносит оплату любым удобным способом – по счету-квитанции, составленной по показаниям, которые передал абонент в конце месяца.

В противном случае непредставления показаний в установленный законодательством срок плата за коммунальную услугу определяется исходя из среднемесячного объема потребления с последующим перерасчетом по данным приборов учета. По истечении трех месяцев расчет будет производиться по нормативам.

– Какие способы передачи показаний приборов существуют?

– Потребители могут передавать показания приборов учета: через личный кабинет на сайте «Якутскэнерго » (информация о регистрации в личном кабинете размещена на сайте), по телефонам контакт-центра Энергосбыта: 8-800-100-22-05, (8 4112) 498-498. Можно воспользоваться электронной почтой: [email protected]. Передать показания можно в любом пункте приема платежей Энергосбыта, обратившись к кассиру.

Жители Якутска и пригородных населенных пунктов могут это сделать с помощью ящика для сбора показаний приборов учета в Центре обслуживания потребителей «Якутскэнерго » (ул.Ф.Попова, 21), районов и улусов – обратившись в отделения и участки Энергосбыта по месту жительства. Способов передачи много, каждый может выбрать удобный для себя вариант.

Энергосбыт осуществляет реализацию электрической и тепловой энергии в 20 улусах (районах) республики, расположенных на территории Центрального, Западного и Южно-Якутского энергорайонов.

Справка:

ПАО «Якутскэнерго » – дочернее зависимое общество Группы “РусГидро” и основной гарантирующий поставщик электрической энергии в Республике Саха (Якутия), осуществляющий деятельность на всей территории субъекта РФ.

В состав «Якутскэнерго » входят Каскад Вилюйских ГЭС им. Е.Н.Батенчука, Якутская ГРЭС, Якутская ТЭЦ. Два предприятия электрических сетей обеспечивают транспортировку электроэнергии до потребителей. Энергосбыт осуществляет реализацию электрической и тепловой энергии и услуг ЖКХ на всей территории республики.

ПАО «Якутскэнерго » владеет пакетами акций АО «Сахаэнерго», АО «Теплоэнергосервис», АО «Якутская энергоремонтная компания», АО «Энерготрансснаб».

Установленная электрическая мощность объектов «Якутскэнерго » составляет 1 216,275 МВт, тепловая – 1174,367 Гкал/ч. Протяженность высоковольтных линий по цепям – 24 641,6 км.

Группа «РусГидро» – один из крупнейших российских энергетических холдингов, объединяющий более 90 объектов возобновляемой энергетики в РФ и за рубежом, тепловые электростанции и электросетевые активы на Дальнем Востоке, а также энергосбытовые компании и научно-проектные институты.

Установленная мощность электростанций, входящих в состав РусГидро, включая Богучанскую ГЭС, составляет 38,9 ГВт.

Многих владельцев квартир в нашей стране волнует вопрос, имеет ли он право пользоваться водой без счётчика и может ли водоканал заставить установить счётчик на воду. Всё дело в том, что, по их мнению, реальная выгода от установки прибора учёта небольшая, да и сам монтаж обходится немаленькими затратами, поэтому это могут себе позволить не все семьи. Для тех владельцев и жильцов квартир, у которых не стоит счётчик на воду, государством определены средние нормы расхода воды на человека.

Согласно ним и производился расчёт до недавнего времени. Однако с середины 2015 г. ситуация с приборами учёта немного изменилась. В нашей статье вы узнаете, могут ли вас заставить поставить прибор учёта, какие санкции за неустановку предусмотрены, и кто имеет право отказаться от установки счётчика на воду.

Для начала разберёмся, какие нормы оплаты действуют, когда у вас нет прибора учёта. Как правило, в водоканале установлена единая норма для жильцов квартир без счётчика на воду. Она действует на территории по всей Российской Федерации. Так, на одного человека начисляются следующие нормы:

  • считается, что один человек потребляет около 7 кубометров холодной воды в месяц, а именно 6,935. Для квартир с газовым многоточечным проточным нагревателем эта величина умножается на повышающий коэффициент и равна 10 м³ на человека. С нагревателем только для ванной показатель равен 9,5 кубов. Для домов без ванной норматив умножается на понижающий коэффициент и снижается до 4,57 м³;
  • на горячую воду норматив немного меньше – на одного проживающего насчитывается 4,7 куба горячей воды в месяц.

Таким образом, водоканал учитывает, что в месяц один жилец в квартире без счётчика потребляет 11,5 кубов воды. Если пересчитать это число в литры и разделить на 30 дней, то мы получим, что один человек в день потребляет немного более 380 литров воды! Согласитесь, цифра немаленькая, при условии, что объём полной ванной составляет 250 литров. С такими норами можно принимать ванну всем членам семьи каждый день, но так никто не делает. Помимо ванны у вас ещё останется 130 л на бытовые нужды.

Важно: можно сделать выводы, что намного выгоднее поставить счётчик на воду и платить меньше.

Водоканал провёл исследования и установил, что одни человек в месяц в среднем потребляет 3 куба холодной воды и два куба горячей. В итоге получается, что в ситуации, когда у вас нет счётчика, вы переплачиваете за 6 кубов. Поэтому ваша сумма в квитанции в два раза больше реальных расходов. Получается, что выгоднее поставить прибор учёта.

Экономия со счётчиком

Если вы ещё сомневаетесь, ставить счётчик или нет, то учтите, что вы обязаны платить за воду ежемесячно, независимо от того, жили вы в это время в квартире или были в отъезде. После установки прибора вы будет платить за реально израсходованную воду. То есть за период, когда вас не было дома, вам не нужно платить. Единственное, что надо делать регулярно, – это сообщать данные о показаниях счётчика в водоканал.

Даже после установки прибора можно смело расходовать воду, не боясь больших сумм в квитанциях, ведь реальный расход обычно в 2-3 раза меньше, чем усреднённый показатель на одного человека в квартире без прибора учёта.

Борьба с нерациональным расходом воды

С 1.07.15 тарифы на оплату воды без счётчика возросли. С этого момента те, кто не хотят ставить прибор учёта, будут платить намного больше. Однако, как утверждает водоканал, любой человек имеет право установить агрегат на воду и почувствовать разницу. Но так ли это на самом деле?

Агрегат для учёта воды можно установить за 20-60 у.е. Однако эти расходы могут быть больше, если нужно подготавливать место или что-то менять в квартире. Если счётчик решила ставить семья, в которой все члены прописаны в данной квартире, то выгода очевидна и расходы на установку окупятся через несколько месяцев. Однако ставить прибор учёта при 1 прописанном человеке и 3-5 реально проживающих людях получается наоборот невыгодно. В этом случае многие владельцы квартир могли отказаться ставить агрегат. До не давнего времени действовал закон, согласно которому хозяин квартиры имеет право отказаться от установки счётчика.

Новые требования на установку приборов учёта

До прошлого года постановлением правительства РФ было установлено, что никто не может заставить вас установить агрегат учёта. И даже водоканал не может наложить на вас такую обязанность. Вы были вправе отказаться. То есть владелец квартиры имеет право самостоятельно решать, ставить ему счётчик или нет.

Однако уже с конца 2015 года согласно п. 9 ст. 13 261-ого закона «Об энергосбережении…» граждане РФ обязаны установить приборы учёта на воду, тепло и электроэнергию. При этом с начала введения в действие этого закона штрафы за неустановку агрегатов учёта накладывались только на управляющие компании, но со временем санкции могут применить и к жильцам.

При этом граждане должны обязательно установить агрегат на протяжении 3,5 года с момента начала действия закона. Из них в первые 2,5 года прибор можно ставить за счёт водоканала. То есть владелец квартиры имеет право поставить изделие бесплатно. Но в последний год этого срока жилец обязан уже платить за установку. При всей очевидности выгоды от быстрой и своевременной установки оборудования только 60 процентов населения согласились сделать это.

Принудительная установка

Многие владельцы жилья побаиваются, что с момента введения в действие этого закона к ним могут приходить сотрудники управляющих организаций и принудительно устанавливать приборы учёта. Некоторые полагают, что при сопротивлении жильцов работники водоканала могут обращаться в полицию.

На самом деле в этом нормативном документе чётко написано, что граждане сами должны обеспечить доступ сотрудникам управляющих органов в свой дом, но это вовсе не обязывает их к принудительной установке агрегата учёта. Это сугубо личное дело каждого человека, и никакие санкции и штрафы не могут быть применены.

Однако то, что всем владельцам квартир без счётчиков придётся с каждым полугодием платить всё больше и больше по причине использования повышающего коэффициента, уже само по себе выглядит, как наказание.

Повышающий коэффициент

С июля 2015 г в РФ введены повышающие коэффициенты, которые будут использоваться при расчёте тарифов для абонентов без агрегатов учёта на воду. Для таких людей плата за коммунальные услуги водопотребления будет постепенно повышаться.

При этом динамика повышения цен будет выглядеть следующим образом:

  • в период с 01.01 по 30.06.2015 года будет применяться коэффициент равный 1,1;
  • с первого июля по 31.12. этого же года повышающий показатель увеличивается на 0,1 и составляет 1,2;
  • с начала этого года до его середины используемый при пересчёте коэффициент будет ещё больше – 1,4;
  • с середины 2016 года до его конца повышающий показатель для перерасчёта тарифа для жильцов без приборов учёта вырастет до 1,5.

Кроме того, на следующий год запланировано увеличение повышающего коэффициента до 1,6. На 2018 год точных данных ещё нет, необходимо дождаться выхода новых нормативов. В связи с этим можно проследить тенденцию к выгоде использования оборудования по учёту воды.

Прибор ставить нельзя

  • Если строение, в котором находится ваше жильё, официально признано ветхим или аварийным.
  • Если для установки прибора водоканал должен провести капитальный ремонт сетей или дома.
  • Нельзя ставить прибор без соответствия принятым нормам.
  • Владелец не имеет право ставить агрегат на водопроводные трубы в плохом состоянии.
  • Также прибор нужно снять или не устанавливать вовсе, если он будет работать в неподходящих условиях, то есть температура, влажность или электромагнитные могут мешать работе оборудования.

Если владелец жилья знает, что он не имеет право устанавливать оборудование учёта по техническим причинам, но получает платёжки, в которых используется повышающий коэффициент, то он должен сделать следующее:

  1. Вызвать работника управляющей компании, который осмотрит место монтажа прибора, оценит состояние трубопровода, осмотрит помещение для установки.
  2. Работник должен составить акт. В этом документе должно быть чётко указано, по каким причинам у вас нельзя произвести установку оборудования учёта. При этом в бумаге должны быть указаны номер дома, квартира и улица.
  3. Если у вас уже стоит прибор и условия его эксплуатации стали ненадлежащими, то вы можете попросить работников снять агрегат, до того момента, пока условия не будут соответствовать требованиям.

Выводы: никто не имеет права заставить вас установить прибор учёта, то есть принудительная установка незаконна.

Высокая мотивационная составляющая работы в частных компаниях обеспечивается разными методами финансового и нематериального стимулирования (премии, бонусы, путевки, персональные скидки и т. д.). На этом фоне государственная служба, имея даже некий особый престиж, все равно считается максимально неудобной для развития потенциала работника. Для коррекции системы материального стимулирования в государственном секторе была разработана концепция персонального повышающего коэффициента. Это метод поощрения работников за добросовестное выполнение обязанностей, за инновационный подход к работе или за совмещение должностей.

Что такое персональный повышающий коэффициент (ППК)?

Трудовой Кодекс РФ гарантирует работникам бюджетных предприятий одинаковые условия труда и начисления равного оклада сотрудникам одного уровня. Но, такой пункт в некоторой мере демотивирует персонал, нейтрализуют финансовые стимулы работать качественно и старательно.

Чтобы внедрить возможность финансового стимулирования наемных работников за качественное выполнение своих обязанностей, было решено разработать систему персонального премирования с учетом повышающего коэффициента к окладу. Эта прибавка к не только стимулирует рост профессионального мастерства и качества труда, но и обеспечивает дополнительную социально-экономическую защиту.

В ряде случаев ППК начисляется персоналу не только в качестве мотивирующего компонента, но и как поощрение за работу в режиме повышенной интенсивности (работа в ночное время, в выходные и т.д.).

Повышающий коэффициент - это персональная прибавка к жалованию, которая может быть установлена на определённый срок (на месяц, квартал или год). Начисление этой персональной надбавки необходимо включить в пункт трудового договора с работником и установить в положениях об оплате труда государственных компаний. Это положение разрабатывается в сотрудничестве с представительным органом работников (профсоюзом и т.п.)

В каких сферах распространено начисление ППК сотрудникам?

Повышающий коэффициент на оклад начисляется преимущественно работникам бюджетных учреждений. Этот вид стимулирования интенсивно используется на предприятиях сферы образования и охраны здоровья, и особенно, в воинских частях федерального или местного значения, для финансового поощрения работников среднего звена за качественную работу и дополнительные обязанности (внеклассная работа, дополнительные уроки, ночные смены).

Но, государственные учреждения в разных сферах могут прибегнуть к начислению ППК для сотрудников: в государственные музеях, библиотеках, фондах, научных институтах.

Какие законы и нормативные акты регулируют назначение и отмену ППК?

Примерное положение, утвержденное приказом Минздравсоцразвития РФ № 463 н от 28.08.2008 года - это подзаконный акт, которым установлено право работодателей насчитывать персональный повышающий коэффициент к окладу.

Также нюансы назначения ППК оговорены в ряде статей Трудового Кодекса РФ: ст. 72, ст. 57, ст. 135.

В свою очередь начисление повышающего коэффициента не противоречит требованиям ст. 22 Трудового Кодекса.

Размер ППК насчитывается работнику в руководствуясь статьей 152 ТК.

В образовательной сфере право работников на ППК также рассматривается в Указе Президента от 04.05.2015 №597 «О мероприятиях по реализации социальной политики».

Условия для применения ППК на оклад сотрудникам

Персональный коэффициент по занимаемой должности можно начислять всем сотрудникам, которые занимают должности, предусматривающие категорирование в пределах одного оклада.

ППК к окладу назначают служащим, чтобы подчеркнуть уровень их профессионального мастерства, уникальность умений, важность выполняемой работы, степень самостоятельности и профессиональный стаж в компании.

ППК за выслугу лет рекомендовано назначать сотрудникам, которые занимают должность, в зависимости от суммарного количества лет, которые они проработали в федеральных государственных органах или их территориальных подразделениях.

Правомерным считается установление предельного персонального повышающего коэффициента к окладу служащего до 2,0 единиц равных самому окладу. Вполне объективная норма Положения оставляет за рассчитать размер прибавки для каждого конкретного работника в рамках этого условленного законом диапазона.

Для работников университетов и премиальных исследовательских институтов максимальный размер ППК может составлять 3.0 в абсолютном размере для специалистов и высшего профессорского состава.

Также для руководителей организаций, деятельность которых напрямую зависит от государственных дотаций и поступлений, настоятельно рекомендуется отказываться от фиксированных ставок ППК для работников. Потому что бюджетное финансирование - это весьма нестабильна категория дохода, оно может быть урезано, отсрочено, порой отменено. А работодатели не имеют права в одностороннем порядке изменять размеры ППК, если иное не было оговорено в трудовом договоре.

Государство дает возможность руководителям государственных учреждений премировать персонал весьма щедро, практически в двойном размере оклада (на 200% больше), но работодатель сам принимает решение о размере коэффициента для каждого работника исходя из размеров фонда оплаты труда.

Какие схемы расчета ППК наиболее распространены на предприятиях?

В сфере образования и здравоохранения установлено, что выплаты мотивационного характера, к которым относиться повышающий коэффициент, должны быть установлены в процентном соотношении к окладу. Учитывая, что эти выплаты насчитываются за сложность выполняемой работы, трудовой стаж, наличие высшей категории, их рассчитывают путем оценки сотрудника по этим критериям на основании принятой системы баллов.

В случае исполнения работником отсутствующего второго работника без освобождения от собственных обязанностей, доплата ему проходит с применением повышающего коэффициента по согласованию сторон в приложении к трудовому договору.

  • Если выслуга лет становит от 1 до 3 лет - надбавка составляет 0,05 % от месячного жалования;
  • При выслуге от 3 до 5 лет - надбавка составляет 0,2% от месячного оклада;
  • При выслуге более 5 лет - ППК становит 0,3 %

Объективно, что на период отпуска, больничного, декретного или отпуска по уходу за ребенком ППК к жалованию сотрудника не насчитывается. После возвращения работника из отпуска к трудовым обязанностям новый повышающий коэффициент может насчитываться ему только после выпуска нового положения работодателя.

Процедура установления повышающего коэффициента

Если руководитель государственной организации намерен или обязан установить ППК для своих сотрудников, ему необходимо на общем собрании с присутствием профсоюзной организации, включить в Положение по оплате труда норму, по которой вводится повышающий коэффициент для ряда сотрудников, а с каждым сотрудником нужно подписать приложение к трудовому договору или контракту о порядке начисления ППК, его размере и периоде действия.

Пример приказа о начислении ППК

Также руководителю необходимо выдать внутриведомственный приказ о начислении персонального повышающего коэффициента.

Приказ должен быть следующей формы:

Наименование, адрес и реквизиты государственного учреждения

№ _______ о начислении персонального повышающего коэффициента к должностному окладу от (дата подписания приказа) с целью стимулирования труда работника (или иная причина: приобретение повышенной категории, совмещение должностей и тд.).

В соответствии со статьей 135 ТК Российской Федерации начислить ___________________, (Ф. И. О. сотрудника), занимающему(ей) должность _________________(полное наименование должности) персональный повышающий коэффициент к должностному окладу на период с «___» _________ ____ г. по «___» _________ ____ г. в сумме ______ .

Директор: ______________________(Подпись, инициалы)

Главный Бухгалтер: _________________(Подпись, инициалы)

Принципы начисления ППК сотрудникам за ночные и сверхурочные рабочие часы

В ситуациях, когда работник выполняет трудовые обязанности в ночное время ему также полагается доплата за каждый час дополнительной работы. Рекомендованный Трудовым Кодексом расчет повышающего коэффициента составляет 20% от часового оклада в дневное время. Чтобы подсчитать размер часового оклада сотрудника необходимо размер его месячного жалования разделить на количество проработаныхчасов.

Также сотруднику государственных учреждений полагается оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере не менее одной дневной ставки сверх оклада, если такая доработка не превышает размер фиксированного месячного количества рабочих часов. А, если работа в выходные дни проводится сверх месячного нормы трудового времени, то она оплачивается в размере не менее чем 200% от дневного оклада.

В каких случаях работодатель может отменить начисление ППК к окладу?

Хоть, ППК относиться к разряду стимулирующих, а не обязательных выплат, работодатель все равно не может отменить начисление персонального коэффициента сотруднику в одностороннем порядке, если срок действия приказа о назначении выплат еще не истек.

Поскольку, такая категория выплат не относиться к списку прямых и неотложных расходов предприятия, то руководитель может включить в положение об оплате труда пункт о возможности изменения размера ППК, даже если срок действия надбавки еще не окончен. Для такого шага должна быть веская причина, например урезание государственных дотаций, финансирования.

Также руководитель для максимальной перестраховки во избежание потенциальных конфликтов с персоналом должен внести в Положение пункт о возможности отмены повышающего коэффициента для работника в случае несоблюдения этим работником правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, опоздания, недобросовестного исполнения обязанностей.

Как Трудовой Кодекс гарантирует работникам право сохранить ППК к своему окладу?

Если же работодатель не включил подобный пункт Положение, и возможности отмены или урезания ППК не были оговорены в трудовом договоре с сотрудником на момент подписания этого самого договора, то работодатель не имеет никакого законного права урезать надбавку сотрудникам. Это противоречит ст. 72. Трудового Кодекса. Размер заработной платы прописывается в трудовом договоре в графе «обязательные условия» и он не может быть изменен без согласования с работником.

Для предотвращения конфликтов на почве урезания премий сотрудникам по ППК, работодателю необходимо ответственно подойти к составлению трудового договора. Размер повышающего коэффициента нецелесообразно прописывать в фиксированной форме (ставка), гораздо разумнее указывать его как процентную часть оклада. Если же работодатель без весомых оснований намеревается урезать или отменить ППК сотрудника, этот гражданин имеет полное законное право на сохранение своей надбавки и обжаловать ее отмену в судовом порядке.