Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод: лимит или не лимит? Вот в чем вопрос. Удельный вес, %

Потерь питьевой воды при ее производстве и транспортировкеРезультаты анализа общего водного баланса подачи и реализации воды приведены в таб. 2.3.1.1.

Таб. 2.3.1.1. Результаты анализа общего водного баланса подачи и реализации воды



№ п.п.

Статья расхода

Единица измерения

Значение

1

2

3

4

1

Объем поднятой воды

тыс. м 3

9,52

2

Объем отпуска в сеть

тыс. м 3

9,52

3

Объем потерь ХПВ

тыс. м 3

1,43

4

Объем потерь ХПВ

%

15,00

5



тыс. м 3

8,09

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Объем реализации холодной воды в 2013 году составил 8,09 тыс. м 3 . Объем потерь воды при реализации составил 1,43 тыс. м 3 . Объем забора воды из подземных источников, фактически продиктован потребностью объемов воды на реализацию (полезный отпуск) и расходов воды на собственные и технологические нужды, потерями воды в сети.

На протяжении последних лет наблюдается тенденция к рациональному и экономному потреблению холодной воды и, следовательно, снижению объемов реализации всеми категориями потребителей холодной воды и соответственно количества объемов водоотведения.

Для сокращения и устранения непроизводительных затрат и потерь воды ежемесячно производится анализ структуры, определяется величина потерь воды в системах водоснабжения, оцениваются объемы полезного водопотребления, и устанавливается плановая величина объективно неустранимых потерь воды.

В результате проведенного анализа неучтенные и неустранимые расходы и потери из водопроводных сетей МО «Манжерокское сельское поселение» можно разделить на:

Полезные расходы:


  1. расходы на технологические нужды водопроводных сетей, в том числе :

  • чистка резервуаров;

  • промывка тупиковых сетей;

  • на дезинфекцию, промывку после устранения аварий, плановых замен;

  • расходы на ежегодные профилактические ремонтные работы, промывки;

  • промывка канализационных сетей;

  • тушение пожаров;

  • испытание пожарных гидрантов.

  1. организационно-учетные расходы, в том числе:

  • не зарегистрированные средствами измерения;

  • не учтенные из-за погрешности средств измерения у абонентов;

  • не зарегистрированные средствами измерения квартирных водомеров;
Потери из водопроводных сетей:

  1. потери из водопроводных сетей в результате аварий;

  2. скрытые утечки из водопроводных сетей;

  3. утечки из уплотнения сетевой арматуры;

  4. расходы на естественную убыль при подаче воды по трубопроводам;

  5. утечки в результате аварий на водопроводных сетях, которые находятся на балансе абонентов до водомерных узлов.

2.3.2. Территориальный баланс подачи питьевой воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления)

Фактическое потребление воды составило 8,09 тыс. м 3 /год, в средние сутки 0,022 тыс. м 3 /сут, в сутки максимального водопотребления 0,029 тыс. м 3 /сут.
потребления питьевой воды

№ п.п.



Фактическое водопотребление тыс. м 3 /год

Среднее водопотребление тыс. м 3 /сут



1

с. Манжерок

4,93

0,014

0,018

2

с. Озерное

3,16

0,009

0,011

2.3.10. Прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении питьевой, технической воды абонентами

Результаты анализа прогноза распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов приведены в таб. 2.3.10.1

Таб. 2.3.10.1. Результаты анализа


распределения расходов воды

п.п.

Год

Водоснабжение

Население

Бюджет

Прочие

тыс. м 3 /год

тыс. м 3 /год

тыс. м 3 /год

1

2

3

4

5

1

2013

4,90

3,19

0,00

2

2020

44,38

28,89

0,00

3

2024

68,45

44,56

0,00

Прогнозные балансы потребления воды МО «Манжерокское сельское поселение» рассчитаны в соответствии со СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

2.3.11. Сведения о фактических и планируемых потерях питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения)

Анализ информации о потерях питьевой воды при ее транспортировке позволил сделать вывод, что в 2013 году потери воды в сетях ХПВ составили 1,43 тыс. м 3 или 15% от общего количества поднятой воды на ВЗУ. Потери связаны с износом водопроводных сетей, в связи с чем, предлагается провести мероприятия ремонту системы водоснабжения воды МО «Манжерокское сельское поселение».

Внедрение комплекса мероприятий по энергосбережению и водосбережению, такие как организация системы диспетчеризации , реконструкции действующих трубопроводов, с установкой датчиков протока, давления на основных магистральных развязках (колодцах) позволит снизить потери воды, сократить объемы водопотребления, снизить нагрузку на водопроводные станции, повысив качество их работы, и расширить зону обслуживания при жилищном строительстве.

После внедрения всех вышеназванных мероприятий, планируемые потери воды в сетях ХВП в 2024 году составят 5,95 тыс. м 3 или 5%.

2.3.12. Перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий – баланс подачи и реализации питьевой, технической воды, территориальный – баланс подачи питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный - баланс реализации питьевой, технической воды по группам абонентов)

Результаты анализа общего, территориального и структурного водного баланса подачи и реализации воды на 2024 год приведены в таб. 2.3.12.1, 2.3.12.2, 2.3.12.3.

Таб. 2.3.12.1. Общий баланс подачи и


реализации питьевой воды

№ п.п.

Статья расхода

Единица измерения

Значение

1

2

3

4

1

Объем поднятой воды

тыс. м 3

118,96

2

Объем отпуска в сеть

тыс. м 3

118,96

3

Объем потерь ХПВ

тыс. м 3

5,95

4

Объем потерь ХПВ

%

5,00

5

Объем полезного отпуска ХПВ потребителям

тыс. м 3

113,01

Таб. 2.3.12.2. Территориальный
баланс подачи питьевой воды

№ п.п.

Наименование населенных пунктов

Расчетное водопотребление тыс. м 3 /год



Максимальное водопотребление, тыс. м 3 /сут

1

с. Манжерок

68,83

0,19

0,25

2

с. Озерное

44,18

0,12

0,16

Таб. 2.3.12.3 Структурный баланс
реализации питьевой воды

№ п.п.

Наименование потребителей

Расчетное водопотребление, тыс. м 3 /год

Среднее водопотребление, тыс. м 3 /сут

Максимальное водопотребление, тыс. м 3 /сут

1

Население

68,450

0,188

0,244

2

Бюджет

44,563

0,122

0,159

3

Прочие

0,000

0,000

0,000

2.3.13. Расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении питьевой, технической воды и величины потерь питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам


Исходя из результата анализа запланированных к присоединению нагрузок, видно, что максимальное потребление воды приходится на 2024 год, поэтому расчет требуемой мощности оборудования ВЗУ (водозаборных узлов) произведены на следующие расчетные расходы воды, соответствующие этому периоду:

  • объем отпуска в сеть от ВЗУ составляет: 118960 м 3 ;

  • расчетная производительность ВЗУ составляет: 118960 /365*1,3 = 423,7 т/сут;

  • существующая производительность ВЗУ: 269 т/сут;

  • запас производительности ВЗУ: (1-423,7/269)*100 = -57,5%.
Анализ результатов расчета показывает, что при прогнозируемой тенденции к увеличению численности населения и подключению новых потребителей, а также при уменьшении потерь и неучтенных расходов при транспортировке воды, при существующих мощностях ВЗУ не имеется резерва по производительностям основного технологического оборудования. Рекомендуется бурение дополнительной скважины.

2.3.14. Наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации


Анализ ситуации в сельском поселении показал, что в настоящий момент на территории МО «Манжерокское сельское поселение» ни одна организация не наделена статусом гарантирующей организации.

Писаренко О.В., начальник юридического отдела ООО "Центр развития сети" г. Санкт-Петербург.

Одним из источников проблем для большинства предприятий является положение Правил пользования систем коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации о том, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 58 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167). Предприятие при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод должно четко знать определение термина "лимит водопотребления (водоотведения)". Это нужно для отличия от понятия договорного объема водопотребления (водоотведения).

Итак, "лимит водопотребления (водоотведения)" - установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени (п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167).

В договоре условие о лимитах на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод является существенным. Соблюдение и контроль над лимитом потребленной воды и лимитом сброшенных сточных вод возложено на абонента.

Организации водопроводно-канализационного хозяйства часто в заключаемых с предприятиями договорах принимают обязательство по отпуску питьевой воды и приему сточных вод в объемах и сроки, которые согласованы в приложении к договору. Как правило, в приложении с разбивкой по месяцам указан объем воды и стоков в кубических метрах, но не установлено, что одновременно имеется в виду предельный объем отпущенной питьевой воды и принятых стоков.

Разницу компании начинают понимать, когда ресурсоснабжающая организация выставляет счет за сверхлимитное водопотребление и водоотведение и надо чем-то "крыть перебор" в неравной партии с монополистом - водоканалом.

А БЫЛ ЛИ "ПЕРЕБОР"?

По своей правовой природе повышенная плата за сверхлимитное водопотребление представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа за оказанные услуги, а также меру экономического воздействия на предприятия и организации, потребляющие питьевую воду сверх установленных лимитов.

При этом действующее законодательство не содержит положений о том, что плата за сверхлимитное водопотребление и водоотведение должна взыскиваться помимо оплаты за фактическое водопользование, в том числе сверхлимитное. Согласно п. 70, 71 Правил N 167, расчеты за отпуск воды в пределах и сверх установленных лимитов производятся в порядке, установленном Правительством РФ. В циркулярном письме Госстроя Российской Федерации от 14.10.1999 разъяснено, что при применении п. 70 Правил N 167 о расчетах за сверхлимитное водопотребление следует руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.1983 N 273, устанавливающим пятикратный размер платы за питьевую воду, потребляемую предприятиями сверх лимита.

Вот почему абоненту при заключении договора немаловажно обратить внимание на то, чтобы водоканал в договоре прямо прописал следующее: "Лимит водопотребления (водоотведения) составляет "..." кубических метров в месяц. Лимит на 20__ г. утвержден абоненту постановлением органа местного самоуправления N __ от "_" ____ г. или лимит установлен организацией водопроводно-канализационного хозяйства, наделенной такими полномочиями в соответствии с постановлением органа местного самоуправления N __ от "__" ____ г.".

Обратимся на этот счет к судебной практике.

Водоканалу отказали во взыскании платы за сверхлимитное водопотребление и водоотведение. Суд исходил из того, что лимиты водоотведения и водопотребления для предприятия в определенном законом порядке не устанавливались. Из буквального толкования условий договора следовало, что стороны согласовали только объемы водопотребления и водоотведения. При рассмотрении дела суд установил, что органы местного самоуправления не определили соответствующие лимиты на спорный период, доказательства передачи полномочий по их установлению предприятию ВКХ не были представлены. Водоканал не доказал, что при согласовании в договоре объемов водопотребления стороны одновременно имели в виду и лимиты потребления (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2009 N А63-2361/2009).

В другом случае суд вышестоящей инстанции отменил решение и постановление апелляционного суда в части взыскания платы за сверхнормативное водопотребление. По мнению суда, ссылка в договоре на согласованный лимит водопотребления не свидетельствует о том, что лимиты санаторию были утверждены именно в указанных объемах органами местного самоуправления либо иным уполномоченным органом (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2010 N А63-6192/2009).

ПРО НАЛОГИ

В процессе деятельности компании может случиться и так, что действительно допущено сверхлимитное водопотребление. И возникает спорная ситуация в сфере обложения налогом на прибыль.

По мнению Министерства финансов РФ, расходы на стоимость воды, израсходованной из коммунальных водопроводов сверх лимита, учесть в целях исчисления налога на прибыль нельзя, потому что они являются санкцией, взимаемой государственными организациями, которым такое право предоставлено законодательством РФ (письмо Минфина России от 12.08.2005 N 03-03-04/1/166). Данную санкцию не позволяет учесть в расходах п. 2 ст. 270 НК РФ. Поэтому расходы по оплате организациями воды, израсходованной из коммунальных водопроводов сверх лимитов, относятся на убытки этих организаций.

Вместе с тем из анализа норм Гражданского кодекса не следует, что повышенный тариф является санкцией, а сверхлимитное потребление воды - правонарушением.

В соответствии с п. 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. В соответствии со ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Пункт 13 Правил N 167 уточнил данную норму Гражданского кодекса. Правилами предусматриваются такие существенные условия договора на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, как:

  • режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод;
  • лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод;
  • осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод;
  • порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Анализ этого пункта говорит о том, что повышенный тариф является формой платы за полученную воду, а не санкцией. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 7.20). Штрафных санкций за сверхлимитное потребление воды из централизованных систем водоснабжения нет. И если твердо руководствоваться буквой закона, то позицию финансистов вряд ли можно назвать бесспорной.

Пример из практики:

Требования предприятия о признании недействительным решения налоговой инспекции в части начисления налога на прибыль, пени по налогу на прибыль, штрафа по налогу на прибыль были удовлетворены. Суд указал, что сверхнормативные расходы топливно-энергетических ресурсов нельзя учесть, только если они не являются экономически оправданными (в частности, если они не обусловлены технологическим процессом) (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2005 N Ф08-6171/2005-2454А).

ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Рассмотрим проблему лимитов с точностью до наоборот. Вышеперечисленные нормы Правил N 167 регламентируют порядок расчетов за потребленную воду, принятые стоки в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления нормативов водоотведения. Однако организации водопроводно-канализационного хозяйства предпринимают попытки взимать плату за недобор водопотребления. Размер такой платы одни предлагают определять как разницу между лимитом водопотребления, установленным договором, и потребленной водой, умноженной на тариф за установленный договором расчетный период. Другие в договоре предусматривают следующее условие: при уменьшении абонентом фактических объемов водопотребления и (или) водоотведения, по сравнению с согласованным, с абонента взимается плата в размере 60% установленного основного тарифа за каждый кубометр разницы. Возможна и такая трактовка: в случае если по итогам квартала фактический объем отпущенной (полученной) абоненту питьевой воды окажется более чем на 10% меньше, чем договорный объем питьевой воды, абонент уплачивает неустойку в размере 50% от стоимости неотпущенной (неполученной) питьевой воды.

Получается у абонента выход один - покупать воду в объемах не больше и не меньше, чем указано (лимитировано) в договоре. В противном случае все равно придется платить, если не за перебор, то за недобор водопотребления. Сети монополистом расставлены основательно.

А что скажет суд?

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отказал водоканалу в признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о нарушении водоканалом п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".

В своем решении антимонопольная служба признала неправомерным включение в договор дискриминационных условий об установлении платы за недобор водопотребления, которые не включались предприятием ВКХ в аналогичные договоры с иными абонентами. Доводы предприятия ВКХ о том, что данное условие договора является условием об оплате водопотребления и включение его в договор обусловлено взаимным волеизъявлением сторон (ст. 421, 544 ГК РФ и п. 69 Правил), были отклонены. По мнению суда, плата за недобор водопотребления является дополнительным платежом по отношению к стоимости водопотребления, который Правилами не предусмотрен. Суд также отметил, что независимо от правовой природы платы, установленной в договоре, включение условия о ее внесении в договор, при отсутствии такого условия в аналогичных договорах водоканала с иными лицами, свидетельствует о создании предприятием ВКХ дискриминационных условий для абонента (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2009 N Ф03-6424/2008).

Лимит или не лимит? Хороший вопрос. Предприятиям - абонентам водоканалов на заметку: при заключении договора на отпуск питьевой воды и сточных вод учтите, что приписанный в договоре объем водопотребления (водоотведения) не всегда является лимитом. Если в договоре речь идет о лимите водопотребления (водоотведения), то обязательно должна быть ссылка на нормативный акт органа местного самоуправления об утверждении такого лимита. А если пришлось "перебрать" питьевой воды и вы произвели плату за сверхнормативное потребление, то аргументируйте такие расходы как обусловленные технологическим процессом. И налоговым органам придется признать такие расходы экономически обоснованными при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

И, конечно, не забывайте: тарифы на услуги водоснабжения (водоотведения) подлежат государственному регулированию, плата за потребленную воду взимается в установленном законом порядке. При этом нормативными актами не предусмотрена плата за недобор водопотребления. В ситуации, когда водоканалу удалось без проблем заключить договоры с большинством своих абонентов на условиях, предусматривающих такую плату, и уже трудно привести доводы о дискриминационных условиях, то при заключении договора исключите такое условие протоколом разногласий. Это ваше право не платить за то, что не предусмотрено законом, и не превращать дополнительные платежи в вид ответственности за несоблюдение условий договора.

Экономия воды населением приводит к убыточности водоканалов из-за снижения выручки от полезного отпуска ресурса. Отсутствие эффективных решений данной проблемы приведет к увеличению износа систем водоснабжения и серьезным социальным последствиям. Об этом заявил президент ГК «Росводоканал» Александр Шенкман, выступая 3 июня 2013 года на открытии форума «Умный город будущего», который проходит в Москве на площадке РИА Новости 3-4 июня.

Отрасль ВКХ имеет свою специфику, о которой не говорится публично, - пояснил Александр Шенкман. – Ежегодно за счет установки индивидуальных приборов учета водоканалы теряют до 7% полезного отпуска воды. С точки зрения экономии ресурсов - это естественный и позитивный процесс. Однако при формировании тарифов этот факт сегодня не учитывается.

При этом объемы полезного отпуска у тепло- и электроснабжающих предприятий стабильно растут. Как отметил Александр Шенкман, при индексации тарифа на воду, например, на 8 процентов, совокупный прирост выручки водоканала составит только один процент в связи с падением полезного отпуска (а, следовательно, и выручки) на 7 процентов. Один процент прироста - это гораздо ниже темпов инфляции, которая по прогнозам Министерства экономического развития в 2013 году составит 7,2%. При этом, водоканалы по-прежнему будут обеспечивать работу объектов инфраструктуры, оплачивать постоянные издержки: налоги, арендную плату, фонд оплаты труда и т.д., Эти расходы у некоторых водоканалов достигают 60% всех затрат.

В то же время стабильно растут переменные издержки за счет интенсивного роста стоимости газа, электроэнергии, химреагентов. На поддержание сетей и их развитие, а также на оптимизацию остается все меньше средств. К падению полезного отпуска приведет и исключение взимания платы за сточные воды на общедомовые нужды. Поправки в новые Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства № 354, начнут действовать с 1 июня.

Поэтому при формировании тарифа на услуги водоканала особенно важно учитывать реальные объемы потребления, в том числе необходимо понимать последствия принятия тарифных решений в долгосрочной перспективе, а не действовать ради достижения краткосрочного социального эффекта, - говорит Александр Шенкман. Сглаживание тарифа на воду и стоки необходимо осуществлять не только за счет сокращения доходов водоканалов, но и путем бюджетного участия в проектах развития систем водоснабжения, а также за счет адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения.

ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ВОДОПРОВОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГОРОДОВ

Коммунальное предприятие «ПТП "Вода"», Харьков, Украина

Введение

Коммунальное водное хозяйство (КВХ) является системой жизнеобеспечения общества, самым крупным сектором экономики по количеству перерабатываемого и перемещаемого продукта и одним из основных потребителей электроэнергии. В городской инфраструктуре больших мегаполисов его энергоемкость сравнима с железнодорожным транспортом и метрополитеном, а иногда и превышает их.

Так, годовое потребление электроэнергии предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства Украины составляет около 8 млрд кВт×час, что равнозначно производству электроэнергии почти всем каскадом Днепровских гидроэлектростанций . Поэтому экономия энергоресурсов является важнейшим элементом по обеспечению условий для бесперебойного функционирования систем водоснабжения .

Использование энергоресурсов сфере КВХ в настоящее время не может считаться рациональным. И главная причина высоких издержек, как и в целом в сфере жилищно-коммунального хозяйства , заключается в низкой энергетической эффективности. Основные средства производства (трубопроводы, насосы и др.) в большинстве своем прослужили значительный срок, морально устарели и технически изношены.

Четвертая часть водопроводных сооружений и сетей Украины (в денежном выражении) отработала срок амортизации и почти 40 % находящегося в эксплуатации насосного оборудования физически изношено, вследствие чего теряется не менее 10 % расходуемой электроэнергии. Кроме того, дополнительно до 12 % электроэнергии затрачивается на преодоление гидравлического сопротивления сетей из-за снижения их пропускной способности .

Включение в тарифы необходимой инвестиционной составляющей для модернизации систем водоснабжения сдерживается ростом социальной напряженности.

Принятые и реализуемые в последние годы различные программы по энергосбережению чрезвычайно важны. Однако для систем водоснабжения, которым присущи свои отличительные черты, они должны быть наполнены качественно новым содержанием под общим тезисом: от энергосбережения к энергоэффективности . Такой подход в современных экономических условиях следует рассматривать не просто составной частью, а основополагающим компонентом реформирования КВХ и фундаментом финансового оздоровления муниципальных водохозяйственных предприятий.

Особенности энергосбережения в КВХ

Энергосбережение предусматривает деятельность, которая направлена на рациональное использование и экономное расходование первичной и превращенной энергии и естественных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и реализуется с использованием организационных, научных, производственно-технических, экономико-правовых и информационных мер. Термин «энергосбережение» в основном подразумевает снижение абсолютного потребления энергоресурсов. В принципе беречь можно по-разному, вероятно, даже любыми способами и как ни парадоксально с любыми затратами – особенно когда контрольные показатели жестко регламентируются.

Как это ни странно на первый взгляд, но в силу специфики и социальной значимости централизованного водоснабжения обособленное уменьшение используемой электроэнергии в таких системах не является первостепенной задачей. В концептуальном отношении на первом плане стоит экономия финансовых средств на покупку энергоносителей и внедрение энергосберегающих технологий при одновременном выполнении главной общественно важной функции по обеспечению водой населения и отраслей экономики. А это далеко не одно и то же, что обуславливает разные концептуальные подходы к политике энергосбережения в сфере коммунальной индустрии питьевого водообеспечения .

Использование электроэнергии допустимо идентифицировать как эффективное тогда и только тогда, когда получена ее реальная экономия, а для абонентов выдержаны основные требования:

вода как материальный продукт и товар отвечает государственным стандартам и санитарному законодательству по нормируемым показателям качества;

население обеспечено питьевой водой в границах научно обоснованных нормативов питьевого водоснабжения – для удовлетворения физиологических и санитарно-гигиенических нужд;

обеспечена подача воды на противопожарные нужды, а снабжение водой других потребителей осуществлено согласно условиям договоров;

сохранена устойчивость системы водоснабжения по установленным режимам подачи воды.

При нарушении этих условий энергосбережение не может быть признано ни рациональным, ни эффективным. Идеальным результатом водоснабжения следует считать полное (без потерь) использование первичной энергии на подачу воды нормативного качества в зоны хозяйственной и промышленной деятельности человека. Иначе говоря, экономя воду, мы фактически экономим электроэнергию. Главным здесь является сам ресурс и изготавливаемый из него продукт (питьевая вода), когда в отличие от других товаров мы не в состоянии изменить ни его объемные, ни весовые характеристики, но можем влиять на расходные параметры самого потребления. Это очень важная исходная предпосылка.

Специфические признаки КВХ

К характерным особенностям КВХ, отличающих от предприятий других профилей специализации, можно отнести следующие:

Относительная неизменность количественных параметров продукции (воды), за исключением общих тенденций по уменьшению или увеличению удельных расходов использования воды.

Неразрывность выпуска продукции по стадиям энергетического потока с добычей, переработкой, транспортировкой, перераспределением, доставкой и отпуском воды. Могут изменяться операторы и формы управления процессами на разных этапах водоснабжения, но общая суть и последовательность операций остается неизменной. Стадия накопления в централизованном водоснабжении не требуется, как и склады готовой продукции , кроме резервуаров чистой воды, предназначенных для компенсации суточной неравномерности водопотребления.

Слабое влияние изменения качества продукции на вариабельность расходования энергоресурсов. Основной доминантой при этом остается переброска объемов водных ресурсов в хозяйственном звене круговорота воды.

Соблюдение необходимых условий принципиальной жизнеспособности водоснабжения : наличие и минимальная работоспособность основных частей системы, сквозной проход энергии (воды) по всем ее элементам и согласование периодичности работы для всех компонентов системы.

Искусственное уменьшение подачи воды, например, путем введения ограничивающих графиков, можно легко принимать за энергосбережение. Однако соответствующие показатели эффективности для организаций водоснабжения при этом ухудшаются. И не только это. Нарушается комфортность проживания и качество жизни человека, что в свою очередь уже через другие критерии и оценки усугубляет экономику предприятий водоснабжения: дополнительные неплатежи, судебные разбирательства, штрафные санкции и т. п.

Основными измерителями энергосбережения являются абсолютные единицы (кВт×час), то есть наилучший идеализированный вариант и показатель наиболее действенного решения – это полное прекращение потребления электроэнергии с отключением всего насосного и другого технологического оборудования.

Энергоэффективность водоснабжения

Под энергоэффективностью (ЭФ) понимается эффективность использования энергетических ресурсов или характеристика достигаемого эффекта от использования единицы энергии . Эффективность (лат. effectivus ) как производительность (действенность) показывает, насколько результативным является потребление электроэнергии и реализация мероприятий по энергосбережению.

Определение . Энергоэффективность централизованного водоснабжения – социально и экономически оправданная эффективность энергосбережения в сфере питьевого водоснабжения (при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды).

В социальном разрезе – гарантированное удовлетворение населения и других потребителей водой нормативного качества по приемлемым для общества ценам (тарифам). В экономическом аспекте – снижение общих затрат на покупку электроэнергии. Достигается за счет уменьшения использования населением воды как материального ресурса (с доведением его до уровня развитых европейских стран, а также внедрения энергосберегающих технологий и оборудования на объектах водоснабжения.

Повышение эффективности использования электроэнергии можно рассматривать как выявление и реализацию мер и инструментов с целью наиболее полного представления услуг водоснабжения при наименьших затратах на необходимую энергию. Однако это не исключает одновременной реализации стратегического направления – уменьшения потребления воды населением во взаимосвязанных различных комбинациях прямой экономии воды и электроэнергии. А выражать достигаемый эффект следует в относительных единицах. Сэкономленные киловатты здесь менее представительны, хотя и существенны для численной оценки снижения энергетической составляющей в себестоимости воды.

Оценочные показатели энергоэффективности систем водоснабжения

Согласно ГОСТ Р показатель энергетической эффективности – это абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса.

Общепринятые показатели ЭФ для систем водоснабжения отсутствуют. Неявно они характеризуются долей потерь товарной воды, количеством расходуемой воды среднестатистическим жителем по нормативам или приборам учета, расходом электроэнергии на подъем или перекачку воды. Кроме того, в региональных программах энергосбережения присутствуют вполне определенные косвенные критерии: экономия электрической энергии (% в год), стоимость сэкономленной электроэнергии, общие затраты на энергосбережение и т. п. Такие оценочные характеристики важны сами по себе, например, при анализе и контроле внедрения ресурсосберегающих технологий. Тем не менее, этого недостаточно, – необходимо вводить параметры ЭФ для оценки динамики использования электроэнергии во всей системе водоснабжения в комплексе и на ее различных уровнях (рис.1).

Так, повышение коэффициента полезного действия насосного оборудования может не привести к ожидаемому росту ЭФ из-за больших потерь воды в распределительных сетях, а запланированную экономию электрической энергии легко достичь искусственным снижением подачи воды.

Основным производимым товарным продуктом в КВХ является питьевая вода. Поэтому подобно энергоемкости валового внутреннего продукта для оценки рационального использования электроэнергии в водоснабжении целесообразно использовать такой технико-экономический показатель, как удельный расход электроэнергии (УРЭ) на один метр кубической воды (произведенной, поданной, перекаченной), кВт×час/м3. Данный параметр на настоящий момент времени служит основным и единственным показателем, характеризующим энергетическую эффективность хозяйствования КВХ в целом и его структурных подразделений или состояния оборудования в частности.

Однако на практике сам по себе этот параметр мало информативен и не представителен для сравнения систем водоснабжения различных городов, да и в одном городе тоже – при наличии нескольких источников водоснабжения. И хотя он измеряется в относительных единицах расхода воды, по нему трудно сопоставлять между собой степень технического совершенствования отдельных элементов системы – тех же насосных станций. Следовательно, вполне естественным представляется переход от УРЭ к оценке его относительного изменения в безразмерных величинах или процентах, что отвечает общим правилам определения эффективности производственных процессов.

Главный показатель энергетической эффективности водоснабжения – это относительный удельный расход потребляемой электроэнергии на 1 м3 воды.

Пусть , https://pandia.ru/text/78/001/images/image003_27.gif" width="293" height="73">

Базисной величиной w0 в приведенных формулах может быть выбран и некоторый отраслевой показатель . Тогда соотношение относительных УРЭ разных систем водоснабжения будет служить критерием при сопоставлении их развития и эффективности использования электроэнергии.

Параметры расхода воды для оценки энергоэффективности

Забор воды из источника водоснабжения здесь недостаточно информативен, поскольку можно забрать воду из водного объекта и полностью израсходовать ее на собственные нужды. Кроме того, на очистных сооружениях , как правило, используются безнапорные гравитационные схемы с незначительной долей потребления электроэнергии.

Основными расходными характеристиками централизованного водоснабжения являются:

Q п -подача воды, исчисляемая от насосных станций второго подъема (после забора воды из водных объектов и ее очистки на сооружениях кондиционирования);

Q р - реализация или полезный отпуск воды потребителям;

Q пот - потери воды, технологические и неучтенные расходы в системе подачи и распределения воды с учетом ее использования на хозяйственно-бытовые нужды и вспомогательных объектах КВХ, начиная с выходов подающих насосных станций 2-го подъема.

Реализация или полезный отпуск воды – относительно субъективная величина. Она зависит, в частности, от нормативов водопотребления – некоторых расчетных значений, утверждаемых местными органами власти. Кроме того, при массовой установке приборов учета воды реализация имеет общую тенденцию к снижению, как за счет уменьшения реального водопотребления, так и всевозможных способов манипуляции с приборами и фактического хищения воды . К сожалению, ресурсы фальсификации существуют, поскольку счетчик достаточно сложен по устройству, алгоритмам работы, монтажу и эксплуатации. На практике одновременно с внедрением индивидуальных измерительных средств растет небаланс между результатами учета отпуска и потребления, и подобные ухищрения с приборами вынужденно списываются на потери воды в распределительных сетях.

Потери воды

Следует различать физические потери воды (утечки, технологические расходы на промывку водопроводных сетей, утечки через смоченную поверхность резервуаров чистой воды и т. п.) и потери, как некий собирательный образ. На физическом уровне потери зависят от законов движения жидкости (гидравлики, гидродинамики), законов систем массового обслуживания, закономерностей «старения» сложных многокомпонентных систем. С другой стороны, в неучтенные расходы входит хищение воды, недоучет. Определить общую величину потерь и соотношение ее составных на основе отчетных данных практически невозможно, поскольку пока учитывается лишь незначительная часть используемой воды.

Иными словами все, что нереализовывается и недосчитывается, также перекладывается на суммарные потери Q пот, величина которых в КВХ и так непомерно высока. При этом сама вода не вытекает через повреждения на сетях и может разумно использоваться, но для Водоканалов считается утраченной. Потери воды при транспортировке также возрастают за счет старения трубопроводов и закладываются в отраслевые нормативы использования питьевой воды, равно как и неучтенные расходы воды на приборах учета.

Таким образом, для системы водоснабжения главными расходными характеристиками при исчислении ЭФ следует считать подачу воды, контролируемую счетчиками, и реализацию воды, которая хотя отчасти приближенно, но характеризует уровень реального расходования воды. Оптимальным результатом в этих условиях становится полное (без потерь) использование электрической энергии на подготовку питьевой воды нормативного качества и ее «доведение до крана» потребителя (тоже без потерь) в необходимом количестве по установленному режиму ее подачи.

В качестве примера посчитаны оценки ЭФ для централизованного водоснабжения г. Харькова: отдельно на подачу воды по двум поверхностным удаленным источникам и в целом по системе группового водоснабжения – на реализацию или полезный отпуск воды (рис. 2).

Рис 2 Энергоэффективность по годам в системе группового водоснабжения г. Харькова: на реализацию и подачу питьевой воды от удаленных источников

Исходной точкой отсчета для сравнения расхода электроэнергии принят 2002 год как «неудачный» с точки зрения рационального использования энергоресурсов в относительных расходных единицах воды. Характерно, что после проведения в 2003 году комплекса мероприятий, в том числе по оптимизации работы 3-х подъемов, показатели ЭФ сразу улучшились. В 2004 году, несмотря на некоторое уменьшение ЭФ по головным подающим сооружениям, возросла ЭФ на реализацию воды, в чем прослеживается результативность административных мер и работы абонентской службы.

В 2007 году энергоэффективность nf по головным подающим сооружениям и на реализацию воды (с учетом несбалансированности по теплоснабжающим организациям) несколько снизилась. В определенной мере это объясняется установкой квартирных счетчиков воды, особенно в период повышения коммунальных тарифов, но в целом является предостерегающим симптомом для экономической безопасности коммунального предприятия по водоснабжению.

В этой связи нельзя не отметить распространенное мнение, что рыночные механизмы автоматически обеспечивают повышение эффективности использования энергии. В реальной жизни это не совсем так, поскольку рынок ориентируется главным образом на текущую ситуацию и слабо учитывает перспективы развития и общенациональные интересы, что находится в сфере управления государства. Роль органов исполнительной власти состоит в обеспечении заинтересованности в повышении ЭФ всех субъектов городского коммунального рынка, включая водное хозяйство. И речь главным образом идет о коренной модернизации КВХ на общенациональном системном уровне, так как мероприятия по внедрению современных управленческих и производственных технологий носят комплексный характер.

Выводы

Специфика энергосбережения в централизованном водоснабжении состоит в разных комбинациях экономии собственно воды и электроэнергии на ее подачу потребителям. Это создает предпосылки, чтобы в основу расчета показателей энергетической эффективности положить относительное изменение удельного расхода электроэнергии на 1 м3 воды – по сравнению с некоторой базовой оценочной величиной. Такой подход позволяет дифференцировать структуру потребления электроэнергии, оценивать эффективность ее использования по отдельным элементам и в целом по системе, отслеживая динамику, для формирования и реализации управленческих задач. Экономия ресурсов возможна как на стадии производства и транспортирования воды, так и в процессе ее потребления, когда одновременно сберегается вода, электроэнергия и денежные средства на их покупку .

Стоимостный ресурс воды постоянно повышается, поэтому решение задач энергосбережения в КВХ имеет долгосрочную экономическую базу и является идеальным полем для вложения и возврата инвестиций на компенсационной основе.

В основе не решаемых годами проблем энергосбережения в сфере водоснабжения лежат искусственные ложные предпосылки кажущейся дешевизны воды, субъективно выдаваемые как объективные. В случае их аутентичного осмысления социумом, со временем они будут довольно быстро разрешены, исходя из высокой рентабельности и быстрой оборачиваемости финансов в питьевой индустрии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исаев В. Н. (2004). К вопросу об управлении системами водоснабжения // Сантехника, с. 2–5.

2. (2005). Сучасний стан і проблеми реформування підприємств водопровідно-каналізаційного господарства України // Экология и здоровье человека / Сб. науч. тр. ХІІІ междунар. науч.-практич. конф. – Харьков: УкрВОДГЕО, с. 469–479.

3. (2004). От энергосбережения к энергоэффективности ЖКХ // ЭСКО, № 1.

4. Альтшуллер Г. С. (2004). Творчество как точная наука / 2-е изд. – Петрозаводск: Скандинавия, 208 с.

5. ГОСТ Р. Энергосбережение.

6. Хомко В. Є., Царинник О. Ю. (2003). Скорочення водоспоживання населенням – пріоритетний шлях до зменшення втрат води // Сб. докл. междунар. конгресса «ЭТЕВК-2003». – Ялта, с. 98–102.

7. (2005). Оценочные показатели энергоэффективности систем централизованного водоснабжения // Інтегровані технології та енергозбереження, № 3, с. 89–94.

8. , Лупей А. Г. (2003). О некоторых методах "экономии" при ведении коммерческого учета воды и тепла // Энергосбережение, № 6, с. 46–51.

9. Джон МакГоуэн. (2004). Комбинированные проекты водо- и энергоэффективности // ЭСКО, № 10.