Экономика германии. Производство германии

Основной опорой немецкой экономики остается из года в год промышленность. По сравнению с другими странами ее доля в ВВП значительно высока. Треть продукции, произведенной в Германии идет на экспорт.

На протяжении всего времени формирования немецкой промышленности, происходили структурные изменения. Некоторые виды промышленности утратили свое существование, например, сталелитейная и текстильная промышленность. Это произошло из-за смещения рынка сбыта и конкуренции странами с низкими заработными платами или за счет поглощений или слияний с другими концернами. Так произошло с фармацевтической промышленностью, которая перешла в собственность иностранной компании.

Другие же разновидности промышленности, наоборот вырвались в лидеры, например: машиностроение, химическая, электротехническая промышленность.

Замечание 1

К крупнейшим лидирующим на мировом рынке немецким концернам относят: Volkswagen, BMW, Daimler, химические - Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch). Они имеют свои филиалы во многих странах мира и зарекомендовали себя среди потребителей.

Основные виды промышленности в Германии

Костяк ромышленности Германии включает:

  1. легкую промышленность,
  2. пищевую промышленность,
  3. металлургию-черная и цветная металлургия,
  4. химическая промышленность,
  5. машиностроение
  6. аэрокосмическая промышленность,
  7. электротехническая промышленность,
  8. электронная индустрия.

Легкая промышленность. В Германии данная промышленность достаточно развита. Основными текстильными районами считаются Рурский промышленный район в Крефельде, поимо этого задействована юго-восточная часть страны и северо-восток-Аугусбург и Берлин.

Пищевая промышленность. К основным отраслям пищевой промышленности относят продукты виноделия и пивоварения. Германия славится около 4000 сортами пива, треть которого поставляется на экспорт. Несмотря на то, что Германия известна своим пивоварением, местные жители по данным статистики предпочитают вино больше, чем пиво. Основное виноделие представлено в долине Рейна. Государство Германии активно инвестирует в средства в винодельческую отрасль. Расширяются плантации под производство красного вина. Основным сортом вина, который активно экспортирует Германия в другие страны является рислинг. Основные страны куда экспортируется вино являются Британия и США.

Металлургия. Черная металлургия уже не является ведущей отраслью Германии, так как она потеряла свою конкурентоспособность на мировом рынке и не выдерживает мировых стандартов. Основным центром черной металлургии является запад страны(Рурский каменноугольный бассейн), окрестности Саарбрюкена, Франкфурт на –Майне, Оснабрюк. Большая часть промышленности идет на внутренний рынок. Цветная металлургия, как и черная металлургия в основном снабжает внутренний рынок. Основными центрами расположения является побережье-Гамбург, Галле.

Химическая промышленность Германии является мировым лидером. Основные предприятия расположены в долинах Рейна. Одним из самых известных концернов является BASF.

Машиностроение. На мировом рынке машиностроение является основным лидером. Опора германской экономики в лице машиностроения диверсифицировано.

Машиностроение является многоотраслевой промышленностью. К машиностроению относят:

  • автомобилестроение,
  • производство станков,
  • производство вычислительной техники,
  • станкостроение,
  • оборудование для предприятий,
  • производство электротехники

Замечание 2

Автомобилестроение Германии занимает четвертую строчку в мировом рейтинге производителей после Китая, США и Японии.

Судостроение-еще одна из ведущих отраслей Германии. Более 1млн. рабочих занято на производстве. Стабильность наблюдается и в военном кораблестроении, но так как заказа немецкого ВМС не загружают заказами данную промышленность, в основном упор направлен на экспорт. От него соответственно зависит мощность завода. Основные верфи находятся в Бремене и Папенбурге.

Аэрокосмическая промышленность. Данная промышленность не считается ведущей в экономики Германии, а играет только роль некого мотора для страны. Инновации в данной области поспособствовали началу производства компьютеров. Известными немецкими авиастроителями являются EADS, Eurocopter.

Электротехническая промышленность. Германия зарекомендовала себя основным и одним из крупнейших производителей электронного оборудования. Мировые бренды такие как: Siemens AG, Hager, Robert Bosch

Электронная индустрия выделилась в отдельную отрасль. Данное производство является наукоемкой отраслью машиностроения.

Помимо этого в Германии присутствуют следующие производства:

  • точная механика;
  • фармацефтика;
  • производство телекоммуникационной техники
  • парфюмерно-косметическая промышленность

Германия также занимается производством детских игрушек, товаров для моделирования и др.

Современное состояние немецой промышленности

За последние шесть месяцев Германия увеличила темпы роста на 2,6%. Данные цифры превзошли ожидания аналитиков. Промышленные предприятия наращивают объемы. На сегодняшний день, они выросли на 3,2%.. Особенно отличилась автомобильная промышленность, объем производства которой увеличился на 10,8%. А вот объемы строительного бизнеса, наоборот снизилась на 1,2%.

Промышленность для Германии остается основой и играет огромную роль в развитии и благосостоянии данного государства. По сравнению с другими странами доля ВВП Германии остается достаточно высоким. Промышленность Германии отличается тем, что постоянно реструктуризируется, внедряются новые инновационные технологии, вводятся новые методики. Но с каждым годом ряд отраслей теряет свою актуальность. Это происходит как за счет конкуренции со стороны других стран, так и за счет того, что государство меняет приоритетные направления развития.

Германия — одна из ведущих промышленных стран мира. В 2004 г. ее

ВВП составил 2178 млрд. евро. Тем самым по совокупному показателю экономической мощи она занимает третье место в мире.

Для экономики Германии, где с начала 90-х годов центральное место занимала проблема подъема восточных земель, а также большой объем выплат в бюджет ЕС, теперь на первое место выходит проблема безработицы. Относительно неплохо с уровнем занятости обстоят дела в экономически благополучных федеральных землях, таких как Бавария и Баден-Вюртемберг. Северные же и особенно восточные земли имеют безработицу на уровне 16-18%, что заставляет правительство субсидировать значительные средства на пособия и социальную защиту населения, кроме того, отторгает значительные массы людей от участия в производственном цикле. В ближайшие несколько лет существует реальная возможность снизить уровень безработицы за счет увеличения объемов производства в промышленности.

Промышленность.

Промышленность остается опорой германской экономики, в экономической жизни она играет роль "поворотного круга". Ее доля в ВВП — по сравнению с другими странами Европейского Союза и США — сравнительно высока. Более трети произведенной продукции идет на экспорт. На почти 98 проц. всех предприятий работают менее 500 человек, т.е. это мелкие и средние предприятия. На их долю приходится почти 40 проц. рабочих мест в промышленности и 33 проц. оборота в этой отрасли. За последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970 г. (западные земли) и 2001 г. снизилась с 51,7 проц. до 23,8 проц. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Доля услуг, предоставленных в 2001 г. государственным и частным секторами, составила 20,2 проц. ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом — 18,7 проц. Доля финансовых, арендных и предпринимательских услуг составила 31 проц. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной и коммуникационной техники или авиационная и космическая промышленность не смогли компенсировать свертывание "традиционных" промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности. 2,6 млн. человек из всех занятых в промышленности работают на предприятиях, насчитывающих свыше 1.000 работников. Во всем мире известны, а часто также имеют свои филиалы, производственные или научно-исследовательские мощности такие фирмы, как автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler-Chrysler, химические концерны Aventis, Bayer, BASF, электротехнический концерн Siemens, энергетические концерны E.ON и RWE или группа Bosch.

Энергетика.

Каменноугольная промышленность, в прошлом составлявшая основу энергетики и обеспечивавшая сырьевой базой химию органического синтеза, находится со второй половины 50-х годов в состоянии глубокого структурного кризиса из-за неконкурентоспособности, поскольку на мировом рынке уголь в 3–4 раза дешевле германского. Общая добыча каменного угля уменьшилась до 30 млн. т в год (в середине 50-х годов – 152 млн. т). Из крупного нетто-экспортера каменного угля Германия превратилась в его нетто-импортера. Большие количества угля ввозятся из Колумбии, Польши, ЮАР. Относительно более стабильно развивалась буроугольная промышленность, причем до начала 90-х годов Западная Германия занимала по добыче бурого угля первое место в Западной Европе, а ГДР – в мире.

Металлургия Германии.

Черная металлургия – в прошлом одна из важнейших отраслей специализации промышленности. Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Практически весь выплавляемый чугун используется в самой Германии. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным и электроплавильным способами.

Основные центры черной металлургии – это Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург. Заводы полного цикла есть также в Саарской области, Бремене, Зальцгиттере и Оснабрюке. Центров предельной металлургии и прокатных заводов намного больше.

Цветная металлургия работает, главным образом, на импортном первичном сырье, а также собственном и импортном ломе цветных металлов; в связи с этим размещение ее предприятий определяется главным образом удобствами и дешевизной подвоза сырья и обеспеченностью соответствующими энергоресурсами. Поэтому сейчас появились новые промышленные центры на побережье морей. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Машиностроение Германии.

Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг. Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ.

Химическая промышленность.

К числу основных отраслей специализации Германии относится также химическая промышленность.

Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.

Главный район химической промышленности – Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Район сохраняет ведущую роль в производстве как продуктов основной химии – органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза

Авиационная и космическая промышленность.

Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

Германская электроника.

Германия заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт.

Лёгкая промышленность .

Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – химических, и, прежде всего синтетических волокон.

Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.

Пищевая промышленность

Базируется на продукции сельского хозяйства и её переработке, поэтому она представлена такими отраслями как пивоварение, виноделие и др. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт.

Сельское хозяйство.

ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.

Германия – страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994–1997 гг. доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%.

В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры

Из кормовых зерновых наиболее велико значение ячменя; некоторые сорта ярового ячменя выращиваются специально для использования при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). Крупнейший в мире ареал хмелеводства Халлертау расположен в Баварии.

Теплый климат речных долин, межгорных котловин и низменностей юго-западной Германии благоприятствует возделыванию таких культур, как табак и овощи. Фруктовые насаждения особенно характерны для горных склонов Южной Германии.

Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Виноградники расположены в основном в долинах Рейна, Мозеля и других рек южной Германии, а также в долине Эльбы под Дрезденом.

Своими садами славятся долины Верхнего Рейна, Майна, Неккара и Нижней Эльбы.

Скотоводство – основная отрасль животноводства в Германии, оно дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около ј). Второе место по значению занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине систематически превышает 100%, но по свинине составляет менее 4/5.

Скотоводство молочно-мясного направления наиболее характерно для хорошо увлажняемых приморских, альпийских и предальпийских районов, богатых лугами и пастбищами, а также для периферии городских агломераций. Из-за довольно холодной зимы распространено стойловое содержание скота. Свиноводство развито повсеместно, но особенно в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районам возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль. Забой скота осуществляется на 95% на промышленных бойнях. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

По объему сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС.

Транспорт.

Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок.

Рост автомобильного транспорта в пассажирообороте объясняется ростом числа легковых автомобилей индивидуального пользования, которое превысило в Германии в 2003 г. 44,9 млн. а в грузоперевозках – экономичностью и удобствами доставки грузов.

Государственные органы в Германии с 30-х годов традиционно уделяют большое внимание развитию сети автодорог высшего класса – автострад, не имеющих пересечений на одном уровне, общая протяженность которых приблизилась к 12 тыс. км. Из общей протяженности железных дорог электрифицировано около 2/5. В условиях сосуществования ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было направление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наиболее приоритетным стало широтное направление.

Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.

Рейн является главной водной транспортной артерией Германии, отличающийся ровным и спокойным течением.

Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). На Рейне находится ряд крупных портов, в том числе Дуйсбург – крупнейший в мире речной портовый комплекс с грузооборотом 40– 55 млн. т в год, Кёльн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм. Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению.

Общая протяженность внутренних водных путей на территории Германии – около 6,8 тыс. км. Густота их больше в Восточной Германии, но пропускная способность больше в Западной.

Морской флот Германии по общему тоннажу находится в мире в третьей десятке, но по тоннажу контейнеровозных судов уступает только США, Панаме и Тайваню. Крупнейший морской порт Германии – Гамбург, с годовым грузооборотом в 65–80 млн. т в год и более. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен. Прочие крупнейшие морские порты – Бремен с аванпортом Бременхафен, Эмден и Росток.

Авиационный транспорт во внешних сообщениях играет большую роль, чем во внутренних. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают поблизости аэропортами. Из 16 имеющихся в Германии международных аэропортов важнейшие находятся во Франкфурте-на-Майне, в Дюссельдорфе, Мюнхене и Гамбурге.

Крупнейший во всей континентальной Европе и основной в Германии аэропорт, находится во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». И Берлин, и Франкфурт – многофункциональные города с преобладанием непроизводственных функций, и развитие их аэропортов связано, прежде всего, с ростом «третичной сферы», возрастанием роли в общей иерархии городов Германии и всей Европы.

В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла 44 тыс. км. Это играет особую роль, как для внутреннего туризма, так и для внешнего.

Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом.

Благодаря комфортабельности и хорошим техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок ездящие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Практически все дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов (до 280 км/ч).

Сегодня. Германия относится к наиболее развитых стран мира, входит в состав»большой семерки»и занимает пятое место по объему. ВНП в мире после. США,. Китая,. Японии и. Индии. Она производит 4,5%. Мировое ного. ВНП.

Экономика страны имеет выраженный постиндустриальный характер. По темпам развития — это самая государство. Западной. Европы, экономический уровень которой неуклонно растет. Основным фактором ускоренного решения развития хозяйства страны стало активное внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и другие сферы жизни. Это в свою очередь обусловило высокое качество немецких товаров, которые успешно эксп ортуються и приносят большие прибылитки.

В структуре промышленности. Германии преобладает перерабатывающая промышленность (90% валовой продукции), особенно отрасли, специализирующиеся на выпуске наукоемкой продукции, ориентированную на внешний рынок к. Ведущими среди них являются машиностроение, химическая и электроэнергетическая промышленностьь.

Промышленность

Каменноугольная промышленность сегодня несколько утратила свою конкурентоспособность, а доля угля в топливно-энергетическом балансе заметно снизилась. С экспортера угля страна превратилась в его имя импортера. Топливная промышленность более половины своих потребностей в топливе обеспечивает за счет импорта нефти и газа, которые поступают из. России,. Нигерии,. Ливии, стран. Персидского залива. Добыча собственной нефти заб езпечуе потребности страны менее чем на 3%, а газа — на 25%. Газ поступает из. Нидерландов и. Росиосії.

Основой электроэнергетики являются. ТЭС, которые производят более 70% электроэнергии. Остальные дают. АЭС и. ГЭС, действующие преимущественно на горных реках юга страны

Черная металлургия почти полностью ориентируется на привозном сырье. Основными центрами металлургии является. Дуйсбург,.

Эссен,. Саарбрюккен,. Ман-гейм,. Гамбург. По объемам выплавки чугуна и стали, производством прок ату. Германия занимает первое место среди европейских стран и входит в десятку крупнейших производителей этой продукции в мире. ЗО% ее. Германия экспортатує.

Предприятия свинцово-цинковой промышленности исторически размещены вблизи собственных месторождений. Все другие производства цветной металлургии тяготеют к промышленным центрам, где обеспеченность энергоресурсами по оеднуеться с удобством доставки сырья. Это обусловлено тем, что они ориентируются на импорт сырья и лома цветных металлов. Основные центры -. Эссен (алюминий),. Гамбург (алюминий, медь),. Дуйсбург (медьдь).

Машиностроение — одна из самых развитых отраслей промышленности страны, основная отрасль международной специализации. Германии. Она дает около 50% стоимости всего промышленного производства и обеспечивает около лизько 60% экспорта страны. Экспортная ориентацию имеет, прежде всего, продукция общего машиностроения, автомобилестроения, судостроения, производство. ЭВМ, промышленных роботов, оборудования для ра них отраслей, оптических приборов, бытовой техники. Предприятия машиностроения размещены практически во всех городах, особенно крупных агломерацияіях.

По экспорту продукции машиностроения. Германия занимает первое место в мире

Первое место в. Европе и третье место в мире. Германия занимает по производству судов (Киль,. Гамбург,. Бремен,. Дуйсбург). Аэрокосмическая промышленность производит гражданские и военные самолеты, ракетную технику

По объему выпуска продукции химической промышленности. Германия уступает только. США, а по ее экспорту занимает первое место в мире. Особенно большое развитие получили отрасли химии органического синтеза:: нефтехимия, химия полимерев.

Германия занимает первое место в. Европе по производству картона и бумаги. В легкой промышленности она занимает ведущие позиции по выпуску обуви, меховых изделий, игрушек

Среди многоотраслевой высокоразвитой пищевой промышленности. Германия по производству пива занимает второе место в мире (после. США), а по потреблению на душу населения и экспорту — первое место

Благодаря традиционно высокому потребительскому спросу на мясную продукцию хорошо развита мясоперерабатывающая отрасль

Сельское хозяйство

Германия входит в тройку крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции среди европейских стран (Франция — первое место,. Италия — вторых,. Германия — третье), однако ее не хватает для удовлетворит ения собственных нужд (обеспечивает их только на 70%). Ведущей отраслью является животноводство, на которое приходится более 2/3 общего объему.

Основой зернового хозяйства. Германии являются пшеница, высокоурожайные сорта которого позволяют собирать 50-70 ц с 1 га. Также выращивают рожь, овес, ячмень. Из технических культур выращивают сахарную свеклу, большие и площади занимает хмель. Повсеместное распространение имеет картофелеводство. На юге. Германии выращивают винограград.

Животноводство специализируется на разведении крупного рогатого скота, молочно-мясного и мясомолочного направлений, свиноводстве, птицеводстве

Транспорт

Германия имеет хорошо развитую сеть железнодорожных, автомобильных, речных, воздушных и морских путей. Основой транспортной сети. Германии является железной дороги (почти 41 тыс. км) Железнодорожный транспорт забей езпечуе 1/5 перевозок. Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 650 тыс. км. По суммарным грузооборотом автомобильный транспорт обогнал. Железнодорожный. На его долю приходится 2/3 всех перевоз еневезень.

Значительную роль в перемещении грузов играет речной транспорт. Поскольку реки соединены каналами, то это позволяет перевозить грузы по рекам не только в меридиональном, но и в широтном направлении

Важную роль во внешних перевозках играет морской транспорт. Важнейший порт. Гамбург, который принимает речные и океанические суда;

Регулярное воздушное сообщение происходит между крупнейшими городами. Германии и аэропортами многих стран. Крупнейшим транспортным узлом в международном воздушном сообщении является. Франкфурт-на-Майне

Возрастает роль трубопроводного транспорта, на который приходится 1/6 перевозок

В общем грузообороте всех видов транспорта высокую долю составляют транзитные перевозки

Внешнеэкономические связи

По общему объему внешней торговли. Германия занимает второе место, а по объемам товарного экспорта первое место в мире

В структуре внешних связей. Германии значительное место занимает вывоз капитала и экспорт продукции перерабатывающей промышленности (особенно машиностроения), продажа интеллектуальной собственности. На мировой рынок к страна поставляет автомобили, суда, бытовую и электронно-вычислительную технику. Первое место в мире. Германия занимает по экспорту химической продукции. Она также экспортирует некоторые продовольственные товарари.

Германия импортирует минеральное сырье, полуфабрикаты, некоторые виды сельскохозяйственной и промышленной продукции, энергоносители, значительную часть древесины и изделий из нее. Вместе с. Японией она занимает пе ерше место в мире по ввозом сельскохозяйственной продукции: зерна, масла, овощей, фруктовв.

Главными ее партнерами являются страны. ЕС и. США. В последние годы. Германия активно осваивает рынок постсоциалистических стран. Восточной. Европы и. Китая посредством создания дочерних филиалов немецких фирм, совместной ьних предприятий, расширения экспорта и импорту.

Германия – одна из ведущих стран евросоюза. С площадью в 357 тысяч квадратных километров и населением в 83 миллиона человек. Развитие промышленности страны разделено на два больших периода: до второй мировой войны и после второй мировой войны.

По состоянию на начало 2012 года в Германии среди отраслей промышленности страны лидирующее место занимает машиностроение.

Самые выгодные позиции в промышленности Германии у автомобилестроения.

Именно эта отрасль является гордостью немцев.

Крупнейшие концерны мира Volkswagen, Audi, Opel, Mercedes-Benz, BMW предлагают автомобили, о которых мечтают все автолюбители на любом конце планеты. При покупке данного автомобиля, собранного на территории Германии, ни у кого не возникает сомнений в качестве, получаемого авто. Такие машины надежны и точны, как сами немцы.

Промышленность Германии в транспортной отрасли имеет высокие показатели не только в автомобилестроении, но и в железнодорожном, водном транспорте. Немалую долю внимания для развития отрасли уделяется сети автострад. Эта часть в стране имеет непосредственное отношение к автомобилестроению.

Кроме того, высокими показателями встретили 2012 год станкостроение и производство оборудования для предприятий, вычислительной техники и электротехники.

Ценится в мире продукция легкой промышленности Германии. В данный момент сократился объем на рынке сбыта этой продукции, как и во всем мире. Но технология продукции Германии считается одной из самых высокоразвитых в Европе.

Основной отраслью развития немецкой промышленности является химическая промышленность Германии. В ней налажено производство пластмасс и красителей, не меньшую долю занимают продукты органической химии.

Пищевая промышленность страны базируется на продукции сельскохозяйственного назначения. В основном речь идет о виноделии и пивоварении. В Германии производится около 400 сортов пива. 1/3 всего произведенного пива в стране идет на экспорт.

После 50-х годов 20 века претерпевает постоянное снижение оборотов каменноугольная промышленность Германии и металлургия.

Обе отрасли находятся в состоянии затяжного кризиса.

Причина в дороговизне местного сырья. На мировом рынке каменный уголь (например) в 4 раза дешевле, чем в Германии. Металлургия работает почти полностью на привозном сырье, свой только лом для переработки. Постепенно Германия в этих отраслях превратилась из экспортера в импортера. Во время мирового кризиса Германия продолжает сохранять репутацию надежного партнера.

Германия

Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую семерку, и на относительно небольшие государства Западной Европы. К ведущим странам Западной Европы относятся: Германия; Франция; Великобритания; Италия.

Данные государства формируют костяк европейской экономики, они располагают наиболее мощным в регионе экономическим потенциалом, самой большой в Западной Европе численностью населения, они в достаточной степени интегрированы и в процесс мирохозяйственных связей.

После объединения Западной и Восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье после США и Японии место по объему производимого ей ВВП. В 1997 г. ВВП Германии составил почти 2,1 трлн. долл. На душу населения приходится почти 26 тыс. долл. ВВП в год. Площадь Германии — 357 тыс. кв. км.

Германия не слишком богата запасами полезных ископаемых. Можно отметить только каменный и бурый уголь, калийные соли. Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится на леса. Среди водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов (Рейн, Эльба, Майн, Дунай, Кильский канал и др.). Среди озер наиболее известным считается Боденское, находящееся на стыке Германии, Швейцарии и Австрии, что привлекает сюда множество туристов и отдыхающих.

Экономической системой современной Германии является уже известное нам социальное рыночное хозяйство. Для Германии во все времена ее развития всегда была характерная несоизмеримо большая роль государства в экономике, чем в США или Великобритании

Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый “рейнский капитализм”, характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны.

Структура экономики ФРГ такова, что 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% — в промышленности, 64,4% ВВП — в сфере услуг. Для экономики Германии характерна “сверхиндустриализация”, т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Разве что Япония, Ирландия и Португалия являются в еще большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, т.к.

специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.

Сельское хозяйство

Немецкое сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питание удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли промышленности, получает их государственного бюджета немалые субсидии, что делает его не слишком эффективным. ФРГ экспортирует такую сельскохозяйственную продукцию как мясо, молоко, зерно.

Промышленность

На сегодняшний день промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); общее машиностроение (производство станков, различных приборов); электротехническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.

Сфера услуг

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express).

Внешнеэкономические связи

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 1998 г. Германия находилась на втором месте по объему экспорта товаров (539,7 млрд. долл. или 10% всего мирового экспорта) и также на втором месте по импорту товаров (466,6 млрд. долл. или 8,4% мирового импорта). Несколько скромнее позиции страны по экспорту услуг – четвертое место (75,7 млрд. долл. или 5,9%), а как импортер услуг Германия по-прежнему вторая (121,8 млрд. долл., 9,4% импорта). Из приведенных цифр следует прочная позиция Германии по сальдо торгового баланса (+27 млрд. долл.).

Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет 23,6% в ВВП. Свыше 55% экспорта приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Страна занимает четвертое место по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты.

Германия выступает вторым по величине импортером мира. Ведущими торговыми партнерами выступают Франция, Италия и Британия, на каждую из них приходится 13,9 – 9% германского экспорта. Активные торговые связи поддерживаются с США (8,7% экспорта). В целом на промышленное развитие страны приходится свыше 80% внешнеторгового оборота ФРГ, в том числе на страны ЕС – 50%

Иностранные ТНК занимают важное место в структуре крупного капитала.

Из 30 крупнейших компаний в ФРГ почти 1/3 контролируется иностранным капиталом. Это “Эссо”, “Опель”, “Юнилевер”, “Дойче Шелл” и др.

Центрально-европейские страны поставляют полуфабрикаты, машиностроительные компоненты, вино, сельскохозяйственные продукты, текстиль и строительные материалы. Крупнейшим поглощением является скупка “Фольксвагеном” чешской “Шкоды”.

Германия выступает крупнейшим кредитором стран Центральной и Восточной Европы, обеспечивая свыше 50% всех требований западных банков (Австрия, Италия – около 10% каждая, Япония, Франция – порядка 4% каждая).

Старопромышленный район зарубежной европы Основные факторы размещения производства целлюлозы

  • Отрасли машиностроения развиваются разными темпами…
  • Европейский союз, Германия – это место, которое привлекает многих высокими стандартами жизни и возможностью изменить свою реальность. Несмотря на то, что экономика переживает уже не первый шторм, Германии удается не только оставаться на плаву, но и продолжать развиваться. За общим всегда стоят детали, которые формируют историю успеха. Немецкие компании, которые уже много лет работают на рынке, являются непосредственными участниками этого процесса.

    Какие же они, известные немецкие компании?

    Каждый год обновляются списки и рейтинговые таблицы успешных бизнесменов, менеджеров и компаний. Список ТОП-10 известных немецких компаний представляет разные отрасли. Речь идет о торговле услугами в сфере банковского дела, страхования, и, конечно, промышленных предприятиях:

    1. Bayer (химическая промышленность)
    2. BMW Group (потребительские товары длительного пользования)
    3. Daimler (потребительские товары длительного пользования)
    4. Deutsche Bank Group (банковские услуги)
    5. Deutsche Telekom (услуги телекоммуникации)
    6. Deutsche Post (почтовые услуги)
    7. Munich Re (страхование)
    8. Siemens Group (электротехника и электроника)
    9. Metro A.G. (торговля)
    10. Volkswagen (потребительские товары длительного пользования)

    За этими названиями стоят десятилетия работы, тысячи рабочих мест с хорошим социальным пакетом, высокая корпоративная культура и амбициозные цели. Немецких лидеров отличает социально-отвественное отношение к бизнесу, множество благотворительных инициатив. Значительные суммы они выделяют на постоянную модернизацию производства, чтобы сделать его более безопасным для работников, окружающей среды и, конечно же, технологичным.

    Гордость немецкого бизнеса и с чего все начиналось…

    В каждом отдельном случае, начальной была идея и некоторый капитал. Это и послужило топором, из которого сварилась вполне неплохая каша, в общем, почти как в сказке. История Metro начинается с 1996 года. После серии корпоративных слияний компания начала активно продвигаться на внутреннем рынке, а также, покорять заграничные горизонты. На сегодняшний день, компания продолжает наращивать обороты, ее имя известно во многих странах Европы и Азии. Она остается привлекательным работодателем, который заботится о персонале и ценит своих клиентов.

    Название Bayer (Covestro) и ее девиз у многих на слуху. Более полутора столетий талантливые химики трудятся над тем, чтобы жизнь стала лучше и здоровее. Разработано множество препаратов, инноваций в сфере здорового питания.

    Истоки BMW Group лежат в давних, довоенных годах. Все началось в 1916 году. Известная немецкая компания переживала взлеты и падения, но всегда находила инновационные решения, чтобы выйти из кризиса. Начав со своей первой модели – мотоцикла в 1923 году, они постоянно наращивали производство. Современная линейка продукции может удовлетворить разные запросы, а еще BMW не отстает от современного тренда электромобилей.

    Группа Daimler (бывш. DaimlerChrysler AG, Daimler-Benz AG ) завоевала отличную репутацию производителя надежных автомобилей представительского класса. Будучи среди пионеров отрасли компания не сдает лидерские позиции по сегодняшний день. Продукция Daimler востребована, поскольку в производстве с успехом сочетается экологичность и высокие современные стандарты, скрупулезный контроль качества. Именно потому, эти автомобили ценят за безопасность, стиль и комфорт.

    Еще одной немецкой компанией, которая обрела всемирную известность, является Volkswagen . В свое время одним из козырей компании стало производство экологичных автомобилей, что существенно подняло ее вес в странах не безразличных к зеленому вопросу. Так, с 1937 года и поныне, народный немецкий автомобиль продолжает покорять зарубежные рынки, при этом, не упуская из виду сегмент немецких потребителей.

    Несмотря на то, что история и банковского и страхового дела начиналась не в Германии, страна сумела найти свою нишу и в данной сфере услуг. Тому примером служат Deutsche Bank Group, Munich Re. Это достаточно известные бренды, с достойной репутацией стабильных партнеров и значительным капиталом.

    Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сети ниже (кнопочки)=) Возможно кому-нибудь еще она будет интересна и полезна. Заранее спасибо вам мои дорогие читатели! Подписывайтесь на обновления блога + получи бесплатно книгу с немецкими фразами , подписывайся на

    Германия - одна из наиболее развитых стран мира, входящая в состав самых крупных и значимых формаций мира, образующая всевозможные консолидации с другими ведущими государствами. Экономика страны носит выраженный постиндустриальный характер. В связи с солидными достижениями фактически во всех сферах деятельности, ощутимом научно-техническом прогрессе и мощной государственной поддержке экономика и социальные отрасли стремительно развиваются.

    Население

    Германия отличается особой однородностью в плане социального состава. Почти 100% населения - это немцы. Процент национальных меньшинств рекордно низкий - 0,2%. Это цифру формируют датчане, фризы, голландцы и цыгане.

    Численность населения остается неизменной уже много десятилетий, при условии, что смертность незначительно, но превышает над рождаемостью. Прирост населения происходит за счет мигрантов из других стран Европы и выходцев из государств постсоветского пространства. Интересная особенность: у половины немецких семей детей нет вообще.

    Германия крайне урбанизирована. Фактически 90% всего населения проживает в крупных городах и агломерациях. Западный регион страны состоит из агломераций, поглотивших всю полосу вдоль Рейна.

    Рейнский мегаполис состоит из 30 крупных формаций с населением около 30 млн. человек. При этом плотность населения колеблется от 1000 до 5000 человек на километр квадратный.

    На юге страны находится Мюнхенская агломерация (1,6 млн). Соседствует с ней Нюрнбергская формация (1 млн). На побережье Северного моря есть еще два мегаполиса.

    Промышленность Германии

    Промышленность Германии держится на очень высоком уровне. Готовая продукция, изготавливаемая на предприятиях страны, лидирует на мировых рынках. Самые прогрессивные отрасли:

    1. Автомобилестроение;
    2. Электротехнический сегмент производства;
    3. Общее машиностроение;
    4. Транспортное производство;
    5. Точная механика;
    6. Оптика;
    7. Фармакологическая промышленность;
    8. Общая химическая и парфюмерно-косметологическая сфера производства;
    9. Черная металлургия;
    10. Авиационный сектор;
    11. Судостроение;
    12. Инновационная и коммуникационная техника.

    Для немецкой промышленности характерны глобальные изменения в плане реструктуризации, внедрения новых инновационных программ, уникальных технологических приспособлений, концептуально новых методик и технология работы. Однако ряд отраслей постепенно теряет свою актуальность (к примеру, сталелитейная, текстильная). Это происходит за счет мощной конкуренции со стороны других государств или смены приоритетных направлений в политике государственных структур.

    Машиностроение

    Для машиностроительного сегмента немецкой промышленности характерно диверсифицированное производство. Наиболее развитыми отраслями считаются автомобилестроение, создание производственного оборудования, техники, электроники и вычислительных приборов.

    В Руре сконцентрировано наибольшее количество предприятий, которые заняты производством тяжелой техники и комплектующих к ней, горно-шахтного оборудования, приспособлений для металлургических заводов. В районе Гессен, Бавария и Саар расположились крупнейшие холдинги, создающие автомобильные товары.

    Химическая промышленность

    Предприятия химической промышленности сконцентрированы в долине Рейна, а также в агломерации Рейн-Майн. Германия давно лидирует в данном направлении. Концерны Людвигсхафен, Байер, BASF известны во всем мире.

    Легкая и пищевая промышленность

    (Здание обувной фабрики "Фагус" )

    Германия традиционно считается нетто-импортером продукции, выпускаемой предприятиями легкой промышленности. Основные текстильные группы локализованы в Русском промышленном районе, а также на юго-востоке государства.

    Особое место в стране занимает виноделие. Основной сорт для экспорта - Рислинг (около 20 %). Среди потребителей немецкой продукции стоит отметить британцев и американцев. Регулярно произведенное вино из Германии пополняет прилавки Японии.

    Электротехническая промышленность

    (Здание офиса "Бош" )

    Германия на много лет является крупнейшим экспедитором инновационных приборов и лучшего электронного оборудования. Концерны Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH известны по всему миру.

    В ФРГ активно внедряют всевозможные информационные технологии, которые помогают производить ряд комплектующих и запчастей(кабели, генераторы), а также бытовую технику высочайшего качества.

    Сельское хозяйство Германии

    Несмотря на солидный промышленный потенциал, Германия лидирует среди стран-производителей сельскохозяйственной продукции. Прямые конкуренты - Франция и Италия.

    Основа зернового хозяйства - высокоурожайные сорта пшеницы. Также популярные культуры для выращивания: сахарная свекла, хмель, картофель, рожь, овес, ячмень. Сельское хозяйство базируется на мелких хозяйственных предприятиях и семейном фермерстве.

    Ведущей отраслью является животноводство, на которое приходиться около 65% всего объема. На первом месте стоит именно скотоводство, вторую ступеньку рейтинга занимает свиноводство. Также выращивают бойлеров, занимаются поставкой яиц, говядины, телятины. Но эти предприятия обычно небольшие и располагаются на территориях, которые не отличаются привязкой к каким-либо природным факторам.

    Федеративная Республика Германия занимает ведущее место в мировой экономике. В 2004 году по общему объему ВВП ФРГ занимала третье место, уступая лишь США и Японии. Однако в связи с резким экономическим ростом таких стран как Китай и Индия, в 2007 году Германия стала пятым государством мира по данному показателю. В настоящее время Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности составляет 2,833 триллиона долларов, или 34,400 долларов на душу населения. Примечательно, что в 2007 году рост ВВП Германии составил 2,6%.

    В основу экономического развития Германии положены принципы, сочетающие свободную рыночную экономику и социальную её направленность. Такая экономическая модель позволила Германии высокими темпами перейти от полностью разрушенного войной хозяйства к процветающей экономике, которая производит 30% от общего валового продукта Европы. В последнее десятилетие отмечается неуклонный рост экономических показателей, свидетельствующий о динамичном развитии хозяйственного комплекса страны.

    Германия - высокоразвитая индустриальная держава. При ограниченных сырьевых ресурсах экономика Германии в большой степени ориентирована на экспорт. Определяющим фактором в достижении высокой конкурентоспособности производимой продукции явилось обеспечение её высокого качества. Это позволило Германии стать лидером во внешней торговле Европы и увеличить экспорт до 33% ВВП. Германия вывозит из страны машины, транспортные средства, химикалии, металлы, пищевые продукты и текстиль.

    Особенности экономической системы Германии

    Германская экономика процветает, привлекает большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

    В экономической системе ФРГ можно выделить несколько специфических черт. Во-первых, она организована по принципу так называемой «социальной рыночной экономики», характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Это предполагает рост и дифференциацию предложения на рынке наряду с перераспределением дохода и прибыли в соответствии с личностными достижениями (а значит, высокую мотивацию рабочего класса). Данная модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армакаом в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

    Основные характеристики данной экономической системы таковы: - обеспечение полной занятости населения; - социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство); - частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; - создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); - сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста; - политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк); - свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

    Статистические показатели Германии
    (по состоянию на 2012 год)

    Таким образом, модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование пока более низкого по сравнению с другими странами Евросоюза экономического роста.

    Однако в последнее время Германия испытывает определенные трудности в результате реализации своей модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.

    Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а значит, - стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7.8-8.5 %).

    В конце 2000-го года Германия достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации.

    Во-вторых, особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

    В-третьих, Для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность - основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

    В-четвертых, в силу исторически обусловленных причин наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов. Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индию, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

    Важнейшие отрасли экономики Германии

    Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2003г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

    Промышленность Германии

    Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

    • автомобилестроение;
    • электротехническая промышленность;
    • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
    • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
    • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
    • точная механика и оптика;
    • черная металлургия;
    • авиационная и космическая промышленность;
    • производство информационной и коммуникационной техники.

    В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и – по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, – имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек.

    Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них – общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, электро-технический концерн Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch.

    В последнее время удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970г. и 2001г. снизилась с 51,7% до 23,8%. При этом в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором.

    Машиностроение. Одной из опор западногерманской экономики было и остается чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

    Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре (эти производства в настоящее время испытывают большие трудности в связи с падением спроса на их продукцию на международных рынках).

    Производство легковых и грузовых автомобилей концентрируется в землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария и Саар, причем во многих случаях в каждой из земель доминирует один из автоконцернов. После объединения страны прекратилось производство дешевых и практичных, но сильно загрязняющих окружающую среду восточногерманских автомобилей.

    Западногерманские производители, такие, как «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» быстро наладили выпуск своих автомобилей на территории Восточной Германии. Некоторые крупные западногерманские автомобильные фирмы активно включились в строительство новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. Инвестиции западногерманской автомобильной промышленности в восточных землях составили примерно 7 млрд. марок. После расширения производства в новых землях будут выпускать около 370.000 автомобилей.

    Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Федеративная Республика - третий по величине производитель автомобилей в мире. В 2003 году Германия произвела 5.5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 г., свыше 70% пошли на экспорт. Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние предприятия, 83% из которых - мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Около 68% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения.

    Судостроение, некогда очень мощная отрасль промышленности, почти исчезло на западе, а после объединения и на востоке Германии. Главный центр аэрокосмической промышленности – Мюнхен; важное значение в этом плане имеет также Бремен. Химическая промышленность. Химическая промышленность - важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ФРГ одну из ведущих позиций в мире.

    Еще в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Большинство крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн–Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн «Хёхст»), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн «БАСФ»), на Нижней Эльбе. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют и многочисленные средние фирмы. Большие традиции у химической промышленности и в восточных землях. Ее реструктуризация и приватизация завершены. Цель политических усилий - сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. В среднем в 1999 г. в ней были заняты примерно 31.000 человек. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

    Легкая промышленность. Лёгкая промышленность Германии также довольно высокоразвита. Однако в связи с сокращением рынка сбыта в последнее время, сокращаются темпы роста в данной сфере. На сегодняшний день ФРГ по большей части импортирует продукцию легкой промышленности, в частности текстильной. Традиционными текстильными районами Германии считаются Рурский промышленный район с центрами в Крефельде, Бергешис Ланде, Мюнстерланде, также юго-восточная часть страны - Аугсбург и северо-восток Баварии, и конечно, Берлин.

    Пищевая промышленность базируется на продукции сельского хозяйства. Основными отраслями здесь являются виноделие и пивоварение. В Германии производится около 4000 сортов пива, одна треть общего объема пивоваренной продукции приходится на экспорт.

    Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2005 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше - вина Испании. На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2005 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции. Германские Рейнские и Мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой». Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него.

    Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б?ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

    В 2005 году посадки винограда сорта «рислинг», являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте - рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари принимают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

    Электротехническая промышленность. Германия еще с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как «Сименс», АЭГ, «Телефункен» и «Осрам». Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

    Металлургия. Черная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, ее конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный район концентрации черной металлургии – запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн. тонн чугуна, 40,8 млн. тонн. стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

    Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

    Цветная металлургия, так же как и черная металлугрия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается на побережье. Среди них - Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

    Авиакосмическая промышленность. Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в мобильных системах связи, навигационных системах автомобилей, техническом обеспечении видеоконференций и др. После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2002г. ее оборот составил 15,3 млрд. евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2002г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3%, военного – 23,1%, космической промышленности – 8,6%.

    Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») авиакосмическая промышленность служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

    Энергетика Германии

    Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион - уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5% своих потребностей в источниках энергии. Еще в 1997 году 52% объема собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31% – ядерной энергией, 4% – гидроэнергией, 9% – природным газом и 1% – нефтью. Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

    Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Браденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд. тонн. В 2001 доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2%.

    Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд. тонн. В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73%, к 2001 г. она снизилась до 13%.

    Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5%. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд. кубометров. Доля потребления газа в том же году – 21,5%, причем эта цифра постоянно возрастает.

    Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

    На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1%. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2%.

    Сельское хозяйство Германии

    Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2-3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий.

    Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

    На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительные объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

    Занятость населения Германии

    В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса.

    По состоянию на конец февраля 2005 года, согласно официальным данным, 5,216 млн граждан Германии (12,6 % населения Германии) не имели постоянной работы. Это самый высокий показатель с начала 1930-х - тогда это стало одной из причин прихода к власти нацистов.

    Источник - http://ru.wikipedia.org/