Крым тянет ввп вверх.

Отправить другу


Кто инвестирует в Крым


В составе Украины Республика Крым вместе с Севастополем производила около 3% ВВП. Валовой региональный продукт - ВРП Крыма оценивался в 2013 году в $4,3 млрд. Основные доходы региону приносит многоотраслевая промышленность - 16%, которую представляют более 500 крупных и средних предприятий. Самые известные заводы - Джанкойский машиностроительный, Феодосийский оптический, Керченский судостроительный, Керченский консервный, Крымский содовый, «Крымский титан», а также знаменитый комбинат вин «Массандра» и др. Вклад торговли в ВРП - 13%, строительства и сельского хозяйства - по 10%. Доходы от туризма, как ни парадоксально, дают всего лишь 6% в региональный продукт, несмотря на наличие известных курортов на Черноморском побережье и в зоне степного и горного Крыма - Коктебель и др.

В Крым приезжают ежегодно 5-6 млн организованных и самостоятельных туристов, 40% которых - это отдыхающие из России. С туристической сферой связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли - гостиничный бизнес, розничная торговля, общественное питание, индустрия развлечений. Но эти отрасли полностью подчиняются сезонным «приливам и отливам» туристов. Высокий сезон в Крыму - с конца мая по сентябрь, когда число работающих магазинов, кафе и ресторанов увеличивается на 50%.

По ВРП на душу населения, по уровню средних зарплат и пенсий Крым в составе Украины был одним из самых бедных регионов. При средней по стране зарплате в 3148 гривен; на январь 2014 года, крымчане в среднем получали около 2695 грн, что почти вдвое ниже, чем в соседних российских регионах - в Краснодарском крае - 21,87 тыс. руб., или по курсу на январь - 5500 грн; в Ростовской области - 19,7 тыс. руб., или 4900 грн. Средняя пенсия в Крыму, по данным 2013 года, составляла 1400 грн -примерно 5800 рублей.

Дефицит жизненно необходимых ресурсов
Экономика Крыма имеет как сильные, так и слабые стороны, но в новой ситуации основным критерием становится самодостаточность региона. И в этом отношении полуостров весьма уязвим. Крым получает 90% питьевой воды, 80% потребляемой электроэнергии, 60% товаров первой необходимости из других регионов. В то же время регион хорошо обеспечен собственным продовольствием, а также имеет небольшой экспортный потенциал. Половина экспорта направлялась в страны СНГ - 45%, из этого большая часть в Россию - 29%, а 23% продукции Крыма ранее находило сбыт в ЕС. В СНГ и Россию вывозятся сельскохозяйственные товары - зерновые, животноводческая продукция, эфирно-масличное сырье для косметической промышленности - розовое масло, экстракт лаванды и пр., а в страны Евросоюза - химические и минеральные продукты, в том числе удобрения и титановое сырье. Крупной экспортной статьей в 2013 году были алкогольные и безалкогольные напитки, преимущественно вина, а также виноматериалы, которые закупали Россия, Белоруссия, Китай, Япония, Германия и США.

Крым хорошо обеспечен природным газом. Госпредприятие «Черноморнефтегаз», входящее в структуру «Нафтогаз Украины», ежегодно добывает на шельфе свыше 1,6 млрд куб. м газа, что полностью покрывает внутреннее потребление и даже дает возможность поставлять газ в другие регионы Украины. В то же время нефть и бензин на полуостров нужно завозить извне.

Главные трудности возникают в снабжении питьевой водой и электроэнергией. Крупных рек и пресных озер в Крыму нет, и основная часть воды поступает из Днепра через Северо-Крымский канал. После отделения Крыма поставки воды придется оплачивать.

Другое слабое место - электроснабжение. Собственных источников электрогенерации в Крыму почти нет, за исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, а также устаревших ТЭЦ. Более 1200 МВт мощности составляют поставки по линиям электропередач с основной территории Украины.

Финансовое положение Крыма сильно зависит от межбюджетных перечислений. Собственные налоги и сборы покрывают меньшую часть расходов регионального бюджета, а остальные средства - от 52 до 66% в разные годы обеспечивали поступления из госбюджета Украины. От аренды военно-морской базы ЧМФ России в Севастополе автономия денег напрямую не получала. Вся арендная плата России - это $97 млн в год -поступала в Киев, и уже после перераспределений в госбюджете Севастополю возвращали $6 млн.

Таким образом, без внешних финансовых дотаций, при дефиците жизненно необходимых ресурсов, с сезонным характером ряда профилирующих секторов экономики Крым самостоятельно не выживет, нужна существенная помощь из центра. Официальный среднедушевой доход в Крыму - 1,8 тыс. грн. Это примерно $200, или 7,2 тыс. руб. по текущему курсу. Чтобы поднять экономику Крыма хотя бы до уровня среднероссийского региона по ВРП на душу населения, понадобятся огромные инвестиции.

Кто инвестирует в Крым
До революционных событий на Украине главная здравница страны не была обделена вниманием зарубежных инвесторов, прежде всего российских. За период 2000-2008 годов, перед финансовым кризисом иностранные инвестиции в Крым увеличились в 4,3 раза - со $146 млн до $637,6 млн. Темпы роста ПИИ в регион отставали от средних по стране - за то же время ПИИ на Украину выросли в 9,2 раза. Тем не менее Автономная Республика Крым устойчиво занимала в рассматриваемый период 7-8 место по объемам ПИИ среди 27 регионов страны, ежегодно привлекая примерно 1,8% от общего объема зарубежных инвестиций на Украину.

По количеству привлеченных ПИИ в расчете на душу населения Крым располагался в ранжированном списке только на 11-й позиции. Особенно привлекательным для инвесторов регион стал в период действия закона Украины о свободных экономических зонах - СЭЗ, и территориях приоритетного развития - ТПР, благодаря которому на территории Крыма действовала Северо-Крымская СЭЗ «Сиваш» 1995-2001 и ТПР «Крымская» 1999-2005. Но в конце 2005 года этот закон был отменен, а с ним исчезли и ощутимые налоговые льготы инвесторам, что негативно сказалось на притоке ПИИ в последующие годы. В 2012 году иностранный бизнес вложил в Крым $17,6 млн, а в 2013 году - всего $5,2 млн. Иностранные инвестиции направляли в строительство, аграрный сектор, добывающую и легкую промышленность, сферу операций с недвижимостью.

Накопленные ПИИ в экономику Крыма, поступившие только из России, составляли к сентябрю 2012 года $359,7 млн - 23,4% от всех накопленных прямых инвестиций, а если учитывать инвестиции через офшоры - то около 80%. Деньги традиционно шли в курортный бизнес: строительство пансионатов, отелей, ресторанов.

О своих экономических интересах в Крыму громко заявил Китай, который рассматривает полуостров в качестве одного из узловых пунктов в реализации национальной стратегии «Экономический пояс Шелкового пути», предусматривающей создание новых эффективных торговых маршрутов по суше и морю из Китая в Европу. В декабре 2013 года, во время визита Виктора Януковича в Пекин, на состоявшемся там украино-китайском бизнес-форуме был подписан меморандум о сотрудничестве.

Главное содержание договоренностей - это передача Украиной части территории Крыма - включая Севастополь и западное побережье Китаю для создания так называемой Крымской зоны экономического развития под обещанные инвестиции в $10 млрд. Из них $3 млрд китайцы обещали выделить в первую очередь, под строительство глубоководного грузового порта вблизи Евпатории - пос. Фрунзе, Сакский район. Кроме того, китайцы планировали построить в Крыму новый аэропорт, верфи, НПЗ, терминал для экспорта сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха, вложив в эти проекты $7 млрд. Перспективы этих договоренностей в новой ситуации остаются неясными.

Россия и далее намерена инвестировать в Крым. Минэкономразвития уже предложило крупному бизнесу вложить около $5 млрд - в реконструкцию автодорог, портовых и рекреационно-гостиничных комплексов. Наиболее дорогостоящими могут стать инфраструктурные объекты. К ним относятся проекты реконструкции автодороги «Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь» стоимостью $1,4 млрд, проекты, связанные с портами в Евпатории, Феодосии, Керчи, Ялте -суммарно около $1,8 млрд, а также масштабное строительство транспортного перехода - моста через Керченский пролив, который соединил бы Таманский полуостров с Крымом. Стоимость последнего проекта может варьировать от $1,5 млрд до $3 млрд, в зависимости от того, построят автомобильный мост или автомобильно-железнодорожный двухъярусный переход либо проложат тоннель под проливом - самый дорогостоящий вариант. Важно создать собственную энергетическую базу. Потенциально регион интересен для частных инвесторов, но при условии солидных госгарантий.

Перспективы экономического развития Крыма во многом зависят теперь от того, насколько успешно он будет интегрирован в единое социально-экономическое и правовое пространство России. На государственном уровне для этого предпринимают все необходимые меры. С 1 апреля Республика Крым и Севастополь получают прямое финансирование из федерального бюджета - свыше 13 млрд руб. дотаций на 2014 год. Заявлено, что Крым могут наделить статусом особой экономической зоны по типу Калининградской. Планируется создать корпорацию развития Крыма и принять специальную федеральную целевую программу.

Банки Крыма: новая конфигурация
Включение Крымского полуострова в состав РФ продиктовало необходимость проведения здесь локальной денежной реформы, создания расчетно-платежной системы и, как следствие, решения проблемы закрытия около 1500 филиалов и офисов украинских банков в условиях запрета в РФ функционирования филиалов иностранных кредитных организаций.

Результатом денежной реформы будет утверждение российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Крымского федерального округа. И для этого имеются веские основания. В большинстве случаев реформирование денежного обращения сопряжено с девальвацией национальной валюты, частичной конфискацией сбережений и разного рода ограничениями для обмена денег. Однако история знает и случаи проведения «мягких» денежных реформ, когда деноминация или переход на новую денежную единицу не сопровождались конфискацией денежного имущества и введением ограничений по обмену денег.

Именно такой вариант денежной реформы в настоящее время уже реализуется в Крыму. Постепенное вхождение экономики и домашних хозяйств будет обеспечиваться параллельным хождением российского рубля и украинской гривны в качестве законных платежных средств до 1 января 2016 года. Однако это вовсе не означает отсутствия множества организационных проблем переходного периода, главными из которых являются организация налично-денежного обращения, расчетно-кассовое обслуживание населения, предприятий и организаций, а также обеспечение доступности финансовых услуг.

Переход на расчеты в рублях даже при условии параллельного хождения гривны делает экономику Крыма чувствительной к дефициту наличной валюты, как российской, так и украинской. При его возникновении могут возникнуть угрозы использования денежных суррогатов и даже появления черных рынков наличной валюты. По этим причинам, а также по социально-политическим соображениям налаживание налично-денежного обращения на территории Крыма выступает ключевой задачей первого этапа при проведении денежной реформы. Принимая во внимание богатый опыт ЦБ РФ по организации налично-денежного обращения, а также создание Банка Крыма и Банка Севастополя с возложением на них обязанности проведения бюджетных и социальных платежей, можно полагать, что в сфере наличных денег не возникнет каких-либо проблем.

Несколько сложнее обстоит дело с расчетно-кассовым обслуживанием и платежными сервисами. Если переналадка кассовых аппаратов - это больше техническая задача, то создание эффективной системы рублевых безналичных платежей делает необходимым решение сложного комплекса организационных и экономических задач. Это касается развития сети банкоматов, проведения расчетов посредством платежных карт, перехода на российские стандарты платежно-расчетных отношений и еще множества других аспектов безналичного денежного обращения.

Наряду с использованием для юридических лиц возможностей платежной системы Центрального банка, решению этих задач, прежде всего для населения, будет способствовать развитие филиально-офисных сетей российских коммерческих банков. Вместе с расширением доступности финансовых услуг это ускорит переход к использованию новейших банковских технологий при проведении расчетов. Временные трудности в решении этого круга задач заключаются в том, что согласно действующему законодательству в России запрещено функционирование прямых филиалов иностранных банков. В силу этого филиалы украинских банков на территории Крыма подлежат закрытию. Между тем, по имеющимся оценкам, в Крыму действует примерно 1500 филиалов и офисов коммерческих банков, основная часть которых принадлежит украинским кредитным организациям. Участие российских банков - более 10, включая Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, Альфа-Банк и др., пока остается незначительным.

Указанная проблема имеет несколько дополняющих друг друга вариантов решения. Во-первых, часть филиалов может быть передана дочерним или материнским структурам, действующим в рамках российской юрисдикции. Это касается филиалов тех украинских банков, которые либо имеют дочерний банк в России - к примеру, Райффайзен-банк, либо являются «дочками» российских банков - например, «Петрокоммерц-Украина». Во-вторых, возможен вариант законодательного закрепления переходного периода, в течение которого филиалы украинских банков могут действовать на территории Крыма при условии проведения процедур либо их преобразования в дочерние российские банки, либо продажи бизнеса заинтересованным российским кредитным организациям. В-третьих, проведенные в последние годы изменения нормативно-правовой базы ЦБ РФ способствовали упрощению порядка открытия филиалов и дополнительных офисов коммерческих банков. Жизнь показывает, что расширение их присутствия в южных регионах страны является одной из заметных тенденций в сфере банковской деятельности.

Таков далеко не полный перечень тех законодательных, экономических и организационных задач в банковской сфере, которые предстоит в кратчайшие сроки решить на территории Крыма. Отдельного внимания заслуживает проблема волатильности обменных курсов рубля и гривны на период их параллельного хождения на период до 2016 года.

В советское время экономика полуострова стояла на трех китах — туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота (судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство и т.д.). Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким — по уровню зарплат (253 руб. в 1990 г.) регион уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-востоку страны (где значительная часть занятых работала на крупных металлургических и химических производствах с повышенным уровнем зарплат из-за доплат за вредность производства). А по обеспеченности автомобилями (80 автомобиля на 1 ООО чел.), Крымская область вообще была на втором месте в УССР (на первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехиики).

Распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, на долгие годы остался в «светлом советском прошлом».

Распад СССР негативно отразился и на ситуации в двух других ключевых секторах крымской экономики. Из-за увеличившегося импорта продовольствия и ослабления позиций крымских производителей на российском рынке, выпуск в агропромышленном комплексе к середине 1990-х гг. снизился в 2 раза, а сбор винограда (одна из основных отраслей сельского хозяйства Крыма) упали в 2,5 раза.

Разделение Черноморского флота между Россией и и сокращение военных расходов в обеих странах привело к снижению доходов от обслуживания военных, был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за 5 лет крымская экономика упала в 2 раза, а доходы жителей Крыма, бывшие одними из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в юго-восточных, но и во многих западных регионах. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Так, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 г. составляла 71 долл., в Крыму — лишь 49 долл. (на 30% меньше, при том, что в 1990 г. зарплаты в Крыму были ниже краснодарских лишь на 10%).

С началом экономического бума 2000-х гг. крымская экономика перешла к росту, темпы роста ВРП Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно). Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, относительно низкой стоимостью отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону, на самом деле, привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры и невозможности перейти на современные стандарты оказания услуг в этой сфере.

Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм, По оценкам, министерства курортов Республики Крым в 2013 г. полуостров посетили 5,9 млн чел., из них на организованный туризм пришлось около 1,1 млн чел. (0,9 млн. чел. отдохнули в санаториях, 0,2 млн чел — в гостиничных комплексах). При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из украинских регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты и Турции, а приезжающих россиян и белорусов (обеспечивающие основной поток иностранных туристов), скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис.

Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь т.н. туристический сбор в 2013 г. обеспечил лишь 30 млн руб. налоговых поступлений в бюджет (0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и ). Общие налоговые поступления (включая налог на прибыль, платы за землю и т.д.) от предприятий туристского комплекса оцениваются в 1,2 млрд руб. (примерно 3% от всех доходов бюджета Республики Крым).

Сельское хозяйство региона также как и туристический сектор в 2000-е гг. оказалось в центре роста, но до советских максимумов отрасли ещё очень далеко. В 2013 г. выпуск отрасли был все ещё на 40% ниже уровня 1990 г. Сокращаются не только посевы и сборы зерновых и картофеля (полуостров проигрывает ценовую конкуренцию регионам Западной Украины), но и, например, овощей и винограда.

Поддержку АПК и другим отраслям экономики мог бы оказать бюджет, но он все последние годы оставался глубоко дотационным. Дотации и субсидии из центрального бюджета в последние годы обеспечивали около 40% всех доходов консолидированного бюджета Республики Крым и Севастополя. Однако высокий уровень дотаций связан не со сложной экономической ситуацией в регионе, а с особенностями украинской бюджетной системы, отличающейся высокой централизацией и перераспределением (на государственный бюджет приходится 70-80% доходов и расходов консолидированного бюджета). Основой региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц, акцизы и платежи за землю. Однако из-за высокой доли теневой экономики, собираемость НДФЛ и акцизов относительно невысока.

Низкая бюджетная обеспеченность ведет к тому, что основными расходными статьями бюджетов Республики Крым и Севастополя являются выплата зарплат в бюджетном секторе, субсидий (в т.ч. на услуги ЖКХ), а также социальных выплат (пенсии, пособия). Расходы на экономику в 2-миллионом Крыме составляют лишь 2 млрд руб. в год, в 2012 г. на строительство автодорог было выделено всего 0,3 млрд руб., в 2013 г. капитальные расходы были сокращены в разы, а принятый в марте 2014 г. Министерство финансов Украины план по сокращению госрасходов означает, что, как минимум, в этом году все инфраструктурные проекты с участием государства будут заморожены.

Крымская экономика сейчас находится в сложной, но отнюдь не безнадежной ситуации. Безусловно, для того, чтобы достичь показателей, например, Краснодарского края или Ростовской области потребуется не один год и десятки миллиардов рублей. Однако эти вложения могут окупиться достаточно быстро, а необходимое финансирование не обязательно должно поступать из российского бюджета или от госкомпаний. Вероятно, что приоритетными направлениями для развития Республики Крым и Севастополя в ближайшие годы станут туристический сектор, АПК, инфраструктурные отрасли, и, конечно же, инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение).

По оценкам ИЭФ, необходимый в ближайшие 3 года объем финансирования программы развития Крыма составит 440 млрд руб., при этом порядка 240 млрд руб. (около 170 млрд руб. в отрасли с преимущественно государственным участием) — капиталовложения в отрасли-локомотивы и поддерживающую инфраструктуру, около 200 млрд руб. — на субсидии бюджетному сектору (повышение пенсий и зарплат в образовании и здравоохранении), а также субсидирование повышенных цен на электроэнергию и воду. Если с украинской стороной удастся договориться и поставка воды и электроэнергии будет осуществляться по внутренним украинским ценам, то объем субсидий на 2014-2016 гг. сократится на 50 млрд руб. (к 2020 г. при условии реализации заявленных в электроэнергетике и водоснабжении проектов, объем субсидий снизится до 0,0-1,0 млрд руб.).

К 2020 г. объем финансирования программы развития Крыма может снизится в 1,5 раза, а объем субсидий — в 2 раза благодаря снижению зависимости/отказу от поставок
электроэнергии и воды из Украины, а также росту бюджетной обеспеченности и, как следствие, способности региона финансировать большую часть своих расходов самостоятельно. Разумеется, воздействие внешней среды будет иметь значимое влияние, и итоговые суммы могут оказаться как выше, так и существенно ниже наших оценок.

Большая часть российских регионов проигнорировала рецессию

Экономика Крыма и Севастополя в 2016 году выросла почти на 7% на фоне падения российского ВВП, всего кризис «проигнорировал» 51 регион. А почти самые высокие темпы снижения показала Москва - ее ВРП сократился на 3%

Маяк у порта Ялты, Крым (Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Больше половины российских регионов не заметили прошлогодней рецессии — их валовой региональный продукт (ВРП) вырос, несмотря на падение экономики страны на 0,2%. Как следует из оценки Минэкономразвития по ВРП за 2016 год (официальные данные Росстат публикует с годовой задержкой), оказавшейся в распоряжении РБК, одни из самых высоких темпов роста показали Крым и Севастополь. Разница в динамике ВРП между самым быстрорастущим регионом (Еврейская автономная область) и субъектом с наиболее масштабным падением экономики (Челябинская область) составила 12,7 п.п.

Крым в авангарде

Хотя Севастополь и остается самой маленькой экономикой среди российских регионов с момента присоединения к России — его ВРП в 2016 году составил 36,9 млрд руб., — темпы роста города достигли 6,7% (четвертое место среди всех регионов). Положительную динамику обеспечивает рост промышленности и инвестиций, говорит директор департамента экономики Севастополя Элимдар Ахтемов.

Крым по темпам роста Севастополь опередил — его ВРП вырос на 6,9%. Это восстановительный рост, частично связанный с реализацией ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя, а также с ростом добычи, говорит министр экономического развития Крыма Андрей Мельников. В дальнейшем экономика Крыма должна ускориться до 7-9% в год, ожидает чиновник. Рост инвестиций в Севастополе наравне с модернизацией и развитием строительства обеспечивают как раз бюджетные вливания, в частности федеральная программа, отмечает Ахтемов. В 2016 году объем расходов на ФЦП составил 120 млрд руб. Согласно закону о бюджете, в 2017 году государство потратит на крымскую программу 164,7 млрд руб., а в следующие два года — еще 270,7 млрд руб.

В целом рост наблюдался в 51 субъекте. Экономика некоторых регионов «получила существенную выгоду от бюджетных инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов (например, строительство объектов для чемпионата мира по футболу, дорожное строительство)», говорит ведущий аналитик Moody’s по российским регионам Владлен Кузнецов. «Вместе с тем можно сказать, что в основном бюджетные инвестиции имели определяющее влияние на рост экономики только для регионов с изначально низкой базой экономического развития», — добавляет он.


Статистика — не повод для инвестиций

Первое место по темпам роста экономики занимает Еврейская автономная область (+7,1%), в пятерку лидеров также вошли Ненецкий автономный округ и Мордовия, а в десятку — Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария (см. таблицу). Динамика регионального развития в прошлом году «в большинстве случаев определялась концентрацией экономики этих регионов по секторам», рассуждает Кузнецов: «Регионы, которые сконцентрированы на отраслях, показавших рост, в основном также имели более позитивную динамику». Положительные темпы показали в основном отрасли, ориентированные на экспорт, — в частности, нефтегазовый и химический сектора, — это произошло за счет инвестиционных проектов и увеличения спроса, говорит он. Производству продуктов питания и оборудования для крупных монополий помогли контрсанкции и девальвация рубля, а сельскому хозяйству — господдержка, отмечает Кузнецов, так как благодаря госзаказу выросли оборонный комплекс и инфраструктурное строительство.

Статистика роста в субъектах — это «вишенка на торте» для бизнеса, объясняет вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров: это лишь один из критериев при выборе региона для инвестирования, но далеко не самый главный. Хотя официальные данные по тому же Крыму выглядят оптимистично, компании в первую очередь смотрят на объем и характер вложений со стороны государства и крупного бизнеса, говорит он, и пытаются найти себе применение в существующей схеме. Рост на 7% в условной Еврейской автономной области вряд ли может повлиять на решение бизнеса инвестировать именно в нее, соглашается Назаров.

Москва тянет вниз

По данным Минэкономразвития, ВРП в 2016 году упал в 30 регионах. Но их удельный вес в российской экономике оказался выше, чем у стагнирующих и растущих субъектов, и обеспечил сокращение валового внутреннего продукта на 0,2%. Снижение обеспечено за счет отраслей, ориентированных на внутренний спрос, в частности строительства и торговли, отмечает Кузнецов из Moody"s. Падение этих секторов во многих случаях перевешивало позитивную динамику в регионах, продолжает он, причина — в сокращении реальных доходов населения, которые в прошлом году снизились на 5,9%.

Среди сократившихся региональных экономик — такие крупные промышленные регионы, как Красноярский край, Свердловская и Челябинская области. На предпоследнем месте по падению оказалась Москва — в 2016 году ее ВРП сократился на 3%. Экономика Москвы существенно зависит от сектора услуг, напоминает Кузнецов, правительство Москвы в своем социально-экономическом прогнозе оценивает его долю в 65% (.pdf).


Челябинск (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Факторы, снизившие экономическую активность в России в целом, — дешевая нефть, девальвация рубля, санкции — «оказали прямое воздействие на экономику города Москвы», говорится в прогнозе. Столичные власти ждут, что в 2017 году ВРП останется на том же уровне, что и в прошлом, а в следующие два года вырастет на 1,8 и 1,4% соответственно. Таким образом, Москва опоздает с экономическим ростом на год — Минэкономразвития предсказывает увеличение ВВП России на 2% уже в этом году. При этом департамент экономической политики и развития Москвы вечером в пятницу сообщил РБК, что сделал предварительную оценку ВРП за 2016 год, согласно которой рост столичной экономики составил 0,7%.

Доля ВРП Москвы в российской экономике — 15-17%, говорит Кузнецов, ее снижение «оказало существенный эффект на национальный показатель». С другой стороны, нужно учитывать, что многие всероссийские экономические процессы замыкаются именно на столице — в ней находятся центральные офисы многих компаний, работающих по всей стране, рассуждает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «Влияние взаимное: многое, что происходит в России в целом, формирует московские показатели. Поэтому говорить, что Москва сама по себе тянет Россию вниз, было бы не очень корректно», — резюмирует он.

Впрочем, официальные данные по ВРП «не в полной мере отражают реальное состояние городской экономики», утверждает правительство Москвы в своем прогнозе. Экономическая ситуация в столице «более благополучна», считают власти, и это видно из высокого уровня предпринимательской активности и роста энергопотребления.

Специально для Крым.Реалии

Денег нет. Эта фраза рискует превратиться из сетевого мема в эпитафию на надгробии Российской Федерации в целом и Крыма в частности. Как я писал в апреле в этой статье , экономика «подроссийского» полуострова просела по всем показателям, так что жизнь подорожала более чем на 25% за год. В мае в этой статье показано, как сокращаются дотации из федерального бюджета и подвергается секвестру бюджет крымский. Теперь пришло время оглянуться за пределы полуострова и сравнить его экономические показатели с показателями других регионов Украины и соседней России. Поверьте, увиденное вам не понравится.

Минутка теории

Интегральным показателем развития административной единицы является валовый региональный продукт (ВРП) . Он высчитывается путем сложения стоимости всех товаров и услуг, произведенных в определенном регионе, за вычетом налогов, идущих в центральный бюджет. Чем ВРП больше, тем регион живет лучше, что очевидно. Однако поскольку административные единицы могут сильно отличаться по числу жителей (а именно люди создают прибавочную стоимость регионального продукта), более адекватным для расчетов является показатель ВРП на душу населения. По нему-то мы и будем сравнивать состояние Крыма в 2013 и 2014 годах. Поскольку статистика по ВРП запаздывает в среднем на полтора года, данные по 2015 году нам еще недоступны, но вряд ли они сильно повлияют на картину.

Валовый региональный продукт Крыма в 2004–2014 годах

Валовый региональный продукт АРК и Севастополя устойчиво рос с 2004 по 2008 год, с началом мирового кризиса обвалившись приблизительно до уровня 2006 года, а к последнему «довоенному» году вернувшись на утраченные позиции.

Рассмотрим подробнее год до и после аннексии. Итак, по данным Госкомстата Украины, в 2013 году ВРП на душу населения АРК составлял 22,6 тыс. гривен (или 2756 долл. по тогдашнему среднему курсу), Севастополя – 25,6 тыс. гривен (3122 долл.).

Аннексия Крыма, вопреки обещаниям архитекторов «русской весны», привела регион к экономическому краху. В деталях мы рассматривали этот вопрос раньше, теперь посмотрим на всю картину в целом.

По данным Росстата, ВРП «Республики Крым» в 2014 году составил 73,2 тыс. рублей, а Севастополя – 45,8 тыс. рублей. Первое изменение налицо – «город русской славы», «вернувшись в родную гавань», сдал свои позиции. Оно и неудивительно – никаких доплат за службу в иностранном государстве моряки Черноморского флота больше не получают, туризм и транспорт в городе медленно умирают.

Идем дальше. Курс доллара в России на протяжении 2014 года колебался от 36,2 рублей в январе до 67,8 рублей в «день паники» 18 декабря, однако Центробанк сумел закончить год с показателем в 56,2 рубля за 1 доллар США. Моя методика может вызвать критику профессионалов, но где два экономиста, там три мнения, так что я смело буду считать средний курс доллара в 2014 году по 44,5 рубля.

Таким образом, в 2014 году валовый региональный продукт «Республики Крым» составил 1645 долл., а Севастополя – едва 1030 долл. Оказавшись под российским управлением, экономика полуострова откатилась к показателям 2005 – 2006 года (в 1,7 раза упал ВРП автономии, в 3 раза – Севастополя). Причины, я думаю, понятны всем.

Но и это еще не все.

Из середнячков – в аутсайдеры

Еще один аспект нынешнего положения полуострова – его место относительно других регионов Украины и России. На протяжении 2008-2013 годов Севастополь и Автономная Республика Крым неизменно занимали соответственно 10 и 15 место (из 27) в списке регионов Украины по размеру ВРП на душу населения.

Но для российских рейтингов Крым и Севастополь из крепких середнячков превратились в откровенных аутсайдеров. Судите сами. ВРП на душу населения самой бедной административной единицы Российской Федерации – Чечни – составил в 2014 году 2337 тыс. долл. (104 тыс. рублей при среднем курсе в 44,5 рублей за 1 доллар).

На этом фоне особенно пикантно выглядят обещания, раздаваемые крымчанам перед аннексией, – мол, станете намного богаче, зарплаты будут как в России, уровень жизни вырастет. Что ж, если раньше Крым находился примерно на одном уровне со Львовской областью, а Севастополь – с Одесской, то теперь, согласно российской статистке, для полуострова недостижимыми являются показатели Ингушетии и Чечни. Это однозначный успех.

И напоследок. Поскольку бюджет Крыма на 2/3 состоит из центральных вливаний, а экономика России неуклонно деградирует, ждать расцвета полуострова по объективным причинам не приходится.

И при этом камни с неба, как на грех, совершенно несъедобны.

Андрей Введенский , крымский обозреватель

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

Весной 2015 г. в Крыму прошел опрос жителей о социально-экономическом развитии. Абсолютное большинство респондентов из всех 25 муниципальных образований признали, что ситуация стала лучше – такой ответ дали 42,6% опрошенных, еще 12,2% сказали, что ситуация стала значительно лучше.

И спустя три года после исторического события сравнение экономических показателей развития Крыма украинского и российского периодов подтверждает, что благосостояние жителей увеличилось вместе с расходами на забытые экс-хозяевами региона направления. Экономические итоги трехлетнего пребывания в составе – в этом материале.

Когда Крым вошел в состав России, объем ВРП оценивался в 181 млрд руб., в пересчете на душу населения это 92,4 тыс. руб. Что в 4,1 раза ниже, чем в среднем по российским субъектам, на начало 2014 г. в России этот показатель составлял 376,4 тыс. руб., Крым оказался на предпоследнем месте, обогнав лишь Чечню (88,5 тыс. руб. на человека). Похожая ситуация сложилась и в Севастополе.

Низкий уровень ВРП Крыма обусловлен тремя факторами, объясняли в министерстве экономического развития республики: низким уровнем цен на продукцию, произведенную в Крыму и на , скромными зарплатами и, соответственно, невысоким потреблением в стране; высокой долей теневой экономики, связанной, в первую очередь, с туризмом; и деградацией экономики Крыма в постсоветский период, что отразилось на заметном спаде сельскохозяйственного производства, устаревании туристической инфраструктуры, слабом развитии промышленности.

В 2015 г. ВРП Крыма вырос на 8,5% и составил 248 млрд руб., в пересчете на душу населения — это 131 тыс. руб., ВРП двух новых субъектов составил 256 млрд руб. Концепция развития республики, напомним, предусматривает рост ВРП в пять раз за семь лет. Данных за 2016 г. Росстат еще не опубликовал, но, судя по поступательному увеличению индекса промпроизводства (ИПР) и уровня зарплат, валовой продукт вновь повысится.

ИПР Крыма в 2016 г. увеличился на 4,6% в сравнении с предыдущим годом, тоже довольно успешным – рост тогда составил 12%. В разрезе видов деятельности росли добыча полезных ископаемых (в денежном выражении она принесла региону 10,4 млрд руб., доход увеличился на 41%) и производство и распределение газа, электроэнергии и воды — на 29,4% и 55,8% соответственно (30 млрд руб.).

Однако в обрабатывающих производствах в 2016 г. наметился существенный спад в объемах – на 12,1% к предыдущему году, с одновременным ростом стоимости продукции – до 60,1 млрд руб. В Севастополе, напротив, лучшие результаты показала обработка – плюс 21%, при этом промпроизводство в целом увеличилось на 21,8%.

Добывающая промышленность чувствовала себя хорошо даже в «украинских» 2012-2013 гг., когда наметилась тенденция к замедлению темпов роста промпроизводства, в результате которого в 2013 г. ИПР, по данным Укрстата, составил только 0,8%.

В российском Крыму сырьевая часть ИПР увеличилась благодаря добыче ископаемых для строительной отрасли – объемы выросли сразу на 48%. Так, добыча известняка увеличилась в 1,7 раза и составила 1,2 млн т, гранита, песчаника и прочего камня – на 79,4% (1,2 млн т), гранул каменных, крошки и порошка – на 45,8% (2,2 млн т).

Это объясняется строительным бумом: в 2016 г. сдано 284,9 кв. м жилья в Крыму (плюс 12,8%) и еще 218,5 кв. м — в Севастополе (рост на 8,1%). За счет средств федерального бюджета и бюджета республики построено 13,1 тыс. «квадратов», населением за счет собственных и заемных средств построено 139,8 тыс. кв. м. В целом объем работ по разделу «строительство» за год составил 7,4 млрд руб. – рост на 77% в сопоставимых ценах к 2015 г.

Крым в 2013 г. занимал девятое место среди регионов Украины по объемам строительства и третье – по вводу жилья (661 тыс. кв. м). Выйти на прежние уровни пока мешает заморозка ряда объектов, отсутствие градостроительной документации, сложности с доставкой материалов на полуостров. А применительно к жилищному строительству – еще и отсутствие доступных программ кредитования, за удешевление стоимости ипотечных кредитов раньше отвечали три украинских госбанка: «Ощадный банк Украины», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк».

Первое место по объему выпуска продукции, порядка 60%, в Крыму занимают обрабатывающие производства, основа которых — пищевая, химическая промышленности, машиностроение. По итогам 2013 г. реализовано промпродукции на сумму 89,8 млрд руб., в 2014 г. – только на 68 млрд руб. Устаревшая материально-техническая база предприятий, их экспортоориентированность наряду с низким уровнем товарной диверсификации создали объективные сложности в работе под санкциями.

В 2016 г. рост стало набирать машиностроение – плюс 6,5% от уровня прошлого года, вклад внесли судостроительные предприятия. На «Заливе» идет строительство многофункционального аварийно-спасательного судна и судоремонтные работы.



Завод «Море» заложил малый ракетный корабль проекта 22800 «Шторм», кроме того, строится водолазный катер проекта А-160. В минэкономразвития Крыма отмечают, что на показатели повлияли итоги работы «Краснодарской стрелочной компании» в Керчи, которая выпускает железнодорожную продукцию – промрост составил 188,7%.

Добавим, что год был удачным в целом для керченских предприятий: по данным управления экономического развития, они заработали свыше 6 млрд руб., выручка на треть больше показателей 2015 г.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров отмечает, что подъем в судостроительной отрасли Крыма — самый существенный.

«Последние 20 лет эти заводы занимались, по сути, только ремонтом. Сегодня же идет полноценное кораблестроение, появляются новые заказы, причем не только государственные. Уже сейчас идут переговоры по строительству 16 яхтенных марин на полуострове», — сообщил он.

Увеличение заказа для машиностроительных предприятий Крыма — «Производственного комплекса» (гидравлические и пневматические силовые двигатели), «Завода холодильного оборудования», «Фирмы СЭЛМА» (производство сварочного оборудования), завода «Симферопольсельмаш» (комплектующие изделия для сельхозтехники) — отразилось на индексе производства машин и оборудования – рост на 28,1%.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса Крыма на начало 2017 г. выполняли контракты на сумму более 21 млрд руб. Трудности с поиском заказчиков у производителей электрооборудования и оптики (достаточной загрузки нет на «Федосийском оптическом заводе», симферопольский «Фиолент», изготавливающий корабельную автоматику, полностью загружен, но нуждается в модернизации) и у металлургов, объем продукции которых снизился на 20,7%.

На исполнение трехлетней госпрограммы развития промышленного комплекса Крыма в 2015 г. затрачено 199,7 млн руб., следует из данных минпрома республики, общий объем финансирования до 2017 г. – 1,1 млрд руб. из бюджета и средств инвесторов.

На модернизацию и технологическое перевооружение предприятий в 2015 г. выделено 240,7 млн руб., среди получателей: «Залив» (70 млн руб. в 2015 г. и еще 38 млн руб. в 2016 г. – на реконструкцию цехов), «Феодосийский оптический завод» (10,9 млн руб. при общем плане в 127,2 млн руб.), «Крымский содовый завод» (10,3 млн руб.). По госпрограмме финансируются новые производства: выпуск холодильных ларей на «Заводе холодильного оборудования» и строительство нового цеха на армянском филиале завода «Титановые инвестиции».

По данным Росстата, на сентябрь прошлого года почти 67% крымских компаний (без учета малого и среднего бизнеса) были прибыльными, за отчетный период они заработали 14,9 млрд руб. Убыток, сгенерированный оставшимися компаниями – 4,8 млрд руб. В Севастополе с прибылью работали 65,4% компаний, их финансовый итог за девять месяцев прошлого года — 3,3 млрд руб., на 601 млн руб. в минус ушли убыточные предприятия.

В украинском Крыму по итогам 2013 г. компании получили совокупный чистый убыток в 5,1 млрд гривен (19,9 млрд руб.). С прибылью работала меньшая доля компаний — 63%, их финансовый итог – 2,8 млрд гривен. Убыточные организации ушли в минус более, чем на 8 млрд гривен. Убыток севастопольских предприятий на конец 2013 г. был равен 333 млн гривен (1,3 млрд руб.), с прибылью работало 57% предприятий.

Развиваются организации в основном за счет бюджетных средств (по данным на сентябрь 2016 г., на них приходилось 78,2% инвестиций) и собственных инвестиций. Капвложения в 2016 г. составили 53 млрд руб. (рост на 28,2% год к году), что сопоставимо с «украинским» периодом: в 2013 г. инвестиции составляли 56,2 млрд руб., причем, их объем за год сократился на треть.

Еще одним источником финансирования могли бы быть банковские займы, однако украинские банки в 2014 г. покинули полуостров, а российские финансовые организации не стремятся занять их место. По данным Центробанка РФ, на 1 августа 2014 г. в регионе насчитывалось 12 кредитных организаций, а на начало февраля 2017 г. — лишь три и шесть филиалов банков из других областей, рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Крупные госбанки не идут в Крым из-за санкций, отмечает он.

«Исключение — банк «Россия», который и без того был под санкциями, и ему уже «нечего было терять». Но прочие, менее крупные банки, не уживаются в Крыму и из-за своих «материковых» проблем и из-за слабости инфраструктуры и клиентуры на полуострове. Санкции останавливают и приход компаний других отраслей, которые могли бы стать клиентами и питательной средой для банковского бизнеса.

Поэтому реальное вхождение российских банков в Крым возможно после ослабления западных санкций. Кроме того, банки останавливает и недостаточная транспортная доступность для товаров, продукции, оборудования, что препятствует развитию экономики и банковского сектора, в частности. Положение в данном аспекте может постепенно исправиться после постройки Керченского моста с вводом его в действие в 2018 г. для автотранспорта и в 2019 г. — для поездов», — рассказал эксперт.

По его словам, из-за неразвитости финансового сектора Крым не получает должного стимула экономического развития и сильно зависит от бюджетных потоков из Москвы. Так, в бюджете Крыма на 2017 г. запланировано увеличение трансфертов из центра на 23%, они составят 74,4% всех поступлений в казну региона.

Бюджет Крыма к 2017 г. вырос более, чем в шесть раз, до 135 млрд руб. В 2013 г. доходы бюджета республики составили 4,7 млрд гривен (порядка 19,1 млрд руб.), расходы были незначительно меньше, бюджет был исполнен с профицитом. В 2014 г. бюджет региона стал равен 21,5 млрд руб., в 2016 г. – уже 116,7 млрд руб. Расходы казны при этом исполнены на 131,3 млн руб., разрыв между статьями — 14,5 млрд руб. со знаком минус. Между тем, ставилась задача уже в 2017 г. выйти на бездефицитный бюджет.

Дефицит казны в 3,5 млрд руб. при доходах 21,8 млн руб. и в Севастополе. Большая часть средств – порядка 50 млрд руб. – идет на развитие инфраструктуры, отмечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев, на втором месте по расходам – образование (32 млрд руб.). Это «больные места» региона, на которые не обращала внимание Украина, считает он.

«Развитие Крыма во времена Украины фактически было пущено на самотек. Как таковой четкой стратегии тогда не было: все сводилось к модернизации отраслей за счет собственных средств и перераспределению доходов от нефтегаза. С таким подходом могут достаточно комфортно жить успешные зажиточные регионы, но Крым к таковым не относится. Поэтому низкий уровень практически всех социально-экономических показателей стал вполне закономерным итогом такого подхода», — рассказал он.

Сейчас главный упор в развитии Крыма делается на консервативную модернизацию инфраструктуры, которая даст плоды, в лучшем случае, в среднесрочной перспективе. Никаких срочных мер по оказанию помощи крымским предприятиям не было, даже создание СЭЗ к такой мере отнести нельзя.

Эксперт отмечает, что хорошие результаты дала поддержка сельского хозяйства в объеме 3 млрд руб.: урожайность зерновых выросла почти в два раза с 12-15 до 24,5 ц/га в прошлом году, также и объем производства сельскохозяйственной продукции вырос до 67,9 млрд руб. Однако при росте расходов бюджета в шесть раз увеличение сектора АПК должно быть более существенным, уверен эксперт. «Отчасти это можно объяснить перекосом в сторону мегапроектов, не оставляющих средств на более «бытовое» развитие», — отмечает Исаев.

Власти Крыма и Севастополя также увеличили субсидирование производителей вина и виноградарей — отрасль в постсоветский период была в упадке. В Крыму площадь виноградников достигала в 1990 г. 53,7 тыс. га (еще раньше — до 155 тыс. га), в Севастополе — более 6 га. В 2014 г. плодоносящие виноградники Крыма занимали 14 тыс. га., Севастополя — 4 га. Сейчас в Крыму порядка 14 тыс. га плодоносящих виноградников, в Севастополе около 4 тыс. га. В прошлом году в Севастополе и Крыму заложили по 500 га новых виноградников.

«Сейчас в эту отрасль активно привлекаются инвестиции, закладываются новые виноградники, только в 2016 г. аграрии Севастополя высадили почти 500 га виноградников, возрождаются новые бренды – «Золотая балка», например. А завод «Массандра» выходит на зарубежные рынки и получает предложения о создании совместного производства вина с итальянскими предприятиями. Уже к 2025 г. производство крымских вин увеличится почти на четверть», — отмечает Андрей Назаров.

Пожалуй, самая значительная ложка дегтя – изменение внешнеторгового оборота Крыма. По данным Укрстата, в 2013 г. экспорт Крыма составлял $904,8 млн (в ценах 2013 г.), импорт — $1,1 млрд. Экспорт Севастополя составлял $96,2 млн при импорте $106,9 млн руб. Внешнеторговый оборот республики за 2016 г. составил лишь $114,16 млн. 60,7% товарооборота (или $69,3 млн) приходится на страны дальнего зарубежья, 39,3% ($44,9 млн) на страны СНГ.

Основные объемы торговли в 2016 г. были с Китаем (20,1% внешнеторгового оборота республики), Турцией (7,5%), Италией (7,9%), Швейцарией (5,3%), Индией (4,0%), Испанией (4,1%). Из стран СНГ лидирующие позиции за Белоруссией (14,5%), Украиной (14,4%), Арменией (5,3%), Казахстаном (3,%).

Объем экспорта товаров в 2016 г. составил $47,65 млн, что на 35,3% меньше, чем в 2015 г.

«Основная доля в составе экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства – 27,9%; продукцию химической промышленности – 24,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – 21,6%», – сообщает министерство экономического развития республики.

Импорт в 2016 г. сократился до $66,51 млн, тем не менее сложилось отрицательное сальдо в сумме $18,86 млн.

Большинство респондентов упомянутого ранее социологического опроса назвали главной проблемой совсем не внешнюю торговлю, а низкий уровень доходов граждан (33,1% опрошенных) наряду с высокими ценами на товары (29,9%).

Среднемесячная зарплата крымчанина на конец 2013 г. составляла 3148 украинских гривны, по курсу 2013 г. это порядка 12,3 тыс. руб., в Севастополе – порядка 15,2 тыс. руб. Тогда реальные зарплаты, по данным Укрстата, в Крыму за год увеличились на 10%, в Севастополе – на 8%. В 2016 г. среднемесячная начисленная зарплата в Крыму составила уже 25,2 тыс. руб. и 26,8 тыс. руб. в Севастополе. При этом в то время, как по официальной статистике реальные доходы россиян в 2016 г. снизились на 5,6%, у жителей Крыма они выросли на 8,6%, Севастополя – на 4,1%.

Ликвидировать долги по зарплате перед населением пока не удалось. В декабре 2013 г. долг предприятий перед работниками в Крыму составлял 59,4 млн гривен (230,6 млн руб. по курсу 2013 г.), задолженность в Севастополе составляла 6,4 млн гривен (более 25 млн руб.)

Задолженность по зарплате в Крыму на январь 2017 г. составила 75,7 млн руб., что на 33,8% (38,7 млн руб.) меньше, чем в начале 2016 г., в Севастополе – 27,5 млн руб., при чем здесь за год произошел рост задолженности в 2,6 раза. Численность безработных в обеих территориях снизилась, на конец года в Крыму и Севастополе было 61,7 и 12 тыс. безработных соответственно (6,8% и 6,2% от населения).

За последние три года сделано больше, чем за 25 лет в Украине, заявил глава Крыма Сергей Аксенов на международном «круглом столе» «Крымская весна три года спустя: достижения и перспективы». По словам главы республики, крымчане «забыли украинский период, как страшный сон», и Крым уже стал полноправным российским субъектом. Рано или поздно, это признает и бизнес.

«Какие могут быть ограничения для любой крупной российской компании, хоть государственной, хоть частной формы собственности? Если Крым – российский регион, какие могут быть у кого оправдания? Регион полностью находится в российском законодательном поле, надо просто принимать волевое решение.

Я уверен, что высшее руководство страны, и президент РФ, и председатель Правительства, знают обо всех этих проблемах. Считаю, руководство страны найдет правильный путь выхода из этой ситуации. Это политическое решение, которое при поддержке руководства страны все равно состоится, так или иначе», — заявил он.






Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.