Результаты экономической политики С.Ю. Витте

Общая характеристика экономической политики Александра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считавшие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности» , совершенствования сбора налогов, развития железнодорожного строительства. Итогом их политики был быстрый рост промышленности, особенно тяжёлой, переход к золотому денежному обращению. Из аграрной державы Россия превращалась в аграрно-индустриальную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой экономики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге. В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провёл снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных денежных запасов, он придавал этому более широкое значение: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, привозимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая развитию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.



Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушёл в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране . С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учреждён новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырьё, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности. В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Проведение жёсткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;



Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлёта русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углём и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причём только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добычей и переработкой нефти, а также строительством специальных судов и вагонов-цистерн для её перевозки.

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокатной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко. Говорили, что достаточно было прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, ещё более мощный подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство. Если тяжёлая промышленность была любимым детищем правительства, то сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго-западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-чернозёмных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечернозёмной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарём в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причём около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих условиях серьёзные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжительные дожди - могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 - 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.

Экономическое развитие в годы

правления Александра III

1. Общая характеристика экономической политики Александра III

Александр III назначал на ключевые экономические должности профес-сионалов своего дела:

Н. X. Бунге

И. А. Вышнеградский

С. Ю. Витте

Это были смелые реформаторы, считав-шие необходимым «решительным образом вступить на путь:

  • покровительственной политики отечественной про-мышленности»
  • совершенствования сбора налогов
  • развития железнодорожного строительства

«Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, при-возимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая разви-тию внутреннего производства».

2. Деятельность Н. X. Бунге:

Н. X. Бунге

  • начал постепенную отмену подушной подати.
  • сторонник ускорения экономического развития
  • выступал против прямого финансирования промышленности государством.
  • главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов
  • На первое место ставил реформирование системы сбора налогов:
  • выступил за ослабление налогового обложения крестьян
  • провел снижение выкупных платежей

Н. X. Бунге

  • повы-шались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы.

С целью возмещения потерь государства от этих мер;

  • Были введены косвенные налоги и налоги с доходов
  • Были установлены акцизные сборы на:
  • облагались новыми налогами:
  • городские дома
  • тор-говля
  • промыслы
  • доходы от денежных капиталов

3. Экономическая политика И. А. Вышнеградского.

И. А. Вышнеградский

Министр финансов хотел остаться в своей должности – ничего особенного, должность-то не дворы мести! Но Вышнеградский перед этим много лет потратил на «укрепление рубля», безпрофицитного бюджета, создания таможенных органов, что просто хотел доработать на своём месте, чтобы самому воплотить в жизнь: «золотой рубль»; твёрдые таможенные пошлины для всего экспорта и импорта; и даже разработку мер по «борьбе с пьянством и алкоголизмом»

(В. Курицын «Родственники – переродственники»

Журнал «Однажды» №7 01. 03. 2010

покупательная возможность рубля повысилась.

Главная задача - быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране.

накопление больших запасов денег

ши-рокое участие в сделках на зарубежных биржах

Биржа г. Одесса

  • повышенными сборами теперь облагалось как ввозимое в Россию сырье, так и готовая продукция машиностроения.

В таможенной политике

  • увеличивались пошлины (при Вышнеградском достиг-ли своей высшей точки)
  • В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф.
  • выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных усло-вий для частного предпринимательства.
  • привлечение в Россию иностранных капиталов
  • пересмотр оплаты железнодорожных перевозок
  • введение винной мо-нополии.

4. «Золотое десятилетие» русской промышленности.

председатель Совета министров Российской империи

Сергей Юльевич Витте

Российский государственный деятель

министр финансов России (1892-1903),

председатель комитета министров

Программа С. Ю. Витте

  • - широкое привлечение в страну иностранного капи-тала.
  • проведение жесткой налоговой политики
  • введение государственной мо-нополии на производство и продажу водки;
  • увеличение косвенных на-логов
  • дальнейшее увеличение тамо-женных пошлин, призванное огра-дить развивающуюся русскую про-мышленность от иностранной конку-ренции;
  • проведение денежной реформы с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;
  • В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17.

5. Итоги осуществления экономической программы С.Ю. Витте:

  • промышленное производст-во в стране удвоилось,
  • выпуск продукции тяжелой про-мышленности увеличился в 3 раза.
  • быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с но-выми видами топлива - углем и нефтью.
  • Приток денег из-за рубежа особенно возрос после ус-пешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обес-печившей устойчивость рубля.
  • Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.
  • С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность
  • Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добы-чей и переработкой нефти, а также строительством специ-альных судов и вагонов-цистерн для ее перевозки

основные источники сверхвысоких доходов предпринимателей

передовая техника

новейшие формы крупного производства.

Дешевая рабочая сила

богатство природных ресурсов

Увеличение длины железных дорог в среднем свыше 2,7 тыс. км в год.

начался мощный подъем железно-дорожного строительства.

Начала создаваться единая транспортная сеть страны.

Из аграрной державы Россия

превращалась

в аграрно-индустриальную .

Итоги экономической политики

Золотое десятилетие краеведения

До революции попытки ввести какие-либо нормы по охране памятников наталкивались на право частной собственности. Лишь Строитель­ный устав запрещал снос зданий, возведенных до XVIII в., или ремонт, ведущий к их искажению. Инструкции Археологической комиссии запрещали самовольные раскопки, но они часто не вы­полнялись. Под давлением передовой общественности в начале XX в. в столице и некоторых губерниях были образованы Обще­ства защиты и сохранения памятников искусства и старины. Пе­ред первой мировой войной правительство приступило к подго­товке специального закона об охране памятников, но эта работа была свернута с началом войны.

Несмотря на трудности граждан­ской войны, Советское правительство принимает ряд мер по за­щите исторических памятников.

С 1918 г. начинают создаваться организационные основы ох­раны памятников. Забота об охране памятников была возложена на Наркомат просвещения. Особенно активно действовали Пет­роградская коллегия по делам музеев и охраны памятников ис­кусства и старины при Наркомате просвещения и Комиссия по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В авгу­сте 1918 г. эти органы были преобразованы во Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и ста­рины при Наркомате просвещения.

В декабре 1917 г. был создан Комиссариат исторических имуществ (с 12 апреля 1918 г. он стал называться Наркоматом ху­дожественно-исторических имуществ). Он имел специальную Кол­легию по охране памятников. Позднее этот Наркомат был слит с Наркоматом просвещения. К началу 1922 г. в Наркомпросе было создано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями Академического центра (Главнаука) с Отделом по делам музеев и охраны памятников. В его ведении были Российская академия историиматериальной культуры (ныне Институт археологии АН СССР), Центральные государственные реставрационные мастерские, Центральное бюро краеведения, Музейно-экскурсионные институты в Москве и Петрограде и все музеи. При губернских (областных) отделах народного образова­ния были созданы Комитеты по делам музеев и охраны памят­ников искусства и старины, народного быта и природы с широки­ми правами. Так впервые в истории была создана стройная госу­дарственная система охраны и изучения памятников истории икультуры.

Кроме того, был принят ряд законов об охране конкретных памятников на местах, в том числе и письменных памятников. 1 июля 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет «О реоргани­зации и централизации архивного дела», 17 июля 1918 года - «Об охране библиотек и книгохранилищ», 19 декабря 1918 г. - «Об охране научных ценностей» и др.

В сентябре 1918 г. был принят декрет «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины», а 5 октября 1918 г.- «О реорганизации, приеме на учет и охранение памятников ис­кусства и старины, находящихся во владении частных лиц, об­ществ и учреждений». В декрете говорилось: «1. Произвести пер­вую государственную регистрацию всех монументальных и веще­ственных памятников искусства и старины, как в виде целых со­браний, так и отдельных предметов, в чьем бы обладании они не находились... 3. Никакое отчуждение или переход из одного част­ного или общественного владения в иное, а также перемещение, ремонт, поправка принятых на учет... памятников... и отдельных предметов искусства и старины не могут быть произведены без разрешения Коллегии по делам музеев и охране памятников ис­кусства и старины в Петербурге и Москве».

В течение 5 лет на учет было принято 2350 отдельных памят­ников и 520 усадеб. В 1920 г. были объявлены государственным музеем Троице-Сергиева лавра (г. Загорск), дом Л. Н. Толстого в Москве, и в 1922г. создан Пушкинский заповедник.

В эти годы, наконец, появился общероссийский научно-методический центр краеведческой работы - Центральное бюро краеведения (ЦБК) при Академии наук. Оно было создано в 1921 году на первой Всероссийской краеведческой конференции. Членами ЦБК стали известные ученые того времени: Д.Н.Анучин, Н.Я. Марр, А.Е.Ферсман, П.Г.Смидович и др. Среди первых организаторов советского краеведения были и педагоги А.П. Пинкевич и С.Т. Шацкий.

ЦБК имело на местах свои отделения, областные бюро краеведения. Регулярно издавались краеведческие журналы и сборники. В середине 20-х годов 250 краеведческих организаций имели свои издания.

Многие сегодняшние краеведы называют этот период "Золотым десятилетием советского краеведения". Но есть среди краеведов по этому поводу и сомнения. Так Г.Ф.Гудков и З.И.Гудкова утверждают, что нельзя так называть десятилетие, в котором были закрыты журналы "Русский архив", "Русская старина"" и "Исторический вестник", прекращена деятельность ученых архивных комиссий, многих научных обществ, прекратилось издание "Адрес-календарей" и другого справочного материала по губерниям. А главное, по мнению Г.Ф. и З.И.Гудковых, красный террор, который свирепствовал в это десятилетие по всей стране, не давал возможности полного изучения края и прежде всего истории семей, населявших определенный регион.

Мнения диаметральные. Действительно, после 1917 года задачи краеведения значительно изменились. На первое место было выдвинуто изучение местными силами трудовой деятельности населения края на предмет наилучшего использования всех производительных сил края в интересах его благосостояния и всей страны в целом. Во главу угла поставили изучение производительных сил. И это можно понять. Экономика страны, как уже говорилось, была развалена. И потом, не надо доказывать, что трудовая деятельность - основа основ. Другое дело, что это направление стало развиваться интенсивно в ущерб остальным. Это понимали и многие тогдашние краеведы. Так, против попыток повернуть краеведение в сторону изучения только производства выступил И.М. Гревс (1860-1941), - известный русский ученый, пионер экскурсионного движения в дореволюционной России, а после Октября 1917 года один из самых деятельных участников организации краеведческого движения. Он считал, что главной задачей краеведов является "целекупное"" познание края, создание цельного портрета края, включающего не только естественно-производительные силы и современность, но и всю культуру человека "как самую главную и самую значительную естественную производительную силу", историю края, историю общества. Г.Ф. и З.И.Гудковы правы - были издержки и даже очень большие. Но вместе с тем нельзя не замечать и успехи, о которых уже говорилось и которые во многом определяли развитие краеведения.

С 1923 г. начал выходить журнал «Краеведение», а с 1925 г. - «Известия ЦБК». В 1930 г. они были объединены в журнал «Советское краеведение» (выходил до 1936 г.). Краеведческие журналы и сборники издавались и на местах (Воронеж, Тверь, Вологда, Ростов, Тула и др.). Большую помощь краеведам оказывали созданные в 20-х гг. во многих го­родах комиссии для собирания и изучения материалов по истории революции и РКП (б) (Истпарты).

В 1930 г. краеведение было введено в программы вузов. В 1931 г. создается Общество краеведов-марксистов. В Постанов­лении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. говорилось: «Признать необходимым в учебные программы... истории... ввести... и элемен­ты краеведения СССР».

Растет число краеведческих организаций. Если до Великой Октябрьской социалистической революции в России было 160 крае­ведческих обществ, насчитывавших около 15 тыс. членов, то к концу 1922 г. в стране было 516 краеведческих организаций, в том числе 285 музеев. В 1927 г. было уже 1765 краеведческих об­ществ, 560 музеев, 64 краеведческие исследовательские станции.

Общим недостатком краеведения в 20-30-е гг. было то, что ЦБК и его органы на местах стремились заниматься сразу всем краеведением, не деля его на географическое, историческое и т. п.

В тридцатых годах начался разгром краеведения. Как государственного, так и общественного. Заниматься краеведением в нашей стране стало опасно. Краеведов в эти годы обвиняли во многих гpexax. Их обвинили в попытке организации заговора против Советской власти вместе с академиками-историками С.Ф.Платоновым и Е.В.Тарле, в связях с учеными-экономистами Л.В. Чаяновым и Н.Д.Кондратьевым, объявленными врагами народа, и т.д. Появились работы, в которых совершенно по-новому оценивалось краеведение, как в дореволюционное, так и в советское время. Так, например, в работе Столетова "Введение в советское краеведение" утверждается, что краеведение в дореволюционной России было по существу антинародным, что деятельность "Вольного экономического общества" была реакционной, что краеведы 20-х годов "смазывали буржуазный характер краеведения", что дореволюционное краеведение - это краеведение кулацкое, а в советское время в краеведческих организациях ""окопались" остатки господствующих классов. Оказывается, в этих организациях сплотились наиболее черносотенные, реакционные элементы. Отсюда, по мнению автора, у краеведения 20-х годов было "махровошовинистическое, империалистическое лицо".

Закрывались краеведческие издания. Так, например, решением Башкирского обкома партии от 5 апреля 1932 г., в котором утверждалось, что в статьях ряда журналов, в том числе и в журнале "Краеведение", установлен ряд извращений политики партии троцкистского и нравооппортунистического характера. Из чего следует, что "Краеведение" - журнал аполитичный, который не осветил ни одного конкретного вопроса строительства, довольствовался описанием бытовых черт "башкирского" народа, издание этого журнала было прекращено.

Такие тяжкие обвинения объясняются тем, что краеведческое движение в 30-е г. перестало вписываться в официальную идеологию и политику. Краеведение - это движение с демократическими традициями, движение, дающее знания населению без "руководящих указаний" и минуя официальные каналы. Краеведы всегда были за разнообразие форм хозяйства и не соглашались с унификацией экономики, были за развитие культуры всех народов, населяющих СССР, не соглашались с разрушением памятников истории и культуры, были за сохранение взаимосвязи истории СССР и истории России и не соглашались с утерей населением СССР своих корней, соглашались с идеологизацией всей культурной жизни в стране. Факты, добываемые краеведами, уже никак не подходили для официальной истории. В целом краеведы стали, как говорят сегодня, инакомыслящими. Они не устраивали тот режим, который утвердился в 30-е годы в СССР. Отсюда обвинения, отсюда гонения и репрессии многих краеведов. В 1937 г. было ликвидировано ЦБК, его центральные издания и областные бюро ЦБК.

Краеведение в стране практически остановилось. Была утрачена самая сильная егосторона - массовость. Изучение края стало уделом узкого круга лиц - работников архивов и музеев. Наркомпрос РСФСР, которому после ликвидации ЦБКбыло передано руководство краеведением, пытаясь спасти положение, 25 апреля 1938 г рассылает письмо "О постановке и организации краеведческой работы". В нем говорится о необходимости продолжать работу по изучениюкрая в школах, вузах, культпросвет учреждениях, производственных коллективах под научно-методическим руководством местныхкраеведческих музеев. Но слишком большие были потери, и нужно было время, чтобы оправиться от этих потерь.

Но самое интересное, что вина за разгром общественного краеведения была возложена на Наркомпрос РСФСР и на местные органы власти. 25 мая 1940 г. в "Правде" была опубликована статья "Внимание - краеведению", в которой говорится следующее: "Познать свой край, свой район, его историю, его богатства: знать, что таится в недрах родной земли, познать природу, и не только познать, а научиться лучше использовать ее на благо человеку, на благо социалистическому обществу, - какое благородное и благодарное занятие, какой могучий источник знаний, прекрасное средство воспитания в молодежи наблюдательности, находчивости, инициативы... Имя этому краеведение.

>>Экономическое развитие в годы правления Александра III

§ 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III

Общая характеристика экономической политики Александра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считавшие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности», совершенствования сбора налогов , развития железнодорожного строительства. Итогом их политики был быстрый рост промышленности, особенно тяжелой, переход к золотому денежному обращению. Из аграрной державы Россия превращалась в аграрно-индустриальную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой экономики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге.

В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян , провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных денежных запасов, он придавал этому более широкое значение: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, привозимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая развитию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

Экономическая политика И. А. Вышнеградского .

1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности.

В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;

Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки



Упрочение Российской империи было невозмо жно без мощной эконо- мической базы. Император назначил на ключевые экономичес- кие должности Н.Бун- ге,И.Вышнеградского,С.Ю. Витте.Они стали пок ровительствовать оте- чественной промыш- ленности, совершенствовали налоговою систему, развивали железно- дорожное строительст- во. Аграрный сектор то же втягивался в рыноч ное хозяйство. 1.Характеристика экономической политики. Александр III. Хромолитография.1861.


Основные направления экономической политики в е гг. (р.т.1) 1. Покровительство отечественной промышленности способствовало ограждению её от иностранного капитала (протекционизм) 2. Совершенствование сбора налогов и таможенных пошлин 3. Совершенствование денежной системы с целью укрепления рубля 4. Широкое привлечение иностранного капитала (Витте) 5. Развитие железнодорожного строительства


В мае 1881г.министром фи нансов стал Н.Бунге. Он выступил за ускоренное экономическое развитие без прямого государст- венного финансирования. В результате реформы налогообложения снизились выкупные платежи и началась от- мена подушной подати. В замен были введены ак- цизные сборы на спирт, табак, сахар, нефть, по- высились таможенные пошлины, сократились расходы на сократившу- юся армию. Н.Х.Бунге. () (р.т.2) Н.Х.Бунге


Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге () 1. Издание и выполнение благоприятных для развития экономики законов 2. Реформа системы сбора налогов, ослабление налогового сбора для крестьян (снижение выкупных платежей, отмена подушной подати 3) Увеличение доходов государства за счёт введения косвенных налогов в виде акцизных сборов на водку, табак, сахар, нефть, облагались новыми налогами городские дома, недвижимость 4) Проводил протекционистскую политику, т.е. повышал таможенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы, что способствовало конкурентоспособности отечественных товаров


Н.Бунге ушел в от ставку.Его сменил И. Вышнеградский,поста- вивший цель улучшить финансовое положение страны.Минфин накопил большие денежные запасы и поднимал курс рубля. В 1891г.был введен новый таможенный тариф, по- высивший пошлины на ввозимую технику. Госу дарство начало активно вмешиваться в эконо- мику и привлекать ино- странные кредиты. Н.А.Вышнеградский () Н.А.Вышнеградский.


Основные направления экономической политики И.А. Вышнеградского () 1. Главная задача – быстрое улучшение состояния денежного обращения, покупательной способности рубля 2. Проводил активную протекционистскую политику и выступал за создание максимально благоприятных для отечественного бизнеса условий работы в России (сейчас таможенными сборами облагались не только ввозимое в Россию сырьё, но и продукция машиностроения) 3. Ведение винной монополии 4. Привлечение в Россию иностранного капитала


В 1892 г.министром фина- нсов стал С.Витте. Его программы предусмат- ривала: -жесткая налоговая поли- тика, гос.монополия на винокурение, протекци- онизм, финансовая рефо- рма, введение золотой си стемы рубля, привлече- ние иностранного капи- тала. Эта программа воплотилась после смерти Александра III и вызвала эко номический подъем в 90 г. 4.Экономический подъем 90-х годов. С.Ю.Витте


Основные направления экономической политики С.Ю. Витте (с 1992 года) 1. Жёсткая налоговая политика: тяжёлое налоговое обложение крестьянства, рост косвенных налогов на товары широкого потребления (в первую очередь государственная монополия на водку) – высвобождён необходимый капитал для вложения в промышленное производство и распространение государственных заказов на промышленные предприятия 2. Строгий протекционизм – отечественная промышленность ограждена от иностранной конкуренции.


Основные направления экономической политики С.Ю. Витте (с 1992 года) г. – финансовая реформа: введение системы единого обеспечения рубля золотом – золотой рубль – одна из устойчивых европейских валют, развитие банковского дела, расширение иностранных капиталовложений. 4. Обращение к иностранному капиталу (в виде непосредственных капиталовложений в предприятия или в виде государственных облигационных займов, которые распространялись на европейских рынках ценных бумаг). Наибольший рост иностранных капиталовложений наблюдался в угольной промышленности и металлургии.


На юге быстро развивалась металлургия. Большая часть заводов принадлежала иностранцам.После денежной реформы 1897 г. приток иностранного капитала резко вырос.В 90-е г. началась добыча нефти не Кавказе.На вновь созданных предприятиях использовались передовые технологии при дешевизне рабочей силы это приносило большие прибыли.В 1891 г.началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. «Золотое десятилетие». Какие отрасли развивались. Транссибирская железнодорожная магистраль.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте 1. Быстрые темпы развития. Факты? За 13 лет () существенно увеличилась занятость в промышленности 2. Удвоилась протяжённость железнодорожной сети. Было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что способствовало дальнейшему освоению этого региона. Были проложены новые железные дороги. С 1893 г. - новый железнодорожный бум. К конце столетия Россия вышла на 1-е место в Европе и 2-е место в мире по протяжённости железных дорог. 1)Какую роль играло железнодорожное строительство в дальнейшем промышленном развитии страны? 2) В чём заключалось различие в железнодорожной политике Александра 2 и Александра3? (документ, стр. 222)


Развитие сельского хозяйства после крестьянской реформы () 1. Перечислите характерные черты развития сельского хозяйства 2/2 19 века. 2. Перечислите основные черты, характеризующие помещичье хозяйство 2/2 19 века. 3. Что нового произошло в развитии сельского х-ва в 80-е годы 19 века (р.т.6) 4. В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты? 5. Интенсивным или экстенсивным путём развивалось сельское хозяйство в пореформенный период? Почему очень медленно повышалась урожайность? Вывод: в развитии сельского хозяйства преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма.


Сельское хозяйство разви- валось без государствен ной поддержки. Обнища вшие крестьяне нанима лись к помещикам и ис- пользовали их орудия труда.Капитализм пре- обладал в Прибалтике, Центральном районе и Поволжье.В ряде райо- нов наблюдалось смеше ние двух систем. Север специализировался на технических культу-рах и молоке.Украина и Поволжье - на производ- стве зерна. Сельское хозяйство (р.т.5,6)


К югу от Москвы развивалось мясное животноводство. Посевные площади увеличились на 25%,но уро жайность росла очень медленно,что объяснялось низким уровнем сельскохозяйственной техники применяемой крестьянами. Это приводило к частым бедствиям-в гг. В результате засухи от голода умерло более человек. Сельское хозяйство. Раздача хлеба голодающим Крестьянам(гг.)


Каковы особенности промышленного развития в конце 80-х-90-е годы 1. Быстрые темпы экономического развития, превращение России из аграрной в аграрно-индустриальную страну (за 10-летие промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза) 2. Высокая роль иностранного капитала в развитии промышленности. Почему?


Каковы особенности промышленного развития в конце 80-х-90-е годы 3. Высокая роль государства в развитии промышленности, особенно железнодорожного строительства 4. Но капитализм развивался главным образом в промышленности, а в сельском хозяйстве преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма. Преобладание феодальный черт в сельском хозяйстве тормозило развитие капитализма в сельском х-ве и в целом по стране.