Что такое протекционизм определение кратко. Реальный и расчетный уровень защиты

в международной торговле) - государственная политика поощрения и защиты национальной экономики от иностранной конкуренции. Крайним проявлением П. является более или менее полная изоляция национальной экономики от внешних рынков, иначе автаркия. П. может быть универсальным в отношении всей отечественной экономики или избирательным для отдельных ее отраслей. Исторически отношение отдельных государств к П. менялось в зависимости от национальных интересов. Так, до первой половины 20 в. США в основном проводили протекционистскую политику, а после окончания Второй мировой войны стали флагманом либерализации международной торговли. В современную эпоху преобладания концепции такой либерализации, в особенности в рамках ГАТТ и ВТО, П. признается допустимым при особых обстоятельствах. Между тем практически все государства, в т.ч. и наиболее промышленно развитые, в той или иной мере прибегают к протекционистским мерам. Например, США, страны Европейского союза, будучи принципиальными поборниками либерализации в сфере международной торговли промьшшенными товарами, последовательно осуществляют протекционистскую защиту собственного сельскохозяйственного производства, текстиля, оказания отдельных видов услуг, в т.ч. коммерческих запусков спутников и т д. Правовые средства П. весьма разнообразны: высокие ввозные таможенные пошлины, количественные ограничения импорта, специфические налоги, санитарные, фитосанитарные и иные карантинного характера запрещения, усложнения правил таможенной очистки грузов и пограничного контроля, антидемпинговые процедуры и т.п. Косвенными средствами П. могут быть экспортные премии и субсидии для отечественных экспортеров, налоговые льготы национальным производителям товаров и др. Прямые запрещения экспорта и импорта для отдельных государств, экономическая блокада и иные подобные меры также могут иметь протекционистский эффект. Г.М. Вельяминов

Введение

Что лучше - протекционизм, который дает возможность развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? Проблема свободной торговли и протекционизма - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся к анализу внешней торговли и увидевшие в ней источник обогащения государства, были, тем не менее, страстными поборниками протекционизма -- системы мер, направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили за свободу торговли, стали французские физиократы, которые отрицали какую бы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства нации. Наиболее последовательными защитниками экономического либерализма вообще и международной торговли в частности явились английские классики, не только разработавшие стройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этой области. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходило значительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящее время она является одним из важных элементов международных экономических отношений.

В данное время, наверное, нет более актуальной проблемы для нашей экономики, чем возрождение национального производства, увеличение выпуска современной конкурентоспособной продукции.

Цель работы - рассмотрение современных протекционистских и фритредерских инструментов и методов, преимуществ и недостатков, а так же рассмотрение сравнительной характеристики данных течений.

Протекционистская политика

Внешнеторговый протекционизм, его виды и методы

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1. тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2. нетарифные ограничения.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

Экспортными (они применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут).

Импортные

Транзитные

II. По способу взимания:

Адвалорные (в процентах от цены товара);

Специфические (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара);

Смешанные (товар облагается и первой, и второй пошлинами).

Ш. По характеру:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

Антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств.

IV. По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

V. По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VI. По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Функции таможенных пошлин: протекционистская - функция импортных пошлин; фискальная - экспортные и импортные пошлины приносят доход государству; балансировочная - функция экспортных пошлин, предотвращение нежелательного экспорта товаров.

Тарифная квота - это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенного объема импорта данного вида продукции по сравнению со ставкой для остального объема импорта этой продукции.

Демпинг - нетарифный метод: продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант - продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок. Демпинг бывает:

Спорадическим: иногда фирма продает излишки товара по пониженным ценам;

Умышленный демпинг - снижение цен на некоторое время с целью вытеснения конкурентов;

Постоянный демпинг;

Взаимный демпинг - когда две страны торгуют одним и тем же товаром по заниженным ценам. Страна может вводить антидемпинговые пошлины в целях защиты от демпинга и это также инструмент протекционистской политики. Часто отечественные фирмы провоцируют антидемпинговые расследования для устранения иностранных конкурентов, когда демпинга нет.

Торговое эмбарго - это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго - оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.

К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и "добровольное" ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

"Добровольное" ограничение экспорта (ДОЭ) - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен. Наиболее широко ДОЭ используется в США.

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно - гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие.

Внутренние налоги и сборы - скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.

Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требование национальной безопасности. Например, В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться из правительственных источников за счет государственного бюджета, за счет всевозможных около-правительственных учреждений (банков, фондов и пр.) и за счет самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.

Субсидии - это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели:

1) оказать помощь отечественным производителям в конкурентной борьбе против дешевого импорта

2) более широкое проникновение на экспортные рынки.

В большинстве стран мира проводится государственная политика культурного протекционизма, направленного на защиту национального языка, обычаев, культурно-исторического достояния.

Каждое государство, которое хочет существовать, должно заботиться об экономической составляющей жизни. Одним из самых важных механизмов является протекционизм.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство государства, которое проявляется в том, что внутренний рынок своей страны ограждается от импорта в него иностранных товаров. Также проводится поощрение экспорта путём увеличения конкурентоспособности продукции на внешних рынках. При грамотной политике это выливается в экономический рост.

Но имеет и негатив государственный протекционизм. Его значение в экономике может поменяться на диаметрально противоположное, если бесцеремонно тянуть одеяло на себя, поскольку это вызовет ответные действия со стороны других стран.

Зачем проводится политика протекционизма?

Её задачей является стимулирование развития национальной экономики, а также защита от иностранной конкуренции с помощью нетарифных методов. При усилении процесса мировой глобализации чрезвычайно важной является выработка адекватной политики протекционизма, чтобы увеличить на внутреннем и внешнем рынке. При активных и рациональных действиях государственная политика протекционизма для предприятия позволит эффективно и быстро им адаптироваться к меняющимся условиям развития экономики мира.

Что нам говорит история?

В разные периоды государственные образования постоянно меняли свои направления экономической политики. Они двигались то к то к протекционизму. Правда, ни одна государственная никогда нигде так и не приняла радикальную форму. Так, для абсолютно необходимо чтобы существовало движение товаров, технологий, капитала и труда без каких-либо ограничений. А такое положение дел имеет свои нюансы, из-за которых ничего подобного организовано не было. Поэтому абсолютный государственный протекционизм - это что-то из области фантастики. Сейчас любое правительство регулирует оборот ресурсов в своей стране. Несмотря на то что массовым является декларирование открытости экономики, по сути, так прикрывают довольно хитрый протекционизм государственных экономических интересов.

Дилемма

Значительной теоретической задачей является выбор: что же лучше - протекционизм или свобода торговли. Так, преимущества первого в том, что он позволяет развивать национальную промышленность. Свобода торговли может похвастаться тем, что сравниваются национальные издержки с международными. И конца краю не видно дискуссии про то, что же лучше.

Если рассматривать развитие этой дилеммы, то стоит заметить, что до начала 70-х годов прошлого века страны мира постепенно переходили на поддержку свободы торговли и усиливали либерализацию. Но с того момента фиксируется обратная тенденция. Так, государства отгораживаются от других с помощью изощренных тарифов и различных барьеров, защищая свою экономику от иностранной конкуренции.

Виды защиты

Что же в качестве цели перед собой ставят различные государства, обращаясь в сторону протекционизма? Об особенностях позволяют судить виды защиты. Всего их выделяют два:

  1. Постоянная защита. Используется для огораживания от иностранной конкуренции отраслей, что имеют стратегическое значение для отечественной экономики (сельское хозяйство, военная промышленность), имеет значительную важность в критических ситуациях (например, война).
  2. Временная защита. Используется для того, чтобы огородить отрасти, что были недавно созданы, пока они не станут настолько стабильны, что смогут успешно конкурировать с аналогичными сферами других государств.

Также могут быть приняты соответствующие меры, если торговые партнеры ввели определённые протекционистские ограничения со своей стороны. Явный государственный протекционизм - это такая мера, которая почти всегда влечёт за собой ответную реакцию. Своеобразным выходом может стать пропаганда покупать отечественную продукцию без активации каких-то ограничений.

Формы протекционизма

В каком виде он может существовать? Выделяют четыре формы:

  1. Селективный протекционизм. Подразумевает защиту от конкретного товара/государства.
  2. Отраслевой протекционизм. Сюда относят защиту определённой сферы экономической жизни (к примеру, сельской хозяйство).
  3. Коллективный протекционизм. Под этим понимают взаимную защиту нескольких стран, что объединились в союз.
  4. Скрытый протекционизм. Под ним понимают защиту, во время которой используют не таможенные методы, в том числе и те, что стимулируют отечественного производителя.

Современный протекционизм

Под ним подразумевают нетарифные и таможенно-тарифные ограничения. Основной задачей правительства в сфере международной торговли является помощь экспортерам в продаже продукции на внешних рынках путём увеличения их конкурентоспособности, а также ограничение импорта с использованием средств уменьшения привлекательности зарубежных товаров на территории страны. При этом большая часть методов регулирования занимается тем, что регулирует импорт. Остальные форсируют экспорт.

Говоря про тарифные ограничения, следует сказать, что существуют только и квоты. Это всё, что к мерам государственного протекционизма относится и никем не прячется. Все они ориентированы на то, чтобы регулировать импорт. Но к мерам государственного протекционизма относится и нетарифное ограничение. Под ним понимают квотирование, лицензирование, государственные закупки, различные требования по присутствию местных компонентов, технические сборы, налоги и сборы для нерезидентов, демпинг, субсидирование и кредитование экспорта. Это под собой подразумевают меры государственного протекционизма. Относится к ним и ещё ряд меньших по важности составляющих, но ввиду редкости применения и специфичности, они будут опущены в рамках данной статьи. Кстати, можно сказать, что к мерам государственного протекционизма относится и введение санкций по отношению к другим странам. Но это специфический вопрос, единого мнения по которому пока нет.

Государственный протекционизм в России: текущее положение дел и перспективы развития

По таможенно-тарифному регулированию следует отметить, что осуществляется внедрение новых технологий, что позволяют совершать улучшенное администрирование и отслеживание положения дел. На нетарифном поле происходит расширение использования специфичных методов в рамках управления. При этом существует ориентация на экспорт высокотехнологичных услуг, товаров и технологий.

В долгосрочной перспективе важным является инновационное развитие. Особенно его значение растёт при постепенном исчерпании потенциала эффективности других факторов. должна предполагать создание условий, при которых будет расти развивающаяся активность и доля инвестиций, что направлена на внедрение продуктов и технологических процессов нового качества. В конечном результате это будет иметь исключительное значение в вопросе повышение качества жизни населения.

Важной для удовлетворения потребностей людей является поддержка малого и среднего бизнеса. Здесь можно работать на снижение количества административных барьеров, упрощение документальных процессов (регистрация и закрытие предприятия), сокращения перечня видов деятельности, что требуют лицензии. В конечном итоге, необходимо стремится формировать инвестиционно-привлекательную среду. Не в последнюю очередь путём снижения совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Пока же нельзя сказать, что этот аспект к мерам государственного протекционизма относится.

франц. protectionnisme, от лат. protectio - защита, покровительство) - часть гос. экономич. политики, направленная на обеспечение преобладания своей пром-сти на внутр. рынке посредством ее ограждения от иностр. конкуренции тамож. пошлинами, а также на поощрение экспорта пром. товаров. Характер П. и соответственно средства тамож. политики (запрещение ввоза, высота пошлин, тарифные соглашения, торг. договоры и т. д.) изменялись в зависимости от общей экономич. политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления и зарождения капиталистич. отношений П. являлся составной частью политики меркантилизма, не ограничивавшегося одной тамож. защитой возникающей капиталистич. пром-сти, но практиковавшего многообразные формы ее поддержки. П. носил нередко запретительный характер (полное запрещение ввоза определ. товаров, высокие ввозные пошлины). П. широкое распространение имел во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австр. монархии, многих герм. гос-вах и др. (в России - впервые при Петре I). Высокая тамож. охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной пром-сти. Под знаком П. наполеоновская Франция вела экономич. борьбу с Англией (см. Континентальная блокада, 1806-14). Для эпохи домонополистич. капитализма характерен "защитный" П. в большинстве стран Зап. Европы и США, направленный на охрану нац. пром-сти от более развитой пром-сти Англии, проводившей (с 40-х гг. 19 в.) политику "свободы торговли" (см. Фритредеры). С обоснованием политики П. в рамках нац. х-ва выступил нем. экономист Ф. Лист (1789-1846). Для периода перерастания "свободного" капитализма в монополистич. становится характерным "наступательный" П., направленный на завоевание внеш. рынков (герм. тамож. тариф 1879, изд. Бисмарком, амер. Мак-Кинли тариф 1890). Он остается характерным для империалистич. политики последующего времени и служит средством конкурентной борьбы на мировом капиталистическом рынке, средством закабаления экономически слаборазвитых стран. П. ряда стран (России, Японии) и в этот период оставался "защитным". Во время мирового агр. кризиса конца 19 в. возникает (сначала в Германии) агр. П. для защиты от конкуренции дешевого хлеба из США, Канады и др. В период между двумя мировыми войнами наступательный П. становится частью гос.-монополистич. регулирования внеш. торговли. В совр. условиях крупнейшие монополии уже не являются сторонниками П. в рамках "нац. х-ва". Одни из них, прежде всего монополии наиболее мощной державы - США, вообще выступают под лозунгом "свободной торговли" в глобальных масштабах (в рамках т. н. Генерального соглашения о тарифах и торговле - ГАТТ, охватывавшего к нач. 1967 84 страны, ведутся переговоры о снижении тамож. тарифов); другие выступают за региональную "интеграцию" ("Общий рынок", Европ. ассоциация свободной торговли), добиваясь уничтожения нац. тамож. пошлин на отдельных участках мирового капиталистич. рынка, чтобы утвердить новую форму сверхпротекционизма, воздвигнув общие тамож. барьеры вокруг региональных рынков. Этот сверхпротекционизм опирается на гос.-монополистич. регулирование мировой экономики междунар. картелями. К П. на базе нац. рынка в империалистич. странах тяготеет гл. обр. немонополистич. буржуазия. К средствам "защитного" П. прибегают в современных условиях для защиты своей промышленности от разрушительной империалистической конкуренции молодые суверенные государства, стремящиеся развить свою национальную экономику. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 24, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., (М.-Л.), 1947, с. 120-21, 131-33, 135-38; Лист P., Нац. система политич. экономии, пер. с нем., СПБ, 1891; Кулишер И. М., История экономич. быта Зап. Европы, (8 доп. изд. 1, т. 1-2, М.-Л., 1931; Милейковский А. Г., Междунар. разделение труда и бурж. политич. экономия, в кн.: Бурж. политич. экономия о проблемах совр. капитализма, M., 1965. И. Ф. Гиндин. Москва.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, что бы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В области внешней торговли государственная политика России в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства (свободной торговлей). Смена курса происходила раз в пять--десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века -- протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины -- от 15 до 200% и более.

XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества -- как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества -- страна, почти половина населения, которой была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной.

В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности -- текстильная и пищевая.

Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве. В конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, которые носили неравномерный характер (подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами), но при этом по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это:

* таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;

* нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.

Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции -- дерегулирование и pocт протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагались на ценовые и рыночные механизмы.

Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия в развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся стран -- остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф -- 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно до 7% всего объема импорта ведущих стран.

Современный протекционизм во внешней торговле сосредоточивается в относительно узких областях, чувствительных для предпринимательства и занятости в развитых странах. В отношениях с другими развитыми странами он используется в торговле продукцией сельского хозяйства, текстилем, одеждой, черными металлами. В торговле развитых с развивающимися странами он охватывает и другие товары обрабатывающей промышленности.