Национальный состав, владение языками, гражданство. Группировка городских поселений

Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года

Численность постоянного населœения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек, из них 106,4 млн. человек (или 73%) являются городскими жителями, а 38,8 млн. человек (или 27%) проживают в сельской местности.

Россия занимаетседьмое место в мире по численности населœения после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек).

По сравнению с переписью населœения 1989 ᴦ. численность населœения уменьшилась на 1,8 млн. человек, в т.ч. проживающих в городских посœелœениях - на 1,6 млн. человек, в сельской местности - на 0,2 млн. человек.

В России, как и в большинстве развитых стран мира, прекратился процесс урбанизации -соотношение городских и сельских жителœей сохранилось на уровне переписи 1989 ᴦ.

Почти пятая часть населœения страны проживает в 13 городах - "миллионниках": Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.Численность крупнейших мегаполисов России составила: Москвы - 10,4 млн. человек, Санкт-Петербурга - 4,7 млн. человек. Столица Российской Федерации по численности жителœей входит в число двадцати самых крупных городов мира.

Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населœения, превышающую 1 млн. человек. Наиболее многочисленны русские - 116 млн. человек (80% жителœей страны). Около 1,5 млн. человек не указали свою национальную принадлежность.

Переписью учтено 67, 6 миллионов мужчин и 77,6 миллионов женщин, на 1000 мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 ᴦ. - 1140). Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается начиная с 33-летнего возраста.

Как и для большинства европейских стран для России характерно старение населœения. По сравнению с переписью 1989 ᴦ. средний возраст жителœей страны увеличился на 3 года и составил 37,7 лет.

Численность населœения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн. человек (или 61%), моложе трудоспособного возраста - 26,3 млн. человек (или 18%) и старше трудоспособного возраста - 29,8 млн. человек (или 21%).

Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1989 ᴦ.- 36 млн.). Из общего числа супружеских пар 3 млн. состояли в незарегистрированном браке.

Традиционно число женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в браке мужчин (в 2002 ᴦ. - на 65 тыс. человек, в 1989 ᴦ. - на 28 тыс. человек).

Вырос образовательный уровень населœения Российской Федерации. Из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основное общее и выше (в 1989 ᴦ.- 806). Их численность составила 109,4 млн.человек и увеличилась за межпереписной период на 20%. В полтора раза возросла численность лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имели 369 тыс. человек. Впервые удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у мужчин.

Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более, занятых в экономике, 95% являлись работающими по найму, примерно 1,5% - работодатели, привлекающие для осуществления своей деятельности наемных работников, и около 3% - индивидуальные предприниматели.

В качестве источника средств к существованию 62 млн.человек указали доход от трудовой деятельности, 18 млн. - личное подсобное хозяйство. Численность лиц, у которых сбережения и доход от ценных бумаг является источником средств к существованию составила 0,3 млн. человек, доход от сдачи внаем или в аренду имущества - 0,2 млн. Для 58,5 млн. человек источниками средств существования были стипендия, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособия (за исключением пособия по безработице), а также государственное обеспечение. Пособие по безработице получали 1,2 млн. человек.

Почти треть населœения (43,5 млн. человек) являются иждивенцами отдельных лиц. Подавляющая часть иждивенцев (свыше 80%) - дети и молодежь до 25 лет.

Из перечисленных итогов впервые в результате прошедшей переписи получена информация о гражданстве; незарегистрированных брачных союзах; населœении, имеющем послевузовское образование; статусе населœения в занятости; населœении, указавшем источники средств к существованию - сбережения и доход от ценных бумаг, а также от сдачи внаем или в аренду имущества.

При этом не реализовано изучение брачной истории (даты вступления в брак и прекращения каждого брака) и более детальное изучение рождаемости (дата рождения каждого ребенка, пол, в случае если умер, то когда, сколько детей еще хотели бы иметь).

Всероссийская перепись населœения 2010 года пройдёт в октябре 2010 года. Подготовка к проведению переписи начата в 2007 году. Учёт будет проводиться также как и в 2002 году по постоянному месту жительства, в качестве единицы наблюдения также будет домохозяйство. Перепись будет проводиться вновь методом опроса. В октябре 2008 ᴦ. в Хабаровске, Санкт-Петербурге и Балашихе МО состоялась пробная перепись методом саморасчёта, охватившая около 300 тыс. человек.

В новых опросных листах останутся вопросы, которые были ранее – для возможности оценки изменений. При этом будут расширены блоки, которые затрагивают такие важные аспекты, как трудовая миграция населœения, занятость, демография в плане семейно-брачных отношений и жилищные условия граждан. В переписи 2002 года не было вопросов по вторичной занятости, что будет включено в 2010 ᴦ. Расширенные вопросы выявят структуру доходов населœения. В блоках миграции статистики постараются выявить точную картину маятника трудовой миграции, в плане демографии будут учитывать не только нынешнее семейное положение граждан и количество уже имеющихся детей, а также желание завести еще.

Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года" 2017, 2018.

1. Введение
2. Экскурс в историю
2.1. Начало учета населения
2.2. «Писцовые книги» XIV-XVIвв.
2.3. Ревизские сказки Петра I
3. Подготовка, проведение и некоторые качественные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года
3.1. Финансирование ВПН-2002
3.2. Подготовка к переписи и утверждение вопросника ВПН-2002
4. Методологические особенности переписи 2002 года
5. Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе
6. Вывод
7. Источники информации
ВВЕДЕНИЕ.
Все Россияне слышали слоган Всероссийской переписи населения 2002 года (ВПН 2002) - "Впиши себя в историю России". Что это значит, знает каждый от мал до велик: «придет переписчик и задаст вам вопросы, ответы на которые помогут президенту и нашему правительству руководить государством».
Но можно ли говорить о какой-то конкретной помощи, когда наверняка у всех и у каждого из нас есть сомнения о точностях данной переписи? Давая ответы, каждый гражданин несет определенную ответственность, т.к. как будет ниже разъяснено, многие из нас «приложили руку» к тому, чтобы были причины усомниться в достоверности и эффективности ВПН 2002. Почему же такое явление, как «дача ложных показаний» имеет место быть? На мой взгляд, хотя бы потому, что не каждый знает, что от результатов переписи зависят объемы финансирования государства.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
НАЧАЛО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ
На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был похозяйственным: подсчитывались для обложения данью дома, или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами относиться к 1245 году. Вслед за ней было произведено еще три переписи, примерно, через 14 лет каждая. Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «с дыма», «с плуга» и т.д.) отражался на характере собираемых сведений. Переписи не были всеобщими, так как они не включали часть населения, освобожденную от обложения. Летописи древнейшего периода подчеркивают, что хотя татары и «изочтоша всю русскую землю», однако «не чтоша попов, черицев и кто служил святым церквам», т.е. ту привилегированную категорию населения, которая была освобождена от взимания дани.
Необходимость превращения похозяйственных записей в юридический документ обуславливала собой правильность записей, подтверждением со стороны облагаемого дома-хозяйства. Далеко не всегда в «числах» правильно воспроизводились элементы хозяйства и по признанию летописца, «творяху бо себе бояре добро, а меньшим бе зло», что вызывало протесты облагаемых и необходимость повторных описаний.
«ПИСЦОВЫЕ КНИГИ» XIV – XVI вв.
В России в XIV - XVI веках имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах. Значение писцовых книг, как документов, на основе которых производиться обложение, усиливается, но они начинают носить характер поземельных описей.
Охват явлений хозяйственной жизни был очень широк – от сведений о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Тем не менее писцовые описания все же не были учетами населения. В ходе их выявлялись только владельцы дворов.
Данные поземельных описей могли служить лишь временными источниками определения обложения. Торговые и промысловые занятия оставались при такой системе без обложения, что было не выгодно государственному фиску и обуславливало необходимость отыскивания новых единиц обложения. Такой единицей стал двор.
Писцовые книги занимают почетное место в ряду предшественников современной статистики. В них можно найти массу интереснейших сведений о хозяйстве России того времени. Конечно, данные их плохо систематизированы. Необычна и форма изложения: абзацы распространяются на несколько страниц, вызывая желание остановится и передохнуть.
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ ПЕТРА I
26 ноября 1718 года Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола...". Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии".
С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями". До отмены крепостного права прошло десять ревизий (1718, 1742, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1856). Они давали очень неточные сведения о населении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только "приписных" из податных сословий - людей, числившихся в списках для уплаты подати налога. По этой же причине они тянулись очень долго: помещики не торопились делиться с государством трудом податного населения и задерживали подачу ревизских "сказок".
В 1722 году насчитали по сказкам 5 миллионов душ. Тогда приступили к исполнению 2-го пункта указа 26 ноября, "к раскладке войска на землю", к расписанию полков по душам, которые должны были их содержать. Раскладчиками посланы были в 10 переписанных губерний 10 генералов и полковников с бригадиром. Полки предположено было разместить на "вечные квартиры" поротно, особыми слободами, не расставляя их по крестьянским дворам, для предупреждения ссор хозяев с постояльцами. Раскладчик должен был созвать дворян своего округа и уговорить их построить эти слободы с ротными дворами для офицеров и с полковыми для штаба. Новая беда: раскладчикам велено было предварительно проверить душевые сказки. Это была вторичная ревизия сказок, и она открыла огромную утайку душ, доходившую в иных местах до половины наличных душ. Первоначально сосчитанной сказочной цифрой в 5 миллионов стало нельзя руководствоваться при разверстке полков по душам.
В 1722 г. велено было писать в подушный оклад живших при церквах сыновей, внучат, племянников и прочих свойственников, "прежде бывших и ныне при церквах не служащих попов, дьяконов, дьячков и пономарей", прикрепляя их ни за что ни про что к владельцам, на землях которых те церкви стояли. А где погосты "особь стоят", не на владельческой земле, таких церковников приписывать к прихожанам, к кому они походят, - на каких условиях, указ не поясняет.
Подготовка, проведение и некоторые качественные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВПН 2002.
Непосредственное финансирование ВПН-2002 началось в 2001 году. Общие затраты бюджета на 2001-2003 гг. планировались, по разным сведениям, в объеме от 4,0 до 4,2 млрд. рублей: в 2001 году большая часть средств предназначалась на создание материальной базы переписи, в 2002 - на оплату труда переписчиков, а в 2003 году - на обработку данных. Таким образом, средние расходы на одного переписываемого закладывались в размере около 1 доллара на душу.
Позднее, государство немного "накинуло", так что общие затраты на перепись составили порядка 180 миллионов долларов, или, в пересчете на душу населения, - 1,3 доллара (ср. с 32 долларами в США).
Скромность и ограниченность бюджета ВПН-2002 не позволила совершить качественный переход с метода непосредственного опроса населения счетчиками на распространенные в развитых странах методы саморегистрации и сбора данных по почте или даже по Интернету; отразилось это, конечно, и на программе переписи. С самого начала было ясно, что удовлетворить все возлагаемые на перепись надежды и потребности, - особенно со стороны науки, - и на этот раз не удастся.
ПОДГОТОВКА К ПЕРЕПИСИ И УТВЕРЖДЕНИЕ ВОПРОСНИКА ВПН 2002.
Постановление о проведении ВПН-2002 и о формировании соответствующей Госкомиссии за №1064 было подписано В.В.Путиным 22.09.1999 г.
На своем первом же заседании, состоявшемся 14.03.2000 г. и посвященном рассмотрению выдвинутого Госкомстатом Законопроекта о переписи, Комиссия пришла к выводу, что в условиях добровольности участия в переписи проводить ее бессмысленно, поскольку любая группа лиц в таком случае сможет легитимно ее проигнорировать и просто-напросто сорвать. Госкомстату был дан еще один месяц на доработку соответствующего Закона.
27.03. 2000 г. Госкомстат между тем утвердил первый вариант вопросника ВПН-2002. Всего в программу переписи вошло 22 основных позиции, 14 из них задавались всем постоянным жителям, а еще 8 - в каждом четвертом домохозяйстве. Для лиц, находящихся на территории России временно, была предусмотрена сокращенная программа - всего из 7 вопросов.
Наконец, 27 декабря 2001 года после многочисленных согласований Закон "О Всероссийской переписи населения" за № 8-Ф был принят Госдумой и 25.01.2002 г. подписан президентом В.Путиным. Так была создана первая законодательная база для проведения первой и всех последующих переписей в постсоветской России.
Однако принципиальные для появления законы моменты в окончательной его редакции были сформулированы весьма неутешительным образом: "ВПН проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища…Участие в ВПН является общественной обязанностью человека и гражданина".
Тем самым свое главное назначение - практически разрешить конкретную дилемму всеобщности переписи и ее добровольности - Закон так и не выполнил. В словесном сочетании с ни к чему не обязывающей "общественной обязанностью человека и гражданина", принцип добровольности перекочевал и в Закон. Отсутствие же "правовой ответственности" в законе не прописано, и это, безусловно, сказалось на ходе проведении переписи.
Приготовления к переписи заметно активизировались весной 2002 года: 12.04.02г. Касьянов подписал 3 постановления о ВПН-2002: №231 - о ее проведении в октябре, №232 - о создании Комиссий по организации проведения переписи в федеральных округах, возглавляемых двумя сопредседателями - заместителем полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе и заместителем председателя Государственного комитета РФ по статистике, №233 - о порядке определения степени защиты переписных листов и иных документов переписи.
18 апреля, выступая перед Федеральным Собранием РФ, В.В. Путин счел уместным напомнить, что "…повсеместное и качественное проведение переписи крайне необходимо стране. Принятие обоснованных управленческих решений невозможно без реального понимания ситуации, информации о составе населения… Считаю организацию проведения переписи одной из первоочередных задач и прошу все уровни власти принять активное участие в ее подготовке, а граждан нашей страны отнестись к проведению переписи с пониманием государственной значимости этого мероприятия".
В то же время по целому ряду вопросов программы ВПН-2002 все еще не было единства, как не было и окончательной их редакции. И тогда чиновники из Правового управления Администрации президента сказали свое веское, но довольно некомпетентное слово. Еще 20 апреля в вопросник были внесены роковые коррективы, после чего в тот же день вопросник был утвержден распоряжением Правительства РФ №537-р за подписью М.М. Касьянова и даже разослан Госкомстатом в регионы.
Сделано это было без всякого согласования с Государственной комиссией по проведению Всероссийской переписи населения. Ее заседание состоялось 28 апреля. Выступая на ней, В.В. Путин подчеркнул: "Данные переписи населения нужны не для бюрократии, они нужны… для выверенных государственных шагов в здравоохранении и образовании, в поддержке материнства и детства. Мы сможем более четко проводить региональную и национальную политику государства, полнее учитывать особенности территорий, полнее учитывать их при составлении государственных программ. По итогам переписи мы получим важнейшую информацию для формирования современной экономической политики государства".
Но, говоря о переписи как о федеральном информационном ресурсе, президент, по справедливому замечанию В.А. Тишкова, явно не имел в виду среди ее "заказчиков" ни само переписываемое российское общество, ни независимую науку.
Кстати, на том же заседании Комиссии А.П. Починок заговорил об анонимности как о высшей форме обеспечения конфиденциальности, после чего ответственные за перепись правительственные чиновники - не встретив протеста со стороны Госкомстата - изъяли из вопросника указания имени и фамилии опрашиваемого.
После заседания Комиссии уже ничто не препятствовало тиражированию переписных листов, и это заставило А.Г. Вишневского и В.А. Тишкова 29 апреля обратиться к В.В.Путину с совместным письмом. В нем с тревогой и аргументировано оспаривались те контрпродуктивные корректуры, что были приняты Комиссией накануне: вопросы о родном языке, об анонимности переписного листа, об устранении термина "домохозяйство" и о категории "разведен".
Методологические особенности переписи 2002 года
С методологической точки зрения ВПН-2002 заметно отличалась от предыдущих переписей целым рядом особенностей и новшеств.
Необычным и скорее неудачным был выбор октября в качестве срока проведения переписи. Ранее все переписи проводились зимой, т.к. большинство населения находится дома, в связи с новогодними праздниками. А осенью многие ещё уезжают или все ещё в отпусках, где нормальному человеку точно не до переписи.
Но, пожалуй, главным отличием явился отказ от учета наличного населения. Продиктованный скорее всего малым бюджетом (экономия на переписывании на транспорте, в гостиницах, больницах и т.д.), он был удобен и в ряде других отношений и для благовидности был освящен авторитетом Научно-методического совета Госкомстата России.
Учету в ВНП-2002 подлежало одно лишь постоянное население, причем критерием постоянности являлась продолжительность проживания на данном месте не менее чем в один год.
Другим радикальным новшеством, впрочем, отвечающим международным рекомендациям статистиков, было то, что впервые после 1897 года в качестве единицы наблюдения выступала не семья, а домохозяйство.
Серьезнейшей новацией стала уже упоминавшаяся анонимность переписных листов.
Из окончательной программы ВПН-2002 выпали такие важные вопросы как "профессия" или позиционирование на рынке труда (являетесь ли вы наемным работником или работодателем). Осталось лишь деление населения на трудящихся и всех прочих, то есть иждивенцев, студентов, пенсионеров, инвалидов.
Не был задан россиянам и вопрос о вероисповедовании, не задававшийся им с 1897 года. Интересно, что исключение этого вопроса из программы произошло под нажимом… самих конфессий, а стало быть - Русской Православной Церкви, имевшей, какие-то основания опасаться результатов такого вневедомственного учета своей и чужой паствы, в особенности, чужой (да еще атеистов).
Предметом жарких дискуссий и даже интриг стал принцип "добровольно-выборной" этнической самоидентификации, вплоть до самоназваний, что открыло путь для весьма значительных корректив в итоговой этнической структуре России.
Иные, особенно молодежь, не утруждали себя "общественной обязанностью" и превращали перепись в своего рода хэппенинг, записываясь в графе национальность "нерусскими", скифами, как 30 человек в Ростове-на-Дону, или, как группа пермских подростков из числа поклонников произведений Д.Р. Толкиена, - хоббитами и эльфами.
Понятно, что все они воспользовались "свободой" самоидентификации, то есть правом самому определять свою национальность, причем в режиме открытого списка (назовешься половцем - половцем и запишут, назовешься марсианином - запишут марсианином). Впрочем, при статистической обработке данных эти данные будут все равно сличаться со сводным перечнем национальностей, подготовленным и на этот раз в ИЭА РАН и насчитывающим около 800 позиций.
И все же этот либеральный режим и, казалось бы, академический артефакт был чреват серьезными политическими последствиями в отдельных и без того проблемных регионах, что отчасти подтвердилось.
Так, например, теперь никак уже не избежать рождения в качестве отдельных народов поморов на севере России и казаков на юге. Что касается поморов, то многие в Архангельском области полагают, что официальное признание поморов малым коренным народом Севера даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, в частности, за счет предоставления малым народам бесплатных квот на вылов рыбы. Кроме того, малые народы имеют право на специальные платежи за использование природных ресурсов их территории (а в Архангельской области нефть и алмазы).
"Из "историко-этнографического заповедника, - предупреждает К. Лакский, - казачество имеет шанс превратиться в серьезную политическую силу с довольно радикальными, как известно, взглядами". Следствием такого развития станет регистрация казацкой национально-культурной автономии, что даст казакам ряд социально-политические льгот, в том числе гарантированное представительство в выборных органах власти. В тех же краях заявили о себе и… скифы (30 человек в Ростове), но их шансы на реституцию курганов и их содержимого не столь хороши.

Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе
"Чеченцы отнеслись очень ответственно к акции, поэтому результат вышел неожиданный".
(Из выступления председателя облкомстата Ростовской области В.Емельянова)
"Теперь же, в октябре, единая воля власти федеральной, власти местной и простых жителей Чеченской Республики сотворили "демографическое чудо". …И как теперь доказать, что итоги переписи в остальных субъектах Российской Федерации получены без использования разного рода "чудес"?" (А.Черкасов)
Однако, самую большую сенсацию и, если хотите, бомбу преподнесла перепись в Чечне. Там произошло самое настоящее "демографическое чудо", если не сказать "демографический взрыв".
"Благую весть" уже 14 октября принес ИТАР-ТАСС, со слов председателя правительства Чечни и одновременно руководителя оргкомитета ВПН 2002 по Чечне С.Ильясова сообщивший: "Теперь мы точно знаем, что в республике проживают 1088816 человек… Теперь при планировании выделения бюджетных средств данному субъекту федерации, вероятно, будут сделаны коррективы".
Председатель облкомстата Ростовской области В. Емельянов объяснил такие итоги переписи феноменально высокой рождаемостью у чеченцев, а также тем, что для участия в переписи в республику приезжала значительная часть диаспоры, проживающей в других регионах (что более странно, поскольку людей должны были переписывать - по месту их фактического проживания при сроке проживания от 1го года).
Достигнутый результат настолько превзошел все самые "смелые ожидания", что в его в достоверности усомнился сам федеральный Министр по восстановлению Чечни В. Елагин, высказавший осторожное предположение о том, что данные этой переписи по Чечне "несколько завышены". Тем не менее, как свидетельствует журналист, в правительстве Чечни - то есть, по-видимому, в кругу тех самых "чеченцев, хорошо подготовившихся к акции", - полагают, что численность населения лучше завысить, чем занизить, дабы не лишить бюджетников пенсий и пособий, а республику - средств на восстановление. О том, что есть и третья альтернатива, - не завышать и не занижать, - в этом правительстве и не подозревали.
В.В. Путин, обсудив предварительные итоги переписи, по поводу чеченских цифр обронил: "С середины 90-х годов рост населения Чечни составил около полумиллиона человек, смело можно говорить о приросте в 400 тысяч человек".
Но практически все независимые эксперты восприняли результаты по Чечне как профанацию переписи и отреагировали практически одинаково: "Этого не может быть!".
Интересно, что в ноябре 2002 года, то есть через месяц после переписи, Датский совет по делам беженцев провел в Чечне подворный обход для планирования поставок гуманитарной помощи и в результате вышел на численность населения Чечни, равную 674 тысячи человек (заинтересованные в поставках гуманитарной помощи главы сельских администраций могли способствовать лишь завышению этого результата).
Разумеется, в это число не входит несколько десятков тысяч российских военнослужащих в Чечне, которых переписывали по месту нахождения. С их учетом ВПН-2002 должна была выявить приблизительно 700 тысяч или несколько больше, но никак не задекларированные 1088 тысяч. Для получения этой цифры, полагает А. Черкасов, было бы недостаточно возвратить в Чечню всех покинувших ее в 1990-е годы - вайнахов и невайнахов.
Так какова же природа "демографического чуда" Чечни, в которое нормальному человеку просто невозможно поверить? Обыкновенные, высосанные из пальца приписки?
Верится, что все-таки нет. Можно предположить, что "ответственные чеченцы", как это уже бывало в истории, несколько переиначили "под себя" методологию переписи, отменив на своей территории 12месячный критерий для постоянного населения. Так что, скорее всего, все вайнахские беженцы и мигранты - да еще с детьми - действительно на время переписи возвратились в Чечню, но не физически, а фиктивно. Иные могли переписаться и дважды - в городе и в селе.
Это же подтверждается и М. Юсуповым: "На инструктивных семинарах… чиновники говорили о всеобщей заинтересованности зафиксировать как можно большее число жителей. При этом подчеркивалось, что бюджетный статус любого населенного пункта будет зависеть на ближайшие 10 лет от численности его населения. Так, в г. Аргуне было заявлено: нельзя допустить, чтобы население города оказалось меньше 25 тыс. человек. Судя по всему, на местах следовали административным установкам…[Людей] включали в перепись на основании сведений, имеющихся в администрациях".

Каковы же мотивы?
Информация о численности населения отражается на межбюджетном процессе, и размер перечислений из российского социального бюджета в местный напрямую зависит от численности местного населения. Поэтому местные власти заинтересованы в завышении численности своего населения в надежде на дополнительное финансирование по социальным статьям. Тем более это справедливо для негосударственной гуманитарной помощи, в распределении которой государство тоже участвует.
Остается только солидаризироваться с грустными выводами А. Черкасова: "Пока не будет изжито "политическое" отношение к данным статистики, пока не прекратятся попытки повернуть финансовые потоки путем искажения действительности, мы так и не увидим объективную картину демографии и миграции в этом конфликтном регионе".
ВЫВОД.
Перепись провели. Что имеет российское правительство, россияне да и сама Россия, после её проведения? Первые: сомнительную информацию о населении. Вторые: минимальную информацию о результатах переписи и о том, зачем её вообще проводили. Третья: сложно сказать, что Россия имеет качественные изменения по способу проведения переписи населения. Ведь если посмотреть на западные государства и Америку, то, очевидно, что наши способы подготовки населения (да и переписчиков) и методы проведения самой переписи и близко не стоят со способами и методами этих стран.
Что же делать? На мой взгляд, решать эту проблемы надо, хотя бы потому, что ВПН-2002- это высокобюджетное мероприятие. А при сегодняшнем положении российского государства (внешние долги), нельзя «спускать деньги на ветер». Надо доступно объяснить всему населению, что от их добросовестности в первую очередь зависит благополучность их жизни, от того насколько ответственно каждый из нас подойдет к важным государственным вопросам – к вопросам о населении.
Таким образом, от того насколько успешно государство донесет до населения и до переписчиков информацию о том, что перепись населения – это важное и достойное внимания, каждого гражданина своей страны, мероприятие, зависят результаты переписи, а стало быть, и процветание самой страны.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Россия и ее регионы в XX веке: территория - расселение - миграции. / Отв. ред. П.М. Полян, О.Б. Глезер. М.: ОГИ, 2004.
http:// www.perepis2002.ru/
http://www.tvm.net.ru/
http://www.demoscope.ru/

Результаты переписи [ | ]

По результатам переписи, число жителей России уменьшилось на 1,8 млн человек (по сравнению с 1989 годом) и составило 145 166 731 человек.

Результаты переписи населения обнаружили большое расхождение с данными текущего учёта населения, причём как в ту, так и в другую сторону. В частности, на Дальнем Востоке перепись не обнаружила около 150 тыс. человек (хотя исходя из душевых показателей исчислялись размеры бюджетной помощи этим регионам), а в процентном отношении рекорд «недостачи» был поставлен в Чукотском автономном округе (-28 %). Аналогичные, хотя менее выдающиеся в количественном выражении результаты, были в регионах севера Европейской России и некоторых областях т. н. основной полосы расселения (в частности, в Тамбовской , Тверской и Курганской перепись не обнаружила более 5 % числившегося населения). Наоборот, в Москве при официальной численности населения в 8,5 млн человек переписано было 10,4 млн. На 77 % выше ожидаемого оказалось число жителей Чечни (600 тыс. и 1,1 млн).

Национальный состав населения [ | ]

Самый многочисленный этнос Российской Федерации - русские ; численность лиц, определивших себя таковыми (графа №7 переписного листа), по данным переписи 2002 года, - 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте - татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем - украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом - башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом - чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом - чеченцы (1,5 млн, 1,0 %), на седьмом - армяне (1,1 млн, 0,8 %), на восьмом - мордва (800 тыс., 0,6 %).

Текущий учёт населения по национальностям не ведётся. За период с 1989 года произошли существенные изменения в этнической структуре населения, вызванные различиями в режимах воспроизводства населения и миграционными процессами, связанными с распадом СССР : в частности, доля русских снизилась с 81,5 % до 79,8 %; за межпереписной период снизилась численность украинцев на 33 %, белорусов на 32 %, немцев на 29 %, мордвы на 21 %, удмуртов на 11 %, чувашей на 8 %; увеличилась численность чеченцев - в 2,1 раза, ингушей и азербайджанцев - в 1,8 раза, лезгин - в 1,6 раза, даргинцев на 44 %, аварцев на 39 %, кабардинцев на 35 %, осетин на 28 %.

Новым в программе переписи 2002 года был вопрос о гражданстве. Численность граждан России составила 142,4 млн человек (98 % жителей страны). Переписаны также были 1 млн граждан других стран и 400 тыс. лиц без гражданства. Двойное гражданство указали 44 тыс. человек.

Городское и сельское население [ | ]

73% россиян - городские жители, 27 % - сельские. Таким же было это соотношение по данным предыдущей переписи населения 1989 года. Одна из основных особенностей демографической ситуации последних десятилетий в стране - концентрация городского населения в небольшом количестве густонаселённых центров. Более 60 процентов населения России сосредоточено в трёх федеральных округах - Центральном (26 %), Приволжском (22 %) и Южном (16 %). Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ - 4,6 % населения. Треть жителей России сосредоточена в крупнейших «городах-миллионерах »: в Москве , Санкт-Петербурге , Новосибирске , Екатеринбурге , Нижнем Новгороде , Самаре , Омске , Казани , Челябинске , Ростове-на-Дону , Уфе , Волгограде . Москва входит в число.

Параметры рождаемости городского и сельского населения сближаются.

Характер расселения населения - его распределение на городское и сельское - определяет степень урбанизированности территорий и распространения городского образа жизни, занятий и является одним из показателей качества населения, измеряя степень продвижения от традиционного аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному .

Половозрастная структура населения [ | ]

Перепись зафиксировала характерное для населения России значительное превышение численности женщин по сравнению с численностью мужчин, которое составило 10 млн человек против 9,6 млн в 1989 году . Соотношение мужчин и женщин по переписи 2002 года было более благоприятным в сельском населении - 52,4 % женщин, против 53,8 % - в городском (53,4 % женщин во всем населении). Заметим, что доля женщин в населении в 1989 году была чуть меньше (53,3 %).

Перепись зафиксировала превышение числа пожилых людей над числом детей:

  • 18,1 % от численности населения - дети
  • 61,3 % - население трудоспособного возраста
  • 20,5 % - старше трудоспособного возраста.

Предполагаемые фальсификации и недостатки [ | ]

В регионах, где отмечалась максимальная «недостача» населения, наибольшая убыль была зафиксирована в более экономически благополучных центрах этих регионов, тогда как население небольших городов с худшими условиями жизни фактически не изменилось. Это дало почву для предположений о том, что данные переписи там также были фальсифицированы, чтобы избежать сокращения бюджетных дотаций. По некоторым данным, эти «мёртвые души» использовались также для искажения результатов выборов. В республике Башкортостан официальные власти якобы пытались фальсифицировать данные, касающиеся национального состава населения . Власти республики Татарстан высказывали протест против действий, направленных, по их мнению, на снижение численности татар в республике (например, выделение отдельной позицией этноса кряшен , близкой к татарам , в то же время указывалось что процент фальсификаций переписи в Татарстане может составить до 80% .

Исследователь Ольга Вендина в статье «Культурное разнообразие и „побочные“ эффекты этнокультурной политики в Москве», опубликованном в сборнике «Иммигранты в Москве» утверждает, что в Москве был организован «вброс» пустых переписных листов, которые заполнялись произвольно, поскольку городские власти были заинтересованы в завышении численности населения для роста бюджетных дотаций. Так, сотрудник управы «Кузьминки » рассказывал: «С 9 октября меня и всех остальных работников управы завалили „распечаткой из милиции на плохом струйнике“ на временно зарегистрированных в Москве граждан СНГ, причём обязали вписывать в анкету переписи всех тех, у кого срок регистрации закончился в 1994-1996 годах. За 2 дня мы их „переписали“… Затем пришли такие же документы из ЖЭО. В результате у нас получилось так. Место работы писали так: строительный отдел записывал всех строителями, социальный - музыкантами и учителями, торговый - продавцами. По-честному переписали 1,5 тысячи человек, а в итоге мы написали 10,5 тысяч человек. Такое было не только у нас, но и по всей Москве. В одну из управ ЮВАО пришло указание, чтобы не ставили национальность: „мы лучше сами её проставим“. И действительно, таких наций, как мордва , чуваши , коми , карелы там не оказалось ни одного человека» .

Лезгинский народ арчинцы был включён в состав народа

Страница 1 из 2

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2003 года № 256, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2002 года осуществлялось Государственным комитетом Российской Федерации по статистике до 30 декабря 2003 г. в два этапа. На первом этапе были подведены предварительные итоги - в отношении численности переписанного населения (в том числе мужского и женского) с разбивкой на городское и сельское население.

На втором этапе были подведены окончательные итоги:

К 20 сентября 2003 г. - в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, национального и языкового состава, уровня образования, состояния в браке, источников средств к существованию и занятости населения, количества, размера и социально-демографических показателей домашних хозяйств, численности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Российской Федерации, но находившихся на дату проведения переписи за пределами Российской Федерации, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;

К 30 декабря 2003 г. - в отношении экономической активности, рождаемости, миграции, жилищных условий и уровня образования населения, национального и языкового состава граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Российской Федерации, но находившихся на дату проведения переписи за пределами Российской Федерации, и лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации.

Согласно вышеупомянутому постановлению, «Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года являются доступными и подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также могут быть размещены в других средствах массовой информации (в том числе сети Интернет)» . Что и было своевременно сделано.

12 февраля 2004 г. на заседании Правительства Российской Федерации руководитель Госкомстата России Владимир Соколин представил кабинету министров окончательные итоги Всероссийской переписи населения, проходившей в нашей стране в период с 9 по 16 октября 2002 года.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек - данные по предварительным итогам были уточнены на 18 тыс. человек.

Численность постоянного населения Оренбургской области составила 2179 тыс. человек. Данные по предварительным итогам были уточнены на 1,5 тыс. человек (табл. 2, прил. 1). По численности населения Оренбургская область занимает двадцать четвертое место по России и седьмое место по Приволжскому федеральному округу.

Как свидетельствуют статистические данные, в России, наряду с большинством развитых стран мира, практически прекратился процесс урбанизации, соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне 1989 года - соответственно 73% и 27%. На это повлияли происходившие в период с 1989 года по 2002 год значительные преобразования в административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации - изменялся как статус городских поселений, так происходили и преобразования поселков городского типа в сельские населенные пункты и наоборот. В результате этих преобразований за межпереписной период число городов увеличилось на 61, число поселков городского типа уменьшилось на 351. Число сельских населенных пунктов за это же время сократилось почти на 11 тысяч.

За межпереписной период. процесс урбанизации, проходивший в Оренбургской области интенсивными темпами, сменился ростом численности сельского населения. Это объясняется, прежде всего, переводом в 1998-2001 гг. в разряд сельских населенных пунктов 22 поселков городского типа (на основании постановлений Законодательного Собрания области). Соотношение городского и сельского населения по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 57,8% и 42,2% (прил. 2, рис. 1).

По данным переписи население России проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктов. В Российской Федерации преобладают малые города с числом жителей до 50 тысяч человек (70% всех городов), хотя в них проживает только 17% горожан. Более трети горожан проживает в 13 крупнейших городах-«миллионерах» - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми. В пяти из них (Москва, Казань, Ростов-на-Дону, Новосибирске и Волгограде) за межпереписной период численность населения выросла. Столица России входит в «двадцатку» крупнейших мегаполисов мира.

Итоги переписи-2002 позволяют увидеть, какие самые актуальные проблемы стоят перед страной. Одна из самых главных – демографическая: население постоянно сокращается. По сравнению с 1989 годом, численность населения уменьшилась на 1,8 млн. человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн. человек, в сельской местности - на 0,2 млн. человек. Сокращение численности населения происходило, в основном, из-за естественной убыли населения. С 1992 годом миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности населения - всего за 1989-2002 гг. естественная убыль была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа, подавляющая часть которого приходится на иммигрантов из СНГ и стран Балтии.

В России продолжается свойственная европейским странам тенденция старения населения - по сравнению с 1989 годом средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет. Для мужчин этот показатель равен 34,1 лет, для женщин - 39,8 лет. Это связано с резким снижением рождаемости, начавшимся в конце 80-х-начале 90-х годов минувшего столетия. За период с 1989 по 2002 год в России родилось двадцать с половиной миллионов человек, а умерло почти 28 миллионов.

Произошли заметные перемены в репродуктивном поведении и ориентирах населения в сторону сокращения числа детей в семье. В настоящее время показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни (так называемый суммарный коэффициент рождаемости), составляет 1,3 против 2,0 в 1989 г. А для воспроизводства населения страны (когда рождаемость компенсирует смертность) он должен быть равен 2,23. По словам Владимира Соколина, нет оснований предполагать, что этот показатель будет расти. И если так будет продолжаться и дальше, количество работоспособного населения значительно сократится уже в самое ближайшее время. «Если сохранятся существующие тенденции, то численность трудоспособного населения РФ к началу 2016 г. будет на 10 млн. меньше, чем сейчас» .

Это ставит перед страной острый вопрос – каким образом компенсировать убыль занятого в экономике населения. С подобной проблемой сталкивается не только Россия, но и большинство стран с развитой рыночной экономикойЗападная Европа, Япония, США, Канада, Австралия, где снижение численности коренного населения сглаживается «серьезной, продуманной и постоянно действующей миграционной политикой». Такое замещение происходило и в России, в основном за счет русскоговорящих жителей соседних государств - бывших республик СССР. «Если бы не мигранты, то убыль населения по сравнению с 1989 г. была бы в три раза больше» .

Однако на сегодня потенциал миграции из стран СНГ в основном исчерпан. Если в 1994 г. в Россию ежегодно приезжало около 1 млн. человек, то к 2002 г. такой поток уменьшился почти в 10 раз, и продолжает снижаться: в 2003 г., по сравнению с 2002 г., число мигрантов сократилось на 45%. Таким образом, делает вывод Владимир Соколин, проблема будет становиться острее с каждым годом, поэтому для России очень важно выработать долгосрочную миграционную стратегию. Иначе страна будет просто не в состоянии прокормить стариков. Как сообщил председатель Госкомстата России, сокращение рождаемости приведет к тому, что к 2016 г. на тысячу трудоспособных придется 516 пенсионеров (сегодня этот показатель - 445 пенсионеров, в 1989 г. – 400).

За межпереписной период численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек и составила 28,8 млн. человек (20,5% всего населения против 18,5% в 1989 г.). В то же время численность детей и подростков сократилась почти на 10 млн. человек и стала равна 26, млн. человек (18,1% против 24,5% в 1989 г.). Особенно резкое снижение (на 43%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю России).

Вступление в трудоспособный возраст поколения молодежи, родившейся в первой половине 80-х годов прошлого века (а это был период самой высокой за три последних десятилетия рождаемости), а также положительный миграционный прирост привели к увеличению численности населения трудоспособного возраста на 5,3 млн. человек (на 6%).

Переписью зафиксировано 89 млн. лиц в трудоспособном возрасте или 61,3 % всего населения (в 1898 г. – 56,9%).

Произошедшие в межпереписной период демографические процессы привели к снижению показателя демографической нагрузки (т.е. сколько детей, подростков и лиц пожилых возрастов приходится на население рабочих возрастов) - с 755 человек из каждой 1000 населения трудоспособного возраста в 1989 г. до 631 человек. После 2006 г. показатель демографической нагрузки будет расти, поскольку у этому периоду в трудоспособный возраст начнут вступать малочисленные поколения, рожденные в 90-х годов, а выходить многочисленные поколения, родившиеся в послевоенные годы.

В числе прочих проблем - низкая продолжительность жизни населения и большой разрыв по этому показателю между мужчинами и женщинами. В нашей стране в среднем мужчины живут всего 58 лет. Женщины живут дольше мужчин в среднем на 12 лет.

По данным переписи в России сохранилось характерное для страны превышение численности женщин над численностью мужчин - на 10,0 млн. человек против 9,6 млн. человек в 1989 году, что связано с преждевременной смертностью мужчин. Преобладание женщин отмечено с 33-летного возраста.

Сегодня на каждую сотню девочек рождается 105 мальчиков. Ученые давно доказали, что человеческий зародыш женского пола более жизнеспособен. Кроме того, в первый год жизни умереть больше шансов у мальчика, чем у девочки. Следующий для мужчины критический рубеж - 33 года. В этом возрасте диспропорция полов видна уже невооруженным глазом. Если в возрастной категории от 20 до 29 лет мужчины и женщины соотносятся как 11,1 к 11,0, то в категории от 30 до 39 уже как 9,9 к 10,2, в более старшем возрасте – от 50 до 59 как 7,0 к 8,4. Согласно статистике, основные причины ранней смертности мужчин - несчастные случаи, отравления, травмы и сердечно-сосудистые заболевания.

Число супружеских пар россиян по сравнению с переписью 1989 года уменьшилось и составило 34 миллиона (в 1989 г. – 36 млн.). Впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов - их 3 млн. (10% от общего числа брачных пар). Распространение незарегистрированных брачных союзов в свою очередь привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. За 1989-2002 гг. доля таких детей удвоилась и составила около 30% от общего числа ежегодных рождений (почти половина из них зарегистрирована по совместному заявлению родителей). Это явление характерно для большинства европейских стран, например, самые высокие показатели в Исландии (в 2000 г. – 65% внебрачных детей), Эстонии (в 2001 г. - 56%), Швеции (56%), Норвегии (50%), Дании (45%), Латвии (42%).

Статистика свидетельствует, что за межпереписной период изменилось и отношение россиян к браку - за это время на 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, а также число разведенных. Не обошлось и без курьезов: число женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в браке мужчин. Причем эта цифра за 13 лет выросла более чем в два раза - с 28 тысяч до 65. Будучи фактически женатыми, но незарегистрированными, мужчины, видимо, чувствуют себя холостыми.

Процессы, происходящие в возрастной и брачной структуре населения, сказались на составе домохозяйств. Во время переписи 2002 года это понятие было принято в качестве учетной единицы впервые после переписи 1897 г. В отличие от семьи, домохозяйство может включать не родственников и состоять из одного человека. Переписью 2002 г. было учтено почти 53 миллиона частных домохозяйств, в которых проживает 142,7 млн. человек, или 98% всего населения России. Средний размер частного домохозяйства – 2,7 человека. Почти три четверти всех домохозяйств состоят не более чем из 3 человек, из них: из одного человека – 22,3%, из двух – 27,6%, из трех – 23,8%. Среди домохозяйств состоящих из одного человека -7 миллионов домохозяйств пенсионеров. Детей моложе 18 лет имеют 52% частных домохозяйств, состоящих из двух и более человек (в 1989 г. семьи, имеющие детей до 18 лет, составляли 61%).

Перепись населения 2002 года подтвердила, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира. При переписи было получено более 800 различных вариантов о национальной принадлежности, при обработке материалов переписи ответы населения были систематизированы примерно в 160 национальностей . В табл. 1 прил. 3 приводятся данные о наиболее многочисленных народах, проживающих в России.

Изменения в национальном составе были обусловлены воздействием трех факторов - естественным движением населения, процессами внешней миграции, сложившиеся после распада СССР, а также сменой этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений.

При переписи населения 2002 г. впервые была получена информация о владении населением государственным языком страны – русским. Из общей численности населения им владеют 142,6 млн. человек (98%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский (6,9 млн. человек, или 4,8%), татарский (5,3 млн. человек, или 3,7%), немецкий (2,9 млн. человек, или 2,0%), украинский (1,8 млн. человек, или 1,2%), башкирский (1,4 млн. человек, или 1%) и почти одинаковое число людей назвало владение чеченским и чувашским языками (по 1,3 млн. человек, или по 1%).

Впервые при переписи населения были получены сведения о гражданстве населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн. человек (98% всех жителей страны). Немногим более одного миллиона человек имеют гражданство других государств. Наиболее многочисленны граждане Украины (230 тысяч), Азербайджана (155 тысяч), Армении (137 тысяч), Узбекистана (71 тысяча), Казахстана (почти 70 тысяч), Таджикистана (64 тысячи), Грузии (53 тысячи), Молдавии (51 тысяча), Белоруссии (40 тысяч), Китая (31 тысяча) и Вьетнама (почти 23 тысячи). Лиц без гражданства учтено 0,4 млн. человек. Из общей численности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имеют двойное гражданство.

При переписи населения 2002 г. учтено 109,4 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн. человек, или на 20%. На момент переписи 714 млн. человек получили профессиональное образование, из них: высшее (включая послевузовское образование) - 19,4 млн. человек (160 человек из каждой 1000 лиц в возрасте 15 лет и более), неполное высшее - 3,7 млн. человек (31 человек), среднее - 32,9 млн. человек (31 человек), начальное - 15,4 млн. человек (127 человек). Общее образование имеют 473 млн. человек, в том числе: среднее (полное) - 21,3 млн. человек (175 человек), основное - 16,7 млн. человек (137 человек), начальное - 9,3 млн. человек (77 человек из каждой 1000 указанной возрастной группы). Уменьшилась доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002 г. Дошкольным обучение охвачено 3,1 млн. детей в возрасте 3-6 лет (60% общего числа детей этого возраста. Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тысяч, которые не посещают образовательные и дошкольные учреждения.

В ходе переписи были получены данные об источниках средств к существованию, причем при переписи 2002 г. население могло указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников. В 2002 г. 28% населения имело более одного вида источника средств к существованию (26% имело два вида источника, 1,5% - три вида источника и 0,04% - четыре и более). Данные об источниках средств к существованию населения различных возрастных групп приведены ниже.

Впервые был изучен статус населения в занятости. Из 61 миллионов занятых в возрасте 15 лет и более абсолютное большинство – 58 млн. человек (95%) являются работающими по найму, почти 1 млн. занятых (1,5%) - работодатели, привлекающие для осуществления своей деятельности наемных работников, и около 2 млн. человек (3%) являются индивидуальными предпринимателями.

При переписи были учтены и другие категории населения - 107 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся по долгу службы на дату переписи за рубежом, а также 239 тыс. человек, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. Из них 65% (156 тыс. человек) указали, что они приехали в Россию на работу, 11% - на отдых, лечение или в качестве туристов, 6% находятся в служебной или деловой поездке, 1% - мигранты, транзитом следующие через Россию.

При прошлых переписях предельным сроком временного отсутствия населения в месте постоянного жительства считалось 6 месяцев. То есть ранее, если человек отсутствовал дома 6 месяцев и более, то он в этом месте не переписывался; те же лица, которые приехали в этот населенный пункт на 6 месяцев и более переписывались как постоянные жители. Для переписи населения 2002 года этот временной ценз не подходил, так как привел бы к увеличению численности постоянного населения страны за счет учета большого числа сезонных рабочих, приезжающих на работу из-за рубежа, и, в первую очередь, из стран СНГ и стран Азии; в то же время постоянные жители Российской Федерации, выехавшие на сезонные работы или кратковременную учебу, не были бы переписаны по месту их постоянного жительства. При переписи населения 2002 года временным отсутствием в месте постоянного жительства считался срок до 1 года.

Отличался и порядок учета лиц, выехавших за границу в командировку, на работу и учебу, которые при прошлых переписях независимо от срока отсутствия относились к постоянному населению, находившемуся в стране на дату переписи, и их численность условно распределялась по территории страны.

Иностранные граждане в подавляющем большинстве считались временно проживающими в стране вне зависимости от срока пребывания (например, прибывшие из других стран студенты вузов, рабочие по контрактам на 5 лет). К постоянным жителям страны относились только иностранные граждане, имевшие официальное разрешение на постоянное жительство.

Программа Всероссийской переписи населения 2002 года включает в себя 25 вопросов для постоянных жителей страны, из них 18 вопросов относится к населению и 7 вопросов - к домохозяйству (программа переписи населения 1989 г. содержала соответственно - 25, 18 и 7 вопросов). Из 18 вопросов к населению по 11 вопросам опрашивалось все население (программа сплошного наблюдения включена в переписные листы форм К и Д), а по дополнительным 7 вопросам опрашивалось 25% населения (программа выборочного наблюдения включена в переписной лист формы Д). При переписи 1989 г. население опрашивалось, соответственно, - по 18, 13 и 5 вопросам.

1. Ваше родственное отношение с проживающими совместно лицами (по отношению к тому, кто записан первым в этой учетной единице);

2. Ваш пол;

3. Дата Вашего рождения;

4. Ваше состояние в браке;

5. Место Вашего рождения;

6. Ваше гражданство;

7. Ваша национальная принадлежность;

8. Образование

8.1. Учитесь ли Вы в образовательном учреждении;

8.2. Посещает ли ребенок дошкольное учреждение;

8.3. а) Ваше образование,



в) Окончили ли Вы профессиональное или профессионально-техническое училище;

9. Владение языками

9.1. Владеете ли Вы русским языком;

9.2. Какими иными языками Вы владеете;

10. Укажите все имеющиеся у Вас источники средств к существованию;

11. Занятость

11.1. Имели ли Вы какую-либо работу, приносящую заработок или доход, за неделю до начала переписи населения.

По дополнительным 7 вопросам опрашивалось 25% постоянного населения частных домохозяйств (программа выборочного наблюдения включена в переписной лист формы Д).

Программа выборочного наблюдения состояла из следующих вопросов:

11.2. В какой отрасли экономики Вы заняты;

11.3. Какую основную продукцию или услуги производит (оказывает) предприятие, организация, на котором Вы заняты (включая индивидуальных предпринимателей);

11.4. Ваша работа находится на территории Вашего города (района);

11.5. Ваше занятие или выполняемая работа;

11.6. в случае отсутствия работы, искали ли Вы ее в течение последнего месяца;

12. В этом городе (городском поселении или сельской местности района) Вы проживаете непрерывно с рождения;

13. Сколько детей Вы родили (для женщин).

Практика сбора наиболее «дорогих» вопросов методом выборочного наблюдения широко используется в зарубежных переписях населения, и применялась в отечественных переписях 1970, 1979 и 1989 годов. Использование выборочного метода позволит максимально экономично провести перепись населения (исходя их выделенных финансовых средств на Всероссийскую перепись населения 2002 года) и получить полные сведения о занятости населения, его месте жительства и количестве рожденных детей.

Семь вопросов о жилищных условиях (переписной лист формы П) задавались частным домохозяйствам – это вопросы:

1. Тип жилого помещения;

2. Период постройки дома;

3. Материал наружных стен дома;

4. Размер общей площади индивидуального дома или квартиры;

5. Общее число жилых комнат индивидуального дома или квартиры;

6. Размер жилой площади индивидуального дома или квартиры;

7. Укажите имеющиеся у Вас виды благоустройства жилого помещения;

Раздел II (для помещений, где проживает не одно домохозяйство)

1. Число занимаемых жилых комнат;

2. Размер занимаемой жилой площади.

Лица, временно находившиеся на территории России и постоянно проживающие за рубежом опрашивались по сокращенной программе – им задавалось семь вопросов (переписной лист формы В):

1. Ваш пол;

2. Год Вашего рождения;

3. Страна Вашего рождения;

4. Страна Вашего постоянного проживания;

5. Ваше гражданство;

6. Ваша национальная принадлежность;

7. Цель Вашего приезда в Россию.

Сразу же после переписи в течение пяти дней 17-21 октября 2002 года был проведен контрольный обход 10% жилых помещений в каждом счетном участке для проверки полноты и правильности переписи. Люди, пропущенные в ходе переписи и выявленные во время контрольной проверки, вносились в переписные листы, а ошибочно переписанные исключались из них. По результатам контрольных мероприятий были уточнены данные о 215 тыс. человек (0,1% общей численности населения): внесено 124 тыс. человек, не учтенных по месту постоянного жительства, и исключена 91 тыс. человек, переписанных дважды.

Метод переписи. При Всероссийской переписи населения 2002 года, как и в предыдущих переписях, был использован метод опроса населения и заполнения переписных листов (вопросников) специально обученными переписчиками. Запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и, в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

В каждом помещении Вы достаете из портфеля обложку, в которую вложены формы С и П с адресом и реквизитами этого помещения, заполняете согласно указаниям списки лиц на соответствующей стороне формы С, жилищные условия населения в данном помещении на соответствующей стороне формы П, и затем на каждого постоянно проживающего в помещении – переписной лист формы К или Д в зависимости от того, подчеркнуто данное помещение в записной книжке переписчика или нет.

Если во время Вашего посещения кто-нибудь из проживающих отсутствует, можно записать сведения о нем со слов других членов домохозяйства , если они могут дать ответы на все вопросы переписи. Если требуемых сведений об отсутствующем члены домохозяйства дать не могут , надо все-таки опросить его лично , придя еще раз, или по телефону, записав его номер на обложке и сделав соответствующие пометки в графе 7 (Примечания) таблицы 5 записной книжки.

Запись членов домохозяйства начинайте с одного из взрослых членов, затем записывайте остальных.

Но так, чтобы:

Супруги были записаны друг за другом;

Дети, включая неженатых/незамужних взрослых детей, были записаны следом за своими родителями;

Если в домохозяйстве несколько супружеских пар с детьми, сначала запишите одну пару и всех ее неженатых/незамужних детей, затем вторую и всех ее неженатых/незамужних детей и т.д.