Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Классификатор

Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677
"Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"

4 августа 2005 г., 23 ноября 2006 г., 8 декабря 2008 г., 2 сентября 2010 г., 15 июня, 18 сентября 2013 г., 15 марта 2017 г.

Федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов по перечню согласно приложению .

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Положением .

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст.5434).

Положение
о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации в социально-экономической области
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов;

Важными средствами информационного обеспечения (прежде всего в таких областях, как экономика, статистика, банковское дело, таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность) являются классификаторы технико-экономической и социальной информации. Они обеспечивают интегрированную обработку данных в автоматизированных информационных системах.

Классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды. Классификации и кодированию подлежат социальные и экономические объекты и их свойства, информация о которых в деятельности органов власти и управления и содержится в унифицированных формах документов.

В настоящее время разработано и действует 37 общероссийских и продолжающих действовать «общесоюзных» классификаторов.

В зависимости от области применения классификаторы подразделяются:

На общероссийские;

Отраслевые;

Классификаторы предприятий.

В качестве примера покажем «извлечение» из ОКУД.

Извлечение из Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93. Класс 0200000 «Организационно- распорядительная документация»

(Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299 (с изм. и доп. 1999-2002 гг.).

№ п/п Код формы Наименование подсистемы документации (формы документа)
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Приказ о создании предприятия
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Приказ о реорганизации
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Приказ о ликвидации и о создании ликвидационной комиссии
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Постановление коллегиального органа управления по вопросам основной деятельности
Приказ по вопросам основной деятельности
Приказ о распределении обязанностей между руководством
Протокол коллегиального органа управления по вопросам деятельности
Указание по вопросам основной деятельности
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Должностная инструкция
Положение о структурном подразделении
Правила внутреннего трудового распорядка
Структура и штатная численность
Штатное расписание
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОПЕРАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Акт по вопросам основной деятельности
Письмо по вопросам основной деятельности
Справка по вопросам основной деятельности
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРИЕМУ НА РАБОТУ
Заявление о приеме на работу
Представление о переводе на другую работу
Приказ о переводе на другую работу
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТПУСКОВ
График отпусков
Заявление о предоставлении отпуска
Приказ о предоставлении отпуска
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПООЩРЕНИЙ
Представление о поощрении
Приказ о поощрении
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Докладная записка о нарушении дисциплины
Объяснительная записка о нарушении дисциплины
Приказ о наложении дисциплинарного взыскания

Документы, которые определяют порядок разработки и ведения общероссийских классификаторов являются:



ПР google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); 50-733-93. Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации;

ПР 50-734-93. Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

ПР 50-735-93. Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно – вычислительной сети Госкомстата России (Примечание. С 1999 г. Госкомстат России преобразован в Российское статистическое агентство).
Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.
Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Росстатагентство. Научная часть этой работы ведется Всероссийским научно–исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ). Действующие общероссийские классификаторы:

1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО).

2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ).

3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР).

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).

6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ).

7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

9. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).

10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

11. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

13. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).

14. Общероссийский классификатор валют (ОКВ).

15. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (классификатор ЕСКД).

16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).

17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК).

Основные потоки информации, используемой в управлении хозяйством, связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Общероссийский классификатор ОКП включает 98 классов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В связи с тем, что в России выпускается более 200 млн. наименований различной продукции, в производстве и распределении которой задействовано более 500 тыс. субъектов хозяйственной деятельности, планирование, учет и распределение продукции ведется с использованием автоматической системы управления.

Основы стандартизации

9.3.1. Общие положения

9.3.2. Краткие сведения из истории развития стандартизации

9.3.3. Государственная система стандартизации

9.3.4. Задачи стандартизации

9.3.5.Основные понятия и определения в системе стандартизации

9.3.6. Органы и службы стандартизации

9.3.7. Нормативные документы по стандартизации

Общие положения

Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении нормативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требований, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах общественного производства и социальной жизни.

Эта деятельность направлена на:

Комплексное нормативно-техническое обеспечение всестороннего совершенствования управления народным хозяйством;

Интенсификацию общественного производства и повышение его эффективности;

Ускорение научно-технического прогресса и улучшение качества продукции;

Рациональное и экономное использование ресурсов.

Стандартизация, как система управления практической деятельностью, осуществляется в Российской Федерации на основе Государственной системы стандартизации (ГСС), являющейся системой планового управления практической деятельностью по стандартизации. Она опирается на комплекс нормативно-технических документов, устанавливающих взаимоувязанные требования по организации и методике выполнения практических работ по стандартизации.

Стандартизация как наука о методах и средствах стандартизации выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в целом и по ее отдельным направлениям. Развитие стандартизации как науки помогает улучшать систему организации этой деятельности и способствует совершенствованию практических работ в этой области.

Объектом стандартизации (по ГОСТу Р 1.0) являются продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности. При этом услуга как объект стандартизации охватывает как услуги для населения, так и производственные услуги для предприятий и организаций.
Продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления являются наиболее традиционными объектами стандартизации, на которые разработано наибольшее количество стандартов.

Объектами стандартизации являются также типовые технологические процессы, формы и методы организации труда и производства, правила выполнения производственных и контрольных операций, правила транспортирования и хранения продукции и т. п. В социальной жизни общества объектами стандартизации являются охрана труда и здоровья населения, охрана и улучшение природной среды обитания человека, рациональное использование природных ресурсов, средства информации и взаимопонимания людей и т. п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Южно-Уральский государственный университет

Факультет экономики и права

Кафедра социальных коммуникаций и информационного менеджмента

Курсовая работа

по информационному обеспечению управления

(внемашинное информационное обеспечение)

Выполнила: Андреева О.В.

Гр. ЭиП-445

Проверила: Ваганова Е.В.

Челябинск-2002

1. Методы классификации и кодирования (ТЭСИ)

1.1 Использование классификаторов ТЭСИ в текущей работе Отдела труда и заработной платы управления «Челябэнерго»

2. Что представляет собой Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

3. Табель унифицированных форм документов

4. Что представляет собой Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)

5. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

6. Общероссийский классификатор стран мира

Приложения

1. Методы кла ссификации и кодирование (ТЭСИ)

Проблема создания единого информационного пространства приобрела особое значение в нашей стране уже в начале 70-х годов в связи с разработкой Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для целей планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Создание этой системы потребовало решения целого ряда важных вопросов. Среди них не последнее значение имел вопрос о разработке единых методических принципов построения информационного обеспечения ОГАС. Необходимо было установить единые требования к носителям информации, разработать единый язык формализованного описания данных, закрепить общие методические принципы организации технологического процесса обработки данных.

Одним из направлений решения этой важной задачи стала разработка Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Координация всех работ по созданию ЕСКК ТЭСИ и разработка основополагающих нормативно-технических и организационно-методических документов была возложена на Госстандарт СССР и Всесоюзный научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ). Особенно активно работа по созданию ЕСКК ТЭСИ стала проводиться после принятия в 1971 году специального постановления Совета Министров СССР, в котором были определены учреждения и организации, ответственные за разработку классификаторов.

Основной целью, которая ставилась перед ЕСКК ТЭСИ, являлась стандартизация информационного обеспечения процессов управления хозяйством страны на основе применения средств вычислительной техники и новых информационных технологий путем создания единого языка формализованного описания данных ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения..

Изменения, происходящие в стране с начала 90-х годов, не только не сняли с повестки дня потребность в едином стандартном языке формализованного описания данных, но наглядно показали, что без этого языка невозможно создание единого информационного пространства не только России, но тем более обеспечение вхождения России в мировое информационное пространство.

Руководствуясь этими соображениями, в стране была принята Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46., в составе которой был разработан специальный раздел "Развитие и применение Единой системы классификации и кодирования информации". Реализация Государственной программы была намечена на 1993 - 1995 годы. В этот период был проведен пересмотр ряда общесоюзных классификаторов и придание им статуса общероссийских классификаторов, велась разработка новых общероссийских классификаторов и основополагающих нормативно-методических документов по ЕСКК РФ ПР 50-733-93 Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации. - М.: ИПК. Изд. стандартов, 1995; ПР 50-734-93 Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. - М., 1995; ПР 50-735-93 Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России. - М., 1995; Р 50.1.008-96 Методические положения по внедрению Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Понимая значение классификаторов ТЭСИ как стандартного языка формализованного описания данных, Правительство РФ приняло 1 ноября 1999 года специальное постановление “О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации”, в котором определены организации, ответственные за дальнейшее развитие ЕСКК ТЭСИ, и закреплены общие принципы функционирования единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации:

Учет социально-экономических изменений в стране;

Открытость и общедоступность системы кодирования для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

Автоматизация процесса обработки технико-экономической и социальной информации;

Обеспечение методического и организационного единства системы кодирования;

Комплексность системы кодирования, предусматривающая наиболее полный охват технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене;

Постоянная актуализация ТЭСИ;

Обязательность применения системы кодирования при формировании государственных информационных систем и ресурсов;

Совместимость системы кодирования и других государственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие в едином информационном пространстве Российской Федерации на основе использования системы кодирования;

Гармонизация системы кодирования с международными и региональными классификациями и стандартами.

Основными задачами ЕСКК РФ являются:

Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации;

Упорядочение и унификация технико-экономических и социальных показателей;

Обеспечение однозначности и сопоставимости данных, используемых при описании объектов ТЭСИ;

Создание условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;

Создание распределенного автоматизированного банка общероссийских классификаторов;

Создание комплекса взаимоувязанных общероссийских классификаторов и общероссийских форм документов и обеспечение их ведения;

Использование в отечественной практике международного и национального зарубежного опыта работ по классификации и кодированию информации.

ЕСКК ТЭСИ состоит из совокупности общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, средств их вeдeние, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ РФ являются технико-экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в различных областях хозяйственной деятельности. Классификатор ТЭСИ представляет собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. Общероссийский классификатор (ОК) - классификатор, принятый Госстандартом РФ, входящий в состав ЕСКК ТЭСИ РФ и обязательный для применения на территории всей страны в определенных сферах деятельности, установленных разработчиком по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Общероссийские классификаторы ТЭСИ относятся к нормативным документам и по своему статусу соответствуют государственным стандартам РФ. Порядок разработки общероссийских классификаторов должен соответствовать требованиям ПР 50-733-93.

Общероссийские классификаторы разрабатываются в тех случаях, когда они:

Обеспечивают сопоставимость данных в различных областях и уровнях хозяйственной деятельности;

Обеспечивают гармонизацию с международными классификаторами;

Информационно связаны с действующими общероссийскими классификаторами;

Используются в общероссийских унифицированных формах документов.

Во всех других случаях разрабатываются отраслевые классификаторы ТЭСИ или классификаторы ТЭСИ предприятий.

Отраслевой классификатор ТЭСИ - классификатор, принятый министерством, ведомством РФ и обязательный для применения всеми предприятиями данного министерства, ведомства, государственными корпорациями и объединениями, на которые возложены функции осуществления научно-технической политики в отрасли.

Отраслевые классификаторы разрабатываются в тех случаях, когда они включают информацию, содержащуюся в унифицированных отраслевых формах документов и отсутствующую в общероссийских классификаторах, или представляют собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и признаками классификации. Статус этой категории классификаторов соответствует отраслевым стандартам.

Классификатор ТЭСИ предприятия - классификатор, принятый предприятием или объединением предприятий и применяемый только этими хозяйствующими субъектами. Классификаторы предприятий разрабатываются в тех случаях, когда они включают информацию, содержащуюся в унифицированных формах документов предприятия и отсутствующую в общероссийских и отраслевых классификаторах. Они могут быть и выборками из общероссийских или отраслевых классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами классификации и признаками классификации. Статус классификаторов предприятий соответствует стандартам предприятий.

Структура классификатора, как правило, должна иметь три блока: блок идентификации, включающий коды объектов классификации и классификационных группировок, блок наименований объектов и классификационных группировок на естественном языке и блок дополнительных признаков объектов, включающий наименования и коды дополнительных признаков объектов классификации.

Кроме трехблочной структуры классификаторы могут иметь и двухблочную структуру, когда выделяются только блоки идентификации и наименований. В структуре классификаторов могут выделяться и другие виды блоков, а также разделы. Выбор структуры построения классификаторов определяется характером объектов классификации, типом задач, для решения которых предназначен классификатор, и используемыми методами классификации и кодирования. В классификаторах технико-экономической и социальной информации используются иерархический и фасетный методы классификации. Эти методы классификации должны отвечать следующим основным требованиям:

Обладать достаточной емкостью;

Иметь достаточную и экономически оправданную глубину;

Обладать определенной гибкостью и избыточностью для возможности расширения множества классифицируемых объектов, группировок и признаков и внесения необходимых изменений без нарушения структуры классификации;

Учитывать необходимость сопряжения с другими классификациями однородных объектов;

Обеспечивать наибольшую эффективность обработки информации средствами вычислительной техники при решении комплекса конкретных задач АСУ как внутри данной системы, так и при обмене информацией с взаимодействующими системами;

Предоставлять возможность ведения создаваемого классификатора как в ручном, так и автоматизированном варианте организации процессов ведения.

Под иерархическим методом классификации понимается такой метод, при котором заданное множество объектов последовательно делится на подчиненные подмножества. При построении классификаторов иерархическим методом классификации необходимо соблюдать следующие правила:

Деление каждой классификационной группировки должно производиться только по одному основанию;

Получаемые в результате деления группировки не должны пересекаться, то есть содержать аналогичной информации, и должны относиться только к одной вышестоящей группировке;

Деление исходного множества на подмножества должно быть последовательным, без пропусков и без добавления промежуточного уровня классификации;

Классифицирование должно производиться таким образом, чтобы сумма подмножеств деления составляла делимое множество.

Иерархический метод классификации характеризуется глубиной классификации и емкостью. Количество ступеней определяет глубину классификации, которая устанавливается в зависимости от степени конкретизации группировок и числа признаков, необходимых для решения конкретных задач. От глубины и количества группировок, образуемых на каждой ступени классификации, зависит емкость системы. Как правило, наибольшее количество последующих группировок устанавливается постоянным, либо для всей классификации, либо для данной ступени. Для систем классификации технико-экономической информации это число всегда равно десяти или кратному десяти.

При иерархическом методе классификации практически не ограничивается глубина классификации информации, что дает возможность более детально анализировать предметы, явления или документы. Большая информационная емкость иерархического метода классификации позволяет использовать его для кодирования больших объемов технико-экономической информации. Несмотря на вышеперечисленные преимущества, этот метод имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, это недостаточная гибкость структуры, обусловленная фиксированностью признаков классификации и заранее установленным порядком их следования, не допускающим включения новых объектов и классификационных группировок. Вследствие этого, изменение любого признака ведет к перераспределению классификационных группировок и необходимости переработки классификатора. Поэтому в классификаторах, построенных на основе иерархического метода, должны предусматриваться значительные резервные емкости. Во-вторых, этот метод классификации не позволяет осуществлять информационный поиск по любому произвольному сочетанию признаков.

Под фасетным методом классификации понимается такой метод, при котором классифицируемое множество делится на группировки независимо, по различным признакам классификации. Он не имеет жесткой классификационной структуры и заранее построенных конечных группировок. Классификационные группировки при фасетном методе классификации образуются путем комбинаций значений признаков, взятых из соответствующих фасетов (списков признаков, характеризующих объекты классификации). Последовательность использования фасетов при образовании классификационной группировки задается фасетной формулой. В каждом конкретном случае фасетная формула устанавливается в зависимости от характера решаемых задач и алгоритма обработки информации.

Емкость классификатора, построенного на основе фасетного метода классификации, зависит от числа фасетов и от количества признаков в фасетах.

При построении классификаторов на основе фасетного метода необходимо соблюдать следующие правила:

Значения признаков из различных фасетов не должны пересекаться;

Из всевозможных фасетов, характеризующих классифицируемое множество объектов, отбираются только существенные, то есть фасеты, обеспечивающие решение конкретных технико-экономических задач;

Фасеты должны занимать в классификаторе строго определенное место и иметь определенные идентификационные коды.

Основные преимущества фасетного метода классификации обусловлены его гибкостью. Изменения в любом из фасетов не оказывают влияния на остальные. Большая гибкость обуславливает приспосабливаемость метода классификации к меняющемуся характеру решаемых задач, для которых он создается. Фасетный метод классификации позволяет не только образовывать новые классификационные группировки из имеющихся фасетов, но и включать новые и исключать старые фасеты. Гибкость системы дает возможность осуществлять информационный поиск по любому сочетанию признаков.

Это определяет хорошую приспосабливаемость метода к машинной обработке информации.

Методы кодирования технико-экономической и социальной информации тесно взаимосвязаны с методами классификации. Каждому методу классификации соответствует один или несколько методов кодирования.

В процессе кодирования объектам классификации и их группировкам по определенным правилам присваиваются цифровые, буквенные и буквенно-цифровые коды. Код характеризуется алфавитом, то есть знаками, используемыми для его образования, основанием кода - числом знаков в алфавите кода и длиной кода.

В классификаторах ТЭСИ используются четыре метода кодирования информации. Порядковый метод кодирования - это такой метод, при котором кодами служат числа натурального ряда. В этом случае кодом каждого из объектов классифицируемого множества является его порядковый номер.

Данный метод кодирования обеспечивает довольно большую долговечность классификатора при незначительной избыточности кода. Этот метод обладает наибольшей простотой, использует наиболее короткие коды и лучше обеспечивает однозначность определения каждого объекта классификации. Кроме того, он обеспечивает наиболее простое присвоение кодов новым объектам, появляющимся в процессе ведения классификатора. Каждому новому объекту присваивается следующий по порядку номер.

Существенным недостатком порядкового метода кодирования является отсутствие в коде какой-либо конкретной информации о свойствах объекта, а также сложность машинной обработки информации при получении итогов по группе объектов классификации с одинаковыми признаками. Этот метод кодирования не обеспечивает возможности размещения вновь появившихся объектов классификации в необходимом месте классификатора, так как резервные коды располагаются в конце ряда. По этим причинам порядковый метод кодирования чаще всего применяется в сочетании с другими методами кодирования.

Серийно-порядковый метод кодирования - это такой метод, при котором кодами служат числа натурального ряда с закреплением отдельных серий этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками. Серийно-порядковый метод кодирования целесообразно применять для объектов, имеющих два соподчиненных признака. В каждой серии, кроме кодов имеющихся объектов классификации, предусматривается определенное количество кодов для резерва. Резерв кодов располагается в середине или в конце серии. Это является большим преимуществом данного метода по сравнению с порядковым методом кодирования. Данный метод кодирования обладает всеми преимуществами и недостатками порядкового метода кодирования.

Последовательный метод кодирования - это такой метод, при котором код объекта классификации и (или) классификационной группировки образуется с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. В этом случае код нижестоящей группировки образуется путем добавления соответствующего количества разрядов к коду вышестоящей группировки. Последовательный метод кодирования чаще всего используется при иерархическом методе классификации.

Преимуществами последовательного метода кодирования являются логичность построения кода и большая емкость. Вместе с тем он обладает всеми недостатками, присущими иерархическому методу классификации, а также ограниченными возможностями идентификации объектов. Использование последовательного метода кодирования связано с определенными трудностями, обусловленными тем, что в результате зависимости значений последующих разрядов кода от предыдущих применять этот код по частям нельзя, группировать объекты по различным сочетаниям имеющихся признаков сложно, практически невозможно вносить новые признаки и производить изменения в коде без коренной перестройки классификатора. Поэтому применять последовательный метод кодирования целесообразно в тех случаях, когда набор признаков классификации и их последовательность стабильны в течение длительного времени.

Параллельный метод кодирования - это метод, при котором код объекта классификации и (или) классификационной группировки образуется с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Параллельный метод кодирования имеет ряд преимуществ. К достоинствам рассматриваемого метода кодирования относится гибкость структуры кода, обусловленная блочностью его построения. Метод позволяет использовать при решении конкретных технико-экономических и социальных задач коды только тех признаков объектов, которые необходимы, что дает возможность работать в каждом отдельном случае с кодами небольшой длины. При этом методе кодирования можно осуществлять группировку объектов по любому сочетанию признаков. Параллельный метод кодирования хорошо приспособлен для машинной обработки информации. По конкретной кодовой комбинации легко указать, набором каких характеристик описывается рассматриваемый объект. Набор признаков при необходимости может легко пополняться присоединением кода нового признака. Это свойство параллельного метода кодирования особенно важно при решении технико-экономических задач, состав которых меняется со временем. В утвержденном Госстандартом РФ в декабре 1995 года Общероссийском классификаторе информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) все общероссийские классификаторы были распределены на восемь групп в зависимости от вида информации, на которую они разработаны:

1 - социальная информация;

2 - информация по описанию организации экономики;

3 - информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах;

4 - информация о природных и трудовых ресурсах;

5 - информация о финансово-кредитной сфере;

6 - информация об управленческой документации, показателях и единицах измерения;

7 - информация о стандартах и технологических процессах;

8 - прочие виды технико-экономической и социальной информации.

Общероссийские классификаторы ТЭСИ, кроме основной функции стандартного языка формализованного описания данных в информационном обеспечении управления, могут выполнять следующие функции:

Быть самостоятельными массивами справочной информации по основным объектам народного хозяйства;

Служить системой идентификаторов для обозначения объектов народного хозяйства;

Быть основой построения структур различного рода информационно-поисковых систем, баз и банков данных;

Являться средством унификации управленческой документации и технико-экономических и социальных показателей;

Служить инструментом стандартизации информационного обеспечения управления.

Как было сказано выше, основной функцией общероссийских классификаторов ТЭСИ, входящих в состав ЕСКК РФ, является функция стандартного языка формализованного описания данных. Классификаторы позволяют преобразовать данные на естественном языке в язык кодов, лучше приспособленный для обработки информации с помощью средств вычислительной техники.

1.1 Использование классификаторов ТЭСИ в текущей работе отдела труда и заработной платы управления «Челябэнерго»

Отдел труда и зарплаты в текущей работе пользуются отраслевым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих электроэнергетики. Он включает характеристики профессий рабочих, занятых преимущественно на предприятиях электроэнергетической отрасли. Настоящий Тарифно-квалификационный справочник разработан АО «ЦОТэнерго» по заданию Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и Российского акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России», согласован с Всероссийским комитетом «электропрофсоюз», и утвержден Министерством труда и социального развития РФ (постановление Минтруда России от 12.03.99 №5, приложение 8). ТКС содержит два раздела: «Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии» и «Ремонт оборудования электростанций и сетей», разработанные в целях улучшения организации, нормирования и стимулирования труда. В ТКС уточнены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих в связи с изменением содержания труда, связанного с научно- техническим прогрессом, возросшими требованиями к качеству продукции, квалификации рабочих, их общеобразовательной и специальной подготовке (Приложение 9).

2. Что представляет собой Общероссийский классификатор управл енческой документации (ОКУД)

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве. Общероссийский классификатор управленческой документации разработан взамен Общесоюзного классификатора управленческой документации (1 89 012) на территории Российской Федерации. ОКУД предназначен для решения следующих задач:

регистрации форм документов;

упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;

сокращения количества применяемых форм;

исключения из обращения неунифицированных форм документов;

Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации (УСД).

Код унифицированной формы документов состоит из семи цифровых десятичных знаков и контрольного числа (КЧ). В ОКУД принята иерархическая классификация с тремя ступенями.

Каждая позиция классификатора состоит из двух блоков:

блока идентификации;

блока наименований объекта классификации.

Идентификация унифицированной формы проводится через классификацию.

Структура кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД:

Класс форм

Подкласс форм

Регистрационный номер

Контрольное число

Пример кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД:

09010046 Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд 09 01 004 6

Унифицированная система документации

Пенсионного фонда

Документация по учету и распределению средств

Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд

Контрольное число

В кодовом обозначении унифицированной формы документа отражены следующие признаки классификации: первый и второй знаки (класс форм) - принадлежность унифицированной формы документа к соответствующей унифицированной системе документации; третий и четвертый знаки (подкласс форм) - общность содержания множества форм документов и направленность их использования; пятый, шестой и седьмой знаки - регистрационный номер унифицированной формы документа внутри подкласса; восьмой знак - контрольное число.

Блок наименований объекта классификации представляет собой запись наименования конкретной унифицированной формы документа.

В унифицированной системе отчетно-статистической документации (06 класс) помимо кодового обозначения унифицированной формы документа, контрольного числа и наименования формы содержатся также "индекс" и "периодичность" представления в связи с необходимостью обеспечения преемственности обозначений, сложившихся в органах государственной статистики.

Коды ОКУД подлежат простановке в унифицированных формах документов.

Классы с 60 по 79 включительно, не приведенные в ОКУД, выделены для унифицированных систем документации Вооруженных Сил Российской Федерации. Регистрацию унифицированных форм документов этих систем осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации в установленном им порядке.

Вновь разработанные унифицированные формы документов, входящие в УСД, подлежат регистрации во ВНИИКИ Госстандарта России путем включения их в ОКУД.

Система ведения ОКУД предусматривает взаимодействие ВНИИКИ Госстандарта России с организациями (подразделениями) министерств и ведомств России, ответственных за разработку и утверждение УСД.

3. Табель унифицированных форм документов

В число функций, выполняемых службой ДОУ, входит совершенствование форм и методов работы с документами, и в рамках этой функции служба ДОУ занимается совершенствованием форм документов, применяемых в деятельности учреждений как по составу, и по форме. Реализуется эта функция разработкой Табеля унифицированных форм документов, применяемых в деятельности учреждения.

Положения о необходимости разработки Табеля форм документов содержится в проекте новой Государственной системы документационного обеспечения управления. Разработка табеля позволяет решить одновременно несколько задач, это:

оптимизация состава применяемых в организации форм документов и их закрепление в едином нормативном документе;

классификация применяемых в деятельности организации форм документов по функциям и задачам управленческой деятельности (или по структурным подразделениям);

унификации состава и форм управленческих документов, сокращение применяемых форм документов исключение из форм документов дублирующих показателей;

унификация и нормативное закрепление процедуры подготовки (или ее отдельных, наиболее важных этапов) управленческих документов в организации;

упорядочение в целом документационного обеспечения организации в целях повышения эффективности использования компьютерных информационных технологий и оптимизации документооборота организации.

Опыт показывает, что табель является прекрасным инструментом и оптимизации, и «инвентаризации» форм документов учреждения именно в условиях автоматизированной подготовки и обработки документов.

Наряду с оптимизацией состава документов Табель форм документов одновременно позволяет зафиксировать основные этапы прохождения документа в организации, тем самым он позволяет оптимизировать и документооборот учреждения.

В текущей деятельности организации Табель форм документов выполняет функцию справочника, содержащего в упорядоченном виде наименования форм документов, используемых в деятельности организации, и позволяющего оставлять оперативный поиск необходимых форм документов, а также позволяет осуществлять контроль за деятельностью исполнителей, исключая возможность появления непредусмотренных форм документов. В табель включаются документы всех структурных подразделений учреждения, он является нормативным документом и утверждается руководителем учреждения. В своей работе я представила Табель унифицированных форм документов, которые применяются в отделе кадров управления «Челябэнерго» (см. приложение 1).

Как правило, наряду с разработкой Табеля форм документов проводится разработка Альбома унифицированных форм документов, включенных в табель, эта работа является логическим продолжением табеля и связана с ним на содержательном уровне.

Разработка и последующее ведение табеля и альбома, то есть внесение в них изменений, контроль за их применением осуществляется службой ДОУ, которая отвечает за поддержание табеля в актуальном состоянии. Процедура разработки табеля и альбома форм - это достаточно трудоемкие процессы, требующие специальных знаний и навыков. Поэтому многие учреждения привлекают для этого на договорных началах специализированные организации, занимающиеся совершенствованием ДОУ.

В процессе ведения табель и альбом форм включаются вновь утвержденные и введенные в действие формы документов, а также формы документов, включение которых основывается на практической целесообразности. Формы документов включаются в табель и альбом только с разрешения руководителя учреждения.

Каждое структурное подразделение учреждения должно иметь экземпляр Инструкции по делопроизводству, Табеля и Альбома унифицированных форм документов. Для повседневного использования этих документов наиболее целесообразной является их электронная форма, обеспечивающая быстрый доступ к этим документам на любом рабочем месте, оснащенным персональным компьютером.

4. Что представляет собой Общероссийский классификатор специ альностей по образованию (ОКСО)

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (далее - ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию

(1 89 094) на территории Российской Федерации (Приложение 6). ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

Регулирования приема и выпуска специалистов;

Статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;

Интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;

Сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации. Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы. Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности. В качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня подготовки. Каждый подраздел ОКСО содержит уровневую классификацию объектов. В подразделе "Специальности среднего профессионального образования" выделяют следующие уровни классификации:

Группа специальностей;

Специальность;

Специализация.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

Структурно описание объекта классификации включает:

Блок идентификации объекта;

Блок наименования объекта;

Блок фасетов классификационных признаков объекта.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков и контрольное число (КЧ).

Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО для специальностей среднего профессионального образования имеет вид:

ХХ + ХХ + ХХ + 1 + КЧ.

Признаки идентификационного кода распределяют следующим образом: для специальностей среднего профессионального образования

1, 2-й знаки - группа специальностей;

3, 4-й знаки - специальность;

5, 6-й знаки - специализация;

При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного кода (первых 4 знаков блока идентификации).

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов.

Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации.

Блок фасетов классификационных признаков для специальностей, направлений подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие данного объекта определенной позиции Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков.

Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:

Х + ХХ + ХХ.

Признаки распределяют следующим образом:

1-й знак - ступень образования;

2, 3-й знаки - изучаемая область в рамках ступени;

4, 5-й знаки - группа образовательных программ в пределах изучаемой области.

Специальности и направления подготовки определяются Госкомвузом России. Специализации, необходимые для целей статистического учета на федеральном уровне (филологические, лингвистические), определяются Госкомстатом России в инструктивных материалах для заполнения унифицированных форм отчетно-статистической документации. Остальные специализации определяются учебными заведениями в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России, и в ОКСО не отражаются.

Примеры кодирования объектов классификации для различных разделов и подразделов ОКСО представлены ниже.

Пример кодирования объектов классификации "Среднее профессиональное образование".

Код 0101 00 1 означает:

01 - естественнонаучные специальности - группа специальностей;

0101 - гидрология - специальность;

0101 00 1 - специальность среднего профессионального образования - уровень подготовки.

Система ведения Общероссийского классификатора специальностей по образованию предусматривает взаимодействие Госкомвуза России с Госстандартом России.

5. Общероссийск ий классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов предназначено для специалистов органов по труду и включает дополнительную информацию о диапазонах тарифных разрядов в разделе "Профессии рабочих". Разработан на основе законодательных и нормативных актов по состоянию на 8 августа 1995 года.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016.

Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

профессии рабочих;

должности служащих.

Первый раздел - профессии рабочих - включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.

Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации "О государственных должностях Российской Федерации" N 32 и "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" N 33 от 11 января 1995 года.

Каждая позиция классификатора состоит из трех блоков:

блока идентификации;

блока наименования объекта классификации;

информационного блока.

Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.

Структура кодового обозначения профессии рабочего (должности служащего) в классификаторе:

| | | контрольное число (КЧ)

| | серийно-порядковый номер объекта классификации

| профессия (1)

должность (2)

Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.

В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.

Информационный блок профессий рабочих включает фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определенным позициям Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93*. Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает четыре знака.

Кроме того, в информационный блок ОКПДТР входят семь фасетов, характеризующих профессии рабочих по следующим признакам:

виды производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС - два знака, фасет 01;

тарифные разряды - один знак, фасет 02;

формы и системы оплаты труда - два знака, фасет 04;

условия труда - один знак, фасет 05;

степень механизации труда - один знак, фасет 06;

производные профессии - один знак, фасет 07.

Пример кодирования по ОКПДТР профессии токаря:

19149 6 02 7223 5 12 1 2,

где: 1 - профессия;

9149 - токарь;

6 - контрольное число;

02 - 2-й выпуск ЕТКС;

7223 - базовая группа по ОКЗ (Станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования);

5 - 5-й тарифный разряд;

12 - сдельно-премиальная системы оплаты труда;

1 - нормальные условия труда;

2 - рабочий, выполняющий работу при помощи машин и механизмов.

Фасет 07, характеризующий степень квалификации рабочих (старший, помощник), применяют для различных профессий в соответствии с действующими нормативными документами.

Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определенным позициям ОКЗ (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:

производные должности - два знака, фасет 11;

Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирают фасет 11 или 12.

Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:

24695 1 1 1231 03,

2 - должность;

4695 - начальник отдела (финансово-экономического и административного);

1 - контрольное число;

1231 - базовая группа по ОКЗ (Руководители

финансово-экономических и административных подразделений и служб);

03 - производная должность - заместитель.

Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ. В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия "занятие", "профессия", "должность" различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих должностей служащих

Состав и последовательность расположения фасетов информационного блока определяются спецификой конкретных задач, решаемых с помощью классификатора.

В информационном блоке в качестве дополнительных признаков могут быть использованы также коды и наименования других общероссийских классификаторов технико-экономической информации (Приложение 6).

При разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на ОКПДТР.

Система ведения классификатора предусматривает взаимодействие НИИ труда и ЦБНТ Минтруда России с ВНИИКИ Госстандарта России.

6. Общероссийский классифи катор стран мира

Регистрационный номер: ОК 025-95 разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России и Объединением "ИнформВЭС" МВЭС России. Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

Дата введения 1996-01-07 .

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации (см. приложение 4).

Общероссийский классификатор стран мира разработан взамен Общесоюзного классификатора "Страны мира" (1 89 092) на территории Российской Федерации.

ОКСМ предназначен для идентификации стран и может использоваться в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей.

В основу ОКСМ положен международный стандарт ИСО 3166-93 "Коды для представления названий стран", разработанный Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Объектами классификации ОКСМ являются суверенные государства или любые другие территории, имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.

Структурно классификатор состоит из блоков:

цифровой идентификации;

наименования стран;

буквенной идентификации (код альфа-2, код альфа-3).

Блок цифровой идентификации построен с использованием порядкового метода кодирования с применением трех цифровых десятичных знаков.

Блок наименования состоит из краткого и полного официального наименования страны (территории). Отсутствие в позиции классификатора полного наименования страны означает его совпадение с кратким наименованием. Написание названий государств - бывших республик СССР приводится в соответствии с требованием Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. (ВЧ-П9--19156).

Блок буквенной идентификации стран представляет собой двухзначный (альфа-2) и трехзначный (альфа-3) коды, знаками которых являются буквы латинского алфавита.

Основным принципом, который использовался при создании буквенных кодов, является принцип визуальной ассоциации кодов с названиями стран на английском, французском или других языках.

Трехбуквенные коды применяются в особых случаях, определяемых компетентными организациями. Цифровой код имеет преимущество перед буквенным кодом, заключающееся в том, что на него не влияют изменения в наименованиях стран, которые могут повлечь за собой изменения кода альфа-2 и альфа-3.

Для удобства пользования классификатором имеется несколько приложений. Приложение А включает краткие и полные наименования стран (территорий), расположенные в алфавитном порядке кратких наименований, а также их буквенные и цифровые коды.

Приложения Б и В содержат перечни буквенных кодов альфа-2 и альфа-3, расположенные в порядке латинского алфавита и соответствующие им краткие наименования стран.

В целях сохранения преемственности получения информации для таможенной статистики в ОКСМ приведено приложение Г (В работе приложений Б,В,Г нет, я взяла только часть классификатора, которая приведена в приложении 4).

Система ведения ОКСМ предусматривает взаимодействие Всероссийского научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России с Объединением "ИнформВЭС" МВЭС России.

Приложение 1

Форма табеля унифицированных форм документов, применяемых в управлении «Челябэнерго»

Утвержден Приказ № 319 Табель унифицированных форм документов, применяемых в отделе кадров управления «Челябэнерго»

Наименование унифицированной формы документа

код формы документа

ответственный за подготовку и оформление

срок под готовки

периодичность подготовки

согласование проекта документа

удостоверение

куда представляется

срок представления

срок исполнения

тираж бланков в год

структурное подразделение и должность ответственного за регистрацию

структурное подразделение и должность ответственного за контроль

место- нахождение первого экземпляра (второго экземпляра)

Примечание

по отраслевому классификатору

внутреннее

утверждение

Заявление о приеме на работу

Специалист по кадрам А..Зыков

Дата приема на работу

1 раз при приеме на работу

Генеральный директор

Ген. директор

Ген. Директор

отдел кадров

дата приема на работу

Отдел кадров Специалист по кадрам А.Зыков

Отдел кадров

Контракт о назначении на должность

Помощник ген. директора по кадрам

дата назначения на должность

1 раз при назначении

Генер. директор

Ген. директор

Ген. директор

отдел кадров

Дата назначения на должность

Помощник ген. дирек- тора по кадрам

Отдел кадров

Приказ о приеме на работу

Специалист по кадрам А.Зыков

Дата приема на работу

1 раз при приеме на работу

Ген. директор

Ген. директор

Ген. директор

отдел кадров

дата приема

Отдел кадров Специалист по кадрам А.Зыков

Отдел кадров Специалист по кадрам А.Зыков

Отдел кадров

Заявление о переводе на другую работу

Специалист по кадрам А.Зыков

Дата подачи заявления

1 раз при переводе

Ген. директор, начальник отдела

Ген. директор нач. отдела

Подобные документы

    Нормативно-методическая база документационного обеспечения управления, её состав. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Хранение документов в электронной форме. Пример составления заявления, протокола, акта.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Состав и структура персонала предприятия. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Управление персоналом предприятия. Основные направления совершенствования организации труда. Оплата труда персонала.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Законодательное регулирование делопроизводства и архивного дела. Нормативно-методическое регулирование делопроизводства. Правовые основы стандартизации в Российской Федерации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Унифицированные системы документации, их роль в управлении, регламентации по созданию соответствующего альбома. Анализ ООО "Южная Кубанская торгово-промышленная компания", разработка унифицированных форм документов по работе с клиентами, их содержание.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Состав нормативно-методической базы делопроизводства: законы и правовые акты Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти в области документационного обеспечения. Классификаторы технико-экономической и социальной информации.

    контрольная работа , добавлен 10.10.2011

    История организации и организационная структура исследуемого предприятия, законодательные акты и нормативные документы управленческой документации. Разработка и оценка эффективности предложений по оптимизации работы с управленческой документацией.
    Разработка и применение классификационных справочников в делопроизводстве (номенклатура дел, табель форм документов, альбом форм документов)

    Понятие документа, делопроизводства и документационного обеспечения, история и особенности эволюции данного процесса в ходе петровских реформ. Классификационные справочники, разработка и применение: номенклатура дел, табель и альбом форм документов.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2014

    Изучение состава документов кадровой документации: примерная форма трудового контракта, заявление о приеме на работу, о переводе на новую должность. Приказы по личному составу и их оформление. Личная карточка рабочих и служащих, ее типовая форма.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - это нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации .

Общероссийские классификаторы устанавливают единые наименования объектов на национальном уровне и соответствующие им коды. Данные общероссийских классификаторов широко используются для формирования баз данных о продукции, услугах и иных объектах в масштабе страны; управления документооборотом и принятия решений на национальном уровне; обеспечивают идентификацию объектов по соответствующим кодам.

Общероссийские классификаторы являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией .

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». Порядок разработки ОК устанавливают правила «ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов».

По состоянию на 2013 год в РФ действует 34 общероссийских классификатора . Перечень действующих общероссийских классификаторов представлен в таблице 7.1.

Таблица 7.1 – Перечень общероссийских классификаторов

Обозначение

Наименование общероссийского классификатора

ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000

Общероссийский классификатор стандартов

Общероссийский классификатор услуг населению

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

Общероссийский классификатор продукции

Общероссийский классификатор предприятий и организаций

Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Общероссийский классификатор занятий

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления

Общероссийский классификатор управленческой документации

Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (Классификатор ЕСКД)

Общероссийский классификатор основных фондов

ОК (МК (ИСО 4217) 003–97) 014–2000

Общероссийский классификатор валют

ОК 015-94 (МК 002-97)

Общероссийский классификатор единиц измерения

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации

Общероссийский классификатор информации о населении

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления

Общероссийский классификатор деталей, изготовляемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой

Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения

Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения

Общероссийский классификатор начального профессионального образования

Общероссийский классификатор экономических регионов

ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001

Общероссийский классификатор стран мира

Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах

Общероссийский классификатор форм собственности

Общероссийский классификатор организационно–правовых форм

ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов

Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов

Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований

В практике стандартизации широко используются Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

Стандартизация требований к продукции и услугам начинается со стандартизации наименований данных объектов, унифицированные названия которых представлены в ОКП и ОКУН. Разработанные стандарты на разные объекты тематически объединяются в разделы, группы, подгруппы, наименования и коды которых представлены в Общероссийском классификаторе стандартов.

Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, построенный по иерархической системе классификации.

ОКП включает восемьдесят четыре класса продукции, каждый из которых иерархически подразделяется на подклассы, группы, подгруппы и конкретные виды продукции. Код ОКП включает шесть значащих цифр и контрольное число.

ОКП используется для идентификации продукции и оформления документации на продукцию. ОКП исключает различные наименования для одной и той же продукции на территории всей страны. Выдержки из ОКП представлены в приложении В .

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований услуг, построенный по иерархической системе классификации.

ОКУН включает тринадцать групп услуг, каждая из которых иерархически подразделяется на подгруппы, виды и конкретные услуги. Код ОКУН включает шесть значащих цифр и контрольное число.

ОКУН используется для идентификации услуг и оформления документации на услуги. ОКУН исключает различные наименования для одной и той же услуги на территории всей страны. Выдержки из ОКУН представлены в приложении Г .

Общероссийский классификатор стандартов ОК 001-2000 (ОКС) - это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных группировок, используемых для классификации стандартов и других нормативно- технических документов.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам, обеспечивая предоставление информации и распространение этих документов в национальном, межгосударственном и международном масштабах.

ОКС разбит на сорок один тематический раздел, каждый из которых подразделяется на группы и подгруппы. Код ОКС включает восемь разрядов.

Для удобства использования ОКС снабжен алфавитно-предметным указателем, приведенным в приложении к документу, в котором в алфавитном порядке представлены наименования объектов стандартизации и соответствующие им коды. Информацию в ОКС удобно искать с использованием алфавитно-предметного указателя.

Выдержки из ОКС представлены в приложении Д .

1.6. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

Классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.

Классификации и кодированию подлежат социальные и экономические объекты и их свойства, информация о которых используется в деятельности органов власти и управления и содержится в унифицированных формах документов.

Совокупность классификаторов технико-экономической и социальной информации, научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению, а также служб, осуществляющих работы по классификации и кодированию, составляет Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСККТЭСИ).

В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.

Все классификаторы в зависимости от содержания подразделяются на следующие группы.

1. Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях:

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);

Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

Общероссийский классификатор валют (ОКВ);

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и т. д.

2. Классификаторы информации об организационных структурах:

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР);

Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и др.

3. Классификаторы информации о населении и кадрах:

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и др.

Код классификатора состоит их цифровых десятичных знаков и контрольного числа и строится следующим образом: ХХ ХХ ХХХ Х, где:

Первые две цифры (класс формы) – принадлежность унифицированной формы документа к соответствующей УСД;

Третья и четвертая цифры (подкласс формы) – общность содержания множества форм документов и направленность их использования;

Следующие три цифры – регистрационный номер унифицированной формы документа внутри подкласса;

Последняя цифра – контрольное число.

Из книги Платежные карты: Бизнес-энциклопедия автора Проект

Карты в социальной сфере

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

1.1. Технико-экономическое обоснование Технико-экономическое обоснование (ТЭО) используется для краткого описания необходимости и целесообразности осуществления каких-то затрат. Объем ТЭО – обычно 2–3 страницы, иногда чуть больше. Основные задачи ТЭО:? показать, что

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

6. Преобразования в социальной сфере В середине 1950-х гг. был разработан проект мер, предназначенных для улучшения жизни населения. Систематически повышалась зарплата (ежегодно примерно на 6%), особенно у работников с минимальным доходом. Сокращается рабочая неделя с 48 до 40

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

3. Информационное обеспечение экономического анализа. Систематизация и обработка экономической информации Экономический анализ базируется на системе экономической информации.Система экономической информации – совокупность данных, всесторонне характеризующих

автора Ольшевская Наталья

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

50. Основы организации компьютерной обработки экономической информации и ее анализа Экономический анализ поднялся на новую ступень в связи с применением для обработки экономической информации персональных ЭВМ (ПЭВМ).Применение ПЭВМ позволяет реально повысить

автора

Тема II. Текущее технико-экономическое планирование

Из книги Планирование на предприятии: конспект лекций автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 4 Общая характеристика текущего технико-экономического планирования Технико-экономическое планирование является средством реализации стратегического плана, заключается в краткосрочном планировании деятельности предприятия в целом и его бизнес-единиц,

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

7.7. Реформы в социальной сфере Социальная сфера в целом в силу различных обстоятельств осталась практически не затронутой рыночными преобразованиями. Благоприятные возможности 1992–1994 годов упущены.Между тем необходимость реформ в этой сфере становится все более

Из книги Новая русская доктрина: Пора расправить крылья автора Багдасаров Роман Владимирович

4.11. О социальной политике В последние 15 лет российское общество сильно поляризовалось. Огромная масса населения оказалась отброшена на обочину жизни. К сожалению, и в последние годы этот процесс поляризации не был повернут вспять - разрыв между бедными и богатыми только

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

71. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И все же экономическая история Советского Союза была бы неполной без изучения больших изменений, которые происходили на рубеже 1950-1960-х гг. в социальной сфере и коснулись в первую очередь городского населения.Главным среди других был

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 4. Понятие группировок, классификаций и номенклатур в экономической статистике. Единая Система Классификации и Кодирования информации Классификации, группировки и номенклатуры являются одним из наиболее важных инструментов изучения экономических явлений и

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

11 МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Социальная сфера – это вид деятельности, предмет которой составляют человек и его потребности. Социальная сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

1.6. Технико-экономические показатели проекта на первый

Из книги Качество, эффективность, нравственность автора Гличев Александр Владимирович

1.7. Классификаторы продукции и услуг Когда речь идет о производстве в целом, возникает ряд вопросов, например, как отслеживать изменение потребностей, как учитывать движение товарной массы, как осуществлять расчеты c оптовыми и розничными покупателями, планировать

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Потенциал социальной ценности Чтобы идея превратилась в жизнеспособную социальную возможность, она должна обладать потенциалом к созданию социальной ценности для целевых благоприобретателей. Пять критериев для оценки такого потенциала – это социальная потребность,