Инструкция по ценообразованию действующая в году. Реформа ценообразования в строительстве результатов пока не принесла

Реформа ценообразования в строительстве: интересы отрасли прежде всего

Текст: Анна МАРТЫНОВА

Росатом активно участвует в проводимой Минстроем реформе ценообразования в строительной отрасли. Работа в самом разгаре, и за учет каждой отраслевой особенности в новой государственной нормативно-правовой базе специалисты госкорпорации ведут жаркие баталии.

В РФ полным ходом идет реформа ценообразования в строительном комплексе. Минстрой работает над созданием комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базы в области ценообразования и сметного нормирования.

Основная цель реформы - добиться того, чтобы цены на стройках, особенно государственных, не завышались и уже на этапе планирования заказчики и строители могли как можно точнее прогнозировать итоговую стоимость проектов.

Росатом - один из крупнейших строительных заказчиков в стране. Ежегодный объем капвложений ГК в РФ превышает четверть триллиона рублей. Вопрос контроля стоимости проектов - самый острый для Росатома.

«Учитывая, что в настоящее время атомная отрасль России отнесена к приоритетным направлениям развития экономики и мы решаем глобальную задачу по росту объемов строительства АЭС, для нас ключевым вопросом по-прежнему является повышение точности прогнозных расчетов стоимости строительства», - сказал директор по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе госкорпорации «Росатом» Геннадий Сахаров. Поэтому в реформе Росатом принимает самое непосредственное участие.

400 с лишним дней реформы
Реформа ценообразования началась в ноябре 2015 года, после рассмотрения на Общественном совете при Минстрое РФ. Концепцию назвали «400 дней», закрепив в названии прогнозные сроки ее реализации. Как часто бывает с реформами, времени потребовалось больше.

Изначально предполагалось, что основные мероприятия будут завершены к началу 2017 года. Но только в июле 2016 года был утвержден ключевой документ - ФЗ‑369, который в отрасли называют «законом о ценообразовании». В этом законе были определены основные изменения, которые необходимо внести в Градостроительный кодекс и ФЗ‑39 «Об инвестиционной деятельности». Закон был доработан к июлю 2017 года. В итоге впервые на законодательном уровне был закреплен понятийный аппарат: такие термины, как «сметная стоимость строительства», «реконструкция и капитальный ремонт», «сметные нормы», «сметные цены строительных ресурсов» и «сметные нормативы».

В конце 2016 года были утверждены постановления правительства «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» и «О мониторинге цен строительных ресурсов». Введена в действие «Федеральная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве» редакции 2017 года, утверждены «Методики разработки и применения сметных норм».

Помимо прочего, правительство решило создать Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) - ресурс для централизованного сбора, хранения и использования данных всеми участниками отрасли. «ФГИС ЦС - это "Яндекс" в области ценообразования и сметного нормирования», - сказал начальник Управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы России Андрей Савенков на одной из конференций, посвященной реформе.

Во ФГИС ЦС вносятся утвержденные сметные нормативы. Их использование будет обязательным для застройщиков, осуществляющих проекты с использованием бюджетных денег, а также для госкорпораций и компаний с государственным участием более 50 %. Но при этом база сметных нормативов будет открыта для всех. «На нее сможет опираться любой участник строительного рынка, и даже любой гражданин для личных целей сможет получить из базы информацию о стоимости услуг машин и механизмов, строительных материалов и труда», - говорит глава Минстроя России Михаил Мень. ФГИС ЦС начала работу в конце сентября 2017 года.

Стоит обратить внимание на то, что РФ «забрала» себе эксклюзивное право на базу сметных нормативов. Существовавшие до этого отраслевые базы постепенно прекращают свое действие, «вливаясь» в государственную. Помимо отраслевых баз крупных корпораций: Росатома, Газпрома, РЖД, Роснефти, - свои сметные базы есть у Минтранса (на капитальный ремонт федеральных трасс) и Минкульта (на реставрационные работы).

Реформа действительно назрела, отмечают эксперты. Ценообразование в строительстве давно уже представляло собой набор устаревших нормативно-правовых актов, конфликтующих и слабо связанных. Запутанная нормативная база давала возможность завышать стоимость строительства уже на этапе проектирования.

В профессиональном сообществе давно сформировался запрос на усовершенствование действующих нормативов, отмену норм по устаревшим технологиям и разработку новых, исключение в методиках двоякого и неоднозначного толкования некоторых положений, сказала «Атомному эксперту» заместитель директора по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе - начальник Управления отраслевого ценообразования в строительстве и проведения стоимостных экспертиз госкорпорации «Росатом» Ирина Триполец.

Интересы Росатома
Росатом, чрезвычайно заинтересованный в учете отраслевых особенностей при разработке нормативно-методических документов в рамках реформы, еще в 2016 году подписал с Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» план взаимодействия между ведомствами.

Работа ведется по целому ряду направлений: переработка отраслевых сметных нормативов в государственные, включение в классификатор строительных ресурсов номенклатуры материально-технических ресурсов и оборудования отрасли, учет в разрабатываемой государственной методологии специфики сооружения объектов использования атомной энергии и других.

Специалисты госкорпорации «Росатом» участвуют в рабочих группах по сопровождению разработки методических документов, выдвигают предложения и замечания по проектам документов и отстаивают позицию Росатома по ним. «Цель нашей работы - обеспечить интересы госкорпорации „Росатом" с точки зрения ценообразования и сметного нормирования», - говорит И. Триполец.

Существенная работа предстоит в области методологии, описывающей, как по-новому определять стоимость строительства: рассчитывать затраты по отдельным видам работ, разрабатывать и применять сметные нормы. В ходе реформы проходит актуализация всех методик. «Например, „Порядок определения стоимости строительства" - настольная книга для специалистов по ценообразованию в проектных институтах, в службах заказчика, у инвесторов», - поясняет И. Триполец. И в новых, и в актуализируемых методиках должны быть отражены вопросы, связанные со спецификой строительства объектов использования атомной энергии.

В их числе - повышенная оплата труда рабочих строительных и монтажных специальностей, занятых при строительстве таких объектов. Росатом строит технически сложные объекты, с крайне высокими требованиями к радиационной, ядерной и сейсмостойкой безопасности расположенных в них технологических систем. Для работы на стройках нужны высококвалифицированные специалисты, зарплатные запросы которых, по оценкам госкорпорации, выше среднерыночных в среднем на 30 %.

Минстрой пока не учел эту специфику: формирование «сметных цен на затраты труда», учитываемых в методиках, зависит только от соотношения в регионе строительства низкооплачиваемых и высокооплачиваемых профессий (в том числе не относящихся к строительству), данные по которым передаются в Федеральную службу государственной статистики, комментируют эксперты ОЦКС. Госкорпорация пытается отстоять свое право самой предоставлять сметные цены на затраты труда «атомных» рабочих.

Для этого был подготовлен проект изменений в «Правила мониторинга цен строительных ресурсов», который пока обсуждается с заинтересованными сторонами. «В советское время, в 1983 году, для решения подобных вопросов Совет Министров СССР в виде исключения разрешил Минсредмашу и Минэнерго повысить заработную плату рабочим на 25%», - напоминает И. Триполец.

В отношении подходов к оплате труда очень много нареканий не только у Росатома, но и у других крупных заказчиков строительства, говорят эксперты. «Минстрой выдвигает идею: заработная плата должна формироваться по итогам статистических данных в среднем по региону; это неправильно. Кроме дополнительных расходов, которые нужно учитывать, таких как затраты на вахтовый метод, командирование рабочих, перебазировку подрядных организаций и прочее, у РЖД, Минтранса, Росатома есть сформированные подходы к оплате труда и собственные тарифные соглашения. Все это должно быть учтено», - сказал «Атомному эксперту» президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин.

Перечень особенностей одной только атомной отрасли, которые нужно учесть в «Методиках», крайне обширен. Например, в отрасли используют конструкции индивидуального изготовления: кабельную продукцию, трубопроводы, закладные детали, узлы трубопроводов и многое другое. Стоило бы учесть также затраты, связанные с усиленной ведомственной охраной и обеспечением специального пропускного режима на объектах.

И особые условия страхования строительно-монтажных и ядерных рисков. И содержание служб заказчика, включая эксплуатационный персонал. Свою специфику имеют монтаж и наладка головного оборудования, пусконаладочные работы на атомных объектах.

Жаркие дискуссии и споры
Предложения, обосновывающие документы и замечания не единожды направлялись разработчикам, говорит И. Триполец. Но «Главгосэкспертиза» и Минстрой России продолжают считать многие требования атомщиков необоснованными.

«Очень сложно что-либо доказать. У Минстроя как у регулятора на все есть свое мнение. Мы прикладываем очень много усилий, готовим огромное количество обосновывающих документов, дабы подтвердить наши затраты и добиться того, чтобы они были учтены при разработке документов. Любая строчка, которая появится в новых нормативно-методических документах и будет отражать специфику отрасли, достанется нам колоссальными усилиями», - констатирует она.

Чтобы обосновать свою позицию, атомщики переносят нормирование непосредственно «в поле». В начале сентября 2017 года специалисты Главгосэкспертизы провели работы по техническому нормированию на площадке строящейся Ленинградской АЭС‑2. По итогам проведенных работ были зафиксированы 23 строительных процесса, которые послужат основой разработки государственных элементных сметных норм, учитывающих реалии строительно-монтажных работ на АЭС.

Сложности работы с регуляторами возникают не только при обосновании специфических отраслевых затрат. Ранее Росатом мог сам планировать перечень нормативов, которые необходимо разработать и утвердить. Этот перечень направлялся в Минстрой для включения в Федеральный реестр. «Сегодня установлен другой порядок: само министерство утверждает план нормативов, подлежащих разработке. Говоря проще, в 2018 году можно будет разработать только те нормы, которые были в плане Минстроя.

В нашей заявке на 2018 год было 200 норм. Минстрой согласовал 11, с обещанием, что остальные будут согласованы в 2019-м и в последующие годы. Но мы не можем ничего откладывать, отрасль живет здесь и сейчас», - заявляет И. Триполец. Поэтому приходится всеми возможными способами убеждать Минстрой: Росатому нужны результаты как можно скорее.

Еще один пример - ситуация с «Методикой определения стоимости строительства за рубежом» (важным документом, с учетом многомиллиардного портфеля госкорпорации по строительству АЭС в различных странах). Разработка этой «Методики» началась в 2013 году. Проект документа несколько лет согласовывался в министерстве стоительства, и в 2016 году наконец регуляторы «дали добро»: было получено положительное заключение Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (впоследствии ФЦЦС «влился» в состав «Главгосэкспертизы»).

На основании этого заключения, по процедуре, Минстрой должен был внести «Методику» в федеральный реестр. Однако министерство отказалось сделать это, потребовав еще одного цикла доработки.

Этот вопрос для Росатома настолько важен, что о нем шла речь на самом высшем уровне - на рабочей встрече генерального директора госкорпорации Алексея Лихачева с главой Минстроя Михаилом Менем. Договорились сформировать межведомственную рабочую группу, которую возглавил замминистра Хамит Мавлияров; в ее состав вошли представители Управления делами Президента РФ, МИДа, а также других крупнейших заказчиков строительства в РФ, таких как Роснефть и Газпром. Рабочая группа собирается с начала 2017 года. «Разработка методики ведется с очень жаркими баталиями», - сообщила И. Триполец.

Влияние на проекты
Специалисты уверяют, что, несмотря на сложность и масштабность текущих процессов, проводимая реформа не влияет на сроки строительства объектов использования атомной энергии.

«Программа „400 дней" - не первая реформа в сфере ценообразования в строительстве. В последние 20 лет изменения в этой сфере происходили постоянно», - говорят в ОЦКС. Работы много, но сроки строительства - важнейший приоритет. Специалисты также отмечают, что на объектах отрасли, на которых строительство было начато до выхода документов реформы, сохраняются базисно-индексный метод и отраслевые строительные нормы.

Они также не видят рисков удорожания проектов из-за реформы. «Если в результате реформы ценообразования федеральная сметно-нормативная база будет „наполнена" отраслевой спецификой определения стоимости, это не означает, что стоимость строительства увеличится и превысит предельные показатели, так как специфика строительства уже отражена в технической части проектной документации», - отметила И. Триполец.

Ведь задача в том, чтобы новые нормы отразили достоверную стоимость строительства. Были примеры, говорят в ОЦКС, когда анализ норм приводил к обратному эффекту - их оптимизации в части стоимости. Технологии строительства меняются, производства ставятся «на поток» и дешевеют. Поэтому аналитическая работа в области нормирования должна приводить к отражению реальной - а не завышенной или заниженной - стоимости строительства.

Впервые за 25 лет
Особенности обсуждаемой реформы для Росатома в том, что сейчас атомная отрасль впервые за 25 лет может получить адекватную актуальную базу сметно-нормативных документов в области строительства.

Ценообразование имеет свою историю. Атомные станции строил еще Минатом, нормативные базы существовали с 1969 года. В государственной базе 1984 года был отдельный раздел «Конструкции атомных электрических станций». Тогда атомная отрасль непосредственно участвовала в разработке расценок и норм. Но затем произошла авария на Чернобыльской АЭС, и в атомной отрасли началось «глобальное похолодание».

Между тем именно тогда в стране шла реформа ценообразования: с цен 1984 года переходили к ценам 2000-го. Госстрой разработал «дорожную карту», поручил ведомствам учесть специфику отраслей. Ввиду «заморозки» атомная отрасль в этом процессе не участвовала. «Что такое сметное нормирование? Это комплекс технических, организационных и экономических методов определения затрат времени и ресурсов, включающий разработку технологических карт на строительные процессы, проектов производства работ, технического нормирования процессов на площадке. Так как строительство АЭС было заморожено, атомная отрасль не участвовала в актуализации этой сметно-нормативной базы», - напоминает И. Триполец. В результате, когда работа завершилась выходом новой государственной сметно-нормативной базы, раздел «Конструкции атомных станций» оттуда исчез. Атомной отрасли пришлось жить по правилам 2000 года, не учитывающим специфику АЭС.

Эта проблема остро встала во второй половине 2000-х годов, когда после оживления атомной отрасли начались разработка и финансирование новых проектов. Подрядные организации столкнулись с проблемой несоответствия сметных норм технологиям, используемым на стройке: расценки были разработаны для общегражданского строительства, для жилья, для соцкультбыта, для административных зданий - для чего угодно, но не для атомных проектов.

С тех пор в Росатоме проделали большую работу, за несколько лет создав отраслевую сметно-нормативную базу. Она практически полностью была включена в «Федеральный реестр сметных нормативов» к началу 2014 года. И. Триполец озвучила объемы работы: отраслевая сметно-нормативная база насчитывает 91 сборник и более 60 тысяч различных расценок.

То, что государство решило присвоить эксклюзивное право на базу сметных нормативов, привело к неприятным для отраслевиков последствиям: одну и ту же работу приходится делать дважды. «Теперь отраслевых норм не будет. И те отраслевые нормативы, которые уже были в федеральном реестре, например, Росатома, РЖД, Газпрома, теперь подлежат переработке в соответствии с новыми требованиями Минстроя. И надо заново пройти процедуру утверждения включения этих норм - теперь во ФГИС. Это и технически, и финансово очень затратно», - говорит И. Триполец.

Эксперты считают, что отраслевые базы надо оставить как самостоятельный вид сметных нормативов. «Я считаю, что надо сохранить эту категорию - отраслевые сметные нормативы. Просто взять и „влить" их в общефедеральные - не получится. Отраслевые нормативы учитывают сложившиеся производственные связи, транспортные схемы, стоимость оборудования, показатели по оплате труда, сформированные на основе различных соглашений. Они разрабатывались и обкатывались десятки лет и учитывают все, что происходит на сложных и индивидуальных отраслевых объектах. Минстрой имеет дело в основном с жилищным строительством, а это из всех видов строительства - самый простой. Если мы закатаем всё под одну гребенку, это может иметь негативные последствия», - считает П. Горячкин.

По его словам, у Росатома, Газпрома, РЖД есть свои нормативы на те работы, которые присутствуют в государственных сметных нормативах. «По наименованию они совпадают, но по сути в них содержится немного другой состав механизмов, материалов, оборудования. При слиянии „в лоб" получится каша: виды и комплексы работ не будут связаны», - добавил он.

В планах Минстроя - слить все отраслевые нормативы с федеральными в течение 2018–2019 годов. По мнению П. Горячкина, заинтересованные министерства и крупные корпорации должны занять при этом более жесткую позицию и отстаивать сохранение собственных сметных нормативных баз.

Подсчитать каждый гвоздь
Одна из заявленных задач реформы - переход с базисно-индексного метода формирования стоимости строительства к ресурсному методу, который берет за основу современный уровень цен на строительные ресурсы в регионах с учетом транспортных издержек.

Определение стоимости ресурсным методом потребует от всех участников инвестиционной деятельности дополнительных затрат труда: от проектировщиков - на разработку смет, от заказчиков - на их проверку, отмечают эксперты. «Что такое ресурсный метод? Из сметы надо вытащить всё до последнего гвоздя. Крупный уникальный строительный объект - это десятки тысяч наименований ресурсов. И каждый ресурс надо обсчитать. Это огромная работа, несмотря на автоматизацию сметного дела», - говорит П. Горячкин.

По мнению президента Союза инженеров-сметчиков, разумнее ресурсный метод использовать для «обсчета» основных ценообразующих материалов, которые дают 95% стоимости, а по числу наименований могут составлять 10–20% от общего количества.

Ресурсный метод - не панацея от всех проблем в ценообразовании, считает И. Триполец. По ее мнению, основная проблема сейчас - это устаревшие нормы, не отражающие эффективных методов производства с использованием современных механизмов и материалов.

Так что торопиться с закреплением ресурсного метода как основного не нужно, считает П. Горячкин. Надо делать все постепенно: сначала привести в порядок сметные нормативы, затем отладить работу ФГИС. «Это движение должно занять несколько лет, чтобы строительная отрасль успевала адаптироваться. Наскоком эти вопросы не решить», - сказал он в заключение.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА

В прошлом году Минстрой РФ запустил реформу системы ценообразования в строительной отрасли и анонсировал переход на ресурсную модель проектирования. Создание федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) обойдется государственному бюджету в 180 млн рублей. Ответственным ведомством за реализацию выступает «Главгосэкспертиза». До запуска ФГИС ЦС осталось несколько месяцев - система должна заработать в конце сентября 2017 года. сайт опросил участников отрасли и экспертное сообщество, как они относятся к введению данной системы ценообразования в строительстве, действительно ли ее внедрение позволит оптимизировать работу, исключив ошибки в нормировании, а также урегулирует деятельность поставщиков строительных ресурсов.

В рамках реформирования системы ценообразования в строительной отрасли в марте уже были введены в действие утвержденные Минстроем специальные методики, которые устанавливают порядок разработки единичных расценок, сметных норм на строительные, ремонтно-строительные, пусконаладочные работы, монтаж оборудования и порядок определения сметной стоимости строительства с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр. Уже к 30 сентября Главгосэкспертиза РФ должна сформировать некий перечень юридических лиц, которые впоследствии будут предоставлять информацию о ценах на ресурсы в ФГИС ЦС. И, наконец, до 15 декабря 2017 года в ФГИС ЦС должны быть представлены практически все цены на строительные ресурсы.

В Минстрое РФ обещают, что в ФГИС ЦС будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов по всей стране с учетом территориальной специфики. На все элементы выполняемой при строительстве работы, в разрезе трудозатрат рабочих, применяемых стройматериалов и техники, будут сформированы ценовые нормы. Далее на их основе будут рассчитываться показатели стартовой сметной стоимости строительства того или иного объекта. Те поставщики строительных материалов, которые не предоставляют информацию о своем продукте в ФГИС ЦС, лишают себя возможности участвовать в госзаказе, поскольку ее нельзя будет заложить в будущую проектную документацию объекта строительства.

Таким образом ключевым моментом в применении ФГИС ЦС становится тот факт, что сметные нормативы, включенные в нее для определения сметной стоимости строительства, будут являться обязательными для субъектов, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств. В остальных же случаях утвержденные сметные нормативы могут применяться только на добровольной основе любыми участниками строительства. «Проводимая реформа ценообразования в строительстве, в первую очередь, направлена, на регулирование сектора госзакупок и не повлияет существенным образом на порядок формирования цен при реализации исключительно коммерческих проектов», - подчеркивает Ирина Афанасьева, юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы VEGAS LEX.

По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, которого цитирует «РГ», «сегодня мы продолжаем работать по принципам индексно-базисного метода, который хорош в момент стабильной экономики и малой инфляции. Ресурсный же метод предполагает создание государственно-информационной системы, оценку и ежеквартальный мониторинг стоимости всех строительных ресурсов (это и строительные материалы, и заработная плата в отрасли, и услуги машиномеханизмов, и логистика)». Министр заверил, что данной схемой смогут воспользоваться не только участники бюджетного процесса, но и все люди, которые хотят что-либо построить. Система будет выложена в открытом доступе в интернете.

«Это действительно полезная вещь для всех, она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное. Не надо забывать, что это стартовая цифра для проведения аукциона. После аукциона там уже будущие подрядчики, они уже будут принимать решение - идти на снижение или нет. Но рынок уже будет корректировать не от «палец-пол-потолок», а от нормальной более или менее стартовой стоимости», - отметил Михаил Мень в интервью изданию.

Также в Минстрое РФ уверены, что создание регулируемой системы ценообразования не вызовет вопросов в ФАС. По словам Михаила Меня, антимонопольное ведомство само «приветствует и поддерживает» создание ФГИС ЦС, поскольку последняя ничего «не монополизирует, а позволяет собирать информацию о производителях в единую базу, из которой будет всем понятно и очевидно, сколько стоит тот или иной ресурс в конкретном регионе».

Что о новой системе ценообразования думают опрошенные эксперты – читайте далее.


Александр Лелин


Павел Горячкин


Маргарита Пантелеева


Евгений Новак


Александр Лелин
Генеральный директор «Главстрой-СПб»

Сделать выводы об эффективности работы единой электронной государственной системы ценообразования в строительстве можно будет после ее запуска и завершения периода апробации.

В целом, я положительно оцениваю появление ФГИС ЦС. Несмотря на то, что новый механизм, прежде всего, направлен на повышение эффективности расходования средств при реализации объектов с участием государственных средств, он может стать практическим инструментом и для девелоперов. В настоящий момент застройщики самостоятельно анализируют информацию и проводят расчеты себестоимости строительства.

К примеру, наша компания работает по нормативным ценам при возведении социальных и транспортных объектов. Для расчета себестоимости строительства других объектов мы анализируем объекты-аналоги для определения ориентировочных объемов и единичные расценки, в т.ч. основанные на опыте заключенных договоров. Создание единой базы существенно облегчит этот процесс и сделает его более понятным и прозрачным для конечных покупателей.


Павел Горячкин
Президент Союза инженеров-сметчиков

В последнее время наше правительство слишком увлеклось внедрением различных государственных информационных систем. Между тем, установление цен на рынке – задача бизнеса, а не государства. Тем более, если речь идет о рынке стройматериалов, который напрямую никак не регулируется. У нас уже есть одна система ГИС ЖКХ, которая работает не без изъянов. Но мы снова ставим вопрос о ценообразовании в строительстве, где присутствует несколько сотен тысяч различных наименований и цен.

К слову, в каждом российском регионе есть органы, которые занимаются мониторингом цен на строительные материалы. Возьмем те же региональные центры по ценообразованию в строительстве, у которых с 1992 года накоплен колоссальный опыт. Зачем нам понадобилось придумывать что-то новое и дублировать их функции на федеральном уровне, возлагая эту работу на Главгосэкспертизу РФ – непонятно. Выглядит все это довольно странно: Главгосэкспертиза сама разрабатывает нормативы, сама мониторит и определяет цены, а дальше эти цены еще и проверяет на достоверность.

Есть еще ряд обстоятельств, связанных с введение ФГИС ценообразования в строительстве, которые вызывают оправданные опасения. О них – ниже. Кто бы там что не говорил, якобы государство не собирается напрямую регулировать цены и выступать против принципов рыночной экономики и цены всего лишь «пройдут через горнило» экспертизы, а потом благополучно будут предъявлены на торги, в ходе которых все еще может поменяться, - все это очевидное лукавство. По результатам проверки достоверности проектной документации, цена на конкретный стройматериал может измениться только в меньшую стоимость. На всех этапах конкурсов и торгов цена срезается, никак не иначе, - это очевидный факт.

Кстати, в прошлом году с подачи Минстроя РФ в Градостроительный кодекс была внесена глава о ценообразовании и сметном нормировании в области градостроительной деятельности, где четко прописано, что для всех бюджетный строек, а также для системы ЖКХ и госкорпораций, обязательным становится применение государственно-сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС. Это значит, что при разработке сметной документации на объекты с участием средств государственного бюджета сметчик будет обязан использовать только ту цену на бетон, кирпич, арматуру, рабочую силу, перевозку грузов, эксплуатацию машинного оборудования, которую укажет Главгосэкспертиза в разработанной ФГИС ЦС. И никакую другую цену сметчику поставить просто не дадут. Если специалист внесет цену на арматуру, которую он фактически может приобрести в своем регионе, но которая отличается от размещенной в ФГИС ЦС, ему эту цену вычеркнут. При этом нет никакой гарантии, что цены в мониторинге будут действительно адекватны сегодняшней рыночной ситуации.

Есть еще одна проблема. До 15 декабря 2017 года в ФГИС ЦС должны быть представлены практически все цены на строительные ресурсы. Речь идет по меньшей мере о 70-80 тыс. различных наименований и цен. Всего же материалов на строительном рынке несколько сотен тысяч. Строительство – одна из самых материалоемких отраслей промышленности. Здесь только один объект может включать несколько десятков тысяч ресурсов. С трудом себе представляю, что кто-либо в состоянии отмониторить такое количество цен на столь колоссальном рынке, причем не только в конкретном регионе или 89 Субъекте федерации, но также и границах отдельных районов, которых около 200.

Уже к 30 сентября Главгосэкспертиза РФ должна сформировать некий перечень юридических лиц, которые впоследствии будут предоставлять информацию о ценах на ресурсы в ФГИС ЦС. Однако проблема в том, что нет ни одного документа, в котором была бы прописана обязанность предоставления этих цен, нет санкций и рычагов воздействия за непредоставление этой информации. Кроме этого, Минстрой РФ сегодня откровенно говорит производителю и поставщику строительных материалов: дайте нам не только цены на вашу продукцию, но также покажите объемы производства и выручку от реализации за год. Причем никто не задумывается о том, что все эти показатели могут являться предметом коммерческой тайны.

Я уже не говорю о том, что цена – вообще понятие довольно растяжимое. Возьмем ту же арматуру. У одного и того же производителя цена для каждого конкретного покупателя может отличаться на несколько десятков процентов. Времена сейчас непростые, переговорные процессы в бизнесе никто не отменял. Цена будет складываться в том числе и от объемов закупаемого материала, а также транспортных расходов. В ФГИС ЦС же критерий объема поставки даже не предусмотрен. В системе будет указываться только конкретная марка и цена. В то же время разброс цены на сегодняшней день на арматуру может составлять до 80% (от 25 до 38 тыс. рублей за тонну).

Ну и потом, если государство в лице Минстроя РФ начинает декларировать единые цены, оно должно нести за них ответственность. В Советском Союзе государство регулировало ценообразование на строительные материалы через Госмонцен, Госплан, одновременно с этим правительство гарантировало приобретение этой продукции по утвержденным ценам. А что сегодня? Минстрой РФ, фактически навязывая свои средневзвешенные цены рынку, не может гарантировать приобретение данных материалов. К чему это может привести? Очевидно, что цены не будут отражать реальной ситуации на рынке, их «нарисуют» методом интерполяции и математического сравнения, достоверности в них никакой не будет. А пострадают в первую очередь производители и поставщики продукции.

Возьмем еще один аспект. С введением данной системы мы получим ситуацию с ограничением конкуренции на рынке, а также появлением коррупционных элементов (хотя Минстрой РФ это отрицает). Нужно учитывать тот факт, что в последние годы стали весьма характерны неплатежи по госзаказам, становится все больше судебных споров по вопросам стоимости строительства. Дорожники вот постоянно жалуются, что не всегда стоимость строительства их объектов устанавливается правильно. В результате хромает качество и удобряется почва для коррупции. Желание диктовать цены на рынке - это всегда очень большая ответственность, экономическая и политическая. Готово ли к этому наше государство? Сомневаюсь.

Еще хочется обратить внимание на то, что некоторые принятые решения по введению ФГИС ЦС даже в части своих формулировок просто безграмотны. Например, в методике расчета часто упоминается некая «сметная цена». Что имеется в виду? Давайте разберемся. Минстрой РФ предлагает в качестве сметной цены брать цену производителя на месте отгрузки у поставщика, то есть не учитывать стоимость транспортировки. В данном случае речь идет об оптовой цене или отпускной, если хотите, но никак не о сметной. Последняя же цена является той, которая фиксируется уже непосредственно на объекте строительства, с учетом доставки.

Транспортные затраты, к слову, - очень серьёзная строка расходов в любой смете на строительство. Так, цена цемента марки 500 у поставщика может быть 2,9 тыс рублей за тонну. При плече перевозки в 600 км цена может вырасти до 3,8 тыс. рублей за тонну. А на строительной площадке тонна цемента может и вовсе стоить уже 4,5 тыс рублей.

Какой смысл во всей этой системе ценообразования, если из нее попросту выкидываются транспортные расходы? Тем более, что тарифы на автомобильные и ж/д перевозки сметчик опять-таки вынужден брать из федеральной государственной информационной системы.

И последнее, о чем хотелось бы сказать, ФГИС ЦС и мониторинга цен декларируется сегодня Минстроем РФ как ключевой элемент новой ресурсной системы ценообразования в строительстве, так называемого ресурсный метод. Я сам являюсь сторонником данного метода, поскольку полагаю, что он позволяет точно определить стоимость любого строительства. Это, кстати, не изобретение сегодняшнего дня, метод существует еще 90-х годов, им уже давно пользуются крупные корпорации, типа Росатома, многие регионы работают только по этому методу. Однако мы не должны здесь подменять понятия. Ведь на чем основывается ресурсный метод? При определении стоимости строительства все ресурсы, которые используются в процессе производства, идут по фактической стоимости, причем исполнитель работ должен подтвердить эту стоимость расчетно-платежными документами, договорами, товарно-транспортными накладными. Другими словами, речь идет о цене, по которой материал был объективно приобретен у поставщика. И в этом случае нам, безусловно, нужен ориентир в виде некого ценового мониторинга.

К примеру, заказчик говорит: «У меня по мониторингу арматура стоит 33 тыс рублей, а вы мне предлагаете на 30% дороже. У меня есть сомнения, докажите, что цена рыночная». А дальше уже начинается нормальный договорной процесс. Мы же сегодня эту составляющую пытаемся убрать. Если все цены на ресурсы сметчик обязан брать из ФГИС ЦС, теряется весь смысл ресурсного метода.


Маргарита Пантелеева
Доцент Московского государственного строительного университета

Правительством РФ 23 сентября 2016 года было утверждено «Положение о создании Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве». Это положение определило порядок формирования новой системы определения стоимости строительно-монтажных работ в соответствии с законом, направленным на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

Напомню, существует два основных метода определения сметной стоимости строительной продукции: базисно - индексный и ресурсный. На данный момент при финансировании объекта из государственного бюджета наиболее часто применяется базисно – индексный метод, использующий сметно-нормативную базу 2001 года (СНБ-2001) в современных редакциях.

При оценке стоимости строительства данный метод позволяет определить будущие затраты при осуществлении проекта путем умножения цен из базовых федеральных или территориальных единичных расценок на индексы удорожания, приводящих цены 2001 года к современным реалиям. Преимущество данного метода - простота и вытекающая из нее возможность оперативно производить расчеты, не тратя время на поиск информации о ценах на составляющие затрат в различных источниках информации. Сторонники этого метода утверждают, что неточности, возникающие при использовании индексов удорожания в общей массе набора работ, компенсируют друг друга и выведенная общая стоимость прямых затрат соответствует рыночной. В действительности, нередко возникают ситуации, при которых подрядчики не выполняют весь комплекс работ, и тогда одной из сторон приходится терпеть убытки в связи с завышенной или заниженной стоимостью произведенных работ. Кроме того, усредненные цены могут являться причиной неверной оценки затрат, неточного анализа эффективности деятельности организации и создают трудности при распределении авансовых поступлений.

Стоит также учитывать, что при использовании базисно - индексного метода оценки стоимости строительно-монтажных работ крайне необходимо иметь соответствующие программное обеспечение, которое автоматически умножает базовую стоимость материалов на соответствующие индивидуальные индексы. К сметному расчету, составленному таким образом, для выделения на фоне других конкурсантов по параметру «цена» подрядчик во время проведения тендера на государственный заказ может применить понижающий коэффициент.

Суть ресурсного метода заключается в объединении рыночных цен на материалы и услуги с утвержденными нормами расхода. Этот метод, на сегодняшний день, является наиболее точным методом определения стоимости СМР, так как представляет собой суммирование всех затрат в реальном текущем уровне цен. При использовании данного метода управленец и его команда могут точно рассчитывать, что их затраты по проектным видам работ будут соответствовать выведенным ценам в смете. Но данный метод является крайне трудоемким, и ни заказчик, ни подрядчик зачастую не могут себе позволить потратить необходимое количество времени на составление, корректировку и проверку всех позиций по смете. В этом и кроется причина непопулярности данного принципа составления смет на крупные объекты.

ФГИС ЦС призвана решить существующие проблемы актуализации СНБ 2001 года и упростить использование ресурсного метода оценки стоимости СМР. Основным принципом данной системы является безвозмездное обеспечение заинтересованных лиц полной, достоверной, актуальной и общедоступной информацией о ценах на строительные ресурсы. Предполагается, что использование такого рода базы данных, сформированной специальными уполномоченными структурами, производящими мониторинг цен на строительном рынке, позволит участникам строительства воспользоваться всеми преимуществами ресурсного метода, снизив его трудоемкость. Для использования этой системы не предполагается наличие специального программного обеспечения (хотя для автоматизации расчетов, им, безусловно, стоит пользоваться), достаточно будет выхода в интернет. ФГИС ЦС будет оснащена специальной системой информационной и технической защиты, которая обеспечит достоверность информации и стабильность работы ресурса, а пользователи системы будут обязаны ссылаться на источник информации при ее использовании.

Данный подход привлекателен для многих. Менеджеры с обеих сторон будут иметь возможность планировать свои будущие расходы с минимальной погрешностью и эффективно распределить имеющиеся на счетах активы. Исполнители без труда смогут составить точные сметы в рыночном уровне цен. Существенную роль играет прозрачность в отношениях между подрядчиком и заказчиком, которая препятствует возникновению конфликтов по поводу эффективности использования средств и позволяет сосредоточиться на более важных вопросах. Возникает дополнительный ориентир при выборе поставщиков: если цены сильно отличаются от представленных в системе, возникает повод задуматься о качестве предоставляемого продукта. При проведении конкурса на осуществление строительства подрядчики больше не смогут занижать цены своего предложения, не имея на то объективных причин.

Кроме того, реформация системы нормирования, которая также заложена в идее создания ФГИС ЦС, должна сделать информацию, содержащуюся в сметах, наиболее объективной. За время, прошедшее с момента создания СНБ-2001, в строительном производстве прижилось множество новых технологий и инновационных материалов, аналоги которым сложно найти в существующей базе. Какие-то работы, напротив, уже потеряли свою актуальность. Новая классификация по-новому отразит многообразие видов работ и уменьшит вероятность ошибки при выборе расценки.

Проект «Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве» может в корне поменять подход к осуществлению сметных расчетов на объекты, строительство которых финансируется из государственного или муниципального бюджета. Также это может сделать использование утвержденных нормативов более привлекательным для коммерческих структур. Но, как показывает опыт последних десятилетий, существует высокая доля вероятности того, что данная инициатива не приведет к существенным изменениям. Скорее всего, новые нормативы будут представлять собой очередную модернизированную версию нормативов 1984 года, новая классификация повторит структуру старой. Но, что самое удручающие, цены на ресурсы не будут отражать рыночные реалии ввиду недостаточной проработки системы информационного обеспечения. Тогда все нововведения лишь усложнят работу предприятий строительной отрасли, так как, заставят их пересмотреть принципы работы со сметной стоимостью и вынудят их находить новые обходные пути, которые позволят эффективно и в то же время в рамках требований государственного заказчика осуществлять строительство и вести соответствующую документацию.


Евгений Новак
Председатель Совета директоров ГК «ИМПУЛЬС-ИВЦ»

23 декабря 2016 года было утверждено постановление № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Производители строительных материалов с годовой выручкой свыше 10 млн рублей будут иметь право предоставлять данные о стоимости своей продукции и другие данные во ФГИС ЦС. Первичные данные будут поданы до 15 декабря 2017 года, далее - ежеквартально.

ФГИС ЦС создается, прежде всего, в целях повышения прозрачности сметного ценообразования в строительстве и более обоснованного расходования бюджетных средств всех уровней. Пользователи ФГИС ЦС смогут получать статистические данные по большинству строительных материалов, что поможет развитию конкуренции и самих предприятий отрасли.

Посредники не создающие дополнительной ценности - реальной добавленной стоимости и так находятся в незавидном положении независимо от ввода ФГИС ЦС, а вследствие постепенного действия рыночных механизмов. Если дилеры обеспечивают транспортировку, хранение, комплектацию, им не о чем беспокоиться и ФГИС ЦС сама по себе не поможет снизить цены на материалы, ведь крупные заводы не работают напрямую с большинством малых и средних подрядчиков. Другое дело, что ФГИС ЦС поможет заказчикам более точно определять начальные сметные цены на строительство. Осложнится необоснованное завышение стоимости работ.

Для ГК «ИМПУЛЬС-ИВЦ», как для подрядчика по проектам и монтажным работам в области инженерных систем, а также соразработчика программы «1С:Смета» и прочего строительного софта, введение и аккуратная поддержка подобной системы, безусловно, представляется прогрессивным явлением, которого давно не хватало инвестиционно-строительной отрасли. Однако создателям и контролерам ФГИС ЦС стоит учесть интересы всех участников рынка.

Среди участников экспертного и бизнес-сообщества пока не сложилось единого мнения по поводу внедрения новой системы ценообразования в строительной отрасли. Ряд из них уверены, что данные нормативы будут иметь огромное значение для всей стройиндустрии, поскольку позволят установить определенные ориентиры среднерыночных цен на рынке. Некоторые эксперты, напротив, полагают, что цены на ресурсы не будут отражать рыночные реалии ввиду недостаточной проработки системы информационного обеспечении. Часть экспертов и вовсе отмечают, что подобный инструмент регулирования рынка строительных материалов может стать источником для реализации коррупционных схем. Однако многие эксперты все-таки сходятся во мнении, что система, при грамотной своей реализации, все-таки позволит запустить механизм прозрачности и контроля. В любом случае, сделать выводы об эффективности работы ФГИС ЦС можно будет только после ее запуска и тестирования в течение определенного периода времени.

Интерпресс/ТАСС Холявчук Светлана

Счетная палата проанализировала результаты реформирования в 2015-2018 гг. системы ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства. Анализ показал, что основная цель реформы - переход на новую модель ценообразования - не достигнута.

«Вместо того чтобы оптимизировать действующую систему ценообразования, основанную на базисно-индексном методе, ее просто законсервировали со всеми недостатками, которые мы отмечали по итогам проверки в 2014 году. При этом новая система, основанная на так называемом «ресурсном» методе, до конца 2018 года, как это было первоначально запланировано, не создана», - констатировал аудитор Счетной палаты Юрий Росляк, выступая на Коллегии ведомства.

В 2015 г. Президент Российской Федерации по итогам проверки Счетной палаты, выявившей ряд серьезных проблем в системе ценообразования в строительстве, поручил Правительству разработать план реформирования системы, закрепив его основные положения в соответствующем федеральном законе. В целях выполнения поручения Президента в 2016 г. Правительством был принят соответствующий План мероприятий по реализации реформы, а также План-график по подготовке проектов нормативных актов, необходимых для внесения изменений в законодательство.

На реализацию мероприятий по реформированию системы ценообразования, начиная с 2015 г., израсходовано порядка 1,9 млрд руб., в том числе около 1,4 млрд руб. – средства федерального бюджета (субсидии на выполнение госзадания ФАУ «ФЦСС») и 0,5 млрд руб. – средства ФАУ «Главгосэкспертиза России», полученные от приносящей доход деятельности.

Однако, несмотря на длительный временной период и значительный объем затраченных средств, реформа не принесла ожидаемых результатов: новая система определения сметной стоимости строительства, основанная на «ресурсном» методе, не готова; нормативная база, необходимая для реализации реформы, в полном объеме не создана, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении поручения Президента.

Анализ показал, что работа по формированию новых и актуализации действующих сметных нормативов проводится Минстроем бессистемно. Единая концепция или комплексный долгосрочный план (дорожная карта) отсутствуют. Система мониторинга потребностей строительной отрасли в новых государственных элементных сметных нормативах (ГЭСН) и единичных расценках не создана. Апробация новых подходов расчета сметной стоимости не проводилась.

Минстроем не сформирован полный комплект сметных нормативов и методических документов, в соответствии с которыми возможно осуществлять расчет сметной стоимости в условиях перехода на новую модель ценообразования. В частности, отсутствуют методики определения величины накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания, затрат на осуществление функций технического заказчика. Уже принятые Минстроем методики (например, методики определения сметных цен на: затраты труда, материалы, изделия, конструкции, оборудование, услуги на перевозку грузов для строительства) нуждаются в существенной доработке. Также требуют актуализации методы определения стоимости проектно-изыскательских работ.

Кроме того, при реализации мероприятий реформы между Минстроем и ФАУ «Главгосэкспертиза России» не были решены вопросы полномочий сторон, процедур взаимодействия и распределения ответственности, что негативно сказалось на согласованности действий и оперативности при принятии решений.

Несмотря на создание ФГИС «Ценообразование в строительстве», необходимая база данных о рыночных ценах строительных ресурсов и работ в строительстве, необходимых для актуализации сметных нормативов, не создана. «ФГИС ЦС, на которую в 2017-2018 гг. потрачено около 400 млн руб., надлежащим образом не работает и не используется. По состоянию на 1 августа 2018 г. информацию в систему внесли только 2 160 юридических лиц, или порядка 26 % общего количества поставщиков информации», - отметил аудитор.

Присутствующие на Коллегии представители министерства и Главгосэкспертизы, в целом согласились с выводами Счетной палаты и рассказали о том, как они будут работать над устранением недостатков. В частности, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Волков отметил, что министерство уже разработало и внесло в Правительство дорожную карту, в которой учтены все замечания Счетной палатой и предусмотрены конкретные меры по доработке и внедрению «ресурсного» метода определения сметной стоимости строительства. «Мы планируем сделать «ресурсный» метод возможным для применения на бюджетных стройках с 1 января 2022 года», - сообщил он. До этого, по словам Дмитрия Волкова, будет применяться действующая система ценообразования на основе базисно-индексного метода.

Подводя итоги обсуждения, глава Счетной палаты Алексей Кудрин отметил особую важность рассматриваемой темы: «Это не рядовой вопрос. Он влияет на все наши стройки. Это тот самый институт, который не работает должным образом и создает в инвестиционном климате страны громадную проблему. Поэтому мы будем и дальше вести наблюдение в этой сфере. Надеюсь, что наши выводы послужат серьезным толчком в исправлении сложившейся ситуации».

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, отчет – в палаты Федерального Собрания.

Ранее Счетная палата обращала внимание на недостатки системы ценообразования в строительстве в 2015 году по итогам анализа деятельности ФАУ «Главное управление государственной экспертизы», ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и иных организаций, осуществляющих ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета – материал доступен по ссылке (

Разъяснения о реформе ценообразования, ТЕРах, ФЕР-2017 и ФГИС

Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.

К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.

1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.

2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.

Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.

На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.

3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:

"Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;

3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)."

Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.

4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.

5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.

Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).

По материалам информирования компании НТЦ "Гектор".

О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте

В Российском Союзе строителей 18 декабря состоялось Первое совещание рабочей группы Минстроя РФ , посвященное методикам ценообразования в строительстве.
Целью данной группы является выработка консолидированного решения по определению сметных цен на строительные ресурсы, в частности, на материалы, конструкции и оборудование, а также выработка предложений по внесению изменений в разработанные Минстроем нормативные документы.

В состав рабочей группы включены специалисты из крупных строительных компаний, руководители отраслевых ассоциаций и представители госструктур. Сергей Полуновский, замглавы Управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Главгосэкспертизы России отметил, что в рамках реформы ценообразования уже была проделана значительная работа. На данный момент классификатор строительных ресурсов содержит 99545 позиций. В государственной системе ценообразования зарегистрировано порядка 22000 юридических лиц: производителей, импортёров строительных ресурсов и перевозчиков.Тем не менее, работа по переходу на ресурсный метод ценообразования далека от завершения. Сейчас идёт процесс гармонизации нормативной базы.

Участники заседания отметили, что на данный момент существует ряд вопросов, которые необходимо проработать детально. Например, при определении сметной стоимости материалов учитывается отпускная цена производителя без цен торговых домов и дилерской сети. Однако, зачастую производитель без них не работает. Такой подход приводит к некорректному формированию сметной цены.

Ольга Гаращенко, зам. председателя Комитета Российского Союза строителей по ценообразованию в строительстве, руководитель рабочей группы Минстроя, прокомментировала ситуацию так: «Сейчас предлагаемое решение не идеально, это правда. Но, благодаря тому, что представители Минстроя идут на диалог, мы можем повлиять на ситуацию и найти оптимальный вариант. Сейчас я вижу две проблемы. Первая – необходимо внести ряд уточнений в нормативные документы. Мы над этим работаем. Вторая проблема – недостаточная информированность строительной отрасли о происходящих изменениях. Для того, чтобы это исправить в рамках рабочей группы создана горячая линия. Любой специалист имеет возможность задать интересующий его вопрос или внести предложение. Это позволит нам наиболее точно определить слабые или не до конца учтённые моменты этой реформы и исправить их».

Горячая линия рабочей группы по методологии определения сметных цен на материалы:

Анна Растоскуева

Пресс-секретарь рабочей группы

Тел:+79096320098

Почта:[email protected]

22 декабря в Минстрое России состоялось расширенное совещание под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Х.Д. Мавлиярова по вопросу формирования нормативной правовой базы в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли.

Как ранее сообщалось, строительные компании, которые работают на крупнейших стройках с государственным финансированием, в том числе, на строительстве Керченского моста, высказали серьезные претензии к порядку формирования ФГИС ЦС и сообщили, что из-за этого ряд строек может быть приостановлен, а компании понесут огромные убытки.

На сторону представителей строительной отрасли встал и Российский союз строителей как крупнейшее объединение работодателей строительной отрасли. Были направлены письма помощнику Президента РФ Андрею Белоусову, вице-премьеру Дмитрию Козаку. После чего Минстрою России дали поручение разобраться в замечаниях и устранить выявленные недочеты.

В совещании приняли участие представители Экспертного управления Президента России, Контрольного управления Президента России, Аппарата Счетной палаты России, Минэнерго России, Главгосэкспертизы России, ПАО «АЛРОСА», АО «СтройТрансНефтеГаз», ООО «Стройгазмонтаж», Российского Союза Строителей, Союза инженеров-сметчиков, ООО «Трансстроймеханизация», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», Ассоциации «Росасфальт», ДСК «Автобан», ООО «Интер РАО» и др.
Всего более 40 участников.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы повестки:
1. О рассмотрении нормативных актов и методических документов, разработанных Минстроем в рамках совершенствования системы ценообразования при проектировании и строительстве.
2. О методологии определения сметных цен на затраты труда, на эксплуатацию машин, на материалы и оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства.
3. Вопросы разработки НЦС для объектов промышленного строительства.
4. Актуализация и дополнение государственных сметных норм.
5. Гармонизация ФСНБ-2017 и отраслевых сметных нормативов.

Вел совещание заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Х.Д. Мавлияров.
Открывая совещание, Хамит Мавлияров обозначил позицию Минстроя по вопросу сроков начала внедрения ресурсной модели ценообразования в строительстве на объектах бюджетного финансирования - «…предлагается обсудить срок – 1 сентября 2018 года, чтобы все участники бюджетного и инвестиционно-строительного процесса были готовы. У Минстроя России нет желания специально форсировать этот процесс, так как нам нужно отработать все методики, а главное запустить размещение достоверной ценовой информации в Федеральной Государственной системе «Ценообразование в строительстве» ФГИС ЦС. Учитывая, как идет наполнение системы в первом квартале следующего года при расчете средневзвешенных цен производителей материалов нам придется использовать и методы сравнительного анализа и индексации по однородным группам ресурсов. В дальнейшем нам необходимо добиться стопроцентной гарантии соответствия цен реалиям на рынке. Прошу высказаться по данному вопросу и поддержать нашу позицию.
На прошлом совещании мы приняли решение о создании нескольких Рабочих групп – в частности - по методологии определения сметных цен на затраты труда, на эксплуатацию машин, на материалы и оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства. Прошу руководителей групп доложить о процессе их формирования и сроков представления в Минстрой предложений по соответствующим методикам.
В целом – мы хотим выстраивать процесс совершенствования системы ценообразования в тесном взаимодействии с профессиональным сообществом, крупными компаниями, работающими на бюджетных стройках, государственными корпорациями, которые попадают в сферу положений принятого законодательства в области ценообразования и сметного нормирования.
Переход на ресурсную модель направлен на повышении достоверности и «прозрачности» сметной стоимости при бюджетном финансировании. Мы не собираемся как-то лезть и регулировать отношения во внебюджетной сфере. Там это все должно регулироваться договорными ценами и контрактами.
По результатам работы в первом полугодии 2018 года мы должны выйти в Правительство с предложением о принятии нормативного акта, а может и законодательного решения о переходе на ресурсную модель. К этому сроку необходимо отработать и все методические документы. Если будет необходимость, возможно, и отменить часть уже принятых методик и ввести их с учетом переработки….».

На совещании с докладами выступили:
Гаращенко Ольга Владимировна - зам. председателя Комитета Российского Союза строителей по ценообразованию в строительстве
Горячкин Павел Владимирович - президент Союза инженеров-сметчиков, член комитета по ценообразованию в строительстве Российского Союза строителей
Полль Елена Борисовна - Директор Департамента экспертизы конкурсной документации и формирования договорных цен АО «СтройТрансНефтеГаз»
При обсуждении:
Старцев Спартак Михайлович - начальник управления ценообразования ПАО «Транснефть» и др.

В своем выступлении член Комитета Российского Союза строителей по ценообразованию в строительстве, президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин сообщил о формировании Рабочей группы по методологии определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, плане ее работы и сроках представления в Минстрой предложений.
Перечень вопросов, предлагаемых к обсуждению на заседании Рабочей группы:
- О необходимости переработки (внесении изменений) Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов (Утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 999/пр).
- О корректировке нормативных показателей затрат на выполнение всех видов ремонтов, технического обслуживания, диагностирования машин.
- О корректировке средних показателей годового режима работы машин и механизмов.
- Об учете особенностей разработки сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов зарубежного производства.
- Об учете механизированного инструмента в составе Государственных сметных нормативов.
- О корректировке методологии расчета средневзвешенной восстановительной стоимости машин и др.

Павел Горячкин поддержал предложение заместителя Министра строительства Х.Д. Мавлиярова о переносе срока начала внедрения ресурсной модели ценообразования в строительстве на сентябрь 2018 года и предложил обозначить дату - с 30 сентября.
При этом речь должна идти только о новых объектах строительства (начинаемых проектированием) и конкурсных процедурах (государственных закупках в сфере строительства), по которым начальная (максимальная) цена контрактов будет формироваться на основании новой проектно-сметной документации.
Докладчик отметил, что при переходе к ресурсной модели следует исключить необходимость перерасчета сметной документации, переходящих остатков сметной стоимости по ресурсной модели в части уже заключённых и исполняемых контрактов на ПИР, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и т.д. За период до сентября 2018 года по результатам мониторинга цен за IV квартал 2017 года (срок публикации цен в ФГИС ЦС - 25 февраля 2018 года), мониторинга цен в I - III кварталах 2018 года отработать и устранить выявляемые недостатки и погрешности в технологии сбора, обработки и представления данных текущих сметных цен строительных ресурсов, в том числе на отдельных пилотных проектах и моделях. И уже по итогам выходить с предложением в Правительство России о принятии соответствующего нормативно-правового акта о переходе на ресурсный метод ценообразования в строительстве.

В части вопросов совершенствования ФГИС ЦС и методологии ценообразования докладчик высказал ряд предложений, в частности:

Согласно Положению о ФГИС ЦС и мониторингу цен, «…в числе лиц, предоставляющих информацию о ценах - юридические лица и их обособленные подразделения, осуществляющих деятельность по производству строительных материалов, машин и механизмов, включенных в Классификатор строительных ресурсов, выручка которых за предшествующий календарный год составляет не менее 10 млн. рублей…». Указанный объем годовой выручки слишком мал! Это может привести к тому, что в ФГИС ЦС могут попасть сомнительные производители, не обеспечивающие надлежащее качество строительных материалов. Предлагаем установить порог годовой выручки не менее 100 млн. рублей.

При регистрации производителей необходимо ввести требование об указании не только юридического адреса, но и адресов расположения производств, складов готовой продукции, баз комплектации и подъездных железнодорожных путей (если таковые имеются). Если внимательно проанализировать локацию производителей (поставщиков) в Яндекс картах Системы ФГИС ЦС, то можно увидеть, что многие (не все, но многие) из них указаны или по юридическому адресу, или по адресу расположения администраций (руководства), а не производств (складов).

Необходимо ввести соответствие кодов Классификатора строительных ресурсов КСР-2016 (приказ от 02.03.2017 г. №597/пр) и Классификатора по приказу от 29 сентября 2017 г. № 1400/пр. В новой версии Классификатора не только добавлены новые ресурсы, но изменены многие наименования и коды отдельных разделов и групп, самих ресурсов и единицы измерения. Многие позиции в группах – теперь начинаются не с -0001, а с -1001. Фактически – предыдущей редакцией КСР (приказ от 2 марта 2017 г. № 597/пр) уже почти невозможно пользоваться. Кроме того, ГЭСН и ФЕР в редакции 2017 года (приказы №№1038/пр и 1039/пр от 30 декабря 2016 года) сформированы на базе КСР-2016.

При работе с данными ФГИС ЦС необходимо исключить ситуацию, когда если конкретный материальный ресурс не производится на территории региона, то следует искать производителя в других регионах, то есть «блуждать» по ФГИС ЦС в его поиске.

Для решения предлагается: включить в ФГИС ЦС и крупных региональных поставщиков (дилеров, торговых представительств и т.п.), обеспечивающих поставку, комплектацию, промежуточное хранение материалов и оборудование и работающих с производителями напрямую. При этом отмечено, что крупные поставщики, зачастую способны обеспечить поставки ресурсов по ценам, даже ниже текущих отпускных цен самого производителя.

Кроме того, в ФГИС ЦС по всем регионам РФ должны быть представлены (в разрезе каждого региона) сметные цены по всей номенклатуре ресурсов, независимо от того является ли данный ресурс привозным с другой территории или местным материалом. Для этого предлагается установить правило, согласно которому под ценой в регионе (субъекте РФ) понимается цена для города - административного центра региона на условиях франко-транспортное средство для местного производителя, а для привозных материалов - франко-станция (пристань, порт, аэропорт) назначения или франко-транспортное средство в точке передачи груза на территории административного центра. В этом случае сметная (отпускная) цена в ФГИС ЦС для привозных материалов будет всегда учитывать их доставку до административного центра, и предусматривать последующий расчет транспортной составляющей только в части внутригородских (областных, районных) перевозок.
К примеру, в городе - административном центре региона «А» нет производителя теплоизоляционных материалов. Производитель находится в другом регионе «Б». В этом случае для региона «Б» в ФГИС ЦС публикуется сметная (отпускная) цена франко-транспортное средство на складе готовой продукции производителя, а для региона «А» - цена с доставкой в регион по виду франко передачи груза.

Павлом Горячкиным предложены и другие методические подходы к определению транспортных затрат, в том числе отмечена необходимость упрощенного учета т.н. «вспомогательных» (прочих) материалов и упрощенного расчета транспорта на стадии «Проект».
С другой стороны, в части объектов, расположенных на удаленных от районных центров и сложившихся логистических маршрутов и схем территориях, наоборот, необходимы более детализированные подходы и методики учета природно-климатических условий, сезонных факторов, состояния и самого наличия дорог и других путей доставки строительных грузов.

В заключение выступления докладчик выразил надежду, что при совместной конструктивной работе Минстроя России, специалистов, профессионального сообщества, крупных строительных организаций, министерств и ведомств, заказчиков и т.д. проводимая реформа ценообразования в строительстве станет не объектом постоянной критики, а реальным механизмом оптимизации стоимости строительства и повышения ее достоверности для всех участников.
Гаращенко Ольга на совещании отметила, что компании строительной отрасли до настоящего момента до конца не понимают всех особенностей перехода на ресурсную модель ценообразования.

Большинство специалистов строительных компаний только начинают вникать в суть проводимых преобразований и сталкиваются со множеством вопросов, ответы на которые не находят в методиках Минстроя.
Необходимы примеры и инструкции с расчётами, в которых можно было бы наглядно увидеть «как было» и «как будет».
При наглядном сравнении методов можно будет сделать выводы об объективности и справедливости двух подходов.

Относительно определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, рабочая группа считает, что методики Минстроя не учитывают бизнес-модель крупных российских производителей и импортеров, которые реализовывают продукцию только через торговые дома или дилерскую сеть. Также есть вопросы при приобретения материалов в малом объёме, при строительстве или ремонте за бюджетные средства не мегастроек, а, например, учебного класса в школе.

Напомним, что сметные цены на материальные ресурсы по утверждённой методике Минстроя 77/пр определяются на основании цены реализации производителей. Сервисная и торгово-распределительная функция процесса реализации полностью не учтена, что на взгляд рабочей группы отрезает часть экономики страны и ущемляет интересы малого бизнеса. Борьба с посредниками-прокладками может негативно отразиться на реальных участниках рынка.

Эти и другие вопросы будут дополнительно прорабатываться рабочей группой и к 25 января будут сформированы для Минстроя предложения по гармонизации этих норм.

Тема формирования сметных цен и расчета транспортной составляющей была также освещена в докладе Полль Елены Борисовны - Директора Департамента экспертизы конкурсной документации и формирования договорных цен АО «СтройТрансНефтеГаз» и сообщении Старцева Спартака Михайловича - начальника управления ценообразования ПАО «Транснефть». В частности докладчик указал, что принятые методики Минстроя по данным вопросам абсолютно не применимы в условиях строительства уникальных объектов нефтегазового комплекса в условиях их удаленности и, зачастую, при отсутствии дорог с твердым покрытием.

Источник - официальный сайт РСС Российского Союза строителей.