Статья 184 бюджетного кодекса российской федерации. Минфин придумал новые правила секвестра
Москва. 2 октября. сайт - Кроме главного инструмента борьбы с будущим кризисом - официального Резервного фонда, который со следующего года будет наполняться сверхдоходами от продажи пока еще дорогой нефти, - Минфин готовит запасной. Начиная с 2016 года в бюджете будет возможен автоматический секвестр - часть расходов, не отнесенных к разряду приоритетных, просто не будут финансироваться, если на это не будет денег.
- Бюджетное планирование становится все более долгосрочным - этого добивался российский Минфин. В 2010 году чиновники ведомства заставили правительство согласиться с тем, что после 2012 года все расходы бюджета будут "упакованы" в несколько десятков долгосрочных государственных программ, по которым ведомства и будут получать финансирование до 2020 года.
- Программы пока не приняты - правительство смогло утвердить всего три из 41.
- Сроки внедрения нового подхода уже дважды переносились из-за аппетитов различных ведомств, теперь речь идет о том, что "программным" бюджет станет только в 2014 году.
- Минфин направил погодовые расчеты суммы расходов по каждой программе до 2020 года включительно. Фактически, речь идет о разработке Минфином протобюджета до 2020 года.
- Суммарные расходы всех министерств и ведомств оказались на 14,2 трлн руб меньше, чем они могли бы рассчитывать, исходя из прогноза социально-экономического развития России до 2030 года, подготовленного Минэкономразвития. Такой запас прочности понадобится, если бюджет будет испытывать проблемы с доходами на протяжении предстоящих восьми лет.
- Бюджетный кодекс обязывает сохранять некоторое количество денег, выделенных под госпрограммы, нераспределенным. Фактически, это резерв правительства. Такие расходы называются "условно утвержденными".
- Объем этих резервов должен быть не менее 2,5% от расходов в первый год и не менее 5% от расходов второго года планового периода (речь идет о втором и последнем годах трехлетнего бюджета).
- Таким образом, в 2020 году, до которого рассчитывается большинство госпрограмм, величина таких безадресных обязательств, по логике Минфина, не может быть меньше 17,5% от бюджетных расходов. Таким образом и будет сформирован "резерв" в 14,2 трлн руб.
- По расчетам Минфина, к 2020 году моно будет отрезать от бюджета не менее 4,2 трлн руб или 3,1% ВВП. Правда, такой величины секвестр достигнет только в том случае, если бюджетные проблемы будут не отпускать правительство все эти годы.
В ноябре Госдума окончательно пересмотрела закон о бюджете на 2018 год и плановую стратегию бюджета на 2019 год. После того, как проект был трижды рассмотрен и в него внесли все необходимые поправки, 24 ноября он был утверждён.
В течение 2018-2019 годов ожидается постепенное укрепление макроэкономики, которое перейдёт от периода шокового состояния в результате внешнеэкономических факторов до постепенной адаптации и медленного развития стабилизационных механизмов. Чтобы это произошло быстрее и максимально успешно, необходимы изменения объёмов и целевых направлений расходной и доходной частей бюджета. Рассмотрим условно-утвержденные расходы на 2018-2019 годы далее.
Общие направления расходов на 2018-2019 год
Основные направления расходов, заложенные в законе, выглядят следующим образом:
Категория утверждённого направления | 2018 год (млрд руб.) | 2019 год (млрд руб.) |
Вопросы общегосударствен-ного значения | 1060,8 | 1050,6 |
Оборонная отрасль и военная сфера | 948,3 | 941,2 |
Национальная безопасность | 1262 | 1258,1 |
Экономика | 2080 | 1947,5 |
ЖКХ | 28,8 | 25,6 |
Экология и охрана окружающей среды | 78 | 79,5 |
Образование | 568,4 | 566,3 |
Культура | 88 | 80 |
Медицина и здравоохранение | 379,7 | 345,7 |
Социальная сфера | 4957,5 | 5049 |
Спорт | 54,9 | 33,7 |
СМИ | 67,9 | 66,3 |
Погашение долговых обязательств государства | 847,9 | 869,4 |
Межбюджетные перемещения в бюджеты субъектов и муниципальных единиц Федерации | 769,8 | 775,6 |
Из схемы можно легко определить приоритетные направления, указанные во время формирования потоков основных бюджетных средств, и сферы, которые будут находиться в депрессивном состоянии.
Многие государственные программы будут ужаты, что поможет обеспечить медленный, но стабильный рост федеральной экономики на протяжении ближайших двух лет.
Бюджет 2018
Проект выдержал 3 пересмотра в Госдуме и был незначительно трансформирован. По инициативе депутатов размер доходной части был увеличен до 15,258 трлн руб, а расходы составили 16,529 трлн руб.
Законопроект был составлен на основе планового документа о бюджете 2017-2019 годов, но после корректировки доходно-расходная часть возросла на 1,5 трлн руб.
В принципе формирования появилось существенное новшество: начиная с 2018 года все доходы нефтегазовой промышленности, которые превысят запланированный бюджет, будут дополнять государственные финансовые резервы.
Значительно снизятся государственные вливания в ипотеку и арендное жильё, экспорт и международную кооперацию, снизятся и расходы на сферу ЖКХ.
Бюджет 2019
Полная сумма бюджетных средств, которая запланирована на 2019 год, составляет 15,54 трлн руб. доходов и 16,38 трлн руб. расходов.
На данный момент выработана тактика, по которой для покрытия бюджетного дефицита в 2019 году не будет задействован Резервный фонд. Вместо него разницу будут уменьшать за счёт Фонда национального благосостояния.
В этом периоде произойдёт снижение расходов, направляемых на развитие здравоохранения, образования и международных торговых связей. Приоритетным выбрано экологическое направление, поэтому сфера охраны окружающей природной среды получит больший приток средств по сравнению с предыдущим годом.
Как сильно скажется такое решение на каждой из названых отраслей и сфер, во многом будет зависеть и от уровня инфляции, который может фактически снизить заложенные суммы.
Факторы влияния
На разработку проекта и воплощение плана бюджета оказывали влияние как внешние, так и внутренние факторы, основные из которых:
- Характеристики мирового экономического процесса. В 2018-2019 году ожидается продолжение темпов роста мировой экономики, что не сулит экономике РФ резких позитивных изменений.
- Предвидится дальнейшее падение спроса на товары, предлагаемые российскими производителями, что повлияет на их ценообразование.
- Не ожидается отмена санкций в течение следующих двух лет, что непосредственно отразиться на конъюнктуре ценообразования на нефть и нефтепродукты. Стоимость 1 барреля на протяжении 2018-2019 годов будет стабильно держаться на отметке 40 долл.
- Внутренняя экономика может начать процесс стабилизации после шокового падения 2015-2016 годов. Это должно повлечь за собой заметное снижение темпов инфляции, обеспечивая стабильность курса рубля по отношению к доллару.
Все меры по формированию бюджета направлены на сокращение разрыва между доходами и расходами. Механизм, который должен понизить дефицит, заключается в сокращении расходов при максимально допустимом увеличении доходной части.
В 2018 году дефицит бюджета должен быть уменьшен на 1% по сравнению с предыдущим годом (его сумма составит 1,98 трлн руб.), и ещё на 1% в 2019 (до суммы в 1,13 трлн руб.).
Рассматривается также вариант изменения бюджетной политики, что повлияет на принципы бюджетообразования. Это связано с форсированным реформированием экономики РФ, начавшимся с 2014 года. Повлиять на формирование и окончательный вариант бюджета 2019 года могут и назначенные на начало 2018 года выборы, которые повлекут за собой изменения состава в Госдуме и приоритетные направления политики государства.
Утвержден бюджет на три года: видео
"...5. Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования..."
Источник:
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
-
Пограничный словарь
-
Словарь бизнес терминов
- - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и Местного самоуправления...
Словарь юридических терминов
- - статьи расходной части бюджета. Состав и структура расходов определяются, исходя из конкретных социально-экономических условий и задач экономической политики...
Большой экономический словарь
- - статьи расходной части бюджета. Состав и структура расходов определяются исходя из конкретных социально-экономических условий и задач экономической политики...
Большой бухгалтерский словарь
- - "...Условно-переменными называются расходы, размер которых возрастает или уменьшается в соответствии с изменением объема выпуска продукции...
Официальная терминология
- - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и Местного самоуправления...
Большой юридический словарь
- - Денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность...
Словарь бизнес терминов
- - расходы, величина которых не зависит или мало зависит от изменения объема производства продукции, работ и услуг...
Большой экономический словарь
- - расходы, величина которых не зависит или мало зависит от изменения объема производства продукции, работ и услуг...
Большой бухгалтерский словарь
- - "...расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;.....
Официальная терминология
- - ".....
Официальная терминология
- - "...94. Коммерческие расходы представляют собой расходы, связанные с продажей готовой продукции, т.е. коммерческие расходы, и приобретением и продажей товаров, т.е. издержки обращения...
Официальная терминология
- - "...10...
Официальная терминология
- - расходы предприятий на производство продукции, которые практически не зависят от объема производимой продукции...
Энциклопедический словарь экономики и права
- - штатное...
Словарь синонимов
"Условно утверждаемые (утвержденные) расходы бюджета" в книгах
19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы
Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,
Глава 3 Доходы должны превышать расходы, или Основы семейного бюджета
Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей ВладимировичГлава 3 Доходы должны превышать расходы, или Основы семейного бюджета Надеюсь, вы еще не устали от всевозможных вопросов? Как бы там ни было, техника «задавания вопросов» самому себе является эффективным инструментом развития. Главное, чтобы вопросы были правильные!
3. Расходы государственного бюджета, их виды
Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней
24. Расходы государственного бюджета, их виды
Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней
Расходы федерального бюджета
Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор СергеевичПонятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,
10. Расходы бюджета
автора10. Расходы бюджета Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должны быть определены источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов
19. Расходы бюджета муниципального уровня
Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна19. Расходы бюджета муниципального уровня Расходы муниципального образования связаны с его расходными обязательствами, к которым относятся:1) принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, устанавливающиеся
6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета
Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты
14. Расходы бюджета
Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий14. Расходы бюджета Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в
30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации
Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации Общие основания возникновения расходных обязательств РФ, на основании которых производится расходование средств федерального бюджета, перечислены в ст. 84 БК РФ. Так, расходные обязательства РФ возникают в
37. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Из книги Финансы: Шпаргалка автора Автор неизвестен37. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.В соответствии с
Вопрос 9 Расходы бюджета на образование
автораВопрос 9 Расходы бюджета на образование Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования, принципы государственной политики в области образования, расходные обязательства определены Законами РФ «Об
Вопрос 11 Расходы бюджета на здравоохранение
Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий АнатольевичВопрос 11 Расходы бюджета на здравоохранение Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья
Вопрос 12 Расходы бюджета на спорт и физическую культуру
Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий АнатольевичВопрос 12 Расходы бюджета на спорт и физическую культуру Среди особенностей, влияющих на характер финансово-экономических отношений в области спорта и физической культуры, выделяются следующие: многообразие форм деятельности, структур управления, схем подчиненности и
Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен55. Расходы и возможные источники пополнения местного бюджета Источниками пополнения местного бюджета могут также стать: 1) покупка органами МСУ за счет внебюджетных средств государственных и негосударственных ценных бумаг, акций и облигаций с обязательным зачислением