План финансового обеспечения школе предупредительных мер. Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер

Учреждения как страхователи по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний вправе с разрешения Фонда социального страхования (далее - ФСС РФ, Фонд) направить часть взносов, подлежащих уплате, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2017 году Правила финансирования таких мер, утвержденные Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), применяются в новой редакции. Кроме того, Минфином России рекомендованы новые бухгалтерские записи по отражению расходов на предупредительные меры в учете.

Правила финансового обеспечения

Финансирование предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Оно осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ), подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых учреждением на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм взносов от НС и ПЗ, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов по данному виду страхования за тот же год.
Если учреждение с численностью работающих до 100 человек не осуществляло в течение двух предшествующих лет финансирование предупредительных мер, объем средств в текущем году для него не может превышать:
- 20% сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующие текущему финансовому году, за вычетом расходов по НС и ПЗ за тот же период;
- сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.
В п. 3 Правил N 580н предусмотрено, какие мероприятия могут финансироваться за счет сумм страховых взносов от НС и ПЗ. Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н (далее - Приказ N 353н) были внесены изменения в Правила N 580н, в том числе в части перечня финансируемых мероприятий. Учитывая, что заявления страхователей о направлении взносов на финансирование предупредительных мер, согласно п. 4 Правил N 580н, подаются до 1 августа текущего года, то впервые перечень мероприятий в новой редакции применяется в 2017 году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
1. Проведение специальной оценки условий труда.
2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
3. Обучение по охране труда следующих категорий работников, в том числе:
- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- с 2017 года - работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (в случае, если обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).
4. Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
5. Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
6. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.
7. Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров).
8. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
9. Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пп. "г" п. 3 Правил N 580н, согласно которой за счет взносов может финансироваться приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами их бесплатной выдачи и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. А с 1 августа 2017 года вступят в силу дополнительные положения того же подпункта, согласно которому расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если она изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является РФ.
Также в 2017 году за счет взносов может финансироваться приобретение приборов, устройств, оборудования и т.д., непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации (пп. "м" п. 3 Правил N 580н).
Для направления взносов на финансирование предупредительных мер необходимо получить разрешение ФСС РФ. Для этого учреждение-страхователь направляет в территориальный орган Фонда соответствующее заявление в срок до 1 августа текущего года (п. 4 Правил N 580н). Вместе с заявлением представляются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена Приложением к Правилам N 580н, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, с указанием суммы финансирования;
- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, перечень которых приведен в п. 4 Правил N 580н, для каждого направления расходов. Учреждение предоставляет в Фонд эти документы, за исключением ряда документов, которые территориальный орган ФСС РФ запрашивает:
- в Минтруде России - сведения:
о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр проводящих ее организаций - в случае включения в план мероприятий по проведению спецоценки;
о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план мероприятий по обучению охране труда;
- в Росздравнадзоре - сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг):
организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ, - в случае включения в план приобретения путевок работникам;
медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, - в случае включения в план соответствующих медосмотров;
организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников - в случае включения в план соответствующих медосмотров.
Учреждение вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда данные документы.
С 2017 года изменились некоторые критерии принятия решения территориальным органом Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер. Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 201н (далее - Приказ N 201н) были внесены изменения в п. 8 Правил N 580н. Приказ N 201н вступил в силу 12 августа 2016 года, поэтому впервые будет применяться к заявлениям, поданным в 2017 году.
Согласно п. 8 Правил N 580н решение принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год:
а) составляет до 10 млн руб. включительно, - территориальным органом ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н (ранее до 8 млн руб.);
б) составляет более 10 млн руб. - территориальным органом ФСС РФ после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня получения комплекта документов направляет их в Фонд, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В п. 10 Правил N 580н изложены основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер. В частности, территориальный орган ФСС РФ вправе отказать, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. С 2017 года отказ может быть получен, если на день подачи заявления у страхователя имеются:
- непогашенная недоимка;
- задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году;
- недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки;
- начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.
Учреждение ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий учреждение должно представить в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Если расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, они не принимаются к зачету в счет уплаты страховых взносов.
С 2017 года правила ужесточены - не будут приниматься к зачету не только расходы, не подтвержденные документами, но и расходы, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 14 Правил N 580н в ред. Приказа N 201н).

Закупки товаров и услуг

При направлении средств страховых взносов от НС и ПЗ на приобретение товаров и услуг в качестве предупредительных мер учреждения должны учитывать законодательство о закупках.
Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые из ряда источников в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, если примет и опубликует до начала финансового года собственное положение о закупках. В частности, к таким источникам относятся средства грантов, средства от приносящей доход деятельности. За счет данных источников могут начисляться заработная плата и взносы работникам, включая взносы от НС и ПЗ.
Соответственно, при финансировании предупредительных мер за счет взносов от НС и ПЗ, начисленных за счет источников, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения вправе применять нормы Закона N 223-ФЗ.

Бухгалтерский учет

Расходы на финансирование предупредительных мер относятся к соответствующим кодам видов расходов (КВР):
- 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений";
- 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов";
- 149 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов".
В Инструкциях по учету предусмотрены записи по начислению страховых взносов и по осуществлению денежных выплат за счет взносов, однако записей по финансированию предупредительных мер за счет взносов в них в настоящее время нет.
В недавнем Письме Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 специалисты ведомства разъяснили, как следует отражать в бюджетном (бухгалтерском) учете операции по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках предупредительных мер.
В указанном Письме предлагаются такие учетные записи:
Дебет счета 0 40120 213 "Расходы на начисления на выплаты по оплате труда"
или Дебет счета 0 109xx 213 "Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции; работ, услуг"
Кредит счета 0 30306 730 "Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
- начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет счета 0 105xx 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"
Кредит счета 0 30234 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
- поступило имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"
или Дебет счета 0 109xx 226 "Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"
Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
- оказаны услуги (за обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30234 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 30405 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов" (для казенных учреждений)
- перечислены денежные средства за имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30226 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
Кредит счета 1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам" (для казенных учреждений).
Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства",
или Кредит счета 0 20121 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации).
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств учреждения" (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены денежные средства за услуги (обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 20930 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
Кредит счета 0 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- отражено начисление требований по КВР 130 компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма в текущем финансовом году.
Отметим, что последняя бухгалтерская запись была внесена в Инструкции по учету Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н. Данной записью отражается начисление суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Минфин России фактически предложил использовать эту же запись и для отражения положительного решения ФСС о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер. Кроме того, Минфин России в Письме от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 предусматривает и такие записи:

Кредит счета 0 20930 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
- осуществлен зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС РФ.
Вышеуказанная запись, рекомендованная Минфином России, не предусмотрена действующими Инструкциями по учету. Поэтому, чтобы воспользоваться рекомендацией, ее необходимо закрепить в учетной политике учреждения;
Дебет счета 0 30306 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Кредит счета 1 30405 213 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда" (для казенных учреждений)
или Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств с лицевого счета учреждения" с одновременным увеличением забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств" КВР 1x9, КОСГУ 213 (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены взносы в ФСС РФ за минусом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов.

Санкционирование расходов

При направлении части взносов на финансирование предупредительных мер возникает ряд вопросов при отражении санкционирования расходов.
В начале года получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) отражают доведенные до них главным распорядителем ЛБО. Бюджетные и автономные учреждения, в соответствии с утвержденным планом ФХД, учитывают объем доходов на счете 0 50700 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и соответствующий им объем расходов на счете 0 50400 000 "Сметные (плановые) назначения".
В учете государственных (муниципальных) учреждений в начале года отражаются следующие записи по санкционированию расходов:
Дебет счета 1 50115 213 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены доведенные до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств;
Дебет счета 0 50410 213 "Сметные (плановые) назначения по расходам на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены согласно плану ФХД сметные (плановые) назначения по расходам бюджетным или автономным учреждением.
Обязательства по страховым взносам учреждения принимают на основании расчетных ведомостей, что отражается в учете так:
Дебет счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда" (для получателей бюджетных средств),
Дебет счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда" (для бюджетных и автономных учреждений)
Кредит счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- приняты обязательства по страховым взносам.
Одновременно отражается начисление страховых взносов.
В том случае, если учреждение подало заявление в территориальный орган ФСС РФ о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер и получило положительное решение, у него возникает обязанность направить данные средства не в ФСС РФ, а поставщику (подрядчику) соответствующего имущества или услуг.
Отметим также, что при этом меняется экономический смысл операции по осуществлению расходов - вместо КОСГУ 213 расходы должны быть осуществлены по КОСГУ 340 или 226.
Инструкциями по учету данная ситуация не предусмотрена, поэтому учреждения должны предусмотреть ее в рамках формирования учетной политики.

Примечание. Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в текущем году (ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Например, можно предусмотреть сторнирование записей по санкционированию расходов по КОСГУ 213 в части средств, по которым получено положительное решение ФСС РФ, и отражение их по КОСГУ 340, 226, по соответствующим поставщикам и подрядчикам.
В части остатка средств, подлежащих уплате в ФСС РФ (не направленных на финансирование предупредительных мер), в учете отражается запись по принятию денежных обязательств по уплате взносов:
Дебет счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50212 213 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда".

Любое предприятие должно принимать меры по профилактике заболеваний и травм на производстве среди наемного персонала. Ежегодно такие мероприятия требуют от компаний значительных вложений средств. Частично снизить финансовую нагрузку помогает обращение в фонд соцстрахования (ФСС) за компенсацией таких затрат. Фонд выделяет средства на профилактику травм и болезней по заявительному принципу. В дополнение к обращению в соцстрах нужно сделать план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на период, в котором просят выделить средства.

План финансирования предупредительных мероприятий

При проведении различных работ и закупок по охране труда или дополнительной защите для сотрудников, чьи условия работы признаны негативно воздействующими на организм человека, можно обратиться за частичным софинансированием таких мер в региональное подразделение ФСС.

Максимум средств, которые может получить работодатель — 1/5 от взносов по страховкам за и , начисленных к уплате за предыдущий год.

При расчете возможной суммы финансирования из нее вычтут возмещение по страховым случаям.

Это значит, что при оплате из ФСС в прошлом году больничного листа одному или нескольким сотрудникам компании, в связи с профзаболеванием или травмой, размер компенсации будет уменьшен на эту сумму.

Небольшие компании (с численностью персонала до 100 штатных единиц) могут обратиться за компенсацией в размере 1/5 от сумм страховых взносов за последние три года. Такое возмещение становиться возможным при условии, что в предыдущие два календарных года фирма не проводила мероприятий по ОТ с использованием средств фонда.

Обращаться с заявлением о финансировании мер по охране труда можно ежегодно до конца июля.

Подают обращение за денежными средствами и план финансирования предупредительных мер при личном посещении фонда либо через портал госуслуги.

Составление плана и его содержание

Прежде чем приступать к составлению плана, нужно обратиться в региональное подразделение фонда соцстрахования и получить у них справку с расчетной суммой финансирования. При этом в план можно включать и мероприятия, которые будут оплачены частично за счет средств фонда, а частью за счет компании-работодателя.

Затем вносятся предложения по использованию этих средств. Попросить средства фонда можно на:


Полный перечень мероприятий можно посмотреть в приказе Минтруда № 580н.

После того, как сумма софинансирования за счет ФСС известна и мероприятия для включения в план определены можно приступать к составлению этого документа. Форму плана финобеспечения предупредительных мер и примерный образец его заполнения можно найти на официальном сайте фонда соцстрахования.

Этот документ составляется в разбивке на кварталы. В него вносят название каждого мероприятия, а также документ, который является обоснованием для его проведения. Копии этих документов, необходимо включить в приложения к заявлению на выделение средств для обеспечения мер по охране труда.

Основанием для проведения мероприятий являются:

  1. ЛНА предприятия, регулирующие все, что связано с охраной труда (колдоговора, профсоюзные соглашения и т. д.).
  2. Планы мероприятий по ОТ и предупреждению травматизма.
  3. Рекомендации по итогам СУОТ.
  4. Предписания по итогам проверок контролирующих органов.
  5. Заключенные договора на санаторное лечение или обучение по охране труда и т. д.

Для каждого, включенного в план мероприятия указывают квартал, в котором оно будет реализовываться и стоимость в разрезе используемых средств финансирования (фонд/наниматель).

Дополняют план приложениями по каждому мероприятию в отдельности. Например, перечень санаториев и количество запланированных к приобретению путевок в каждом из них, перечень средств предупреждения и защиты в разрезе по каждому наименованию и поставщику.

Полный комплект приложений необходимо уточнить в подразделении ФСС, куда будет подано заявление о софинансировании мер по ОТ.

Причины для отказа в финансировании и отчет по использованию средств фонда

Оснований для отказа в выделении средств фонда соцстрахования на мероприятия по охране труда, как правило, два. Во-первых, отказать в финансировании могут из-за неполных, недостоверных сведений или ошибок при заполнении документов. Поэтому лучше всего перед подачей заявления в ФСС, проконсультироваться дополнительно у сотрудников фонда по вопросам заполнения и перечня документов.

Во-вторых, причиной для отказа может стать исчерпание средств фонда соцстрахования, запланированных в текущем периоде на эти цели. В связи с этим, лучше не тянуть с обращением в фонд до последних дней приема документов.

После того, как финансирование будет выделено, необходимо после каждого квартала отчитываться об использовании средств фонда соцстрахования.

Получатель несет полную ответственность за целевое использование, выделенных фондом денег.

Информацию о проведенных и оплаченных профилактических мерах включают в отчет 4-ФСС, в соответствующем периоде.

Пример заполнения плана финобеспечения предупредительных мер

финансового обеспечения предупредительных мер в ООО «Компьютерра»

предупредительная мера Обоснование Период реализации Ед. измерения Количество Планируемые расходы, руб.
всего в том числе в квартале
I II III IV
1 Путевки в санатории для работников с вредными условиями труда (прил. 1) Коллективный договор № 25 от 17.06.2007 II — III кв. Шт. 82 820000 420000 400000
2 Приобретение алкотестеров для предрейсовых осмотров водителей Правила допуска к работе, утв. Приказом директора № 56/о от 17.04.2016

Договор с ОАО «Медкомплект» № 45 от 25.04.2018

III кв. Шт. 65 13000 13000
3 Обеспечение спец. одеждой, работников, занятых на работах с вредными условиями труда (прил. 2) Рекомендации по итогам проведения СУОТ на рабочих местах № 58 от 23.12.2017 IV кв. Комплект 17 340000 (в том числе за счет ФСС 120000 рублей) 340000 (в том числе за счет ФСС 120000)

Директор ООО «Компьютерра» Петров Петров А. С.

Главный бухгалтер ООО «Компьютерра» Силинова Силинова К. В.

Для получения софинансирования из средств ФСС на проведение мероприятий по ОТ необходимо предоставить сотрудникам фонда план финобеспечения предупредительных мер. Каждое запланированное мероприятие должно иметь документальное обоснование. Перечень возможных документов, подтверждающих необходимость таких мер, можно уточнить у специалистов фонда соцстрахования.

Приветствую, друзья! Руководителям и специалистам, в чьи должностные обязанности входит взаимодействие с ФСС на предмет возмещения средств, затраченных на охрану труда, следующая информация будет в помощь. Дело в том, что со 2 января 2018 года вносятся изменения в Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждённый приказом Минтруда России от 02.09.2014 г. № 598н.

Финансовое обеспечение предупредительных мер в 2018 году. Возмещаем средства из ФСС через ЕПГМУ

Финансовое обеспечение предупредительных мер в 2018 году будет осуществляться в соответствии с изменениями, которые были внесены приказом Минтруда России от 04.12.2017 г. № 829н. Приказ № 829н прошёл регистрацию в Минюсте и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Как уже говорилось ранее, вступят изменения 02.01.2018 года. Скачать приказ Минтруда России от 04.12.2017 г. № 829н в формате MS Word можно будет чуть ниже.

Итак, данным приказом вносятся 18 изменений в Административный регламент ФСС. Далее приведу пункты Административного регламента ФСС в новой редакции.

Изменение № 1

Изменён пункт 5. В новой редакции он выглядит так:

5. На информационных стендах, устанавливаемых в территориальных органах Фонда в доступных для ознакомления местах, официальных сайтах Фонда и территориальных органов Фонда, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» размещается Административный регламент и другие документы, содержащие информацию о:

  • местонахождении территориальных органов Фонда, их электронных адресах, адресах официальных сайтов, номерах телефонов;
  • графике приема заявителей;
  • порядке получения консультаций;
  • порядке получения государственной услуги в территориальных органах Фонда;
  • порядке информирования заявителей о ходе предоставления государственной услуги;
  • должностных лицах, ответственных за предоставление государственной услуги;
  • исчерпывающем перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиях к оформлению указанных документов, а также перечне документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе;
  • исчерпывающем перечне оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;
  • круге заявителей;
  • сроке предоставления государственной услуги;
  • результатах предоставления государственной услуги, порядке представления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;
  • размере государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги, или информация об ее отсутствии;
  • праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги;
  • информационных материалах, содержащих сведения о возможности участия заявителей в оценке качества предоставления государственных услуг на специализированном сайте («Ваш контроль») в сети Интернет, а также в личном кабинете федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) .

Информация, размещаемая в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», предоставляется заявителю бесплатно.

Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя или предоставление им персональных данных.

На информационных стендах Фонда и территориальных органов Фонда, сайте Фонда и сайтах территориальных органов Фонда, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» размещается форма заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и образец её заполнения.

Изменение № 2

Изменён пункт 17. В новой редакции он выглядит так:

17. Для предоставления государственной услуги заявитель подаёт в территориальный орган Фонда на бумажном носителе или в форме электронного документа заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — заявление), форма которого предусмотрена приложением № 3 к Административному регламенту.

Изменение № 3

Изменён пункт 19. В новой редакции он выглядит так:

19. Документы (копии документов), необходимые для предоставления государственной услуги, указанные в пункте 18 Административного регламента, представляются заявителем на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) . Копии документов, прилагаемых к заявлению, представленные на бумажном носителе, должны быть заверены печатью заявителя (при наличии печати).

При представлении заявления в форме электронного документа, а копий документов, указанных в пункте 18 Административного регламента, на бумажном носителе, заявление подписывается простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», а документы заверяются печатью заявителя (при наличии печати).

При представлении заявления с приложением копий документов, указанных в пункте 18 Административного регламента, в форме электронного документа, используется только усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя. При этом представление заявления и копий документов, указанных в пункте 18 Административного регламента, на бумажном носителе не требуется.

При представлении нотариально заверенных копий документов в форме электронного документа соответствие электронного образа копии документа его оригиналу должно быть засвидетельствовано усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Изменение № 4

Изменён пункт 20. В новой редакции он выглядит так:

20. В случае, если за получением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляются также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.

При предоставлении вышеуказанных документов в форме электронного документа используется усиленная квалифицированная электронная подпись представителя заявителя.

Порядок использования усиленной квалифицированной подписи определяется Правилами использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 852.

Изменение № 5

Изменён пункт 21. В новой редакции он выглядит так:

21. Территориальные органы Фонда не вправе:

а) отказывать в приёме заявления или заявления и копий документов в случае, если они представлены в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, размещённой в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

б) отказывать в предоставлении государственной услуги в случае, если заявление или заявление и копии документов поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, размещённой в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

в) требовать от заявителя повторного предоставления заявления или заявления и копий документов на бумажном носителе в случае направления заявления или заявления и копий документов в электронной форме;

г) при осуществлении записи на приём посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приёма, а также предоставления сведений, необходимых для расчёта длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приёма.

Изменение № 6

Изменён пункт 30. В новой редакции он выглядит так:

30. Государственная пошлина за предоставление государственной услуги не взимается.

Изменение № 7

Изменён пункт 49. В новой редакции он выглядит так:

49. Заявителям обеспечивается возможность получения информации о предоставляемой государственной услуге на официальном сайте территориального органа Фонда и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Заявителям обеспечивается возможность осуществлять с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»:

— мониторинг хода предоставления государственной услуги;

— запись на приём для подачи заявления и документов (копии документов), необходимых для предоставления государственной услуги.

Запись заявителя на приём для подачи заявления и документов (копии документов), необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в форме электронного запроса.

Заявителю предоставляется возможность записи в любые свободные для приёма дату и время в пределах установленного графика приёма заявителей.

Результатом записи заявителя на приём является получение заявителем уведомления о записи с указанием времени и даты приёма;

— оценку доступности и качества государственной услуги.

Изменение № 8

Изменён пункт 55. В новой редакции он выглядит так:

55. Заявление и копии документов могут быть направлены в территориальный орган Фонда в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в порядке, предусмотренном пунктом 48 Административного регламента.

При направлении заявителем только заявления в форме электронного документа ему направляется электронное сообщение через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) , в котором заявитель уведомляется о необходимости представления в территориальный орган Фонда на бумажном носителе документов (копий документов), необходимых для предоставления государственной услуги, времени личного приёма заявителя в территориальном органе Фонда для представления документов (копий документов), а также о том, что отправление документов посредством услуг почтовой связи осуществляется не позднее 3-х рабочих дней с момента получения электронного сообщения. Заявление рассматривается должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, только после представления заявителем в территориальный орган Фонда документов (копии документов), необходимых для предоставления государственной услуги, на бумажном носителе.

Изменение № 9

Изменён пункт 57. В новой редакции он выглядит так:

57. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, после поступления заявления или заявления и копий документов (в форме электронного документа) либо заявления и документов, представленных лично или направленных с использованием услуг почтовой связи, осуществляет следующие действия:

определяет наличие оснований, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента, по которым заявление и документы не принимаются к рассмотрению;

при отсутствии оснований для отказа в приёме к рассмотрению заявления и документов осуществляет их регистрацию в сроки, предусмотренные пунктами 33-36 Административного регламента;

выдаёт (высылает) расписку (уведомление) о приёме и регистрации указанных заявления и документов лично, с использованием услуг почтовой связи, через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Изменение № 10

Изменён пункт 72. В новой редакции он выглядит так:

72. Основанием для начала административной процедуры является издание территориальным органом Фонда приказа о финансовом обеспечении (об отказе в финансовом обеспечении) предупредительных мер.

Результат оказания услуги заявитель по его выбору вправе получить:

  • на бумажном носителе лично;
  • на бумажном носителе с использованием средств почтовой связи;
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (при условии подачи заявления или заявления и копий документов в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Изменение № 11

Изменён пункт 73. В новой редакции он выглядит так:

73. Приказ территориального органа Фонда о финансовом обеспечении (об отказе в финансовом обеспечении с обоснованием причин отказа) предупредительных мер по выбору заявителя в 3-дневный срок с даты его подписания вручается заявителю на личном приёме либо направляется с использованием средств почтовой связи или в электронном виде (в форме электронного документа) через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Изменение № 12

Изменён пункт 74. В новой редакции он выглядит так:

74. Направление заявителю приказа о финансовом обеспечении (об отказе в финансовом обеспечении) предупредительных мер осуществляется должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги.

По окончании предоставления заявителю государственной услуги должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует его о сборе мнений заявителей о качестве предоставленной государственной услуги, предлагает ему оценить качество предоставленной ему государственной услуги и оставить отзыв на специализированном сайте («Ваш контроль») в сети Интернет или в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Изменение № 13

Изменён пункт 86. В новой редакции он выглядит так:

86. Заявитель может обратиться с жалобой в следующих случаях:

а) нарушение срока регистрации заявления;

б) нарушение срока предоставления государственной услуги;

в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

г) отказ в приёме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Предметом жалобы являются решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги, которые, по мнению заявителя, нарушают его права и законные интересы.

Изменение № 14

Изменён пункт 88. В новой редакции он выглядит так:

88. Жалоба на решение и действия (бездействие) территориального органа Фонда, его должностного лица подаётся в Фонд. Жалоба на решение и действия (бездействие) должностного лица территориального органа Фонда подаётся руководителю территориального органа Фонда.

В Фонде, территориальном органе Фонда определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают приём и рассмотрение жалоб, направление в орган, уполномоченный на их рассмотрение, в соответствии с пунктом 79 Административного регламента.

Изменение № 15

Изменён пункт 89. В новой редакции он выглядит так:

89. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием официального сайта Фонда, территориальных органов Фонда, федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершённых при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее — система досудебного обжалования) с использованием сети Интернет, а также может быть принята при личном приёме заявителя (представителя заявителя).

Жалоба подаётся в письменной или в форме электронного документа в соответствующий орган, указанный в пункте 88 Административного регламента.

Приём жалоб в письменной форме осуществляется Фондом, территориальными органами Фонда по месту предоставления государственной услуги. Время приёма жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Изменение № 16

Изменён пункт 104. В новой редакции он выглядит так:

104. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Фонда, территориального органа Фонда.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее одного рабочего дня, следующего за днём принятия решения, в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Фонда или его территориального органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.

Изменение № 17

Добавлен пункт 107. Выглядит новый пункт так:

107. Фонд (территориальный орган Фонда) обеспечивает:

а) информирование заявителей (представителей) о порядке подачи и рассмотрения жалобы, обжалования решений и действий (бездействия) территориальных органов Фонда, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, на официальном сайте Фонда, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

б) консультирование заявителей (представителей) о порядке подачи и рассмотрения жалобы, обжалования решений и действий (бездействия) территориальных органов Фонда, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приёме.

Изменение № 18

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами представлено в новой редакции.

Вот всё что касается финансового обеспечения предупредительных мер в 2018 году. Если обобщить вышеизложенное, то все изменения направлены на обеспечение возможности получения услуги в электронном виде.

Кроме изменений в части возмещения средств из ФСС в 2018 году, приказом Минтруда России от 04.12.2017 г. № 829н вводятся изменения по предоставлению государственных услуг связанных со специальной оценкой условий труда. Об этих изменениях поговорим в следующей заметке.

Что нового в Правилах финансового обеспечения на 2019 год?

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

В новой редакции:

Продолжение следует...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н
"Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2013 г., 20 февраля 2014 г., 29 апреля, 14 июля 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 августа, 3 декабря 2018 г.

2. Ввести в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, с 1 января 2013 года.

Регистрационный N 26440

Утверждены правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Средства выделяются в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС России на текущий финансовый год. Расходы финансируют страхователи за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд в этом году. Объем - не более 20% взносов за предшествующий календарный год за вычетом произведенных в нем расходов страхователя на выплату обеспечения по ОСС.

Финансируются следующие мероприятия. Это аттестация рабочих мест по условиям труда, обучение по охране труда установленных категорий работников, нормализация уровней запыленности и загазованности воздуха, шума и вибрации, излучений, санаторно-курортное лечение, лечебно-профилактическое питание, покупка СИЗ, обязательные периодические медосмотры.

Заявление о финансировании страхователь подает в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации. Срок - до 1 августа текущего календарного года. Определено, какие документы к нему прилагаются.

В отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7 млн руб. включительно, решение принимается в течение 10 дней с даты представления полного пакета документов. Если сумма страховых взносов более 7 млн руб., решение о финансовом обеспечении предупредительных мер принимается после согласования с ФСС РФ.

Страхователь отчитывается перед территориальным органом Фонда об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не зачитываются в счет уплаты страховых взносов.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"


Регистрационный N 26440


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Правила , утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 января 2013 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:



Приказ Минтруда России от 31 октября 2017 г. N 764н

Многие работодатели предпринимают различного рода меры, чтобы улучшить условия труда своих работников, в том числе в силу требований законодательства.

Суммы, потраченные на предупредительные меры, могут быть зачтены в счет уплаты взносов «на травматизм». То есть сумма соответствующих взносов в ФСС уменьшается на сумму расходов и в итоге работодатель платит в фонд в текущем году меньшую сумму, либо вообще ничего не платит (). В этом и заключается обеспечение проведения предупредительных мероприятий со стороны ФСС (п. 1 ст. 1 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Расходы на какие меры компенсируются уменьшением взносов

За счет взносов страхователь может возместить расходы, например, на такие мероприятия, как (п. 3 Правил, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н):

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • приобретение специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях;
  • проведение обязательных периодических медосмотров работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами;
  • приобретение аптечек для оказания первой медицинской помощи, и др.

Ограничения по сумме

Размер возмещения расходов на предупредительные меры не может быть больше 20% суммы взносов «на травматизм», начисленных страхователем за предыдущий календарный год, за вычетом обеспечений, выплаченных по данному виду страхования в предыдущем календарном году (к примеру, пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве).

А если у страхователя с численностью работающих до 100 человек в течение 2 лет, предшествующих текущему году, не было расходов на предупредительные меры, то для него установлен другой лимит возмещения: во-первых, не более 20% сумм взносов, начисленных за 3 года, предшествующих текущему году, за вычетом выплаченных обеспечений по данному виду страхования за этот же период, и во-вторых, не более суммы взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем году (п. 2 Правил, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н). Оба условия должны быть соблюдены.

Порядок «получения» финансового обеспечения

Для того, чтобы компенсировать расходы на предупредительные меры, страхователь должен до 1 августа текущего года подать в свое отделение ФСС заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер. Оно может быть направлено, как на бумаге, так и в электронном виде (п. 4 Правил, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н). Заявление подается по установленной форме (Приложение N3 к Административному регламенту, утв. Приказом Минтруда от 02.09.2014 № 598н).

К заявлению должны прилагаться (п. 18 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда от 02.09.2014 № 598н):

  • план финансового обеспечения мер, составленный по определенной форме (Приложение к Правилам, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н). В этом документе указывается не только список мероприятий, но и предполагаемые расходы на их проведение;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • документы либо их заверенные копии (п. 6 Правил, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н), обосновывающие необходимость финансового обеспечения этих мероприятий.

Решение о предоставлении финансового обеспечения или об отказе в нем отделение ФСС выносит в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, если в предыдущем году сумма начисленных взносов страхователя «на травматизм» составила не более 8 млн. руб. Если же сумма взносов оказалась больше, то срок увеличивается до 18 рабочих дней максимум, поскольку такие решения должны быть согласованы с ФСС (