Экономическое развитие территорий. Устойчиво-безопасное социально-экономическое развитие территории

Российская Федерация – государство с сущест­венными межтерриториальными различиями в экономическом развитии, обеспеченности объ­ектами социальной инфраструктуры, инвестиционных возможностях обще­ственного и частного сектора, природно-климатических условиях.

В этой связи основой федеральной политики в области социально-экономического развития территорий должно стать выравнивание условий для обеспечения экономического роста на всей территории страны с одновременным сокра­щением межтерриториальных различий в уровне благосостояния населения.

Усилия федеральных властей по созданию условий для максимально полного использования возможностей роста благосостояния населения и экономического роста на базе роста конкурентоспособности в регионах должны основываться на реализации механизмов партнерства между уров­нями государственной власти и сконцентрированы на следующих направле­ниях:

ü содействие процессу разработки на уровне субъектов Федерации про­грамм социально-экономического развития (разработка нового типового ма­кета программ, методических рекомендаций по их составлению), способст­вующих в том числе решению задач федеральной программы социально-эко­номического развития;

ü содействие внедрению в регионах системы программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, встраивание регионов в систему достижения целей исполнительной власти (Правительства);

ü разработка с участием федеральных властей модельных законов и нормативных актов для регионов и муниципальных образований, направлен­ных на создание в регионах и муниципалитетах благоприятного предприни­мательского климата;

ü изучение и распространение лучшей региональной практики по сти­мулированию экономического роста на региональном и муниципальном уровнях;

ü разработка и введение дополнительных мер поддержки инвестиций в отдельных регионах путем создания технико-внедренческих зон с федераль­ным участием.

Особое место в создаваемой системе федеральной поддержке соци­ально-экономического развития территорий в среднесрочной перспективе займет Фонд регионального развития, который предстоит сделать основным каналом федеральной финансовой поддержки региональных инвестиционных проектов. При этом порядок распределения средств данного Фонда пред­стоит коренным образом усовершенствовать, положив в его основу конкурс­ную процедуру оценки заявок субъектов Российской Федерации на финанси­рование проектов по инвестициям в социальную инфраструктуру.

Политика в области социально-экономического развития территорий будет построена на использовании различных подходов к решению стоящих перед органами власти задач и масштаба решаемых проблем. На основании создаваемой системы мониторинга показателей социально-экономического развития территорий и результатов типологизации проблем, стоящих перед различными территориями, Правительством Российской Федерации будут использоваться различные механизмы и инструменты, направленные на ре­шение этих проблем.

России предстоит усовершенствовать систему мер федеральной поли­тики в отношении отдельных регионов и территорий – Северного Кавказа, Калининградской области, Дальнего Востока. В ближайшее время федераль­ные целевые программы регионального развития будут сосредоточены ис­ключительного на поддержке перечисленных территорий с одновременным коренным пересмотром механизмов федеральной поддержки развития терри­торий даже при наличии особых условий геополитического характера. По­мимо оказания федеральной поддержки на указанных территориях необхо­димо применение особых мер в области миграционной политики, междуна­родных и внешнеэкономических отношений и т.д.

В среднесрочной перспективе необходимо сокращать предоставление особых условий ведения хозяйственной деятельности и дополнительной фе­деральной финансовой помощи. Поддержка должна оказываться не через прямые финансовые вливания, а через создание стимулов для собственных усилий региональных и местных властей, а также нормативно-правовую, ме­тодическую и методологическую помощь в проведении реформ, направлен­ных на улучшение предпринимательского климата, развитие социально-эко­номической сферы, обеспечивающих рост благосостояния населения, прожи­вающего на указанных территориях.

С учетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления представляется целесообразным повы­сить возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные направления расходова­ния (объекты финансирования) средств, получаемых из Фонда регионального развития.

Для этого необходимо на основании единого порядка распределения средств Фонда регионального развития утвердить общие суммы инвестици­онной финансовой помощи между субъектами Российской Федерации, уста­новив при этом минимальные требования и доли софинансирования за счет региональных бюджетов.

Распределение Фонда регионального развития должно производиться в рамках единой системы межбюджетных отношений с учетом бюджетной обеспеченности территорий.

Требуется утвердить четкую систему критериев для определения уров­ней софинансирования региональных и муниципальных объектов, средства которые выделяются из Фонда регионального развития, а также порядок реа­лизации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности предоставления этих средств как источника доходов регио­нальных фондов муниципального развития.

В ближайшие сроки по результатам предоставления субвенций на вы­полнение федеральных полномочий, передаваемых из Фонда компенсаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, потребуется на основе анализа выявленных недостатков внести изменения в порядок предоставления отчет­ности о реализации этих полномочий, в том числе определив возможные на­правления уточнения федерального законодательства.

Социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации

научная работа

3 Перспективные направления социально - экономического развития регионов РФ

За основу прогноза на качественном уровне можно взять стандартный набор сценариев - оптимистический, инерционный и пессимистический, чтобы затем накладывать на каждый тренд пространственную специфику России с различными комбинациями факторов и барьеров развития. Но при любой комбинации основным трендом развития будет сжатие обитаемого и экономического пространства.

С наибольшей вероятность в России реализуется инерционный сценарий развития, продолжающий уже сформировавшиеся тренды пространственного развития. Его макроэкономический фон - затухающий восстановительный рост после кризисного спада 2008-2009 годов и относительно невысокие темпы роста экономики страны в новом десятилетии из-за стабилизации цен на нефть и более медленного роста глобального спроса на ресурсы. На таком фоне пространственное развитие, скорее всего, будет иметь вполне предсказуемые тренды независимо от проводимой властями региональной политики.

1. Сохранится гипертрофированная роль Москвы и концентрация в ней финансовых и человеческих ресурсов. Московская агломерация будет быстро развиваться и расширяться, охватывая прилегающие районы соседних областей. Однако искусственные инновационные проекты (Сколково) не изменят экономического профиля прилегающих к столице территорий, в них будет и дальше развиваться сервис, логистика, рекреация и промышленность, ориентированная на огромный столичный рынок. Развитие С-Петербурга будет сильно зависеть от федеральной подпитки финансовыми ресурсами и институциональными мерами (переводом штаб-квартир крупных компаний - налогоплательщиков в северную столицу), но этих мер недостаточно для устойчивого роста, городу мешают общие для страны институциональные барьеры.

2. Ведущие регионы ТЭК сохранят позиции в группе лидеров при сохранении объемов добычи (до 2020 года эта проблема остро не стоит). Но в них будет стареть население, снижаться естественный прирост и будет расти миграционный отток молодежи, поскольку в регионах ТЭК создается мало новых качественных рабочих мест (экономика, основанная на добыче ресурсов, нетрудоемка). Уехавшие уже замещаются миграционным притоком низкоквалифицированной рабочей силы из республик Северного Кавказа и Средней Азии, что неизбежно усилит социальную напряженность, проблемы наркомании и повысит нагрузку на систему социальной защиты населения.

3. Немалая часть регионов из группы лидеров второго эшелона могут скатиться вниз - в «срединную» группу. Для ведущих металлургических регионов это следствие снижения глобальной конкурентоспособности из-за старения советских промышленных активов, роста издержек по причине удорожания топлива и сырья. «Вниз» уже начали двигаться и некоторые развитые полифункциональные промышленные регионы, прежде всего Самарская область (снижение конкурентоспособности автопрома) и Пермский край (истощение минеральных ресурсов и отсутствие новых крупных инвестиций).

4. При условии относительной политической стабильности на Кавказе продолжится более быстрый рост крупных русских регионов юга благодаря устойчивым преимуществам - более развитой инфраструктуре, наличию морских портов, ресурсному преимуществу в виде лучших почвенных и агроклиматических условий. Проведение Олимпиады, скорее, помешает устойчивому росту юга из-за чрезмерной концентрации инвестиций в одной точке и неизбежных проблем убыточности спортивных и прочих объектов после завершения этого путинского проекта.

5. Будет усиливаться депопуляция Нечерноземья и других периферийных территорий Европейской России за счет высокой естественной убыли; продолжится концентрация населения в региональных центрах и других более крупных городах, но прежде всего - в агломерациях федеральных городов. Проблему деградирующей периферии решить не удастся из-за низкой мобильности населения и барьеров на рынках жилья в городах.

6. Сохранится многочисленная группа «срединных» по уровню развития регионов, с небольшой ротацией вверх (несколько регионов с выгодным приморским положением и южные индустриально-аграрные) или вниз (полудепрессивные регионы машиностроительной и текстильной специализации).

7. Несмотря на амбициозные федеральные программы, продолжится не только сжатие обитаемого пространства (что хорошо для экономики), но и деградация всей системы расселения Дальнего Востока и Забайкалья (что плохо), за исключением крупнейших региональных центров - Владивостока, Хабаровска и, может быть, Южно-Сахалинска и Улан-Удэ. Экономика восточных регионов будет еще более поляризованной - наряду с центрами роста (столицы регионов, ведущие портовые города и зоны добычи экспортного сырья) остальная территория будет инфраструктурно деградировать и терять население. При росте доходов федерального бюджета возможно возобновление дорогостоящих инфраструктурных проектов на востоке и Севере, но их ждет бесславный экономический конец.

8. Республики Северного Кавказа останутся «черной дырой» бюджетного финансирования, но в них будет расти трудовая миграция молодежи в другие регионы России, что при начавшемся процессе снижения рождаемости (за исключением периода ее стимулирования в 2007-2009 годах) немного смягчит проблемы безработицы. Для слаборазвитых республик Сибири (Тыва, Алтай) этот клапан так и не начнет работать из-за удаленности и более сильных культурных барьеров. Чечня по-прежнему останется фаворитом финансирования из федерального бюджета, но к ней, в зависимости от политической ситуации, могут добавиться Ингушетия и Дагестан.

Худший сценарий - стагнация и социально-экономическая деградация - не только усиливает описанные выше тенденции деградации периферии, но и резко сокращает число перспективных зон роста из-за ухудшения институциональных условий и снижения инвестиций. Это вполне возможно при деградации политического режима. Коротко можно сформулировать наиболее опасные тренды пространственного развития на перспективу.

1. Быстрое ухудшение качества жизни в Московской столичной агломерации из-за инфраструктурных и экологических проблем при сохраняющемся росте численности населения. Деградация социальной среды может стимулировать эмиграцию наиболее конкурентоспособного населения (молодежи, лиц с высоким уровнем образования и более высокими доходами).

2. В ближайшее десятилетие не следует ожидать ускоренного сжатия обитаемого пространства в периферийных территориях, перспектива их обезлюдения более долгосрочная - к 2030-2050 гг. Более вероятна другая адаптационная стратегия населения периферийных территорий разного вида (постаревшего Нечерноземья, восточных и северных районов), которая уже сформировалась и будет усиливаться. Это сокращение легальной занятости, обеспечивающей трудовые гарантии и защиту, и рост самозанятости населения с использованием традиционных источников дохода - земельных ресурсов (ЛПХ), даров леса (сбор грибов и ягод), лесных ресурсов (нелегальные лесозаготовки в таежной зоне), рыбы (нелегальное рыболовство на Дальнем Востоке, на реках Сибири и в Астраханской области). Архаичный сдвиг в структуре занятости не только способствует деградации человеческого капитала, но приводит к росту неэффективных бюджетных расходов на поддержание социальной инфраструктуры в экономически полумертвых территориях и на социальную защиту их населения (пособия по безработице, социальные выплаты и др.)

3. Рост напряженности, этнических противоречий и клановости в республиках Северного Кавказа, что будет стимулировать миграционный отток образованных и более модернизированных городских жителей в другие регионы. Утрата «агентов модернизации» будет воспроизводить и усиливать традиционализм и конфликты. Одновременно в федеральные города усилится поток низкоквалифицированной рабочей силы, выталкиваемой из своих регионов конфликтами и отсутствием работы.

4. Резкое замедление экономического развития крупных городов - региональных центров из-за дефицита инвестиций и ухудшения институциональных условий. Это приведет к еще большей концентрации качественного человеческого капитала в федеральных городах. Еще важнее, что это ограничит возможности транслировать в регионы импульсы всех форм и видов модернизации - потребительской, поведенческой, ценностной. В России крупные города являются важнейшими «трансляторами» инноваций, обеспечивая их продвижение вниз по иерархической системе городов своего региона и в пригороды.

Этого перечня проблем вполне достаточно, чтобы прогнозировать существенное снижение человеческого капитала в России, без чего страна не сможет нормально развиваться.

Оптимистический сценарий устойчивого инвестиционного роста возможен только при значительном улучшении институтов (защиты прав собственности, снижения коррупции и др.) и роста открытости экономики страны. Даже плохая инфраструктура является менее жестким барьером, так как она может развиваться по мере экономического роста, это показал пример Сахалинской области.

В оптимистическом прогнозе пространственного развития можно выделить основные отличия от инерционного сценария.

1. Расширение географии реализуемых ресурсных преимуществ. Поскольку ресурсные преимущества России остаются наиболее значимыми, реализация оптимистического сценария ускорит развитие нефтегазодобывающих и транзитных регионов Европейского Севера (Мурманская область, Ненецкий АО и республика Коми), Сибири (ЯНАО, Красноярский край) и Дальнего Востока (Якутия, Сахалинская область) благодаря проектам совместной добычи топлива с использованием западных технологий.

2. Максимальное использование ресурсного преимущества плодородных и обширных земельных ресурсов. Быстрое развитие агросектора и пищевой переработки регионов Европейского юга (в первую очередь), а также более удаленных от путей экспорта регионов Поволжья и юга Западной Сибири. Стимулирование и поддержка государства с целью укрепления позиций российских производителей на мировом продовольственном рынке.

3. Быстрое расширение экономической зоны Московской столичной агломерации. Этот процесс идет достаточно активно, но пока охватывает только приграничные районы соседних областей вдоль крупных магистралей и центры отдельных регионов с более благоприятным инвестиционным климатом (Калуга). При снижении барьеров все области вокруг Москвы получат дополнительный приток инвестиций с целью создания товаров и услуг для огромного рынка столичной агломерации. Вторая составляющая этого процесса - дорожное строительство для сокращения экономического расстояния, ее должно реализовать государство в партнерстве с бизнесом.

4. Ускорение развития крупных городов-центров регионов. Растущий потребительский спрос будет стимулировать рост российских и зарубежных инвестиций в сектор услуг и пищевую промышленность крупных городов - региональных центров и их пригородных зон, поскольку этот спрос еще не насыщен. Первыми будут притягивать инвестиционные ресурсы города-миллионники и близкие к ним по численности, конкурируя за инвесторов. Это, во-первых, снизит гипертрофию Московской столичной агломерации и, во-вторых, конкурентное развитие городов-центров ускорит процесс модернизации муниципальных институтов.

5. Реализация преимуществ соседства с развитыми странами. В регионах, граничащих со странами Евросоюза (Карелия и другие регионы Северо-Запада), снижение барьерной функции границы и улучшение инвестиционного климата будут способствовать притоку инвестиций в отрасли переработки лесного сырья и отрасли, поставляющие продукцию на рынок агломерации Санкт-Петербурга, а также некоторые трудоемкие отрасли обрабатывающей промышленности. Это типичный тренд развития для приграничных регионов стран ЦВЕ, который не реализован в России из-за институциональных барьеров.

6. Расширение географии реализуемых преимуществ приморского транзитного положения. Сформируются зоны роста. В отличие от западных и южных приморских регионов, приморские зоны более заселенных регионов Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Сахалин) пока не используют своих преимуществ из-за сильных институциональных барьеров и менее развитой инфраструктуры. Снижение институциональных барьеров «бандитского капитализма» позволит привлечь необходимые инвестиции в инфраструктуру, что при координации с рациональными инфраструктурными проектами государства создаст необходимые условия для развития бизнеса. Приток китайских инвестиций и контролируемое привлечение рабочей силы также будет содействовать росту экономики Дальнего Востока, особенно его крупных городов.

7. Формирование центров инновационного развития за пределами Московской агломерации. Эту функцию могут выполнять несколько крупных городов страны (Томск, Новосибирск и др.) с сохранившимся научным потенциалом в разных областях науки. При улучшении инвестиционного климата они смогут получить венчурное финансирование, в том числе иностранное. Формирование спроса на инновации внутри страны остается более долгосрочной задачей. В таких городах будут развиваться учебно-научные комплексы (качественный университет + современные исследовательские структуры) с эффективной системой стимулирования научной деятельности. К сожалению, преимущество более качественного человеческого капитала недостаточно выражено в большинстве крупных городов России, поэтому таких инновационных центров будет немного.

8. Повышение эффективности региональной политики в периферийных территориях. И при оптимистическом сценарии в России сохранятся обширные периферийные пространства, но государство будет стимулировать мобильность населения, облегчая миграцию (в первую очередь молодежи). Кроме того, будут развиваться более эффективные - мобильные и адресные - формы социальных услуг и помощи уязвимым группам населения периферийных территорий.

Государственные методы регулирования социально-экономического развития региона: механизмы, инструменты

Вопрос о понятии конкурентоспособности региона сложный, поскольку "само понятие регион в России неоднозначное: с одной стороны, регион - это субъект федерации, но с другой, регион - это понятие географическое" Трофимов А.М., Рубцов В.А., Шарыгин М...

Конкурентоспособность регионов России

В литературе понятие "факторы" часто отождествляется с понятием "источники" конкурентоспособности региона Лемдяев А.В...

Направления анализа экономики региона: индикаторы социально-экономического развития регионов (на примере Архангельской области)

Социально-экономическое развитие территориальных образований характеризуется системой общепринятых в национальной статистике показателей. Показатели могут быть суточными, декадными, месячными, квартальными, годовыми...

Национальная валюта Узбекистана и меры по ее укреплению

Для экономики Узбекистана региональные аспекты его развития в условиях углубления рыночных преобразований имеют большое значение как следствие различий природно-экономических условий отдельных территорий, так и в результате того...

Но уровню социально-экономического развития...

Особенности социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан

Обеспечение эффективного социально-экономического развития Республики Башкортостан должно способствовать выравниванию уровня социально-экономического развития отстающих регионов...

Перспективные направления социально-экономического развития на примере Республики Калмыкия

Рассмотрим тенденции развития применительно к разным экономическим районам и зоне Севера. Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ...

Региональные стратегии развития регионов

Система прогнозов социально-экономического развития регионов Российской Федерации

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона...

Социально-экономические предпосылки развития регионов России на примере Пермского края

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития...

Социально-экономическое развитие Краснодарского края

Стратегия экономического развития регионов? это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач...

Социально-экономическое развитие регионов РФ

Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития...

Социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации

Сорокин Роман

Введение

Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов;

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

· перемены в общественном сознании;

· перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

Развитие любого региона - многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

Развитие социальной сферы

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, охраны здоровья, досуговой деятельности до социально-культурных и национальных отношений. К целям развития социальной сферы относятся: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии - алгоритмов и процедур развития объектов социальной сферы, таких как: сфера услуг, образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт и связь. При этом одной из ключевых технологий развития социальной сферы региона является разработка и реализация программ его перспективного развития.

Особенностью социальной сферы российских регионов является преобладающая доля государственного участия в ее развитии. Поэтому все большая роль в процессе совершенствования социальной сферы региона отводится программам межрегионального сотрудничества, обеспечивающих улучшение отраслевой инфраструктуры региона. Использование данного механизма развития социальной сферы региона способствует интенсификации социально-экономических взаимосвязей между субъектами различных регионов и повышает качество услуг социального характера.

Цели развития регионов состоят их системы критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии.

Используются три показателя экономического развития:

· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

На ряду с ними можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

· национальный доход на душу населения;

· уровень потребления отдельных материальных благ;

· степень дифференциации доходов;

· продолжительность жизни;

· уровень физического здоровья;

· уровень образования;

· степень счастья населения.

Каждый гражданин нуждается в социальной поддержке государства, особенно в начале и конце жизни. Преимущественно именно в детстве и юности, а также в старости он получает от общественного сектора максимальное количество благ такого рода. Компенсация социальных благ осуществляется в основном в серединном отрезке жизни посредством взимания налогов и социальных взносов. Это вполне разумно, так как в этот период человек имеет наивысшую способность к труду.

Территория, чаще всего, представляет собой административно-территориальное образование в рамках государства (федеральный округ, группа субъектов федерации, субъект федерации, муниципальное образование) или муниципалитета (район города, отдельное поселение в муниципальном образовании и т.п.).

Субъекты социально-экономического развития -государства, их административно-территориальные единицы, муниципалитеты, коммерческие и некоммерческие организации и предприятия, общественные организации граждан и отдельные граждане, реализация целей которых ведет к СЭР территории.

Улучшение городской среды

Мероприятия, направленные на повышение качества городской среды, должны быть рассчитаны на длительный срок и регулярное пристальное внимание со стороны местных властей. Поскольку городская среда – это очень сложный многоуровневый феномен, скорее, социально-психологического, чем материального характера. Понятия «город» и «городская среда» различаются тем, что город существует объективно, а городская среда возникает тогда, когда появляются субъекты, для которых она является средой, то есть жители, прежде всего, и гости города.

Вместе с этим, городскую среду формируют вполне конкретные элементы, от состояния (наличия) которых зависит уровень комфортности жизни и отдыха в городе. Соответственно, качественная городская среда – это пространство для максимально безопасной, комфортной и интересной жизни и отдыха.

Учитывая сложность регулируемого явления, целесообразно распределить необходимые для улучшения качества городской среды мероприятия на следующие группы:

1) институциональные мероприятия,

2) инвестиционные проекты,

3) идеологические мероприятия.

Основной задачей институциональных мероприятий в сфере повышения качества городской среды является выработка и устойчивая реализация системной градостроительной политики, направленной на развитие города комфортного и привлекательного для жизни и отдыха. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию пространственного развития с функциональной, производственной парадигмы на градостроительное освоение и переосвоение городских территорий в названном направлении.

Важнейшим первоочередным мероприятием является корректировка и утверждение нового Генерального плана города, включая проект его реализации, а также систему норм и требований к проектам нового строительства, реконструкции, развитию общественных мест и т.п., предполагающих общественный контроль.

Задачей инвестиционных проектов является, помимо общих элементов благоустройства (скамеек, клумб, элементов освещения, системы пешеходных дорожек, объектов розничной торговли и т.п.), обустройство пространства городской площади должно быть осуществлено с учетом потребностей отдельных групп населения – детей, молодежи, пожилых людей.

Группу идеологических мероприятий составляют мероприятия, связанные с формированием идентичности населения по признаку принадлежности к городу, осознания участия в жизни городского сообщества и ответственности за его будущее.

В настоящее время существует множество проектов, с помощью которых можно решать различные городские проблемы, например:

* Проект «РосЯма» - объединяет граждан, столкнувшихся с некомпетентностью дорожных служб, которые не выполняют свои обязательства. На сайте пользователям доступна вся сопутствующая информация и поддержка по данной проблеме.

* Доступность средств передвижения (проект «Метро для всех»).

* Эффективность работы коммунальных служб (проект «РосЖКХ») и др.

Экономическое развитие территорий

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

Стратегическое рыночное планирование

Конкуренция за ресурсы (материальные и нематериальные, финансовые и трудовые) заставляет территории искать новые пути повышения ее инвестиционной привлекательности.

Выделяют четыре сферы деятельности по созданию факторов привлекательности: развитие социальной среды, улучшение городской среды, экономическое развитие и стратегическое рыночное планирование. Первые три привычно являются показателями уровня развития современного города, однако цели и методы стратегического рыночного планирования требуют более четкого определения. Именно долгосрочное планирование развития становится в настоящее время «точкой роста» для территории, ее конкурентным преимуществом и фактором привлекательности для инвестиций.

Для каждого города или района цель и масштаб стратегического планирования зависят от достигнутого уровня развития. Исследователи выделяют три «поколения» рыночного планирования территорий

Поколения стратегического рыночного планирования развития территории
Поколение Цели Методы Ресурсы
“ охота за дымовыми трубами “ Создание рабочих мест в промышленном производстве Переманивание предприятий у других территорий Низкие операционные издержки, субсидии от государства
Целевой маркетинг Создание рабочих мест в производстве и обслуживание отраслей, находящихся на стадии эффективного роста. Улучшение физической инфраструктуры Переманивание предприятий и расширение уже существующих. Повышение качества трудового обучения. Частно – государственное партнерство. Преимущества места для елевых отраслей. Высокое качество жизни (с акцентом на климатические условия и инфраструктуру развлечений)
Создание конкурентной ниши Подготовка территории для появления рабочих мест в развивающихся отраслях. Рабочие места а производстве и обслуживании перспективных отраслей. Ключевые цели – избирательность и совершенствование Удержание и развитие предприятий. Поощрение всяческой предпринимательской деятельности и инвестиционной активности. Создание отраслевых, территориальных кластеров. Привлечение предприятий из других территорий. Совершенствование образовательных программ. Готовность к росту. Конкурентоспособные операционные издержки. Высококачественные человеческие ресурсы способные адаптироваться к будущим переменам. Высокое качество жизни (с акцентом на культурное и интеллектуальное развитие)

Процесс стратегического рыночного планирования состоит из пяти стадий, отвечающих на следующие вопросы:

1. Аудит территории: Каково сравнительное состояние города сегодня? Каковы его основные сильные/слабые стороны, возможности/угрозы (SWOT)?

2. Концепция развития и цели: Каким хотят видеть город находящиеся здесь компании и жители?

3. Формулирование стратегии: Какие широкие стратегии помогут городу достичь своих целей?

4. План действий: Какие конкретные действия должен предпринять город для реализации стратегии?

5. Реализация и контроль: Что должен сделать город, чтобы обеспечить успешную реализацию стратегии?

Обычно существует местная или территориальная организация, занимающаяся проблемами экономического развития. Слишком часто чиновники на этом уровне плохо делают свою работу. Эта проблема может быть вызвана, по крайней мере, пятью причинами:

1. Слишком редко происходит переосмысливание системы стимулирования. Чиновники могут думать, что какая-то правительственная организация примет спасительные меры.

2. Возможна нехватка опыта в сфере подготовки и осмысления прогнозов.

3. Часто не существует диалога между местными ведущими предприятиями и государственными чиновниками. Информация о первых тревожных сигналах не распространяется и не обсуждается.

4. Слабость местных лидеров может подорвать самые лучшие попытки прогнозирования и решения проблем.

5. Планы тщательно разрабатывают и надеются на их полное исполнение. Но никто не обладает способностью к реальным действия, и планы пылятся на полке.

Заключение

Слишком многие места не успевают распознать угрозу, пока она не станет огромной, если не непреодолимой, и в результате они реагируют на удар, а не предупреждают его. Но такая пассивность не неизбежна. Некоторые места в Европе решили применять активные подходы, такие как развитие местного управления, улучшение городской среды, городское планирование и экономическое развитие. Стратегическое рыночное планирование помогает месту создать проект лучшего будущего. Он требует анализа ситуации, в которой находится место: определения его сильных/слабых сторон, возможностей/угроз и основных узких мест; разработки концепции развития, постановки целей и задач; определения эффективных стратегий для достижения этих целей; разработки соответствующих действий и реализации плана и контроля за реализацией.

В процессе этого даже места, не обладающие на первый взгляд сильными сторонами, могут пересмотреть свою ситуацию и найти новые комбинации факторов привлекательности, которые придадут ему уникальную ценность на рынке мест.

Хотя этот вариант стратегического планирования чересчур упрощает многие из проблем, связанных с управлением сложными объектами, такими как города, муниципалитеты и регионы, это более перспективный подход, чем любая другая альтернатива, включая метод проб и ошибок с его риском опасных перемен. Многие европейские места уже ввели в практику важные элементы стратегического рыночного планирования.

| следующая лекция ==>
Свойства хромосом и ДНК человека |
  • III Развитие студенческого спорта, физической культуры и формирование ценностей здорового образа жизни у обучающихся
  • III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения
  • III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг
  • IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму. Развитие речи. В мире книг

  • Социально-экономическое развитие территории характеризу­ется системой общепринятых в национальной статистике пока­зателей. Они могут быть годовыми, квартальными, месячными, декадными, суточными. В странах со стабильной экономикой на­иболее распространенным является анализ развития за год и по­лугодие. При неустойчивой экономике приходится использовать квартальные и месячные наблюдения, чтобы оперативно выяв­лять новые тенденции социально-экономического развития.

    Совокупность статистических показателей можно разбить на группы экономических и социальных показателей, выделив при этом основные параметры развития страны и ее регионов.

    Национальное богатство страны - обобщающий показатель экономического потенциала страны. Оно образуется совокупно­стью материальных ресурсов, включающих:

    Запасы материальных благ, накопленных в результате предшествующего труда населения (национальное имущество);

    Учтенные (оцененные) и вовлеченные в экономический оборот природные ресурсы.

    Размер национального богатства определяет экономическую мощь, ресурсно-экономический потенциал страны.

    В натурально-вещественный состав национального богатства включаются:

    Основные фонды производственного и непроизводственного назначения;

    Оборотные фонды (материальные и нематериальные активы, средства в расчетах);

    Запасы и резервы (золотые и валютные запасы страны, культурные и иные ценности, товарные государственные резервы и т.д.);

    Земля и природные ресурсы (экономически оправданные для эксплуатации, хозяйственного освоения).

    Количественная оценка величины национального богатства достаточно условна. При сведении в один стоимостной показа­тель приходится решать проблему сопоставления и измерения разнокачественных его компонентов. Более точно можно оценить отдельные элементы национального богатства.

    В региональном аспекте аналогом национального богатства является социально-экономический потенциал региона (СЭП).

    Социально-экономический потенциал региона - это совокуп­ность элементов национального богатства, обеспечивающих ре­гиональное воспроизводство и нормальные условия жизнедея­тельности населения.

    На региональном уровне может использоваться более дробная компоновка натурально-вещественного состава СЭП:

    Основные производственные фонды в материальном произ­водстве и оказании производственных услуг; материальные оборотные средства;

    Используемые природные ресурсы;

    Основные непроизводственные фонды жилищно-коммунального хозяйства, сферы услуг, образования, культуры и др.;

    Имущество домашних хозяйств.

    Показатели национального богатства страны и СЭП региона редко применяются в экономическом анализе, так как имеют ста­тичную природу.



    Наибольшее распространение, как в мировой, так и в отече­ственной макроэкономической статистике получили два других показателя: национальный доход (НД) и валовой национальный (внутренний) продукт (ВНП или ВВП). Эти показатели характе­ризуют обобщающий стоимостный результат функционирования национальной экономики за определенный период времени (как правило, за год).

    В отечественной экономике валовой продукт и националь­ный доход являются показателями баланса народного хозяйства (БНХ), в котором отражаются только материальное производ­ство.

    В мировой практике в 1970-е г. сформировалась универсальная стандартизированная система статистической информации - система национальных счетов (СНС). Ее целью является ин­формационное обеспечение многостороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и националь­ного дохода. СНС позволяет упорядочить и классифицировать экономическую информацию, согласовать данные, относящиеся хотя и к взаимосвязанным, но различным аспектам воспроизвод­ственного процесса: производству, распределению и перераспре­делению доходов, потреблению, накоплению, внешнеторговым операциям ит.д.

    Развитие в экономике России рыночных отношений обусло­вило необходимость перехода отечественной статистики на ре­комендуемую Статистической комиссией ООН методологию, основанную на национальном счетоводстве и принятую в между­народной практике. Этим достигается единство системы стати­стических показателей экономической деятельности и ее резуль­татов, теоретических и методологических основ их расчета, при­емов и методов ведения учета и получения необходимой инфор­мации о состоянии и изменениях в экономике и о результатах ее функционирования. Единство статистической методологии обес­печивает сопоставимость показателей всех стран, определение места и роли национальной экономики в мировой, что значительно упрощает решение проблемы международных сопоставлений, способствуя их достоверности.

    СНС - это интегрированная система внутренне связанных и совместимых макроэкономических показателей, она представ­ляет собой вид балансовых построений в виде счетов балансов итаблиц, разработанных на основе понятий, определений, клас­сификаций и правил бухгалтерского учета. Основу этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показате­лей, который включает ряд подсистем, при этом каждая из них характеризует те или иные аспекты социально-экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны с другими блоками со­циально-экономической статистики, что позволяет проводить глубокий анализ для принятия решений в сфере социально-эко­номической политики.

    В России реализуется долгосрочная программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статисти­ки, отвечающей требованиям рыночной экономики.

    Основным макроэкономическим показателем в статистике большинства зарубежных стран и международных организаций является валовой внутренний продукт.

    Валовой внутренний продукт - итоговая стоимость всех про­дуктов и услуг, созданных на территории данной страны в тече­ние определенного срока, за вычетом стоимости их промежуточ­ного потребления. Иными словами, ВВП - суммарная добавлен­ная стоимость, созданная всеми экономическими субъектами или резидентами данной страны.

    Резиденты - отечественные и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории данной стра­ны, кроме иностранцев, приезжающих в нее на временный срок.

    Валовой национальный продукт характеризует стоимостной объем конечной продукции и услуг, созданных гражданами дан­ной страны как в ее пределах, так и за границей. Следовательно, в зачет ВНП идет вся продукция, произведенная на территории страны (ВВП), к которой присоединяются доходы граждан и вы­читаются доходы иностранцев внутри страны.

    Совокупность показателей можно условно разделить на эко­номические и социальные индикаторы:

    Экономические индикаторы:

    Показатели масштабов производства - объем промышлен­ной продукции, объем сельскохозяйственного производства, объ­ем грузоперевозок, розничный товарооборот и объем платных услуг, внешнеторговый оборот, сальдо «вывоза - ввоза» и др .;

    Финансовые показатели - доходы и расходы бюджета территории, объем инвестиций, размеры прибыли по всем видам деятельности и др.;

    Ценовые показатели - уровень и индексы оптовых и розничных цен (уровень - это абсолютное значение цены, индекс - отношение двух показателей, характеризующих одно явление объекта или процесс, но различающиеся во времени).

    В статистику промышленного производства, кроме общих сто­имостных показателей, включаются также стоимостные объемы в отраслевом разрезе, выпуск основных видов промышленной про­дукции в натуральном выражении; процентное сравнение (темпы ииндексы роста) с предшествующим периодом.

    Развитие сельского хозяйства характеризуется такими пара­метрами, как производство продуктов животноводства, валовой сбор продукции растениеводства, средняя урожайность сельско­хозяйственных культур, средняя продуктивность животновод­ства.

    К показателям капитального строительства относятся капи­тальные вложения производственного и непроизводственного на­значения, объем строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов по отраслям экономики и социальной сферы.

    В капитальные вложения включаются затраты на новое строи­тельство, реконструкцию, расширение и техническое перевоору­жение действующих предприятий всех народнохозяйственных отраслей, в том числе на жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство.

    Сумма капитальных затрат складывается из стоимости при­обретенного оборудования и стоимости строительно-монтажных работ.

    В показатель ввода в действие основных фондов включается стоимость введенных в эксплуатацию зданий, сооружений, обо­рудования и других объектов.

    Розничный товарооборот определяется как продажа потреби­тельских товаров населению официально зарегистрированными предприятиями торговли и общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, а также продажа товаров населению непосредственно на предприятиях и в организациях.

    Платные услуги населению включают бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяй­ства, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-рекреационные, учреждений культуры, искусства, образования, просвещения, здравоохранения, физкультуры и спорта и т.п.

    Внешнеторговый оборот складывается из экспорта и импорта продукции. В объеме экспорта выделяется централизованный экс­порт, осуществляемый по заказу и обязательствам государства, а также экспорт по прямым связям предприятий. Экспортно-им­портные поставки детализируются по товарным группам, фикси­руется также географическая структура экспорта и импорта. Финансовое положение региона описывается:

    Показателями прибыли в целом по хозяйственному комплексу и ведущим отраслям, измеренными в текущих ценах и с помощью индекса дефлятора;

    Объемом бюджетных поступлений в федеральный и местный бюджеты;

    Исполнением местного бюджета и соотношением доходов и расходов с выявлением дефицита и профицита.

    Индексы цен являются обобщающими показателями динамики и соотношения уровня цен. Они могут быть индивидуальными, определяемыми для отдельных видов товаров и услуг, и сводны­ми, характеризующими соотношения уровней цен по совокупности различных товаров и услуг.

    Социальные показатели:

    Сводный индекс потребительских цен;

    Объем и структура денежных доходов и расходов населения;

    Уровень безработицы;

    Стоимость потребительской корзины или размер прожиточного минимума;

    Средняя заработная плата и т.д.

    Сводный индекс потребительских цен рассчитывается по пол­ному кругу товаров и услуг как отдельно за каждый период вре­мени (неделя, декада, месяц, квартал), так и нарастающим итогом на базе статистических наблюдений за изменением розничных цен во всех видах торговли, а также в сфере услуг на основе фак­тически сложившегося в наблюдаемом периоде уровня потребле­ния товаров и услуг.

    Индексация цен проводится также по группам товаров (про­довольственных и непродовольственных) и отдельно по платным услугам.

    Денежные доходы и расходы населения характеризуют вели­чину и источники денежных доходов, а также объем и структуру расходов граждан.

    Понятие «потребительская корзина» включает набор жиз­ненно необходимых товаров и услуг в объемах, соответствующих физиологическим нормам потребления человека за определен­ный период времени (неделю, месяц, год).

    Основные параметры, описывающие состояние и динамику социально-экономического развития территорий, дают общее представление об уровне и тенденциях развития страны и регионов.


    Литература

    1. Региональная экономика: учеб. для вузов / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова.- М. : ИНФРА-М, 2009

    2. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов / Е. Г. Коваленко, Г. М. Зинчук, С. А. Кочеткова [и др.] .- 2-е изд.- СПб. : Питер, 2008

    3.Желтиков В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студ. вузов /.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.; Дашков и К; Академцентр, 2009

    4. Основы демографии учеб. пособие / Е. Б. Бреева.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : Дашков и К, 2009

    5. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Н.Г. Кузнецова и С.Г. Тяглова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2003

    6. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие/ А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – М.: КНОРУС, 2007. – 336с.

    7. Батмак М., Малов В. Сибирь и ее проблемные регионы: подходы к разработке программ их развития // Экономист. 1997. №4.

    8. Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. для вузов. - М.: Палеотип; Деловая литература: Логос, 2002.

    9. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа.

    10. Варламов В.С., Трейвиш А.И. Федеральные целевые программы развития регионов России и их роль в смягчении межрегиональной ассиметрии. .

    11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

    12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов/ А.Г. Гранберг; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд. [стер.]. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. – 495 с.

    13. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.

    14. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

    15. Дмитриева М., Бычкова Е. Экологические аспекты государственного регулирования // Экономист, 2005. №4.

    16. Иоффе И. Ассоциации экономического взаимодействия и промышленная политика // Экономист. 2005. №1.

    17. Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Региональная экономика: универсальный учебный экономический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    18. Кистанов В.В. Региональная экономика России: учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.

    19. Климанов В., Лавров А. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. 2004. №11.

    20. Климов С.М. Государственное регулирование экономики в регионе: курс лекций для экономических специальностей. СПб., 2005.

    21. Региональная экономика. Основной курс: Учебник/ под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 686 с.

    22. Региональная экономика: Учеб. для вузов/ Под ред. Т.Г. Морозовой. - М..: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

    23. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 472 с.

    24. Регионы России: социально-экономические показатели. .

    25. Регионы России: социально-экономические показатели. М.: Госкомстат России, 2003.

    26. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учебное пособие/ под ред. В.Г. Глушковой. М.: КНОРУС, 2005.

    27. Скрябина Т.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2004.

    28. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ под ред. А.Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.

    29. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации» // Информационно-справочная система «Консультант плюс».

    30. Экономическая статистика: Учебник/ под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. – 480 с.

    31. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/ под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.

    Как известно, термины «движение населения» и «миграция» не однозначно трактуются в современной научной литературе, отдельные авторы их употребляют как синонимы. При этом оба термина употребляются тогда, когда речь идет о вопросах воспроизводства населения и ресурсов для труда.

    Попытаемся разобраться в этом вопросе. Термин «миграция» (латинское migration), означающий переселение, перемещение, движение, в настоящее время широко используется для обозначения различных социальных явлений, неоднозначных по своему характеру, обусловливающим факторам и последствиям. Словосочетание «миграция населения» используется как в широком, так и в узком смысле слова.

    В наиболее широкой трактовке к миграциям относят все виды движения населения, имеющие общественную значимость, то есть не только пространственные перемещения населения, но и текучесть кадров, профессиональное движение, различные социальные перемещения.

    Согласно другому подходу, миграция – это «такой процесс пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведет к его территориальному перераспределению».

    По поводу того, какие виды движения населения следует выделить и что относить к каждому из них, в литературе так же не существует единого мнения.

    И.С. Матлин в 70-е годы прошлого столетия в своей книге «Моделирование размещения населения» утверждал, что движение населения и трудовых ресурсов подразделяется на такие типы, как демографическое, межотраслевое, межпрофессиональное и территориальное. В данной классификации отсутствуют перемещения, связанные с изменением социального статуса, образовательного уровня и так далее.

    Г.И. Касперович выделял территориальные, производственные и социальные перемещения.

    Российский демограф В.А. Борисов различает всего два вида движения населения: естественное и механическое (миграционное). В данной типологии отсутствует социальное движение, включающее профессиональное, образовательное, межотраслевое и т.д. движение населения.

    Наиболее приемлемым считается выделение трех видов движения населения : естественное, миграционное и социальное (рисунок 1).

    В данной схеме социальное движение объединяет все то, что не входит в естественное и миграционное движение. При этом естественное, миграционное и социальное движение населения тесно взаимосвязаны.

    Движение населения приводит к его качественным и количественным изменениям. Причем, если естественное и миграционное движение влечет за собой как количественные, так и качественные изменения, то социальное меняет в первую очередь качественные характеристики.

    Миграционное движение занимает в этой схеме центральное место, поскольку оно оказывает влияние и на естественное и на социальное движение.

    Используя различные признаки, выделяют несколько видов миграции населения . По целям, которые преследует население при перемещении из одного населенного пункта в другой, выделяют эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную миграции.

    Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. В деловых поездках участвует трудоспособное население. Данный вид миграции отличается разнообразием состава участников и превосходит все остальные по масштабам.

    Маятниковые (челночные) миграции представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учёбы) и обратно, расположенных в разных населенных пунктах. Участниками маятниковых миграций во многих странах является значительная часть городского и сельского населения. В основном, перемещения происходят между пригородами и городами.

    В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений и даже превышают их. Этот вид миграции влияет количественно и качественно на трудовые ресурсы поселений - центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения.

    В то же время маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых ограничен выбор рабочих мест.

    Сезонные миграции - это перемещения, главным образом, экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции повышают реальный жизненный стандарт и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы.

    Безвозвратный вид миграции (переселение) может быть назван миграцией в узком смысле этого слова. Ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной. Выделяют два условия, которым отвечает безвозвратная миграция:

    • население перемещается из одних населенных пунктов в другие (из миграции исключаются перемещения населения внутри населенных пунктов);
    • перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства (исключает возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные пункты).

    В отличие от других видов миграции безвозвратная миграция является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.

    Не всегда можно разграничить разные виды миграции, поскольку один из них может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. Так эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции могут быть предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства.

    В соответствии с тем, совершается ли перемещение населения внутри страны или между странами, выделяют внутреннюю и внешнюю.

    Внутренние миграции не влияют на общую численность населения страны, так как в них участвуют граждане данного государства, не меняя своего подданства, при этом, однако изменяется территориальное распределение населения.

    Под воздействием внутренних миграций меняется так же демографическая структура. Они оказывают влияние на этнические процессы, воспроизводство населения, социальное движение и другие стороны жизнедеятельности населения различных территорий.

    Внешние миграции оказывают влияние и на численность и на территориальное размещение населения, то есть на демографическую ситуацию, социальную обстановку, на рынок труда и другое. Это влияние является более сильным, чем от внутренних миграций, так как иностранные граждане являются носителями другой культуры, ориентированы на иные, чем у жителей данной страны, ценности.

    Кроме того, эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная миграция может быть как внутренней, так и внешней.

    Необходимо отметить, что миграция воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций, которые выражают ее сущность и свойства этого явления. Выделяют общие функции миграции (ускорительную, перераспределительную, селективную) и специфические функции. К последним относятся экономическая и социальная функции, которые способствуют изменению условий жизнедеятельности населения.

    Экономическая функция миграции населения в самом общем виде сводится к соединению со средствами производства рабочей силы и ее носителя - трудоспособного населения.

    Социальная функция миграции населения всецело определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи - путем переселения стремятся улучшить свою жизнь.

    Серьезным фактором социально-экономического развития территории является внешняя миграция. Она не только изменяет территориальное распределение, но и количественные и качественные характеристики населения, а, следовательно, и трудовых ресурсов, определенным образом влияет на экономику рассматриваемой территории.

    При этом внешняя миграция может способствовать изменению возрастной структуры населения, поскольку среди мигрантов, как правило, преобладает население трудоспособного возраста, она воздействует на рынок труда региона, изменяя не только количественные характеристики трудовых ресурсов, но и качественные (рисунок 2).

    Несомненно, внешняя миграция вносит изменения и в профессиональную структуру населения. Поскольку в миграцию вовлечены люди разнообразной квалификации, то изменяется и образовательный уровень трудовых ресурсов территории. Внешняя миграция воздействует и на подвижность местных трудовых ресурсов, поскольку может способствовать усилению конкуренции на рынке труда. Таким образом, внешняя миграция способна, так или иначе, изменить все основные характеристики трудовых ресурсов региона.

    Воздействие миграции на социально-экономическое состояние территории может быть следующим :

    Привлечение на работу высококвалифицированных иностранных специалистов позволяет экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых. По некоторым оценкам, чистый выигрыш от привлечения в страну «среднего» ученого, скажем, в области естественных наук составлял в 90-е годы более 500 тысяч долларов США.

    Отток высококвалифицированной рабочей силы, напротив, может иметь негативные экономические последствия, которые связаны с потерей человеческого капитала, утраченными возможностями научно-технических достижений, упущенной экономической выгодой и др.

    Трудовые мигранты, способствующие устранению дефицита рабочей силы, помогают осваивать новые территории и их природные ресурсы, осуществлять прогрессивные структурные изменения в экономике.

    Приток рабочей силы в страну может повысить уровень концентрации трудовых ресурсов, способствовать кластеризации экономики, развитию территориально-производственных комплексов. В то же время, эмиграция способна уменьшить напряженность на рынке труда.

    Рост занятости иммигрантов стимулирует увеличение числа квалифицированных рабочих мест еще и потому, что все они являются и потребителями. Переселенцам нужны дома и квартиры для проживания - значит, понадобится дополнительное строительство. Им необходимо питаться - возникнут новые рабочие места в сфере производства и реализации продуктов. Они добираются до места работы на общественном транспорте - нужны дополнительные водители и так далее. Так внешняя миграция воздействует и на размещение производительных сил общества.

    В условиях трудодефицитной экономики иммиграция способствует конкуренции на рынках труда, повышению уровня требований к работнику и росту его образовательной и профессиональной подготовки, снижению уровня издержек производства и повышению конкурентоспособности национальной экономики благодаря привлечению более дешевой рабочей силы.

    Когда миграция носит массовый характер - это свидетельствует не только о несоответствии между уровнем развития экономики и ростом численности населения, но также является и отражением внутренних противоречий общества, постоянно усугубляемых периодически повторяющимися кризисными ситуациями.

    В экономическом смысле миграция представляет собой перемещение собственно рабочей силы, то есть «производительного богатства» страны, затратившей средства на профессиональную подготовку и обучение, в другие страны, которые используют эту рабочую силу, присваивая себе результаты ее труда.

    Миграция рабочей силы, достигшая сегодня невиданных масштабов, - это не только особенность современного рынка труда, но и определенная черта мировой экономики в целом . В поисках лучших условий труда и более высокой его оплаты люди покидают родные места и ищут счастья в других странах.

    Внешнюю миграцию традиционно рассматривают как фактор восполнения недостающих трудовых ресурсов, который способствует экономическому развитию принимающей территории. В то же время, существующие негативные социально-политические последствия миграции ставят под сомнение это позитивное воздействие.

    В первую очередь, к таким последствиям относятся угроза терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма. Кроме того, с миграцией населения связывают увеличение безработицы, падение заработков коренного населения, повышение социальных расходов и др.