Увеличение покупательной способности денег. Покупательская способность денег

Покупательная способность - это отдельный экономический показатель, который обратно пропорционален количеству валюты, используемой для покрытия в стране потребительской корзины, что состоит из услуг и товаров.

Что показывает покупательная способность?

Данный экономический показатель призван показывать, сколько может купить среднестатистический потребитель товаров и услуг на определённую сумму денежных средств при нынешнем уровне цен.

Экономический показатель «покупательская способность» применен может быть как к платежеспособности населения страны, так и к валютам. Спад покупательной способности принято называть инфляцией, а увеличение покупательной способности, соответственно, - дефляцией. Так же следует помнить, что покупательная способность той или иной валюты может в разных странах в значительной степени варьировать. Покупательская способность людей связана с напрямую с их доходами.

Покупательская способность населения – что оказывает на нее влияние?

Покупательская способность населения является величиной непостоянной. Оказывают влияние на нее и демографические факторы, и колебания в социальной сфере. Наверное, не стоит говорить о том, что на среднюю стоимость товаров в значительно степени влияет цена на энергоносители, к коим относятся: газ, газ и так далее. Ну а стоимость газа и нефти, в свою очередь, напрямую зависит от перечня экономических обстоятельств в государстве, так и за его пределами.

Как рассчитывается покупательская способность?

При анализе покупательской способности, обычно:

  • исследуются способности определенных его слоёв;
  • изучаются предпочтения в выборе услуг / товаров;
  • изучается количество приобретенных конкретных видов товаров с расчетом на каждую исследуемую в стране группу населения.

С учетом этих данных аналитики делают вывод относительно увеличения или уменьшения покупательской способности людей на услуги / товары в различных отраслях.

Покупательская способность денег

Данный показатель так же не является величиной стабильной, особенно в последние годы. На покупательскую способность денег влияет масса факторов – это и внутриэкономические факторы, и внешнеэкономические. Так же влияние оказывают политические события, природные катаклизмы, непредвиденные (форс-мажорные), то есть, всё, от чего зависит .

Паритет покупательной способности

Для удобного сравнения экономических международных показателей принято осуществлять пересчёт валюты на так называемый паритет покупательной способности. Паритетом покупательной способности является принцип, по которому устанавливается в двух странах валютный курс с учетом динамики цен на услуги / товары.

Современная концепция паритета сформулирована была Касселом еще вдвадцатых годах прошлого века. Разрабатывал он данную концепцию, основываясь на работах известных экономистов 19-го века, а именно – Уитли, Торнтон, Рикардо. По теории Кассела, на одну денежную сумму, что пересчитана по текущему курсу в национальные валюты, в других странах мира приобрести нельзя одинаковое количество товаров / услуг, даже при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке. Таки образом, можно представить паритет покупательской способности как способность покупателя на фиксированную сумму приобрести определенное количество услуг / товаров – оно, соответственно, будет различное для каждого государства.

Индекс покупательской способности

Индекс покупательской способности применяется для отражения в объеме услуг и товаров изменений относительно того, что население может приобрести на одинаковую сумму в исследуемом и текущем годах. Данный показатель отражает абсолютное соотношение реальной и номинальной зарплаты населения. Так же стоит отметить, что индекс покупательской способности - это величина, обратная индексу цен на услуги / товары.

Для того, чтоб определить максимально точно покупательскую способность денег, аналитики используют такую формулу:

ПСД=1/Iц

– значение индекса цен;

ПСД – показатель покупательной способности денег.

При помощи расчетов по представленной формуле сводится определение покупательской способности к простым действиям. Судя по формуле, видно, что зависит она напрямую от благосостояния каждого отдельного человека, а соответственно, и отражает в государстве всего народа. В стране с ростом покупательской способности наблюдается волна дефицита, по этой причине производители должны либо повысить цены для равновесия, либо увеличить объемы производства.

Спад покупательской способности денег крайне негативно отражается на экономике страны в целом, и даже на мировой экономике. Дело в том, что снижение данного экономического показателя неизбежно ведет к инфляции. А в ближайшем будущем - и вовсе к обесцениванию в стране денежной единицы. Предположим, если такое произойдет когда-то с долларом, который нынче является, как все мы знаем, общемировой валютой, то сильно пострадает вся . Произойдёт спад покупательской способности по причине повышения цен, ведь тогда на одну денежную единицу может купить потребитель меньшее количество услуг / товаров.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Часто можно слышать, что уровень развития производства, его производительность не позволяют повышать уровень оплаты труда в России. Соглашаясь с классической экономической закономерностью эпохи индустриального развития, в то же время, хотелось бы возразить: низкая покупательская способность населения (а следовательно, низкий спрос) как раз и не позволяет развить производство, включить механизм конкуренции, серьезных инвестиций и т.п. Те положительные экономические тенденции, которые наметились в последние годы, произошли благодаря увеличению денежной массы, росту доходов населения. Западные компании, почувствовав возникший спрос, сразу поспешили открыть свои дочерние предприятия в России. Наметился рост в мясомолочной промышленности, в которую потянулся с инвестициями и российский капитал.

Следует заметить, во второй половине 2000-х годов при увеличении ежегодной денежной массы в стране на 25% прирост инфляции составлял 3-4%, что несущественно. Инфляция болезненно воспринимается обществом лишь потому, что, во-первых, повышение уровня доходов населения, главным образом бюджетников, происходит не опережающими темпами, а едва-едва поспевает за инфляцией; во-вторых, ее уровень по основным потребляемым продуктам населения с низкими доходами: хлебу, молочным продуктам – значительно выше. Как и в ситуации с зерном, соответствующие государственные структуры не осуществляли прогнозирование и не выполняли необходимое регулирование, очевидно посчитав, что рынок сам решит проблемы.

Отчасти с этим можно было бы согласиться, вот только не хватает для этого весьма существенных предварительных действий: разбюрократизировать рынок, изменить неэффективную налоговую систему, убрать единый социальный налог на зарплату (для формирования пенсионного фонда его не хватает, как и для достойного медицинского страхования; он сдерживает рост оплаты труда и в целом экономики государства, способствует неофициальным «черным зарплатам»), и лет пять, как минимум, не вспоминать ни о каких налогах с предприятий на их фонды оплаты труда, пока уровень доходов населения не вырастет до мировых соотношений между ВВП и зарплатой. Почему-то забыто мнение авторитетного академика Львова, что по данному соотношению Россия значительно отстает от США.

Пенсионные и страховые начисления необходимо переложить на федеральный бюджет (по крайней мере до тех пор, пока зарплата основной массы работающих существенно не вырастет, и лишь затем перейти к существующим в мировой практике стандартам, когда сам человек решает, за что и кому платить). Следует помнить, что идея монетаризации льгот (сейчас нечто подобное планируется сделать с медицинским обслуживанием) с величайшим трудом находит понимание в основной массе людей из-за низкого уровня доходов, не позволяющих обеспечить минимально необходимые потребности, адресная компенсация воспринимается населением как возможность потратить эти средства на первостепенные нужды, например на питание, а не на проезд, как предусматривалось.


Люди, которым полагаются льготы, получают компенсации. В то же время государство сняло с себя бремя дотирования неэффективной работы частных компаний, например транспортных. Все, вроде бы, справедливо. Но для правительства, поставившего перед собой цель построить процветающее, комфортное для проживания людей государство, должно быть далеко не безразлично, воспользовался ли конкретный житель России компенсацией по адресу или нет. При проведении подобных реформ необходимо учитывать весь комплекс финансовых, социально-экономических, психологических и других возможных факторов. Инфляционные процессы зависят не только от денежной массы, от финансового инструмента регулирования – ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но и от объема товаров и услуг, представленных на рынке.

Если торговые сети носят монополизированный характер и не могут удовлетворить спрос населения иначе, как путем поднятия цены, то нужно приоткрыть российский рынок для западных товаров и услуг, ровно настолько, чтобы связывать возрастание денежной массы. Правительство располагает широким набором инструментов для балансировки с денежной массой (например, таких, как выпуск государственных ценных бумаг и т.п.). Естественно, что чиновники, регулирующие этот сегмент рынка, должны быть высокой квалификации.Если же причина роста цен на российском рынке, как это можно часто услышать, в возросших ценах на западных рынках на аналогичные товары, то тем более необходимо повышать доходы населения. Они-то уж точно не смогут обвалить западные рынки, вызвав в свою очередь новое повышение цен в наших магазинах.

Распространено мнение, что открытие российского рынка для западных товаров и услуг ударит по российскому производителю и отразится на ВВП. Но так как 80% доходов бюджета страны – доходы от экспорта углеводородов и металлов, то существенным образом на благосостоянии населения открытие российского рынка, в принципе, не мо-жет отразиться. При этом возрастет качество российских товаров, неэффективные производства с нищенскими зарплатами рабочих исчезнут. Кроме того, можно, как принято во всем мире, дотировать своего российского производителя. Пример – США и другие развитые страны, дотирующее производство сельскохозяйственной продукции.Низкий уровень оплаты труда в России пытаются объяснить низкой производительностью. Однако на современном заводе «Форд» в г. Всеволожске действуют самые современные технологические линии с высокой производительностью труда. Почему же уровень зарплаты на заводе такой же низкий, как и в целом по стране? Да потому, что рыночная стоимость оплаты труда в России низкая, производительность труда в данном случае никакого значения не имеет.

В то же время планы российского правительства по значительному увеличению производительности труда вполне реальны. Как только Россия вступит в ВТО, многие западные компании перенесут свои самые современные высокорентабельные производства на российскую территорию. В России недорогое сырье, дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила, льготное налогообложение – условия, близкие к идеальным.Отечественные производители смогут подняться до уровня мировых производителей, используя современные западные технологии, менеджмент, инвестиции.

В стране, где основную долю ВВП составляют доходы от экспорта нефти, газа и металлов, такой переход производства на новые технологии можно осуществить абсолютно безболезненно для общества. Государству необходимо создать лишь соответствующие условия для этого, повысить уровень доходов основной части населения.В то же время необходимо иметь в виду, человечество в своем раз витии находится не на индустриальном этапе, закончившемся еще в прошлом веке, а на информационном, при котором бизнес по созданию и продаже новых технологий более прибылен, чем само производство при внедрении этих инноваций. Существует спорная (во многом)точка зрения, что в информационном обществе любое производство теоретически убыточно, так как его окупаемость не поспевает за разработкой новых технологий и их внедрением в аналогичное производство.

Но не поэтому ли производства ведущих брендов перемещаются в развивающиеся страны (Китай, Индию и др.)? Если проанализировать балансы крупных западных фирм, то станет ясно, что 80% их активов составляют не основные фонды (как это было 20 лет назад), а нематериальные активы (программное обеспечение, KNOW-HOW и т.п.). В этой связи, насколько верно, что крупные ведущие российские газовые, нефтяные и сталелитейные компании скупают по всему миру аналогичные производства? Конечно, устойчивость укрупненных компаний к неблагоприятным конъюнктурным воздействиям повышается, но становятся ли их производства эффективнее? И в какой мере это соответствует переходу на инновационный путь развития страны?

Так как же поднять уровень оплаты труда в России? Ситуация в настоящий момент для этого весьма благоприятная. С одной стороны, осударство не может диктовать менеджерам частных компаний уровень оплаты труда на их предприятиях, но с другой – оно располагает возможностью повысить зарплату в бюджетной сфере.

При этом потребуется пересмотреть расходные статьи бюджетов (федерального и субъектов федерации). Что же касается налоговых отчислений государству на доходы предприятий от разработки и экспорта углеводородного сырья, то в этом вопросе, очевидно, необходимо ориентироваться на мировой опыт, например, опыт той же процветающей Норвегии, где доля государственного изъятия доходов нефтедобывающих предприятий составляет приблизительно 80%. Речь идет, конечно, не только о доле, но и в целом о механизме функционирования, чтобы предприятия могли развиваться, обновлять основные фонды, разрабатывать новые месторождения и т. п. Особенно продуманным в налогообложении должен быть подход для угледобывающих предприятий.

Доля работающего населения в бюджетной сфере велика. Поэтому повышение уровня заработной платы бюджетников создаст конкуренцию, и частные компании тоже будут вынуждены поднимать зарплату своим работникам. Если устранить к тому же ЕСН (единый социальный налог на зарплату, который обязано платить предприятие), то путь к повышению благосостояния населения России будет открыт.

Достижение доходов населения России уровня доходов развитых стран относительно ВВП позволит включить рыночные механизмы решения важнейших проблем, над которыми наше правительство работает не один год, а именно: развития производств в различных секторах экономики (и прежде всего на инновационной основе); решения жилищной проблемы (и не только потому, что жилье станет доступным по цене основной массе населения, а еще и потому, что станет возможным аренда качественного жилья). Мировые тенденции свидетельствуют о том, что значительная доля населения развитых стран арендует жилье. Тогда проблемы ЖКХ станут решаться, так как в настоящее время население из-за низких доходов «привязано» к своим квартирам и не может проголосовать рублем, например, арендовать жилье в доме, где проблемы ЖКХ решены. Имеющаяся в стране жилая площадь будет более эффективно использоваться, тогда, может, и не понадобятся те объемы строительства типового жилья, к которым мы так стремимся, пытаясь решить острейшую жилищную проблему. Проблемы коммуналок, хрущевок, брежневок будут безболезненно для общества решены: проблемные реконструированы либо снесены. Новое строительство (в условиях возросших требований покупателя) будет осуществляться по индивидуальным проектам высокой архитектурной ценности. При этом будет развиваться так хорошо зарекомендовавшее себя в России начала ХХ века строительство доходных домов.

Получение основной массой работающих достойной зарплаты решит многие социальные проблемы, возрастет уровень медицинского обслуживания, снизится преступность, возрастет самоуважение населения России. Финансовая независимость способна сделать человека действительно свободным и счастливым, добросовестным и гуманным. Богатство и процветание страны определяются высоким уровнем жизни ее населения, его доходами. К процветанию способен привести рынок, необходимо только запустить в действие его базовые механизмы.

Это один из важных экономических показателей. И он обратно пропорционален количеству тех денежных средств, которые нужны для покупки товаров и услуг из потребительской корзины. То есть покупательская способность показывает, сколько могут купить потребители при тех ценах, которые установил производитель в данный период времени.

Паритет покупательской способности представляет собой соотношение нескольких различных валют, денежных единиц разных стран. Паритет устанавливается по отношению покупательской способности к одинаковому набору потребительской корзины. Например: если одинаковый набор продуктов стоит 225 гривен в Украине и 80 долларов в США, то паритет покупательской способности будет 225/8=2,9 гривен на 1 доллар. Такой принцип установки валютного курса был разработан в 20-х года 19-го века. Согласно этой концепции, если курс валют изменился, то цены на товары должны поменяться в таком же соотношении. Определить денежный курс при помощи паритета покупательской способности можно только условно, потому как в реальности существует ещё много факторов, которые могут влиять на валютный курс.

Покупательская способность населения или, иными словами, платежеспособность показывает, сколько товаров и услуг способно приобрести население за те деньги, что у них есть, при этом учитывая существующий уровень цен. То есть покупательская способность населения напрямую зависит от той части доходов, которую люди готовы и могут выделить на покупки.

Индекс покупательской способности

Для отражения изменений в объеме товаров и услуг, которые может приобрести население на одинаковую сумму в текущем и исследуемом годах, используют индекс покупательской способности. Этот показатель отражает соотношение номинальной и реальной заработной платы населения. Индекс покупательской способности является величиной, обратной индексу цен на товары или же тарифам.

Для того чтобы определить покупательскую способность денег, используют формулу: ПСД=1/Iц, где ПСД – покупательная способность денег; Iц – индекс цен.

Благодаря расчетам по представленной формуле определение покупательской способности сводится к простым действиям. Из формулы видно, что она напрямую зависит от благосостояния отдельного человека, а значит, и отражает благосостояние всего народа в государстве. При росте покупательской способности в стране происходит волна дефицита, поэтому производители для равновесия должны увеличить объемы производства или же повысить цены.

Снижение покупательской способности денежной единицы крайне негативно сказывается на экономике страны в общем, а потом и на мировой экономике в целом. Происходит это потому, что такое снижение непременно ведет к инфляции. А в будущем и к полному обесцениванию денежной единицы. Так, например, если такое случится с долларом, который является общемировой валютой, то мировая экономика очень сильно пострадает. Произойдёт снижение покупательской способности единицы из-за повышения цен, потому как тогда на одну и ту же денежную единицу потребитель может купить меньшее количество товаров.

Каждый год в развитых странах проводятся исследования по определению статистики инфляции и цен, это производится для того, чтобы иметь возможность вовремя и правильно реагировать на возможные критичные ситуации. Приводя статистику цен, обязательно используется показатель покупательской способности денег.

Мировой опыт свидетельствует о том, что главным инструментом вывода страны из экономического кризиса является повышение покупательной способности населения. Вместе с тем в России эта покупательная способность за последний год существенно снизилась, по некоторым группам товаров - более чем на 25%. По оценке Всероссийского центра уровня жизни, в 2015 году число высокообеспечнных и среднеобеспеченых россиян уменьшилось (на 25% и на 46% соответственно), а количество низкообеспеченных и наиболее нуждающихся граждан увеличилось (на 8% и на 28% соответственно).
****
Ряд идеологов и экспертов финансово-экономического блока правительства на состоявшемся «Гайдаровском форуме» фактически призвали к дальнейшему затягиванию поясов.

Считаю, что необходима разработка программы срочных мер по повышению покупательной способности населения.

Во-первых, надо актуализировать минимальный размер оплаты труда. Сегодня его размер составляет всего лишь 6 204 рубля. По моему мнению, с 1 июля 2016 года он может быть установлен на уровне 90% от величины прожиточного минимума трудоспособного человека в субъекте Федерации по состоянию на IV квартал 2015 года. Понятно, что установление МРОТ на более высоком уровне будет способствовать не только социальной поддержке людей, но и легализации трудовых отношений, выводу заработной платы из тени, что благоприятно отразится на собираемости налогов на доходы физических лиц и взносов во внебюджетные социальные фонды.

Во-вторых, необходимо обеспечить полноценную индексацию пенсий по инфляции 2015 года. Кроме того, должна быть скорректирована принятая нами мера о неиндексации пенсий работающим пенсионерам. Нам нужно ввести дифференцированный подход для таких граждан с учетом их реальных пенсий, зарплат и нуждаемости. Например, очевидно, что пенсии низкооплачиваемых работников в бюджетной сфере должны индексироваться так, чтобы не вызвать отток людей и не создать там искусственный дефицит кадров.

В-третьих, надо предоставить субъектам Федерации право вводить предельную норму прибыли на социально значимые товары и услуги, определяемые перечнем правительства России, по аналогии с предельной нормой прибыли на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, перечень которых уже утверждается на федеральном уровне.

В-четвертых, необходимо создать систему аффилированных банков, которые под государственные гарантии или под государственные средства выделяли бы льготные кредиты на приобретение отечественных товаров длительного пользования: автомобилей, жилья, строительных материалов и так далее. Данная мера особенно актуальна сегодня, потому что кредиты стали менее доступными для населения, в том числе из-за роста процентных ставок, возрастает доля просроченной задолженности.

В-пятых, надо запустить разработанную министерством промышленности и торговли программу помощи беднейшим людям через платежные продовольственные карты, о чем я уже писал на страницах «Российской газеты». Напомню, что по этой программе люди, нуждающиеся в поддержке, будут получать денежные средства для приобретения овощей, фруктов, ягод, зелени, мясной, молочной, рыбной продукции, птицы, яиц. Опосредованно получателями субсидий станут российские сельхозпроизводители.

Комплекс вышеперечисленных мер должен быть принят вместе с мерами антиинфляционного характера, ограничивающими спекулятивную составляющую финансового капитала, и мерами, направленными на поддержку занятости. Это будет способствовать скорейшему выходу России из экономического кризиса.

«Российская газета» - Федеральный выпуск № 6877 (9)

Ну с «во -первых» по «в-третьих», более-менее ясно. А вот «в-четвертых» повеселило))), и «в-пятых»? «получать денежные средства» откуда? Из бюджета? Из благотворительного фонда? И где грань, между средним, бедным и беднейшим? Вот я за свои «косяки» сам отдуваюсь, а г-н Исаев предлагает всем миром за косяки правительства отдуться?))) Я понимаю, скоро выборы, рейтинг там, все дела… Но мы то всё это уже слыхали, и не раз, как будет хорошо… Пора бы и реальные дела в пример приводить, я, допустим А. Исаев, член фракции ЕР добился того то и этого, а не про «Нью Васюки» рассказывать… Меня, как обывателя, всегда удивляет, ведь все знают как сделать и что делать, но не делают…))))
А «Гайдаровский форум» мне напомнил:

Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны,
За ними другие приходят -
Они будут тоже трудны.

Промчалися красные грозы,
Победа настала кругом,
Утрите суровые слезы
Пробитым в боях рукавом.

Но нету время рыдать, рыдать, когда,
Сменим мы стремя на сталь, на сталь труда,
На все вопросы один дадим ответ,
И никакого другого нет.

отметили

«Покупательная способность падает во всех категориях товаров. Люди меняют структуру потребления, смещают спрос в сторону более нужных и более дешевых товаров», - сказал член президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ломакин-Румянцев.

«Есть люди, которые стали реже ходить в магазины и точно планировать свои закупки, такие «оптимизаторы». У них вырос средний чек, но совокупные расходы не снизились. Есть те, кто получил название cherry-pickers. Английский термин означает тех, кто с торта забирается вишенки. Они ходят по промоакциям и покупают только то, что можно купить в рамках этих промоакции», - объяснил член президиума АКОРТ.

Он уточнил, что это связано со снижением реальных доходов граждан.

Также Ломакин-Румянцев заметил, что меняется и отношение к текущему потреблению.

«Ситуация, когда люди были готовы тратить все свои доходы на текущее потребление, потихоньку уходит в прошлое. Это уже имеет тяжелые последствия для нашей экономики», - сказал он.

Внутренний рост, по его словам, перестаёт быть фактором роста экономики. «Последствия – все секторы, так или иначе, завязанные на удовлетворение внутреннего спроса упрутся в понятные ограничения. Так же как сегодня уже в эти огранчиения воткнулись производители рыбной или молочной продукции», - пояснил Ломакин-Румянцев.

«Например, программы внутренней продовольственной помощи, которые предполагают субсидирование покупок определенных типов продуктов для определенных категорий граждан. Программу разрабатывает МИнпромторг и, я так понимаю, в ней активно участвует Минсельхоз и Минтруда. Второй вариант - это то, что делают независимо от государства торговые компании со своими промоакциями, со своими мерами по удержанию цен», - рассказал Ломакин-Румянцев.

Также ранее руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин в эфире РСН рассказал, что В 2015 году жители РФ съели на 5 килограммов на человека меньше, чем в докризисном 2013 год.

В 2016 году курс рубля продолжает падать. Официальный курс валют на 11 февраля – 79 рублей за доллар, 89 – за евро.

В связи с тяжёлой ситуацией в экономике правительство разрабатывает антикризисный план. Дмитрий Медведев назвал приоритетом антикризисного плана выполнение соцобязательств.

На эту же тему: