Проблемы достижения социального согласия в обществе. Какие данные подтверждают углубляющиеся в мире социальное неравенство? Экономика и социальная структура общества

Различных данных, показателей и соотношений, подтверждающих социальное неравенство - очень много. И, по большей части, они довольно-таки субъективны. Я имею в виду аналитические отчеты различных рейтинговых агенств, некоторые индексы, цифры, предоставляемые нам "независимыми экспертами". Если это необходимо, можно подобрать ряд таких показателей и пояснить их необъективность. Вернемся же к объективным данным. Первое и основное: соотношение доходов и личных средств равного количества самых богатых и самых бедных людей - как по странам, так и в общем по миру. В мире: На 5% самых богатых людей в мире приходится треть всех мировых доходов В России: 10% россиян делят между собой треть доходов. А 10% бедных перепадает лишь 2% от всех денег. Второй фактор - жесткая и очень узкая специализация работника. Современный объем информации слишком велик, чтобы его можно было воспринимать одному человеку. И поэтому в мире имеет место тенденция к узкой специализации. Специалист в какой-либо области как правило уже не сможет переквалифицироваться и быть конкурентноспособным в другой. это порождает почти непреодолимые стены между профессиями. Узкая же специализация ведет к жесточайшей конкуренции и риску дискриминации индивида при падении востребованности его умений, навыков и знаний. К примеру, человек - высочайший категории специалист по магнитным носителям информации... Но они исчезли как класс, вытеснены флеш-памятью, CD, DVD.. И - все. человек - не нужен. Он - один из высококлассных бомжей... (конечно, это гипербола, но тенденция, хоть и мягче в реале, имеет ту же направленность). Насчет возможных (кроме рынка) механизмов достижения социального согласия... Назову один. Основной. Это когда есть две (три, больше...) стороны. И им нужно принять общее решение. Как правило это решение, принимаемое сторонами за компромиссное, таковым не является. Это решение - результат "промывки мозгов", результат внедрения нужного (не сторонам, нет! - тем, кто внедряет) импульса и решения в головы методом НЛП, скрытыми манипуляциями через.... СМИ. Через ораторов и внедрение необходимости потребления и стереотипного мышления... (сорри, сложновато, наверное, немного не по теме, но серьезная проблема) А общие механизмы... Давай тогда прикинем 1) референдум (туда же голо-сование голосо-сование и прочие "сувания" непонятно чего, которое все считают "глубоким личным решением", непонятно куда - известно только то, что это "непонятно куда - жутко тайное и мега честное! Честное слово - прям так и считается!) 2) метод "грубой силы" - кто сильнее, тот и взял. Желающий может это право оспорить. Очень, между прочим, частый вариант, даже в Новейшей истории. Тот же Муамарчик Каддафи - кому не угодил? Неизвестно... Зато известно, что СШ#sensored#... надо много дешевой нефти и не надо несговорчивых дядечек у власти во всяких африках... 3) Метод договорных отношений. Считается мегагуманным (по нему столько Конвенций, каждая страна по Гражданскому кодексу наклепала - в общем - няшка, а не метод. Одна беда - он почти всегда сводится или проистекает от методов, написанных выше) ну и хватит, пожалуй... Сорри за оффтоп...

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие eгo отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности ? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
- существование общества невозможно без постояннoгo производства материальных благ;
- общественное производство и прежде вceгo сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие eгo социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде вceгo следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. На рубеже 1990-x гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды xoзяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (eгo возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик cовpeмeннoгo производства.

На базе всех этих пере мен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стaндарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей OCнoвнoгo участника производства - человека.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни eгo членов, под которым понимают степень обеспечения населения тoвapaми, услугами и условиями жизни, необходимыми для кoмфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться ввIcoкoгo уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других нaродов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще вceгo используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг,произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения дoxoдов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум b др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с дpyгими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим мeханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тоpговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки , Латинской Aмeрики) и товapнoгo хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квaлификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития вeдет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, нaдо больше производить. Таким образом, уровень экономичеcкoгo развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить eгo физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк ycтaнoвил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и CНГ - 4 долл. США; дЛЯ промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 долл. У словия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством , мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода . Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике ?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество , которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

Документ

Из работы современных российских ученых-экономистоd «рынок и социальное согласие».

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое « рыночное несовершенство» , связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального нeравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-x гoдов вceгo лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% нaиболее богатых слоев - 50% мирового богатства . Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким мeханизмам, предполагающим достижение социального coгласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу

1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как нecoвepшенный?
2. Какие данные подтверждают yглубляющееся в мире социальное неравенство?
3. Используя coдержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социальногo согласия между участниками общественно-экономических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2. От чего зависит богатство и процветание страны?
3. кaкие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
5. Нужна ли дeмократия рыночной экономике?
6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
7. Каковы приоритеты политики Российского гocyдapcтва в экономике?

ЗАДАНИЯ

1 Аристотель, обсуждая роль гocyдapcтвa в экономических делах, отмечал, что «цель гocyдapcтвa - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Различных данных, показателей и соотношений, подтверждающих социальное неравенство - очень много. И, по большей части, они довольно-таки субъективны. Я имею в виду аналитические отчеты различных рейтинговых агенств, некоторые индексы, цифры, предоставляемые нам "независимыми экспертами". Если это необходимо, можно подобрать ряд таких показателей и пояснить их необъективность.

Вернемся же к объективным данным.

Первое и основное: соотношение доходов и личных средств равного количества самых богатых и самых бедных людей - как по странам, так и в общем по миру.

На 5% самых богатых людей в мире приходится треть всех мировых доходов

В России:

10% россиян делят между собой треть доходов. А 10% бедных перепадает лишь 2% от всех денег.

Второй фактор - жесткая и очень узкая специализация работника. Современный объем информации слишком велик, чтобы его можно было воспринимать одному человеку. И поэтому в мире имеет место тенденция к узкой специализации. Специалист в какой-либо области как правило уже не сможет переквалифицироваться и быть конкурентноспособным в другой. это порождает почти непреодолимые стены между профессиями. Узкая же специализация ведет к жесточайшей конкуренции и риску дискриминации индивида при падении востребованности его умений, навыков и знаний. К примеру, человек - высочайший категории специалист по магнитным носителям информации... Но они исчезли как класс, вытеснены флеш-памятью, CD, DVD.. И - все. человек - не нужен. Он - один из высококлассных бомжей... (конечно, это гипербола, но тенденция, хоть и мягче в реале, имеет ту же направленность).

Насчет возможных (кроме рынка) механизмов достижения социального согласия... Назову один. Основной. Это когда есть две (три, больше...) стороны. И им нужно принять общее решение. Как правило это решение, принимаемое сторонами за компромиссное, таковым не является. Это решение - результат "промывки мозгов", результат внедрения нужного (не сторонам, нет! - тем, кто внедряет) импульса и решения в головы методом НЛП, скрытыми манипуляциями через.... СМИ. Через ораторов и внедрение необходимости потребления и стереотипного мышления...

(сорри, сложновато, наверное, немного не по теме, но серьезная проблема)

А общие механизмы... Давай тогда прикинем

1) референдум (туда же голо-сование голосо-сование и прочие "сувания" непонятно чего, которое все считают "глубоким личным решением", непонятно куда - известно только то, что это "непонятно куда - жутко тайное и мега честное! Честное слово - прям так и считается!)

2) метод "грубой силы" - кто сильнее, тот и взял. Желающий может это право оспорить. Очень, между прочим, частый вариант, даже в Новейшей истории. Тот же Муамарчик Каддафи - кому не угодил? Неизвестно... Зато известно, что СШ#sensored#... надо много дешевой нефти и не надо несговорчивых дядечек у власти во всяких африках...

3) Метод договорных отношений. Считается мегагуманным (по нему столько Конвенций, каждая страна по Гражданскому кодексу наклепала - в общем - няшка, а не метод. Одна беда - он почти всегда сводится или проистекает от методов, написанных выше)

ну и хватит, пожалуй... Сорри за оффтоп...

Страница 15 из 26

Общественный договор и социальное согласие

Концепции общественного договора XVII-XVIII веков обосновали договорную природу государства, которая давала ему легитимные права на выражение общей воли.

Эти теории все более становились достоянием истории мысли по мере того, как идея демократии меняла свое содержание: наблюдался отказ от идеалов непосредственной демократии и переход к идеям представительной демократии и меритократии, усложнилось представление о способности государства выразить общую волю и обеспечить общественное согласие в связи со все большей диверсификацией интересов социальных групп и более осторожным отношением к генерализующим (обощающим) терминам.

В XIX и начале XX веков либерализм сохраняет свои традиционные черты, в том числе и веру в традиционный общественный договор и социальное согласие, достигаемое при участии государства. Даже в близкое к нам время можно найти примеры такого понимания. Например, Франклин Рузвельт, будучи либералом, настаивал на роли государства в творении социального порядка. Только в эпоху тэтчеризма-рейганизма возобладал неолиберализм, качественно отличный от своего предшественника - классического либерализма. Неолибералы конца XX века не признают общей воли, утверждают приоритет индивидуальной воли и представляют общественный порядок как результат стихийной игры сил, складывающихся в обществе. Общественный порядок, с их точки зрения, творится снизу, и чем более без помощи государства, тем лучше, и чем менее без явного договора как обозначения общих целей и интересов, тем лучше тоже.

Однако элиты, пришедшие к власти в России 90-х годов, избрав неолиберальную модель развития и придав ее реализации специфически русский непримиримый характер, все более задумываются как о роли государства в создании и обеспечении социального порядка, так и о роли договоренностей между людьми, между обществом и государством в его создании. Все чаще слышались слова о том, что следовало договориться, а не применять силу, что надо достичь согласия, равновесия элит и пр. Слово “договор” обретает в этих декларациях более прямое значение, чем это было в теориях XVII-XVIII веков. Менее всего договор мыслится опосредованным и включающим социальные механизмы обеспечения согласия.

Российское понимание договоренностей отличается тем, что, хотя они крайне редки, а применение силы здесь более часто, вера в возможность договоренности безусловна. Она покоится на невыявленности интересов, ошибочно принимаемой за предпосылку согласия, и простых суждениях здравого смысла, типа: “нам нечего делить”, “мы всегда жили в мире” и др. Принципы непосредственной демократии преобладают в России над пониманием демократии как социального и государственного устройства, и идея договора лишается при этом черт социального механизма, построенного на принципах, которые можно найти в теориях общественного договора.

Коммуникативное (понимание общественного договора как общественного согласия, достигнутого в коммуникации) и герменевтическое
между людьми. На основе же истины, с его точки зрения, и может быть достигнут общественный договор или социальное согласие. (понимание общественного договора как общественного согласия, достигнутого на основе понимания) понимание (часто совместное) общественного договора соответствуют духу времени. В концептуальной форме близко к идеям такого договора подошел Ю. Хабермас. Хабермас ищет основания рационального общественного договора, в котором понимание является способом нахождения истины в процессе коммуникации

Хабермас не принимает во внимание известные в XX веке и нашедшие отражение в теориях факты, согласно которым в истории не обязательно побеждают или доминируют истинные идеи.
С равным, а нередко большим участием в ней могут функционировать ложные или вообще лежащие за пределами науки представления. Особенно это характерно для индустриальных массовых обществ в связи со способностью масс как гетерогенных образований ориентироваться на эклектическое соединение всего, что кажется им обеспечивающим лучшую жизнь. Хабермас не видит этих перемен, возможно, сознательно, поскольку на классической стадии развития западных обществ наука, истинное знание или апелляция к нему играли основную легитимизирующую социальное развитие функцию. Хабермас полагает что классическая стадия развития западных обществ (классический капитализм или современное общество), не завершена. “Модерн - незавершенный проект”. Именно поэтому Хабермас не находит оснований отказываться от такого классического источника социальных сдвигов и инструмента согласия, как истина. Его концепция истины, достигаемой в коммуникации, является вместе с тем теорией общества, построенного как западное, современное (modern).

Если бы мы хотели применить данные идеи Хабермаса для достижения социального согласия, консенсуса или общественного договора в сегодняшней России, следовало бы попытаться найти истинный путь развития и объединить всех на основе его знания.

Именно так и осуществляется российская реформа. Особенно на ранних стадиях она представлялась как реализация истинной - неолиберальной экономической теории, применяемой точно так же, как прежде марксизм. Такой тип использования характерен для классических социальных теорий, но неолиберальные концепции не являются таковыми.

Реформа в России разделила общество на бедных и богатых, поляризовала его. Она не структурировала общество, не сформировала средний класс - носитель демократических ценностей и социальную базу демократии.

Новые элиты обнаружили номенклатурную сущность независимо от того, были ли они прежде связаны с номенклатурой (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось партийными органами) или нет. Она состоит в стремлении к замкнутости и отгороженности от общества, в защите элиты от вхождения в нее новых членов, в молчаливой способности отличить своих от чужих и пр. Большая же часть общества оказалась аморфной, неструктурированной и даже десоциализированной и демодернизированной. В этой ситуации исчезла как возможность общего пути, общих интересов, так и возможность согласования интересов. Невыявленные или недостижимые интересы невозможно согласовать. Отсутствие конкуренции интересов из-за их невыявленности не обеспечивает социального согласия. Когда интересы не ясны, конфликтность не уменьшается, а приобретает нерациональный характер. Слои, реально и материально выброшенные из ситуации, при которой они могли бы поставить себе практические задачи приходят к ценностному пересмотру жизни, к решению проблем этической сферы. Только решив проблему ценностного выбора, они могут ответить на вопросы, встающие перед ними в практической деятельности. Решив проблемы идентификации, люди могут стать готовыми к формулировке своих интересов.

Таким образом, всякий договор, согласие в переходный период упирается в способность к артикуляции интересов как предпосылке компромисса, согласования интересов, выработки общих правил и консенсуса как полного согласия по поводу базовых ценностей и интересов.

Решающую роль в разрешении конфликтов, по Хабермасу, играет моральная сфера. Здесь задается вопрос о том, что следует делать каждому. Представляется очевидным, что в обществе, где нет традиций правового регулирования, моральное состояние граждан играет решающую роль в формировании и поддержании социального порядка. Однако официальное культивирование эгоизма и своекорыстия как высших ценностей (в соответствии с неолиберальной моделью) подорвало традиционные моральные устои общества. Источник отсутствия согласия в нашем обществе – неартикулированность интересов и, следовательно, невозможность их рационального согласования - укоренен в порожденных неудачной стратегией реформ проблемах этической и моральной сфер. Сложившаяся в России духовная и реальная ситуация сформировалась под влиянием политических сдвигов и требует для своего исправления длительного процесса социальных изменений, включающих изменения политики.

Чтобы общество существовало, нужно общее. Это не только моральная сфера общих правил и обязательств, правовая сфера общих законов. Общее присутствует как страна, как земля, как народ, как окружающая среда. В сегодняшней России утвердилось особое безразличие богатых к судьбе остальных, безразличие ко всему вышеназванному общему. Богатые походят на пассажиров верхних палуб тонущего “Титаника”. Они получили дополнительную порцию шампанского и деликатесов, но от этого их жизнь не сделалась менее безопасной.

Представления о справедливости и способах ее достижения сильно отличаются в традиционном и современном обществе. В традиционных обществах, где нет интенсивного производства, наиболее понятны и приняты дистрибутивные (распределительные) концепции справедливо сти . Эти общества ставят вопрос о справедливости распределения и полагают справедливой уравнительность. Данный принцип отвечает рациональности традиционного общества, но противоречит рациональности современного, неразрывно связанной с эффективным достижением целей. В современных обществах также имеются дистрибутивные модели справедливости, существуя в противоречии с указанными нормами рациональности.

Дж. Роулс предложил концепцию, своего рода рациональный общественный договор , в котором справедливость становится основанием социального сотрудничества. Оно может быть достигнуто при наличии: 1) рациональных представлений каждого человека о собственном благе, которые он может сформулировать в виде целей и планов, ожиданий и намерений, и 2) чувства справедливости. Первое имеется у западного человека, живущего в условиях риска. Никакой начальный социальный статус не гарантирует человека современного (западного) общества от риска снижения этого статуса, в том числе до самого низкого уровня из-за потери доходов, работы или здоровья. Поэтому каждый человек может мысленно поставить себя в нижайшую социальную позицию. Исходя из этого, находясь в неведении относительно своего будущего, каждый может быть согласен на то, чтобы сделать минимальный уровень жизни выше, максимизировать социальный и материальный минимум путем введения социальных правил, налоговой политики, деятельности фондов и благотворительных обществ. Общество, способное сделать это, является справедливым. Оно обеспечивает основные свободы (слова, совести, ассоциаций, передвижений, выбора профессии, участия во властных структурах, продвижения по службе, ответственности и др.). Оно создает баланс между конкурирующими притязаниями честно, в соответствии с достигнутым соглашением (вариант “общественного договора”), выполненными правилами. Справедливость, по Дж. Роулсу, это не требование равенства, а это требование, чтобы люди разделяли судьбу друг друга.

Этого нет в России. Способность представить и сформулировать свое благо полностью отсутствует как на индивидуальном, так и на национальном уровне. Низкий уровень рациональности, отсутствие рациональной мотивации поведения и уравнительные представления о справедливости затрудняют ныне все попытки достижения социального соглашения об общих для всех правилах. Прежние общие основы в виде общих идеологий и представлений, ценностей и целей жизни исчезли и не могут быть заявлены при нынешнем разнообразии стилей жизни, целей и ценностей. Однако согласие по поводу базовых ценностей и интересов в обществе должно неизбежно возникнуть, без этого оно не выживет. В условиях отсутствия автономного индивида, имеющего представление о собственном благе и чувство справедливости, процедура соглашения может быть выработана на основе традиций и истории.

Представляется, что в истории и традициях России нет иного механизма перехода от традиционного общества к современному, чем этатизм. Этатизм в России часто имел модернизаторские стремления. Однако до сих пор они реализовались путем выделения слоя, приемлющего западный образ жизни (поскольку модель модернизации в России всегда имела догоняющий характер). Этот путь способствовал отчуждению больших масс народа от модернизации, сохранению традиционного общества на большей части страны. Этатизм всегда был связан с формулировкой общего интереса. В этом смысле он соответствовал целям традиционного общества.

Смена моделей модернизации (вестернизации, догоняющей модели) на модель постмодернизации (на основе собственных традиций) может изменить роль этатизма в постмодернизационном процессе. Максимизация минимума может стать в России делом государства. Не избежать здесь и минимизации максимума, учитывая дикий, непроизводительный характер нового русского капитализма. Через закон власть может обеспечить справедливость как требование, чтобы люди разделяли судьбу друг друга. Ментальные, культурные предпосылки модернизации могут вырасти на базе рационального юридического консенсуса.

Русский историк Сергей Соловьев говорил, что нравы народа указами не изменишь. Да, нельзя изменить так быстро, как того хотят нынешние модернизаторы. Но другого способа ненасильственной модернизации не существует для России.

Убедительный аргумент относительно сквозных черт русской ментальности представил
А. Лукин. На Западе несколько раз были проведены опросы людей из СССР, враждебно настроенных к нему и по этой причине оказавшихся за рубежом. “Гарвардский проект” обследовал послевоенную эмиграцию; затем появилось исследование эмигрантов, уехавших при
Л. Брежневе (1975 – 1982 гг.); в период М. Горбачева снова были проведены опросы среди русских за рубежом; новое российско-британское исследование было проведено в 1993 г. В распоряжении А. Лукина были материалы опросов, проведенных в январе 1995 г. Институтом социально-политических исследований РАН. Все эти материалы (за 50 лет) свидетельствуют о стойкости политического идеала граждан в независимости от их реального отношения со своей страной. Это патерналистское государство с чрезвычайно широкими полномочиями, которое решительно их осуществляет, направляя и контролируя судьбу страны, но которое в то же время благожелательно служит интересам гражданина, уважает его личное достоинство и оставляет ему значительную свободу желаний и чувство защищенности от произвольных вмешательств и наказания.

Этатистская модель общественного договора осуществима в России при ряде условий. Одним из основных является появление реальной демократической оппозиции. В любом обществе существуют недовольные, но их существование еще не говорит о наличии оппозиции. Оппозиция - это те, кто способен выдвинуть альтернативу власти или претензию на такую альтернативу. Оппозиция может быть революционной или нереволюционной. В “нормальном” демократическом обществе оппозиция есть всегда, она носит институционализированный характер и входит в механизм легальной сменяемости власти. В нашем обществе слово “оппозиция” звучит пугающе и не имеет того смысла, который ему придан в развитых демократиях. Условием существования оппозиции в западном смысле являются: 1) свобода выражения взглядов; 2) наличие общих для власти, оппозиции и общества в целом базовых ценностей и интересов; 3) наличие согласия между властью и оппозицией по ключевым вопросам. В масштабах нашего общества мы не найдем таких условий, в нем присутствует разное понимание основополагающих принципов, интересов страны и пр.

Однако поскольку процесс реформирования осуществляется сверху, то среди реформаторов есть группы, которые имеют консенсус по поводу российского будущего как демократической и буржуазной страны. Именно в этих группах могут формироваться власть и оппозиция в смысле, приданном этим понятиям классической демократией. Реально они еще не сложились. Можно лишь считать, что сформированы властная элита и (в относительной степени) контрэлита. Первая, по-своему происхождению связанная с прошлым, но отрицающая его зеркально, путем перехода в свою противоположность, теоретически ориентирована на неолиберальную модель, которая предстает как либерализм без справедливости, практически же это - социал-дарвинизм, хищный, дикий капитализм. Контрэлита, будучи достаточно слабой, все же существует и составляет социальную базу возможной оппозиции. Эти люди стремятся к тому, чтобы капитализм в России обрел цивилизованные, близкие к западным, но соответствующие российским возможностям черты.

Радикал-демократы не приемлют политики общественного договора, не желают действовать в интересах всего общества, они стремятся к “чистой демократии”. Таким образом, сама элита активизирует силы сопротивления либеральным реформам. Контрэлита потенциально способна к созданию более широкой базы демократии. Уход неомодернистов – радикал-демократов только и может обеспечить победу либерализма, “подправленного” консервативными элементами, присущими сознанию народа. Чтобы в России выжила демократия, демократам надо не объединяться, а разъединяться. Там, где нет социальной базы, демократия может иметь только эшелонированный характер для последовательного и постепенного осуществления своих принципов.

Свободное общество - это общество общих правил - правовых норм и компромиссов. В России, где реформа осуществляется сверху, где народ не составляет реальной социальной базы демократии, ненасильственная модернизация может быть проведена только теми, кто, продвигаясь вперед, сохранит баланс между идеями модернизации и средствами ее достижения, т.е. будет готов на длительность процесса и вовлечения в него всего общества.



Оглавление

Проблема становления социального согласия актуализируются в аспекте возникновения пограничных и маргинальных слоев, безработных. Прежде всего встает вопрос о том, возможно ли в принципе согласия между безработными, маргиналами и современными «богатыми» людьми, имеющими сверхдоходы? Важную роль в становлении социального согласия призвано сыграть формирование среднего класса, основой которого являются базовые слои населения (они выделены академиком Т.И. Заславской). Формирование среднего класса позволит сглаживать конфликты и противоречия в сфере экономики, политики, культуры. Средние слои являются носителем традиций, традиционных ценностей и норм, придерживаются «центристских» позиций в политике.
Формирование полисубъектной социальности закономерно способствует усложнению процесса становления социального согласия. Это требует разработки новых технологий достижения согласия между социальными субъектами. Перспективы развития российского общества мы связываем во многом с тем, как будет происходить становление социального согласия, на каких ценностных основаниях, в соответствии с какими социальными и корпоративными ценностями

История развития стран социализма наглядно показала, чтоустановление в обществе социального равенства и достижения на этой основесоциального согласия практически не возможно. Формирование и поддержаниесоциального согласия и социального порядка имеет первостепенное значение, как для отдельных стран, так и для человечества в целом. В интенсивноглобализирующемся мировом социальном пространстве проблема достижениясоциального согласия становится особенно актуальной. Современный мирразделен на относительно бедные и богатые страны Достижение согласиямежду богатыми, экономически развитыми государствами осуществляетсяпосредством взаимных уступок и компромиссов. В отношениях междубедными и богатыми странами согласие устанавливается, с одной стороны, посредством силы, с другой, - путем оказания экономической помощи иинвестиций. В современный период развития человечества проблемасоциального согласия приобретает глобальный характер. От ее решениязависит будущее человечества в целом, и отдельных стран, не зависимо отстепени их экономического развития. Мировая война в настоящее время можетоказаться последней для человечества.



Проблема взаимосвязи социального неравенства и социального согласияявляется актуальной для современной России. Социально-стратификационныепроцессы, происходящие в современном российском обществе, с однойстороны, отказ от марксистского типа классового анализа общества, - с другой, по-новому поставили задачу взаимосвязи социального неравенства исоциального согласия. В современной России сформировались два полюса всоциальном отношении неравных частей населения – бедных и богатых, между которыми социальное согласие и при условии целенаправленной социальнойполитики становится невозможным. Эти группы людей обладают предельноразным уровнем доходов и качества жизни, образом и стилем жизни.

Приведенные показатели в данных социальных слоях никак не пересекаются между собой, практически характеризуя разные уровни цивилизационногоразвития этих социальных страт. В результате жизнь высших слоев становитсяне сравнимой практически по всем социально значимым показателям с жизньюслоев низших. Проблема социального согласия между данными стратамиактуализирована в основном на уровне научного осмысления. Проводимая вРоссии социальная политика задачу достижения социального согласия междувысшими и низшими слоями не ставит и не решает. В этой ситуации проблемадостижения данного стратификационного социального согласия неосмысливается и не актуализируется и самими «верхами» и «низами», поскольку они сосуществуют как две планеты с непересекающимися орбитами.

Однако, проблемы внутри стратификационного согласия в той и другой стратеявляются актуальными, и на его достижение затрачиваются значительныеусилия, в том числе правового характера. Сформировавшийся в современной России средний слой является взначительной мере неоднородным. В этой связи актуальной является задачадостижения согласия в распределении социальных благ и удовлетворениисоциальных потребностей, реализации социальных интересов и целей внутрисамого среднего слоя между образующими его социально неравнымигруппами. Актуальной проблемой является достижение согласия между средним ивысшим слоями, особенно между верхними этажами среднего и нижнимиэтажами высшего слоя. Это объясняется близостью межстратификационнойграницы, которую можно перейти и претендовать на статусы и роли в высшемслое. В этом случае чаще происходит сравнение личностями своих условийжизни и возможностей, что может служить как источником стремления кпереходу в более высокий слой, так и источником недовольства, конфликтогенности. Важно отметить , что Национальные проекты, реализуемые в РФ, вомногом направлены на достижение межстратификационного ивнутристаратификационного социального согласия

37.Конфликты в социальной организации. Классификация организационных конфликтов.

Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия между людьми и их группами при решении вопросов производственного и личного порядка. Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (в нашей работе речь пойдёт о производственной организации). Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения. Во-первых: организация - совокупность действий , деятельность, направленная на упорядочение чего-либо. Во-вторых: это состояние и оценка уровня организованности, порядка. В-третьих: строение какой-либо системы, организма. В-четвёртых: организация - объединение людей, имеющее институциональный характер. Производственная организация призвана прежде всего выполнять определённые извне функции, ради чего такая организация и создаётся. Организация как социальный институт имеет ряд признаков :- объединение в своём составе не менее двух человек;- наличие для всех членов организации общей цели, ради которой она создана;- совместный труд в интересах общей цели;- наличие чёткой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.

Исходя из перечисленных признаков, С.М. Емельянов даёт следующее определение организации . Организация - это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели. Организационный конфликт - это столкновение, разногласие лиц, групп в пределах социальной сферы (структурного образования), вызванное изменениями внешней среды или нарушением внутреннего регламентированного порядка. Емельянов С.М. указывает на конфликты в организации и дает следующее определение. Конфликты в организации - это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.

Классификация организационных конфликтов Организационные конфликты можно подразделить на две большие группы, два класса : антагонистические и компромиссные. Цели антагонистического конфликта таковы, что с одной стороны их достижение является жизненно важным, а с другой - они достижимы лишь в соответствии с принципом «всё или ничего». В исходе компромиссных конфликтов возможны разнообразные решения, иногда - конструирование общей (глобальной цели). Организационные конфликты делятся на вертикальные и горизонтальные . Конфликты в парах руководитель - подчинённый называют вертикальными, а между подразделениями и работниками, не подчинёнными друг другу - горизонтальными. Вертикальные конфликты всегда несут на себе отпечаток управленческих отношений, статуса оппонентов в организационной иерархии. Емельянов классифицирует конфликты в организации по источникам конфликта: Структурные конфликты - конфликты между структурными подразделениями. Причины структурного конфликта: противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта Инновационные конфликты - конфликты, связанные с развитием организации, её структурными изменениями. Причины инновационных конфликтов: изменение организационной структуры, ошибки в распределении функций, нарушения привычных норм, правил взаимоотношений; несоответствие квалификации работников инновационным изменениям. Позиционные конфликты - конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации. Причины позиционного конфликта: различие в задачах и целях; групповой эгоизм; неадекватность в понимании места и роли или иной структурной единицы организации. Ресурсные конфликты - конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов. Причины ресурсных конфликтов: ограниченные ресурсы; нарушение принципа справедливости или целесообразности в распределении ресурсов. Динамические конфликты - конфликты, обусловленные социально-психологической динамикой организации. Социально-психологические причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации. Организационный конфликт характеризуется тем, что он развивается не просто в рамках или «на территории» организации, но и непосредственно «встроен» в её работу, осознаётся оппонентами как таковой. В зависимости от эффекта оказываемого конфликтом на жизнь коллектива разделяют конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушающие) конфликты. Конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведёт к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в самой организации. Такие конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, проговаривании ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Возникновению и разрешению данного вида конфликта способствует практика свободного высказывания мнений, суждений работниками, а не простое поддакивание руководству. Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится в зону межличностных отношений, ведёт к образованию противоборствующих группировок, расширению количества участников. Такие конфликты приводят к мелким дрязгам в коллективе, к склокам. Конфликт можно также рассмотреть, как вид деятельности . Деятельность является организационной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:1.целью деятельности является изменение каких-либо характеристик организации в целом или отдельных ее подразделений.2.используемые при этом средства - организационные (нормы, статус, собственно организация)3.результатом деятельности оказываются изменения каких-либо организационных характеристик.4.в качестве объекта, материала деятельности выступают организационные характеристики

38. Способы управления социально-трудовыми конфликтами. Управление конфликтом- это целенаправленное, обусловленное объективными законами влияние на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.На наш взгляд, эффективное управление по разрешению индивидуальных социально-трудовых конфликтов в организациях различных форм собственности, в условиях транзитивного общества и внедрение нового трудового законодательства возможно только на основе сочетания социального, юридического, управленческого подходов, с учетом особенностей российского социокультурного пространства. Управление конфликтами как сложный процесс включает конкретные виды деятельности :профилактика и предотвращение возникновения конфликта;диагностика и регулирования конфликта на основе корректировки поведения его участников;прогнозирование развития конфликтов и оценка их функциональной направленности;разрешение конфликта.Содержание управления конфликтами заключается в строгом соответствии этапов до их динамики.

Прогнозирование конфликта - важнейший вид деятельности субъекта управления, который направлен на выявление причин конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов считаются результаты изучения объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Особое место в прогнозировании принадлежит постоянному анализу общих и частичных причин возникновения конфликтов. Предотвращение возникновения конфликта предусматривает деятельность субъекта управления, направленную на недопущение возникновения конфликта. Предотвращение возникновения конфликтов основывается на результатах их прогнозирования. При получении информации о причинах нежелательного конфликта, который назревает, начинается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса факторов, которые его детерминирует. Это так называемая вынужденная форма предотвращения возникновения конфликта. Конфликты можно предотвращать , осуществляя эффективное управление социальной системой. Основными способами предотвращения возникновения конфликтов в организациях могут быть: постоянная забота об удовлетворении потребностей и запросов сотрудников; подбор и размещение сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей; соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, которые касаются интересов коллектива и личности воспитание сотрудников, формирование у них психолого-педагогической культуры общения и т.д. Стимулирование конфликта трактуют как вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию конфликта. Стимулирование целесообразно в отношении конструктивных конфликтов.

Регулирование конфликта - это особый вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Сложный процесс регулирования предполагает определенную последовательность этапов в управленческой деятельности .

I этап . Признание реальности конфликта сторонами конфликта. II этап . Легитимизация конфликта, т.е. достижение соглашения между сторонами-конфликта относительно признания и соблюдения установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.III этап . Институализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии.

Решение конфликта - заключительная фаза в процессе управления, которая обеспечивает завершение конфликта. Решение может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при условии устранения его причин, предмета, а также конфликтных ситуаций. Для неполного решения характерно частичное устранение причины или конфликтных ситуаций. В реальной практике управления конфликтами важно учитывать условия, формы и способы их решения.

1. Социально-философский уровень является методологической основой, определяющей направленность и методологию исследования индивидуального социально-трудового конфликта на всех других уровнях. Исходными положениями данного анализа выступают следующие принципы: развития; диалектического единства теории, эксперимента и практики; диалектики объективного и субъективного; личностного подхода; преемственности;

2. Социологический уровень - это системное исследование причин, социо-динамики развертывания конфликтных взаимодействий, их типов и форм проявления, способов разрешения и роли в развитии социальных групп. На этом уровне нами рассматриваются причины возникновения индивидуальных социально-трудовых конфликтов с точки зрения объективных социально-управленческих закономерностей;

3. Юридический уровень представляет собой совокупность принципов правового регулирования, методов исследования индивидуальных социально-трудовых конфликтов, с точки зрения нормативно-правовой регуляции взаимодействий между руководителем и служащими организации, рассмотрение конфликтных ситуаций в реальной связи их с действующими правовыми структурами и эффективностью деятельности последних.

4. Социально-психологический уровень- это исследование формы взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций социальными субъектами, детерминированные объективными факторами и противоречиями совместной деятельности участников конфликта. Объективные параметры социальной, производственной деятельности групп с акцентом на анализе функциональных конфликтов, их причин в процессе практической деятельности группы и организации в целом; методы и способы управления индивидуальными социально-трудовыми конфликтами, возникающими в организациях

Существует ряд методов разрешения социально-трудовых конфликтов, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на следующие группы: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.
Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников. К таким методам относятся: разъяснение работникам требований к работе, использование координационных механизмов, разработка и уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения членов трудового коллектива.
Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов.
Переговоры выполняют определенные функции , и представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.
О.В. Ромашов выделяет несколько типов разрешения социально-трудового конфликта:
1) автономный, когда конфликтующие в процессе социально-трудовых отношений стороны способны снять проблемы самостоятельно, собственными силами, в границах собственных задач и функций;
2) общеорганизационный, когда социально-трудовой конфликт может быть разрешен только в результате организационных изменений;
3) самостоятельный, когда конфликтующие стороны сами решают проблему, опираясь на собственные возможности, желания и способности;
4) публичный, когда в разрешении конфликта участвуют окружающие, они сочувствуют, советуют, одобряют или осуждают;
5) административный, когда урегулирование происходит только в результате вмешательства и соответствующих решений администрации.
Различают следующие формы разрешения социально-трудового конфликта:
1) реорганизация, то есть изменение организационно-трудового порядка, вызвавшего конфликт, а не борьба и уговоры в отношении конфликтующих сторон;
2) информирование, то есть социально-психологическая регуляция, направленная на перестройку восприятия ситуации в сознании конфликтующих сторон, формирование правильного взгляда на конфликт, пропаганда выгоды мирного его разрешения;
3) трансформация, то есть перевод конфликта из состояния бесполезной вражды в состояние переговоров;
4) отвлечение представляет собой перенос внимания конфликтующих сторон на другие проблемы, желательно общие, способствующие их сплочению ради общего дела;
5) дистанционирование, то есть исключение конфликтующих сторон их общих организационно-трудовых отношений путем, либо перевода одной из конфликтующих сторон на другое рабочее место, либо прямое увольнение;
6) игнорирование, то есть умышленное невнимание к конфликту с тем, чтобы он разрешился сам по себе или чтобы не допустить дальнейшего обострения конфликта;
7) подавление конфликта происходит в том случае, если причины конфликта не снимаются, а конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной или обеих сторон;
8) комформное предпочтение, то есть решение в пользу большинства, либо удовлетворение интересов более сильной в социальном отношении стороны.