Когда была введена карточная система в ссср. Продовольственные карточки и их особенности

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что программа помощи малоимущим гражданам страны пока в стадии обсуждения с заинтересованными ведомствами. На нее необходимо выделение средств из бюджета и, кроме того, нужно подготовить систему отбора нуждающихся в поддержке.

ПО ТЕМЕ

После этого, отметил Мантуров, возможно говорить с Минэкономразвития и Минсельхозом о том, какой объем средств требуется на работу программы. "По нашим предварительным расчетам, каждый вложенный бюджетный рубль будет давать плюс один рубль для экономики в целом. Программа сама по себе должна быть эффективной", – пояснил министр.

Ранее в Минпромторге разъяснили, как проект по введению продовольственных карточек будет реализован на практике. Малообеспеченным россиянам выдадут специальные карточки с баллами, которые можно будет потратить исключительно на еду. При этом в списке разрешенных для покупки окажутся только отечественные продукты питания без вредных добавок. Никакие алкогольные напитки по карточкам для малоимущих купить будет нельзя.

В список вошли мучные, молочные, мясные, рыбные продукты, крупы, макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и сухофрукты, сахар, соль, питьевая вода, яйца, растительное масло, мясо, рыба, молоко.

Продовольственные карточки можно будет использованы во всех магазинах, участвующих в программе помощи. Функционировать система будет на базе банковских карт "Мир". Обналичить баллы с продовольственных карточек будет нельзя. Не получится их и накопить: с окончанием календарного месяца они сгорят. Предполагалось, что такие карточки введут в действие уже в 2016 году, однако программа была отложена.


Единственный вопрос, который пока остается нерешенным: по каким критериям малоимущие россияне будут получать такие карточки? К примеру, для получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг существует низшая планка дохода на каждого члена семьи. Для того, чтобы обозначить такую черту при выдаче продовольственных карточек, в законодательстве предполагается закрепить термин "нуждаемость".

Разрабатываемая правительством концепция продовольственной помощи в РФ вводит продовольственные карточки. Премьер-министр РФ сказал, что продовольственные карточки как один из видов поддержки граждан имеют как преимущества, так и недостатки. Основные направления предлагаемой программы - поддержание региональных сельхозпроизводителей, адресная помощь социально незащищенному населению страны.

Что такое продовольственная помощь

Программа представляет собой государственную поддержку, которая направлена на оказание помощи некоторым слоям населения. Помощь будет оказываться под видом некоего набора продуктов питания или суммы денежных средств, которую можно будет потратить на покупку этих продуктов.

Продовольственные карточки для россиян дадут возможность за счет методов рынка предоставить помощь российским сельхозпроизводителям. При поддержке стабильного спроса на их товары появляется возможность дальнейшего совершенствования. Также это выступает одним из методов импортозамещения.

Россия готовится к возвращению продовольственных карточек

В апреле 2015 г. Правительством была представлена модель системы карточек для продовольствия. Они предназначены для тех граждан, у которых есть право на субсидии со стороны государства. В Минпромторге полагают, что продовольственные карточки будут поддерживать не только социально незащищенные слои населения, но и государство, главным образом, региональное сельхозпроизводство. Решение о введении продовольственных карточек в обиход сформировалось с опорой на опыт мировых держав, где они успешно используются уже долгое время.

Принцип работы продовольственных карточек

Несмотря на то что введение этого новшества ожидается в 2017 г., уже известна концепция продовольственных карточек:

  1. Семье, которая считается социально незащищенной, оформляется банковская карта.
  2. Каждый месяц на нее зачисляются средства из бюджета.
  3. Снять денежные средства будет невозможно, ими можно будет лишь расплатиться в определенных магазинах и в течение определенного отрезка времени.
  4. Введение продовольственных карточек будет распространяться лишь на продукты с малым сроком годности. Это планируется с целью исключить накопление. Сюда относят такие продукты, как мясо, птица, яйца, молоко, овощи и фрукты.
  5. Точный объем перечисляемых на карту средств пока не известен. В ведомстве полагают, что сумма будет находиться в зависимости от прожиточного минимума, установленного в регионе, уровня доходов семьи, всех социальных вычетов, коэффициента издержек на продукты питания.

Условия получения карточек на продовольствие

Для того чтобы получить продовольственные карточки для малоимущих, следует совершить несколько действий. Надо будет подать заявление в отделение исполнительной власти в регионе проживания, собрать пакет необходимых документов, пройти собеседование. При положительном ответе просителю выдается электронная продуктовая карта, на которую будут поступать денежные средства. Или же можно будет подключить уже имеющуюся, подписав со своим банком соглашение.

Чтобы нивелировать риск иждивенчества, безработным будет вменено в обязанность устроиться на работу в оговоренные сроки.

Вероятно, в реализации обозначенной программы будет участвовать Сбербанк РФ. Программа "Продуктовая карта" потребует при самом предварительном подсчете 240 млрд. руб.

Существующие реалии жизни

Есть одна очень серьезная преграда для реализации программы - у государства нет финансовых средств. Безусловно, программа целиком будет реализовываться государством. Но так как в 2015 г. бюджет страны был принят с дефицитом в 2680 млн. руб., а на первое мая 2015 г. долг регионов вышел за рамки двух трлн. руб., сложно представить легкую и быструю реализацию программы продуктовых карточек.

Существующие недочеты

Несмотря на отсутствие в федеральном бюджете нужных средств на реализацию программы, существует несколько вопросов, которые на протяжении долгого времени не может решить Минпромторг. Продовольственные карточки и их реализация подразумевают четкую схему выбора производителей, которой до сих пор нет. Во вторую очередь, нет четкого механизма проверки необходимого качества товаров.

Мнения экспертов

Для экспертов остается открытым один главный вопрос: что для государства важнее - поддержка местных производителей либо сытые малообеспеченные граждане?

Председатель Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, полагает, что введение карточек внесет изменения в систему поддержки производителей. В этом случае сельхозпроизводители смогут получать финансовые средства за счет повышения спроса и его стимулирования, а не напрямую.

Востриков Дм. (Руспродсоюз) одобряет продовольственные карточки. Он считает, что это поможет местному производству лучше, чем ценовое регулирование.

Крупнов Ю., глава Наблюдательного совета Института демографии и регионального развития, считает, что эта программа является подарком, который сможет стимулировать местных сельхозпроизводителей и экономику РФ. Он полагает, что Россия готовится к возвращению продовольственных карточек и что это решит большинство проблем, связанных с безопасностью продуктов питания в страновом масштабе. Программа, с его слов, является гигантским продовольственным заказом для сельскохозяйственных производителей.

Мамиконян М., президент Мясного союза, говорит, что в мире данная практика помощи малообеспеченных представляет собой сильнейшую поддержку местных производителей. Но он сомневается, что в реалиях России данная поддержка будет несущественной. Президент считает, что данная программа предназначена для ограниченного круга потребителей, а финансы, выделяемые ежемесячно, будут невелики, вряд ли по ним будут покупать мясо - довольно дорогой продукт.

Причины введения продовольственных карточек

В правительстве уверяют, что эта программа никоим образом не связана с дефицитом продовольствия. С их слов, продовольственные карточки в России и оказываемая по ним помощь будут развиваться по нескольким причинам:

  1. Правила вступления РФ в ВТО обязывают нашу страну снизить объем прямой помощи сельскохозяйственным производителям под видом различных дотаций, субсидий, льготных кредитов и т.п. Наряду с этим правила ВТО могут допустить поддержку местных агрономов посредством внутренней продовольственной помощи при реализации программы "Зеленая корзина".
  2. Сегодня в стране все увеличивается число граждан, кому положены продовольственные карточки: это находящиеся за чертой бедности и малоимущие. За последние 8 лет их число выросло до 21 млн. чел. Это граждане, которым необходима поддержка государства.

Этапы введения продовольственной помощи

По предварительным данным, запуск программы начнется с 2017 г. На сегодняшний день сумма, которая будет перечисляться на карту, составит 1400 руб. ежемесячно. Предполагается, что продукты по программе можно будет приобретать на отдельных прилавках в торговых сетях. Вряд ли для этой программы будут отдельно возводиться социальные магазины.

В начале 2018 г. начнется следующий этап. Заключается он в открытии социальных столовых, где можно будет получить горячее питание, предъявив соответствующую карточку.

Что влечет за собой внедрение программы

Возвращение продовольственных карточек, по мнению правительства, имеет лишь самые благие намерения.

Для поддержки местного производителя внесены изменения в закон о торговле. Эти поправки устраняют какие-либо сборы с поставщиков и уменьшают сроки расчетов. Сегодня торговые сети могут задерживать расчет с небольшими хозяйствами до полутора месяцев. Другими словами, большой бизнес бесплатно кредитуется за счет малого. То есть теоретически будет открыт вход в торговые сети местным небольшим сельхозпроизводителям, стимулирование которых и подразумевает программа введения продовольственных карточек.

Итоги

Программа введения продовольственных карточек подразумевает:

  • поддержку местных производителей;
  • поддержку малоимущих слоев населения;
  • совершенствование торговли.

В 2016 г. продовольственные карточки в России смогут получить:

Для получения карточек им необходимо обратиться в соответствующие органы с заявлением и пакетом документов.

Помимо введения в 2017 г. продовольственных карточек, в 2018 г. планируется внедрение программы по льготному питанию, которая предоставит возможность малоимущим бесплатно получить обед в столовой/кафе.

Большинство экспертов в этой области полагают, что продовольственные карточки выступают самым главным и эффективным проектом РФ. Они дадут возможность поддержать не только местное производство и потребление, но и потребительский рынок и экономику в целом. Самое главное сейчас, чтобы данная программа незащищенным гражданам прошла без каких-либо нарушений.

Форсированная индустриализация, начатая в конце 20-х, привела к резкому падению сельхозпроизводства и вызвала кризис продовольственного снабжения. Сказалась ликвидация частной торговли. Вывозили зерно, завозили - машины. Дефицит и инфляция были вызваны эмиссией для поддержания высоких заплат в промышленности.

Из-за продовольственного кризиса с зимы 1928-29 годов в городах СССР по карточкам стали распределять хлеб, а затем и иные продовольственные и промышленные товары.

Нормы снабжения Москвы и Ленинграда в 1929-30 годах.

Рабочие Прочие трудящиеся Дети
Хлеб 800 г. в день 400 г. Не обеспечивались
Крупа 3 кг в месяц 750 г. в месяц Не обеспечивались
Мясо 200 г. в день 100 г. в день Не обеспечивались
Сельдь 800 г. в месяц 250 г. в месяц Не обеспечивались
Масло животное 600 г. в месяц 300 г. в месяц 400 г. в месяц
Растительное масло 750 г. в месяц 250 г. в месяц Не обеспечивались
Сахар 1,5 кг в месяц 1 кг в месяц 500 г. в месяц

Снабжение рабочих и служащих было дифференцированно в зависимости от индустриальной важности предприятий, на которых они работали и политической значимости городов, в которых они проживали. Так, например, в Москве продовольственных товаров 12 позиций первоочередной важности за год распределялось больше, чем на всей Украине. Существовало 4 списка городов отличавшихся разным продовольственным и промтоварным снабжением. Также на группы снабжения были разделены трудящиеся и члены их семей. Лучше всего обеспечивались индустриальные рабочие, хуже всех - дети. В 1933 году самые привилегированные слои рабочих (шахтеры Донбасса и бурильщики Азербайджана) получали: 3 кг мяса, 2 кг рыбы, 1,2 кг сахара, 2,4 кг крупы и 400 граммов масла в месяц.

Нормы же обеспечения ответственных работников (в Доме правительства на Болотной площади) в 1932 году составляли в месяц: 8 кг рыбы, 4 кг мяса, 4 кг колбасы, 3 кг сахара, 1 кг кетовой икры. Без ограничения продавались птица, фрукты, кондитерские изделия и так далее.

Карточная система не распространялась на так называемых «лишенцев» (граждан, лишенных избирательных прав): бывших буржуа, дворян, предпринимателей, священников. Они должны были приобретать продукты в государственных коммерческих магазинах, на рынке или в Торгсине за золото. Также карточная система не охватывала крестьян. Промтовары в деревню поставлялись в зависимости от выполнения плана заготовок, но, большей частью, не отпускались вовсе. В обмен на сданную государству продукцию крестьяне вместо товаров получали различные расписки, квитанции, словом, бумажки, призванные подтвердить право отоваривания в неопределенном будущем.

В результате политики заготовок, когда у крестьян выгребали хлеб подчистую, наступил голод, унесший миллионы жизней. В итоге в 1928-35 годах резко снизился уровень жизни подавляющего большинства советских людей (за исключением советской, партийной, военной и научной элиты). Реальные выдачи продуктов по карточкам определялись не нормами Наркомата снабжения СССР (достаточно скудными), а товарными ресурсами, имевшимися на деле в распоряжении местных органов власти. Так, Ивановский обком ВКП (б) в 1932 году установил для рабочих следующие нормы по карточкам: 1 кг крупы, полкило мяса, 1,5 кг рыбы, 800 граммов сахара в месяц. Остальное население получало только рыбу (0,5-1 кг в месяц) и 200-400 граммов сахара. Фактически, в 1932 году в основных индустриальных центрах СССР полностью рабочие получали только хлеб.

Индустриальные рабочие Москвы в 28-32 годах питались хуже, чем средний рабочий начала ХХ века. К моменту отмены карточек в 1935 году власти не смогли восстановить уровень питания рабочих, существовавший до введения карточек. Наблюдалось физическое истощение подавляющей массы рабочих и служащих.

В 1935 году карточная система была отменена, население стало покупать товары в открытой торговле. Чем объяснить ее отмену? В 1935-36 годах Сталин и его окружение неоднократно заявляли, что «социализм в СССР, в основном, построен» и советские люди наслаждаются благополучием и избытком материальных благ. Совместить «процветание» и карточки, в пропагандистском плане было невозможным.

Однако, поскольку количество товаров не увеличилось, то, при фиксированных ценах, эта система продолжала существовать в скрытой форме.

Прежде всего, это проявлялось в установке норм продажи «в одни руки» (на одного человека). Так, в 1940 году, спустя 5 лет после отмены карточек, всесоюзные нормы в открытой торговле были таковы: по 1 кг хлеба, крупы, рыбы, молока, овощей. По 500 граммов продавали колбасы и мяса. По 200 граммов масла. Но не всегда и не везде эти продукты наличествовали в продаже. Потому и карточная система возрождалась в иных обличьях.

Так, например, в Костроме населению раздавались талоны на «предварительный заказ», по которому населению выдавалось по 600 грамм хлеба (при тогдашней всесоюзной норме в 2 кг) один раз в день и в строго определенном магазине. В 1940 году из проверенных 50 республик и областей закрытое пайковое распределение (те же карточки) существовало в 40 регионах.

Местные власти, не имея ресурсов для открытой продажи продуктов питания, изощрялись в поиске форм нормированного распределения. Так, в Одессе в 1939 году хлеб не продавался, а развозился по домам и «продавался» по спискам жильцов, из расчета 400 граммов на человека в день. В магазинах, например, заводились карточки на каждого местного жителя. Люди, приходя в магазин, называли свой номер, брали продукты - карточка перекладывалась в другой ящик, чтобы не допустить повторной покупки. Устанавливалось точное время приобретения товаров - опоздавшие уходили ни с чем. В других случаях хлеб разносили по домам. Семья сдавала в прикрепленный магазин сумку с обозначением фамилии и адреса. А вечером ей доставляли сумку с хлебом. Учетчиков и тех, кто доставлял продукты, выбирали сами жители. То же было и в Новосибирске, Вологде, Череповце, в Чкаловской, Сталинградской, Омской, Тамбовской, Костромской областях. Фактически - повсеместно.

В условиях краха торговли люди самовольно стали брать под контроль магазины. Составляли списки покупателей, чужаки - жители соседних улиц, кварталов и районов в них не допускались.

Другим некарточным способом распределения продуктов было создание закрытых столовых и буфетов в советских, партийных органах власти. Где продукты отпускались с превышением норм.

Чем же был вызвана нехватка продовольствия? В начале 30-х - разгромом сельского хозяйства, осуществленного под видом «сталинской коллективизации». В конце десятилетия коммунисты продолжили ту же безумную с экономической точки зрения практику.

Значительная часть колхозных земель после коллективизации пустовала. И крестьяне прирезали эти земли к приусадебным участкам, используя их для выращивания картофеля и сенокосов. Приусадебные участки были главным источником выживания крестьян, поскольку зарплату в колхозах не платили, начисленные «трудодни» не отоваривались, а зерно выгребалось подчистую. В мае 1939 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания».

В соответствии с постановлением приусадебные участки колхозников были сокращены с 8 миллионов гектаров до 2 миллионов га. В итоге крестьяне вынуждены были резать поголовье скота на личных подворьях и уменьшить производство овощей. И без того небольшие рыночные фонды продовольствия в расчете на душу населения в 1940 году уменьшились по сравнению с 1937-м на 12 процентов. Уменьшалось производство и промышленных товаров, между тем, как общее количество денег в обращении в 1940 году по сравнению с 1938-м выросло вдвое. Дефицит бюджета покрывался эмиссией и инфляция усилилась.

Зимой 1939-40 годов положение стало катастрофическим. С декабря 1939 из продажи исчезли хлеб и мука. Правительство нашло «выход», запретив продажу в сельских местностях муки и печеного хлеба. Был повышен денежный налог на колхозы и ставки за право торговли на колхозных рынках. Как следствие, массы крестьян стали уходить в города, тем самым ухудшая и без того слабое снабжение промышленных центров. Повсюду можно было видеть тысячные очереди, с повседневными в них драками и убийствами.

Пытаясь выправить ситуацию, Совнарком в 1940 году уменьшил нормы отпуска продовольствия в одни руки в 2-4 раза. Но положение в стране оставалось на грани краха. Производство лихорадило: росла текучесть кадров на предприятиях, люди отказывались работать. Повсюду массовые прогулы, повальное отходничество из колхозов. Людям было не до работы. Их основной заботой стал поиск хлеба.

Большевистская верхушка искала выход в усилении репрессий в отношении населения. В 1940 году рабочим было запрещено увольняться с работы по своей воле. Устанавливалась уголовная ответственность за опоздания и уход с работы в течение дня.

НКВД было предписано не пускать в города крестьян, приезжающих в промышленные центры в поисках еды и промтоваров. Началось патрулирование вокзалов и поездов.

Теми же постановлениями 1940 года запрещались очереди на улицах. За неподчинение карали вплоть до уголовной ответственности.

Многотысячные очереди разгоняла пешая и конная милиция. Людей штрафовали, загоняли в грузовики и вывозили за город. Однако очереди не исчезали. Запрещалось стоять у магазинов - очередь с вечера, по свидетельству очевидцев, «уползала в глухие переулки или парки, где тряслась до рассвета, а под утро каждый последующий брал предыдущего сзади за локти и серая змея ползла через город к магазину».

Власти не нашли иного ответа, как запретить организовывать очереди во дворах и переулках. Иезуиты из НКВД изобрели метод «переворачивания очередей»: утром милиция перестраивала очередь так, чтобы те, кто был в ее начале, оказывались в конце. Население ответило созданием «блуждающей очереди»: люди прогуливались по улице взад-вперед и каждый знал, за кем он «прогуливается».

Очереди и не могли исчезнуть, поскольку объем товаров, предоставляемый для реализации государственной открытой торговле, был мизерным. Так, в открытую торговую сеть Молотовской области выделялось лишь 2-3 процента товаров, поставляемых в регион. Остальное шло в закрытые магазины, обслуживающие партийных и советских чиновников, сотрудников НКВД, военторги и так далее. Аналогичная закрытая торговая сеть Сызрани распродавала 90 процентов товаров, поставляемых в город. С Сталинабаде (Душанбе) в закрытых распределителях Совнаркома Таджикской ССР на одного человека в год полагалось шерстяных тканей на 342 рубля в год, в то время как на одного обычного горожанина - на 1 рубль. Такое положение было и с остальными товарами.

Рабочие, отстояв день за станком, вынуждены были целыми семьями стоять в очередях ночами. В большинстве они были физически истощены, появились болезни от недоедания и даже смертельные случаи на почве голода.

В качестве выхода местные власти официально ввели прикрепление населения к конкретным магазинам, возникшее по инициативе населения и скрыто существовавшее ранее, и узаконили пайковую норму выдачи продуктов.

К Великой Отечественной войне СССР подошел с фактически возрожденной карточной системой. Наличие которой сталинское руководство, тем не менее, отказывалось признавать, поскольку это противоречило пропагандистским лозунгам о том, что СССР - страна процветающей экономики и высокого благосостояния людей. В той или иной форме карточная система просуществовала на протяжении всей истории СССР, вплоть до реформ Гайдара.

(с) текст Е.Осокина.

Внедрить в России систему продуктовых карточек для малоимущих Министерство промышленности и торговли пообещало три года назад, а в июне 2017 года стало известно время старта программы - во второй половине 2018 года ее запустят в тестовом режиме. Сумма выплат на каждого участника программы составит порядка 10 тысяч рублей в год.

И так, когда введут, кому положены и как получить продовольственные карточки, где их будут принимать и что на них можно купить?

Кто придумал продовольственные карточки?
В 2014 году Минпромторг принял «Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2014-2016 годы и период до 2020 года», документ затрагивает сельскохозяйственные рынки, развитие разных форматов торговли и, в частности, продовольственную поддержку малообеспеченных слоев населения.

Термин «продуктовые карточки» быстро разлетелся в СМИ и поднял большой ажиотаж прежде всего из-за негативных исторических ассоциаций: сама по себе система впервые была применена во время Первой мировой войны и в дальнейшем использовалась только в воюющих странах или странах с серьезным дефицитом продуктов (и, как правило, с социалистическим строем).

На деле же речь идет о российском аналоге food stamps - продуктовые карточки в США для социально незащищенных слоев населения. Этой льготой американцы пользуются больше 50 лет, а количество участников программы почти достигло 50 миллионов человек.

Еда за баллы: правительство раздаст малоимущим продуктовые талоны«Определенным категориям граждан имеет смысл держать социальные карты, которые уже во многих субъектах Российской Федерации существуют – либо в виде эксперимента, либо уже в виде постоянно действующей программы (в частности, в Москве), - объяснял министр торговли и промышленности Денис Мантуров. - Мы говорим о повышении качества питания определенных слоев населения, которые, к сожалению, сегодня не имеют возможности купить свежие фрукты, овощи или охлажденное мясо животного происхождения». В тексте самой стратегии программа субсидирования покупки продуктов питания (food stamps) как адресная продовольственная помощь малоимущим названа «косвенной формой протекционизма отечественным производителям, допускаемой правилами ВТО».

В апреле замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что проект обойдется бюджету в 300 миллиардов рублей (изначально называлась цифра в 240 миллиардов). Из-за недостатка средств запуск программы откладывают с 2015 года. Минпромторг и Минфин рассматривают возможность разделить финансовую нагрузку с бизнесменами - производителями товаров, которые можно будет купить по новой карте.

Кому положены и как получить?
Ожидается, что программа стартует во второй половине 2018 года и начнет работать в полную силу в 2019 году. Замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов в мае этого года отметил, что на продуктовые талоны смогут претендовать порядка 19 миллионов россиян с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. Точные критерии, по которым будут определять потенциальных участников программы, еще не сформулированы, как и порядок выдачи карт.

Малоимущей может считаться семья любого состава, зарегистрированная по общему адресу и способная доказать, что ее доходы не дотягивают до прожиточного минимума из-за внешних обстоятельств, а не из-за тунеядства кого-то из членов семьи. Тщательно будут отсеивать тех, у кого есть теневые доходы, заниматься этим будут, скорее всего, местные социальные службы.

Чтобы выяснить средний ежемесячный доход семьи, чиновники предлагают сложить доходы всех членов семьи за последние три месяца (включая пенсии, стипендии и пособия), а полученную сумму сначала разделить на три, а затем - на количество членов семьи.

Если итоговая цифра ниже прожиточного минимума в регионе, то семья может считаться малоимущей и рассчитывать на соответствующие льготы.

10 тысяч рублей на продуктовую карточку
Детальный алгоритм работы программы станет известен в 2018 году, пока Минпромторг предлагает следующую схему. Человек получает пластиковую карту, на которую ежемесячно зачисляются баллы (1 балл = 1 рубль), которые можно тратить на еду - определенные продукты отечественного производства.

Как правило, это скоропортящаяся продукция: свежие фрукты и овощи, молоко, рыба, мясо. В список также вошли хлеб, мука, крупы, макароны, сахар, соль, вода, яйца, растительное масло.

Лозунг разработчиков системы: «Только свежее и отечественное».

Не потраченные в течение месяца баллы сгорают, накопить их не получится. В год каждому держателю полагается порядка 10 тысяч рублей на продуктовые карточки (деньги будут начисляться ежемесячно).

Может пополнять карту и самостоятельно - при зачислении собственных средств владелец будет получать 30-50% внесенной суммы в качестве бонуса из бюджета.

Для сравнения: американцы по программе food stamps получают 110-130 долларов ежемесячно.

Кстати, вывод денег с карты будет невозможен, как и покупка с ее помощью табака, алкоголя, деликатесов и «вредных» продуктов вроде чипсов.

Система также не пропустит покупку, если производитель товара не значится среди партнеров программы.

Принимать оплату по продуктовым картам смогут любые торговые предприятия при условии, что они подключатся к особой процессинговой системе и будут предлагать покупателям продукцию отечественного производства.

По неофициальной информации, базой для обслуживания карточек станет национальная платежная система «Мир», созданная как альтернатива системам Visa и MasterCard.

Зачем вводят карточки?
Вопреки опасениям россиян, введение продуктовых карт не означает, что в стране дефицит продуктов или ведется подготовка к войне. Это просто инструмент поддержки потребительского спроса, который нацелен одновременно на отечественных промышленников и малоимущих граждан.

По подсчетам специалистов, каждый бюджетный рубль, потраченный покупателем по программе food stamps, даст оборот в экономике региона 3-5 раз, что выгодно как производителям, так и розничным торговцам.

Кроме того, карточки будут способствовать импортозамещению ряда товаров, потому что за государственный счет планируется установить стабильный спрос на довольно широкий ассортимент продуктов.

Что касается держателей карт, то им по идее, станут доступны продукты, которые они сейчас покупают очень редко или вообще не могут себе позволить.

Программа продовольственной помощи определённым категориям граждан заработает в России с 2018 года

Минэкономразвития и Минфин поддерживают предложение Минпромторга о введении в стране специальных карт, на которые будут перечисляться баллы или бонусы. За них граждане, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума, смогут получить ряд продуктов питания, кроме алкоголя и табака.

Не пособие по нищете, а помощь

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что пока не ясно, как будет финансироваться программа, но этот вопрос сейчас решает Минфин. «У Минпромторга есть идея разделить финансовую нагрузку с бизнесом - производителями продуктов», - уточнил Мантуров.

По его словам, на реализацию проекта будет выделено около 300 миллиардов рублей. На продовольственные карточки можно будет приобрести мясо, рыбу и свежие овощи. Однако особо разгуляться не получится: ежемесячная сумма, перечисляемая на продовольственную карточку, составит около полутора тысяч рублей. На эти деньги можно будет купить 2 килограмма мяса, 2 килограмма рыбы и 30 килограммов картошки.

Как подчёркивают в Правительстве, карты - один из инструментов поддержки потребительского спроса в рамках программы, которую разработал Минпромторг. Она поможет российскому производству развиваться, а малоимущим - наладить здоровое питание.

О конкретных суммах на карте пока говорить рано. Эти и другие детали дорабатываются. По словам Мантурова, перечисленные на карту деньги нельзя будет обналичить или копить - если их не используют на покупку продуктов в течение месяца, они «сгорят».

Для начисления сумм планируется использовать карты «Мир», а получивший право на госпомощь сможет использовать уже имеющуюся карту или написать заявку в банк о выпуске новой. На ту же карту можно направлять зарплату, пособия, стипендию. Карты можно будет использовать во всех магазинах, готовых работать в новой системе. Создания отдельной торговой сети не потребуется. По замыслу Минпромторга, реализовывать баллы можно будет также на рынках и ярмарках. Возможность расчёта в столовых и кафе в дальнейшем будет рассмотрена.

По данным Росстата, количество граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума в России составляет около 15-16 миллионов человек. Последний опрос ВЦИОМ показал, что 78 процентов респондентов высказались за введение карточек.

«Мы всегда поддерживали систему дополнительной помощи нуждающимся категориям россиян, и введение продуктовых карточек - не исключение. Никто не считает их пособием по нищете», - сказал «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Он предположил, что карточная система у многих россиян ассоциируется с похожим неудавшимся экспериментом периода Горбачёва, и потому многие сейчас тревожатся. «Но нынче предлагается совершенно иная модель, она выверенная. В бюджете средства будут искать постепенно. И речь пока идёт о пилотном проекте, к которому, надеюсь, подключатся и НКО. Ведь распространять по карточкам можно не только скоропортящиеся продукты, но и, например, бытовые услуги», - отметил сенатор.

Стать льготником тоже непросто

Итак, получить продуктовую карточку смогут граждане с ежемесячным доходом, не превышающим прожиточный минимум. Его величина в каждом регионе страны - своя.

В Минпромторге уже уточнили, что собираются выдавать продуктовые карточки только тем гражданам, которые оказались за чертой бедности по воле внешних обстоятельств и могут это доказать. Тунеядцев, способных работать, государство точно содержать не станет. Рассчитывать на помощь также не следует тем, кто скрывает реальный размер дохода, и притворяющимся малоимущим.

Как гражданину понять, может ли он принять участие в программе продуктовых карточек? Для этого ему нужно произвести некоторые простые расчёты.

Сложить все доходы, которые получила его семья за последние три месяца. Льготы, субсидии, стипендии тоже нужно учитывать. Получившуюся сумму поделить на 3 - вывести среднее арифметическое и поделить результат на количество членов семьи, включая детей и пенсионеров. Если итоговое значение окажется ниже планки прожиточного минимума, можно смело претендовать на получение продуктовой карточки.

Какие документы нужны для получения продуктовой карточки, Минпромторг пока не уточняет. Известно, что контроль за распространением карт будут осуществлять территориальные органы социального обеспечения. Для оформления льготы нужно будет принести необходимые документы и пройти собеседование. Перечень граждан, имеющих право на льготу, будет пересматриваться раз в шесть месяцев.

Точный перечень доступных отечественных продуктов Минпромторг обещает скоро представить. Известно, что в него будут входить мясо и рыба, хлеб, яйца и молоко, соль, сахар, специи, овощи, фрукты, сухофрукты. Кроме того, к числу соцпродуктов отнесли и корма для домашних животных, средства личной гигиены, семена и саженцы. Льгота не будет распространяться на алкоголь и сигареты.

Обладатели карт также не смогут расходовать льготные средства на продукты-излишки - скажем, на конфеты. Малоимущему гражданину, желающему порадовать своего ребёнка сладостями, придётся тратить на это собственные деньги. Самой спорной позицией пока являются лекарства - Минпромторг не решил, стоит ли вводить их в перечень соцпродуктов.

В том, что программа продовольственной помощи малоимущим сможет улучшить ситуацию с бедностью в стране, сомневается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он отметил, что об эффективности такой программы сегодня говорить сложно, поскольку её реализация связана с большими логистическими сложностями.

«Для реализации программы продовольственной помощи малоимущим нужно решить не только вопросы с её финансированием, но и детально проработать сам механизм работы карточек, начиная от начисления на них баллов и заканчивая их использованием в торговых точках», - считает заведующий сектором исследований АПК Института экономики РАН Борис Фрумкин.

А член Комиссии Общественной палаты по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Александр Хамидуллин заявил «Парламентской газете», то хорошо бы начать программу карточек раньше 2018 года. «Я понимаю, что нужно просчитать все финансы, но речь о необходимости поддержки бедных россиян идёт уже давно. Кроме того, надо понимать, что 10-20 процентов этой адресной помощи будет уходить не по назначению», - сказал эксперт.

По его мнению, все проблемы должны уйти постепенно с практикой применения продовольственных карт. «Первый шаг уже сделан, тем более что наша страна - не автор этой системы. В США, например, с 1961 года действует карточная продовольственная система для определённых категорий людей», - отметил Хамидуллин.

Кстати, продовольственные сертификаты внедряли и в современной России, на региональном уровне. Например, в 2013 году в Кировской области выпустили три тысячи продуктовых карточек для многодетных семей.

Как у них

Действительно, в Америке граждане платят талонами за еду вот уже 50 лет. Финансовая помощь от государства на покупку продуктов поступает на специальные пластиковые карты - в среднем 126 долларов. В 2016 году такую помощь от государства получали 44 миллиона человек. На участие в программе может претендовать одинокий американец с чистым доходом ниже 990 долларов.

В Великобритании талонная система вводилась после Второй мировой войны из-за дефицита продовольствия. Программа была возобновлена в 2014 году. На Кубе продовольственные карты беднякам выдают уже свыше 50 лет, однако сейчас талонная система на Острове свободы постепенно сходит на нет. Интересно то, что сигареты из числа «льготных» товаров на Кубе исключили только в 2016 году.