Функции государства в рыночном хозяйстве. Современное рыночное хозяйство

В современных условиях любая развитая рыночная экономика является смешанной экономикой в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования и государственного сектора в национальном хозяйстве.
Государственное регулирование экономики – это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы для достижения стабильного экономического развития и решения социальных проблем.
Можно выделить два основных направления вмешательства государства в рыночное хозяйство:

  1. обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы;
  2. решение экономических и социальных проблем, перед которыми рыночный механизм оказывается либо несостоятельным, либо недостаточно эффективным.
На государство возлагается задача правового обеспечения функционирования рыночного механизма. Государство устанавливает нормы и правила хозяйствования, регламентирует отношения собственности, правила создания и ликвидации предприятий и т.п. Например, принятый в1990г. «Закон о собственности в Республике Беларусь» и дополнения к нему создают правовую базу в новых условиях хозяйствования.
Рынок не в состоянии справиться с регулированием так называемых внешних эффектов в экономике. Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как затрагивают интересы не только участников рыночной сделки, но и третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде, порождает отрицательный внешний эффект. Услуги в области здравоохранения, образования, озеленения и другие порождают положительные внешние эффекты. Для устранения отрицательных внешних эффектов государство вводит сдерживающий налог или заставит производителя с помощью мер прямого административного воздействия установить очистительное оборудование.
В каждом обществе всегда имеются такие виды деятельности, значимость которых нельзя оценивать только с точки зрения прибыльности: оборона страны, охрана общественного порядка, государственное управление, строительство автомагистралей, ликвидация последствий стихийных бедствий, развитие фундаментальной науки и образования, медицинское обслуживание и др. Это товары и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Они называются общественными товарами. Их особенностью является то, что в них нуждаются все члены общества, их нельзя исключить из потребления, достаются они всем членам общества поровну. Поскольку производство общественных товаров не привлекает частный бизнес, но они необходимы для общества, их предоставляет населению государство.
Рыночная экономика не может самостоятельно противостоять монополизму, инфляции, спадам деловой активности. Ей объективно присущ циклический характер развития. Одной из основных фаз экономического цикла являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них.
В отличие от рыночного механизма, государство заранее прогнозирует и планирует конечные результаты общественного производства. Именно государство осуществляет масштабные структурные изменения национального хозяйства по отраслям и регионам страны.
Наконец, рынок дифференцирует доходы участников экономики, что вызывает социальную нестабильность. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Вместе с тем государственное регулирование имеет существенные недостатки: слабо и с опозданием учитывает изменения потребительского спроса; медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре; государственный сектор, финансируемый за счет бюджетных средств, мало заботится о повышении эффективности производства. Учет этих недостатков позволяет определить оптимальные границы вмешательства государства в рыночный механизм.
Метод государственного регулирования можно разделить на административные (прямого регулирования) и экономические (косвенного регулирования).
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Они оказываются эффективными при прямом государственном контроле над монопольными рынками, при регулировании внешних эффектов в экономике, при определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (например, гарантированный уровень минимальной заработной платы, пенсии, пособия по безработице и т.д.) Административные методы применимы для защиты национальных интересов в системе мирохозяйственных связей – при установлении таможенных пошлин, лицензировании экспорта и т.д.
Экономические методы государственного регулирования включают бюджетно-налоговую (фискальную) политику; кредитно-денежную (монетарную) политику; социальную политику и др. Поскольку рыночная экономика представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, то воздействие на нее должно оказываться преимущественно косвенными, экономическими методами и инструментами.
Бюджетно-налоговая политика – это политика в области налогов и государственных расходов. Ее главными инструментами являются государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, т.е. выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Налоги в экономике играют двоякую роль: с одной стороны, они формируют доходы государства, с другой – оказывают стимулирующее влияние на потребителей и производителей.
Кредитно-денежная политика, влияя на объем денежной массы, может оказывать непосредственное влияние на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Она использует такие инструменты, как регулирование ставки рефинансирования (в настоящее время в РБ - 17%), изменение нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кредитно-денежная политика реализуется Центральным банком страны (Национальным банком РБ) и направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения. Кредитно-денежная политика, как и бюджетно-налоговая, могут служить целям стабилизации экономики. Действенность их использования определяется конкретной исторической ситуацией, а также приоритетными целями развития.

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой – функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Рынок в своем развитии прошел длинный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет. Весь исторический опыт разви­тия человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с покорением огня, применением металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.

Актуальность данной темы очевидна, так как до сих пор не смотря на неутихающие споры экономистов, современное рыночное хозяйство – наиболее эффективная форма организации хозяйства.

Цель данной работы – изучение становления и формирования современного рыночного хозяйства.

В соответствии с поставленной целью были выработаны следующие задачи:

1. изучение эволюции основных форм ведения общественного хозяйства,

2. рассмотрение товарного производства как основной формы современного рыночного хозяйства,

3. описание основных характеристик современного рыночного хозяйства.

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

История развития общества от низших ступеней к высшим свидетельствует о том, что общественное хозяйство на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений меняло свои экономические формы.

Первичной, исходной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основания предполагать об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др. При общности основных признаков каждая из моделей имела свои особенности, обусловленные спецификой среды обитания.

Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех социально-экономических отношений. Эта форма хозяйствования была характерна для всех докапиталистических способов производства. Она возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования.

Натуральное производство это такая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Натуральная форма господствовала в замкнутой первобытной общине. Здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая полной подготовкой продуктов труда к потреблению.

Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.

Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.

Для развития товарного хозяйства необходимы были два условия:

1. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного вида продукции. Специализация явилась основным условием для роста производительности труда, а в последствии и для технологических революций. Это явилось предпосылкой для создания некоторых излишков продукции сверх нужного для потребления внутри общины.

2. Экономическое обособление производителей друг от друга как собственников, в силу чего возникла необходимость в обмене результатами труда. Общественное разделение труда скорее является условием возникновения товарного производства, а экономическое обособление товаропроизводителей - причиной.

Необходимо различать два вида товарного хозяйства: простое и развитое капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство ремесленников и крестьян. Оно основано на личном труде, а связь с рынком поддерживается через продажу излишков (сверх своего потребления) производимой продукции. Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде и в полном объеме связано с рынком. Объединяет их частная собственность на материальные условия хозяйственной деятельности.

В докапиталистических способах производства товарные отношения играли подчиненную роль - способствовали установлению связей между ранее изолированными производственными ячейками (общинами, феодальными поместьями и т.д.). Они открывали дополнительные возможности для развития производства и общества в целом. С развитием торговли были связаны достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия.

Товарная экономика - это постоянное движение товарных масс в том направлении, где в них нуждаются. Навстречу друг другу перемещаются потребительские продукты и капитальные товары производственного назначения. Эти потоки стали быстро расширяться в период разложения феодального общества. Можно утверждать, что капитализм как особое социально-экономическое устройство общества вырос из товарного производства. Предпосылки для него формировались в процессе развития простого товарного хозяйства. Продукт частного труда с конкретными затратами на его создание приравнивался к общественному труду через рынок и тем самым находил общественное признание.

В ходе развития товарно-денежных отношений шло первоначальное накопление капитала. С одной стороны накапливается капитал в руках определенных групп людей, с другой - в лице обездоленных формировался класс людей, работающих по найму. Основу капитализма и составляют частная собственность на средства производства и труд юридически независимых, свободных работников, которые, не имея в своем распоряжении средств производства, вынуждены продавать на рынке труда единственный товар - свою способность к труду.

Товарное хозяйство при капитализме, таким образом, расширяется, становится основной формой экономической жизни.

При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений.

Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует от общества наименьших издержек при решении кардинальных экономических проблем. И это происходит во многом благодаря тому, что современная рыночная экономика как единая система основана на действии различных экономических законов, важнейшим из которых можно назвать закон стоимости.

Рыночная экономическая система (как и всякая другая система) обладает свойством внутренней целости, которое позволяет ей сохранять себя во взаимодействии с внешней средой и саморазвиваться. Саморазвитие системы и взаимодействие ее элементов совершается по определенным законам.

Закон стоимости - это объективный закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства.

Экономические законы - это законы общественных действий людей. Они выражают сущность производственных отношений, устойчивые, постоянно повторяющиеся связи в развитии экономических процессов и проявляются через повседневную деятельность людей в сфере хозяйствования как такового.

Сущность закона стоимости сводится к определению стоимости товаров общественно-необходимым трудом. Он проявляется как закон цен и его действие напоминает движение маятника: с повышением цены деятельность предпринимателя становится более активной, понижается цена - товаропроизводитель оказывается вынужденным свертывать производство и принимать меры к сокращению своих затрат, к удешевлению производства. Как крайность - он бывает вынужденным покинуть данную сферу приложения капитала и своих усилий. Тогда приток данного блага на рынок уменьшается и при прежнем объеме спроса цена снова пойдет вверх. Следовательно, закон стоимости, действуя в общей системе экономических законов через поведение людей, обеспечивает равновесие в хозяйственной деятельности.

Абсолютного равновесия и пропорциональности не бывает, но и длительные нарушения, и диспропорциональности невозможны. В этом плане можно говорить о том, что закон стоимости является регулятором распределения ресурсов между разными сферами производства.

Понятиерыночной структуры отражает все аспекты рынка, а именно: количество фирм в отрасли; тип производимого продукта; возможности для входа в отрасль и выхода из неё иных фирм; способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут влиять на поведение фирм.

Важной характеристикой рынка является егоконкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем в большей степени конкурентным считается рынок.

Необходимо различать два термина: конкурентность рынка (она характеризует рыночную структуру) и конкурентную борьбу (степень соревновательности фирм отрасли друг с другом). Например, с повышением конкурентности рынка, снижается потребность фирм в соревновании, а в условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба: в отрасли действует огромное число фирм, и их влияние на рынок товара столь незначительно, что отдельной фирме нет необходимости предпринимать какие-либо меры в отношении других фирм. И напротив, в отрасли, где действуют несколько крупных фирм, и каждая их этих фирм в состоянии активно воздействовать на рынок, влиять на изменение ценовых характеристик товара, то конкурентность такого рынка незначительна, и фирмы отрасли ведут активную конкурентную борьбу.

С учетом некоторых факторов (количество фирм, производящих продукцию; тип производимого продукта; контроль над ценой; степень сложности входа в отрасль), выделяют четыре принципиально возможные рыночные структуры: совершенная (чистая) конкуренция; чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция (см.: данные нижепрведенной табл.2).

Существуют два правила, которые применимы для любой рыночной структуры:

· Правило 1. Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных издержек производства этого количества товаров и услуг.

· Правило 2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам.

Таблица 2.

Сравнительная таблица рыночных структур

Основные черты рыночной ситуации Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополисти­ческая конкуренция
Количество фирм, производящих продукцию Множество незави­симых товаропро­изводителей Одна крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип производимого продукта Стандартизирован­ный Уникальный, нет близких заменителей Стандартизи­рованный Дифференцированный
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможны


Исторически развиваясь, рыночная экономика приобретает различные формы проявления, национальную специфику. Вместе с тем, можно выделить следующие разновидности рыночной системы:

1. Свободная рыночная экономика возможна там, где регулирующая функция государства сведена к минимуму, где отработаны рыночные стимуляторы, такие как: цены, прибыль, конкуренция.

2. Регулируемая рыночная экономика предполагает систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь через налоги, кредиты и прочие механизмы с целью поддержания экономического роста, ослабления кризисных и инфляционных процессов.

3. Социальная рыночная экономика направлена на поддержку населения, особенно тех его слоев, которые сами не в состоянии влиять на уровень своих доходов (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети). Однако, социализация экономики предполагает достижение относительно высокого уровня общественного благосостояния и общественного сознания.

4. Смешанная рыночная экономика означает наличие в стране весомой государственной или муниципальной собственности. Она, чаще всего, возникает при экстраординарных обстоятельствах, связанных с войной, структурным кризисом и т.п. В настоящее время, в развитых странах удельный вес государственной собственности незначителен (не превышает 10-12 процентов), и напротив, в развивающихся государствах, особенно с выраженным военно-бюрократическим уклоном достаточно высок.



Таким образом, главным критерием различий между разновидностями рыночной экономики выступает степень и формы государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. До сих пор, переходное состояние российской экономики не выходит за рамки государственно-капиталистического уклада (в этом проявляется особенность российской экономики в переходный к рынку период).

Чтобы государственное регулирование рынка состоялось, должен существовать сам рынок, то есть предмет регулирования. И главной задачей экономической политики государства в переходный период к рынку является необходимость способствовать формированию рыночного хозяйства, поощрять этот процесс, устраняя административные препоны.

Из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.

Субъекты рыночного хозяйства:

  1. домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

    а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала ;
    б) самостоятельно принимает решения;
    в) является собственником какого-либо фактора производства;
    г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

  2. предприятие – экономическая единица, которая:

    а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
    б) стремится к максимизации прибыли ;
    в) самостоятельно принимает решения;

  3. государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги . В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:

  1. рынок товаров и услуг;
  2. рыноктруда;
  3. рынок капитала.

Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

  • неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;
  • мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода , а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;
  • наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;
  • отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Возникновение, сущность и основные черты товарного хозяйства. Товар и его свойства: полезность, меновая стоимость. Стоимость товара. Деньги и их эволюция. Деньги-особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом всех товаров.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2007

    Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    Роль государства в экономике. Роль государства в жизни общества. Функции государства в рыночной системе. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ роли государства в экономике Республики Казахстан. Проблемы перехода к рынку.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2008

    Всеобщность рынка. Функции государства в экономике. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики. Государственное регулирование экономики. Теории государственного регулирования экономики. Свободная торговля и протекционизм.

    реферат , добавлен 18.10.2006

    Понятие и признаки государства, его роль в рыночной экономике. Основные направления экономической деятельности государства. Взаимодействие государства с производителями услуг и потребителями рынка. Административные методы регулирования экономики.

    реферат , добавлен 21.01.2013

    Понятие формы общественного хозяйства, черты и признаки натурального и товарного производства. Товар как продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Деньги - элемент товарного хозяйства, их возникновение и экономическая сущность.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.