Проект договора гранта на финансовое обеспечение расходов. Финансовое обеспечение


Финансовое обеспечение финансовых ресурсов.


Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.


Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики.


В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход.


Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).


Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.


На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.


Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды.


Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.


Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.


Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.


Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.


На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.



  • Финансовое обеспечение . Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.


  • Финансовое обеспечение . Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.


  • Финансовое обеспечение . Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.


  • Финансовое обеспечение . Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.


  • ...характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ.
    Все расходы, связанные с совершением нотариальных действий и обеспечением ...


  • Финансовое обеспечение д-ти нотариусов. Фин обеспечение д-ти нотариусов, работающих в гос нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практиков, осуществляется...

КУРСОВАЯ РАБОТА

Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях

Введение

образование финансирование расход субвенция

Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально - экономическом развитии страны.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний. В условиях экономического расслоения общества недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Цель работы: изучение финансирования учреждений сферы общего образования.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть содержание и особенности деятельности бюджетных организаций общего образования;

Определить источники финансирования и назначения расходов учреждений общего образования;

3. Дать характеристику деятельности муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №106»;

4. Проанализировать бюджетные сметы и отчеты об их исполнении муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №106» за 2010-2012 гг.;

5. Выявить современные проблемы развития и финансирования общего образования в РФ и предложить направления их решения

1. Теоретические основы бюджетного финансирования образовательной сферы

.1 Общая характеристика системы образования и ее социальное значение

Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах №12-Ф3 «Об образовании» от 1 января 1996 г., №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.

Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств местных бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной - система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно-обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

дошкольные;

образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

дополнительного образования взрослых;

дополнительного образования детей;

специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование.

Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.

Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов:

на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;

на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Федеральная инвестиционная программа, Программа развития образования и т.п.;

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться тремя путями;

предпринимательской,

условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

К учреждениям общего образования относятся: общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика, физико-математический профиль, гуманитарный профиль и др.) лицей; гимназия; вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования: открытая (смена) образовательная школа; кадетская школа; школа-интернат. Общеобразовательные школы-интернаты создаются в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей; дети, находящиеся под опекой.

1.2 Источники финансирования и назначения расходов учреждений общего образования

·собственные средства учредителя;

·бюджетные и внебюджетные средства;

·имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);

·средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

·доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;

·другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До принятия федерального закона №83-ФЗ от 8.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений» финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществлялось на основе бюджетных смет.

Составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета.

С 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года действует переходный период, во время которого все бюджетные организации старого типа должны быть переведены в казенные учреждения, автономные учреждения или бюджетные учреждения с расширенным объемом прав.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными образовательными учреждениями, а также частными образовательными организациями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансирование программ развития государственных (муниципальных) автономных и бюджетных образовательных учреждений предусматривается соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации. Предоставляемая субсидия может покрывать затраты на реализацию программы развития подведомственных учредителю образовательных учреждений как в полном объеме, так и предусматривать софинансирование из других источников.

Финансовое обеспечение предоставления общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях и частных образовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда работников этих учреждений и организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых за счет средств учредителя), а также в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществляют финансовое обеспечение расходов на содержание зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений, а также могут осуществлять дополнительное финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений за счет средств местных бюджетов на основе самостоятельно установленных нормативов.

За счет средств федерального бюджета может осуществляться финансовое обеспечение предоставления общего образования в федеральных государственных образовательных учреждениях.

1.3 Методика распределения субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в Нижегородской области

Настоящий Закон определяет в пределах компетенции Нижегородской области методику распределения субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области.

Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Расчет субвенции j-му муниципальному образованию на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) определяется по следующей формуле:

Размер субвенции;

Чj - численность учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городе;

Чjl - численность учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в сельском населенном пункте с численностью населения свыше 3000 человек;

Чj2 - численность учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в сельском населенном пункте с численностью населения от 501 до 3000 человек;

Чj3 - численность учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в сельском населенном пункте с численностью населения до 500 человек;

Н.гор. - норматив расходов, устанавливаемый Правительством Нижегородской области на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося, проживающего в городе;

Н.сел. 1 - норматив расходов, устанавливаемый Правительством Нижегородской области на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося, проживающего в сельском населенном пункте с численностью населения свыше 3000 человек;

Н.сел. 2 - норматив расходов, устанавливаемый Правительством Нижегородской области на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося, проживающего в сельском населенном пункте с численностью населения от 501 до 3000 человек;

Н.сел. 3 - норматив расходов, устанавливаемый Правительством Нижегородской области на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося, проживающего в сельском населенном пункте с численностью населения до 500 человек.

За счет средств субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области финансируются расходы, указанные в настоящей статье, следующих видов муниципальных образовательных учреждений:

начальная общеобразовательная школа;

основная общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов;

гимназия;

начальная школа - детский сад;

начальная школа - детский сад компенсирующего вида;

прогимназия;

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК;

центр образования;

открытая (сменная) общеобразовательная школа;

общеобразовательная школа-интернат начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.

Субвенция выделяется с учетом числа воспитанников, получающих дошкольное образование в общеобразовательных учреждениях, в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, при наличии лицензии у общеобразовательного учреждения.

В норматив на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ не включаются расходы:

на оплату коммунальных услуг;

арендную плату за пользование имуществом;

организацию питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

обеспечение мер социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности.

2. Финансовый анализ учреждения сферы общего образования на примере МОУ СОШ №106

.1 Характеристика деятельности МОУ СОШ №106»

Полное наименование: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №106».

Сокращенное наименование: МОУ СОШ №106.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №106» (далее - Учреждение) создается в соответствии с законом РФ «Об образовании», законом Нижегородской области «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях.

В своей деятельности Учреждение руководствуется федеральным и областным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Город Нижний Новгород», договором с Учредителем и уставом. При осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Учреждение руководствуется законодательством РФ, регулирующим данную деятельность.

Учредитель МОУ СОШ №106 - муниципальное образование «Город Нижний Новгород» в лице мэрии города. Учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ, а также соответствующие штампы и бланки.

Учреждение в праве от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности. Учреждение создает условия для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Цели образовательного Учреждения:

·формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

·достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;

·адаптация обучающихся к жизни в обществе;

·формирование здорового образа жизни;

·воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками Учреждения.

Задачами Учреждения являются:

·охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

·взаимодействие с семьей с целью обеспечения полноценного развития детей;

·создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и трудового коллектива;

·развитие и совершенствование материально-технической базы Учреждения;

·организация услуг в сфере дополнительного образования детей;

·обеспечение комплексного сопровождения обучающихся и их психолого-педагогической поддержки;

·создание условий для реализации коррекционнно-развивающего образования с учетом индивидуальных психофизических возможностей обучающихся.

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

ступень - начальное общее образование. Нормативный срок освоения - 4 года. Общее начальное образование является базой для получения основного общего образования.

ступень - основное общее образование. Нормативный срок освоения - 5 лет. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

ступень - среднее (полное) общее образование - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки. Нормативный срок освоения - 2 года. В дополнение к обязательны предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Финансовое обеспечение выполнения функций Учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Финансирование дополнительных учебных и воспитательных мероприятий осуществляется за счет собственных средств Учреждения и других источников.

Средства Учреждения образуются из:

·средств бюджетов различных уровней;

·доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

·добровольных взносов организаций, граждан;

·иных поступлений, не противоречащих действующему законодательству РФ.

Учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. К предпринимательской деятельности Учреждения относят:

·доходы от оказания услуг Учреждением (продажа товаров; выполнение платных работ и оказание платных услуг; аренда зданий и помещений);

·доходы от реализации активов;

·безвозмездные поступления текущего характера - поступления грантов, премий. Добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на текущие нужды в зависимости от источника их поступления (в т.ч. как прочие безвозмездные поступления - суммы, поступающие на возмещение коммунальных расходов по договорам аренды);

·ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных собственным производством, предусмотренных уставом, продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Учреждение:

·составляет и исполняет сметы учреждения;

·принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

·обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

·исполняет иные полномочия, установленные муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;

·ведет бухгалтерский учет по всем видам деятельности (в том числе по имуществу, обязательствам и хозяйственным операциям);

·в установленные сроки формирует и представляет отчетность получателя бюджетных средств главному распорядителю бюджетных средств и контролирующим органам.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется Учредителем, органами государственной власти в пределах их компетенции.

2.2 Анализ бюджетных смет и отчетов об их исполнении МОУ «СОШ №106» за 2011-2012 г.

По определению смета бюджетного учреждения - это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансирования.

Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств.

Смета расходов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №106» на определенный год составляется главным бухгалтером учреждения и утверждается директором департамента образования мэрии города Нижний Новгород

Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, обеспечивая тем самым действенный механизм контроля целевого назначения расходов.

Для того чтобы проанализировать бюджетные сметы МОУ «СОШ №24» составим сравнительные таблицы по годам (2011-2012 г.), в которых укажем плановые и фактические показатели расходов бюджетного учреждения, а также процент исполнения и удельный вес каждой статьи расходов в величине всех расходов организации.

Таблица 1: Расходы МОУ «СОШ №106» за 2011 год

Наименование кодов операций сектора государственного управления, назначения расходовКод ОСГУУтверждено14Исполнено15Процент исполненияУдельный весОплата труда и начисления на выплаты по оплате21010357,420,3410356,453,6499,9969,38Заработная плата2117987,318,397986,446,0099,9953,51Прочие выплаты212278,408,34278,407,78100,001,87Начисления выплаты по оплате труда2132091,693,612091,599,86100,0014,01Оплата работ, услуг2202632,435,422622,679,4299,6317,57Услуги связи22162,061,0062,061,00100,000,42Транспортные услуги22221,018,0021,018,00100,000,14Коммунальные услуги2231760,446,191760,446,19100,0011,79Работы, услуги по содержанию имущества225151,892,00151,892,00100,001,02Прочие работы и услуги226637,018,23627,262,2398,474,20Социальное обеспечение26023,520,0023,520,00100,000,16Пособия по социальной помощи населению26223,520,0023,520,00100,000,16Прочие расходы290443,189,79443,189,79100,002,97Поступление нефинансовых активов3001490,272,001480,608,6099,359,92Увеличение стоимости основных средств3101115,855,001115,855,00100,007,48Увеличение стоимости материальных запасов340374,417,00364,753,6097,422,44ВСЕГО14946,837,5514926,451,4599,86100,00

Таблица 2: Расходы МОУ «СОШ №106» на 2012 год

Наименование кодов операций сектора государственного управления, назначения расходовКод ОСГУУтверждено16Удельный весОплата труда и начисления на выплаты по оплате21010857700,0071,60Заработная плата2117967200,0052,54Прочие выплаты212205600,001,36Начисления выплаты по оплате труда2132684900,0017,71Оплата работ, услуг2203093865,0620,40Услуги связи22158600,000,39Коммунальные услуги2231750565,0611,54Работы, услуги по содержанию имущества225646400,004,26Прочие работы и услуги226638300,004,21Социальное обеспечение2600,000,00Прочие расходы290354900,002,34Поступление нефинансовых активов300857300,005,65Увеличение стоимости основных средств310390500,002,58Увеличение стоимости материальных запасов340466800,003,08ВСЕГО15163765,06100,00

Из таблицы 2 видно, что руководство МОУ «СОШ №106» в 2012 году запланировало увеличение общей суммы затрат на 237313,61 руб.

Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате должны возрасти на 501246,36 рублей за счет изменения показателей подстатьи 213. К начислениям на оплату труда относят страховые взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования. В 2012 году страховые взносы увеличились до 34%. Поэтому запланирован рост затрат по этой подстатье (на 593300,14 руб.).

Таким образом, распределение средств МОУ «СОШ №106» на протяжении анализируемого периода претерпевает значительные изменения. Поэтому для обобщения составим таблицу, где будут отражены показатели расходов школы за все отчетные года: 2011-2012 гг.

Расходы МОУ «СОШ №106» имеют неоднозначный характер. В 2011 году происходит постепенное увеличение расходов. Основная часть расходов идет на оплату труда и начисления на выплаты по оплате (статья 210).

Расходы по статье 210 в большей части зависят от начисленной заработной платы (подст. 211).

Прочие расходы (статья 290) с каждым годом увеличивались. Однако в 2013 году запланировано их сокращение.

3. Проблемы и пути совершенствования финансового обеспечения учреждений сферы общего образования

.1 Основные проблемы финансового обеспечения сферы образования и их решение

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет, около ¼ перешагнули пенсионный возраст.

Имеются и другие следствия недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70-75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.

Существенное недофинансирование образования во многом объясняется следующими факторами.

Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Общеизвестно, что в схеме планирования средств «по факту» изначально заложен механизм недофинансирования образования. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.

Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:

установление минимальной заработной платы;

регулирование оплаты труда относительно других бюджетных отраслей;

территориальное и налоговое регулирование заработной платы.

Такие же минимальные гарантии сохраняются за федеральным центром в области стипендиального обеспечения и питания учащихся. Финансирование остальных статей и дополнительных расходов по вышеуказанным статьям переходит на региональный и муниципальный уровень.

В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.

Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

Так, например, реализация Концепции модернизации российского образования предусматривает: введение нормативного бюджетного финансирования с учетом государственных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; разработку дифференцированных нормативов бюджетного финансирования, отражающих характер реализуемых образовательных программ, т.е. принятия научно обоснованной методики расчета нормативов финансирования на законодательном нормативном уровне.

Ее отсутствие сегодня в качестве правовой нормы, объясняется, конечно же, не особой сложностью расчета необходимых учреждению финансовых ресурсов, а наличием объективного противоречия между реальной потребностью образовательных учреждений в средствах и имеющимися «возможностями» бюджета. Это подтверждается тем, что на протяжении последних лет в практике финансового обеспечения образовательной сферы не действует механизм компенсации государством недофинансирования учреждений образования.

В качестве метода достижения сбалансированности государственных обязательств с их реальным финансированием предполагается введение нормативного подушевого механизма финансового обеспечения. Сущность последнего заключается в том, что на каждого учащегося учреждения общего среднего и начального профессионального образования выделяется определенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.

Поскольку стандартный уровень образования является обязательным, то и норматив для всех учащихся должен быть одинаковым и дифференцироваться только в зависимости от региональных условий функционирования образовательного учреждения и от ступени обучения по той или иной образовательной программе.

Кроме того прогнозируется развитие системы образовательного кредитования. Государство должно также гарантировать, что внебюджетные источники останутся серьезным средством для поддержки образования и повышения его качества. В целях соблюдения всех гарантий государства в сфере финансового обеспечения образования необходима постоянная корректировка модели его многоканального финансирования при сохранении приоритетности бюджетных ассигнований.

Также необходимость улучшения модели финансирования системы образования обусловлена тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых образовательных услуг и объемами их финансирования. Для решения данной проблемы предлагается реорганизация бюджетных учреждений в новую организационно-правовую форму - государственные некоммерческие организации. Новая организационно-правовая форма должна отличаться от статуса государственных (муниципальных) учреждений по следующим позициям:

1)отсутствие бюджетного финансирования на основе сметы доходов и расходов;

2)отсутствием ограничений или менее жесткими ограничениями на предпринимательскую деятельность и правом самостоятельно распоряжаться доходами от нее.

)отсутствием субсидиарной ответственности государства по обязательствам такой организации.

Главные из перечисленных выше отличий - отсутствие бюджетного финансирования на основе сметы доходов и расходов. При этом предлагаются два альтернативных способа государственного финансирования социальных услуг: нормативное сметное финансирование «по результату» и государственный социальный заказ. Эксперты считают, что в системе общего образования и начального профессионального образования порядок сметного финансирования вполне заменим механизмом бюджетного финансирования на основе стабильных нормативов на одного учащегося. Для большинства таких учреждений должен быть реализован принцип «деньги следуют за учеником», который позволяет учащимся и их родителям более свободно выбирать школу, и создает условия для управляемой конкуренции между учебными заведениями.

Наряду с нормативным целевым финансированием в качестве альтернативы поступления бюджетных ассигнований по смете доходов и расходов реформаторы предлагают использовать государственный социальный заказ. Под ним подразумевают заключаемые на конкурсной основе договоры между государственным заказчиков и поставщиком, по условиям которых государство обязуется оплачивать образовательные услуги. Сегодня социальный заказ как договорная система размещения государственного заказа на поставку социальных услуг на практике в России не применяется.

Следующим шагом в рационализации управления финансированием государственного сектора экономии, по мнению Министерства финансов РФ, может быть внедрение новых инструментов бюджетирования:

порядка выделения бюджетных средств, ориентированного на результат деятельности учреждения (т.е. задавать результат, а под него выделять ресурсы, или распределять государственные заказы на подготовку кадров на основе конкурсных процедур);

организации бюджетной классификации расходов по программному принципу в соответствии с целями и задачами социально-экономической политики, т.е. в нашем случае - государственной стратегии развития образования;

введения среднесрочного бюджетного планирования.

В связи с этим Министерством финансов РФ поставлена задача по созданию такой системы бюджетного учета и отчетности, которая сможет не только отслеживать правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования в целом при завершении программы.

Предложения по решению проблем бюджетного финансирования

Основные направления совершенствования:

повысить социальный статус и профессионализм работников образования, усилить их государственную и общественную поддержку;

усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков;

улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение;

обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;

обеспечить государственную поддержку для одаренных детей;

провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Обучение учащихся основам информационной и вычислительной техники требует развитие в школе специальных учебных кабинетов, оснащенных необходимой аппаратурой. Это также связан с ростом затрат не только на оборудование, но и на содержание и ремонт технических средств обучения.

Все это обусловливает необходимость существенного укрепления и дальнейшего развития материально-технической базы школы.

В исследуемой школе имеются резервы по сокращению нерациональных расходов. Среди таких резервов - правильное комплектование классов и укрупнение школы. Руководители школ должны раньше приступать к комплектованию классов на новый учебный год.

Тенденция к «простому» составу семьи (т.е. отец, мать и дети), увеличение числа женщин с высшим образованием и, следовательно, их большая занятость в общественной жизни обусловливают необходимость развития в школе групп продленного дня, охватывающих как детей младшего школьного возраста, так и определенную часть подростков. Увеличение числа групп продленного дня имеет большое социальное значение. Социологические обследования показывают, что пребывание ребенка на режиме продленного дня увеличивает на 12-15% свободное время родителей. В группах продленного дня дети готовят уроки под наблюдением педагогов, что способствует повышения уровня их обучения и воспитания.

Естественно, организация такой школы требует создания определенных условий: столовая, комнаты для отдыха, игр и кружковых занятий, спортивный комплекс, соответствующее оборудование и инвентарь. В связи с этим возрастают не только капитальные вложения на переоборудование помещений, но и затраты на приобретение инвентаря, а также и текущие расходы. Увеличивается фонд заработной платы педагогов, воспитателей и обслуживающего персонала. Возрастают учебные расходы, затраты на питание, приобретение мягкого инвентаря и оборудования и др. Сравнительный анализ текущих расходов школы продленного дня и школы с таким же количеством классов и учеников, но работающей на обычном режиме, показал, что в школе продленного дня общие затраты на 50% выше. Однако преимущества школы продленного дня в воспитании детей очевидны.

Для доступности качественного образования необходимы государственные гарантии:

обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических).

Заключение

Общее образование направлено на духовное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

·первая ступень - начальное общее образование;

·вторая ступень - основное общее образование;

·третья ступень - среднее (полное) общее образование.

Финансовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются:

собственные средства учредителя;

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);

средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными образовательными учреждениями, а также частными образовательными организациями осуществляются на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности определяются по каждому типу, виду и категории образовательной организации с учетом уровня и направленности образовательных программ, форм обучения, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе.

В курсовой работе рассмотрено финансирование муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №106». Финансовое обеспечение учреждения осуществляется на основе бюджетных смет.

Анализируя бюджетные сметы и отчеты об их исполнении во второй части данной работы, мы выявили что:

основной статьей расходов является статья 210 (оплата труда и начисления на оплату труда), причем происходит ежегодное увеличение этого показателя - в 2011 году становятся меньше затраты по статье 220, а остальные затраты растут, что свидетельствует об улучшении условий работы и обучения.

Таким образом, несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в 2012 году, главной проблемой МОУ «СОШ №106» является недостаточное финансирование, что мешает нормальному развитию и не обеспечивает нормального осуществления учебно-вспомогательного процесса.

Недостаточное финансирование является основной проблемой всех учреждений сферы общего образования. Также к проблемам можно отнести:

.проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (на данный момент носит эпизодический характер);

2.проблема несформированности системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;

.проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для решения этих проблем была создана Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

В результате выполнения федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в системе общего образования будут обеспечены:

·создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;

·развитие существующих аппаратно-программных средств;

·внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

·внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;

·создание ресурсов и программ для одаренных детей.

Список используемой литературы

1.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1

2.ФЗ №174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных организациях»

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 №49, от 30.12.2005 №854)

4.Приказ Минфина РФ №112-н от 20.11.2007 «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»

5. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2011. - 703 с.

Брайчева, Т.В. Государственные финансы: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012.-288 с.

Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2012.-687 с.


Финансовое обеспечение

комплекс организационно-практических, экономических мероприятий, направленных на своевременное удовлетворение потребностей формирований ПС РФ в денежных средствах. Включает: финансовое планирование и финансирование потребителей служебно-боевой и других видов деятельности указанных формирований; истребование, получение, хранение, экономное и целесообразное расходование денежных средств; контроль за их использованием, учет и отчетность. Потребности формирований ПС РФ в денежных средствах обеспечиваются через Федеральный бюджет и иные источники внебюджетного финансирования.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Финансовое обеспечение" в других словарях:

    Финансовое Обеспечение - См. Обеспечение финансовое Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Финансовое обеспечение - сумма денег на счете с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, если бы они были ликвидированы. См. также: Денежные средства предприятия Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - сумма Денег на счете клиента; биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно.… … Экономический словарь

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - сумма средств на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о Ф.о. обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно … Энциклопедический словарь экономики и права

    финансовое обеспечение - сумма денег на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно … Словарь экономических терминов

    финансовое обеспечение ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - финансовые средства, направляемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности, а также на обеспечение развития и устойчивого функционирования… … Юридическая энциклопедия

    Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - покрытие затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Осуществляется в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Терминологический словарь банковских и… … Финансовый словарь

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА - система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей армии и флота в денежных средствах. Включает: финанс. планирование; финансирование; истребование, получение, хранение, экономное и рацион … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Том 1. Экономика , Яшин С.Н.. Учебник посвящен сложному и актуальному предмету изучения теории и практических ситуаций экономики внедрения инноваций и их финансирования. В первом томе "Экономика" изложены основные… Купить за 551 руб
  • Финансовое обеспечение инновационной деятельности и управление рисками в НГХК , Л. Ельшин. Представлены современные подходы и концепции, определяющие научную и прикладную основу обеспечения инновационной производственной деятельности и управление рисками в НГХК с учетом требований…

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд содействия инновациям), именуемый "Грантодатель", в лице генерального директора Полякова Сергея Геннадьевича, действующего на основании Устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.07.2012 № 680, с одной стороны, и ______________ «___________» (____ «________»), именуемое в дальнейшем "Грантополучатель", в лице _____должность руководителя _______ ____Ф.И.О. руководителя _______, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор (договор гранта) о нижеследующем:

1. Предмет договора гранта.

1.1. Грантодатель безвозмездно передает денежные средства (далее - грант) для целевого использования Грантополучателем, a Грантополучатель обязуется принять Грант и распорядиться им исключительно в соответствии c целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим договором гранта.

1.2 Грант предоставляется c целью реализации Грантополучателем инновационного проекта ______________(название инновационного проекта)_______________ , в соответствии c календарным планом выполнения инновационного проекта (приложение №3 к договору гранта), отобранного на основании проведенного конкурсного отбора.

Основанием для заключения договора гранта на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта, является Протокол заседания Дирекции Фонда содействия инновациям от «__» _________ 201__ г.

Исполнение договора гранта осуществляется за счет бюджетных ассигнований в виде субсидий, предоставляемых из средств Федерального бюджета, на основании Федерального закона Российской Федерации о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.



2. Размер Гранта и порядок выплаты.

2.1. Общая сумма Гранта составляет:

Рублей (сумма прописью),

которые передаются Грантополучателю в соответствии c утвержденной сметой расходов за счет средств гранта на выполнение инновационного проекта (приложение №1 к договору гранта) и календарным планом выполнения инновационного проекта за счет средств гранта (приложение №2 к договору гранта).

2.2. Размер внебюджетных средств Грантополучателя, привлеченных для выполнения инновационного проекта, указанного в заявке, представленной на конкурс, составляет _______________________ рублей (сумма прописью). Внебюджетные средства должны быть использованы для реализации инновационного проекта по статьям расходов, указанным в финансовом отчете об использовании внебюджетных средств (приложение №4) равными частями в течение двух этапов реализации инновационного проекта.

2.3. Финансовое обеспечение договора гранта производится Грантодателем в следующем порядке:

После заключения договора гранта Фонд предоставляет победителю конкурса средства в размере 50% от величины гранта;

После утверждения Акта о выполнении первого этапа договора гранта победителю конкурса перечисляются средства в размере 25% от величины гранта.

После утверждения Акта о выполнении второго этапа договора гранта победителю конкурса перечисляются средства в размере 25% от величины гранта. Данная сумма предоставляется грантополучателю в целях возмещения понесенных расходов.

2.4. В случае отказа Грантополучателя от исполнения принятых на себя по настоящему договору гранта обязательств по реализации инновационного проекта, полученные денежные средства должны быть возвращены Грантодателю в месячный срок с момента сообщения об отказе от реализации инновационного проекта на основании Соглашения о расторжении договора гранта.

2.5. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и п.2.1. настоящего договора гранта средства, полученные из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта, являются средствами целевого финансирования и не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты налога на прибыль.

При этом Грантополучатель обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках настоящего договора гранта.

3. Права и обязанности сторон.

3.1. Грантополучатель обязан:

Своевременно представлять Грантодателю отчеты о выполнении этапов проекта, финансовые отчеты о выполнении этапов проекта, информацию о достижении плановых показателей реализации инновационного проекта и отчет о целевом использовании средств гранта в соответствии со сроками и порядком, указанными в календарном плане;

Обеспечить целевое использование полученных средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационного проекта за счет субсидий, предоставляемых Грантодателю из средств Федерального бюджета.

Обеспечить достижение плановых показателей реализации инновационного проекта, утвержденных в приложении №3 к договору гранта.

3.1.1. Грантополучатель несет ответственность за целевое использование денежных средств и достоверность отчетных данных.

При нецелевом использовании денежных средств, Грантодатель вправе потребовать от Грантополучателя возврата средств в объеме нецелевого использования.

3.1.2. В случае невыполнения Грантополучателем очередного этапа реализации инновационного проекта, Грантодатель вправе потребовать от Грантополучателя возврата денежных средств в объеме фактически перечисленных средств по договору гранта.

3.2. Грантодатель, Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе осуществлять проверки соблюдения условий и порядка предоставления гранта.

Грантодатель осуществляет контроль за ходом реализации инновационного проекта и целевым использованием денежных средств Грантополучателем.

Грантополучатель обязуется предоставлять необходимую документацию, относящуюся к работам и расходам по настоящему договору гранта, и создать необходимые условия для беспрепятственного осуществления проверок целевого расходования денежных средств.

3.3. Грантополучатель обязуется в случае нарушения по его вине сроков завершения очередного этапа – незамедлительно проинформировать об этом Грантодателя.

3.4. Договор гранта может быть расторгнут (закрыт) по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

3.5. Грантодатель прекращает предоставление средств целевого финансирования в случае существенного нарушения Грантополучателем условий договора гранта:

отсутствия отчетов о произведенных расходах по очередному этапу договора гранта; нецелевого использования денежных средств, а также нарушения Грантополучателем других принятых на себя обязательств.

3.6. Грантополучатель обязуется незамедлительно в письменном форме извещать Грантодателя об изменении юридического или почтового адреса, правового статуса, банковских реквизитов, телефонов, факсов, назначении нового руководителя предприятия и других изменениях.

3.7. В течение 5 лет после получения гранта Грантополучатель ежегодно до 15 января предоставляет Грантодателю информацию (в том числе в электронной системе) о показателях развития малого инновационного предприятия (приложение №3 к договору гранта).

3.8. В случае существенного недостижения плановых показателей реализации инновационного проекта, предусмотренных приложением №3 к договору гранта, и (или) нарушений условий настоящего договора гранта, Грантодатель вправе потребовать от Грантополучателя возврата средств гранта и известить Федеральную налоговую службу о нецелевом использовании средств гранта.

3.9. Грантополучатель обязуется не приобретать за счет средств гранта товары и услуги, стоимость которых превышает среднерыночную стоимость аналогичных товаров и услуг в регионе осуществления инновационного проекта.

3.10. Грантополучатель обязуется не заключать сделки на приобретение за счет средств гранта товаров и услуг у аффилированных компаний.

4. Порядок сдачи-приемки выполненных этапов.

4.1. После окончания выполнения первого этапа договора гранта Грантополучатель представляет Грантодателю подписанный со своей стороны финансовый отчет (приложение №5 к договору гранта) о расходовании 50% средств от суммы гранта и финансовый отчет о расходовании 50% внебюджетных денежных средств (приложение №4 к договору гранта) в одном экземпляре, отчет о выполнении первого этапа договора (приложение №6 к договору) в одном экземпляре.

Финансовые отчеты и отчет о выполнении этапа договора гранта представляются Грантодателю на бумажных носителях и в электронной системе.

4.2. Представленные Грантополучателем отчеты могут направляться Грантодателем на экспертизу для оценки полноты и качества выполнения проекта и соответствия их требованиям договора гранта. Для проверки отчетов Грантодатель вправе привлекать независимых экспертов.

4.3. В случае обнаружения несоответствий в смете и календарном плане выполнения инновационного проекта с представленными Грантополучателем финансовым отчетом за счет средств гранта и отчетом о выполнении первого этапа договора гранта, Грантодатель возвращает документы на доработку Грантополучателю.

4.4. После согласования Грантодателем представленных финансовых отчетов и отчета о выполнении этапа договора гранта, Грантодателем подписывается Акт выполнения первого этапа договора гранта (приложение №7 к договору гранта) и Грантополучатель переходит к выполнению второго этапа.

4.5. После окончания выполнения второго этапа договора гранта Грантополучатель представляет Грантодателю подписанный со своей стороны финансовый отчет по расходованию 50% денежных средств от суммы гранта (приложение №5 к договору гранта) в одном экземпляре, финансовый отчет о расходовании 50% внебюджетных денежных средств (приложение №4 к договору гранта), отчет о выполнении второго этапа договора гранта (приложение №6 к договору гранта) в одном экземпляре и отчет о целевом использовании средств гранта (приложение №8 к договору гранта).

Финансовый отчет, отчет о выполнении этапа и отчет о целевом использовании средств гранта представляются Грантодателю на бумажных носителях и в электронной системе.

4.6. В случае обнаружения несоответствий в смете и календарном плане выполнения инновационного проекта с представленным Грантополучателем документами, Грантодатель возвращает их на доработку Грантополучателю.

Грантополучатель обязан в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения документов исправить замечания и направить их Грантодателю.

4.7. После согласования Грантодателем представленного финансового отчета, отчета о выполнении второго этапа договора гранта и отчета о целевом использовании средств гранта, Грантодателем подписывается Акт выполнения второго этапа договора гранта.

5. Особые условия.

5.1. Изменения и дополнения к настоящему договору гранта оформляются дополнительными соглашениями между Грантодателем и Грантополучателем.

5.2. Все условия договора гранта являются существенными, и при нарушении любого пункта Грантодатель может требовать расторжения договора гранта.

5.3. В случае опубликования в средствах массовой информации, размещения в Интернете материалов о результатах, полученных в ходе реализации инновационного проекта за счет средств гранта, и демонстрации их на выставочно-ярмарочных мероприятиях Грантополучатель обязан указать, что работа проводилась при финансовой поддержке Грантодателя.

6. Ответственность сторон и порядок разрешения споров.

6.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему договору гранта стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Лицо, подписавшее договор гранта, имеет на это право в соответствии с уставными документами предприятия и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6.3. При несоблюдении предусмотренных договором гранта сроков выполнения этапов и сроков предоставления отчетности Грантодатель вправе потребовать от Грантополучателя уплатить неустойку в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости договора гранта за каждый день просрочки.

6.4. Уплата неустойки не освобождает стороны от обязательства по договору гранта.

6.5. Споры, связанные с исполнением настоящего договора гранта, разрешаются сторонами путем переговоров.

6.6. В случае возникновения претензий относительно исполнения одной стороной своих обязательств по договору гранта другая сторона может направить претензию в письменной форме. В отношении всех претензий, направляемых по настоящему договору гранта, сторона, которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 рабочих дней с даты ее получения.

6.7. Неурегулированные споры передаются на разрешение в Арбитражный суд города Москвы.

7. Обстоятельства непреодолимой силы.

7.1.Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по договору в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по договору, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения договора и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

7.2. При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по договору отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение договора в срок.

7.3. Сторона, для которой надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, обязана в течение 5 (пяти) календарных дней с даты возникновения таких обстоятельств уведомить в письменной форме другую Сторону об их возникновении, виде и возможной продолжительности действия.

8. Срок действия договора гранта.

8. Срок действия договора гранта устанавливается с момента его подписания сторонами до исполнения сторонами своих обязательств.

Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на:

связанные с изготовлением и продажей продукции;

амортизация основных средств и нематериальных активов;

Расходы признаются, если:

расход производится в соответствии с договором, нормативными актами;

сумма расхода может быть определена;

в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод предприятия;

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то признается дебиторская задолженность.

Расходы по обычным видам деятельности группируются по следующим элементам:

материальные затраты

затраты на оплату труда

отчисления на социальные нужды

амортизация

прочие затраты

Для целей управления ведется учет расходов по статьям, перечень статей устанавливается организацией самостоятельно.

К прочим расходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные.

Расходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Если организацией принят порядок признания выручки от продажи продукции не по мере передачи прав на нее, а после поступления денежных средств, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Предприятия в процессе хозяйственной деятельности осуществляют довольно сложный комплекс денежных затрат. Исходя из экономического содержания и целевого назначения их можно объединить в несколько самостоятельных групп:

Затраты на воспроизводство производственных фондов;

Расходы на социально-культурные мероприятия;

Операционные расходы;

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

Затраты как воспроизводство производственных фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Затраты на формирование и воспроизводство основных фондов, т. е. на создание, реконструкцию, расширение и восстановление основных фондов производственного назначения, осуществляются за счет собственных средств предприятия, кредита банков, бюджетных ассигнований. Оборотные средства, авансированные для формирования запасов товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства готовой продукции на складе и осуществления расчетов восстанавливаются после поступления выручки на расчетный счет предприятия. Прирост оборотных средств осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и кредита банка.

Предприятия осуществляют также затраты на социально-культурные мероприятия, направленные на повышение квалификацию работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий. Сюда же относятся затраты на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, до детских учреждений, лагерей отдыха детей, функционирование медицинских учреждений. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллективов, не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступления от родителей в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.

Операционные расходы -- это затраты особого назначения: на проведение научно-исследовательских работ, изобретательство и рационализаторство, переоценку основных фондов, паспортизацию оборудования, лесоустроительные и геолого-разведочные работы и др. Особенность этой группы затрат состоит в том, что они носят долговременный характер, непостоянны, нестабильны по величине, окупаются на протяжении длительного периода времени, а потому не включаются в себестоимость продукции. Их назначение -- способствовать повышению качества и эффективности производства. Источниками финансирования таких расходов является прибыль предприятия, бюджетные ассигнования, средства, поступающие от заказчиков на научно-исследовательские работы, выполняемые по договорам, средства, учитываемые в себестоимости на проведение научно-исследовательских работ.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Они складываются из затрат, связанных е использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных затрат. От формирования этой группы расходов зависит величина прибыли предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Затраты на производство разнообразны и классифицируются по определенным признакам, основными из которых являются -- способ отнесения на себестоимость, связь с объемом производства, степень однородности затрат.

В зависимости от способов отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость. Это расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др. К косвенным относятся затраты, связанные с производством разных изделий, а потому их нельзя прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции. Это расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, содержание и ремонт зданий, на заработную плату рабочих, инженерных работников и др. Такие затраты включаются в себестоимость продукции с помощью специальных методов, определяемых отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Деление затрат на прямые и косвенные зависит от организационной структуры производства, его специализации, методов учета расходов и других факторов.

В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты.

К условно-постоянным относят расходы, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Это расходы на отопление и освещение помещений, за- работная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления, денежные расходы из административно-хозяйственные нужды и др. Условно переменные расходы зависят от объема производства продукции, они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на сырье и основные материалы технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т.п.

По степени однородности затраты подразделяются на элементные и комплексные. Элементы затрат имеют единое экономическое содержание для данного звена независимо от их назначения. Цель группировки затрат по элементам -- выявить все затраты на производство продукции (работ, услуг) по их видам. Например выделяются такие элементы, как материальные затраты, заработная плата, амортизация основных производственных фондов и др. Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции (работ, услуг).

Комплексные затраты включают несколько элементов затрат, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими затратами, например, являются общезаводские расходы, потери от брака, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.

Все затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) составляют их полную себестоимость.

Затраты относятся на себестоимость в соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Необходимость регулирования включения в себестоимость затрат, осуществляемых предприятиями в процессе их хозяйственной деятельности, специальным нормативным актом обусловлена тем, что на базе себестоимости определяется прибыль, а следовательно, и налог на прибыль. Все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны находиться в одинаковом положении при определении себестоимости, прибыли и налога на прибыль. Кроме того, себестоимость является расчетной базой для определения цен.

В Положении о составе затрат по сравнению с ранее действовавшей расширен перечень расходов, включаемых в себестоимость, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изменен порядок отнесения на себестоимость платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, расходов по оплате процентов за пользование краткосрочными ссудами банков, износа по нематериальным активам, расширен состав расходов по оплате труда.

В составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость, учитываются затраты, непосредственно:

Связанные с производством продукции (работ, услуг);

Затраты по использованию природного сырья;

Затраты на подготовку и освоение производства.

Вместе с тем не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на подготовку и освоение новых видов продукции серийного и массового производства и технологических процессов. Они осуществляются за счет средств внебюджетных фондов финансирования НИОКР;

Затраты некапитального характера, направленные на повышение качества продукции, ее надежности и долговечности, совершенствование технологии и организации производства. Не учитываются в себестоимости затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, связанные с созданием новых видов сырья и материалов переоснащения производства Они также возмещаются за счет средств внебюджетных фондов финансирования НИОКР и других средств направляемых на развитие и совершенствование производства;

Затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством;

Затраты на обслуживание производственного процесса: обеспечение производства сырьем, материалами, топливом, инструментами, приспособлениями и т.п., поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии, обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;

Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

Затраты связанные с управлением производством; содержание работников аппарата управления материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, расходы на командировки, оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, представительские расходы и др.;

Затраты по содержанию и эксплуатации природоохранных объектов и другие виды текущих природоохранных затрат;

Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

Отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, на обязательное медицинское страхование;

Платежи по краткосрочным кредитам банков в пределах установленной ставки;

Износ основных производственных фондов и нематериальных активов и другие виды затрат в соответствии с установленным порядком;

Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), в соответствии с их экономическим содержанием группируются по следующим элементам; материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизации основных фондов, прочие затраты.

В элементе «Материальные затраты» отражаются стоимость сырья материалов, покупка комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия не относящимися к основному виду деятельности, стоимость топлива, энергии, затраты предприятий на приобретение тары и упаковки. Стоимость материальных ресурсов определяется исходя из цен их приобретения (без налога на добавленную стоимость) с учетом наценок, комиссионных вознаграждений снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж (в том числе брокерских услуг), таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, если это осуществляется сторонними организациями. Материальные затраты включаются в себестоимость продукции за вычетом стоимости возвратных отходов.

В составе материальных затрат учитывается также стоимость природного сырья. К ней отнесены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на рекультивацию земель, оплата работ по рекультивации земель, осуществляемая специализированными предприятиями, плата за древесину, отпускаемая на корню. В стоимость природного сырья включается и плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

По элементу «Затраты на оплату труда» отражаются расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий с учетом премий рабочим и служащим за производственные результаты, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников несписочного состава. Компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов включаются в себестоимость в пределах законодательно установленных норм. В себестоимость включается и стоимость продукции, выдаваемая в порядке натуральной оплаты работникам. Некоторые виды выплат могут производиться только из прибыли или целевых поступлений.

В состав элемента затрат «Отчисления на социальные нужды» включены отчисления органам государственного социального страхования, в Пенсионный фонд, Государственный и на обязательное медицинское страхование. Эти отчисления определяются по установленным нормам в процентах к оплате труда работников, учитываемой в себестоимости.

По элементу «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизации (износа) основных производственных фондов, рассчитываемая по нормам, установленным к балансовой стоимости основных фондов. Амортизация начисляется и по основным фондам, предоставляемым бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также по основным фондам и инвентарю, предоставленных медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории предприятия.

В себестоимость продукции предприятий, работающих на условиях аренды, включается сумма амортизационных отчислений, как по собственным, так и по арендованным основным фондам. Прирост амортизационных отчислений в результате их индексации в законодательно установленном порядке так же включается в себестоимость.

К элементу «Прочие затраты» относятся затраты включаемые в себестоимость в соответствии с положением о составе затрат, которые по своему характеру не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов. Их состав достаточно обширен. Прежде всего сюда включаются налоги, сборы, а также отчисления в специальные внебюджетные фонды, к которым относятся в соответствии с законодательством налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств, государственная пошлина, земельный налог, транспортный налог.

К прочим затратам также относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, по обязательному страхованию имущества предприятия, числящегося в составе производственных фондов, и отдельных категорий работников, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах учетной ставки центрального банка России, оплата командировок, расходы на подготовку и переподготовку кадров, гарантийный ремонт и обслуживание оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, на рекламу, износ по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд, затраты, связанные со сбытом продукции и др.

При аренде отдельных объектов основных производственных фондов арендная плата включается в себестоимость в составе прочих затрат.

Затраты, связанные с реализацией продукции, могут выделяться из состава прочих затрат в отдельный элемент.