Экономический механизм управления природопользованием. Типы экономических механизмов природопользования

Экономический механизм управления природопользованием

В условиях перехода российского общества к рыночной экономике в системе управления природопользованием значительно повышается роль экономических средств и методов.

Экономический механизм природопользования связан с вовлечением физических и юридических лиц в систему социально-экономических отношений по поводу объектов природы (концентрированно выражающихся в отношениях собственности на природные ресурсы и естественные условия жизни людей) и использованием экономических рычагов регулирования отношений в сфере природопользования.

В составе экономического механизма природопользования можно выделить следующие его основные элементы и методы.

1. Законодательно определенные основания вступления физических и юридических лиц в отношения владения, пользования или распоряжения теми или иными объектами природы и оформления этих отношений, различающихся в зависимости от характера экономического отношения, типа природопользования (землепользование, лесопользование и т.д.) и типа субъекта. Эти основания могут иметь как договорной так и внедоговорой характер.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в окружающей природной среде, достаточно частым условием включения в систему экономических отношений в сфере природопользования являются договор и лицензия.

Договор это осуществляемое в законодательно установленной форме соглашение сторон, которое предусматривает условие и порядок использования ресурсов, права и обязанности природопользователя, платежи за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и порядок разрешения споров. Договор природопользования заключается с исполнительным органом власти на основе заключения экологической экспертизы и лицензии.

Лицензия - разрешение на пользование природными объектами выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды с указанием видов, объемов, лимитов использования природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов и последствий их несоблюдения.

2. Установление лимитов (экологических ограничений) на природопользование. Лимиты - объемы предельного использования природных ресурсов и негативного воздействия на окружающую среду (выбросов, размещения отходов), установленные природопользователю на определенный срок.

Разработка экологических прогнозов и федеральных программ в области экологического развития и целевых программ в области охраны окружающей среды. Ряд вопросов, относящихся к данному элементу экономического механизма был рассмотрен в связи с функцией планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов. В рассматриваемом контексте нельзя не отметить важное значение разрабатываемых на основе долгосрочных экологических прогнозов федеральных государственных целевых программ -связанных по ресурсам, срокам комплексов научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экологических проблем. В качестве примеров таких программ, разработанных и осуществляемых в последнее десятилетие, можно было бы назвать такие как "Экологическая безопасность России", "Конверсия - экология", "Лесовосстановление в России", "Охрана лесов от пожаров", "Мониторинг земель РФ" и др.

Финансирование и материально-техническое обеспечение программ в области экологического развития и охраны окружающей среды. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета, предприятий, экологических фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных граждан и юридических лиц.

Проведение экономической оценки природных, природно-антропогенных объектов и воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экономическая оценка природных объектов является условием вовлечения их в экономический оборот. Экологизация экономики предполагает соответствующее совершенствование экономических рычагов: исчисления издержек; установления арендной платы, налогов, кредитных ставок;

формирования системы ценообразования; определения стоимостных оценок и величины ВНП. На каждую единицу продукции ныне приходится свыше 10 единиц отходов, имеющих отрицательную стоимость и не вычитаемых из ВНП, завышающего уровень нашего благосостояния. Ущерб от ошибок в природопользовании и экологической политики приближается, по мнению Н.Ф. Реймерса, к размерам всего получаемого валового продукта.

Адекватная дифференцированная экономическая оценка природных объектов должна основываться на их всесторонней и объективной качественной и количественной оценке в натуральных показателях, принципах современной ресурсологии. В идеале она должна исходить из отчетливого понимании роли природных объектов в системных взаимосвязях разного уровня, их значения в интегральном территориальном, региональном и глобальном природно-ресурсном потенциале, учета не только реальных (современных), но и потенциальных издержек их использования и восстановления. Расчет должен строиться не только на эгоистических устремлениях того или иного региона или государства, а на основе понимания интегрального единства мира людей в рамках единой биосферы. Человечество подошло к необходимости определения квот использования любых природных ресурсов и экологических условий странами и народами, установлению платы за изменение экосистем и геосистем планеты.

Установление платности за природопользование, которая, в соответствие с законодательством РФ включает:

плату за пользование природными ресурсами (в пределах лимитов и сверхлимитное);

плату за загрязнение среды и иные негативные виды воздействия на окружающую среду (в пределах лимитов и сверх установленных лимитов).

Экологическое страхование - представляет собой систему действий сторон, направленных на возникновение и исполнение обязательств по защите имущественных интересов физических и юридических лиц на случай экологических рисков. Это защита от возможного вреда, причиненного непреднамеренным загрязнением или разрушением природной среды. Экологическое страхование может иметь объектом собственность, имущество и здоровье граждан и осуществляться как в добровольной, так и обязательной форме на случай рисков (аварий, катастроф, стихийных бедствий). Наряду с "Законом об охране окружающей среды" отношения страхования регулируются Законом РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г. и соответствующими разделами Гражданского кодекса РФ. Исполнение обязательств по экологическому страхованию предполагает страховой случай, страховую оценку имущества, страховую сумму выплат, страховое возмещение - ту сумму, которая выплачивается при условии наступления страхового случая.

Создание экологических фондов - системы внебюджетных средств, используемых для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач. В предшествующем законе "Об охране окружающей природной среды" определялись система этих фондов (федеральные, региональные, местные), источники формирования и направления использования. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" отсутствует специальная статья, посвященная экологическим фондам. Осознание важности экономических стимулов для решения острых экологических проблем привело к образованию ряда международных экологических фондов: Всемирного фонда охраны природы, Фонда центра за наше общее будущее, распространяющего идеи и рекомендации МКОСР; Фонда глобального экологического содействия, учрежденного в 1990 г. Программой развития ООН, ЮНЕП и Всемирным банком; Фонда Совета Земли и др.

Экономическое стимулирование - это система экономических мер мотивации деятельности субъектов природопользования в соответствии с экологическими нормативами и требованиями, проявляющихся в:

установлении налоговых и иных льгот;

введении поощрительных цен на чистую продукцию и технологии;

повышении налогообложения экологически вредной продукции и технологий; экономический экологический фонд мотивация

льготном кредитовании субъектов природопользования, эффективно защищающих природу;

повышении норм амортизации основных производственных природоохранных фондов.

В классическом виде ни планово-регулируемая, ни тем более рыночная экономика не создают у товаропроизводителей материального интереса к тому, чтобы строго соблюдать в производственно-хозяйственной деятельности экологические требования.
Чтобы преодолеть негативную с точки зрения принципов устойчивого развития ситуацию, вводится в действие экономический механизм природопользования.
Экономический механизм - это совокупность плановых, финансовых, товарно- рыночных, организационно-административных и иных мер, воздействующих на поведение людей в сфере производства и способных создать материальную заинтересованность всех участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований.
Экономический механизм использует следующие принципы регулирования природопользования:
- платность;
- научная обоснованность охраны окружающей среды;
- экономическая ответственность;
- комплексность;
- соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями.
Существует три типа экономического механизма природопользования.
Первый тип - ограничивающий, или догоняющий. Это довольно мягкий в экологическом отношении механизм. Он ставит самые общие экологические рамки для экономического развития отраслей, практически не тормозя его. Данный тип направлен главным образом на ликвидацию негативных экологических последствий, слабо влияет на темпы и масштабы развития. Именно такой механизм природопользования и формируется сейчас в России.
Второй тип можно охарактеризовать как жесткий, подавляющий. Этот механизм посредством жесткой налоговой, кредитной и штрафной политики практически подавляет развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Такой механизм характерен для ряда природоэксплуатирующих комплексов в западных странах.
Третий тип - стимулирующий. Он благоприятствует развитию эколого- совместимых и природоохранных производств и видов деятельности. Такой механизм природопользования способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов.
В мировой практике используются разнообразные инструменты экономического воздействия. К ним относят следующие группы методов:
- финансово-кредитный механизм: система бюджетного финансирования; система экологических фондов; система экологических банков; фонды экологического страхования; иностранные инвестиции; собственные средства предприятий; система льготных экологических инвестиционных кредитов;
- экологическое страхование: фонды страхования техногенных аварий; фонды страхования стихийных бедствий; фонды перестрахования.
- экономическое стимулирование: льготы (налоговые, кредитные); специальное налогообложение экологически вредной продукции; поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию; механизм купли-продажи разрешений на право выброса, сброса загрязняющих веществ; государственная поддержка предприятий, производящих природоохранное оборудование; экологическая сертификация; экологические субсидии.
В России в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства, потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при рационализации природопользования;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
Государственное регулирование природопользования не ограничивается указанными мерами. В связи с возрастающими масштабами экологических проблем меры экологического госрегулирования постоянно совершенствуются.

Ключевые термины: устойчивое развитие общества; правовые основы природопользования; управление природопользованием; административное регулирование в области природопользования; административно-контрольный механизм; экономический механизм управления природопользованием.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины, которые инициируют мировое сообщество к международному сотрудничеству в решении экологических проблем.
2. Какие аспекты содержит понятие «устойчивое развитие»?
3. Какие группы инструментов административного регулирования применимы в практике природопользования в России?
4. Какова роль экологической экспертизы в регулировании национального экономического развития?
5. Каковы основные элементы экономического механизма управления природопользованием в России?
6. В чем состоит отличие инструментария государственного регулирования природопользования в Российской Федерации и в практике других государств?
7. Какой тип экономического механизма регулирования природопользования складывается в России? Каковы его основные отличия?

Предпосылки и необходимость создания нового раздела экономической науки–экологической экономики. Формирование экономического механизма природопользования в Российской Федерации в условиях перехода к рынку. Эффективность подобных механизмов в международной практике управления природопользованием (США, Япония, Польша). Принцип «загрязнитель платит» как основа установления платы за загрязнение окружающей среды. Нормативно-правовая база управления природопользованием и контроля над использованием природных ресурсов. Охрана природной среды как составляющая часть особого вида производственной деятельности, со своей собственной нормативно-правовой базой. Классификация, учет, оценка, слежение за состоянием и использованием, охраной и воспроизводством природных ресурсов – основы нового подхода к понятию природных ресурсов как специфической экономической категории.

Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды как система организационных и экономических мер органов государственного управления, местного самоуправления и природопользователей по поводу использования, воспроизводства, обмена и охраны природных ресурсов.

Цели и принципы экономического механизма использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов - это исходные начала, определяющие эту деятельность. Принципы платности, научной обоснованности, экономической ответственности, комплексности и хозяйственного расчета. Элементы экономического механизма природопользования. Учет ресурсов. Кадастр- свод количественных, организационных, качественных, экономических и экологических показателей природного ресурса. Кадастр как основа планирования использования ресурсов, их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде, системы мер по их воспроизводству. Земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений полезных ископаемых, охотничьих животных, рыбных запасов, природно-заповедных территорий, загрязнителей окружающей природной среды. Формирование комплексных территориальных кадастров природных ресурсов как информационных баз для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий.

Планирование и регулирование как самостоятельные элементы управления экономикой. Органы государственного управления как субъекты регулирования. Пути установления для природопользователей экономических различий-регуляторов (налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование; платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ). Регулирующее воздействие экологического нормирования, лимитирования и лицензирования, экологическое страхование. Финансирование как один из способов регулирования или обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Средства осуществления регулирования.Лимитированиекак система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов. Принципы экономического стимулирования . Основные виды экономического стимулирования, предусмотренные Законом РФ об охране окружающей среды.

Экономическая ответственность - органичный элемент экономического механизма природопользования и охраны окружающей природной среды. Экономическая ответственность как элемент хозрасчета юридических лиц и признак самостоятельности в хозяйственно-оперативном отношении. Возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека как одна из задач экономического механизма. Тождественность экономической ответственности материальной. Два вида экономической ответственности - административная и гражданско-правовая.

Новые рычаги управления природопользованием . Экологическая сертификация как удостоверение степени соответствия экологическим требованиям оборудования, технологии и продукции. Сертификация как форма контроля. Единая разветвленная система сертификации в России, аккредитация лабораторий и центров сертификации. Система органов сертификации. Обязательность проверки качества продуктов и их соответствия требованиям безопасности для жизни, здоровья, окружающей среды.

Экологический аудит как анализ и определение экономических последствий экологических затрат, как экономический анализ деятельности предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, и их экономической эффективности. Рыночное регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды. Отличия административного и экономического, рыночного регулирования. Развитие рыночных отношений в области природопользования в экономически развитых странах (характеристика основных направлений).


Результатом господства административно-командного хозяйствования в России явилась беспрецедентная для экономически развитых стран напряженность экологической обстановки. Заняв ведущее место в мире по масштабам эксплуатации природных ресурсов и нарушению среды обитания (добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, водопотребление, площадь сельскохозяйственных угодий, выбросы вредных веществ в окружающую среду и т. п.), по величине дохода на душу населения наша страна оказалась далеко позади стран с развитой рыночной экономикой.

Мировой опыт показывает, что рыночные механизмы обеспечивают более благоприятный «климат» для природосбережения, нежели жесткое административное принуждение. Они несовместимы с «дешевизной» природных ресурсов, культивируемой административно-командной системой. Законы рынка диктуют более высокий, отражающий степень их естественной ограниченности уровень цен на природные ресурсы относительно цен конечной продукции. Рыночный механизм расширяет границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом их дефицитности, чем и объясняются достижения стран с развитой рыночной экономикой в области снижения природоемкости общественного производства.

Вместе с тем экологические блага, и в первую очередь чистота окружающей среды, имеют важную особенность, предопределяющую необходимость централизованного управления природоохранной деятельностью. Эти блага по сути являются коллективно потребляемыми: в отличие от других ресурсов они либо доступны всем, либо недоступны никому. Невозможна собственность любого вида на экологические блага как таковые, и не может существовать рынок, например, чистого воздуха, подобный рынку нефти, автомобилей, капитала и т. д. Более того, конкурентная борьба на рынках традиционных благ заставляет предпринимателей приносить в жертву экологические блага, экономить на природоохранных затратах ради получения прибыли. Поэтому вполне закономерно, что по мере обострения экологических проблем, начиная с 60-х гг. ХХ в., во всех странах с развитой рыночной экономикой стали создаваться и усиливаться централизованные административные системы управления охраной окружающей среды. Цель нового экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды - обеспечение выполнения заданий долгосрочной Государственной экологи- ческой программы с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов путем создания максимально благоприятного «экономического климата» для природоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий на основе достижений НТП. Для выполнения этой цели необходимо решение следующих задач:

Четкое разграничение источников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов между предприятиями и централизованными (местными, областными и республиканскими) источниками, обеспечение надежности и достаточности этих источников в рыночных условиях хозяйствования;

Формирование рынка экологических услуг, в рамках которого должно быть обеспечено финансирование и кредитование мероприятий по оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и улучшению природных ресурсов за счет средств предприятий-природопользователей, специализированных предприятий и организаций геологоразведки, лесного хозяйства, мелиорации и т. п., а также банковских кредитов;

Создание системы платежей за природные ресурсы и экологических налогов, стимулирующей оздоровление экологической обстановки, воспроизводство и рациональное использование природных богатств, социально справедливое и экономически эффективное распределение рентных доходов от этих ресурсов.

Ведущим звеном в системе экономических регуляторов природопользования в условиях рыночного хозяйствования должны стать платежи за природные ресурсы.

В основу экологической экономики входят как постоянно действующие институты, так и новая совокупность признаков, возникшая, на базе перехода к рыночным отношениям.

Постоянно действующие институты: природные кадастры; меры по материально-техническому и финансовому; обеспечению; платежи за использование природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей природной среды; льготы по кредитованию, налогообложению; освобождение от обложения налогами.

К новым экономическим стимулам относятся: экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основных природоохранных производственных фондов, введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологически неблагоприятную, формирование банка экологических услуг, совершенствование договорных отношений, где видное место занимает экономический механизм регулирования - договоры на комплексное природопользование, аренду, передачу и постоянное использование объектов, охрану памятников природы и т. д.

Источники финансирования природоохранных мероприятий

Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являются бюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов само- управления. К ним также относятся Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.

Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающих проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы Российской Федерации активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства, согласно законодательным актам Российской Федерации, предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности.

Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством Российской Федерации так- же установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу» для реализации инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Платежи за использование природных ресурсов

Введение платежей за использование природных ресурсов - прямое следствие преобразования природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платежей за использование природных ресурсов ставились следующие задачи:

1) повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель;

2) повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов;

3) получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы: за право пользования природными ресурсами и за загрязнение окружающей природной среды.

Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; выплаты на воспроизводство и охрану при- родных ресурсов.

1. Плата за землю производится в трех формах: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

2. Плата за использование недр имеет три формы: право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу; использование недр для иных целей, не связанных с добычей полезного сырья.

3. Плата за пользование водными объектами. Существует две формы оплаты: за право пользования водными объектами и на восстановление и охрану вод.

4. Формы платы за пользование лесными ресурсами установлены Основами лесного законодательства Российской Федерации в виде лесных податей, арендной платы, отчислений в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса.

5. Плата за пользование растительными ресурсами регламентируется Основами лесного законодательства РФ, правительственными постановлениями, нормативными актами Министерства природных ресурсов России. Она определяется местными органами управления и отчисляется в местный бюджет района или города.

6. Плата за ресурсы животного мира предусматривается в виде разнообразной платы за пользование животным миром в виде охоты, отлова животных, использование продуктов их жизнедеятельности и т. д. Другой формой платы служит арендная плата за право пользования охотничьими угодьями. Размер платы за право пользования животным миром, включая охоту и ловлю рыбы, определяется местными исполнительными органами совместно с органами охоты и рыболовства. Поступающие платежи перечисляются в местный бюджет и используются на улучшение ведения охотничьего хозяйства, воспроизводство рыбных запасов

Плата за загрязнение окружающей природной среды имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и постановлением Правительства РФ, в которых утвержден порядок определения оплаты за загрязнение окружающей среды и ее предельные размеры.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов; плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы, дифференцированных ставок, конкретных размеров платы за загрязнители.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Базовые нормативы представлены в двух видах - за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.


Природоохранная деятельность промышленного предприятия в значительной степени регламентируется административными методами, путем установления предельно допустимых концентраций вредных веществ, предельно допустимых выбросов и сбросов тех или иных загрязняющих веществ, выделяемых конкретными источниками (предприятиями) данной территории.
При переходе к рыночным отношениям возрастает роль экономического механизма управления природопользованием, сущность которою заключается в создании у преднриятий-природопользователей экономической заинтересованности в осуществлении природоохранных мер и экономической ответственности за нарушение установленных правил и норм природопользования.
Экономический механизм управления природопользованием в Российской Федерации определен Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Основными методами экономического регулирования в области охраны окружающей среды являются: установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов про

изводства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационой и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
Платность природопользования включает плату за природные ресурсы и за загрязнение окружающей природной среды.
Плата за природные ресурсы (земля, вода, лес, недра и т. п.) представляет собой денежное возмещение природопользователем общественных затрат по изысканию, сохранению и восстановлению используемых природных ресурсов.
В настоящее время в России сформировалась сложная и неоднородная совокупность финансовых обязательств ириродопользо- вателей перед государством в области использования природных ресурсов, включая налоги и платежи в области недропользования, использования земельных, водных, лесных ресурсов, ресурсов животного мира .
Налоговый кодекс Российской Федерации (с учетом введения всех ею статей) устанавливает ряд федеральных налогов, призванных заменить эти платежи, к числу которых относятся налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животною мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ст. 13). В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен в составе местных налогов земельный налог, который должен стать основой местных бюджетов (ст. 15),
Важнейшим инструментом экономического регулирования природопользования являются платежи за загрязнение окружающей среды. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 16) наряду с платностью выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов предусмотрена плата за сброс микроорганизмов в водные объекты и вредные физические воздействия на окружающую среду.
Плата за загрязнение является формой компенсации экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также размещения отходов. Эта плата возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов, утилизацию отходов, затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Действующие ставки экологических платежей определены Постановлением Правительства Российской Федерации «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12 июня 2003 г. № 344 с последующими изменениями.
Устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Размер платежей природопольэователей определяется как сумма платежей за загрязнение: в размерах, не превышающих установленные природопользова- телю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ (ПДВ, ПДС); в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов), размещения отходов; за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
При этом платежи за выбросы (сбросы) в пределах допустимых нормативов оплачиваются по одной, базовой ставке, сверх Г1ДВ, но в пределах установленных лимитов по ставке, превышающей базовую в 5 раз. Плата за сверхлимитные выбросы (сбросы) рассчитывается по ставке платы в пределах установленного лимита с введением 5-кратного повышающего коэффициента.
Рассмотрим пример расчета платежей (условный).
Предположим, что предприятие осуществляет выбросы в атмосферу, в которых содержится 3 контролируемых загрязнителя. Исходные данные для расчета приведены в табл, 15.1.
Таблица 15.1 Исходные данные

По первым двум веществам имеет место превышение фактических выбросов над лимитами. Для третьего вещества выбросы меньше установленного лимита. По первым двум веществам имеет место превышение фактических выбросов над предельно допустимыми. Кроме того, по первому веществу установлен лимит (временно согласованный норматив).
Выбросы данного вещества, превышающие Г1ДВ, но в пределах временно согласованного норматива, оплачиваются по базовой ставке, увеличенной в 5 раз, сверхлимитные - по ставке, увеличенной в 25 раз.
По второму веществу лимит не установлен, поэтому при расчете суммы платежа за выбросы размер выбросов сверх предельно допустимого уровня оплачивается по базовой ставке, увеличенной в 25 раз.
При расчете учитывается коэффициент экологической ситуации в регионе (учитывающий состояние атмосферного воздуха и почвы по экономическим районам РФ, в расчетах принят равным 2).

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составит: по первому веществу Рх = х 2 - 4550 руб.; но второму веществу Р7 в х 2 - 9840 руб.
Суммарный платеж за все выбросы составит: 15 846 руб.
При аварийном загрязнении окружающей среды устанавливаются штрафы (до десятикратного размера) к нормативам платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов.
С началом гиперинфляционных процессов в экономике России ставки платежей за загрязнение неоднократно корректировались, однако темпы этой корректировки в значительной степени отставали от темпов инфляции, что привело к снижению роли платежей за загрязнение как экономического инструмента регулирования природоохранной деятельности.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду распределяются следующим образом: 20% направляется в федеральный бюджет на реализацию природоохраиных мероприятий федерального значения, 40% в региональный бюджет и 40% - в местные бюджеты.
Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда во многих регионах действуют государственные экологические фонды. Средства экологических фондов являются важным, но не единственным источником финансирования природоохранных мероприятий. Источники финансирования природоохранной деятельности представлены на рис. 15.4.
Использование кредитов банка на финансирование природоохранной деятельности в последние годы было невозможно из-за высокой ставки процента по кредитам. Текущая финансовая политика России не ориентирована на расширение каких-либо льгот, в том числе на предоставление льготных кредитов для финансирования природоохранных мероприятий.
Иностранные и частные инвестиции пока практически не привлекаются.
Действующим законодательством предусмотрен ряд налоговых и иных льгот природопользователям. Собственно налоговые льготы при осуществлении природоохранной деятельности, предусмотренные федеральным законодательством, незначительны. Налоговым кодексом РФ (ст. 67) предусмотрен инвестиционный налоговый кредит при проведении научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства, направленных на защиту окружающей среды. Некоторые льготы установлены также Федеральным законом «О налоге па имущество предприятий» (ст. 6, п. «6»).

Рис. 15.4. Источники финансирования природоохранной деятельности

В то же время имеются широкие возможности установления налоговых и иных льгот па региональном и местном уровне. Однако эти льготы распространяются только на ту часть налогов, которая подлежит зачислению в бюджет того уровня, па котором эти льготы установлены.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы экономического регулирования природоохранной деятельности будет определяться преобразованием социально-экономических отношений, главным образом, отношений собственности. Объектом собственности в данном случае является ассимиляционный потенциал территории.
Ассимиляционный потенциал любой экосистемы характеризуйся системой отношений двойной собственности. С одной стороны, он принадлежит обществу в целом, а с другой - соответствующей территории (административно-территориальному образованию).
Реализуя право собственника, общество в целом устанавливает нормативы предельной нагрузки (предельного превышения выбросов (сбросов) над ассимиляционным потенциалом). Территориальный орган вправе ужесточить нормативы.
Обратимся к рис. 15.5.
- предельный ущерб от загрязнения; - предельные природоохранные затраты.
Рис. 15.5. Определение платы за выбросы

Плата за выбросы и сбросы (или цены лицензий) должна отражать экономическую оценку ассимиляционного потенциала. Общество и территория (регион) выбирают стратегию использования ассимиляционного потенциала и, исходя из этого, назначают платеж за выброс (сброс). Если придерживаться оптимума загрязнения, то платеж должен составить Р,. Если мы не хотим превышать ассимиляционный потенциал, то платеж будет гораздо выше - Р3. При необходимости поддержать какое-либо заданное состояние среды, обеспечиваемое при выбросах выше ассимиляционного потенциала, но ниже экономического оптимума загрязнения (J2), платеж будет равен Р2.
Углубление рыночных отношений предполагает формирование рыночного механизма продажи прав на изменение окружающей среды, торговлю правами на выбросы. Такой подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение между предприятиями. От предприятия требуется соблюдение стандарта (норм) либо путем инвестирования в очистные технологии, либо путем приобретения разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это было предусмотрено первоначальным распределением разрешений.

Документальное закрепление прав осуществляется путем лицензирования. В сфере экологической деятельности н промышленно развитых странах нашли применение лицензии на право выбросов загрязняющих веществ и на право разработки месторождения природных ресурсов.
Так, экологическая лицензия на выбросы - это ценная бумага, дающая владельцу право на выбросы конкретного загрязнителя на определенный период времени. Общее количество лицензий предприятия должно соответствовать объему фактических совокупных выбросов. Цена экологической лицензии па одно какое-либо загряз- няющее вещество меняется в зависимости от сезона, времени суток, экологической ситуации в регионе.
В CI.IA концепция экологического лицензирования разрабатывается с начала 70-х гг. К концу десятилетия концепция стала реальным механизмом регулирования.
Для предприятий, предоставляющих права на загрязнение на продажу, становится выгодным использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций и достигать установленного стандарта наиболее эффективным способом, получая компенсацию от других предприятий за сэкономленные права.
Предприятия, у которых издержки но утилизации отходов очень велики, могут достигнуть стандарта путем приобретения прав на выбросы, а нс инвестирования в природоохранное оборудование. При этом они также минимизируют свои издержки на сокращение выбросоа
Система торговли правами может быть эффективно использована при выдаче разрешений на размещение новых предприятий на территории с напряженной экологической обстановкой. Новое предприятие должно приобрести право на эмиссию загрязняющих веществ, выкупив его у других предприятий региона.
Развитие торговли правами на выбросы, формирование рынка таких прав приводят к необходимости создания элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей сделки по торговле правами.
Сокращая выбросы ниже уровня, предусмотренного стандартом, предприятие имеет возможность поместить «сэкономленные» права на загрязнение в специальный банк для будущего использования или продажи. Это облегчает поиск продавцов потенциальным покупателям лицеггзий. Покупая и продавая права на выбросы, банк выполняет не только посредническую, но и учетную функцию. Обеспечивая процесс погашения израсходованных прав, банк не допускает их по-
вторного использования. Банком могут быть предоставлены и эмиссионные кредиты, т. е. временные права на увеличение выбросов.
При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где осуществлялись бы сделки по купле-продаже прав на выбросы.
Торговля правами на загрязнения является наиболее гибким из всех известных методов экономического регулирования природопользования. Она позволяет эффективно сочетать экологические требования с экономическим расчетом, обеспечивает рациональное использование ассимиляционного потенциала природной среды, создает стимулы для инвестиций в природоохранные объекты.