Содержание аграрной реформы 1965. Начало экономической реформы

Реформы 1965 г.: замыслы и итоги.

Вопрос. СССР в середине 60-80-х гг. Смена политического курса.

Реформы 1965 г.: замыслы и итоги.

Экономические трудности и неудачи начала 60-х гг. вызвали оживленные дискуссии в высших кругах партийного руководства и среди специалистов в области экономики.

Импульс этим дискуссиям дала статья харьковского ученого Е.Г. Либермана «План, прибыль, премия», опубликованная в «Правде» в сентябре 1962 г.

Оценивать деятельность предприятий не по показателям валового производства, а по объему прибыли которая оставалась после реализации продукции;

Возродить материальное стимулирование производства;

Освободить производство от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта;

Следствием дискуссии стало одобрение партийным руководством идей, предложенных автором статьи и проведение реформ в области сельского хозяйства и промышленности.

В марте 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял программу переустройства аграрного сектора экономики.

Основные положения:

1. Увеличение средств в развитие социальной сферы села;

Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства;

Установление твердого плана госзакупок на 6 лет;

Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству;

Погашение долгов и недоимок прошлых лет;

Смягчение запретов на ведение подсобного хозяйства;

Результаты сказались быстро.

В 1970 г. рентабельность сельско-хозяйственного производства составила в колхозах – 34%, в совхозах – 22%;

Но проведение реформы породило новые проблемы:

Огромные затраты на развитие сельского хозяйства (за 1966-80 г. их сумма составила 400 млрд. рублей (660 млрд. дол) буквально «уходили в песок» - закупалась дорогостоящая техника, развертывались программы химизации, мелиорации, строительство грандиозных животноводческих и перерабатывающих комплексов и т.д.

Введение стабильных и достаточно высоких окладов колхозникам, (при запрете вести эффективное подсобное хозяйство) привело к росту иждивенческих настроений (урожай овощей как правило убирали не сами крестьяне, а горожане, военные и т.д.). В следствие этого ее потери составляли от 20 до 40%.

К началу 80 гг. колхозы и совхозы вновь стали убыточными.

Реформы промышленности их рассмотрел сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС.

Основные направления реформирования экономики

· изменение директивного планирования:

Сокращен до минимума перечень показателей, определяемых сверху;

Вводился показатель качества;

(Однако показатель валового выпуска продукции оставался)

· усиление экономического стимулирования производителя.

Разрешалось часть доходов предприятий оставлять в собственном распоряжении и использовать для материального поощрения рабочих, строительства жилья и объектов социально-бытового назначения, развития производства.

· Ликвидированы совнархозы, взамен которых восстановлены Министерства.

Результаты реформы:

Объем промышленного производства за восьмую пятилетку (1966-70 гг.) вырос в 1,5 раза;

Выросло качество продукции;

Построено 1900 крупных предприятий (ВАЗ, Красноярская ГЭС, карагандинский металлургический комбинат и т.д. Началось строительство КАМАЗа, БАМа).

Однако к концу 60-х годов реформа пошла на убыль. Кроме экономических (управление по-прежнему оставалось директивным), на это были и политические причины:

Аналогичные реформы в Чехословакии привели к началу демонтажа традиционной политической системы, а этого Брежнев не мог допустить ни в ЧССР, ни у себя.

Таким образом, высокие результаты развития промышленности объяснялись, прежде всего в ведением экономических стимулов к труду. Отказ от них в 70-е гг. вновь привел экономику страны в тупик.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

60-е – начало 80-х годов были отмечены рядом принципиальных научных открытий технических разработок. Как и прежде, они были сосредоточены в областях, тесно связанных с военным производством – ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике.

Во второй половине 60-х гг. наиболее активно развивалось освоение космического пространства. От одиночных полетов советские космонавты перешли к коллективным многодневным экспедициям на околоземную орбиту.

Началось использование принципиально новых космических кораблей «Союз». В 1966 г. АМС «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луну. В 1970 году АМС «Луна-16» доставила образцы лунного грунта на землю. В этом же году на Луну был доставлен самоходный аппарат «Луноход-1». В 1975 году состоялся первый в мире совместный советско-американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон».

В 1971 году начала действовать первая в мире долговременная орбитальная станция. В 1975 году создана крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10», на которой в лабораторных условиях впервые была получена развитая термоядерная реакция.

Больших успехов добились советские конструкторы и инженеры.

В 1965 г. создан крупнейший транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового самолета «ТУ-144».

В 1976 г. начал перевозки пассажиров и грузов советский аэробус «Ил-86».

В 1975 г. белорусскими автостроителями создан крупнейший самосвал «Белаз» грузоподъемностью 110 т.

В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол «Арктика».

В тоже время достижения науки и техники мало отражались на состоянии механизации и автоматизации производства, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.

Данное обстоятельство в совокупности с другими факторами (рост городского населения при одновременном сокращении сельского и т.д.) привели к обострению ряда социальных проблем и возникновению новых:

Несмотря на значительный рост объемов жилья увеличивалось число очередников на его получение;

Сокращение расходов на здравоохранение привело к тому, что СССР переместился на 35 место в мире по продолжительности жизни и на 50-е по детской смертности;

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению дефицита продовольствия. В результате к началу 80-х гг. в некоторых областях страны стала вводиться карточная система;

В республиках Средней Азии появилась массовая (открытая) безработица;



Уровень доходов 2/3 населения страны едва превышал черту бедности;

В тоже время следует отметить, что повседневный опыт советского человека в сравнении с началом 60-х годов заметно улучшился.

Десятки миллионов людей улучшили свои жилищные условия, переехав в отдельные благоустроенные квартиры.

Практически в каждой семье были холодильник, телевизор, радиоприемник.

Многие стали обладателями отечественных автомобилей.

Выросла зарплата, хотя ее рост отставал от темпов национального дохода.

Нарастание кризисных явлений. Объективная необходимость изменений

советского общества.

Отказ от начатых в 60-е годы реформ сыграл решающую роль в кризисе советской экономики, начавшемся с середины 70-х годов.

О кризисе свидетельствовал ряд симптомов:

Резкое падение темпов промышленного роста и производительности труда;

Снижение отдачи капиталовложений;

Рост незавершенного строительства;

Уменьшение потребления.

Основными причинами кризиса являлись:

· неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с уменьшением доли трудоспособного населения;

(поддерживать экономический рост за счет привлечения новой рабочей силы стало невозможно);

· истощение традиционной сырьевой базы и постоянное смещение добывающей промышленности на Восток, что вело к росту себестоимости сырья и обостряло проблему с транспортом;

· физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов;

· рост удельного веса военных расходов, непосредственно отражавшегося на развитии гражданского производства;

· кризис организации труда. По мнению академика Г. Заславской, изложенному в закрытом докладе на собрании Академии наук, главная причина кризиса коренилась в неспособности существующей системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

Система по сути оставалась той же самой, что и в 30-е годы, несмотря на проведенные изменения – чрезмерная централизация, директивное планирование, запрещение всех видов индивидуальной трудовой деятельности, контроль всех способов материального стимулирования трудящихся центром и т.д.

Чтобы выйти из кризиса требовалось предпринять ряд кардинальных изменений в экономике:

Допустить частную инициативу, определив оптимальную, с точки зрения общества, сферу ее приложения;

Расширить права предприятий и допустить возможность развития между ними прямых связей;

Сократить большинство отраслевых министерств и т.д.;

Таким образом, отказ от начатых в 60-е годы реформ вновь привел экономику страны в тупик.

Экономическая реформа 1965 г. в СССР , (в СССР известна как Косыгинская реформа , на Западе как реформа Либермана ) - реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965-1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Общесоюзная экономическая дискуссия 1962-1964 годов

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций), и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций.

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов, подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила названиелиберманизм .

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ).

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х - начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

«Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)

«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)

«Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.

«О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)

«О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)

«О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)

«О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)

«О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)

«О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)

«О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)

«О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

    Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

    Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

    Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

    Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

    Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г..

Когда в 1959 году правительство СССР принимало семилетний план, впервые был поставлен и научно обоснован вопрос об интенсификации производства. Но на первый план он был выдвинут значительно позже.

По завершении семилетки темпы производительного роста не только не увеличились, а значительно снизились. Сократилась и фондоотдача.

В 1964 году, в марте, у власти встала новая группировка. Следует отметить, что новое политическое образование (по мнению ряда исследователей) не проявляло активного стремления проводить экономические преобразования в стране. Однако не реагировать на ситуацию к тому времени было просто невозможно. Особенно остро стоял промышленный и сельскохозяйственный вопрос. В отдельных областях государства недостаток продуктов питания спровоцировал необходимость ввести нормированное снабжение (по талонам) населения.

В 1965 году, в марте, был проведен Пленум На нем выступал с докладом новый лидер партии - Брежнев. Леонид Ильич высказывался о необходимости принять неотложные меры по дальнейшему развитию сельскохозяйственной отрасли.

Безусловно, после мартовского Пленума кардинально политика государства измениться сразу не могла. Однако этот период сыграл значимую роль в дальнейшем экономическом развитии СССР. Так, после проведения Пленума увеличились ассигнования на сельские нужды, поднялась стоимость продукции, продаваемой государству, возросло энергоснабжение и улучшилась материально-техническая база сельского хозяйства.

На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС правительство приняло постановление о внесении улучшений в управление промышленностью, о развитии и усовершенствовании планирования, усилении стимулирования промышленности и производства. С принятием этого постановления в СССР началась экономическая реформа 1965 года.

Большинство исследователей связывают преобразования с деятельностью А. Н. Косыгина. Доклад сентябрьского Пленума включал и некоторые предложения Е. Г. Либермана (известного экономиста).

Экономическая реформа 1965 г задумывалась по образцу системы, существовавшей в стране во время НЭПа. Однако существенное отличие состояло в том, что в 1920-е в экономике значимая роль отводилась частным предприятиям, которые в 60-70-е отсутствовали полностью.

Экономическая реформа 1965 г в своей концепции предусматривала три направления.

Для повышения качества продукции и увеличения объемов производства следовало повысить материальную заинтересованность коллективов на предприятиях. Правительство предполагало провести соответствующие мероприятия.

Кроме того, экономическая реформа 1965 г предусматривала принятие определенных мер по совершенствованию планирования. Нацелены они (меры) были на то, чтобы принимаемые планы обеспечивали пропорциональное развитие сельскохозяйственных отраслей и увеличение производственно-технического уровня.

Третьим направлением, которого должна была коснуться экономическая реформа 1965 года, являлась система управления промышленностью. Предполагалось, что существовавшие совнархозы будут ликвидированы и заменены министерствами, которые должны были стать не только общесоюзными, но и союзно-республиканскими. Таким образом обеспечивался бы единый технический прогресс.

Экономическая реформа в СССР должна была способствовать переходу от административной системы управления хозяйством к экономическим методам.

Немаловажной задачей преобразования являлось увеличение оперативно-хозяйственной самостоятельности организаций и предприятий. Реформа провозглашала производство главным звеном в

Таким образом, предприятиям была дана небывалая свобода. С того момента они сами могли планировать темпы развития производительности труда, понижение себестоимости. Кроме того, предприятия могли сами устанавливать средний размер оплаты труда.

Поиски новой хозяйственной модели велись советскими экономистами (Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов) уже с конца 1950-х гг. Суть намерений заключалась в том, чтобы жесткую систему единого государственного планирования сделать более гибкой посредством включения в нее элементов рыночного стимулирования. Главными задачами становились повышение материальной заинтересованности производителей результатами своего труда и изменение принципа оценки эффективности работы.

В 1962 г. на страницах советской печати развернулись дебаты по статье экономиста Е. Либермана, которая имела весьма характерное название – «План, прибыль, премия». Профессор из Харькова предложил составлять планы непосредственно на предприятиях в рамках согласованной программы, расширить права предприятий по материальному поощрению своих работников, увязать премиальные выплаты с рентабельностью производства. В ходе развернувшейся дискуссии преобладали высказывания в пользу хозяйственной реформы, прибыли как ведущего экономического показателя, за отказ от валовых оценок, преодоления «штурмовщины» и других негативных явлений советской экономики. Весной 1965 г. была опубликована статья Немчинова, в которой автор предлагал ввести «хозрасчетную систему планирования». На его взгляд план должен был стать не столько заданием, сколько государственным заказом.

Н.С. Хрущев мог, но так и не решился на полномасштабную реформу, реализация которой началась лишь в середине 1960-х гг.

В октябре 1964 г. Н. Хрущев был отправлен в отставку со всех постов по состоянию здоровья. Преемником Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. постановил разделить ранее занимаемые Хрущевым высшие партийные и государственные должности, пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин.

Перед А. Косыгиным высшим партийным руководством была поставлена задача проведения широких преобразований в экономике, которые затем назовут «косыгинской реформой».

Главной целью реформы являлось повышение эффективности работы народного хозяйства, повышение темпов его роста и на этой основе улучшение жизненного уровня населения.

Основные принципы реформы заключались в предоставлении большей автономии отдельным предприятиям; переводе предприятий на хозрасчет; оценка работы предприятий не по объему валовой продукции, а по реализованной и по полученной прибыли; создание из части прибыли (10-12 % от общей прибыли) фондов экономического стимулирования; внедрение элементов оптовой торговли между производителями, минуя посредников, т.е. государственные структуры, привыкшие все планировать и распределять по «лимитам»; повышении роли прибыли при оценке хозяйственной эффективности их деятельности.

Основные фонды предприятия оставались в государственной собственности, и предприятия должны были вносить за них государству арендную плату. Топливо, энергию и сырье предприятиям предстояло покупать. Это должно было побудить директоров экономить ресурсы и сырье. Предполагалось, что предприятия будут освобождены от мелочной опеки руководящих органов, им сверху будут спускаться лишь самые общие параметры развития. Обязательные для выполнения плановые показатели были сокращены с 30 до 9.

Таким образом, предприятие получало право относительно самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность и распоряжаться частью полученной прибыли.

Получаемая предприятием прибыль делилась на три фонда: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурного и бытового развития. Рабочие и служащие очень быстро почувствовали, что выполнение плана ощутимо влияет на получение денежных премий. Характерным явлением для того периода времени стала премия по итогам года или так называемая «13-я зарплата». Серьезным стимулом для работников в условиях дефицита жилья в городах стало быстрое получение квартир на перевыполняющих план предприятиях.

Кроме того, в промышленности было восстановлено отраслевое управление через министерства (введенные Н. Хрущевым в 1957 г. советы народного хозяйства упразднялись), но основным звеном производства по замыслу реформаторов должно было стать хозрасчетное предприятие (самостоятельное, самоокупаемое, самофинансируемое).

В 1966 г. 243 высоко рентабельных предприятия перешли на хозрасчет, в следующем – 7 тыс., а в совокупности они производили около 40 % промышленной продукции страны. В конце 1960-х гг. уже подавляющее количество промышленных предприятий перешли на новые условия финансово-хозяйственной деятельности.

Преобразования затронули и сельское хозяйство. В марте 1965 г. пленум ЦК поднял проблему реформирования сельскохозяйственной отрасли. Для колхозов и совхозов были снижены плановые показатели. Закупочные цены повышались в 1,5-2 раза, а сверхплановые поставки должны были осуществляться по повышенным ценам. В частности, вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу сельхозпродукции государству. Кроме того, с колхозов и совхозов списывались долги, а цены на технику и запчасти снижались. С целью повышения материальной заинтересованности колхозников трудодень был заменен ежемесячной гарантированной оплатой деньгами и продуктами по нормам, действовавшим в совхозах. В целом за счет экономических мер предусматривалось изменить пропорции распределения национального дохода в пользу сельского хозяйства.

Менялась государственная политика и в отношении личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Из ограничительной периода Хрущева она становилась разрешительной, ЛПХ стало рассматриваться важным каналом поступления сельскохозяйственной продукции в общественное потребление.

Как следствие, уже в 1966 г. доходы колхозов и совхозов выросли на 15 %. Объем сельскохозяйственного производства за годы восьмой пятилетки вырос на 21 % (в предыдущем пятилетии этот показатель составил 12 %). За 1966-1970 гг. государство закупило почти на треть зерновых больше, чем в предыдущее пятилетие.

Увеличился технический парк сельского хозяйства. Так, число тракторов к 1970 г. выросло с 1 613 тыс. единиц (1965 г.) до 1 997 тыс. единиц, зерноуборочных комбайнов – с 520 тыс. до 623 тыс. единиц, грузовых автомобилей – с 945 тыс. до 1 136 тыс. штук.

В результате экономических преобразований удалось улучшить все важнейшие народнохозяйственные показатели. За годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было сдано в строй около 1900 крупных предприятий. В целом объем национального дохода к концу 1960-х гг. увеличился на 41 %, а производительность труда – на 37 %. Эффект от проведения реформы в первые годы ее реализации превзошел все ожидания. Восьмая пятилетка получила название «золотой» из-за выполнения и перевыполнения плановых показателей.

Однако в ходе «косыгинской реформы», как и в годы НЭПа, начавшиеся экономические преобразования встретили глухое недовольство со стороны разросшейся после прекращения сталинских репрессий бюрократии. В качестве примера можно привести начатый в 1967 г. на Щекинском химическом комбинате эксперимент: было разрешено сокращать излишний персонал, а часть заработной платы уволенных распределять между оставшимися. В результате численность работников комбината за два года сократилась с 6 до 5 тыс. человек, а выпуск продукции, наоборот, увеличился на 80 %. Также известность получил так называемый «злобинский метод» в строительстве по имени бригадира Н.А. Злобина из подмосковного Зеленограда: бригада строителей брала подряд на весь цикл работ, которые она обязывалась закончить вовремя и качественно. При этом члены бригады сами определяли объемы дневной выработки, распределение обязанностей и размер заработной платы. В результате численность рабочих сокращалась, производительность труда повышалась, а сроки строительства сокращались. Казалось бы, все плюсы были налицо.

Однако прогрессивный опыт Щекинскогого химкомбината и бригады Н. Злобина не получил широкого распространения, так как, по мнению партийных функционеров внедрение подобной практики на других предприятиях могло привести к появлению безработицы, что было недопустимо в рамках концепции «развитого» социализма и дальнейшего построения коммунизма. Также возникал вопрос об оплате административно-управленческого персонала, сократить который было весьма сложно. В итоге дальше экспериментов дело не пошло.

Показатели восьмой пятилетки подтверждают, что реформа активизировала трудовую деятельность, но в то же время, по мнению многих хозяйственников, оживление трудовой активности определялось тогда своеобразным «междуцарствием»: совнархозов уже не было, а министерства еще не набрали силу и власть.

Современные экономисты полагают, что в условиях однопартийной системы и централизованной плановой экономики даже эффективные показатели реформы Косыгина не могли перевесить возникшие в результате ее реализации противоречия, которые выражались в невозможности долгосрочного сочетания в СССР рыночных и директивных рычагов управления.

По их мнению, реформа изначально была обречена на неуспех, и этому способствовал целый комплекс причин:

– непоследовательность и половинчатость уже в самом замысле реформы. Допущение рыночных начал в жестко централизованную плановую экономику, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических. Уже в 1971 г. Совет Министров СССР принял постановление «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства». Государство вновь стало устанавливать задания по производительности труда, тогда как во второй половине 1960-х гг. подобное правило не действовало;

– некомплексный характер реформы. Изменения в народном хозяйстве мыслились, прежде всего, как сумма организационно-технических мер, не связанных напрямую с изменением общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

– слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловили половинчатость замысла реформы и обрекли ее в конечном итоге на неудачу;

– противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставит под сомнение сущность социалистического строя. В процессе противостояния реформаторских и консервативных сил, последние получили поддержку в лице главы КПСС Л. Брежнева. По свидетельству В.А. Крючкова, бывшего руководителя КГБ и близкого соратника Ю.В. Андропова, принципиальные разногласия разделяли также Косыгина и Андропова. Андропов опасался, что предлагаемые Косыгиным темпы реформирования могут привести не просто к опасным последствиям, но и к размыву советского социально-политического строя.

Реформа имела и побочные негативные эффекты. Во-первых, процветали те предприятия, на продукцию которых цены были высокие (приборостроение, оборонная промышленность), а угольная и пищевая отрасли заведомо становились убыточными. Вторым побочным эффектом реформы стало стремление предприятий не вкладывать средства в развитие производства, а тратить прибыль на повышение оплаты труда. При этом, предприятия по-прежнему получали государственную помощь, пользовались централизованным снабжением.

Еще одной причиной свертывания реформы стала закрепившаяся тактика частных поправок. В практику стали возвращаться старые методы мелочного контроля и опеки хозяйственных структур, вмешательства партийно-советских органов в повседневную жизнь предприятий.

Британский историк Джеффри Хоскинг называет свои причины крушения реформы Косыгина: во-первых, для того, чтобы в полной мере использовать те возможности, которые она открывала, предприятия должны были сами назначать цену за свою продукцию, но как раз этого права они и не получили; во-вторых, для успешного проведения реформы необходимо было внедрять в производство новые технологии, но в экономике, где успех измеряется ежегодным выполнением плановых показателей, этого вообще трудно было добиться.

Внешним поводом для фактического отказа от продолжения экономической реформы стали политические кризисы 1968 г. в Чехословакии и ряде других стран соцлагеря, где на фоне рыночных преобразований возникла реальная угроза самому существованию социалистического строя. В 1969 г. «косыгинскую реформу» фактически спустили на тормоза. На декабрьском пленуме ЦК были приняты решения, в которых была зафиксирована привычная «обойма» административных методов управления: призывы к рациональному использованию производственных ресурсов, более жесткому режиму экономии в народном хозяйстве, укреплению трудовой и государственной дисциплины и т.д. Хотя формально реформу никто не отменял.

Как и в конце 1920-х гг. несмотря на несомненные успехи НЭПа, партийное руководство ради сохранения своей монополии на все сферы жизни советского общества отказалось от внедрения элементов рынка, так как самостоятельные субъекты экономических отношений показывали, что отеческая опека партии не помогает, а лишь мешает дальнейшему их развитию.

Таким образом, «косыгинская реформа» не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, и усилия партийного аппарата свели ее на нет. Реформа 1965 г. в конечном итоге показала ограниченность социалистического реформаторства. Последний гвоздь в реформу вбил золотой дождь «нефтедолларов», пролившийся на нашу страну в 1970-е гг., а стареющая советская партноменклатура в таких благоприятных условиях отказалась в дальнейшем от попыток перестройки советской хозяйственной системы.

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты, реформы в промышленности: замыслы и результаты, научно-технический прогресс, социальная политика.

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты.

Неудачи начала 60-х гг. в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководства страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в нее некоторые механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, использованию экономических стимулов к труду. Повышались закупочные цены, устанавливался на 10 лет твердый план государственных закупок, вводилась 50 %-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения. Были ослаблены и ограничения на личное подсобное хозяйство.

Однако, опираясь исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути, важное социальное достижение) обернулось ростом иждивенческих настроений.

Деятельность колхозов и совхозов в целом оказалась убыточной. За 25 лет (1964-1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% урожая. Страна, обладавшая богатейшими черноземными почвами, стала самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты.

В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Если раньше реформаторы пытались делать ставку либо на совершенствование хозяйственного механизма, либо на экономическое стимулирование работников, то теперь они попытались соединить эти два подхода.

Реформа 1965 г. не покушалась на основы директивной экономики. Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции вводились и новые показатели, призванные обеспечить ее качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которые делились на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

Отмечалось, что восстановленные отраслевые министерства будут не прежними «диктаторами», а партнерами и консультантами предприятий по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого осударственного планирования с местной инициативой. Причем правокорректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

При всей своей ограниченности и противоречивости реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.). Однако уже к концу 60-х гг. ход реформы застопорился.

Тому были объективные причины: снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д.

Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая все новое, исчерпала свои возможности. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена.

Более того, сама реформа порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов вело к их монопольному положению в отрасли, а в итоге - к низкому качеству продукции и отсутствию выбора у потребителя. Внедрение показателей оценки качества по цене продукции приводило не только к ее удорожанию, но и к сокращению объемов выпуска, а в итоге - к товарному дефициту. С каждым годом нарастал импорт товаров, которые не могла выпускать отечественная экономика. В итоге по мере развертывания реформы разочарование в ней нарастало как в политическом руководстве, так и в обществе.

Из воспоминаний Ф. М. Бурлацкого

В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.: «Ну что он придумал? Реформа, реформа... Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась?

Ставка вскоре была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах СССР, а также на корректировку системы управления экономикой. В 1979 г. правительство предприняло попытку оживить экономику за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику эти усилия не могли. Вновь заговорили о преимуществах моральных стимулов к труду над материальными. Оживилось социалистическое соревнование, призванное компенсировать недостатки хозяйственного механизма.

Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали лишь кратковременный успех. Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс .

В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность.

О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы и первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971) прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в 4 раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д. Однако определяющими эти тенденции не стали. Несмотря на первоклассные разработки советских ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники почти не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельхозпредприятий .

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 80-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Социальная политика.

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась плохо. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981-1985 гг. В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн квартир - столько же, сколько в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось). Были урезаны государственные расходы на здравоохранение.

Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970- 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, животного масла - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти и газа.

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Упал прирост реальных доходов на душу населения. Однако в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе оставалась низкой.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место в мире. Все это показывало, что удержать статус великой державы становилось возможным лишь за счет сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.