Иностранные инвестиции. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по типам

Таблица 5.6.2

Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в 2012 г.,

по основным странам-инвесторам

На основании приведенных данных таблиц 5.6.1, 5.6.2 можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в экономику России остается на низком уровне. В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций является незначительным и не отвечает задачам стабилизации долговременного экономического роста. Основными странами-инвесторами на сегодняшний день являются Швейцария, Кипр, Нидерланды и Великобритания.

Инвестиционный климат в России и направления его улучшения

Под инвестиционным климатом понимается совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и ряда других факторов, которые определяют риски капвложений и возможности их эффективного использования.

Законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска, т.к. оно не только влияет на степень риска, но и регулирует возможности эффективного вложения в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных инвестиций.

Международная финансовая корпорация (МФК) после президентских выборов в России 1996 г. включила Россию в число развивающихся рынков, а через год - в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран . Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается за 100%. Доля России в индексе составила 5,1%, и она находится после Тайваня – 7,8%.

Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:

Наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;

Недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;

Несовершенная законодательная база, ее некомплектность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;

Дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;

Недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.

Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций. Вступили в действие Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.

Состояние инвестиционного климата в значительной степени предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Принят Федеральный закон: «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. N225-ФЗ (действующий с последующими изменениями и дополнениями) и ряд Федеральных законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции».

Состояние инвестиционного климата зависит также от мер стимулирования инвестиционной деятельности. В ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение этого закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

Правительству Российской Федерации необходимо провести ряд мероприятий по привлечению иностранных инвестиций:

· создание благоприятной среды и условий для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж;

· стабильность налогового режима;

· снижение темпов инфляции;

· снижение рисков для инвесторов, гарантируя выплаты по внешним долгам.

На состояние инвестиционного климата влияет также наличие весьма сложной процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства и получения разрешительной документации на их реализацию. Целесообразно упрощение процедуры согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и вводящие правила.

Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного климата позволит существенно активизировать инвестиционный процесс в России.

Формы участия иностранного капитала в экономике России

Иностранный капитал участвует в экономике в государственной, частной, смешанной формах, а также в виде капитала международных организаций. При этом инвестиции поступают в экономику в форме прямых инвестиций, портфельных инвестиций или в виде кредитов как ссудный капитал.

В платежном балансе России фигурируют три группы инвестиций: прямые, портфельные и «прочие». К разделу «прочие» иностранные инвестиции относятся: наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые счета и депозиты, ссуды и займы, просроченная задолженность.

По данным на конец 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300,1 млрд, что на 12 % превысило показатель 2009 года. Из этой суммы:

прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3 %

прямые инвестиции - 38,7 %

портфельные инвестиции - 3,0 %

Прямые зарубежные инвестиции чаще всего осуществляются в форме создания предприятия с иностранными инвестициями. Под предприятием с иностранными инвестициями понимается предприятие (юридическое лицо) любой организационно-правовой формы, предусмотренной национальным законодательством, в котором нерезиденту – прямому инвестору принадлежит более 10% доли участия (акций) в уставном капитале. Аналогичная норма установлена российским законодательством. Граница 10% установлена условно для обеспечения сопоставимости учета движения прямых инвестиций.

В России иностранные инвесторы в соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» могут осуществлять прямое инвестирование следующим путем:

Приобретением иностранным инвестором не менее 10% доли или долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;

Вложением капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

Осуществлением на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.;

Обычной куплей-продажей любого, не исключенного из оборота имущества, представляющего собой объект предпринимательской деятельности, осуществленной лицом, подпадающим под категорию иностранного инвестора.

Ведущую роль в области прямых инвестиций играют промышленно-развитые страны, на которые приходится примерно 4/5 потока прямых инвестиций.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,

по видам в млн. долл. США

Показатели

Всего инвестиций

в том числе:

Прямые инвестиции

Взносы в капитал

Портфельные инвестиции

Акции и паи

Долговые ценные бумаги

Прочие инвестиции

Торговые кредиты

Прочие кредиты

В структуре иностранного капитала, поступающего в Россию на протяжение 1995-2004 гг., произошли существенные изменения. Так, если в 1995 г. наибольшая доля в общем объеме иностранных инвестиций приходилась на прямые инвестиции (67,7 %), прочие инвестиции составляли 31 %, а удельный вес портфельных инвестиций находился на уровне 1,3 %, то к 2003 г. ситуация изменилась на противоположную: доля прямых иностранных инвестиций снизилась почти в три раза (22,8 %), а доля прочих инвестиций увеличилась до 75,8 %. При этом удельный вес портфельных инвестиций продолжал оставаться незначительным, составив в 2003 г. 1,4 %. Подобная же тенденция сохранилась и в 2004 г., когда доля прямых инвестиций составила 19,2 % (несмотря на увеличение в абсолютном выражении относительно уровня 2003 года на 28 %, в % к итогу произошло ее снижение на 3,6 процентных пункта). Доля прочих инвестиций по итогам 2004 г. в общем объеме иностранных инвестиций возросла до 80%, т.е. увеличилась на 4,2 %. Портфельные инвестиции продолжали снижаться. В 2004 г. их уменьшение относительно уровня 2003 г. составило 12 %, в итоге их величина составила всего 0,8 % общего объема инвестиций.

В 2003 г. по сравнению с 2002 г. объем поступивших прочих иностранных инвестиций увеличился на 47,1 %, а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. – еще на 60,5 %, главным образом за счет роста прочих кредитов на 48,7 % и 59,5 % соответственно, а именно кредитов международных финансовых компаний и Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (см. табл. 12).

Таблица 12

Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам

в % к итогу

Показатели

Всего инвестиций

в том числе:

Прямые инвестиции

Взносы в капитал

Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий

Портфельные инвестиции

Акции и паи

Долговые ценные бумаги

Прочие инвестиции

Торговые кредиты

Прочие кредиты

Виды инвестиций г. г. г.
В МЛН долл. США в% к итогу в млн долл. США в% к ИТОГУ в млн долл. США в% к итогу
Всего инвестиций
в том числе:
прямые инвестиции 67,7 35,0 43,4
из них:
взносы в уставный капитал 48,8 25,5 17,3
кредиты, полученные от зарубежных совладель­цев предприятий 11,4 6,5 21,4
прочие прямые инвестиции 7,5 3,0 4,7
портфельные инвестиции 1,3 1,8 5,5
из них:
акции П 0,4 0,6 4,6
долговые ценные бумаги 0,9 1,2 0,9
в том числе;
краткосрочные 0,7 1,2 0,7
долгосрочные 0,2 0,0 0,2
прочие инвестиции 31,0 63,2 51,1
из них:
торговые кредиты 6,3 5,8 1,9
прочие кредиты 16,5 39,0 35,4
банковские вклады 0,2 13,6 11,3
прочее 8,0 4,8 2,5

1 Российский статистический ежегодник. - М.; Госкомстат России, 1998. С. 710.

Снижение ставок налога на прибыль, подоходного налога, на­
лога на добавленную стоимость;

Специальные гарантии Правительства РФ в части сохранения
налогового режима по конкретным проектам на срок окупае­
мости инвестиций;



Специальные меры по защите внутреннего рынка в рамках
структурной перестройки экономики;

Сокращение или освобождение от экспортных и/или импорт­
ных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые ино­
странными инвесторами;

Освобождение от квотирования и/или лицензирования экс­
порта товаров, производимых на предприятиях с иностранны­
ми инвестициями или на территории свободных экономичес­
ких зон;

Предоставление права ускоренной амортизации;

Субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуата­
цию зданий, покрытие транспортных расходов.

б) неэкономические

Выделение земли, предоставление информации и услуг по мар­
кетингу;

Консультирование иностранных фирм об особенностях инве­
стиционной деятельности в стране, регионах, отраслях и т.п.;

Методическое обеспечение организации инвестиционной дея­
тельности в стране;

Развитие правовой базы, связанной с иностранным инвести­
рованием;

Развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе свя­
зи, транспорта, дорог и т.д.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятель­ности, которое предусматривает:

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной дея­тельности посредством:

■ совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

Установления субъектам инвестиционной деятельности спе­
циальных налоговых режимов, не носящих индивидуального
характера;

Защиты интересов инвесторов;

Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льгот­
ных условий пользования землей и другими природными ре­
сурсами, не противоречащих законодательству РФ;

Расширения использования средств населения и иных вне­
бюджетных источников финансирования жилищного строи-


тельства и строительства объектов социально-культурного на­значения;

Принятия антимонопольных мер;

Расширения возможностей использования залогов при осу­
ществлении кредитования;

Развития финансового лизинга Российской Федерации;

Проведения переоценки основных фондов в соответствии с тем­
пами инфляции;

Создания возможностей формирования субъектами инвести­
ционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных
проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно
с иностранными государствами, а также инвестиционных про­
ектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета
и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

Формирование перечня строек и объектов технического пе­
ревооружения для федеральных государственных нужд и фи­
нансирование их за счет средств федерального бюджета. По­
рядок формирования указанного перечня определяется Пра­
вительством Российской Федерации;

Предоставление на конкурсной основе государственных га­
рантий по инвестиционным проектам за счет средств феде­
рального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации;

Проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответ­
ствии с законодательством Российской Федерации;

Защита российских организаций от поставок морально уста­
ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких тех­
нологий, оборудования, конструкций и материалов (в том
числе при реализации Бюджета развития Российской Феде­
рации);

Разработка, утверждение стандартов (норм и правил) и осу­
ществления контроля над их соблюдением;

Выпуск облигационных займов, гарантированных целевых зай­
мов;

Вовлечение в инвестиционный процесс временно приоста­
новленных и законсервированных строек и объектов, нахо­
дящихся в государственной собственности;

Предоставление концессий российским и иностранным ин­
весторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соот­
ветствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые инвестиции предполагают в качестве объектов инве­стиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с фор­мированием и управлением инвестиционного портфеля. Управле­ние инвестиционным портфелем включает в себя планирование, анализ и регулирование состава портфеля для достижения постав­ленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уров­ня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объе­мом производства целями портфельных инвестиций являются:

Сохранность и приращение капитала;

Приобретение ценных бумаг, которые могут быть использованы
для расчетов;

Доступ через ценные бумаги к определенным услугам, правам,
продукции;

Расширение сферы влияния.

Объектом портфельного инвестирования предприятий являются как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционерных об­ществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства), так и ком­мерческие ценные бумаги - векселя, депозитные сертификаты бан­ков.

Принято различать два вида стратегии предприятий в финансовых инвестициях:

пассивная стратегия, целью которой является обеспечение ста­
бильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднеры­
ночному;

агрессивная стратегия направлена на максимальное исполь­
зование возможностей получения дохода от рыночного колебания
курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, толь­
ко крупные предприятия, имеющие значительные по объему инвес­
тиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стра­
тегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной анали­
тической базой, обеспечивающей объективную оценку текущего со­
стояния финансового рынка и составление адекватных прогнозов его
изменения.

Доход от инвестиционного портфеля складывается из следующих компонентов:

Поступления в форме дивидендов и процентных платежей;

Доход от повышения капитальной, стоимости бумаг, находя­
щихся в портфеле;

Разница между курсами покупок и продаж при краткосрочных
операциях на вторичном рынке.


Контрольные вопросы:

1. Что понимается под инвестиционной деятельностью?

2. Какими факторами обусловлена необходимость развития и повышения
эффективности инвестиционной деятельности в России?

3. Кто относится к участникам (субъектам) инвестиционной деятельнрегги?

4. Что является объектом инвестиционной деятельности?

5. Каковы источники финансирования инвестиций?

6. Приведите классификацию инвестиций.

7. Каково значение иностранных инвестиций для России в современных ус­
ловиях?

8. В чем заключается государственное регулирование инвестиционной дея­
тельности?

9. Что включается в доход от инвестиционного портфеля?

10. Каковы цели управления портфельными инвестициями?

10.6. Внутрифирменный финансовый контроль

Контроль, с одной стороны, является одной из завершающих ста­дий управления финансами предприятии, а с другой - он выступает необходимым условием управления ими. Контроль определяет все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансиро­вания средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступления выручки на счета пред­приятия в банках. Финансовый контроль как понятие субъективное представляет собой метод управления денежными потоками и фи­нансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. Западные эконо­мисты выделяют следующие фундаментальные принципы внутри­фирменного финансового контроля.

Разделение обязанностей. Ответственность между персоналом фир­мы распределяется таким образом, чтобы ни один служащий не нес ответственности за операцию в целом. Основной мотив состоит втом, что лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за уча­ствующие в ней активы и за регистрацию данной операции.

Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым ме­неджером (директором) фирмы в пределах тех объемов денежных средств, на которые он имеет полномочия. В акционерных обще­ствах работа правления проверяется советом директоров и ревизи­онной комиссией.

Физический контроль заключается в праве доступа проверяющего к активам и документам фирмы. Чтобы эффективно управлять кон­трольной работой, руководство должно составить план ее организа­ции. Этот план должен содержать четко сформулированные инст-


Рукции, права и обязанности различных официальных лиц, чтобы исключить бесполезное дублирование в контрольной работе.

Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера.

Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих лиц руководство обязано регулярно проверять их с целью определе­ния эффективности работы и точности исправления ошибок. В круп­ных компаниях потенциальные преимущества регулярного финан­сового контроля часто окупают расходы на создание отдела внутрен­него аудита для выполнения этой функции. Важным критерием кон­троля является снижение потенциальных убытков. Система контро­ля предназначена для помощи руководителям предприятий в воп­росах:

Выбора между различными альтернативными действиями, пла­
нирования действий, которые должны быть предприняты в те­
чение определенного периода времени;

Выявления ошибок конкретных исполнителей. Они могут за­
ключаться в установлении нереальных планов при наличии
точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые
должны быть предприняты для реализации конкретных мар­
кетинговых, инвестиционных и иных решений;

■ осуществления действий, которые могли бы исправить ошиб­ки и закрепить успех.

Объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов предприятия. Для осуществления контроля над исполне­нием бюджетов Министерство экономики РФ рекомендует исполь­зовать двухуровневую систему. Нижний уровень - контроль над ис­полнением бюджетов структурных подразделений предприятия, ко­торый осуществляют их руководители. Верхний уровень - контроль над исполнением бюджетов всех структурных подразделений (вклю­чая контроль составляющих их бюджетов по элементам затрат), про­водимый финансово-экономической службой и бухгалтерией пред­приятия.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

Объекты контроля -- бюджеты структурных подразделений;

Предметы контроля - отдельные показатели бюджетов (со­
блюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и ма­
териалов, энергии и т.д.);

Субъекты контроля - структурные подразделения и эконо­
мические службы предприятия;

Метод контроля бюджетов - осуществление процедур, не­
обходимых для определения отклонения фактических пока-


зателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в от­носительном выражении (в процентах). Контроль над выпол­нением доходной части сводного бюджета предприятия при­зван обеспечить бесперебойность финансирования его опера­ционной (текущей) и инвестиционной деятельности. Осуще­ствляет такой контроль финансовая служба. Контроль над соблюдением расходной части консолидированно­го бюджета предприятия является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятия. Для успешного решения данной проблемы рекомендуется установить четкий порядок проведения управ­ленческих процедур, который обеспечивает:

оперативный анализ фактических отклонений от плановых
функциональных и сводного бюджетов (за месяц, квартал);

разработку мероприятий по устранению непроизводительных
расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявлен­
ных в ходе анализа;

оформление и предоставление дирекции предприятия аналити­
ческих материалов
по исполнению комплексного и функци­
ональных бюджетов в целях корректировки их доходной и рас­
ходной частей.

Используется метод пересмотра расходов бюджета предприятия, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оп­латы) операционных расходов. В качестве приоритетных рассматри­ваются следующие расходы:

Оплата труда работников в расчете на производственную про­
грамму;

Платежи в государственные социальные фонды;

Выплата налогов в федеральный, региональный и местный
бюджеты;

Оплата закупок материальных ресурсов и энергии.

Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комп­лексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что позволит оперативно (ежед­невно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевре­менно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.

Важным элементом внутрифирменного контроля наряду с бюд­жетным является финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия, который включает:

Горизонтальный анализ баланса;


Вертикальный анализ;

Трендовый анализ;

Анализ финансовых коэффициентов (ликвидности, плате­
жеспособности и рентабельности).

Анализ бухгалтерской отчетности выражается в исследовании аб­солютных показателей, предоставленных в бухгалтерской отчетно­сти. В процессе такого анализа устанавливаются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники образования собственного капитала, изучаются связи с поставщиками и поку­пателями, определяются объем и источники привлеченных средств, оцениваются объем выручки от реализации продукции (работ, ус­луг) и прибыли. Устанавливается доля чистой прибыли в выручке от реализации продукции, т.е. величина налоговой нагрузки на предприятие. Техника финансового анализа изложена в Методи­ческих рекомендациях по разработке финансовой политики пред­приятия, предложенных Министерством экономики РФ 1 октября 1997 года.

Формирование надежной и гибкой системы управления корпо­ративными финансами, направленной на решение проблемы бюд­жетной, кредитной, инвестиционной, амортизационной и налого­вой политики, позволит значительно ускорить реорганизацию дея­тельности предприятий применительно к рыночным условиям хо­зяйствования. Создание такой системы требует тесного взаимодей­ствия производственных, сбытовых, маркетинговых, экономических и других служб предприятий для обеспечения их финансовой устой­чивости и повышения уровня доходности.

Система сквозного планирования и контроля (посредством бюд­жетирования доходов и расходов) направлена на:

Повышение управляемости и адаптированности предприятия
к непрерывно изменяющимся условиям на товарных и финан­
совых рынках;

Обеспечение быстрого получения информации о необходи­
мости корректировки стратегии и тактики управления фи­
нансами;

Создание условий для усиления взаимодействия с зарубежными
партнерами в сфере финансов, инвестиций и кредита.

После перехода на качественно иной уровень планирования и кон­троля предприятия должны стать более привлекательными и откры­тыми для инвесторов, кредиторов и других партнеров, что расширит их финансовые возможности для модернизации и расширения про­изводства.


Контрольные вопросы;

1. Чем определяется необходимость внутрифирменного финансового конт­
роля?

2. Назовите основные требования, предъявляемые к организации внутри­
фирменного финансового контроля.

3. Какие элементы включает финансовый анализ бухгалтерской отчетности
предприятия?

Проследим объемы инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам экономической деятельности.

За период с 2003-2007 основной отраслью - получателем иностранных инвестиций явилась промышленность - более 40%. Причем здесь выделяются топливная промышленность, в которую было направлено более 20% иностранных инвестиций, нефтедобывающая - более 19%, а также торговля и общественное питание - более 32%.

Отмеченная направленность капиталовложений зарубежных инвесторов характерна для последних 5 лет. Крупными получателями иностранных капиталовложений являются также черная и цветная металлургия - по 7% от общего объема. В этом четко проявляются интересы иностранных инвесторов к сырьевому сектору экономики России.

Рассматривая секторальное распределение иностранных инвестиций в российскую экономику, необходимо отметить их несоответствие общемировым тенденциям. В России в первичном секторе (добывающие отрасли, сельское, лесное, рыбное хозяйство) сконцентрировано 24,9% инвестиций; во вторичном секторе (обрабатывающая промышленность) - 25,2%; в третичном секторе (сфера услуг и наукоемкие технологии) - около 50%.

Доля инвестиций из-за рубежа, привлекаемых в первичный сектор экономики, остается значительно выше, а во вторичный и третичный - заметно ниже среднемировых показателей.

Основная масса притока иностранного капитала направляется в торгово-финансовый сектор. Сфера материального производства получает около половины годового объема инвестиций. Тем не менее, реальный сектор остается хронически недоинвестированным, отмечается старение его производственного аппарата.

Однако преимущественное инвестирование рыночной и финансовой инфраструктуры способствует укреплению сферы услуг, продвижению реформ, становлению более передовой отраслевой структуры экономики России.

Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по сравнению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, высокий уровень затрат на НИОКР, наличие квалифицированной рабочей силы, низкие трансграничные издержки транспорта, связи и координации всех внутрифирменных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоемких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.

Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков. Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу.

Но несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли.

Распределение иностранных инвестиций по отраслям промышленности во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы заняли ведущие позиции в кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности. Тогда как в машиностроение зарубежных инвесторов не допускают.

Наиболее привлекательными для инвесторов остаются инфраструтктурные монополии высокомонополизированные отрасли (прежде всего топливно-энергетический комплекс), имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынках. Отрасли, ориентирующиеся на внутренний рынок, привлекают значительно меньше инвестиций. (Исключение - торговля и пищевая промышленность, где спрос на продукцию практически гарантирован.) Остальные сферы деятельности из-за ограниченности рынков сбыта и недостаточной конкурентоспособности оказались в стороне от инвестиционных потоков.

Около 15% иностранных капиталов, поступивших в РФ в 2007 году, сосредоточены в добыче полезных ископаемых. Абсолютным лидером здесь является добыча сырой нефти, на которую приходится 12% всех накопленных капиталов.

Здесь доминируют прямые иностранные инвестиции, которые обеспечивают иностранным партнерам контроль над ключевыми российскими месторождениями топливных ресурсов. Привлекают иностранцев и металлические руды, но их доля мала - всего 0,6% от общего объема накоплений, да и преобладают здесь кредитные ресурсы (57%).

Лидером по привлечению иностранных инвестиций по итогам 2007 года стала оптовая и розничная торговля - 39,1% поступлений. Следует также отметить, что в эту сферу на протяжении периода с 2004г. по 2007г. привлекается значительный объем иностранных инвестиций.

Обрабатывающие производства вместе взятые также являются одной из самых крупных сфер иностранных вложений: в 2007 г. их доля в общем объеме поступлений составила 26,4% (31948 млн.долл) . В этой сфере относительно велика доля прямых иностранных инвестиций (56%), но доля кредитов постоянно растет. В 2006 году в данную сферу был привлечен наибольший объем иностранных инвестиций - 15148 млн.долл. (27,5%).

Среди потенциальных новых лидеров по привлечению иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность необходимо отметить производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство и производство автомобилей. Доля последнего в ближайшие годы должна очень заметно вырасти после реализации планов крупнейших автомобилестроительных концернов мира по развитию производственных предприятий в России.

Отдельно следует отметить те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет крайне неохотно, но где назрела острая потребность в модернизации и реструктуризации. Это связано с необходимостью как повышения общего уровня конкурентоспособности российской экономики, так и решения важных социальных проблем. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинской техники - все эти сферы обойдены вниманием иностранных инвесторов.

Зарубежным партнерам выгоднее ввозить готовую продукцию этих отраслей, производимую во многих странах в избытке, чем создавать конкурентоспособные производства в РФ.

В меньшей мере поступают иностранные инвестиции в строительство (2,4%), транспорт и связь (5,5%), финансовую деятельность (3,7%) и операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (7%).

Остальные сферы практически не получают иностранных инвестиций, хотя являются очень важными для экономики страны. Это такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство- их доля в общем объеме поступивших инвестиций колеблется от 0 до 0,5%. А между тем приток инвестиций в эти сферы значительно бы улучшил ситуацию в стране.

Большой интерес иностранных инвесторов по-прежнему вызывает растущий российский рынок электросвязи и сухопутный транспорт. При этом на транспорте преобладают прямые инвестиции (92%), а в электросвязи - кредиты (81%).

Незначительные объемы капиталов, вложенные зарубежными инвесторами в геологоразведочные, геофизические работы, инженерно-техническое проектирование, свидетельствуют о том, что иностранные партнеры делают ставку в основном на использование ресурсов уже разведанных месторождений. А это негативно сказывается на средне- и долгосрочных перспективах добывающей отрасли в целом.

Участие зарубежных инвесторов в финансировании таких приоритетных для нашей страны сфер, как научные исследования и разработки, деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, также остается крайне незначительным (на уровне 0,1% всех накопленных капиталовложений).

Очевидно, России предстоит еще немало сделать в целях выработки действенного алгоритма привлечения зарубежных инвестиций для финансирования приоритетных сфер экономики, связанных с научно-техническим прогрессом. При этом важно четко разграничить те сферы НИОКР, которые останутся закрытыми для иностранцев, и те, где их участие должно разумно регулироваться и при необходимости стимулироваться.

Итак, по итогам 2007 года наиболее привлекательными для иностранных инвесторов стали оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. А ряд отраслей социального характера (это обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг), сельское хозяйство можно сказать не участвуют в притоке иностранных инвестиций.

2. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности за 2003-2006 г. г.


2003 2004 2005 2006

Млн. долл.

В про-центах к итогу

Млн. долл.

В про-центах к итогу

Млн. долл.

В про-центах к итогу

Млн. долл.

В про-центах к итогу
Всего инвестиций 29699 100 40509 100 53651 100 55109 100
в том числе по видам экономической деятельности:
154 0,5 121 0,3 156 0,2 325 0,6
Рыболовство, рыбоводство 38 0,1 43 0,1 22 0,0 23 0,0
Добыча полезных ископаемых 5737 19,3 9934 24,5 6003 11,2 9152 16,6
Обрабатывающие производства 6522 22,0 10236 25,3 17987 33,5 15148 27,5
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10527 35,5 13037 32,2 20461 38,2 13089 23,7
Транспорт и связь 1114 3,8 2033 5,0 3840 7,2 5297 9,6
Финансовая деятельность 781 2,6 1001 2,5 1813 3,4 4698 8,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4583 15,4 2572 6,3 2602 4,9 5998 10,9
Научные исследования и разработки 47 0,2 17 0,0 16 0,0 29 0,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 4 0,0 1059 2,6 0,0 0,0 1 0,0
Образование 0,1 0,0 0,3 0,0 0,1 0,0 1 0,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 7 0,0 10 0,0 15 0,0 52 0,1
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 73 0,3 107 0,3 144 0,3 273 0,5

Объем инвестиций предприятий и организаций России по видам экономической деятельности за 2003-2006 г. г. (млн. рублей)

2004 2005 2006
всего в том числе всего в том числе всего в том числе
долго- срочные кратко- срочные долго- срочные кратко- срочные долго- срочные кратко- срочные
Все финансовые вложения 4867610 853545 4014065 9209175 1848851 7360324 14394996 2278223 12116773

в том числе по видам

экономической деятельности:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 17224 6089 11135 23861 7135 16726 35658 12343 23315
рыболовство, рыбоводство 2359 572 1787 1994 626 1368 3780 1763 2017
добыча полезных ископаемых 496789 156919 339870 525991 157929 368062 895078 333106 561972
обрабатывающие производства 2478648 213505 2265143 6478515 733793 5744722 10021095 984822 9036273
металлургическое производство 1484898 130890 1354008 3165103 155366 3009737 4375042 325762 4049280
производство транспортных средств и оборудования 583127 18769 564358 386884 29190 357694 418310 44355 373955
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 210788 50344 160444 321029 181575 139454 212026 128986 83040
строительство 113905 36800 77105 68211 7925 60286 82351 10987 71364
торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и т.д. 923544 184903 738641 1093311 532421 560890 1384508 298608 1085900
транспорт и связь 171492 63599 107893 287729 75929 211800 1223105 288213 934892
финансовая деятельность 70648 27961 42687 61726 24760 36966 61826 5247 56579
операции с недвижимым имуществом, 367147 108627 258520 325453 120217 205236 436734 204753 231981
научные исследования 26691 2661 24030 33458 2711 30747 33844 3230 30614
государственное управление 338 153 185 1795 1222 573 1863 1232 631
образование 2484 76 2408 1649 59 1590 2235 144 2091
здравоохранение 1598 128 1470 886 156 730 1603 242 1361
предоставление прочих услуг 4166 2103 2063 9565 3443 6122 26588 7188 19400

Таким образом, объемы инвестиций за последние годы неуклонно растут, причем как иностранных, так и внутренних, в том числе государственных. Это свидетельствует как о росте доверия к российской экономике, так и о перспективах роста во всех отраслях и регионах страны.

Тема 6. Транспортный комплекс

1. Это связано с тем, что ж/д транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров и относительно низкой себестоимостью перевозок. Данные преимущества делают ж/д транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях.

В развитии ж/д транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Полностью завершен перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Это позволило значительно повысить вес и скорость подвижного состава, увеличить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.

2. Подобный спад перевозок грузов и грузооборота ж/д транспорта выступает как следствие экономического кризиса в России. Если в советский период отправление грузов составляло примерно 22 мирах, а грузооборот - 2,5 трлн. т/км, то в последние годы соответственно 1,0 млрд. т. и 12 трлнл. т. км. Железные дорога России обеспечивают при этом примерно 33% мирового грузооборота Уменьшение грузооборота сказалось и на грузонапряженности железных дорог. Средняя густота перевозок на 1 км. эксплуатацией длины снизилась с 29,5 до 25,4 млн. т/км. Интенсивность перевозок в России в 3,5 раза больше, чем в США, и в 9,8 раз больше, чем в ФРГ и во Франции. По перевозкам грузов, грузонапряженности железных дорог Россия занимает первое место в мире.

3. В Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная сеть менее развита, ее конфигурация имеет широтное направление. В восточных районах основная Транссибирская магистраль приходит от Челябинска до Владивостока. Между Западной Сибирью и Уралом через Северный Казахстан проложены параллельные ж/д линии: Южно-Сибирская и Средне-Сибирская.

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке построена Байкало-Амурская магистраль, открывшая второй выход к бассейну Тихого океана Протяженность трассы от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре 3145 км. На западе БАМ соединилась с Транссибирской магистралью участком Усть-Кут-Тайшет, а на востоке ее продолжает дорога Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Ответвления от основной трассы свяжут БАМ с районами богатейших природных ресурсов.

В Западной Сибири железная дорога Тюмень-Тсбольск-Сургут-Нижневартовск-Уренгой соединила нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири с Транссибом и оказала большое влияние на их освоение.

Сибирь и Дальний Восток по Транссибу, Трансказахстанской магистрали и линии Ташкент-Оренбург имеют транспортно-экономические связи с Казахстаном и странами Центральной Азии.

Тема 7. Топливно-энергетический комплекс РФ

1. Подобно многим страстям материального производства, энергетика находится в кризисе. Основная часть производственных фондов отрасли устарела и нуждается в замене в течение ближайших 10-15 лет, вырабатывание мощностей втрое превышает ввод новых. Стабильный рост производства требует новых мощностей. Правительство пытается решить проблему с разных сторон: одновременно идет акционирование отрасти, привлекаются иностранные инвестиции, и внедряется программа по снижению энергоемкости производства.

В качестве основных задач развития российской энергетики можно выделить следующие: 1) снижение энергоемкости производства;

2) сохранение единой энергосистемы России;

3) повышение коэффициента используемой мощности энергосистемы;

4) полный переход к рыночным отношениям, освобождение цен на энергоносители, полный переход на мировые цены, возможный отказ от клиринга;

5) скорейшее обновление парка энергосистемы;

6) приведение экологических параметров энергосистемы к уровню мировых стандартов.

Рассмотри несколько федеральных, межотраслевых и научно-технических программ, направленных на борьбу за экономию топлива:

Национальная программа энергосбережения. Результатом этой программы должна явиться ежегодная экономия в 50 - 70 млн. т условного топлива. Предлагается несколько принципиально новых мер экономии первичных энергоресурсов, а также замещение дефицитных видов энергоносителей на более дешевые и доступные, например, на уголь. Полностью использовать попутный газ, который в настоящее время попросту сжигается в факелах. Считается, что эти меры дадут эффект, соизмеримый с ежегодными размерами рентных платежей отраслей ТЭК.

Национальная программа повышения качества энергосбережения предусматривает повышение потребления энергии в бытовом секторе, газификацию целых регионов, средних и малых населенных пунктов в сельской местности.

Национальная программа по защите окружающей среды от вредных воздействий энергетики. Цель программы - снижение в несколько раз выбросов газов в атмосферу, прекращение сброса вредных веществ в водоемы

Национальная программа поддержки обеспечивающих ТЭК отраслей предусматривает развитие энергомашиностроения, улучшение подготовки специалистов.

Газоэнергетическая программа "Ямал" предусматривает развитие газовой промышленности, рост производства конденсата и углубление нефтепереработки, реконструкцию электроэнергетики и системы теплоснабжения.

Программа освоения Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции предполагает создать новый нефтегазоперерабатывающий регион с годовой добычей 60-100 млн. т нефти, 20-50 млрд м газа, мощную нефте - и газоперерабатывающую промышленность.

Программа повышения безопасности и развития ядерной энергетики предусматривает использование компонентов ядерного оружия в электроэнергетике, создание более безопасных реакторов для АЭС.

Программа создания Канско-Ачинского угольно-энергетического комплекса ориентированного на экологически приемлемое и экономически эффективное использование бурого угля для производства электроэнергии в огромном регионе России - от Урала и Поволжья до Приморья на востоке.

Программа альтернативного моторного топлива предусматривает крупномасштабный перевод транспорта на сжиженный газ.

Программа использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. При вводе мировых цен на энергоносители независимое энергоснабжение коттеджей, ферм и даже отдельно стоящих городских домов становится экономически выгодным.

2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой сложную систему - совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. Это касается тепловой и электрической энергии.

В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная) - добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители. Эти подсистемы тесно связаны с энергомашиностроением, электротехнической атомной промышленностью и со всеми отраслями - потребителями топлива и энергии. Через гидроэнергетику осуществляется связь ТЭК с водным хозяйством страны.

ТЭК - важнейшая структурная составляющая экономики России, один из ключевых факторов роста производительности труда, жизнедеятельности производительных сил и населения страны Он производит около 30% промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает примерно 50% ее экспортного потенциала. Основные фонды ТЭК составляют 1/3 производственных фондов страны.

Потребление ТЭР в районах западной зоны России, где сосредоточен основной промышленный потенциал (80%), составляет более 70%, в то же время по условиям размещения ресурсов добыча (производство) наиболее экономичных видов органического топлива осуществляется за счет восточных районов, на долю которых приходится более 2/3 суммарной добычи ТЭР по стране.

Рост добычи ТЭР в малоосвоенных и удаленных; районах страны вызвал опережающее развитие инфраструктуры: трубопроводного транспорта, сетевого хозяйства, электроэнергетики.

В последние годы ТЭК как ведущий сектор российской экономики смог содействовать ее стабилизации. Комплекс по-прежнему обеспечивает более 50% всех валютных поступлений от экспорта топлива и более половины налоговых платежей.

Рассмотрим отрасли ТЭК:

Топливная промышленность. (Топливно-энергетический баланс в настоящее время можно охарактеризовать как нефтегазовый - если в СССР доля нефти и газа не превышает 20%, то в настоящее время составила чуть более 80%, а доля угля снизилась до 15%),

Угольная промышленность. При складывающихся мировых и внутренних ценах на уголь и усилении требований к его качеству на мировом рынке есть оснований прогнозировать существенное увеличение экспорта российского угля,

Нефтедобывающая промышленность в последние годы успешно развивается, этому способствует рыночная конъюнктура, а также инвестиции крупных международных нефтеперерабатывающих корпораций,

Нефтеперерабатывающая промышленность. Главные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности за последние годы - это укрепление и комбинирование мощностей по первичной переработке нефти, внедрение оборудования крупнотоннажных комплексов по намечаемому углублению процессов переработки до 82-84%, что позволит сократить объем производства мазута и значительно увеличить производство светлого моторного топлива, нефтехимической продукции для органического синтеза и полимерной химии,

Газовая промышленность. Это быстроразвивающаяся отрасль ТЭК. Главное достижение отрасли - это создание крупнейшего Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, обеспечивающего более 80% всей добычи природного газа. Исключительно важным направление газовой промышленности признано развитие отраслей качественных высокоэффективных видов жидкого и газообразного топлива для нефтехимии. Предусматривается ускорить дальнейшую газификацию сельской местности всех районов. Особую важность проблема газификации сел и городов приобретает в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока Намечено использование газа как моторного топлива, реконструировать существующие и строить новые электростанции в городах и селах страны Помимо Западной Сибири важную роль в газоснабжении потребителей будут играть Уральский и Поволжские районы России.

3. Потребности национального хозяйства в топливе и энергии зависят от динамики экономики и от интенсивности энергоснабжения. Разработанная и утвержденная Правительством РФ "Энергетическая стратегия России" опирается на методы ситуационного анализа, определяет цели, приоритеты, направления и средства структурной, региональной, технологической политики развития ТЭК страны, исходя из общих интересов национальной экономики и социальных приоритетов энергосбережения потребителей. Она ставит целью в перспективе достичь среднеевропейских по уровню потребления и экологической безопасности условий жизни населения, делая упор на комплексный подход к проблемам энергообеспечения регионов России:

Определение объемов производства с учетом платежеспособного спроса на продукцию и его роста;

Инвестиционные программы с акцентом на источники финансирования;

Ценовая и налоговая политика;

Разгосударствление, изменение в структуре управления;

Взаимодействия между Россией и странами СНГ, российскими и иностранными инвесторами;

Предложения по совершенствованию законодательства.

В рамках "Энергетической стратегии России" координируются федеральные и региональные общественные и хозяйственные интересы, а предлагаемые количественные оценки имеют обоснованный прогнозный характер.

Был принят закон об энергоснабжении, определяющий принципы и механизмы энергосберегающей политики:

Программы производства приборов учета и контроля энергопотребления,

Конверсионного производства высокоэффективных газотурбинных и парогазовых энергоустановок.

Региональные программы с солильной ориентацией мероприятий по электропотреблению и энергоснабжению во всех сферах хозяйства

4. Электроэнергетика - это районообразующий стержень, способствующий территориальной организации производительных сил. Важнейшие факторы размещения теплоэнергетики - сырьевой и потребительский.

Энергетическая стратегия России предусматривает дальнейшее развитие электрификации за счет экономически и экологически обоснованного использования ТЭС, АЭС, ГЭС и нетрадиционных возобновляемых видов энергии, повышение безопасности и надежности действующих энергоблоков АЭС первого и второго поколений, освоение энергоблоков АЭС третьего поколения повышенной безопасности, включая реакторные установки малой мощности.

Структурная политика в области энергетики предусматривает:

Широкое использование как традиционных, так и новых энергетических ресурсов,

Интенсификацию освоения местных энергоресурсов для ГЭС,

Кратное увеличение использования в первую очередь возобновляемых ресурсов солнечной, приливной, ветровой энергии, биогаза,

Увеличение доли природного газа в суммарном производстве ТЭР, расширение его использования в экологически неблагоприятных районах и для газификации села,

Приоритет глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья,

Повышение качества углепродуктов, наращивание угледобычи,

Рост добычи нефти в Западной Сибири,

Формирование новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Региональная энергетическая политика сочетает естественное стремление регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями (электрической и тепловой энергией, моторным и бытовым топливом) с сохранением единства ТЭК России как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции страны. Для этого необходимо развивать единые федеральные энергетические системы (электроэнергическую, газо- и нефтеснабжающую), совершенствовать действующие и создавать новые межрегиональные и межотраслевые топливно-энергетические связи и базы.

Техническая политика в области энергетики ориентируется на:

Коренное повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования топливно-энергетических ресурсов,

Отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения и эффективную деконцентрацию источников энергии с приближением их к потребителям,

Экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей,

Разработку качественно новых технологий и технических средств для устойчивого развития энергетики: строительство экологически чистых угольных и безопасных атомных электростанций, создание эффективных технологий использования новых источников энергии, разведки, добычи и переработки углеводородного сырья.

Тема 8. Металлургический комплекс РФ. Химический комплекс РФ

1. Черная металлургия России отличается исключительно высокой степенью производственной концентрации. Основная часть железной руды добывается на крупных карьерах и рудниках, мощностью многие миллионы тонн каждый, а в металлургическом переделе большую часть металла дают крупные металлургические комбинаты полного цикла. Современная география черной металлургии характеризуется продолжающимся процессом территориального разобщения центров добычи металлургического сырья и топлива и районов размещения металлургических предприятий. Так, например, железная руда, добываемая в Курской магнитной аномалии или на Кольском п-ове, полностью вывозится в другие районы страны. Такие крупные металлургические предприятия, как Череповецкий и Липецкий, полностью работают на привозном сырье и топливе. Высока и территориальная концентрация отрасли: почти 4/5 всей продукции отечественной черной металлургии приходится на три ее основные базы - Уральскую, Центральную и Сибирскую.

2. Черная металлургия - одна из важнейших отраслей индустрии. Ее продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства и находит широкое применение во многих отраслях хозяйства.

Черная металлургия включает добычу руд черных металлов, процессы их обогащения и агломерации, производство огнеупоров, добычу нерудного сырья, необходимого для металлургического передела, коксование угля, сам металлургический передел (производство чугуна стати, проката и ферросплавов), производство метизов промышленного назначения и вторичную обработку черных металлов. Таким образом, собственно металлургический передел обеспечивается целым рядом смежных и вспомогательных производств, необходимых для нормального функционирования всех производственных звеньев процесса получения черных металлов.

Старение основных фондов отрасли в последнее десятилетие сопровождалось повышением удельных расходов топливно-энергетических и материальных ресурсов, падением производительности труда, ухудшением качества готовой продукции, стремительным ростом затрат на ремонтные работы, значительно превысившими общий объем капитальных вложений на реконструкцию и обновление оборудования.

Черная металлургия России явилась основной "наследницей" згой отрасли Советского Союза. В 90-х гг. на ее долю приходилось 45% общесоюзной добычи железной руды, 54% производства стали, 57% проката черных металлов и 61% стальных труб, выпушенных отечественной промышленностью. Наименьший объем производства в черной металлургии России пришелся на 1994 г., но уже следующий год принес оживление практически во все основные производства отрасли и начался ее подъем.

Несмотря на пережитый в ходе рыночных реформ отраслью глубокий кризис, Россия остается одним из крупнейших в мире производителей черных металлов. В процессе кризиса произошло существенное улучшение отраслевой структуры отечественной черной металлургии, усилился приток капиталовложений в техническою реконструкцию производственной базы отрасти, в основном иностранных. Однако наибольшую роль в обновлении черной металлургии сыграл демонтаж в процессе сокращения производства значительной части устаревшего оборудования.

Уральская база. В середине 90-х гг. на нее приходить большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1/5 - руд железных, около половины - чугуна стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемых в России. Основная часть железной руды базы добывается в Свердловской области на Качканарской группе месторождений и в Орско-Халиловских рудниках, где добывают и почта все отечественные хромиты. Марганцевые руды в крайне ограниченных масштабах добывают на Среднем Урале.

Более 80% выплавки чугуна, стали, ферросплавов и большую часть уральского проката дают четыре крупных металлургических комбината, построенных в годы социалистической индустриализации: Магнитогорский-крупнейший в России, Нижнетагильский, Челябинский и Новотроицкий. Кроме того, имеется и ряд старых, сравнительно небольших металлургических заводов. Многие из них выпускают высококачественный металл, нередко используя для этого дорогой, но зато малосернистый древесный кокс. Наиболее значительные из них - Серовский, Чуковской, Ижевский и Златоустовский заводы. Качественный профиль уральской металлургии зависит от специфики местных сырьевых ресурсов. Урал - единственное место в стране с выплавкой природно-легированных сталей.

К важным преимуществам Уральской базы черной металлургии можно отнести:

Высокую территориальную концентрацию основных производственных фондов;

Наличие самого многочисленного в стране контингента высококвалифицированных металлургов;

Широкую сеть средних и высших учебных заведений, готовящих квалифицированные кадры для отрасти:

Большое число научно-исследовательских и проектных организаций металлургического профиля:

Наличие крупного местного потребителя черных металлов в лице высокоразвитого, преимущественно металлоемкого машиностроения, одновременно снабжающего отрасль необходимым оборудованием;

Обилие в районе металлолома, являющегося серьезным подспорьем в пополнении сырьевой базы черной металлургии.

Но существуют и недостатки, сдерживающие дальнейшее развитие Уральской базы черной металлургии, это: узость местной топливно-энергетической базы и в первую очередь отсутствие собственных коксующихся углей; несоответствие доли Урала в общероссийских запасах и добыче железной руды его доле в отечественном производстве черных металлов; напряженный водный баланс; устаревшее производственное оборудование отрасли. Коксующийся уголь завозится на Урал из Кузбасса и Караганды, железная руда - из соседней Кустанайской области Казахстана и Курской магнитной аномалии, хромиты - из Актюбинской области Казахстана, а марганец - из Украины и Грузии.

По имеющимся прогнозам, и в перспективе Уральская база останется основной базой черной металлургии России с преимущественной специализацией на производстве массовых рядовых марок металла, ферросплавов и труб для магистральных газопроводов.

Центральная база черной металлургии располагается на территории Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов. Здесь, в Центральном экономическом районе, находится крупнейший железорудный район России, обеспечивающий 45% общероссийской добычи железной руды. Основная часть руды добывается в карьерах Белгородской и Курской областей, однако наиболее ценные руды с высоким содержанием железа залегают в более глубоких горизонтах и отрабатываются рудниками подземной добычи.

Масштабы развития металлургического передела в Центральной базе замелю скромнее уральских (22% чугуна, 16% стали, 17% готового проката и 15% труб общероссийского производства). Большая часть чугуна и стали Центральной базы производится на одном из крупнейших в стране и современном в технологическом отношении Новолипецком металлургическом комбинате. В Старом Оскале находится единственный в России, построенный по немецкой технологии металлургический завод, где из железорудного концентрата методом химического восстановления получают железо, а затем электросталь, минуя стадию производства чугуна Этот прогрессивный способ металлургического передела не требует кокса и обладает низкими нормами водопотребления, что исключительно важно в Центрально-Черноземном экономическом районе, испытывающем дефицит пресной воды и не обладающем собственными ресурсами топлива.

Из других предприятий металлургического передела выделяются Косогорский чугунолитейный и Новотульский металлургический заводы, а также сталелитейный завод "Электросталь" в одноименном городе Подмосковья. В городе Орел функционирует крупный сталепрокатный завод. Заметно уступают им по своей мощности Кулебакский, Выксунский и Омутнинский заводы Волго-Вятского экономического района, специализирующиеся на выпуске высококачественных специальных сталей для машиностроения. Большое развитие в Центральной базе черной металлургии получила малая металлургия - производство черных металлов и их сплавов, а также изготовление проката в металлургических цехах машиностроительных заводов Центра и Волго-Вятского района.

Основное преимущество Центральной базы черной металлургии заключается в расположении ее на территории крупнейшего в стране железорудного бассейна и в непосредственной близости от машиностроительных центров и других потребителей черных металлов.

Главные недостатки Центральной базы - отсутствие коксующихся углей, напряженный топливно-энергетический баланс и дефицит воды. Наиболее перспективными направлениями дальнейшего развития Центральной базы черной металлургии является форсирование железорудной промышленности как с целью более полного покрытия отечественных, потребностей в ее продукции, так и для расширения экспортных поставок, а также увеличение мощности металлургического передела на основе передовой технологии Старо-Оскольского металлургического завода и развитие малой металлургии.

Сибирская база черной металлургии - самая молодая база, сформировавшаяся на территории Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. Ее основу составляет Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибирский завод-оба полного цикла, расположенные в Кузбассе. Заметно уступают им Гурьевский (Кузбасс), Новосибирский, Красноярский и Петровско-Забайкальский сталелитейные заводы.

Сырьевой базой черной металлургии Сибири служат железорудные месторождения Приангарья, Минусинской котловины и Горной Шории. технологическим топливом - кокс, полученный из высококачественных кузнецких углей. Сибирская база черной металлургии лучше других баз страны обеспечена всем, что требуется отрасли. Здесь в избытке и сырье, и высококачественное топливо, и пресная вода, но большая удаленность от основных центров потребления металла, расположенных, в европейской части страны, сдерживает развитие этой базы.

Наиболее крупное и современное предприятие черной металлургии, расположенное за пределами трех основных баз, - Череповецкий металлургический комбинат. Это современное по своему оборудованию предприятие в качестве сырья использует руды Ковдорского и Оленегорского месторождений Кольского полуострова и Костомукшского рудника Карелии

Для цветной металлургии России характерен длительный и глубокий спад производства по многим видам номенклатуры. В большей пепсин это коснулось выпуска рафинированной меди, никеля и титана. Но наиболее значительно сократилось производство проката цветных металлов, что связано с падением спроса на них со стороны оборотного комплекса. Вместе с тем отмечается некоторый рост производства алюминия и свинца, поскольку на эти металлы имеется спрос на мировом рынке.

За рамками научного интереса политической регионалистики. В политической регионалистике регион следует рассматривать в узком и широком смысле этого понятия. В узком смысле политический регион - это административная единица первого субнационального уровня. Из этого ни в коем случае не следует, что политическая регионалистика занимается только административным делением государства. Политико- ...

И социологическая проблема."19 Следовательно, для понимания сущности региона как сложного объекта необходима реализация всестороннего, целостного подхода. Основания регионализации. Конец двадцатого века актуализировал проблемы регионализации. Послевоенная Западная Европа столкнулась с требованиями национальных меньшинств на предоставление культурной автономии, включающей в себя развитие языка, ...