Рынок труда: сельская занятость. Состояние рынка труда и занятости в сельской местности

Отдельного внимания заслуживает такой вопрос, как занятость на селе и сельский рынок труда. Он имеет свои особенности:

рассредоточенность рабочих мест (и рабочей силы) и недостаточность их территориальной доступности

ограниченность несельскохозяйственных видов деятельности и сфер приложения труда

отдаленность служб занятости и слабая информированность сельского населения о наличии вакансий

низкая горизонтальная (село-село) и вертикальная (село-город) мобильность рабочей силы .

Исходя из вышеназванных причин проблема сельской занятости стоит в нашей стране очень остро. Из-за того, что на селе нет альтернативной занятости, а в оставшихся колхозах заработная плата мала и нерегулярна, люди вынуждены вести свое личное подсобное хозяйство (ЛПХ), либо оставаться на предприятии за крайне низкую зарплату, которая едва выше пособия по безработице. К 2009 году в собственном хозяйстве было занято около 5 млн. человек, однако, несмотря на тот факт, что такая форма хозяйствования характеризуется низкой степенью механизации и преобладанием ручного труда, именно товарные хозяйства населения производят наибольшую долю картофеля и молока, овощей (Рисунок 2.2, Рисунок 2.3). Многие занятые в потребительских ЛПХ по величине получаемых доходов находятся на уровне безработных. Видимо, по этой причине органы статистики не включают их в категорию "занятые в экономике", но не считают и безработными, относя их к экономически неактивному населению. Фактически, тем самым они лишены какой бы то ни было государственной поддержки и социальной защиты.

Рисунок 2.2 - Поголовье птицы на убой по категориям хозяйств (в % от общего объема производства в хозяйствах всех категорий)


Усугубляется ситуация с безработицей и притоком иностранной рабочей силы и развития аграрного рынка стран СНГ. В ближайшей перспективе российское село будет испытывать мощное давление со стороны других государств Содружества, мобильность населения которых подхлестнется продолжающимся развалом крупнотоварного аграрного сектора.

Трудовая миграция из стран СНГ в основном носит нелегальный характер. По разным оценкам, в сельской местности России занято до 1 млн. работников из стран СНГ (примерно 7% общей численности занятых в сельской экономике) .

В настоящее время отечественные сельхозпредприятия и фермеры интенсивно используют сезонную рабочую силу из Украины, Молдавии, Таджикистана и других стран Содружества на не требующих квалификации трудоемких работах в растениеводстве (на обработке и прополке посевов сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника и др.).

Этот вопрос имеет для села принципиальное значение. Аграрное перенаселение, наблюдающееся в Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Киргизии, Азербайджане, представляет потенциальную угрозу экономической, социальной и политической стабильности для них самих, и для России - вследствие относительной открытости ее границ.

Сельское население трудоспособного возраста в РФ за последний период с 1992 по 2005 г. увеличилось на 2464 тысяч человек (12,3%). Но до 1998 г. численность занятых снижалась, а численность безработных и экономически неактивного населения росла. Позже ситуация с занятостью и безработицей несколько улучшилась. Однако в связи со значительным ростом трудоспособного сельского населения и предложения рабочей силы напряжение на сельском рынке труда остается высоким. Недостаток рабочих мест и неразвитость несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности обусловили опасную тенденцию увеличения экономически неактивного населения. За период с 2000 по 2005 г. экономически неактивное население увеличилось на 926 тысяч человек (21%) .

В период с 2000 по 2007 г. г. занятость сельского населения в трудоспособном возрасте стабилизировалась на уровне 56%, причем занятость в половом разрезе выше среди мужчин, чем женщин (Таблица 2.2)

Таблица 2.2 - Экономически активное сельское население в возрасте 15-72 года (в %)

По регионам РФ уровень занятости сельского населения резко колеблется: от крайне низкого (20%) в Республике Ингушетия до достаточно высокого (65 - 72%) - в Магаданской и Кировской областях. В 50 регионах показатель занятости остается ниже среднего уровня.

Вместе с этим происходит сокращение численности занятых в коллективном секторе сельского хозяйства, что обусловлено его кризисным состоянием. Так, численность занятых в сельском хозяйстве за период с 2001-2005 г. г. уменьшилась почти на 460 тысяч человек, удельный вес их в общей численности занятых в сельской экономике за те годы снизился с 39 % до 35 %.

Таблица 2.3 - Занятое население по отраслям сельской экономики (ноябрь)

Всего занято

в т. ч. в отраслях

промышленность

сельское и лесное хозяйство

транспорт и связь

строительство

торговля и общественное питание

заготовки

Необходимо добавить, что возрастные характеристики сельского населения заметно ухудшаются. Так, средний возраст занятых повысился с 38,8 до 39,5 лет, доля молодежи практически не изменилась, а лиц в возрасте старше 50 лет возросла на 3,6 %

Среди экономически неактивного населения преобладает молодежь до 20 лет. В данной возрастной группе в 2004 году только 1,8 млн. человек являлись учащимися дневной формы обучения, остальные, численностью около 1 млн. человек, не работают и не учатся (Таблица 2.4) .

Таблица 2.4 - Возрастная структура экономически неактивного сельского населения (по состоянию на ноябрь 2005г)

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что численность сельского населения падает, стремительно падает также занятость населения в сельском хозяйстве, люди вынуждены вести своё личное хозяйство, которое, в большинстве случаев, является низкодоходным или уезжать в город в поисках работы. Однако людей, ведущих своё хозяйство, не принято считать безработными, следовательно, пособия по безработице им не выплачиваются, что значительно усугубляет ситуацию и делает крестьян социально незащищенными.

Занятость в сельской местности -- это одно из необходимых условий как роста эффективности в аграрном секторе, так и со-кращения феномена сельской бедности.

Доходы сельских домохозяйств от неаграрной занятости растут во всем мире. Несельскохозяйственные источники занимают около 40--45% доли доходов в сельской местности в Латинской Америке и странах, южнее Сахары, 30--40% в Южной Азии и 40--50% в странах Центральной и Восточной Европы. В странах ОЭСР несельскохозяйственные доходы фермеров уже преобладают над сугубо сельскохозяйственными доходами.

При исследовании несельскохозяйственной занятости в сельской местности встает проблема ее определения.

В мировой литературе несельскохозяйственная занятость -- это, вообще говоря, занятость вне собственной фермы. Различия в подходе к определению в литературе -- это включение или не включение в это определение занятости в сельском хозяйстве вне собственной фермы, а также отнесение или не отнесение к сельскому хозяйству таких видов экономической деятельности как рыболовство и охота.

Для России, как и большинства других постсоциалистических стран, понятие альтернативной занятости должно, по-видимому, определяться несколько иначе.

В чем смысл этого понятия применительно к транзитному сельскому хозяйству? Рост производительности труда в аграрном секторе ведет к снижению спроса на сельскохозяйственный труд вообще, к росту спроса на квалифицированную рабочую силу. Поэтому маргинальные работники должны найти себе альтернативные источники дохода. С этой точки зрения и подойдем к определению альтернативной занятости в нашей работе.

Во-первых, в отличие от прочих стран в посткоммунистических странах в селе преобладает наемный, а не семейный труд в рамках собственного фермерского хозяйства. Если в классическом аграрном секторе работа в найме на чужой ферме --занятость, то в постколлективной деревне ситуация обратная: столкнувшись с падением заработной платы в своем сельхозпредприятии или даже с увольнением, работник в большинстве случаев (как это было показано выше на примере России) вынужден вести собственное (подсобное или коммерческое) хозяйство, производить ту же аграрную продукцию, что и крупное предприятие, только, как правило, с более низкой производительностью. Поэтому альтернативная занятость в данном случае не может быть определена как занятость вне собственного предприятия.

Во-вторых, ЛПХ вообще -- это не альтернативная занятость, это та же занятость в сельском хозяйстве, только в другой форме. Если работник, уйдя из крупного сельхозпредприятия, специализировавшегося на производстве молока, в своем хозяйстве также производит молоко, то это не альтернатива в том смысле, что это молоко попадает на тот же рынок. Даже если этот работник не продает молоко, а потребляет его внутри своей семьи, то на эту часть сокращается общий спрос на молоко на соответствующем рынке. Однако, если он начинает производить, например, козий пух или ягоды, или откармливать гусей или свиней, то в данном конкретном случае возникает некая альтернатива. Эти продукты поступают на нишевый рынок, который либо уже существовал, либо был создан этим производством. Даже несмотря на то, что эта деятельность также аграрная, но она альтернативна по сравнению с той, в которой возник переизбыток труда.

В-третьих, не вся несельскохозяйственная занятость в сельской местности может рассматриваться как альтернативная. Так, есть некие инвариантные виды занятости, спрос на труд в которых не зависит (по крайней мере, непосредственно) от ситуации на рынке сельскохозяйственного труда. Это занятость в сфере социальных услуг -- медицине, образовании, социальных службах, а также в государственном и муниципальном управлении. Безусловно, спрос на эти услуги зависит от численности населения, которая, в свою очередь, в сильной мере зависит от эффективности основного, селообразующего предприятия, как правило -- сельскохозяйственного. Но возможности абсорбировать избыточный сельскохозяйственный труд в этих сферах занятости очень и очень лимитированы. Поэтому эти сектора не следует включать в понятие альтернативной занятости.

Определим занятость сельского населения в трудоспособном возрасте несельскохозяйственными видами экономической деятельности за исключением социальных услуг и государственного и муниципального управления, а также нишевыми видами сельскохозяйственной занятости. Очевидно, что такая занятость может быть постоянной и временной, может быть основной и дополнительной, формальной и неформальной. Как было определено выше, основная проблема сельского рынка труда -- это необходимость резкого повышения производительности аграрного производства при поддержании уровня занятости и росте общих доходов в сельской местности. С этой точки зрения наиболее важна постоянная и формальная альтернативная занятость.

В таком аспекте проблема сельской занятости в России не изучалась. В основном исследования посвящены структуре доходов сельского населения и выявлению несельскохозяйственных источников. Эти исследования показывают, что помимо ЛПХ сельское население подрабатывает предоставлением услуг односельчанам -- строительство, вспашка огородов, транспорт, сбор и реализация дикоросов (грибов, ягод, лекарственных трав, кореньев), охота и рыболовство, сдача в наем жилых и нежилых помещений. В последние годы появилось такое явление как сельский туризм, который включает в себя комплекс услуг -- сдачу жилья в наем, предоставление полного или частичного пансиона, развлекательные услуги (катание на лошадях, баня, охота, демонстрация этнических традиций и пр.). Пока в подавляющем числе случаев эта деятельность является дополнительной, временной и неформальной.

В литературе определяют две группы факторов, оказывающих влияние на несельскохозяйственную занятость. Это факторы спроса и факторы нужды. Факторы спроса описывает ситуацию, когда для занятых в сельском хозяйстве появляется выгодная возможность занятости в несельскохозяйственном секторе. Фактор нужды описывает ситуацию, когда недостаточные доходы в сельском хозяйстве заставляют искать другой дополнительный низко оплачиваемый источник в несельскохозяйственном секторе. Иными словами сельское население переключается на неаграрные виды деятельности под давлением двух факторов: либо спрос на результаты этой деятельности ведет к росту доходов от нее сверх уровня дохода от сельского хозяйства, либо население ищет возможные дополнительные источники дохода в условиях нужды.

Описанные выше виды занятости в селе чаще всего развиваются под влиянием факторов нужды, но определенная институционализация этих видов деятельности все же происходит.

Интерес представляет не только доля альтернативной занятости в общей сельской занятости, но является ли эта занятость вынужденной формой выживания семей, или она мотивируется факторами спроса. Имеющиеся исследования не дают представления о том, в какой мере развитие новых видов альтернативной занятости вызвано первой, а в какой мере -- второй группой факторов. В определенной степени факторы спроса можно оценить по институциализации новых видов занятости. Так, занятость сельского населения в несельскохозяйственных отраслях, безусловно, с позиции нашего определения -- занятость альтернативная, но по единовременному обследованию трудно оценить тенденции в этих видах занятости: являются ли они традиционными в этой местности или появились как альтернатива аграрному сектору в недавнее время, расширяется или сужается эта занятость.

Очевидно, что возникновение формальных предпринимательских структур, предъявляющих спрос на труд в альтернативных сферах сельской деятельности, может свидетельствовать о возникновении спроса на продукцию и услуги. В этом смысле интересно формирование в стране в целом рынка дикоросов и рынка услуг сельского туризма. В советское время сбором дикоросов занимался Центропотребсоюз со своими региональными отделениями, развитой системой коллекторной сети и переработки. В годы реформ данная система утратила эту функцию, хотя в отдельных регионах потребсоюз продолжает заниматься сбором дикоросов у населения. Однако на месте этой системы возникают новые коммерческие структуры, организующие эту деятельность в национальном масштабе или в масштабах региона. Эти компании имеют развитую производственную структуру и предъявляют устойчивый спрос на дикоросы, предоставляя тем самым стабильный спрос на поставки для сельского населения соответствующих территории

Проблема занятости и безработицы – одна из ключевых в условиях рыночной экономики. Качество жизни и труда сельского населения было и остается для России важнейшим индикатором национального самочувствия и условием экономической, культурной и политической независимости.

На сельском рынке труда по сравнению с городским остро стоят вопросы, связанные с занятостью и безработицей, уровнем доходов и бедностью населения. Уровень бедности сельских жителей значительно выше, чем в городе. Сегодня из 40 миллионов граждан, живущих за чертой бедности, 29,5 миллиона – селяне.

Основными факторами бедности на селе являются высокий уровень безработицы и обесценивание сельскохозяйственного труда. Низкий уровень заработной платы, распространенная натуроплата, активный труд в личном подсобном хозяйстве – все это требует разработки мероприятий по регулированию занятости на селе. К первоочередным проблемами занятости, требующим решения, относятся:

– ухудшение демографической ситуации;

– высокая занятость в личном подсобном хозяйстве;

– низкий уровень развития альтернативных сфер занятости, заработной паты и доходов сельских жителей;

– узость сферы приложения труда в сельском хозяйстве;

– более высокий уровень и продолжительность аграрной безработицы по сравнению с городской;

– низкая конкурентоспособность, слабая профессиональная и территориальная мобильность сельского населения на городском рынке труда;

– высокая доля неформального сектора среди занятых;

– низкая закрепляемость выпускников аграрных учебных заведений в сельской местности;

– недостаточная материальная заинтересованность в аграрной занятости.

Несомненно, что занятость в сельскохозяйственном производстве – это не только экономическая, но и социальная проблема. В целях улучшения ситуации на аграрном рынке труда, достижения и поддержания общего и структурного паритета между спросом и предложением на этом рынке необходимы меры по его развитию.



В целях повышения эффективности используемого труда, формирования рациональной структуры занятости и преодоления безработицы необходим комплекс мероприятий, проводимых на государственном и региональном уровне.

Необходима реализация федеральных и региональных программ занятости, программ социально-экономического развития сельских территорий и развитие системы социального страхования и защиты от безработицы, по снижению дифференциации сельских районов по уровню безработицы, по закреплению молодежи на селе путем предоставления субсидий молодым специалистами, льгот при найме и получении жилья и т.д.

Большую роль в этом должна играть государственная служба занятости населения, в стратегии ее действий значительное место должно отводиться мерам, нацеленным на повышение уровня занятости и качества рабочей силы в аграрном производстве. Прежде всего, акцент необходимо делать на разъяснении для сельских жителей вопросов труда и занятости, в том числе и о профессиях, которые востребованы на рынке труда.

В практике хозяйствования целесообразно осуществление эффективной инвестиционной политики, проводимой на уровне государства и предприятий аграрного производства. Инвестиционную деятельность необходимо осуществлять, используя все многообразие ее источников. В качестве последних следует использовать государственные инвестиционные ассигнования; собственные финансовые ресурсы; заемные и внутрихозяйственные финансовые средства инвесторов; привлеченные финансовые средства инвесторов; прямые иностранные инвестиции; денежные средства, централизуемые ассоциациями и союзами предприятий.

Известно, что доступность информации, разнообразие предоставляемых услуг, возможность оперативного получения ответов помогает многим, впервые обратившимся в службу занятости, находить себе работу без постановки на учет и дополнительной помощи. Эта задача может быть решена путем создания сети консультационных пунктов при сельских администрациях, работающих по графику, путем выезда специалистов службы занятости в деревни и села.

Реструктуризация АПК повлекла за собой не только высвобождение работающих, но и повышение спроса на квалифицированных работников, удовлетворить который можно, закрепляя на селе молодежь. В связи с этим целесообразно шире практиковать профориентационные мероприятия, нацеливающие сельских жителей на участие в сельхозпроизводстве.

В условиях дефицита рабочих мест на селе целесообразно использование гибких форм занятости и самозанятости безработных сельчан в коллективных и частных предпринимательских структурах, в семейных крестьянских хозяйствах и личном подсобном секторе. При этом работу по поддержке и развитию инициативы безработных граждан, постоянно проживающих в сельской местности и желающих организовать собственное дело, нужно строить на взаимодействии центров занятости населения, сельских администраций и руководителей хозяйств.

Существует множество вопросов повышения сельской занятости, которые должна решать местная администрация. К ним следует отнести обеспеченность ЛПХ средствами малой механизации и кормами, выделение пастбищ, сенокосов, поставки молодняка скота и птицы, снабжение семенами, минеральными удобрениями, ядохимикатами и т. д. Повсеместно стоит вопрос о содействии в получении кредитов, в реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в личных хозяйствах, об улучшении их торгово-заготовительного обслуживания.

Нельзя забывать и о привлечении безработного населения к общественным работам. С помощью значительного увеличения объема и перечня видов временных и общественных работ можно достигнуть некоторого снижения уровня безработицы на селе. В сельской местности реальна организация работ, направленных на улучшение санитарно-экологического состояния сел.

Учитывая сезонный характер сельскохозяйственного производства, реалистичным представляется привлечение безработных к сезонным работам. Это лесоохранные и лесовосстановительные работы, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, строительство и ремонт дорог, жилья, коммуникаций.

Для повышения уровня занятости населения сельских районов большой эффект имеет территориальное распределение рабочей силы из трудоизбыточных районов в трудонедостаточные с обеспечением доставки граждан к месту работы и обратно. Возможность осуществления внутренней трудовой миграции важно еще и потому, что она способствует сокращению притока иностранной рабочей силы, привлекаемой для выполнения целого ряда как основных, так и вспомогательных работ.

Реализация и внедрение данных мероприятий позволит сделать сферу сельского хозяйства более привлекательной для населения страны. Также необходима активная государственная политика, направленная на создание и модернизацию рабочих мест, развитие на селе альтернативных видов занятости, малого бизнеса, социальной и инженерной инфраструктуры, формирование мотивации к труду, привлечение квалифицированных работников в эту сферу экономики.

Рынок груда в сельской местности имеет свои особенности. Преж­де всего, он локализован в рамках одного недостаточно крупного насе­ленного пункта. Перечень сфер приложения труда в данном случае незначителен.

Другая особенность рынка труда в сельской местности сопряженность смены работы с необходимостью смены места жительства или профессии. В большинстве случаев люди предпочитают не менять место жительства. Для работников узких профессий, например для специалистов сельского хозяйства, в последнее время открылась новая сфера деятельности – фермерство. Последнее в определенной степени создает возможность альтернативной сферы занятости практически для всех селян.

Наше анкетирование специалистов и работников некоторых массовых профессий села в Шаранском районе РБ дало схожие результаты с предыдущем исследованием и показывает, что большая часть безработных селян не готовы менять место жительства. В то же время достаточно много ответов, показывающих люди не определились. На это, как нам кажется, влияет и то, что на сегодняшний день отсутствует настоящее видение основных направлений реформы социальной сферы села. Так, в селе формируется застойная безработица.

Наименьшая напряженность на рынке труда наблюдается для трактористов, водителей автомобилей, наивысшая – для бухгалтеров, воспитателей детского сада и т.д. Причем напряженность труда для данных категорий работников не имеет особых отличий от общереспубликанских показателей, учтенных с включением городских поселений. Наконец, особенностью рынка труда в сельской местности является высокий уровень занятости в личном подсобном хозяйстве. В 2011 г. число лиц, занятых только в личном подсобном хозяйстве, превысило 94 тыс. чел., что составило 27% общей численности занятых в сельском хозяйстве.

Наше обследование показало, что лица, занятые в личном подсоб­ном хозяйстве, все же периодически вовлекаются в работы на сельскохо­зяйственном предприятии, реже - в фермерские хозяйства. При этом 72 % опрошенных ответили, что груд в фермерских хозяйствах на условиях поденной работы оплачивается лучше, чем в бывших колхозах и совхозах.

Обобщая анализ рынка труда в сельской местности можно отметить:

  • меньшую занятость в рабочих местах, обеспечивающих оплату труда на уровне большем или равном, чем в других отраслях экономики;
  • высокий уровень самозанятости в неформальном секторе экономики (личное подсобное хозяйство);
  • высокий уровень напряженности по массовым рабочим профес­сиям;
  • высокую долю застойной безработицы;
  • высокую долю в предложении труда лиц старших возрастов;
  • большой потенциал оттока трудоспособной молодежи в города;
  • низкий уровень регулирования рынка труда.

Социальное переустройство села предполагает наличие механизма перераспределения рабочей силы между городом и деревней. Поскольку масштабы предстоящего оттока из села России могут быть колоссальными (чистый отток в пределах 1 млн. чел. ежегодно по нашей оценке), нужен механизм его регулирования. В будущем следует ожидать, что доля занятости в сельском хозяйстве страны не очень будет отличаться от условий Канады, Швеции и других стран со сходными природными условиями. На этом предположении зиждется наш расчет возможного оттока.

Активные меры в политике занятости означают создание новых рабочих мест в отраслях, которые обеспечивают конкурентоспособную продукцию.

Что касается сельского хозяйства России, успешное развитие отрасли требует решение проблемы «излишков» рабочей силы. В этом направлении считаем возможным установление квот для отдельных горо­дов и сельских районов по прибытию и убытию организованных мигрантов. При переселении в города в пределах установленных квот должны быть установлены для сельских районов с учетом землеобеспечения, для городов исходя из размера централизованных капитальных вложений, льгот по налогообложению, установленных за счет поступлений в вышестоящие бюджеты.

Еще один вопрос, требующий своего решения - соотношение работодателей и работающих по найму или формирование в сельской ме­стности классов, адекватных капиталистическому способу производства. Прежде всего, класса собственников. Именно такая социальная страти­фикация сегодня выходит на передний план взамен внутриклассовых отношений. Раздел земли по душевому признаку приведет к тому, что в селе не будет ни одного полноценно развивающегося хозяйства. В этих условиях более 90 % хозяйств - просто не будут иметь никакой техники.

Жизнеспособными могут стать только крестьянские хозяйства на базе коллективной собственности, созданные на базе первичных подразделений бывших колхозов и совхозов. И в этом случае возникают проблемы, связанные с рациональным использованием земли, техники, полученной продукции, внутриколлективными отношениями.

Анализ стратегии повышения экономического благополучия насе­ления но данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения свидетельствует о том, что инновационные стра­тегии (рудовой активности оказались доступны достаточно ограничен­ному числу граждан. Это характерно и для Башкирии. По результатам нашего опроса:

  • стали успешно заниматься предпринимательской деятельностью 4 % респондентов в возрасте старше 16 лет, в то же время имеют значи­мый доход от дополнительной занятости - 6,4 % (78 % от общего числа тех, кто имеет дополнительную работу);
  • успешно организовали собственное дело - 2,2 %:
  • поменяли работу, и это помогло преодолеть бедность - 6.4 %;
  • перешли работать на частное предприятие с высокой оплатой труда - 4,8%.

При этом 10,2 % опрошенных нашли более полную реализацию своего трудового потенциала в личном подсобном хозяйстве, что нельзя рассматривать как инновационную трудовую деятельность. Более двух третьих опрошенных вообще не смогли предпринять что-либо для преодоления порога бедности.

Если проанализировать, доходы тех, кому удалось найти дополни­тельную работу, то наблюдается следующая картина: 42 % продолжали получать индивидуальные доходы ниже прожиточного минимума и 61 % имели доходы на душу населения выше прожиточного минимума.

Вторичная занятость, являясь одной из активных моделей адапта­ции к новым экономическим условиям, доступна далеко не всем работ­никам, особенно в городе. В сельской местности занятость в ЛПХ, если не увеличивает реальные доходы населения, не может быть признана дополнительной занятостью в экономическом смысле слова. На наш взгляд, в данном случае происходит лишь трансформация доходов, на­пример денежного дохода в натуральный, что обусловлено недостаточным доступом селян на рынки товаров и услуг. Большинство работающих хотели иметь дополнительную занятость, но они имеют ограничения, связанные либо с состоянием здоровья, либо с возможностями доступа на рынок вторичной занятости, либо с режимом занятости оплачиваемой и неоплачиваемой (домашней) работой, и только около 11% работающих не ищут дополнительную работу потому, что им достаточно имеющихся доходов. Работники, занятые на одном рабочем месте, согласно результатам нашего опроса не имеют дополнительной занятости по следующим причинам:

1) достаточно имеющихся доходов - 11%;

2) режим работы не позволяет иметь дополнительную занятость – 62%;

3) не хватает сил и здоровья для дополнительной занятости – 26%;

4) высокая загруженность домашними делами – 12%;

5) не смогли найти дополнительную работу по специальности – 22%;

6) не смогли найти никакой дополнительной работы – 41%.

На дополнительной работе или приработках трудовые отношения и вопросы оплаты труда гораздо чаще оформляются на основе устной договоренности. По результатам же нашего исследования трудовые отношения оформлены на основе устной договоренности:

  • на основной работе – 6%;
  • на второй работе – 22%;
  • на третьей работе – 38%
  • на нерегулярных приработках – 69%.

В структуре занятого населения по отраслям экономики на дополнительной работе лидирующее положение занимает промышленность – 19,1%, затем следуют образование – 16,9%, торговля и общепит – 16%, строительство – 9,2%, здравоохранение – 8,4%. Лидерами женской дополнительной занятости традиционно остаются: образование – 25,9 %, где – доля женщин, имеющих вторичную занятость, превышает соответствующую долю мужчин в 3,1 раза: торговля и общественное питание -17,9 %; здравоохранение и социальное обеспечение - 22,8 %. Мужская вторичная занятость преобладает в промышленности - 22,8 % и строи­тельстве - 14,1 %.

Среди имеющих дополнительную работу самую большую группу по профессиональному статусу образуют квалифицированные работни­ки, удельный вес которых среди всех занятых на дополнительной работе составляет 28%. С небольшим отрывом за ними следуют специалисты высшего уровня квалификации, доля которых составляет 22,9 %, затем квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строитель­ства, транспорта, связи – 13,8%, специалисты среднего уровня квалификации -12,1%. Несущественный разрыв в значениях этих показателей наводит на мысль о том, что необходимость подрабатывать имеет слабое отношение к профессиональному статусу работника. Можно предположить, что основным мотивом дополнительной занятости и в данном случае выступает в целом низкий уровень доходов, который практически в равной степени не удовлетворяет как специалистов группы высшего уровня квалификации, так и неквалифицированных работников. Стало быть, сегодня вторичная занятость широко распространена, доходы от нее не являются значимыми для бюджета семьи. Вместе с тем дополнительная занятость продолжает регулироваться устаревшими правовыми нормами, которые способствуют преобладанию в данной сфере неформальных трудовых отношений.

Наши исследования показали, что наибольшие значения положительных от­ветов на вопрос о полноте реализации трудового потенциала среди ра­ботающего сельского населения характерны для работников бюджетных отраслей и руководителей хозяйств. При этом около трети рабочих, за­нятых на конно-ручных работах, показывают, что они реализуют свой трудовой потенциал меньше, чем на 50%. Среди механизаторов этот показатель составляет 28% (см. табл.1).

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос о полноте реализации трудового потенциала (в % к общему числу опрошенных)

Сфера занятости

Реализуют свой потенциал

Отказались отвечать

Руководитель хозяйства

Специалист

Механизатор

Оператор машинного доения

Работник бюджетных отраслей

Как видно, наиболее высокие показатели положительных ответов характерны для работников, чей труд, строго регламентируется (работ­ники бюджетных отраслей, операторы машинного доения) или имеет творческое содержание (руководители хозяйств, специалисты).

Представляют интерес ответы респондентов на вопрос о причинах неполной реализации трудового потенциала (см. табл.2). Среди ответов преобладают указания на отсутствие стимулов. На отсутствие стимулов как на причину неполной реализации потенциала показали 58% рабочих, занятых на конно-ручных работах, 53% механизаторов, 50% операторов машинного доения, 47% работников бюджетных отраслей, 41% специалистов, 36% руководителей хозяйств.

На плохую организацию труда как на причину неполной реализации трудового потенциала показали 28% работников бюджетных отраслей, 21% механизаторов, 17% специалистов, 9% операторов машинного доения и только 8% руководителей хозяйств (см. табл.2).

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос о причинах неполной реализации трудового потенциала (в % к общему числу опрошенных)

Сфера занятости

Отсутству-ют стимулы

Плохая организа-ция труда

Не имеют должной квалифи-кации

Плохое состоя-ние здоровья

Отказа-лись отвечать

Руководитель хозяйства

Специалист

Механизатор

Рабочий, занятый на конно-ручных работах

Оператор машинного доения

Работник бюджетных отраслей

Отсутствие стимулов и плохая организация труда как причины, обуславливающие неполную реализацию трудового потенциала, связаны друг с другом. Более низкий уровень положительных ответов на эти вопросы со стороны руководителей хозяйств и специалистов объясняется тем, что указанные работники сами призваны обеспечить необходимый уровень материального стимулирования и организации труда.

Низкий уровень положительных ответов на вопрос о причине неполной реализации трудового потенциала с указанием должной квалификации, на наш взгляд. Объясняется тем, что в реформенный период снизился технический уровень производства в отрасли сельского хозяйства. Поэтому снизилась необходимость постоянного обучения и переобучения кадров.

На состояние здоровья как на причину, обуславливающую неполную реализацию трудового потенциала, указали 17% работников бюджетных отраслей, 15% рабочих, занятых на конно-ручных работах, 14% специалистов, 12% операторов машинного доения, 9% механизаторов, 6% руководителей хозяйств.

Результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют, что главным фактором обеспечения полноты реализации трудового потенциала является совершенствование материального стимулирования работников. А это говорит о том, что экономические реформы последнего десятилетия не дали искомых результатов. В качестве причин, обуславливающих данную ситуацию, можно указать:

  • незавершенность аграрной реформы, сохранность прежних отношений собственности по существу без изменения;
  • низкий уровень менеджмента на сельскохозяйственных предприятиях;
  • недостаточная связь между оплатой труда и конечными результатами деятельности предприятий.

Еще один блок вопросов связан с использованием трудовых ресурсов села нашего региона.

Трудоемкость сельскохозяйственного производства на современном этапе его развития определяется уровнем механизации и достигнутыми показателями производительности труда. В конце XX века в сфере сельского хозяйства Республики Башкортостан обозначилось существенное сокращение занятости. В 2000 - 2011 гг. только пашня сократилась на 1 млн. га, поголовье крупного рогатого скота - на треть, свиней - наполовину. Все это не могло не сократить число рабочих мест на селе.

В то же время, численность сельского населения увеличилась на 10,2 %. Ее удельный вес в общей численности населения увеличилась с 35,9 % до 40,2 %. При этом общая численность населения республики осталась стабильной.

Разная динамика спроса и предложения труда, что складывается в Республике Башкортостан, негативным образом отражается на уровне его оплаты, не стимулирует рост механизации производства, а также ведет к деградации трудовых ресурсов.

Следует отметить, до сих пор в Республике Башкортостан сохранилась ситуация, когда на селе выше рождаемость. Что касается лиц старше трудоспособного возраста, их на селе меньше. Это обусловлено тяжелыми условиями труда, низким качеством медицинского обслуживания населения. В сельских районах меньше и доля населения в трудоспособном возрасте, выше численность инвалидов.

Доля населения, занятая в экономике на селе, очень низка (48 %). В то же время она сочетается с низким уровнем безработицы. Ситуация объясняется тем, что в сельской местности основным местом приложения труда стало личное подсобное хозяйство.

В сельской местности ниже доля лиц с высшим и средним специальным образованием, в то же время много лиц с образованием ниже среднего (табл. 3).

В настоящее время меньшая часть трудовых ресурсов села занята в сельском хозяйстве (42,3 %). Уменьшилось также значение промышленности как отрасли приложения труда селян. Что касается занятости в бюджетных отраслях, здесь наблюдается определенная стабильность.

Все это ведет к распространению отходничества, работы вахтовым методом. Существующее положение дел ведет также к усилению миграционного потенциала. Если учесть, что значительную часть сельского населения сегодня составляют башкиры и татары, вышеназванные тенденции могут привести к серьезным изменениям в этнической ситуации в регионе.

Можно считать желаемым методом решения проблемы занятости на селе диверсификацию рабочих мест, стимулирование их создания и упорядочение земельных отношений, с тем, что при планировании землепользования учитывались и возможные изменения в демографии и занятости.

Таблица 3

Структура населения Республики Башкортостан на 01.01.2011 г.

Показатели

Сельская

Городское

В целом по

местность

население

республике

На 1000 чел. приходится лиц:

  • моложе трудоспособного возраста
  • трудоспособного возраста
  • старше трудоспособного возраста
  • На 100 чел. приходится лиц

  • с высшим образованием
  • со средним специальным и
  • незаконченным высшим образованием:

  • со средним общим

    образованием

  • На 100 чел. приходится:

  • занятых в экономике
  • безработных
  • учащихся в трудоспособном

    возрасте, обучающихся с отрывом от работы

  • Анализ показывает, что за 2005-2011 гг. при уменьшении обшей среднегодовой численности работников в сельскохозяйственных предприятиях на 43 %, число работающих женщин уменьшилось на 33 %, работающих мужчин - на 49 %.

    Имеющиеся трудовые ресурсы должны использоваться рационально. Это достигается путем уменьшения приложения труда на каждой производственной операции, выполнением их в более короткие оптимальные сроки за счет повышения фондо- и энерговооруженности работника и внедрения новых технологий. Анализ показал, что фондовооруженность труда на селе за 2005-2011 гг. возросла на 24,1 %, энерговооруженность - на 56,3 %.

    Главный "источник пополнения трудовых ресурсов в аграрном производстве - подростки и молодежь. Изучение сложившегося положения показывает, что в условиях приложения труда в сельском хозяйстве накопились существенные недостатки. Возросший общеобразовательный и культурный уровень сельского населения вносит коренные изменения в выборе профессий и условий приложения труда.

    Анализ возрастного состава работников сельского хозяйства показал, что основная часть 81,7 % - это работники от 30 лет до пенсионного возраста, 12,7 % - до 30 лет. Работающих пенсионеров в сельском хозяйстве - 5,6 %. В связи с сохранением сложной демографической ситуации на селе, преобладанием в структуре сельского населения пожилых людей первоочередной становится проблема формирования трудовых ресурсов, способных обеспечить рост сельской экономики.

    Росту сельской экономики также способствует высокий профессиональный уровень подготовки работников сельского хозяйства, как специалистов, так и рабочих. В 2011 г. обеспеченность руководителями и специалистами составила всего 94,7 % или 17365 чел. В динамике численность руководителей по сравнению с предыдущим годом сократилась на 8,8 %, главных специалистов - на 24,8 %, специалистов (кроме главных) - на 14,9 %, руководителей среднего звена - на 10,7 %. Параллельно с этим количество сельскохозяйственных предприятий сократилось на 103 единицы. При этом только 66 % руководителей имеют высшее образование, 29 % - среднее профессиональное образование и 5 % руководителей не имеют профессионального образования. Среди главных специалистов высшее образование имеют 54,5 %, среднее профессиональное - 40 % и 5,5 % - не имеют профессионального образования.

    В 2011 г. в сельском хозяйстве рабочие массовых профессий составили 56588 чел., или 96,7 % обеспеченности штатного расписания. Из их числа имеют профессиональное образование: высшее - 1,01 %, среднее - 22,1 %, начальное - 42,4 % и курсовое - 18,7 %. Оставшиеся 15,8 % не имеют профессионального образования. Если анализировать по категориям, то категорию «А» (1 класс) имеют 9 % рабочих, «Б» (2класс) -11,4 %, «С» - 9,4 %, «Д» - 5,1 %, «Е» - 5,7 %, «F» - 3,9 % и не имеют категорию - 55,5 %.

    Таким образом, потребность в высококвалифицированных кадрах в сельскохозяйственных предприятиях все еще велика, особенно в следующих специалистах с высшим образованием: бухгалтерах - 191 чел., агрономах - 183 чел., зоотехниках - 181 чел., ветеринарах - 171 чел., механизации сельского хозяйства - 150 чел., экономистах - ПО чел., электрификации - 90 чел. Среди рабочих специальностей наблюдается существенный недостаток механизаторов на период уборки урожая (особенно комбайнеров) - 25 %, на период весенне-полевых работ - 13,5 %.

    Для успешного решения задач по наращиванию трудового потенциала аграрного сектора необходимо осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению в сельском хозяйстве дефицита специалистов и квалифицированных рабочих. Для этого необходимо развивать социальную сферу и инженерную инфраструктуры сельских муниципальных образований; сократить разрыв между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры; создавать основы для повышения привлекательности проживания в сельской местности; создавать необходимые условия для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; расширять рынок труда в сельской местности и создавать условия для развития сельской экономики в целях обеспечения роста собственных доходов и уровня потребления сельского населения.

    Библиографический список

    1. Гатауллин Р.Ф., Сагатгареев Р.М., Юлдашева Г.Р. Уровень благосостояния сельского населения: насущные проблемы.-Уфа: Восточный университет, 2008. – 100с.

    2. Уровень жизни населения Республики Башкортостан. Стат. Сборник.- Уфа: Госкомстат, 2004. – С. 68.

    3. Большая экономическая энциклопедия. -М. :Эксмо, 2007. – 816с.

    4. Смирнов О.К. Заработная плата: проблемы теории и практики.-Уфа: Восточный университет, 2005. – 123с.

    5. Ковалев С., Латов Ю., Аграрный вопрос в России на рубеже XIX – XX вв.: попытка институционального анализа – Вопросы экономики, 2000. - №4. – С.107-108.

    6. Снижение бедности в России: влияние экономического роста и социальных реформ. – М.: Алекс, 2006. – 128с.

    Сельская занятость – одна из главных проблем сегодняшнего рынка труда. В общем количестве зарегистрированных безработных области около 60% это сельские жители.

    Предлагаемые пути решения этой проблемы комментируют заместитель руководителя Управления ФГСЗН по Омской области Владимир Евгеньевич Калугин и главный специалист отдела трудоустройства и специальных программ Валерий Петрович Вихляе в.

    БУДЕМ ОПИТМИСТАМИ

    ВЫХОД ПЕРВЫЙ: «НАДЕЖДА» ДАЕТ НАДЕЖДУ

    В. Е. Калугин:

    - В каждом районе свои традиции, взгляд на действительность, проблемы, перспективы развития, которые безусловно учитываются нами при решении проблем занятости населения. Допустим, где-то есть перспектива развития производства и создания постоянных рабочих мест, а кто-то решает вопросы занятости своих жителей через систему временных рабочих мест, тем более, что за последние пять лет их создание осуществляется весомой поддержке областного и муниципальных бюджетов.

    В.П. Вихляев:

    - Хорошим подспорьем в 2005 году стало дополнительное финансирование из федерального бюджета в рамках ведомственной целевой программы службы занятости «Занятость сельских граждан в Омской области “Надежда” на 2005 год», которую Управление занятости разработало и защитило на конкурсе ведомственных целевых программ в Федеральной службе по труду и занятости России. Реализация программы расширило возможность временной занятости селян, в том числе на личных подворьях.

    На реализацию программы «Надежда» Федеральной службой по труду и занятости России Омской области было выделено 1 929 000 рублей дополнительных средств. Программа предусматривала участие безработных граждан во временных работах по производству и реализации сельхозпродукции, ремонте жилья, объектов социальной сферы, благоустройстве территорий, оказания услуг населению. 26 из 32 сельских центров занятости Омской области приняли в ней участие. Дополнительные средства на реализацию программы «Надежда» были выделены областным и муниципальными бюджетами, а также самими работодателями. В результате общие затраты составили 6 659 000 рублей. Из них 3 080 000 областного бюджета, 943 000 - муниципального, 706 000 средств работодателей.

    В Крутинке, Саргатке, Любино, Таре центры занятости по договорам с работодателями привлекали незанятых граждан для выращивания картофеля и овощей учреждениям социальной сферы (садикам, больницам). В Шербакуле селяне выращивали овощи по договору с частным работодателем, которые были реализованы через муниципальные ярмарки и торговую сеть.

    В. Е. Калугин:

    - Служба занятости финансирует часть доходов, которую получает человек за свою работу. Заработная плата выплачивается работодателем и компенсируется из средств областного и муниципальных бюджетов. Дополнительно к заработной плате граждане получают материальную помощь, которая носит название поддержки доходов. А в совокупности доход участника временных работ примерно равен заработной плате, которую он получил бы, будучи постоянным работником в этой же организации. Понятно, что работодателю выгодно экономить на этой статье своих расходов, поэтому сотрудничество со службой занятости ему это тоже интересно.

    В.П. Вихляев:

    - Всего по программе «Надежда» было дополнительно трудоустроено более 2000 человек. Мы надеемся, что реализация этой программы будет и в дальнейшем содействовать занятости сельского населения, и вносить свою долю в поддержку и развитие агропромышленного комплекса области.

    ВЫХОД ВТОРОЙ: ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

    В.П. Вихляев:

    - Большинство жителей села имеют личное подсобное хозяйство. Это основной источник доходов для незанятых сельчан. На сегодняшний день 80% имеющих подсобное хозяйство работают на себя, 20% - получают от этого доход, т.к. производят продукцию для реализации. Эти люди – потенциальные клиенты службы занятости, т.к. работа в личном подсобном хозяйстве не является предпринимательской деятельностью и в большинстве случаев не закреплена договорными отношениями в сельхозработодателями или подребкооперацией. С одной стороны это, возможно, и правильно. А с другой – есть владельцы больших успешных хозяйств, которые ради социальных и жилищных льгот вынуждены быть зарегистрированы в качестве безработных в службе занятости. Таких людей немного, но они есть.

    Задача службы занятости оказать содействие незанятым сельским гражданам, владельцам ЛПХ, в заключении трудовых договоров с предприятиями переработки сельхозпродукции или ведущим ее закуп, производить продукцию на личном подворье, получать за это заработанную плату, и при этом быть еще и социально защищенными. Опыт оказания такой помощи, пусть еще незначительные, у нас есть.

    Так, безработные сельские граждане, владельцы личных подсобных хозяйств Муромцевского, Тевризского, Тарского, Крутинского, Саргатского районов в 2005-м году работали сдатчиками молока. На основании трудового договора с предприятиями переработки или с организациями, осуществляющими закуп молока, они получали зарплату и доплату в виде поддержки доходов из федерального бюджета. Только в одном Муромцевском районе таким образом было трудоустроено более 100 человек, а в целом по области для производства и реализации сельскохозяйственной продукцией было привлечено около 500 незанятых сельчан, а это 25% участников программы «Надежда».

    Проводимая работа, явилась следствием пристального внимания к проблемам занятости сельских жителей Правительства Омской области, глав муниципальных образований и сельских поселений, принятие Закона «Об областной целевой программе «Поддержка личных подсобных хозяйств в Омской области на 2005-2010 годы».

    В. Е. Калугин:

    В текущем году мы рекомендуем центрам занятости не менее половины средств, которые выделены Рострудом на программу общественных работ, направлять на решение проблем сельской безработицы и поддержку национального проекта «Развитие АПК». Конечно, благоустройство территории – дело нужное и составлять этот вид работ без внимания служба занятости не намерена. Но поддержка личных подсобных хозяйств через систему общественных работ создает реальные предпосылки для постоянной, в т.ч. самостоятельной занятости и развитие индивидуального предпринимательства.

    ВЫХОД ТРЕТИЙ: УНИТАРНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    В.П. Вихляев:

    - Сейчас районные центры занятости завершили работу над своими мероприятиями по содействию занятости сельского населения на 2006 год. Этому предшествовала и работа областного Управления ФГСЗН: в ноябре-декабре было проведено пять зональных совещаний в сельских районах. В них приняли участие депутаты законодательного собрания, представители Министерства сельского хозяйства, Министерства экономики, Министерства труда и социального развития Омской области, заместители глав муниципальных районов, главы сельских поселений. На каждом совещании было около 70 приглашенных. Тема – «Организация взаимодействия службы занятости населения и органов местного самоуправления муниципальных образований». Целью проведения зональных совещаний являлось, прежде всего, обменятся уже имеющимся опытом работы, обсудить возникающие проблемы, определить и наметить пути их решения.

    Главе сельского поселения, всенародно избранного 2 октября прошлого года, законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена ответственность как за социально – экономическое развитие территории, так и за обеспечение занятости сельских жителей. Понятно, что глава поселения не может принять на работу в свою администрацию больше людей, чем нужно. Но тот же закон, определяет, что администрация сельских поселений вправе создавать унитарные муниципальные предприятия, которые будут сами зарабатывать себе деньги. Образование муниципальных унитарных предприятий, позволят частично решать вопросы занятости, создавать рабочие места, оказывать услуги сельским жителям . Кому-то нужно заготовить корма, дрова или вспахать огород… Понятно, что эти услуги будут платными. Для оказания таких услуг нужны люди, а значит и временные рабочие места. Прецедентов создания МУПов пока нет, но главы сельских поселений заинтересованы в этом.

    Итогом зональных совещаний стали выработанные рекомендации, которые были отправлены в районы.

    ВЫХОД ЧЕТВЕРТЫЙ: ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

    В. Е. Калугин:

    - В ходе наших совещаний мы договорились о том, что необходимо больше взаимодействовать с еще существующими на селе работодателями, поддерживать их. Например, директор Тюкалинского маслосыркомбината готов брать на постоянную работу безработных граждан, которые станут сдатчиками молока. А вокруг сельского поселения можно создать целую инфраструктуру, которая на первых порах будет содержаться за счет создания временных рабочих мест, организации общественных работ.

    ВЫХОД ПЯТЫЙ: ОБЪЕДИНЯЕМ УСИЛИЯ

    В.П. Вихляев:

    В текущем году ряд сельскохозяйственных предприятий Омской области в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» заявили о своем участии в строительстве, реконструкции и модернизации собственных животноводческих комплексов и ферм. На эти цели выделено более 5 миллиардов рублей, львиная доля их них – кредитные ресурсы. В районах области предполагается создать и организовать работу 58 кооперативов, в их числе 22 снабженческо-сбытовых, 9 перерабатывающих и 27 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива. На все это потребуются не только финансовые ресурсы, но и трудовые. Поэтому центры занятости уже вносят свои предложения руководителям сельскохозяйственных предприятий по содействию в организации как временных, так и постоянных рабочих мест.

    В. Е. Калугин:

    - В Кормиловском районе опробуется вариант создания системы потребительских кооперативов, создающихся на базе сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий переработки, крестьянско-фермерских хозяйств. Сейчас приступили к практической реализации этого проекта. Главный смысл сельской кредитной кооперации – расширение сельскохозяйственного производства, увеличение выпуска продукции, а это значит создание новых рабочих мест, создание условий для занятости сельских жителей.

    ВЫХОД ШЕСТОЙ: ЕСЛИ ГОРА НЕ ИДЕТ К МАГОМЕТУ…

    В.П. Вихляев:

    Важной составной частью деятельности центров занятости была и остается работа со всеми заинтересованными сторонами по снижению оттока рабочей силы за пределы региона.

    В 2005 году отмечалось снижение численности работающих в сельском хозяйстве на 12,5%, текстильном и швейном производстве на 15%, производстве пищевых продуктов – 3,8%, транспорте – 1,6%.

    Кроме того, в Омске много вакансий, которые плохо закрываются из-за невысокой заработной платы. Это проблема не только нашей области, но и российская. Поэтому еще в прошлом году принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости». Если житель, к примеру, Больших Уков решил переехать в Омск, а его будущий работодатель согласен его принять, то переезд ему компенсируется из федерального бюджета. Служба занятости выступает в роли «моста» между работодателем и безработным.

    В районных центрах занятости ежемесячно составляется 2 банка вакансий. Первый – ближайшие вакансии: кто требуется в районе. Второй – для желающих переехать на работу в другую местность.

    Мы начинаем получать приглашения на работу и из других областей. Например, недавно Тула прислала свои вакансии. Но Тула пусть подождет: приоритетом для нас остается работодатель Омской области.

    ВЫХОД СЕДЬМОЙ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    В. Е. Калугин:

    - Управлением занятости в начале года разработана и направлена в Федеральную службу по труду и занятости России для участия в конкурсе целевых ведомственных программ программу Омской области «Отраслевая программа содействия занятости сельскому населению на территории Омской области». В программе нам удалось обозначить место службы занятости в реализации всех четырех национальных проектов. Определено место, роль, все необходимые ресурсы, технологии службы занятости. Будем надеяться, что таким образом мы защитим дополнительные средства, в том числе и на реализацию программ, связанных с сельской занятостью.

    Мы не сидим сложа руки. За пятнадцать лет служба занятости научилась работать в любой социально - экономической ситуации. Поэтому, находясь в постоянном поиске форм и методов работы, благодаря поддержке законодательной и исполнительной власти области, проблемы сельской занятости на наш взгляд будут решаться. Будем оптимистами!

    Лилия Андреева