Как вести семейный бюджет честно и эффективно. Бухучет в бюджете: особенности ведения

Здравствуйте, друзья!

Я по образованию экономист, в университете знакомлю студентов с азами экономики. В том числе с такими понятиями, как доходы и расходы предприятия. Полная ясность в светлых, но далеких от реальной экономики молодых головах, наступает, когда разбираем эти термины на бытовых примерах. Например, на семье – это такое же предприятие, только маленькое. А семейный бюджет играет не менее важную роль, чем бюджет фирмы или страны.

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период (месяц или год).

Важнее, на мой взгляд, определиться с вопросом, зачем нужно его вести. Давайте попробуем выделить наиболее важные причины.

  • Учет реальных доходов

Не зная всех своих поступлений и всех источников средств, невозможно планировать расходы и ставить достижимые цели на будущее.

  • Контроль расходов

Если вы хоть раз задавали себе вопрос, куда делись все деньги, то контроль расходов позволит получить ответ. Мы часто не замечаем, как мелкие траты на вкусняшки съедают наш бюджет. А ведь от них можно вполне безболезненно отказаться.

  • Планирование расходов

Если вы наладите контроль, то следующий шаг – это планирование. Большинство наших расходов носят постоянный характер. Например, оплата бензина или проезда в общественном транспорте, коммунальных платежей, детских кружков и секций, походы в магазин и т. д. Зная все предстоящие траты в следующем месяце, легко запланировать что-то более серьезное.

  • Накопление

Для кого-то это самый приятный бонус от ведения семейного бюджета. Например, в моей семье львиная доля доходов тратится на путешествия. Очень дорогостоящие мероприятия, без накоплений не обойтись. Поэтому очень важно знать, сколько я могу отложить в месяц без ущерба интересам семьи. Читайте в моей статье о способах накопления денег.

  • Создание “подушки безопасности”

Пока для многих, в том числе и для меня, неприкосновенный запас на “черный день” является недостижимой мечтой. Но надо понимать, что для семьи эта цель одна из самых важных. Согласитесь, что мало кто хочет оказаться в нищете в случае потери работы или непредвиденных больших трат. На эти случаи и нужна “подушка безопасности”.

  • Покой и мир в семье

Как часто приходится слышать от мужа, что жена слишком много тратит денег на одежду и кофе с подружками. А от жены постоянные упреки, что муж позволяет себе еженедельные походы в бар, боулинг, на рыбалку и т. д. Знакомо? Ведение семейного бюджета позволит разложить по полочкам доходы и расходы, научит экономить и позволит всегда иметь деньги на то, что душа просит. И не важно, будет это новое платье или навороченная удочка.

Виды семейного бюджета

В самом начале семейной жизни неизбежно встает вопрос о том, кто будет главным в распределении финансов или, проще говоря, кто будет вести семейный бюджет. И лучше решение этого вопроса не откладывать в долгий ящик, потому что от него зависит, не побоюсь этого слова, благополучие семьи.

Какие виды семейных бюджетов бывают?

Совместный

Все деньги, заработанные мужем и женой, складываются в одном месте, например, в конверт или шкатулку. Каждый член семьи имеет право взять необходимую ему сумму на неотложные нужды. Как правило, крупные покупки обсуждаются на семейном совете и совершаются вместе.

Надо заметить, что сегодня ведение такого бюджета осложнилось по причине широкого распространения банковских карточек. Это я почувствовала на себе, потому что бюджет моей семьи – это общий кошелек. Поэтому сейчас мы вынужденно переходим к другому виду, что мне не очень нравится.

Исходя из имеющегося многолетнего (более 18 лет) опыта ведения совместного бюджета, расскажу об основных принципах, на которых оно строится:

  • большая степень ответственности обоих супругов в вопросах трат;
  • абсолютное доверие друг к другу;
  • постоянный контроль расходов, чтобы не оказаться у пустого коры… конверта;
  • обязательное обсуждение крупных покупок;
  • атмосфера взаимопонимания и добра, когда ни один из супругов не позволяет себе упрекнуть другого в сумме заработка.

Если хоть один из принципов нарушается, то этот вид финансового контроля не для вас.

Раздельный

Этот вид ведения бюджета, на мой взгляд, наиболее распространен между людьми, которые соединились в пару уже будучи состоявшимися в финансовом плане. Например, повторный брак или брак уже в немолодом возрасте. Особенность этого вида в том, что у каждого супруга свой кошелек. Муж и жена полностью распоряжаются только личными финансами. Часто супруги даже не знают о реальной сумме доходов друг друга.

Как в таком случае решается вопрос оплаты, например, совместного похода в ресторан или поездки в отпуск, коммунальных платежей и содержания ребенка? Как правило, расходы по этим статьям делятся пополам.

Принципы построения раздельного бюджета:

  • ответственность супругов только за свою часть бюджета;
  • умение разрешать возможные конфликты в вопросах оплаты общих расходов;
  • бОльшая самостоятельность, чем при совместном бюджете, в вопросах контроля и накопления;
  • бОльшая свобода действий в вопросах подарков и сюрпризов своей второй половинке.

Единоличный

Вид ведения бюджета, при котором все деньги сосредоточены в руках одного человека. Он берет на себя полную ответственность за контроль доходов и расходов. Такая практика подходит семьям, в которых один из супругов часто поддается искушению спонтанных покупок, не следит за расходами и залезает в долги.

Принципы единоличного владения и распоряжения деньгами:

  • один из супругов несет моральную и материальную ответственность не только за себя, но и за всех членов семьи;
  • второй принцип выходит из первого, он должен быть максимально организованным и финансово грамотным;
  • важно соблюсти баланс в отношениях, чтобы постоянно не напоминать второй половинке о ее положении в семье.

Общий или раздельный, а может быть единоличный? Советы в решении этого вопроса могут только навредить. Ответьте на него так, как лучше только для вас, а не для ваших советчиков.

Этапы ведения семейного бюджета

В 1-м разделе я ответила на вопрос, зачем нужно вести семейный бюджет. И если я смогла вас убедить в необходимости его ведения, то теперь пора переходить к вопросу, как вести бюджет правильно.

Я выделила 6 основных этапов:

Этап 1. Подготовительный.

До начала процесса планирования и накопления следует в течение нескольких месяцев проследить за всеми семейными доходами и расходами. Это можно сделать в тетради, в таблице Excel, в специальных компьютерных программах или в мобильном приложении. О способах ведения бюджета мы поговорим чуть ниже. Главные принципы, которые должны быть соблюдены на этом этапе:

  • ежедневная запись всех поступлений и расходов;
  • распределение затрат на категории и подкатегории;
  • подсчет в конце месяца итогов по всем разделам с целью выявления наиболее затратных статей;
  • делаем таблицу по доходам, не забываем об учете всех источников поступления денег.

Как распределить расходы и доходы? Например, я в таблице разбила расходы моей семьи на категории: коммунальные платежи, образование, питание + промтовары, транспорт, здоровье, досуг, одежда, крупные покупки и прочие. В каждой категории есть еще и подкатегории.

Этап 2. Анализ собранных данных.

По истечении 2 – 3 месяцев сбора исходных данных проведите их анализ. Ведь вы для этого их собирали? Какие затраты для вашей семьи являются обязательными, а от каких можно навсегда (например, курение) или на время (например, покупка каждый месяц новой кофточки) отказаться?

Чем подробнее вы заносили в таблицу сделанные расходы, тем точнее будет анализ. Это нужно для того, чтобы вы выявили скрытые резервы вашего семейного бюджета. Те отправные точки, от которых будете отталкиваться на следующем этапе.

Этап 3. Постановка целей.

После того, как вы провели анализ и выявили резервы, необходимо определить, чего вы хотите достичь в ближайшее или отдаленное время. Цели могут быть самыми разными. Например:

  • накопление денег на отпуск,
  • покупка нового холодильника,
  • подготовка к безбедной пенсии и т. д.

Этап 4. Разработка стратегии и тактики.

Пожалуй, самый сложный и ответственный этап. На нем вы должны разработать стратегию и тактику ведения семейного бюджета, которые помогут вам достичь поставленных целей.

Здесь вы должны четко прописать, как можно подробнее, ваши действия. Например, есть цель – накопить деньги на отпуск в размере 70 000 руб. До него осталось 7 месяцев. Значит каждый месяц вы должны откладывать по 10 000 руб.

Не нужно ставить недостижимых целей. Купить уединенный остров в океане со среднемесячными доходами в 50 000 руб. – вы вряд ли сумеете. А вот съездить туда на каникулы – вполне.

Меня часто спрашивают коллеги по работе, как я могу ездить отдыхать за границу 2 раза в год при одинаковых с ними доходах? Они себе такого позволить не могут. Что-либо им объяснять я уже перестала, не слышат и не хотят слышать. А здесь отвечу.

Да, я люблю путешествовать. Это страсть всей моей жизни, и я заразила ею всю мою семью. Поэтому у нас одна цель на год – покорить очередной маршрут. Ни у меня, ни у мужа нет дорогих машин, телефонов, шуб и драгоценностей. Для меня все это – пустой звук. С каждой заработанной суммы мы откладываем на единственное, что имеет для нас ценность – яркие эмоции и впечатления от поездок, от знакомства с чужой культурой, людьми, языком. Ведение семейного бюджета очень помогает.

Хотите увеличить доходы – сократите расходы. В своей статье об экономии я более подробно рассказываю о способах снижения затрат.

Этап 5. Планирование семейного бюджета на месяц.

Здесь снова понадобится таблица, но в более усложненном варианте. Доходы и расходы следует дополнительно разбить на графы “План” и “Факт”. Помните пример цели – накопить 70 000 руб. на отпуск? Заносим наши взносы по 10 000 руб. и все остальные обязательные расходы в графу “План”. Проставляем фактические значения и выводим отклонения.

Пример таблицы за месяц

Цифры в таблице заданы условные, для примера. Итог нашего планирования – мы сэкономили 14 200 руб.

Этап 6. Анализ результатов.

В конце месяца мы должны подвести итоги. Сравнить суммы по плану и по факту. По каким статьям удалось сэкономить, а по каким образовался перерасход.

В нашем условном примере в конце месяца мы сэкономили 14 200 руб. Далее логично решить вопрос с этими “лишними” деньгами. Что с ними делать? Каждая семья решает это по-своему. Кто-то потратит на приобретение нужной (или не очень) вещи. Кто-то отложит на депозит. Кто-то прогуляет в ресторане. В любом случае, выбор только ваш. Никакие советы здесь не уместны.

А потом надо составить новую таблицу на очередной месяц. И наши этапы повторяются, кроме 1-го и 2-го. 3-й этап тоже может быть исключен, если цель была поставлена долгосрочная и достигается не за один месяц.

Способы ведения семейного бюджета

До сих пор мы говорили с вами об учете доходов и расходов в табличной форме. Где и как составлять такие таблицы рассмотрим в этом разделе.

Бухгалтерия на бумаге

Заведите тетрадь или блокнот, возьмите ручку или карандаш. Это весь канцелярский набор для ведения бюджета. В конце месяца понадобится калькулятор. Я начинала вести домашнюю бухгалтерию именно таким способом, поэтому на собственном опыте расскажу о его плюсах и минусах.

  1. Бесплатный. Ваши затраты – это только бумага и ручка.
  2. Доступный для всех членов семьи. Дети или пожилые люди, которые не владеют компьютерной грамотностью, легко справятся с таблицами на бумаге. В конце дня каждый член семьи может внести свои затраты в тетрадь.
  3. Используйте, где угодно. Таблицей можно заниматься в машине, автобусе по дороге на работу, самолете, поезде, на пикнике. Не нужен компьютер, не нужен интернет.
  1. Все итоги придется считать вручную. Это занимает очень много времени.
  2. Очень легко ошибиться в расчетах. Причем вы можете и не найти ошибку. Нажали не ту цифру на калькуляторе и все…

Например, меня хватило только на 1 месяц такого ведения бюджета. Так как мы записывали подробно все расходы, то к концу отчетного периода у нас было исписано 7 страниц формата А4.

Таблицы в Excel

Это способ, к которому рано или поздно вы все равно придете. Я уже через месяц перенесла всю свою семейную бухгалтерию в Excel.

  1. Красивое оформление. Можно выделить разными цветами доходы и расходы, сделать заливку всей таблицы или отдельных ячеек.
  2. Автоматический подсчет итогов. Настройте все необходимые формулы, чтобы при внесении очередной суммы, итоги пересчитывались.
  3. Графическая аналитика. В Excel много возможностей по построению круговых и столбчатых диаграмм. Можно наглядно посмотреть, какие расходы в вашем бюджете имеют самый большой удельный вес, и может быть внести коррективы на следующий месяц.
  4. Не нужен выход в интернет.
  1. Нужны навыки владения компьютером, в целом, и программой Excel, в частности. Это может оказаться не под силу пожилым людям или людям, которые не имеют дело с компьютерными программами и не желают этому учиться.
  2. Возможность ведения бюджета только в случае доступа к компьютеру. Если боитесь забыть о сделанных за день расходах, удобно записать их в блокнот или телефон. Вечером все записи переносите на компьютер.

Google Таблицы

Есть еще один замечательный способ ведения бюджета – это Google Таблицы. Кто знаком с Excel, тому не составит труда разобраться и с этими таблицами. Набор функций и интерфейс очень похожи. Но есть целый ряд неоспоримых преимуществ:

  • заполнение таблиц в онлайн-режиме, не надо ничего сохранять, все происходит автоматически;
  • в случае поломки компьютера, все таблицы сохранятся, и вы легко получите к ним доступ;
  • участие в заполнении таблиц могут принять все члены семьи с любого устройства и в любое удобное для них время.

Я пока решила остановиться на этом способе. Надо набить руку самой и приучить членов семьи учитывать ежедневно свои расходы и доходы. Через пару месяцев перейду к следующему способу – специальным программам и мобильным приложениям.

Специальные программы и приложения для ведения семейной бухгалтерии

Собирая материал для написания этой статьи я настолько увлеклась темой, что загорелась сразу вести бюджет в специальной программе на компьютере и в мобильном приложении. И вот тут меня ждал сюрприз. Их оказалось не много, а очень много. Какую выбрать? Пока этот процесс у меня на стадии тестирования, но некоторые главные принципы я уже выделила:

  1. Это должна быть программа, адаптированная и для компьютера, и для телефона. В этом случае можно вести бухгалтерию, где угодно.
  2. Синхронизация между компьютерной и мобильной версиями.
  3. Бесплатная или условно-бесплатная. Если многие функции, предлагаемые разработчиками, вам не нужны, то нет смысла переплачивать.
  4. Понятный интерфейс.

Но про наиболее популярные программы я расскажу. На мой взгляд, важно, чтобы была возможность пользоваться одной и той же программой и на смартфоне, и на компьютере (или планшете). Это увеличивает мобильность – можно заполнять таблицы, планировать и просматривать отчеты дома, в машине или на отдыхе.

Давайте посмотрим, что нам предлагают разработчики:

1. Alzex Finance (ранее называлась Personal Finances).

Особенности:

  • доходы и расходы разделены на категории;
  • мультивалютность (все валюты мира) + драгоценные металлы;
  • формирование отчетов;
  • программа проста для освоения новичками;
  • бесплатная и платная версии.

2. DrebeDengi.

Особенности:

  • есть демонстрационная версия для ознакомления с программой;
  • возможность ведения офлайн и синхронизация с приложениями для iPhone, Android, ОС Windows;
  • возможность ведения семейного бюджета несколькими членами семьи;
  • экспорт данных в Excel;
  • формирование расходов план/факт;
  • формирование отчетов;
  • обработка СМС из банков, делает фото чеков и сохраняет их на телефон;
  • бесплатная и платная версии.

3. Дзен-мани.

Особенности:

  • есть демо-версия и презентация для ознакомления новичков;
  • синхронизация между компьютером с ОС Windows и мобильной версией (Android и iOS);
  • планирование доходов и расходов;
  • возможность ведения семейного бюджета несколькими членами семьи;
  • распознавание СМС из банка;
  • формирование отчетов в виде таблиц и графиков;
  • бесплатная и платная версии.

4. EasyFinance.

Особенности:

  • синхронизация между компьютером с ОС Windows и телефонами на Android и iOS;
  • фиксация доходов и расходов, группировка по категориям и подкатегориям;
  • создание шаблонов по наиболее частым операциям;
  • сигнализация о перерасходе;
  • планирование доходов и расходов с помощью прогнозов и мастера планирования;
  • возможность ведения семейного бюджета несколькими членами семьи;
  • загрузка операций по банковским картам;
  • построение графиков для анализа финансов;
  • бесплатная и платная версии.

5. Онлайн-сервис Домашний бюджет .

Особенности:

  • работает как на домашнем компьютере, так и на мобильном;
  • ведение учета в любой валюте мира;
  • разбивка расходов по категориям и подкатегориям;
  • планирование, фиксация и анализ доходов и расходов в виде графиков и отчетов;
  • наличие планировщика с функцией напоминания.

  1. Не надо самостоятельно составлять аналитические таблицы, вводить формулы и строить графики. Разработчики уже об этом позаботились.
  2. Из многообразия программ можно выбрать ту, которая устроит по всем параметрам.
  3. Можно подобрать бесплатный вариант.
  1. Во многих популярных программах часть функций доступна за дополнительную плату.
  2. Может потребоваться выход в интернет.
  3. В случае утери телефона или поломки компьютера, все данные могут быть потеряны.

Заключение

Тема, затронутая в этой статье, очень важная и интересная. Я для себя открыла много нового. Уверена, что предприятие без грамотного планирования, организации, управления и контроля не сможет эффективно функционировать. В начале статьи мы выяснили, что семья – это маленькое предприятие. Поэтому к ней применимы те же принципы, что и к любому другому предприятию.

Не надо быть экономистом или финансистом, чтобы научиться вести семейный бюджет. Это довольно увлекательное занятие, которое еще несет и практическую пользу. Мы повышаем финансовую грамотность, учимся экономить и копить. Согласитесь, что несколько минут каждый день стоят того, чтобы навести раз и навсегда порядок в кошельке и в голове.

Приглашаю вас также , и вы будете регулярно получать авторские, полезные статьи, в которых мы будем обсуждать вопросы, касающиеся каждого из нас.

Бухгалтерский учет основополагающее управленческое звено для непроизводственных организаций. Он способствует устранению уклонений от положенных норм. Чем же в бюджетных организациях отличен бухучет?

Под бухучетом в организациях бюджетной принадлежности подразумевается системный учет всех операций с бюджетным капиталом.

Реализовывается процесс соответственно «Закону о бюджетной классификации», «Инструкции по бюджетному учету» и прочим нормативно-правовым актам.

Но за последние годы нормативы о бухучете претерпели немало видоизменений. Каковы же нюансы ведения бухучета для бюджетных учреждений?

Базовые сведения

В качестве источника предоставления бюджетных средств выступает государственный орган РФ, субъект РФ либо территориальные органы самоуправления, обладающие соответственным правом по действующему законодательству.

Финансироваться государством вправе государственные организации и учреждения прочих форм собственности, располагающие правом на подобное обеспечение. Адресоваться средства из бюджета могут на разнообразные цели.

Например, это может быть финансирование безвозмездного типа на текущие расходы либо деньги на уплату заказанных государством или муниципалитетом услуг.

При бюджетном финансировании организации бухгалтер обязан знать, каким образом квалифицировать поступившие средства и как их учитывать. Для правильного отображения полученных денег требуется определение характера средств.

Бюджетный бухучет обладает специфичными отличиями. К таковым, в частности, причисляются:

  • организация учета на основании статей бюджетной классификации;
  • контролирование реализации сметы расходов;
  • разделение фактических расходов и кассовых;
  • отличия учета по отраслям.

Наличие характерных нюансов бухучета в бюджетных организациях обуславливает потребность дополнения общих задач учета более конкретизированными.

Определения

Бюджетными называются организации, чья главная деятельность всецело либо отчасти обеспечивается бюджетом на основании смет по доходам/расходам.

Непременным при этом обстоятельством становится открытие финансирования по смете, ведение бухучета и отчетности согласно правилам, предопределенных для бюджетных учреждений.

Организации причисляются к бюджетным на основании учредительной документации, устава и решения определенного финансового органа.

Бухучет осуществляется посредством методов двойной записи. Счета учета должно включать в рабочий план счетов субъекта учета. Они должны быть взаимосвязаны между собой.

Разработка и утверждение рабочего плана осуществляются на базе соответственного Плана счетов и сопутствующей Инструкции.

Рабочий план счетов утверждается в составе организации обособленным приложением либо в виде локального акта.

В процессе ведения бюджетного учета употребляется метод начисления, то есть все операционные итоги признаются исключительно по факту их свершения.

Общие правила

Любые операции хозяйствования, осуществляемые бюджетными учреждениями, сопровождаются первичными документами, присутствующими в Инструкции по бюджетному учету.

Хозяйственные операции оформляются бухгалтерской документацией в порядке их свершения. Этим обеспечивается:

Первичные документы составляются в момент свершения операции либо сразу по ее окончании. Документы составляются на бланках установленных образцов с заполнением всех обязательных реквизитов.

Проверенные документы проходят бухгалтерскую обработку, состоящую из расценки, группировки и разметки. Обработанные документы сортируются по периодам и объединяются в дела.

В соответствии с первичной документацией осуществляются записи операций на счетах. Под понятием записи операций понимается отображение в бухгалтерских книгах или учетных регистрах.

Формы регистров бюджетного учета и назначения по их использованию ратифицированы «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Порядок записей в учетных регистрах определяется Инструкцией №148н.

Материальных ценностей

Под материальными ценностями подразумеваются, как правило, основные средства. К таковым относятся объекты, которые задействуются в процессе работы предприятия или при исполнении отдельных видов работ.

Одним из условий причисления к основным средствам считается время полезного использования объекта более одного года.

К основным средствам причисляются:

  • недвижимые объекты;
  • капитальные вложения в арендные строения;
  • различные постройки, архитектурные сооружения, драгоценности и иные материальные средства.

Также к материальным ценностям приравниваются любые инвентарные объекты, которые необходимы для осуществления самостоятельных или вспомогательных функций.

Основанием становится причисление таковых к материальным объектам имущества со сроком полезного действия более двенадцати месяцев.

При приемке материальных ценностей учитывается первоначальная их стоимость. Она остается неизменной до окончания использования.

Суммы при этом прописываются в рублях и копейках. Переоценка осуществляется лишь при видоизменении объектов либо их ликвидации. При этом факт переоценки должен быть также зафиксирован точной суммой.

Для каждого наименования объекта, представляющего материальную ценность, существует свой номер счета и присвоенный инвентарный номер.

Материальные ценности под соответствующим номером фиксируются в регистрах и отражаются под этим номером во всей документации вплоть до списания.

При списывании объекта списывается и инвентарный номер, который больше нигде не применяется. При выбытии объекта материальной ценности следует отразить это в регистре учета основных средств.

Если продуктов питания

В бюджетных учреждениях учет продуктов осуществляется по фактическим ценам. Цена складывается из суммы таможенной пошлины, цены, уплаченной поставщику и средств, затраченных на доставку.

Когда продукты питания закупаются за счет внебюджетных средств, то в фактическую стоимость включается сумма . При бесплатном получении продуктов они отображаются по стоимости коммерческой.

Продукты питания в бухучете бюджетных учреждений отображаются на основе товарно-сопроводительной документации продавца и документации, подтверждающей получение товара.

При приобретении продуктов за наличный расчет удостоверяющими документами становятся товарный или кассовый чек.

В бухгалтерии учет продуктов питания осуществляется по накопительной ведомости. Записи в нее вносятся на основании первичных документов. По завершении месяца подводятся итоги, что завершается составлением мемориального ордера.

Талонов на бензин

Если организация располагает транспортными средствами, то соответственно необходимостью является наличие ГСМ. Небольшие организации чаще всего приобретают топливо по талонам.

Как правило, ГСМ закупается на заправочных станциях посредством заключения . При этом организация получает талоны на топливо.

В данном случае дебет являет собой непосредственно закупку топлива, то есть приход его в организацию. Талоны под строгим контролем выдаются сотрудникам для использования исключительно в служебных целях.

Кредит в процессе учета ГСМ отображается в количестве расхода топлива, имеющего в запасах организации. Важно, что для списания топлива недостаточно сверки изначального и оставшегося количества талонов.

Оформить списание допустимо лишь на основании оправдательных документов, то есть путевого листа и расхода топлива по нормам, установленных законодательством.

По поводу расчетов с заказчиками

Для учета расчетов за предоставленные услуги и исполненные работы используется счет «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Дебетовое сальдо по данному счету обозначает задолженность покупателей. Оборот по дебету счета отображает стоимость услуг или выполненных работ, переданных основных средств или иных активов.

По кредиту этого счета (62) отображаются поступившие на расчетный счет платежи, полученные , погашение задолженности за счет резерва, списание задолженности при неплатежеспособности дебитора в убыток.

Аналитический учет по счету 62 осуществляется по всякому предъявленному заказчикам счету. При расчетах плановыми платежами учет осуществляется по каждому заказчику.

Внеоборотных активов

Внеоборотные активы в бухучете бюджетных учреждений отражаются по стоимости:

  • первоначальной;
  • остаточной (балансовой);
  • восстановительной.

Под стоимостью первоначального типа понимается себестоимость по фактическим затратам на приобретение.

Балансовая стоимость рассчитывается посредством минусования из первоначальной стоимости суммы исчисленного износа.

Восстановительной стоимостью именуется первоначальная стоимость, изменившаяся после переоценки. Информация об изменении первоначальной стоимости и суммы износа внеоборотных активов вносится в регистры аналитического учета.

Управленческий учет

Управленческим учетом называется система обмена информации в учреждении, предназначенная для принятия управленческих решений, целью которых является выполнение задач, поставленных перед организацией.

Управленческий учет для бюджетных организаций включает в себя учет:

  • бухгалтерский;
  • оперативный;
  • статистический;
  • налоговый.

Основная задача управленческого учета это ответ на вопрос о текущем состоянии организации. Это помогает распределить имеющиеся ресурсы в целях повышения эффективности деятельности.

Управленческий учет ведется исключительно для внутреннего использования. В отличие от бухучета в него могут включаться данные, не подтвержденные первичной документацией.

Показатели в управленческом учете могут быть не только денежными, но и натуральными. Кроме того, они могут быть вероятностными и качественными, описывая состояния и события внешнего мира.

При этом большее значение имеет оперативность информации, а не точность. Методику управленческого учета организация вправе выбирать самостоятельно. Четких законодательных норм в этом случае не предусмотрено.

Для бюджетных организаций бухучет имеет крайне большое значение. Он помогает проконтролировать целесообразность проводимых операций, соблюсти нормы по расходу денежных средств, утвержденные государственными органами.

Располагая сведениями учета можно своевременно повлиять на различные просчеты или недостатки в процессе хозяйственной и финансовой деятельности.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

    организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

    контроль исполнения сметы доходов и расходов;

    переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

    выделение в учете кассовых и фактических расходов;

    отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Задачи бюджетного учета

К основным задачам бюджетного учета относят:

    формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

    формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

    обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

    обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Нормативные документы

В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.

Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

    Бюджетный учет: подробности для бухгалтера

    • Обзор важных изменений в бюджетном учете с 2019 года

      Сектора При ведении бухгалтерского и бюджетного учета государственным учреждениям с 01.01 ... отчеты: справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110 ...

    • Нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

      В области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета отражаются в актах проверок. ... отражающий совокупность способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, стоимостного измерения, текущей группировки и... используемый при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета, регулярно обновляется и приводится в... записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета. Проверяющими в ходе контрольных...) учреждениями процедур ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. В следующем номере журнала продолжим...

    • Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?

      Изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) ... постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого... стандарты. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться...

    • Порядок бюджетного учета огнетушителей

      Огнетушителей? Вопрос: Как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению и техническому... огнетушителя. В целях отражения в бюджетном учете приведенных в вопросе операций необходимо... и введены в эксплуатацию. В бюджетном учете отражены следующие корреспонденции счетов: Содержание... по содержанию имущества» КОСГУ. В бюджетном учете указанные расходы отразятся следующим образом... факту выполнения соответствующих работ. В бюджетном учете сформированы следующие бухгалтерские записи: Содержание...

    • Изменения в Инструкции №174н. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета

      Сооружений – предметов лизинга». Новые проводки бюджетного учета! Прекращение права пользования активом (при... с этим удалены и проводки бюджетного учета, связанные с учетом материальных запасов... по иным доходам». Новые проводки бюджетного учета! Начисление дохода от аренды имущества...

    • О бюджетном учете объектов нефинансовых активов при проведении капитального ремонта

      Лиц». Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных...

    • Изменения номеров счетов бухгалтерского и бюджетного учета, начиная с 2017 года

      Законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с... законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с...

    • Анализ изменений, внесенных в Инструкцию № 191н

      ...), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Сама форма по-прежнему включает... , учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года... прошлых лет в части ведения бюджетного учета, пересчетом показателей отчетности в связи...), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Обращаем ваше внимание, что показатели...

    • Обзор изменений в бухгалтерской (бюджетной) отчетности

      С учетом изменений показателей бухгалтерского (бюджетного) учета (балансовых, забалансовых) на... по соответствующим счетам бухгалтерского (бюджетного) учета на начало отчетного финансового... с правилами ведения бухгалтерского (бюджетного) учета подлежат закрытию при завершении... 0503173). Показатели соответствующих счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, отражаемые в отчетах (сведениях) ... коррективы в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях...

    • Применение ФСБУ «Запасы»

      Приведен перечень объектов, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов материальных запасов... (принятие к бюджетному учету) запасов, их оценка, выбытие со счетов бюджетного учета будут осуществляться... стандарт устанавливает единые требования к бюджетному учету активов, квалифицируемых в качестве материальных... запасов Номер счета, применяемого в бюджетном учете Медикаменты и перевязочные средства – иное... п. 8 ФСБУ «Запасы» единица бюджетного учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно...

    • Нефинансовые активы: скорректированы бухгалтерские записи

      Земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их... на подстатью 199 Принятие к бюджетному учету материальных запасов, поступивших в натуральной... стоимости на дату принятия к бюджетному учету. Вложения в нефинансовые активы Согласно...

    • Учет временных сооружений при капитальном строительстве объекта

      Что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные... что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные... второму вопросу применительно к конкретике бюджетного учета позиция казначейства состоит в... Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета по оценочной... . Указанные объекты принимаются к бюджетному учету по оценочной стоимости на основании...

    • Особенности составления бюджетной отчетности за полугодие и девять месяцев

      И (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей... принудительного изъятия») План счетов бюджетного учета дополнен счетом 120941000 «Расчеты... Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций... Номер (код) счета бюджетного учета» приводятся номера счетов бюджетного учета с учетом изменения требований... учреждениями с учетом изменения показателей бюджетного учета (балансовых, забалансовых) на 1 ...

    • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

      Бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных... ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых... «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета». В... порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей... нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей принимаемых и отложенных...

    • Командирование работников в 2019 году: какие новшества учесть?

      ... ] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от...

Бюджетный учет используется во всех без исключения учреждениях и организациях, которые относятся к государственной форме собственности. Он несколько отличается от привычной работы бухгалтерии, однако основные принципы в нем соблюдаются. Все действия, шаблоны документов и иные элементы, которые только могут понадобиться для деятельности организации, утверждаются вышестоящими органами и носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и конкретные примеры, образцы и тому подобные вспомогательные документы, которые облегчают работу сотрудников.

Что такое бюджетный учет

Названный вариант учета представляет собой четко регламентированную систему, при которой все элементы управления учреждением собираются воедино и обрабатываются специалистами. Он характеризуется наличием большого числа инструкций и тому подобных документов, которые указывают, как те или иные действия обязаны совершаться в различных условиях. Это очень сильно облегчает процесс работ, ведь информация, которую дает инструкция по бюджетному учету, позволяет сразу приступить к работе и четко выполнять все требования, не отвлекаясь на всевозможные отдельные элементы, присущие его классическому варианту.

Задачи учета

Существует определенный перечень главных задач, которые являются основой, составляющей учет. Общее количество подобных элементов очень велико, однако если сократить и вкратце рассматривать данную проблему, можно выделить некоторые из них.

Так, указанный тип учета необходим, чтобы изыскивать неочевидные, скрытые резервы, которые бы позволили государству функционировать более эффективно. Кроме того, бюджетный учет позволяет производить тотальный контроль фактического состояния и наличия любых сумм денежных средств, а также различных активов. При правильном ведении он же дает возможность выявлять и своевременно предупреждать любые нецелесообразные траты и вообще давать понимание того, куда именно, в какой сумме и каким образом были использованы деньги. Учет такого типа, помимо всего прочего, показывает результаты деятельности конкретной организации. То есть насколько прибыльной или убыточной она является.

Не последнюю роль играют статистические и отчетные данные, которые также собираются при помощи этого учета. Они нужны для накопления определенной информации, ее анализа, предоставления заинтересованным лицам и в итоге для формирования новых инструкций, документов, а также для того, чтобы последующие изменения в бюджетном учете максимально соответствовали текущей ситуации и были наиболее эффективными в конкретный отрезок времени.

Нормативные документы

Все базовые основы указаны в специальной Инструкции №148н, которая включает в себя не только четкие определения того, как именно следует действовать в определенных условиях, но и какие наказания могут последовать при отказе от использования указанных требований. Следует отметить, что в этом документе есть только основы и база, которые, безусловно, покрывают все сферы деятельности и элементы работы организации, но могут быть неполными.

Кроме него существует ещё огромное количество всевозможных изменений, дополнений и тому подобных факторов, которые также влияют на работу предприятия и в некоторых случаях могут очень значительно менять ранее утвержденные нормы. В теории руководитель организации и другие лица, наделенные определенной властью в отдельно взятом учреждении, обязаны доводить до сотрудников все эти документы соответствующим образом и в требуемые сроки.

На практике сотруднику рекомендуется самостоятельно отслеживать ситуацию и, по мере получения новой информации, уточнять ее у руководства, во избежание возможных проблем в дальнейшем. Но и это ещё не все, помимо всей этой документации, следует разбираться и в стандартной бухгалтерии со всеми ее нормативными актами. Счета бюджетного учета хоть и отличаются от классических, но работа с ними все равно производится примерно тем же образом, что делает попытки разобраться во всем этом достаточно сложными.

Требования

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению. Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

  1. Так, любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
  2. Отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации.
  3. Наиболее простым и понятным требованием является условие его ведения исключительно в государственной валюте.

Безусловно, в определенных ситуациях могут добавляться и другие особенности работы, но тут уже многое напрямую зависит от того, каким конкретно образом функционирует организация, чем она занимается, каковы ее особенности и так далее. По каждому такому пункту следует проводить дополнительную проверку на наличие условий и требований, способных хотя бы частично касаться работы учреждения.

Обязанности

Основные требования выставляются непосредственно к руководителю и главному бухгалтеру учреждения. Именно они обязаны постоянно контролировать производимые работы, их фиксацию в документах и учет бюджетных средств. Только они отвечают за все согласно законодательству, а уж потом при необходимости могут наказывать самостоятельно доступными и адекватными методами своих сотрудников.

Это разумный подход, так как только они знают (или обязаны знать) все особенности, которые обычному человеку, занятому в работах, просто не нужны для полноценной деятельности. При этом тот же главный бухгалтер имеет возможность потребовать от руководства принятия необходимых мер, целью которых будет соответствующий и правильный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. К данному пункту относятся требования к организации рабочих мест, их техническому оснащению, найму квалифицированных сотрудников и так далее.

В свою очередь, руководство может требовать выделения соответствующих сумм, на выполнение условий сотрудников, если они будут считаться действительно заслуживающими внимания и препятствующими полноценной работе организации. К примеру, кулер для воды вряд ли будет относиться к обязательному оборудованию, а вот без хотя бы самого плохого компьютера производить учет или выполнять иные аналогичные функции становится практически невозможно. Как следствие, понадобятся подходящая инфраструктура, связь через сетевое соединение и даже отдельный человек, который будет следить за сохранностью всего этого.

Структурирование

Чтобы работа организации была максимально эффективной, все действия выполнялись точно и в срок, а отчетность действительно соответствовала предъявленным к ней требованиям, необходим достаточно большой штат сотрудников, каждый из которых будет выполнять четко определенные функции. Это помогает разбивать рабочий процесс на части и дает возможность комфортно и качественно работать в своей области даже при наличии минимальных знаний, ведь действительно опытный человек потребует высокой оплаты, на что организация может и не согласиться.

Подразумевает наличие кассиров, ведущих бухгалтеров (или сотрудников, которые будут совмещать обе функции). Кроме того, могут присутствовать заместители (обычно один, но иногда бывает и больше) и, естественно, главный бухгалтер. При такой схеме начальник контролирует основные сферы деятельности и особенности. Более детально они контролируются и направляются заместителями, а выполняют всю работу непосредственно рядовые сотрудники.

Документация

Существует более 40 базовых форм которая обязана использоваться в государственном учреждении для того, чтобы управленческий учет был как можно более приближенным к требованиям законодательства. Фактически все они разделены на две группы, примерно одинаковые по количеству указанных документов, одна из которых относится к фирмам любой формы собственности, а вторая касается исключительно бюджетных организаций.

В свою очередь, бюджетный бухгалтерский учет имеет собственное разделение указанных первичных документов на три основных группы. Все они нужны для качественной работы предприятия и позволяют охватить абсолютно все сферы деятельности.

Так, выделяют примерно равные по числу шаблоны, отвечающие за расчет и начисление заработной платы, проведение любых операций с кассой, а также регулирующие работу с материальными активами. Самой маленькой группой документов являются те, которые не вошли ни в одну из категорий и охватывают некоторые весьма специфичные сферы деятельности, не все из которых существуют на предприятии.

Автоматизация

Как и в обычном бухгалтерском учете, активно применяются всевозможные автоматизированные системы, существенно облегчающие работу сотрудников, а также дающие максимально точные и достоверные данные на основании введенных цифр.

Удобство подобных программ давным-давно проверено и одобрено всеми сотрудниками, которые обязаны работать с бухгалтерским, налоговым или управленческим учетом. Они мгновенно выдают всю требуемую информацию, не вынуждают пользователя долгое время обучаться работе с ними, сигнализируют о заканчивающихся сроках сдачи отчетов и так далее. Большинство современных бухгалтеров, в принципе, смутно себе представляет работу организации без таких вспомогательных средств.

Учет и отчетность

Все сферы деятельности предприятия тесно связаны с отчетностью. Это одна из основ, которая является обязательной для всех и позволяет накапливать достаточные для анализа, контроля и проверки данные. Выделяют несколько базовых вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции:

  • отчет об ;
  • о результатах деятельности;
  • о движении средств.

Как можно заметить, все они позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее. Обычно ко всем этим документам прилагается также и в которой уточняется та или иная не совсем понятная сразу информация.

Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.

Отличия от стандартного учета

Бюджетный учет во многом схож с обычным, который используется на частных предприятиях, в фирмах и организациях. Основные отличия кроются в, казалось бы, мелких деталях наподобие плана счетов и в особенностях классификации тех или иных действий. Но на самом деле, если вникать во все это детально и подробно, окажется, что данные элементы являются ключевыми и влияют на всю структуру работы организации очень серьезно.

Конкретней о данном вопросе можно сказать, только сравнивая два разных предприятия схожего типа, одно из которых будет частным, а другое — государственным. Управленческий учет, как и любой другой, в частной компании будет, с одной стороны, более простым и понятным, а с другой, при наличии большого количества внутренних нормативных документов, намного более сложным и запутанным. Да ещё и в некоторых случаях пересекающимся с действующим законодательством.

Итоги

В целом, если подводить итог всему вышесказанному, бюджетный тип учета является хоть и сложным на начальных стадиях понимания, в отличие от обычной его формы, но намного более простым в дальнейшем.

Главной задачей для полноценного разбора проблемы должен стать разбор всей законодательной базы, которая хоть как-то может касаться данной проблемы. После этого работать станет намного проще и понятней, даже с учетом постоянных правок и изменений. В свою очередь, стандартный тип работы почти любой более-менее крупной фирмы подразумевает тот факт, что сотрудники будут учитывать не только требования законодательства, но и пожелания работодателя, соотнося их с законами и инструкциями.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор