Теоретические и правовые основы ведения государственного кадастра недвижимости. Теоретические основы государственного учета и регистрации прав на земельные участки

Государственный кадастр недвижимости, как систематизированный свод сведений об учтенном в установленном порядке недвижимом имуществе, представляет собой интеграцию раздельно существовавших двух кадастровых систем: государственного земельного кадастра и государственного кадастра иных объектов недвижимости. Раздельное существование этих систем являлось следствием того, что земля в дореформенный период, находясь вне рамок рыночных отношений, естественно, не входила в перечень объектов недвижимого имущества. Являясь лишь объектом земельных ресурсов в числе прочих объектов природы, она имела особое содержание востребованных обществом качеств и, соответственно, нуждалась в особом порядке их государственного учета. С включением земли в перечень объектов недвижимого имущества изменился и характер востребованности ее качеств, в той именно части, в которой она характеризовалась как недвижимое имущество. Возникла объективная необходимость унификации учетных характеристик земельных участков и иных объектов недвижимости как объектов общественных отношений.

Первый шаг к такой унификации был сделан с принятием Закона "О государственном земельном кадастре", которым предусматривалось осуществление в рамках единого кадастрового мероприятия двух видов государственного учета: учета земель и учета иных объектов недвижимого имущества. правовой кадастр государственный

Принятый 24 июля 2007 г. Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" является актом, объединяющим эти две системы в единый государственный кадастр недвижимости, одним из объектов которого является земельный участок.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с этим Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных предусмотренных настоящим Законом сведений.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Основной содержательной частью государственного кадастра недвижимости является государственный кадастровый учет недвижимого имущества, под которым понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества. В соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и др. объектов недвижимости. Положения данного Закона не применяются лишь в отношении участков недр, предприятий как имущественных комплексов, а также объектов недвижимости в юридическом смысле (воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов). Все сведения государственного кадастра недвижимости о конкретном объекте недвижимости законодатель подразделяет на две основные группы: основные (вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата его внесения, описание местоположения границ объекта недвижимости, описание местоположения, площадь объекта) и дополнительные (например, ранее присвоенный кадастровый номер или иной условный номер, если таковой имеет место; кадастровый номер земельного участка; кадастровые номера зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, и др.).

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

В реестре объектов недвижимости осуществляются записи об объектах недвижимости в текстовой форме. Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов - носителей сведений об объектах недвижимости. Кадастровые карты - это тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения о земельных участках и других объектах недвижимого имущества. Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет".

Оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволяет осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов; кадастровая недвижимость позволяет контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.

ОБРАЗОВАНИЯ

ФГБОУ ВПО «СГГА»

ОСНОВЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Новосибирск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ФГБОУ ВПО «СГГА»

В.Н. Клюшниченко

ОСНОВЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

курс лекций по дисциплине «Основы кадастра недвижимости» для студентов второго курса всех форм обучения

по направлению 120300 «Землеустройство и кадастры»

Новосибирск

В.Н. Клюшниченко. Основы кадастра недвижимости. Курс лекций для студентов всех форм обучения по направлению «Землеустройство и кадастры». – Новосибирск: СГГА, 2011. – 150 с.

Предлагаемый курс лекций содержит теоретические и практические вопросы ведения кадастра в России на современном этапе. Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по направлению

«Землеустройство и кадастры», а также курсантов, желающих повысить свою квалификацию. Курс лекций будет также полезен преподавателям,

инженерно-техническим работникам, занимающимся вопросами формирования материалов кадастра.

Ответственный редактор: ____________________________

Печатается по решению редакционно-издательского совета СГГА УДК 528.4

© ГОУ ВПО «Сибирская государственная Геодезическая академия» (СГГА), 2010

ВВЕДЕНИЕ

Хорошо отлаженная и эффективная система кадастра характеризует уровень развития любого государства. Кадастр создает предпосылки не только учесть все недвижимое имущество, зарегистрировать права на него юридических и физических лиц, но он позволяет выполнить одну из главнейших задач, которая заключается в сборе налогов на недвижимость.

Формирование кадастровых систем связано со специфическими особенностями любого государства. При этом тесно переплетаются объективные и субъективные предпосылки создания атрибутивных и графических данных. В одних государствах формируются централизованные кадастровые системы, в которых все права на информацию и ответственность ложится на плечи государства. Имеют место также системы,

которые базируются на негосударственных подразделениях. Каждое государство вправе решить путь формирования кадастровых систем.

Целью данного курса лекций является рассмотрение основных вопросов,

возникающих в процессе подготовки материалов кадастра. При этом главная задача курса лекций заключается в формировании у обучаемых знаний,

необходимых для подготовки материалов кадастра на всех стадиях его формирования.

Актуальность работы заключается в том, что она подготовлена с учетом современных существенных преобразований, происходящих в сфере кадастровой деятельности, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАДАСТРЕ

1.1. Понятие кадастра

В условиях возрастающего негативного воздействия цивилизации на

состояния на основе достоверных данных. С этой целью создается и ведется кадастр.

В зависимости от вида изучаемого объекта, ранее различали земельный кадастр, водный, лесной и т.д. Особое место среди всех видов

кадастра занимал земельный, поскольку он содержал информацию об одном

из важнейших компонентов окружающей природной среды. Как продукт

природы Земля возникла и существует вне сознания людей. Следовательно,

она не имеет стоимости и учитывается только в натуральном выражении, то есть по площади. Кроме того, земля пространственно ограничена, ее размеры не могут быть увеличены, созданы вновь или заменены чем-либо в отличие от других средств производства, которые изменяются количественно и

качественно по мере развития общества. Все это в совокупности требует

более тщательного учета земельных ресурсов и режима их использования.

пространственном положении земельных ресурсов, виде их использования,

правовом статусе и кадастровой стоимости. В связи с вступлением в силу федерального закона «О Государственном кадастре недвижимости» земельный кадастр официально прекратил свое существование . До принятия федерального закона о едином кадастре недвижимости

Государственный кадастр недвижимости будет функционировать, поскольку раздельный кадастровый учет земельных участков и расположенных на них объектов продолжается.

Основной задачей государственного земельного кадастра являлось обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках, указанных в определении, приведенном выше.

кадастра

Основными целями формирования и ведения государственного

земельного кадастра являлось создание условий для рационального

использования и охраны земель Российской Федерации, защиту прав

собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, а также

продажи, а также государственного и муниципального управления зе-

мельными ресурсами, государственного контроля за использованием и охраной земель. Таким образом, сведения государственного земельного

кадастра являлись государственным информационным ресурсом и основным

источником информации для проведения государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним.

Основное назначение государственного земельного кадастра

заключалось в реализации кадастрового учета земельных участков.

Информацию о расположенных на них объектах недвижимости формировало

технической

инвентаризации

государственному кадастровому учету подлежали только земельные

участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо

земельного кадастра имели открытый характер, за исключением сведений,

отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

На всей территории Российской Федерации ведение кадастра во все времена осуществлялось по единой методике и представляло собой

последовательность действий по сбору, накоплению, обработке, хранению и предоставлению юридическим и физическим лицам сведений:

О состоянии и порядке использования земельных участков, их

площадях, местоположении, экономических, количественных и

качественных характеристиках. Эти данные вносились в документы кадастра

по материалам межевания, результатам проведения топографо-

геодезических, картографических, землеустроительных и прочих работ, а

также данных, предоставленных правообладателями земельных участков;

- о правах на земельные участки и имеющихся обременениях;

- об экономических характеристиках земельных участков.

В настоящее время эта информация дополняется сведениями о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования и всех видах границ.

Информация о земельных участках сосредотачивается в кадастровых делах, которые подлежат вечному хранению.

1.3. Исторические сведения возникновения и развития кадастра

1.3.1. Общие сведения о возникновении кадастра

Исторические факты в человеческом познании во все времена имели важное значение. Еще Гераклит (IV век до нашей эры) говорил: только тогда

можно познать сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие.

Современник Гераклита – Аристотель подчеркивал практическую важность

изучения истории науки для развития самой науки, поскольку последующий успех возможен только после устранения предыдущих затруднений.

Происхождение термина «кадастр» недостаточно ясно до сих пор.

Некоторые историки связывают его с римским правителем Августом,

который утвердил единицу учета сбора дани за землю, названную

«capitiqum» и ввел перепись населения «capitiqum registrum». Со временем эти слова слились в одно - «catаstrum». По другим источникам этот термин

возник от греческого «catastichon», что означает «тетрадь для записей»,

«лист», «реестр» или латинского «capitastum», что означает опись податных предметов, то есть предметов, которые облагаются налогом.

Первоначально кадастр представлял собой книгу, содержащую список

сведения о таксации. Термин произошел от латинского «Tахаtiо», что

означает оценка земель. Египетские папирусы свидетельствуют о

существовании до нашей эры многочисленных категорий земель, зависящих от их качества. Во времена египетских фараонов (4000 лет до н.э.)

составлялись оценочные списки земель, отражавшие количественную и качественную оценку земель для изъятия пятой части дохода и установления прав на земельную собственность. Такой учет (оценку) земель производили специальные чиновники фараона, так называемые таксаторы.

Исторические корни возникновения кадастра уходят в глубокую древность. Первые сведения о кадастровых работах, проводимых с целью учёта земель в Месопотамии, Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Риме с указанием границ земельных участков и их площадей, относятся к 3000 году

свойство обрабатываемой земли. Необходимость сравнительной оценки

земель отмечается в трудах Ксенофонта (430 - 355 гг до н.э.), Теофраста

(372 - 287 гг до н.э.). Например, Ксенофонт отмечает, что для правильного

ведения хозяйства необходимо знать, какие культуры можно сеять на данной земле. Однако для этого необходимо определить качество почвы путем изучения посевов на соседних участках. Теофраст подробно описывал различие земли и почвы по водоемкости, водопроницаемости, химическому

составу и т. п.

Кадастр Месопотамии, Вавилона, Древнего Египта и Древнего Рима

представлял собой реестр, в котором отображался перечень земель (площади участков, вид использования земель, их принадлежность). Во втором веке до нашей эры участки стали формироваться в виде прямоугольников. Налог определялся урожайностью и размерами участков. Владельцам выдавались глиняные пластинки, на которых указывались атрибуты владельца и местоположение участка.

Профессия землемера в те времена была популярной, потому что они обладали знаниями в области математики и межевания. Кроме этого,

землемеры могли примирять спорщиков, что являлось необходимой

процедурой, поскольку арбитражных судов не было. Даже у самых истоков

приносящие урожай), по почвам на 9 видов, а по земельной собственности

на 14 видов.

Наибольшего расцвета Древнеримский кадастр достиг в I веке до нашей

описаниям и картам. Все это позволило увеличить вдвое налог в денежном и натуральном выражении. Воины - ветераны получали крупные участки на завоеванных землях, а каждому легионеру выделялся небольшой надел.

Границы участков обозначались валунами, закапываемыми почти полностью

в землю.

О развитии земельного кадастра в период средневековья свидетельствует византийская сельскохозяйственная энциклопедия

по внешнему виду почвы и растительности. Большое внимание уделялось

рельефу местности.

Все почвы

делились на

наилучшие (чернозем),

прекрасные (краснозем), превосходные (илистая почва),

самые лучшие

(тучная земля) и

плохие (красная

наиболее прогрессивным

средневековым земельным кадастрам

относится

земельный кадастр короля

франков Карла Великого (742 - 814 годы),

английский земельный кадастр

времен Вильгельма

Завоевателя

годы), поземельная книга

курфюршества

Бранденбургского

сицилийский кадастр

Фридриха II (1194 - 1250 годы). Указанные кадастры

сведения о местоположении, принадлежности земель, их

качественных и

количественных характеристиках.

В Древнем Риме имели место два способа межевания: центуризации и стригации-скамнации. Способ центуризации использовался вне римских

В жизни современного общества земля имеет важное значение. Как природный ресурс, земля выступает в качестве важнейшей части окружающей среды, характеризующейся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, формирующих определённые типы ландшафтов. При этом земля в первую очередь является социально-эколого-экономической категорией, обеспечивающей условия для жизнедеятельности человека.

Материальное обеспечение людей и в связи с этим развитие сельского хозяйства зависит главным образом от использования земли как средства производства для получения сельскохозяйственной продукции. Поэтому для рационального использования земельных ресурсов и ведение сельского хозяйства, важное значение имеет глубокое, детальное, всестороннее изучение земли в природном, правовом и хозяйственном отношениях.

Для решения этой проблемы и служит государственный земельный кадастр. О земельном кадастре сложились разные понятия. В узком смысле под кадастром земель понимают оценку их по плодородию и местоположению для дифференцированного налогообложения и установление цен на землю.

В ходе преобразований земельных отношений в Республике Беларусь содержание земельного кадастра значительно расширилось. В настоящее время государственный земельный кадастр можно определить как совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель, получаемых в результате государственного кадастрового учёта земельных участков, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.

В общем положении определение государственного земельного кадастра может быть и такое: Государственный земельный кадастр Республики Беларусь - это определённым образом систематизированный учёт его земель в общих количественных показателях (общеземельный) и по сложившемуся назначению (поземельный), с возможным выделением обобщённых направлений использования (специальные виды: в разных сельскохозяйственных, городских, геологических, гидрографических, экологических и др.)

Составные части государственного земельного кадастра представлены на рис. 1.1

Рис. 1.1 Составные части земельного кадастра

Приведенные составные части представляют собой целостную систему, осуществляемую в определённой связи и последовательности. В свою очередь, каждая составная часть кадастра имеет назначение и содержание, основывается на определённых способах ведения.

Выделение составных частей даёт возможность проводить по ним конкретные работы, собирать и обобщать необходимые данные самостоятельно и поэтапно, в зависимости от поставленных задач и потребностей производства.

Оформление правового режима земель осуществляется путём государственной регистрации документов, удостоверяющих право собственности, владение или пользование земельным участком. Правовой режим земель определяется в результате оговоренных законом юридических действий, а также работ по межхозяйственному землеустройству и оформляется документом на право собственности, владения или пользования землёй и соответствующими записями в других земельно-регистрационных документах.

Данные о распределении земель по землевладениям, землепользованиям, категориям земель являются следствием их количественного учёта, в результате которого получают сведения о площадях всех земель республики по видам угодий в разрезе хозяйственных и административных единиц.

Ведущийся на должном уровне и обеспечивающий всеми необходимыми сведениями учёт земель должен не только систематизировать данные об их количестве и распределении, но и содержать сведения о производительных свойствах земель, их природных, хозяйственных и других особенностях. Поэтому учёт количества земель осуществляется в комплексе с данными их качественной характеристики, которая включает сведения о почвенном покрове, рельефе, водном режиме, эродированности и других показателях, определяющих плодородие земельных угодий.

Объектом государственного земельного кадастра является единый земельный фонд Республики Беларусь. Предметом - создания и применения государственной многоцелевой системы необходимой и достоверной информации о природном, хозяйственном, экономическом и правовом положении земельного фонда.

В связи с этим можно выделить основные задачи кадастра:

информационное обеспечение формирования, совершенствования и функционирования административных и экономических механизмов государственного регулирования земельных отношений - регулирующая роль кадастра;

информационное и организационное обеспечение поступления налоговых платежей за земельные ресурсы (установление ставок налога и учёт налогоплательщиков) - фискальная роль кадастра;

регистрация правового статуса земельных участков (их принадлежность, сведения о сделках и форме права на участок и его правообладателя) или её информационное обеспечение - правовая роль кадастра;

учёт земельных ресурсов (их количества, местоположения, распределения между собственниками и пользователями, качественного состояния ит. п) как важнейшего национального достояния - учётная роль кадастра;

удовлетворение потребности в сведениях о качестве земель для сельскохозяйственного (пригодность к возделыванию тех или иных) и другого использования (для размещения населённых пунктов и производственных объектов, лесонасаждений и т.п.) - хозяйственная (например, агропроизводственная роль кадастра.

Эти пять задач исторически решаются в рамках земельного кадастра, составляют его современную сущность и обуславливают необходимость его ведения. Кроме того, на основании уже собранной для решения этих задач информации земельный кадастр обеспечивает землеустроительные и другие работы, направленные на обеспечение рационального использования земель, осуществление контрольных функций в отношении земельных ресурсов, а также может удовлетворить потребность земельного рынка в сведениях о землях, вовлечённых в рыночный оборот.

Характер, назначение и содержание земельного кадастра определяется общественным способом производства в конкретной стране в определённый период её развития. По своему содержанию и назначению земельный кадастр является многогранным государственным мероприятием, включающим в себя элементы правового, экономического и технического характера.

Основное назначение кадастра земель заключается в том, чтобы обеспечить государственные и хозяйственные органы всесторонними сведениями о земле в целях организации её рационального использования и охраны.

Кадастровая информация используется при сборе земельных платежей, разрешении споров по границам, купле-продаже или наследовании земли и во многих других случаях, когда участникам земельных отношений нужны не просто сведения о земельных ресурсах, а такие, которые не вызовут споров о состоянии земель в тот или иной момент. Эти сведения должны базироваться на регистрации состояния земель на определённый промежуток времени. То есть земельно-кадастровая тема является информационно-регистрационной, что требует её беспристрастного, бесспорного для всех участников земельных отношений статуса, как правило - государственного.

Согласно Кодексу Республики Беларусь о земле государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле в целях организации рационального использования и охраны, регулирования земельных отношений, землеустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности, осуществления других мероприятий, связанных с использованием земли.

Прежде всего, земельный кадастр должен дать точные сведения о размерах, пространственном положении и использовании земель, т.е. всесторонние, полные данные о природных свойствах и особенностях каждого земельного угодья и участка.

Отсутствие земельного кадастра или его ненадлежащее ведение создаёт предпосылки многочисленных нарушений законодательства, в том числе самовольного занятия участков, уклонение от уплаты земельного налога, арендной платы, регистрации сделок с землёй.

Задачи государственного земельного кадастра его назначение и содержание обуславливают следующие принципы его ведения:

  • 1. Единство системы ведения государственного земельного кадастра. Оно подразумевает единство методики, согласованность и последовательность ведения земельного кадастра, системы земельно-кадастровой информации и документации, как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории Республики Беларусь.
  • 2. Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с информацией других видов кадастров (территориального, лесного, водного, и других кадастров природных ресурсов). Выполнение этого принципа обеспечивает сбор информации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты и детализации. Это позволит в последующем эти виды кадастровой информации привести в единую систему.
  • 3. Непрерывность ведения земельного кадастра. В процессе организации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землёй, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому необходимо обеспечить непрерывность ведения земельного кадастра путём систематического или периодического, сплошного или выборного обновления информации.
  • 4. Достоверность и точность земельно-кадастровой информации. Достоверность кадастровых сведений определяется степенью их соответствия фактическому состоянию и использованию земельного фонда. Точность земельно-кадастровой информации отражает степень близости её величин истинному значению характеристик земельного фонда. Численная точность измерений земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных условий должна обеспечивать выполнение конкретных целей и задач.
  • 5. Полнота сведений земельного кадастра. Совокупность земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней и форм собственности, владения и пользования землёй должна быть достаточной, но без изменений детализации. Более полная и подробная информация должна быть на уровне конкретных землевладений и землепользований, земель местных администраций (сельских, городских, районных) и генерализованная (обобщённая) с различной степенью детализации для более высоких уровней.
  • 6. Доступность земельно-кадастровых данных. Данные земельного кадастра должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну). Они должны быть представлены в наглядной форме, включая использование современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий. Данные земельного кадастра могут представляться с учётом участка соответствующих организаций и ведомств в создании банка данных земельного кадастра.
  • 7. Эффективность земельного кадастра. При организации и ведении земельного кадастра необходимо применять методы, технологии, способы и приёмы, обеспечивающие получение, систематизацию и поддержание земельно-кадастровых данных с учётом экономической, экологической, социальной и других видов эффективности. При эффективности земельного кадастра целесообразно учитывать как краткосрочный, так и долгосрочный эффект от использования земельно-кадастровых данных.
  • 8. Централизованное руководство земельным кадастром. Проведение кадастровых работ по единой методике в масштабе Республики Беларусь, сводимость данных о состоянии и использовании земельного фонда страны, обеспечение государственного контроля возможны при руководстве из единого центра - из Государственного комитета по земельным ресурсам геодезии и картографии Республики Беларусь.

Рассматривая содержание земельного кадастра, можно выделить две стороны. С одной стороны, земельный кадастр - это система мероприятий, которая включает в себя определенные действия по правовой регистрации землевладений и землепользований, учету и оценке земель для рационального их использования и охраны, ведение отраслей сельскохозяйственного производства, проведение работ по улучшению качественного состояния земель, организации земельного налогообложения и др.

С другой стороны, земельный кадастр представляет собой совокупность оформленных в установленном порядке необходимых сведений в регистрационно-правовых, земельно-кадастровых, оценочных, отчетных и других документах и материалах о всех земельных ресурсах республики. Материалы и документы земельного кадастра весьма разнообразны по назначению и содержанию.

Во-первых, они могут характеризовать естественные (природные) условие территории с точки зрения количества и качества земель, их состава по угодьям, рельефу, почвам, мелиоративному состоянию и т. д. (планы, экспликации, отчёты и др.)

Во-вторых, они могут содержать информацию правового (юридического) характера, т.е. характеризовать конкретные земельные участки, землевладение и землепользование в целом с правовой стороны (Государственные акты, Удостоверения, решение Советов)

В-третьих, кадастровые данные и документы могут носить экономический характер, т.е. характеризовать земельные участки с точки зрения эффективности их использование (материалы оценки земель, почвенных обследований и др.)

Порядок ведения государственного земельного кадастра определяет Кодекс Республики Беларусь «О земле» , а именно ст. 144, в которой говорится, что государственный земельный кадастр ведется специально уполномоченными органами по земельным ресурсам и землеустройству по единой для всей республике системе за счет средств госбюджета, и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31. 12. 1991г. № 508 «О порядке ведения Государственного земельного кадастра и мониторинга земель» .

Смена в Республике Беларусь экономического уклада потребовала пересмотрения сложившейся практики и законодательной базы регулирования земельных отношений. И сегодня уже принятое законодательство республики ставит перед землеустроительной службой в сфере ведения государственного земельного кадастра ряд задач, главной из которых является - переход на новые технологии по созданию и ведению государственного земельного кадастра, обработке картографический информации. Ведь отсутствие земельного кадастра или его ненадлежащее ведение создают предпосылки многочисленных нарушений законодательства, в том числе самовольного занятие участков, уклонение от уплаты земельного налога, арендной платы, регистрации, сделок с землёй. Поэтому ведение земельного кадастра невозможно без применения современных методов получения и актуализации земельно - кадастровой информации, компьютерных технологий ее передачи и обработки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что: весь технологический процесс получения, накопления, хранения и обработки земельно - кадастровой информации должен быть, по возможности, автоматизирован. Одной из основных проблем в этой цепи является создание информационной базы, которая необходима для решения административно - управленческих задач, а также для юридического обеспечения земельных отношений (регистрация различных субъектов земельных отношений, недвижимости, формирование их многообразие и т.д.)

Таким образом, современная система Государственного земельного кадастра должна совершенствовать все свои составные части комплексно и соответствовать актуальным задачам стоящим перед государством. Одна из таких задач - информационное обеспечение земельного рынка.

Кадастр (cadastre) - это какой-либо список, к примеру, землевладельцев, которые обязаны платить налог. Данное слово произошло от средневекового (латинского - Catastrum ), то есть capitastrum (от caput - голова), которое обозначало регистр душ, подпадавших под поголовную подать.

Государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Государственный Земельный Кадастр содержит в себе следующие сведения о земельном участке:

  • · кадастровый номер (уникальный номер, присваиваемый участку),
  • · площадь,
  • · местоположение (адрес),
  • · стоимость (кадастровая либо нормативная),
  • · категория земель,
  • · вид разрешенного использования,
  • · сведения о правах на данный участок,
  • · сведения об ограничениях, установленных для участка,
  • · координаты характерных точек земельного участка.

Государственный Земельный Кадастр ведется в следующих целях:

  • · для своевременного обеспечения достоверной информацией о земельных ресурсах органов государственной власти, юридических и физических лиц,
  • · для обеспечения рационального использования и охраны земель,
  • · для защиты прав землевладельцев, землепользователей, арендаторов,
  • · для установления кадастровой стоимости земли, земельного налога и арендной платы.

Такие сведения о земельном участке, как площадь, координаты характерных точек, местоположение вносятся в кадастр после проведения землеустроительных работ (землеустроительные работы проводит кадастровый инженер). Сведения о правах и об установленных ограничениях на земельный участок вносятся после регистрации данного вида права в Регистрационной палате (эта процедура называется оформление земельных участков в собственность). Кадастровая стоимость земли определяется после проведения государственной кадастровой оценки земли. Все сведения, содержащиеся в государственном кадастре, постоянно обновляются, то есть они достоверны и актуальны.

Сведения из кадастра могут предоставляться в виде:

  • · кадастровая выписка,
  • · кадастровый паспорт,
  • · кадастровый план территории.

Сам процесс внесения данных и присвоения кадастрового номера называется кадастровый учет. Учет дает владельцу участка гарантии того, что все его основные характеристики находятся в базе данных, удостоверены и согласованы. Если земельный участок не поставлен на кадастровый учет и соответственно на руках у землепользователя нет кадастрового паспорта, то он не сможет оформить акт купли-продажи, договор аренды, договор дарения или наследования, получить документы для ипотеки при предоставлении его в качестве залога в банк, а также не сможет оформить свидетельство на право собственности.

Для проведения кадастрового учета сначала необходимо обратиться в компанию, которая проводит геодезические работы и землеустройство. Фирма, осуществляющая земельно-кадастровые работы, выполнит межевание земельного участка, подготовит межевой план, содержащий основные характеристики об участке, которые могут быть внесены в Государственный Земельный Кадастр.

Земельный кадастр

Земельный кадастр является системой сведений о природном и хозяйственном положении земель, местоположении, целевом использовании, размерах и границах земельных участков. Их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных участков.

Сведения земельного кадастра являются информационным ресурсом.

Формирование сведений земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических , аэрокосмических, картографических, землеустроительных работ, почвенных, геоботанических обследований и изысканий, работ по мониторингу земель, количественного и качественного учета земель, составлением земельно-кадастрового дела на конкретный земельный участок, изготовлением земельно-кадастровых карт и идентификационного документа на земельный участок.

Данные земельного кадастра являются основой при планировании использования и охраны земель, при проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель, а также для формирования единого государственного реестра земель, ведения правового и других кадастров, определения размера платежей за землю, учета стоимости земельных участков в составе недвижимого имущества и стоимости земли в составе природных ресурсов.

Единицей учета и хранения данных земельного кадастра является земельный участок, выделенный в замкнутых границах, закрепляемый в установленном порядке за субъектами земельных правоотношений.

Кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного характера использования земельных участков.

Оформление земли

Оформление земли , по сути, выполняется топографическая съёмка всего садоводческого товарищества с получением площади каждого участка, что является планом фактически - уточнением существующего генплана застройки.

Для того, чтобы быстро купить и осуществить оформление земли , необходимо учесть все обязательные условия для этой процедуры. Безопаснее и лучше всего для составления договора купли-продажи обратиться в риэлтерскую фирму, либо проконсультироваться у юриста, который выполняет оформление земли , и решает все вопросы, связанные с этим.

Если все же вы хотите самостоятельно произвести оформление земли , то вам для начала необходимо собрать весь пакет документов требующихся для регистрации, а также составить договор купли-продажи или дарения.

Форма сделки купли-продажи, может быть, простой или нотариальной, это зависит от вашего выбора. Не стоит забывать, что несоблюдение установленной законодательством РФ формы сделки и договора, влечет их недействительность .

До проведения сделки удостоверьтесь, что выбранный земельный участок прошел государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер , а также индивидуальный адрес, в противном случае у вас займет длительное время оформление земли .

Кадастровый номер земельного участка обязательно должен включать в себя следующие данные:

  • · номер кадастрового округа;
  • · номер кадастрового района;
  • · номер кадастрового квартала;
  • · номер земельного участка в кадастровом квартале.

«Государственные кадастры природных ресурсов

Одной из важнейших задач управления развитием нашей Республики является рациональное использование ее природно-ресурсного потенциала.

Решение этого вопроса возможно лишь при комплексном изучении ресурсного потенциала территории. На основе такой оценки должно приниматься решение о приоритетах использования тех или иных природных ресурсов в регионе и лимитах их изъятия.

Согласно действующему законодательству, функции учета природных ресурсов относятся к ведению природных органов Республики Казахстан. Природоохранными организациями и ведомствами ресурсного блока накоплена значительная информация по отдельным видам природных ресурсов. Действующий порядок сбора, хранения, обработки и использования информации о состоянии территории и ее природно-ресурсного потенциала в целом, не позволяет проводить интегральную оценку природных ресурсов, а также мало приспособлен для решения специфических задач управления природопользованием и охраны окружающей природной среды.

Одним из основных элементов управления природопользованием, нацеленным на ресурсосбережения, является использование информационной системы Государственные кадастры природных ресурсов.

Данная система создана согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2000 года №1449 «О создании Единой системы государственных кадастров природных объектов Республики Казахстан на основе цифровых геоинформационных систем», а также Главы 18 Экологического кодекса.

Государственные кадастры природных ресурсов представляет собой автоматизированную систему сбора, систематизации, хранения, обработки и отображения пространственно-координированных данных о состоянии природных ресурсов РК, анализа этих данных для эффективного использования при решении управленческих, производственных и научных задач, связанных с охраной, восстановлением и сохранением природных ресурсов на территории нашей Республики (базы данных с информацией о лесном фонде, кадастре животного мира, особо охраняемых природных территорий, рыбных ресурсов, топографическая основа цифровых карт М 1: 1 000 000, М 1: 200 000 на каждую область и Республику в целом).

Была создана межведомственная рабочая группа по организации и сопровождению Единой информационной системы (Приказ №190- ? от 08 июня 2007 года). В которую вошли специалисты Министерства сельского хозяйства: Комитета лесного и охотничьего хозяйства, Комитета рыбных ресурсов, Комитета водных ресурсов.

На данный момент данная информационная система действующая и в своем составе содержит следующие функциональные модули:

  • 1) Подсистема лесного кадастра
  • 2) Подсистема кадастра особо охраняемых природных территорий
  • 3) Подсистема кадастра животного мира
  • 4) Подсистема рыбного кадастра
  • 5) Блок картографических данных

Подсистема лесного кадастра представляет собой информационную систему о состоянии лесного фонда (содержит более 148 объектов), оценки хозяйственной деятельности, распределении его владельцам, количественном и качественном состоянии лесного фонда.

данных статистических форм учета «Форма №1 - распределение лесного фонда по категориям и угодьям», приложения 1 и 2 к форме №1; отчетные материалы Комитета лесного хозяйства; Отчетные материалы предприятий (лесхозов).

тематических карт состояния лесного фонда, его распределения группам лесовладельцев, площадям, породам, типам лесов и другие (М 1: 1 000 000, М 1: 200 000));

Подсистема кадастра особо охраняемых природных территорий содержит подробную информацию о природоохранной, научной, хозяйственной и административной деятельности по всем видам заповедных территорий:

Государственный природный заповедник (2004 год - 9 объектов);

Государственный национальный природный парк (2004 год - 8 объектов);

Государственный природный парк (2004 год - 2 объекта);

Государственный ботанический сад (2004 год - 2 объекта);

Государственный природный резерват (2004 год - 6 объектов);

Государственный природный заказник (2004 год - 58 объектов);

Государственный памятник природы (2004 год - 53 объекта);

Государственная заповедная зона (2004 год - 8 объектов);

Информация представлена в виде:

данных статистических форм учета «Форма №1-ООПТ» - распределение особо охраняемых природных территорий на функциональные зоны и подзоны; паспорт ООПТ; отчетные материалы учреждений ООПТ; отчеты Комитета лесного и охотничьего хозяйства.

картографического материала границ ООПТ, их распределение (М 1: 1 000 000, М 1: 200 000);

Подсистема кадастра животного мира представляет собой информационную систему о состоянии животного мира (содержит более 540 объектов) в целях эффективного управления в области использования, охраны и воспроизводства.

Информация представлена в виде:

данных статистических форм учета «Форма №2 - охота» - отчеты по охотничьему хозяйству; отчетные материалы областных территориальных управлений МСХ; Отчетные материалы предприятий хозяйственных субъектов.

тематических карт животного мира, охотничьих хозяйств (М 1: 1 000 000, М 1: 200 000);

Подсистема рыбного кадастра представляет собой информационную систему о состоянии водных объектов и рыбных ресурсов (на данный момент содержит более 1000 крупных объекта).

Информация представлена в виде:

данных статистических форм учета «Форма №1 - 2 ДРХ» - отчеты о деятельности рыбного хозяйства; паспорт рыбохозяйственного водоема; отчеты Комитета лесного и охотничьего хозяйства.

тематических карт водных объектов, их распределения группам рыбохозяйственных предприятий (М 1: 1 000 000, М 1: 200 000);

Картографический блок данных представлен:

Обзорная цифровая карта РК масштаба 1: 1 000 000;

Цифровые карты Казахстана масштаба 1: 200 000 (583 номенклатурных планшета на всю территорию Республики);

Векторные тематические слои, содержащие соответствующую информацию по каждому кадастру.

Возможности работы с картами кадастровых объектов лесного, животного, рыбного кадастра, а также особо охраняемых территорий позволяют идентифицировать кадастровые объекты, получить как атрибутивную информацию, так и сведения из внешних баз данных, перейти к крупномасштабным картам объектов и работать с ними. Функция «Все кадастры территории», позволяет пользователю получить список всех кадастровых объектов по выбранной территории. С ее же помощью формируется полный список объектов из всех имеющихся слоев для выбранного участка карты. Таким образом, в результате выполнения процедуры выбора объектов происходит агрегация всех данных системы для выбранного фрагмента карты.

Уровни представления информации для каждой из подсистем:

Локальный (уровень лесохозяйственных, рыбоводных предприятий, охотничьих хозяйств, особо охраняемых природных территорий);

Областной;

Республиканский.

Для актуальности данных в настоящее время ведется техническое, информационное сопровождение. Доступ к системе открыт для департаментов нашего министерства. В перспективе планируется открытие клиентских мест для государственных структур.

Информация была предоставлена в основном на бумажных носителях по утвержденным формам отчетности комитетами, департаментами и территориальными управлениями Министерства охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства, Областными акиматами, Агентством РК по статистике.

Функции кадастров реализуются с помощью современных систем управления базами данных и геоинформационными системами (ArcGis 9.0).

Данные баз данных подсистем позволяют решать целый ряд практических вопросов:

оценка природных ресурсов в соответствии с конъюнктурой рынка;

оценка реальных нагрузок на природные системы территории для предупреждения возникновения зон экологического кризиса;

формирование лимитов по изъятию природных ресурсов территории;

размещение хозяйственных объектов с учетом экологического состояния территории;

осуществление природоохранного контроля особо охраняемых природных территорий;

определение резервов территорий для развития сельскохозяйственных и промышленных инфраструктур с соблюдением экологического баланса областей республики.

С помощью данных ГКПР можно оценить состояние лесного фонда, животного мира, особо охраняемых природных территорий, рыбных ресурсов и водных объектов.

Резюмируя выше изложенное, следует отметить, что система ГИС-кадастр делает доступной информацию по показателям лесного фонда, животного мира, рыбных ресурсов и особо охраняемых территорий в реальном времени.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» издаю настоящий Указ.

Общие положения

Статья 1. Термины и определения

Применяемые в настоящем Указе термины и определения означают следующее:

  • 1) государственная регистрация - процедура учета регистрирующим органом права собственности и других прав, а также обременений на недвижимое имущество в порядке, установленном настоящим Указом;
  • 2) кадастровый номер - индивидуальный, не повторяющийся на территории Республики Казахстан код земельного участка, который присваивается в соответствии с процедурой, установленной законодательством, и сохраняется, пока земельный участок существует как единое целое;
  • 3) недвижимое имущество (недвижимость) - земельные участки, а также здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • 4) обременения - ограничения прав на недвижимое имущество, в том числе наличие на него определенных прав третьих лиц, арест имущества;
  • 5) правовой кадастр - единый государственный реестр зарегистрированных прав на недвижимое имущество;
  • 6) регистрация сделок - регистрация прав на недвижимое имущество, возникающих из сделок;
  • 7) сервитут - право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом;
  • 8) поэтапная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество - разовое мероприятие, проводимое регистрирующим органом на территории определенной административно - территориальной единицы путем регистрации всех существующих прав (обременений прав) на недвижимое имущество, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в том числе прав (обременений прав), возникших до введения системы регистрации.

Статья 2. Объекты государственной регистрации.

  • 1. Объектами государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Указом, являются права на недвижимое имущество. Регистрации подлежат:
  • 1) право собственности;
  • 2) право хозяйственного ведения:
  • 3) право оперативного управления;
  • 4) право землепользования на срок свыше года;
  • 5) право пользования на срок свыше года;
  • 6) право доверительного управления на срок свыше года;
  • 7) залог;
  • 8) рента;
  • 9) иные права на недвижимое имущество, а также обременения прав на недвижимое имущество.
  • 2. Регистрации подлежат также изменение и прекращение прав (обременений) на недвижимое имущество в результате сделок и иных юридических фактов.
  • 3. Действие настоящего Указа не распространяется на воздушные и морские суда, а также иные приравненные к недвижимым вещам объекты (пункт 2 статьи 117 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Статья 3. Правовое значение государственной регистрации.

  • 1. Права на недвижимое имущество, перечисленные в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 2 настоящего Указа, возникают с момента их регистрации.
  • 2. Иные права на недвижимое имущество возникают с момента совершения сделки или наступления иного юридического факта как основания возникновения таких прав, однако зарегистрированные заинтересованными лицами права имеют приоритет перед незарегистрированными.

Статья 3-1. Поэтапная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество.

  • 1. Поэтапная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество проводится регистрирующим органом с целью пополнения данных о правообладателях объектов недвижимого имущества, не прошедших государственную регистрацию прав (обременений прав) на недвижимое имущество и сделок с ним.
  • 2. Поэтапная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  • 3. Порядок взаимодействия государственных органов, территория и сроки проведения поэтапной регистрации прав (обременений прав) на недвижимое имущество определяются Правительством Республики Казахстан.

Статья 4. Обременения, не подлежащие регистрации.

Не подлежат регистрации обременения, выступающие как общие правила и запреты, установленные законодательством (о здравоохранении, общественной безопасности, охране окружающей природной среды и др.), а также обусловленные общественными нуждами (право доступа к линиям электропередачи, телефонным и телеграфным линиям и столбам, трубопроводам и т.п.).

Статья 5. Регистрирующий орган.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют Министерство юстиции Республики Казахстан и подведомственные органам юстиции государственные предприятия.

Статья 5-1. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Статья 6. Плата за информационные услуги.

За оказание информационных услуг регистрирующий орган взимает плату в соответствии с законодательством.

Правовой кадастр

Статья 7. Ведение правового кадастра.

  • 1. Правовой кадастр ведется Министерством юстиции Республики Казахстан и его регистрирующими органами на местах по единой для Республики Казахстан системе.
  • 2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с учетом идентификационных, технических, стоимостных, правовых, а также других характеристик объектов недвижимости, необходимых для ведения правового кадастра, по месту нахождения объекта недвижимости регистрирующими органами в соответствующих административно - правовых единицах.
  • 3. Система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в правовом кадастре осуществляется по объективному принципу, привязывается к земельным участкам и является единой для всех
  • 4. Все записи о правах на объекты недвижимости, их возникновении, переходе, обременении ограничении) и прекращении идентифицируются в правовом кадастре кадастровым номером объекта недвижимости, который присваивается в установленном законодательством порядке государственными органами, уполномоченными вести земельный и правовой кадастры.
  • 5. Форма регистрационного листа правового кадастра утверждается Правительством Республики Казахстан.

Статья 8. Состав правового кадастра.

  • 1. Правовой кадастр состоит из:
  • 1) земельно-кадастровой карты (схемы, плана);
  • 2) регистрационной книги;
  • 3) регистрационных дел.

Статья 9. Земельно-кадастровая карта.

  • 1. Органы, ведущие земельный кадастр, обеспечивают регистрирующий орган Министерства юстиции Республики Казахстан земельно-кадастровыми картами (схемами, планами земельных участков). Земельно-кадастровые карты (схемы) административного района (города) могут составляться в нескольких частях.
  • 2. Данные земельно-кадастровой карты (схемы) могут дополняться топографическим планом земельного участка, который хранится в регистрационном деле.

Статья 10. Регистрационная книга.

  • 1. Регистрационная книга состоит из регистрационных листов на каждый земельный участок.
  • 2. Регистрационный лист состоит из трех разделов:
  • 1) идентификационных характеристик земельного участка,
  • 2) реестра прав на недвижимое имущество;
  • 3) реестра обременений с выделением залога.
  • 3. Форма регистрационного листа определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 11. Регистрационное дело.

  • 1. Регистрационное дело ведется на каждый земельный участок и содержит копии документов, указанных в регистрационном листе.
  • 2. На земельный участок, идентифицированный кадастровым номером, заводится только одно регистрационное дело, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Указа.

Статья 12. Последствия объединения и разделения земельных участков.

  • 1. Объединение и разделение земельных участков осуществляется в порядке, определяемом законодательством о земле.
  • 2. При объединении и разделении земельных участков регистрация прав осуществляется в порядке, установленном настоящим Указом.
  • 3. В регистрационных листах и регистрационных делах, оформленных на вновь образованные земельные участки, должны содержаться сведения о прежних кадастровых номерах и регистрационных делах, заведенных на земельные участки до их объединения или разделения.

Порядок регистрации

Статья 13. Прием документов для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  • 1. Регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет регистрирующий орган на основании заявления правообладателя или уполномоченного государственного органа, а если право возникло из договора - на основании заявления любой его стороны.
  • 2. Заявитель должен представить регистрирующему органу:
  • 1) заявление с просьбой о регистрации права на недвижимое имущество;
  • 2) документы, подтверждающие право на недвижимое имущество;
  • 3) документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Заявитель обязан представить документы, удостоверяющие его личность, а представители юридического лица - также документы, подтверждающие их полномочия.

  • 3. При регистрации права общей собственности на недвижимое имущество заявление о регистрации подписывается всеми собственниками с представлением каждым из них документов, подтверждающих их право собственности, и предъявлением документов, удостоверяющих их личность. Данное правило распространяется также на право хозяйственного ведения, право оперативного управления и право землепользования.
  • 4. При передаче части недвижимого имущества в залог, аренду или безвозмездное пользование документация, сданная на регистрацию, должна включать карту (схему) или общий план, на которых показана сданная в залог, аренду или безвозмездное пользование часть недвижимого имущества.
  • 5. Отказ в приеме документов на регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним допускается только по мотивам представления ненадлежащих документов.

Статья 14. Сроки проведения государственной регистрации.

  • 1. Регистрация прав заявителя должна быть произведена в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов, перечисленных в статье настоящего Указа, в регистрирующий орган.
  • 2. При наличии нескольких заявок на регистрацию одного и того же права регистрируется право по ранее поданной заявке.

Статья 15. Требования к документам, представляемым на регистрацию.

  • 1. Документы, подтверждающие возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество, принимаются в надлежаще оформленном виде. Не принимаются документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.
  • 2. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником или нотариально заверенной копией. Подлинник документа (нотариально заверенная копия) после регистрации возвращается владельцу прав.

Статья 16. Указание точного времени представления документов.

  • 1. По получении документов на регистрацию прав на недвижимое имущество регистрирующий орган обязан зарегистрировать дату, час и минуту поступления документов.
  • 2. Заявителю выдается расписка в получении соответствующих документов на регистрацию с указанием даты, часа и минуты поступления документов на регистрацию.

Статья 17. Удостоверение произведенной регистрации.

Регистрирующий орган обязан по ходатайству заявителя удостоверить произведенную регистрацию в течение пяти рабочих дней со дня подачи ходатайства путем совершения надписи на документе, представленном для регистрации.

Статья 18. Основания для приостановления государственной регистрации.

По заявлению лица, оспаривающего право, за регистрацией которого обратилось другое лицо, регистрация этого права может быть приостановлена на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока лицо, оспаривающее право, не представит доказательств предъявления им иска, регистрация права должна быть осуществлена, а при представлении доказательств предъявления иска регистрация оспариваемого права приостанавливается до разрешения дела судом.

Регистрация права может быть приостановлена на основании актов прокурорского надзора до устранения нарушения закона.

Статья 19. Основания для отказа в государственной регистрации.

  • 1. В регистрации может быть отказано в случае, если:
  • 1) предъявленные документы не отвечают требованиям, установленным статьями 16 и 23 настоящего Указа;
  • 2) с просьбой о регистрации права обратился недееспособный гражданин.
  • 2. В случае приостановления (статья 19 настоящего Указа) или отказа в регистрации в правовом кадастре производится соответствующая запись. При отказе заявителю направляется в письменной форме сообщение о причине отказа. Копия письма помещается в дело, заведенное ранее на данное недвижимое имущество.

Статья 20. Исправление ошибок, допущенных при регистрации.

  • 1. Ошибки, допущенные при регистрации, не изменяющие принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права, могут быть исправлены регистрирующим органом самостоятельно с уведомлением всех заинтересованных лиц.
  • 2. Исправление ошибок, изменяющих принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права, допускается только с письменного согласия заинтересованных лиц.
  • 3. Если регистрация права произведена на основании документа, удостоверенного уполномоченным органом, исправление ошибок допускается при условии внесения этим органом соответствующих изменений в указанный документ.

Статья 21. Доступ к данным, содержащимся в правовом кадастре.

  • 1. Сведения правового кадастра, кроме сведений, относящихся к государственным секретам, коммерческой тайне или иной охраняемой законодательными актами Республики Казахстан тайне, являются общедоступными и представляются заинтересованным лицам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
  • 2. Данные о произведенной регистрации и зарегистрированных правах на недвижимое имущество должны быть представлены регистрирующим органом на платной основе любому лицу, а в случаях, предусмотренных законодательством, бесплатно в срок не более пяти рабочих дней с момента его письменного обращения.
  • 3. Данные о произведенной регистрации и зарегистрированных правах хранятся в правовом кадастре бессрочно.

Особенности регистрации отдельных видов прав

Статья 22. Особенности регистрации сделок с недвижимым имуществом.

  • 1. Сделки с недвижимым имуществом, создающие, изменяющие или прекращающие права, перечисленные в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 2 настоящего Указа, считаются совершенными с момента их регистрации. Указанное правило не распространяется на сделки, создающие, изменяющие или прекращающие иные права на недвижимое имущество.
  • 2. Регистрируемые сделки должны содержать подписи и 1 полные имена (наименования) совершивших их лиц, краткое описание объекта недвижимости, указание его местонахождения, а также регистрируемого права.
  • 3. Если сделка нотариально не удостоверена, регистрирующий орган обязан проверить подлинность подписей лиц, совершивших сделку, а также соответствие их воли волеизъявлению.
  • 4. Если сделка с недвижимым имуществом совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Статья 23. Регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на незарегистрированном земельном участке.

Регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, право на который не зарегистрировано, но подтверждается соответствующими документами, должна осуществляться в том же порядке, как и регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на зарегистрированном земельном участке. При этом незарегистрированному земельному участку присваивается условный номер.

Статья 24. Регистрация прав на квартиры и другие помещения, расположенные в зданиях, находящихся в общей собственности.

  • 1. В зданиях, где отдельные квартиры и / или помещения принадлежат гражданам и юридическим лицам, каждая квартира и / или помещение рассматривается как отдельная единица недвижимого имущества, имеющая собственный регистрационный номер. Разные регистрационные номера квартир и / или помещений существуют в рамках единого кода земельного участка, на котором находится данное здание. На каждую такую квартиру и / или помещение заводится отдельное регистрационное дело.
  • 2. В правовом кадастре дается список владельцев квартир и / или помещений в здании с указанием имени (наименования) каждого владельца и идентификационного номера его квартиры и / или помещения.
  • 3. Изменение владельца квартиры и / или помещения отражается в правовом кадастре путем добавления имени (наименования) нового владельца к списку владельцев и исключения имени (наименования) выбывшего владельца.

Статья 25. Регистрация сервитутов.

Регистрация сервитутов производится в правовом кадастре. К документам прилагается план земельного участка, на котором показано расположение объекта и сфера действия сервитута.

Статья 26. Регистрация права государственной собственности.

При приобретении недвижимого имущества государственными юридическими лицами у физических или негосударственных юридических лиц одновременно с регистрацией права хозяйственного ведения или оперативного управления производится регистрация права государственной собственности.

Статья 27. Регистрация прав, установленных решением суда.

  • 1. Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит регистрации на общих основаниях. Регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации прав, установленных решением суда.
  • 2. Факты принятия судом постановлений, определений, решений, а также приговоров, которые касаются прав на недвижимое имущество, регистрируются с момента принятия.

Регистрации подлежат также факты их обжалования или опротестования.

Статья 28. Регистрация перехода права на недвижимое имущество.

Любые изменения прав на недвижимое имущество, связанные со смертью или объявлением умершим держателя этих прав, должны быть зарегистрированы на основе документа, в соответствии с которым право на недвижимое имущество передается.

Порядок разрешения споров. Ответственность за нарушение порядка регистрации

Статья 29. Порядок разрешения споров.

Споры, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в том числе споры по поводу прохождения границы земельного участка, разрешаются судом.

Статья 30. Ответственность за нарушение порядка регистрации и выдачи информации о регистрации.

Убытки, причиненные заявителю нарушением порядка регистрации и выдачи информации, подлежат возмещению регистрирующим органом.

Переходные и заключительные положения

Статья 31. Меры по реализации настоящего Указа.

В целях реализации настоящего Указа Правительству Республики Казахстан:

  • 1) привести решения Правительства Республики Казахстан в соответствие с настоящим Указом;
  • 2) обеспечить пересмотр и отмену министерствами, ведомствами и государственными комитетами Республики Казахстан их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Указу;
  • 3) организовать службы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в системе органов юстиции;
  • 4) обеспечить передачу функций по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерству юстиции Республики Казахстан от других органов государственного управления, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • 5) определить размер платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за оказание информационных услуг и порядок распределения полученных средств;
  • 7) утвердить форму регистрационного листа;
  • 8) принять другие меры, вытекающие из настоящего Указа.

Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Указа.

  • 1. Настоящий Указ вступает в силу с 1 марта 1996 года.
  • 2. Права, возникшие до вступления в силу настоящего Указа, признаются действительными при условии, что они соответствуют законам, действовавшим при их возникновении.
  • 3. При переходе ранее существовавших прав на недвижимое имущество к другому лицу, изменении или прекращении соответствующих прав они подлежат регистрации на общих основаниях в соответствии с настоящим Указом.
  • 4. Положение статьи 5 настоящего Указа действует с момента создания в установленном порядке регистрирующих органов при Министерстве юстиции Республики Казахстан. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведенная до создания регистрирующих органов другими государственными организациями, созданными в установленном порядке для регистрации недвижимости, имеет юридическую силу.

кадастр недвижимость земля право

До настоящего времени в России сложилась система государственного земельного кадастра, требующая усовершенствования в современных условиях использования.

Недостатки в существующей системе, например, разделение на государственный учет земли и отдельно учет иной недвижимости, существенно увеличивает временные и финансовые затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации на нее прав.

В 2007 году был издан федеральный закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (04.06.2007г.), который предполагает создание единой базы учета объектов недвижимого имущества. Однако для того чтобы воплотить в жизнь задуманные планы, необходимо внести в действующее законодательство ряд существенных изменений. Новый закон, вносит изменения в 19 законодательных актов и признает утратившими силу 9 законодательных актов. В частности, законом признаются утратившими силу ФЗ «О государственном земельном кадастре», а также отдельные нормы законов «О мелиорации земель», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», Лесной кодекс РФ и так далее.

Главной целью государственного кадастра недвижимости является совершенствование существующей системы учета объектов недвижимости. Федеральным законом №221 «О государственном кадастре недвижимости» от 4 июля 2007 года определена система и порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с ФЗ №221 государственным кадастром недвижимости является «систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом сведений».



Обязательность государственного учета исключает возможность неучтенных объектов, которых на сегодняшний день очень много. В особенности это связано с дачными участками, которые были предоставлены людям в советские времена. На этих же участках выросли дачные домики, многие из которых тоже не учтены. Теперь в едином кадастре будут зафиксированы и участок, и дом, как единый объект недвижимости.

Согласно существующей концепции, основными функциями ГКН являются:

1. Учетная – проведение Государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в т.ч. для целей регистрации прав на них.

2. Фискальная – формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения государственной кадастровой оценки.

3. Информационная – информационное обеспечение граждан, бизнес сообщества, органов государственной власти и управления, муниципальных органов достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Статьей 4 главой 2 федерального закона №221 «О государственном кадастре недвижимости» определены принципы ведения государственного кадастра недвижимости:

1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации, содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

3. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

7. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

9. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

В общем, принципами единого кадастра недвижимости является идентификация и индивидуализация объектов недвижимости. То есть пользователи кадастра смогут, введя уникальный номер, определить, кому принадлежит объект, на каких правах, его физические характеристики и кадастровую стоимость. Объектами учета ГКН должны быть объекты недвижимости, сформированные в соответствии с градостроительными планами, содержащими всю необходимую информацию о разрешенном использовании и ограничениях.

1. Государственный кадастровый учет объекта недвижимости представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации, как объекта права и налогообложения.

2. Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер.

3. Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.

Задачами создания ГКН служат :

· обеспечение гарантий прав собственников;

· обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;

· эффективное и рациональное использование недвижимости.

Кадастровые работы занимают особое место в регулировании земельных отношений, так как с учетом их результатов создается единая многоаспектная информационная база недвижимой собственности, используемая для принятия и реализации решений органов государственного и муниципального управления недвижимым имуществом различных форм собственности, осуществления государственного контроля за использованием земель и различных сделок с недвижимостью, ведения мониторинга. Поэтому производству кадастровых работ особое внимание уделяют органы государственной власти и местного самоуправления, различные министерства и ведомства .

Кадастровые работы, обеспечивающие ведение кадастра, формирование земельной (недвижимой) собственности, создание инфраструктуры рынка и других операций с недвижимостью, включают в себя кадастровые съемки, инвентаризацию земель и прочно связанных с ней объектов недвижимости, закрепление границ земельных участков на местности, физическую и правовую регистрацию недвижимой собственности, кадастровую оценку земель поселений.

Среди различных видов кадастровых работ особое место занимают земельно-кадастровые работы, обеспечивающие формирование различных форм собственности на земельные участки и объекты недвижимости, а также реализацию платного землепользования.

Кадастровые работы–это совокупность различных мероприятий и действий, направленных на получение сведений об объектах кадастра и реализацию всех их информационных преобразований. В составе кадастровых работ входят:

Создание кадастровой геодезической сети;

Вынос в натуру проекта городской черты;

Структуризацию территории города;

Инвентаризация земель;

Отвод земель и закрепление их границ на местности;

Установление границ землепользований в существующей застройке города;

Кадастровые съемки;

Государственная кадастровая оценка земель поселений;

Экономическая оценка городских земель;

Формирование земельной собственности;

Межевание.

К основным факторам, определяющим особенности при создании земельного, градостроительного кадастра и кадастра застроенных территорий, относится точность. Точность – это основное требование к достоверности полученных результатов, которые регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами .

Наиболее изученным видом работ в настоящее время считаются земельно-кадастровые работы:

1) создание кадастровой геодезической сети;

2) вынос проекта городской черты;

3) структуризация территории города;

4) инвентаризация земель города;

5) отвод земель и закрепление их границ на местности.

В составе работ по отводу земельных участков выделяют:

1) ведение дежурного журнала землепользований;

2) выбор местоположения земельного участка;

3) вынос в натуру границ земельного участка и закрепление их на местности;

4) установление границ землепользований в существующей застройке города;

5) проведение организационно-подготовительных работ;

6) разработку планов внутриквартального землеустройства;

7) оформление материалов по установлению границ земельных участков и составлению межевого плана;

8) земельно-кадастровые съемки в городах. Особенности земельно-кадастровых съемок обусловлены содержанием и точностью конечных результатов, формой их представления, а также объектами съемок, не имеющих аналогов при других видах съемок;

9) государственная кадастровая оценка городских земель - это один из видов земельно-кадастровых работ, обеспечивающих начисление земельных платежей за пользование земельным участком независимо от формы собственности.

При оформлении материалов по установлению границ земельных участков подготавливается межевой план.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках .

Межевой план состоит из графической и текстовой частей .

В графической части межевого плана содержаться следующие разделы:

1) схема геодезического построения;

2) схема расположения земельных участков;

3) чертеж земельных участков и их частей;

4) абрисы узловых точек границ земельного участка.

В текстовой части межевого плана содержаться следующие разделы:

1) исходные данные;

2) сведения о выполненных измерениях и расчетах;

3) сведения об образуемых земельных участках и их частях;

4) сведения об измененных земельных участках и их частях;

5) сведения о земельных участках, посредствам которых осуществляется доступ к образуемым или измененным земельным участкам;

6) сведения об уточняемых земельных участках и их частях;

7) сведения об образуемых частях земельного участка;

8) заключение кадастрового инженера;

9) акт согласования местоположения границ земельного участка.

Государственный кадастровый учет осуществляется в связи с :

Образованием или созданием объекта недвижимости;

Прекращение существования объекта недвижимости;

Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости;

Изменение сведений об объекте недвижимости.