Экономическая безопасность статья в журнале. Источники, виды и факторы угроз экономической безопасности, создание службы экономической безопасности

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ А.С. Ильиных, магистрант

Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)

Аннотация. Данная статья посвящена определению понятия экономическая безопасность предприятия. Рассмотрены понятия безопасности, экономической безопасности, а также связь этих определений с предназначением организации. Сформулированы основные условия, факторы и угрозы, влияющие на экономическую безопасность организации. В статье описаны критерии, на основе которых можно сделать вывод о состоянии экономической безопасности предприятия.

Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, предприятие.

В настоящее время вопросы обеспечения условий финансового благополучия предприятий выходят на первый план.

На развитие организации оказывают влияние такие факторы, как нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в стране, межнациональные, региональные, территориальные конфликты, несовершенство законодательства, криминализация общества, мошенничество, коррупция и другие.

В современных условиях проблема экономической безопасности является актуальной, поскольку предприятия работают в условиях разных внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает многочисленные угрозы. Это обстоятельство требует от субъектов управления предприятием построения комплексной системы, направленной на повышение уровня экономической безопасности. Современная кризисная ситуация и процессы модернизации страны обуславливают ведение целенаправленной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности предприятий.

Для того чтобы определить понятие «экономическая безопасность организации» необходимо дать характеристику терминам «безопасность», «экономическая безопасность» и определить в чем их суть.

Из закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности": Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз . Основными объектами безопасности со-

гласно закону являются: права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.

Безопасность - многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищённость и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем . Термин «безопасность» согласно этимологии слова означает «отсутствие опасности».

Четкое определение термина «экономическая безопасность» в российском законодательстве отсутствует. В государственной стратегии экономической безопасности РФ, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608, есть цель стратегии экономической безопасности. Обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз .

Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет

пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность - 1) состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям; 2) состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие .

Для оценки состояния экономической безопасности применяется система показателей, по пороговым значениям которых определяют, в каком положении находится экономическая безопасность рассматриваемого объекта. При несоответствии допустимым значениям происходит форми-

рование негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Экономическая безопасность организации также важна, т.к. предприятия являются объектами экономических связей. Предприятия создаются для достижения определенных целей, которые имеют экономический характер.

Понятие «безопасность предприятия» неразрывно связано с такими понятиями как «устойчивость», «развитие», «уязвимость» и «управляемость».

Экономическая безопасность организации - ее способность развиваться и работать в условиях постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, что и харак-теризирует ее устойчивость .

Иначе говоря, под термином экономическая безопасность организации подразумевается состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз, для обеспечения его стабильности и прогрессирова-ния в настоящем и будущем.

Экономическая безопасность предприятия - это состояние защищенности от угроз различной природы, типы данных угроз представлены на рисунке.

случ энные н преднамеренные нацеленные против собственности ^ исходящие от персонала фирмы ч,

управленческие инфор мационные структурно - функциональные

направленные против персонала фнрмы ""/УТР03 кредитно-финансовые

административные и уголовные имиджевые

затрудняющие осуществление деятельности

технико-технологические тов арно -р аспр ед елительные экологические

Рисунок 1. Типы угроз

Под угрозами экономической безопасности подразумевают события, которые прямым или косвенным образом, способны негативно повлиять на экономическую безопасность организации в настоящем или ближайшем будущем.

Существуют три основных внешних источника угрозы:

Первый - это неблагоприятная для организации экономическая политика государства. Манипуляции последнего в целях регулирования экономики учетной ставкой, валютным курсом, ставками таможенного тарифа, налогов и т.д. могут в ряде случаев противоречить производственной, коммерческой и финансовой полити-

ке предприятия.

Вторым источником внешней угрозы для коммерческой деятельности предприятия являются действия иных хозяйствующих субъектов. Прежде всего, речь идет о недобросовестной конкуренции.

Третий внешний источник угроз - кризисные явления в мировой экономике. Они «переливаются» из страны в страну через каналы внешних экономических связей.

Указанный перечень отображает разнообразие угроз предприятия, которое указывает на широкий характер деятельности, необходимый для обеспечения экономической безопасности организации.

К условиям, оказывающим влияние на итоги хозяйственной деятельности, могут быть отнесены: состояние предпринимательской среды, присутствие местных сырьевых и энергетических ресурсов, развитие автотранспортных и прочих коммуникаций, наполняемость рынка, состояние конкурентов, присутствие свободных трудовых ресурсов, уровень их профессионального мастерства, уровень общественной и политической напряженности, ориентировка населения на производительный труд, уровень жизни населения, его платежеспособность, криминальная составляющая и многие другие.

Для оценки уровня экономической безопасности конкретной организации необходимо вести анализ данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов

Для проведения оценки риска ликвидности необходимо просчитать относительные показатели, характеризующие ликвидность и структуру баланса организации. Изменение доли быстрореализуемых активов и доли труднореализуемых активов также отражает тенденции экономической безопасности предприятия.

Рентабельность отражает уровень прибыльности или доходности. Показатели рентабельности - это относительные показатели, в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо другим показателем, отражающим условия хозяйствования, например, с суммой выручки от продаж, суммой собственного капитала и др. Высокие показатели рентабельности положительно влияют на укрепление уровня экономической безопасности организации.

Для анализа типа финансовой устойчивости необходим расчет финансовых коэффициентов в динамике, который в свою очередь позволяет оценить уровень экономической безопасности.

Надо отметить, что уровень экономической безопасности организации прямо пропорционально связан с ее финансовым состоянием и положением на рынке. Также ее уровень зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних. Поэтому при проведении анализа экономической безопасности организации и разработке мер по ее повышению необходимо учитывать множество моментов.

Библиографический список

1. О безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 (в ред. от 26.06.2008 г.) // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. №608 // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Гордиенко, Д.В. Основы экономической безопасности государства [Текст] : курс лекций / Д.В. Гордиенко. - М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2009.

4. Дворядкина, Е.Б. , Новикова Н.В. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие. - Екатеринбург, 2010.

5. Иванюта, Т.Н. Основные подходы к формированию системы экономической безопасности на предприятиях [Текст] / Т.Н. Иванюта // Молодой ученый. - 2013. - №4. -С. 215-223.

6. Экономическая и национальная безопасность [Текст]: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2005.

7. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. / под ред. В. А. Богомолова. - М., 2014.

ECONOMIC SECURITY OF ENTERPRISE

A.S. Ilyin, graduate student Ural state university of economic (Russia, Ekaterinburg)

Abstract. This article is devoted to definition of concepts economic safety of the enterprise. The concepts of security, economic security, and linking these definitions with the organization"s mission. The basic conditions, factors and threats that affect the economic security of the organization. The article describes the criteria on which to make a conclusion about the state of economic security of the enterprise.

Keywords: security, economic security, enterprise.

Экономическая безопасность России

Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., в определённых аспектах продолжающийся и в настоящее время, оказал существенное негативное воздействие на социально-экономическое положение практически всех стран-субъектов мирохозяйственных связей.

Российская экономика также оказалась втянутой в водоворот мировой рецессии, причем последствия этого для нашей страны оказались даже более разрушительными, чем для инициатора текущего кризиса - США. Так, в 2009 г. ВВП США снизился на 2,6% против предыдущего года, а российский ВВП - на 7,8%. Рецессия продолжается, и перспективы восстановления безопасных темпов роста национального дохода России выглядят не очень оптимистично. По оценке Минэкономразвития РФ, в 2012 г. рост ВВП составил всего 3,4%, а прогноз на 2013 г. - менее 3%, в то время как минимальный темп роста, при котором можно лишь поддержать стабильность экономической ситуации в стране и не более того, составляет около 5%.

В условиях системного кризиса национальной экономики проблема экономической безопасности страны обретает особую значимость и остроту. Вряд ли следует напоминать о том, что экономическая безопасность является фундаментом, во многом определяющим как саму сущность государства как субъекта мирохозяйственных взаимоотношений, способного обеспечить жизнедеятельность собственного населения, как и перспективы его существования в будущем. А такие важнейшие направления деятельности государства как укрепление оборонного потенциала, энергетической и продовольственной безопасности и др., представляют собой важные, но все-таки производные составляющие общей политики обеспечения его экономической безопасности.

Под экономической безопасностью государства следует понимать положение устойчивого динамического равновесия национальной экономики, располагающей механизмами, гарантирующими восстановление и удержание в заданных пределах ключевые параметры функционирования экономики в услови-

В.Н. Бурмистров

УДК 351.862.6 (470) ББК 66.2 (Рос) Б-915

ях любых предсказуемых или случайных дестабилизирующих импульсов и рисков как внутреннего характера, так и внешних.

Используя терминологию теоретической механики можно добавить, что под устойчивостью любой динамической системы понимается её способность восстанавливать и поддерживать в заданных пределах ключевые параметры функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложное социально-политическое и экономическое явление, включающее в себя и опирающееся на целую систему важных взаимодополняющих и взаимозависимых факторов. Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН определены около 150 показателей национальной экономики и социально-политической сферы, которые в той или иной форме и пропорциях определяют состояние и эволюцию экономической безопасности государства.1 Объём статьи даёт возможность анализа лишь самых основных факторов из упомянутого количества показателей и именно тех факторов, которые прямо или косвенно увязаны с особенностями внешнеэкономической деятельности страны, но, главное, уже находящиеся в состоянии, прямо угрожающем экономической безопасности государства. Среди них:

♦ масштабы, отраслевая структура и технологический уровень национального промышленного производства;

♦ наличие природных ресурсов, их количественные и структурные параметры, а также формы собственности и распоряжения ими;

♦ природно-климатические условия и другие особенности аграрного производства;

♦ трудовые ресурсы как составляющая экономической безопасности государства;

интеллектуальный потенциал страны;

♦ валютные ресурсы, источники и особенности использования;

♦ внутренний рынок;

♦ профессионализм и эффективность государственных институтов.

Конечно же, в приведенном списке представлены только постоянно действующие факторы, прямым образом формирующие экономику страны и определяющие её безопасность. Есть и некоторые другие импульсы, имеющие чаще всего временный характер, но также могущие пусть косвенно, но деформировать внутренние экономические процессы. Это и военно-политические события как общемировые, так и регионального уровня, внутренняя социально-политическая ситуация и др.

Рассмотрим более подробно основные постоянно действующие факторы, определяющие экономическую безопасность России.

1 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. //Вопросы экономики. 2001.№8, с.74.

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Наличие богатейших природных ресурсов во все периоды российской истории служило важным, а в ряде случаев и решающим фактором обеспечения государственной безопасности. Страна располагает широкой гаммой энергоносителей: нефть, газ, уголь и др., а также значительными, а в ряде случаев и комплексными, т.е. обеспечивающими работу целых отраслей производства, запасами стратегического промышленного сырья.

На территории страны размещены самые крупные в мире разведанные и подтвержденные запасы таких полезных ископаемых, как: железная руда -32%, природный газ - 35,4%, никеля - 31%, алмазы - 26%, апатиты - 64,5%, уран - 14, цинк - 16%, нефть - 13%, олово - 27%, кобальт - 21%, свинец - 12%, медь - 11% и т.д.2 Россия объективно принадлежит к малочисленной группе “самодостаточных” в экономических аспектах государств, куда также входят США, Китай, Индия и Бразилия.

Такой потенциал первого сектора производства явился мощной предпосылкой и основой для решения проблем индустриализации страны как в годы первых пятилеток, в военные годы и послевоенного восстановления национальной экономики. Однако роль природных ресурсов изначально не ограничивалась только сырьевой функцией. Не менее важное предназначение природных ресурсов заключалось в формировании валютных поступлений от их вывоза на мировой рынок. В связи с резким сокращением обрабатывающих отраслей в национальном производстве в последние годы эта функция и роль сырьевых ресурсов в формировании отраслевой структуры ВВП стала преобладающей. Это отчетливо отражено в последовательном росте экспортных квот основных товарных позиции национального экспорта. Так, по данным Таможенной статистики РФ, в 2011 г., например, доля экспорта нефти сырой составила почти 47% объёма производства, а по нефтепродуктам - еще значительнее - почти 51% . Если же определить общую экспортную квоту нефти сырой, т.е. включая то количество нефти, которое вывезено в виде нефтепродуктов, то суммарная экспортная квота нефти сырой будет близка к 80%. Примерно такая же квота по таким позициям, как целлюлоза бумажная и минеральные удобрения.

По другим товарным позициям экспортные квоты не столь драматичны, но тоже существенны: уголь каменный - 43, газ природный - более 27, фанера клееная - почти 52, прокат черных металлов - более 27 процентов и т.д. Значительные квоты по большинству из перечисленных товаров обусловлены в большой степени экономическими мотивами, т.е. более высокой коммерческой эффективностью реализации продукта на внешнем рынке, и не могут серьёзно повлиять на экономическую безопасность страны в целом, хотя по отдельным позициям (прокат

2 Национальный доклад “Стратегические ресурсы России.” М., 1996.С.35

черных металлов, уголь каменный и газ природный) с учетом их стратегической значимости такие опасения вполне оправданы.

Совсем иная ситуация с нефтью. Особенности этой товарной позиции заключаются в том, что, во-первых, это ресурс не возобновляемый, во-вторых, это одна из ведущих товарных позиций, определяющих сальдо счета текущих операций платежного баланса страны, а также, в-третьих, - это остродефицитный ресурс. По данным западных экспертов, при современных объёмах добычи нефти (более 500 млн т в год) разведанных запасов России хватит на 15-20 лет, после чего страна может перейти в статус нетто импортера нефти и нефтепродуктов. Возможности Арктического шельфа помогут лишь отсрочить это событие, но не исключить, учитывая, что стоимость геологоразведки, обустройства месторождений, а также добычи и транспортировки нефти в арктических условиях имеет совсем другой порядок, да и практическая реализация этой идеи сталкивается с пока неразрешаемыми техническими задачами.

ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Продовольственная безопасность является одной из ключевых составляющих общей экономической безопасности любого государства, а в последние годы эта проблема приобретает уже и глобальный характер. Последовательный рост численности населения, активные процессы мировой урбанизации, сопровождающийся неизбежным сокращением посевных площадей и другие негативные факторы, еще более усложняют задачи обеспечения продовольствием. По официальным данным ООН, в настоящее время при численности населения мира в 7 млрд чел. около 1 млрд чел., т.е. почти 15% - голодают.

В России вопросы обеспеченности продовольствием и, в более широком аспекте, продовольственной безопасности, также достаточно актуальны. Нынешние диспропорции внутреннего рынка продовольствия являются прямым результатом реформ агропромышленного комплекса. Сформировавшийся громадный дефицит продовольствия на внутреннем рынке был восполнен проверенным многочисленной группой стран третьего мира способом - на пути расширения импорта. Так, по данным Таможенной статистики, только в 2011 г. Россия ввезла продовольствия и сельхозсырья на сумму почти 45 млрд долл. (14,2% общей стоимости российского импорта). А если учесть т.н. “серый” импорт, который по оценке Института мировой экономики и международных отношений РАН по товарной группе “Продовольствие и сырье для его производства” составляет около 40%, то фактические валютные затраты на импорт этой группы товаров составляют 60-70 млрд долл. ежегодно. Это привело к тому, что в настоящее время в общем объёме потребляемого продовольствия в России импортная продукция занимает около 40%, а в Москве и Санкт-Петербурге - более 70%.

Очевидно, что страна нуждается в чрезвычайной политике, целью которой должен быть выход на уровень самообеспеченности продовольствием по крайней мере по таким основным позициям, как мясо, молоко и молокопродукты, овощи, фрукты и др. В связи с этим не лишним будет напомнить, что известный китайский лидер Дэн Сяопин в Стратегии восстановления китайской экономики первым по значимости приоритетом обозначил именно достижение самообеспеченности продовольствием.

Для достижения этой цели Россия имеет весьма весомые предпосылки. Прежде всего, огромная и разнообразная по климатическим условиям территория. Показатель территории, приходящейся на душу населения, составляет в России около 11,5 га, в то время как в США - 3,35, в Китае - 0,76, а в Японии - всего 0,29 га. Протяженность страны как по меридианам, так и по параллелям столь значительна, почвы столь разнообразны, что при любых природных катаклизмах при профессионально грамотном ведении хозяйства можно иметь оптимальные и гарантированные урожаи.

Вместе с тем, эти предпосылки могут быть реализованы и стать основой возрождения аграрного сектора лишь при формировании и реализации совершенно новой аграрной стратегии, учитывающий уже почти двадцатипятилетний негативный опыт реформирования сельскохозяйственного сектора в нашей стране.

Основной вывод, который вытекает из этого опыта состоит в том, что решающим сектором агропроизводства фермерские хозяйства так и не стали. Несмотря на крупномасштабную передачу в частную собственность земли (около150 млн га или почти 65% всех сельхозугодий) фермерские хозяйства дают всего 3-5% товарной продукции. При этом основными участниками агропроизводства выступают комерциализировавшиеся приусадебные индивидуальные хозяйства (более 57%) и реформированные колхозы и совхозы (более 40%).3

Если говорить о структурно-социальных аспектах проблемы, то достижение уровня самообеспеченности видится в создании в каждой подотрасли сельскохозяйственного производства системы крупных вертикально интегрированных специализированных комплексов различных форм собственности (государственной, государственно-частной, частной и пр.), обеспечивающих весь производственный цикл от обработки почвы и до переработки выращенного сырья до стадии готовой продукции. Очевидно, что в этом процессе предусматривается участие также фермерских и приусадебных производств на полностью паритетных началах, причем и эти два сегмента агропроизводства должны быть обеспечены, по крайней мере в начальной стадии работы, эффективной государственной поддержкой.

В современных социально-экономических условиях реализация этой стратегии, как, впрочем, и любой другой, предусматривающей восстановление российского

3 Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность. - М.: Экономика, 2002. С.109

АПК, невозможна без активного участия государства во всех основных аспектах этого процесса: создание и постоянное совершенствование инфраструктуры в сельских регионах, прямое финансирование проектов, предоставление тарифных льгот, решение социальных проблем села, оптимизация импорта сельхозпродукции и многое другое. Существующая отстраненность государства от системного решения проблемы возрождения АПК не может считаться разумной и чревата потерей государственного суверенитета страны.

Те меры, которые предпринимаются для поддержки сельскохозяйстенного производства в настоящее время: льготные тарифы на энергоносители весной, финансовые вливания фермерам и пр., не могут считаться достаточными для решения всех масштабных и весьма срочных задач выхода страны на уровень самообеспеченности продовольствием и, следовательно, укрепления продовольственной безопасности как важной составной общей экономической безопасности.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Трудовые ресурсы - один из основных факторов производства, в связи с чем существующее положение и эволюция их количественных и структурных параметров играют важную роль в формировании и укреплении экономической безопасности страны. При общей численности населения России на начало 2013 г. в немногим более 142 млн человек численность экономически активного населения составляет ок.76 млн чел., или почти 44%. В целом можно оценить приведенные параметры как вполне благоприятные предпосылки для работы по возрождению национального производственного и научного потенциала по крайней мере в количественных аспектах.

Что же касается качественных и структурных показателей, то в течение последних 20-ти и даже более лет просматривается явная негативная тенденция последовательного снижения профессионального уровня трудовых ресурсов. Этому содействовал массовый исход инженерно-технических и научных кадров из разрушаемых научно-исследовательских, конструкторских и производственных предприятий госсектора в 90-х годах, а также масштабная иммиграция неклвалифици-рованной рабочей силы.

Есть ошибки в существующей системе подготовки специалистов и в структуре специальностей. Отмечается явное перепроизводство экономисты, юристы, менеджеры общего плана и т.д. С другой стороны, машиностроение (несмотря на усохшие масштабы) ощущает острый дефицит инженерно-технических кадров и рабочих кадров. Эти и многие другие диспропорции обусловлены бессистемной, стихийной практикой подготовки специалистов в секторе частных учебных заведений в количестве около 460. Однако есть в этом вина и государственных ВУЗ ’ов.

Существенную брешь в кадровом обеспечении российской науки и производства привносит и эмиграция, получившая утвердившее название «утечка мозгов». По достаточно условным оценкам экспертов за рубежом в настоящее время трудятся около 1,2 млн российских специалистов, как надо понимать - не самых бездарных. В мировой практике существуют оценки стоимости подготовки специалиста до уровня пригодности для работы в современном западном предприятии. Она колеблется от 300 до 800 и более тыс. долл. С учетом известных недоработок в общеобразовательной системе и в подготовке научных кадров в России, выберем среднее и остановимся на уровне 500 тыс. долл. Таким образом, общую сумму нашей безвозмездной помощи страдающей от кризиса западной экономике можно оценить примерно в 600 млрд долл.

В целом, оценка наличествующих трудовых ресурсов страны далеко не однозначна. При достаточно позитивных количественных показателях имеющихся трудовых ресурсов очевидна тенденция последовательного снижения квалификационных показателей в связи с деградацией и даже исчезновением ряда отраслей машиностроения. Очевидно, что воссоздание и техническое перевооружение станкостроения, энергомашиностроения, авиастроения и др. отраслей потребует и заблаговременной подготовки адекватного уровня конструкторских, инженернотехнических и рабочих кадров.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ

Классическая политэкономия, определяя конкурентоспособность государства, важное значение придавала наличию абсолютных преимуществ в таких факторах производства, как наличие природных ресурсов (их количественные и структурные характеристики), недорогие и доступные капиталы, а также трудовые ресурсы с оптимальными количественными и квалификационными параметрами. Но эти факторы определяли конкурентные преимущества государства лишь на самых ранних стадиях эволюции производительных сил и обусловливали естественное и, в большой степени, стихийное формирование международного разделения труда.

Активный научно-технический прогресс и общецивилизационные процессы в мире обусловили существенную качественную деформацию в структуре и значимости тех или иных факторов в современной эволюции как в обеспечении жизнеспособности отдельно взятого государства, так и в эффективности международного разделения труда в целом. Хотя и в настоящее время наличие природных, климатических и других естественных ресурсов играет существенную роль в жизнедеятельности отдельных государств и регионов, и в значительной степени обусловливает их положение в общей системе мирохозяйственных связей. (Россия, Норвегия, страны-члены ОПЕК и др.).

Вместе с тем, по мере углубления НТП и перехода во второй половине прошедшего столетия ряда промышленных стран в стадию постиндустриального развития появляется все больше оснований говорить о новом - четвертом факторе

производства, который можно определить как интеллектуальный потенциал общества.

Это понятие достаточно сложное по структуре и разноплановое по содержанию составляющих его компонентов. Прежде всего - это группа факторов, которые можно охарактеризовать как комплекс накопленных обществом знаний, материализованных в используемых научно-производственных процессах и технологиях (как собственных, так и привлеченных), а также знаний, зафиксированных в официальных патентах, лицензиях, ноу-хау и др. формах регистрации научных результатов как национального, так и международного уровней. Понятие интеллектуального потенциала общества включает в себя также и такие факторы, как масштабы, отраслевая структура и технологический уровень всей научно-технической базы страны, интенсивность инновационных процессов в научной сфере в целом и по отраслям. А также эффективность и оперативность использования научных результатов, производительность научного труда на отраслевых уровнях и по научной отрасли в целом, эффективность общей системы образования страны и подготовки научных кадров, в частности, и многое другое.

Важность этого понятия как составной части экономической безопасности государства заключается в том, что эффективная наука и система образования - две сферы деятельности, определяющие и пролагающие дорогу общества в будущее и пренебрежение этими отраслями неминуемо приведет страну к деградации и даже потере суверенитета.

На развитие НИОКР выделяется менее 2% ВВП, в то время как в США - почти 3%, а в Китае и того более. В абсолютных показателях эта разница выглядит еще более угрожающе: в 2009 г., например, в России на душу населения было выделено на НИОКР около 150 долл., а в США - почти 1300 долл.4 Хроническое недофинансирование науки обусловливает последовательное отставание научно-технической и производственной базы страны от современных мировых стандартов и невозможность технического перевооружения практически ни одной отрасли производства собственными силами без активного привлечения зарубежных технологий и опыта. А отсутствие современной научно-технической и производственной базы, наряду с неадекватным материальным обеспечением научных кадров, являются одними из основных причин как исхода кадров за границу, так и низких объёмов ПИИ в нашу экономику.

ВАЛЮТНЫЕ РЕСУРСЫ, ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Стабильный положительный торговый баланс страны, составивший в 2012 г. почти 194 млрд долл. (экспорт по методологии платежного баланса - 529,3 и импорт 335,4 млрд долл.) обусловливает регулярное пополнение валютных резервов страны и поддержание их на достаточно безопасном уровне - почти 530 млрд

4 R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast., p.5

долл., т.е. более чем полуторократное обеспечение стоимости годового импорта (при норме - 3-хмесячной стоимости импорта). С формальной позиции приведенные показатели обозначают высокий уровень обеспеченности валютными средствами национальных потребностей в импортных поставках. Однако, при объективной оценке государственных валютных ресурсов и источников их пополнения положение оказывается не столь безоблачной.

Во-первых, значимость этого фактора существенно снижается из-за безальтер-нативности основного источника валютных поступлений, а именно поступления от экспорта энергоносителей и других видов промышленного сырья. Ненадежность этого источника обусловлена нашей жесткой зависимость от внешних факторов, находящихся вне нашего влияния, т.е. от уровня мировых цен на указанные товары. Последствия этой зависимости наша экономика полностью испытала на себе в кризисный 1998-й год, когда США обрушили мировую цену на нефть до менее 10 долл. за баррель, ввергнув, тем самым, российскую экономику в жесточайший кризис. Российская экономика лишена возможности компенсировать потери валютных поступлений, обусловленных конъюнктурой внешних рынков, через увеличение поставок других товаров с высокой добавленной стоимостью (наукоемкая продукция, например), поскольку российская промышленность в состоянии с помощью этой товарной позиции сформировать лишь около 2,0-2,5% стоимости национального промышленного экспорта. (Для США этот показатель - почти 30%, в Китае - почти 33%).

Во-вторых, кажущаяся безопасность, обозначенная в валютных резервах, практически полностью обесценивается текущим внешним государственным долгом, который в последние годы оценивается в почти 500 млрд долл.

И, наконец, в-третьих. Немаловажны и способы использования рассматриваемых валютных ресурсов, поскольку именно они определяют как их доходность, так и эффективность при оперативном решении тех или иных проблем социальноэкономического развития страны.

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК РОССИИ

Как известно, среди основных рекомендаций Всемирного экономического форума, фиксируемых в регулярных исследованиях конкурентоспособности государств-субъектов международных экономических связей, присутствует и пожелание о разработке и реализации агрессивной экспортной политики в целях завоевания своей ниши на мировых рынках. Эта рекомендация, понятно, обращена в первую очередь к странам группы “догоняющего развития”, крайне заинтересованных в оптимальном использовании основных функций внешнего рынка, а именно: быть дополнительной (внутреннему рынку) сферой сбыта и источником сверхприбыли за счет разницы между экспортной ценой (интернациональной стоимостью) и внутренней ценой (национальной стоимостью).

Россия как страна с переходной экономикой также весьма заинтересована в использовании преимуществ международного разделения труда и в экономии общественно необходимых затрат. Ранее уже отмечалась безальтернативность имеющихся у России источников валютных поступлений (экспорт сырья), в связи с чем любая, самая агрессивная экспортная стратегия, не подкрепленная наличием ресурсов конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией, не даст ничего. Капитал должен быть вложен в инновации немедленно и работать на повышение производственного потенциала, а не ожидать возможных потрясений. Планировать грядущий кризис - такая же ошибка, как и планировать заранее брак в производстве.

Достаточно либеральное таможенное регулирование (Федеральный закон “О Таможенном тарифе” и Таможенный кодекс были приняты только в мае 1993 г.) привели к широкой экспансии иностранных поставщиков на российский рынок продовольствия, ТНП, медикаментов и многих других товарных групп. Присоединение России к ВТО завершило процесс либерализации внешнеэкономической сферы страны с существенным ослаблением защиты внутреннего производства и сокращением фискальных поступлений. Так, средневзвешенный уровень таможенного обложения снизился с 14 до 9,8%, что уже в 2013 г. даст сокращение объёма валютных поступлений от таможенного обложения импорта на сумму не менее 15 млрд долл. Другим негативным последствием либерализации внешнеторгового режима (наряду со значительным сокращением отечественного производства) стала потеря национальными товаропроизводителями значительных секторов российского внутреннего рынка. Так, в последние годы импортными поставками удовлетворялось почти половина внутренних потребностей в продовольствии, до 80% в медикаментах, почти % - в легковых автомобилях. Что же касается легкой промышленности, то доля её продукции на российском рынке (включая обувь и одежду) составляет 10-15%, остальное - импорт. Есть и более опасные факты, а именно: более 95% внутренних потребностей (в том числе - ВПК) в элементной базе электроники также приобретаются за рубежом.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Очевидно, что нормальная жизнедеятельность государства возможна лишь при эффективной работе законодательной, исполнительной и других ветвей власти. Одной из значимых функций и обязанностей властных структур является создание и оперативное совершенствование необходимой и достаточной правовой базы управления, регулирования и контроля исполнения всего комплекса социальноэкономических задач развития государства. Другой, не менее важной функцией государственных институтов является разработка и реализация реальных концеп-

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом экономическая безопасность , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 87 за период c 2002 по 2019 год).

1. Караваева И.В., Лев М.Ю.
// Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2019).
В статье анализируется причины возникновения понятия справедливой цены в историческом аспекте в экономических учениях различных школ и религий. История экономических учений свидетельствует, что проблема безопасности в древности, с дохристианских времен, например, в античной философии рассматривалась как проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, и предпринималась попытка рас¬крыть ее роль в общественной жизни.
Авторы на основании экономических дохристианских учений, раннехристианских, мусульманских источников раскрывают понятие «справедливой цены», и представляют новое прочтение истории экономических учений, которое может помочь преодолеть те трудности, возникшие с начала либерализации цен и продолжаются на пути к современному состоянию развития экономики, в преодолении постоянных барьеров, таких как: инфляция, падение доходов населения, сокращение роста ВВП, нереальный банковский процент.
Предлагается определять на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены, как например, на упаковке табачных изделий, тем более, что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Предлагается определять на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены, как например, на упаковке табачных изделий, тем более, что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Караваева И.В., Лев М.Ю. Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39764.

5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В.
// Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
Евразийский экономический союз играет важную роль в стремлении России расширить внутренний рынок и, особенно в ее стремлении обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность на постсоветском пространстве. Авторы отмечают, что, несмотря на то, что во всех странах проводится много исследований по сотрудничеству на евразийском пространстве, в экспертной среде пока не сложилось единого представления о том, как оно должно развиваться. В исследовании предлагаются варианты сближения и синхронизации экономических механизмов в странах Евразии, и, в частности между Россией и Китаем, чтобы они учились на опыте друг друга при создании инклюзивной системы сотрудничества и взаимодействия.

Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы расширения евразийского пространства в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2323-2344. – doi: 10.18334/rp.19.9.39331.

10. Примышев И.Н., Черемисина С.Г., Скараник С.С.
// Российское предпринимательство. (№ 5 / 2018).
В статье рассматривается современное состояние производственного и кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма в контексте развития его приоритетных отраслей. Определены основные проблемы и тенденции развития отраслей растениеводства и животноводства Крыма. В ходе исследования выявлены серьезные диспропорции в структуре кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма. Проанализирована динамика образовательного уровня руководителей сельскохозяйственных предприятий и работников массовых профессий в аграрной сфере экономики региона. Установлена негативная тенденция роста текучести кадров и снижения профессионального уровня потенциала руководящих кадров в сельскохозяйственных предприятиях Крыма. Авторы акцентируют внимание на необходимости применения обоснованной целевой государственной поддержки сельского хозяйства и развития его кадрового потенциала.

Примышев И.Н., Черемисина С.Г., Скараник С.С. Современное состояние производственного и кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 5. – с. 1597-1610. – doi: 10.18334/rp.19.5.39055 .

14. Глебова О.В., Симонов А.В.
// Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2018).
В статье рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности участников высокотехнологичных проектов разработки и реализации продукции гражданского и двойного назначения. На основе контрактного подхода предложена классификация участников высокотехнологичных проектов, их способностей по предотвращению рисковых событий. Предложенные в работе классификации позволяют дифференцировать выбор предохранительных мероприятия, способствующих экономической безопасности участников высокотехнологичных проектов.

Глебова О.В., Симонов А.В. Управление экономической безопасностью участников высокотехнологичных проектов разработки и производства продукции двойного и гражданского назначения на основе контрактного подхода // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 117-128. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38857 .

16. Вякина И.В., Александров Г.А.
// Российское предпринимательство. (№ 1 / 2018).
Сегодня Россия находится в поиске новой парадигмы социально-экономического развития. Произошедшие кардинальные сдвиги в условиях функционирования предприятий и их отношений с органами власти предопределили изменения в методологии мониторинга и оценки эффективности инвестиционной деятельности с позиций стратегической безопасности экономики страны. При этом особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, связанных с изменениями социальных, политических и экономических отношений.

Вякина И.В., Александров Г.А. О необходимости развития методологии оценки эффективности инвестиций // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 1. – с. 195-206. – doi: 10.18334/rp.19.1.38697 .

19. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А.
// Креативная экономика. (№ 11 / 2017).
Целью представленной работы является критическое рассмотрение содержания, направленности действия и гипотетических последствий (эффектов) реализации различного рода правительственных и президентских экономических новелл, затрагивающих коренные интересы подавляющего большинства российских граждан. В статье представлен анализ результатов исследования различных Международных организаций по определению аспектов благополучия и счастья с целью получения объективного представления о дистанции, отделяющей Россию от проактивных государств, которая идентифицируется с данными российской статистики и социологических исследований и является следствием жесточайшего равнодушия властей к народу, ограничения личной свободы россиян, свободы их благополучия и субъектности. Для того, чтобы преодолеть выявленное отставания России от развитых стран мира по различным аспектам благополучия и счастья, необходимо удовлетворить Конституционное право голоса граждан страны, их право знать о конкретных намерениях – действиях властного треугольника «президент – парламент – правительство», в котором остаётся слабой системность взаимоотношений указанных властей в решении задачи человеческого развития для всех и каждого, право участвовать в общественной дискуссии и быть субъектами формирования своей жизни, с одной стороны, и создать благоприятные возможности для всех (граждан) пользоваться плодами прогресса в области человеческого развития, с другой стороны.

Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. Разумная социально-экономическая действительность как равнодействующая двух контрастных полюсов естественного света разума – глупости и мудрости // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 11. – с. 1255-1302. – doi: 10.18334/ce.11.11.38493 .

20. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2017).
Данная работа посвящена анализу институциональной специфики формирования государственной системы управления развитием предприятий стратегических отраслей экономики. Выделены основные общие и специфические институты среды функционирования предприятий стратегических отраслей, проведен анализ возможных форм воздействия на развитие данных предприятий. В качестве основных проблем выделено отсутствие в нашей стране понятия стратегических активов и единой концепции управления ими, что критически важно в период действия экономических санкций.

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 19. – с. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358 .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

УДК 343.9 ББК 67.0

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

Александр Григорьевич САЧЕК, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: sachek_a@ tut.by

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Формирование правового государства, перестройка политической системы общества требуют переосмысления национальной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения. Уровневый подход к обеспечению экономической безопасности позволяет выявить основные угрозы и разработать эффективные меры по их нейтрализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, угроза, безопасность субъекта хозяйствования, уровневый подход.

Annotation. The formation of a legal state, the restructuring of the political system of society require rethinking national security, economic security as a definite form of its expression. A tiered approach to economic security allows you to identify major threats and to develop effective measures to neutralize them.

Key words: economic security, national security, threat, security entity, a tiered approach.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется значительным количеством конфликтов в различных сферах жизнедеятельности. Вследствие низкой эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными процессами. С целью нивелирования рисков государства вступают в различные интеграционные образования, призванные обеспечить защиту национальных интересов как в военно-политической, так и экономической сферах.

В Республике Беларусь активно ведется работа по формированию комплексного подхода в сфере обеспечения национальной, в том числе и экономической, безопасности государства. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (далее - Концепция) экономическая безопасность определяется как состояние экономики, при котором гарантиро-

ванно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Однако Концепция закрепляет лишь общий подход к понятию угрозы и говорит об угрозе национальной безопасности как о потенциальной или реально существующей возможности нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь.

По нашему мнению, следует обратить внимание на широту понятия экономической безопасности и на многообразие угроз экономической сфере.

Как правило, большинство ученых говорят об экономической безопасности с точки зрения экономики, либо управленческой функции государства.

Так, В.К. Сенчагов и М.В. Мясникович считают, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал1.

В.В. Пузиков рассматривает экономическую безопасность как совокупность экономических

ЗАКОН И ПРАВО 12-2014

отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию2.

Говоря об угрозах экономической безопасности и факторах, их детерминирующих, представляется целесообразным определиться с их уровнями. Мы согласны с мнением Л.Д. Шарого и М.Я. Корнилова, которые предлагают выделять три уровня угроз: угрозы экономической безопасности личности, угрозы экономической безопасности субъекта хозяйствования, угрозы экономической безопасности государства3.

Однако следует отметить, что данный подход не в полной мере отражает современное геополитической положение Республики Беларусь. Наше государство является участником Договора о создании Союзного государства, что позволяет говорить о формировании четвертого уровня угроз экономической безопасности - угрозы экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства.

Анализ работ отечественных и российских ученых позволяет сделать вывод о формировании двух основных подходов к вопросу об угрозах экономической безопасности.

Первый подход - комплексный, он нашел отражение в Концепции и представляет собой всесторонний анализ угроз экономической безопасности не только в сфере экономики, но и в сферах социальной, политической, противодействия преступности и др. Сложность же данного подхода заключается в необходимости разработки и учета значительного количества индикаторов (например, криминогенного состояния), которые оказывают не прямое, а опосредованное влияние на экономическую безопасность.

Сущность второго, более традиционного подхода заключается в разработке системы индикаторов экономического развития, которые позволяют определять опасность как совокупность условий, факторов и действий, направленных на расшатывание, сбои в работе, нарушение функций и стабильности в экономической системе. Выход за рамки пороговых показателей при рассматриваемом подходе позволяет говорить о возникновении кризисной ситуации, для выхода из которой необходимо оперативное вмешательство государственных органов.

Таким образом, приверженцы второго подхода основной задачей считают разработку пороговых значений эффективности развития экономики, являющихся основой эффективной национальной стратегии в области экономической политики.

Представляется необходимым отметить, что постепенно приверженцы второго, исключительно экономического подхода к проблеме угроз экономической безопасности все больше склоняются к необходимости анализировать значительно большее количество факторов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что экономическая безопасность - сложная многоуровневая категория, включающая не только экономические, политические, военные, экологические, но и криминальные аспекты проблемы. При анализе угроз экономической безопасности необходимо обращать повышенное внимание не только на экономические, но и на ряд других факторов, в том числе криминогенных.

В современных условиях следует говорить не просто об экономической безопасности Республики Беларусь, а об экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства как состоянии социально-экономической сферы, при котором органы государственной власти Беларуси и России обеспечивают полноту реализации и защищенность приоритетных экономических интересов; стабильность, устойчивость, поступательность развития экономики Союзного государства с учетом требований эффективности и конкурентоспособности в границах пороговых значений экономической безопасности.

1 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагов и др. М.: Дело, 2005; Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности: Учеб. пособие. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2001.

2 Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: ЗАО «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2001.

Научная статья

на тему: Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности РФ

факультета направления «экономическая безопасность»

Огнянов Олег

Понятие, сущность экономической безопасности. Концепция национальной безопасности

Эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, ее положение на внутреннем и мировом рынках тесно связано с отражением способности экономических, политических и правовых и институтов государства защищать интересы национальных хозяйственных традиций и ценностей своих субъектов. В этом и есть суть понятия «экономическая безопасность страны». Мнения о том, что возрождение России тесно связано с обеспечением экономической безопасности страны привлекают к себе внимание ученых, политических деятелей, население. Такое внимание не случайно. Попытки преуменьшить грозящие опасности - недопустимы. Значительна и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Как показывает мировой опыт это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому объект исследования - национальная хозяйственная система страны, предмет исследования - социально - экономические процессы воспроизводства в национальной экономике, цель работы - рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Экономическая безопасность затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики это часть общей системы национальной безопасности страны. Следовательно, ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Социально-экономические, политические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования после-социалистического экономического пространства, затрагивают весь комплекс отношений и структур в области международной и национальной безопасности и носят фундаментальный характер. Рассматривая их долговременные стратегические аспекты, то можно объективно выделить следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике:

переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов;

движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;

дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности.

Cразу после распада СССР складываться концепция национальной безопасности нового демократического суверенного государства. Закон РФ «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы сформулировавший понятия безопасности, жизненно важных интересов личности, общества, государства, был принят в 1992 г. Государство, которое действует в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти названо основным субъектом обеспечения безопасности. Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства определяются как угрозы безопасности. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

Определено, что безопасность обеспечивается системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам государства, общества, личности, а также проведением единой государственной политики в этой области.

Принципов обеспечения безопасности закона от 1992 г.: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; интеграция с международными системами безопасности; взаимная ответственность государства, общества и личности по обеспечению безопасности.

В 1994 г. начинается разработка концепции экономической безопасности, как Государственной стратегии экономической безопасности РФ.

В период 1995-1997 гг. разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются приоритеты, цели, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Государство, руководствуясь концепцией и стратегией, получило возможность разрабатывать долгосрочные программы и прогнозы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание рынками сбыта, а также природными, технологическими, информационными ресурсами. Баланс негативных и позитивных сторон подвижен, что повышает требования к здравому смыслу в экономике и политике. Признано, что Россия имеет предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал страны, ее уникальное стратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции, несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 11 лет. Ключевыми интересами России в области экономики являются национальные интересы. Поэтому, комплексное решение проблем реализации национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, жителей - предметами потребления и услугами, торговлю - конкурентоспособными товарами.

Следующим этапом был учет последних влияний времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, подробно и современно прописаны механизмы и угрозы защиты национальной безопасности. В сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение территориальной целостности страны, безопасности приграничного пространства;

подъем уровня жизни населения и экономики- преодоление научно-технической и технологической зависимости страны;

соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней- неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

поддержание высокого уровня оборонного потенциала государства.

создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

расширение рынков сбыта российской продукции;

правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;

усиление государственного регулирования в экономике;

принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Через нее сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен.Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. В настоящее время колоссальную роль в мировой экономике играет глобализация. России важно выработать собственное видение своего места в глобализации.

Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Национально-государственные интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате: увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.; роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам; расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей; задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.

Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как: отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; усиление топливно-сырьевой направленности экономики; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как: нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации; объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств.

Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли; сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования.

Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции: состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны; степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем; динамику и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.; способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам; уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

Анализ основных показателей экономической безопасности России

Внешнеэкономическая деятельность

Положительный баланс российского бюджета обусловливается высокими ценами на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России с января по август 2012 года составил 346,4 млрд. долл., а импорт 213,5 млрд. долл. Большую часть прибыли от экспорта составляет вывоз нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.

Валовой внутренний продукт - совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Он является одним из основных показателей качества жизни населения. Более объективным критерием роста национальной экономики является реальный ВВП - это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. Не стоит забывать, что условный потолок роста в России находится намного дальше, чем в других странах. По этой причине В 90-е годы была поставлена задача - удвоение ВВП к 2012 году, для этого нужен был ежегодный прирост 7,2%.

Демографические показатели

Представление о качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта можно получить при помощи основных демографических показателей.

Анализ показывает негативные тенденции развития. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, опасаясь жилищных и финансовых трудностей. Идет ежегодная естественная убыль населения. По Количеству детей на одну женщину Россия существенно отстает от таких стран как Швеция или Норвегия. Уменьшилась также и продолжительность жизни. В среднем россиянин живет на 15 лет меньше чем, к примеру, японец. Причина этого является социально - экономическая нестабильность. На втором месте среди причин смертности, в России преобладает алкоголизм, наркомания, убийства, суицид, травматизм на производстве, ДТП и т.п. Наблюдается миграция квалифицированной рабочей силы в западные страны и приток дешевой из стран ближнего зарубежья.

Криминализация общества

Уровень жизни населения

Оценка уровня жизни населения дает неблагоприятную картину. Уровень средней заработной платы менее 15 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.

Обеспечение энергетической безопасности является актуальной проблемой, причины этого, не только естественная ограниченность топливных ресурсов в природе и рост энергопотребления, но и рост доли России в топливно-энергетическом балансе Европы. В первую очередь Современное состояние топливно-энергетического комплекса заставляет говорить о собственной энергетической безопасности, хотя Россия готова стать гарантом энергетической безопасности Европы.

В данный момент энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей. Но степень износа основных фондов к концу 2011 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 60%. Наибольший рост старения произошел в электроэнергетике. По мнению специалистов процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса будет продолжаться до 2015 г. ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности.

Заключение

Таким образом, анализ основных показателей экономической безопасности РФ, несмотря на ряд положительных тенденций, таких как рост ВВП и реальных доходов населения, снижение темпов инфляции, выявил ряд существующих и потенциальных угроз обеспечению благоприятного социально - экономического развития России. Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач государства. Очевидна необходимость комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.

экономическая безопасность россия

Литература:

Абалкин, Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для вузов/ Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007. - 631 с.

Аганбегян А.Г. Социально - экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - 2- е изд., испр. и доп. - 2005. - 374 с.

Ануфриев В.П., Чазов А.В. Энергоэффективность и проблема изменения климата: учебный курс для студентов энергетических специальностей технических высших учебных заведений./ В.П. Ануфриев, А.В. Чазов.- М.:УЦЭЭ, 2006.-192 с.

Бункина, М.К, Национальная экономика: учеб. пособие/ М.К, Бункина. - М.: Дело, 2007. - 272 с.

Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2007. - 320 с.

Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2008. - 235 с.

Градов, А.П. Национальная экономика: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2005. - 233 с.

Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция/ Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и эконом. наук. - М.: Дело, 2007. - 568 с.

Леонтьев, В.В. Межотраслевая экономика/ В.В. Леонтьев; науч. Ред. И авт. предисл. А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2007. - 477 с.: ил.

Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации/ Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 177 с.