Налоговые льготы применяются в виде. На кого направлены

Налоговая льгота - преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Виды налоговых льгот:

Изъятия - это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

На постоянной основе и на ограниченный срок;

Как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки - это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

Лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

Снижение ставки налога;

Вычет из налогового оклада (валового налога);

Отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

Возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

Зачет ранее уплаченного налога;

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Условия применения налоговых льгот.

В соответствии со статьей 1 Кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Предоставление налоговых льгот нормативными актами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах, нарушает принцип всеобщности налогообложения. Изменение режима налогообложения возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в законодательный акт по конкретному налогу.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Различия между нормативными правовыми актами определяются, в том числе, предметом регулирования соответствующих отношений. Однако, учитывая переходные положения, вопрос о содержании понятия "законодательство о налогах и сборах" оставался открытым.

Поскольку определение места расположения правовой нормы находится в компетенции законодателя, то в этих условиях в соответствии со статьей 15 Конституции РФ судебная практика признавала действенность норм о льготах, содержащихся в любых законах. С введением в действие налогов, установленных на основе Кодекса, льготы, предусмотренные иными законодательными актами, применению не подлежат.

Согласно НК РФ граждане обязаны своевременно перечислять определенное количество денег в казну. В зависимости от контекста сумма отчислений бывает достаточно обременительной. Однако ряд статей кодекса предусматривает послабления, представляющие собой налоговые льготы. Виды и способы их применения обусловлены категорией плательщика и объектом воздействия. О потенциальных возможностях использования бонусов налоговой системы - далее.

Льготы - изящный реверанс государства в сторону налогоплательщиков, дающий возможность улучшить их финансовое состояние.

Привилегии, которыми наделяются некоторые категории субъектов, представляют собой возможность уменьшения суммы налога к уплате. Льгота не предоставляется отдельной компании или физлицу. Подобные уступки задействуют лишь к группе налогоплательщиков, соответствующих прописанным критериям.

Льготы не принадлежат к обязательным составляющим механизма налогообложения. Они применяются по желанию субъекта. Разрешено как воспользоваться законным преимуществом, так и отказаться от него.

Классификация льгот

Льготы разрабатываются на нескольких уровнях.

Таблица 1. Трехступенчатая система, позволяющая учесть интересы всех категорий налогоплательщиков

Отменять действие льгот имеют право те же органы, которые их внедрили.

Особенности льгот, установленных НК РФ:

  • распространяются на всю территорию России. Дублировать их в актах, издаваемых субъектами РФ или муниципальными органами, нет необходимости;
  • не подлежат изменениям, которые исходят от региональных или местных представителей.
  • изъятия;
  • освобождения;
  • скидки.

К ним также можно отнести налоговый кредит.

Изъятия

Изъятия - привилегия, дающая возможность вывести из-под налогообложения определенные объекты.

Это объединение льгот встречается в следующих ипостасях:

  • постоянные;
  • «точечные», действующие определенный промежуток времени;
  • относящиеся ко всем налогоплательщикам;
  • задействованные к одной категории лиц.

Основное отличие изъятий от других разновидностей льгот - воздействие исключительно на налогооблагаемый предмет.

Таблица 2. Примеры изъятий

Полный перечень изъятий находится в НК РФ.

Скидки

Они являются важнейшей составляющей политики государства благодаря ярко выраженной общественной направленности. Скидка - изменение налоговой базы и, соответственно, суммы налога к уплате, в сторону уменьшения. В некоторых ситуациях скидки или вычеты, которые так же относятся к этой категории, предполагают 100% снятие обязательств от перевода средств в казну.

Что касается налогообложения прибыли, в этом контексте скидки не привязываются к доходам, а применяются к расходам, понесенным субъектом. Налогоплательщик наделен правом урезать налогооблагаемый доход на сумму понесенных издержек. Однако не каждая трата является основанием для применения льготы. Привилегия относится к затратам, осуществляемым с благими намерениями, как, например, перевод денежных средств в благотворительные фонды или финансирование природоохранных компаний.

В зависимости от накладываемых НК РФ ограничений, скидки делятся на 2 категории:

  • лимитированные - величина которых ограничена;
  • безлимитные - допускается уменьшение налоговой базы на всю сумму осуществленных затрат.

По аналогии с изъятиями скидки бывают универсальными, т.е. доступными для всех категорий субъектов, или специальными, разработанными для определенных групп. Лидируют в рейтинге самых распространенных налогов по применению скидок следующие:

  • на доходы физлиц;
  • на прибыль компаний.

При вычислении налоговой базы по НДФЛ прибыль физлиц, облагаемая по ставке 13%, сокращается на размер предоставляемых вычетов. Доходы, к которым применяются ставки 9, 15, 30 и 35%, не принадлежат к объектам, влияющим на уменьшение НБ.

К таким доходам относятся следующие:

Также к подобным доходам можно отнести прибыль, полученную от экономии на процентах при использовании вычета для получения кредита.

Таблица 3. Разновидности вычетов

Вид Характеристика
Стандартный Для официально трудоустроенных налоговых резидентов РФ. Получить стандартный вычет можно по месту работы или в ИФНС. Представляет собой конкретную сумму необлагаемого минимума дохода. Применяются как в отношении налогоплательщика, так и его несовершеннолетних детей.
Социальный Был разработан с целью частичной компенсации государством расходов, понесенных налогоплательщиком на социальные нужды. Предоставляются на обучение, лечение, благотворительные взносы и в некоторых ситуациях, связанных с пенсионными накоплениями. Последний вычет имеет возможность выплатить работодатель.
Имущественный Мультифункциональная разновидность. Например, вычет по прибыли, полученной от реализации имущества, дает возможность уменьшить размер дохода. Вычет по затратам налогоплательщика, связанным с покупкой или строительством жилого имущества, позволяет вернуть определенную часть расходов на эти цели. Оформлять имущественный вычет можно как через работодателя, так и через ИФНС.
Профессиональный Уменьшает размер налогооблагаемой прибыли, заработанной в ходе профессиональной деятельности. Величина урезания приравнивается к величине документально подтвержденных затрат, имеющих отношение к процессу привлечения доходов. Предоставляется по месту работы и лишь в случае отсутствия работодателя в связи с ликвидацией предприятия, например, - налоговыми органами.

Вычеты оформляются по окончанию налогового периода. Средства поступают на счет заявителя после проведения проверки предоставленной декларации и утверждения заявленной суммы ИФНС или после предоставления необходимых бумаг налоговому агенту. Временной отрезок по оформлению имущественного вычета пролонгирован. Если на протяжении календарного года скидка не была полностью использована, допускается перенос остатка на следующие 3 года.

Освобождения

Освобождение - льгота, влияющая на налоговую ставку или окладную сумму.

В контексте использования налоговых освобождений часто встречается понятие окладная сумма. Под этим определением подразумевают валовый налог, являющийся результатом умножения определенного количества налогооблагаемых единиц на ставку.

Полное избавление от налогового бремени может предоставляться некоторым категориям налогоплательщиков, как на установленный срок, так и безлимитно. Как правило, к таким группам относятся пенсионеры, компании, осуществляющие деятельность на общественных началах, ветераны войны, лица с ограниченными возможностями.

Таблица 4. Формат предоставления льготы

Разновидности Характеристика
Уменьшение ставки Снижение ставки на 50% для предприятий, в случае если 50% сотрудников относятся к категории инвалидов или пенсионеров.
Снижение окладной суммы Зарплата сотрудника состоит из непосредственно заработной платы, а также ее окладной и премиальной части. В зависимости от уровня выполнения поставленных задач возможно снижение окладной части облагающейся суммы.
Налоговые каникулы 100% освобождение от уплаты налогов на конкретный временной отрезок. Право предоставления закреплено за субъектами РФ.

Освобождение часто путают со списанием безнадежных налоговых долгов. Однако эти два понятия имеют абсолютно разную правовую аргументацию. Списание применяется как крайняя мера в случаях доказанной невозможности взыскания накопившегося долга. Освобождение - льгота, позволяющая существенно снизить сумму налога к перечислению.

Налоговый кредит

Под кредитом подразумевают изменение временных рамок уплаты налога. Согласно классификации НК РФ налоговый кредит расположен обособленно от налоговых льгот и рассматривается лишь в контексте временных рамок по уплате налога. Связанные с этим понятием отсрочка и рассрочка налогового платежа, также оторваны от определения как налоговых льгот, так и налогового кредита.

Учитывая выгоду, получаемую налогоплательщиком от его применения, налоговый кредит можно отнести к налоговым льготам. Разница между кредитом и рассрочкой либо отсрочкой заключается в небольших различиях между предоставляемым «отпуском». Последние разрешено использовать сроком до полугода, а кредит имеет больший период воздействия, растягиваясь до 12 месяцев. В части начисления процентов разницы между этими понятиями практически не существует. Исключение составляют следующие ситуации:

  • разрушения после стихийного бедствия;
  • убытки, понесенные субъектом вследствие технологической катастрофы;
  • перечисление средств за государственный заказ.

При подобных обстоятельствах проценты не начисляются.

Помимо налогового существуют 2 разновидности кредитов:

  1. Инвестиционный. Данный кредит дается сроком от 1 до 5 лет.Претендовать на подобную привилегию могут компании, которые вкладывают средства в следующие направления:
    1. выполнение исследовательских работ;
    2. перевооружение промышленных предприятий;
    3. генерирование новых технологий;
    4. осуществление важных работ, связанных с развитием субъектов РФ.
  2. Целевой. Обмен денежного выражения суммы налога либо его части на натуральный эквивалент. Наглядным примером может послужить внесение организацией производимой продукции в счет уплаты налога в пользу бюджетных компаний.

Рука об руку с налоговым кредитом идут понятия возврат и зачет ранее уплаченного налога:

  1. Возврат. Во время вывоза из РФ продукции, купленной с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается.
  2. Зачет. Размер налога на прибыль, перечисленный отечественной компанией в бюджет другого государства, засчитывается при оплате налога в РФ.

Последний вид часто применяется с целью предотвращения возникновения двойного налогообложения. Зачет можно сравнить с кредитом, разработанным для иностранных налогов.

Налоговые льготы в России

Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга прежде всего размером налоговых ставок. Одним из объединяющих факторов среди многообразия структур является применение налоговых льгот. Количество скидок, задействованных в США, например, превышает 100, в Германии и ряде европейских стран - около 80. В России этот показатель существенно ниже. Однако по содержанию они достаточно привлекательны для малоимущих слоев населения.

Самые распространенные льготы применяются в следующих ситуациях:

  • оплата земельного налога;
  • выплата НДС;
  • налог на прибыль компании;
  • услуги в области культуры;
  • перечисление денежных средств на благотворительность.

В ряде случаев при грамотном использовании налоговых льгот продуктивно работающая организация, демонстрирующая средний уровень рентабельности, может добиться полного освобождения от уплаты налогов.

Видео - Налоговые льготы с 1 января 2018 года

План

4.1. Понятие налоговой льготы

4.2. Система налоговых льгот

4.3. Виды и формы налоговых льгот

4.4 Правовое регулирование территориальных налоговых льгот

4.1 Несмотря на то, что налоговые льготы относятся к дополнительным элементами налога, эта проблема - одна из наиболее дискуссионных. Основным назначением льгот является уменьшение налогового давления на плательщика. Льгота может реализовываться путем уменьшения объекта, базы, суммы налога, отсрочки исполнения налоговой обязанности. Через механизм льгот налоги осуществляют регулирующую и стимулирующую функции, создавая заинтересованность плательщиков.

Льгота - это освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающее его особенности, от уплаты налога. Здесь необходимо подчеркнуть три обстоятельства.

Во-первых - льгота - это освобождение именно от уплаты, а не от налоговой обязанности, так как при отсрочке обязанности уплата налога остается, а освобождение (на определенный срок) касается только перерасчета налога, и по окончании определенного срока обязанность подлежит реализации (налоговый кредит). Кроме этого, налоговая обязанность включает несколько составных: налоговый учет; уплату налога; налоговую отчетность. И если плательщик может быть освобожден от уплаты налога, то обязанность по учету и отчетности у него останется.

Во-вторых, освобождение возможно в двух объемах: полном - когда плательщик полностью освобождается от уплаты, и частичном - когда сокращается налоговое давление за счет уменьшения объекта (предмета и т.д.) или отсрочки уплаты налога.

Таким образом, налоговой льготой признается освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины.

Освобождение от уплаты налога возможно в полном или частичном объеме.

При освобождении в полном объеме налогоплательщик целиком освобождается от начисления и уплаты налога.

При освобождении в частичном объеме налогоплательщик освобождается от уплаты налога только в определенной части его налоговой обязанности. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, которые характеризируют определенную группу налогоплательщиков; вид их деятельности и объект налогообложения.

При характеристике налога необходимо уделять внимание регулированию льгот по налогам. Причем данное положение должно содержать не полный (что вряд ли возможно на длительную перспективу), но довольно широкий перечень исключений, которые затем конкретизировались бы, с включением детального механизма применения в конкретные нормативные акты, касающиеся отдельных видов налогов. Система льгот и привилегий является своеобразным ориентиром для юридических и физических лиц при выборе сфер деятельности, форм получения доходов.

Важно учитывать, что льготы являются альтернативой субсидиям, персональным дотациям и отдельным рычагам налогового кредитования. Именно поэтому здесь необходим системный подход, связывающий эти рычаги в один комплекс. Анализ и их регулирование необходимо проводить в тесной взаимосвязи, как бы дополняя друг друга.

Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях.

Первый - налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей.

Второй - подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели.

Спорным является вопрос об отраслевом выделение льгот.

Часто создается целый ряд льгот:

Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов.

4.2. Систему льгот по налогам необходимо разделить на две группы.

Первая включает относительно традиционные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.

Вторая группа льгот характеризируется определенной кратковременностью по отношению к конкретным объектам

Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве в области налогообложения, и при предоставлении льгот критерием должно быть материальное положение субъекта налогообложения. Вряд ли являются правомерными основания для предоставления льгот, если они не связаны с имущественным положением. Классификация налоговых льгот может осуществляться по различным принципам.

Чаще всего налоговая льгота определяется путем:

1) налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога;

2) уменьшения налоговой обязанности после начисления налога;

3) установления пониженной ставки налогообложения.

1. Отчисление (изъятие) - вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.

Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:

а) по видам плательщиков:

полные - предоставляются всем плательщикам;

частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;

б) по срокам:

постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени;

временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода (предприятия с иностранными инвестициями);

чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;

в) по элементам объекта:

имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества;

прибыльные отчисления - применяются к части дохода плательщика., в зависимости от вида деятельности.

2. Скидка - вид льготы в области налогообложения, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки, определяется суммой расходов плательщика, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.

Здесь можно применить классификацию отчислений (изъятий) в области налогообложения (по видам плательщиков; по срокам; по элементам налоговой базы):

а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованно;

б) не лимитированные - скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика.

Личные скидки дают право плательщику исключить из налогооблагаемого дохода расходы, направленные на личное обустройство. В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару. При этом семейные скидки зависят от состава семьи. В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для малообеспеченных слоев населения. Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст. 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров.

3. Налоговый кредит - вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты. Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.

Льготы по налогу являются исключениями из общей схемы начисления конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия. При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога. Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы:

1. Необлагаемый минимум объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла. Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты.

2. Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения. Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления: природоохранные мероприятия, освоение новых технологий.

3. Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или катего рий плательщиков. Таким образом законодатель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъектов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994года (п.18ст.12;п.23 ст.13;п.17 ст. 14; п.19 ст. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.

4. Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку.

5. Отчисление из налогового оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.

6. Целевые налоговые льготы. Могут включать различные формы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного примера можно выделить механизм использования налогового кредита.

7. Другие налоговые льготы (налоговые каникулы и т.п.).

4.3. Если рассматривать налоговые льготы как определенное освобождение налогоплательщиков (а именно так подходит российский законодатель - ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации), то вполне обоснованным представляется выделение определенных территорий, на которых устанавливается льготный налоговый режим.

Такие территории могут существовать на двух уровнях:

1) низший уровень - территории, характеризующиеся освобождениями при использовании местных налогов и сборов. Так, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» местные органы самоуправления по своему усмотрению могут устанавливать часть местных налогов и сборов и за счет этого формировать более льготный налоговый режим на соответствующих территориях;

2) высший уровень - территории специальных зон, характеризующиеся специфическим льготным налогообложением, регулирующимся специальным законодательством.

При этом подобные территории делятся на два подвида:

а) территории, предоставляющие льготный режим налогообложения для налоговых резидентов Украины и расположенные за пределами территории Украины (к ним относятся прежде всего оффшорные зоны);

б) территории, расположенные в Украине и предоставляющие льготный налоговый режим для налоговых резидентов и нерезидентов Украины (свободные экономические зоны).

Для физических лиц с высоким уровнем доходов одним из путей понижения налогообложения является изменение статуса и законное уменьшение налога. Для юридических лиц - снижение налогового давления за пределами территории собственного государства.

Для осуществления деятельности на территории Украины или России требуется регистрация (принятие на учет) в налоговых органах. В этом случае необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию фирмы в стране ее постоянного местонахождения; легализованные выписки из торгового реестра или уставные легализованные документы; документ, подтверждающий платежеспособность фирмы (справка из банка об открытии фирме счета за границей); поручение на председателя представительства. Все вышеуказанные документы должны быть переведены на государственный язык и нотариально заверены.

Определенное законодательное обеспечение система оффшорных зон получила в 2000 году. Президент Украины распоряжением № 90/2000/РП 21 февраля 2000 года поручил Кабинету Министров Украины определить и опубликовать перечень оффшорных зон и в дальнейшем обеспечивать его ежегодное опубликование. Основной причиной, подтолкнувшей к закреплению этого перечня, послужил п. ,18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», регламентирующий порядок работы с налогоплательщиками, которые торгуют с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах. А именно: при перечислении денег таким фирмам за покупки разрешено относить на расходы только 85% фактической стоимости товара. Остальные 15% - из чистой прибыли. За невыполнение этой нормы предусмотрены высокие штрафные санкции. Понятия же оффшорных зон нет. Поэтому законодатель пошел по несколько упрощенному пути -закрепить исчерпывающий перечень оффшорных зон, а не разъяснять, в чем их природа.

Таким образом, 1 марта 2000 года Кабинет Министров утвердил их перчень, в который вошли: Британские островные регионы: Гибралтар, Олдерни, острова Гернси, Джерси, Мен. Ближний Восток: Бахрейн, Дамаск. Центральная и Южная Америка:Белиз, Коста-Рика, Панама. Европа: Андорра, Ирландия, Кампионе, Кипр, Лихтенштейн, Мадейра, Мальта, Монако, Черногория. Карибские регионы: Ангилья, Антигуа, Антильские острова, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гранд Кайман, Гренада, Бермудские острова, Невис, острова Гюркс и Кайкорс, острова Терке и Кайкос. Африка: Либерия, Маврикий, Сейшельские острова. Тихоокеанский регион: Вануату, Гонконг, Западное Самоа, Лабуан, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, острова Кука, Сингапур.

В целом все свободные экономические зоны делятся на две категории:

1) транспортно-транзитные - зоны, расположенные по периметру границ Украины, обеспечивающие привлечение товаров на территорию Украины и поток транзитных товаров через территорию Украины. Создаются они с целью упрощения процедуры перемещения этих товаров;

2) промышленные - зоны, расположенные на территории Украины, закрепленные законодательством, в которые осуществляется инвестирование и на которых устанавливается льготный режим налогообложения. Подобный льготный режим касается преимущественно льгот по ввозному НДС, таможенной пошлине, налогу на прибыль, отчислениям в фонд занятости и Государственный инновационный фонд. Система свободных экономических зон в Украине относительно развита, однако не все созданные зоны действуют уже в полной мере.

В основу территориальных налоговых льгот положен принцип налогового суверенитета государства, на основе которого формируется национальная налоговая система, которая отличается от других своими специфическими подходами. Наряду с большим количеством других особенностей (условия регистрации, регулирование валютных отношений) главную роль играют механизмы налогообложения.

Выделяют две группы стран, которые рассматриваются как налоговые гавани.

1. Развивающиеся страны. Проводят политику привлечения иностранного капитала и устанавливают для иностранных субъектов низкие ставки (Антильские острова, Гонконг) или совсем отменяют налогообложение импортируемого капитала (Багамские, Бермудские острова). Эта группа стран не имеет налоговых соглашений с другими странами, что обеспечивает конфиденциальность финансовой информации, отсутствие юридических обязательств по уплате налога в стране их резидентства.

2. Страны, которые обеспечивают относительные льготы в налогообложении по отношению к некоторым видам доходов, обусловленные спецификой внутреннего налогового законодательства и налоговых соглашений (Люксембург, Швейцария и др.)"

Льготный режим налогообложения в отдельных регионах страны должен стимулировать предпринимательскую деятельность, привлекать инвестиции в национальную экономику.

Структурно-логические модули

Схема 4.1.- Виды налоговых льгот

Схема 4.2.-Формы налоговых льгот

Вопросы и тестовые задания по теме

    Дайте определение налоговой льготы.

    Укажите уровни правового регулирования налоговых льгот.

    Пути определения налоговой льготы.

    Классификация отчислений (изъятий) по видам плательщиков, по срокам, по элементам объекта.

    Виды налоговых льгот.

    Перечислите формы налоговых льгот.

    Охарактеризуйте уровни, на которых установлен льготный налоговый режим.

    Дайте классификацию свободных экономических зон.

    Освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога (или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины это:

а) скидка;

б) отчисление;

в) налоговая льгота;

г) налоговый кредит.

    Вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление;

г) налоговая льгота.

    Вид льготы, уменьшающий сумму налога на определенные величины:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    Вид льготы, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    По видам плательщиков отчисления (изъятия) классифицируются:

а) полные;

б) частичные;

в) средние;

г) временные.

    По срокам отчисления (изъятия) классифицируются:

а) временные;

б) полные;

в) постоянные;

г) чрезвычайные;

    По элементам объекта отчисления (изъятия) классифицируются:

а) имущественные;

б) вещественные;

в) прибыльные;

г) неприбыльные.

    Свободные экономические зоны делятся на:

а) транспортные;

б) транспортно-транзитные;

в) промышленные;

задания

вариант ответа

Доходов – это предоставление преимуществ по уплате налогов определенным категориям налогоплательщиков. По закону они имеют право платить налоги (сборы) в меньшем размере от установленной ставки или же не платить их вовсе.

Льготное налогообложение прибыли физических лиц

Налоговые преференции включают:

Полное освобождение

Под полное освобождение от налоговых обязательств подпадают следующие виды доходов:

  • Пособия от государства, за исключением помощи по уходу за ребенком, временной потери трудоспособности, а также других компенсаций, предусмотренных законом;
  • Пенсионные выплаты и накопления;
  • Выплаты и компенсации (субсидии), направленные на оплату по коммунальным услугам и предоставление жилья;
  • Компенсация издержек, которые образовались во время использования работником личного автомобиля на служебные нужды;
  • Вознаграждения за оказанную помощь (например, при сдаче крови);
  • Алименты;
  • Материальная поддержка, выплачиваемая предприятиями своим служащим после рождения (усыновления) ребенка. Пособие выплачивается в течение 1 года, а размер выплаты на одного ребенка составляет 50 тыс. руб.;
  • от продажи недвижимого имущества, если оно находится во владении граждан свыше 3 лет;
  • Материнский или региональный . Исключением служит капитал, имеющий целевое назначение;
  • Выплаты из бюджета, направленные на покупку (строительство) жилья.

Частичное освобождение от уплаты налогов

Облагаемые налогом доходы граждан по ставке 13%, можно снизить при помощи налоговых вычетов.

Законом установлены следующие виды налоговых удержаний:

  • Стандартные вычеты;
  • Социальные удержания;
  • Имущественные вычеты.

Стандартные удержания

Этот вид льгот распространяется на граждан и на малолетних детей. Если говорить об удержаниях в адрес физических лиц, то такие вычеты могут быть выданы гражданам, что пострадали в результате аварии на ЧАЭС, участникам военных действий, инвалидам ВОВ, и Героям РФ. Граничный размер вычета – 3 тыс. руб. в месяц. При наличии у физического лица права на одновременное применение разных льгот, размер налогового вычета должен определяться исходя из максимальной суммы. Тогда как суммирование двух видов удержания не допускается.

Налоговые удержания на детей, предоставляются гражданам, которые имеют на своем обеспечении несовершеннолетних детей. Максимальный размер вычета – 3 тыс. руб. в месяц на ребенка. Закон допускает использование налоговой льготы до тех пор, пока уровень доходов получателя льготы не превысит 280 тыс. руб. Исчисление прибыли производится с начала года. Когда доходы налогоплательщика превысят указанный лимит, выплата налогового вычета прекращается. Также нужно отметить, что налоговая преференция на детей предоставляется только одному из родителей, опекуну или усыновителю.

Социальные вычеты

Этот вид льготы предоставляется налогоплательщикам при наличии социально значимых расходов. К таким издержкам относятся:

  • Благотворительная помощь (). Размер налогового вычета достигает до 25% от суммы налогооблагаемой прибыли за год;
  • Траты на обучение;
  • Издержки на лечение;
  • негосударственного типа, а также пенсионное страхование на добровольной основе;
  • Дополнительные взносы по страховым полисам, направленные на накопление трудовой пенсии.

Величина социальных вычетов равна размеру понесенных налогоплательщиком затрат, но, не более 120 тыс. руб. в год. Исключением являются траты на дорогостоящее лечение и пожертвования. Максимальный размер вычета на обучение – 50 тыс. руб. в год на одного учащегося.

Имущественные удержания

Этот вид льгот предоставляется в следующих случаях:

  • Продажа жилых квартир, домов, участков земли или части в указанном имуществе. Однако имеющаяся недвижимость должна быть во владении налогоплательщика до 3 лет. Максимальный размер удержания – не более 1 млн. руб. в год;
  • Реализация движимого имущества, что находится во владении менее 3 лет. Максимальный размер удержания – не более 250 тыс. руб. в год;
  • Продажа части или доли уставного капитала предприятия, подразумевающая уступку прав договора на участие в строительстве или долевое строительство. Налоговое удержание предоставляется на величину документально подтвержденных издержек;
  • Во время изъятия у налогоплательщика участка земли или объектов недвижимости, размещенных на этом участке, на нужды, связанные с муниципальными или государственными целями. Размер налогового вычета равен цене, по которой производился выкуп;
  • Покупка жилья или его доли, участка земли для строительства индивидуального жилья или самого земельного участка, где размещены жилые здания или их доля. Максимальный размер удержания – не более 2 млн. руб.;
  • Оплата процентов по займу, оформленному на покупку (строительство) недвижимости. Сюда также относится займов. Налоговое удержание предоставляется на величину выплаченных процентов, но не более 3 млн. руб. Однако льгота может предоставляться только на 1 объект недвижимости.

Недвижимое имущество и автотранспортные средства, используемые в коммерческой деятельности предприятия, не подпадают под . То же самое касается продажи ценных бумаг. Еще одним видом налоговых вычетов являются профессиональные налоговые удержания, предоставляемые юридическим лицам.

Льготное налогообложение доходов организаций

Льготное налогообложение доступно тем налогоплательщикам, которые осуществляют деятельность социально значимого характера. Зачастую организациям выдвигаются жесткие требования для получения налоговых удержаний. Одним из них является целенаправленное использование средств.

Виды налоговых преференций, предоставляемых юридическим лицам

Организации могут получать льготы во время уплаты:

  • Налога на прибыль;
  • Имущественного сбора;

Плательщики НДС освобождаются от выполнения определенных налоговых обязательств или уплаты налогов, когда ввозят импортную продукцию на территорию России. При этом чтобы стимулировать отечественного производителя правительство предоставляет освобождение от уплаты налогов по экспортируемой продукции, произведенной в России.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Российское законодательство устанавливает небольшое количество налоговых льгот и значительно большее количество разных преференций, которые на практике являются налоговыми льготами, но юридически к ним не относятся. Рассмотрим налоговые льготы с широкой и узкой точек зрения. В широком смысле, они предусматривают все без исключения известные виды налоговых преимуществ. В узком смысле, из всех налоговых послаблений исключаются и выделяются в самостоятельные виды налоговые скидки и налоговые кредиты. Основанием для предоставления льгот могут быть:

Среди всего разнообразия налоговых льгот выделяются общие и специальные налоговые льготы. Общие предоставляются всем плательщикам соответствующего налога, и специальные (целевые), предназначенные для отдельных категорий налогоплательщиков.

I. Существует несколько классификаций налоговых льгот, первой будет представлена классификация по форме предоставления:

  • 1. Льготные режимы налогообложения - режимы, создающие более выгодные условия налогообложения группам налогоплательщиков, отвечающим определенным критериям, видам экономической деятельности или территориальным образованиям.
  • 2. Освобождения -- льготы, позволяющие определенным категориям налогоплательщиков частично или полностью освободиться от налогообложения. Примером налога с освобождением от уплаты является НДС, где предусмотрена льгота в отношении лиц, сумма выручки которых за 3 предшествующих последовательных месяца не превысила в совокупности 2 млн. рублей.
  • 3. Изъятия -- это льготы, выводящие из-под налогообложения определенные элементы объекта налогообложения. В качестве примера может служить, что освобождение от НДС операций по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них является льготой, призванной стимулировать рынок жилья. Изъятия встречаются практически в любом налоге, однако не все из них можно считать льготами.
  • 4. Вычеты -- это льготы, согласно которым в определенных случаях налогоплательщик может уменьшать налоговую базу. Основанием для вычетов могут служить документально подтвержденные расходы, уменьшающих налоговую базу, или установление заранее известного размера, не требующего расходного подтверждения, в отношении определенных групп налогоплательщиков. Вычеты могут быть также лимитированными (принимаемыми в установленных пределах) и нелимитированными (принимаемыми без ограничения). Стоит заметить, что не все вычеты из налоговой базы могут считаться льготами.
  • 5. Скидки -- это льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Например, допускается частичное уменьшение ставки госпошлины, по налогам на имущество, на прибыль организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков. Льготы также устанавливаются по отдельным элементам объектов налогообложения, которые социально важны для общества. Например, пониженная 10%-ная ставка по НДС применяется в отношении реализации товаров первой необходимости. Скидки могут быть стандартными и нестандартными. Стандартные льготы предоставляются всем без исключения налогоплательщикам, выражаются в твердой сумме или в процентах от полученного дохода. Виды стандартных скидок: базисные скидки (необлагаемый минимум), семейные скидки, скидки для лиц, имеющих несовершеннолетних, учащихся и проживающих на иждивении. Нестандартные налоговые скидки - это налоговые льготы, величина которых зависит от суммы фактически произведенных налогоплательщиком расходов. Например, по налогам на прибыль и доходы налогоплательщик может уменьшить налогооблагаемую прибыль, на сумму произведенных им расходов на благотворительные цели.
  • 6. Льготы, позволяющие в установленном законом порядке получать преимущества по изменению сроков уплаты налога. Здесь выделяют несколько форм: отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы.
  • 6.1. Отсрочка - это перенос налоговыми органами срока уплаты налога при наличии требуемых оснований с последующим единовременным погашением суммы задолженности.
  • 6.2. Рассрочка - это перенос налоговыми органами срока уплаты налога при наличии требуемых оснований с поэтапным погашением, то есть разбиение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1. Причинения налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия или техногенной катастрофы.
  • 2. Задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа.
  • 3. Если единовременная выплата налога грозит налогоплательщику банкротством.
  • 4. Если имущественное положение физического лица не позволяет ему единовременно выплатить налог.
  • 5. Если производство или реализация товаров носит сезонный характер.
  • 6.3. Налоговый кредит - это изменение срока уплаты налога на срок от 3-х месяцев до одного года при наличии требуемых оснований. Кредит в отличие от отсрочки предусматривает договорную основу с налогоплательщиком, возможными сроками переноса, особый порядок погашения суммы задолженности и в некоторых случаях повышенную процентную ставку.
  • 6.4. Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит -- это изменение срока уплаты налога при наличии требуемых оснований, благодаря которому налогоплательщик может в течение фиксированного срока и в определенных пределах сокращать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль предприятий, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на основании:

  • 1. Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства.
  • 2. Осуществление предприятием инновационной деятельности.
  • 3. Выполнение этой организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, в отличие от скидки и изъятий, подразумевает непосредственное и адресное стимулирование налогоплательщиков.

В зависимости от оснований предоставления отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут быть беспроцентными. В инвестиционном налоговом кредите всегда начисляются проценты. Они являются льготами в том случае, когда процентные ставки за пользование этими льготам ниже рыночных.

6.5. Налоговые каникулы -- льгота, в соответствии с которой налогоплательщик полностью освобождается от уплаты налога на определенный законом срок.

На практике классификация позволяет анализировать состояние налоговой системы на предмет перегруженности льготами, осуществлять различные оценки по группам льгот в сопоставлении с динамикой социально-экономических показателей.

Классификация льгот по принадлежности к уровню управления тесно связана с аналогичной классификацией налогов, так как по федеральным, региональным и местным налогам предусматриваются права соответствующих уровней правления по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Данная классификация льгот имеет совершенно другое целевое предназначение. Она крайне важна для анализа и сопоставления льгот, с экономической направленностью, призванных стимулировать определенные формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных поддержать малообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан.