Основные социально экономические показатели и их характеристика. Социально-экономическая статистика

Социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов зависят от большого количества факторов, о динамике которых органы официальной статистики приводят ежегодные отчеты. Ряд показателей отражают состояние социальной сферы, уровень жизни населения и дают возможность определить достигнутый уровень социально-экономического развития (валовой региональный продукт, доходы и расходы консолидированных бюджетов, инвестиции в основной капитал, среднедушевые денежные доходы, уровень безработицы и т. п.). Другие дают более детальное представление о тех же сферах, уточняя конкретные процессы (число посещений музеев, площади сельхозугодий и пашни, число амбулаторно-поликлинических учреждений, выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений и т. п.).

Объективную количественную оценку социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени дают комплексные показатели, учитывающие одновременное влияние ряда показателей социально-экономического развития. При этом основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач на основе имеющегося потенциала и источников экономического роста, а также эффективности мер по реализации региональной политики.

Источниками информации является годовая статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики РФ, статистики федеральных ведомств: Министерства связи РФ, Министерства финансов РФ, Министерства природы РФ, Федерального казначейства и Центрального банка РФ, материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации являются:

  • валовой региональный продукт на душу населения;
  • объем инвестиций в основной капитал надушу населения;
  • объем внешнеторгового оборота надушу населения;
  • финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
  • доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
  • уровень зарегистрированной безработицы;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
  • суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
  • основные фонды отраслей экономики надушу населения;
  • коэффициент плотности автомобильных дорог;
  • показатели уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Показатели социально-экономического развития регионов отражаются в ежегодном мониторинге «Об итогах социально- экономического развития Российской Федерации», проводимом Министерством экономического развития РФ. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. В разделе мониторинга «Региональное развитие» проводится анализ и оценка следующих показателей:

промышленного производства. Приводятся перечень федеральных округов и субъектов Российской Федерации, где за отчетный период наблюдается его рост или сокращение;

объема производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, в том числе сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, населением;

объема строительных работ , в том числе его роста / снижения по регионам, а также состояния по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

оборота розничной торговли , в том числе его структуры, увеличения / снижения по федеральным округам и субъектам;

объема платных услуг населению ,

индекса потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары;

стоимости условного (.минимального ) набора продуктов питания

реальных денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации;

среднедушевых денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации; анализа бюджетной системы РФ;

уровня регистрируемой безработицы, в том числе субъектов с минимальным и максимальным значением;

суммарной задолженности по заработной плате; демографической сферы в регионах.

В целом оценка данных показателей дает представление о тенденциях регионального развития страны и используется в аналитических записках и отчетах на разных уровнях государственной власти.

Комплексная оценка региональных социально-экономических показателей используется при прогнозировании развития страны и регионов на долгосрочный период. Так, Правительством РФ утверждено постановление от 11.11.2015 № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период». Этим постановлением утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

В пункте 37 раздела III «Разработка долгосрочного прогноза» отмечено, что Министерство экономического развития РФ включает в состав долгосрочного прогноза ряд показателей и характеристик, среди которых приводятся основные показатели регионального развития на долгосрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании).

В целях типизации регионов, которая отражает политику регионального развития, выделяются основные составляющие или блоки показателей:

  • социально-экономическое развитие региона;
  • инвестиционная привлекательность региона;
  • инновационное развитие экономики региона.

Показатели, включенные в данные три блока, в отличие от

других рейтингов регионов, в максимально возможной мере охватывают ключевые сферы экономики и социальной жизни регионов прежде всего с позиции готовности их хозяйственных комплексов к инновационному пути развития. Они доступны на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из них является индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный в рамках Программы развития ООН. Он отражает основные характеристики человеческого потенциала территории и является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 г.

Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • 2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
  • 3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США).

Российская Федерация в рейтинге 2015 г. занимает 50 место с ИЧР 0,798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 70,1 лет, средняя продолжительность получения образования - 14,7 лет, валовой национальный доход на душу населения -22 352 дол. в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142,5 млн человек. В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Следует также учитывать, что нынешние показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем не менее Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Южная Африка - 116, Индия - 130.

Показатели социально-экономического развития региона используются в ходе анализа неравномерности социально-экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Большое значение имеет то, насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет скрытых потенциальных резервов. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Российские рейтинговые агентства («РИА „Рейтинг 44 », «Эксперт РА», «Профиль» и др.) на основе анализа агрегирования ключевых показателей регионального развития, формируют позиции регионов на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая очень неравномерна.

Так, рейтинговое агентство «РИА „Рейтинг 44 » определяет позиции регионов на основе рейтинга социально-экономического положения регионов, который строится на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов.

Показатели масштаба экономики: объем производства товаров и услуг, объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике.

Показатели эффективности экономики: объем производства товаров и услуг на одного жителя, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Показатели бюджетной сферы: доходы консолидированного бюджета на одного жителя, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, дефицит бюджета к налоговым и неналоговым доходам.

Показатели социальной сферы: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» анализирует конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность регионов на основе разработанной методики. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск - из шести частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.

В ходе исследования эксперты дают ретроспективу российских регионов по итогам года. По итогам анализа социально- экономического положения регионов агентство выделяет «узкие места» и новые факторы роста экономики. Например, по итогам 2014 г. отмечено, что годом ранее одним из сдерживающих факторов являлись издержки, существенно превышающие европейский уровень. Но резкое обесценение национальной валюты радикально изменило ситуацию. Резкая девальвация рубля дает новые стимулы для развития экономики страны, делая ее вполне конкурентоспособной с точки зрения издержек производства. В 2014 году российские тарифы намного снизились. Такая же или близкая к ней ситуация складывается и по другим видам затрат. Основное резюме за 2014 г. состоит в том, что в отсутствие внешних драйверов главным фактором минимизации рисков становится качество управления регионом. От профессионализма властей зависит эффективность использования таких новых шансов для развития, как девальвации рубля и санкции.

Таким образом, показатели социально-экономического развития региона, используемые в ходе анализа, оценки и прогнозирования экономики, повышают возможность информационной прозрачности субъектов Российской Федерации, а также дают возможность реализовать востребованность информации со стороны потенциальных инвесторов, власти и бизнеса о реальном положении дел в регионах и перспективах роста.

Социально-экономическое развитие регионов является центральной функцией органов власти, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Методика комплексной оценки социально-экономического развития была разработана Министерством экономического развития Российской Федерации и апробирована путем оценки экономического рейтинга регионов РФ в 1998-2002 гг. Ее основной целью является определение возможности решения долгосрочных и текущих задач экономического и социального развития на основе экономического роста и мер, которые предпринимаются Правительством страны по реализации социально-экономической политики .

К базовым индикаторам комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов Минэкономразвия отнесло следующие:

1. Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении;

4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях;

6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению);

7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения;

9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

10. Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения;

11. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэф. Энгеля);

12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

  • обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);
  • выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);
  • обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);
  • обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения);

Кроме базовых индикаторов для оценки развития регионов применяется целая система индикаторов, которые делятся на различные группы по своей направленности. Так выделяются экономические, социальные, экологические, демографические, ресурсные индикаторы .

Экономические индикаторы включают такие показатели, как экономический потенциал региона и его использование, объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность и другие. К социальным индикаторам относят динамику номинальных и реальных доходов; структуру доходов и расходов; уровень безработицы и занятости в регионе; уровень развития инфраструктуры и т.д. В составе экологических индикаторов выделяются антропогенная нагрузка на территорию, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, состояние запасов сточных вод и др .

Следующий вид, демографические индикаторы состоят из следующих показателей: данные о количестве городского и сельского населения, о трудоспособном населении, возрастной структуре, уровне образования, плотности населения и прочее.

По нашему мнению, данная методика комплексной оценки начинает терять свою актуальность в связи с новыми тенденциями в экономическом пространстве. Одной из таких тенденций является создание национальной инновационной системы. В связи с этим в состав комплексной оценки социально-экономического развития регионов РФ необходимо включить еще одну группу, а именно инновационные индикаторы .

К группе инновационных индикаторов мы относим следующие:

  • доля выпускников высших и средних учебных учреждений;
  • доля экономически активного населения в инновационной сфере;
  • инновационная активность организаций;
  • удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
  • удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности .

Таким образом, по нашему мнению, данные индикаторы позволят сделать наиболее объективную оценку социально-экономического развития регионов Российской Федерации с учетом инновационных индикаторов.

Литература:

1. Воронцова И.Н. Консультирование по вопросу определения стратегии развития региона / И.Н. Воронцова // Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции «Проблемы управленческого консультирования – 2004». – Воронеж, 2004. – С. 34-39;

2. Методология проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения в условиях неустойчивого социально-экономического развития региона // Л.В. Овешникова, Л.А. Михейкина / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; Режим доступа:www.science-education.ru/121-18170(дата обращения: 02.04.2015);

3. Михейкина, Л.А. Инновационное развитие как фактор успешного социально - экономического развития территорий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – № 4. – 20-25;

4. Сибирская Е.В. Системность регионального развития [Текст] / Е.В. Сибирская, Н.Н. Авакумова, О.А. Старцева // Регионология. – 2009. – № 3. – С. 4-11;

5. Строева, О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем [Текст] О.А. Строева // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124.

Введение

Анализ микроиндикаторов социально-экономического развития России

Список использованных источников

Введение

С целью анализа макроиндикаторов социально-экономического развития России были взяты следующие экономические и социальные показатели.

Экономические показатели: ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства; промышленное производство - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли; инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги; федеральный бюджет - то ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы); цена нефти; экспорт и импорт - вывезенные и ввезенные товары и услуги в страну; золотовалютные резервы - внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей; денежная масса - совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство; курс доллара; внешний долг РФ - обязательства, возникающие в иностранной валюте и др.

Социальные показатели:

Среднедушевой денежный доход, оплата труда наемных работников (включая скрытую), среднедушевой прожиточный минимум, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня, общий уровень безработицы (по методологии МОТ).

АНАЛИЗ МАКРОИНДИКАТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Рассмотрим динамику макроиндикаторов экономического развития России, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Экономические показатели

Показатель

Ед. изм.

млрд. руб.

% к пред.пер.

Промышленное производство

% к соотв. пер. пред.года

Инвестиции в основной капитал

% к соотв. пер. пред.года

Реальные доходы населения

% к соотв. пер. пред.года

Инфляция

% к пред.пер.

Безработица

% экон. актив. нас.

Федеральный бюджет

млрд. руб.

профицит

млрд. руб.

Стабилизационный фонд

млрд. руб.

Резервный фонд

млрд. руб.

Фонд национального благосостояния

млрд. руб.

Цена нефти Urals

долл./барр.

млрд. долл.

млрд. долл.

Золотовалютные резервы

млрд. долл.

мес. импорта

Денежная масса M2

% к соотв. пер. пред.года

Обменный курс (средний за период)

Индекс реального курса рубля к доллару

% к пред.пер.

дек 1997 г. = 100%

Внешний долг РФ

млрд. долл.

На основании данных табл. 1 можно сделать вывод, что ВВП России с 2005 г. по 2008 г. имел тенденцию к росту. В кризисный 2009 г. ВВП страны снизился на 7,8%, но в 2010 г. показатель ВВП снова вырос (рис. 1).

Рис. 1. Динамика ВВП России в период 2005-2010 гг., млрд.руб.

Если проследить показатели промышленного производства и инвестиций в основной капитал, то эти показатели в 2009 кризисном году также резко снизились. Промышленное производство снизилось на 9,3%, инвестиции на 16,2%.


Рис. 2. Темп роста инфляции в период 2005-2010 гг., %

На рис. 2 представлено изменение инфляции в период 2005-2010 гг. Можно проследить снижение темпа роста инфляции в 2009 г. и сохранение уровня инфляции в 2010 г.

Анализ показателей федерального бюджета (рис. 3) показывает, что профицит бюджета в 2009 кризисном году имел отрицательное значение 2427 млрд.руб., в 2010 г. профицит бюджета также был отрицательного значения - 2585 млрд.руб.


Рис. 3. Динамика показателей Федерального бюджета

Анализ стабилизационного, резервного фонда и фонда национального благосостояния показывает, что стабилизационный фонд создавался до 2007 г., а в 2008 году был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В 2009 и 2010 гг. замечено резкое снижение показателей резервного фонда, это также связано с мировым финансовым кризисом.


Рис. 4. Цена нефти 2005-2010 гг., долл./барр.

Динамика цен на нефть (рис. 4) показывает, что в 2008 г. цена на нефть достигла максимума за последние 6 лет (94,8 долл./барр.), а в 2009 г. в период кризиса цена снизилась до 60,4 долл./барр. В 2010 г. цена на нефть выросла 77,9 долл./барр.


Рис. 5. Импорт и экспорт в период 2005-2010 гг., млрд. долл.

Анализ импорта и экспорта показал, что до 2008 года экспорт и импорт имели тенденцию к росту, а в 2009 г. экспорт и импорт резко снизились, но в 2010 году эти показатели практически вернулись на уровень 2008 года.

Золотовалютные резервы страны возрастают. Курс доллара также в период кризиса вырос, но постепенно стабилизируется на уровне 30 руб. за долл.


Рис. 6. Динамика внешнего долга России, млрд. долл.

Анализ внешнего долга России показывает, что в последние годы (2007-2010 гг.) внешний долг России колеблется в рамках 460 - 480 млрд.долл. Таким образом, можно сделать вывод, что внешний долг России остается стабильно высоким.

Проанализируем социальные показатели России (табл. 2).

Таблица 2

Социальные показатели

Показатель

Среднедушевой денежный доход

рублей в месяц

% к пред. Периоду

Оплата труда наемных работников (включая скрытую)

млрд. руб.

% к пред. Периоду

Среднедушевой прожиточный минимум

рублей в месяц

% к пред. Периоду

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня

млн. человек на конец периода

в % к общей численности населения

Общий уровень безработицы (по методологии МОТ)

млн. человек в среднем за период

в % к экономически активному населению

% к пред. Периоду


Рис. 7. Среднедушевой прожиточный доход и прожиточный минимум населения России в месяц, руб.

Анализ среднедушевого дохода населения и и среднедушевого прожиточного минимума показывает, что среднедушевой доход имеет тенденцию к росту, как и среднедушевой прожиточный минимум.


Рис. 8. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимум, млн. чел.

Но точность таких расчетов можно поставить под сомнение, т.к. средняя зарплата рассчитывается исходя из очень высоких и очень низких зарплат и не учитываются особенности регионов. Оплата труда (включая скрытую также имеет тенденцию к росту.

Анализ численности населения с доходами ниже прожиточного минимума показал (рис.8), что последние три года (2008-2010) этот показатель не меняется и остается на уровне 18,5 млн. чел. На мой взгляд, это очень большое количество людей, которые не дотягивают до прожиточного минимума, а прожиточный минимум очень низкий (рис. 7).

Анализ безработицы (рис. 9) показывает, что уровень безработицы значительно вырос в 2009 г. В 2010 г. уровень безработицы снизился, но остается достаточно высоким (5,6 млн. чел.).


Рис. 9. Анализ динамики безработицы в России

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что макроиндикаторы социально-экономического развития России (такие как ВВП, промышленность, бюджет, экспорт, импорт и др.) при тенденции к росту в период с 2005-2008 гг. в момент кризиса 2009 г. сильно понизились, а в 2010 г. пока еще не вышли на докризисный уровень 2007 г., хотя тенденция к росту наметилась.

При этом в период 2009 года выросли показатели безработицы и внешнего долга России.

Список использованных источников

  1. Банк России: http://www.cbr.ru/
  2. Официальный сайт Госкомстата: http://www.gks.ru/
  3. Министерство финансов РФ: http://www.minfin.ru/
  4. Институт комплексных стратегических исследований, аналитическая серия: http://www.icss.ac.ru/anseries/

Для чего нужен? Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социально-экономической статистике используется система показателей. Статистический показатель является важнейшей категорией социально-экономической статистики . Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием, применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель - количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания. Например: показатели объема ВВП; реальных располагаемых денежных доходов; объема платных услуг; средней продолжительности жизни населения; индекс потребительских цен на товары и услуги. Поскольку социально-экономическая статистика изучает явления общественной жизни, в конкретных условиях места и времени, то всякий статистический показатель в виде конкретного числа содержит в свете пространственную и временную определенность. Например: численность населения Казахстана на 1 января 1999 года составляла 15,6 млн.чел.

Здесь численность населения - качественная определенность показателя: Казахстан - пространственная определенность. На 1 января 1999г. - временная определенность, 15,6 млн.чел. - количественная определенность.

Таким образом, показатель в социально-экономической статистике - это обобщение количественная характеристика качественно определенного социально-экономического явления.

Статистический показатель может относиться : к отдельному явлению (объекту), например к отдельному промышленному предприятий; к группе объектов одного и того же вида, например к совокупности предприятий определенной отрасли; ко всей совокупности явлений, например ко всему хозяйству страны.

В соответствии с этим показатели подразделяются на индивидуальные, групповые (частные) и общие. Последние две категории называют сводными показателями.

Показатели, относящиеся к части территории страны, называют региональными (или территориальными); показатели, относящиеся к отдельным отраслям хозяйства, - отраслевыми; а показатели, относящиеся к хозяйству в целом, - совокупными по стране.

Статистические показатели выражаются в форме абсолютных, относительных и средних величин.

Система показателей имеет иерархическую структуру . На вершине это системы находится блок наиболее общих макро-экономических показателей - СНС, состоящая из подсистем, каждая из которых представляет собой более подробную характеристику тех или иных аспектов экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны с другими блоками экономической статистики, что позволяет проводить более глубокий анализ по целому ряду направлений.

23. Предмет, метод и задачи сэс. Организация статистики в России.

Социально-экономическая статистика (СЭС)- самостоятельная отрасль знаний и практической деятельности, изучает количественную сторону различных массовых экономических явлений и процессов общественной жизни с учетом их качественной стороны.

Предмет социально-экономической статистики

рассматривает производство, распределение и потребление материальных благ и услуг, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.

Методы, применяемые в социально-экономической статистике

широко используются положения общей теории статистики, касающиеся методов исчисления индексов, обобщающих показателей.

системный подход предполагает разработку для изучения экономики системы показателей, которая охватывает основные виды экономической деятельности

Задачи социально-экономической статистики:

    предоставление сведений, государственным органам управления для принятия соответствующих решений

    информирование всех заинтересованных лиц о состоянии экономики государства.

    анализ государственного бюджета, исследование его структуры,

    исследование факторов, влияющих на норму сбережений..

    анализ деятельности денежного и фондового рынков и их воздействия на становление различных макроэкономических показателей.

    Наблюдение за состоянием окружающей среды,которые должны осуществлять контроль за истощением запасов природных ископаемых и предоставлять необходимую информацию о состоянии природных

В систему статистической информации входят сведения о:

    структура и развитие экономических ресурсов страны;

    численность населения,

    темпы экономического роста;

    распределение доходов;

    занятость и безработица и факторы, влияющие на них;

    динамика уровня жизни населения,

    инвестиционный процесс,

    финансовые операции,

    фондовый рынок;

    состояние окружающей среды.

Организация статистики в России

Статистической работой в России занимаются специальные государственные статистические органы, которые образуют единую систему - Статистическим комитетом выполняет ряд важных функций: разрабатывает единую статистическую методологию для стран - участников СНГ; организует обучение кадров; проводит семинары и другие мероприятия, организует сбор, обработку и представление научно обоснованной статистической информации, необходимой для осуществления государственного и хозяйственного руководства экономическим и социальным развитием страны.также совершенствование теории и практики международных статистических сопоставлений, анализ результатов выполнения комплексных программ экономической интеграции и научно-технического прогресса 24 Система показателей Социально-экономической статистик и

В социально-экономической статистике используются следующие показатели:

    показатели динамики цен;

    объема и себестоимости произведенной продукции;

    численности и состава населения;

    уровня жизни населения;

    доходов и расходов населения;

    трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

    производительности и оплаты труда;

    наличия основных и оборотных фондов;

    макроэкономические показатели.

предметом социально-экономической статистики является изучение социально-экономических показателей в конкретных условиях места и времени, анализ их динамики и важнейших взаимосвязей.

Система статистических показателей – это совокупность взаимосвязанных статистических показателей, имеющая одноуровневую и многоуровневую структуру и нацеленная на решение конкретной статистической задачи.

Система показателей экономической статистики имеет следующие особенности:

    меняются условия жизни населения, общества – меняются и статистические показатели определенной экономической системы;

    совокупность методов расчета статистических показателей постоянно совершенствуется.

классификация видов статистических показателей:

1)По охвату отдельных единиц совокупности:

    индивидуальные статистические показатели , характеризующие отдельную единицу статистической совокупности;

    сводные статистические показатели , объемные статистические показатели, и характеризующие совокупный объем признака;

    расчетные статистические показатели , предназначенные для решения всевозможных аналитических вопросов.

2)По временному фактору:

    моментные статистические показатели, являются установленными и фиксированными на определенную дату;

    интервальные статистические показатели, которые являются установленными в определенном периоде времени.

3)По форме формулировки:

    абсолютные показатели , характеризующие величины экономических явлений и процессов,

    относительные показатели , показывающие равновесие между количественными характеристиками экономических процессов и явлений

    средний статистический показатель – это обобщенная количественная характеристика свойства в статистической совокупности, в определенных обстоятельствах, а также в конкретных условиях места и времени.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.

Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН . Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.

При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона.

Среди них:

Национальный доход на душу населения;

Уровень потребления отдельных материальных благ;

Степень дифференциации доходов;

Продолжительность жизни;

Уровень физического здоровья;

Уровень образования;

Степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.


В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы. Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития.

Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

Привлечение новых видов бизнеса;

Расширение существующего бизнеса;

Развитие малого бизнеса;

Развитие центра города;

Развитие промышленности;

Развитие сферы услуг;

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы.

Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов.

На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

Уровень образования;

Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

Состояние окружающей среды;

Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

Обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.