Эссе по обществознанию (экономика). Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства

Налоги – это цена, которую мы платим за возможность, жить в цивилизованном обществе.

(Оливер У. Холмс американский писатель)

Введение

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне и ее реализация на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее многочисленных территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечивать финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации. В настоящее время Россия вступила в новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Причина эта кроется не только в отсутствии достаточной и стабильной финансовой базы, но (и это главное)- в отсутствии целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства. Необходима дальнейшая разработка механизмов реализации таких приоритетных направлений бюджетного реформирования, как реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов, переориентация бюджетных отношений на их построение на основе «расходной концепции», реструктуризация и оптимизация

________________________________________________________________

Финансы и кредит: Учебник/ А.Ю. Козак и др. Под редак. А.Ю. Козака. Екатеринбург: МП «ПИПП» 1998 г.

доходной части бюджетов, совершенствование бюджетного устройства, бюджетных процедур и управления бюджетным процессом, построение эффективной системы межбюджетных отношений на основе развития российского бюджетного федерализма. Основу современного российского бюджетно-налогового права составляют Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Сущность, функции и роль финансовой категории бюджета реализуются в сфере практических действий и деятельности государства по предоставлению общественных благ, связанной с функционированием бюджетных отношений: как бюджетно-налоговое право, бюджетный процесс, бюджетная система, бюджетный механизм и бюджетная политика. Из понятия бюджетное право фактически выпадает такая его составная часть, как налоговое право. Без него бюджетное право будет неработающим - доходные источники можно распределить по звеньям бюджетной системы, но сам процесс реального исполнения бюджета по доходам регламентируется налоговым правом. Для эффективного управления системой бюджетных отношений на всех уровнях государственной власти необходим четкий и отлаженный бюджетный механизм. По эффективности бюджетного механизма можно судить о степени соответствия принятой бюджетной концепции сложившимся социально – экономическим реалиям, и наоборот. Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъем социальной сферы страны. Через главные бюджетные показатели – можно определить насколько бюджетно-налоговая политика эффективна и оптимальна. Государство, как известно, для реализации своих функций (оборонной, экономической, социальной и др.) использует бюджет, от которого во многом зависит, как будут реализованы названные функции. Но бюджетная система России отражает противоречивый характер социально-экономического развития страны. С одной стороны, низкий уровень количества и качества предоставляемых государством социальных благ. С другой стороны, острая

Макрушин А.В. Барулин С.В. Налоговая политика современной России: оценка и приоритеты развития. Бюджетная система РФ: Учеб./ М.В.Романовский и др.

необходимость развития приоритетных отраслей экономики, активизации инвестиционной деятельности предполагает проведение политики ослабления государственного вмешательства в рыночную экономику, существенное снижение налогового бремени и возможность получения сопутствующих этому временных потерь доходных источников органами власти. Возникает вопрос у российских экономистов: какую политику выбрать и проводить, какая из них более эффективна? Есть ли какой-то иной, более эффективный вариант бюджетной политики?

Наука о бюджетной политике должна опираться, прежде всего на научные разработки по вопросам:

· теории финансов и государственного финансового хозяйства,

· бюджета и бюджетной системы,

· налогов и расходов государственного финансового хозяйства,

· налогов и расходов государства,

· управления и организации бюджетно-налоговых отношений.

Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. Управление бюджетной системой осуществляется через бюджетный механизм и его элементы: бюджетное планирование организации, бюджетное регулирование и контроль. Большое внимание в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, как и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ, отводится вопросам совершенствования межбюджетных отношений соответственно на федеральном уровне. В Российской Федерации идет активный процесс по укреплению бюджетного федерализма. Но это процесс длительный и сложный.

В своей работе я хотела бы рассмотреть, насколько эффективно выполняется

__________________________________________________________________

Николаев И., Шульга И., Артемьева С., Калинин А. Экономика льгот// Общество и экономика. 2003. Приведение налоговой системы в соответствии с новыми потребностями социально-экономического развития страны.

бюджетом свое функциональное предназначение, насколько полно и качественно удовлетворяются коллективные потребности в общественных благах. Насколько эффективна бюджетно-налоговая политика российского государства?

ГЛАВА I. Экскурс в историю отечественной финансовой мысли.

Прежде чем я хотела перейти непосредственно к рассмотрению экономического содержания бюджета и организации бюджетных отношений, хотелось бы сказать, что никакая экономическая система не рождается из ничего, т.е. имеет свою историю.

Опираясь на труды известных в этой области специалистов, в частности Б.М.Сабанти, который справедливо заметил, что «многие проблемы финансовой науки и практики, ответы на которые мы сейчас пытаемся найти в современных западных теориях, уже были поставлены и решены отечественными учеными, достижения и работы которых в настоящее время незаслуженно забыты».

Первые из известных сочинений по финансовым вопросам появились в России во времена Ивана Грозного. Их автором бал некий И.С. Пересветов, который занимался разработкой рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил царь.

Интересные идеи высказал по финансовым вопросам автор первой русской истории и географии, управляющий казенными заводами на Урале с 1734 по 1737 г. В.Н. Татищев. Его идеи сводились к тому, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля при паритете более выгодного государству вывоза продуктов обрабатывающей промышленности по сравнению с вывозом сырья. Для этого он предполагал установить высокие пошлины на экспортируемое сырье, а также учредить банк для предоставления купечеству кредита.

Следует назвать еще одного известного экономиста 18 века, оказавшего

_________________________________________________________________________

Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России.М.: Госфиниздат, 1954.

большое влияние на финансовую политику и развитие налоговой системы России,-

А.Л. Ордын-Нащокина. Поскольку в то время отсутствовали собственные источники серебра и золота, он обосновал необходимость установления контроля за внешней торговлей и движением серебряных и золотых запасов. В этой же связи им был разработан и порядок взимания таможенных пошлин. Кроме того, он впервые в отечественной теории и практике разработал проект организации государственного кредита («земская изба»), который с выгодой для казны должен был заменить ростовщический кредит.

Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в России оказал и граф П.И. Шувалов, который в 1740- 1750 г. Подал правительству более 20 проектов по финансам, экономике, управлению. Другой декабрист – Орлов М.Ф. в 1832 г. Пишет работу «О государственном кредите». В 1841 году публикуется сочинение И. Горлова «Теория финансов», где речь уже идет не об отдельных формах налогообложения, а о своей финансовой системе, а также дается определение науки о финансах.

Наиболее видным экономистом того времени был А.И. Буковецкий. Он справедливо отмечал: « В финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хозяйство не может истратить больше, чем у него доходов».

Таким образом я хотела бы сделать обобщающие результаты сущности категории финансов отечественными экономистами тех лет прежде всего они заметили, сделали определенную стереотипность подходов, выражающуюся в поиске отличительных черт, границ действия финансов, денег и других стоимостных категорий, финансовых и денежных отношений, финансовых и денежных ресурсов. Их ресурсный подход к пониманию финансов заслуживает внимания хотя бы по той

___________________________________________________

Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. М., 1929. С. 15. При этом под пониманием финансовым хозяйством он понимал только государственные финансы, отвергая саму возможность существования частного финансового хозяйства.

причине что он более соответствует реалиям современной экономики, в их теориях стоят подходы, непосредственно связывающие сущность финансов с движением финансовых ресурсов.

ГЛАВА II. Бюджет и его устройство.

Работай усердно и честно плати налоги. Тысячи трудящихся в госаппарате рассчитывают на тебя.

1.1. Структура бюджетной системы РФ.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи функций государства и местного самоуправления.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Правительство, издавая законы и устаналивая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло.

И.Бентам, английский философ, социолог, юрист.

Структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты органов местного самоуправления (районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

Местные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящее в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым

__________________________________________________________

Канд. Эконом. Наук доц. Загвоздкина В.Н. В учебнике дает представление об основах налогообложения, о налоговой системе России.

планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

1.2. Источники государственного бюджета.

Государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализация социальной политики на территории всей России. За счет государственного бюджета содержаться армия, полиция, значительная часть здравоохранения. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности предприятия, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Источниками государственного бюджета являются:

Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль корпораций и НДС.

______________________________________________________________

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов, б) неналоговых доходов, в)безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и зарубежных правительств, г) доходов от предприним. и иной приносящей доход деятельности.

Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигации казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %.

Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в условиях превышения расходов над доходами.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом ».

Его возникновение обуславливается многими причинами: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возникновения затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. Дефицитный бюджет составляет от 10 до 30 %. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремиться «разгрузить» бюджет. «Разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются НК и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны. Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он ________________________________________________________________

Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под. Ред. И.В. Горского. Финансы и статистика, 2003. С 11. Местный бюджет – форма образования и расходования ден. Средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств.

включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории

административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть

местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий, дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные бюджеты своими доходами и расходами в государственный бюджет не входят. Они самостоятельно составляются, утверждаются и исполняются местными органами власти. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Они отдают землю в аренду, иногда продают ее, предоставляют населению возможность пользоваться за определенную плату муниципальными бассейнами, дорогами. В доходную часть бюджета поступают также штрафы, судебные пошлины, различные сборы (на уборку улиц, содержание кладбищ, и др.). Значительный процент в бюджет составляет плата за коммунальные услуги и за проезд в городском транспорте.

Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только в выполнении местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий или субвенций. Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляет от 20 до 40 %. Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40 % доходов, местные власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства.

_____________________________________________________________________________

СУБВЕНЦИЯ – это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности, например, строительство моста, здания школы.

В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

Наряду с налоговыми и не налоговыми поступлениями, дотациями государства, местные органы власти в целях пополнения своего бюджета прибегают к займам. Используются они, как правило, для финансирования капитальных вложений в местную экономику. Основной формой займов является выпуск «муниципальных облигаций», реализуемых на рынке ценных бумаг вместе с правительственными.

Я хотела бы отметить, что без сбора налогов не существовал бы бюджет страны.

ГЛАВА III. Классификация налогов РФ.

1.1. Виды налогов и сборов.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства Юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще всего вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, пошлины, и другие обязательные платежи определяет Закон РФ. К понятию другие платежи относятся такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Панков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. Финансы и статистика, 2005. С.16

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ.

Федеральные

1.Налог на добавленную стоимость

2.Акцизы на отдельные виды товаров (услуг).

3.Налог на прибыль (доход) организаций

4.Налог на доходы от капитала

5.Налог на доходы физических лиц.

6. Единый социальный налог.

7.Государственная пошлина

8. Пошлины и таможенные сборы

9. Налог на пользование недрами

10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

13.Лесной налог

14. Водный налог

15.Экологический налог

16. Федеральные лицензионные сборы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.

1.Налог на имущество предприятий

2.Налог на недвижимость

3.Налог транспортный

4.Налог дорожный

5.Налог на игорный бизнес

6.Региональные лицензионные сборы

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ.

1.Налог земельный

2.Налог на имущество физических лиц

4.Налог на наследование или дарение

5.Местные лицензионные налоги

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя. Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные налоги», «таможенные пошлины».

Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички…..), а также коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.

Фискальные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Например, еще с петровских времен существует в России монополия на производство спиртных напитков. Практически всегда объектом государственной монополии в России было также производство и продажа изделий из меха и золота, пользовавшихся спросом на внешнем, и внутреннем рынке. Фискальная функция налогов состоит из формирования денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту и здоровье матери ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных налогов. НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем. Источником уплаты НДС являются средства, поступающие от покупателей продукции. В итоге его оплачивает конечный потребитель товара, т. е. население. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Что же такое добавленная стоимость? Однозначной трактовки это понятие не имеет. В самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов

______________________________________________________________________

Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Учеб. Пособие. Налоги и налогообложение. И.А.Майбуров.

или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги. Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя бюджет.

Рисунок. Ставки НДС на добавленную стоимость.

Таможенные пошлины - это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, пересекающие границы страны.

1.2 Принцип платежеспособности.

Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет (а именно туда идут налоги) должны те, кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Действительно, некоторые налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те, кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде всего владельцам автомобилей. В действительности же они выгодны всем хотя потому, что позволяют доставлять в регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров. Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные – для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемой каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т. е. за счет налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь все не так просто. С ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты питания и вещи. Это значит, что средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием без ропота будут платить в бюджет больше.

Налогоплательщик имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором он подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации без учета НДС не превысил 15 млн. руб, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период – не более 100 человек и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб. Размер налоговых ставок зависит от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка составляет 6 %. В том случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %.

Объектом налогообложения является вмененный ЕНВД, его исчисление зависит от вида предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. Ставка единого налога установлена в размере 15 % величины вмененного дохода.

Виды предпринимательской деятельности

Физический показатель

Базовая доходность, руб./мес.

Оказание бытовых услуг

Кол-во работников, чел.

Оказание ветеринарных услуг

Кол-во работников, чел.

Оказание услуг по ремонту, тех обслуж, мойка автотран. средств

Кол-во работников, чел

Платные автостоянки

Площадь стоянки, м

Розничная торговля, имеющим торговые залы

Площадь торгового зала, м

Розничная торговля, не имеющие торговые залы

Торговое место, ед

Оказание услуг общественного питания, имеющими залы обслуживания посетителей

Площадь зала обслуживания, м

Оказание услуг по временному размещению и проживанию

Площадь спального помещения,м

Кол-во автобусов, трамваев, троллейбусов, речных судов, ед

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.

ГЛАВА IV. Основы построения эффективной бюджетной системы.

Исследование бюджетных расходов и доходов было бы неполным без структурного анализа их системы в современной России по группам и видам.

Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не сможет сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Н.И. Тургенев, русский экономист.

1.1. Доходы бюджетов, бюджетное устройство.

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов; б) неналоговых

____________________________________________________________________

Таблица. Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.\

доходов; в) безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц,

международных организаций и зарубежных правительств, безвозмездных перечислений по взаимным расчетам; г) доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Структура источников формирования консолидирующего бюджета России представлена в таблице, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90 %).

СТРУКТУРА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРУЕМОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, %

(Доходы всего – 100%)

Источник: Российский статистический ежегодник, 2005. М., 2006.

Состав и структура доходов федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице за 2000-2003 гг (%).

Доходы по группам и видам

2000 2001 2002 2003

Среднее значение

Всего доходов в том числе:

1. Налоговые доходы – всего из них:

Налог на добавленную стоимость

Таможенные пошлины

Единый социальный налог

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

Подоходный налог с физических лиц

Налог на игорный бизнес

Лицензированные и регистрационные сборы

Налог на покупку иностранной валюты

Прочие налоги и сборы

Государственная пошлина

2.Неналоговые доходы – всего, из них:

Доходы от госуд. имущества деятельности государственных организаций

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы

3. Доходы целевых бюджетных фондов.

Подавляющую массу всех доходов составляют налоговые доходы в среднем за период за 2000-2003 гг. 91,5 %, из них наиболее крупными доходными источниками являются НДС- 38,4 %, таможенные пошлины – 16,7%, единый социальный налог – 14,2 %, акцизы – 12,7 %, налог на прибыль – 9,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 5,2 %. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов колеблется в среднем в размере 6%, дивиденды по акциям, принадлежащем государству – около 13 %, платежи государственных предприятий – 18 %, отчисления от прибыли Центробанка России – 11%, прочие поступления от имуществ – 5%.

Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально - экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено в основном на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий являются низкорентабельными. Но менее высоко налоговое давление на доходы населения, хотя формально оно представлено в виде ставки подоходного налога в размере 13 %. При этом никто не учитывает скрытую форму обложения доходов населения через косвенные налоги, носителем которых оно выступает (по под счетам около 70 % суммы косвенных налогов оплачивается домашними хозяйствами через различные цены, в которых налоговая составляющая колеблется в среднем в пределах 45-50 %. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70 %

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система Российской Федерации: О.В. Врублевская .

всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес

(традиционные косвенные налоги в виде НДС, акцизов, налог с продаж, таможенных пошлин; все налоги, которые относятся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и не зависящими от инфляции источниками доходов государства. Однако высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следственно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками косвенных налогов на бизнес становятся не только население и государственные учреждения, но и предприятия – производители (продавцы) в случае нарушения процесса реализации продукции и невозможности переложения налогов через цены на потребителей (товары могут вообще быть не проданы либо проданы по ценам, не возмещающим налоги).

Поэтому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий – производителей (продавцов), заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которых государство не получает вообще никаких налогов.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая инспекция напомнит.

Пьер Данинос, француский журналист.

1.2. Теневая экономика.

1.«Подпольная» экономика – предпринимательская и иная экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, но, однако она осуществляется в неконтролируемых государством формах в целях извлечения неконтролируемого дохода и уклонения от налоговых платежей.

2.«Фиктивная» (мошенническая) экономика –– предпринимательская и иная экономическая деятельность, сопряженная с различного рода обманами, мошенничеством (обман при получении кредитов и их использования, сбыт поддельных денежных знаков, валюты, ценных бумаг, кредитных и расчетных карт, фиктивное банкротство, ложная реклама, обман кредиторов и т.д.).

3.Криминальная («черная») экономика, ориентированная на удовлетворение деструктивных общественных потребностей (скупка краденного, торговля золотом, проституция и т.д.).

Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность экономики официальной, находящейся в глубоком кризисе, неэффективность налоговой и в целом фискальной политике государства. Но как я думаю, теневой бизнес есть и будет всегда в любой стране. Определенная часть предпринимателей готова легализовать свой бизнес, но при условии снижения налогового бремени до приемлемого уровня. В нашей стране запредельно высокое совокупное налоговое бремя на российских товаропроизводителей (в среднем более 50 коп. на 1 рубль выручки), несмотря на тенденцию снижения совокупной доли начисленных налогов в добавленной стоимости, она составляет сейчас не менее 32 % что, как минимум, на 5 % превышает оптимальный уровень налогового давления на российскую экономику (примерно 27 %). На чрезмерность налогового бремени указывают такие «симптомы», как низкий уровень фактической собираемости налогов, не снижающая высокая задолженность предприятий по налогам и сборам (в среднем 25 % к доходам консолидируемого бюджета), массовый уход бизнеса в теневую сферу, об истинных масштабах которой можно лишь догадываться. Существенное снижение налогового бремени, несомненно повысят доверие к Правительству, что позволит получить дополнительные неналоговые доходы от государственного имущества, выпуска государственных займов…

Формирование и распределение средств бюджета на всех уровнях бюджетной

системы – объемный и многоэтапный процесс, охватывающий социальную,

экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства.

Если обратиться к российскому историческому опыту в сферу управлени

бюджетной системой, то, например, в период существования СССР общее

управление финансовой системой, в том числе и бюджетной системой, было возложено на высшие органы государственной власти и государственного управления, которые разрабатывали и утверждали законы, постановления и другие документы о регулировании финансовых отношений, о государственном бюджете и его исполнении.

В настоящее время в субъектах Федерации управления использованием бюджетных средств возложено на территориальные финансовые органы. Субъектами предварительного контроля выступают органы государственной власти (в процессе составления, рассмотрения, утверждения и распределение лимитов и смет расходов) на региональном и местном уровнях. Я хотела бы привести утвержденные программы по Ростовскому областному бюджету на 2007г.

Утвержден областной бюджет на 2007 год по расходам в сумме 62070125,4 тыс рублей, по доходам в сумме 59426322,5 тыс. рублей.

Предусмотрены субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов на

____________________________________________________________________

Бекетова О.Н. Налоговое бремя и налоговые пределы в современной России/ в сборнике научных трудов: Финансовые проблемы переходной экономики. 2001 год.

исполнение расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов:

По проведению противопожарных мероприятий, приобретению и монтажу противопожарной сигнализации и разработке проектно - сметной документации на производство работ для муниципальных бюджетных образовательных учреждений;

По приобретению программного обеспечения и его сопровождению оплате услуг кредитных организаций по зачислению компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

На улучшение питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений из малоимущих семей.

Утверждены в составе расходов бюджета субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление расчетов с поставщиками услуг за предоставленные в декабре 2006 года меры социальной поддержки ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и членам семей, детям их многодетных семей, отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также бюджетные ассигнования на осуществление расчетов с поставщиками услуг за предоставленные в декабре 2006 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан: инвалидов, ветеранов, гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний.

Увеличены суммы бюджетных кредитов, предоставляемых в 2007 на:

· кредитование муниципальных образований для строительства жилых домов в

_____________________________________________________________________________________

«О внесении изменений В Областной закон «Об областном бюджете на 2007 г

целях реализации мероприятий по содействию гражданам в приобретении

· (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;

· поддержку сельхозтоваропроизводителей Ростовской области на цели приобретения горюче-смазочных материалов;

· поддержку сельхозтоваропроизводителей Ростовской области на цели приобретения семян.

Областной закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Если вы действуете в нарушениях правил, вас штрафуют: если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

Лауренс Дж.Питер, американский писатель

Заключение.

В своей работе я думаю, рассказала как раскрываются основопологающие понятия в области бюджета.

Налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системы страны и ее функционирования. Конечно, фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны.

Цели налогового контроля

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Оценивая современную российскую действительность, следует отметить, что бюджетно-налоговые права органов власти субъектов РФ и муниципалитетов ущемлены. Это касается завышения их расходных обязанностей по сравнению с их имеющимися в их распоряжении доходными источниками. Доля собственных доходов в общей сумме доходов местных и региональных бюджетов составляет всего 12-35 %, территориальные органы власти чаще всего не имеют возможности влиять на основные элементы (ставки, льготы) собственных налогов и оставлять их у себя в полном объеме. Таким образом - это мешает сформировать и реализовывать на низовых уровнях собственную территориальную бюджетную политику. Еще одним недостатком бюджетно-налогового права в России является нестабильность бюджетно-налогового законодательства. Принимаемые Правительством РФ различные программы развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений на субфедеральном уровне не имеет статуса закона, а поэтому полнота их реализации вызывает сомнение. До 80 % налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, что говорит о жестокой их зависимости от вышестоящих уровней государственной власти. Что подрывает развитие перед российским правительством и органами власти субъектов РФ стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который с одной

_______________________________________________________________________________

Налоговая политика России: проблема и перспективы / Под редакцией

И.В.Горского. Финансы и статистика, 2003 год.

стороны, обеспечит полный и своевременный сбор налогов, необходимых и достаточных для финансирования разумных государственных расходов, а с другой стороны, благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее время налоговая система не в состоянии в полной мере выполнять эту задачу. Важнейшей причиной этого является нежелание (сознательное или подсознательное) разработчиков и субъектов управления налоговым процессом отойти от стереотипных подходов в налоговой политике, сформированной еще в начале 90-х годов. Один из них – ориентация налоговой системы и элементов отдельных налогов (ставок, объектов) на выполнение преимущественно фискальных задач, т.е. стереотип излишней фискальности. Например, в законе о конкретном налоге закладывается заведомо завышенная ставка в расчете на получение с большего своей нормальной доли. Однако на самом деле высокие ставки «пугают» плательщиков, заставляют их уклоняться от налогов, а в результате бюджет недополучает не только начисленную завышенную, но и «нормальную» сумму налога.

Я считаю что, высокие ставки налогов подрывают экономическую активность, и чем они выше, тем дороже это обходиться обществу. Даже после существенных изменений, внесенных принятыми уже на данный момент главами части второй НК РФ, действующая налоговая система продолжает оказывать угнетающее воздействие на развитие производственной сферы российской экономики. Такое состояние, когда у законопослушных налогоплательщиков, полностью уплачивающих все налоги, не остается достаточно финансовых ресурсов для инвестирования затрат на развитие производства обновления изношенных основных фондов, принято характеризовать как неблагоприятный налоговый режим, толкающий предприятия к сокрытию объектов налогообложения. Главное условие стабильности – отражение каждым бюджетом всех форм финансовых взаимоотношений государства и общества. Я считаю, необходима обязательная публикация бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы, а также прозрачность процедур осуществления закупок товаров и услуг для государственных нужд. Должны использоваться обоснованные критерии при проведении конкурсов, а также предоставлять возможность участия в конкурсах всем производителям соответствующих товаров и услуг. При таких условиях приоритет должен отдаваться отечественным производителям. Это, будет способствовать рациональному и эффективному использованию бюджетных средств и углубленной реализации функций власти. Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги – один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат теми «кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений.

ВЫВОД 2. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию, формировать у россиян осознанное представление о том, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага. В сегодняшней ситуации, когда подавляющее большинство населения стало исправно платить налоги, положение существенным образом изменилось. Ведь совсем несколько лет назад не платить налоги было «правилом хорошего тона».

И в заключении хочется сказать что, налоговая политика не отражает рыночной мотивации российской экономики, не создает стимулов налогоплательщикам, стимулирует сокрытие объектов налогообложения. На самом деле высокие ставки «пугают» плательщиков, как я уже подчеркивала, заставляют уклоняться от налогов, а в результате бюджет недополучает не только начисленную, но и «нормальную» сумму налогов. Итак, на всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной политики - это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. Политика любая, в том числе и бюджетная, может считаться действенной, если такая политика обязательна для исполнения, иначе она превращается в пустой политический лозунг, вырождается в политическую трескотню. Реализация принципа обязательна не только от исполнителей, но и, от законодателей власти.

Налоги для государства то же, что парус для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.

Екатерина II , российская императрица.

Список использованной литературы:

1.Современная экономика.// Учебное пособие – профессор Мамедов О.Ю.

2.Налоги и налогообложение – второе издание д-ра экон. Наук, проф. И.А.Майбурова.

3.Мировая экономика: основы – Г.А. Голева, В.И. Самофалов.

4.Ценнообразование – Т.Г. Евдокимова, Г.А. Маховикова.

5.Бюджетный кодекс Российской Федерации – Система гарант Платформа

6.Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации – Т.М. Ковалева, С.В.Барулин.

7.Бюджет и бюджетный процесс в РФ. Т.М. Ковалева// Изд-во Рос. Экон. Акад. им. Г.В. Плеханова.

8.Исторические типы финансов. Ю.М.Березкин. Иркутск 2000.

9.Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, 1999.

10.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие/ Е.А. Чернышов, Н.П. Молчанов, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова, 2000.

11.О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. 2000. №1 А.В.Брызгалин.

12.Федеральные и налоги и сборы с организаций: Учебник / Под. Ред. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко.

13.Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника, 2005.

14.Экономика льгот. // Общество и экономика. 2003. И.Николаев, И.Шульга.

15.Организация налогового учета и налогового контроля: Учеб. Пособие Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди, 2006.

17. Федеральные налоги и сборы с организаций. Под ред. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко, 2004.

18. О природе несостоятельности российской фискальной системы. Е. О. Балацкий

19. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 статья 2, вступающие в силу с 1 января 2008г.

21.Налоги: реформы и практика. Пепеляев В.Г.

22. Понятийный аппарат микроэкономики. доц.И. Шелкова

23. «Известия» от 10 февраля 2008 г. Статья «Областной бюджет впервые заглянул на годы вперед».


Экономика
«Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства» (Н.И. Тургенев)
Я только что прочитала высказывания различных авторов, предложенные в качестве темы эссе, и выбрала тему по экономике(почему?), которая мне наиболее близка и понятна.
Автор затрагивает (поднимает) проблемы: взаимосвязи налоговой политики государства и благосостояния граждан, добросовестности налогоплательщиков
Данная проблема весьма актуальна сегодня для всего мирового сообщества и, конечно же, для нашей страны. (Почему?) В современном мире налоги действительно имеют большое значение, как для государства, так и для общества. В современной России налоги являются одним из основных источников пополнения доходной части Государственного бюджета. В тоже время именно из государственного бюджета выделяются средства на социальные нужды, развитие инфраструктуры, поддержание обороноспособности страны и т.д.
Русский экономист Н.И. Тургенев считает, что уничтожение налогов неизменно приведет к ухудшению положения в обществе, так как из отсутствия налоговых поступлений не будут финансироваться и выполняться задачи, стоящие перед госуд. органами в разных сферах общества.
Я поддерживаю точку зрения автора, так как налоговая политика государства определяется целями общества и строится с учетом интересов государства и налогоплательщиков. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства. Основная функция налогов – фискальная. Сущность фискальной функции состоит в том, что государство финансирует ту часть непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств. Благодаря тому, что население исправно выплачивает налоги, у государства имеется возможность выплачивать пенсии, пособия по безработице, а также другие социальные выплаты, которые выделяют государство как правовое. Также эти средств идут на бесплатное обучение в школах, университетах, а также других учебных заведениях, которые находятся в ведении государства. Эти же деньги идут на улучшение условий проживания граждан в своем городе или селе: улучшение дорог, замена и ремонт имеемого освещения и так далее и тому подобное. Таким образом, улучшается качество жизни не только отдельных граждан, но и всего населения страны.
Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан выплачивать установленные законом налоги и сборы. Но, несмотря на это, некоторые граждане уклоняются от уплаты налогов. Во многих странах существует «Теневая экономика», то есть скрытая от государства и общества экономическая деятельность, которая не облагается налогом. «Теневая экономика» существовала и в СССР. Примером может служить незаконная добыча золота на Дальнем Востоке, торговля «из-под прилавка» и т.д. Примером «Теневой экономики» в Современной России могут служить «челноки». Это говорит о недобросовестности некоторых налогоплательщиков. Нужно помнить, что добросовестность налогоплательщиков – это показатель налоговой стабильности государства и благосостояния общества.
Необходимость налогов доказана годами. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Система налогообложения существовала и в Древнем Египте, и в Двуречье, и в Древнем Риме. В Древней Руси источником пополнения княжеской казны служила дань. Налоговая система постоянно совершенствовалась. В современной России существует несколько видов налогов: прямые налоги, косвенные, акциз и д.р.
В заключение хотелось бы отметить, что государство не может жить без налогов, а общество не может жить без государства. Для того, чтобы выполнить обязательства перед своими гражданами государству необходим денежный фонд, который называется Государственный бюджет. Основу Государственного бюджета составляют налоги.
Налоги – это финансовые инструменты государства, с помощью которых оно осуществляет свою экономическую, внутреннюю и внешнюю политику, помогает социально незащищенным слоям населения, обеспечивает оборону страны, финансирует образовательные и медицинские программы, строит дороги и спортивные сооружения. Без налогов существование государства вряд ли возможно, поэтому каждый человек и каждое юридическое лицо, отчисляя налоги от своей деятельности, способствуют поддержанию стабильности и процветания своей страны и общества в целом.


Вероятно, Николай Тургенев (1789–1871), русский экономист, участник движения декабристов, вдохновил А. С. Пушкина на знаменитую «экономическую» строфу из «Евгения Онегина»:

Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.

Бюджетное право (право парламента утверждать государственный бюджет) рассматривается в декларации не как средство проведения финансовой политики посредством бюджетной дисциплины, а как способ обеспечения политических свобод граждан. Гарантией реализации прав налогоплательщика служило реальное разделение прав облагать налогом и взимать налог. Соблюдение прав налогоплательщиков обеспечивалось наличием эффективной защиты как в отношении исполнительных органов, собиравших налоги, так и в отношении представительных органов, облагавших налогом.

Для гарантии соблюдения прав граждан в декларации предусмотрено функционирование механизма действенного контроля в сфере финансов. Открытость, гласность деятельности представительных органов в сфере финансов были признаны необходимым условием функционирования общественного контроля. Праву контроля за деятельностью органов управления соответствовала обязанность должностных лиц отчитываться по вверенной части управления и обязательность для них решений, принятых по этим отчетам.

Российские принципы налогообложения

На российскую почву учение о принципах налогообложения было привнесено благодаря Н. И. Тургеневу, автору вышедшей в 1818 г. монографии «Опыт теории налогов» . Н. И. Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды на роль налогов и принципы их взимания, способствовал их популяризации в России.

Необходимо отметить, что разработка правил налогообложения, направленных на сочетание интересов хозяйства и торговли, с одной стороны, и казны, с другой, велась в России задолго до появления труда Н. И. Тургенева. Стоит назвать «Книгу о скудности и богатстве» – выдающееся произведение петровской эпохи, подготовленное в 1724 г. купцом Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), его называют первым русским экономистом. В главе «О царском интересе» он отмечал, что «худой тот сбор, когда кто царю казну собирает, а людей разоряет, ибо если кто прямо государю своему тщится служить, то более собрания надлежит ему людей от разорения соблюдать, то оное собрание и скоро, и прочно будет».

В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. В различных странах ученые и специалисты государственных органов обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства.

«Требовать ныне уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества».

(Н. И. Тургенев, 1789–1871, русский экономист)

Развитие принципа справедливости идет в направлении наиболее точного определения понятий «доход», «накопления», «платежеспособность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежания налогов и уклонения от налогообложения и др.

Так, использование различных налоговых лазеек приводит к необходимости повышения ставок налогов, чтобы компенсировать недополучение доходов бюджетом. В результате добросовестные налогоплательщики вынуждены нести дополнительные обязательства. Реализация принципа справедливости в таком случае – это внесение изменений в налоговое законодательство, предотвращающих использование так называемых налоговых схем с целью уклонения от уплаты налогов.

В условиях инфляции номинальные доходы налогоплательщиков возрастают, хотя покупательская способность остается прежней или даже уменьшается. Тем не менее при прогрессивной системе налогообложения такие доходы облагаются подоходным налогом по более высоким ставкам, налогоплательщик вынужден уплачивать «инфляционный налог». Принцип справедливости требует, чтобы законодатель налоговой индексацией или другими методами (например, переход к плоской шкале налогообложения) учитывал «эрозию доходов».

В одной из своих работ К. Маркс пишет: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов: более того, налоги – это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налого

обложение.

Требовать ныне уничтожение налогов, значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство, или точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. «Умирать и платить подати надобно везде»- сказал Франклин.

Мы находим, однако же, примеры в истории, что в некоторых государствах граждане, платя налоги, вместе с тем пользовались доходом от правительства. В древнем Риме гражданам доставалась часть добычи военной. В Бернском кантоне правительство разделяло между гражданами деньги, купленные кровью их соотечественников.

Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направление его деятельности и, соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

В XX в. основной была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

Налоговый кодекс РФ (п.1.ст.8) определяет налог - как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пеней, штрафов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако, на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

Отчуждение собственности в результате налоговых отчислений действительно происходит в денежной форме, однако, при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или собственности, которая служит основой экономических отношений.

Категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов, назначение каждого их них - определяется экономической и правовой системами страны.

1.2. Структура налоговых доходов государства

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе:

· бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупный объем доходов консолидированного бюджета по итогам 2005 года составил 5703,48 млрд. рублей (4386,30 млрд. рублей по итогам предыдущего года), из которых 85,9% составляют налоговые поступления. Таким образом, доля федерального бюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла на 76,4% и составила 4896,65 млрд. руб. (3741,86 млрд.руб. 2004 год).

Основными источниками поступлений налоговых доходов 2005 году стали (млрд. руб.):

· НДС- 1025,66;

· НДПИ-908,73;

· Налога на прибыль-1353,78;

· ЕСН-267,51;

· Акцизов-236,15.

Налоговые доходы федерального бюджета с учетом ЕСН составили 2668,38 млрд. руб., что на 136,3 % больше к 2004 году (1958,32 млрд. руб.- 2004год). Объем налоговых поступлений консолидированных бюджетов субъектов РФ также возрос на 124,9% в 2005 году и достиг отметки в 2228,27 млрд. руб. (1783,55 млрд. руб. 2004 год).

График 1.1

Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2005 года (в %)

Заключение

Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения соответствующих функций: социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Унификация подоходного налога, сокращение дифференциации ставок косвенных налогов влечет за собой усиление социальной несправедливости, т.к. с большего дохода будет отчисляться меньший взнос в процентном исчислении в пользу государства для последующего распределения.

Безусловно не все высокие доходы идут на потребление товаров и услуг, часть их идет на накопление и сбережение, которые в основной их части налогами не облагаются, за исключением покупки золота в слитках. Однако в дальнейшем опосредованно эта часть доходов также попадает под косвенное налогообложение.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных.

Библиографический список

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации

5. Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. Бюджетная система РФ. Москва, Юрайт, 2008 г.

6. Гуккаев В.Б. Налоги и учет. Москва, Бератер, 2009 г.

7. Под ред.А.Н. Козырина. Система налогов и сборов России. СПб, Питер, 2004 г.

8. Нефедов Н.А. Налогообложение в России. Москва, Финансы и статистика, 2004 г.

9. Аникина М.В. Косвенные налоги. Налоговый вестник, 2009 г. №5, стр.7-10.

10. Аронов А. Налоговая система: реформы и эффективность. Налоговый вестник, 2008 г., № 5, стр.33-35.

11. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение реформируемой налоговой системы., 2004 г., №3, ст.32-33.

12. Горленко И.И. О налоге на добавленную стоимость. Налоговый вестник, 2004 г., №3, стр. 19-22.

13. Гусев Д.В. Налоговый климат как фактор привлечения иностранных инвестиций. Финансы, 2000 г., №5, стр. 20-25.

14. Коркин А.В. Совершенствование налогового законодательства. Налоговый вестник, 2004 г., №7, стр.15-18.

15. Лазовая А.Н. НДС в торговых отношениях РФ с государствами. Налоговый вестник, 2007 г., №4, стр.59-61.

16. Петров Ю. Селективная финансовая политика: Повышение собираемости налогов. Экономический журнал, 2008 г., №4, стр.12-15.

17. Петров М.Н. НДС: проблемы и перспективы. Деньги и кредит, 2004 г., №2, стр.5-8.

18. Хромова Н.А. Косвенные налоги. Налоговый вестник, 2008 г., №1, стр.39-40.

19. Хромова Н.А. О привлечении косвенных налогов субъектами малого предпринимательства. Налоговый вестник, 2007 г., №8, стр.5-8.