Зарубежный опыт регулирования безработицы. Мобильность иностранных работников на российском рынке труда

Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации к рыночным условиям пока еще никому не удавалось избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах существуют свои особенности формирования и развития рынка труда. В них выражена не только реакция занятости на рыночные перемены, но и более широкая проблема -- выбор обществом характера социальных издержек, связанных с переходом от государственной системы к рыночной. Переход к рыночной экономике связан с большими издержками в социально-экономической сфере, и страны, вступившие на этот путь, сталкиваются с необходимостью предоставить населению определенный уровень социальной защищенности, возможность подыскать работу, обеспечить минимум жизненных благ, средств к новым условиям функционирования рынка рабочей силы. В этой связи определенный интерес может представлять опыт деятельности системы трудоустройства тех стран, где в определенной мере отлажен и накоплен достаточный запас прочности в деле регулирования занятости населения, хотя очевидно, что решить эту проблему западному обществу не удастся никогда, по крайней мере, пока существует капиталистический способ производства.

Вся система трудоустройства в большинстве стран, где она существует, разделяются на две основные группы: государственную службу трудоустройства и частные агентства. Ведущую и универсальную роль субъекта в обеспечении трудоустройства играют именно государственные службы трудоустройства. Это характерно для всех стран Центральной и Восточной Европы. Службы занятости в отдельных странах построены по принципу вертикальной структуры. Но степень государственного контроля и воздействия на службу трудоустройства в отдельных странах различна. Например, в Австралии, Нидерландах, Финляндии и Японии службы трудоустройства являются по сути дела рабочим органом министерства труда и работают под непосредственным контролем этих министерств.

В Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Франции, Швеции служба трудоустройства является институтом с некоторой степенью самостоятельности, контролируемым в качестве общенационального органа ответственным чиновником соответствующего министерства. В таких странах, как, США и Швейцария, служба трудоустройства контролируется на местном уровне при наличии центрального координирующего органа. В России уровень самостоятельности службы занятости несколько выше, чем в других странах, поскольку она выполняет роль своеобразного комитете по занятости, находящегося под кураторством одного из вице-премьеров России.

Важным моментом политики занятости является вопрос финансирования служб трудоустройства. Здесь можно выделить два основных вида финансирования. В одних странах, главным образом в Западной Европе, службы трудоустройства финансируются из средств государственного бюджета. В некоторых других странах (Северная Америка, Азия) финансирование происходит из разных источников: из фондов страхования от безработицы и средств государственного бюджета. В подобном случае фонды страхования часто используются для покрытия административных расходов, а средства госбюджета для реализации программ.

Функции службы занятости Канады выполняет Комиссия по делам занятости и иммиграции. Сердцевиной деятельности службы занятости Канады является трудоустройство, посредничество, консультация и информации о положении с вакансиями. Служба занятости Канады имеет в своем составе более 550 местных офисов, которые осуществляют программы занятости и трудоустройства. Региональные и местные органы имеют возможность гибко реагировать на изменение условий местного рынка рабочей силы.

Службу трудоустройства Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные отделения курируются штаб-квартирой службы в Лондоне, хотя и имеют определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими местных условий, рынков рабочей силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства Великобритании - посредничество в поисках работы, а главный метод - самообслуживание клиентов посредством ознакомления с информацией о вакансиях, выведенной на экран дисплея в местных офисах, содействие в оформлении направлений на работу в выборе компании в соответствии с запросами претендентов на место. Кроме того, в Великобритании служба трудоустройства выполняет еще одну важную функцию - разработку и осуществление программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с консультированием ищущих рабочее место и реализацией разного рода программ адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Служба трудоустройства ФРГ, представленная Федеральным институтом труда, рассматривается как современный механизм содействия в профессиональной карьере и трудовой жизни различными средствами. Федеральный институт труда обладает значительной автономией на всех уровнях. Его правление состоит из представителей государственных органов, организаций предпринимателей и профсоюзов, других общественных организаций, проводит государственную политику в рамках закона о поощрении занятости и других нормативных актов. Работа осуществляется под наблюдением министерства труда и социальных дел при условии сохранении незыблемости юридических и конституционных рамок. Служба трудоустройства ФРГ юридически обязан осуществлять программу исследования рынка рабочей силы и системы профессиональной подготовки, осуществлять исследования конъюнктуры с занятостью, обеспечивать государственные органы статистическими данными и издавать отчеты о результатах своей работы. Функции трудоустройства службы занятости ФРГ разделены, согласно классификации профессий, с учетом особенностей местных рынков рабочей силы, а процедура основана на собеседовании с претендентом на рабочее место, которое используется как дополнительная возможность консультирования претендента.

Национальное агентство занятости (НАЗ) представляет службу трудоустройства Франции. Оно является государственным учреждением с собственной юридической ответственностью под эгидой министерства труда, занятости и профессиональной подготовки. Основная функция службы трудоустройства - посредничество в предоставлении рабочего места - осуществляется на принципах самообслуживания, дополненного системой саморегистрации, что признано достаточно эффективным в условиях страны. Вакансии достаточно широко рекламируются в средствах массовой информации - прессе, по радио и телевидению.

Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой степенью контактов службы занятости с функционирующим рынком рабочей силы. Кроме деятельности по обеспечению рабочих мест для соискателей работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда

Анализ мировой практики свидетельствует об огромной неравномерности развития систем социально-экономической защиты от безработицы. Индустриальные страны обладают более чем вековым опытом политики противодействия безработице и смягчения ее последствий. Системы защиты от безработицы в них характеризуются высокой степенью инкорпорированности в государственную социально-экономическую политику, адаптивностью к происходящим переменам как внутри страны, так и во всем мире.

В то же время во многих странах и прежде всего в развивающихся политика защиты от безработицы находится в зачаточном состоянии или отсутствует вообще. Отличительные особенности этих стран - большая роль патриархальных дорыночных отношений и институциональная неразвитость рынка труда. Они не располагают ни ресурсами, ни институтами для комплексного решения соответствующего круга проблем. Вместе с тем разрушение традиционного уклада, во многом обусловленное набирающими силу процессами экономической глобализации, вынуждает их приступить к разработке и осуществлению мер по защите от безработицы. Проводимая в этих странах политика нацелена на решение отдельных конкретных задач, как правило, связанных с защитой определенных категорий национальной рабочей силы.

При широком разнообразии национальных систем защиты от безработицы в промышленно развитых странах можно условно выделить две базовые модели. Первая характерна для стран, придерживающихся англосаксонской традиции и отличающихся высоким динамизмом рынка труда (Канада, США), вторая для стран Западной Европы, где развитие рынка труда протекает более вяло, в том числе вследствие многочисленных исторических и социальных потрясений на протяжении прошлого столетия.

Особенностями первой, североамериканской модели являются: дерегулирование рынка труда; жесткие условия предоставления материальной компенсации; упор на повышение эффективности от вложенных средств при разработке и реализации активных и пассивных программ. Политика этих стран ориентирована на максимально быстрое уменьшение экономических и финансовых потерь от безработицы, на жесткую увязку форм материальной защиты безработных и затрат на них, на скорейшую реинтеграцию безработных в сферу оплачиваемой занятости. Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и соответственно сокращении бремени социальных расходов государства. Компенсационный механизм в этих странах основывается только на страховых принципах, устанавливаются достаточно жесткие правила сохранения права на страховые выплаты по безработице, которые время от времени пересматриваются, но не в сторону смягчения. Максимальная продолжительность выплаты пособий также сравнительно невелика, например, в США - не более 6 месяцев. Практика найма и увольнения в них лишь в минимальной степени регламентирована законом, коллективно-договорное регулирование также не получило широкого развития, поскольку профсоюзами охвачена небольшая доля наемных работников. В результате вероятность лишиться рабочего места в полтора - два раза выше, чем в европейских странах, однако продолжительность периодов безработицы существенно короче. Доля длительно безработных в США составляет около 8% их общего числа, в то время как во Франции, Германии, Нидерландах она достигает 40-50%.

Важнейшим компонентом процесса разработки и реализации активных программ содействия занятости является оценка их эффективности, в том числе в отношении различных категорий безработных. На ее основе разрабатываются рекомендации по применению этих программ. Широкое распространение в США и Канаде получил метод профилирования безработных. В соответствии с ним на раннем этапе безработицы прогнозируется ее вероятный период для каждого обратившегося и определяется оптимальная программа его интеграции в занятость (продолжительность действия этой программы колеблется от одного до трех месяце). Таким образом, идеология активной политики исходит из необходимости вовлечения безработных и занятых, наиболее подверженных риску попадания в категорию безработных, в программы, позволяющие уменьшить период выплаты пособия по безработице или предотвратить ее. Длительно безработные не являются объектом специальных программ, так как эта категория сравнительно малочисленна и считается неперспективной.

В соответствии с либеральным подходом в основе защиты от безработицы лежит принцип самопомощи, ориентирующий как безработных, так и занятых, находящихся под угрозой увольнения, на самостоятельный поиск работы. Несмотря на то что роль службы занятости в рамках данной системы не отрицается, ей постоянно приходится доказывать свою значимость и демонстрировать высочайшую адаптивность к технологическим новшествам. Особенно это проявилось в 1990-е годы - период быстрого внедрения новых информационных технологий. Службы занятости не только освоили новые средства коммуникации, оперативно внедрили их в практику повседневной работы с безработными и работодателями, повысили квалификацию своих сотрудников, но и стали разворачивать обучающие программы для безработных, адаптируя их к технологическим вызовам нового тысячелетия. Одной из основных функций службы занятости является управление системой страхования от безработицы.

Вторую, преимущественно социальную модель защиты от безработицы, получившую развитие в большинстве стран Западной Европы, отличает более жесткое по сравнению с предыдущей регулирование в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных. Цель данной модели - обеспечение плавной адаптации населения к переменам, происходящим на рынке труда, и содействие реинтеграции безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. Таким образом, компенсационные выплаты осуществляются не в ущерб программам содействия занятости. Законодательное регулирование в этих странах направлено на создание достойных условий занятости повышение гарантий ее сохранения для работника как более слабого агента рынка труда по сравнению с работодателем. Особенно строго регламентирована процедура увольнения, в том числе продолжительность периода уведомления об увольнении, размер выходного пособия, способы законодательной защиты от несправедливого увольнения. Во Франции при индивидуальном увольнении работодатель обязан выплатить работнику его полугодовую заработную плату, а также социальный взнос за этот срок, оплатить отпуск, положенный по закону и в соответствии с коллективным договором. Работодатель несет издержки и в том случае, если работник находит другую подходящую работу сразу после увольнении. Даже суд в соответствии с законом не может снизить установленный уровень возмещения.

Строгая регламентация процедуры увольнения имеет оборотную сторону, так как серьезно подрывает объективные возможности стимулы работодателей к расширению найма и, следовательно, сужает перспективы трудоустройства для потерявших работу и впервые выходящих на рынок труда. Вместе с тем законодательные правила предоставления прав на пособие по безработице, определения его размера и продолжительности выплат в западноевропейском варианте намного мягче по сравнению с преимущественно либеральной моделью.

В ряде стран (например, во Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Швейцарии, Бельгии) материальная поддержка безработных основывается на тесном взаимодействии двух систем - страхования от безработицы и социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через службу занятости. Отсюда - широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60-80 процентов) в отличие от стран, придерживающихся либеральной модели, где охват занятых страхованием от безработицы вдвое ниже. Такое страхование распространяется на граждан с относительно низкой заработной платой, при этом предполагается, что граждане с высокими доходами или заработной платой могут сами страховать себя от будущего риска безработицы.

Несмотря на достаточно щедрое финансирование материальной поддержки безработных, доля расходов на активные программы в этих странах, как правило, не ниже, а изначально несколько выше, чем в странах, ориентированных на либеральную модель. В последних в 1990-е годы наметилась тенденция к относительному сокращению расходов на проведение пассивной политики и их увеличению на осуществление активной.

В настоящее время в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в России и Украине предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран. В то же время стран СНГ, например, Узбекистан, Грузия, во многом 9 хотя и не полностью) копируют сценарий развивающихся стран. Усилия международных финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на создание национальных систем служб занятости, и их представителей, ставших советниками правительств многих стран, в том числе и России, во многом способствовали активному продвижению «готовой» западной модели. Во-первых, влияние Запада проявлялось в установлении порядка и процедуры финансирования реформ, в соответствии с которыми размер очередного финансового вливания зависел от выполнения определенных для каждого конкретного этапа обязательств, в частности, по построению национальных систем служб занятости. Во-вторых, значительная часть выделяемых международными организациями средств была инвестирована в создание современной материально-технической базы нового института рынка труда. В-третьих, проводниками внедрения передового западного опыта были многочисленные специалисты и консультанты из развитых стран, непосредственно связанные с деятельностью служб занятости, активно продвигавшие западные концепции и технологии поддержки безработных и подготовки специалистов для новой системы .

Внедрение в практику переходных экономик уже готовой модели давало значительные преимущества. Так, в короткие сроки (2-3 года) была сформирована законодательная база системы защиты от безработицы, создана национальная структура служб занятости, представляющая собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых центральным органом, но вместе с тем достаточно самостоятельных в определении методов работы и решении конкретных задач. Создание инфраструктуры рынка труда сопровождалось формированием нового поколения служащих, деятельность которых изначально была нацелена на решение и экономических, и социальных проблем. Совместная работа со специалистами из развитых стран, имеющими большой опыт в решении конкретных задач, стажировки в них специалистов из стран Восточной Европы, Балтии и России, адаптации полученных знаний применительно к потребностям своих стран позволили в кратчайшие сроки освоить и успешно использовать методы, отработанные в развитых рыночных экономиках в течении десятилетий.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.

В зависимости от социального строя и уровня развития стран государственные службы занятости (ГСЗ) занимают определенное место в их экономической и социальной структурах. Однако в их работе есть много общего. Как показывает опыт, эволюция и тенденции развития служб занятости были в основном следствием их стремления четкого определения своей роли как инструмента политики занятости и обеспечения функциональной эффективности.

Мировой опыт хозяйствования выделяет пять наиболее показательных моделей занятости: американскую (или либеральную), немецкую (или неолиберальную), английскую (или европейскую кейнсианскую), шведскую и японскую. Каждая из них имеет много разновидностей, отличающихся своими исходными целями формирования, принципами и методами. А целью данной статьи является анализ опыта деятельности этих и других служб занятости, поэтому давайте детально рассмотрим их характеристики.

Американская модель

Американская модель - это типичный пример децентрализации рынка труда. Система регулирования занятости, сложившаяся в стране - это, во-первых, государственное предприятие, связанное с наймом рабочей силы, которую используют в частном секторе. Во-вторых, - регулирование спроса на рабочую силу с помощью финансово-кредитной политики, а в-третьих, - непосредственное регулирование занятости с помощью системы законодательства штатов о занятости и помощь безработным из своих фондов страхования на случай безработицы и специальных федерально-штатных программ трудоустройства.

Немецкая модель

Достаточно позитивным является опыт Германии. Здесь вопросами занятости занимается Федеральное ведомство труда. Эта модель базируется на активной политике занятости. Основную часть субсидий в Германии направляют кооперативам, образовавшимся на базе предприятий-банкротов из безработных, которые имеют определенные знания, но не имеют навыков в организации бизнеса.

Государство поощряет всех производителей (работодателей и наемных работников), которые создают новые рабочие места, а также поддерживают существующий уровень занятости при модернизации предприятий, предоставляет льготы предприятиям, которые воздерживаются от массовых увольнений работников.

Английская модель

Для английской модели характерно государственное стимулирование занятости. Законодательная система предоставляет возможность местным властным структурам самостоятельно поощрять предпринимательскую инициативу.

Правительственные решения предусматривают бюджетные ассигнования регионам для развития сети малых предприятий. При этом государство оставляет за собой право производить и координировать мероприятия по регулированию занятости путем совершенствования технологий для увеличения рабочих мест, гибкого перераспределения фондов страхования по безработице на стимулирование производства, занятости женщин, пожилых людей и молодежи с помощью систем профессиональной подготовки, переобучения и трудоустройства, совершенствования системы социального обеспечения.

Шведская модель

Для нас особенно важен опыт Швеции, где политике в сфере занятости уделяется большое внимание. На мероприятия, связанные с ее проведением, уходит почти 3% ВВП и 7% бюджета. Главной особенностью этой политики является то, что большая часть средств (70%) тратится на проведение «активной политики».

Под активной политикой подразумевается создание новых рабочих мест по большей части в государственном секторе экономики, профессиональная подготовка и переподготовка лиц, оставшихся без работы, или тех, кому грозит безработица, обеспечение географической мобильности рабочей силы в частности и населения в общем, поощрение развития мелкого предпринимательства посредством предоставления государственных кредитов и субсидий, а также обеспечение населения информационными услугами на базе компьютерных банков данных о вакантных местах по регионам страны.

Японская модель

Не менее интересен опыт Японии, где Министерство труда выступает координатором политики занятости в стране. Центры занятости изучают потребности в кадрах предприятий, осуществляющих для них набор кадров, в основном из числа выпускников средних школ и ВУЗов, регистрируют безработных, занимаются их трудоустройством и выплачивают пособие по безработице.

Выплаты по безработице предоставляются центром занятости за счет централизованного фонда Министерства труда, который создается из взносов рабочих и предприятий в размере 0,9% и 0,55% из фонда оплаты труда предприятия и заработной платы работника соответственно.

Французская модель

Во Франции реализация политики занятости возлагается на Национальное агентство занятости, структурные подразделения которого охватывают всю территорию страны. Главным финансовым органом, осуществляющим субсидии политики занятости, есть Национальный фонд поддержки занятости. А практические вопросы, связанные с трудоустройством на местах и занятостью в целом решают управления по труду департаментов.

Каждый центр трудоустройства руководствуется пятью главными принципами. Во-первых, основное внимание уделяется угождению клиенту, во-вторых, руководство осуществляет контроль над стандартами качества, в-третьих, разработан план действий по обеспечению качественных услуг и достижения хороших результатов, в-четвертых, метод и средства должны быть знакомы каждому и, наконец, необходимо обеспечить четкость внешних связей.

Австралийская модель

Интересен австралийский эксперимент по приватизации ГСЗ. В частности, в 1998 году ГСЗ здесь заменили сетью трудоустройства, которая состояла из 310 частных, общественных и государственных организаций, получавших плату за трудоустройство клиентов. Функции, которые совершала эта сеть, включали в себя посредничество в трудоустройстве и интенсивную помощь безработным. Поскольку эти организации получали вознаграждение за каждого безработного, которого они устраивали на работу (с дополнительной наградой за трудоустройство длительного безработного), то система в значительной степени зависела от результатов.

Понятно, что в этих условиях роль соответствующих организаций государственного сектора (национальная занятость) сокращается, а наибольший вклад теперь будут делать неприбыльные организации, которыми руководит церковь и другие добровольные органы.

Канадская модель

Более взвешенный подход к конкуренции отражает канадский опыт. Там ГСЗ было поручено больше использовать общественные и другие организации в предоставлении программ и услуг через партнерские отношения.
Такие отношения, конечно, состоят из подробных и юридически осуществляемых контрактных взаимоотношений между ГСЗ и этими организациями. Однако, хотя ответственность и переводится, не переводится подотчетность. ГСЗ остается подотчетным об эффективности программ и услуг, от нее ежегодно требуют представление парламенту подробного отчета о мониторинге движения на пути к реализации задач.

Делаем выводы
Основываясь на анализе зарубежного опыта и тенденциях становления и развития служб занятости разных стран мира можно сделать некоторые выводы, которые могли бы быть полезными для функционирования Государственной службы занятости Украины.

Во-первых, опыт передовых стран убедительно свидетельствует, что государственные службы занятости, это не временные структуры, которые возникают в экстремальных ситуациях, а институт имманентный рыночной экономики, одна из несущих конструкций эффективной экономической политики. Именно такое видение роли службы занятости должно определять отношение к ней, характер и направленность будущих реформ, реорганизаций и т.д.

А во-вторых, службе занятости необходимо стремиться стать полезной и нужной именно в процессе формирования и реализации политики занятости, но в пределах своей компетенции, как технической службы, исходя из того, что в широком спектре проблем, связанных с управлением работой в целом, она занимает лишь узкий сектор.

Мобильность иностранных работников на российском рынке труда

Уровень знания русского языка тем выше, чем старше мигрант и дольше находится в России. Эта зависимость проявляется во всех этнических группах. Плохое знание русского языка демонстрируют в первую очередь недавно приехавшие молодые респонденты из Центральной Азии. У трети среди них (32,3%) в возрасте до 20 лет отмечено плохое знание русского языка, что практически вдвое выше, чем среди 30-50-летних мигрантов из этих же стран. Так же низко было оценено знание языка у 31,5% респондентов из центрально-азиатских государств, приехавших в 2011 г. - это в 2 раза больше, чем среди мигрантов из этих же стран, прибывших в РФ в 2008 г. и раньше.

В целом анализ социально-демографических характеристик респондентов позволяет заключить, что российский рынок труда всё в большей степени становится привлекательным для молодых мигрантов, преимущественно жителей стран Центральной Азии, имеющих невысокий уровень образования и профессиональной подготовки .

Переход "последняя работа дома - первая работа в России ". 60,7% занятых в момент опроса респондентов (4406 чел.) работали прежде в стране происхождения.

Обратим внимание на весьма тревожную тенденцию - уменьшение среди опрошенных доли работавших до приезда в Россию. Утвердительно ответили на вопрос о работе до первого приезда в РФ две трети респондентов, приехавших в 2005 г. и ранее, 61% прибывших в 2006-2008 гг. и только половина из тех, кто приехал в 2009-2011 гг. Причем максимальным это сокращение было среди респондентов молодых возрастов.

Отраслевые структуры занятости мигрантов по последнему месту работы в стране происхождения и на первой работе в РФ существенно различаются (табл. 3). Основная часть из них на родине были заняты в оптовой и розничной торговле (18,1%), строительстве (15,9%), на транспорте и связи (11,7%), в сельском хозяйстве (10,7%). Первые рабочие места мигрантов в РФ сконцентрированы в 3-х отраслях - торговле (34,2%) и строительстве (26,7%), а также коммунальных и социальных услугах (12%). В результате, если на последнем месте работы в стране происхождения на их долю приходилось немногим более трети работников (38,7%), то по первому месту работы в России этими видами деятельности заняты уже почти три четверти мигрантов (72,9%). Численность работающих возросла в торговле в 1,9 раз, в строительстве - в 1,7 раз, в коммунальных и социальных услугах - в 2,5 раза по сравнению с численностью занятых в них по месту последней работы в стране происхождения .

Таблица 3. Отраслевая структура занятости мигрантов по последнему месту работы в стране происхождения и по первому месту работы в России, (%)

Вид экономической деятельности

Отраслевая структура занятости

Изменение численности (первая работа в России / последняя работа дома)

последняя работа дома

первая работа в России

А. Сельское хозяйство

Б. Добыча полезных ископаемых

В. Обрабатывающие производства

Г. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Д. Строительство

Ж. Гостиницы и рестораны

З. Транспорт и связь

И. Финансовая деятельность

М. Образование

Н. Здравоохранение и социальные услуги

Следует обратить внимание, что отраслевой профиль первой работы мигрантов в России менялся в течение 1990 - 2000-х гг. (рис. 1): доля нашедших первую работу в торговле уменьшалась, и, напротив, увеличивалась доля тех, у кого первое рабочее место было в сфере ЖКХ. Так, если почти половина (45,3%) респондентов, приехавших 10 и более лет назад, находили свою первую работу в сфере торговли, то среди прибывших в 2011 г. таковых менее трети (31,8%). Доля мигрантов, у которых первая работа была в сфере ЖКХ, увеличилась в 2,5 раза - с 7,2% среди иностранных работников со сроком пребывания от 10 лет до 18,1% среди приехавших в 2011 г.

Рисунок 1. Доля мигрантов, нашедших первую работу в России в торговле, строительстве, коммунальных, социальных и персональных услугах в зависимости от года приезда (в %).

Подавляющее большинство были вынуждены поменять вид экономической деятельности: только 31,2% нашли первую работу в той же отрасли, что и на родине. Менее всех склонны менять отрасль мигранты, которые и ранее работали в основных секторах занятости иностранных работников на российском рынке труда - строительстве и торговле. Здесь нашли свою первую работу 66,4 и 57,6% (соответственно) работавших в них в стране происхождения (табл. 4). Около трети занятых в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг (37,3%), транспорта и связи (36,6%), гостинично-ресторанного бизнеса (36,1%) продолжили работать в этих отраслях и в РФ.

Таблица 4. Виды экономической деятельности мигрантов в стране происхождения и по месту первой работы в России (в % по строке)

Вид экономической деятельности в стране происхождения

Вид экономической деятельности по месту первой работы в России

А. Сельское хозяйство

Б. Добыча полезных ископаемых

В. Обрабатывающие пр-ва

Г. Производство и распределение э/энергии, газа и воды

Д. Строительство

Е. Оптовая и розничная торговля, ремонт транспорта и бытовых изделий

Ж. Гостиницы и рестораны

З. Транспорт и связь

И. Финансовая деятельность

К. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

Л. Государственное управление, социальное страхование

М. Образование

Н. Здравоохранение и соц. услуги

О. Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

П. Услуги по ведению домашнего хозяйства

Полужирным курсивом выделены данные в ячейках, в которых показана доля мигрантов, работавших до приезда и не сменивших вид деятельности в первый приезд в Россию.

Самыми не востребованными на российском рынке труда оказались относительно многочисленные группы занятых у себя дома в здравоохранении, образовании и государственном управлении. Только 6,3% работавших в стране происхождения в здравоохранении заняты в этой сфере в РФ, ещё ниже аналогичная доля среди работников образования (2,8%) и государственного управления (1,9%). Подавляющая часть этих работников нашли свою первую работу на новом месте жительства в отраслях, не требующих профессиональной подготовки. В торговлю пошли трудиться 46,6% работавших в здравоохранении, 41,9% работников образования, треть (34,3%) занятых в госуправлении, в сферу коммунального и социального обслуживания - 12,6% бывших работников здравоохранения, 12,4% - образования, 20% - государственного управления.

На российском рынке труда оказываются во многом не востребованными не только специфические знания и навыки, которыми мигранты обладали в конкретном виде деятельности до приезда, но образование и квалификация работников. Численность специалистов высшей квалификации, нашедших соответствующую первую работу здесь, по сравнению с численностью этой группы по последнему месту работы в стране происхождения сократилась в 8,3 раза, специалистов средней квалификации - в 3,8 раз, руководителей и офисных работников - втрое; напротив, число неквалифицированных рабочих увеличилось в 2,6 раз (табл. 5). В результате существенно различаются профессионально-должностная структура мигрантов по последнему месту работы на родине и по первому - в России. Так, если в "домашней" структуре занятости на долю руководителей и специалистов приходится 20,9%, а неквалифицированных рабочих - 14,7%, то в "российской" удельный вес первых сократился до 4,0% (!), а вторых вырос до 38,7%.

Таблица 5. Профессионально-должностная структура мигрантов по последнему месту работы в стране происхождения и по первому месту работы в России

Профессионально-должностная группа

Профессионально-должностная структура, %

Изменение численности (первая работа в России / последняя работа дома, %)

последняя работа дома

первая работа в России

1. Руководители организаций, подразделений

2. Специалисты высшей квалификации

3. Специалисты средней квалификации

4. Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

5. Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли

6. Квалифицированные работники с/х

7. Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи

8. Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

9. Неквалифицированные рабочие

Таблица 6. Профессионально-должностные группы мигрантов в стране происхождения и по месту первой работы в России (в % по строке)

Темно-серым цветом выделены переходы, соответствующие нисходящей мобильности, светло-серым - восходящей, белым - переходы без изменения уровня квалификации. Полужирным курсивом выделены данные в ячейках, в которых показана доля мигрантов, работавших до приезда и не сменивших свою профессионально-должностную группу на первом российском рабочем месте.

Как и в случае с отраслевой, профессионально-должностная структура первых рабочих мест мигрантов изменялась в течение 1990 - 2000-х гг. (рис. 2). Существенно (в 1,8 раз) увеличилась доля мигрантов, для которых первое место занятости оказалось на позиции неквалифицированного рабочего - с 28,5% среди приехавших 10 и более лет назад до 52,7% среди прибывших в 2011 г. С другой стороны, сократилась доля работников сферы обслуживания и торговли (с 34,3 до 18,8%), а также руководителей и специалистов (с 8,0 до 3,1%). В целом изменение отраслевой и профессионально-должностной структуры первых рабочих мест мигрантов говорит о смещении спроса на их труд в сторону всё более простых, неквалифицированных занятий.

Рисунок 2. Доля мигрантов, нашедших первую работу в России, на соответствующих профессионально-должностных позициях в зависимости от года приезда (в %)

Только 38,9% мигрантов удалось сохранить свою прежнюю профессионально-должностную позицию по месту первой работы (табл. 6). Подавляющее большинство - неквалифицированные рабочие, 69,7% из них продолжили работу в этом качестве. Далее следуют работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли (51,8%) и квалифицированные рабочие (49,2%).

Напротив, абсолютному большинству руководителей и специалистов пришлось начинать работать на таких рабочих местах, которые не предполагают особых требований к образованию и квалификации. Так, 29,5% представителей группы "руководители" в стране происхождения в России стали неквалифицированными рабочими, ещё четверть (26,6%) - работниками сферы обслуживания и торговли; среди специалистов высшей квалификации таковых 33,6 и 36,0% соответственно, средней - 28,8 и 37,1%. Сохранить профессионально-должностной статус удалось только 13,3% руководителей, 7,2% специалистов высшей квалификации, 8,8% - средней. В результате нисходящая квалификационная мобильность на переходе "работа дома - первая работа в России" абсолютно превалирует над восходящей. Снизили свой профессионально-должностной статус после приезда 40,4% опрошенных мигрантов, удалось повысить его только 6,2%.

Что позволяет мигрантам сохранить профессионально-должностной статус? Прежде всего, трудоустройство в той же сфере экономической деятельности, в которой они были заняты на родине (табл. 7). Оно позволило трем четвертям (74,1%) сохранить принадлежность к своей "домашней" профессионально-должностной группе. С другой стороны, смена места работы с точки зрения его отраслевого профиля ведет и к изменению профессионально-должностного статуса - это произошло у 77,7% тех, чье место первой работы было в отрасли, отличной от работы в стране происхождения. В этом случае половина мигрантов (51%) испытала нисходящую квалификационную мобильность.

Таблица 7. Распределение мигрантов по изменению отраслевой и профессионально-должностной группы на переходе "работа дома - первая работа в России" (в %)

Первая работа в России в той же отрасли, что и дома, 1393 чел. (100%)

Первая работа в России в другой отрасли по сравнению с работой дома, 2947 чел. (100%)

Работают в той же проф. - должностной группе

Работают в той же проф.-должностной группе

Работают в другой профессионально-должностной группе

Восход, мобиль-
ность

Нисход. мобиль-
ность

Без изменения квалифи-
кации

Восход, мобиль-
ность

Нисход. мобиль-
ность

Без изменения квалифи-
кации

С точки зрения смены/сохранения профессионально-должностной и отраслевой группы при переезде мигрантов можно разделить на 4 группы: 1) сохранившие принадлежность к обеим группам (далее - "сохранившие"); 2) сохранившие отраслевую и сменившие профессионально-должностную группу; 3) сохранившие профессионально-должностную и сменившие отраслевую группу; 4) сменившие обе группы ("сменившие"). По выделенным группам респонденты распределились следующим образом. Более половины (52,8%) сменили принадлежность к обеим группам, напротив, каждому четвертому (23,8%) удалось её сохранить. 15,1% мигрантов сохранили профессионально-должностной статус, сменив отрасль, в которой они нашли первую работу, 8,3% приехавших нашли работу в той же отрасли, что и на родине, но изменили профессионально-должностную принадлежность.

Рассмотрим подробнее крайние группы, т.е. сохранивших и сменивших оба статуса. Основная часть сохранивших оба статуса (78,6%) - работники строительства, торговли, транспорта и связи. В группе сменивших оба статуса работников этих 3-х отраслей существенно меньше (29,7%). Работников госуправления, образования и здравоохранения среди сохранивших статусы мигрантов ничтожная доля (1,7%), зато среди "сменивших" они составляют 24%. Большинство в группе "сохранивших" составляют работники сферы услуг (30,9%) и квалифицированные рабочие (29,0%). Среди сменивших статусы их существенно меньше - 14,2 и 15,5% соответственно. Только 5,2% сохранивших оба статуса являются руководителями и специалистами, среди "сменивших" их доля значительно больше - 33,0%.

Самое значимое различие в характеристиках сохранивших и сменивших статусы - уровень образования. Половина (49,3%) мигрантов, сохранивших при переезде свой профессионально-должностной статус (обычно рабочего или работника сферы услуг) и отраслевую принадлежность (чаще всего к строительству и торговле), имеют среднее общее образование и только десятая часть (10,5%) - высшее. В группе сменивших оба статуса, почти четверть (23,4%) - обладатели вузовских дипломов и 38,3% имеют среднее общее образование.

Итак, первая работа в России чаще всего не соответствует уровню профессиональной подготовки мигранта и его специфическим навыкам. Российский рынок труда при первой встрече "понижает" статус мигрантов, особенно квалифицированных специалистов и руководителей, вынуждая соглашаться на работу, не соответствующую их уровню образования и подготовки. Вместе с тем он достаточно "дружелюбен" в отношении промышленных и строительных рабочих, в первую очередь низкоквалифицированных, а также работников сферы обслуживания, предоставляя им работу по специальности.

Переход "первая работа в России - актуальная работа в России ". Почти треть занятых (31,4%, 2379 человек) утвердительно ответили на вопрос о смене места работы с начала своих поездок в нашу страну или проживания на ее территории. Отметим, что наиболее значимой социально-демографической характеристикой, влияющей на

смену места работы, является уровень образования. Наименьшую активность проявляют мигранты с невысоким образованием. Так, среди имеющих начальное и неполное среднее образование 27,4% меняли место работы, среди обладателей вузовских дипломов - 37,4%. Пол и возраст не являются значимым фактором: менявшие место работы в равной мере представлены среди мужчин и женщин, а также среди респондентов разных возрастных групп (при контроле срока их пребывания в РФ).

Почти в половине случаев (44,2%) смена места работы не приводит к изменению её отраслевой принадлежности. Наиболее "верны" своей отрасли опять, как и на переходе "последняя работа дома - первая работа в России", работники торговли и строительства, среди которых 60,5 и 44,9% (соответственно), поменяв место работы, не сменили её отраслевой профиль. Значительная часть (70,2%) сменивших отраслевую принадлежность своей работы пришли работать в торговлю (27,9%), сферу коммунальных и социальных услуг (15,7%), строительство (14,5%), транспорт и связь (12,0%). Следует подчеркнуть, что смена места работы "не возвращает" бывших работников государственного управления, образования, здравоохранения, финансов к работе в этих отраслях. Таким образом, смена места работы на территории России приводит к усилению концентрации иностранных работников в определенных отраслевых сегментах занятости, прежде всего в торговле, строительстве, ЖКХ, что говорит о формировании особого сегмента рынка труда, предъявляющего спрос на работу мигрантов.

Несмотря на смену места работы, около половины (52,0%) остались в своей профессионально-должностной группе. Это прежде всего работники сферы обслуживания (56,8%) и неквалифицированные рабочие (54,2%). Наиболее мобильными, с точки зрения смены профессионально-должностного статуса, оказались специалисты и офисные работники (табл. 8).

Таблица 8. Профессионально-должностные группы мигрантов по месту первой работы в России и работы в момент опроса (в % по строке)

Темно-серым цветом выделены переходы, соответствующие нисходящей мобильности, светло-серым - восходящей, белым - переходы без изменения уровня квалификации. Полужирным курсивом выделены данные в ячейках, в которых показана доля мигрантов, сохранивших свою профессионально-должностную группу после смены работы в России.

Подчеркнем, что 27,1% сменивших место работы удалось повысить свой профессионально-должностной уровень, снизивших его работников оказалось в 2,3 раза меньше (11,6%). Иначе говоря, на переходе "первое место работы в России - актуальное место работы" восходящая мобильность доминирует, что говорит об экономической адаптации мигрантов. Однако смена места работы все же не позволяет им вернуться к профессионально-должностной позиции, занимаемой на родине. Только 32,3% респондентов, работавших дома, менявших место работы в России и занятых на момент опроса, сохранили свою "домашнюю" профессионально-должностную группу на первом рабочем месте в РФ, после смены работы их доля увеличилась незначительно - до 36%. Минимален уровень возврата среди руководителей и специалистов высшей квалификации (5,6 и 5,7% соответственно).

Смена места работы не способствует и реализации планов найти работу с хорошим заработком. Отрицательно ответили на вопрос об осуществлении таких планов 16,4% респондентов, сменивших работу, и 11,6% не менявших ее. Субъективные оценки подтверждаются данными о величине заработной платы: статистически значимой разницы в уровне заработка мигрантов, менявших и не менявших место работы (в т.ч. и при контроле срока их пребывания на территории РФ) не обнаружено.

Итак, анализ трудовой мобильности показал, что типичной траекторией мигрантов, впервые приехавших в Россию, является трудоустройство, не соответствующее их уровню профессиональной подготовки и специальным навыкам. На российском рынке труда оказываются слабо востребованными профессиональные навыки, образование и квалификация в первую очередь высокого уровня. Более того, динамика отраслевой и профессионально-должностной структуры рабочих мест, которые выступали местами первого трудоустройства мигрантов, говорит о смещении спроса на их труд в сторону всё более простой, не требующей квалификации работы. Очевидно, что наблюдаемое снижение образовательного уровня мигрантов во многом обусловлено такой динамикой спроса на труд.

В процессе смены места работы не более чем 10-15% удается занять рабочие места, в большей мере соответствующие их уровню квалификации и образования. Смена места работы на территории России приводит к усилению концентрации иностранных работников в определенных видах экономической деятельности (торговле, строительстве, ЖКХ, транспорте), что свидетельствует о постепенном формировании особого (во многом "мигрантского") сегмента рынка труда.

В работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проектов SEARCH (грант No.266864 European Community"s Seventh Framework Programme) и "Совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации" (программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ 2013 г.)
Варшавская Елена Яковлевна - доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики
Денисенко Михаил Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора Института демографии, заведующий кафедрой демографии НИУ Высшая школа экономики
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://www.fms.gov.ru/about/koncep_mig_pol (дата обращения 5.06.2013); Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад/ Отв. ред. Вишневский А. Г. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. С. 264; ФМС оценила число нелегальных мигрантов в России. Пресс-конференция заместителя руководителя ФМС Егоровой Е. Ю. 15 октября 2012 г. URL: http:/ria.ru/society/20121015/902613691.html (дата обращения 9.06.2013).
В планах Федеральной службы государственной статистики обследование трудовых мигрантов намечено только на 2015 г. До 2013 г. данные о мигрантах, содержащиеся в Обследовании населения по проблемам занятости, практически не разрабатывались.
Опрос проводился по заказу НИУ Высшая школа экономики в 8 субъектах Российской Федерации: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Астраханская, Самарская, Свердловская области, Пермский, Приморский края. По данным ФМС, в январе-октябре 2011 г. на выбранные регионы приходилось 54% легально занятых иностранных работников в Российской Федерации. В основу распределения квот выборочной совокупности по регионам положена доля региона среди всех отобранных субъектов по суммарному показателю численности работающих по разрешению на работу и по патентам, скорректированная в сторону незначительного увеличения квоты для Астраханской и Самарской областей, а также Пермского края. Кроме того, учитывалось распределение мигрантов по странам происхождения. Респондентами выступали иностранные граждане независимо от их правового статуса и этнической принадлежности. Их поиск осуществлялся методом "снежного кома".
Знание русского языка оценивалось интервьюером.
Наши выводы не противоречат результатам, полученным в ходе других исследований трудовых мигрантов [Зайончковская Ж. А., Тюрюканова Е. В., Флоринская Ю. В. Трудовая миграция в Россию: как двигаться дальше. М.: МАКС Пресс, 2011; Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад/ Отв. ред. Вишневский А. Г. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011].
Отмечается существенный рост численности работников, занятых оказанием услуг по ведению домашнего хозяйства, однако он во многом обусловлен эффектом "низкой базы"

Забытая HB
соискатель отдела экономической безопасности Национального института пробпем международной безопасности

В статье рассматриваются аспекты зарубежного опыта государственного регулирования занятости населения. Акцентированное внимание на проблемах в сфере занятости, возникающих в экономически развитых странах, пути решения этих проблем.

Ключевые слова: занятость, государственное регулирование занятости; зарубежный опыт; модель регулирования.

Повышение уровня занятости населения, улучшения ее качественных характеристик является важной предпосылкой экономического развития страны, катализатором хода экономических процессов. В течение последних лет в сфере занятости наблюдались положительные тенденции, отмечалась стабилизация рынка труда. Однако сейчас, по значительному ухудшению экономической ситуации, проблема приобрела особую остроту и актуальность.

Занятость как социально-экономическое явление традиционно является предметом государственного регулирования. Экономически развитые страны и международные организации относят проблемы занятости в тех, решение которых влияет на обеспечение социально-экономической стабильности общества. Необходимость учета и использования зарубежного опыта для разработки принципов формирования государственной политики занятости и механизмов ее реализации очевидна. Однако прямое, не адаптированы к условиям нашей страны заимствования такого опыта является

крайне нежелательным, а использование отдельных его элементов требует особой осмотрительности и предварительного осуществления фундаментальных научных исследований.

Активный научный поиск в области теоретической базы рынка труда, занятости и безработицы осуществляется отечественными исследователями с начала 90-х годов прошлого века. В научных доработках, посвященных проблемам занятости, акцент делается на изучении проблем государственного регулирования занятости населения и их связи с экономическими реалиями; региональных аспектов организации и регулирования занятости; тендерных аспектов занятости; нерегламентированной и нелегальной занятости. Среди украинских исследователей проблематики занятости можно выделить С.И. Бандура, В.С. Васильченко, А.В. Волкову

И.Ф. Гнибиденко, А.А. Гришнов, М.И. Нижнего, К.В. Зайцеву, Т.А. Заяц, С.П. Калинину, Ю.М. Краснова, О.В. Крушельницкой, Е.А. Кучинский, Е.М. Либанову, Н.Н. Матюху, В.М. Новикова, В.В. Оникиенко, Г.В. Осовской, В.М. Петюха, И.Л. Петрову, М.В. Шаленко.

Но несмотря на то, что в последнее время отечественными учеными проработаны значительный массив литературы в области занятости и рынка труда, издано немало научных трудов, продолжает оставаться открытым широкий круг вопросов. В частности, необходимо выяснение новых подходов к проблеме использования зарубежного опыта регулирования занятости. На предварительном этапе опыт изучался отечественными исследователями прежде всего с целью его заимствования. Однако необходимо отметить, что прямое заимствование создает угрозу возведение государственной политики занятости в набор изолированных мероприятий, направленных на решение отдельных проблем. Теперь, когда в Украине накоплен значительный собственный опыт регулирования занятости в рыночных условиях, пристальное внимание должны привлечь проблемы, возникающие в этой сфере в развитых странах. Исследование путей решения таких проблем могут значительно снизить риск возникновения подобных осложнений в нашей стране.

Целью нашего исследования является определение основных направлений государственного регулирования занятости зарубежных стран; выделение факторов, обусловливающих возникновение проблем в области занятости, общих для большинства развитых стран; определение основных путей решения этих проблем с целью последующей выработки рекомендаций по использованию зарубежного опыта регулирования занятости.

Регулировка занятости населения происходит на нескольких уровнях. На первом, общегосударственном или макроуровне, происходит регламентация прав работников и работодателей, закладываются основы трудового и социального законодательства. Кроме того, на государственном уровне принимаются меры, которые оказывают косвенное влияние на механизм реализации политики занятости. Прежде всего это налоговая и кредитно-денежная политика. Второй, региональный, территориальный или мезоуровень считают базовым относительно других уровней. На данном уровне осуществляется углубленный анализ направлений развития отраслей народного хозяйства, что в свою очередь становится основой исследований рынка труда и дает возможность прогнозирования основных тенденций занятости. Следующий уровень предприятий, организаций и их объединений называют локальным или микроуровнем. Здесь создаются рабочие места, происходит подбор персонала, проводится его обучение и повышение квалификации.

Поскольку определяющим является политика занятости на макроуровне, именно ее проблемы требуют особого внимания. Государственное регулирование занятости происходит с использованием различных методов и средств воздействия. Основными среди них традиционно считают правовые, административные и экономические . Также выделяют организационные средства (активные, пассивные, защитные), комплексные инструменты государственного регулирования, научные меры регулирования занятости населения. Целью государственной политики занятости является создание посредством использования экономических, правовых и административно-организационных методов государственного регулирования, условий для максимально возможной занятости населения и повышения производительности труда.

В каждой стране существует своя национальная модель регулювання занятости. На формирование этой модели влияют системные факторы, среди которых:

предпочтение проведению активной или пассивной политики занятости

степень централизации рынка труда и законодательства по вопросам занятости и социальной защиты

уровень контроля за наемным работником со стороны работодателя

уровень географической и профессиональной мобильности работников

участие в решении вопросов занятости и социального обеспечения профсоюзов, организаций работодателей и др..

Исследователи выделяют пять моделей регулирования занятости и рынка труда: американская (США), скандинавская (скандинавские страны), англосаксонская (Великобритания, Канада, Ирландия), континентальная или немецкий (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция), японская .

Основой американской модели является субсидиарный тип социально-трудовых отношений, ориентация работника на достижение личного успеха и самореализации. Эта модель характеризуется: децентрализацией рынка труда и законодательства по вопросам занятости и социального обеспечения; высоким уровнем контроля за наемным работником со стороны работодателя; высокой географической и профессиональной мобильности работников; относительно высоким уровнем безработицы.

Профессиональная карьера связана прежде всего с изменением места работы, соответственно эта модель отличается высоким уровнем мобильности. Уровень заработной платы всановлюеться на основе квалификации работ и их сложности, продвижение по службе, как правило, не связано с расширением профессионально-квалификационного профиля. Значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации. Существуют как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах. При министерстве труда США создано 1200 государственных центров профориентации и профотбора, через которые ежегодно проходит более 1 млн. подростков. Следствием является снижение затрат на подготовку специалистов на 30-40%, а каждый доллар был вложен в разработку тестов профессионального отбора, создает экономический эффект в одну тысячу долларов .

США традиционно имеют достаточно высокий уровень безработицы. Относительно этого показателя необходимо заметить, что на его уровень существенное влияние фрикционная безработица. Это вполне понятно при широком и динамичном рынке труда, на котором работники активно меняют не только место работы, а и профессию. Например, в этой стране около 10% работников меняют профессию в течение года. Кроме того, страна в течение многих лет удерживала первое место в мире по количеству создаваемых ежегодно рабочих мест. Эти факторы способствовали тому, что безработица воспринимается населением как распространенное, но угрожающими и временное явление.

Что касается проблем регулирования занятости, то для США это прежде всего не количество, а качество созданных рабочих мест. Поскольку в ряды безработных попадают преимущественно неквалифицированные или малоквалифицированные работники, рабочие места, которые для них создаются, довольно низкого качества. В связи с этим основным направлениям современной политики занятости США относятся улучшение качества рабочих мест в аспекте повышения уровня оплаты труда, перспектив профессионального роста и обогащения содержания труда.

Весомым проблемой признается перенос значительной части производственных мощностей компаний-работодателей США за границу. В результате происходит потеря и дисквалификация высокопрофессиональных специалистов и рабочих, растет зависимость от импорта, теряется часть национального рынка. Перечисленные факторы рассматриваются как угроза экономической самостоятельности и безопасности .

Существует тенденция к усилению пассивности безработного населения по поиску работы (как самостоятельного, так и с помощью государства). Суть проблемы заключается в демоты-вая воздействии на безработных высоких социальных трансфертов, увеличивают продолжительность безработицы. Сейчас существуют семьи с третьим-четвертым поколением хронически безработных. Помочь этому может быть только при условии адекватной реакции со стороны государства. Например, одним из направлений деятельности государства в социальной сфере перегруппировки государственных средств с целью снижения иждивенческих настроений среди общественности и развитие человеческого фактора в условиях глобализации экономической активности .

Остановимся на скандинавской или шведской модели, в основе которой находится проведение активной политики на рынке труда. К основным элементам модели относятся:

использования косвенных налогов на товары и услуги с целью препятствования быстрому росту спроса и развитию инфляционных процессов, стимулирование банкротства нерентабельных предприятий

равенство оплаты равной труда независимо от финансового состояния работодателя, сочетание низкой инфляции и полной занятости за счет субсидий предприятиям и организациям на содержание неконкурентоспособных работников

предоставления таким работникам рабочего места в государственном секторе экономики

селективная политика занятости в неэффективных сферах экономики.

Сегодня социальная политика Швеции основывается на трех основных принципах:

достижения полной занятости трудоспособного населения, предоставления социальных гарантий населению, обеспечение равных возможностей достижения благосостояния. Социализация сферы распределения достигается прежде всего учитывая активное и масштабное использование налогово-трансфертного механизма. Например, налог на прибыль корпораций составляет около 70% балансовой показатель??. Это дает государству возможность полностью обеспечить бесплатное высшее образование, здравоохранение, дотировать широкий круг потребительских товаров, полностью брать на себя расходы на трудоустройство, переобучение и повышение квалификации работников, потерявших работу в результате структурной перестройки экономики. Соответственно, уровень занятости является высоким, уровень безработицы составляет 1,5 - 2% от общего количества занятых в общественном производстве. Этому способствует высокий уровень участия в профсоюзном движении (95% работающих являются членами профсоюзов), который был обеспечен принятием В семидесятые годы «Закона надежности», которым регулируется порядок найма и увольнения работников только с согласия профкомитета.

Итак, шведской модели присущ ряд преимуществ (незначительная социальная дифференциация населения, низкий уровень безработицы и др..), однако экономисты отмечают и некоторые негативные моменты. Социализация сферы распределения привела к тому, что доля заработной платы в удовлетворении потребностей шведских семей составляла 35%, а доля социальных трансфертов и бесплатных услуг - 65%. . По мнению шведских экономистов, в результате происходит декомодация рабочей силы, получает проявление в снижении роли заработной платы, и соответственно, значение занятости в жизнеобеспечении. Также отмечается, что ориентация значительной части работников на социальные трансферты и услуги; переводу крупными корпорациями своих активов за рубеж с целью снижения налогов, что в свою очередь, снижает конкурентоспособность национальной экономики; массовый приток иммигрантов, вызывает недовольство значительной части населения. Перечисленные недостатки могут стимулировать переход к ограничению государственного вмешательства в распределительные процессы и принципиального роли занятости в жизнеобеспечении.

Англосаксонская модель предполагает преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокую долю частных и общественных организаций в предоставлении социальных услуг. Поскольку декларируемые на государственном уровне меры регулирования занятости впервые начали внедряться Великобританией, рассмотрим их общие направления в историческом аспекте.

В середине 30-х годов для реализации рекомендаций, предоставленных Дж. М. Кейнсом правительственные Англии, в этой стране был создан Национальный Совет экономического развития. Для вывода экономики из кризисного состояния Кейнс предлагает как решительное вмешательство государства, так и искусственное применения государственных расходов, например, строительство дорог, освоение новых территорий с целью создания рабочих мест (общественные работы).

Задачей Национального Совета была разработка государственных экономических и социальных программ, которые должны быть подчинены достижению главной цели - обеспечению полной занятости рабочей силы и повышению жизненного уровня населения. Это совершенно закономерно, поскольку в стране имелась такая предпосылка для возникновения кризисов как сырьевая зависимость (в страну импортируется 90% сырья). Соответственно, динамика производства напрямую связана с состоянием золотовалютных запасов и платежного баланса. То есть, экономика страны требует государственного вмешательства во всех сферах социально-экономической жизни.

С конца 70-х годов под влиянием монетаристских и неолиберальных тенденций, одновременно с изменением пропорций между государственным и частным сектором экономики в пользу последнего, в стране происходят существенные изменения в политике занятости. Происходит переход к регулированию опосредованными методами. Так, государство активно поддерживает развитие систем участия работников в прибылях, в результате применения которых смягчается социальная напряженность, вызванная имущественным неравенством. На законодательном уровне это было закреплено в 1978 году Согласно акту участия в прибылях, все планы распределения в их реализации должны быть зарегистрированы Департаментом налогов и сборов. Предполагалось льготное налогообложение, что способствовало быстрому распространению различных форм финансового участия во всех секторах британской экономики . В последующие годы аналогичные законодательные акты были приняты и другими европейскими странами, например:

во Франции (декрет «О стимулировании участия рабочих в деятельности предприятия»

в Германии (закон «Об образовании собственности у рабочих»)

в США (декрет «Об освобождении от налогов сумм, подлежащих распределению между рабочими в порядке участия в прибылях»)

Бельгия (билль «Об участии в прибылях») и др..

Нынешняя модель регулирования занятости Великобритании является действенной и эффективной. В ее состав входит несколько взаимосвязанных блоков: сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда, целостная система профессионального обучения и трудоустройства, программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда женщин и молодежи, разработка целевых программ общественных работ, развитие фондов страхования от безработицы, развитие системы социального обеспечения. В институциональной системе регулирования экономики и социальных отношений Великобритании имеется разветвленная сеть напивурядових организаций. Вопросами занятости и безработицы занимается Комиссия по рабочей силы, выполняющей совещательную функцию по отношению к правительству. Сегодня на государственном уровне регулирования занятости осуществляется Департаментом по вопросам занятости.

Заслуживает внимания опыт Великобритании в профориентационной деятельности. Главным координирующим органом в профессиональной деятельности является служба занятости молодежи, состоит из болеекак 3,6 тыс. консультантов и их помощников. Подготовка специалистов в этой сфере проводится в этой стране с 1949 г.

Для континентальной модели, как и для скандинавской, характерен высокий уровень перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), стремление к поддержке высокого уровня занятости, сокращение численности занятых при повышении эффективности труда. Поэтому вопросам занятости и безработицы уделяется первоочередное внимание. Она вызвана как осознанием государством своей ответственности за состояние на рынке труда, так и причинами социально-политического характера, в частности наличием значительного количества трудовых иммигрантов, которые создают конкуренцию местным работникам. На нивелирования этого явления во Франции направлена, в частности, реализация программы занятости «Новые услуги - новые рабочие места». Среди других мероприятий она предусматривает возмещение государством до 80% расходов предприятиям на создание новых рабочих мест для молодежи.

Привлекает внимание и система реализации политики занятости этой страны. Непосредственно вопросами занятости занимаются Министерство социальных отношений и национальной солидарности, Министерство труда, занятости населения и межминистерские комитеты. Политика реализуется через такие организации как Национальное агентство по занятости, Ассоциация по профессиональной подготовке взрослых, Национальный межпрофессиональных союз по вопросам занятости в промышленности и торговле. Вопросами занятости занимаются не только на государственном и региональном, а и на отраслевом уровне.

В системе государственного регулирования развития экономики Франции ведущее место отводится налоговой политике, которую формируют и осуществляют с учетом факторов, определяющих развитие экономики на макроуровне, в частности уровня занятости и безработицы, экономического положения регионов. Это предполагает наличие в налоговой системе наряду с фискальной функцией мощной стимулирующей основы. Расширению занятости государство способствует посредством использования механизма налоговых льгот, среди которых:

использования налогового кредита для расходов на профессиональную подготовку

освобождение от налогообложения 25% суммы прироста расходов на подготовку кадров

льготы для вновь акционерных обществ. Первый и второй год работы прибыль предприятия не облагается, третий - облагается 25% прибыли, четвертый - 50%, пятый - 75%, шестой и далее - 100% .

Японской модели предусматриваются гарантии занятости работникам в течение всей трудовой жизни, увеличение всех видов выплат в зависимости прежде всего от стажа работы. Уровень безработицы в Японии в течение последних лет составляет 3 - 3,5%. Однако отечественные ученые отмечают, что это модель, которая может быть реализована в специфическом ментальном среде , несмотря на то, что условия жизни отличаются от западноевропейских и украинских стандартов.

Итак, развитыми странами используются различные по своей сути и характеру принципы и методы регулирования занятости. Для основательного изучения зарубежного опыта необходимо ретроспективно исследовать динамику изменений в социально-экономической ситуации в стране (в частности, на рынке труда) и оценить эффект соответствующих регулятивных мер государства. Данное исследование является чрезвычайно сложным и объемным и требует координированной участия специалистов. Сейчас МОТ является организацией, которая делает возможным сотрудничество специалистов разных стран по обмену своим опытом регулирования и разрабатывает рекомендации, которые могут быть внедрены с учетом реалий современной социально-экономической ситуации в Украине. Собственно участие в МОТ (сотрудничество с МОТ) является не единственным надежным практическим путем изучения и использования зарубежного опыта.

Например, результатом обобщения мирового опыта в сфере труда и занятости, сотрудничества ООН, Всемирного банка и Международной организации труда стало создание Сети занятости молодежи. Целью деятельности является содействие решению проблемы молодежной занятости через использование опыта стран-членов МВМ. Украина сейчас не является членом этой организации, однако тесно сотрудничает с МОТ и ООН.

В результате проведенного нами исследования можно выделить ряд факторов, которые обусловливают возникновение проблем в области занятости, общих для большинства развитых стран, определить основные пути их решения:

Усиление иждивенческих настроений среди населения, пассивность по поиску работы, возложения на социальные трансферты. На борьбу с этим явлением в Дании направлено принятие в 1996 г. закона, согласно которому молодежь не только имеет право, но и обязана активно привлекаться к рынку труда . Законом было введено возрастное ограничение по нижней границе для предоставления статуса безработного, пособие по безработице молодежи уменьшилось наполовину с целью стимулирования к поиску работы или добавления к специальным программам. Франция, Канада и Бельгия повышают трудовой стаж, необходимый для получения пособия по безработице. Используется также и сокращение периода выплаты пособия (Франция, Швейцария, Япония, Испания).

Наличие значительного количества трудовых иммигрантов и дальнейшее усиление иммиграционных тенденций, создание мигрантами существенной конкуренции местным работникам.

Перенос производственных мощностей за границу с целью уменьшения налогообложения и привлечения дешевой рабочей силы. Результатом экспорта рабочих мест может быть рост безработицы и усиление социальных проблем. Введение налоговых льгот для вновь предприятий, в частности рис?? Х и средних, характерное для Франции и Германии. Используются также льготы по налогообложению прибыли, направленные на уменьшение налоговой базы на сумму средств, направленных на создание рабочих мест, профессиональное обучение и переобучение работников; льготы по освобождению от выплат в социальные фонды, уменьшение ставок налогообложения за трудоустройство неконкурентоспособных категорий граждан.

Качество рабочих мест и подготовки кадров. Проблема квалификации кадров успешно решается учитывая активное проведение профориентационной работы, обучение и переквалификацию работников на государственном, местном и отраслевом уровнях. Благодаря этим мерам количество занятых высококвалифицированных рабочих в США достигает 43%, в Германии - 56%, в Японии - 72% .

Итак, с целью снижения риска возникновения определенных проблем в нашем государстве и успешного нивелирования их негативных последствий необходимо заниматься активными исследованиями путей их решения, применяемые другими странами. Создание собственной эффективной модели регулирования занятости требует активизации международного сотрудничества, главным направлением которой должно стать рациональное взаимодействие с МОТ и другими мировыми организациями на основе прямых связей и межгосударственных программ обмена опытом те взаимного использования трудового потенциала.

Литература

Волынский Г. О социальной дифференциации населения /Г. Волынский //Экономика Украины. - № 2 - С.79-85.

Зайцева К.В. Управление трудовой занятостью в условиях смешанной зкономикы [монография] /К.В. Зайцева. - Донецк: МЧП «ВИК», 2003. - 294с.

Захарченко В.И., Борисов О.Г., Иванищева А.В. Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования экономики для современной Украины /В.И. Захарченко [и др.]. /Под ред. проф. В.И. Захарченко. - М.: Издательский центр Студия «Негоциант», 2005. - 128 с.

Калина А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка (аспект зффективносты): учеб.-метод. пособ. /А.В. Калина. - 2-е изд., Испр. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 300с.

Либанова Элла. Рынок труда и социальная защита: учеб. пособие. по соц. политики /[Е. Либанова, А. Палий]. - М.: Изд-во Соломии Павлычко «Основы», 2004. - 491 с.

Махсма М. Мировые тенденции трансформации занятости населения в условиях глобализации экономики /М. Масхма //Украина: аспекты труда. - 2007. - № 4. - С. 10-15.

Мутяк Н. Менеджмент занятости молодежи: международный аспект /М. Мутяк //Украина: аспекты труда. - 2005. - № 4. - С. 24-28.

Никольская Г. К. Влияние глобализации зкономических связей на состояние рынка труда в США /К. Никольская //Труд за рубежом. - 2000. - № 1. - С.13-16.

Осовская Г.В., Крушельницкая А.В. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие. /Г.В.Осовська [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224с.

Социальное развитие Украины: современные трансформации и перспективы [С.И. Бандур, Т.А. Заяц

В.И.Куценко и др..; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., чл.-корр. НАН Украины Б.М.Данилишин]. - Черкассы: Брама-Украина, 2006. - 760 с.

Как отмечалось ранее, безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.

Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.

Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости. Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест).

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)-совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.).

Регулируемый рынок труда формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных. Организационный рынок труда - это высшая степень развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государственная политика занятости рассматривается в качестве приоритетной составляющей экономической политики и тесно увязана с другими направлениями экономической, технической и социальной политики государства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы специальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите населения от безработицы и оказание необходимой социальной помощи. Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько "корыстный подход" государства, сколько психологических маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Основными принципами государственной политики в области занятости являются:

  • - обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
  • - поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • - координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • - участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • - предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • - обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • - международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям :

  • а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных . Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
  • б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения .

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров .

Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии (первый год - около 1200 евро ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года - 1600 евро).

г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы .

Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена со значительными материальными и моральными издержками, поэтому рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в другие районы не приходится.

  • д) Регулирование международных потоков рабочей силы . В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.
  • е) Регулирование демографических процессов . Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.