Франция аграрная страна. Хозяйство франции

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 2,4% ВВП, промышленности – 26,5%, а сфера услуг производит 71,1% ВВП. Доля промышленности в ВВП в 11 раз больше доли сельского хозяйства. Промышленные изделия составляют около 80% стоимости экспорта. Вместе с тем очевидна постиндустриальная ориентация экономики. На сферу услуг приходится более 2/3 ВВП страны. В промышленности занято 26% экономически активного населения, в сфере услуг – 62% и в сельском хозяйстве 5% экономически активного населения.

В последнее десятилетие для экономической политики Франции характерны поддержка и стимулирование мелкого бизнеса. Роль средних и мелких предпринимателей в стране сейчас более значительна, чем в других высокоразвитых странах. Во Франции 95% предприятий имеют численность работающих до 20 человек. Большинство из них не достигает оптимальной величины, необходимой для современного производства. Поэтому государство проводит политику слияния фирм и укрупнения промышленности. Высока доля мелкого предпринимательства в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, торговля, легкая и пищевая промышленность. Следует отметить, что всего лишь 100 крупных фирм обеспечивают 2/3 промышленного производства страны.

В начале 1990 гг. экономика Франции характеризовалась кризисными явлениями (табл. 5): сокращались занятость и заработная плата; уменьшились инвестиционный спрос предприятий и личное потребление населения; наблюдалось падение загрузки предприятий до 80%, сокращение объемов производства и при этом рост нереализованных товарных запасов, а также небывалое падение цен. Национальные компании испытывали острую нехватку собственных средств и страдали от крупной задолженности и высоких процентных ставок по кредитам. От повышения банковских ставок пострадали 90%

Таблица 9

Основные показатели экономического развития Франции

Показатели

ВВП, % к предыдущему году

Общие инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году

Безработица, % от активного населения

Дефицит госбюджета, % ВВП

Государственный долг, % ВВП

Экспорт, % к предыдущему году

Импорт, % к предыдущему году

Источник: Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет // Мировая экономика и международные отношения. №9. 2001. С. 91–114.

С 1994 г. экономическая ситуация начала улучшаться. Франция перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. В настоящее время машиностроительная, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности дают более 60% промышленной продукции Франции и составляет 10% совокупного производства развитых стран. На легкую промышленность приходится примерно 30% промышленной продукции.

Со второй половины 90-х гг. ХХ в. темпы роста в стране сохраняются на уровне 2,5–3%, капитальных вложений – примерно 4%, личного

потребления – до 2,5%, инфляция составляет 1,8–2% в год. Под влиянием внутренних и внешних факторов Франция в этот период оказалась в первом эшелоне европейских государств с относительно высокими темпами роста национального продукта, низким уровнем инфляции и внешней задолженности. Ускорение темпов экономического роста с 2,3% в 1997 г. до 3,2% в 1998 г. сопровождалось замедлением роста цен с 1,2% до 0,3%. Во Франции наблюдалось снижение бюджетного дефицита ниже 3% ВВП, сокращение дефицита платежного баланса, увеличение реального дохода на душу населения на 3,5%, повышение потребления на 3,8%.

Национальная экономика слабо отреагировала на финансовые кризисы Азии и России благодаря небольшому удельному весу внешней торговли, приходящейся на данные регионы.

Второй компонент внутреннего спроса – инвестиции – также развивался достаточно динамично. Если в 1997 г. общие инвестиции в основной капитал в процентах к предыдущему году были минимальными – 0,1%, то уже в

1998 г. составляли 3,9%, а в 1999 г. несколько снизились до 2,9%. Инвестиционный спрос привел к существенному увеличению производства промышленного оборудования. Благоприятная экономическая ситуация положительно отразилась на уровне занятости. Безработица среди молодежи сократилась на 8,5%, среди лиц в возрасте 25–49 лет – на 5,3%. В целом безработица среди активной части населения снизилась с 12,5% в 1997 г. до 11,2% в 2000 г.

Таким образом, во Франции в качестве «треугольника роста» рассматривается сочетание трех составляющих: использование дефицита государственного бюджета как стимулятора экономического роста; сокращение внутренней и внешней задолженности; снижение нормы налогообложения.

Как и в других развитых странах в экономике Франции большую роль играют ТНК и финансовые банки, тесно связанные между собой и с иностранным капиталом. В качестве примера можно привести «Компани франсез де петроль» и «Эльф-Акитен» (нефтяные), «Пежо-Ситроен» и «Рено» (автомобильная промышленность), «Пешине-Южин-Кюльман» (алюминиевая), «Мишлен» и «Рон-Пуленк» (химическая и резинотехническая). В число 50 крупнейших коммерческих банков мира входят четыре французских («Парижский национальный банк», «Сельскохозяйственный кредит», «Лионский кредит», «Генеральное общество»).

В первые послевоенные десятилетия в хозяйстве Франции ведущие позиции занимали финансовые группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. прошлого века началась экспансия двух новых групп – «Париба» и «Суэз». Во главе групп стояли не банки, а холдинги. В состав группы «Париба» входят банк «Банк де Пари», «Компани франсез де петроль», электротехническая «Томсон – Брандт» и др. Капиталы групп вложены в нефтехимию, электротехнику, металлургию, машиностроение, издательское дело.

С 1980 г. функционирует Ассоциация французских банков (АФБ), которая основала механизм защиты вкладчиков от финансовых рисков, опирающийся на принцип солидарности между банками-членами АФБ. Французские банки–члены ассоциации не создают гарантийных фондов. В случае банкротства какого-либо банка ассоциация определяет сумму, необходимую для возмещения вкладчикам, затем каждый банк вносит свою долю. Такой механизм обеспечивает вкладчикам такую же надежную гарантию, как и страхование вкладов, поскольку гарантами выступают все банки–члены АФБ. Механизм солидарности касается только банковских вкладчиков наличными, и возмещение потерь занимает не более двух месяцев. Опыт Франции, по рекомендации ЕС, постепенно распространяется на все страны – члены ЕС.

Правительство Франции активно вмешивается в экономику страны, используя финансовые рычаги, влияет на структуру экономики, внешнеэкономические связи. По доле государственного сектора в экономике Франция опережает Германию и Великобританию. Государству принадлежит примерно 25% промышленности; в государственном секторе занято около 25% рабочих и служащих. Государству принадлежит основная часть энергетики и заводов черной металлургии, часть машиностроительных и военных предприятий, крупнейшие страховые компании. Оно контролирует железные дороги и морские порты, частично радио и телевидение, пытается контролировать развитие и размещение производственных сил.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности, занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда), самолетов, ракет, атомной энергетики, обладает передовыми технологиями по обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. Франция также активно заимствует передовой зарубежный опыт, растут темпы прямых инвестиций французских ТНК в США, что открывает ее доступ к передовым технологиям и рынкам. По вкладу в исследования космоса страна занимает третье место в мире после США и России.

Франция – постиндустриальная страна с большим удельным весом сельского хозяйства и отраслей непроизводственной сферы в структуре экономики.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает третье место среди развитых стран мира и первое – в Европе. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей–экспортеров вина, ячменя, молока, сливочного масла.

Промышленность. По территории страны промышленность размещается неравномерно. Существует различие между территорией, расположенной к северо-востоку от линии Гавр – Марсель и юго-западными регионами, где позднее начавшаяся индустриализация проявляется слабее. Тем не менее эти различия, особенно явные в 50-е годы, благодаря политике децентрализации промышленности в 60–70-е годы довольно быстро стираются. В западных регионах появились автомобилестроительные заводы в Канне, Рене, Ле-Мане; электротехнические и электронные предприятия – на севере Бретани. Эти мероприятия во многом положительно сказались на периферии Парижского бассейна, прежде всего, на регионах Центр и Бургундия. В целом в провинции было создано свыше 1 млн рабочих мест, 1/3 из которых находится к юго-западу от линии Гав – Марсель.

Старые промышленные районы, опирающиеся на предприятия первого и второго поколений, например, Лотарингия, переживают кризис. Занятость в сфере обрабатывающей промышленности быстро сокращается, многие промышленные предприятия закрываются. Другие промышленные районы, например, парижский округ или Рона-Альпы, пострадали в меньшей степени, поскольку в данных районах производство более диверсифицировано; работают предприятия, использующие новейшие технологии, а также действует сеть конкурентоспособных малых и средних предприятий. Это относится к Эльзасу, который использует близость германского рынка. Динамизм промышленного развития характерен для южных регионов страны. Новые промышленные центры сформировались в Софиа-Антиполисе (первом технополисе Франции) и в Тулузе.

Наиболее развитыми в промышленном отношении являются Парижский бассейн, север Франции и Восточная окраина Центрального массива или долина реки Сена.

В Парижском бассейне наиболее крупной является парижская агломерация. Машиностроение представлено автомобильными заводами, производством точных станков, приборов, вычислительных машин. Предприятия Парижского бассейна дают 80% автомобилей, выпускаемых во Франции.

Северная Франция характеризуется высоким уровнем развития химической, металлургической и текстильной промышленности (производство льняных и шерстяных тканей), машиностроения и металлообработки.

Промышленность восточной части Франции можно подразделить на:

1) старинные независимые центры, в которых развита кожевенная промышленность; производство пергамента; бумаги; мукомольное производство; производство медицинских приборов и оборудования; машиностроительная промышленность;

2) текстильные центры (Лион, Пелюссен);

3) центры добывающей промышленности (Сент-Этьен, Ле-Крезо);

4) угольная и металлургическая промышленность.

Главное место в промышленности занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность.

Электроэнергетика. Одна из важнейших проблем, решения которой добивается Франция, – это ликвидация ее энергетической зависимости, усилившейся за последнее время. В связи с незначительными запасами традиционных энергоносителей после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию атомной энергетики, которая ориентирована на собственную научно-техническую и сырьевую базу и частично на импорт урановой руды из Габона, Нигерии и других стран Африки. Ежегодно в Центральном массиве добывается 2–3тыс. тонн урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работает 55 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится 78,5% всей электроэнергии; 8% дают ТЭС, 13,4% – ГЭС, на другие виды приходится 0,1%. Ориентация на ядерную энергетику во Франции была связана с нефтяными кризисами 1973 и 1978 гг. После 1985 г., когда произошло падение цен на нефть, необходимо было сделать выбор. Проблемы окружающей среды, поднимаемые экологами, подчеркивали негативные последствия использования атомной энергетики, особенно после ситуации в Чернобыле. Тем не менее от атомной энергетики во Франции не отказались. Франция вступила в Европейский Совет по ядерным разработкам, штаб-квартира которого с 1952 г. расположена на ее территории, а также вошла в структуру ЕВРАТОМ и МАГАТЕ. Следует заметить, что более 2/3 суммарной мощности всех АЭС мира сосредоточено лишь в нескольких странах – США, Франции, Японии, Германии, Великобритании и России; всего в мире АЭС действуют в 30 странах, годовая выработка электроэнергии на них превысила 2 трлн кВт/ч.

Во Франции много уникальных центров ядерной энергетики. К примеру, в долине Роны – в Трикастене – находится самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л’Аг – крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций.

Обеспеченность страны собственными энергоресурсами составляет менее 50%. За год добывается менее 10 млн тонн угля, 3–4 млн тонн нефти,

3 млрд куб. м природного газа. Расширение проникновения французских компаний на зарубежный рынок энергоносителей, разнообразие связей с их поставщиками рассматриваются как меры по укреплению энергетической независимости.

В нефтедобывающей отрасли особый акцент делается на развитие передовых технологий, позволяющих вести разведку и добычу нефти на большой глубине континентального шельфа. Экспорт таких технологий, как считают французские эксперты, может изменить географию нефтедобычи, расширить зоны поиска и увеличить число стран-поставщиков.

Среди нефтяных компаний мира заслуживает внимания французская компания «Эльф Акитэн», занимающая седьмое место. Ее деятельность развивается по четырем основным направлениям: разведка и добыча сырья; нефтепереработка и сбыт; химия; фармацевтика и косметика. Она ведет поисковые работы в 29 странах мира и осуществляет добычу в 15 странах. Компания разрабатывает месторождения нефти в Северном море, в государствах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Африке и Мексиканском заливе. «Эльф-Акитэн» контролирует деятельность более 50 дочерних фирм и филиалов. Нефтепереработка и сбыт компании сосредоточены, главным образом, в Европе. В частности, во Франции работают четыре нефтеперерабатывающих завода и более 3тыс. заправочных станций. В последние годы «Эльф-Акитэн» приобрела большое количество акций нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в Германии, Испании, Великобритании и в странах Африки. Одним из наиболее значимых проектов компании является крупнейший в Западной Европе нефтеперерабатывающий комплекс в г. Лейна (Германия), строительство которого было завершено в 1977 г. За пределами Франции «Эльф-Акитэн» принадлежит около 2 тыс. заправочных станций в странах Европы, 708 – в Западной Африке, 70 – на острове Реюньон и Антильских островах.

По потреблению нефти Франция занимает 8-е место в мире, а по мощности нефтеперерабатывающих заводов – 9-е. На импортном сырье у Гавра и Руана выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы. В Северном районе выделяется Дюнкерк – важный порт и промышленный узел с крупным НПЗ, тоже работающим на импортном сырье.

В сфере международного газового бизнеса выделяется государственная корпорация «Газ де Франс». Первые международные шаги компании были направлены на обеспечение газоснабжением Франции, сейчас они интегрированы в деятельность по его разведке и добыче. Компания добывает газ в Германии, планирует добычу в Великобритании и Норвегии с поставками во Францию. Подписано соглашение с «Эльф-Акитэн» о совместной добыче природного газа в Северном море и его сбыте во Франции.

Благодаря географическому положению Франции в ближайшие годы «Газ де Франс» станет важнейшей компанией в Европе, осуществляющей транзит алжирского, норвежского, российского, нигерийского, возможно позднее, туркменского газа. С 1998 г. компания стала важным перевалочным пунктом для норвежского газа, экспортирующегося в Испанию. Транзитные магистрали проходят через Францию и Пиренеи. Подписано соглашение, рассчитанное на 25 лет, регулирующее транзит 6 млрд куб. м природного газа из Норвегии в Италию.

Показатель объема выработки электроэнергии в целом и в расчете на душу населения является одним из важнейших макроэкономических показателей наряду с объемом ВВП. Франция по производству электроэнергии занимает 7-е место в мире, но отстает от многих стран по производству ее на душу населения.

Во Франции хорошо развита черная металлургия. Наиболее крупными производителями черных металлов в Западной Европе по-прежнему являются ФРГ, Италия, Франция и Великобритания. На первую «десятку» стран-производителей ныне приходится 2/3 мировой выплавки стали, а в 1950 г. было 90%. Ежегодно во Франции выплавляется 13–14 млн тонн чугуна и 18–19 млн тонн стали. По выплавке стали в 1990 г. Франция занимала 9-е место в мире, в настоящее время – 12-е. В ЕС ее опережают ФРГ, Италия и Великобритания. Во Франции сложилось три ареала черной металлургии. Около 50% чугуна и 25% стали производится в Лотарингии. С одной стороны, это старые заводы Лотарингии – реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). Построены два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали. Крупные металлургические заводы Лотарингии (в Гандранже, Сереманже, Тионвиле) работают на местной железной руде и частично на своем коксе.

В настоящее время велико значение двух новых крупных металлургических комбинатов, построенных близ Дюнкерка с выносом производственных площадей над морем в Фос (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. Одним из крупнейших производителей стали в мире является французская ТНК «Юзинор Сасилор». В целом отрасль находится в тяжелом положении в связи с падением спроса на местную сталь и низкокачественную железную руду, конкуренцией со стороны других видов продукции, в частности, алюминия и пластмасс и появлением таких конкурентов, как Бразилия и Южная Корея.

Вплоть до второй мировой войны 3/5 всех бокситов добывалось в Европе. В 1913 г. – 60%, 1938 г. – 32%; наибольший удельный вес приходился на Францию. Однако уже в 1980 г. Франция оказалась отодвинутой по размерам добычи бокситов на 10-е место, а в 1991 г. их добыча в стране была полностью прекращена. В связи с этим алюминиевая промышленность переориентировалась на импортное сырье (на 3/4 из Гвинеи). Алюминиевая промышленность, первоначально размещавшаяся в Альпах и Пиренеях вблизи ГЭС, переместилась в портовые центры, оборудованные для приема импортного сырья. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Дюнкерке и вблизи АЭС. Производство алюминия осуществляется главным образом группой «Пешине», которой принадлежит несколько заводов в других странах – Австралии, США, Греции.

Ключевые позиции в мировом производстве рафинированного никеля принадлежат крупным ТНК, среди которых выделяется французская «Ле никель».

Франция – крупнейший импортер рафинированной меди.

Отдельную статью импорта на рынке цветных и редкоземельных металлов составляет импорт металлолома, необходимого для бесперебойной работы ряда французских предприятий. Переработка металлоотходов позволяет снизить стоимость импортной продукции и имеет низкую энергоемкость. Например, получение меди и цинка из отходов в 4–5 раз экономичнее по энергозатратам, чем при выплавке их из руды, а вторичное получение алюминия в 20 раз ниже первичных затрат на его производство.

Машиностроение и металлообработка. Франция – одна из первых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. За последние 20–30 лет ХХ в. изменилась структура обрабатывающей промышленности страны – уменьшились материалоемкие и энергоемкие производства, усилилась роль машиностроения. Однако в машиностроении не все подотрасли развивались одинаково. Особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и КПО, тоннаж спускаемых судов.

Современное машиностроение Франции отражает уровень ее научно-технического прогресса и обороноспособности, определяет развитие других отраслей хозяйства. На долю машиностроения приходится более 40% стоимости промышленного производства, в нем занято около 40% всех работающих в промышленности. Главными отраслями международной специализации Франции является производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружений, оборудования для АЭС.

Автомобильная промышленность – крупнейшая подотрасль транспортного машиностроения, одна из самых монополизированных в мировой индустрии. Ведущими французскими автомобильными компаниями являются «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Последняя дает 3,9% мирового производства автомобилей. Ежегодно во Франции выпускается более 4 млн автомобилей (4-е место в мире), более 80% продукции составляют легковые автомобили, свыше 50% из них экспортируются. Головные заводы находятся в пригородах Парижа и Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте). Однако 1/3 покупаемых в стране автомобилей – импортные.

Судостроение заметно снизило объем производства из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Если в 70-е гг. эта отрасль была одной из ведущих, то сегодня ей отводится второстепенная роль. Некоторые судостроительные фирмы, расположенные в Сен-Назере и в Гавре, специализируются на строительстве крупных морских пассажирских судов и танкеров. Вместе с тем Франция является одним из основных изготовителей прогулочных яхт и катеров. Строятся они в Вандее.

Главная особенность машиностроения в целом – его высокая концентрация в Большом Париже (почти 25% всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) является наукоемкой отраслью, требующей больших научно-технических разработок и огромных капиталовложений; объединяет созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В АРКП Западной Европы лидируют Франция и Великобритания. В результате слияния государственного предприятия «Аэроспасьяль» и частной группы «Матра» образовалось пятое по значению в мире объединение в области гражданского и военного авиастроения. Во Франции производятся военные самолеты: тактический истребитель «Ягуар», «Мираж», «Рафаэль», «Альфа Джет», а также пассажирские самолеты, совместно с Великобританией «Конкорд», вертолеты «Дофин», «Пюма», «Газель» и ракеты «Адес». Франция является крупным экспортером продукции авиаракетно-космической промышленности.

Чтобы противостоять обострившейся международной конкуренции, снизить стоимость исследовательских работ и издержки производства, французкие фирмы пошли по пути объединения своего научно-технического и производственного потенциала на основе корпорации и специализации с аналогичными фирмами других европейских государств. Так, европейский консорциум «Эйрбас индустрии», куда входят авиационные компании «Аэроспасьяль» (Франция); «Даймлер-бенц-Аэроспейс» (ФРГ); «Бритиш-Аэроспейс» (Великобритания); «КАСА» (Испания), в 1997 г. выпустил 182 самолета марки «Эйрбас». В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации и планирует увеличение этой доли. Французские ракеты «Ариан» используются многими странами ЕС для запуска спутников. Основной космодром Франции – Куру (Французская Гвиана). Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких, как СПОТ и «Гелиос». Крупнейшие авиационные заводы расположены в Париже, Тулузе, Бордо, Бурже, Мариньяне и др.

Электротехническая и электронная промышленность характеризуются большим разнообразием выпускаемой продукции. В структуре электротехнической промышленности Франции выделяются две группы производств, выпускающих:

1) дорогостоящую продукцию промышленного назначения, особенно электрооборудование (трансформаторы, выпрямители, электромоторы, генераторы), а также оборудование для электросварки, электропечей для выплавки металлов. Компания «Альстон» специализируется на оборудовании для электростанций. Ей принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма «Томсон» выпускает целую гамму продукции – от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры и техники широкого спроса. «Шнейдер» занимает ведущее место в сфере электромеханики, а «Легран» является мировым лидером в области производства электроаппаратуры;

2) дешевую продукцию для широкого использования; но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает.

Значительная часть предприятий по выпуску ЭВМ принадлежит американскому капиталу. Около 40% производства электроники приходится на заводы столицы.

Главная особенность современного этапа мирового хозяйства – развитие средств связи и телекоммуникаций. Производство электронных средств связи на 75% сосредоточено в 10 наиболее развитых государствах мира. В число крупнейших фирм мира входит и французская «Алькатель». В секторе телекоммуникаций «Алькатель» – четвертая по значимости в производстве оборудования для телекоммуникационных сетей и является мировым лидером в области создания подводных кабельных сетей. Фирма «Микроэлектроник» хотя и занимает третье место в Европе по изготовлению электронных микросхем, но ее продукция составляет менее 3% мирового производства.

Цифровое телевидение представлено компанией «Томсон Мультимедиа», производящей декодеры для цифрового телевидения. Франция занимает третье место после Японии и США в области научных исследований среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Франция имеет развитую многоотраслевую химическую промышленность, входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов, в первую десятку по производству серной кислоты. Специализация страны – производство минеральных удобрений (на собственной сырьевой базе), синтетического каучука (четвертое место в мире), синтетических смол и пластмасс (седьмое место в мире),

тонкая химия – производство дорогостоящей наукоемкой продукции– фармацевтических препаратов, косметики, парфюмерии, фотохимических изделий и др.

Крупные заводы химической промышленности есть почти во всех районах страны. В Лотарингии на местном сырье развивается углехимия и производство соли, в Эльзасе – производство калийных удобрений, в

Ландах – лесохимия. В промышленных узлах Марселя и Нижней Сены на импортном сырье работают крупнейшие нефтехимические заводы. В Альпах и Пиренеях на дешевой электроэнергии – электрохимия; в Лионском районе текстильная промышленность послужила стимулом для развития смежных химических производств; в Париже – тонкая химия, а также производство шин. Крупные заводы резиновых изделий находятся в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Они были построены в сельских районах в расчете на дешевизну местных трудовых ресурсов. Развитие трубопроводного транспорта способствовало строительству новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Получила развитие и биоиндустрия. Франции принадлежит видное место в разработке и создании ферментов, ароматических веществ, в генной инженерии, используемой в сельском хозяйстве для производства новых сортов семян. Работы в этой сфере крайне разнообразны и используются многими отраслями. В фармацевтике – это новые достижения с появлением антибиотиков; в агропродовольственном комплексе – использование ферментов в молочной промышленности и др.

Франция входит в первую десятку стран мира по производству целлюлозы, бумаги и картона.

Важнейшая отрасль легкой промышленности – текстильная и швейная – имеют давние традиции. Хотя текстильная промышленность утратила свое былое значение в экономике страны, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. По производству тканей Франция вместе с Италией и Германией лидируют в Западной Европе, причем Франция отличается более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и более низкой в потреблении химических волокон. В настоящее время текстильное производство находится в упадке из-за проблем сбыта товаров на внешних и внутренних рынках, поэтому число занятых в отрасли сократилось в три раза по сравнению с серединой 50-х гг. прошлого века. Размещение текстильных предприятий не менялось. Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. Расположенные на севере Рубе-Туркуэн, Армонтьер, Камбре, Лилль специализируются по производству шерстяных, льняных, джутовых тканей. Склоны Вогезов и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности. Крупнейшие центры Мюлуз, Эпиналь, Лион, прежде славившиеся производством тканей из натурального шелка, теперь являются центрами синтетических тканей. Париж, Рубе, Труа – важнейшие производители трикотажа.

Большим спросом пользуются изделия французской швейной промышленности и за пределами страны. Париж – главный «законодатель мод» и центр по выпуску одежды и галантереи.

Основные промышленные группы индустрии моды и производства предметов роскоши – Ив Сен-Лоран, Шанель, Диор, Картье и др.

Пищевая промышленность – главный потребитель продукции сельского хозяйства. Относясь к числу ведущих отраслей французской экономики, она обеспечивает товарооборот в размере свыше 125 млрд долларов и является третьим по значению работодателем во французской промышленности. Кроме того, пищевая промышленность в значительной степени ориентирована на экспорт. Среди продуктов, пользующихся самым высоким экспортным спросом, первое место занимают вина и крепкие спиртные напитки, зерновые, молочные продукты.

Таким образом, промышленность Франции размещена крайне неравномерно. Более 20 % продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же в Лионском и Северном районах (это всего 17% территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции.

Сельское хозяйство. Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы; второе – по производству мяса, картофеля (после Германии) и винограда (после Италии); является крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства. Обрабатываемые земли составляют 54% от общей площади.

После второй мировой войны сельское хозяйство развивалось в условиях обострения конкуренции на рынках продовольствия, особенно на рынке ЕС, и интенсивной модернизации, которая привела к сокращению численности занятых в этой сфере. Цифры, подтверждающие этот факт, следующие: 1946 г. – 36%, 1962 г. – 21%, 1972 г. – 12%, 1994 г. – около 5%, 2000 г. – около 2%.

Структура сельского хозяйства характеризуется разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растениеводства и животноводства. На растениеводство приходится немногим более половины доходов сельскохозяйственного сектора. Главное в растениеводстве – производство зерна (сборы 55–60 млн тонн в год). Основная культура – пшеница, под посевами которой занято около четверти пашни и половина площади зерновых. Важнейшие пшеничные районы страны – Северо-Французская и Аквитанская низменности. Франция производит 36 млн тонн пшеницы в год, это первое место в ЕС. Средняя урожайность – более 60 ц/га. Важное значение имеет кукуруза (17 млн тонн) и ячмень (10 млн тонн в год). Длительное время кукуруза выращивалась только на юго-западе, однако благодаря дождевальному орошению и выведению гибридных сортов она распространилась и на Парижский бассейн. На почвах Центрального массива высевают рожь, а в дельте Роны – рис. Широко распространены посевы картофеля и сахарной свеклы. Сахарную свеклу возделывают на севере Французской низменности, там же расположены и сахарные заводы. Сахар производится также и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и Реюньона. За последние 15 лет расширились посевы рапса, подсолнечника. В некоторых районах выращивают хмель, табак, лен; возле Ниццы располагаются цветочные плантации.

Франция, как и Италия, в числе первых в мире по сбору винограда, изготовлению и качеству виноградных марочных вин (60 млн литров в год). Их производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары. Лангедок – главный район виноградарства – дает около 1/3 производства столовых вин. Виноградники в районах Арманьяка и Коньяка используются для производства прославленных французских коньяков.

По сбору фруктов Франция занимает третье место в Европе, уступая Италии и Испании. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (на северо-западе), грушевые и персиковые, в Средиземноморских районах – сливы и цитрусовые. Овощи возделываются в «огородном поясе» вокруг крупных городов, Парижа, в первую очередь. В целом виноградарство и овощеводство дают 8–10% всей стоимости продукции сельского хозяйства.

Животноводство мясомолочного направления. По производству мяса Франция занимает первое место среди стран ЕС. Важнейшая отрасль животноводства – разведение крупного рогатого скота. Главный животноводческий район – Северо-запад. Здесь сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито коневодство. Вторым по значимости районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней является Центральный массив. По поголовью свиней Франция занимает второе место в Европе. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель, кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой. Как и в других европейских странах, потребление свинины, более дешевой в производстве, быстро растет (более 34 кг на душу населения в год; потребление говядины – около 26 кг на душу населения).

Центральный массив – основной овцеводческий район; рост поголовья связан с увеличением спроса на баранину и овечьи сыры. Слабо развито животноводство в средиземноморских районах страны, где бедна кормовая база.

В последние десятилетия хорошо развивалось птицеводство. Увеличилось число крупных инкубаторных птицеферм на западе и юго-западе. Однако самая высококачественная продукция производится в фермерских хозяйствах и гарантируется товарными знаками. Это относится, в первую очередь, к производству паштетов из гусиной печени в Эльзасе и на юго-западе страны.

Большое значение в экономике многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша играет рыболовство. Главные рыболовные порты – Булонь, Лорьян, Ла-Рошель и др. Развит устричный промысел.

Из сферы услуг следует выделить развитие во Франции туризма и финансов. Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая туристов со всего мира, а также активно экспортирует капиталы (особенно долгосрочные) в США, Великобританию, Испанию, Грецию, Германию.

Транспорт. Во Франции густая сеть автомобильных и железных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов. Во внутренних перевозках людей и грузов лидирует автомобильный транспорт. Крупнейшая трансфранцузская автострада Лиль–Париж – Лион – Марсель – Ницца. Франция занимает одно из первых мест в мире по обеспеченности населения автомобилями (на 1000 жителей – 420 личных автомобилей), по протяженности, густоте и качеству автомобильных дорог. Основная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается железнодорожным и трубопроводным транспортом. Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Железные дороги отличаются высокой степенью электрификации (35% электрифицировано, длина сети железных дорог – 34 тыс. километров), большой скоростью движения поездов (270–300 километров в час), хорошим обслуживанием пассажиров. Главные железнодорожные магистрали: Париж – Лион – Марсель; Париж –Тур – Бордо; Париж – Лимож – Тулуза и другие пути, связывающие Париж с периферийными районами. Важнейшие нефте - и продуктопроводы:

Марсель – Лион – Стасбург и Гавр – Париж.

Значительная часть перевозок стройматериалов и топлива осуществляется внутренними водными путями по судоходным рекам и каналам, протяженностью около 7тыс. километров. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. Их основной стержень – Сена, которая через Уазу и Сен-Кантенский канал связана с Северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией, Сааром и Рейном. Европейский Союз придает важное значение совершенствованию водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и с Северным и Средиземным морями. С этой целью завершаются работы по модернизации каналов Рейн-Рона и улучшению условий судоходства по Сене и Роне. Главные речные порты страны – Париж, Стасбург, Руан.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные водные пути.

Во внешних связях исключительно важную роль играет морской флот и авиатранспорт. Морские перевозки составляют около 300 млн тонн в год. Следует отметить, что вес прибывающих грузов в три раза больше, чем отправляемых, потому что Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует (более 2/5 ввоза – нефть). Около 75% морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан, но самые главные – Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн тонн, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого около 80 млн тонн, и Руан – морские аванпорты Парижа. Порт Дюнкерк – морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант-Сен-Назер. До недавнего времени в пассажирских перевозках большое значение имели Булонь, Дьеш и Кале, обслуживающие сообщения с Англией. С 1994 г. для этих целей стал использоваться туннель под Па-де-Кале. Главные военно-морские базы – Брест и Тулон.

В авиационных перевозках основную роль играют государственная компания «Эр-Франс» и аэропорт Парижа.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и управления производством

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Экономика Франции»

Проверил: ассистент Готовчик В.И.

Выполнила: студентка 2 курса группы М-052

Потапенко О.В.

БОБРУЙСК 2007

Общие тенденции экономического развития Франции

Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв км, население 57 млн. чел., из них работающих - 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

Современная французская экономика - одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и XXI вв. Франция занимает среди ведущих стран Запада 5-е место в мире по ВВП на душу населения, 5-е - по удельному весу в мировом промышленном производстве, 4-е - по доле в мировом экспорте, однако по уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу).

Процессы, имевшие место в экономике в течение «тридцати горестных лет» (так во французской экономической прессе часто именуют период с начала 70-х до конца 90-х годов), имели неоднозначный характер.

До начала 80-х годов чем больше сокращалось производство, тем сильнее увеличивалась безработица и падали темпы потребления, тем активнее боролось с их проявлениями государство, что лишь ухудшало ситуацию. Предприятия сократили инвестиции, но справиться с задолженностью и существенно повысить прибыльность не смогли.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли. За 80-е годы ее доля в промышленном производстве сократилась с 6,6 до 5,7%. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имела недостаточную специализацию, с трудом приспосабливалась к быстро меняющемуся спросу на рынках.

С начала 90-х годов темпы развития экономики Франции замедлились и стали просто несопоставимы с 60-70-ми годами. Так, если в конце 60-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял 5,7%, то в 90-е годы он снизился до 1,3%. На протяжении 90-х годов сохранялся устойчиво высокий уровень безработицы (11-12%); она носила застойный характер, увеличивалась и ее средняя продолжительность. Государственный долг в 1996 г. составил 100% ВВП.

Ускорился рост дефицита бюджета социального обеспечения, стимулируемый воздействием демографических факторов: сокращением суммарной рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни населения. При этом процесс старения населения сопровождается не только увеличением доли пожилых людей, но и сокращением доли молодежи.

В результате денационализации в 1995 - 1996 гг. в бюджет поступило 48 млрд. фр. вместо запланированных 60 млрд. фр., в том числе в 1996 г. - около 27 млрд. фр. вместо 40 млрд. фр. Государство является акционером всех приватизированных предприятий. За ним остается 0,8% акций «Рон - Пуленк», 12,5 - табачной фирмы «Сейтс», 9,8 - «Юзинор», 46% - «Рено». Часть акций остается в собственности самих предприятий.

2002 год. Слабые темпы роста экономики ставят новое правительство Франции в сложное положение: с одной стороны, нужно выполнять обещанное во время выборов снижение налогов, с другой стороны - выполнять подписанное в ЕС соглашение, по которому Франция согласилась довести свой бюджет до бездефицитности в 2004 году. Правда, предполагалось, что рост экономики будет составлять около 3%, что намного выше реального уровня. И хотя многие экономисты заявляют сейчас о, мягко говоря, нереальности бездефицитного бюджета в 2004 году, правительство пока намерено твердо придерживаться заявленных ориентиров.

Единственными более-менее стабильными факторами роста в 2002 году остаются потребление частным сектором и экспорт.

Но все же, доверие французских потребителей к экономике страны упало на фоне ухудшения настроений предпринимателей, а безработица подскочила до максимума почти за два года.

Надежды на быстрое восстановление французской экономики остаются довольно призрачными. Согласно данным статистических органов, основной причиной замедления темпов экономического роста является низкий уровень инвестиций, причем не помогли и высокие расходы потребителей.

Ранее предполагалось, что рост экономики Франции - второй по величине экономики Евросоюза - составит в 2002 году +1,4%. Однако он оказался ниже.

Специалисты не выражают оптимизма и по поводу перспектив французской экономики и в 2003 году.

Современное положение экономики Франции

Экономика Франции объединяет современные капиталистические методы управления с обширным правительственным вмешательством. Правительство сохраняет значительное влияние по ключевым долям каждого сектора, оно имеет контрольные пакеты акций железной дороги, электростанций, воздушного сообщения и телекоммуникационных компаний. Правда, начиная с 1990-ых годов, правительство постепенно ослабляет контроль над этими секторами. Правительство медленно распродает часть своих акций в France Telecom, в Air France, в страховании, в банковском деле, и в различных отраслях промышленности. Тем временем, благодаря большим площадям плодородной земли плюс применению современным технологиям, Франция стала ведущим сельскохозяйственным производителем в Западной Европе. Но в тоже время в стране наблюдается постоянно высокий уровень безработицы.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощности ТНК. Так, «Иметаль» объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании «Рено» - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и т.д.

Централизация капитала на национальной и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания «Пешине» превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Ашет» - в ведущего издателя журналов в мире, фирма «Кабль де Лион» вышла на первое место в мире по производству электрических кабелей.

Банки активно участвуют в деятельности промышленных компаний через систему участия во владениях акционерным капиталом. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи.

Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится к отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании «Юзинор» и «Сасилор» сосредоточили 70% производства стали, «Томсон» - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, «Рено» и «Пежо» - почти все производство автомобилей.

Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрации производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. Мелкие и средние предприятия укрепили свои позиции в период 70-80 годов. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя 2 года, а каждое второе не дотягивает до 5 лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции. На нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Услуги - наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг является торговля, туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело.

Рис. 1. Занятость трудоспособного населения Франции по отраслям

В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны некоторых западных и особенно «новых индустриальных стран». Например, в таких отраслях, как производство мебели, текстильная промышленность, французские предприятия недостаточно конкурентоспособны и уступают более технически вооруженным германским, более гибким итальянским и бельгийским компаниям.

Вынужденная действовать в условиях жесткой конкуренции, Франция сделала ставку на развитие исследований, модернизацию производства, разработку новых изделий и оборудования. Адаптация промышленных мощностей к новому ритму производства сопровождалась повышением производительности. Параллельно проходили компьютеризация отраслей и развитие математического обеспечения, что позволило внедрять в производство современные системы автоматического проектирования и управления технологическими процессами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 9, с. 110-111

2. Европейские банки продолжают объединяться // Финансист, 1999, № 3 - 4, с. 37

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 727 с.

4. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Т.И.Капаева и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 485 с.

5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П.Колосова, М.Н.Осьмовой. - М.: 2000. - 438 с.

6. Мовсесян А. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 6, с. 55-63

7. Островская Е. Франция // Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 8, с. 89 - 97

8. Сергеев П.В. Мировая экономика. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1999

9. Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

10. Черников Г.П. Экономика Франции: Общие проблемы: Учеб. пособие. -- М.: МГИМО, 1998

11. Черников Г.П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. - М.: РОССПЭН, 2002. - 416 с.

Подобные документы

    Общие тенденции экономического развития Франции. Одна из ведущих западных держав. Стремление Франции к концентрации и централизации капитала, его экспорту и импорту. Поощрение малого бизнеса. Современное положение экономики Франции.

    реферат , добавлен 10.01.2004

    Общая характеристика экономики Франции, направления развития ее отраслей, существующие проблемы: промышленности, сельского хозяйства, рынка услуг. Сотрудничество Франции с другими субъектами мировой экономики: экспорт и импорт, отношения с Беларусью.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2013

    Франция как неотъемлемая часть мировой экономики, основные показатели ее экономического развития. Проблемы французской экономики, особенности приватизации. Сотрудничество Франции и России в области машиностроения. Совместная космическая программа "Урал".

    курсовая работа , добавлен 18.11.2011

    Современное состояние экономики Франции. Степень развития сферы услуг, промышленного производства, образования. Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия страны. Французская модель мотивации труда. Индексация и индивидуализация заработной платы.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    Географическое расположение Франции в западной части Европейского материка. Франция – высокоразвитая индустриально-аграрная, морская страна. Экономическая политика государства. Структура и особенности экономики, международные экономические отношения.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Политические аспекты участия Франции в международных отношениях. Внешнеполитическая стратегия Франции, ее участие в европейском строительстве. Франция и международные конфликты: Ближний Восток, Балканы, Ирак. Место и роль Франции в мировой экономике.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Развитие валютно-денежной системы Франции. Сокращение дефицита бюджета в 2013 году за счет сокращения числа государственных служащих и проведения пенсионных реформ. Внешнеторговая политика государства и последствия мирового кризиса для его экономики.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2013

    Интересы и геополитические задачи Франции в странах Южного Средиземноморья. Роль Франции в Евро-Средиземноморском партнерстве в рамках Барселонского процесса. Этапы создания Союза для Средиземноморья. Миграционная политика Франции в отношении иммигрантов.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2015

    Роль Франции в мировом хозяйстве, тенденции в сфере конкурентоспособности и экономическом развитии страны. Значение Франции как торгово-экономического партнера России. Перспективы инвестиционного сотрудничества и научно-технической кооперации двух стран.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2013

    Проблемы развития энергетической политики Франции. Глобализация энергетической безопасности государства. Директивы по либерализации и созданию единого общеевропейского рынка по электроэнергии и газу. Сотрудничество Франции и России на современном этапе.

Население

Население страны (по оценке на 1997 год) составляет около 58.027.000 человек, средняя плотность населения около 107 человек на к квадратный километр. Среднегодовой естественный прирост населения 0,37%. Средняя плотность населения 98 человек на один квадратный километр. Наиболее густо заселен север Франции (до 300-500 человек на 1 км2), наименее - горные районы Альп и Пиренеев (менее 10 человек на 1 км2).

В промышленности Франции занято 28% экономически активного населения, а в сельском хозяйстве - 10%. Подавляющее число населения (73%) живет в городах.

На территории страны проживают представители нескольких этнических групп. 94% населения - французы, остальную часть составляют португальцы, алжирцы, итальянцы, марокканцы, турки.

Государственным языком является французский, но на территории некоторых провинций жители используют и местные языки: бретонский (в Бретани), баскский, каталонский (оба в Пиренеях), провансаль (в Провансе), фламандкий (во Фландрии), немецкие диалекты (в Эльзасе и Лотарингии).

Подавляющее большинство населения - католики (76%), протестанты составляют 9%, мусульмане - 3%, иудеи - 2%, около 10% населения - атеисты. Официальный календарь, принятый во Франции - григорианский. Крупнейшими городами являются: Париж (9060000 человек), Марсель, Лион, Тулуза, Ницца, Страсбург, Нант. В парижской агломерации сосредоточено около 16% населения.

На территории страны проживает также 2,1 млн рабочих-иммигрантов, в основном это жители Северной Африки.

Хозяйство

Франция - индустриально аграрная страна с высоким уровнем развития капитализма, занимающее одно из первых мест в капиталистическом мире по объему промышленности и сельскохозяйственному производству, размеров внешнеэкономических связей, золотовалютным запасом. В экономике господствует монополистический капитал, особенно высока степень монополизации в металлургии, в производстве легковых автомобилей и других отраслях машиностроения и химической промышленности.

Национализированы (частично или полностью) банки, угольная, атомная, авиационные, автомобильные и газовая промышленность, кроме электостанций, железных дорог и авиатранспорт. В промышленности ведущую роль играет тяжелая. Добыча каменного угля 18000000 тонн, природного газа 11000000000 , нефти 1,4 млн. тонн; производство электроэнергии 246 млрд. кВтч, в том числе 30% на АЭС. Основные заводы по производству металлического урана - в Пьерлате, в Маркуле и под Парижем.

Развита черная металлургия, работающая главным образом на собственной руде (добыча 29 млн. тонн); ежегодно выплавляется 19 млн. тонн чугуна и 23 млн. тонн стали. Главный район - Лотарингия, другие центры - Север и Лионский район. Цветная металлургия (кроме алюминиевой) работает на привозном сырье (выплавка первичного алюминия 31000 тонн).

Машиностроение - ведущая отрасль индустрии (1/3 всех занятых в промышленности), особенно развиты транспортное машиностроение, электротехническая и электронная промышленность.

Ежегодно выпускается около 4000000 автомобилей, 40000 тракторов.

Основные центры автомобильной промышленности - Париж, Лион; авиастроения - Париж, Тулуза; судостроения - Сен-Назер, Нант; станкостроение и многие другие строения машиностроения широко представлены в Париже, Лионе, Ле-Крезо и на севере - в городах Лилль, Валенсьен и другие. Крупные производство оружия.

После 2-й мировой войны быстро развивалась химическая и нефтехимическая промышленность. Крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия на Нижней Сене (гг. Гавр, Руан) и в районе Марселя, углехимическая - на Севере; предприятия по производству соды - в Лотарингии; калийные удобрения - в Эльзасе. Париж и Лион - центры разнообразной химической промышленности. Производство азотных и фосфорных удобрений, около 3 млн. тонн пластмасс, 204 тыс. тонн синтетических волокон. Видное место занимает текстильное производство. Основные районы: Эльзас и Вогезы, Лилль - Рубе - Туркуэн (шерстяная) и Лион (шелковая). Париж - центр легкой промышленности. В пищевой промышленности выделяются молочная и мясная отрасли, виноделие. Главным промышленные районы - Парижский (св. 25% всех занятых в промышленности в стране), Северный, Лотарингский и Лионский. Ниже уровень индустриализации в некоторых западных и южных районах, а также Центрального Французского массива.

В сельском хозяйстве преобладают крупные капиталистические хозяйства, хотя численно преобладают мелкие. Государство содействует капиталистической "рационализации" сельского хозяйства. Около 3/4 с.-х. площади обрабатывается собственниками, 1/4 - арендаторами. Благоприятные природные условия, высокий уровень агрикультуры и интенсивности производства обеспечивают высокую урожайность с.-х. культур.

Главная отрасль сельского хозяйства - животноводство. Поголовье крупного рогатого скота около 24,6 млн.; развиты свиноводство и овцеводство, птицеводство. Главный район животноводства - Северо-Запад и Центральный Французский массив.

Основная специализация растениеводства - производство зерновых, винограда, овощей и фруктов, картофеля, сахарной свеклы. Большая часть зерна и сахарной свеклы собирается в Северо-Французской низменности; овощеводство распространено главным образом в долинах Роны, Луары и Гаронны. Развиты морское рыболовство и разведение устриц.

Специфическими отраслями хозяйства Франции являются виноделие и производство различных сыров. Виноград выращивается главным образом в Лангедоке и в районе Бордо.

Франция занимает одно из первых мест по производству мяса, кисломолочных продуктов и яиц. Соответственно, это страна с высоким уровнем развития животноводства и птицеводства. Знамениты на весь мир качество кур «де Бресс». Являясь уникальным, штучным товаром, они сегодня являются объектом самого крупного по размаху мошенничества в сельскохозяйственном бизнесе.

Французская деревня - это и средние по площади хозяйства (10-15 га). Они занимают 8% всех земель. А так же более крупные фермы (более 50 га). Они расположены на 40% земель страны.

Но не только животноводство мясомолочного направления составляет основу французского сельского хозяйства. Естественно, там очень хорошо развито виноградарство. А так же рыболовство, разведение устриц и садоводство. Главные выращиваемые зерновые культуры - это пшеница, ячмень и .

Французское сельское хозяйство основано на частном землевладении. Мелкие и крупные хозяйства поставляют свою продукцию через рынки. В одном только Париже таких "marche" насчитывается более восьмидесяти. Французы редко посещают супермаркеты. Вместо этого они совершают покупки по утрам 2–3 раза в неделю. Обычно рынки открыты с 8 часов и до обеда.

Франция производит более 400 сортов сыров. Это крупнейший мировой производитель пшеницы, масла, мяса. По объему продукции страна занимает 1-е место среди государств Западной Европы. И 3-е место в мире после США и Канады.

Формы ведения хозяйства это, в основном, кооперативы. Они действуют во всех сферах производства. Так в области виноделия они обеспечивают не менее 50% продукции. На их долю приходится 30% овощных консервов, 25% торговли мясом.

Управляет сельским хозяйством Франции государство с помощью системы государственных специализированных органов. Имеют место и отраслевые общества. Банк «Креди Агриколь», Фонд экономического и социального развития оказывают содействие в экономическом развитии фермерства. Немаловажную роль в развитии играют климатические условия страны. В основном это морской, умеренно теплый и влажный климат.

Особенности сельского хозяйства в России

Российское сельское хозяйство основано, прежде всего, на выращивании мясо-молочных пород скота. Очень большая роль отводится зерновым культурам. Но из 17 миллионов кв. км территории России сельскохозяйственными угодьями занято только 2,22. Это всего лишь 13% всех земель. В основном здесь возделывают как рожь, пшеницу, ячмень, овес, кукурузу просо, гречиху и рис. Так же бобовые: , сою, чечевицу. В итоге из 120 миллионов гектаров земель, отведенных под посев, используется менее половины.

Высокие цены на технику и материалы, по которым приходится фермерам их закупать у государства, не благоприятствуют развитию этой экономической отрасли страны. Кроме того, Россия находится в зоне так называемого « ». В отличии от Франции, она расположена либо в слишком засушливых, либо в очень влажных зонах. Поэтому выращивание многих многолетних культур просто невозможно. Комфортны для ведения сельского хозяйства районы Северного Кавказа и Среднего Поволжья. Но это лишь 5 % от всей территории страны.

Горные территории Кавказа и Южной Сибири используются под пастбища. Здесь развито мясное скотоводство, овцеводство, коневодство, мараловодство, яководство. В этих областях произрастает большое количество зерновых культур, в том числе пшеницы.

Управление сельским хозяйством России осуществляет Министерство сельского хозяйства. Оно распределяет средства федерального бюджета в по регионам. Мелкие хозяйства занимают незначительную роль в сельском хозяйстве страны. В основном они заняты в молочном скотоводстве, пчеловодстве. По этим причинам рыночная розничная торговля в России очень слабо развита и на рынках почти не представлена.


Хозяйство Франции

Франция принадлежит к высокоразвитым постиндустриальным странам мира. Объем промышленного производства во второй половине XX ст. вырос почти в шесть раз, а производительность сельского хозяйства - больше, чем вдвое.

По объему промышленного производства и размеру ВНП (1500 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Японии и Германии.
В структуре ВНП удельный вес промышленной продукции значительно превышает часть продукции аграрного сектора, но уступает сфере услуг. Продукция промышленности доминирует и в экспорте страны.
Характерной особенностью современного развития промышленности Франции являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признание такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которые усиливают конкурентновозможность промышленной продукции.
Ведущие позиции Франция занимает в производстве робототехники, средств связи, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике.
Энергетика является развитой отраслью во Франции, которая опирается на использование как собственных, так и импортных, топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше, чем на половину. Более половины энергоносителей Франция импортирует.
Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой частью электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях (75 %), за этим показателем страна уступает только США. АЭС работают преимущественно на собственном уране, который добывают в Центральном массиве. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и вокруг больших городов (7,3 %). Большие ГЭС находятся на р. Рона и ее альпийских притоках, много их также в Центральном массиве, Пиренеях, и на истоках Рейна. ГЭС производят 17 % электроэнергии страны.
Угольная промышленность страны переживает кризис. Уголь добывается в Центральном массиве и на севере страны. Главным районом добычи угля остается Лотарингия.
Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции перерабатывают свыше 75 млн. т сырой нефти. Нефть поступает преимущественно из стран юго-западной Азии и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах Марселя, Гавра, Дюнкерка, Руана, Бордо, Страсбурга.
Природный газ импортируется из Алжира, Голландии, России.
Производство электроэнергии во Франции постоянно увеличивается, часть выработанной электроэнергии Франция экспортирует.
Во Франции хорошо развитая черная металлургия, По уровню развития она занимает пятое место в Европе после России, Германии, Италии и Украины.
Для производства черных металлов используется, главным образом, местное сырье. Франция входит в десяток наибольших производителей черных металлов в мире. Больше всего железной руды и металла производится в Лотарингии. Металлургические заводы полного цикла функционируют в Лотарингии, в городах Дюнкерк и Фос-сюр-Мэри (район Марселя), в Савойи.
Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово-цинковую. По добыче бокситов страна входит в двадцатку самых больших мировых производителей, а за выплавкой алюминия уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десяток наибольших мировых производителей. По производству свинца и цинка страна занимает соответственно седьмое и десятое места в мире. Во Франции добывают также медь, серебро, вольфрам, литий, горн. Франция является основным производителем золота в Западной Европе.
Машиностроение - главная отрасль промышленности Франции. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти треть, несколько уступая за этим показателем США, Японии, Германии. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, прежде всего автомобилестроение. Большинство автомобильных предприятий располагаются на окраинах столичного района Франции - в Нормандии, Эльзасе, Севере, Рона-Альпах. Наиболее известной автомобильной фирмой является "Пежо-Ситроен", которая обеспечивает свыше 30% выпуска автомобилей во Франции.
Важной отраслью машиностроения является авиаракетная. По производству самолетов Франция занимает первое место в мире, а за количеством занятых и объемом производства в мире она уступает только США. Центры авиационной промышленности - Париж, Тулуза, Бордо и Мариньяни. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других западноевропейских стран, принадлежит государству.
Судостроение развивается в Сен-Назаре, Нанти, Дюнкерке.
Франция является известным производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов она занимает первое место в мире. Значительного развития достигла электротехника и электронная индустрия, которая, кроме бытовых товаров, выпускает изделия промышленного, научного и военного назначения, электронно-вычислительные машины. Весомая часть этой - за предприятиями Парижа.
Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, резины, пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон, моющих средств, медикаментов и т.п. Химические заводы базируются преимущественно на дешевом сырье и энергии. Так, в Лотарингии на базе местного сырья развитые углехимия и производство соды, в Эльзасе - производство калийных удобрений, в Ландах - лесохимия, в Альпах и Пиренеях - электрохимия. Центры нефтехимической промышленности ориентируется на импортное сырье (Марсель, Нижняя Сена). В то же время строятся мелкие предприятия наукоемких подотраслей, особенно фармацевтики и парфюмерии в районах, которые хорошо обеспечены квалифицированной рабочей силой (Париж).
Производством синтетических волокон во Франции выделяется химический концерн "Рон-Пулен" - четвертый в мире по величине производитель химических волокон.
Важной отраслью легкой промышленности остается текстильная, которая занимает традиционные районы на севере страны, где развивается шерстяное, джутовое и хлопковое производство. Центрами трикотажной промышленности является Париж, Труа, Рубе. Париж и сегодня считается законодателем мод и наибольшим центром швейной промышленности не только во Франции.
Среди других отраслей промышленности важное значение имеет пищевая промышленность. Для нее свойственны небольшие предприятия, размещенные в малых городах и в сельской местности. Ведущими ее отраслями является мясная, молочная, мукомольная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков, прежде всего марочных вин (бордосское, анжуйское, бургундское, кагор), коньяка и безалкогольных напитков. Предприятия первичной переработки сельскохозяйственной продукции сосредоточены в районах производства сырья, а также вблизи мест потребления. Самая большая концентрация предприятий пищевой промышленности - в Иль-де-Франс, Нор-Па-де-кале, Пикардии, Бретани, землях, вдоль Луары.
Франция является известной аграрной страной. По производству хлеба она занимает четвертое место в мире и первое в Европе, сахарной свеклы - первое в мире и в Европе, винограда - второе в мире и в Европе (после Италии), за количеством выращенных свиней - 9 место в мире и Европе, а за наличием КРС - 13 место в мире и второе в Европе (после Российской Федерации). Франция является известным экспортером сельскохозяйственной продукции.
Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью растениеводства (47 %) и животноводства (53 %) в стоимости выработанной продукции. Во Франции интенсивно развивается молочно-мясное животноводство с использованием концентрированных кормов и пастбищного кормопроизводства.
Ориентация Франции на собственную кормовую базу, использование достижений селекции и современной индустриальной базы дает возможность наращивать производство животноводческой продукции даже при некотором сокращении поголовья. Франция считается основным производителем воловьего мяса и телятины в Европе. Для Франции характерно интенсивное свиноводство беконного полусального направления. Во Франции развивается также промышленное птицеводство. Оно приближено к потребителю - большим агломерациям и промышленным центрам.
В целом сельское хозяйство Франции остается наибольшим производителем продовольствия в Европе, продукция которого используется не только для собственных потребностей, но и для экспорта на европейский и мировой рынки. В растениеводстве наибольшую долю занимает зерновое хозяйство (30 %). Основные культуры - пшеница и кукуруза. Основными пшеничными районами являются Северо-французская и Аквитанская низменности. Главные посевы кукурузы сосредоточиваются на южном западе страны. Выращивают также ячмень, а на орошаемых землях в дельте Роны - рис.
Важное место в растениеводстве занимают виноградарство и овощеводство. Здесь собирают ежегодно 7-8 млн. т винограда. Средиземноморское побережье почти все покрыто виноградниками. Много виноградников в Шампане, где в длинных подземных галереях выдерживают всемирно известные шампанские вина. Основная часть винограда направляется на изготовление вин. По качеству и количеству выработанных виноградных вин, а их продуцируется почти 5,6 млн. т, Франция разделяет первое и второе места в мире с Италией.
Основной район виноделия - Лангедок. Марочные вина производятся в районе Бордо (Жиронда), в Шампане, Эльзасе, долине Луары.
Овощеводство больше всего развито в индустриальных районах и в предместьях больших населенных пунктов, в частности вблизи Парижа. Товарное овощеводство характерно также и для побережья Бретани, долины Луары, Гаронны, и Роны. Садоводство больше всего развито в умеренных широтах, где выращивают высокоурожайные сорта яблок, груш, персиков, а в Средиземноморье Франции - маслины.
По обороту внешней торговли (58 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии, Японии. Свыше 3/4 экспорта Франции - это готовая продукция и полуфабрикаты, а именно: сельскохозяйственные товары и продовольствие, оборудование, химические изделия, автомобили, потребительские товары, металлы и др. Большая часть товаров (63 %) отправляются в страны Европейского Союза.
В импорте Франции преобладают химические изделия, потребительские товары, автомобили и другие средства транспорта, продукты питания, топливно-энергетические ресурсы, промышленное сырье и другие товары. Главными импортерами являются страны ЕС, в частности Германия, Италия, страны Бенилюкса, Великобритания и др. Импортирует страна в основном электротехническое и электронное оборудование, минеральное сырье, химическую продукцию и текстиль, нефть, газ, цветные металлы.