Курс лекций по экономике для студентов неэкономических специальностей (с заданиями для самостоятельной работы студентов). Предмет и функции «экономики»

Введение в экономическую теорию

Микроэкономика

Макроэкономика

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Краткий курс лекций по дисциплине «ЭКОНОМИКА». ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Челябинск -2015

релевантные научные источники:

  • Экономика для неэкономических специальностей

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.21 Мб

    Общественное производство, его структура и механизм функционирования. Факторы общественного производства. Потребности и ресурсы. Проблема использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных

  • Ответы к экзамену по курсу Логистика

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.24 Мб

    1. Происхождение термина и краткая история развития логистики 2. Определение логистики. Этапы ее развития 3. Основные понятия логистики. Цель и роль логистики в развитии экономики. 4. логистическая

  • Прогнозирование экономических кризисов на основе фрактального анализа динамики валютных курсов

    Урицкая Ольга Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.62 Мб

    08.00.13. - математические и инструментальные методы экономики. Актуальность темы исследования В условиях открытого рынка и глобализации стабильное функционирование национальной экономики каждого

  • Финансы, денежное обращение и кредит

    Белякова И.В. | учебное пособие для профессии 38.01.03 Контролер банка - Армавир: РИО АЛСИ, 2017. - 30 с. | Учебное пособие | 2017 | Россия | docx/pdf | 0.81 Мб

    Учебно-методическое пособие «Финансы, денежное обращение и кредит» содержит основные темы дисциплины и базируется на требованиях государственного образовательного стандарта СПО специальности

  • Финансовый анализ теория и практика

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 2.04 Мб

    Тема 1. Сущность финансового анализа в условиях рыночной экономики Тема 2. Информационное обеспечение финансового анализа Тема 3. Экспресс – анализ финансового состояния фирмы Тема 4.

  • Экономические основы инвестиционной деятельности коммерческих банков России

    Лазаренко Алла Леонидовна | Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Орел - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 16.15 Мб

    Специальность 08.00.01 - Экономическая теория. Экономика -- Российская Федерация -- Финансы -- Кредит -- Банки -- Инвестиции Экономика -- Российская Федерация -- Финансы -- Операционная техника и

  • Политика США в отношении АТЭС в 1989-2001 годах

    Ширков Андрей Викторович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва - 2008 | Диссертация | 2008 | Россия | docx/pdf | 13.9 Мб

    Специальность 07.00.03 Всеобщая история (Новое и Новейшее время) «Отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, США, перешагнула свои

  • Фармакогностическое изучение четырех видов рода Ledum L

    Коротаева Марина Сергеевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата фармацевтических наук. Ярославль - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 9.26 Мб

    15.00.02 - фармацевтическая химия, фармакогнозия АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Заболевания сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и других систем прогрессируют в современном обществе, что нередко связано

  • Банковское дело РФ

    | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.4 Мб

    Кредитная организация и банк: общие черты и отличия Виды коммерческих банков и их характеристика 3. Структура аппарата управления банка. Типы организационных структур банка, связь организационной

  • Ответы к экзамену по дисциплине Деньги и кредит РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.14 Мб

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика)», включающий учебную программу, пособие к практическим занятиям, методические указания по самостоятельной работе, контрольно-измерительные материалы «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика). Банк тестовых заданий», наглядное пособие «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика). Презентационные материалы».

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА
Тема 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ
Тема 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Тема 6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Тема 7. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Тема 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРУГООБОРОТ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО
Тема 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 10. РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. МУЛЬТИПЛИКАТОР 132
Тема 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛЫ 145
Тема 12. ГОСУДАРСТВО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
Тема 13. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. 186
Тема 14. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 199
Тема 15 СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 207

История становления и этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической теории .

Экономические науки как система знаний человечества занимаются изучением хозяйственного устройства общества. С их помощью люди познают объективные закономерности экономического строя общества, систематизируют явления хозяйственной жизни, вырабатывают практические рекомендации в сферах производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Теоретической и методологической основой всех экономических наук является экономическая теория (экономика).

История становления экономической теории как науки включает в себя труды мыслителей Древнего Востока (Египта, Китая, Индии и др.), Древней Греции и Древнего Рима. Они изучали хозяйственные явления в рамках единой науки об обществе и окружающей человека природы. Принято считать, что экономическая теория берет свое начало с момента выхода в свет в 1615 году книги французского экономиста Антуана де Монкретьена (1575-1622) «Трактат политической экономии».

К этому времени произошел окончательный переход от отрывочных наблюдений и описаний событий хозяйственной деятельности к формированию целостных представлений о природе явлений экономической жизни общества. Название трактата было присвоено новой науке - «политическая экономия». Оно сложилось из трех греческих слов: «полис» - город, государство, общество; «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» -закон и представляет собой науку о законах ведения общественного хозяйства.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономическая теория для неэкономических специальностей, Часть 1, Шибитова Т.М., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Конспект лекций - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 217с.

Пособие к практическим занятиям - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 82с.

Метод. указания по самостоятельной работе – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 61с.

Наглядное пособие – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 139 слайдов

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика)», включающий учебную программу, пособие к практическим занятиям, методические указания по самостоятельной работе, контрольно-измерительные материалы «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика). Банк тестовых заданий», наглядное пособие «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика). Презентационные материалы».

В конспекте лекций по экономической теории для неэкономических специальностей изложены основные темы, дающие представление о микро- и макроэкономике, предмете и методе экономики, рыночной системе, теории поведения потребителя, производстве и издержках фирм и др. В конце лекций предложены вопросы для самопроверки, а также тесты и библиографические списки.

В пособии в систематизированном виде содержится около 400 задач различной степени сложности, которые могут быть использованы как для проверки степени усвоения теоретического материала, так и для самостоятельной работы студентов. Материал подобран таким образом, что, с одной стороны, нацеливает студентов на повышение их образовательной активности, а с другой – формирует их инструментальные и социальные компетенции.
Большая часть заданий разработана авторами настоящего пособия.

Представлена презентация (в виде слайдов) теоретического курса «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика)». Содержание: Предмет и метод экономики. Проблема экономического выбора, Рыночная система. Основы теории спроса и предложения, Теория поведения потребителя в рыночной экономике, Производство и издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, Конкуренция и монополия. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Рынки факторов производства. Формирование цен на ресурсы, Общее равновесие и благосостояние.

Предназначен для студентов неэкономических специальностей.

Формат: pdf / zip (Все 4 части вместе)

Размер: 6,1 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 8
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ 9
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА 9
1.1. История становления и этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической теории 9
1.2. Экономические потребности и экономические блага. Экономические ресурсы и проблема выбора в экономике. Производственные возможности и альтернативные издержки 12
1.3. Экономические системы: содержание, особенности и модели 17
Вопросы 19
Тесты 19
Библиографический список 23
Тема 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 24
2.1. Рынок: сущность, структура и функции. Модели рыночной экономики 24
2.2. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Механизм установления рыночного равновесия 28
2.3. Эластичность спроса и предложения 35
Вопросы 39
Тесты 39
Библиографический список 42
МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА 43
Тема 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 43
3.1. Понятие общей и предельной полезности блага 43
3.2. Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции. Оптимум потребителя 46
3.3. Изменение оптимума потребителя при изменении его дохода и цены одного из потребляемых благ 48
Вопросы 50
Тесты 50
Библиографический список 51
Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ 52
4.1. Классификация предприятий 52
4.2. Экономическая теория производства 54
4.2.1. Издержки производства в краткосрочный период деятельности 56
4.2.2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 63
4.2.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 66
Вопросы 68
Тесты 68
Библиографический список 70
Тема 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 70
5.1. Понятие конкуренции и ее виды 71
5.2. Совершенная конкуренция 71
5.3. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции 75
5.3.1. Чистая монополия 75
5.3.2. Монополистическая конкуренция 81
5.3.3. Олигополия 83
5.4. Ценовая дискриминация 84
Вопросы 85
Тесты 85
Библиографический список 86
Тема 6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЕСУРСЫ 87
6.1. Рынок труда и распределение доходов 87
6.2. Рынок капитала. Процент 92
6.3. Рынок земли. Рента 93
Вопросы 96
Тесты 96
Библиографический список 97
Тема 7. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ 97
Вопросы 100
Тесты 100
Библиографический список 101
Тема 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРУГООБОРОТ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО 102
8.1. Теоретические основы макроэкономического анализа. Народнохозяйственный кругооборот 102
8.2. Основные макроэкономические показатели и национальное счетоводство. Валовой национальный продукт (валовой внутренний продукт) 106
8.3. Дефлятор валового национального продукта и индексы цен. Номинальные и реальные показатели 116
Вопросы 119
Тесты 119
Тема 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 120
9.1. Совокупный спрос AD. Кривая AD 121
9.2. Совокупное предложение AS: классический, неоклассический и кейнсианский подходы 123
9.3. Равновесие в модели AD–AS: кратко- и долгосрочный периоды. Шоки спроса и предложения и стабилизационная политика государства 127
Вопросы 131
Тесты 131
Библиографический список 132
Тема 10. РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. МУЛЬТИПЛИКАТОР 132
10.1. Потребление и сбережения в кейнсианской модели: понятие, графическое изображение, факторы, взаимосвязь. Парадокс бережливости 133
10.2. Инвестиции: виды, факторы, роль в экономике. Инвестиции и сбережения 136
10.3. Равновесие на товарном рынке и механизм его достижения. Инфляционный и рецессионный разрывы 139
10.4. Мультипликатор расходов. Механизм мультипликации и его эффект 141
Вопросы 144
Тесты 144
Библиографический список 145
Тема 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛЫ 145
11.1. Экономический рост: сущность, факторы, типы 146
11.2. Оценка экономического роста и его неравномерность. Колебания экономической активности 149
11.2.1. Оценка и измерение экономического роста. Классический взгляд и взгляд с точки зрения глобализации 149
11.2.2. Изучение экономических кризисов и циклов. Средние, малые циклы и «длинные волны» Н. Д. Кондратьева 149
11.2.3. Вопрос о причинах изменения экономической активности 153
11.3. Безработица как проявление макроэкономической нестабильности 154
11.3.1. Понятие безработицы и её первые теоретические объяснения. Современное представление о полной занятости, типах безработицы и её естественном уровне 154
11.3.2. Современное представление о полной занятости, типах безработицы и её естественном уровне 154
11.3.3. Проблема измерения. Издержки безработицы. Закон Оукена 156
11.4. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности... 157
11.4.1. Понятие инфляции и её измерение 157
11.4.2. Типы инфляции по темпам, формам и причинам возникновения 158
11.5. Взаимосвязь инфляции и безработицы 159
11.5.1. Кривая Филипса в краткосрочном и долгосрочном периодах и стабилизационная политика государства 160
Вопросы 162
Тесты 162
Библиографический список 163
Тема 12. ГОСУДАРСТВО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.... 164
12.1. Экономическая политика государства: основы формирования. Функции государства в рыночной экономике 164
12.2. Фискальная политика и ее виды 165
12.3. Государственный бюджет и налоги. Налоговый мультипликатор... 170
12.4. Деньги и их функции. Денежные агрегаты 174
12.5. Равновесие денежного рынка. Денежный мультипликатор 176
12.6. Банковская система государства. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики 180
Вопросы 185
Тесты 185
Тема 13. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО... 186
13.1. Особенности функционирования открытой экономики 186
13.2. Понятие, структура и основы развития мирового хозяйства. Сущность глобализации мировой экономики 189
13.3. Торговая политика государства 190
Вопросы 197
Тесты 197
МОДУЛЬ 4 СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ 199
Тема 14. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 199
14.1. Понятие переходной экономики, её основные черты 199
14.2.1. Приватизация как исходное системное преобразование 201
14.2.2. Либерализация цен и необходимость стабилизационной политики... 202
14.2.3. Институциональные изменения финансовой, банковской и других систем 204
Вопросы 205
Тесты 205
Библиографический список 206
Тема 15 СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 207
15.1. Приватизация в России, её этапы, особенности и социально-экономические последствия 207
15.2. Либерализация цен в России и необходимость финансовой стабилизации 214
15.3. Выбор экономической стратегии и экономический рост.
Современный этап развития экономики России 215
Вопросы 216
Тесты 216
Библиографический список 217

Главная > Курс лекций

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Составитель Федонина О. В., стё преподаватель кафедры экономической теории

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики». 2.Экономические категории и экономические законы. 3.Методологические основы экономической науки. 4.Экономическая система общества. 1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об-щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига-ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис-пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их - результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст-венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто-янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов 1 .

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы-ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст-ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики - это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про-гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное - насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби-теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це-лом (макроэкономика) и другой уровень - функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото-рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо-зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче-том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи-модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто-рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули-рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй-ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо-зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо-дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе-мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй-ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать - микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по-собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от-дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ-ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу-ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз-действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки .

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна-чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо-мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис-пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. разработок Цент-рального экономико-математического института Российской Акаде-мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция - разра-ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция - непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч-ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по-литика государства в значительной степени и, следовательно, бла-госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник-новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс - это главный компонент современной экономической науки, использование кото-рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?

Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений. Другими словами – это законы, касающиеся процессов производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Ограниченность экономических ресурсов - объективный закон, диктующий необходимость соответствующего субъективного поведения лю-дей в системе хозяйствования. Закон редкости ресурсов, или огра-ниченность производственных возможностей, влияет на любой фак-тор производства - идет ли речь о человеке как работнике или же об орудиях и предметах его труда. В каждый данный момент любым экономическим ресурсам и факторам производства - труду, земле и ее ископаемым, капитально-техническим компонентам про-изводства - свойственна ограниченность: их количество фиксирова-но и имеет пределы; применение многих, в особенности первичных, экономических ресурсов в какой-либо одной сфере исключает воз-можность одновременного их использования в другой. Например, такой первичный ресурс, как земля, ограничен не только в смысле естественных планетарных пределов земной суши или географически обозначенных территорий и границ отдельных стран. Земле как экономическому ресурсу свойственна редкость, ограниченность так-же в том смысле, что каждый конкретный ее участок в одно и то же время может быть использован только в одной Отрасли: либо для выращивания сельскохозяйственной продукции, либо под стро-ительство, либо для добычи природных ископаемых. Использование данного земельного участка в какой-либо одной отрасли исключает возможность его одновременного использования в других, несмотря на то, что потребность в этом существует.

Другим важным экономическим законом является закон безграничности и неутолимости потребности общества (индивидов, институтов). Потребность - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Экономисты изучают материальные потребно-сти, под которыми понимается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

Историю экономической цивилизации, с рассматриваемой точки зрения, можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и институционных потребностей. В процессе удов-летворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. Человек прошел все этапы - от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освоения и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Потребности подразделяются на первичные удовлетворяющие жизненно важные нужды че-ловека (потребности в одежде, питании, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребности досуга: кино, театр, спорт). Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей, иногда подразделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Нет большой необ-ходимости доказывать условность такого деления. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что еще недавно считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые, на-равне с товарами, удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультация юриста, удаление аппендикса и т. п.). Многие изделия и покупаются ради услуг автомобиль, стиральная машина и др.

В состав материальных включаются также потребности предприя-тий, правительственных учреждений и общественных организаций. Частным предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудова-ние, транспортные средства, складские помещения и многое другое для выполнения производственных целей. Обществу, для удовлетворения коллективных потребностей граждан страны, необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие - в ограниченном. Последние называют экономическими благами. Поскольку экономические блага имеются в ограниченном количестве, то для их получения нужны средства - ресурсы.

3. Методологические основы экономической науки.

Методология - это учение о принципах по-строения, формах и способах научного позна-ния. Способы познания существенно зависят от объектов познания. Так, способы познания экономических процессов отличаются от изучения, скажем, высокотемпературной плазмы. Вме-сте с тем, если исследователь хочет получить истинные экономиче-ские знания, то он должен следовать (если это настоящий ученый, а не дилетант) диалектическому методу, который детально изучается в курсе философии. Далее. Форм и способов научного познания много, и большинство из них используется в экономических иссле-дованиях. Это - наблюдения (статистические), обработка полученно-го материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Более подробно остановимся на методе научной абстракции, ко-торым часто приходится пользоваться. Его суть - освобождение на-ших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного, и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного. Только при таком подходе можно выявить сущности высокого порядка и дать достаточно точ-ное описание предмета, сформулировать соответствующие законы, при необходимости придать им математическую форму.

При использовании метода абстракции возникает вопрос о грани-цах абстрагирования ибо можно до такой степени отбрасывать частности, что наше представление о предмете не будет соответст-вовать действительности и в нем возникнет совершенно иной объект. Точных границ абстрагирования нет, здесь все решают чутье и талант исследователя. Следующая ступень познания- это движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования новых теорий, концепций, принципов, а также экономических зако-нов. Важно отметить, что истина всегда существует в форме систе-мы, ибо все элементы предмета взаимодействуют между собой. В динамике системы и ее отдельных элементов важно выявить един-ство исторического и логического, ибо в каждом национальном хозяйстве, в каждой фирме, в каждом домашнем хозяйстве те же самые экономические процессы и явления могут выглядеть совер-шенно по-разному: что вчера было функцией, сегодня выступает в качестве аргумента.

Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем, ибо без этого резко снижаются достоверность научных результатов и их практическая значимость. Математическое моделирование в экономике достаточно сложно: неразработанность ряда областей математики, огромный объем информации, относитель-но короткие сроки, отводимые на обработку данных. Сложность обусловлена и тем, что экономика - многомерная система, характер Функционирования и развития которой носит в значительной степени стохастический характер, т. е. параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены в ней случайными величи-нами и связаны случайными, нерегулярными зависимостями. Следова-тельно, характеристика состояния модели определяется не однознач-но, а через законы распределения их вероятностей.

В экономической науке существует направление, представители которого придают особое значение математическим методам иссле-дований. Среди них - классики: М. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс. Из современных представителей выделим В. Леонтьева, Л. Канторо-вича, С. Шаталина, В. Макарова, А. Аганбегяна, А. Гранберга, К. Вальтуха, В. Дадаяна, А. Анчишкина. Особого внимания заслужи-вает Дж. Нейман - математик, физик, кибернетик, который в содру-жестве с экономистом Принстонского университета О. Моргенштерном опубликовал в 1944 г. классическую работу «Теория игр и экономическое поведение», в которой исследованы многие пробле-мы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально в условиях Перехода Рос-сии к рыночной экономике. Однако разработка моделей пока суще-ственно запаздывает, и они явно недостаточно учитываются руково-дящими органами нашей страны.

4. Экономическая система общества.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг. Важные элементы любой экономической системы: 1)социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; 2)организационные формы хозяйственной деятельности; 3)хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которым руководствуются участники хозяйственной жизни; 4)конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективно-го варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспре-дельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

– что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

– как эти товары и услуги надо произвести?

– кто получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги? В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство,- рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) – и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная.

Кроме того, переход бывших социалистических стран – России, других стран СНГ, стран восточной и центральной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.

Традиционные системы . В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие това-ры и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидуумов определяются наслед-ственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная экономика . Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы здесь составляют собственность государства.

Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приорите-тов. В силу этого производство благ постоянно отрывается от об-щественных потребностей.

Рыночная экономика. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? - определяют рынок, цены, прибыль и убытки.

«Что?» решается платежеспособным спросом, голосованием день-гами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовлетворить желание потре-бителя отдать деньги за нужный ему товар.

«Как?» решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.

«Для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим до-ходом. Следует сразу оговориться, что чистой рыночной экономики никогда не существовало.

Смешанная экономика. Современная рыночная система являет собой широкое разнообразие смешанных форм. Проиллюстрируем это на примере экономики не-которых развитых стран.

Шведская система характеризуется энергичным участием государ-ства в обеспечении экономической стабильности и перераспределе-нии доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для ее успешного проведения "установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50 % валового нацио-нального продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспор-тная способность шведских компаний. Главное достоинство швед-ской модели состоит в том, что она сочетает высокий экономиче-ский рост с высоким уров.нем благосостояния населения и с обес-печением полной занятости. ,

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государствен-ные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при за-имствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и орга-низации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всег-да дает ожидаемый результат (например, кружки качества), посколь-ку в этих странах нет японских традиций.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Достоинством смешанной экономики является эффективность ис-пользования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует одно-значного общепринятого решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обыча-ями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эф-фективного использования собственных ресурсов.

Тема 2. Собственность и экономика

2. Классификация собственности.